Как включить насос на пожарной машине камаз

Обновлено: 29.04.2024

Как работает насос при заборе воды из гидранта и водоема

Вакуумными насосами снабжены практически все пожарные автомобили. Установки служат для разных целей. Однако у каждой из них есть свои особенности: так, работа насоса при заборе воды из гидранта и из водоема в корне отличается.


Что такое вакуумная система пожаротушения

Это особый вид насоса, использующий вакуум для откачки воды. Действие установки заключается в вытеснении воздуха из насоса и заполнении его водой перед началом работы. Выделяют несколько типов устройств:

  1. Поршневой. Работает благодаря всасывающей тяге поршня. В поршневую полость ведут два трубопровода – один соединен с источником воды, другой выполняет функцию выходного отверстия. Во время движения поршня назад выходное отверстие закрывается, и вода по магистрали попадает в пространство насоса. Когда поршень двигается в обратном направлении, закрывается магистраль, соединенная с источником вещества, и жидкость выходит в пожарный рукав.
  2. Шиберный. Относится к пластинчатым гидромашинам. Принцип работы основан на вытеснении жидкости пластинами при движении ротора в пространстве установки. Ротор – это цилиндр из металла, в который вмонтированы пластины. В разрезе устройство выглядит как мельница с лопастями.
  3. Струйный. Работает на выхлопных газах автомобиля, используя принцип эжектора. Выхлопы поступают в струйный насос, создавая тягу и провоцируя всасывание воды.
  4. Водокольцевой. По своему принципу схож с шиберным насосом с одним только отличием – ротор с лопастями полностью погружается в рабочую жидкость. В процессе своего вращения жидкость прижимается к стенкам цилиндра.
  5. Диафрагменный. Работа устройства обеспечивается гибкой пластиной – диафрагмой, которая расположена над полостью насоса. С полостью соединены две магистрали – одна соединена с источником воды, другая – с пожарным рукавом. Когда диафрагма раздувается, выход полости перекрывается, камера (полость) наполняется жидкостью. После диафрагма сокращается обратно – в этот момент закрывается трубопровод, ведущий к источнику воды. Таким образом, жидкость поступает в рукав.

Назначение и основные узлы

Вакуумная система пожаротушения предназначена для:

  • заправки автоцистерны (АЦ) путем закачки жидкости из источника (водоема или гидранта);
  • усиления давления в магистралях для увеличения подачи воды;
  • ликвидации возгорания путем перекачки воды из источника в пожарные рукава.

Основные элементы вакуумной установки:

  1. Узел управления насосом.
  2. Детектор заполнения. Когда насос наполняется водой, датчик отправляет сигнал на узел управления.
  3. Вакуумный затвор. Играет роль задвижки.
  4. Насос. Отвечает за отсасывание воздуха из полостей и линий перед началом работы.
  5. Клапан. Перекрывает нужные отверстия в процессе работы системы.

Устройство вакуум-насоса

В настоящее время газоструйные насосы практически не используются из-за несоответствия экологическим требованиям: для работы установки нужны выхлопные газы, которые производит двигатель автомобиля. Все выхлопы после отработки насоса выходят в атмосферу. Шиберные и водокольцевые аппараты «не прижились» в пожарных автомобилях из-за сложности своего устройства и частых поломок системы.


Наиболее часто в пожарных машинах используют поршневые и диафрагменные устройства.

Поршневой насос состоит из следующих деталей:

  • полость поршня;
  • отверстия входа и выхода;
  • поршень.

В обычном режиме поршень максимально приближен к отверстиям, воздуха в камере нет. В режиме работы отверстие входа соединяют с всасывающей линией, уходящей в источник огнегасящего вещества, а к отверстию выхода подключают пожарный рукав.

Цилиндр приводится в движение двигателем или пневматическим приводом. Когда поршень двигается назад, отверстие выхода закрывается, и под действием тяги полость заполняется водой. Затем поршень начинает движение в обратном направлении, перекрывая вход, и жидкость поступает в пожарные рукава.

В насосах возможна установка нескольких поршневых систем, соединенных с единым выходом (краном). При поочередной работе поршней вещество будет поступать в шланг постоянно.

На заметку. Главный недостаток поршневой установки в движении воды скачками.

Работа диафрагменного устройства выглядит несколько иначе. Насос состоит из следующих элементов:

  • отверстие входа;
  • полость насоса, оснащенная диафрагмой;
  • отверстие выхода.

В режиме ожидания в полости есть воздух, оба отверстия открыты. Перед началом работы диафрагма сокращается, выпуская воздух из камеры. После этого выходное отверстие перекрывается, и диафрагма приводится в движение двигателем. Расправляясь, она создает тягу, необходимую для закачки вещества в камеру насоса.

После этого входное отверстие перекрывается, а выходное освобождается. Мембрана сжимается, выталкивая жидкость. Для бесперебойного функционирования внутри насоса устанавливается несколько диафрагменных установок.

Как подготовить пожарный автомобиль к работе

Пожарный автомобиль (ПА) содержат в боевой готовности, то есть:

  • на борту укомплектовано пожарно-техническое вооружение;
  • машина заправлена моторным маслом и бензином;
  • цистерна наполнена водой, а пенобак – пенообразователем.

По приезде ПА на место пожара проводятся следующие действия по подготовке машины:

  1. Расположение автомобиля. Оно должно быть безопасным и в случае непредвиденных ситуаций не должно препятствовать быстрой эвакуации. Еще один критерий выбора места: пожарные линии, уходящие в источник, должны быть как можно короче, с наименьшим числом перегибов.
  2. Прокладка пожарных линий. Проводится по ситуации. Общее правило: сначала устанавливается всасывающая линия, потом – выходная.
  3. Включение насосной установки. В большинстве случаев работа завязана на двигателе машины. Систему включают только после расположения авто на месте тушения. Работа насоса «вхолостую» (без вещества) на серьезной мощности двигателя может сломать установку. Также запрещена длительная работа системы без воды на низкой мощности двигателя.

Испытание и проверка насоса

Перед началом работы проверяются некоторые параметры насоса:

  1. Время забора воды. Высота всасывания соответствует 700–750 см, длина всасывающего шланга не более 800 см. Время замеряется с начала работы системы до появления вещества в глазке затвора. Показатель, не превышающий 40 секунд, является нормой.
  2. Проверка «сухим вакуумом». На устройство устанавливают шланг длиной 8 м и диаметром 12,5 см. В конце линии ставится заглушка. Система включается и доводится до показателя вакуума не менее 0,075 МПа. После этого установку выключают. Время достижения значения в 0,075 МПа не более 40 секунд считается нормой. Допускается падение числа после выключения системы не более 0,013 МПа за каждые 2,5 минуты.
  3. Работа пеносмесителя. В качестве проверочной жидкости используют не пену, а воду. В АЦ закачивают вещество через шланг длиной в 400 см и диаметром 3,2 см при разных настройках дозаторов (от 1 до 5). Далее засекают время опорожнения 100 литров в каждом из режимов. Нормы по времени исчисляются показателями: 1 – 241–362 с; 2 – 120–181 с; 3 – 80–120 с; 4 – 60–90 с; 5 – 48–72 с.
  4. Проверка наличия течи давлением. Путем закачки жидкости давление в аппарате доводят до 0,1–0,11 МПа при закрученных вентилях системы. Далее установку проверяют на наличие негерметичных участков и течи.

Особенности работы с насосом без установки ПА на водоем

Вакуумный насос может использоваться как для закачки вещества из сторонних источников, так и для подачи состава из собственных ресурсов автомобиля. Процесс такой работы разбит на несколько этапов:

  1. Прокладка рукавных линий. Включает в себя как саму установку пожарных шлангов, так и проверку их крепления.
  2. Начало работы насоса. Осуществляется только после проверки закрытия всех кранов и вентилей системы. После этого из установки спускают воздух для образования устойчивого давления – обычно с помощью открытия вакуум-клапана.
  3. Активная фаза. На этом этапе открывают вентиль выходного отверстия и следят за смотровым глазком. Когда в нем виднеется вода, вакуум-клапан закрывают. Для поддержания напора в машине включают сцепление и увеличивают мощность двигателя. Таким образом спасатели добиваются показателей давления в 0,2–0,3 МПа.
  4. Непосредственная работа системы. Выходной запор отрывают, и вода поступает в шланг. Давление доводят до нужных показателей путем прибавления оборотов.

Правила

Особенности работы насоса при заборе воды от гидранта и из водоема отличаются. При закачке вещества из открытого источника нужна большая производительность насоса ввиду отсутствия встречного напора. Гидрант представляет собой водозабирающий кран, подсоединенный к магистрали – своего рода ответвление водопровода. Жидкость из него подается под напором, поэтому требуется меньшая тяга на забор вещества.

Подачи воды из цистерны

Порядок действий при использовании цистерны в качестве источника следующий:

  1. Убедиться в надежности крепления заглушки на всасывающем отверстии. При использовании собственных ресурсов автомобиля это ответвление насоса не используется.
  2. Выпустить воздух из насосной установки.
  3. Повернуть кран на магистрали цистерны. На этом этапе вода поступает в насос.
  4. Открыть выпускные задвижки насоса, пуская воду в рукава.
  5. Усилить работу двигателя для достижения необходимой производительности установки.

Забора воды из водоема

Во время закачки жидкости из местного водоема нужно соблюдать следующие правила:

  1. В этом процессе рекомендуется использовать всасывающую сетку. Приспособление надевается на конец всасывающей линии, опущенной в водоем, предотвращая забор крупных камней и песка, способных повредить насос. Рукав опускают под воду как минимум на 30 см. Недопустим спуск устройства на дно.
  2. Следует выключить привод аппарата и проверить, закрыты ли все краны системы. После этого включается вакуумная установка.
  3. Насос наполняется жидкостью за счет тяги, создаваемой вакуумом. После окончательного наполнения следует перекрыть доступ всасывающей линии.
  4. Наконец, нужно открыть выход насоса к рукавам.

Забора воды при неисправной вакуумной системе

Процесс закачки вещества при неисправностях системы напоминает работу с водоемом, но имеет особенности. Последовательность действий:

  1. Протянуть всасывающую линию, оборудованную сеткой, и поместить ее край под воду не менее, чем на 30 см.
  2. Убедиться, что все вентили системы закрыты.
  3. Начать отбор мощности и включить муфту сцепления установки.
  4. Освободить вакуум-клапан и выходной вентиль.
  5. Дождаться появления воды в глазке и окончания поступления воздуха.
  6. Закрыть вакуумный клапан.
  7. Включить сцепление и закрутить выходной вентиль.
  8. Показатель давления, устанавливаемый в системе – 1–1,5 МПа.
  9. Медленно освободить напорный вентиль.

Заполнения цистерны водой из пожарного гидранта

Откачка вещества из части водопровода представляет собой следующий алгоритм:

  1. Откинуть люк колодца гидранта и крышку самого устройства.
  2. Накрутить колонку на резьбу головки аппарата. В случае с надземным гидрантом делать этого не нужно – колонка перманентно установлена на устройство.
  3. К колонке подсоединить всасывающую линию.
  4. Выпустить воздух из установки.
  5. Открутить вентили водопровода и колонки.
  6. Понемногу открывая задвижки, поднять мощность работы двигателя.

Подачи воды пожарными АЦ с помощью гидроэлеватора

Гидроэлеватор пожарный. При использовании гидроэлеватора последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Подсоединить к насосной установке необходимые элементы (рукава, стволы и гидроэлеватор).
  2. Убедиться в герметичности креплений, а также закрытом положении задвижек.
  3. Открыть штуцер и вакуум-клапан.
  4. Начать работу установки на малых оборотах.
  5. Открыть вентиль отверстия, ведущего из цистерны.
  6. Увеличить количество оборотов до 2000–2500 в минуту. Давление в аппарате должно находиться на уровне 0,5–0,6 МПа.
  7. Закрыть вакуум-клапан и отверстие, ведущее из цистерны.
  8. Давление поднимается до 0,9–1 МПа.
  9. Далее открывается штуцер. При этом давление в обратной линии не должно упасть ниже 0,05 МПа.
  10. Давление насоса нужно вновь поднять до 0,8 МПа.

Особенности использования пожарных насосов зимой

При использовании насоса в условиях отрицательных температур нужно следовать рекомендациям:

  1. Продувать систему после окончания работы. Процедура обеспечивает отсутствие лишней влаги внутри установки.
  2. Использовать второй набор рукавов. Мокрые после работы шланги нужно высушить на станции перед следующим вызовом. На время сушки рукава заменяются вторым комплектом.
  3. Использовать зимние моторные масла для деталей насосной установки. Пониженная вязкость смазочного материала поможет аппарату лучше справляться с нагрузками.
  4. Проверять вакуумный клапан на предмет примерзания. Делать это нужно регулярно, иначе не будет возможности спустить воздух из системы.
  5. Утепление и подогрев системы. Насосный отсек утепляют, нередко проводя в эту часть автомобиля дизельный обогреватель.

Выводы

Вакуумный насос по праву считается универсальным устройством для пожаротушения. При соблюдении некоторых правил особой эксплуатации аппарат можно использовать и для закачки воды из сторонних источников, и для подачи вещества из АЦ в шланги.

В современных моделях ПА продумана также система теплоизоляции и обогрева насосной установки. А как можно предотвратить авиакатастрофу, пожар на борту?

Насосы пожарных автомобилей

Насосы пожарных автомобилей

Пожарное оборудование

Основным оборудованием, которое устанавливают на пожарные автомобили, является пожарный насос. Это устройство для перекачки и подачи жидких или газообразных рабочих сред, используемых во время ликвидации возгораний. Функционал насоса включает две операции: засасывание огнетушащего вещества и его нагнетание. Существует несколько видов установок, различающихся между собой конструкцией, принципом действия и создаваемым ими давлением.

Классификация ПН

Пожарные машины комплектуются тремя видами агрегатов.

Струйные

Один из самых популярных видов оборудования, которое устанавливается на технику, задействованную во время тушения пожаров. Струйные ПН бывают двух типов:

  1. Водоструйные, которые устанавливают на каждую спецмашину. Второе их название – гидроэлеватор. С его помощью производят забор воды из водоисточников с заболоченными берегами, которые представляют трудность для подъезда машин. Второе назначение ВПН – откачка воды из помещений. Гидроэлеватор относят к устройствам эжекторного типа с трансформацией потенциала в кинетическую энергию.
  2. Газоструйные, которые обеспечивают заполнение всасывающих рукавов и центробежных агрегатов водой. Используют отработанные среды двигателя внутреннего сгорания. Газы проходят по корпусу, в результате создается разряженная зона, благодаря которой и возможен напор на насосе пожарного автомобиля.

Визуально работу водоструйного насоса можно представить на схеме:

Работа водоструйного насоса

Объемные

Это устройства, в которых передвижение воды или газа обеспечивается изменением объема рабочей камеры. Они также делятся на несколько типов:

  • Водокольцевые. Объем камеры меняется при помощи использования роторной установки. Коэффициент полезного действия в них очень низкий, и перед началом в агрегат необходимо заливать дополнительную жидкость.

Работа водокольцевого насоса

  • Поршневые. В этих насосах для пожарного автомобиля изменение объема зависит от работы поршневого элемента. Главный плюс такого оборудования – высокий КПД и хорошая всасываемость, минус – невозможность регулировки подачи огнетушащих средств.

Работа поршневого насоса

  • Пластинчатые. В них работают лопатки ротора. За счет прижимания лопастей создается дополнительный объем. За счет их же движения жидкость проталкивается к выходу.

Работа пластинчатого насоса

  • Шестеренчатые. Их работа обеспечивается двумя колесами.

Работа шестеренчатого насоса

Центробежные

Это оборудование для автоцистерн и автонасосов. Оно различается по нескольким параметрам:

  • Давлению: до 2 МПа, до 5 МПа и установки, создающие оба варианта.
  • Количеству колес: стандартные 1-ступенчатые для создания нормального напора, 2-ступенчатые и выше – для поддержания высокого давления.
  • Расположению вала: наклонный, вертикальный, горизонтальный.
  • Напору: норма до 100 метров, высокий уровень – до 300, комбинированный тип – установки, создающие и нормальный, и высокий уровень напора.
  • Расположению в ПА: впереди, посередине, сзади.

Принцип действия центробежного агрегата основан на вращении колеса, которое за счет своего движения передает энергию жидкости. Чем выше скорость вращения, тем больше давление, под которым «зуб» выдает воду в диффузор.

Принцип действия центробежного насоса

Для предупреждения закручивания воды на входе устанавливают разделитель. Чтобы увеличить скорость делают переход большего сечения в меньшее. Дополнительно устанавливают пенообразователь. Для распределения жидкости в рукава используют коллектор.

Одно из условий безопасности эксплуатации центробежных агрегатов – соблюдение температурного режима. Огнетушащее вещество нельзя охлаждать ниже 30°С. Именно поэтому на ПА насосы устанавливают в отделение, где поддерживается плюсовая температура.

Перед включением систему заполняют водой, чтобы предупредить появление примесей воздуха. Максимальный размер частиц, которые могут присутствовать при этом в воде, – 3 мм, а их концентрация на общий объем – менее 0.5%.

У центробежных агрегатов есть свои плюсы:

  • постоянное давление сразу после подключения к водоисточнику;
  • длительный срок эксплуатации;
  • возможность подключения к различным типам ПА;
  • высокий уровень КПД от 58%.

Минусы также присутствуют:

  • изменение давление отражается на КПД;
  • отсутствует возможность самостоятельного всасывания жидкости;
  • не работает, если в воде присутствуют загрязнения крупных фракций (камни, тина).

Принцип работы

Классификацию пожарных насосов по принципу действия можно представить схемой.

Принцип работы пожарных насосов

В объемных агрегатах движение жидкости происходит из-за изменения объема камеры устройства. Чаще всего из этого класса используют поршневые установки. Аналогичный им принцип действия имеют ручные устройства, которые применяют при ликвидации небольших очагов возгораний в лесу.

Динамические устройства работают на силе инерции. Процесс всасывания в них происходит непрерывно. Плюс таких агрегатов – перекачка даже сильно загрязненной воды.

Характеристики

Самое популярное оборудование современных ПА – центробежные насосы. Их используют для подачи воды, пены, создания вакуума или прокачки водопроводов. При этом независимо от вида ПН выделяют основные характеристики этого оборудования:

  1. Объем подаваемого вещества, измеряемый в л/с или м 3 /с.
  2. Высота выходящей струи (измеряется в метрах).
  3. Расстояние от поверхности воды до горизонтальной оси самого насоса, или высота всасывания (в метрах).
  4. Частота вращения вала (об/мин).
  5. Коэффициент полезного действия.

Оборудование нормального давления, которым комплектуется большинство ПА, дает напор 100 м и работает на высоте всасывания 7-7.5 м. В среднем такой агрегат выдает 40 л/с. КПД при этом – 60%. Для высокого давления характерен напор 200-400 м при КПД 40% и более.

Техника безопасности

Заземление насоса пожарного автомобиля считается важной мерой по обеспечению техники безопасности во время работы оперативной бригады. Агрегаты имеют электромотор, из-за чего вероятно распространение по деталям ПА тока. При включении наноса проводят заземление с использованием внешних устройств. Это защищает от удара током при возникновении наведенного напряжения на машине и при заливе проводящей части электроустановки.

В практике пожарных используется два вида заземлений:

  • Переносное для пожарных стволов. Используется для защиты от попадания на электроустановки воды. По устройству такие заземлители очень просты: проводник с опрессованными концами. С одной стороны крепится к струбцине, с другой – к стволу.

Переносное заземление для пожарных стволов

  • Переносное заземление для пожарных машин. Для защиты спасателей от возникновения наведенного напряжения. Представляет собой гибкий медный провод в прозрачной оболочке. Наконечники при помощи болтов крепятся к заземляющей струбцине и пожарному стволу.

Переносное заземление для пожарных машин

Испытание насосов пожарных автомобилей

Насосы пожарных автомобилей испытывают после каждых 5000 км пробега, но не реже одного раза в год. Общая инструкция прописана в Наставлении по технической службе ГПС. При проверке обязательно выполняются следующие условия:

  • установка насосов и монтажа трубопроводов проведены в соответствии с требованиями техдокументации на ПА;
  • вентили, задвижки, сливные краны открываются и закрываются без дополнительных усилий;
  • отсутствует течь в местах основных соединений;
  • диагностика частоты вращения вала не превышает 5% номинальной;
  • подпор во всасывающем патрубке не превышает 0.4 МПа, а для насосов с уплотнителем пластинчатой набивкой – 0.8 МПа;
  • напор на выходе – не более 1.1 МПа.

Методика проверки ПН забором и подачей воды из водоемов состоит в следующем:

  • установка машины на водоисточник;
  • включение устройства и подача воды при полном открытии задвижек;
  • определение величины напора на основании показаний манометра и мановаккуумметра;
  • сравнение фактических значений с нормативными показателями.

При испытании уменьшение напора не должно превышать 15% от номинальных показателей.

4. Последовательность работы на пожарных автомобилях

Автоцистернами можно подавать воду на тушение пожара из цистерны, от водопроводной сети и из от­крытых водоемов, а также с помощью гидроэлеватора. Автоцистерны приспособлены подавать пену в очаги по­жара, а также перекачивать воду на большие расстоя­ния.

Установка ПА на водоисточник

На месте пожара ПА устанавливают на ровной площадке. Место установ­ки должно выбираться с таким расчетом, чтобы обеспе­чить удобную подачу огнетушащих веществ, не мешать движению транспорта и, в случае надобности, быстро отвести ПА на новое место.

Способ использования ПА определяется обстановкой на пожаре. ПА могут подавать воду или воздушно-ме­ханическую пену из цистерны, водопроводной сети или открытых водоемов, В последнем случае, если глубина всасывания больше 7 м, применяют гидроэлеваторы. ПА могут также использоваться для перекачки вода на большие расстояния.

При работе на ПА запрещается без команды пода­вать огнетушащие вещества или прекращать их подачу, переставлять или оставлять без надзора ПА.

Работа ПА с неисправными контрольно-измеритель­ными приборами не допускается. В ночное время долж­ны быть включены освещение в насосном отделении, кабине и сигнальные фонари

На автоцистернах, как правило, используют воду из цистерн. В этом случае ПА устанавливают так, чтобы тепловой поток от пожара не оказал воздействия на ПА.

При установке ПА на водоисточник, особенно от­крытый, необходимо выбирать удобное и безопасное место для подъезда. Оно должно быть таким, чтобы высота всасывания не превышала 7 м и были исключе­ны резкие перегибы всасывающих рукавов.

Установив ПА, необходимо при работающем двига­теле поставить его на ручной тормоз и подготовить по­жарный насос к забору воды. Для этого следует выклю­чить сцепление, включить коробку отбора мощности, а затем плавно включить сцепление. При этом крутя­щий момент будет передаваться на вал насоса. Для по­дачи воды устанавливают частоту вращения вала дви­гателя не более 800. 1000 мин -1 и выключают сцепление рычагом в насосном отделении.

Длительная работа выжимного подшипника сцепле­ния недопустима, так как он, нагревшись, может выйти из строя. Поэтому следует быстро заполнять насос из цистерны. Если тушение пожара будет производиться водой из водопроводной сети или водоема, то сначала собирается всасывающая линия.

Подача воды из цистерны производится следующим образом:

собирают напорную рукавную линию и присоединя­ют ее к напорному патрубку пожарного автомобиля;

открывают вакуумный клапан для выхода воздуха из насоса при заполнении его водой;

открывают задвижку на трубопроводе, соединяющем цистерну со всасывающей полостью насоса.

Контроль заполнения насоса осуществляется через смотровой глазок вакуумного клапана. После заполне­ния насоса водой вакуумный клапан закрывают.

Заполнив насос водой, включают сцепление рычагом в насосном отделении (на ПА со средним расположени­ем насоса сцепление включают педалью сцепления). Создав насосом требуемый напор, открывают задвижку на напорном трубопроводе, к которому присоединена рукавная линия. Поддерживают требуемый напор, из­меняя положение дроссельной заслонки рычагом или педалью газа.

Подача воды насосом от водопроводной сети

По­жарный автомобиль устанавливают вблизи гидранта. Специальным крюком открывают крышку колодца гид­ранта, а затем его крышку. Затем выполняют все по­следующие работы.

Подача воды пожарным насосом из открытого водо­ема обеспечивается в три этапа:

соединяют всасывающие пожарные рукава, присое­диняют к ним всасывающую сетку, присоединяют их к всасывающему патрубку насоса, опускают второй ко­нец всасывающего рукава с сеткой в водоем;

присоединяют к напорным патрубкам насоса напор­ные рукава;

открывают вакуумный клапан и, включив газоструй­ный вакуумный аппарат, заполняют насос водой, вы­ключают вакуумный клапан и газоструйный вакуум-аппарат.

После этого включают в работу пожарный насос, постепенно открывая задвижки, подают воду в рукав­ные линии. Если их открывать быстро, возможен обрыв столба воды во всасывающих рукавах. В этом случае необходимо будет повторно производить забор воды.

При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение на­соса и всасывающих рукавов водой можно произвести двумя способами

Первый способ включает такие операции: выклю­чить сцепление, открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, заполнить насос водой, закрыть вакуумный клапан. После этого плавно включается сцепление и за­крывается вентиль из цистерны. Увеличивая частоту вращения вала насоса, создают напор 200…400 кПа. За­тем плавно открывают задвижку на коллекторе насоса и устанавливают требуемый напор.

Второй способ включает комплекс работ по так называемому кольцеванию цистерны с пожарным насо­сом. Сущность его состоит в следующем. К патрубкам насоса присоединяют напорные и всасывающие рукава. Закрывают все вентили и краны водопенных коммуни­каций. Включив сцепление, открывают вентили в цис­терну и из цистерны и повышают частоту вращения ва­ла насоса до 2000. 2500 мин -1 . Вода будет циркулиро­вать по образовавшемуся контуру. При плавном закрывании вентиля на трубопроводе из цистерны в на­сос по вакуумметру устанавливают разрежение. После заполнения насоса и всасывающего рукава водой за­крывают вентили из цистерны и в цистерну и устанав­ливают заданное давление на насосе.

Работа насоса при заборе воды из водоема с помо­щью гидроэлеватора организуется в случае, когда уро­вень воды в водоеме расположен ниже оси насоса более чем на 7 м. Этот прием используют также в случаях, когда берег реки или водоема заболочен и недоступен для передвижения автомобиля.

Принципиальная схема соединения рукавных линий с гидроэлеватором показана на рисунке. Рассмотрим некоторые особенности развертывания этой системы и ее работы. Всасывающий рукав 1, соединенный с на­сосом 6, вторым концом опускают через люк в цистер­ну 2, заполненную водой. Напорный патрубок насоса рукавами 5 диаметром 66 мм соединяют с входной сое­динительной головкой гидроэлеватора 4. К соединитель­ной головке на выходе воды из гидроэлеватора подсое­диняют рукава 3 диаметром 77 мм. Свободный конец рукавной линии вводят в горловину цистерны. Ко вто­рому напорному патрубку присоединяют напорную ли­нию со стволом 7. После сборки схемы гидроэлеватор опускают в водоем.

Работа на пожарных автомобилях

Своевременное прибытие по вызову на пожар и включение в работу пожарных насосов, механизмов и агрегатов основных и специальных ПА зависит от многих факторов. Наиболее важные из них удельная мощность двигателя, техническое состояние ПА, дорожная обстановка на пути следования на пожар, наличие водоисточников и пути подъезда к ним. Большую роль играет и профессиональный уровень квалификации водителя и начальника караула.

В ГПС накоплен громадный опыт по вопросам определенной последовательности управления агрегатами и механизмами. Ее строгое выполнение также способствует более рациональному использованию пожарных машин.

На всех пожарных автомобилях производятся различные оперативно-тактические действия. Рациональное их выполнение требует по прибытию на пожар правильной их установки. При этом должно быть исключено воздействие на пожарный автомобиль тепловых потоков. На автоцистернах и насосно-рукавных автомобилях для выполнения оперативно-тактических действий производится ряд работ: подача воды из цистерны, из открытого водоема, от водопроводной сети, перекачка воды на большие расстояния, подача воздушно-механической пены лафетными стволами, забор воды из открытых водоисточников при помощи гидроэлеватора.

Пожарные АЦ по прибытию к месту пожара устанавливают как можно ближе к очагу горения. Подача огнетушащих средств в стволы по решению руководителя тушения пожара осуществляется водой из цистерны и пенобаков, вывозимых на АЦ, или из других водоисточников. Подача воды и пены может производиться стационарным лафетным стволом или ручными стволами.

У АЦ, подготавливаемых к забору воды, должны быть плотно закрыты заглушки на всасывающих патрубках, все вентили или клапаны, сливные краники.

Насосно-рукавные автомобили устанавливаются на водоисточник – пожарный гидрант или открытый водоем.

Установка пожарного автомобиля на открытый водоем зависит от расположения в нем пожарного насоса. При среднем его расположении с выводом всасывающих патрубков в передней части автомобиля подъезд к водоисточнику осуществляется передним ходом. При расположении насоса в корме автомобиля – задним ходом. В обоих случаях необходимо выбирать удобное для подъезда место.

Большое значение для работы насоса имеет высота всасывания и условия прокладки всасывающих рукавов. Необходимо выбрать такое место, чтобы высота всасывания не превышала 7 м, а условия прокладки всасывающих рукавов исключали их резкие перегибы.

При постановке ПА на гидрант следует его устанавливать так, чтобы можно было свободно проложить напорно-всасывающий и напорные рукава.

При постановке ПА для работы следует поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение; установить ПА с работающим двигателем на ручной тормоз; выключить сцепление и включить коробку отбора мощности.

Такая последовательность действий должна соблюдаться при эксплуатации ПА на базовых шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и др.

На пожарных автомобилях с базовыми шасси ГАЗ-66 после включения коробки отбора мощности необходимо включить четвертую передачу коробки скоростей основной трансмиссии.

На ПА повышенной проходимости перед включением коробки отбора мощности рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение. При этом передний и задний мосты будут отключены от двигателя.

После включения коробки отбора мощности следует плавно включить сцепление. При этом крутящий момент от двигателя будет передаваться на вал насоса. Пожарные насосы не рекомендуется длительное время использовать без воды. Поэтому следует снизить частоту вращения вала двигателя до 800 – 1000 об/мин и быстро выключить сцепление рычагом в насосном отделении. Продолжительная работа выжимного подшипника сцепления в выключенном положении сцепления недопустима. Поэтому следует быстро заполнить водой пожарный насос и включить сцепление.




Заполнение насоса водой из цистерны перед подачей ее в рукавную линию можно осуществлять различными способами. Для обеспечения заполнения насоса водой необходимо, чтобы заглушка на всасывающем трубопроводе была плотно завернута. Закрыты все вентили, клапаны и краники в водопенных коммуникациях.

Подача воды из цистерны. По прибытии ПА на пожар необходимо подать первый ствол. Это сокращает время боевого развертывания, позволяет быстро начать тушение пожара. Основная задача водителя при этом заключается в заполнении насоса водой и подаче ее в напорную линию со стволом.

Последовательность выполнения работ рассмотрим на примере фрагмента (рис. 8.38) водопенных коммуникаций.

Для подачи первого ствола необходимо:

присоединить рукавную линию 4 стволом к напорному патрубку с напорной задвижкой 3;

открыть вакуумный клапан 5 для выхода воздуха из центробежного насоса при его заполнении водой;

включить подсвет вакуумного клапана;

открыть вентиль 8 на трубопроводе, соединяющем цистерну 7 со всасывающим патрубком 1 насоса 2;

через смотровой глазок вакуумного клапана следить за заполнением насоса водой;

при появлении воды в вакуумном клапане закрыть его.

После заполнения насоса водой следует:

включить сцепление рычагом из насосного отделения (при среднем расположении насоса – педалью сцепления, расположенной в кабине водителя);

создав насосом заданный напор, открыть задвижку 3 на напорном трубопроводе;

поддерживать требуемый напор изменением частоты вращения вала двигателя.

Подача воды пожарным насосом из открытого водоема. Работа по подаче воды пожарными автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями из открытых водоисточников производится в ряде случаев. Это имеет место в населенных пунктах со слабо развитой сетью водоснабжения, в сельской местности, а также в случаях, когда для тушения пожара требуется большое количество воды. Например, при тушении горящей нефти и нефтепродуктов в резервуарах или пожаров газовых и нефтяных фонтанов воду обычно подают из открытых естественных или искусственных водоемов.

Подготовка к подаче воды производится в следующей последовательности (рис. 8.39):

извлекают из пеналов всасывающие рукава, соединяют их друг с другом и подсоединяют всасывающую сетку;

снимают заглушку со всасывающего патрубка 1 и подсоединяют к нему всасывающие рукава 9 с сеткой;

опускают всасывающие рукава в водоем; при этом глубина всасывания Нs не должна превышать 7,5 м, а глубина погружения всасывающей сетки должна быть больше 300 мм;

открывают вакуумный клапан 5;

включают газоструйный вакуум-аппарат и плавно увеличивают частоту вращения вала двигателя;

при появлении в вакуумном клапане воды закрывают его и выключают газоструйный вакуумный аппарат;

включают сцепление и плавно увеличивают частоту вращения вала насоса;

создав требуемый напор, плавно открывают напорную задвижку 3, вода поступает в рукавную линию 4.

При наличии на АЦ дополнительной системы охлаждения необходимо в летнее время включать ее в работу, открыв оба краника на пожарном насосе.

При работе пожарных насосов с открытых водоемов возможны отказы в заборе воды. Основными их причинами являются: недостаточная частота вращения вала двигателя при включении газоструйного вакуумного аппа-
рата; преждевременное, до закрытия вакуумного аппарата, снижение час-
тоты вращения вала двигателя; большая частота вращения вала насоса и
развиваемый напор при открытии напорных задвижек.

При отказе в работе вакуумного аппарата заполнение пожарного насоса можно осуществить двумя: заливкой полостей пожарного насоса и всасывающих рукавов водой, т.е. поступают так же, как при заборе воды из цистерны (см. рис. 8.38).

Подача воды от водопроводной сети. Подача воды от водопроводной сети самый распространенный способ при тушении пожаров в городах, промышленных предприятиях и т.д. В этих случаях АЦ или НРА следует устанавливать всасывающими патрубками как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.

Для забора воды от водопроводной сети необходимо собрать напорно-всасывающую линию, как показано на рис. 8.40, затем следует:

открыть вакуумный клапан 5 для выпуска воды из насоса;

заполнить водой насос;

закрыть вакуумный клапан 5;

включить пожарный насос и, следя за режимом его работы, плавно открыть напорную задвижку 3, вода поступит в рукавную линию 4.

Подача воздушно-механической пены. Воздушно-механическая пена применяется для тушения легковоспламеняющихся жидкостей.

Подача пенообразователя из бака, а воды из цистерны. Рассмотрим последовательность выполнения работы по схеме рис. 8.41.

К напорному патрубку с задвижкой 3 подсоединяют рукавную линию 4 с ГПС, а затем следует:

открыть вакуумный кран или приоткрыть задвижку 3 для выхода воздуха из насоса;

открыть задвижку 8 на трубопроводе из цистерны в насос;

заполнить насос водой, включить его в работу и создать напор 70 –
80 м.вод.ст.;

установить стрелку крана-дозатора пеносмесителя 9 на деление шкалы, соответствующее подаче присоединенных ГПС;

открыть пробковый кран на пеносмесителе 9 и кран 12 от пенобака 14 к пеносмесителю 9;

поддерживать режим работы таким, чтобы у ГПС напор был не менее 40 – 60 м вод.ст.

Подача пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или водопроводной сети. В этом случае выполняются все операции по заполнению насоса водой из открытого водоисточника или водопровода.

При работе от пожарной колонки, установленной на гидрант водопровода, напор во всасывающем патрубке не должен превышать 25 м вод.ст. Регулирование его производят при работающем насосе и открытых задвижках 3, изменяя положения вентилей пожарной колонки.

Для подачи к ГПС выполняют операции, как было указано выше.

Подача пенообразователя к пеносмесителю от посторонней емкости. Запас пенообразователя в пенобаках невелик, поэтому при тушении пожаров возникает необходимость использовать бочки с пенообразователем.

Для подачи в систему пенообразователя необходимо снять колпачок со штуцера 11 и подсоединить к нему шланг. Второй его конец опускают в емкость с пенообразователем.

Для работы системы выполняются все операции, изложенные ранее.

Работа стационарным лафетным стволом. Подача воды или пены стационарным лафетным стволом 15 может производиться как при движении пожарного автомобиля, так и при установке его на боевой позиции. Управление лафетным стволом может осуществляться или вручную, или с помощью пневматического или гидравлического привода (при их наличии).

Подача воды или пены стационарным лафетным стволом на ходу производится на первой или второй передаче коробки скоростей основной трансмиссии.

Подготовка к подаче пенообразователя к лафетному стволу производится так же, как и его подача к ГПС. Для подвода пенообразователя к лафетному стволу необходимо открыть вентиль 12.

Промывка системы подачи пенообразователя.После тушения пожара пеной система подачи пены, насос, стволы и пеногенераторы необходимо промыть водой. Вода удалит остатки пенообразователя с поверхностей деталей системы, в противном случае будут корродировать металлические поверхности деталей. Кроме того, остатки пенообразователя в пеносмесителе будут кристаллизоваться, образуя отложения, которые могут приводить к отказу в его работе.

В случае, когда на АЦ имеется промывочный трубопровод от цистерны, необходимо открыть вентиль 13. При рабочем насосе вода из цистерны поступит к вентилю 13 (показано стрелкой), а затем в систему подачи пены, как и при подаче пенообразователя.

После подачи пены лафетным стволом промывка осуществляется при открытом вентиле 16, а при подаче к ГПС – при открытой напорной задвижке 3.

Подача воды из водоема с помощью гидроэлеватора. Забор воды из открытых водоисточников с помощью гидроэлеватора происходит в трех случаях, когда:

уровень воды в водоеме ниже уровня насоса по вертикали более 7 м;

водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;

толщина слоя воды в водоеме 5 – 10 см.

Кроме того, гидроэлеваторы используются для откачки воды из подвалов, из различных объектов на пожарах.

Забор воды автоцистерной из открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов, включаемых по различным схемам.

Рис. 8.42. Схема подачи воды гидроэлеватором:

1 – рукавная линия; 2 – цистерна; 3 – напорный рукав 77 мм; 4 – гидроэлеватор;
5 – напорный рукав 66 мм

Схема, при которой в рукавную линию 1 подается небольшое количество воды, представлена на рис. 8.42. Для подачи воды необходимо:

выжав сцепление, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления;

выключить сцепление рычагом из насосного отсека;

открыть напорную задвижку а на насосе (к гидроэлеватору), через нее выйдет воздух из насоса;

открыть задвижку б на трубопроводе из цистерны;

включить сцепление и увеличить частоту вращения вала насоса до 2000 об/мин;

в начале поступления воды из напорного рукава 3 в цистерну 2 открыть задвижку б на напорном коллекторе насоса (к стволу в рукавной линии 1);

установить напор на насосе в пределах 70 – 80 м.

При работе необходимо следить за уровнем воды в цистерне. Он регулируется задвижкой на напорном коллекторе насоса и частотой вращения вала насоса.

В случае, когда необходимо подавать воду через два ствола (расход до 10 л/с), к всасывающему патрубку насоса подсоединяют водосборник. На один его патрубок устанавливают заглушку, а шарнирным клапаном перекрывают патрубок, к которому будет присоединяться напорный рукав от гидроэлеватора.

Запуск насоса осуществляют, как указано выше, но вакуумный кран должен быть открыт для выхода воздуха. После запуска такой системы следует закрыть задвижку из цистерны и затем подать воду к стволам.

При подаче воды в количестве 20 – 30 л/с используются два гидроэлеватора, включенные параллельно (рис. 8.43). Включают гидроэлеваторы поочередно: сначала один, затем другой.

Рис. 8.43. Схема подачи воды двумя гидроэлеваторами:

1 – цистерна; 2 – водосборник; 3 – напорный рукав 77 мм; 4 – гидроэлеватор;
5 – напорный рукав 66 мм; 6 –разветвления; 7 – рукавная линия

При уборке воды из помещений гидроэлеваторная система может работать от гидранта, рабочую и эжектируемую воду сливают в канализацию.

При эксплуатации гидроэлеваторных систем возможен срыв работы систем, уменьшение расхода эжектируемой воды. Наиболее распространенными причинами этого являются заломы рукавных линий, быстрое открытие задвижки подачи воды в рукавную линию, недостаточный напор на насосе. Возможно также засорение всасывающей сетки эжектора, превышение подаваемой воды на пожар над эжектируемым расходом.

Перекачка воды автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями. В районах с большими расстояниями до водоисточников или при неисправных пожарных водопроводных системах возникает необходимость подавать воду по рукавным линиям. В этом случае потери напора в них могут превышать энергетические возможности двигателя и пожарного насоса АЦ или АНР. Поэтому возникает необходимость использовать АЦ или АНР как перекачивающие станции.

Перекачка воды может осуществляться двумя способами. По первому из них вода из насоса одной АЦ подается в насос второй, как показано на рис. 8.44, а. По второму способу каждая из последующих АЦ используется как промежуточная емкость, то есть вода подается в цистерну (рис. 8.44, б).

Рис. 8.44. Схема включения пожарных автомобилей по перекачке воды:

а – из насоса в насос; б – из насоса в цистерну

Первый способ является более сложным. При его применении необходимо согласовывать работу насосов обеих АЦ. Кроме того, требуется поддерживать избыточное давление (не менее 100 кПа) перед последующим насосом. Если эти условия не соблюдаются, то не исключается срыв работы системы.

Второй способ не требует какого-либо согласования режимов работы насосов. Контроль за работой системы осуществляется по уровню воды в цистерне, заполняемой водой. Этот способ и более экономичен, так как нет необходимости ограничивать давление перед цистерной. Поэтому расстояние между АЦ может быть большим, чем в первом случае.

В обоих методах перекачку воды можно осуществлять по двум параллельным рукавным линиям. В этом случае расстояние между АЦ может значительно увеличиваться, особенно при использовании первого способа.

После прокладки рукавных линий возможно большего диаметра по первому способу (для уменьшения гидравлических сопротивлений по их длине) включение в работу системы выполняют в следующей последовательности:

Включают пожарный насос АЦ у водоисточника и подают воду во второй насос, который должен быть подготовлен к работе, но сцепление выключено.

При поступлении воды ко второму пожарному насосу включают его сцеплением и плавно открывают задвижки напорных патрубков. Требуемый напор у насоса регулируется изменением частоты вращения вала пожарного насоса.

При перекачке воды по второму способу пожарный насос второго пожарного автомобиля включают после заполнения цистерны водой.

Уровень воды в цистерне регулируется увеличением подачи первого или уменьшением подачи второго насоса. Это осуществляется изменением частоты вращения валов пожарных насосов.

Как включить насос на пожарной машине камаз

Своевременное прибытие к месту пожара и включение в работу пожарных насосов, механизмов и агрегатов основных и специальных пожарных машин зависит от многих факторов: дорожной обстановки при следовании на пожар, наличия водоисточников и удобства подъезда к ним, квалификации водителя пожарного автомобиля.

Быстрое и качественное выполнение боевой задачи во многом зависит от профессионального мастерства водителя, его умения ориентироваться в дорожной обстановке, знания расположения водоисточников, от знания и практических навыков управления специальными агрегатами.

Практический опыт работы лучших водителей пожарной охраны свидетельствует, что соблюдение строго определенной последовательности при управлении специальными агрегатами пожарных автомобилей делает эту работу более целесообразной и надежной.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Наиболее распространенными видами работ на пожарных автомобилях являются: установка пожарных автоцистерн и на-сосно-рукавных автомобилей к месту тушения пожара или на водоисточник, подача воды от цистерны, из открытого водоема, от водопроводной сети, работа автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей для перекачки воды на большие расстояния, подача воздушно-механической пены и воды лафетными стволами, забор воды из открытых водоемов при помощи гидроэлеватора.

По прибытию к месту пожара пожарные автоцистерны, как правило, устанавливают как можно ближе к очагу горения, но так, чтобы тепловой поток не оказал воздействие на автомобиль.

Подача огнетушащих средств в стволы в этом случае осуществляется за счет вывозимых в цистернах и пенобаках воды и пенообразователя. Подача воды или пены может осуществляться с помощью лафетного стационарного ствола или ручного ствола, чаще всего перекрывного. Применение перекрывного ствола дает возможность более рационально использовать запас огнетушащих средств.

Насосно-рукавные автомобили по прибытию к месту пожара устанавливаются па водоисточники — пожарный гидрант или открытый водоем.

Установка пожарного автомобиля на открытый водоем зависит от места расположения пожарного центробежного насоса. При переднем расположении пожарного насоса и среднем расположении его с выводом всасывающих патрубков в переднюю часть автомобиля подъезд к водоисточнику осуществляется передним ходом. При заднем расположении насоса —задним ходом. Во всех случаях при подъезде к водоисточнику необходимо выбирать удобное и безопасное для подъезда место. В случае установки пожарного автомобиля на пирс контроль положения автомобиля на нем и маневрирование должно контролироваться и корректироваться командиром отделения или опытным пожарным. Очень важное значение для надежной работы пожарного насоса имеет высота всасывания и условия прокладки всасывающих рукавов. Необходимо выбрать такое место установки пожарной автоцистерны или насосно-рукавного автомобиля, чтобы высота всасывания не превышала 7 м, а условия прокладки всасывающих рукавов исключали их резкие перегибы. Это дает возможность уменьшить вероятность появления кавитации и быстро заполнить водой центробежный насос.

Во всех случаях установки пожарного автомобиля для работы следует: убедиться, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении; установить пожарный автомобиль с работающим двигателем на ручной тормоз; выключить сцепление; включить коробку отбора мощности.

Такая последовательность действий должна быть при работе на пожарных автомобилях, изготовляемых на базовых шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, «Урал-375», ЗИЛ-133Г1.

На пожарных автомобилях, устанавливаемых на базовых шасси марки ГАЗ-53А и ГАЗ-66, после включения коробки отбора мощности необходимо включить четвертую передачу коробки передач основной трансмиссии.

На пожарных автомобилях повышенной проходимости АЦ-30(66)-146 и АЦ-30(66)-184 перед включением коробки отбора мощности рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение и тем самым отключить передний и задний мосты автомобиля от двигателя.

После включения коробки отбора мощности следует плавно включить сцепление. При этом крутящий момент от двигателя будет передаваться на вал пожарного центробежного насоса. Так как пожарные центробежные насосы не рассчитаны на длительную работу без воды, работу двигателя необходимо перевести на режим «холостого хода» с частотой вращения вала двигателя 800—1000 об/мин и быстро выключить сцепление рычагом в насосном отсеке. Длительная работа выжимного подшипника сцепления в выключенном положении сцепления недопустима, поэтому необходимо быстро заполнить насос водой и включить сцепление. Заполнение насоса водой может быть произведено различными способами: из цистерны, от водопровода, вакуумным насосом.

Чаще всего первый ствол при тушении пожара подается от автоцистерны. Это дает возможность сократить время боевого развертывания, обеспечить быстрое тушение пожара и уменьшить ущерб от него. Основной задачей водителя при подаче воды от цистерны является обеспечение быстрого заполнения насоса водой и подача ее в пожарную напорную линию со стволом.

Контроль заполнения насоса водой осуществляется через смотровой глазок вакуумного клапана, при этом подсвет вакум-ного клапана должен быть включен. После заполнения насоса водой вакуумный клапан закрыть.

После заполнения насоса водой следует: включить сцепление рычагом из насосного отделения, а у автоцистерн со средним расположением насоса, например АЦ-40(375)-Ц1 А, педалью сцепления, расположенной в кабине водителя; создав пожарным насосом заданный напор, плавно открыть задвижку на напорном трубопроводе насоса, к которому присоединен пожарный напорный рукав; поддерживать заданный напор изменением положения дроссельной заслонки карбюратора, рычагом газа в насосном отсеке или педалью в кабине водителя.

Подача воды пожарным насосом из открытого водоема

Работа по подаче воды пожарными автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями из открытых водоемов чаще всего производится в сельской местности, в населенных пунктах со слаборазвитым водоснабжением, а также в тех случаях, когда по условиям тушения пожара требуется большое количество воды. Например, при тушении пожара нефти и нефтепродуктов в резервуарах или пожаров газовых и нефтяных фонтанов воду чаще всего подают из открытых естественных или искусственных водоемов.

При заборе воды всасывающая сетка должна быть погружена в воду не менее чем на 300 мм ниже уровня водоема. Опускать ее на дно водоема не следует, так как это может вызвать попадание песка и ила в полость насоса. Стараться не допускать резких перегибов всасывающего рукава, так как это может повести к образованию воздушной пробки или возникновению явления кавитации при работе насоса.

Наиболее характерными ошибками, допускаемыми водителями при работе пожарных насосов с открытых водоемов, являются: недостаточная частота вращения вала двигателя при работе газоструйного вакуум-аппарата; преждевременное, до закрытия вакуум-клапана, снижение частоты вращения вала двигателя; преждевременное закрытие вакуум-клапана; большая частота вращения вала насоса и развиваемый напор при открытии напорных вентилей; резкое включение сцепления при большой частоте вращения вала двигателя.

При работе на пожарной автоцистерне АЦ-40(375)-Ц1 с выключением сцепления отключается привод масляного насоса системы гидравлического привода водопенных коммуникаций. Это может привести к падению давления в гидросистеме и нарушению герметичности насоса, а следовательно, к срыву работы насоса. Поэтому включение пожарного насоса следует производить быстро и четко в течение нескольких секунд.

При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение водой пожарного центробежного насоса можно осуществить двумя способами: заливкой пожарного центробежного насоса и всасывающих рукавов водой из цистерны и кольцеванием цистерны с пожарным насосом.

При первом способе необходимо: проверить герметичность пожарного насоса, всасывающих рукавов и плотность посадки обратного клапана всасывающей сетки (опустить всасывающие рукава с сеткой в воду); присоединить к насосу напорные рукава; закрыть все вентили, сливной краник пожарного насоса и краны водопенных коммуникаций; открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, и после заполнения насоса и всасывающих рукавов водой, что контролируется через глазок вакуумного крана, закрыть вакуумный клапан.

В дальнейшем работу выполнять в такой последовательности: плавно включить сцепление и закрыть вентиль из цистерны; увеличивая частоту вращения вала насоса, создать напор 200 — 400 кПа; плавно открыть задвижку на напорном патрубке насоса и установить заданный напор по манометру. При необходимости включается система дополнительного охлаждения двигателя.

После заполнения всасывающего рукава и пожарного насоса водой и отклонения стрелки манометра закрыть вентили из цистерны и в цистерну и установить заданное давление на насосе.

Подача воды от водопроводной сети

Самым распространенным способом подачи воды автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями в городских условиях является работа насосов от водопроводной сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается всасывающим патрубком как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.

Работа пожарных автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей по перекачке воды

При тушении пожаров в безводных районах возникает необходимость подавать воду на большие расстояния по рукавным системам. Потери напора рукавных систем в этом случае часто превышают энергетические возможности двигателя и пожарного насоса автоцистерны или насосно-рукавного автомобиля. Для перекачки воды на большие расстояния от водоема до места пожара пожарные автоцистерны и насосно-рукавные автомобили используются как насосные станции.

Перекачка воды может осуществляться двумя способами: непосредственно из насоса в насос (последовательная работа насосов), как показано на рис. 8.1, а и б, и через бак автоцистерны, используемый как промежуточная емкость (рис. 8.1, в).

В первом случае необходимо согласовать работу головного, и последующих насосов и поддерживать избыточное давление перед последующим насосом не менее 100 кПа. Это создает трудность при регулировании работы насосами и не исключает возможности срыва работы насосно-рукавных систем.

Второй способ более простой, он не требует точного согласования работы насосов. Контроль за работой осуществляется по уровню воды в цистерне (промежуточной емкости). Кроме того, второй способ более экономичен, так как не требуется поддерживать избыточное давление перед насосом. Поэтому во втором случае расстояние между пожарными насосами может быть больше, чем в первом.

При работе на перекачку по первому способу существует следующая последовательность операций.

1. Проложить напорные рукава между пожарными автомобилями, как показано на рис. 8.1. Для этого используют прорезиненные рукава возможно большего диаметра. Это позволяет уменьшить гидравлические потери подлине рукавной линии. Прокладку рукавов можно осуществлять по одной или по двум параллельным линиям. Расстояние между соседними пожарными автомобилями в случае перекачки по двум параллельным рукавным линиям может быть в четыре раза большим, чем при прокладке рукавов в одну линию.

2. Напорные пожарные рукава от пожарного автомобиля, установленного на водоисточнике, присоединяют к всасывающему патрубку второго пожарного автомобиля через рукавный водосборник, используемый для работы от пожарной колонки.

3. От напорных патрубков второго пожарного автомобиля прокладывают напорные рукава к месту пожара или к следующему пожарному автомобилю, если в перекачке участвуют более двух пожарных автомобилей.

Рис. 8.1. Схемы работы пожарных автомобилей по перекачке воды:
а — по одной рукавной напорной линии из насоса в насос; б — по двум напорным рукавным линиям из насоса в насос; в — из насоса в цистерну

В процессе работы насоса по перекачке воды необходимо следить за напором и регулировать его изменением частоты вращения вала центробежного насоса, поддерживая напор у второго насоса 100 кПа.

При перекачке воды по второму способу напорные пожарные рукава от первого насоса присоединяют не ко всасывающему патрубку второго насоса, а прокладывают в цистерну второго пожарного автомобиля. После заполнения цистерны водой включают в работу пожарный насос второго пожарного автомобиля н подают воду к месту пожара из цистерны.

Во время работы в этом случае необходимо следить за уровнем воды в цистерне. Если уровень воды в цистерне начнет падать, необходимо увеличить подачу первого насоса или убавить подачу второго насоса, что легко осуществляется изменением частоты вращения вала насоса.

Читайте также: