Схема масляного насоса ваз 2101

Обновлено: 16.05.2024

Масляный насос

1. Если необходим ремонт только масляного насоса, то установите
автомобиль на подъемник или на осмотровую канаву, отсоедините
провода от аккумуляторной батареи и слейте масло из картера
двигателя.

2. Снимите брызговик двигателя, отверните гайки крепления подушек
передней подвески двигателя к поперечине и слегка приподнимите
двигатель талью.

3. Отвернув болты крепления, снимите картер двигателя и масляный
насос с приемным патрубком.

4. Операции по установке масляного насоса на двигатель
выполняйте в последовательности, обратной снятию.

Разборка и сборка масляного насоса

Разборка масляного насоса

Разборка масляного насоса

1 – редукционный клапан;
2 – пружина;
3 – крышка;
4 – корпус;
5 – валик.

1. Закрепите масляный насос осторожно в тисках, чтобы не
повредить корпус.

2. Отверните болты и снимите приемный патрубок вместе с
редукционным клапаном давления масла.

3. Снимите крышку 3 корпуса насоса и выньте из корпуса валик
насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.

4. Для сборки осторожно закрепите насос в тисках и выполните
операции в следующем порядке:
– установите в корпус насоса ведущую шестерню с валом, а
ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе;
– установите крышку насоса, редукционный клапан с пружиной и
прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса.

Предупреждение!
После сборки насоса, при проворачивании ведущего валика рукой,
шестерни должны вращаться плавно и без заедания.

Проверка масляного насоса

Основные данные для проверки пружины редукционного
клапана.


1. После разборки все детали насоса промойте керосином или
бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите
корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените.

2. Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса, которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11 – 0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм).

проверка зазоров масляного насоса

3. Если зазоры превышают предельные значения, то замените
шестерни, а при необходимости и корпус насоса.

4. Щупом и линейкой проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066–0,161 мм (предельно допустимый 0,2 мм). Если зазор больше 0,2 мм,
замените шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу.

проверка зазора между торцами шестерён и корпусом у масляного насоса

5. Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее
осью, который должен быть 0,017–0,057 мм (предельно допустимый
0,1 мм), а также между валом насоса и отверстием в корпусе, этот
зазор должен быть 0,016–0,055 мм (предельно допустимый 0,1 мм).
Если зазоры превышают предельные, замените изношенные детали.

Проверка редукционного клапана

6. При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан.
Обратите внимание на поверхности клапана и насоса, так как
возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых
поверхностях могут привести к заеданию. На сопрягаемой
поверхности клапана не должно быть забоин и заусенцев, которые
могут привести к уменьшению давления в системе.

7. Проверьте упругость пружины редукционного клапана, сравнивая
полученные данные с приведенными на рис. Основные данные для
проверки пружины редукционного клапана указаны в разделе про вентиляцию картера двигателя.

Проверка валика и шестерни привода масляного насоса

8. На поверхностях опорных шеек валика и на рабочей поверхности
эксцентрика не должно быть вмятин и рисок.

9. На зубьях шестерен привода масляного насоса и распределителя
зажигания не допускаются выкрашивания, при таком дефекте
замените валик и шестерню.

Проверка втулок валика привода масляного насоса

10. Проверьте внутренний диаметр втулок, их запрессовку в
гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней
втулке с каналом в блоке цилиндров (проворачивание втулки).
Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров.

11. Измерив диаметры валика и втулок, определите зазоры между
втулками и опорными поверхностями валика. Если зазор превышает
0,15 мм (предельный износ), а также при повреждении поверхностей
втулок или ослаблении их запрессовки, замените втулки.

12. При замене пользуйтесь как для снятия, так и для установки, оправкой А.60333/1/2 (1 – оправка А.60333/1/2).

замена втулок масляного насоса

13. Втулки должны быть запрессованы в гнезда, при этом отверстие
для масла в передней втулке должно находиться против канала в
блоке цилиндров.

14. После запрессовки втулки должны быть окончательно
обработаны и доведены по внутреннему диаметру (размеры даны на
рис. Основные размеры масляного насоса и его привода).

15. Чтобы обеспечить полную соосность втулок вала, для их доводки
применяется развертка А.90353, которой одновременно
обрабатываются обе втулки.

Проверка втулки шестерни привода масляного насоса

16. Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров, в
противном случае втулку замените.

17. Для выпрессовки и запрессовки втулки пользуйтесь оправкой А.60326/R (1 – оправка А.60326/R).

выпрессовка и запрессовка втулок

18. После запрессовки втулку разверните до диаметра 16,016–16,037
мм.

Замена масляного насоса на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Замена масляного насоса на ВАЗ

Поэтому масляный насос играет очёнь большую и важную роль в двигателе автомобиля, и если он будет повреждён то пропадёт давления в системе смазки которое обязательно должно быть. (Более подробно о том что будет, если давления в системе смазки пропадёт, см. в статье под названием: «Полезная информация про давление масла на ВАЗ»)

Примечание!
Для замены масляного насоса на новый, вам нужно будет запастись: Основным набором гаечных ключей в который будет входить ключ «на 10» и «на 13», а так же необходимо взять торцевые головки и удлинитель чтобы на него надеть те самые головки, по возможности так же возьмите с собой кардные шарниры!

Где находится масляный насос?
Он расположен внутри двигателя, поэтому просто взглянув на двигатель вы его не увидите, а для того чтобы посмотреть на него, вам придётся снять сперва защиту картера, затем нужно будет снять поддон и только после этого вы увидите маслонасос собственными глазами.

Стрелкой указано местонахождение насоса

Когда нужно менять масляный насос?
Он подлежит замене, при:

1. Падении давления в системе смазки автомобиля, при рабочей температуре двигателя на холостом ходу, о котором вас будет информировать лампа давления масла.

2. А так же при выходе из строя самого насоса, либо же при выходе из строя его шестерён которые кстати можно заменить отдельно, не меняя при этом полностью маслонасос, о том как это сделать см. в статье: «Ремонт масляного насоса».

Примечание!
Если вы заметили падение давления масла, после сильного наезда на кочку в связи с которым был деформирован поддон картера, то скорее всего в падении давления масла виноват именно маслонасос а именно его приёмный патрубок!

3. А в том случае если на вашем автомобиле давления масла слишком велико и выходит за норму, тогда в этом скорее всего виноват забитый редукционный клапан который так же можно снять и заменить на новый. (О том как его снять, см. всё в той же статье по ремонту насоса)

Примечание!
О том какое давление в системе смазки находится, вы можете определить по специальному указателю который показывает давление масла в системе!

Этот самый указатель давления масла

Как заменить масляный насос, он же маслонасос на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание!
Данная работа трудоёмкая, но всё же осуществимая если есть специальные инструменты, а так же данная работа должна обязательно производиться на смотровой канаве или же на подъёмники а иначе нормально заменить маслонасос не удастся!

Снятие:
1) Сперва нужно снять все детали которые не дают доступ к насосу, поэтому в начале снимите защиту картера с автомобиля, а уже потом переберитесь к снятию поддона картера. (О том как снять защиту и поддон, см. в статье: «Замена поддона картера на ВАЗ»)

2) Далее отверните два болта которые крепят маслонасос к двигателю автомобиля.

Стрелками указаны болты которые необходимо отвернуть, для того чтобы снять насос с двигателя

Примечание!
Обязательно следите за тем какой болт откуда вы будете вытаскивать, потому что всё дело в том что эти два болта разной длинны (Один короче а другой длиннее) и поэтому следите и потом при установке нового насоса, заверните те же самые болта именно на те места где они были установлены ранее!

3) Следом когда болты будут вывернуты снимите насос, и обратите на него своё внимание, потому что на нём должна будет присутствовать прокладка, которую так же нужно будет снять и если она будет деформирована тогда замените её на новую.

Прокладка фланцевого соединения маслонасоса

Примечание!
В том случае если вы собираетесь ставить новый насос на автомобиль, тогда данная прокладка заменяется обязательно на новую, потому что со временем старая прокладка обжимается и приобретает свою форму, а при покупке нового насоса как правило форма у него может быть чуть другая и в связи с этим может произойти течь масла через это место где прокладка не совпадает по своей форме!

Установка:
Устанавливается новый масляный насос на автомобиль, в обратном порядке снятию.

Ремонтируем и меняем масляный насос на ВАЗ 2106/2107: как провернуть операцию своими руками

В рейтинге надёжности узлов и деталей ВАЗ 2106/07 масляный насос занимает одно из первых мест. Однако и он иногда требует ремонта или замены. При его выходе из строя нарушается циркуляция масла в двигателе. Последствия могут быть чрезвычайно неприятными и дорогостоящими.

Расположение, устройство и назначение масляного насоса ВАЗ 2106/07

Масляный насос любого автомобиля создаёт давление в системе смазки двигателя. В результате снижается трение между подвижными элементами мотора (коленчатый и распределительный валы, поршневая группа и др.), и увеличивается срок их службы. При выходе насоса из строя резко падает давление масла, возрастает трение, и двигатель может заклинить. Потребуется сложный и дорогостоящий капитальный ремонт. Поэтому так важно своевременно обнаруживать и устранять любые неисправности масляного насоса.

Расположение маслонасоса ВАЗ 2106/07

Масляный насос ВАЗ 2106/07 находится внутри двигателя в нижней его части

Масляный насос ВАЗ 2106/07 расположен в нижней части двигателя под коленвалом. Для обеспечения к нему доступа потребуется снять защиту и поддон картера и установить машину на смотровой яме, эстакаде или подъёмнике.

Принцип работы масляного насоса

На ВАЗ 2106/07 установлен насос шестерёнчатого типа с наружным зацеплением. В движение он приводится посредством цепной передачи от коленчатого вала мотора. Этой же цепью вращается распредвал при работе силового агрегата. Основу конструкции насоса составляют две шестерни, к которым через маслоприемник поступает смазка из картера. Вращаясь, шестерни захватывают масло и под давлением подают его в двигатель. Производительность насоса зависит от оборотов мотора и вязкости масла. Конструкцией насоса предусмотрен редукционный клапан, который срабатывает при превышении давлением допустимой величины и направляет часть масла обратно в поддон.

Симптомы неисправности масляного насоса

Основными признаками неполадок в системе смазки являются нехарактерные для работы двигателя звуки и загорание лампочки давления масла. В этой ситуации следует остановиться, заглушить автомобиль и через некоторое время щупом проверить уровень масла в двигателе (нужно немного подождать, пока масло стечёт в поддон). Если уровень окажется ниже минимального, следует долить масла и снова проверить уровень (он должен находиться между отметками min и max). Если при запуске двигателя лампочка погасла, причиной её загорания был именно низкий уровень масла.

Лампа давления масла

Горящая лампочка давления масла говорит о неполадках в системе смазки

Если же после доливки масла посторонние звуки не исчезли, а лампочка продолжает гореть, движение продолжать не стоит. Вероятнее всего, возникли неполадки с масляным насосом, и потребуется его замена или ремонт. Добраться до гаража или автосервиса можно с помощью эвакуатора или на буксире. Однако лампочка может гореть и по причине выхода из строя датчика давления масла. Поэтому до постановки точного диагноза не следует спешить с ремонтом масляного насоса и начинать разбирать двигатель.

Основные причины низкого давления масла

Основные причины низкого давления масла на классических моделях ВАЗ следующие:

  1. Использование масла низкого качества или несоответствующего типу двигателя.
  2. Засорение масляного фильтра.
  3. Неисправность датчика давления (проверить его можно, измерив давление механическим манометром).
  4. Засорение маслоприемника или выход из строя масляного насоса.
  5. Повреждение маслоприемника в результате механической деформации поддона картера.

Датчик давления масла

Одной из причин загорания лампочки давления масла является неисправный датчик

Все эти причины могут привести к выходу из строя масляного насоса и его замене. При покупке нового насоса предпочтение следует отдавать оригинальным изделиям и проверенным производителям. В противном случае результат может быть непредсказуем.

Фактический ресурс масляного насоса определяется как качеством самого изделия, так и качеством используемого масла и масляного фильтра. Выход его из строя в большинстве случаев связан с выработкой шестерней и оси привода. При этом ремонт довольно прост. На снятом с автомобиля насосе потребуется лишь заменить изношенные элементы на новые.

Замена масляного насоса

Для замены масляного насоса ВАЗ 2106/07 автомобиль следует установить на подъёмник, смотровую яму или эстакаду. В крайнем случае можно использовать домкрат.

Необходимые инструменты и приспособления

Для замены масляного насоса потребуется:

  • набор торцовых ключей;
  • нож;
  • домкрат;
  • прочный деревянный брусок;
  • деревянная проставка;
  • ёмкость для слива масла;
  • новая уплотнительная прокладка маслонасоса;
  • новая прокладка поддона;
  • новый масляный насос.

Порядок демонтажа масляного насоса

Замена масляного насоса осуществляется следующим образом:

    Очистите нижнюю часть двигателя от грязи. Открутив крепление защиты, снимите её.

Демонтаж защиты

При замене масляного насоса необходимо снять защиту картера

Пробка для слива масла

Пробка для слива масла выкручивается шестигранным ключом

Крепление опор двигателя

Чтобы отсоединить двигатель от кузова, необходимо открутить гайки крепления нижних опор

Проставка под двигатель

Двигатель поднимается с помощью домкрата и деревянной проставки

Демонтаж поддона

Для демонтажа поддона потребуется открутить болты крепления

Демонтаж масляного насоса

Масляный насос снимается вместе с прокладкой

Порядок установки масляного насоса

Монтаж нового или отремонтированного насоса производится следующим образом:

  1. Установите новый насос с новой прокладкой.
  2. Затяните крепления насоса.
  3. Установите на место крышку поддона вместе с новым уплотнительным элементом. Равномерно затяните все болты крепления.
  4. Опустите двигатель и установите опоры на свои места. Затяните гайки крепления.
  5. Установите и закрепите защиту картера.
  6. Залейте новое моторное масло.

Видео: замена масляного насоса на классических моделях ВАЗ

Ремонт масляного насоса

Обычно неисправный масляный насос меняется на новый. Однако вышедший из строя насос можно попробовать отремонтировать.

Необходимые инструменты

Для ремонта масляного насоса ВАЗ 2106/07 потребуются:

  • ключи на 10;
  • линейка;
  • набор плоских щупов;
  • тиски.

Разборка масляного насоса

Разборка насоса осуществляется в следующем порядке:

    Открутив три болта, снимите приёмную трубку. Для этого удобнее зажать насос в тиски.

Разборка маслонасоса

Маслоприёмник крепится тремя болтами

Демонтаж редукционного клапана

При разборке насоса снимается трубка, пружина и шайба редукционного клапана

Демонтаж шестерён насоса

Из насоса вынимаются обе шестерни

Все детали разобранного насоса промываются в керосине и протираются чистой ветошью. Затем проводят осмотр всех составных частей и заменяют износившиеся элементы. Сборка насоса производится в обратной последовательности.

Ремонт и замена элементов масляного насоса

После разборки, чистки и осмотра элементы насоса проверяются на износ. Для этого делают ряд замеров и сравнивают с допустимыми значениями:

  • максимально допустимый зазор между ведомой шестерёнкой и осью не должен превышать 0,1 мм;
  • зазор между зубьями шестерёнок после их установки в корпус не должен превышать 0,25 мм;
  • зазор между корпусом и наружным диаметром каждой из шестерёнок не должен превышать 0,25 мм;
  • зазор между плоскостью крышки и верхней поверхностью шестерёнок не должен превышать 0,2 мм;
  • высота пружины редукционного клапана без нагрузки должна составлять 3,8 см, а под нагрузкой 60–65 Н — 2 см.

Проверка зазоров

Одним из шагов при диагностике масляного насоса является проверка зазоров между зубьями шестерней

При прокручивании насоса рукой не должно чувствоваться даже малейшее заедание. Если какие-либо из перечисленных зазоров превышают показатель, заменяют либо отдельные детали, либо насос полностью. Очень важно, чтобы не было никаких дефектов на поверхности редукционного клапана и его пружине. В противном случае клапан не сможет нормально работать.

Видео: проверка масляного насоса на износ

Замена шестерни привода масляного насоса

В процессе эксплуатации изнашивается шестерня привода маслонасоса. Если её не заменить своевременно, она начинает проскальзывать, снижая производительность насоса. Как следствие, в системе смазки может образоваться недостаток масла. Располагается шестерня под валом распределителя зажигания (под трамблёром) и снимается в следующем порядке:

  1. На инжекторном двигателе снимите заглушку, на карбюраторном — распределитель зажигания, предварительно пометив его положение. Для этого открутите одну гайку.
  2. В шестерне привода маслонасоса по центру есть отверстие. В это отверстие с небольшим усилием (можно несильно постучать) вставьте деревянную палочку с заточенным концом и извлеките шестерню.

Шестерню осматривают и при обнаружении износа внутренних шлицов меняют на новую. Сборку выполняют в обратной последовательности.

Шестерня привода маслонасоса

Для извлечения шестерни привода масляного насоса используют деревянную палочку с заостренным концом

Таким образом, самостоятельный ремонт и замена масляного насоса на классических моделях ВАЗ не представляет большой сложности. Для этого потребуется лишь желание, немного свободного времени, стандартный набор слесарных инструментов и тщательное следование рекомендациям специалистов.

Ремонт масляного насоса двигателя ВАЗ, проверка зазоров, контролируемые размеры деталей и зазоры, высота пружин редукционных клапанов.

После разборки все детали масляного насоса двигателя ВАЗ необходимо промыть керосином или бензином и продуть струей сжатого воздуха. Затем нужно осмотреть корпус и крышку. При наличии трещин, детали следует заменить.

Ремонт масляного насоса двигателя ВАЗ, проверка зазоров, контролируемые размеры деталей и зазоры, высота пружин редукционных клапанов.

Набором щупов нужно проверить зазоры между зубьями пары шестерен, установленных на место:

Зазор между наружными поверхностями шестерен и стенками корпуса маслонасоса должен быть 0,11-0,18 мм, а предельно допустимый — 0,25 мм. Щупом и линейкой необходимо проверить зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса:

Также нужно проверить зазор между ведомой шестерней и ее осью:

Зазор между валом насоса и отверстием в корпусе:

Проверка зазоров масляного насоса двигателя ВАЗ.

Проверка зазоров масляного насоса двигателя ВАЗ

Если зазоры масляного насоса приближаются к предельным значениям, необходимо заменить соответствующие детали, так как только при новых деталях или незначительном износе можно надеяться на нормальное давление масла и сохранность двигателя. Система смазки двигателя ВАЗ-2121 отличается установкой масляного насоса уменьшенной производительности. Длина ведущей и ведомой шестерен уменьшена на 6 мм.

Контролируемые размеры деталей масляного насоса двигателя ВАЗ-2101, 21011, 2103, 2103310, 2105, 2106, ВАЗ-21213, 2130.

Контролируемые размеры деталей масляного насоса двигателя ВАЗ-2101, 21011, 2103, 2103310, 2105, 2106, ВАЗ-21213, 2130

При проверке редукционного клапана масляного насоса следует обратить внимание на поверхности клапана и корпуса. Загрязнения или отложения, забоины и заусенцы могут привести к заеданию клапана и к уменьшению давления в системе. Нужно также проверить упругость пружины клапана, сравнивая полученные данные с рекомендованными. На поверхностях опорных шеек валика и на рабочей поверхности эксцентрика не должно быть вмятин и рисок.

Не допускается выкрашивание зубьев привода масляного насоса и распределителя зажигания. При таком дефекте необходимо заменить валик или шестерню. Кроме того, нужно проверить внутренний диаметр втулок валика привода масляного насоса, плотность их посадки в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров. Внутренняя поверхность должна быть гладкой, без задиров.

При повреждении поверхностей втулок, ослаблении их запрессовки, увеличении зазора между втулками и опорными поверхностями валика до 0,15 мм, втулки следует заменить. Для снятия и установки втулок валика привода масляного насоса двигателя ВАЗ необходимо пользоваться оправкой, соблюдая следующие условия:

Сборка масляного насоса двигателя ВАЗ осуществляется в определенной последовательности.

1. Закрепить насос в тисках.
2. Установить в корпус насоса ведущую шестерню с валом.
3. Надеть ведомую шестерню на ось в корпусе.
4. Установить крышку корпуса.
5. Установить редукционный клапан с пружиной.
6. Прикрепить приемный патрубок к корпусу насоса.

После сборки масляного насоса, при проворачивании ведущего валика рукой, шестерни должны вращаться плавно и без заедания.

Детали масляного насоса двигателя ВАЗ с цепным приводом распредвала и двигателя ВАЗ-2105.

Детали масляного насоса двигателя ВАЗ с цепным приводом распредвала и двигателя ВАЗ-2105

Масляные насосы двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ.

Первым делом нужно вывернуть винты крепления корпуса насоса, вынуть корпус, ведомую и ведущую шестерни. Далее следует отвернуть пробку редукционного клапана и вынуть пружину с клапаном, а затем выпрессовать из крышки насоса самоподжимной сальник коленчатого вала. После разборки все детали насоса необходимо промыть, продуть сжатым воздухом, проверить их состояние, обмерить.

Проверка зазоров масляного насоса двигателя ВАЗ-1111, 11113, 2108, 21081, 2110.

Проверка зазоров маслонасоса 1111, 11113, 2108, 21081, 2110

Если размеры превышают предельные значения, необходимо заменить детали новыми. Редукционный клапан и отверстие под него не должны иметь продольных рисок. Предельные размеры клапана и отверстия под клапан при износе показаны в таблице ниже. Проверьте упругость пружины редукционного клапана и сравните полученные данные с приведенными в таблице.

Контролируемые размеры деталей масляного насоса двигателя ВАЗ-1111, 11113, 2108, 21081, 21083, 2110.

Контролируемые размеры деталей масляного насоса двигателя ВАЗ-1111, 11113, 2108, 21081, 21083, 2110

Контролируемая высота пружин редукционных клапанов.

Контролируемая высота пружин редукционных клапанов

Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин. Предельный износ гнезда под ведомую шестерню не должен превышать диаметр 75,1 мм. Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,4 мм. Алюминиевая крышка при проверке в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть плоской. При заметных износах нужно профрезеровать рабочие поверхности до размера 13,2-13,8 мм. Максимальный съем металла не должен превышать 0,2 мм.

Сальник коленчатого вала необходимо заменить новым. При сборке насоса следует смазать наружный диаметр сальника моторным маслом и запрессовать его в крышку до упора. При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к наружному диаметру сальника.

Далее нужно осторожно закрепить крышку в тисках, установить шестерни в корпус, чтобы фаски на вершинах зубьев были внутри корпуса, и завернуть винты крепления корпуса и крышки. Затем необходимо вставить редукционный клапан, пружину и завернуть пробку клапана, установив под нее алюминиевое уплотнительное кольцо толщиной 1,3-1,7 мм.

Детали масляного насоса двигателя ВАЗ-1111, 11113, 2108, 21081, 21083, 2110.

Детали масляного насоса

Перед сборкой насоса следует обязательно смазать моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо трубки маслоприемника и редукционный клапан. После сборки насоса при проворачивании рукой, шестерни должны вращаться плавно, без заеданий и рывков.

По материалам книги «Ремонт двигателя своими руками».
Волгин В.В.

Система смазки двигателя ВАЗ-2101, ВАЗ-2102

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулки шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания.

1. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3. Масляный картер; 4. Коленчатый вал; 5. Указатель уровня масла; 6. Масляный фильтр; 7. Перепускной клапан; 8. Фильтрующий элемент; 9. Противодренажный клапан; 10. Масляный насос; 11. Канал подачи масла от насоса к фильтру; 12. Горизонтальный канал подачи масла в масляную магистраль; 13. Канал в блоке цилиндров для подачи масла; 14. Передний сальник коленчатого вала; 15. Канал в шейке коленчатого вала; 16. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипник; 17. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 18. Отверстие в звездочке для смазки цепи; 19. Звездочка распределительного вала; 20. Магистральный канал в распределительном валу; 21. Кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 22. Канал в кулачке распределительного вала; 23. Крышка маслоналивной горловины; 24. Канал в опорной шейке распределительного вала; 25. Корпус подшипников распределительного вала; 26. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла к газораспр.механизму; 27. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспр.механизму; 28. Магистральный канал в блоке цилиндров; 29. Датчик контрольной лампы и указателя давления масла; 30. Вытяжной коллектор вентиляции картера; 31. Пламегаситель; 32. Вытяжной шланг; 33. Крышка маслоотделителя; 34. Маслоотделитель; 35. Сливная трубка маслоотделителя; 36. Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора; 37. Калиброванное отверстие; 38. Впускная труба; 39. Дроссельная заслонка; 40. Карбюратор; 41. Шланг отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 42. Воздушный фильтр;I. Схема вентиляции картера; II. Работа золотникового устройства карбюратора; III. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя; IV. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом

Масляный насос 10, приводимый в движение парой шестерен с винтовыми зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 11 в полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по каналу 12 попадает в продольный магистральный канал 28, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала.

К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам, просверленным в блоке цилиндров 27, в головке цилиндров 26 и в корпусе подшипников распределительного вала. В прокладке головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки. В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренних поверхностях вкладышей.

Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 2. просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке.

С 1990 г. шатуны изготавливаются без отверстия в нижней головке, и масло от нее на стенки цилиндра не подается.

Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 21 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 20 распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала. Масло от первого подшипника валика 17 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику.

К втулке шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 13 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Масляный насос

Масляный насос шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпус маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется.

Масляный фильтр

Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Фильтр имеет противодренажный клапан 9, предотвращающий отекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 7, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 28. Фильтрация масла производится бумажным элементом 8.

Вентиляция картера двигателя

Вентиляция картера закрытая, принудительного типа, не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные газы отсасываются в коллектор 30 воздушного фильтра 42 через маслоотделитель 34, вытяжной шланг 32 с пламегасителем 31. Из коллектора 30 газы могут идти двумя путями: непосредственно в воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, золотник 36 на оси дроссельной заслонки в задроссельное пространство карбюратора. С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 36 поворачивается и открывает дополнительный путь картерным газам через канавку в золотнике.

Ремонт масляного насоса на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Ремонт масляного насоса на ВАЗ

Примечание!
Для ремонта данной детали вам нужно будет запастись: Основным набором гаечных ключей, а так же набором плоских щупов толщиной от «0,15 мм» и до «0,25 мм», а так же запаситесь ровной металлической линейкой и для удобства работы желательно иметь тиски!

А так же для промывки деталей вам нужно будет запастись: Керосином, ёмкостью в которую будет налит керосин и в которой все снятые детали с масляного насоса вы будете промывать, а так же по возможности запаситесь специальным баллоном или же компрессором со сжатым воздухом для продувки деталей!

Краткое содержание:

Где находится масляный насос?
В автомобиле он располагается во внутренней части двигателя и поэтому увидеть его без снятия поддона картера будет практически невозможно, поэтому чтобы его нормально разглядеть вам нужно будет сперва снять защиту картера а уже после чего и поддон, а после выполненных операций вы его увидите.

Местонахождение маслонасоса указано на фото стрелкой

Когда нужно ремонтировать масляный насос?
Он подлежит ремонту при тех или иных поломках, которые будут негативно сказываться на работе двигателя автомобиля, а именно:

При износе или засорении допустим редукционного клапана который установлен в насосе, масло в системе очень сильно повыситься об этом вас как раз таки и оповестим лампочка давления масла, которая на холостых оборотах при рабочей температуре двигателя у вас будет постоянно гореть, поэтому в основном при неисправности масляного насоса вас сразу же будет оповещать лампа давления масла. (Более подробно об давлении масла в системе, вы можете узнать из статьи под названием: «Полезная информация про давление в системе»)

Как отремонтировать масляный насос, он же маслонасос на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Разборка:
1) В начале всей операции, вам сперва нужно будет снять насос с машины для дальнейшего его ремонта. (О том как снять насос, см. в статье: «Замена масляного насоса на ВАЗ»)

2) Далее установите насос в тиски и после чего просто гаечным ключом, или же лучше ключом с накидной головкой (Который показан на фото), отверните три болта которые крепят приёмный патрубок к корпусу данного насоса.

Отворачивание трех болтов крепящих приёмный патрубок к корпусу насоса

Примечание!
При выкручивании винтов, обязательно обратите своё внимание на болты которые приёмный патрубок к корпусу масляного насоса крепят. Так вот один из этих болтов крепления будет короче других, поэтому при обратной сборке заверните данный болт на то же самое место из которого он был вывернут!

Три болта крепления приёмного патрубка

3) Теперь когда болты откручены, потихоньку отсоедините приёмный патрубок от корпуса, но при разъединении смотрите чтобы шайба редукционного клапана (Шайба установлена на том месте которое показано стрелкой) не потерялась, а иначе вам придётся искать такую же только новую.

Стрелкой указано место где скорее всего у вас окажется шайба после отсоединения патрубка от корпуса насоса

Примечание!
Внимательно осмотрите снятый патрубок, он не должен быть деформирован на нём не должно быть трещин и других неисправностей. После этого обратите внимание на сетку данного патрубка, в большинстве случаев она бывает загрязнена поэтому снимите её или же прямо не снимая очистите от грязи, промыв её при этом тщательно уайт-спиритом!

А в том случае если сетка у вас не будет поддавать очищению или же она будет повреждена, то в таком случае замените её (При замене сетки обязательно меняйте её на такую, в которой отверстия будут совпадать по диаметру с отверстиями старой сетки). Если точно такую же сетку вы не нашли, тогда замените приёмный патрубок маслонасоса!

4) Теперь когда все разъединено, аккуратно снимите пружинку редукционного клапана не деформировав её.

Снятие пружины редукционного клапана с оси

Примечание!
На пружине редукционного клапана не должно быть повреждений и различного рода деформаций. По возможности проверьте данную пружину на её упругость, для этого: Сперва при помощи линейки замерьте длину пружины, которая должна быть «20 мм» при её вертикальной нагрузки в «6,15 – 6,65 кг». А в полностью свободном состоянии длинна пружины должна быть в пределах «38 мм»!

5) А после чего снимите сам редукционный клапан.

Снятие самого редукционного клапана с крышки

Примечание!
Внимательно осмотрите редукционный клапан а так же то место где он соприкасается с крышкой маслонасоса. В этом месте где он соприкасается, не должно быть никаких повреждений различного рода заусенцев и т.д. А так же не должно быть грязи и отложений, потому что в связи со всеми этими неисправностями давление в системе смазки будет падать!

6) Затем снимите крышку с корпуса маслонасоса.

Снятие крышки с корпуса масляного насоса

Примечание!
Когда крышка будет снята осмотрите её, особое внимание уделите той поверхности крышки где она соприкасается с редукционным клапаном и приёмным патрубком, а так же проверьте поверхность соприкосновения данной крышки с краями корпуса маслонасоса. На всех выше перечисленных местах, не должно быть различного рода повреждений таких как забоины, заусенцы и т.д. А так же всяких загрязнений и отложений так же быть не должно, а иначе давление в системе смазки будет постепенно падать при выше перечисленных проблемах с крышкой!

7) Следом извлеките из корпуса маслонасоса одну из двух шестерёнок, потянув её для этого вверх и после чего отложите в сторонку.

Извлечение ведущей шестерни из корпуса

Примечание!
У вас может сперва извлечься не ведущая шестерная как показано на фото выше, а ведомая и снимется она немножко по другому, поэтому если вы вынули шестерню а она вынулась без валика как показано на фото выше, не пугайтесь потому что это будет означать то что вы вынули ведомую шестерню а она как правило идёт без валика а отдельно!

8) После того как ведущая шестерня вынута, извлеките ведомую шестерню для этого так же потяните за неё вверх и она снимется.

Снятие ведомой шестерни с оси на которой он был установлен

9) Далее все снятые ранее детали хорошенько промойте в ёмкости в которую будет налит керосин и после чего обязательно обдуйте все детали сжатым воздухом чтобы они быстро высохли и чтобы вся грязь которая находилась в труднодоступных местах была удалена.

Примечание!
Когда детали будут сухие проверьте их состоянии, деформированные детали замените на новые!

Сборка:
1) В начале установите ведомую шестерню на ось которая указана стрелкой, а при установке измерьте линейкой или на глаз зазор между этой осью и внутренней частью ведомой шестерни.

Стрелкой показано место где необходимо замерить зазор между внутренней частью шестерни и между самой оси на которую эта шестерня устанавливается

Примечание!
Нормальный зазор должен быть в пределах «0,017-0,057 мм», а самый крайний предел этого зазора может быть «0,1 мм» но не более того!

2) Далее установите обе шестерни так же как они были установлены ранее, а после установки возьмите в руки щуп и всуньте его между зубьями шестерёнок как показано на рисунке ниже:

Проверка зазора между обоими шестернями маслонасоса

Примечание!
Данный зазор может начинаться от «0,15 мм» и заканчивая «0,25 мм» но не более того!

Проверка зазора между наружным диаметром шестерни и стенок корпуса масляного насоса

4) Затем приложите плоский щуп сперва к торцу ведомой, а затем к торцу ведущий шестерни и тем самым в обоих случаях приложите сверху линейку, чтобы при этом она касалась краёв корпуса.

Проверка зазора между верхней частью шестерён и между верхней части краёв корпуса

Примечание!
Данный зазор должен быть в пределах «0,161 – 0,166 мм», а самое предельно допустимое значение это «0,2 мм»!

5) Следом попробуйте покрутить ведущую шестерню и убедитесь то что обе шестерни вращаются плавно и без заеданий.

6) Далее замерьте зазор между отверстием корпуса маслонасоса (Указано красной стрелкой), и между опорной поверхностью ведущей шестерни которая указана синей стрелкой.

Синей стрелкой указана опорная поверхность ведущий шестерни, а красной указано отверстие в корпусе

Примечание!
Данный зазоры так же должен быть минимальный и колебаться в пределах «0,016 – 0,055 мм», в крайних случаях этот зазор может быть «0,1 мм» но не более!

7) И в завершение установите все детали в обратном порядке снятию, при этом все детали которые сильно изношены замените на новые и всегда помните что маслонасос играет очень важную роль в автомобиле и при выходе его из строя, двигатель может за очень короткое время (2-5 мин) схватить клин из-за чего основные его детали такие как поршни и т.д. придут в негодность.

Дополнительный видео-ролик:
На видео-ролике размещённым чуть ниже, представлена краткая проверка масляного насоса на исправность, поэтому в дополнение к основной статье мы вам так же советуем просмотреть данный видео-ролик.

Когда выполняется замена масляного насоса ваз 2101

Обработка поверхностей, подбор материалов и смазывание трущихся деталей обеспечивает долговечность двигателя. Система смазка обеспечивает очистку масла от вредных примесей и частиц при попадании его в масляный фильтр.
Применяемое моторное масло включает комплекс присадок, которые повышают его смазочные свойства, стойкость к окислению и работу в большом интервале температур.

Смазка двигателя авто ВАЗ 2101

Смазка двигателя в ВАЗ 2101 – комбинированная:

В систему смазки ВАЗ 2101 входят:

  • Насос масляный, позиция 10, к корпусу которого прикреплен с фильтрующей сеткой приемный патрубок.
  • Масляный полнопоточный фильтр, 6. Служит для очистки масла перед поступлением его в двигатель.
  • Редукционный клапан, контролирующий давление масла, встроен в приемный патрубок.
  • Датчик 29 контроля давления масла, который соединяется с сигнальной лампой на приборной панели автомобиля. Если давление масла в автомобиле падает ниже допустимого лампочка загорается.
  • Каналы, по которым масло поступает к деталям и узлам двигателя.

Шестеренчатого типа масляный насос установлен внутри поддона. Двумя болтами, разной длины, он фиксируется к блоку цилиндров.

Болты,фиксирующие масляный насос

Замена масляного насоса авто ВАЗ 2101

Одним из важных агрегатов, который обеспечивает бесперебойную работу двигателя автомобиля, является масляный насос. В его функции входит обеспечение циркуляции смазки в системе силового устройства, подача масла ко всем его элементам.
Нарушение цикла работы насоса приводит к недостаточной циркуляции моторного масла по системам двигателя. Несвоевременная замена масляного насоса на ВАЗ 2101 может стать причиной «масляного голодания».
В этом случае может возникнуть:

  • Повышенный износ агрегатов и узлов.
  • Поступление в масло металлической стружки, образовывающейся от износа деталей.
  • Во всей системе снизится давление масла.
  • Перегрев деталей двигателя.
  • Попавшие в узлы твердые частицы износа, могут стать причиной заклинивания узлов.

Все это указывает на то, что цена, при несвоевременной замене или ремонтемасляного насоса, увеличивает стоимость ремонта двигателя.

Снятие насоса масляного

Инструменты, которые понадобятся для работы:

  • Торцовые ключи на «10» и «13».
  • Удлинитель.
  • Карданные шарниры.

На ВАЗ 2101 замена масляного насоса выполняется на смотровой яме или специальном подъемнике.
Инструкция снятия насоса масляного:

  • Отсоединяются от аккумуляторной батареи провода.
  • Для стока масла из двигателя подставляется емкость, объем которой не меньше четырех литров.
  • Сливается из картера двигателя масло.

Совет: Перед тем как слить масло, двигатель нужно прогреть до рабочей температуры. Это уменьшает вязкость масла, что улучшает его сток с деталей устройства.

  • Извлекается брызговик двигателя.
  • Откручиваются гайки, фиксирующие к поперечине, подушки передней подвески силового агрегата. Для того чтобы легче вышли из отверстий шпильки подушек, двигатель домкратом или талью слегка необходимо приподнять.
  • Снимается картер мотора авто ВАЗ 2101.
  • Извлекаются из автомобиля приемный патрубок совместно с насосом.

Масляный насос с патрубком ваз 2101

Масляный насос с патрубком ваз 2101

Новый масляный наcос ставится на машину в обратном порядке его снятию.
Уменьшить стоимость ремонта автомобиля ВАЗ 2101 можно без замены устройства полностью, а только отремонтировав изношенные детали, а затем собрать масляный насос своими руками.

Как разобрать правильно масляный насос ВАЗ 2101

  • Для разборки изделие аккуратно, чтобы не повредить корпус, зажимается в тисках.
  • Отсоединяется с редукционным клапаном приемный патрубок.
  • На корпусе насоса масляного удаляется крышка.
  • Извлекаются ведомая шестеренка и ось с ведущей шестерней.

Проверка повреждений деталей масляного насоса

Инструкция контроля износа деталей состоит в следующем:

  • Все детали после разборки необходимо промыть бензином или керосином, затем продуть сильной струей сжатого воздуха.
  • На наличие трещин или сколов осматриваются корпус и крышка устройства. Если обнаружены большие повреждения деталей, нужна замена масляного насоса, иначе утечку масла устранить будет сложно.

С помощью щупов замеряются зазоры, образованные в устройстве в процессе эксплуатации:

Зазор между зубьями соседних шестеренок

Зазор между зубьями соседних шестеренок

  • Зазор между корпусом насоса и наибольшим диаметром шестеренки: оптимальный – 0,15 мм, наибольший должен не превышать 0,25 мм.
  • Величина зазора между торцом линейки, лежащей на плоскости разъема, и торцом шестерни составляет 0,161 – 0,166, не должен превышать 0,2 мм.

Измерение зазора между торцом шестерни и плоскостью разъема насоса

Измерение зазора между торцом шестерни и плоскостью разъема насоса

  • Проверяется редукционный клапан. Нельзя допускать отложений и загрязнений на сопрягаемых поверхностях корпуса и клапана.
    Большие заусенцы и забоины бывают причиной уменьшения давления в системе.
  • Данные, указанные на фото пружины, должны сравниваться с существующей деталью.

Данные при проверке упругости пружины

Данные при проверке упругости пружины

Сборка масляного насоса ВАЗ 2101

  • Устанавливается в корпус ведущая шестерня с валом.
  • Ведомая шестерня надевается на ось, находящуюся в корпусе устройства.
  • Прикручивается крышка.
  • Вставляется редукционный клапан, вместе с пружиной.
  • Прикрепляется приемный патрубок к корпусу насоса масляного.

Совет: После сборки проверяется плавность вращения шестерни, оно должно быть без заеданий и рывков

В устройстве выполнена реставрация изношенных деталей или их замена. Масляный насос ВАЗ 2101 работает с отклонениями.
В этом случае, скорее всего, нужно будет заменить шестерню привода насоса масляного. Подробно весь процесс можно посмотреть на видео.

Как заменить шестерню привода насоса масляного

На автомобиле ВАЗ 2101, под распределителем зажигания, в отверстии блока цилиндров, расположена шестерня привода.
Порядок замены шестерни:

  • Распределитель зажигания снимается.
  • В шлицевое отверстие шестеренки привода насоса масляного с натягом устанавливается с заостренным концом деревянная палочка.
  • Из блока цилиндров извлекается шестерня.
  • Замена деталей выполняется в последовательности,обратной их снятию.
  • После замены шестерни необходимо выполнить корректировку угла опережения зажигания на датчике.

Автомобиль ВАЗ 2101 требует постоянного ухода и своевременного ремонта всех изношенных деталей. Тогда срок эксплуатации его в хорошем состоянии, будет гораздо больше.

Читайте также: