Диагностика двигателя ваз 2101

Обновлено: 18.05.2024

Самостоятельная диагностика ВАЗ-2101 является обязательным условием технического обслуживания вашего автомобиля, даже если это автомобиль, который куплен на разборку или для учёбы. Хотя многие коллекционеры шутят, что они тоже начинали с ВАЗ-2101 как «учебного тренажёра», и лишь после детальной проработки всех деталей уже не сумели расстаться с «классикой».

Далее рассмотрим простейшие способы диагностики, доступные в любом гараже или даже просто на стоянке.

  1. Проверка выхлопной трубыВыхлопную трубу необходимо периодически проверять, обращая особенное внимание на наличие сажи или масла. Если таковые компоненты присутствуют, это свидетельствует об избыточном расходе масла. Что касается расхода масла, то в 99 случаях из 100 речь идёт об износе поршневой ДВС. Поршневые кольца – вот на что следует взглянуть в первую очередь. Причём как можно скорее.
  2. Проверка сапунаНа всякий случай, напомним, что сапуном называют отверстие в блоке цилиндров, из которого шланг идёт к воздушному фильтру. Проверка заключается в отсоединении конца шланга от воздухана: если на заведённом двигателе оттуда валит дым, вероятность того, что ремонт поршневых колец (а возможно даже замена цилиндров и поршней) уже весьма близок. Двигатель придётся разбирать и ремонтировать.
  3. Проверка износа коленвалаКоленвал или коленчатый вал даёт знать о своём износе простым способом – индикатор на приборном щитке, отвечающий за давление масла, начинает мигать и гореть при хорошо прогретом моторе. Если вы отметили такое явление, в ВАЗ 2101 это свидетельствует о том, что коленвал уже в самом ближайшем времени придётся точить, или, по меньшей мере, менять вкладыши.
  4. Проверка компрессии в двигателеИзлишне простой такую операцию назвать сложно, поскольку для неё необходим как минимум компрессометр. Впрочем, такой прибор, как правило, имеется в наличии гаражных мастеров, а если вы – коллекционер или просто желаете подарить себе полную свободу в плане простейшей диагностики своего авто, сделайте себе именно такой подарок.

Компрессометр оснащён жёсткой трубкой с резиновым наконечником, а также гибким шлангом с резьбовыми штуцерами (с двумя размерами резьбы).

Процесс проверки компрессии можно разделить на несколько шагов:

    1. Избавиться от топлива, отсоединив топливный шланг сразу за фильтром.
    2. Выкрутить свечи зажигания (все).
    3. Штуцер компрессометра вкручиваем в отверстие первого цилиндра – и жать на педаль газа до тех пор, пока не убедимся, что прибор показывает максимальное для данного цилиндра значение. Полученные данные лучше всего записать.

    Процесс проверки компрессии

    Проверить таким же образом остальные цилиндры. Сравнить показатели компрессии на разных цилиндрах. Если обнаруживается значительная разница (1 бар и более), следует внимательно присмотреться к работе поршневой группы, и газораспределительного механизма. Вероятнее всего, там уже есть проблемы. Проблему можно решить заменой прокладки ГБЦ, здесь мы описали более подробно эту процедуру.

    Нормой для каждого цилиндра считается компрессия от 10 бар, для сильно изношенных поршневых колец – около 8 бар.

    Итак, сердце вынуто.
    Снимать движок без коробки, головки и навесного оборудования гораздо легче, однако. Моя импровизированная кустарная установка по снятию двигателя заставила бы приложить не мало усилий для демонтажа двигателя в сборе, да и, наверное, не выдержала бы… xD
    Выглядит она следующим образом:

    Теперь, пожалуй, начну с разборки самого движка. Про ГБЦ сделаю отдельную тему — это другая история. Тут напишу только про блок, ЦПГ, КШМ.
    Итак, вот что я обнаружил после снятия крышки картера:

    Ещё в картере, ещё при сливе масла нашёл жёлудь, который попал туда, наверное, при замене маслосьёмных колпачков вне гаража во дворе под дубами. И шайбу, которая свалилась у меня зимой при установке разрезной шестерни.

    Как я замечал и раньше, по присутствию песка и всякой хрени в антифризе, блок превратился в контейнер для мусора. На фотографии всего лишь процентов 5 от того количества мусора и ржавчины, которое я вымыл от туда водой, после того как мне надоело выгребать его отвёрткой и пальцами. Также между цилиндром и стенкой я обнаружил пробку. Видимо, она провалилась при замене и её не сочли нужными доставать, или не получилось, потому как из собранного движка я бы её, скорее всего, не достал.

    Ну и, собственно, сам блок:

    Как видно, с правой стороны отлита дата изготовления — 4-е июня 1979 года! Движок родной, вместе с машиной с самого конвейера! :D

    Теперь перейдём к делу. Поршни, как я понял из замеров в идеальном состоянии, почти не изношены и вполне годятся к дальнейшей эксплуатации. Но так как я уже заказал поршни СТК 21126 82,00мм и буду перегильзововать блок, то этим поршням придётся найти другое применение.

    Вот полные размеры всех поршней:

    Весь износ пришёлся на гильзы цилиндров. Нутромера у меня нет. Диаметр в самом верху, где я только смог измерить штангеном и где не происходило никакого износа, т.к. кольца туда не доходили, равен 78.9мм. Кольца, на которые я когда-то подумал, что залегли, вовсе так не сделали. Но, после того как я снял первое и второе компрессионные кольца, сделал вывод, что их спалили. Видимо, обкатку прошли не подобающую. Но после того, как было снято и проверенно маслосъёмное кольцо, напросился совсем другой вывод. Т.к. маслосъёмное кольцо не испытывает столь больших температурных нагрузок, как компрессионные, его не возможно сжечь недостаточной обкаткой. Но т.к. оно так же, как и компрессионные не принимает своей первоначальной формы, даже при малом изгибе, говорит о том, что кольца были установлены изначально низкого качества. Да я и потом уже догадался, что дедушка мой не мог пренебрежительно отнестись к обкатке, да и не крутил он почти никогда движок выше 3000 оборотов, поэтому спалить кольца не мог. Вот и фото колец, после изгиба их примерно на 45 градусов:

    Программа Макро-режима моей фотокамеры не поняла моих желаний и сфокусировалась на спиральках, поэтому кольца не в фокусе. Но сути это не меняет, видно и так общий принцип. Так кольца не должны вести себя, не новые, не "походившие", т.к. я сам держал в руках кольца с пробегом 350 000 км, которые после отклонения на 90 градусов принимали свою первоначальную форму.

    С коленвалом дела обстоят куда хуже.

    Из-за того, что упорное полукольцо вывалилось не успев поработать хоть чуть, при выжимании сцепления, задний фланец тёрся о бугель 5-й коренной шейки, из-за чего на них обоих образовался огромный износ.

    Если сравнивать с таблицей размеров шеек под соответствующий вкладыш ремонтного размера, то получается, что у меня даже под самый большой вкладыш 100 зазор на 10 соток, т.е. на 0,1мм больше!

    Этот момент очень сильно мне испортил настроение. Выходит, что колено под замену?!
    Не хочется отдавать дополнительные три косаря, и так с бюджетом туган, который и без того есть на что потратить. Придётся придумывать что-нибудь, может быть получится наварить всё это дело за адекватную цену. Если уж нет, тогда, делать нечего, придётся брать новое колено. Да, раз уж выпадает такая возможность, конечно, можно сразу взять колено 80мм, что уж тут париться… Но нет, ни за что! Я хочу осуществить свою мечту, сделать крутильный короткоходный движок с 66-м коленом! В 80-м колене я вижу смысл только на блоке 21213 с диаметром поршня 84мм. Может быть, когда-нибудь, такой тоже соберу…

    На последок хочу сказать, что нагара и отложений в блоке было столько, что у меня за пол дня не получилось его весь полностью отскаблить, особенно в треднодоступных местах. Соответствующих органическим нефтяным отложениям эффективных моющих средств я не нашёл в ближайшем магазине, поэтому пришлось приобрести на испытание следующие образцы (то что было в ближайшем автомагазине).

    Про первый в жёлтой бутылке и говорить не стоит. Я сразу не обратил внимания, что он предназначен для наружного очищения двигателя, в основном от грязи. Тритон несколько проявил себя в борьбе с масляными загрязнениями, но крайне слабо, и всё равно оказался бессилен перед толстыми отложениями и нагаром. Так что могу сказать, что оба средства практически не работают в плане очищения двигателя изнутри.
    Вот такие дела. Кому интересно, подписывайтесь, ставьте лайки и следите за новыми записями. Это был бортовой журнал белой Ласточки, меня зовут Руслан, пока!

    Диагностика неисправностей двигателя ВАЗ своими руками при помощи нехитрых инструментов .

    диагностика двигателя ваз своими руками

    Визуальная диагностика может лишь косвенно определить неисправность, исключение опытные мотористы. Для более точного определения нужны инструменты.

    • Во-первых нужен компрессометр, для измерения компрессии в цилиндрах(для бензиновых моторов, у дизелей компрессия намного выше).
    Они продаются во многих магазинах автозапчастей или на авторынках, стоимость от 150 рублей и выше. У кого есть возможность найти манометр от 14 атм (кгс/м2), можно сделать компрессометр самому. Нужен шланг высокого давления, штуцер в свечное отверстие (можно сделать из старой свечи) и в штуцер впаять золотник от камеры, чтобы удерживал давление в манометре. Штуцер можно заказать и у токаря, рублей за 40, я заказывал в лифтовой мастерской, там у них есть станки, точат гайки и болты всякие для лифтов.

    • Промасленная тряпочка, для определения такта сжатия. Можно взять свисток и совместить его со штуцером в свечное отверстие, когда начнётся такт сжатия, он будет свистеть. Очень удобно.

    • Небольшой компрессор,на 2-3 атм, например для подкачки колёс, и переходничок в свечное отверстие. Нужен для проверки герметичности цилиндров. Если нет компрессора, можно использовать собственное колесо. Для этого потребуется шланг необходимой длины (от колеса до двигателя) и немного фантазии.

    Для измерения компрессии прогреваем двигатель до рабочей температуры, потом отключаем подачу топлива, снимаем шланг с карбюратора, можно поместить его в какую нибудь ёмкость или пережать струбцинкой. На ижекторах вынимаем предохранитель бензонасоса и заводим мотор, даём работать пока не заглохнет.
    Отключаем высокое напряжение, можно снять центральный провод с трамблёра или отключить напряжение подаваемое на катушку зажигания. На инжекторе отключить датчик положения коленвала.
    Откручиваем все свечи, предварительно нужно продуть или прочистить место вокруг свечи, особенно на 16 клапанных маторах, чтобы в цилиндр не попала грязь и пыль.
    Вкручиваем/вставляем штуцер компрессометра в свечное отверстие, помощника просим нажать газ до пола и крутить стартером двигатель, до того пока стрелка манометра не остановиться в одном положении. Записываем показания на листке. И так для каждого цилиндра.
    Идеальная компрессия должна примерно равняться степени сжатия умноженной на 1,2. К примеру степень сжатия ВАЗ 2112 с двигателем 1,5 л равна 9.8. Умножаем на 1,2 = 11,7, то есть компрессия 11,0 - 12,0 атм(кгс/м2) будет отличной.
    Но стоит учесть некоторые факторы, влияющие на погрешность измерений.

    • Во-первых это пробег автомобиля. Значение в 12 атм будет на новом обкатаном и полностью исправном моторе.
    • Температура двигателя ниже рабочей уменьшает компрессию.
    • Плохо заряженный аккумулятор, слабее крутит стартер, и снижает компрессию.
    • Неправильный зазор в клапанах тоже уменьшит компрессию.
    • Наличие масла в цилиндре уплотняет соединения и резко увеличивает компрессию.

    Теперь по поводу замеров.
    Разность показаний цилиндров не должна превышать 1 атм. Если во всех цилиндрах показания будут около 11 атм, а в одном 9.5, то это повод насторожиться.
    Для определения неисправности с большей вероятностью, нужно следить за увеличением показаний манометра с каждым оборотом коленвала.
    • Так если при первом обороте давление будет низким 3-4 атм, а при последующих возрастёт, это будет означать проблемы с кольцами или износ цилиндров, добавление 10 кубиков масла в цилиндр, должно резко повысить давление при первом же обороте.
    • Если давление, будет при первом обороте 5-8 атм, а при последующих особых изменений не будет, можно предположить о деформации клапана или пропускании прокладки ГБЦ.
    • На исправном двигателе давление при первом обороте будет 6-8 атм, и постепено за 4-5 оборотов вырастет до 11-12 атм.

    • Показания компрессии 0-4 атм, вероятен прогар поршня, клапана или прокладки ГБЦ.
    • Показания 4-6 атм, возможна поломка колец или перегородки поршня между ними.
    • Равномерные показания всех цилиндров в пределах 8-10 атм говорит о износе цилиндро-поршневой группы.
    • Показания 10-11 атм соответствуют исправному двигателю.
    • 12-12,5 атм показания для нового обкатанного двигателя.
    • Показания, равные или превышающие нормальные на двигателе с солидным пробегом, говорят о попадании масла в цилиндр. Износ цилиндропоршневой группы или направляющих втулок клапанов с маслоотражательными колпачками.

    Показания нужно сопоставлять и с результатами визуальной диагностики.

    Допустим проблемный цилиндр найден, результаты проанализированы, но точной картины не видно. Для этого нужна проверка на герметичность.
    В свечное отверстие проблемного цилиндра вставляем промасленную тряпку (свисток).
    Приподнимаем автомобиль, чтобы одно из ведущих колёс оторвалось от земли. Если есть кривой или ключ для храповика, то ещё проще.
    Крутим за колесо, поставив высшую передачу или ключом на нейтрали, пока не вылетит тряпочка из свечного отверстия (свисток засвистит).
    Таким образом мы нашли такт сжатия в цилиндре. Опускаем автомобиль, ставим на скорость и ручник. И подаём воздух в цилиндр из компрессора или из колеса. Двух-трёх атмосфер достаточно.

    По шипению воздуха определяем точную картину.
    • Воздух выходит из соседнего свечного отверстия — прогар прокладки ГБЦ.
    • Воздух выходит из карбюратора — неплотность впускного клапана.
    • Шипение воздуха из глушителя — прогар выпускного клапана, сопровождается троением двигателя и повышенной дымностью. Это наиболее распространнёная неисправность.
    • Выход воздуха из отверстия выхода картерных газов — прогар поршня или износ колец.

    Такая диагностика не сложна и её можно проделать в гараже своими руками при наличии небольшого количества инструментов.

    После этих процедур решаем, делать ремонт или нет. Либо думаем о новой покупке авто. Зачастую старенькие автомобили очень надоедают со всякими поломками. Иногда проще купить по-новее, чем ремонтировать старый.

    Для своего времени схема двигателя была передовой, в настоящее время позволяет успешно производить капремонт и тюнинг собственными силами в гараже. У завода производителя создано несколько поколений ДВС, однако с расходниками и запчастями проблем никогда не существовало.

    Прототип мотор 124 Фиат

    Выглядят технические характеристики движка 2101 следующим образом:

    класс С – 76,02 – 76,03 мм

    класс D – 76,03 – 76,04 мм

    класс Е – 76,04 – 76,05 мм

    класс Е – 75,98 – 75,99 мм

    ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

    город – 12 л/100 км

    диаметр наружный – 27,75 мм

    количество посадочных отверстий – 6 штук

    болт сцепления – 29,4 Нм

    крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 Нм (шатунный)

    головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

    Создавался двигатель 2101 под низкооктановое топливо, поэтому обычно эксплуатировался на А-76 бензине, несмотря на то, что изготовителем рекомендовано применение бензина АИ-92 – АИ-93. Изначально диаметр цилиндра был диаметра 76 мм, в последующих модификациях его увеличивали, и вновь возвращались к этому размеру неоднократно.

    Двигатель ВАЗ-2101 Жигули (блок в сборе, агрегат, двигатель в сборе) купить недорого с доставкой

    Просим перед оформлением кредита проконсультироваться с менеджером по наличию и комплектации заказа.

    Моторы поставляются без масла, так как по правилам транспортных компаний перевозка ГСМ (в том числе моторные масла) запрещена из-за возможности воспламенения, а так же порчи (из-за опрокидывания) других грузов.

    1. Двигатель 2101 1,2 карбюратор. В сборе, первой комплектации. 2. Двигатель 2101 1,2 карбюратор без навесного оборудования, третьей комплектации. 3. Блок цилиндров 2101 1,2 карбюратор в сборе. Применяется для установки на заднеприводные автомобили производства ОАО «АвтоВАЗ».

    Двигатель со всеми гарантийными обязательствами. Все первичные документы в наличии! По узлам, агрегатам, двигателям и КПП гарантия – 3 месяца обусловлена невозможностью контролировать условия эксплуатации перечисленных товаров, интервал замены и качество горюче-смазочных материалов.

    Двигатель четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием. Характеристики

    Годы выпуска – (1970 – 1983) Материал блока цилиндров – чугун Система питания – карбюратор Тип – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 2 Ход поршня – 66 мм Диаметр цилиндра – 76 мм Степень сжатия – 8,5 Объем двигателя ваз 2101 – 1198 см. куб. Мощность двигателя ваз 2101– 59 л.с. /5600 об.мин Крутящий момент – 89 Нм Топливо – АИ92 Расход топлива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 км Расход масла — 700 гр. на 1000 км Вес двигателя ваз 2101 — 114кг Габаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621

    Система питания карбюраторная..

    Комплектация двигателя: Блок в сборе: Блок, коленвал, поршни, кольца, шатуны, вкладыши, полукольца, сальники. Агрегат: Блок в сборе (см. комплектацию выше), ГБЦ в сборе с распредвалом, шкиф коленвала, маховик, маслонасос с маслоприемником, поддон под масло железный (возможна установка алюминиевого — цену уточнять у менеджера), клапанная крышка, газораспределительный механизм с закрытой крышкой, свечи. Датчики: масляный, температурный, датчик фаз, датчик детонации, пробка сливная тосола, щуп, Масло обкаточное (10v40 полусинтетика лукойл, рекомендуется после обкатки 1000-1500 км, смена масла). Двигатель в сборе: Двигатель плюс все, что к нему крепится: генератор с креплением (кронштейном), трамблер (если есть), карбюратор, бензонасос (если карбюратор), впускной и выпускной коллекторы (на карбюраторе). Упаковка: все крепится на деревянном устойчивом поддоне, прикручивается, сам двигатель — картон со всех сторон и обмотка стрейч пленкой.В транспортной компании упаковывается в деревянный ящик. По желанию клиента любую составляющую двигателя можем разукомплектовать или заменить не стандартной спортивной или тюнингованной деталью.

    Способы оплаты товара:

    • Возможна отправка груза при тридцатипроцентной (30%) предоплате с блокировкой и снятии блокировки при полной оплате.
    • Возможна отправка груза без предоплаты при условии оплаты покупателем услуг транспортной компании в обе стороны в филиале транспортной компании.
    • Отправка ПЭКом наложенным платежом с условием предоплаты доставки в две стороны (таким образом мы перестраховываемся от мошенников) — в ПЭКе перед оплатой можно сделать осмотр получаемого товара, ПЭК взымает комиссию за данную услугу в размере: 1,5% за наличный и 3% за безналичный расчет

    Можно внести любые изменения (тюнинг/дополнения) в штатную комплектацию двигателя НО гарантия составит 3000км или 3 месяца эксплуатации.Также можно сделать любую комплектацию навесного оборудования (стандартную и не стандартную) в случае если часть оборудования у вас есть — пишите что добавить/исключить из комплектации, менеджер напишет изменение цены…

    Видео отправки:

    Отправка 2-х двигателей ТК «Деловые линии» от 14.05.2021

    Отправка двигателя ВАЗ 2101 (комплектация №1-двигатель в сборе) + стартер от 13.06.2019 г.

    Особенности конструкции

    Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:

    • ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
    • диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.

    Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:

    • цепная передача ГРМ;
    • недоработанные модели карбюраторов;
    • капитальный ремонт через 20000 км пробега.



    Цепь ГРМ

    Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.

    Сколько масла заливать в двигатель ВАЗ 2101

    Первое поколение 2101, 1970-1988

    ВАЗ-2101 позаимствовал у Фиата кузов и технические компоненты, но с адаптацией под российские условия. При этом автомобиль оснащался двигателем с нижним расположением распредвала (у Фиата – с верхним). Бензиновый мотор 1.2 выдавал приемлемые по тем меркам 64 л. с. Советский автомобиль получил усиленное сцепление и улучшенную 4-ступенчатую «механику». Кроме того, подверглась модернизации конструкция задней зависимой подвески, а также были установлены барабанные тормоза (вместо дисковых). В 1974-м машину стали предлагать с 69-сильным мотором объемом 1.3 л. ВАЗ-2101 продавали не только в СССР, но и в других странах – например, в Великобритании, специально для которой изготавливались праворульные версии 2101. Автомобиль оснащался бензиновыми моторами 1.3, 1.5, 1.6 и 1.7 литра. В 2000-ых изготовили версию с 50-сильным дизелем 1.5.

    Также читайте: Моторное масло для двигателя Great Wall Safe

    Бензиновые двигатели 1970-1988

    • 1.2 59 л. с. (2101), объем масла – 3,75 литра, допуск и вязкость: API-SG; SAE 5W-40, 0W-40, 0W-30, 10W-30, 10W-40, 5W-30
    • 1.3 64 л. с. (21011), объем масла – 3,75 литра, допуск и вязкость: API-SG; SAE 5W-40, 0W-40, 0W-30, 10W-30, 10W-40, 5W-30

    Плюсы и минусы

    В первые годы эксплуатации мотор 2101 выявил следующие недостатки:

    • шумная работа цепного привода;
    • повышенный расход бензина в двигателе из-за недоработок карбюраторов;
    • частая корректировка зажигания;
    • сложная регулировка клапанных зазоров.



    Карбюратор Солекс

    Однако усовершенствованная распредвалом головка блока цилиндров, улучшенный впускной коллектор и выпускной коллектор простейшей конструкции компенсировали эти недостатки. Чуть позже были разработаны карбюраторы ДААЗ Озон, замена которыми позволяла улучшить характеристики режимов ДВС.



    Карбюратор Озон

    Техобслуживание

    Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:

    Объект техобслуживанияВремя или пробег (что наступает раньше)
    Цепь ГРМзамена через 100000 км
    Батарея АКБ1 год/20000
    Зазор в клапане2 года/20000
    Вентиляция картера2 года/20000
    Ремни, приводящие в действие навесное оборудование2 года/20000
    Топливопровод и крышка бака2 года/40000
    Масло моторное1 год/10000
    Фильтр масляный1год/10000
    Фильтр воздушный1 – 2 года/40000
    Фильтр топливный4 года/40000
    Фитинги и шланги обогрева/охлаждения2 года/40000
    Жидкость охлаждающая2 года/40000
    Датчик кислородный100000
    Свеча зажигания1 – 2 года/20000
    Коллектор выпускной1 год

    При своевременных прочистках система смазки, охлаждения и подачи топлива эксплуатируется дольше без капремонта.

    Неисправности: причины, устранение

    В отличие от моторов с ременным приводом ГРМ 2101 гнет клапана значительно реже. Основными неисправностями ДВС считаются:

    ПоломкаПричинаУстранение
    Дым сизого цветапорыв клапанных сальников, втулок и прокладок ГБЦ, износ колецзамена расходных элементов и уплотнений
    Перегрев ДВСполомка вентилятора или термостатазамена навесного оборудования
    Расход масла увеличиваетсяпротечки в клапанных крышках, выработка поршней/цилиндровзамена прокладок, установка следующего ремонтного размера поршней и колец
    Стукподшипники кривошипа, вкладыши шатунов, увеличение зазора клапановзамена расходных элементов поле квалифицированной диагностики

    Скоростной лимит «копеек» с моторами 2101 составлял 145 км/ч, а «до сотни» машина разгонялась за 18 – 20 секунд по прямой.



    Автомобиль ВАЗ 2101 Копейка

    Список авто, комплектовавшихся мотором 2101

    Использовался двигатель 2101 в качестве силового привода следующих моделей ВАЗ:

    • 2101 – седан;
    • 2102 – универсал;
    • 21035 – седан;
    • 21041 – универсал;
    • 21051 – седан.

    В первый день пуска конвейера с него сошло 6 машин «копеек», до конца года было выпущено 21,5 тысяча авто. Пиковым годом стал 1973, когда ежегодный объем превысил 375 000 экземпляров ВАЗ 2101.

    Для диагностики двигателя сделайте следующее:
    1) Проверьте воздушный фильтр.
    Воздушный фильтр на карбюраторных двигателях расположен слева от мотора над карбюратором.

    Открутите три гайки, расположенные на крышке воздушного фильтра. На некоторых моделях воздушных фильтров могут быть три-четыре расположенные по бокам защелки. Для снятия верхней крышки фильтра отщелкните их. Затем снимите верхнюю крышку, и извлеките фильтрующий элемент.

    Важно


    На инжекторных двигателях фильтр расположен справа от двигателя, рядом с бачком омывателя, и выглядит так:

    Для того, чтобы снять верхнюю крышку, открутите четыре болта. Приподнимите крышку, и достаньте фильтрующий элемент.

    Если фильтрующий элемент грязный, замените его. АвтоВАЗ рекомендует заменять воздушный фильтр каждые двадцать тысяч километров. Но желательно менять его при каждой смене масла.

    Сняв фильтрующий элемент, влажной чистой тряпкой протрите корпус фильтра изнутри, двигаясь от карбюратора. На инжекторных моторах протирайте, двигаясь от толстого черного воздуховода, идущего к инжектору.
    2) Проверьте топливный фильтр. На карбюраторных двигателях применяется пластиковый топливный фильтр:

    Если в нем видны пятна или грязь, замените его. Для этого открутите два хомута. На инжекторных двигателях фильтр проверке не подлежит, и меняется при каждой замене масла.

    Важно


    3) Измерьте компрессию на холодном моторе. Поставьте машину на нейтральную передачу. Снимите высоковольтный провод с катушки зажигания. Она расположена на задней стенке подкапотного пространства, возле распределителя зажигания:

    Снимите провода со всех свечей. Свечи расположены с правого бока двигателя. Специальным свечным ключом, продающимся в любом автомагазине, выкрутить все свечи. Свечные отверстия 2,3,4 цилиндров закрыть чистыми тряпочками. В свечное отверстие первого цилиндра вкрутите компрессометр, смазав его резьбу графитной смазкой, которая продается в любом автомагазине.

    Полностью нажав педали газа и сцепления, крутите стартером двигатель 5-7 секунд, дожидаясь, когда стрелка компрессометра перестанет шевелиться. Если компрессометр покажет давление ниже 9 атмосфер – двигатель начал закоксовываться. Компрессия ниже 8 атмосфер – двигатель нуждается в ремонте. Оптимальная компрессия двигателей под 76-й бензин – 10-11 атмосфер. Под 92-й – 11-13 атмосфер.
    4) Проверьте электрические цепи. Осмотрите все провода. Оборванные соедините или заизолируйте. Повреждённую изоляцию замотайте изолентой.
    5) Проверьте распределитель зажигания. Он находится с правой стороны двигателя. Снимите высоковольтные провода с крышки распределителя зажигания. Отщелкните две защелки, расположенные по бокам крышки, и снимите ее. Крышка не должна иметь трещин и сколов. Уголек должен свободно ходить и не вываливаться. Бегунок распределителя зажигания должен сидеть на валу без люфта. При небольшом люфте бегунок необходимо заменить.
    6) Проверьте угол опережения зажигания. Ослабьте гайки крепления распределителя зажигания. Заведите мотор. Дайте ему прогреться до температуры 90 градусов(температуру двигателя показывает индикатор на панели приборов). Подключите стробоскоп к аккумулятору и свечному проводу первого цилиндра. Стробоскоп можно приобрести в любом автомагазине. Включите стробоскоп, и направьте на шкив коленвала, расположенный спереди двигателя, ниже вентилятора. Поворачивая распределитель зажигания, добейтесь совпадения метки коленвала и средней метки на двигателе.

    Важно

    7) Проверьте масло. Прогрейте двигатель до температуры 70-80 градусов. Вытащите масляный щуп. Масло должно легко капать с щупа, не иметь пузырей, и не пахнуть бензином или гарью. Если масло слишком густое, значит или пропущен срок замены масла, или неисправны кольца или маслосъемные колпачки. Это приводит к попаданию в масло продуктов сгорания топлива. Если в масле пузыри, то пробита прокладка головки блока цилиндров, и охлаждающая жидкость попадает в масло. Если масло пахнет бензином – повреждены бензонасос или прокладка бензонасоса.

    Эта статья поможет проверить двигатель автомобилей ВАЗ 2101-2107. Большинство неисправностей можно устранить самостоятельно. В случае обнаружения неисправностей, которые устранить своими силами не получается, обратиться к мастеру по ремонту автомобилей.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Для своего времени схема двигателя была передовой, в настоящее время позволяет успешно производить капремонт и тюнинг собственными силами в гараже. У завода производителя создано несколько поколений ДВС, однако с расходниками и запчастями проблем никогда не существовало.

    Прототип мотор 124 Фиат

    Выглядят технические характеристики движка 2101 следующим образом:

    класс С – 76,02 – 76,03 мм

    класс D – 76,03 – 76,04 мм

    класс Е – 76,04 – 76,05 мм

    класс Е – 75,98 – 75,99 мм

    ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

    город – 12 л/100 км

    диаметр наружный – 27,75 мм

    количество посадочных отверстий – 6 штук

    болт сцепления – 29,4 Нм

    крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 Нм (шатунный)

    головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

    Создавался двигатель 2101 под низкооктановое топливо, поэтому обычно эксплуатировался на А-76 бензине, несмотря на то, что изготовителем рекомендовано применение бензина АИ-92 – АИ-93. Изначально диаметр цилиндра был диаметра 76 мм, в последующих модификациях его увеличивали, и вновь возвращались к этому размеру неоднократно.





    Тюнинг

    Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 представляет определенные сложности. Дело в том, что запас прочности у двигателя ВАЗ 2101 не слишком большой, поэтому любое вмешательство в работу силового агрегата, и увеличение его мощности неизменно сказывается на ресурсе.

    Не редкость случаи, когда даже относительно простой тюнинг, который давал прибавку в 15-20 лошадиных сил, приводил к тому, что мотор выходил из строя после 10-15 тысяч километров пробега. Именно поэтому к вопросам увеличения мощности следует подходить максимально взвешенно и обдуманно. Все работы должен выполнять опытный моторист.

    • Вариант тюнинга с увеличением объема подразумевает расточку цилиндров и замену поршней на запчасти от старших моторов ВАЗа. Подобная работа представляет определенную сложность и может иметь высокую стоимость. Необходимо расточить цилиндры, заменить поршни и коленвал. Зачастую проще бывает провести свап двигателя, установив мотор от пятерки или шестерки ВАЗа.
    • Установка турбины может рассматриваться исключительно в теории, так как такой вариант тюнинга приводит к быстрому выходу из строя ВАЗ 2101, тюнинг двигателя которого был выполнен с помощью турбины и компрессора. Мотор с установленной турбиной имеет ресурс порядка 20 тысяч километров, при этом показатель мощности в редких случаях превышает отметку в 100 лошадиных сил. Подобный вариант используют разве что для автомобилей, участвующих в дрег-рейсенге, где автовладельцы не заботятся о ресурсе автомобиля, а во главу угла ставят лишь технические характеристики форсированного мотора.


    Особенности конструкции

    Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:

    • ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
    • диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.

    Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:

    • цепная передача ГРМ;
    • недоработанные модели карбюраторов;
    • капитальный ремонт через 20000 км пробега.



    Цепь ГРМ

    Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.

    Характеристики мотора 2101

    Характеристики мотора 2101

    Положительные стороны двигателя

    На “копейке” установлен 4-хцилиндровый рядный двигатель, распределительный вал находится в верхней части. Привод газораспределительного механизма на “копейке” осуществлён при помощи цепи. Если сильно не рвать мотор, то его ресурс – около 200 тысяч км. Стоит отметить, что несколько десятилетий назад проводились испытания двигателей, которые были установлены на автомобилях, колесивших по всему Советскому Союзу. В испытаниях принимали участие автомобили, которые ездили по пустыням, степям, в условиях вечной мерзлоты. Причем моторы прошли более чем 200 тысяч километров. И они ни разу не подвергались капитальному ремонту. Как показали проведенные проверки, они могли бы еще служить очень долго без ремонта. Их ресурс оказался довольно высоким. При этом масло в двигатель ВАЗ 2101 заливалось только то, которое рекомендовал производитель.

    Плюсы и минусы

    В первые годы эксплуатации мотор 2101 выявил следующие недостатки:

    • шумная работа цепного привода;
    • повышенный расход бензина в двигателе из-за недоработок карбюраторов;
    • частая корректировка зажигания;
    • сложная регулировка клапанных зазоров.



    Карбюратор Солекс

    Однако усовершенствованная распредвалом головка блока цилиндров, улучшенный впускной коллектор и выпускной коллектор простейшей конструкции компенсировали эти недостатки. Чуть позже были разработаны карбюраторы ДААЗ Озон, замена которыми позволяла улучшить характеристики режимов ДВС.



    Карбюратор Озон

    Технические характеристики двигателей ВАЗ

    Технические характеристики двигателей ВАЗ «Классика» достаточно простые. За время производства первого мотора, движки совершенствовались и лучшими представителями принято считать двигатель ВАЗ 2106 и 2107.
    Перед тем, как приступить к описанию обслуживания и ремонта, стоит понимать, какие Вазовские двигатели устанавливались на «Классику»:

    Лада 2101 «Копейка»

    Можно сказать, что это самый легендарный автомобиль производства АвтоВАЗ. Данное транспортное средство и силовой агрегат по этот день можно встретить на просторах СНГ, и за его пределами.

    ВАЗ 2101

    НаименованиеХарактеристика
    Марка2101
    Маркировка1.2 л (1198 см куб)
    Мощность64 л.с.
    ТипКарбюратор
    ТопливоБензин
    Клапанный механизм8 клапанный
    Количество цилиндров4
    Расход горючего9,2 литров
    Диаметр поршня76 мм
    Ресурс120 — 150 тыс. км

    ВАЗ 21011

    НаименованиеХарактеристика
    Марка2101
    Маркировка1.3 л (1294 см куб)
    Мощность69 л.с.
    ТипКарбюратор
    ТопливоБензин
    Клапанный механизм8 клапанный
    Количество цилиндров4
    Расход горючего9,5 литров
    Диаметр поршня79 мм
    Ресурс120 — 150 тыс. км

    Все силовые агрегаты оснащались 4-х ступенчатой коробкой передач. Также двигатель ВАЗ 2101 устанавливался на Ладу 2102. Преемником силового агрегата стал мотор с маркировкой 2103.

    ВАЗ 2103

    Транспортные средства с маркировкой ЛАДА 2103 оснащались моторами 2101, 21011 и новым двигателем ВАЗ 2103.

    НаименованиеХарактеристика
    Марка2103
    Маркировка1.5 л (1452 см куб)
    Мощность71 л.с.
    ТипКарбюратор
    ТопливоБензин
    Клапанный механизм8 клапанный
    Количество цилиндров4
    Расход горючего8,5 литров
    Диаметр поршня76 мм
    Ресурс двигателя ВАЗ120 — 150 тыс. км

    Как и предыдущие силовые агрегаты, 2103 имел коробку передач на 4 ступени. Охлаждение устанавливалось жидкостное, принудительное с постоянно работающим вентилятором охлаждения.

    ВАЗ 2104

    «Четвёрка» выпускалась достаточно долго, поэтому её борт получал все возможные моторы и их модификации. Так, на 2104 монтировались вазовские моторы следующих маркировок: 2103, 2105, 21067, 21073 и 341. Рассмотрим, характеристики более подробнее:

    Мотор ВАЗ 2105

    НаименованиеХарактеристика
    Марка2105
    Маркировка1.3 л (1290 см куб)
    Мощность46 кВт
    ТипКарбюратор
    ТопливоБензин
    Клапанный механизм8 клапанный
    Количество цилиндров4
    Расход горючего10 литров
    Диаметр поршня76 мм
    Ресурс двигателя ВАЗ120 — 150 тыс. км

    ВАЗ 21067

    НаименованиеХарактеристика
    Марка21067
    Маркировка1.6 л (1569 см куб)
    Мощность82 л.с.
    ТипИнжектор
    ТопливоБензин
    Клапанный механизм8 клапанный
    Количество цилиндров4
    Расход горючего8,2 литров
    ЭконормаЕвро-2
    Ресурс двигателя ВАЗ150 — 180 тыс. км

    ВАЗ 21073

    НаименованиеХарактеристика
    Марка21073
    Маркировка1.7 л (1689 см куб)
    Мощность84 л.с.
    ТипИнжектор
    ТопливоБензин
    Клапанный механизм8 клапанный
    Количество цилиндров4
    Расход горючего9,5 литров
    ЭконормаЕвро-2
    Ресурс двигателя ВАЗ180 — 200 тыс. км

    ВАЗ 341

    Дизельная версия на ограниченное количество транспортных средств.

    НаименованиеХарактеристика
    Марка341
    Маркировка1.5 л (1524 см куб)
    Мощность50 л.с.
    ТипДизель
    ТопливоДизельное топливо
    Клапанный механизм8 клапанный
    Количество цилиндров4
    Расход горючего6,7 литров
    Ресурс двигателя ВАЗ220 — 250 тыс. км

    ВАЗ 2105

    На ВАЗ 2105 устанавливались разные силовые агрегаты за время производства. Рассмотрим, какие двигатели ВАЗ имел автомобиль с маркировкой 2105:

    • ВАЗ-2101 — 1,2 л, карбюратор, 64 л. с.
    • ВАЗ-2105 — 1,3 л, карбюратор, 69 л. с.
    • ВАЗ-2103 — 1,45 л, карбюратор, 77 л. с.
    • ВАЗ-2104 — 1,5 л, центр. впрыск, 72 л. с.
    • ВАЗ-21067 — 1,6 л, распр. впрыск, 80 л. с.
    • ВАЗ(БТМ)-341 — 1,52 л, дизель, 50 л. с.
    • ВАЗ-4132 — РПД, 1,654 л, 140 л. с.

    ВАЗ 2106

    «Шестёрка» кроме уже знакомых двигателей 2101 и 21011 получила улучшенный силовой агрегат с маркировкой 2106. Этот двигатель считается одним из лучших карбюраторных ДВС ВАЗ разработанных заводом изготовителем. Рассмотрим технические характеристики ВАЗ 2106:

    НаименованиеХарактеристика
    Марка2106
    Маркировка1.6 л (1569 см куб)
    Мощность75 л.с.
    ТипКарбюратор
    ТопливоБензин
    Клапанный механизм8 клапанный
    Количество цилиндров4
    Расход горючего10,5 литров
    Диаметр поршня79 мм
    Ресурс двигателя ВАЗ150 — 180 тыс. км

    ВАЗ 2107

    Данное транспортное средство выпускалось на заводе АвтоВАЗ наиболее долго, целых 30 лет, после чего было снято с производства, поскольку морально и технически устарело. Если бы данный автомобиль выпускался по этот день, то спрос был бы на него очень большой, поскольку невысокая цена и простота конструкции завоевали доверие автомобилистов.

    На автомобиль ВАЗ 2107 устанавливались, как карбюраторные двигатели, так и инжекторные. Первые имели маркировку 2103, 2105 и 2106. Что касается инжектора, то мотор ВАЗ имел маркировку 21071 и 21073.

    Техобслуживание

    Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:

    Объект техобслуживанияВремя или пробег (что наступает раньше)
    Цепь ГРМзамена через 100000 км
    Батарея АКБ1 год/20000
    Зазор в клапане2 года/20000
    Вентиляция картера2 года/20000
    Ремни, приводящие в действие навесное оборудование2 года/20000
    Топливопровод и крышка бака2 года/40000
    Масло моторное1 год/10000
    Фильтр масляный1год/10000
    Фильтр воздушный1 – 2 года/40000
    Фильтр топливный4 года/40000
    Фитинги и шланги обогрева/охлаждения2 года/40000
    Жидкость охлаждающая2 года/40000
    Датчик кислородный100000
    Свеча зажигания1 – 2 года/20000
    Коллектор выпускной1 год

    При своевременных прочистках система смазки, охлаждения и подачи топлива эксплуатируется дольше без капремонта.

    Периодичность замены, какое масло заливать

    По регламенту производителя, сервисные замены моторного масла на ВАЗ 2101 проводятся через 8000-10000 километров пробега или с интервалом 1 год. Но некоторые владельцы автомобилей считают этот интервал немного завышенным, рекомендуя при этом его сократить с учетом условий эксплуатации.

    В качестве смазывающей жидкости рекомендуется использовать полусинтетику с вязкостью 10W-40. Наибольшую популярность у владельцев модели, получили следующие моторные масла:

    • Lada Professional 10W-40
    • Lukoil Genesis Advanced 10W-40
    • Shell Helix HX7 10W-40
    • Total Quartz 7000 10W-40

    Из этого списка каждый может выбрать исходя из предпочтения, цены или любви к бренду.

    При использовании данного автомобиля зимой, следует подбирать масло с учетом климатической зоны, а также рекомендации автоВАЗа. Вязкость 5W-40 позволит эксплуатировать машину до -30°С, а 0W-40 до -35°С.

    Если для зимы и лета использовать моторное масло разной вязкости, но одной марки, а также производителя, то промывку делать ненужно.

    Сколько масла в системе смазки двигателя, таблица объема

    Неисправности: причины, устранение

    В отличие от моторов с ременным приводом ГРМ 2101 гнет клапана значительно реже. Основными неисправностями ДВС считаются:

    ПоломкаПричинаУстранение
    Дым сизого цветапорыв клапанных сальников, втулок и прокладок ГБЦ, износ колецзамена расходных элементов и уплотнений
    Перегрев ДВСполомка вентилятора или термостатазамена навесного оборудования
    Расход масла увеличиваетсяпротечки в клапанных крышках, выработка поршней/цилиндровзамена прокладок, установка следующего ремонтного размера поршней и колец
    Стукподшипники кривошипа, вкладыши шатунов, увеличение зазора клапановзамена расходных элементов поле квалифицированной диагностики

    Скоростной лимит «копеек» с моторами 2101 составлял 145 км/ч, а «до сотни» машина разгонялась за 18 – 20 секунд по прямой.



    Автомобиль ВАЗ 2101 Копейка

    Модернизация двигателя

    К счастью, можно улучшить мотор, если провести его модернизацию. Конечно, придется избавляться от всех недостатков, которые описаны выше. Также нужно будет обзавестись необходимыми инструментами и материалами, что влечет за собой определенные финансовые растраты. Намного проще было бы установить двигатель от девятки или двенадцатой, они более высокооборотистые и мощные. А самое главное – идеально подходят по креплениям. Конечно же, можно произвести расточку цилиндров до диаметра 82 миллиметра, чтобы впоследствии установить поршни от автомобиля «Нива». Но обратите внимание на то, чтобы дно у поршней было плоским. Лучше всего взять эти элементы от автомобиля ВАЗ 2112. При условии, что общий ход составляет 66 миллиметров, объем двигателя при этом увеличится до 1,4 литра. Следовательно, мощностная характеристика двигателя ВАЗ 2101 улучшится намного.

    Читайте также: