Чем удерживается вал водяного насоса от осевого смещения камаз 740

Обновлено: 22.04.2024

Чем удерживается вал водяного насоса от осевого смещения камаз 740

20; 21 – прокладки; 22 – корпус ротора; 23 – корпус центрифуги; 24 – жиклер; 25 – упорный шарикоподшипник; 26 – стальной отражатель; К – сила реакции; – движение потока масла Контрольные вопросы к заданию 1. По какому признаку водитель узнает о неисправности сальникового уплотнения водяного насоса 2. Чем удерживается вал водяного насоса от осевого смещения 3. Чем отличается насос КАМАЗ-740 от других насосов 4. Какой агрегат в системе охлаждения КАМАЗ-740 осуществляет привод вентилятора 5. В каких режимах будет работать вентилятор, если рычаг выключателя гидромуфты установлен в положения А, П, О (см. рис. 1.5) 6. К каким неисправностям может привести работа двигателя с пониженным уровнем охлаждающей жидкости 7. Укажите внешние признаки работоспособности центрифуги 8. За счет чего обеспечивается вращение ротора центрифуги 9. Какие правила нужно соблюдать при сборке центрифуги 10. Почему при очистке центрифуги запрещается снимать ее ротор Инструкционно-технологическая карта № Разборка-сборка водяного насоса системы охлаждения двигателя КАМАЗ-Последовательность Инструмент, Технические условия операций приспособление и указания 1. Разборка водяного насоса двигателя КАМАЗ-1. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления Ключ гаечный 19 мм крыльчатки 2. Снять крыльчатку Съемник специальный 3. Снять шкив Съемник специальный 4. Выбить шпонку шкива Бородок, молоток 5. Снять пылеотражатель - См. рис. 1.6. Снять стопорное кольцо Круглогубцы подшипников 7. Выпрессовать вал насоса Выколотка деревянная, вместе с подшипниками молоток 8. Вынуть сальниковое уп- лотнение из корпуса 2. Сборка водяного насоса двигателя КАМАЗ-Подшипники водяного на1. Запрессовать вал насоса - соса смазываются через подшипниками насоса пресс-масленку в корпусе 2. Установить стопорное - кольцо подшипников 3. Установить сальниковое Сальниковое уплотнение не -- уплотнение должно иметь повреждений Крыльчатка не должна 4. Установить крыльчатку иметь повреждений 5. Завернуть гайку креплеКлюч гаечный 17 мм ния крыльчатки 6. Установить пылеотража- тель 7. Установить шпонку шки- ва Выколотка деревянная, 8. Напрессовать шкив - молоток Инструкционно-технологическая карта № Разборка-сборка масляного насоса, фильтра центробежной очистки масла двигателя КАМАЗ-Последовательность Инструмент, Технические условия операций приспособление и указания 1. Разборка фильтра центробежной очистки масла 1. Отвернуть гайку крепления ко- Ключ гаечный См. рис. 1.10 б, поз. жуха на оси 13 мм 2. Отвернуть пробку в корпусе и зафиксировать ротор от провора- Ключ гаечный Зафиксировать ротор пальцами чивания (повернуть ротор с колпа- 13 мм, бородок стопоров ком на стопорном устройстве) 3. Зажать корпус фильтра в тисках Тиски 4. Отвернуть гайку крепления кол- Ключ гаечный См. рис. 1.10 б, поз. пака 22 мм Очистить колпак и сетчатый 5. Снять колпак фильтр 6. Отвернуть гайку крепления ро- тора на оси 7. Снять упорную шайбу, направляющий стакан и ротор вместе с Ключ гаечный Продефектировать детали, очиопорным подшипником и плоской 22 мм стить ротор шайбой 8. Вывернуть из корпуса центрифуги пробки перепускного и слив- - ного клапанов Ключ гаечный 9. Извлечь пружину и клапан - 27 мм 2. Сборка фильтра центробежной очистки масла Совместить риску на основании ротора с выступающей меткой на 1. Установить клапан в корпус внешней части колпака для обеспечения балансировки ротора Ключ гаечный 2. Завернуть пробки клапанов - 27 мм 3. Установить ротор с опорными - подшипниками и плоской шайбой 4. Установить колпак, вставку, - сетчатый фильтр Момент затягивания гаек колпака 5. Завернуть гайку крепления кол- ротора и наружного колпака не пака ротора более 30 Н·м Продолжение ИТК № Последовательность Инструмент, Технические условия и указания операций приспособление Перед установкой наружного колпака проверить правильность сборки центрифуги по легкости вращения ротора, для чего отжать Ключ гаечный 6. Установить кожух пластину стопорного устройства 13 мм ротора и повернуть ротор на оси – он должен вращаться легко, без заеданий 3. Разборка масляного насоса двигателя КАМАЗ-1. Отвернуть гайку крепления шесКлюч гаечный - терни привода масляного насоса 27 мм 2. Снять шестерню и сегментную Сегментная шпонка не должна Съемник лапный шпонку иметь повреждений 3. Вывернуть болты крепления Ключ гаечный - корпуса радиаторной секции 13 мм 4. Снять корпус - - 5. Извлечь из корпуса ведомую - шестерню с осью 6. Вывернуть из корпуса пробки Ключ гаечный предохранительного клапана и кла- - 24 мм пана смазочной системы 7. Извлечь клапаны с пружинами и Пружины клапанов не должны - шайбами иметь повреждений 8. Вывернуть пробку из нагнетаюКлюч гаечный - щей секции 24 мм 9. Извлечь предохранительный - клапан секции 10. Извлечь валик в сборе с ведущими шестернями, стальной про- ставкой и ведомую шестерню 11. Вывернуть пробки масляных Ключ Продефектировать детали. Очиканалов нагнетающей секции специальный стить масляные каналы шестигранный 4. Сборка масляного насоса двигателя КАМАЗ-1. Завернуть пробки масляных ка- Ключ налов специальный - шестигранный 2. Установить в корпус нагнетаюШестерни секций не должны щей секции ведомую шестерню, - иметь повреждений стальную проставку, валик с ведущими шестернями 3. Установить предохранительный - клапан нагнетающей секции 4. Завернуть пробку клапана Ключ гаечный - 24 мм Окончание ИТК № Последовательность Инструмент, Технические условия и указания операций приспособление 5. Установить предохранительный клапан и клапан смазочной систе- мы с пружинами в корпус радиаторной секции 6. Завернуть пробки клапанов Ключ гаечный - 24 мм 7. Установить в корпус ведомую - шестерню с осью 8. Установить корпус радиаторной - секции 9. Завернуть болты крепления сек- Ключ гаечный - ции 13 мм Задание 3. Тема «Дизельная система питания двигателя» Цель задания – изучить на примере устройства сборочных единиц системы питания двигателя КАМАЗ-740 систему питания дизеля. Приобрести навыки в разборке и сборке топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунки двигателя КАМАЗ-740, уяснить схему работы системы питания и приборов, обеспечивающих подачу, очистку и впрыск топлива.

Иллюстративный материал – рис. 1.11–1.14, учебные плакаты стенды системы питания двигателя КАМАЗ-740.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты – ТНВД в сборе с муфтой опережения впрыска топлива, всережимным регулятором частоты вращения коленчатого вала, топливная форсунка, приспособление для отворачивания гайки крепления муфты опережения впрыска топлива; тиски, комплект рабочих инструментов, динамометрический ключ, комплект специальных приспособлений для разборки насосной секции.

Перечень материалов, изучение которых необходимо при выполнении задания – последовательность проведения отдельных этапов выполнения задания [15], в том числе с описанием операций разборки-сборки в общем виде [1, глава 1]. Вариант детального их описания для системы питания рассмотрен в ИТК № 4 (см. с. 27-28).

1. Изучить схему питания двигателя КАМАЗ-740 топливом, устройство и работу его агрегатов. Для изучения использовать схему топливной системы двигателя КАМАЗ-740 на рис. 1.11 и схему ТНВД на рис. 1.12.

Рис. 1.11. Топливная система двигателя КАМАЗ-740 (четырехтактного дизеля):

1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2, 14 – топливоподкачивающие насосы; 3, 7–9, 11–13, 17–19 – топливопроводы; 4, 5 – тройники; 6 – топливный бак; 10 – фильтр грубой очистки топлива; 15 – форсунка; 16 – насос высокого давления; 20 – кран отбора топлива к подогревателю; – направление движения топлива 2. Частично разобрать ТНВД (см. рис. 1.12) следующим образом:

- снять муфту опережения впрыска топлива 20 с кулачкового вала ТНВД, снять стопорные шайбы 10;

- снять крышку 15 в сборе с рычагами, насос 26 и уплотнительные прокладки, шайбы, заднюю крышку подшипника.

3. Разобрать секцию ТНВД (см. рис. 1.13) в следующем порядке:

- вывернуть штуцер 8 секции ТНВД;

- снять упор 7 с регулировочными шайбами 5 и 6 и пружиной 4;

- снять нагнетательный клапан 3 вместе с прокладкой 2 и корпусом 1;

- снять тарелку пружины толкателя 20, пружину 19, шайбу 18;

- вынуть упорное кольцо 17, плунжер 16, втулку плунжера 15, уплотнительное кольцо 14, поворотную втулку плунжера 9.

4. Собрать секцию ТНВД и в целом ТНВД в последовательности, обратной их разборке, выполняя следующие рекомендации:

- момент силы затягивания гайки крепления муфты опережения впрыска топлива – 100120 Н·м;

- при сборке плунжерной пары совместить продольный паз поворотной втулки с установочным штифтом корпуса секции ТНВД;

- затягивание штуцера секции ТНВД выполнять с моментом силы 100120 Н·м;

- плунжер установить меткой в сторону перепускного отверстия.

5. Изучить форсунку двигателя КАМАЗ-740 (см. рис. 1.14).

6. Разобрать форсунку двигателя КАМАЗ-740 в следующем порядке:

- зажать форсунку в тисках распылителем вверх;

- отвернуть гайку распылителя 4;

- снять распылитель 3, проставку 5, штангу 7, пружину 15, регулировочные прокладки 13;

- вывернуть штуцер подвода топлива 10, вынуть сетчатый фильтр 11.

Собрать форсунку двигателя КАМАЗ-740 в последовательности, обратной разборке. При сборке момент силы затягивания гайки распылителя 7080 Н·м.

Контрольные вопросы к заданию 1. Какое назначение у ТНВД 2. Что произойдет, если нарушить регулировку болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала 3. Чем регулируется давление подъема иглы форсунки и каково это давление 4. Можно ли устанавливать в форсунку двигателя КАМАЗ распылители с форсунок других двигателей Рис. 1.12. Схема разборки топливного насоса высокого давления:

1, 3 – винты с шайбами; 2 – крышка подшипника задняя в сборе; 4, 12, 14, 19, 28 – шайбы плоские; 5 – ввертыш; 6 – фильтр в сборе; 7, 27 – прокладки; 8 – прокладка задней крышки;

9 – секция в сборе; 10 – шайба стопорная штуцера; 11, 25 – гайки с шайбами; 13, 18 – болты с шайбами; 15 – крышка регулятора верхняя; 16 – прокладка верхней крышки; 17 – шплинтпроволока; 20 – муфта опережения впрыска топлива в сборе; 21 – гайка колпачковая с шайбой; 22 – винт; 23 – кожух защитный; 24 – корпус топливного насоса высокого давления в сборе; 26 – насос топливный низкого давления в сборе Рис. 1.13. Схема разборки секции топливного насоса высокого давления:

1 – корпус клапана; 2 – прокладка; 3 – клапан нагнетательный; 4, 19 – пружины; 5, 6, 11, 18 – шайбы; 7 – упор пружины клапана;

8 – штуцер топливного насоса;

9 – втулка плунжера поворотная с осью в сборе; 10, 12 – штифты;

13 – корпус секции с фланцем в сборе; 14 – кольцо уплотнительное; 15 – втулка плунжера;

16 – плунжер; 17 – кольцо упорное; 20 – тарелка пружины толкателя Рис. 1.14. Форсунка двигателя КамАЗ-740:

1 – игла распылителя; 2 – кольцевая полость; 3 – распылитель;

4 – накидная гайка; 5 – проставка; 6 – штифты; 7 – штанга;

8 – корпус; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – штуцер; 11 – сетчатый фильтр; 12 – втулка;

13 – регулировочные шайбы;

14 – опорная шайба; 15 – пружина Инструкционно-технологическая карта № Разборка-сборка топливного насоса высокого давления двигателя КАМАЗ-Последовательность Инструмент, Технические условия и операций приспособление указания 1. Разборка топливного насоса высокого давления Специальное при1. Отвернуть гайку крепления муфты способление из опережения впрыска топлива комплекта 2. Снять муфту с кулачкового вала - ТНВД 3. Вывернуть винты крепления защитСм. рис. 1.Отвертка ных кожухов 4. Снять кожухи 5. Вывернуть болты крепления верхней Ключ гаечный 10 мм крышки, снять пружинные и плоские шайбы 6. Снять крышку в сборе с рычагами 7. Снять уплотнительную прокладку - Снимать осторожно 8. Отвернуть гайки крепления топливо- подкачивающего насоса 9. Снять насос и уплотнительную проКлюч гаечный 13 мм кладку См. рис. 1.10. Вывернуть винты крепления задней - крышки подшипника 11. Снять шайбы, крышку и уплотниОтвертка тельную прокладку 2. Разборка секции топливного насоса высокого давления 1. Вывернуть штуцер секции ТНВД Ключ гаечный 19 мм 2. Снять упор с регулировочными шай- бами и пружиной 3. Снять нагнетательный клапан вместе Приспособление из с прокладкой и корпусом комплекта для снятия клапана См. рис. 1.4. Снять тарелку пружины толкателя, - пружину, шайбу 5. Вынуть упорное кольцо, плунжер, 6. втулку плунжера, уплотнительное - кольцо, поворотную втулку плунжера 3. Сборка секции топливного насоса высокого давления 1. Установить поворотную втулку Продольный паз повоплунжера, уплотнительное кольцо, втул- ротной втулки совмеску плунжера, плунжер, упорное кольцо тить с установочным - Плунжер установить меткой в сторону штифтом корпуса секции перепускного отверстия. ТНВД 2. Установить шайбу, пружину, тарелку - пружины толкателя Продолжение ИТК № Последовательность Инструмент, Технические условия и операций приспособление указания 3. Установить нагнетательный клапан с - прокладкой и корпусом 4. Установить упор с регулировочными - шайбами и пружиной Ключ гаечный 19мм, Момент силы затягива5. Завернуть штуцер секции топливного ключ ния штуцера насоса динамометрический 100120 Н·м 4. Сборка топливного насоса высокого давления 1. Установить под заднюю крышку подшипника вала ТНВД уплотнительную Ключ гаечный 13 мм прокладку и завернуть винты крепления задней крышки подшипника 2. Установить уплотнительную прокладку под топливоподкачивающий на- - сос 3. Установить насос, закрепить его гайКлюч гаечный 13 мм ками с пружинными шайбами См. рис. 1.121.4. Установить прокладку под верхнюю - крышку 5. Установить крышку в сборе с рыча- гами 6. Закрепить крышку болтами с пруКлюч гаечный 10 мм жинными шайбами и плоскими шайбами 7. Установить кожухи и закрепить вин- тами 8. Установить муфту опережения впрыОтвертка ска топлива на кулачковый вал насоса Специальное Момент силы затягива9. Закрепить муфту гайкой приспособление ния 100120 Н·м 5. Разборка форсунки двигателя КАМАЗ-1. Зажать форсунку в тисках Тиски Распылитель вверху 2. Отвернуть гайку распылителя Ключ гаечный 19 мм 3. Снять распылитель, проставку, штан- гу, пружину, регулировочные прокладки См. рис. 1.4. Вывернуть штуцер подвода топлива Ключ гаечный 17 мм 5. Вынуть сетчатый фильтр из корпуса - 6. Сборка форсунки двигателя КАМАЗ-1. Установить сетчатый фильтр в корпус - форсунки 2. Завернуть штуцер подвода топлива Ключ гаечный 17 мм 3. Установить в корпус регулировочные См. рис. 1.прокладки, пружину, штангу, проставку, - распылитель 4. Завернуть гайку распылителя Ключ гаечный 19 мм 5. Освободить форсунку из тисков - 2. ТРАНСМИССИЯ Задание 4. Тема «Трансмиссия автомобиля КАМАЗ-5320» Цель задания – изучить на практике устройство сцепления, коробки передач, карданной передачи, задних мостов, получить начальные навыки в операциях разборки-сборки агрегатов трансмиссии.

Иллюстративный материал – учебные плакаты, рис. 2.1–2.7.

Монтажное оборудование, приспособления, инструменты – коробка передач автомобиля КАМАЗ-5320, мосты в сборе (главная передача, дифференциал, полуоси) КАМАЗ-5320, карданные передачи автомобиля КАМАЗ-5320, разрез коробки передач (КП) автомобиля КАМАЗ-5320 (для изучения взаимного расположения шестерен и синхронизаторов). Приспособление для разборкисборки сцепления, для выпрессовки крышки подшипника, съемник трехлапный, комплект инструментов, выколотка из мягкого металла (например, медная, бронзовая), коловорот, пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КП), 41 мм (для карданного вала), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накидной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, ключ специальный для регулировки роликовых подшипников, шплинтодер, шплинт, проволока 1,8 мм, дополнительный комплект шайб.

Перечень материалов, изучение которых необходимо при выполнении задания – последовательность проведения отдельных этапов выполнения задания [15], в том числе с описанием операций разборки-сборки в общем виде [1, глава 2], в том числе операций разборки-сборки сцепления, коробки передач, карданной передачи автомобиля КАМАЗ-5320. Варианты выполнения части задания, связанной с операциями разборки-сборки указанных узлов, приведены в ИТК № 5, № 6 (см. с. 38–42).

1. Изучить сцепление автомобиля КАМАЗ-5320 (для изучения использовать рис. 2.1, 2.2) 2. Разобрать сцепление автомобиля КАМАЗ-5320 (см. рис. 2.1), выполняя операции:

- нанести метки на кожухе 17 и нажимном диске 7 для того, чтобы не разбалансировать сцепление при последующей сборке;

- установить сцепление на приспособление и, вращая гайку винта, сжать нажимные пружины до ослабленного состояния отжимных рычагов;

- отрегулировать регулировочные гайки с опорных вилок отжимных (оттяжных) рычагов 9;

Чем удерживается вал водяного насоса от осевого смещения камаз 740

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1.9.

РЕМОНТ ВОДЯНОГО НАСОСА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740

Общая трудоемкость — 53,0 чел. мин Исполнитель — слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИБОРЫ, ИНСТРУМЕНТ

РАЗБОРКА ВОДЯНОГО НАСОСА

Трудоемкость — 17,0 чел. мин
1. Установить водяной насос в сборе в приспособление для разборки. (Приспособление).
2. Отогнуть усы стопорной шайбы 11 (Рис. 1) и, удерживая валик от проворачивания за шкив 14, отвернуть колпачковую гайку 12 крепления крыльчатки и снять шайбу 11. (Молоток, зубило, отвертка 8,0 мм, ключ кольцевой гаечный 19 мм).
3. Установить съемник и снять крыльчатку 18 (Рис. 2) насоса с валика 13. (Съемник крыльчатки, ключи гаечные кольцевые 12 и 19 мм).
4. Вынуть пружину 3 (Рис. 3), манжету 5 торцевого уплотнения в сборе с обоймами 2 и 4 и упорное кольцо 6. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Пинцет, отвертка 6,5 мм).
5. Снять с валика 13 (Рис. 2) насоса уплотнительное кольцо 19.с обоймой 20 и кольцо 21 упорное. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Отвертка 6,5 мм, пассатижи).
6. Отвернуть болт 1 крепления шкива с пружинной 3 и плоской 4 шайбами. (Головка сменная 17 мм удлинитель 150 мм, ключ трещеточный, съемник шкива). Установить съемник и снять с валика шкив.
7. Выпрессовать шпонку 12 из валика 13 водяного насоса. (Молоток, зубило).
8. Вывернуть болты 24 (Рис. 3) крепления крышки из корпуса с шайбами 19, снять крышку 16 в сборе с манжетой 17 и прокладку 15. Работу выполнять на двигателе КамаЗ-740 до № 110661.

(Ключ гаечный кольцевой 10 мм, отвертка 6,5 мм).

9. Снять с валика 13 (Рис. 2) насоса пылезащитную шайбу 9. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Отвертка 6,5 мм).

10. Вынуть из корпуса 24 насоса стопорное кольцо 10. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Специальные пассатижи).

11. Установить водяной насос на пресс и выпрессовать валик в сборе с подшипниками. (Пресс гидравлический мод. Р-377).

12. Выпрессовать из корпуса 8 (Рис. 3) водяного насоса кольцо 7 корпуса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Молоток, оправка).

13. Вынуть манжету 9 из корпуса 8 водяного насоса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Отвертка 10,0 мм).

14. Выпрессовать из корпуса 24 (Рив^ 2) водяного насоса водоотражающую шайбу 15. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Оправка, молоток).

15. Выпрессовать сальник 22 из корпуса 24 водяного насоса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Оправка, молоток).

16. Спрессовать подшипники 11 и 14 с валика водяного насоса. На двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Пресс ручной мод. ОКС-761-2, технологические пластины). Вместе с задним подшипником 11 (Рис. 3) спрессовывается и втулка 10 манжеты задняя.

17. Выпрессовать манжету 17 из корпуса 16 манжеты водяного насоса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Отвертка 10,0 мм).

18. Спрессовать втулку 18 со шкива 1 водяного насоса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Молоток, зубило).

МОЙКА ДЕТАЛЕЙ ВОДЯНОГО НАСОСА

Трудоемкость — 3,0 чел. мин

19. Промыть детали водяного насоса и обдуть их сжатым воздухом. Установка для мойки деталей мод. 196М, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом мод. С-417).

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ВОДЯНОГО НАСОСА

20. Продефектовать детали водяного насоса. Дефектовку производить согласно карты дефектовки № 1.10.


Рис. 1. Водяной насос:
а — до усовершенствования: 1 — пылеотражатель; 2 — стопорное кольцо; 3, 4 — шарикоподшипники; 5 — водоотражатель; 6 — крыльчатка; 7 — сальник; 8 — валик; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — упорное кольцо; 11 —шайба; 12 — колпачковая гайка; 13 — корпус; 14 — шкив; б — усовершенствованная конструкция: 1 — шкив; 2 — болт; 3 — шайба; 4, 6 — подшипники; 5 — пресс-масленка; 7 — манжета; 8 — сальник

Устройство, ТО, диагностика неисправностей и ремонт КШМ Камаз-740

Тема: Устройство, ТО, диагностика неисправностей и ремонт КШМ Камаз-740.

1.Введение

2. Устройство и принцип действия КШМ Камаз-740

3. Диагностика КШМ Камаз-740

4. ТО КШМ Камаз-740

5. Основные неисправности КШМ Камаз-740

6. Ремонт КШМ Камаз-740

7. Требования безопасности. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей

8. Список используемой литературы

1.Введение

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) автомобиля КаМАЗ-740

Кривошипно-шатунный механизм. Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом поршневого двигателя. Он служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. В кривошипно-шатунный механизм входят блок цилиндров с картером и головкой цилиндров, шатунно-поршневая группа и коленчатый вал с маховиком. Блок цилиндров с картером и головка цилиндров являются неподвижными частями кривошипно-шатунного механизма. В подвижных частей механизма относятся коленчатый вал с маховиком и детали шатунно-поршневой группы: поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы и шатуны.

Кривошипно-шатунный механизм можно классифицировать по следующим признакам:

1) по расположению цилиндров;

2) по перемещению поршней в цилиндре

- с вертикальным перемещением поршня

- с горизонтальным перемещением поршня

- с перемещением поршня под углом.

2. Устройство и принцип действия КШМ Камаз-740

В двигателе КамАЗ-740 применена система питания топливом раздельного типа есть функции топливного насоса высокого давления и форсунки разделены). Она включает в себя топливные баки, топливный фильтр грубой очистки, топливный фильтр тонкой очистки, топливо-подкачивающий насос низкого давления, насос ручной прокачки топлива, топливный насос высокого давления (ТНВД) с всережимным регулятором и автоматической муфтой опережения впрыска топлива, форсунки, топливо-проводы высокого и низкого давления и контрольно-измерительные приборы.Топливо из топливного бака под действием разрежения, создаваемого топливо подкачивающих насосом, через фильтры грубой и тонкой очистки по топливо-проводом низкого давления подается к топливному насосу высокого давления. Согласно порядку работы двигателя (1-5-4-2-6-3-7-8) ТНВД подает топливо под высоким давлением и определенными порциями через форсунки в камеры сгорания цилиндров двигателя. Форсунками топливо распыляется. Излишки топлива, а вместе с ними и попавший в систему, через перепускной клапан ТНВД и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки поступает в топливный бак. Топливо, которое просочилось через зазоры в форсунке также возвращается в зону низкого давления.

1 - бак топливный; 2 - топливопровод; 3 - тройник; 4 - фильтр грубой очистки топлива; 5 - сливной дренажный топливопровод форсунок левого ряда; 6 - форсунка; 7 - подводит топливопровод к насосу низкого давления 8 - топливопровод высокого давления; 9 - ручной паливопидкачувальний насос; 10 - топливонагнитающий насос низкого давления, 11 - топливопровид до фильтра тонкой очистки; 12 - топливный насос высокого давления; 13 - топливопровод к электромагнитного клапана; 14 - электромагнитный клапан; 5 - сливно-дренажный топливопровода форсунок правого рядовые, 16 - свеча факелова; 17 - дренажный топливопровод насоса высокого давления; 18 - фильтр тонкой очистки топлива; 19 - подводит топливопровод к ТНВД; 20 - дренажный топливопровод фильтра тонкой очистки топлива; 21 – сливной топливопровод; 22 - кран распределительный

Устройство КШМ Камаз-740

Блок цилиндров является корпусной деталью двигателя, он служит основанием для установки и крепления всех его механизмов и систем. Блок цилиндров представляет собой (рис 9) монолитную чугунную отливку с отверстиями, каналами, перегородками и обработанными привалочными плоскостями. В верхней части блока под углом 90 расположены два ряда гнезд для установки гильз, один ряд смещен относительно другого на 20,9 мм, В блоке имеются внутренние полости и каналы для прохода охлаждающей жидкости, вместе они образуют рубашку охлаждения двигателя. Нижняя часть блока называется картером. Здесь устанавливается коленчатый вал. В картере имеются отверстия для прохода масла к трущимся деталям двигателя и к фильтрам смазочной системы. Внутри картер имеет три оребренные перегородки, увеличивающие его жесткость. В этих перегородках, а также в передней и задней стенках картера выполнены расточки, закрываемые крышками 4,5 и являющиеся коренными опорами коленчатого вала. Крышки опор расточены вместе с картером, устанавливаются в строго фиксированном положении и невзаимозаменяемые. Каждая крышка крепится к картеру четырьмя специальными болтами.


Гильзы цилиндров являются направляющими для поршней и вместе с головкой образуют полость, в которой осуществляется рабочий процесс двигателя. Они изготовлены отдельно от блока из специального чугуна и закалены токами высокой частоты. На наружной поверхности гильзы имеются верхний и нижние пояски для центрирования и фиксации при запрессовке в блок, а в верхней части упорный бурт для установки на торец блока и надежного уплотнения газового стыка с головкой цилиндров. Наружная поверхность между поясками омывается охлаждающей жидкостью, такие гильзы называются «мокрыми». Уплотнение рубашки охлаждения обеспечивается резиновыми кольцами: в верхней части одно кольцо установлено под буртом в проточке гильзы, в нижней части вала кольца - в проточке блока. Внутренняя поверхность гильз обработана с высокой точностью и чистотой, она называется зеркалом цилиндра. Для лучшего удержания смазки на этой поверхности имеется мелкая редкая ромбовидная сетка.


Головки цилиндров (рис.10) образуют верхнюю часть рабочей полости двигателя; каждый цилиндр имеет свою головку, изготовленную из алюминиевого сплава. В головке имеется рубашка охлаждения, соединяющаяся с рубашкой блока, отверстия для прохода масла, впускные и выпускные каналы и гнездо под форсунку. Выпускной канал имеет специальный профиль, обеспечивающий вихревые движения воздуха в цилиндре, что улучшает смесеобразование и сгорание топлива в цилиндре. В головку запрессованы чугунные седла 9 и металлокерамические направляющие втулки 6 клапанов 10. При установке на блок головка точно фиксируется двумя штифтами и крепится к нему четырьмя болтами. Между блоком и головкой устанавливается стальная уплотнительная прокладка. При затяжке болтов крепления эта прокладка деформируется кольцом 7, запрессованным в нижнюю плоскость головки, тем самым достигается надежное уплотнение газового стыка между этими деталями и предотвращается прорыв газов из цилиндра. Перепускные отверстия для прохода воды и масла, а также стык головки и блока по периметру уплотняются резиновыми формованными прокладками.

Сверху головка закрывается алюминиевой крышкой 4 через уплотнительную прокладку 2; крышка крепится к головке болтом 3.

Поддон картера закрывает кривошипно-шатунный механизм снизу и является резервуаром для масла. Он изготовлен штамповкой из листовой стали и крепится к картеру болтами через уплотнительную прокладку. В поддоне имеется отверстие, закрывается пробкой, для слива масла из двигателя. Поддоны двигателей автомобилей КамАЗ-4310 и Урал-4320 различаются формой и невзаимозаменяемые.


Поршни (рис. 11) служат для восприятия давления газов и осуществления вспомогательных тактов, они отливаются из алюминиевого сплава с большим содержанием кремния. В поршне различают уплотняющую часть головку и направляющую часть-юбку. В утолщенном днище головки выполнена камера сгорания, имеющая тороидальную форму, а на боковой поверхности головки имеются три кольцевые канавки под поршневые кольца. В верхнюю канавку, наиболее нагруженную, залита вставка из жаропрочного чугуна, в нижней канавке выполнены отверстия для прохода масла. С внутренней стороны в поршне имеются массивные приливы бобышки с отверстиями под палец. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму: диаметр головки меньше диаметра юбки, сама юбка имеет форму конуса по высоте, а в поперечном сечении форму эллипса с большим диаметром в направлении перпендикулярном оси отверстий под палец.

При нагреве алюминиевый поршень расширяется и вследствие неравномерного распределения металла изменяет свои размеры таким образом, что его форма становится близкой к цилиндрической, это предотвращает его заклинивание в цилиндре и обеспечивает оптимальный зазор в сопряжении 9 поршень-цилиндр. Эллипсность юбки позволяет иметь уменьшенный зазор в этом сопряжении и снижать шум при работе непрогретого двигателя.

Нижняя часть юбки имеет внутреннее кольцевое утолщение, что увеличивает жесткость поршня. При сборке двигателя поршни подбираются по массе, в случае необходимости металл срезается с указанного утолщения.

Для приработки поршня в гильзе на поверхность юбки наносится коллоидно-графитное покрытие.

Поршневые кольца предназначены для предотвращения прорыва пазов через зазор между поршнем и стенкой гильза также для удаления излишков масла со стенок цилиндра, препятствуя проникновению его в камеру сгорания. Кроме того, через кольца значительная часть тепла, поглощаемого головкой поршня при сгорании топлива, отводится к стенкам цилиндра. На поршне устанавливаются три кольца - два верхних называются компрессионными, нижнее - маслосъемное

Кольцо имеет разрез, называемый замком, он обеспечивает свободное расширение кольца при нагревании и позволяет устанавливать кольцо на поршень. Компрессионные кольца изготавливаются из чугуна с шаровидным графитом; в сечении они имеют форму односторонней трапеции. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца как более нагруженного покрыта слоем хрома, нижнего - слоем молибдена, Маслосъемное кольцо сборной конструкции, оно состоит из чугунного кольца коробчатого сечения с хромированной рабочей поверхностью и витого пружинного расширителя" Чугунное маслосъемное кольцо имеет прорези для прохода масла" При установке компрессионных колец па поршень их размещают наклонной стороной трапеции вверх, кроме того все три кольца располагают так, чтобы их замки находились по окружности под углом 90°.

Поршневые пальцы предназначены для шарнирного соединения поршней с шатунами. Пальцы испытывают значительные нагрузки, поэтому они изготавливаются из стали, подвергаются цементации и закалке токами высокой частоты, их рабочая поверхность шлифована. Для уменьшения масон пальцы выполнены пустотелыми.

Палец размещается в отверстиях бобышек поршня и верхней головки шатуна свободно и при работе двигателя может поворачиваться вокруг своей оси, такой палец называется плавающим. От осевого смещения палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами. При сборке с поршнем палец устанавливается с натягом, это обеспечивает необходимый зазор в нагретом двигателе и предотвращает стуки в этом сопряжении. Натяг достигается нагревом поршня перед сборкой в масле (в воде) до температуры 55…70°С.

Шатуны воспринимают от поршней и передают коленчатому валу давление газов при рабочих ходах, они обеспечивают перемещение поршней при совершении вспомогательных тактов. Шатуны изготовляются горячей штамповкой из стали. В шатуне различают верхнюю головку, стержень двутаврового сечения и нижнюю головку. В верхнюю головку запрессована биметаллическая втулка 7 с рабочим бронзовым слоем, в ней и головке имеется отверстие для прохода масла к трущимся поверхностям.

Для обеспечения сборки нижняя головка выполнена разъемной. Крышка 10 нижней головки крепится с помощью двух болтов 9, запрессованных в шатун; эти крышки окончательно обрабатываются вместе с шатунами, поэтому они невзаимозаменяемые. На крышке и шатуне нанесены метки спаренности в виде трехзначных номеров, на крышке выбит также порядковый номер цилиндра. В нижнюю головку вставляется подшипник скольжения, состоящий из двух взаимозаменяемых сменных тонкостенных вкладышей с рабочим слоем из оловянистой бронзы . От осевого смещения и провертывания вкладыши удерживаются усиками, ходящими в пазы крышки и шатуна; при сборке эти пазы должны быть расположены по одной стороне шатуна. На один двигатель устанавливаются шатуны с разницей в массе не более 8 г.


Коленчатый вал (рис 12) воспринимает усилия от шатунов и преобразует их в крутящий момент, он также обеспечивает движение поршней во время вспомогательных тактов и пуска двигателя и приводит в действие вспомогательные механизмы. Вал изготавливается штамповкой из стали. Он имеет пять коренных и четыре шатунных шейки, соединенных между собой щеками. Передняя часть вала называется носком, задняя -хвостовиком. Щеки изготовлены заодно с противовесами, на носке и хвостовике также установлены противовесы 3 и 8, напрессованные на вал и удерживаемые от проворачивания шпонками. Шатунные шейки вместе со щеками образуют кривошипы. Противовесы служат для разгрузки коренных опор от центробежных сил. возникающих при вращении кривошипов. Шейки вала упрочнены азотированием, закалены токами высокой частоты, шлифованы и полированы. Коренные шейки имеют продольные и радиальные каналы для прохода масла к подшипникам ; в шатунных шейках выполнены полости, закрытые заглушками. В этих полостях масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются с поперечными каналами в коренных шейках наклонными отверстиями, просверленными в щеках вала. На носке вала установлена шестерня 4 привода масляного насоса, на хвостовике распределительная шестерня 7 в сборе с маслоотражателем 6.

В торцевой части носка выполнены отверстия для установки полумуфты (двигатель автомобиля КамАЗ-4310) или фланца (двигатель автомобиля Урал-4320) отбора мощности. В торце хвостовика имеется расточка для установки подшипника коробки передач и два отверстия под болты фиксации маховика. От осевых смещений вал фиксируется четырьмя упорными сталеалюминевыми полукольцами 9, установленными в выточках блока и крышке задней коренной опоры. Уплотнение вала в картере обеспечивается передним и задним маслоотражателями, а также сальником, запрессованным в картер маховика.

Коренные подшипники коленчатого вала выполнены в виде тонкостенных вкладышей II, изготовленных из стальной ленты с рабочим слоем из свинцовистой бронзы. Верхний и нижний вкладыши невзаимозаменяемые, верхний вкладыш имеет отверстие для подвода масла к шатунным подшипникам.


Рис. 13. Маховик двигателя автомобилем КамАЗ-4310 и Урал-4320: 1-зубчатый венец; 2- фиксатор маховика; 3-болт крепления: маховика; 4-упорнос кольцо; 5-установочная втулка; 6-манжета ведущего вала коробки передач

Маховик (рис 13) предназначен для уменьшения неравномерности вращения коленчатого вала; накопления энергии, необходимой для совершения подготовительных тактов и вывода поршней из мертвых точек. Через маховик крутящий момент от двигателя передается трансмиссии автомобиля; энергия, накопленная маховиком, помогает автомобилю трогаться с места. Маховик отлит из чугуна, устанавливается на торец хвостовика коленчатого вала при помощи двух штифтов и крепится к нему восьмью болтами. На маховик напрессован зубчатый венец для соединения с шестерней стартера. На маховике имеется паз под фиксатор и отверстия для проворачивания коленчатого вала ломиком. Маховик в сборе с коленчатый валом подвергают балансировке.

3. Диагностика КШМ Камаз-740

К характерным повреждениям кривошипно-шатунного механизма (КШМ) относятся: износ цилиндров, поршневых колец, канавок, стенок и отверстий в бобышках поршня, поршневых пальцев, втулок головок шатунов, шеек и вкладышей коленчатого вала; закоксование колец, характерным отказам - поломка поршневых колен, задиры зеркала цилиндров и заклинивание поршней, о подплавление подшипников, появление трещин блока цилиндров Основными признаками неисправности КШМ являются: уменьшение компрессии и цилиндрах, появление шумов и стуков при работе двигателя, прорыв газов в картер и увеличение расхода масла. При этом, как правило, увеличивается расход топлива снижения мощность двигателя. В результате износа цилиндра, поршня и поршневых колец происходит падение компрессии (давления конца сжатия), мощности, уменьшается частота вращения коленчатого вала, увеличивается расход топлива и смазочного масла, появляется дым в картере двигателя. Эти же явления могут наблюдаться и в результате закоксовывания поршневых колец. Падение компрессии в дизельных двигателях сильно затрудняет их пуск, особенно при низких температурах. Стуки поршней, пальцев, а также стуки в шатунных и коренных подшипниках возникают при сильном увеличении зазоров в сопряжениях этих деталей в процессе их износа.

4. ТО КШМ Камаз-740

При ЕО двигатель очищают от грязи, проверяют его состояние визуально и прослушивают работу в разных режимах.

При ТО-1 проверить крепление опор двигателя. Проверить герметичность соединения головки цилиндров, поддона картера, сальника коленчатого вала. При не плотном соединении головки с блоком, будут видны подтёки масла на стенках блока цилиндров. При неплотном соединении поддона картера и сальника коленчатого вала так же судят по подтекам масла.

При ТО-2 необходимо подтянуть гайки крепления головок цилиндров. Подтяжку головки из алюминиевого сплава производят на холодном двигателе динамометрическим ключом либо обычным без применения насадок. Усилие должно быть в пределах 7,5 – 7,8 кгс/м. Подтяжка должна производиться от центра, постепенно перемещаясь к краям и при этом должна идти крест на крест, без рывков (равномерно). Подтянуть крепление поддона картера.

Ремонт водяного насоса (помпы) двигателя КамАЗ 740

Схема и составные части водяного насоса двигателей КамАЗ 740

Водяной насос (помпа) двигателя КамАЗ 740 крепится на переднюю левую часть блока цилиндров. Для крепления к блоку, в корпусе помпы имеется три отверстия под болты. Ремонт помпы может потребоваться в случае потери ею герметичности и образования течи охлаждающей жидкости, а также если заклинил вал водяного насоса.

kamaz-nasos-vodyanoy_chertez

насос-водяной-помпа-камаз

1. Шкив 2. Шайба пылеотражательная 3. Стопорное кольцо 4. Подшипники 1160305-А и 1160304-К 5. Шпонка вала 6. Вал водяного насоса 7. Манжета водяного насоса 8. Корпус водяного насоса 9. Сальник 10. Кольцо упорное 11. Кольцо уплотнительное 12. Обойма кольца уплотнительного 13. Крыльчатка 14. Масленка 15. Заглушка насоса

Для демонтажа насоса для произведения ремонтных работ:

  • слейте охлаждающую жидкость,
  • снимите ремни привода со шкива,
  • выверните три болта крепления,
  • отсоедините водяные трубы.

Порядок разборки и ремонта помпы КамАЗ

После демонтажа помпы с двигателя, разберите насос в следующем порядке:

  • отогните стопорную шайбу и, удерживая валик от проворачивания за шкив, отвер­ните колпачковую гайку;
  • снимите крыльчатку съемником;
  • снимите уплотнительное резиновое кольцо с обоймой и упорное кольцо;
  • снимите сальник;
  • выверните болт, снимите шайбу;
  • снимите шкив съемником;
  • снимите шпонку и пылеотражатель;
  • снимите стопорное кольцо;
  • снимите вал в сборе с подшипниками;
  • снимите манжету.

Для ремонта водяного насоса КамАЗ вам могут понадобиться запасные части, входящие в ремонтный комплект:

  1. Манжета армированная
  2. Сальник
  3. Вал
  4. Подшипник вала 1160305-А
  5. Подшипник вала 1160304-К
  6. Уплотнительное кольцо
  7. Стопорное кольцо
  8. Шпонка вала
  9. Крыльчатка

remkomplect_vod_nasosa_kamaz

krilchatka_kamaz

В процессе эксплуатации помпы, обратите внимание, что отверстия выполненные в корпусе водяного насоса не должны быть закупоренными. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между уплотнением и подшипником. Нижнее отверстие предназначено для контроля герметичности торцового уплотнения и одновременно выполняет функцию дренажного отверстия. При выявлении течи рабочей жидкости из нижнего отверстия торцовое уплотнение подлежит замене. Также осуществляете смазку подшипников через масленку.

Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка водяного насоса системы охлаждения двигателя КамАЗ-740»

Водяной насос системы охлаждения двигателя предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ).

Помпа КамАЗа расположена в передней части левого блока цилиндров и приводится в действие вращением, передаваемым от шкива гидромуфты двигателя посредством ременной передачи.

Поломка помпы ведет за собой вскипание антифриза и выход из строя всего двигателя. Контроль за уровнем и качеством ОЖ поможет обеспечить исправное состояние насоса.

Помпа КамАЗ: как поменять

Устройство и принцип работы

Водяная помпа представляет собой насос центробежного типа, который состоит из:

  • корпуса;
  • вала;
  • 2 шарикоподшипников;
  • торцевого уплотнения;
  • крыльчатки;
  • шкива.

Литой корпус выполнен из чугуна или алюминия и имеет 2 патрубка: всасывающий — соединен с радиатором, а напорный — с рубашкой блока цилиндров. Такая схема подключения дает возможность перекачки уже охлажденной в радиаторе жидкости.

На корпусе помпы имеется 2 отверстия: верхнее служит для вентиляции полости подшипникового узла, а нижнее предназначено для контроля протечек антифриза при нарушении герметичности уплотнения; оно одновременно выполняет роль дренажа.

В связи с тем, что привод помпы механический и напрямую связан с двигателем, скорость циркуляции ОЖ зависит от оборотов мотора. Чем выше частота вращения, тем интенсивней охлаждение.

Торцевое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза из гидравлической (водяной) полости в подшипниковый узел. Оно устанавливается на вал и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) части.

Герметичность обеспечивается графитовыми уплотняющимися поверхностями, на которые наносится графитовая смазка.

Для создания плотного соединения на подвижной части уплотнительного устройства устанавливается пружина. Со временем графитовые поверхности вырабатываются и теряют герметичность. В этом случае есть возможность их замены. Рабочее колесо надевается на вал помпы и стопорится гайкой. Насос устанавливается на блок цилиндров на специальную прокладку, уменьшающую вибрацию.

Неисправности и ремонт

Причиной неисправности водяного насоса является потеря герметичности торцевого уплотнения. После попадания горячей ОЖ в полость расположения подшипников из последних вымывается смазка.

Через некоторое время помпа начинает греметь, а потом ее заклинивает.

Самостоятельная диагностика позволяет выявить такой дефект по течи антифриза из контрольного отверстия, люфту вала, а в зимнее время — по снижению эффективности работы печки кабины.

Восстановление работоспособности насоса можно провести путем агрегатной замены. Но большинство водителей делают ремонт помпы КамАЗа своими руками.

Если в ЗИПе имеются необходимые детали или вал в сборе, то отремонтировать помпу совсем несложно. Для этого необходимо снять насос со штатного места, разобрать и заменить дефектные детали.

Отличительной особенностью водяного насоса КамАЗа Евро является то, что вентилятор обдува крепится не на шкив помпы, а на гидромуфту.

Как снять и разобрать

Демонтаж насоса труда не составляет. Перед началом работ необходимо слить охлаждающую жидкость. Необходимо помнить, что антифриз токсичен и может нанести вред окружающей среде.

Поэтому его нужно собирать в емкость. Чистая ОЖ после фильтрации может использоваться повторно. Для снятия приводных ремней нужно ослабить их натяжение.

После слива ОЖ демонтируют хомуты крепления патрубков подвода антифриза.

Помпа крепится к блоку 3 болтами. Открутив их, снимают насос в сборе со штатного места и извлекают наружу вместе с патрубками подвода ОЖ к термостату и гидромуфте.

Для разборки водяной помпы снимают крепеж шкива и крыльчатки. Чтобы вынуть вал с подшипниками и уплотнением, используйте выколотку, изготовленную из мягкого материала.

При необходимости разберите дефектный узел и установите работоспособные детали из ремкомплекта.

Как поменять

На КамАЗах применяются насосы с одно- и двухручьевыми шкивами. Если предстоит агрегатная замена, то нужно покупать помпу, которая является полным аналогом ранее установленной.

В противном случае существует большая вероятность повторного дефекта. Замена помпы проводится в обратном порядке снятию.

Перед ее установкой необходимо заполнить полость подшипникового узла консистентной смазкой до появления последней в контрольном отверстии. Это затруднит попадание тосола при поломке уплотнения.

Сколько стоит помпа и ее ремонт

Цена насоса зависит от производителя, модели двигателя и региона страны. Стоимость его колеблется от 5 до 15 тыс. рублей. Восстановленные изделия продаются в пределах 2-2,5 тыс. рублей. Ремонт своими руками обойдется гораздо дешевле, т.

к ремкомплект можно купить за 600-700 рублей. Это с избытком покроет даже полную замену антифриза. Если корпус насоса без изъянов, а крыльчатка не повреждена кавитационной коррозией, то есть смысл провести замену дефектных деталей самостоятельно.

Необходимо помнить, что применение качественной ОЖ и проведение периодического технического обслуживания существенно продлит моторесурс насоса.












Насос подъема и опрокидывания кабины

На старых моделях автомобилей КАМАЗ подъем кабины осуществлялся вручную и требовал больших физических усилий рабочего персонала. В настоящее время в автомобилях данного типа предусмотрена гидравлическая система подъема. Это позволяет осуществлять подъем кабины в автоматическом режиме.

Гидравлический механизм состоит из следующих узлов:

  • гидроцилиндр двустороннего типа. Причем направление движения рабочего штока зависит от того, с какой стороны происходит подача масла;
  • ручной насос подъема кабина – необходим для нагнетания масла в механизм;
  • трубопроводы из металла или шланги высокого давления.

Для снижения большой нагрузки на гидроцилиндр, а также осуществления плавного подъема и опускания предусмотрена специализированная система уравновешивания. Помпа подъема кабины состоит из следующих узлов:

  • впускной клапан выполнен в виде шарика, расположенного внутри трубки. Во время всасывания масла шарик приподнимается над своим местом, пропуская жидкость;
  • выпускной клапан изготовлен тоже в виде шарика, но крепится к посадочному месту пружиной;
  • поршневая система состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень. Утечку масла из помпы предотвращает резиновое уплотнение, которым оснащен поршень;
  • бачок для масла сообщается с поршневой секцией;
  • ручка привода поршневой системы.


Ремонт помпы (насоса охлаждающей жидкости) отечественных машин

При эксплуатации любого автомобиля, наступает момент, когда выходит из строя помпа (насос охлаждающей жидкости), у которой как правило может быть всего две основных неисправности: износ подшипников, или износ сальника.

Как разобрать, отремонтировать и собрать помпу классических отечественных автомобилей, которых до сих пор в странах СНГ ездит огромное количество, мы и рассмотрим в этой статье.

И когда водитель новичок научится ремонтировать отечественную помпу, то для него не составит труда восстановить и помпу от иномарки, ведь принцип работы помпы и её ремонта одинаковый, только конструкция может немного отличаться.

Прежде чем начинать разбирать и ремонтировать насос охлаждающей жидкости (помпу), для начала полезно ознакомиться с её конструкцией.

Помпа классических (заднеприводных) Жигулей показана на рисунке 1 и имеет корпус 1 и крышку 4.

На большинстве насосов применяют специальные двухрядные подшипники, внутренней обоймой которого служит сам вал насоса (крышка с таким подшипником поставляется под номером 2101- 1307045).

Но в продаже встречаются запасные части, то есть крышки для жигулёвской помпы под номером 2101-1807020. В этих крышках установлены два обычных двеститретьих (№203 — 17х40х12) подшипника.

А на переднеприводных отечественных машинах (ВАЗ 2108 — 09) крышку помпы инженеры превратили в корпус насоса, который монтируется к блоку двигателя. Такая помпа показана на рисунке 2.

Устройство сальника насоса можно подробно рассмотреть на рисунке 3. И как я уже говорил, основных неисправностей помпы всего две — износ сальника и от этого подтекание охлаждающей жидкости и износ подшипника (или подшипников) вала.

Любой водитель естественно задавался вопросом — как отсрочить ремонт помпы? Долговечность насоса, а точнее скорость износа его сальника и подшипника, напрямую зависит от натяжения ремня привода вала насоса. И натяжение ремня естественно должно быть таким, какое рекомендует завод. Вообще натяжение ремня точно контролируется с помощью специального приспособления, о котором можно почитать вот тут.



Смотрите также

Комментарии 21

Компрессор как поставили одноцилиндровый?

Покупал такой мотор в 2004г, балка уже была под него, у меня друг поставил одногоршковый на балку старого образца, просверлил в блоке комрессора отверстие под подачу масла и запитал его от ТНВД.Ненарадуется теперь!)

А есть фото или какая либо информация больше?) А откуда подход?

сейчас с рейса пришел, устал, попробую фото сделать позже и отпишусь.

сейчас с рейса пришел, устал, попробую фото сделать позже и отпишусь.

А у вас тоже так переделанно?

нет у меня балка стандартная под один горшок.

ДА доместос первый раз вижу в таком применении…))надо будет тоже попробывать!а я второй радиатор печки прям перед этим вешал, на резинки, между радиаторами что-нибудь по краям прокладывал…до января ездил. ну в -15 через час работы я в футболке ехал…

Я думаю можно все средства использовать, которые предназначены для септиков, а название большого значения не имеет.Года два назад Каустиковой содой пробовал промывать, тоже ржавой воды порядком было, её в кательных для промывки отопительных труб применяют, у меня целая бочка была, да разъело её этой содой((.

Я радиатор мыл: лимонной кислотой и кока колой))) раза три наверное, но грязи капец, хотя ездил на тосоле!

Я думал кислотой, но потом на этом средстве остановился, у Тойоты ОС тоже чем то для септика промывал, не помню уже(.

Сегодня купил новый радистом медный в машине жара будет)) скоро в бж напишу!

Я себе поставил автономку, работает от газа, зато в кабине всегда тепло, сама держит определённую температуру очень даволен этой штучкой))) Что то резина на передке дюжо опасная и под изношенная, не пора ли её уйти назад))?



Система охлаждения

Рис. 1.

Система охлаждения двигателя жидкостная за­крытого типа с принудительной циркуляцией ох­лаждающей жидкости. Основными элементами си­стемы (рис. 1) являются водяной насос 8, радиатор, термостаты 22, вентилятор 10, гидромуфта привода вентилятора, включатель 15 гидромуфты, расшири­тельный бачок 20, перепускные трубы, жалюзи.

Схема системы охлаждения:

  1. труба перепус­кная от радиатора к расширительному бачку;
  2. трубка соединительная от компрессора к бачку;
  3. компрессор;
  4. трубы водосборные;
  5. труба соединительная водяная;
  6. труба перепускная термостатов;
  7. насос водяной;
  8. колено отводящего патрубка водяного трубопровода;
  9. вентилятор;
  10. экран сливной системы охлаждения;
  11. труба подводящая правого ряда цилиндров;
  12. патрубок подводящей трубы;
  13. головка цилиндров;
  14. включатель гидромуфты приво­да вентилятора;
  15. коробка термостатов;
  16. патрубок отвода охлаждающей жидкости из бачка в водяной насос;
  17. патрубок отвода охлаждающей жидкости в отопитель;
  18. кран контроля уровня охлаждающей жидкости;
  19. бачок расширительный;
  20. пробка паровоздушная;
  21. термостат; I — из радиатора; II — в насос при закрытых термостатах; III — в радиатор при открытых термостатах


Ремонт водяного насоса (помпы) двигателя КамАЗ 740

Водяной насос (помпа) двигателя КамАЗ 740 крепится на переднюю левую часть блока цилиндров. Для крепления к блоку, в корпусе помпы имеется три отверстия под болты. Ремонт помпы может потребоваться в случае потери ею герметичности и образования течи охлаждающей жидкости, а также если заклинил вал водяного насоса.

  1. Шкив
  2. Шайба пылеотражательная
  3. Стопорное кольцо
  4. Подшипники 1160305-А и 1160304-К 5
  5. Шпонка вала
  6. Вал водяного насоса
  7. Манжета водяного насоса
  8. Корпус водяного насоса
  9. Сальник
  10. Кольцо упорное
  11. Кольцо уплотнительное
  12. Обойма кольца уплотнительного
  13. Крыльчатка
  14. Масленка
  15. Заглушка насоса

Для демонтажа насоса для произведения ремонтных работ:

  • слейте охлаждающую жидкость,
  • снимите ремни привода со шкива,
  • выверните три болта крепления,
  • отсоедините водяные трубы.

После демонтажа помпы с двигателя, разберите насос в следующем порядке:

  • отогните стопорную шайбу и, удерживая валик от проворачивания за шкив, отвер­ните колпачковую гайку;
  • снимите крыльчатку съемником;
  • снимите уплотнительное резиновое кольцо с обоймой и упорное кольцо;
  • снимите сальник;
  • выверните болт, снимите шайбу;
  • снимите шкив съемником;
  • снимите шпонку и пылеотражатель;
  • снимите стопорное кольцо;
  • снимите вал в сборе с подшипниками;
  • снимите манжету.

Для ремонта водяного насоса КамАЗ вам могут понадобиться запасные части, входящие в ремонтный комплект:

  1. Манжета армированная
  2. Сальник
  3. Вал
  4. Подшипник вала 1160305-А
  5. Подшипник вала 1160304-К
  6. Уплотнительное кольцо
  7. Стопорное кольцо
  8. Шпонка вала
  9. Крыльчатка

В процессе эксплуатации помпы, обратите внимание, что отверстия выполненные в корпусе водяного насоса не должны быть закупоренными. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между уплотнением и подшипником.

Нижнее отверстие предназначено для контроля герметичности торцового уплотнения и одновременно выполняет функцию дренажного отверстия. При выявлении течи рабочей жидкости из нижнего отверстия торцовое уплотнение подлежит замене.

Также осуществляете смазку подшипников через масленку.



Насос подъема и опрокидывания кабины

На старых моделях автомобилей КАМАЗ подъем кабины осуществлялся вручную и требовал больших физических усилий рабочего персонала. В настоящее время в автомобилях данного типа предусмотрена гидравлическая система подъема. Это позволяет осуществлять подъем кабины в автоматическом режиме.

Гидравлический механизм состоит из следующих узлов:

  • гидроцилиндр двустороннего типа. Причем направление движения рабочего штока зависит от того, с какой стороны происходит подача масла;
  • ручной насос подъема кабина – необходим для нагнетания масла в механизм;
  • трубопроводы из металла или шланги высокого давления.

Для снижения большой нагрузки на гидроцилиндр, а также осуществления плавного подъема и опускания предусмотрена специализированная система уравновешивания. Помпа подъема кабины состоит из следующих узлов:

  • впускной клапан выполнен в виде шарика, расположенного внутри трубки. Во время всасывания масла шарик приподнимается над своим местом, пропуская жидкость;
  • выпускной клапан изготовлен тоже в виде шарика, но крепится к посадочному месту пружиной;
  • поршневая система состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень. Утечку масла из помпы предотвращает резиновое уплотнение, которым оснащен поршень;
  • бачок для масла сообщается с поршневой секцией;
  • ручка привода поршневой системы.


Читайте также: