Антифриз попал в двигатель ваз 2114 какие последствия

Обновлено: 03.05.2024

Попадание антифриза в моторное масло – очень неприятная ситуация. Но нужно разделать понятия «попадание антифриза в масло» и «попадание воды в масло». Очень актуален этот вопрос для двигателей легковых автомобилей, т.к. очень много из них оснащены теплообменником, расположенным на корпусе масляного фильтра, в котором масло производит теплообмен с охлаждающей жидкостью. Внутренняя негерметичность этих теплообменников – очень частое явление, в связи с этим антифриз попадает в масло.

Вероятность попадания масло в систему охлаждения масла гораздо выше на работающем двигателе, а на неработающем двигателе, когда давление системы равно наружному атмосферному давлению, пробка будет держать давление (примерно 0,5 бара) ещё около 10 минут. Очень сложно своевременно выявить такой дефект, т.к. объём протечек очень мал (за исключением «запущенных» случаев, когда на поверхности в расширительном бачке видны масляные пятна).

Ещё труднее обнаружить антифриз в масле. Хоть и основной составляющей охлаждающей жидкости является именно вода, на масло воздействует не только вода, но и другие вещества, присутствующие в составе антифриза. Этиленгликоль отрицательно действует на процессы в двигателе сильнее, чем вода. Исследования показывают, что содержание охлаждающей жидкости в системе становится опасным уже при значении 0,3 – 0,4 %.
После того, как антифриз попадает в масло, может случиться следующее:

При высоком содержании антифриза в масле образуются сгустки сажи с образованием отложений в полостях и масляных каналах. В связи с этим снижается пропускная способность масляного фильтра и масляных каналов в частности.
Образуются шарики из этиленгликоля и масла, очень твёрдые, имеющие абразивное свойство. Эти шарики могут сильно забить масляный фильтр и обеспечить абразивный износ и задиры цилиндров, подшипников скольжения распредвала и коленвала.
Этиленгликоль способен образовывать кислоты, некоторые из которых нестабильны, а некоторые преобразуются в соли, которые вызывают коррозию двигателя.
Снижаются антифрикционные свойства в масле.
Масляная плёнка становится нестабильной, т.е очень быстро «рвётся».

Антифриз в масле двигателя может находиться по разным причинам — выход из строя прокладки ГБЦ, повреждение плоскости головки блока цилиндров, повреждение теплообменника и прочим. Однако в любом случае результатом того, что антифриз пошел в масло будут весьма неприятные последствия, заключающиеся в том, что будет нарушен нормальный процесс смазывания отдельных деталей двигателя со всеми вытекающими последствиями.

Аналогично и при взаимном проникновении масла в антифриз будет нарушена функция системы охлаждения мотора. Соответственно, при обнаружении указанных выше неисправностей необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и ремонтные работы с тем, чтобы минимизировать их негативное влияние и предотвратить дорогостоящие ремонты.

Антифриз в масле

Как определить антифриз в масле

Многих, особенно начинающих, автолюбителей интересует вопрос о том, как узнать, что антифриз попал в масляную систему двигателя машины. На самом деле существует ряд типовых признаков, по наличию которых можно судить о появлении этой неисправности. Среди них:

  • На горловине под крышкой, появляется эмульсия из непосредственно масла и антифриза обычно белого или желтоватого цвета, внешне похожая на сливки (сметану, майонез). Соответственно, чем больше антифриза или тосола просочилось в масляную систему — тем больше в ее составе будет подобной смеси. Проверить наличие эмульсии в двигателе несложно, для этого стоит лишь посмотреть на состояние моторного масла на измерительном щупе. Аналогичная эмульсия будет и на маслозаливной горловине, стоит лишь открыть крышку.
  • Падение уровня охлаждающей жидкости. Этот признак является косвенным, поскольку антифриз может уходить из системы не в масло, а просто в подкапотное пространство. Поэтому в данном случае необходимо проведение дополнительной диагностики.


  • Перегрев двигателя. Этот признак также является косвенным, поскольку может быть вызван и другими проблемами. Однако если происходит смешивание антифриза и масла, то, соответственно, системы охлаждения и смазывания перестанут нормально работать, что приведет в том числе к быстрому перегреву двигателя, особенно при его работе при значительных нагрузках (оборотах).
  • Наличие масла в антифризе. Как правило, при разгерметизации одной (или обеих) систем происходит взаимное смешение указанных технологических жидкостей. При этом антифриз чернеет и начинает пахнуть горелым маслом, а система охлаждения плохо работает. Посмотреть на состояние антифриза можно, открыв крышку расширительного бачка системы охлаждения.
  • Падение мощности двигателя. Этот фактор является логичным результатом ухудшения работы систем охлаждения и смазывания. Зачастую мотор «троит». Необходимо выполнить дополнительную диагностику, поскольку уменьшение мощности может быть вызвано и другими проблемами.
  • Белый дым из выхлопной трубы. Это актуально как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, однако причины, по которым вызвано данное явление, отличаются в первом и во втором случаях. Если из выхлопной системы выходит белый дым, то имеет место антифриз в элементах двигателя. Для бензиновых моторов охлаждающая жидкость попадает в цилиндры, а у дизельных — в коллектор.
  • Свечи зажигания будут иметь светлый оттенок (цвет сгоревшего антифриза). Правда, это лишь косвенный признак, потребуется рассматривать ряд других причин.
  • Пузырьки воздуха в расширительном бачке системы охлаждения. Их можно увидеть через прозрачный корпус бачка или открыв крышку (при высоких оборотах двигателя). Чем они будут выше — тем больше воздуха будет выходить из системы. Этот признак прямо указывает на разгерметизацию системы.
  • Потеки охлаждающей жидкости из-под прокладки ГБЦ на корпус самого блока. При этом вне зависимости от их цвета необходимо обязательно проверить состояние моторного масла и антифриза в двигателе на предмет их смешивания между собой.

Если автовладелец столкнулся с одним или более из перечисленных выше признаков, то имеет смысл проверить состояние моторного масла, охлаждающей жидкости, а также выполнить дополнительную диагностику отдельных деталей двигателя, о которых речь пойдет далее.

Причины антифриза в масле

Существует ряд типовых неисправностей, по которым в ДВС происходит смешение моторного масла и охлаждающей жидкости. Среди них:


  • Прогорание прокладки ГБЦ. По статистике, эта причина является, во-первых, самой распространенной, а во-вторых, самой простой по ее устранению. Прогорание прокладки может быть вызвано разными факторами, в частности: перегрев двигателя, из-за чего «ведет голову», неправильно подобранный момент затяжки фиксирующих болтов, естественное старение материала, из которого выполнена прокладка. Устранение описанной поломки возможно выполнить автовладельцу самостоятельно при наличии соответствующих инструментов. Что касается финансовых затрат, то придется потратиться только на новую прокладку.
  • Нарушение геометрии ГБЦ. Другое народное название — «повело голову». Чаще всего эта неисправность возникает в результате значительного перегрева двигателя, и более характерна для небольших как по мощности, так и по размеру моторов (например, городских малолитражек).
  • Выход из строя теплообменника (маслоохладителя) и/или его прокладки.
  • Повреждение блока цилиндров. Изредка (обычно в результате повреждения или брака) на гильзах блока имеются микротрещины, что приводит к смешиванию масла и антифриза. Здесь же можно отметить такое явление как коррозия гильз цилиндров.
  • Неправильное подключение магистрали системы охлаждения к дроссельной заслонке. Это достаточно редкая причина, однако она изредка встречается на бывших в употреблении машинах, чьи прошлые хозяева или мастера неправильно подсоединили упомянутые патрубки магистрали системы охлаждения. При этом антифриз прямиком попадает в моторное масло, а оттуда — в выхлопную систему (коллектор и далее).

Для наглядности перечисленные выше причины и краткая информация о методах их устранения сведены в таблицу.

ПричинаМетоды устранения поломки
Прогорание прокладки ГБЦЗамена пробитой прокладки на новую. Важно при этом соблюдать как значение момента затягивания, так и последовательность закручивания болтов.
Нарушение геометрии ГБЦОпрессовка, фрезерование, шлифовка головки. Выполняется в специализированных мастерских. Проверка ее герметичности.
Выход из строя теплообменника и/или его прокладкиЗамена прокладки, ремонт или замена теплообменника.
Повреждение блока цилиндровРемонт блока в условиях автосервиса или замена его на новый.
Коррозия гильзРасточка или замена гильз на новые.
Неправильное подключение системы охлажденияРевизия схемы подключения. Проблема зачастую актуальна для машин, купленных «с рук».

Интересно, что многие начинающие автолюбители путают немного застывшее масло во время морозов и непосредственно эмульсию антифриза. Важно понимать, что при длительном простое машины зимой при значительных морозах масло загустевает и может принять желтоватый оттенок. Поэтому нужно выполнить дополнительную диагностику при нагретом двигателе с тем, чтобы выяснить с чем автолюбитель имеет дело — застывшим маслом или эмульсией.

Антифриз в масле последствия

Если не придавать должного значения и не выполнить своевременный ремонт двигателя автомобиля, то причины, по которым антифриз попадает в масло, могут не только значительно снизить характеристики мотора, но и привести к сложным и дорогостоящим ремонтам. В частности, это обусловлено следующими факторами:


  • Снижение эффективности работы систем смазки и охлаждения. Так, если в составе масла будет охлаждающая жидкость, то эффективность смазывания резко снизится со всеми вытекающими последствиями. То есть, это приведет к тому, что чрезмерному износу трущихся деталей двигателя (которые призвано защищать масло). С другой стороны антифриз также может смешиваться с маслом. Это приведет к двум последствиям. Первое заключается в том, что охлаждающая жидкость также утратит свои эксплуатационные характеристики (снижается теплоемкость и температура ее кипения). Второе — снижение общего уровня антифриза в системе охлаждения, что само по себе снижает эффективность ее работы.
  • В случае, если имеет место деформация головки блока цилиндров, возможна ситуация, когда возникают проблемы с поршнями и кольцами. В частности, на корпусе поршня (нескольких поршней) могут появиться задиры (из-за перегрева и изменения геометрии). Что касается колец, то могут также повредиться компрессионные и маслосъемные кольца (залегание колец).
  • Общее снижение эффективности двигателя. Это выражается в потере мощности, нестабильной работе мотора, он может «чихать» и «троить». В любом случае, эксплуатировать машину в таком состоянии крайне нежелательно, поскольку это не только вредно для двигателя, но и небезопасно с точки зрения езды на дороге.

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, можно ли использовать ездить на машине, когда антифриз в масле? В идеальном случае ответ прост — нельзя! Однако на практике все зависит от количества антифриза в масле, доступности автомастерской, а также общего состояния двигателя и машины в целом. Так, если смешивание носит незначительный характер, то на автомобиле можно доехать до гаража или станции техобслуживания, где и можно выполнить непосредственно ремонтные работы. Однако в долгосрочной перспективе пользоваться машиной однозначно нельзя! Это может привести к очень сложным и дорогостоящим ремонтам.

Что делать если антифриз в масле

Какие действия предпринять, если антифриз смешался с моторным маслом? Ответ на этот вопрос зависит от причины, вызвавшей эту неисправность. Перечислим действия в том же порядке, в котором выше были перечислены указанные причины.


  • Выход из строя прокладки ГБЦ. В данном случае необходимо заменить непосредственно прокладку. Для этого нужно демонтировать головку блока. При монтаже важно соблюдать осторожность, чтобы аккуратно уложить прокладку на ее посадочное место. Второй важный нюанс заключается в том, что очень желательно пользоваться динамометрическим ключом при затяжке крепежных болтов. Нельзя затягивать их «на глаз», поскольку велик риск превысить момент затяжки, что приведет к повреждению прокладки и преждевременному выходу ее из строя. Значение зажимных моментов и последовательность затяжки болтов приведена в технической документации руководства по ремонту конкретной модели автомобиля.
  • Нарушение геометрии головки блока. В частности, в результате перегрева или других механических повреждений изредка ГБЦ может «повести», то есть, деформируется ее нижняя плоскость. Решение данной проблемы состоит в протачивании головки на специальных станках, в частности, опрессовывать и/или фрезеровать (шлифовать). Делать это нужно только в специализированных мастерских. После выполнения ремонтных работ обязательно выполняется проверка ее герметичности (наличие трещин).
  • Повреждение теплообменника и/или его прокладки. Чаще всего выходит из строя именно прокладка по причине ее естественного износа. Единственным выходом в данном случае будет замена этого элемента. В случае, если поврежден именно теплообменник, его можно попытаться отремонтировать (запаять), однако это не всегда возможно. Соответственно, если он не подлежит ремонту — его следует заменить на новый.
  • Неправильное подключение магистрали системы охлаждения. В данном случае имеет смысл проверить правильность подключения патрубков, а также прокладок (в частности, прокладки коллектора).
  • Повреждение блока цилиндров. Это достаточно сложный случай, и для устранения неисправности нужно демонтировать блок. Ремонтные работы выполняются на автосервисе, где блок растачивается, и в него устанавливаются новые гильзы. В самом сложном случае блок цилиндров меняется целиком.
  • Посторонние течи. В некоторых случаях имеют место течи антифриза на патрубках и/или в местах различных соединений. Например, на датчике температуры (в частности, актуально для некоторых моделей Opel, на трубке подвода жидкости к печке). Подобные течи лучше диагностировать при работе двигателя на повышенных оборотах, поскольку в таких условиях антифриз вытекает при избыточном давлении, а значит, проще заметить место течи.

Вне зависимости от того, по какой причине антифриз попал в масло (или наоборот), после устранения причин и выполнения соответствующих ремонтов обязательно нужно поменять масло в двигателе, а также заменить охлаждающую жидкость. А перед тем выполнить промывку системы охлаждения и двигателя.

Как промыть двигатель когда антифриз попал в масло

Промывку двигателя нужно начать с того, что удалить из него старое масло, в котором имеется некоторое количество антифриза. Затем вместо него залить специальное промывочное масло. У разных производителей имеются свои подобные составы, поэтому рекламировать их не имеет смысла. Либо же попросту взять несколько канистр самого дешевого моторного масла (все равно его придется сливать через 100 км), также можно и фильтр масляный самый доступный взять. Так поменять масло несколько раз и потому уже залить новое масло необходимого для двигателя, при этом не забыть поставить и новый хороший масляный фильтр.

Часто при промывке масляной системы от эмульсии используют специальные промывки масляной системы либо даже солярку (она отлично со сгущенкой из масла и жидкости). Но после таких средство все равно стоит воспользоватся промывочным маслом.

Заключение

Смешивание антифриза и моторного масла приводит к значительным негативным последствиям для двигателя, особенно в долгосрочной перспективе. Поэтому при выявлении указанного явления необходимо как можно быстрее выяснить причину и выполнить соответствующие ремонтные работы. Чаще всего причиной смешивания антифриза и масла является прогоревшая прокладка ГБЦ. Ее вполне можно поменять самостоятельно. Для выполнения более сложных ремонтов желательно обратиться за помощью в специализированные автомастерские.

В числе разных дефектов двигателя можно столкнуться с тем, что рабочая жидкость из системы охлаждения начинает попадать в систему смазки. Это может случиться из-за разных причин, например, от неисправности прокладки головки блока, так и например, трещины в блоке.

Как узнать, что антифриз попал в масло?

Зачастую под крышкой маслозаливной горловины образуется эмульсия, на поверхности охлаждающей жидкости в бачке можно увидеть маслянистые пятна. Если проблема уже очень серьезная и утечка сильная, то поднимается уровень масла в двигателе, в системе охлаждения параллельно снижается уровень охлаждающей жидкости.

тосол в масле эмульсия

Рассмотрим подробнее, что будет происходить далее.

Что будет с двигателем после попадания туда антифриза или тосола?

Если по каналам системы смазки начинает циркулировать масло, которое смешалось с антифризом, первыми начинают страдать нагруженные подшипники скольжения, они же вкладыши коленвала и распредвала. На их поверхности образуются задиры, появляется характерный стук. Блестящая поверхность вкладыша превращается в бурую, покрытую пятнами и царапинами, это ужасно выглядит.

Двигатель значительно нагревается. Высокая температура сильно ускоряет химические реакции, процессы смешивания моторного масла, воды и концентрата антифриза образуются прочные фосфорные соединений цинка и кальция.

Когда такая смесь попадает на нагретую поверхность вкладыша, вода быстро испаряется, после чего остается небольшой твердый шарик. Указанный шарик, подобно песчинке, образует на гладкой поверхности деталей задиры и другие дефекты. Таких шариков много. Износ ускоряется, двигатель стучит.

Что нужно делать, если обнаружились эти признаки? Автомобиль лучше сразу остановить и доставить на СТО не своим ходом. Дешевле будет заменить пробитую прокладку или даже отремонтировать трещину в головке или блоке цилиндров, чем менять вкладыши, шлифовать коленвал и распредвал или делать капремонт двигателя.


Среди распространённых неисправностей двигателей внутреннего сгорания, у которых жидкостная система охлаждения, водители часто сталкиваются с антифризом в масле двигателя. Что становится причиной неисправности, разберемся вместе.

Причины попадания антифриза

Причин для поломки может быть несколько, поэтому для точного определения будет полезным своевременное проведение диагностики. Так, попадание антифриза в масло может быть из-за:

  • неисправности ГБЦ (износа прокладки, коррозии гильзы, микротрещин);
  • механического повреждения системы охлаждения масла;
  • трещин в расширительном бачке;
  • износа прокладки в теплообменнике;
  • поломок помпы;
  • неисправности патрубков радиатора;
  • деформации головки блока цилиндров;
  • выхода из рабочего состояния патрубков системы масла.

Причина, по которой антифриз попадает в систему смазки, может заключаться в несоответствии хладаагентов. При низком уровне уже залитого антифриза, водитель доливает первую попавшуюся на прилавке жидкость.


Попадание антифриза в двигатель может привести к необратимым последствиям

Какие могут быть последствия

Поскольку антифриз – это концентрат с дистиллированной водой, его попадание в масло приводит к тому, что смазочный материал отчасти теряет свои свойства. При наезде километража на разбавленном масле провоцируется быстрый износ и необходимость капитального ремонта двигателя внутреннего сгорания.


Попадание антифриза в двигатель

Перед тем как определить, попадает ли антифриз в систему смазки, прислушайтесь к двигателю. Если он стал довольно быстро стучать в части вкладышей коленчатого вала, это первый признак неисправности. К прочим последствиям попадания антифриза в масло относят:

  • перегрев двигателя из-за протекающих процессов смешивания и образования прочных фосфорных кальциево-цинковых соединений;
  • преждевременное стирание фрикционного слоя вкладышей двигателя и образование царапин-задир на металлической поверхности.

Как вовремя определить проблему

Не только начинающие водители, но и любители авто со стажем периодически задумываются вопросом, как определить антифриз в масле. Благодаря ряду признаков можно с легкостью догадаться, что машине требуется посещение СТО.

  1. Появление эмульсии под крышкой, вокруг горловины. Она может быть белая или желтая, визуально напоминающая майонез.
  2. Ускоренный расход антифриза в системе охлаждения. Признак косвенный, но при его наличии диагностика не будет лишней.
  3. Уменьшение мощности ДВС. Признак связан с ухудшением работы систем смазывания и охлаждения.
  4. Наличие светлого оттенка свечей зажигания.
  5. Выход белого дыма из выхлопной трубы. Признак не только для двигателей на бензине, но и для ДВС, работающих на дизеле.
  6. Образование потеков жидкости охлаждения под прокладкой ГБЦ.

Что нужно делать

Мы уже определились, может ли антифриз попасть в масло. Что же делать, если данная проблема имеет место быть?


Смешивание антифриза с маслом

Промывка двигателя

Начинается со слива испорченного масла, имеющего в примеси антифриз. Затем систему несколько раз наполняют промывочным маслом. Т.к. его потребуется приличное количество, лучше взять несколько литров самого бюджетного варианта. После того, как система смазки полностью очищена от попавшего в нее антифриза, заливается новое масло. Желательно прочистку закончить установкой хорошего масляного фильтра.


Промывка двигателя специальным средством

Запомните: моторное масло с примесью антифриза провоцирует негативное влияние на работу двигателя, особенно в перспективе на будущее. Если вы заметили данное явление, в срочном порядке выявляйте проблему и устраняйте ее.

Попадание антифриза во внутреннюю конструкцию мотора – одна из распространённых неисправностей двигателей внутреннего сгорания. Данное явление может случиться на любом авто , независимо от модели и производителя. Охлаждающая жидкость поступает в смазочную систему, что негативно сказывается на её работе. Это может привести к возникновению различных последствий для автомобиля, в том числе требующих дорогостоящего ремонта.

Признаки и причины попадания антифриза в ДВС

Определить неполадку можно по следующим признакам:

  • Снижение количества антифриза в системе охлаждения (СО).
  • Нестабильная работа мотора, он начинает троить.
  • Масляный щуп покрылся белёсым налётом тосола.
  • Внутренняя сторона крышки клапанов покралась белым налётом. Внутри колбы также могут присутствовать такие пятна.
  • На высоких оборотах в расширительном баке начинают появляться воздушные пузыри.
  • Подтеки смазки на наружных поверхностях.
  • На свечах и картере видны следы антифриза.
  • Повышение концентрации угарного газа, выхлоп приобретает белый оттенок и напоминает пар.
  • Быстрое потемнение смазки.

К самым распространённым причинам неполадки относятся:

  • Износ, пробитие или деформация прокладки ГБЦ.
  • Некачественный монтаж прокладки головки.
  • Нарушена герметичность теплообменника.
  • Низкокачественный тосол. Он мог замёрзнуть в мороз, что чревато повреждениями головки блока в процессе оттаивания. На гильзах цилиндра образуется ржавчина.
  • Засорение или неправильный монтаж жидкостного насоса.

Негативные последствия для двигателя

Проникновение даже малого количества жидкости из системы охлаждения чревато такими последствиями для силового агрегата:

  • Ухудшение рабочих качеств смазки . Антифриз состоит из специального концентрата и дистиллированной воды, поэтому значительно снижает смазывающие свойства масла при смешивании с ним.
  • Ускоренный износ ДВС . Если проблему не устранить своевременно, может возникнуть необходимость проведения капитального ремонта мотора.
  • Появление стука в процессе работы . Он возникает практически сразу после попадания жидкости во внутреннюю конструкцию. Чаще всего стук издают вкладыши коленчатого и распределительного валов. Резко возрастает нагрузка на подшипники (вкладыши), из-за чего на их поверхности появляются дефекты, что приводит к стуку.
  • Практически полное стирание рабочей поверхности вкладышей . Детали изменяют цвет, обычно приобретают бурый оттенок, на них появляются царапины и другие механические повреждения. Присадки, присутствующие в моторном масле, преобразуются в абразивные шарики при смешивании с антифризом, которые и повреждают функциональный слой подшипников.
  • Б ыстрый перегрев двигателя даже при незначительной нагрузке . Масло получается разбавленным, хуже смазывает элементы силового агрегата, вследствие чего увеличивается сила трения и резко возрастает нагрев. Масляная смесь при этом приобретает консистенцию эмульсии.
  • В масле с тосолом формируются твёрдые цинковые и кальциевые соединения с фосфором , способные повредить практически все внутренние элементы блока цилиндров, включая его стенки.
  • Засорение каналов , через которые по двигателю циркулирует смазка. Они забиваются эмульсией, образованной в процессе смешивания антифриза с маслом. Мотор недостаточно качественно смазывается и охлаждается, что приводит к резкому снижению его эксплуатационных характеристик.

Все отрицательные последствия заключаются в механическом износе блока цилиндров и других элементов конструкции. Вода из антифриза достаточно быстро испаряется, а присадки превращаются в твёрдые шары, образующие царапины на стенках блока, вкладышах, поршнях и других деталях. Поверхности значительно быстрее изнашивается, двигатель начинает издавать заметный стук

Поломку важно устранить максимально быстро , в противном случае может потребоваться капремонт. К негативным последствиям приводит даже минимальное проникновение охлаждающей жидкости внутрь мотора. Если своевременно не устранить неполадку, блок цилиндров может деформироваться и полностью прийти в негодность.

Полезные советы для автовладельцев

Проникновение тосола в силовой агрегат и смешивание с маслом может привести к катастрофическим последствиям . Такие же последствия актуальны и в тех случаях, когда владелец автомобиля использует не специальный антифриз, а обычную воду. Если появились такие признаки как белый цвет выхлопа, пузыри в расширительном баке, падение уровня жидкости, повышение уровня масла, образование эмульсии на деталях смазочной системы, эксплуатацию мотора следует немедленно прекратить.

Необходимость выполнения капитального ремонта может возникнуть даже при попадании небольшого количества жидкости . После устранения неполадки важно полностью заменить масло. При этом необходимо перед заливкой нового масла использовать специальную промывочную жидкость. Промывка удалит все загрязнения, которые образовались вследствие попадания тосола.

ВАЖНО!

Если охлаждающая жидкость попала в смазочную систему, двигатель рекомендуется немедленно заглушить . Для доставки на СТО лучше воспользоваться сторонней помощью, поскольку даже недолгая работа двигателя может привести к повреждению блока цилиндров. Значительно проще и дешевле установить новую прокладку ГБЦ, нежели затем ремонтировать повреждённую головку, вкладыши, коленвал и распредвал.

Чаще всего к неисправности приводит именно деформация прокладки ГБЦ . Она может трескаться и прогорать. Данный элемент является неремонтопригодным, поэтому поломка устраняется только заменой. При выполнении ремонта следует соблюдать рекомендации производителя. Желательно использовать оригинальные запчасти. При установке новой головки важно следовать техническим указаниям производителя по силе и порядку затяжки ГБЦ.

Тосол и любой другой антифриз в двигателе является серьёзной и очень неприятной проблемой, которая чревата капитальным ремонтом. Для каждого автолюбителя это самая большая неприятность, но можно минимизировать последствия, если уметь вовремя заметить поломку, найти причину и быстро её устранить.

Последствия попадания антифриза в блок цилиндров

Неважно, какая жидкость попадёт в двигатель, это может быть обычный тосол или современный дорогостоящий антифриз, последствия будут идентичными. Дальнейшая эксплуатация автомобиля в привычном понимании не допускается. Охлаждающая жидкость (далее ОЖ) мотору не может навредить, даже с учётом агрессивных и ядовитых компонентов, входящих в её состав. Проблема в том, что этиленгликоль, из которого состоит большинство ОЖ, при смешивании с моторным маслом преобразуется в твёрдый нерастворимый компонент, схожий по действию с абразивными материалами. Все трущиеся детали быстро изнашиваются и выходят из строя.

Эмульсия на пробке

Белая эмульсия на пробке: явный признак наличия охлаждающей жидкости в масле

Следующая неприятность — это разбавление моторного масла, в результате чего моющие, смазывающие, защитные и другие свойства теряются. Всё это вкупе неизменно приводит к перегреву силового агрегата и деформации блока цилиндров и его головки. Совершенно неважно, бензиновый мотор или дизельный, последствия будут схожи.

Причины попадания

Если изучить устройство автомобильного двигателя, становится понятно, что охлаждающая жидкость циркулирует по так называемой рубашке, отводя лишнее тепло. Эти каналы в нормальном состоянии не сообщаются с внутренними полостями, но на стыках разных частей (особенно, где ГБЦ соединяется с самим блоком) имеются слабые места и разрывы. В этом месте устанавливается специальная прокладка, которая становится связующим звеном и не допускает утечки антифриза. Однако она нередко по мере износа прогорает и ОЖ вытекает наружу или в цилиндры, иногда в обе стороны.

Прокладка ГБЦ

Через такие повреждения прокладки хладагент и попадает в цилиндры

Нередко проблема случается из-за того, что ГБЦ имеет дефекты по плоскости, которой прижимается к блоку. Малейшее отклонение создаёт микроскопические щели, через которые под давлением выбрасывается тосол. Ну и третья причина — это трещина в каналах на блоке.

Антифриз попадает в двигатель: признаки

Для любых охлаждающих жидкостей признаки попадания в камеры сгорания и в картер с маслом будут одинаковые:

  • белый цвет выхлопного дыма (не путать с паром в зимний период);
  • в выхлопных газах присутствует специфический сладковатый запах тосола;
  • постоянно снижается уровень в расширительном бачке (признак косвенный, т. к. уходить может и из-за банальной утечки через патрубки);
  • при осмотре щупа уровня масла можно увидеть нехарактерный оттенок (тёмный или, наоборот, белый);
  • свечи зажигания в цилиндрах с протечкой сырые от антифриза;
  • эмульсия на пробке маслозаливной горловины.

Перед тем как приступить к устранению проблемы, необходимо найти точную причину, из-за которой происходит попадание хладагента в блок цилиндров.

Блок цилиндров

Антифриз в камерах сгорания

Способы устранения

В подавляющем большинстве случаев причиной становится именно прокладка ГБЦ, и потребуется её замена и восстановление герметичности системы охлаждения. Стоит она недорого, да и замена не влетит в круглую сумму, особенно для авто российского производства. Самое сложное — это снятие головки, т. к. нужен специальный динамометрический ключ для контроля усилия при затягивании гаек. Также нужно учитывать последовательность, по которой откручиваются, а затем закручиваются гайки на шпильках.

Видео: Последствия попадания тосола в мотор

Попадание антифриза не является исключительным случаем и происходит повсеместно, определить неисправность сможет даже начинающий автомобилист. Решение проблемы может быть разным и отличаться как сложностью, так и стоимостью ремонта. Не стоит тянуть с диагностикой при появлении любых симптомов, это чревато более серьёзными последствиями вплоть до замены двигателя.

Такая неприятность, как попадание антифриза в масло – нередкое явление. Она может случиться в автомобиле любой марки и не зависит от вида используемого топлива. Способы и причины различны. Здесь мог сыграть роль и человеческий фактор и технические неполадки.

Наиболее распространенные факторы, по которым можно понять, что тосол попал в масло

Существуют некоторые признаки попадания антифриза в смазочную жидкость. Как определить и обнаружить тосол в масле:

  • Уменьшение количества антифриза, при условии, что он не вытекает из автомобиля.
  • Двигатель троит, мотор работает неравномерно.
  • Белесые следы тосола на щупе.
  • При открывании клапанной крышки видно, что она белая изнутри. А также белые пятна имеются внутри колбы.
  • Визуально наблюдаются пузырьки воздуха в расширительном бачке на больших оборотах двигателя. На поверхности подтеки смазки.
  • На картере, свечах зажигания, под головкой, в поддоне виден тосол.
  • Высокая концентрация выхлопных угарных газов. Цвет выхлопа – белый, больше похожий на пар.
  • Смазка быстро темнеет.

Почему тосол попадает в смазочную жидкость

Если тосол или его следы обнаружены, нужно понять путь, по которому он попадает в смазку и устранить неисправность.

Некоторые возможные причины:

  • Изношена, пробита, деформирована прокладка головки блока цилиндров. Для тосола нет преграды, чтобы протечь в смазку. Это явно будет наблюдаться на свечах зажигания. Они будут в белесых подтеках антифриза.
  • Некачественная установка прокладки головки блока цилиндров. Недостаточно сильно затянуты болты головки или наоборот, перетянуты.
  • Отсутствие герметичности теплообменника.
  • Деформация головки из-за тяжелых условий эксплуатации, перегрева.
  • Плохого качества антифриз. Мог замерзать при небольших отрицательных температурах. После оттаивания, такая жидкость приводит к деформации головки блока. А также использование некачественной жидкости приводит к тому, что гильзы цилиндров ржавеют, разрушаются.
  • Забит или неправильно установлен жидкостный насос.

Что делать, если антифриз попал в масло

В зависимости от того, как антифриз попал в масло, существуют определенные, конкретные для каждого случая пути устранения неполадок.

Почему антифриз попадает в масло Способ устранения причины проникновения тосола в масло
Изношена прокладка головки блока цилиндров Демонтировать и установить головку блока. Поменять прокладку уплотнения.
Пробита прокладка ГБЦ. Треснула перегородка масла от антифриза. Ремонт трещины.
Деформирована прокладка. Замена внутренней части деформированной головки, прилегающей к мотору.
Плохо установлена прокладка. Переустановка, качественная затяжка болтов.
Антифриз низкого качества. Замена жидкости на качественную. Ремонт, замена прокладок и цилиндров.
Неправильно установлен жидкостный насос. Переустановка насоса.

Каковы последствия для мотора при проникновении антифриза в масло

Тосол – это жидкость, смешанная с концентрированными добавками чистая вода. Добавки не дают воде замерзать при низких отрицательных температурах.

Антифриз, попадает в масло, и приводит к тому, что его смазочные, защитные свойства резко изменяются. Присадки, делающие масло уникальным материалом, способным предотвращать двигатель от сухого трения, обеспечивающие оптимальную работоспособность мотора при различных температурах окружающей среды, разрушаются.

В результате двигатель достаточно быстро изнашивается. Охлаждающий антифриз, находясь в масле приводит к тому, что последствия для мотора могут быть катастрофическими. Может появиться стук в коленчатом и распределительном вале. Он появляется из-за стирания фрикционного слоя вкладышей. При рассмотрении под увеличением микроскопа, на вкладышах видны белые шарики соли. Именно они и являются причиной стирания и коррозии вкладышей. Образуются они в результате химической реакции взаимодействия присадок смазки и добавок тосола. Во время рабочего режима масло разогревается и ускоряет реакцию.

Еще одной причиной возникновения неполадок в двигателе является то, что масляные присадки лучше растворяются в воде, чем в масле. Тосол имеет водную основу. Даже малое его количество уничтожает большой процент присадок. Таким образом, масляная основа перестает иметь заявленные производителем защитные свойства. Вот почему тосол опасен для смазочной жидкости.

Попадая в масло охлаждающая жидкость, антифриз, со временем приводит к капитальному ремонту двигателя, если вовремя не устранить причину проникновения. Даже десятые доли процента охлаждающей жидкости в масле, очень опасны для мотора.

Чтобы своевременно заметить и устранить такого рода неисправность, а также увидеть протечки, можно покрыть двигатель серебряной краской, не боящейся высоких температур.

Почему антифриз попадает в двигатель? Такой вопрос может возникнуть неожиданно. Ведь совершенно непонятно, как это возможно. Система охлаждения имеет множество элементов, которые должны предотвращать такие проблемы. Давайте разберемся вместе, почему же антифриз попадает туда, куда не нужно.

Как понять, что антифриз попал в двигатель


  • Количество охлаждающей жидкости уменьшается, притом что она не вытекает из авто.
  • Мотор транспортного средства работает неравномерно, а двигатель троит.
  • На щупе остаются белесые следы антифриза.
  • На открытой клапанной крышке есть белый налет, а также внутри головки блока цилиндров есть белые пятна.
  • На больших оборотах двигателя в расширительном бачке есть пузырьки воздуха, а на поверхности наблюдаются подтеки смазки.
  • В поддоне, на картере, под головкой и на свечах зажигания виден антифриз.
  • Выхлоп имеет белый цвет и визуально похож на пар. Концентрация выхлопных угарных газов повышена.
  • Моторное масло или смазочный материал быстро темнеет.

Причины попадания охлаждающей жидкости в двигатель


Если выяснилось, что антифриз все же попал или попадает в смазочную жидкость, то нужно определить, почему так происходит. Есть несколько основных причин. К ним обычно относятся:

  • выход из строя прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Она может быть изношена, деформирована или пробита. В таком случае для антифриза не будет никаких преград и он протечет в смазку. Заметить следы незваного гостя можно на свечах зажигания: на них будет белесый подтек охлаждающей жидкости;
  • прокладка ГБЦ некачественно установлена. Болты головки могут быть несильно затянуты либо, наоборот, быть перетянуты;
  • отсутствие герметичности теплообменника. Иногда со временем его прокладки приходят в негодность, а крепления разбалтываются;
  • деформация головки ГБЦ. Обычно это происходит в результате перегрева или тяжелых условий эксплуатации;
  • плохое качество антифриза. Охлаждающая жидкость может замерзать при небольших отрицательных температурах. В результате оттаивания антифриза иногда происходит повреждение головки блока. Некачественная охлаждающая жидкость может приводить к разрушению и появлению ржавчины на гильзах цилиндров;
  • жидкостный нанос установлен неправильно или забит.

Какие действия можно предпринять, если антифриз попал в двигатель

В зависимости от причины проникновения охлаждающей жидкости в масло следует предпринимать конкретные действия. В таблице ниже представлены основные варианты.

Причины попадания антифриза в масло Способ устранения проблемы
Изношена прокладка головки блока цилиндров Демонтируйте и установите головку блока, замените прокладку уплотнения
Пробита прокладка ГБЦ. Либо на перегородке масла от антифриза есть трещина Ликвидируйте трещину
Деформирована прокладка ГБЦ Замените внутреннюю часть поврежденной головки, прилегающей к мотору
Неправильная установка прокладки Переустановите ее и корректно затяните болты
Плохое качество антифриза Замените охлаждающую жидкость качественной, отремонтируйте и замените прокладки и цилиндры
Неправильная установка жидкостного насоса Переустановите его

Последствия проникновения охлаждающей жидкости в масло


В той или иной степени все перечисленные ниже последствия могут приводить к капитальному ремонту двигателя, если вовремя не устранить проблему.

При попадании антифриза в масло происходит изменение смазочных и защитных свойств последнего. Присадки могут предохранять двигатель от сухого трения. Как правило, они обеспечивают оптимальную работоспособность мотора при разных температурах окружающей среды. При попадании в масло антифриза эти присадки разрушаются, вследствие чего двигатель начинает быстро изнашиваться.

При попадании охлаждающей жидкости в масло может появиться стук в распределительном и коленчатом вале. Это происходит из-за стирания фрикционного слоя вкладышей. Под микроскопом на них обычно видны белые шарики соли, которые образуются в результате химической реакции при взаимодействии антифриза и присадок масла. Именно они являются причиной коррозии и стирания вкладышей. Во время работы двигателя масло разогревается, вследствие чего разрушительная реакция ускоряется.

При попадании антифриза в двигатель маслянистая основа теряет свои защитные свойства. Маслянистые присадки лучше растворяются в воде. Большинство антифризов имеют водную основу. Даже небольшое количество такой жидкости может уничтожать большой процент присадок.

Чтобы своевременно устранить такие неисправности, рекомендуется регулярно делать диагностику состояния двигателя и системы охлаждения. Также можно покрыть двигатель серебряной краской, которая способна выдерживать высокие температуры.

Любой двигатель внутреннего сгорания нуждается в качественной смазке и охлаждении – именно от этих систем зависит, насколько долго проработает сердце автомобиля – его силовой агрегат, подвергающийся воздействию экстремальных нагрузок. Рабочим веществом и в системе охлаждения, и в системе смазки являются технические жидкости, которые по своим характеристикам в корне отличаются. Поэтому магистрали их циркуляции в моторе не пересекаются, что предотвращает их смешивание и потерю эксплуатационных свойств. Чтобы обеспечить такой режим работы, конструкторам пришлось немало потрудиться, но в целом такая система работает очень хорошо. При условии, что всё исправно. Но реальность такова, что любое механическое устройство рано или поздно изнашивается и ломается. Поскольку современный автомобильный мотор состоит из тысяч деталей, агрегатов и узлов, вероятность того что со временем какой-нибудь из них откажет, увеличивается по мере старения транспортного средства.

Масло в антифризе

Выход из строя определённых компонент силовой установки может привести к тому, что герметичность системы охлаждения нарушается, и в этом случае антифриз начинает протекать. В определённых случаях такая утечка чревата его попаданием в систему смазки.

Мы расскажем, в каких случаях это происходит, чем грозит двигателю, как вовремя обнаружить и устранить проблему.

Причины попадания ОЖ в моторное масло

Прежде чем приступить к изучению вопроса, как диагностировать неисправность и что делать, чтобы её устранить, рассмотрим основные причины попадания антифриза в масло двигателя. Это в определённой мере поможет нам правильно локализовать поломку, чтобы принять правильное решение о способе минимизации последствий для силового агрегата.

В принципе, таких причин немного:

  • потеря целостности прокладки, разделяющей две основные части мотора: верхнюю (головку блока) и нижнюю (сам блок). В частном случае охлаждающая жидкость при такой неисправности вообще не будет вытекать наружу, то есть при падении уровня тосола визуальный осмотр деталей и подсистем двигателя окажется безрезультатным. Мы уже говорили, что магистраль, по которой циркулирует антифриз, является замкнутой, обособленной и герметичной. Но поскольку мотор состоит из двух частей, а его внутренняя геометрия достаточно сложная, есть по крайней мере один большой стык (между БЦ и ГБЦ), который можно считать потенциальным источником разгерметизации системы охлаждения. Изначально между этими половинками устанавливается в меру мягкая прокладка (изготавливаемая или из тонкого листового металла, или из паронита с армированием и металлическим кантом по периметру), не допускающая ни взаимного проникновения технических жидкостей, ни вытекания их наружу. Повреждение этой прокладки и является одной из основных причин разгерметизации контура охлаждения, и в этом случае антифриз будет попадать в рабочие цилиндры – сферу ответственности моторного масла. причины повреждения прокладки могут быть разными, от прогорания (из-за малейших неточностей при установке прокладки) до нарушения идеально плоской геометрии посадочного места;
  • возникновение дефектов в головке блока. Как правило, такие деформации возникают преимущественно на участке, непосредственно прилегающем к нижней части силового агрегата, то есть к блоку цилиндров. Последствия таких дефектов предсказуемы – ухудшение плотности прилегания к посадочным плоскостям прокладки. При этом она, даже не будучи повреждённой, начнет понемногу пропускать охлаждающую жидкость (по причине её гораздо меньшей вязкости, чем у моторного масла). В этом случае внешних признаков течи однозначно не будет, так что если вы обнаружите течь тосола, локализовать место, где он уходит, быстро не удастся. Если искривление посадочного места минимально, течь будет очень незначительной, и смешивание жидкостей тоже будет постепенным. Это плохо, поскольку последствия такого смешения масла и антифриза будут действовать намного дольше, и мы о них ещё поговорим. Определить такую неисправность можно только методом дефектовки, то есть после разборки ГБЦ;
  • ещё одной причиной, почему тосол попадает в масло, является возникновение дефектов в самом корпусе блока цилиндров. Это могут быть трещины, расположенные на участках циркуляции охлаждающей жидкости, возникающие опять же при перегреве мотора или в результате столкновения автомобиля с препятствием. Данная неисправность считается самой серьёзной, поскольку для её выявления потребуется демонтаж всего двигателя.

Симптомы наличия в масле ОЖ

По приведённым выше причинам чаще всего вовремя заметить потерю герметичности системы охлаждения в районе ГБ/ГБЦ не удаётся. В то же время проблемы, приводящие к смешиванию двух технических жидкостей, циркулирующих по обособленным магистралям, могут быть очень серьёзными. В качестве примера можно привести разгерметизацию СО в районе прокладки теплообменника или уже упоминавшуюся течь из-за пробоя прокладки ГБЦ. В некоторых случаях можно говорить о повреждении масляного радиатора, что тоже приводит к смешиванию тосола и ММ.

Перечислим основные признаки, позволяющие определить, как антифриз попадает в моторное масло:

  • если при проведении процедуры замены тосола вы обнаружили, что во время окончания слива потекла жидкость заметно более тёмного цвета – можно предположить, что это смазочная жидкость, имеющая меньшую плотность и потому поднимающейся в верхнюю часть радиатора. Разумеется, консистенция жидкости тоже изменяется, причём настолько, что она вытекает из сливного отверстия с большим трудом. То есть в спокойном состоянии эти технические жидкости не смешиваются. Имея разные показатели вязкости/плотности, они и ведут себя по-разному, что несложно заметить, если быть наблюдательным и не подозревать о возможной неприятности;
  • ещё один распространённый способ, как определить попадание антифриза в масло – с помощью спичек или зажигалки. Дело в том, что тосол в чистом виде не горит (хотя в его составе есть этиленгликоль, он разбавлен водой в негорючей консистенции). Но если в него попало моторное масло – такую жидкость уже можно поджечь. Именно на этом и основан этот метод. Берем обычную бумажную салфетку, макаем её в антифризе и пробуем пожечь. Если масло в ОЖ присутствует, бумажка непременно вспыхнет, если тосол чистый – ничего не получится. Поскольку этот метод пожароопасен, при его применении следует соблюдать все требования пожарной безопасности и производить эту процедуру на порядочном расстоянии от автомобиля;
  • хотя вязкость масла намного ниже, это не означает, что смешивание всегда происходит в одностороннем порядке, когда антифриз попадает в ММ. Иногда встречается и противоположная ситуация, когда масло проникает в систему охлаждения. В этом случае определить разгерметизацию тоже можно по цвету: смазывающая жидкость должна потемнеть. Особенно это заметно, если она менялась относительно недавно (старое масло темнеет по естественным причинам – из-за загрязнения);
  • один из наиболее простых и очевидных способов определить наличие антифриза в масле – наблюдение за уровнями жидкостей. Если расширительный бачок постепенно пустеет, а на масляном щупе уровень, наоборот, увеличивается – несложно понять, что происходит. Особенно если видимые следы протечки тосола отсутствуют;
  • при попадании охлаждающей жидкости в цилиндры она смешивается с выхлопными газами, переходя при этом в газообразное состояние. Цвет выхлопа при этом изменится на светлый (в норме он вообще практически прозрачный) – это результат присутствия в выхлопе водяного пара. Зимой это неочевидный признак разгерметизации СО, поскольку влага попадает в выхлопную трубу из воздуха, а вот летом такой симптом трудно не заметить;
  • верный признак смешивания технических жидкостей – наличие эмульсии белесоватого оттенка, появившееся в районе маслозаливной горловины, по консистенции напоминающей взбитые сливки – это результат попадания ОЖ в смазывающую жидкость;
  • посмотреть, попадает ли антифриз в масло, можно, выкрутив свечи зажигания. Если электроды окажутся мокрыми, принюхайтесь к ним. Характерный запах тосола – явное свидетельство того, что ОЖ попадает в камеру сгорания;
  • наконец, ухудшение работы силового агрегата и появление троения – ещё один потенциальный симптом загрязнения масла антифризом. Правда, не слишком достоверный – к такому же результатe приводит множество других неисправностей.

Что предпринять, если масло смешивается с тосолом

Многие автовладельцы, узнав о наличии проблемы, не всегда бросаются её устранять, полагая, что она не настолько серьёзная, чтобы предпринимать срочные меры. Разумеется, такое мнение ошибочно, и мы расскажем, почему. Наш совет – не мешкать, приступать к ремонту сразу после обнаружения разгерметизации системы охлаждения и попадания антифриза в моторное масло.

Если причина возникновения неисправности кроется в разгерметизации прокладки масляного радиатора (в этом случае масло попадает в антифриз), её необходимо заменить. Делается это в следующей последовательности:

  • В первую очередь следует осуществить промывку магистрали системы охлаждения, чтобы избавиться от остатков смазывающей жидкости. Эта процедура выполняется с использованием специального раствора, который можно приобрести в любом автомагазине. Средство заливается в бачок с ОЖ;
  • Для качественной промывки запускаем мотор и даём ему поработать на протяжении 5, максимум 10 минут – этого должно хватить для прогрева мотора до рабочей температуры. Об этом можно узнать по включившемуся вентилятору. Глушим силовой агрегат;
  • сливаем промывочную жидкость;
  • устанавливаем пустую ёмкость под автомобиль в районе радиатора, откручиваем сливную пробку и дожидаемся, пока вся охлаждающая жидкость не вытечет;
  • теперь можно приступать к демонтажу масляного радиатора. Здесь конкретных советов дать невозможно, поскольку этот элемент конструкции двигателя на разных моделях снимается и устанавливается неодинаково. Как это делается, можно узнать из руководства пользователя;
  • после демонтажа маслоохладителя его можно разобрать и подвергнуть ревизии, после чего хорошо промыть и прочистить. Изношенные уплотнители следует удалить, место их посадки очистить и установить новые прокладки, которые необходимо приобрести заранее для конкретной модели автомашины;
  • следующий шаг – демонтаж расширительного бачка и его чистка. Следует убедиться, что на корпусе отсутствуют значительные дефекты – в противном случае лучше заменить бачок на новый;
  • устанавливаем масляный радиатор и расширительный бачок на место и снова занимаемся промывкой системы дистиллированной водой. Для этого заливаем ей в систему охлаждения и запускаем мотор, полностью выключив обдув салона воздухом и задействовав максимально возможное количество потребителей бортовой электросети (это ускорит прогрев силового агрегата). Как только включится вентилятор, следует выключить все электроприборы и активировать обдув салона. По прошествии порядка 10 минут мотор должен остыть, а вентилятор – выключиться. Глушим двигатель и ждём, пока дистиллированная вода остынет, чтобы её можно было слить;
  • повторяем процедуру промывки дистиллированной водой ещё раз, сливаем её и заливаем свежий антифриз;
  • напоследок нужно постараться избавиться от воздушных пробок, для чего вам потребуется помощник. Запустите двигатель и усадите его за руль, а сами перейдите к моторному отсеку. Попросите товарища несколько раз, не скупясь, «прогазовать», а сами в это время начинайте сдавливать патрубок СО при закрытой пробке расширительного бачка. После этого откройте пробку, чтобы скопившийся в бачке воздух вышел наружу.

Если после замены прокладки масляного радиатора проблема не исчезла – скорее всего, антифриз попадает в масло через повреждённую прокладку ГБЦ.

Расширительный бачок

Приступаем к её замене (алгоритм для ВАЗ-2109):

  • демонтируем корпус воздухофильтра;
  • отсоединяем все провода, идущие к мотору, а также шланг подачи топлива;
  • сливаем в заранее подготовленную ёмкость ОЖ;
  • откручиваем болты крепления коллектора;
  • отсоединить ВВ провода;
  • всё, что мы проделали – демонтировали так называемое навесное оборудование, которое будет мешать снятию головки блока. Чтобы открутить саму ГБ, необходим шестигранный ключ и достаточно толстый вороток. Открутить нужно 10 болтов вместе с шайбами, затем очень аккуратно можно начать снимать головку, потянув её вертикально вверх. Здесь важно не допустить перекосов, чтобы не согнуть шпильки. Пробитая прокладка может как остаться на блоке, так и прилипнуть к посадочной поверхности головки – это не суть важно. Если она не отдирается руками, следует использовать плоскую отвёртку, но очень осторожно, чтобы не оставить царапин – они могут стать источником будущих проблем;
  • производим визуальный осмотр головки на предмет наличия следов коррозии – если таковые имеются, нужно избавиться от ржавчины, выполнив в случае необходимости процедуры фрезеровки/шлифовки;
  • очищаем остатки старой прокладки, обезжириваем посадочное место;
  • аккуратно устанавливаем новую прокладку, следим за тем, чтобы она совпала с направляющими, расположенными по углам БЦ;
  • так же осторожно одеваем головку на место, во время стыковки с блоком следим, чтобы прокладка не сместилась;
  • выполняем затяжку болтов с обязательным использованием динамометрического ключа, сначала с усилием до 25 Нм, затем зажимаем последовательно до 85, 120 и 140 Нм;
  • устанавливаем обратно навесное оборудование;
  • запускаем двигатель, прогреваем его и только после этого совершаем пробную поездку.

Не забываем, что если тосол попал в масло, силовой агрегат нужно промыть. Сначала промывается система охлаждения с помощью спецраствора (как это делается, мы описывали немного выше), затем – масляные каналы с заливкой свежей смазочной жидкости. Это обязательная процедура, позволяющая избавиться от остатков смешанных технических жидкостей.

Последствия загрязнения масла тосолом для двигателя

Охлаждающая жидкость представляет собой смесь спирта и дистиллированной воды. Если такая жидкость попадёт в моторное масло, вполне очевидно, что смазывающие свойства последнего в результате разбавления антифризом ухудшатся. Чем больше будет длиться такое смешение, тем хуже ММ будет смазывать трущиеся детали силового агрегата.

Нетрудно предугадать, что последствия попадания антифриза в масло будут далеко не оптимистичными: ускоренный износ деталей мотора приведёт к необходимости выполнения преждевременного капремонта двигателя, сложного и дорогостоящего. Если для обладателей автомобилей с большим пробегом и возрастом «капиталка» – модно сказать, рутинная операция, то необходимость восстанавливать достаточно свежий мотор может оказаться для автовладельца очень неприятной неожиданностью.

Поврежденный двигатель

А теперь перейдём к конкретике.

Если случилась разгерметизация системы охлаждения, при которой ОЖ проникает в цилиндры, а водитель этого не заметил (что вполне вероятно), то при дальнейшей эксплуатации автомобиля довольно скоро в районе мотора начнут раздаваться хорошо различимые стуки. Это – результат износа вкладышей коленвала/распредвала.

Механизм возникновения стуков следующий:

Если с масло через цилиндры начал попадать тосол, первыми ухудшение смазочных свойств ММ почувствуют именно вкладыши, которые по существу представляют собой немного видоизменённые высоконагруженные подшипники скольжения. Они имеются как на распределительном, так и на коленчатом валах силового агрегата. Некачественная смазка приведёт к образованию на внутренней поверхности вкладышей задиров, которые со временем будут только увеличиваться. Именно они и являются источником стука подшипников.

Если выполнить разборку мотора и снять вкладыши, то можно обнаружить, что фрикционный слой на их поверхности практически отсутствует, но зато имеются достаточно глубокие царапины и задиры (выпуклости). Из-за перегрева цвет вкладыша меняется с серого на пятнистый бурый.

Если продолжить исследовать поверхность подшипников под микроскопом, обеспечивающем очень большое (тысячекратное) увеличение, можно заметить на поверхности вкладышей микроскопические белые шарики диаметров порядка 25-35 мкм. Именно эти частички и ответственны за образование царапин: при большой скорости вращения валов они. Как плуг, вгрызаются в поверхность подшипников, оставляя соответствующих размеров борозды и задиры.

При таком агрессивном поведении у фрикционного слоя шансы остаться невредимым стремятся к нулю. Вы спросите, а откуда взялись эти шарики, ведь поначалу их не было? Давайте разбираться.

Согласно данным спектрографических исследований, эти круглые абразивные частицы состоят из смеси серы, фосфора, кальция и других элементов. Хотя это и не металл, твёрдость этих частиц оказывается выше, чем у фрикционного слоя. Так что первым страдает именно он. Со временем шарики, также испытывающие большие нагрузки, уплотняются настолько, что становятся твёрже материала изготовления вкладышей. Вот тогда они принимаются и за сами подшипники, разрушая их поверхность.

Откуда взялись частицы? Оказывается, из присадок, содержащихся во всех современных маслах. Но катализатором для их выпадения в осадок и группирования в большие образования является именно антифриз. Плюс, конечно же, высокая температура.

Словесное описание этого процесса не слишком информативное, поскольку мы плохо представляем себе, с какой скоростью происходят все эти метаморфозы на работающем двигателе, до каких температур нагреваются его трущиеся детали.

Бачок с антифризом

Вторым по значимости последствием смешивания в двигателе масла и антифриза можно назвать возникновение эмульсии, чему способствует активное перемешивание этих двух жидкостей на огромных скоростях. Почему так происходит? Как мы уже знаем, в составе ОЖ имеется немалое количество воды. И если масло практически не растворяется в воде, то этого нельзя сказать о присадках. А значит, частично растворяясь в антифризе, они уменьшают свою концентрацию в смазывающей жидкости. Примечательно, что для запуска такого процесса требуется минимальное количество охлаждающей жидкости.

Еще раз напомним, что все эти процессы происходят при высоких температурах. Как известно их курса химии, тепловая энергия способствует протеканию различных реакций между веществами. Именно поэтому для образования в масле достаточно прочных соединений из фосфора, серы, калия, цинка много времени не требуется. Главное условие – попадание в ММ тосола.

Читайте также: