Двигатель 4y тойота момент затяжки

Обновлено: 16.05.2024

В 1985 году вышел в серийное производство заключительный 2.2 литровый двигатель, линейки моторов Y. Этот силовой агрегат нашёл применение и в наши дни, показывая не плохие технические характеристики. А в китайских производственных цехах, этот мотор получил вторую жизнь. Предприимчивым китайцам удалось увеличить мощность и пиковый крутящий момент. Это позволило его использовать на строительной и хозяйственной технике. Так же мотор имеет небольшой расход топлива и моторного масла. Что сделало 4Y конкурентной способным даже на современном рынке строительной и промышленной техники. Официальное производство силового агрегата было окончено в 1997 году, однако он продолжил жизнь в Китае под названием GW491 QE и Q491 ME.

Автомобили с данным двигателем

Рассматриваемый ДВС используется на таких видах автотранспортных средств:

Toyota Hilux

  • С марта 1991 по август 1997 года на Toyota Hilux PickUp пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N80.
  • С марта 1991 по август 1997 года на Toyota Hilux PickUp пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N90.
  • С марта 1991 по август 1997 года на Toyota Hilux PickUp пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N100.
  • С марта 1991 по август 1997 года на Toyota Hilux PickUp пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N110.
  • С августа 1988 по февраль 1991 года на Toyota Hilux PickUp пятого поколения, пикап, кузов N80.
  • С августа 1988 по февраль 1991 года на Toyota Hilux PickUp пятого поколения, пикап, кузов N90.
  • С августа 1988 по февраль 1991 года на Toyota Hilux PickUp пятого поколения, пикап, кузов N100.
  • С августа 1988 по февраль 1991 года на Toyota Hilux PickUp пятого поколения, пикап, кузов N110.

Кроме этого двигатель 4Y и его модификации использовались на таких марках технических средств:

  • Daihatsu Rocky,
  • Great WallWingle,
  • XinKai SUV X3,
  • Great WallSafe,
  • ZX Admiral,
  • Toyota4 Runner,
  • Toyota Hiace third generation,
  • Volkswagen Taro,
  • Toyota Van,
  • Toyota Stout,
  • Daihatsu Delta,
  • Daihatsu Rocky,
  • погрузчики Geneo 8FG и Toyota 6FG10.

Маркировка силового агрегата 4Y

2.2 л., двигатель японского производителя Тойота 4Y, является заключительным в линейке двигателей Y. Его серийное производство началось в далёком 1985 году. А как известно, новая формула маркировки японских моторов была введена позже на два года, в 1987 году. Следовательно, все двигатели соответствуют старым правилам названия силовых агрегатов. Эти правила существенно отличаются от современных.

Так, по современной формуле впереди стоит символ в виде цифры, он означает поколение двигателей данного семейства. Раньше всё было по иному. Первый двигатель линейки моторов 1Y — было принято считать базовым. А все другие моторы этой линейки, модификациями базового ДВС. Например, двигатель 3Y, третий двигатель линейки Y, считали второй модификацией базового мотора 1Y. По современным правилам, это был бы двигатель линейки моторов Y третьего поколения.

Согласно выше сказанному, по старой формулировке, рассматриваемый здесь силовой агрегат 4Y, считается третьей модификацией основного двигателя данной линейки 1Y. И это при том, что 4Y сам имеет свои две модификации. Раньше их было принято называть версиями третий модификации основного двигателя. В настоящее время понятия версия и модификация обозначают примерно одно и тоже.

Описание силового агрегата

Четвёртый двигатель линейки японских моторов Y является продолжением сложной схемы устройства, с нижним расположением газораспределительного вала. Схема ГРМ, как и на всех двигателях этой линейки — OHV. Клапана, в количестве восьми штук, по два на каждый цилиндр, размещены в алюминиевой ГБЦ. В работу приводятся толкателями, через отверстия в нижней части головки. Толкатели, в свою очередь, приводятся в работу от кулачков распределительного вала.

Двигатель Toyota 4Y

Привод механизма газораспределения, имеет непростую конструкцию. Казалось бы, если распредвал находится в блоке цилиндров, то почему бы привод ГРМ не сделать через шестерёнчатую передачу. Так нет изобретатели этого чудо-двигателя, умудрились включить в схему ГРМ, дополнительный элемент, короткую однорядную цепь.

Такое ощущение, что конструкторы 4Y, лёгких путей не искали, а умышленно старались усложнить конструкцию мотора по непонятным причинам.

Установка цепи в привод механизма ГРМ потребовала наличия дополнительных деталей, поэтому в общую схему ГРМ были включены: успокоитель и натяжитель. В конечном итоге, из-за большого количества промежуточных деталей, ГРМ получился очень шумным. По этой причине, бытует мнение, что основное назначение ДВС Toyota 4Y, это промышленная и строительная техника. В системе ГРМ 4Y есть и положительные стороны.

Блок цилиндров

Блок цилиндров рассматриваемого мотора выполнен из особо прочного чугуна. Это верный признак надёжности силового агрегата, несмотря на сложные механизмы и узлы данного двигателя. Одним из наиболее сложных узлов является система питания.

Устройство сложного, архаично препроитарного насоса настолько непродуманное, что элементарно подкачать топливо в карбюратор невозможно. Подкачка производится при работе стартера. В зимнее, морозное время, это может привести к быстрому выходу из строя аккумулятора. И без дополнительной подзарядки, двигатель запустить не получится.

Карбюратор

Карбюратор 4y, так же сделан слишком сложным. Об этом можно догадаться, только взглянув на него. Непонятно, зачем такое количество трубок и патрубков. Наверное, чтобы в его настройке ни кто не мог разобраться. Ведь даже в самой Японии, не на каждой СТО возьмутся за его регулировку, что уж тогда говорить за российские станции техобслуживания.

На двигателях линейки Y, с меньшим объёмом, проблемы с карбюратором решали очень просто. Вместо сложного, запутанного карбюратора, на двигатель 2Y устанавливали карбюратор ВАЗ 2108, и проблема была решена. Но на 4Y не всё так просто, 2.2 л., мотор не сможет развивать полную мощность с карбюратором, который рассчитан на ДВС, объёмом 1.6 литров. Однако, в отечественных гаражах находятся умельцы, которые могут переделать карбюратор для работы на двигателе, имеющем больший объём.

Инжектор

Кроме обычного карбюраторного Y4, существует инжекторная модификация Toyota 4Y E. Здесь японцам нужно отдать должное, силовой агрегат, с установленным электронным впрыском, избавился от большинства проблем системы питания, возросла его мощность на 20 л., сил, и максимальный момент на 15 Нм.

Система зажигания

Список сложных элементов двигателя, продолжает система зажигания бесконтактного типа. Основной сложный элемент системы зажигания — это трамблёр. Данная деталь включает в себя несколько узлов, которые на других моторах имеют отдельную конструкцию. К таким деталям относятся: датчик Холла, прерыватель, катушка зажигания. Особенностью этих деталей, является их дефицит. Дело в том, что в качестве отдельных запчастей, они не выпускались. Поэтому, проблему выхода из строя, какой-то одной детали, можно будет решить только полной заменой трамблёра.

Смазочная система

Система смазки рассматриваемого двигателя имеет классическую схему. Особо нагруженные детали: коленчатый вал, сальники скольжения, детали распределительного вала смазываются под высоким давлением. Другие детали смазываются разбрызгиванием. В систему смазки включены гидравлические компенсаторы. За счёт давления масла происходит корректировка тепловых зазоров в клапанах, что исключает периодическую необходимость регулировки клапанов. Очень интересно включён в схему системы смазки масляный фильтр.

Особенность его установки в том, что стоит он на своём месте вверх дном. При замене масляного фильтра, отработанное масло, находящееся в нём, обязательно загрязнит двигатель, как бы аккуратно не производилась его замена.

Производитель рекомендует выполнять замену моторного масла совместно с масляным фильтром. Брать для этого нужно 3.5 литра синтетического или полу синтетического масла 5w30 или 10w30. Период замены по инструкции эксплуатации составляет 15 тыс., км. Однако, здесь нужно учесть наличие на данной модели гидравлических компенсаторов, они очень требовательны к качеству применяемого масла. Поэтому имеет смысл, срок замены моторной смазки сократить вдвое и выполнять её через 7.5 тыс., километров пробега.

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя имеет замкнутый контур с постоянной циркуляцией охлаждающей жидкости, в качестве хладагента выступает антифриз. Его циркуляция осуществляется, водяным насосом, он же помпа. В систему охлаждения включён термостат, его открытие происходит при температуре 90—95 C. При запуске двигателя, термостат закрыт. В таком его положении, жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор для охлаждения. Это нужно, чтобы двигатель быстрее нагрелся до рабочей температуры. Когда мотор прогреется свыше 90 градусов, заслонка термостата откроется и направит антифриз по большому кругу, через радиатор охлаждения.

Такая схема системы охлаждения, обеспечивает быстрый прогрев мотора после запуска, и предотвращает перегрев двигателя во время длительной работы под большой нагрузкой.

Из всего выше написанного видно, что рассматриваемый мотор очень похож на своего старшего собрата — силовой агрегат Toyota 3Y с объёмом двигателя 2 литра. Многие детали двигателей идентичны и взаимозаменяемы. Главное отличие состоит в увеличенном объёме цилиндров до 2.2 литров. Для получения данного объёма ограничились увеличением диаметра цилиндров на 5 мм. Так, если на предыдущим двигателе диаметр цилиндров равнялся длине хода поршня 86 мм. То сейчас, кривошип коленвала и шатуны оставили на прежнем уровне, а диаметр цилиндров стал 91 мм. Такая модернизация позволила достичь пиковый момент 190 Нм., и мощность 110 л., сил.

Модификации двигателя 4Y

Рассматриваемый двигатель Тойота 4у выпускался в серийное производство на три года позже своих старших собратьев. Уже были видны результаты эксплуатации этих сложных силовых агрегатов. Поэтому четвёртый двигатель модельной линейки моторов Y, получил несколько модификаций с дополнительным электронным и экологичным оборудованием. За годы производства рассматриваемого мотора, производились такие модификации:

Технические данные

Четвёртый двигатель модельного ряда линейки Y представлен четырёхтактным силовым агрегатом, топливом которого служит бензин. Движок четырёхцилиндровый, имеет рядное расположение цилиндров. Производителем 4Y служит компания Тойота. Данный двигатель выпускался с 1985 по 1997 годы. Однако его конструкция заинтересовала китайских моторостроителей. Поэтому двигатель успешно выпускается в наше время под китайскими брендами Q491 ME, GW491 QE.

Блок цилиндров выполнен из особо прочного чугунного сплава. Головка БЦ изготовлена из алюминия. Впускной коллектор дюралевый, выпускной коллектор, из-за возможности температурной деформации, изготовлен из чугунного сплава.

Механизм газораспределения — типа OHV, с нижним размещением распределительного вала и верхним размещением клапанов.

Система охлаждения замкнутого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система смазки классическая комбинированная.

Система питания двух типов, карбюраторная и электронный впрыск EFI, который способствовал увеличению мощности и максимальному моменту, а так же улучшению экологических показателей, по выбросам вредных веществ.

Точный объём камер сгорания на рассматриваемом моторе 2237 куб., сантиметров. Вес силового агрегата 126 кг. Для получения данного объёма использовали блок цилиндров Toyota 3Y с увеличенным диаметром цилиндров, в 91 вместо прежних 86 миллиметров. Длину хода поршня оставили прежней 86 мм. Данная модернизация привела к увеличению объёма ДВС до 2.2, вместо прежних 2 литров. На всех модификациях 4Y установлены гидрокомпенсаторы.

Рассматриваемый мотор производился в двух версиях: карбюраторной и инжекторный, поэтому дальнейшие технические данные нужно рассматривать отдельно.

Степень сжатия в камерах сгорания равнялась 8.8:1. Двигатель не соответствовал европейским экологическим требованиям по выбросам вредных веществ. Расход горючего для Toyota Hilux 1990 г., выпуска в городской черте 10.5 литров на 100 км., пробега. По трассе 7.9 литра. Общий расход для карбюраторной версии 8.8 л., на 100 км., пробега. Ресурс работы ДВС по заявкам производителя составляет 350 тыс., км. Реальный ресурс при хорошем уходе может перевалить за 500 тыс., км.

С установленной инжекторный системой питания выпускалось два двигателя линейки моторов Y. Это 4YE и 4YEC, это в принципе один и тот же мотор, только на втором было установлено дополнительное экологическое оборудование. Что обеспечивало соблюдение евро стандартам по выбросам вредных веществ — Евро 4.

Расход топлива

Расход бензина при городской езде составлял 11.1 л., на 100 км., пробега, по трассе 8.5 литра, общий расход составлял 9.4 литра на сотню км., пробега. Данные расхода взяты для автомобиля с МКПП 1990 г., выпуска, марка Toyota 4Runner. Ресурс инжекторных ДВС по данным производителя меньше, чем моторов с карбюратором, 250 тыс., км. Однако в практике встречались моторы приехавшие около 500 тыс., километров.

Расход масла

Допустимый расход моторной смазки для всех версий 4Y составляет около 0.7 литров на 1000 км. Используемые виды масла 5w30, 10w30. Производитель рекомендует выполнять замену вместе с масляным фильтром через 15 тыс., км. Опытные водители советуют период замены моторной смазки сократить, как минимум в два раза

Возможные неисправности и пути их устранения

Как известно, силовой агрегат 4Y выпускался в двух видах: карбюраторной и инжекторной версиях. Их неисправности отличаются друг от друга. Поэтому есть смысл рассматривать неисправности двигателей с разными системами питания отдельно.

Неисправности карбюраторного двигателя:

Проблемы в работе карбюратора

Самая важная неисправности, это проблемы связанные с регулировкой сложного карбюратора. Специалистов в этом направлении, даже в Японии можно по пальцам пересчитать. Но в России находятся свои Кулибины, которые могут решить любую карбюраторную проблему.

Проблемы с зажиганием

Вторая распространённая поломка, это нестабильная работа карбюраторного двигателя. Случается так, что двигатель работает с перебоями. Виной этому, скорее всего система зажигания, а именно трамблёр. Ведь именно в нём заключены все основные детали зажигания.

Перебои в работе мотора могут случиться из-за неисправности катушки зажигания или распределителя. А эти дефицитные детали находятся внутри трамблёра. Найти их по отдельности практически невозможно. Для устранения неисправности придётся менять трамблёр целиком. Но перед этим необходимо проверить исправность свечей зажигания. Неисправность хотя бы одной свечи может быть причиной работы мотора с перебоями.

Нестабильная работа двигателя может выражаться в плавающих оборотах. На данном силовом агрегате обороты могут плавать по причине отсутствия герметичного присоединения карбюратора или впускного коллектора. Устранение подсоса воздуха, восстановит нормальную работу силового агрегата.

Разрушение прокладки ГБЦ

По причине перегрева возможна деформация ГБЦ, с повреждением прокладки. Объём работы по устранению неисправности зависит от масштабов деформации головки БЦ. Прокладка ГБЦ, в любом случае подлежит замене. Данную проблему лучше предотвратить. Для этого достаточно контролировать исправность системы охлаждения и рабочую температуру двигателя.

Ненадёжная конструкция крепления шкива привода навесного оборудования. Известны случаи, когда шкив откручивался, при этом разбивался паз для шпонки и носок коленчатого вала. Для предотвращения неполадки необходимо при появлении повышенного шума осмотреть шкив и при необходимости подтянуть.

Жор масла

При появлении расхода масла более чем 0.7 литров на 1 тыс., км. Необходимо осмотреть и при необходимости заменить прокладки крышки клапанов и крышки картера. Если расход масла не придёт в норму, то следующим мероприятием по устранению проблемы будет замена масло съёмных колпачков.

Неисправности инжекторного мотора:

Инжекторный мотор не имеет узлов и механизмов, присутствующих на карбюратором моторе. Соответственно если нет деталей, значит они не могут сломаться. А вот другие неисправности мотора очень похожи:

Перегрев двигателя

Инжекторный двигатель часто перегревается. Так же как и карбюраторный мотор, с деформацией головки и прокладки БЦ. Ликвидация неисправности такая же, как на моторе с карбюратором.

Течи масла и антифриза

Следующая неисправность характерна только для инжекторного мотора. Речь идёт о разрушении перемычки между каналом антифриза и четвёртым цилиндром.

Распространённая проблема инжекторного мотора, течь масла через уплотнения и прокладки, а так же повышенный расход моторной смазки из-за вышедших из строя масло съёмных колпачков. Замена неисправных запчастей восстановит нормальный расход моторного масла.

Дергается двигатель

Эксплуатационное обслуживание 4Y

Течь сальников

После приличного пробега может появиться течь сальников и уплотнительных прокладок. Решить проблему можно, если перевести мотор на SAE 15W40, 10W40, 5W40.

Механизм ГРМ

Серьёзные проблемы, на рассматриваемом моторе могут появиться по причине неисправности механизма привода ГРМ. Дело в том, что при обрыве цепи привода ГРМ двигатель деформирует клапана. Производитель гарантирует безупречную работу привода на протяжении 100 тыс., км., пробега. Однако известны случаи обрыва цепи в более ранний период. Поэтому через 30 тыс., км., пробега, механизм привода ГРМ подлежит тщательному осмотру. А через 60 тыс., км., пробега, замене цепи привода ГРМ и других деталей механизма.

Фильтры

Фильтрующий элемент для очистки воздуха нужно обновлять каждые 10 тыс., км., пробега. Так же, через этот период нужно проводить очистку загрязнений решёток радиатора, мешающих теплообмену и охлаждению мотора, а так же следует контролировать уровень антифриза. Через 60 тыс., км., пробега, охлаждающая жидкость подлежит полной замене.

Коллектор

Впускной и выпускной коллектор нужно осматривать через 30000 км., пробега на предмет нарушения герметичности и деформации.

Маслосъемные колпачки

Для предотвращения повышенного расхода моторной смазки производитель рекомендует каждые 20 тыс., км., проводить замену масло съёмных колпачков.

Водителю важно помнить, что любую проблему проще предотвратить чем устранить. Выполнение рекомендаций по обслуживанию включает необходимые мероприятия по предотвращению возможных неисправностей.

Силовой агрегат 4Y под капотом Тойота Хиасе.

2.2-литровый карбюраторный двигатель Тойота 4Y производился компанией с 1985 по 1997 год и ставился на популярные микроавтобусы Town Ace и Hiace, пикапы Hilux и седаны Crown S130. Специально для коммерческой техники выпускалась дефорсированная до 70 л.с. модификация.

Технические характеристики мотора Toyota 4Y 2.2 карбюратор

Точный объем2237 см³
Система питаниякарбюратор
Мощность двс90 - 95 л.с.
Крутящий момент175 - 185 Нм
Блок цилиндровчугунный R4
Головка блокаалюминиевая 8v
Диаметр цилиндра91 мм
Ход поршня86 мм
Степень сжатия8.8
Особенности двсOHV
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепной
Фазорегуляторнет
Турбонаддувнет
Какое масло лить3.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-92
Экологический классЕВРО 0
Примерный ресурс320 000 км

Мотор Тойота 4Y фото.

Двигатель 4Y вид сбоку.

Мануал о двс Toyota 1Y
MANUAL

Русскоязычное руководство для двигателей линейки Y можно скачать тут

Форум о двс Toyota 4Y
FORUM

Немало полезной информации по моторам серии Y выложено на Mikrob.ru

Расход топлива Тойота 4Y

На примере Toyota Hilux 1990 года с механической коробкой передач:

Город10.5 литра
Трасса7.9 литра
Смешанный8.8 литра

Toyota Hilux с бензиновым двигателем 2.2 литра 1990 года

На какие автомобили ставили двигатель 4Y 2.2 l

Toyota
Crown S1301987 - 1995
Hilux N801988 - 1997
Hiace H501985 - 1989
TownAce R201985 - 1996
Volkswagen
Taro 7A1989 - 1997

Недостатки, поломки и проблемы двс 4Y

Основные затруднения связаны с настройкой конструктивно сложного карбюратора

Также в этом двигателе необычная система зажигания и оригинальный бензонасос

От перегрева здесь очень часто ведет головку блока и обычно с пробоем прокладки

На профильном форуме описано несколько случаев с откручиванием блока шкивов

Ближе к 200 000 км пробега силовые агрегаты этой серии нередко расходуют масло

Инструкция по правильной затяжке болтов на двигателе Toyota 4Y

Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

а) Установите новую прокладку головки блока цилиндров, учитывая положение направляющих на блоке.

б) Опустите на прокладку головку блока цилиндров.

Примечание: перед установкой нанесите небольшой слой моторного масла на резьбы болтов и под головки болтов.

  • Момент затяжки — 29 Нм


Если при затяжке болта не достигается требуемый момент, замените болт.

Примечание: болты крепления головки блока имеют различную длину 90 мм и 108 мм. При установке будьте внимательны, не перепутайте их.

г) Отметьте кромку болта, обращенную к передней части двигателя (стороне, противоположной отбору мощности) краской, как показано на рисунке.

д) Подтяните все болты в отмеченной выше последовательности, довернув их на 90°.

е) Снова подтяните все болты в отмеченной выше последовательности еще на 90°.

ж) Убедитесь, что все метки болтов ориентированы на 180° от начального положения.


2. (4A-FE, 5A-FE) Опустите двигатель подъемником.

3. Соберите распределительный вал впускных клапанов.

а) Закрепите распределительный вал в тисках, зажав его за шестигранный участок.


Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал.

б) Установите следующие детали:

(1) пружину шестерни распределительного вала,

(2) вспомогательную шестерню,

(3) волнистую шайбу.


в) Щипцами установите стопорное кольцо.


г) Введите технологические болты (А) и (В) в установочное отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала.

д) С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню распределительного вала по часовой стрелке и совместите отверстия ведомой шестерни распределительного вала и вспомогательной шестерни, после чего установите технологический болт (С).

Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал.


4. Установите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.

Внимание: при установке распределительных валов, необходимо учитывать, что величина осевого зазора очень мала, поэтому валы должны укладываться в постели подшипников строго горизонтально, без перекосов, во избежание заедания и/или повреждения валов.

А. Установите распределительный вал выпускных клапанов.

а) Нанесите консистентную смазку на торцевые поверхности распределительного вала.

б) Положите распределительный вал выпускных клапанов в головку блока цилиндров таким образом, чтобы установочный штифт располагался несколько правее вертикальной оси распределительного вала, как показано на рисунке. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров в равной степени нажимают на толкатели соответствующих клапанов.


в) Удалите остатки старого герметика.

г) Нанесите герметик на крышку №1 подшипника распределительного вала, как показано на рисунке.


д) Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).


е) Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов.

  • Момент затяжки — 13 Нм


з) Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника.


ж) С помощью подходящей оправки, установите сальник распределительного вала.


  • - Сальник должен быть установлен как показано на рисунке.
  • - Сальник устанавливается в расточку головки блока до упора.

Б. Установите распределительный вал впускных клапанов.

а) Установите технологический штифт распределительного вала выпускных клапанов таким образом, чтобы он находился чуть выше кромки головки блока цилиндров, как показано на рисунке.


б) Нанесите консистентную смазку на упорные (торцевые) поверхности распределительного вала.

в) Введите в зацепление шестерни распределительных валов впускных и выпускных клапанов, совместив друг с другом установочные метки на этих шестернях.

Примечание: на шестернях распределительных валов имеются также "метки газораспределения" или метки ВМТ; не путайте их с установочными метками.


г) Удерживая шестерни в зацепленном виде, уложите распределительный вал впускных клапанов в постели опор. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров равномерно нажимают на толкатели соответствующих клапанов, что облегчает монтаж распределительного вала.

д) Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).


е) Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов крышек подшипников распределительного вала.

  • Момент затяжки — 13 Нм


з) Снимите технологический болт, соединяющий вспомогательную и основную шестерни распределительного вала впускных клапанов.


и) Установите крышку 1-го подшипника распределительного вала впускных клапанов стрелкой вперед (в сторону привода ГРМ).


Внимание: если крышка 1-го подшипника не садится на место, отверткой переместите распределительный вал вперед-назад вдоль его оси.

  • Момент затяжки — 13 Нм


м) Убедитесь, что установочные метки шестерен распределительных валов выпускных и впускных клапанов. находятся в крайнем верхнем положении, а метки ВМТ ("метки газораспределения"), совпадают друг с другом, как показано на рисунке.


5. Проверьте и отрегулируйте зазоры в клапанах (см. раздел "Проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах").

6. Установите стойку выпускного коллектора.

  • 4A-FE, 5A-FE — 40 Нм
  • болт А — 40 Нм
  • болт В — 44 Нм


  • Момент затяжки — 63 Нм


  • Момент затяжки — 13 Нм
  • Момент затяжки — 63 Нм
  • Момент затяжки — 33 Нм
  • Момент затяжки — 15 Нм

12. Установите защиту жгута проводов.

13. Установите масляный щуп в сборе с направляющей.

а) Установите новое кольцевое уплотнение на направляющую масляного щупа, нанеся на него немного мыльного раствора.

  • Момент затяжки — 10 Нм
  • Момент затяжки — 19 Нм
  • Момент затяжки — 30 Нм
  • болт крепления ко впускному коллектору — 19 Hм
  • болт крепления к блоку цилиндров — 40 Нм

18. Подсоедините впускной и выпускной шланги радиатора.

19. Подсоедините разъем датчика положения коленчатого вала.

20. Установите крышку воздушного фильтра с воздуховодом.

21. (4A-FE, 5A-FE) Подсоедините воздушный шланг электропневмоклапана системы кондиционирования.

22. Подсоедините вакуумный шланг аккумулятора паров топлива.

23. Подсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов.

24. Подсоедините вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе.

25. Подсоедините шланг перепуска воздуха гидроусилителя рулевого управления.

Еще раз о "моментах и протяжках" болтов ГБЦ 4e-fe.

собирал 3шт 5e на старых болтах
тянул по мануалу, вроде 44-45 + 90град доворот

тянул в 2-3 приема каждую операцию

ни один болт не закосячил
повторной проверкой не заморачивался

но как написано в мануале, смачивал болт и шайбу маслом
и это правильно
надо смазывать болт, потому что на земле есть сила тяжести )
даже смазывая болт, иногда чувствуешь, что смазал мало
потому что его прихватывает трением, болт движется рывками

автор, читай мануал внимательно.
твой момент "терялся" не в на растяжении болтов, а на трении.

цитирую - тщательно чищу и в меру смазываю гнезда под болты и в путь
вот это под резьбовой канал посчитал

про меньший разбег - чисто теоретически, в силу меньшей сжимаемости материала

для исходных 29 нм так и есть +90+90град

про 4е ошибка. там должно быть 45 нм+ 90град

для исходных 29 нм так и есть +90+90град

про 4е ошибка. там должно быть 45 нм+ 90град

в том то и дело, что момент по углам затяжки, получается не равномерным. Я до 70Н/м затянул в 5приемов (примерно 20минут давал отстаиваться ГБЦ. После, до 80Н/м затянул через 5Н/м. в два приема, так же с перерывами.
А далее начал увеличивать момент затяжки через 2Н/м. На 82Н/м, "поплыл один болт. Сменил его и так дошел 90.4Н/м.При 90.6Н/м, "поплыл другой болт. Сменил и его. При 98 "поплыл" третий болт. Заменил и его. Сделал последнюю затяжку при 100Н/м.
Но перерывы делал уже больше, к концу затяжки. Ночь простоял двигатель, с утра сделал контроль зятяжек болтов - везде по 100Н/м. Запустил двигатель, все нормально. Как дальше все будет - время покажет.
Зятяжку болтов по уголомеру, я бы может предпочел делать с новыми зап. частями. Но как показывает практика, по угломеру получается не равномерная затяжка болтов. А этим, нарушается главное условия протяжки прокладки ГБЦ. Где то будет давить 7т. на кв. см, а где то меньше - такое нельзя допускать.

Кстати, промер сделал плоскостей блока и ГБЦ. По нулям все. Фольга 0.01мм - не проскакивает. Все везде ровно.

Интересно, у 4А короче болты по ГБЦ, чем у7А? Все же, разница по высоте блоков, 9мм.

Daihatsu Rocky 1991, двигатель бензиновый 2.2 л., 91 л. с., полный привод, механическая коробка передач — фотография

Машины в продаже


Daihatsu Mira, 2006


Daihatsu Move Conte, 2013


Daihatsu Terios Kid, 2004


Daihatsu Terios Kid, 2010

Комментарии 12

Привет. Подскажи, если есть каталог … Цепь насоса масляного артикул.спасибо

Масляный насос на 4Y приводится не цепью а шестерней распредвала.

Привет Николай, а артикул теплообменника маслянного можешь подсказать?

масляный радиатор 15710-73011 Toyota двигатель 4Y цена 23529 руб на EMEX.

Николай здравствуй.У меня на адмирале такой же движок, делаю капиталку подскажи момент затяжки колена и шатунов? Зарание благодарю.

момент затяжки болтов коренных крышек 78 Н-м
шатунных крышек 49 Н-м

Давно искал эту информацию. Спасибо огромное.

А что с ним такое было, что капиталку делал? На фото плохо видно, он у тебя гильзованный? Собрал изначальные размеры, или ремонтный? Да и стартер у тебя такой весь беленький… Новый? А корзину сцепления менял? Интересно, они у нас с тобой одинаковые?

Капиталку движка пришлось делать по причине безграмотного и наплевательского отношения к содержанию и обслуживанию автомобиля предыдущих хозяев. Бывает говоря некоторые хозяева своих машин "что ему будет он же ЯПОНЕЦ всё выдержит" .А так как предыстория ремонта двигателя длинная я отпишусь позже.

С 1июня по 8 августа 2009 года сам разбирал и собирал двигатель после капитального ремонта много времени ушло на ожидание запчастей особенно из Японии поршни, кольца и левая подушка двигателя.

Примечание: перед установкой нанесите на внутреннюю поверхность вкладыша обильное количество моторного масла.

Внимание: не наносите масло на наружную поверхность сальника.

1. (2L-TE, 1JZ-GTE) Установите обратные клапаны и масляные форсунки.


2. (2L-TE) Установите штуцер системы смазки.

3. (2L-TE) Заверните 2 шпильки.

4. (2L-TE) Установите сливной патрубок системы охлаждения.

5. (1JZ-GTE) Используя шестигранный ключ на 5 мм, установите масляные форсунки с предохранительными клапанами, затянув болт. Установите 6 масляных форсунок.

  • Момент затяжки. 8,8 Н*м

6. Установите вкладыши коренных подшипников.

(Серия JZ) Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 20,0 мм и 23,0 мм. Вкладыши шириной 23,0 мм соответствуют коренной шейке №1, а вкладыши шириной 20,0 мм - остальным коренным шейкам.

(4S-FE) Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 19,2 мм и 22,9 мм. Вкладыши шириной 22,9 мм соответствуют коренной шейке №3, а вкладыши шириной 19,2 мм - остальным коренным шейкам.


(1G-FE) Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 19,2 мм и 22,2 мм. Вкладыши шириной 22,2 мм соответствуют коренной шейке №1, а 19,2 мм - остальным коренным шейкам.


Верхние вкладыши коренных подшипников имеют смазочный канал и смазочные отверстия.

а) Совместите выступы верхних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока цилиндров и вставьте вкладыши.

Примечание: устанавливайте вкладыши с отверстием для подвода масла в блок цилиндров.


б) Установите вкладыши в постели блока цилиндров и крышки.


7. Установите верхние упорные полукольца в постель коренного подшипника №4 смазочными канавками, направленными наружу.


8. Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.

9. Установите крышки коренных подшипников и нижние упорные полукольца.

а) Установите два упорных полукольца на крышку подшипника №4 (серия JZ, 1G-FE) или №3 (4S-FE, 2L-TE) выступами (углублениями), обращенными наружу.


б) Установите крышки подшипников коленчатого вала в определенном порядке.

Примечание: каждая крышка имеет номер и стрелку, указывающие направление вперед.


в) Установите болты крышек подшипников коленчатого вала.

  • Болты крышек подшипников коленчатого вала затягиваются в два прохода.
  • Если болт имеет деформацию или повреждения, замените болт.

г) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек коренных подшипников.

д) Установите и равномерно затяните в несколько проходов болты крепления крышек коренных подшипников в порядке, показанном на рисунке.

  • серия JZ. 44 Н*м
  • 4S-FE. 58 Н*м
  • 1G-FE. 60 Н*м
  • 2L-TE. 105 Н*м

Если болт не затягивается указанным моментом, замените болт.


Для двигателей серии JZ и 4S-FE

е) Пометьте краской головку болта, как показано на рисунке.


ж) Доверните болты на 90°, как показано на рисунке, в указанном ранее порядке.

з) Проверьте, чтобы все метки были повернуты на 90° относительно первоначального состояния.


и) Проверьте, чтобы коленчатый вал поворачивался равномерно и с небольшим усилием,

к) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор коленчатого вала при перемещении коленчатого вала отверткой.

Если осевой зазор больший чем максимальный, замените упорные полукольца.

10. Установите поршень и шатун в сборе.

Используя приспособление для сжатия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки "перед" на поршнях по направлению к передней части двигателя, как показано на рисунке.


11. Установите нижние крышки шатунов.

А. Установите нижние крышки шатунов на шатуны.

а) Проверьте соответствие нумерации крышек шатунных подшипников и шатунов.

б) Установите нижние крышки шатунов, совместив установочные штифты с отверстиями.


Б. Установите болты крепления крышек шатунов.

  • Болты крепления крышек шатунов затягиваются в два прохода.
  • Если болт имеет деформацию или повреждения, замените болт.

а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек шатунов.

б) Установите и попеременно затяните болты крепления крышек шатунов в несколько проходов.

  • серия JZ. 29 Н*м
  • 4S-FE. 54 Н*м
  • 1G-FE. 50 Н*м
  • 2L-TE. 55 Н*м


Для двигателей серии JZ, 4S-FE, 2L-TE

в) Пометьте краской головку болта, как показано на рисунке.


г) Доверните болты на 90°, как показано на рисунке.

д) Проверьте, чтобы все метки были повернуты на 90° относительно первоначального состояния.


е) Проверьте, чтобы коленчатый вал поворачивался равномерно и с небольшим усилием.

ж) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор при перемещении шатуна назад и вперед. Если осевой зазор больший чем максимальный, замените шатун в сборе. Если необходимо, замените коленчатый вал.

12. Установите держатель заднего сальника.

а) Удалите старый герметик с поверхности заднего сальника и блока цилиндров, стараясь не повредить контактные поверхности. Очистите поверхности растворителем.

б) Нанесите герметик на поверхность держателя заднего сальника коленчатого вала, как показано на рисунке.

Замена компонентов блока цилиндра двигателя Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE


Подготовительные операции для разборки блока цилиндров 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

- Снимите кожух сцепления и диск сцепления.

- Снимите маховик, отвернув 6 болтов.

- Снимите зубчатый ремень и шкивы.

- Снимите головку блока цилиндров.

Двигатели Toyota 4A-GE

Снимите генератор и натяжную планку генератора, отвернув 2 болта.

Двигатели Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

Снимите натяжную планку генератора, отвернув 2 болта.

Двс 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE

Снимите правую опору двигателя, отвернув 3 болта.


Рис.10. Блок цилиндров двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

1 - болт штуцера (МЗ = 34 Нм), 2 - прокладки штуцера, 3 - штуцер маслопровода масляного радиатора, 4 - пробка для слива масла (МЗ = 34 Нм), 5 - прокладка пробки, 6 - болт (МЗ = 4,9 Нм), 7 - масляный поддон (4A-FE и 5A-FE), 8 - болты (МЗ = 9,3 Нм), 9 - маслоприемник с сетчатым фильтром, 10 - прокладка маслоприемника, 11 - болт крепления крышки коренного подшипника (МЗ = 60 Нм), 12 - крышки коренных подшипников коленчатого вала, 13 - упорные полукольца, 14 - вкладыши подшипников коленчатого вала, 15 - коленчатый вал, 16 - болт крепления корпуса масляного насоса (МЗ = 21 Нм), 17 и 18 - корпус и прокладка корпуса масляного насоса, 19 - сальник носка коленчатого вала, 20 - болт крепления правой опоры двигателя (МЗ = 51 Нм), 21 - правая опора двигателя, 22 - болт (МЗ = 14 Нм), 23 - насос охлаждающей жидкости, 24 - уплотнительное кольцо, 25 - датчик детонации (МЗ = 37 Нм), 26 - блок цилиндров, 27 - шатун, 28 - поршень, 29 - расширитель маслосъемного кольца, 30 - компрессионное кольцо №2, 31 - компрессионное кольцо №1, 32 - скребки маслосъемного кольца, 33 - поршневой палец, 34 - вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала, 35 - крышка кривошипной головки шатуна, 36 - гайка крепления крышки шатуна (первый этап МЗ = 29 Нм, затем довернуть еще на 90°), 37 - маховик, 38 - болт крепления маховика (МЗ = 78 Нм), 39 - задняя пластина (крышка) блока цилиндров, 40 - сальник хвостовика коленчатого вала, 41 - держатель сальника хвостовика коленчатого вала, 42 - прокладка держателя сальника хвостовика коленчатого вала, 43 -прокладка кронштейна масляного фильтра, 44 -кронштейн масляного фильтра, 45 - плоская шайба, 46 - перепускной болт, 47 - масляный фильтр, 48 - пробка для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров (МЗ = 34 Нм), 49 - датчик аварийного давления масла, 51 - задняя пластина (крышка) блока цилиндров, 52 - передняя дистанционная втулка, 53 - ведущая пластина гидротрансформатора, 54 - задняя дистанционная втулка, 55 - болт (МЗ = 64 Нм), 56 -маслоуспокоитель (7A-FE), 57 - гайка (МЗ = 7,8 Нм), 58 – нижняя часть масляного поддона (7A-FE), 59 - болт (МЗ = 4,9 Нм), 60 - верхняя часть масляного поддона (7A-FE).

Снимите насос охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта и сняв кольцевую уплотнительную прокладку. Снимите масляный фильтр.

Только для двигателей с масляныи радиатором

Снимите кронштейн масляного фильтра, отвернув перепускной болт, сняв плоскую шайбу и удалив (после снятия кронштейна): кольцевую уплотнительную прокладку и направляющую болта.

Снимите пробку или краник для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.

Используя подходящее приспособление, снимите датчик аварийного давления масла или датчик давления масла.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE) автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

Используя подходящее приспособление, снимите датчик детонации.

Двс 4A-FE, 5A-FE и 4A-GE

Снимите масляный поддон и маслоприемник с сетчатым фильтром,

- Только для двигателей с масляным радиатором - Снимите штуцер маслопровода масляного радиатора.

- Отверните 19 болтов и 2 гайки крепления поддона.

Введите острое лезвие между сопрягаемыми поверхностями поддона и блока цилиндров (4A-FE, 5А-FE) или поддона и маслоуспокоителя (4A-GE), обрежьте герметик и снимите поддон.

- Будьте осторожны, чтобы не повредить фланец поддона.

- Не используйте подобный способ при снятии масляного насоса и держателя сальника хвостовика коленчатого вала.

Отвернув 2 болта и 2 гайки, снимите маслоприемник с сетчатым фильтром.

Двигатели Toyota 4A-GE

Двигатели Toyota 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

Снимите нижнюю часть масляного поддона, маслоуспокоитель, маслоприемник с сетчатым фильтром и верхнюю часть масляного поддона.

Только для двигателей с масляным радиатором - Снимите штуцер маслопровода масляного радиатора.

Снимите нижнюю часть масляного поддона, отвернув 13 болтов и 2 гайки.

Введите острое лезвие между сопрягаемыми поверхностями, обрежьте уплотнитель и снимите нижнюю часть масляного поддона.

- Будьте осторожны, чтобы не повредить фланец поддона.

- Не используйте подобный способ при снятии верхней части масляного поддона, масляного насоса и держателя сальника хвостовика коленчатого вала.

Отвернув 2 болта и 2 гайки, снимите маслоуспокоитель.

Отвернув 3 гайки, снимите маслоприемник с сетчатым фильтром и прокладку.

Отверните 6 болтов. Используя специнструмент, отверните 14 болтов и снимите верхнюю часть масляного поддона.

Отвернув 7 болтов, снимите корпус масляного насоса вместе с прокладкой.

Двигатели Toyota 4A-GE Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina

Снимите пластину повышения жесткости (ребро жесткости) блока цилиндров.

Разборка блока цилиндров 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

Снимите держатель сальника хвостовика коленчатого вала, отвернув 6 болтов.

Проверьте величину осевого зазора шатунного подшипника. Часовым индикатором измерьте осевой зазор кривошипной головки шатуна, перемещая головку вперед-назад по шатунной шейке коленчатого вала.

- номинальный 0,15 - 0,25 мм
- максимальный 0,30 мм

Если осевой зазор превышает допустимый, замените шатун и/или коленчатый вал.

Снимите крышку шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника.

- Убедитесь в наличии и совпадении меток на шатуне и на крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем правильную его сборку. Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и на шатуны.

- Отверните гайки (болты 7A-FE) крепления крышки шатуна.

- Молотком с пластиковой головкой слегка постучите по болтам и ocвoбодите крышку шатуна. Нижняя половине вкладыша должна остаться в крышке шатуна.

- Наденьте на выступающие концы болтов кусочки шланга для предотврашения повреждения поверхности шатунной шейки.


Рис.11. Блок цилиндров двигателей Toyota 4A-GE Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina

1 - болт крышки коренного подшипника (МЗ = 60 Нм), 2 - крышки коренных подшипников коленчатого вала, 3 - упорные полукольца коленчатого вала, 4 - вкладыши коренных подшипников, 5 - коленчатый вал, 6 - сальник носка коленчатого вала, 7 и 8 - корпус и прокладка корпуса масляного насоса, 9 - форсунка для охлаждения поршня, 10 - обратный клапан форсунки охлаждения поршня, 11 - блок цилиндров, 12 - гайка крепления крышки шатуна (предварительный МЗ = 39 Н-м, затем довернуть еще на 90°), 13 - вкладыши шатунных подшипников, 14 - шатун, 15 - поршень, 16 - стопорное кольцо поршневого пальца, 17 - поршневые кольца, 18 - поршневой палец, 19 - втулка поршневого пальца, 20 - крышка шатуна, 21 - датчик детонации, 22 - штуцер, 23 - маховик (МКПП) или ведущая пластина гидротрансформатора (АКПП), 24 - болт крепления маховика (МКПП) или ведущей пластиныгидротрансформатора (АКПП) МЗ = 74 Нм, 25 - задняя пластина блока цилиндров; 26 - сальник хвостовика коленчатого вала, 27 - держатель сальника хвостовика коленчатого вала, 28 - прокладка держателя сальника, 29 - пластина повышения жесткости (ребро жесткости), 30 - краник для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров, 31 - датчик давления масла, 32 - прокладка, 33 - маслоприемник, 34 - маслоуспокоитель, 35 - масляный поддон, 36 - прокладка, 37 - пробка для слива масла, 38 - редукционный клапан, 39 - пружина редукционного клапана, 40 - упор пружины, 41 - стопорное кольцо, 42 - уплотнительное кольцо, 43 - направляющая указателя уровня масла (щупа), 44 - ведомая шестерня масляного насоса, 45 - крышка масляного насоса, 46 - ведущая шестерня масляного насоса.

- Очистите шатунную шейку и вкладыши.

- Проверьте состояние рабочих поверхностей шатунной шейки и вкладышей. При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте шейки или замените коленчатый вал.

- Положите кусок пластикового калибра на шатунную шейку.

Установите крышку шатуна и затяните гайки (болты 7A-FE) в два приема.

- Не вращайте коленчатый вал.

- Нанесите немного масла на резьбу болтов и под гайки (под головки болтов 7A-FE) перед их установкой.

Снимите крышку шатуна, отвернув гайки (болты 7A-FE).

Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора шатунного подшипника.

Зазор шатунного подшипника:

- Номинальный 0,020 - 0,051 мм
- Ремонтный (0,25 мм) - 4A-GE 0,079 - 0,073 мм
- Максимальный 0,08 мм

Если зазор превышает допустимый, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте шейки или замените коленчатый вал.

При использовании вкладышей номинального размера следует иметь ввиду три размерных группы, помеченные номерами "1", "2" и "3". При этом выступ (метка «перед») на крышке шатуна должен быть направлен к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).

Номинальные размеры вкладышей по их толщине:

Метка "1" - 1,486- 1,490 мм
Метка "2" - 1,490- 1,494 мм
Метка "3" - 1,494- 1,498 мм
Вкладыши ремонтного (0,25 мм) - 1,607- 1,613 мм

- Удалите остатки калибра с рабочих поверхностей шейки и вкладыша.

Снимите поршень в сборе с шатуном.

- Разверткой удалите нагар в верхней части цилиндра.

- Наденьте на резьбовые части болтов шатуна куски шланга для предотвращения повреждения шеек коленчатого вала.

- Извлеките поршень с шатуном через верхнюю часть блока цилиндров.

Установите крышки шатунов с вкладышами и расположите шатунно-поршневые группы, снятые с двигателя автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина, в определенном порядке.

Проверьте осевой зазор коленчатого вала. Стрелочным индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая его вперед-назад с помощью отвертки.

- Номинальный зазор - 0,020 - 0,220 мм
- Максимальный зазор - 0,30 мм

Если зазор превышает максимально допустимый, замените упорные полукольца. Толщина упорных полуколец - 2,440 - 2,490 мм

Снимите крышки коренных подшипников и измерьте радиальный зазор в коренных подшипниках.

- Равномерно ослабьте за несколько приемов и снимите болты крепления крышек коренных подшипников.

- Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, отделите и снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами, установленными только в зоне средней (третьей) коренной шейки. Соберите вместе крышки подшипников и вкладыши. Разложите снятые крышки и упорные полукольца в требуемом порядке.

- Снимите коленчатый вал.

- Очистите каждую коренную шейку коленчатого вала и рабочую поверхность вкладыша.

- Проверьте состояние рабочих поверхностей шеек и вкладышей.

- Уложите коленчатый вал в постели блока.

- Положите на каждую шейку по кусочку пластикового калибра.

- Установите крышки коренных подшипников. Затяните болты крепления (окончательный МЗ = 60 Нм).

- Снимите крышки коренных подшипников.

- Измерьте сплющенный калибр в самой широкой его части.

Зазор коренного подшипника:

- Номинальный:
4A-GE (AE101, АЕ111) 0,015 - 0,045 мм
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE 0,015 - 0,033 мм

- Ремонтный (0,25 мм):
4A-GE (АЕ101, АЕ111) - 0,015 - 0,053 мм
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE - 0,016 - 0,056 мм

- Максимальный:
4A-GE (АЕ101, АЕ111) - 0,08 мм
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE - 0,10 мм

При замене блока цилиндров номинальный зазор в коренных подшипниках может составить 0,015-0,045 мм.

Если зазор больше допустимого, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте шейки коленчатого вала или замените коленчатый вал.

При замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы.

Если номер размерной группы вкладышей невозможно определить, подбор необходимого вкладыша осуществляют путей складывания числа размерной группы блока цилиндров с числом размерной группы коленчатого вала. Существует 5 размерных групп вкладышей, обозначенных: "1", "2", "3", "4 и "5".

Окончательно снимите остатки калибра с рабочих поверхностей коренной шейки и вкладыша.

Снимите коленчатый вал, подняв его с постелей подшипников. Затем извлеките верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца из блока. Разложите крышки коренных подшипников, вкладыши, упорные полукольца в порядке последующей сборки.

Двигатели Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina

Снимите обратные клапаны и форсунки для периодического опрыскивания маслом нижней части днищ поршней.

Сборка блока цилиндров Toyota 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

- Тщательно очистите детали, предназначенные для сборки.

- Перед сборной смажьте моторным маслом все детали, образующие узлы вращения или скольжения.

- Замените все прокладки, уплотнители и сальники новыми.

Установите коренные подшипники Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina.

Верхние половинки вкладышей (устанавливаемые в расточку блока цилиндров) имеют масляные канавки или отверстия, а нижние (устанавливаемые в крышки коренных подшипников) - нет.

- Совместите усики подшипников с выточками постелей блока цилиндров и установите 5 верхних вкладышей.

- Аналогично установите 5 нижних вкладышей в крышки подшипников.

Установите 2 верхних упорных полукольца на среднюю коренную шейку, сориентировав масляные канавки наружу. Уложите коленчатый вал в постели блока.

Установите крышки коренных подшипников и нижние упорные полукольца.

- На среднюю (№3) крышку подшипника установите 2 нижних упорных полукольца масляными канавками, обращенными наружу.

- Установите 5 крышек подшипников (вместе с вкладышами) на коренные шейки коленчатого вала.

- Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек подшипников.

- Заверните и затяните 10 болтов крепления в несколько приемов и в нужной последовательности (МЗ = 60 Нм).

- Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно от руки.

- Проверьте осевой зазор коленчатого вала.

Установите поршень в сборе с шатуном Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina.

- Наденьте на резьбовые части шатунных болтов куски шлангов для предотвращения повреждения шеек коленчатого вала.

- Используя устройство для сжатия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки (выемки) на поршнях по направлению к передней части двигателя.

Установите крышки шатунов (вместе с вкладышами подшипников).

Установите крышки шатунов на шатунные болты, совместив метки крышек с соответствующими метками на стержнях шатунов. При этом метка "перед" (выступ) на крышке шатуна должна быть направлена в сторону передней части двигателя (сторону, противоположную отбору мощности).

Установите гайки на шатунные болты (или заверните болты 7A-FE).

- Гайки (болты 7A-FE) следует затягивать в два этапа.

- Деформированные или поврежденные болты необходимо заменить.

Нанесите слой моторного масла на резьбу болтов, под гайки крышек шатунов или под головки болтов (7A-FE).

- Равномерно заверните гайки каждой крышки шатуна в несколько проходов. Момент затяжки 49 Нм

- Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.

- Проверьте величину осевого зазора шатунного подшипника.

Двигатели Toyota 4A-FE (AE101 и AT190), 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

- Проведите первичную затяжку гаек (болтов 7A-FE) крышек шатунов равномерно в несколько проходов.

Если какая-либо гайка (болт 7A-FE) не затягивается указанным моментом, замените болт и гайку.

- Пометьте краской болты и гайки, (или головку болта 7A-FE).

- Доверните гайки (болты 7A-FE) на 90°.

- Убедитесь, что метки на гайках теперь расположены под 90° по отношению к метке на шатунных болтах (или метки на головках болтов повернуты на 90° от первоначального положения 7A-FE).

- Убедитесь, что коленчатый вал вращается легко и плавно.

- Проверьте величину осевого зазора шатунного подшипника.

Установите держатель заднего сальника коленчатого вала вместе с новой прокладкой, закрепив узел 6-ю болтами.

Читайте также: