Отличие масляных насосов камаз

Обновлено: 16.05.2024

Масляный автомобильный насос: устройство, принцип работы и виды

Чтобы смазать все узлы автомобильного двигателя, необходимо доставить к ним масло. А для этого, в свою очередь, требуется создать определенный уровень давления. Эту функцию выполняет масляный насос (или маслонасос). Если сильно упрощать, он представляет собой разновидность помпы. Поговорим более подробно, как устроен этот узел двигателя, каков принцип его работы и назначение, какие чаще всего у него возникают неисправности.

Что такое масляный насос в автомобиле

Работа автомобильного двигателя сопряжена с высокими нагрузками. Один из главных факторов, способствующих быстрому износу деталей и узлов – повышенное трение. Полностью его исключить невозможно. Однако можно свести к минимуму, что позволит существенно снизить интенсивность взаимодействующих друг с другом деталей и узлов. Для этого используют масло. Но для того, чтобы его применение было эффективным, необходимо равномерное его распределение.

Под воздействием естественное силы тяжести масло не может достичь элементов двигателя, которые необходимо смазать. Поэтому конструкция автомобиля предусматривает наличие такого узла, как масляный насос. Он создает повышенное давление, благодаря которому масло достигает своей цели.

Таким образом, главная задача устройства – обеспечение прокачки масла под достаточным напором по всей смазочной системе автомобильного двигателя.

Устройство масляного насоса

Рассмотрим устройство узла на примере его самой распространенной разновидности – шестеренчатого. Он включает в себя следующие элементы:

  • корпус с двумя каналами;
  • пара шестерней;
  • редукционный клапан;
  • сальники.

Принцип действия масляного насоса

Работа узла происходит следующим образом:

  • с помощью шкива привода смазочного насоса коленвал вращает одну из шестерен, она начинает при этом вращать другую;
  • под воздействием разницы давления, создаваемого движением зубьев шестерен, в корпус всасывается смазка (для этого используется канал, который так и называется – всасывающий);
  • под давлением зубьев масло сжимается, напор жидкости повышается, и она начинает выталкивается во второй канал (его называют нагнетательным);
  • в результате масло циркулирует по системе смазки и омывает нужные детали и узлы двигателя.

Что касается клапана, то он необходим на случай резкого повышения давления. Когда оно происходит, он срабатывает и выбрасывает часть масла в участок системы, расположенные перед всасывающим клапаном. В результате давление снижается.

Виды автомобильных масляных насосов

Масляные насосы в зависимости от конструкции бывают следующих видов:

  • шестеренчатые;
  • роторные;
  • шиберные (пластинчатые);
  • лопастные;
  • электронасосы.

Устройство и схема работы первой разновидности описана выше. Здесь же стоит остановиться на ее преимуществах и недостатках. Главный плюс подобной конструкции – простота устройства и высокая надежность. Минусов два. Во-первых, такой тип устройств работает от коленвала, поэтому забирает часть энергии двигателя машины. Во-вторых, давление в системе смазки (то есть производительность узла) напрямую зависит от оборотов двигателя, поэтому иногда его повышение происходит не вовремя.

Роторные приборы схожи по конструкции с шестереночными. Однако в них двигается только один элемент (собственно ротор). Второй (статор) – постоянно в одном и том же положении. Такой тип узлов делится на нерегулируемые и регулируемые. Первые посредством привода подсоединяются к коленчатому валу. В результате этого напор, образуемый ими, напрямую зависит от оборотов ДВС. Вторые подразумевают наличие подвижного статора и особой пружины. В них статор может перемещаться под ее действием. В результате изменяется объем рабочей камеры, а вместе с ним — давление.

Шиберные насосы представляют собой разновидность роторных. Однако, в отличие от последних, они оснащены особыми пластинами (отсюда и второе название этой разновидности маслозакачивающего насоса – пластинчатый). Под действием вращения они выдвигаются из пазов, в которых находятся в состоянии покоя, и образуют дополнительные области повышения давления. Когда оно достигает высоких значений, пластины слегка раздвигаются, увеличивая объем таких областей. Напор масла изменяется в меньшую сторону. Главное достоинство этого типа узла – автоматическая регулировка и отсутствие зависимости от оборотов двигателя.

Лопастной маслонасос использует для обеспечения движения жидкости крыльчатку с несколькими лопастями. Вращается она за счет привода, которому, в свою очередь, передает вращение коленчатый вал.

Также маслонасос может быть электрическим . В таком случае он работает от бортовой сети транспортного средства и регулируется ЭБУ на основе показаний датчиков. Этот тип масляных насосов обеспечивает наиболее стабильную работу и поддержание постоянного уровня давления вне зависимости от работы других деталей и узлов транспортного средства.

В зависимости от количества секций маслонасосы бывают:

  • односекционные;
  • двухсекционные.

Первые имеют одну секцию и единственную вращающуюся часть (или комплекс таких частей). У вторых – 2 объединенные между собой секции и 2 вращающиеся части (например, две группы ротор-статор для роторных вариантов). При этом одна работает на впуск, а другая на выпуск масла. Оборудование такой конструкции чаще всего устанавливают на мощные дизельные двигатели (в частности, оно используется на автомобилях КАМАЗ).

В зависимости от того, где находится устройство, оно может быть:

  • штатным;
  • выносным.

Штатный маслонасос установлен в месте, изначально предусмотренном конструкцией транспортного средства. Выносной ставят на другом участке системы для обеспечения дополнительного давления.

Замена и ремонт масляного насоса на КАМАЗ своими руками

КАМАЗ

О работоспособности отечественных грузовиков КАМАЗ ходят легенды.

На трассах ралли-марафона «Париж — Дакар» именно команды КАМАЗа на протяжении многих лет занимают призовые места.

Машина очень неприхотлива в уходе и работает буквально на износ. Однако опытные водители хорошо знают, что эти качества КАМАЗа рано или поздно могут обернуться поломкой в пути.

Поэтому необходимо постоянно следить за всеми важными системами и узлами автомобиля, особенно это касается устройства масляного насоса.

Где находится масляный насос на КАМАЗ

Система смазки двигателя играет огромную роль в работоспособности мотора.

На автомобилях КАМАЗ система смазки представлена несколькими элементами:

  • поддон мотора;
  • маслозаборник;
  • масляный насос;
  • фильтры очистки смазочной жидкости;
  • радиатор;
  • патрубок для заливки масла;
  • указатель уровня масла;
  • сапун;
  • измерительные датчики;
  • различные шланги и патрубки для подачи масла.

Если говорить о насосе, то его основная задача — создавать необходимое давление в системе.

Именно масляный насос подаёт смазочную жидкость к трущимся механизмам двигателя.

Этим самым существенно снижается износ деталей мотора. Смазка в необходимых дозах считается одним из обязательных условий работы силового агрегата на любом транспортном средстве.

Масляный насос КАМАЗ

Металлическое устройство насоса позволяет максимально долго перегонять масло по системе в бесперебойном режиме

Масляный насос двигателя КАМАЗ монтируется на нижней плоскости блока цилиндров. С таким расположением связаны некоторые неудобства для замены насоса.

Симптомы неисправности масляного насоса КАМАЗ

Первое, на что должен обращать внимание опытный водитель грузового автомобиля КАМАЗ, это показания приборов в салоне.

Как правило, при повышенном или пониженном давлении масла они сразу же дают знать о некоторых неполадках в смазочной системе.

Однако нельзя ориентироваться только на показания датчиков. Например, глухой стук в зоне поддона мотора может свидетельствовать о том, что провернулись вкладыши на насосе или заела шестерёнка. Или проблемы с запуском двигателя тоже могут косвенно указывать на неполадки в работе насоса.

Детали с панели приборов КАМАЗ

Стрелка давления масла отображается текущее давление в системе смазки

В целом симптоматика неисправностей масляного насоса на КАМАЗ может быть следующей:

  • отсутствие давления масла в системе;
  • чрезмерно высокое давление или, наоборот, очень слабое, недостаточное для смазки двигателя;
  • течь масла из-под насоса.

Проверка на стенде

Заметив хотя бы один из этих симптомов, необходимо диагностировать работоспособность масляного насоса.

Проще всего это сделать на специальном стенде. В зависимости от модели, стенд может быть подключён как в установленному на КАМАЗе насосу, так и снятому с машины.

Основная задача стенда — измерить давление в нижней и верхней частях насоса, а также то давление масла, которое имеется при открытии перепускного клапана. К тому же все модели стендов быстро определяют общую производительность масляного насоса. После этой проверки можно судить о работоспособности устройства и его оставшемся ресурсе.

Стенд проверки масляных насосов

Сложные приборы стенда позволяют с высокой долей точности выявить все неполадки в работе насосного оборудования

Какие причины могут вызвать неисправности масляного насоса

На самом деле, поводов для выхода из строя насоса существует множество.

Если водитель полноценно ухаживал за системой смазки, то насос будет работать в штатном режиме до своего планового износа.

Однако не всегда грузовые автомобили обслуживаются с рекомендациями производителя, поэтому рано или поздно насос может выйти из строя, и виной тому служат следующие причины:

  • отсутствие масла в поддоне картера мотора — насос работает вхолостую и перегорает;
  • поломка или заедание шестерёнок в насосе, из-за чего устройство не может дальше работать и создавать нужное давление;
  • перегрев мотора КАМАЗа, из-за чего возникает сильное разжижение масла — насос не может перекачивать жидкость ниже установленного уровня вязкости;
  • заметный износ клапанов или подшипников, из-за чего устройство перестаёт выполнять свои функции;
  • использование низкокачественного масла быстро приводит к засорению всей системы, первым это «чувствует» именно масляный насос;
  • при слабой затяжке болтов крепления ГБЦ охлаждающая жидкость может попасть в систему смазки: насос очень чувствителен к качеству масла;
  • сильно засорились маслофильтры, из-за чего мощности насоса не хватает для штатной работы смазочной системы.

Чтобы минимизировать риски выхода из строя насоса КАМАЗ, нужно следить за состоянием всей смазочной системы и заливать только оригинальные масла.

К тому же, как и любой другой автоагрегат, масляный насос тоже имеет свой ресурс.

Поэтому, чтобы избежать возможных поломок в пути, лучше всего заранее произвести его замену, если срок службы старого уж подходит к концу.

Масла ZIC

Подавляющее количество владельцев автомобилей КАМАЗ заливают в двигатели оригинальные масла ZIC, так как уверены в их высоком качестве

Замена масляного насоса КАМАЗ своими руками

Весь процесс замены масляного насоса на автомобиле КАМАЗ можно разделить на три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Демонтаж старого насоса.
  3. Установка нового.

Каждый этап состоит из нескольких действий, выполнять которые необходимо в строгой последовательности.

Важно заранее подготовить помещение для работы, инструменты и новый масляный насос.

Инструменты для работы

Чтобы быстро и легко снять и установить новый масляный насос, потребуются:

  • стандартный набор рожковых ключей;
  • специальный съёмник для шестерёнок;
  • отвёртка с плоским тонким лезвием;
  • отвёртка с крестообразным лезвием.

Набор инструментов водителя

Обычно в гараже у каждого водителя легкового или грузового авто есть такой чемодан с набором всех необходимых инструментов для самостоятельного ремонта машины

И также необходимо заранее запастись ветошью и ёмкостью для слива масла.

Подготовительный этап

После того как были собраны все необходимые инструменты, потребуется выполнить ряд действий, от которых зависит безопасность и удобство операции:

  1. Загнать КАМАЗ на яму.
  2. Снять провод с клеммы «минус» на АКБ.
  3. Убедиться, что автомобиль полностью остыл.
  4. Слить масло из картера (вытащить заглушку и подставить под слив таз).
  5. Открутить болты фиксации картера мотора — только сняв саму защиту, можно будет добраться до насоса.
  6. Снять картер и отложить его в сторону.
  7. Рекомендуется сразу же очистить защитный кожух от грязи.

Смотровая яма

Смотровая яма нужна для общего удобства работы, так как придётся подлезать под машину во время замены насоса

Процедура снятия насоса с КАМАЗ

Первым делом после снятия картера водитель увидит доступ к всасывающей трубке насоса.

Вместе с ней к насосу подсоединены фланец, кронштейн крепления и чашка. Однако «голыми руками» насос демонтировать не удастся:

  1. Взять специальный съёмник для шестерёнок.
  2. Снять им шестерню масляного насоса: сначала до упора ввернуть шестерню так, чтобы основной винт упёрся в торец вала. После начинать вращение рукоятки съёмника, чтобы выкрутить шестерёнку.
  3. Далее вывернуть болты крепления секций радиатора и нагнетания. Это верхняя и нижняя части насоса.
  4. Отсоединить от масляного насоса все магистрали. Из-под шлангов возможно незначительное подтекание масла, поэтому лучше всего сразу заблокировать отверстия в них ветошью.
  5. Выкрутить три болта фиксации насоса.
  6. Снять насос.
  7. Удалить с места посадки остатки от прокладок.

Видео: порядок демонтажных работ

Процесс установки нового насоса

Перед тем как устанавливать новый масляный насос водители обычно тщательно очищают место его посадки от грязи.

Да и стыки шлангов не помешает протереть чистой тканью, так как именно на стыках шланга и штуцера обычно скапливается самое большое количество пыли вперемешку с маслом.

Из-за грязи в ближайшем будущем могут возникнуть проблемы, так как жидкость в системе смазки всегда должна быть чистой.

Видео: порядок монтажа масляного насоса

Поэтому после очистки гнезда посадки на нижней плоскости блока цилиндров, можно с «лёгким сердцем» приступать к установке нового масляного насоса:

  1. Залить в корпус насоса небольшое количество используемого масла.
  2. Провернуть шестерню, чтобы смазка сразу же могла проникнуть ко всем деталям насоса — так устройство быстрее включится в работу.
  3. На место посадки установить регулировочную прокладку.
  4. Далее установить прокладку трубки клапанного механизма.
  5. Тремя болтами наживить насос на блок цилиндров, но пока не затягивать.
  6. Наживить трубку клапана двумя болтами.
  7. Кронштейн трубопровода на всос наживить на блок цилиндров одним болтом.
  8. После этого разрешается до упора затянуть все болтовые соединения.
  9. Обязательно проверить зазор зубчатых колёс. В идеальном виде зазор должен составлять от 0,15 до 0,35 мм. Если его нет, придётся открутить насос и подложить под него ещё одну прокладку.
  10. Подключить к насосу все топливопроводы.
  11. Залить масло в двигатель.
  12. Прикрутить на место картер.
  13. Присоединить провод к отрицательной клемме аккумулятора.

Фото: основные этапы работы

Наживление корпуса насоса
Установка производится в два этапа: сначала насос наживляется на болты, потом закручивается до упора Проверка зубчатого привода
Выявление зазора между зубчатыми колёсами — обязательный этап установки насоса Подключение трубопроводов
Важно не ошибиться со шлангами на подводку и отвод масла
Заливка нового масла
При заливании масла не переусердствуйте: лучше залить меньше, а потом добавить, нежели сливать излишки

Как правильно запустить мотор после замены насоса

После того как были выполнены все этапы установки, потребуется протестировать работу нового масляного насоса.

Однако в привычном порядке КАМАЗ заводить не рекомендуется.

Для первого запуска мотора после замены масляного насоса лучше воспользоваться этой схемой:

  1. Выключить подачу топлива к мотору.
  2. Прокрутить вручную масляный насос стартером.
  3. При этом должно начаться повышение давления в системе смазки (на панели приборов стрелка указателя давления начнёт подниматься, а лампочка аварийного оповещения погаснет).
  4. Завести двигатель.
  5. Дать КАМАЗу поработать на пониженных оборотах в течение 5 минут.
  6. Потом заглушить мотор, проверить уровень масла.
  7. Если необходимо, долить масло до нужного уровня.

Новый КАМАЗ

После замены масляного насоса мотор КАМАЗа будет работать, как новый

Ремонт масляного насоса

Самостоятельный ремонт насоса КАМАЗ возможен тогда, когда общий ресурс узла ещё не выработан. Ремонт позволяет заменить износившиеся детали, сэкономив на стоимости насоса.

Отремонтировать масляный насос на КАМАЗе своими руками сможет далеко не каждый водитель. Всё дело в сложности механизма и огромном количестве мельчайших деталей.

Ремонт масляного насоса требуется выполнять в строгом соответствии с заданной схемой:

Схема строения масляного насоса КАМАЗ

Насос масляный:1 — ведомая шестерня привода масляного насоса; 2 — сегментная шпонка ведомой шестерни; 3 — корпус нагнетающей секции с втулкой в сборе; 4 — пробка масляного канала радиаторной секции; 5 — установочный штифт; 6 — установочная втулка корпуса нагнетающей секции; 7 — шестерня ведомая нагнетающей секции в сборе; 8, 10— втулки оси ведомых шестерён; 9 — проставка масляного насоса; 11 — ось ведомых шестерён; 12 — ведомая шестерня радиаторной секции в сборе; 13 — корпус радиаторной секции с втулкой в сборе; 14, 36 — шайбы замковые; 15, 37 — болты стяжные масляного насоса; 16 — клапан предохранительный радиаторной секции; 17 — пружина предохранительного клапана; 18, 24, 26 — шайбы регулировочные; 19, 25 — прокладки пробки предохранительного клапана; 20 — пробка предохранительного клапана; 21 — пробка клапана смазочной системы; 22 — клапан смазочной системы; 23 — пробка предохранительного клапана нагнетающей секции; 27 — пружина клапана смазочной системы; 28 — пружина предохранительного клапана нагнетающей секции; 29 — втулка валика масляного насоса; 30—шестерня ведущая радиаторной секции; 31 — валик ведущих шестерён; 32 — сегментная шпонка ведущей шестерни радиаторной секции; 33 — ведущая шестерня нагнетающей секции; 34 — клапан предохранительный нагнетающей секции; 35 — пробка масляных каналов нагнетающей секции; 38 — втулка валика масляного насоса

  1. Демонтировать насос с автомобиля.
  2. Съёмником отсоединить от него шестерню (19), если это не было сделано при демонтаже.
  3. Выпрессовать шпонку (2) из вала (31).
  4. Вывернуть пробку (20) из клапана, после чего снять пробочную прокладку (19).
  5. Вынуть регулировочные шайбы (18), а также пружинный механизм (17) и сам клапан (16).
  6. Точно так же отвернуть пробку (23) от предохранительного клапанного механизма.
  7. После чего снять прокладку (25), шайбочки (26), пружину (28) и клапан (34).
  8. Далее нужно вывернуть пробку (4) с клапана радиатора.
  9. Отвернуть стяжные болтовые соединения (15) и (37).
  10. Снять корпус секции радиатора (13) вместе со втулками (10), (29) и проставкой (9).
  11. После этого вытащить из корпуса насоса ведущую шестерёнку (30) вместе с упорным кольцом.
  12. Шпонку (32) выпрессовать из вала (31) этой шестерни.
  13. Аналогичным образом поступить со всеми шестернями масляного насоса.
  14. Сам ведущий вал насоса (31) выпрессовать ручным прессом.

Все части узла осматриваются на предмет следов износа. Обычно замене подлежат прокладки и регулировочные шайбы.

В некоторых случаях потребуется провести замену и смазку более существенных деталей — например, при заедании шестерни или выработке вала.

Ремонт масляного насоса КАМАЗ

При самостоятельном ремонте важно проводить все этапы на чистой поверхности, так как попадание одной пылинки внутрь корпуса способно вызвать в будущем поломку насоса

В любом случае каждая деталь подвергается осмотру после тщательной промывки в ацетоне и вытирания насухо.

Если деталь имеет дефекты, то вместо неё рекомендуется установить новую — из ремкомплекта или купленную отдельно в автомагазине. Сборку насоса проводить в обратной последовательности.

Масляный насос на автомобилях КАМАЗ отличается довольно-таки сложным строением.

Самостоятельно отремонтировать или заменить это устройство сможет не каждый, поэтому если у водителя мало опыта и соответствующих навыков, лучше всего обратиться в сервисную службу.

Смазочная система двигателя


Рис. 2-22. Схема смазочной системы: 1 - насос масляный; 2 - клапан; 3 - фильтр; 4 - перепускной клапан; 5 - частично-поточный фильтроэлемент; 6 - водомасляный теплообменник; 7, 8 и 9 - приборы контроля; 10 - форсунки охлаждения поршней; 11 - термоклапан; 12 - полнопоточный фильтроэлемент; 13 - картер масляный; 14 - клапан предохранительный.

Смазочная система двигателя комбинированная, с "мокрым" картером. Система включает масляный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину, направляющую трубку и указатель уровня масла.

Различные комплектации двигателя могут отличаться формой картера масляного, расположением и глубиной копильника масла. Соответственно, масляный насос имеет различные маслозаборники. Двигатели оснащаются маслозаливной горловиной и указателем уровня масла, расположенными в передней крышке или на картере маховика.

Схема смазочной системы показана на рис. 2-22. Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, и далее к потребителям. В смазочную систему также включены клапан 2 системы, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 392. 539 кПа (4,0. 5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и температуре масла 80. 95 °С, перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 147-216 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.

При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник. При температуре масла более 110 °С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой. Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе эксплуатации. Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра. Максимальная температура масла в системе смазки 115 °С.


Рис. 2-23. Насос масляный: 1 - крышка; 2 - корпус; 3 - шестерня ведущая; 4 - ведомое зубчатое колесо; 5 - шпонка; 6 - гайка; 7 - зубчатое колесо; 8 - ось; 9 - шплинт; 10 - пробка; 11, 12 - пружины; 13 - клапан; 14 - шарик; 15 - шайбы регулировочные.

Масляный насос (рис. 2-23) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний носок коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52.

Зазор в зацеплении зубчатых колес привода регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями насоса и блока цилиндров и составляет 0,15-0,35 мм. Момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49-68,6 Н-м (5-7 кгс-м).

Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1, шестерни 3 и 7. В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11, отрегулированный на давление срабатывания 392-439 кПа (4-4,5 кгс/см 2 ). Также насос имеет предохранительный клапан, выполненный в виде шарика 14 подпружиненного пружиной 12. Давление срабатывания клапана 833-882 кПа (8,5-9,5 кгс/см 2 ).

Фильтр масляный (рис. 2-24) закреплен на правой стороне блока цилиндров, состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частичнопоточный 4 фильтроэлементы.

Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.

В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника. Очистка масла в фильтре комбинированная. Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к по требителям, тонкость очистки масла от примесей, при этом, составляет 40 мкм. Через частично-поточный фильтроэлемент 4 проходит 3. 5 л/мин, где удаляются примеси размерами более 5 мкм. Из частично-поточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

Термоклапан (рис. 2-24) включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6. При температуре ниже 95 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель. При достижении температуры масла омывающего термосиловой датчик 6 (95+2) °С, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень 13.


Рис. 2-24. Фильтр масляный с теплообменником: 1 - корпус фильтра; 2, 3 - уплотнительные кольца; 4 - частично-поточный фильтрующий элемент; 5 - теплообменник; 6 - термосиловой датчик; 7 - прокладка; 8 - полнопоточный фильтрующий элемент; 9, 11 - колпаки; 12 - слибная пробка; 13 - поршень термоклапана; 14 - пружина термоклапана; 15 - перепускной клапан; 16 - пружина перепускного клапана.

При температуре масла (110+2) °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник. При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорится сигнальная лампочка.

Водомасляный теплообменник 5 (рис. 2-24) установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный. Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи - масло. Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин. Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.

Картер масляный 13 (рис. 2-22) штампованный, крепится к блоку цилиндров через прокладку.

Момент затяжки болтов крепления масляного картера 14. 17,8 Нм (1,4. 1,8 кгс-м).

Система вентиляции картера (СВК) открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник 1, в котором установлен завихритель 2. При работе двигателя картерные газы проходят через завихритель 2 и получают винтовое движение. За счет действия центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно в картер. Очищенные картерные газы выбрасываются в атмосферу. СВК двигателей Евро-1 представлена на рис. 2-25, а для двигателя Евро-2 на рис. 2-26.



Рис. 2-26. Система вентиляции картера двигателя ЕВРО-2: 1 - трубка слива масла; 3 - труба проводящая; 7 - патрубок сапуна; 8 - втулка; 12 - трубка слива масла; 15 - патрубок переходной; 16 - трубка отводов газа; 18 - угольник;

Насос камаз

Возможные неисправности в работе ТНВД и их ремонт

В топливном насосе двигателя Камаз 740 высокое давление создается за счет очень плотного прилегания поршня в цилиндре плунжерной пары. В случае какого либо нарушения этой плотности в топливной системе падает давление и двигатель вообще может не запуститься или работать не ровно, с перебоями. Длительную и безаварийную работы ТНВД в первую очередь обеспечивает качественное дизельное топливо. Для дизельных моторов это одно из главных условий успешной эксплуатации. Внимательно отнеситесь к выбору АЗС, на которой заправляетесь.

Для того, чтобы двигатель КАМАЗ и ТНВД работали исправно и долго своевременно проводите все необходимые регламентные работы по их техническому обслуживанию, а особое внимание стоит уделить замене топливных фильтров, как грубой, так и тонкой очистки. Старайтесь покупать оригинальные расходные материалы у официальных дилеров или в авторизированных сервисных центрах

Как и у любого механизма у ТНВД есть свой ресурс, который он в любом случае со временем выработает. Но инженеры Камаза разработали ремонтопригодный агрегат, который можно восстановить, заменив изношенные детали. Но ремонтировать топливный насос высокого давления стоит на специализированных станциях, которые оборудованы стендом проверки топливной системы под давлением. Такое оборудование поможет выявить как явные, так и скрытые неисправности. После проведения ремонта ТНВД должен пройти ряд стендовых испытаний и точную настройку вместе топливными форсунками.

Основные причины выхода ТНВД из строя

  • Вода в топливной системе. Причин появления воды в системе может быть несколько: некачественный или изношенный топливный фильтр; большой процент воды в дизельном топливе; нарушение герметичности топливопровода из-за чего образуется конденсат внутри на трубках.
  • Механические примеси в топливе. Примеси могут появляться опять же из-за плохих топливных фильтров. Так же рекомендуется периодически проводить очистку топливного бака от образований парафина и т.п. отложений.
  • Плохие смазывающие качества дизельного топлива. Причина этого может скрывать в применение не сертифицированных присадок. Не поддавайтесь и не добавляйте в топливо ничего лишнего, чего не рекомендует производитель.
  • Не герметичный топливопровод. В этом случае идет постоянный подсос воздуха в систему, повышающий коэффициент трения в плунжерных парах, что приводит к их быстрому износу.

Самые часто встречающиеся неисправности

  • Неравномерная подача топлива. Причина скорее всего кроется в поврежденной плунжерной паре. Так же рекомендуется проверить клапаны топливного насоса, а также работу форсунок.
  • Повышенный расход топлива. Причина банальна – повреждения топливопровода.
  • Запаздывает впрыск. Проблема может скрываться в регулировочном болте толкателя или в поврежденном кулачковом вале.

Видео, подробно описывающее работу топливной систему двигателя Камаз 740.

Регулировка подачи топлива

Принцип работы

Из бака, через фильтр грубой очистки, с помощью топливного насоса низкого давления топливо, по топливопроводу, поступает сначала в фильтр тонкой очистки, а потом на вход в ТНВД. От коленвала двигателя передается крутящий момент на топливный насос, а точнее на кулачковый вал, который в свою очередь приводит в действие толкатели. Толкатели давят на пружины, которые поднимают плунжер. Плунжер закрывает впускной клапан, топливо подается на форсунки, которые распыляют его уже в цилиндрах. Кулачковый вал, проварачиваясь дальше опускает плунжер, открывая, тем самым, поступление топлива в ТНВД и процесс повторяется.

Вроде бы ничего сложно, однако, это не совсем так. Любой ТНВД это очень сложный механизм, основой которого являются плунжерные пары. Их изготавливают с очень высокой точностью. Одна такая пара состоит из цилиндра и поршня, который, перемещаюсь и создает высокое давление в системе.

ТНВД двигателя Камаз 740 представляет собой V-образное устройство, в каждой половине которого находится по 4 плунжерные пары. Внизу корпуса насоса находится кулачковый вал, на который от коленвала и передается крутящий момент. Кулачки на валу передают поступательные движения на поршни каждой пары. Работа поршней ТНВД строго синхронизирована с работой поршней самого двигателя с помощью пружинных толкателей.


В конструкции каждой плунжерной пары есть несколько клапанов, как впускных так и выпускных и специальных канавок для отвода лишнего топлива. За направлениями потока топлива отвечают специальные автоматически клапанные механизмы.

Разница в масляных насосах Урал, Камаз4310 и обычных 5320,5511 и т д

Урал это военная машина и на этот камазовский мотор делали для армии и насос не исключение . сделали более усиленным .

Жека привет. Лопнул коленвал поменяли коленвал, а масленные насос не подходит шестерня не достаёт до шестерни коленвала. Что делать

@Жека Салтовский шестерня маленькая на валу, искал в магазинах насос под неё с большей шестерней не нашёл. Вот думаю, попробовать поменять. Балансир сниму, а вот шестерню не знаю.

Насос или шестерня на валу мож другая?

Евро 1 масленый насос на простой камаз без переделок потходит?!

Нужно на коленвалу шестерню от евро ставить там 64 зуба,, у евро насоса посадочное на 4 мм выше

Оставьте ьелефон номера

1ый 53 2ой 52 одинаково😊😊😊😊

На первом 53 зуба.

Который по длиннее зубя это новый образец а тот старый образец и все на КамАЗ без проблем обе можно ставит.

приветствую, можно ли такой насос на евро 2 поставить - там нет радиаторной секции - отверстие на плоскости одно

На простой блок ставят масло насос от евро 3 с небольшими переделками, думаю и на евро 2 тоже прокатит.

Всем привет, ставил на простой двиготель масляный насос от евро 1, менял на коленвале шестерню которая крутит насос и противовес все от евро 1, довление на горячую 2кг, на двух КамАЗах так сделал и все хорошо, 5 лет полет нормальный, оба камаза савки

@Gold Tube не понял?

@Чермен Бураев шестерни 69 надо поставить?!

@Gold Tube да подходит с заменой шестерни и противовеса на коленвале

@Евгений Ярмак передний противовес менял шестерню и трубку маленькую с насоса которая выходит, с редукционного не чего не снимал, да еще когда поддон ставить будете проверьте чтоб шестерня насоса не доставила до поддона, насос немного ниже стоит, я это решил немного подстучал молотком

Меня объяснили на простой камаз евро 1 масленый насос потходит без проблем

Лайк привет всем хочу себе такой насос

женя здравствуй ,у меня своя разборка камаз ,хотел бы узнать как с вами можно работать ,как с вами связаться

Та разборок полно, столько не покупают)

Ах да :) Всем бобра :)

Военные любят маааассслоооо :)

Жека, почему с коллектора тосол выбрасывает? Я вот вчера капиталку делал.

Вот такая разница между евровсками насосами на евро 1 слабей чем на евро2 внутренние шестерни длинее и качает как сумасшедший 740.21

Ураловский 53 зуба

камаз уникальный движок

прЮвет друг ! Не спицца?

Жека красава, не ожидал такую реакцию, лайк!😂

На 35ом зубе сбился)) вообще, насколько я понимаю,есть только 52 и 47 зубьев.

@МоЙ КАМАЗИК да, и не поленился же для особо упёртых .

Жека Кран не вопрос ))) c2n.me/41uGGaI

@МоЙ КАМАЗИК надо ещё каждый зуб подписать 😃

@Жека Салтовский самое главное, некоторые утверждают, что всё-таки 53..хоть бы попытались сосчитать что-ли))

Да кипиш в коментах подняли, но Гадя всё разрулил. И шестерня он говорил больше, и ты сначала правильно посчитал, но Санёк молодец и если посчитать то там и там 52 зуба.

@МоЙ КАМАЗИК да если резкость навести, то 52. Просто Жека наверное сбился когда считал и произнёс 53, а Санёчек оказывается сказал правильно 52.

Блин, завтра пересчитаю, чет запутался )

Жека, ты датой чтоли? Какой-то чудной сегодня)))

Разницы нет между ними и на давление это не влияет. Ставил я на свой камаз 43105 насосы и новые и старые разницы нет,пока незделал каромысла разницу сразу увидел.

Александр Кулешов спасибо , смотри - максимальное давление настраивается на стенде , под пружину подлаживаются или убираются шайбы , выставляется момент , когда пружина сжимается и приоткрывает проход масла через редукционный клапан , т.е. этими шайбами выставляем порог срабатывания клапана , на холодном густом масле или на горячем жидком - не важно , порог будет один , это да , согласен , настраивается на стенде , НО! важно ещё не только это давление , а давление на минимальных оборотах вала насоса , вот когда шестерня больше , то литраж масла , которое прокачивает этот насос выше , а щели между вкладышами и валом , между втулками и распредвалом , между втулками и коромыслами в головке - они те-же , и если снять стандартный насос и поставить этот , то большему литражу масла нужно пройти и выйти сквозь щели , что я описал , а щели , повторюсь , остались те-же , вот тогда бОльшему обьёму масла тяжелей пройти сквозь эти щели , соответственно давление в масляном канале растёт , давление на минимальных оборотах - растёт . Жека верно сказал - на стандартном насосе у меня было 0.7-0.8 , а на этом насосе - почти 2ка , это на холостых оборотах , я в конце своего видео Убираю гавканье на КАМАЗе ІІ показал этот момент .
Вот о чём сыр-бор и начался , давление подымается на холостых оборотах , ГАяки в основном работают на малых оборотах , вот и ставят им такие насосы , чтобы дольше проработали вкладыши , втулки , вал , но если мы себе такой насос поставим , то выиграем то , что давление при движении по ямам , горбам и т.д. на малых оборотах будет выше , масляную плёнку между валом и вкладышем трудней разрушить , соответственно проездим мы дольше и износ будет ниже .
Удачи и тебе , пойду что-то поработаю.

@МоЙ КАМАЗИК Доброе утро.смотрел ваше видео, да шестерня выше. Но давление регулируется на стенде у всех стандартное.Я вам не буду рассказы вать как и что, вижу вы тоже любите гайки крутить я таких людей уважаю.

Александр Кулешов точно , нужно разобрать их .
Вуаля ! Ещё год назад разобрал . Разницу нашёл , а вот ты плохо искал видать , а между 32м и 50м насосом разница в размере шестерен , в насосах 4310 и 5320 представь себе - АНАЛОГИЧНАЯ РАЗНИЦА .
Не веришь ? Для Фомы неверующей показываю ещё раз : ua-cam.com/video/DZWe-bi796A/v-deo.html&lc=UgzQz2mU3pwCTG30SJp4AaABAg

@МоЙ КАМАЗИК Чепуху несеш ты разбери масленые насосы 4310 и 5320 разницу найди. причом тут НШ 32 и 50.

Александр Кулешов и охота писать эту чепуху что разницы нет в насосах ? Ты скажи ещё что разницы нет между 32м и 50 насосом на подьём кузова , с этими насосами - аналогичная ситуация .
Народ , вы думать когда начнёте то , а ?

вот вчера на видосе и был спор. а чувак упертый так его и не кто не убедил что есть разница.

@Жека Салтовский тая я ему вчера ссылку скидывал как камаз мотор показывал отличия и все равно он не согласился. )))))))) вчерашнем видосе в коментах

Та все же очевидно уже )

@Жека Салтовский тому парню все равно не обьясниш упертый сильно. )))))

Та мне на вайбер же уже писать начали по этому поводу, вот и появилось это видео, дабы все прояснилось )

Жека , смотрю как ты зубья считаешь и думаю себе - ставишь метку , притуляешь насос к насосу шестернями и крутишь один , если зубьев одинаково , то метки будут сходится каждый оборот , а если зубьев разное количество , то метки с каждым оборотом будут отдаляться одна от другой.

Разница в масляных насосах Урал, Камаз4310 и обычных 5320,5511 и т д

Урал это военная машина и на этот камазовский мотор делали для армии и насос не исключение . сделали более усиленным .

Жека привет. Лопнул коленвал поменяли коленвал, а масленные насос не подходит шестерня не достаёт до шестерни коленвала. Что делать

@Жека Салтовский шестерня маленькая на валу, искал в магазинах насос под неё с большей шестерней не нашёл. Вот думаю, попробовать поменять. Балансир сниму, а вот шестерню не знаю.

Насос или шестерня на валу мож другая?

Евро 1 масленый насос на простой камаз без переделок потходит?!

Нужно на коленвалу шестерню от евро ставить там 64 зуба,, у евро насоса посадочное на 4 мм выше

Оставьте ьелефон номера

1ый 53 2ой 52 одинаково😊😊😊😊

На первом 53 зуба.

Который по длиннее зубя это новый образец а тот старый образец и все на КамАЗ без проблем обе можно ставит.

приветствую, можно ли такой насос на евро 2 поставить - там нет радиаторной секции - отверстие на плоскости одно

На простой блок ставят масло насос от евро 3 с небольшими переделками, думаю и на евро 2 тоже прокатит.

Всем привет, ставил на простой двиготель масляный насос от евро 1, менял на коленвале шестерню которая крутит насос и противовес все от евро 1, довление на горячую 2кг, на двух КамАЗах так сделал и все хорошо, 5 лет полет нормальный, оба камаза савки

@Gold Tube не понял?

@Чермен Бураев шестерни 69 надо поставить?!

@Gold Tube да подходит с заменой шестерни и противовеса на коленвале

@Евгений Ярмак передний противовес менял шестерню и трубку маленькую с насоса которая выходит, с редукционного не чего не снимал, да еще когда поддон ставить будете проверьте чтоб шестерня насоса не доставила до поддона, насос немного ниже стоит, я это решил немного подстучал молотком

Меня объяснили на простой камаз евро 1 масленый насос потходит без проблем

Лайк привет всем хочу себе такой насос

женя здравствуй ,у меня своя разборка камаз ,хотел бы узнать как с вами можно работать ,как с вами связаться

Та разборок полно, столько не покупают)

Ах да :) Всем бобра :)

Военные любят маааассслоооо :)

Жека, почему с коллектора тосол выбрасывает? Я вот вчера капиталку делал.

Вот такая разница между евровсками насосами на евро 1 слабей чем на евро2 внутренние шестерни длинее и качает как сумасшедший 740.21

Ураловский 53 зуба

камаз уникальный движок

прЮвет друг ! Не спицца?

Жека красава, не ожидал такую реакцию, лайк!😂

На 35ом зубе сбился)) вообще, насколько я понимаю,есть только 52 и 47 зубьев.

@МоЙ КАМАЗИК да, и не поленился же для особо упёртых .

Жека Кран не вопрос ))) c2n.me/41uGGaI

@МоЙ КАМАЗИК надо ещё каждый зуб подписать 😃

@Жека Салтовский самое главное, некоторые утверждают, что всё-таки 53..хоть бы попытались сосчитать что-ли))

Да кипиш в коментах подняли, но Гадя всё разрулил. И шестерня он говорил больше, и ты сначала правильно посчитал, но Санёк молодец и если посчитать то там и там 52 зуба.

@МоЙ КАМАЗИК да если резкость навести, то 52. Просто Жека наверное сбился когда считал и произнёс 53, а Санёчек оказывается сказал правильно 52.

Блин, завтра пересчитаю, чет запутался )

Жека, ты датой чтоли? Какой-то чудной сегодня)))

Разницы нет между ними и на давление это не влияет. Ставил я на свой камаз 43105 насосы и новые и старые разницы нет,пока незделал каромысла разницу сразу увидел.

Александр Кулешов спасибо , смотри - максимальное давление настраивается на стенде , под пружину подлаживаются или убираются шайбы , выставляется момент , когда пружина сжимается и приоткрывает проход масла через редукционный клапан , т.е. этими шайбами выставляем порог срабатывания клапана , на холодном густом масле или на горячем жидком - не важно , порог будет один , это да , согласен , настраивается на стенде , НО! важно ещё не только это давление , а давление на минимальных оборотах вала насоса , вот когда шестерня больше , то литраж масла , которое прокачивает этот насос выше , а щели между вкладышами и валом , между втулками и распредвалом , между втулками и коромыслами в головке - они те-же , и если снять стандартный насос и поставить этот , то большему литражу масла нужно пройти и выйти сквозь щели , что я описал , а щели , повторюсь , остались те-же , вот тогда бОльшему обьёму масла тяжелей пройти сквозь эти щели , соответственно давление в масляном канале растёт , давление на минимальных оборотах - растёт . Жека верно сказал - на стандартном насосе у меня было 0.7-0.8 , а на этом насосе - почти 2ка , это на холостых оборотах , я в конце своего видео Убираю гавканье на КАМАЗе ІІ показал этот момент .
Вот о чём сыр-бор и начался , давление подымается на холостых оборотах , ГАяки в основном работают на малых оборотах , вот и ставят им такие насосы , чтобы дольше проработали вкладыши , втулки , вал , но если мы себе такой насос поставим , то выиграем то , что давление при движении по ямам , горбам и т.д. на малых оборотах будет выше , масляную плёнку между валом и вкладышем трудней разрушить , соответственно проездим мы дольше и износ будет ниже .
Удачи и тебе , пойду что-то поработаю.

@МоЙ КАМАЗИК Доброе утро.смотрел ваше видео, да шестерня выше. Но давление регулируется на стенде у всех стандартное.Я вам не буду рассказы вать как и что, вижу вы тоже любите гайки крутить я таких людей уважаю.

Александр Кулешов точно , нужно разобрать их .
Вуаля ! Ещё год назад разобрал . Разницу нашёл , а вот ты плохо искал видать , а между 32м и 50м насосом разница в размере шестерен , в насосах 4310 и 5320 представь себе - АНАЛОГИЧНАЯ РАЗНИЦА .
Не веришь ? Для Фомы неверующей показываю ещё раз : uaclips.com/video/DZWe-bi796A/відео.html&lc=UgzQz2mU3pwCTG30SJp4AaABAg

@МоЙ КАМАЗИК Чепуху несеш ты разбери масленые насосы 4310 и 5320 разницу найди. причом тут НШ 32 и 50.

Александр Кулешов и охота писать эту чепуху что разницы нет в насосах ? Ты скажи ещё что разницы нет между 32м и 50 насосом на подьём кузова , с этими насосами - аналогичная ситуация .
Народ , вы думать когда начнёте то , а ?

вот вчера на видосе и был спор. а чувак упертый так его и не кто не убедил что есть разница.

@Жека Салтовский тая я ему вчера ссылку скидывал как камаз мотор показывал отличия и все равно он не согласился. )))))))) вчерашнем видосе в коментах

Та все же очевидно уже )

@Жека Салтовский тому парню все равно не обьясниш упертый сильно. )))))

Та мне на вайбер же уже писать начали по этому поводу, вот и появилось это видео, дабы все прояснилось )

Жека , смотрю как ты зубья считаешь и думаю себе - ставишь метку , притуляешь насос к насосу шестернями и крутишь один , если зубьев одинаково , то метки будут сходится каждый оборот , а если зубьев разное количество , то метки с каждым оборотом будут отдаляться одна от другой.

Читайте также: