Надо ли прошивать киа рио после удаления катализатора

Обновлено: 17.04.2024

Обязательно ли при удалении катализатора выполнять перепрошивку «мозгов»?

Автовладельцы, которые сталкиваются с необходимостью удаления катализатора, неизменно должны решить, проводить ли им перепрошивку блока управления двигателем или это ненужная процедура, которую навязывают в сервисе. Поговорим поподробнее о том, требуется ли перепрошивать «мозги» машины при удалении катализатора.

Важность правильно работающего блока управления

Современные автомобили оснащаются многочисленными блоками управления, информация с которых стекается в центральный компьютер или как их еще называют мозги машины. Именно этот модуль принимает решение о составе топливной смеси, от чего непосредственно будет зависеть мощность автомобиля, расход топлива и ряд других параметров.

Соответственно, любая неисправность и проблемы в работе электронного блока управления двигателя неизменно скажутся на машине, а, в конечном счете, автовладельца может ждать сложный дорогостоящий ремонт, избежать которого можно было бы, правильно настроив компьютер после удаления катализатора.

Дело в том, что такой катализатор не только очищает выхлопные газы, но и оказывает противодавление, с учётом которого работает двигатель. Именно поэтому просто вырезать такие ненужные фильтры будет невозможно, потребуется в обязательном порядке выполнять манипуляции с блоком управления.

Если же после удаления катализатора не проведена соответствующая дополнительная работа, то в двигатель поступает обогащённая топливовоздушная смесь, что приводит к прогоранию напыления цилиндров, и в последующем необходима замена двигателя. Также в подобном случае может отмечаться потеря мощности мотора, который будет захлебываться на высоких оборотах.

Способы решение проблемы с удаленным катализатором

Чаще всего необходимость удаления катализатора возникает при пробеге автомобиля в 150 тысяч километров и более. К этому времени соты такого фильтра забиваются, в итоге появляется опасность поломки двигателя, поэтому требуется либо вырезать каты, либо устанавливать новые дорогостоящие детали. На современных автомобилях кроме катализаторов используются также различные датчики кислорода, которые устанавливаются до и после фильтра. В итоге, вырезав катализатор, необходимо как-то решать проблему с неправильными показателями лямбда зондов, поэтому приходится перепрошивать блок управления двигателем.

Впрочем, если автовладелец планирует установить так называемые обманки, которые создают нужное противодавление, то каких-либо манипуляций с ЭБУ проводить не требуется. Однако, устанавливая такие обманки, нужно помнить о том, что универсального решения имеющихся проблем не существует, отдельные приспособления обеспечивают нужное противодавление на малой скорости и низких оборотах, тогда как при серьезных ускорениях мотор начинает захлебываться и появляются проблемы в его работе.

Еще одним недостатком таких обманок является тот факт, что их установка имеет высокую стоимость, при этом со временем они выходят из строя, требуя замены. В итоге, бывает куда проще и дешевле один раз перепрошить двигатель, чем в последующем каждые 50000 километров везти машину в ремонт и менять установленные обманки. При этом обеспечить правильность работы двигателя на том уровне, как мотор работал с установленным катализатором, даже с правильным выбором таких обманок будет невозможно.

Перепрошивать или нет

В каждом конкретном случае автовладелец должен самостоятельно решить, как ему поступать при удалении катализатора. Кто-то решается на полную перепрошивку блока управления двигателем, а кто-то склоняется не трогать мозги мотора, устанавливая в банках выхлопной системы различные обманки. Нужно лишь помнить о том, что как-либо менять блок управления мотором в том случае, если установлены различные устройства для обеспечения противодавления, уже не требуется.

Подведём итоги

После удаления катализатора все без исключения автовладельцы сталкиваются с необходимостью решения проблемы с обеспечением нужного противодавления в выхлопной системе. Кто-то поступает кардинальным образом и перепрошивает блок управления двигателем, что предупреждает переобогащение топливно-воздушной смеси, а кто-то устанавливает различные так называемые обманки, позволяющие избавить автовладельца от необходимости выполнять манипуляции с блоком управления. В каждом конкретном случае такое решение будет зависеть от конкретной марки автомобиля, предпочтений владельца машины и его финансовых возможностей.

Нужна ли прошивка после удаления катализатора?

Нужна ли прошивка после удаления катализатора?

Все современные транспортные средства, заполонившие дороги по Земному шару, существенно облегчили жизнь современного человека. Скорость и объем перевозок вырос за последние сто лет на порядки и достиг такого объема, о котором предыдущие поколения в прошлых эпохах даже не могли мечтать.

Однако обратной стороной ежедневной работы сотен миллионов двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок является их пагубное воздействие на окружающую среду.

Дело в том, что продукты горения, попадающие в атмосферу из камеры сгорания силовых установок, содержат токсичные элементы. Актуальной стала задача минимизации таких выбросов. В 70-х годах прошлого столетия отчасти проблема была решена изобретением специального фильтра.

Учитывая все более строгие экологические требования, известные как Евро, еще на стадии автосборочного конвейера все современные транспортные средства оснащаются данным фильтром, получившим название каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов или в сокращенном варианте — катализатор.

Что же представляет собой данный агрегат, и какой принцип его работы?

В общем случае катализатор представляет собой бочкообразное утолщение трубы. Материал изготовления — сталь. Это внешний корпус катализатора, который предназначен для защиты внутреннего наполнителя от внешних воздействий. Место монтажа катализатора — днище авто, сразу за выходным коллектором и перед резонатором. Именно место размещения и диктует такую прочную и защищенную форму агрегата.

Защитный кожух содержит два патрубка (входной и выходной), посредством которых выхлопные газы поступают в катализатор и после преобразования выводятся в глушитель и далее попадают в атмосферу Земли.

В патрубки монтируются два датчика (передний и задний) — лямбда-зонды, которые контролируют качество очистки выхлопных газов. Полученная информация поступает в электронный блок управления (ЭБУ) авто, после чего программа определяет корректность работы катализатора.

Внутренний наполнитель катализатора — монолит — основной рабочий элемент катализатора, который и обеспечивает очистку отработанных газов от тяжелых вредных компонентов. Конструкция данного элемента достаточно проста, но оригинальна. В разрезе монолит напоминает пчелиные соты, так как состоит он из большого количества очень мелких сквозных ячеек-туннелей. Именно через эти ячейки и должны свободно проходить раскаленные выхлопные газы.

Поверхность ячеек монолита покрыта специальным каталитическим слоем, в состав которого включены ценные металлы платиновой группы. Это платина, палладий, родий или иридий (в последнее время все чаще применяют и золото, так как оно значительно дешевле указанных драгметаллов).

Принцип работы катализатора

Раскаленные газы заполняют ячейки монолита и соприкасаются с каталитическим слоем. Драгметаллы провоцируют (ускоряют) протекание процесса разложения отработанных углеводородов на безопасные компоненты. Это и есть главная задача катализатора.

Температура газов должна находиться в интервале от 350 до 750 градусов по шкале Цельсия. В противном случае, если она ниже указанного интервала, то химическая реакция распада вообще не наступит. Если же температура превысит 800°С, то ячейки катализатора, изготовленные из керамики, могут просто оплавиться.

Керамика и металл являются двумя материалами, используемыми при изготовлении монолита. В случае использования огнеупорной керамики катализаторы получаются более дешевыми, но и срок службы керамического катализатора не такой длительный: 5-7 лет или порядка 120-150 тыс. км. автопробега.

Если же монолит выполнен в виде стальных пластин, то такой металлический катализатор намного прочнее, но и цена на фильтр существенно выше керамического собрата. Это нужно иметь в виду, когда катализатор придет в негодность и его придется заменять.

Утилизация каталитического фильтра

Если во время набора скорости автомобиля динамика становиться все хуже, на приборной доске загорается сигнал ошибки, расход топлива существенно вырастает, а в салоне ощущается металлический запах, то значит пришло время оценить состояние каталитического нейтрализатора. Вполне возможно, что он вышел из строя.

В случае механического разрушения монолита, во время набора скорости ТС будет слышен возрастающий грохот в районе расположения фильтра. Объясняется это тем, что или по причине попадания на горячий внешний корпус холодной воды из лужи при движении или удар камнем по кожуху привели к тому, что часть керамических сот откололась и ударяется о стенки корпуса, создавая шум. Такой катализатор следует немедленно удалить из выхлопной системы, так как отработанная или поврежденная деталь может негативным образом сказаться на работе всей силовой установки.

Помимо разрушения ячейки катализатора могут оплавиться при большой температуре газов, а также забиться остатками несгоревших углеводородов при заправке некачественным топливом.

В любом случае необходимо удаление катализатора. Но возникает вопрос о корректной работе ЭБУ авто, так как она настроена на наличие катализатор в авто. Возможна ли прошивка евро 2 без удаления катализатора? Нет, такая прошивка не даст много пользы.

Именно поэтому удаление катализатора и прошивка под евро 2 — это взаимосвязанные процессы. Сначала катализатор удаляется из выхлопной системы автомобиля и правильно утилизируется. Лучше всего это осуществлять в нашей компании, так как у нас есть соответствующее оборудование и специалисты. Оценив состояние монолита катализатора, страну его происхождения, а также узнав в каталоге по номеру агрегата содержание драгметаллов в каталитическом слое, мы обозначаем объективный размер денежного вознаграждения за отработанный катализатор.

Нужна ли прошивка после удаления катализатора? Да, нужна. В противном случае электронный блок управления (ЭБУ) авто, настроенный на оценку работы катализатора, будет определять работу агрегата некорректной.

Под перепрошивкой понимается замена кода в ЭБУ, отвечающего за работу лябда-зонда, который контролирует качество очистки отработанных выхлопных газов. Исправив код, ЭБУ уже не будет «видеть» датчик и не будет проверять соответствие полученных данных с допустимыми параметрами. Осуществив такую операцию, вопрос о том нужно ли прошивать машину после удаления катализатора уже будет не актуальным. Очистка газов прекратится, но двигатель станет работать мощнее, а автомобиль заметно резвее. Правда следует знать, что с таким двигателем вряд ли получиться перемещаться в европейских странах, так как там нормы контроля намного строже.

KIA Rio Red 159 › Бортжурнал › Удаление катализатора + прошивка от Paulus

Всем привет.
Давно меня тревожил момент сязанный с катализатором т.к. у знакомого на 40тыс.км. на рестайлинговом солярисе 2015 года при эндоскопии признали, что катализатор стал слегка осыпаться, после вскрытия всё было страшнее.
После этого себя тешил тем, что на Rio ездила моя жена и больше 4тыс.об. не крутила двигатель и всегда заправляла АИ-95 экто, а знакомый мой часто "наваливал" на машине и заправлял только АИ-92 и это возможно послужило скорому разрушению катализатора. Это лишь были мои мысли, что катализатор посыпался у знакомого из-за агрессивного стиля вождения и низкооктанового бензина. Коль я стал рулить и мой стиль иногда бывает агрессивным, решил, что стоит удалить катализатор, чтобы избежать дальнейших негативных последствий.
Накопив нужную сумму нашел сервис, который предоставил мне возможность присутствовать при удалении катализатора, установки пламягасителя и прошивки мозгов с калибровками от Паулюса Евро-2.
Так же заранее приобрел:
CBDPLIN-147 Пламегаситель коллекторный перфорированный -1127руб.
Hyundai/Kia 28521-2B010 Прокладка выпускного коллектора — 462руб.

При снятии теплозащиты выпускного коллектора столкнулись с тем, что не смогли открутить датчик кислорода. Пришлось болгаркой подрезать защитный колпак датчика кислорода. Остальное всё легко откручивалось.

После снятия выпускного коллектора удалось открытить дачик кислорода. Далее аккуратно вскрыли корпус коллектора и добрались до катализатора, он оказался уже с выемками, но достаточно чистым и соты были не забиты.

Закралась мысль на сколько такое осыпание катализатора могло уже на вредить цилиндрам и поршневой? Если кто-то в этом шарит или есть опыт эксплуатации прошу написать к чему готовиться.

Приварили пламягаситель, заварили коллектор и собрали всё обратно, единственноя я настоял, чтобы поменяли прокладку между головой и коллектором, т.к. по глупости купил новую оригинальню, хотя родная была в идеальном состоянии и не требовала замены.

По окончанию работы залили в ЭБУ калибровки прошивки от Паулюса Евро-2.

Итого:
После всех манипуляции успел съездить Пермь-Усолье-Пермь (420км), а так же съездил в Пермь-Н.Тагил-Пермь (744км). Единственное на этой дороге попал на Чусовом мосту на 2 часовую пробку и в направлении Качконара встал на 1 час в пробку, машину не глушил.
Теперь смело могу сказать положительные и отрицательные стороны всех вышеуказанных процедур.
-При выезде из сервиса обратил внимамние, что педаль газа при меньшем нажатии на газ стала открывать дроссель на больший угол т.к. педалью газа не удавалось удерживать 1200 и 1300 оборотов, после подключения OBD2 убидился в этом, програма показывала большее открытие дроселя, чем с заводской программой. После того, как проехал

1000км видимо прошла полная адоптация программы и больше такого эффекта я не наблюдал ни в программе, ни на педале газа.
-Самый отрицательный момент, который ни куда не уйдет это вонь из выхлопной трубы. Подумаываю ввраить небольшой катализатор, чтобы небыло такой вони.
-Ещё один не явно выраженный отрицательный момент — это слышимость работы двигателя на ХХ в салоне. Раньше на ХХ двигатель только в идеально тишине можно было услышать, а теперь его стало слышно отчетливее просто в тишине, но этом может быть еще связанно с калибровками в программе (сток прошивка ХХ 650-670об/м, Паулюс прошивка 715-735), хотя больше склоняюсь, что не стало катализатора. На ходу разнице ни какой по шумности работы двигателя.
+Теперь о приятном, расход на трассе упал, как минимум 0,3 литра замерял длительными поездками, обычно за городом с полным багажником и полным салоном пассажиров расход был 6,8л., в этот раз 6,4 и то выросло т.к. на трассе пару раз себе позволил проехать с ветерком, в городе не заметил разницы.

+Вырос крутящий момент на низах, теперь прикатался и стал замечать, что реже кручу двигатель в городе.
+Сдвинулась отсечка, точно не скажу на сколько, но на трассе один раз обгонял и увидел на тахометре 6800 об/м, обычно к таких оборотах уже ловил отсечку.
+Подрос ХХ (сток 630-660 об/м, Паулюс710-730 об/м), теперь при включении ближнего света или противотуманных фар на ХХ нет такой страшной просадки по оборотам, а раньше при таких же условиях аж кратковременно вибрация на кузов передавалось. Расход на ХХ остался тем же 0,7-0,8 литра в час.

+Еще один хороший плюс, при включении кондиционера на перегревающемся двигателе нет при медленном старте сильного лага-провала, как не мучил машину, не получил такого эффекта на новой прошивке, машина всегда стартует равномерно без провала.
+Динамика выросла однозначно, возможно на днях будет повторный заезд (если погода позвлит) с схожим авто, постараюсь снять видео.

Что лучше при удалении катализатора – обманка или прошивка?

Современные автомобили должны соответствовать всем нормам экологичности, поэтому перед выхлопной трубой устанавливается каталитический нейтрализатор (конвертер), или просто катализатор. Эта деталь состоит из множества очень мелких керамических ячеек, которые задерживают вредные вещества из выхлопных газов.

Но как и все другие автозапчасти, катализатор со временем выходит из строя. Из-за его износа авто как бы «задыхается» собственным выхлопом. Чтобы не начались проблемы с двигателем, нужно вовремя заменить нейтрализатор. Однако из-за содержания в нем платины, палладия и других редких металлов новая запчасть стоит дорого, а менять ее нужно часто. Поэтому автолюбители обычно стараются катализатор просто удалить.

Обманка лямбда-датчиков

Просто взять и вырезать катализатор из корпуса нельзя – электронная начинка авто запрограммирована таким образом, чтобы не допустить вредного выхлопа. Для этого перед каталитическим нейтрализатором и после него устанавливаются кислородные датчики – лямбда-зонды. Они измеряют уровень примесей в газах до и после прохождения устройства. Если он окажется одинаковым, машина перейдет в аварийный режим работы: постоянно будет поступать сигнал об ошибке, а программа, управляющая двигателем, будет искусственно занижать его мощность.

Чтобы этого не происходило, автовладельцы удаляют катализатор, заменяя его пламегасителем или стронгером, и устанавливают обманки лямбда-зондов. Существует два типа обманок:

  • механические;
  • электронные.

Механический способ обмана бортового компьютера прост. Устанавливается небольшой переходник-штутсер. Иногда у него есть дополнительный керамический фильтр для очистки воздуха. Из-за переходника на датчик выхлопные газы поступают только частично, поэтому он фиксирует, что воздух очищается.

Еще один способ обойти защиту после удаления катализатора – электронная обманка. Она представляет собой конденсатор и резистор со специально подобранными параметрами. Эти детали нужны, чтобы ослабить уровень сигнала с лямбда-зондов, и автомобильный компьютер зафиксировал снижение вредных примесей в выхлопе.

Перепрошивка блока управления

Другой популярный способ устранить последствия удаления катализатора – перепрошивка электронного блока управления (ЭБУ). Требования к безопасности выхлопа для экологии есть только в современных версиях прошивки: Евро-3, Евро-4 и Евро-5. В более ранних вариантах, например, Евро-2 устанавливать второй кислородный датчик необязательно. Перепрошивка позволяет исключить из алгоритма работы блока управления именно второй лямбда-зонд. После этого какие-либо манипуляции с механикой не нужны – достаточно изменения прошивки.

Перепрошить ЭБУ не сложно. Для этого нужно:

  • подключить компьютер или ноутбук к диагностическому разъему авто;
  • установить новую версию программы управления двигателем;
  • провести тесты, убедившись, что ошибка о неправильной работе не выводится.

Какой способ лучше выбрать

Что лучше: установка обманок или перепрошивка ЭБУ? Этим вопросом задаются многие владельцы авто, но ответить на него однозначно невозможно. У каждого из двух способов восстановить нормальную работу двигателя после удаления катализатора есть свои плюсы и минусы.

С одной стороны, перепрошивка не требует установки дополнительного оборудования – можно обойтись только программным вмешательством. Но у этого способа обойтись без катализатора есть несколько существенных недостатков:

  • выполнять процедуру нужно только в автосервисе, а ее стоимость нельзя назвать низкой;
  • официальных версий Евро-2 уже давно нет, поэтому вы устанавливаете ПО на свой страх и риск, теряя гарантию;
  • не на всех автомобилях доступна смена прошивки, есть модели, которые нельзя прошить.

Установка обманки после удаления катализатора обойдется владельцу машины дешевле. Но и тут есть свои недостатки. И механические, и электронные обманки не могут предусмотреть весь диапазон нормальных значений, а значит, уже через несколько сотен километров на панели снова загорится лапочка «Check Engine» и компьютер начнет выдавать ошибки. Поэтому такой метод подходит тем, кто может заменить деталь самостоятельно, не обращаясь постоянно в мастерскую.

Как видите, единого решения, что же делать после того, как вы удалили катализатор, нет. Кому-то больше подходит установка обманки – этот способ дешевле и проще, но он требует от автолюбителя специальных навыков. Замена прошивки – более надежный и долговечный способ, но вместе с этим и более дорогостоящий. Кроме этого, нет никаких гарантий, что после вмешательства в ПО блок управления будет корректно работать.

Независимо от того, какой метод вы выберете, следует обращаться только в проверенную автомастерскую.

Что влияет на цену приема катализаторов

Вторичное сырье – это не только металлический лом, отработанная бумага, стеклянная тара, но и автомобильные катализаторы. Они являются одним из самых востребованных видов сырья, которое принимают для вторичной переработки.

Содержание драгоценных металлов в катализаторах и заработок на этом

В автомобиле есть много ценных составляющих и компонентов, начиная от двигателя, коробки передач, кондиционера и заканчивая выхлопной системой, подвеской и кузовом. При этом один-единственный элемент, весящий всего пару килограмм – катализатор – имеет такое содержание драгоценных металлов, что ему бы «позавидовал» любой другой элемент транспортного средства.

Признаки забитого катализатора

Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.

Электроника и оргтехника: утилизируем правильно

Со временем любая техника выходит из строя. Но не стоит сразу выбрасывать в мусорный бак технику после того, как она перестала работать. Системный блок, монитор, принтер, а также мышки и другие устройства можно сдать на повторную переработку. Если их правильно утилизировать, то около 94% таких отходов вернутся к нам в виде новых моделей техники и гаджетов. И только 6% содержащихся в них компонентов нельзя будет использовать повторно – они отправляются на заводы по переработке твердых отходов. Все это позволяет минимизировать вред окружающей среде.

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Владельцы Kia Rio 3 1.6 (123 л.с.) частые гости в нашем техцентре. Иногда мы принимаем по несколько автомобилей в день, как например сегодня.

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

На одном Рио мы удалили катализатор и установили вместо него пламегаситель с помощью аргонной сварки, и перепрошивкой на Евро2. Второй владелец пожелал увеличить мощность двигателя, сохранив при этом дилерскую гарантию.

Недостатки серийной прошивки Киа Рио 3

Жесткие экологические ограничения (Euro 4 и Euro 5) заметно снижают мощность и крутящий момент двигателя GAMMA 1.6 MPI. Это проявляется в виде:

  1. нехватка мощности при обгонах на трассе
  2. паузы при нажатии на газ
  3. ощутимая потеря мощности при включении кондиционера

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Как мы увеличили мощность

Программная часть работы выполняется всего за 1 час и состоит из:

  • диагностики
  • записи новой прошивки
  • тестового заезда

Диагностику двигателя выполняем с помощью современного оборудования. Проверяется работа катализатора, форсунок, датчиков кислорода и другие важные параметры. Установка тюнинг программы происходит через разъем OBDII (без разбора блока).

Программа настроена нашим ведущим разработчиком, который имеет успешный опыт калибровки двигателей KIA. На этапе настройки прошивка многократно тестировалась, исследовалась и дорабатывалась, чтобы получить максимальный прирост мощности без снижения ресурса двигателя. После чип тюнинга еще раз проверяем работу двигателя, в подарок чистим дроссельную заслонку и отправляемся на тестовый заезд.

Дилерская гарантия сохраняется, так как в новую прошивку скопированы контрольные индикаторы (CVN) серийной прошивки.

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

На фото дроссельная заслонка до и после чистки:

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Результат увеличения мощности KIA Rio 3

  • мощность двигателя увеличилась до 130 л.с.
  • крутящий момент поднялся до 165-170 н*м (было 155 н*м)
  • разгон стал более быстрым во всем диапазоне оборотов
  • мотор сразу реагирует на педаль газа

Больше нет ощутимой потери тяги при включении кондиционера, при спокойном стиле езды расход топлива снизится до 1 л. Мотор “мягче” работает на холостом ходу, переключения АКПП стали более плавными. Обгоны на трассе станут более быстрыми и безопасными за счет значительного запаса мощности.

Далее рассмотрим процесс замены катализатора на пламегаситель.

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Зачем удалять катализатор

Верхний (коллекторный) катализатор выполнен из хрупкой керамики. В районе 30 тыс. км верхний слой катализатора начинает разрушаться. Образуются мелкие осколки и керамическая пыль.

Мотор настроен таким образом, что часть выхлопных газов он подсасывает через выпускные клапана. Вся опасность в том, что эту самую керамическую пыль может затянуть в двигатель. Это грозит образованием задиров на стенках цилиндров и может привести к дорогостоящему ремонту двигателя. Для исключения этой угрозы нужно не затягивать с удалением катализатора..

На Киа Рио 3 с 2015 года (рестайлинг) установлены 2 катализатора. Нижний катализатор (магистральный) не представляет никакой угрозы. Если вовремя убрать верхний катализатор, то его осколки не забьют нижний фильтр. Благодаря этому не будет пахнуть выхлопными газами.

На фото состояние катализатора при пробеге 27 тыс.км. Соты уже начали сыпаться:

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Для чего нужен пламегаситель

Если удалить катализатор и оставить выпускной коллектор пустым, то появится неприятный звон. Пламегаситель нужен для того, чтобы звук работы выхлопной системы не менялся. Также он понижает температуру выхлопных газов, что продлевает ресурс всей выхлопной системы.

Пламегаситель из нержавеющей стали вварен в корпус штатного коллектора:

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Как мы удалили катализатор

Разрезаем выпускной коллектор и выбиваем из него проблемный катализатор. С помощью аргонной (TIG) сварки устанавливаем в корпус штатного коллектора пламегаситель от фирмы MG-Race (из нержавеющей стали) и соединяем детали разрезанного корпуса.

На этом механическая часть работ завершена. Сварные швы получились ровные, прочные, стойкие к коррозии. Через несколько недель они покроются пылью и будут неотличимы от заводских.

Обратите внимание на качество сварных швов. Они практически не отличаются от заводских:

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Мы постоянно совершенствуем качество варных швов. Вот к примеру еще один Рио, который был у нас на замене катализатора и чип тюнинге:

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Чип тюнинг KIA Rio 3 (1.6 123 л.с.).

Результат выполненных работ

  • программно отключен катализатор
  • увеличена мощность до 130 л.с. (другие преимущества смотрите выше)
  • устранен риск попадания керамической пыли в двигатель
  • благодаря пламегасителю звук работы выхлопной системы не изменился
  • дилерская гарантия полностью сохранена

Впечатление от проделанной работы

В ходе тестового заезда клиенты были впечатлены ощутимой разницей с заводской прошивкой. Благодаря индивидуальному подходу к каждому автомобилю наши гости остались в полном восторге от результатов чип тюнинга.

Проблемы с катализатором «Киа Рио»: признаки неполадок, способы решения, замена катализатора, когда лучше его удалить

Решение интегрировать в систему выхлопа легковых автомобилей катализатор компания «Киа Моторс» приняла для соответствия нормам экологических требований Евро 5 и 6.

Катализатор и его функции в авто

В результате сгорания топлива в цилиндрах двигателей образуются продукты, выводимые в атмосферу через выхлопную трубу. Наряду с безвредными двуокисью углерода и водой в газообразной смеси присутствуют соединения, способные вступать в химические реакции. В результате образуются ядовитые вещества, загрязняющие окружающую среду.

С целью минимизировать ущерб от не полностью сгоревших в цилиндрах ДВС бензина и дизельного топлива на пути вывода продуктов их реакций помещают специальный блок. Проходящая через него смесь газов, обогащенная содержанием окиси углерода (СО) и не успевшей окислиться части гидрокарбонатов (СН), в среде с присутствием катализаторов (не участвующих в химических реакциях элементов) теряет свою токсичность.

Катализатор на «Киа Сид»

Таким образом, протекание исходящих газов через пассивную каталитическую среду способствует их дополнительной очистке перед выбросом в атмосферу.

Признаки проблем с катализатором

Катализатор «Киа Рио» 4 имеет тонкую и хрупкую сотообразную структуру проводящей части для соответствия нормам Евро 5 и 6. По мере увеличения пробега ячеистое тело может засориться или подвергнуться разрушению. В обоих случаях это негативно отразится на работе двигателя. Симптомы утраты работоспособности катализатора:

  • резкое усиление окраски и запаха исходящих из выхлопной трубы газов (при разрушении), либо падение их напора (при засорении);
  • увеличенный расход топлива;
  • спад мощности при росте нагрузки (холостой ход и плавное увеличение оборотов в норме);
  • появление металлического звона в системе отвода выхлопных газов (может обуславливаться перемещением частей разрушенного ячеистого тела при резкой перегазовке).

Поскольку признаки неисправностей катализатора «Киа Рио» 4 схожи с проблемами при некачественной фильтрации топлива и плохой работе насоса, необходимо разобраться с источником происхождения неполадок.

Если причина связана с системой очистки выхлопных газов, нужно определить — ремонтировать или решиться на удаление катализатора «Киа». С учетом стоимости ремонта это может быть оптимальный вариант.

Как проверить состояние катализатора

Чтобы рассеять подозрения, владельцу лучше обратиться в автосервис официального дилера для проведения диагностики. Автомобили, оборудованные системой доочистки отработанных газов, имеют ряд специальных датчиков, информирующих о состоянии узла дожига выхлопной смеси. О неполадках в работе сигнализируют предупреждающие индикаторы на панели приборов.

Проблемы с катализатором на Киа

Точное выявление неисправностей осуществляется с помощью диагностики, анализирующей коды ошибок. Характерным признаком возможных неполадок может быть проблема с катализатором на «Киа Рио», на что указывает появление универсального кода сбоев в работе двигателя P0420. Для этого могут быть несколько причин.

Неисправность датчиков обогащения выхлопной смеси кислородом

Генератор ошибки срабатывает, если получен сигнал об одинаковых или близких значениях количества окислителя до и после реакторного узла. Такая ситуация может случиться при отказе датчика (при этом потерь мощности двигателя не отмечается).

Засорение конвертера катализатора

Возможное сужение просвета ячеистого тела уменьшает эффективность дожига вредных выбросов. Снижение производительности обусловливается накоплением посторонних веществ в каналах. Причиной засорения чаще всего бывает несоответствие топлива стандартам качества.

Обрыв электропроводки датчика О₂

Вследствие нахождения вблизи коллектора отводимых горячих газов электропроводка подвергается усиленной коррозии. Также играет роль удаленность датчика от устройства обработки сигналов, вследствие чего повреждения контакта случаются раньше истечения срока гарантии на пробег авто.

Утечки выхлопных газов

Ложные сработки, сигнализирующие о некорректной работе катализатора, могут появиться при утечке выхлопных газов.

Неисправность датчика температуры двигателя

При ложной информации о нагреве силового агрегата (холодный) система будет посылать в камеры сгорания переобогащенную смесь. Это повлечет срабатывание кислородного датчика и появление сигнала о неисправности.

Замена катализатора на Киа

При выявлении признаков разрушения, засорения или других препятствий в работе катализатора Kia Rio, не позволяющих нормально эксплуатировать автомобиль, встает вопрос о его замене.

Удаление катализатора на «Киа Рио»

Если принято решение его заменить, все операции доступны для выполнения своими руками:

  1. Отсоединение массы и всех проводов от системы выхлопа.
  2. Демонтаж термического экрана и датчиков.
  3. Расстыковка с выпускным коллектором двигателя.
  4. Съем корпуса узла очистки выхлопных газов.

Установка проводится в обратном порядке.

Когда есть смысл удалить катализатор на Киа

Если экологическая эффективность работы двигателя не имеет значения, а на замену не хватает средств, этот блок можно исключить из системы. Однако при этом не удастся обойтись простым удалением тела катализатора на «Киа» из выхлопного трубопровода. По замыслу конструкторов, функциональное назначение узла — не только дожиг токсичных газов, но и понижение температуры с одновременным шумопоглощением.

Поэтому удаление катализатора на «Киа Рио» — это своеобразный тюнинг. Нужно поставить специальное устройство — пламегаситель, уберегающее от термического разрушения всю конструкцию выхлопной трубы. Минусом будет невосполнимая потеря соответствия экологическим нормам

Продлеваем жизнь катализатора на Киа Рио

Чтобы не оказаться перед необходимостью замены дорогостоящего узла намного раньше предусмотренного эксплуатацией срока, следует придерживаться нескольких правил. Это поможет исключить проблемы с катализатором «Киа Рио»:

  • ввиду хрупкости ячеистого тела избегайте вождения, вызывающего тряску, удары, другие типы механических воздействий;
  • исключите гидроудары (въезд в глубокие лужи и другие возможности спровоцировать резкий перепад температур в результате попадания воды на блок дожига);
  • не допускайте перегрева, используйте только рекомендованный тип топлива;
  • заливайте моторное масло с пониженным количеством серы и фосфора.

Процесс замены катализатора

Соблюдение вышеуказанных условий поможет сохранить функциональность узла очистки выхлопных газов и избежать нежелательных последствий в виде ремонтных расходов.

Выживут не все: почему после удаления катализатора увеличивается расход масла?


Некоторые производители нас научили тому, что каталитический нейтрализатор – это зло, которое надо как можно скорее вырезать. Иначе – керамическая пыль в цилиндрах, задиры и все прочие радости, о которых рассказывают на форумах, пишут в журналах и которыми папы-автомеханики пугают непослушных сыновей. Многие автолюбители соглашаются на ампутацию этого экологического аппендикса, но потом приходят в ужас от сделанного: мотор начинает жрать масло с невероятным аппетитом. Неужели это из-за удалённого катализатора?

Всё-таки катализатор или нейтрализатор?

В комментариях нам периодически пытаются сделать стыдно. Мол, хватит уже называть каталитический нейтрализатор катализатором. Это неправильно, неграмотно и вообще «фу». Давайте всё-таки сначала разберёмся, можно ли называть эту деталь катализатором. Начнём с курса химии.

Задача нейтрализатора (или катализатора) – сократить выброс в атмосферу оксидов азота NOх и несгоревших углеводородов. Сделать это можно в два этапа. Сначала надо разделить NOx азот и водород. И на первом этапе в нейтрализаторе происходит реакция, которую можно записать так:

2NO => N2 + О2 или 2NO2 => N2 + 2*O2

Таким образом мы вместо вредных оксидов азота получаем абсолютно безвредные азот и кислород. Замечу, что тут происходит реакция восстановления.

Второй этап – реакция окисления, во время которой углеводороды СО вступают в реакцию с освободившимися в первой реакции кислородом. Тот, кто учился в школе хорошо, поймёт такую запись:

2CO + O2 => 2CO2

В итоге мы получаем безвредный азот и обычный углекислый газ (диоксид углерода). И всё это было бы невозможно как раз без катализатора – вещества, которое ускоряет химические реакции, но не участвует в них.

В качестве катализаторов в нейтрализаторе могут выступать платина, родий, палладий и даже золото. Без них процесс был бы невозможен, и вся начинка нейтрализатора – это по большому счёту и есть катализатор, который выглядит как напылённый на керамические соты слой драгметаллов. А нейтрализатор – это не только каталитический блок, но ещё и корпус, и лямбда-датчики, и кожух-теплоизолятор. «Пылит» в цилиндры как раз керамический блок – катализатор реакции, а не весь нейтрализатор в сборе, поэтому обычно говорят об удалении именно катализатора, иногда – с заменой его пламегасителем. Так что ошибки тут нет: эту штуку вполне можно называть катализатором.

Ну а нейтрализатор, встроенный в выпускной коллектор, и вовсе называют катколлектором. Так что и тут ошибок в терминологии нет.

Что не так?

Теоретически первые катализаторы стали ставить ещё в 1975 году. Но больших проблем от них тогда ещё не было, и до последнего времени никто и подумать не мог, что катализатор может стать причиной задиров и масложора. Дело в том, что нейтрализаторы стояли далеко от блока цилиндров – в выпускной системе где-нибудь под днищем автомобиля. Да, катализатор может умереть и там: забиться и развалиться.

В этом случае страдания автомобилиста незначительны: машина хуже тянет, но мотор остаётся целым. Может ещё раздражать появившаяся ошибка лямбда-датчиков, которые не понимают, что происходит с количеством кислорода. Решение проблемы элементарное – катализаторы вырезают, ЭБУ прошивают под Евро 2 или ставят на лямбда-зонды обманки, которые имитируют штатную работу катализатора.

Ситуация стала намного хуже, когда катализаторы стали ставить близко к блоку. В случае разрушения основы катализатора керамическая пыль стала попадать в цилиндры. Удивительно, что до сих пор существуют люди, убеждённые, что пыль из выпуска попасть во впуск никак не может. Мол, эти каналы никак не пересекаются. На самом деле они пересекаются очень даже здорово. Например, в момент перекрытия клапанов – подхода поршня к верхней мёртвой точке, когда впускной клапан уже открыт, а выпускной – ещё не закрыт. Ну или через EGR.

Скорее всего, в неверии в возможность керамической пыли попадать в цилиндры отчасти виноваты инженеры по гарантии одного корейского бренда (а, может, и не одного), которые в своё время всеми силами убеждали жертв катализаторов в том, что разрушение сего чудесного элемента не может привести к задирам. Хотя при этом гарантия на катализатор составляла всего тысячу километров (несколько лет назад она стала больше), а убитый мотор предлагалось менять за свои деньги. В общем, керамическая пыль в цилиндры попадать может, это факт, спорить с ним не стоит, и останавливаться на этом вопросе не будем и пойдём дальше.

Пути решения

Керамический катализатор со временем выходит из строя на любой машине. Но опасность представляют собой в первую очередь те, которые стоят на выпускном коллекторе на расстоянии 15-20 см от ГБЦ. Кроме того, есть моторы, где катализатор умудрились ставить в выпускной коллектор, встроенный прямо в ГБЦ. Со временем моторов с катколлекторами становится всё больше (потому что они экологичнее – быстрее прогреваются), а проблема – всё более массовой. Мировой автомобильный разум начал искать способы борьбы со злом.

Очевидно, что лучший способ – это установка нового катализатора. Но его стоимость так неприлично высока (десятки тысяч рублей), что согласиться на такую замену могут только потомки Онассиса, Рокфеллера и других завидно богатых дяденек. А с учётом того, что катализатор способен накрыться и за 20 тысяч пробега, обычные люди идут другим путём. Менее законным, но более рациональным – путём удаления катализатора.

Этот метод практикуется уже давно и в целом успешно (есть исключения, о которых скажу ниже). Тут самое главное – выполнить эту не очень законную операцию вовремя. Этот вопрос сложнее, чем кажется на самом деле. И мы потихоньку пришли к главному вопросу: может ли удаление катализатора повысить расход масла? Может! Но только если удалить его слишком поздно.

На практике это выглядит следующим образом. В сервис приезжает машина с забитым катализатором. Причём неважно, какая именно – хоть «японец», хоть «кореец», хоть «немец» (хотя у последних проблем с катализатором намного меньше. Они губят моторы своими путями, более по-европейски технологичными). Жалобы – отсутствие тяги и ошибки кислородных датчиков. Мотор «крутится» неохотно (это важно), машина страдает отсутствием динамики.

Катализатор оказывается действительно забитым до состояния кирпича. Его удаляют, в идеале – с коррекцией прошивки. И машина начинает ехать. А через некоторое время её владелец возвращается с жалобой на появившийся «масложор». В большинстве случаев причина очень простая: керамическая крошка уже попала в мотор и своё чёрное дело сделала. Но мотор отзывался на педаль газа не слишком охотно, отчего его не больно-то раскручивали. А до красной зоны он часто не мог раскрутиться в принципе. После того, как причина повышенного давления на выпуске была устранена, водитель на радостях стал газовать чуть сильнее, а главное – мотор стал лучше реагировать на педаль газа. А расход масла у мотора с задирами очень сильно зависит от оборотов коленвала. Так возникает ощущение, что «масложор» появился как раз после удаления катализатора. Хотя почти всегда он в этом случае был и раньше: поршневая была уже загублена пылью.

Таким образом, удаление катализатора после того, как он уже сильно повреждён, часто бывает бесполезным. И перед тем, как его вырезать, стоит проверить цилиндры эндоскопом. Если задиры есть, боржоми пить уже поздно, а активная езда заведомо существующий «масложор» только увеличит. Кроме того, присутствующий масложор сам способен убить нормальный катализатор – масляный туман с присадками из-за роста давления в картере забьёт его достаточно быстро.

Стоит признать, что в этом случае повышение расхода масла с удалением катализатора связано очень и очень косвенно. Но существуют ситуация, когда масложор начинается именно из-за удаления катализатора.

Мои знакомые из разных сервисов вспомнили только один мотор, так болезненно воспринимающий эту процедуру – Chrysler Pentastar. V-образный мотор объёмом 3,6 л можно найти под капотом Jeep Wrangler и Grand Cherokee, а также у некоторых моделей Chrysler, Ram и Dodge. У него катализатор стоит как раз во встроенном в головку блока коллекторе, так что «пылить» в цилиндры со временем он начинает хорошо. Конечно, многое зависит от тонкостей эксплуатации и качества бензина, но обычно к ста тысячам пробегам катализатор пора вырезать.

Честно говоря, никто из специалистов не смог однозначно ответить, почему именно Pentastar так критичен к удалению катализаторов. Скорее всего, дело действительно в противодавлении, которое создаёт катализатор. Без него расход масла становится больше, поэтому после удаления катализатора приходится его создавать искусственно – установкой пламегасителей или других приспособлений, которые создают препятствие для отработавших газов.

Удалять или нет?

С проблемой масложора после удаления нейтрализатора встречаются многие, и почти все списывают это на недостаток противодавления. А вот специалисты, которые разбирали десятки (если не больше) моторов с повышенным масляным аппетитом, уверены в обратном: исправный мотор после удаления катализатора есть масло литрами не будет (если он не Pentastar). Но убедить в этом сторонников теории противодавления невозможно. Эти сектанты настолько же упёртые, как и те, кто не верит в возможность попадания керамической пыли в цилиндры.

Так что в итоге: можно удалять катализатор или нет? Если отбросить в сторону этическую сторону вопроса, то удалять можно. А некоторым даже нужно. Например, всем корейским автомобилям с моторами Gamma и Theta или Nissan и Infiniti с моторами VQ, QR, VK45, VK50 и VK56. У них и катализаторы слабые, и расположены они неудачно. Так что примеров с задирами от керамической пыли навалом. А удаляются они там без последствий. Но опять же – только при условии полностью исправного мотора. Если масложор уже есть, он, скорее всего, станет ещё заметнее. И очень захочется выставить виноватыми тех, кто удалял катализатор.

Ну а лучше всего, конечно, стараться продлить катализатору жизнь. Основная причина его раннего выхода из строя – неисправности системы зажигания, позволяющие бензину догорать в выпуске. Плохие свечи, неисправные катушки, некачественный бензин – всё это заметно снижает ресурс нейтрализатора.


Ещё ему сильно вредят холодные пуски и езда на непрогретом моторе. Поэтому если приходится ездить зимой короткими перебежками от дома до работы и обратно, перед поездкой мотор надо обязательно прогревать.

Ну и последний совет – не надо гонять по лужам. Если нейтрализатор стоит под днищем, он может трескаться от резкого перепада температур. Правда, на количество пыли в цилиндрах это практически не влияет: как я уже говорил, установленный далеко от мотора катализатор убить его не может.

Нужно ли перепрошивать машину после удаления катализатора

Перепрошивка через диагностический разъем

К нам в сервисные центры часто обращаются с вопросом – нужно ли перепрошивать мозги после удаления катализатора? В данном случае стоит вспомнить о том, что в современных автомобилях датчики установлены практически в каждой системе. В том числе в выхлопной. Их называют: датчики кислорода после катализатора (вторые лямбда-зонды). Они необходимы для того, чтобы определить количество кислорода и степень концентрации вредных веществ в газах, поступающих в выхлопную трубу.


Избежать такого момента можно. Некоторые устанавливают обманки на вторую лямбду, но не на всех машинах они работают, так же пустые механические обманки провоцируют увеличенный расход топлива, а механические обманки с внутренним мини-катализатором (Евро 4, Евро 5) со временем забиваются, а в некачественных, вообще «миникат» вылетатет в трубу.

Полностью решить проблему может только программное отключение второго лямбда-зонда (по-простому: перевод на Евро 2).

В этом случае, сам второй датчик убирается из комплектации ЭБУ автомобиля: его можно отсоединить и выкрутить из выхлопной трубы, поставив на его место заглушку, а можно и оставить на месте.

Особенно это актуально, если второй кислородный датчик вышел из строя и подлежит замене.

На современных автомобилях, стоимость лямбда-зонда после катализатора, может равняться нескольким стоимостям работ по отключению второй лямбды (перевод на Евро 2)

Есть несколько способов выполнения такой работы:

1. Перепрошивка через диагностический разъем OBD II, без демонтажа ЭБУ.

Перепрошивка через диагностический разъем

2. Со снятием ЭБУ, без вскрытия, путем подключения к пинам самого блока управления.


3. Со снятием ЭБУ и полной его разборкой, путем подключения на соответствующие контакты внутренней печатной платы.


Выбранная техника чтения-записи программы зависит от модели машины и блока, установленного в ней. Наша компания – это коллектив опытных специалистов, которые имеют профессиональную подготовку и тысячи благодарных клиентов. Мы сможем качественно прошить любой (не старше 2006 года) автомобиль в кратчайшие сроки и по доступным ценам!

Читайте также: