Двигатель москвич 2140 схема

Обновлено: 24.04.2024

Особенностью автомобилей Москвич 2140 считается модернизация, которая произошла в 1981 году. При проведении регламентных работ этот факт необходимо учитывать, поскольку изменения коснулись многих узлов, включая и электрооборудования автомобиля.

электропроводка москвич 2140

Исторический экскурс

Москвич 2140 является результатом глубокой модернизации «412» модели.

К середине восьмидесятых годов старая модель перестала отвечать общемировым запросам, особенно:

  1. Устаревшая форма кузова, не позволявшая комплектовать автомобиль системами пассивной безопасности;
  2. Мало функциональный салон проигрывал отечественным аналогам, не говоря уже об импортных моделях автомобилей, с которыми он соперничал;
  3. Неинформативная панель приборов. Кроме того, она была еще и травмоопасной, поскольку никто не прорабатывал в те годы вопросы безопасности при ДТП;
  4. Неэффективная тормозная система и т.д.

схема электропроводки москвич 2140

Период с 1976 по 1981 годы

Модернизированный «сто сороковой» впервые сошел с заводского конвейера в 1976 году.

В соответствии с заводской классификацией и действовавшими отраслевыми нормативами, рестайлинговая модель с кузовом «седан» получила наименование:

  1. «Москвич-2140». Модель оснащалась двигателем УЗАМ-412;
  2. «Москвич-2138». Модель оснащалась двигателем М-408.

Справочно: Предшественник «412» появился в линейке АЗЛК благодаря разработке нового двигателя УЗАМ-412. Его ресурс и технические возможности оказались перспективными и современными, что позволило комплектовать этим силовым агрегатом и все последующие модели.

схема проводки москвич 2140

Период с 1981 по 1988 годы

Начиная с 1981 года, Москвич 2140 перестали укомплектовывать двигателем М-408 ввиду его низкой мощности (56 л.с.), что не отвечало современным требованиям. А саму модель подвергли рестайлингу.

Среди самых радикальных отличий «сто сорокового» от предшественника можно отметить:

  1. Передние дисковые тормоза (раньше устанавливались тормоза барабанного типа на переднюю и заднюю оси);
  2. Из передних дверей исчезли форточки;
  3. Автомобиль получил бампера новой конструкции;
  4. Из внешней отделки убрали все хромированные молдинги, включая и хромированную решетку радиатора;
  5. В салоне появились подлокотники и сиденья с подголовниками.

Справочно: обновленная модель получила индекс 2140-01. Рекламное видео тех лет всячески подчеркивало внесенные изменения в конструкцию автомобиля. Также впервые на автомобилях на радиаторной решетке появилась надпись «АЗЛК».


Экспортное исполнение имело заводской индекс М-2140-117, а в обиходе автомобиль получил наименование «Москвич-1500 SL».

Из особенностей следует отметить:

  1. «Низкую» приборную панель с новыми приборами и управлением;
  2. Современную отделку салона;
  3. Новые задние фонари (все производства югославских компаний).


Особенности электрооборудования

Серьезной модернизации вначале 90-х подверглись и электрические схемы автомобиля Москвич 2140. В частности:

  1. В двухконтурной системе тормозов с вакуумным усилителем появилась электрическая схема датчика с контрольной лампой низкого уровня тормозной жидкости в расширительном бачке;
  2. На автомобиль устанавливалась современная система органов управления новой панели приборов;
  3. В базовой комплектации появилась двухрежимная аварийная сигнализация.


Справочно: Система аварийной сигнализации функционировала в двух режимах – дневном и ночном. По мнению разработчиков, яркий свет нужен только в светлое время суток, тогда как указатели поворотов и стоп-сигналы ночью могут слепить водителей сзади едущих автомобилей.

Реализовывалась эта функция следующим образом:

  1. При активации кнопки включения аварийной сигнализации, лампы накаливания в стоп-сигналах и фарах габаритных огней работали стандартно;
  2. В темное время суток при включении наружного освещения (габаритов и ближнего света фар) происходил автоматический переход на «ночной» режим работы – лампы горели вполнакала.


Совет: При обслуживании автомобиля своими руками, следует учитывать эту особенность и не пытаться изменить схему подключения.

За работу силового агрегата отвечала контактная система зажигания, традиционно применяемая в советских автомобилях:

  1. При запуске двигателя АКБ (на схеме №10) питало катушку зажигания (№9);
  2. Она генерировала ток высокого напряжения и подавала его на распределитель зажигания (№8);
  3. Трамблер передавал разряды на свечи (№7), воспламенявшие топливовоздушную смесь в цилиндрах.


После запуска двигателя, ключ в замке зажигания (№1):

  1. Возвращался в положение «все включено»;
  2. Отключал из схемы АКБ – вместо него ток на катушку зажигания подавал генератор (№4);
  3. От генератора через реле заряда (№2) происходила подзарядка аккумуляторной батареи.

Справочно: Обслуживание системы зажигания сводилось к проверке зазора между электродами свечей и чистке контактов в крышке трамблера, которые могли пригорать.

Выводы

Несмотря на обширную модернизацию узлов и агрегатов, «сто сороковой» так и не стал массовым автомобилем, хотя по многим параметрам превосходил ВАЗовские модели тех лет. Тем не менее, Москвич 2140 по-прежнему встречается на отечественных дорогах благодаря заботе автовладельцев, самостоятельно обслуживающих свои автомобили.


На автомобили 2140 и 2137 устанавливается двигатель 412Э мощностью 73,5 л. с, топливом ля которого является бензин АИ-93, на модификациях 21403 и 21406, а также на некоторой части автомобилей 2140 останавливается нефорсированный двигать 412ДЭ мощностью 66,6 л. с, отли-1ющийся от двигателя 412Э уменьшений высотой поршня и, следовательно, степенью сжатия. Используется для него бензин А-76. На автомобили 2138 и 2136 двигатель 408 (рис. 1, б; i мощностью 49 л. с, рассчитанный так на бензин А-76. Двигатель 408выпус-шся АЗЛК по двум стандартам, отличающимся размерами цилиндров (Ц), конных (К) и шатунных (Ш) подшипков (табл. 1). Двигатель стандарта маркирован. Буквенная маркировка двигателей II стандарта (Ц, К или Ш) ,1 бита на блоке цилиндров непосредственно за порядковым номером двигателя.

На все перечисленные автомобили во время ремонта взамен двигателей 412Э 412ДЭ может быть при необходимости двигатель 331.10 мощностью л. с, работающий на бензине АИ-93 тредназначенный для переднее приводного автомобиля “Москвич-21412″. Этот 1гатель отличается от двигателей 412Э 412ДЭ рабочим процессом (используя вихревое движение заряда в цилиндре) и более высокой степенью сжатия (9,5 вместо соответственно 8,8 и 7,2), что позволяет расходовать на 7 – 10 % меньше топлива.


Однако для возможности замены двигателей 412Э и 412ДЭ на двигатель 331.10 требуется не очень сложная, но все же существенная его перекомплектация, связанная с конструктивными различиями автомобилей семейств 2140 и 2141. Для замены двигателя 412Э или 412ДЭ снимите с него опоры 23 (см. рис. 2,6) с подушками, картер сцепления в сборе с выжимным подшипником сцепления, нажимной и ведомый диски сцепления, маховик и подшипник первичного вала коробки передач, расположенный в заднем торце коленчатого вала, корпус и крышку корпуса полнопоточного масляного фильтра,, масляный картер 38, маслоприемник и масляный щуп, вентилятор системы охлаждения, кран 32 отопителя кузова и выпускной патрубок водяной рубашки двигателя. Установите перечисленные узлы и детали, снятые с двигателя 412Э или 412ДЭ, на двигатель 331.10. взамен соответствующих его узлов и деталей. При возможности отдельного приобретения перечисленных узлов и деталей, а также воздушного фильтра двигатель 331.10 может быть перекомплектован и установлен на автомобили 2138 и 2136 взамен двигателя 408. Для управления карбюратором необходимо заменить на нем рычаг дроссельной заслонки или дооборудовать автомобиль тросовым приводом. Допускается одновременная перестановка с двигателя 412Э или 412ДЭ на двигатель 331.10 выпускного трубопровода и карбюратора. В этом случае не возникает сложностей с приводом дроссельной заслонки.
Техническое состояние двигателя, как и автомобиля в целом, в процессе эксплуатации не остается постоянным.

928532cf5588747dcf0e5711903 prev

2. Двигатель 412Э со сцеплением – продольный (а) и поперечный (б) разрезы:
1 — ведущая звездочка привода газораспределения; 2 — шкив коленчатого вала; 3, 17 — двухкроючные самоподжимные манжеты (сальники) ; 4 — храповик; 5 — масляный фильтр; 6 — звездочка натяжного устройства; 7,8 — соответственно нижняя и верхняя крышки распределительных звездочек; 9 — цепь привода механизма газораспределения; 10 — ведомая звездочка механизма 1зораспределения; 11 — распределительный вал; 12 — головка цилиндров; 13 — гильза цилиндра; 4 — блок цилиндров; 15 — картер сцепления; 16 — маховик; 18 — коленчатый вал; 19 – маслоприемник; 20 — упорная шайба; 21 — масляный насос; 22 — подушки передней опоры двигателя; ? — кронштейны передней опоры двигателя; 24 — выпускной трубопровод; 25 — наконечник 1апана; 26 — сухарь; 27 — уплотнительное кольцо; 28 — крышка маслоналивной горловины; 29 — коромысло; 30 — крышка головки цилиндров; 31 — патрубок отбора картерных газов; 32 — кран отопителя (с начала 1981 г. устанавливался на подводящем патрубке водяного насоса); 33 — карбюратор; 34 — впускной трубопровод; 35 — стартер; 36 — указатель уровня масла; 37 — поршень; 38— масляный картер; 39— упорный фланец распределительного вала

26b2b27f33d308e14cc13c2eade prev

Двигатель 408 со сцеплением (продольный (а) и поперечный (б) разрезы) :
1 – масляный картер; 2, 15 — двухкромочные сальники; 3— шкив коленчатого вала; 4 — храповики; 5 — крышка распределительных шестерен; 6 — водяной насос; 7 – ремень вентилятора; ятилятор (металлический или пластмассовый); 9 — маслоналивная горловина; 10 — нако-: стержня клапана; 11 — маслопровод; 12 — задняя ось коромысел; 13 — картер сцепления; маховик; 16 — зубчатый венец маховика; 17 — редукционный клапан масляного насоса; маслоприемник; 19 — фиксирующее полукольцо коленчатого вала; 20 — масляный насос; кронштейн передней опоры двигателя; 22 — распределительный вал; 23 — фильтр грубой и масла; 24 – толкатель; 25 – крышка коробки толкателей; 26 — рычаг фильтра грубой и масла; 27 — выпускной трубопровод (коллектор); 28 — штанга; 29 — кран отопителя; 30 – головка цилиндров; 31 — крышка головки цилиндров; 32 — распределитель зажигания; 33 – карбюратор; 34 — впускной трубопровод; 35 — впускной клапан; 36 — блок цилиндров; 37 – поршень; 38 – шатун; 39 — стартер
Проверка состояния двигателя на токсичность отработавших газов. Перед измерением токсичности отработавших газов при работе двигателя на холостом ходу проверяют и при необходимости регулируют клапанные зазоры, проверяют и при необходимости корректируют начальную установку опережения зажигания. Затем подключают к двигателю тахометр и вводят пробоотборник в отводящую трубу глушителя автомобиля на расстояние 300 мм от среза. Далее по показаниям газоанализатора на прогретом до 80° С двигателе и при частоте вращения коленчатого вала 850 – 900 об/мин измеряют объемное содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах, предельное значение которого допускается 1,5 %.

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ
Общие рекомендации
Необходимо помнить, что крышки коренных подшипников и блок цилиндров, крышки шатунов и шатуны, а на двигателе 408 дополнительно картер сцепления и блок цилиндров обрабатывают на заводе-изготовителе совместно, поэтому они не могут быть обезличены при любом виде ремонта двигателя. В случае выбраковки картера сцепления допускается подбор нового картера с выверкой сносности (допустимая несносность 0,08 мм) расточки под наружное кольцо подшипника коробки передач в картере сцепления и коренных подшипников коленчатого вала. Не рекомендуется обезличивать комплект шатунов одного двигателя, так как они подобраны по массе.
Необходимо также иметь в виду, что на двигателе 408 коленчатый вал -подвергают динамической балансировке в сборе с маховиком и сцеплением. Чтобы не нарушить балансировку при снятии и последующей установке сцепления, на маховике и кожухе сцепления ставят метки, которые и совмещают при сборке. При ремонте перед разборкой сцепления необходимо также пометить кожух сцепления и нажимной диск и сохранить при сборке взаимное их положение. Если при капитальном ремонте сцепление и маховик обезличивают, то перед сборкой двигателя необходимо осуществить балансировку коленчатого вала в сборе с маховиком и сцеплением.

Снятие и установка двигателя со сцеплением и коробкой передач в сборе
Для выполнения ремонта двигателя, за исключением тех случаев, когда ремонт затрагивает только головку цилиндров, необходимо снять двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач с автомобиля. Для этого поставьте автомобиль над осмотровой канавой так, чтобы двигатель находился под грузоподъемным устройством (талью), и установите упоры под передние колеса. Разборку можно выполнять одновременно сверху и снизу автомобиля в следующей последовательности.
Снимите капот двигателя, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и от узлов электрооборудования, установленных на двигателе, и снимите батарею.

Слейте охлаждающую жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя салона кузова, для чего отверните пробки (краны) на блоке цилиндров и на нижнем бачке радиатора, откройте кран отопителя и снимите пробки с расширительного бачка и радиатора. Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку, вторым ключом придерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не сорвать грани пробки.

Отверните сливные пробки в масляном картере двигателя и в картере коробки передач и слейте масло. Отсоедините от патрубков радиатора шланги, отверните 4 болта крепления и снимите радиатор.
Снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него шланги вентиляции картера. Для этого на двигателях 412Э, 412ДЭ и 331.10 снимите крышку, фильтрующий элемент и отверните 4 гайки крепления фильтра к карбюратральный болт крепления фильтра к карбюратору, выньте тягу привода ручной подкачки топливного насоса из скобы на корпусе фильтра и ослабьте стяжной хомут корпуса воздушного фильтра.

Накидным или длинным торцовым ключом отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору.
Отсоедините от двигателя шланг подвода топлива, шланги, идущие к отопителю, и вакуумный шланг от впускного трубопровода двигателя. Отсоедините массовый провод от кузова с задней стороны двигателя, тягу привода дроссельных заслонок, трос привода воздушной заслонки и трос управления краном отопителя.

Отверните болты крепления фланцев карданного вала и ведущей шестерни главной передачи, потяните карданный вал назад и снимите его с автомобиля.
Снимите брызговик двигателя, отверните гайку оболочки гибкого вала и выньте трос спидометра из гнезда механизма его привода на коробке передач, отверните болт, крепящий хомут приемной трубы глушителя к пластинам кронштейна на картере коробки передач. Отсоедините тяги привода управления коробкой передач от рычагов на боковой крышке картера коробки передач. Отсоедините промежуточный рычаг стояночной тормозной системы от кронштейна и снимите передний трос стояночной тормозной системы с конца промежуточного рычага.

Снимите рабочий цилиндр привода сцепления с картера сцепления, для чего расшплинтуйте и удалите палец, соединяющий шток поршня цилиндра с вилкой выключения сцепления. Если при этом не отсоединять гидрошланг от рабочего цилиндра и оставить его в подкапотном пространстве, то гидросистема выключения сцепления не будет разгерметизирована и ее впоследствии не придется прокачивать.

Проденьте стропобочный трос и слегка натяните цепь тали, отверните гайки крепления подушек передней подвески двигателя к поперечине передней подвески автомобиля и осторожно выньте двигатель из отсека, направляя его одновременно сверху и снизу, чтобы не задеть за стенки отсека закрепленными на двигателе выступающими узлами и деталями.

Устанавливайте двигатель на автомобиль в последовательности, обратной снятию. Особое внимание уделяйте соединению двигателя с коробкой передач: первичный вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления. При опускании двигателя вводят удлинитель коробки передач под передок кузова, поддерживают его, пока передние опоры двигателя не опустятся на кронштейны поперечины передней подвески, а установочные штифты в пластинах подушек на войдут в соответствующие отверстия в кронштейнах.

Москвич-2140 236.jpg

В 1975 году начались работы над машинами двух семейств — Москвич-1500 и Москвич-1360, предназначенных заменить окончательно устаревшие Москвич-412 и Москвич-408.
В соответствии с действовавшей отраслевой нормалью автомобиль с полуторалитровым двигателем М- 412 получил обозначение Москвич-2140, а автомобиль с двигателем М-408 объемом 1360 см³ - Москвич-2138. Машины должны были отличаться друг от друга только силовыми агрегатами. Нужно было создать современный автомобиль, минимально изменив прежнюю конструкцию. Эта сложная задача была решена, насколько это было возможно в тех условиях. Из кузовных панелей изменениям подверглись только капот и крышка багажника. Основа кузова осталась прежней. Тем не менее, образ автомобиля стал другим, более современным. Кардинальным изменен интерьер. Разработаны новая травмобезопасная панель приборов с новым рулем, с новой комбинацией приборов с круглыми циферблатами, новые сидения, обивка и другие детали. Система освещения пополнилась аварийной сигнализацией; стоп-сигналы и указатели поворотов днем горели ярко, ночью же для предотвращения ослепления водителей идущих сзади машин — слабее, переход на «ночной» режим происходил автоматически при включении наружного освещения.
Двигатель УЗАМ-412 стал оснащаться сначала карбюратором ДААЗ-2101-412, а позднее ДААЗ-2140.
Тормозная система получила передние дисковые тормоза, скобы которых имели по две пары рабочих цилиндров и вакуумный усилитель, который изготавливался по лицензии фирмы Girling.
Многие машины Москвич-2140 оснащались радиальными шинами с металлокордом.
Автомобили семейства 1360 и 1500 были предназначены для перевозки 4-х человек и груза в багажнике до 50 кг. При движении автомобиля по дорогам хорошего качества и при отсутствии груза можно было перевозить до пяти человек. При этом давление воздуха в шинах задних колес должно было быть повышено до 1,9 кгс/см². На крыше кузова можно было устанавливать дополнительный багажник для груза. Масса этого груза вместе с багажником не должна была превышать 60 кг, а полная масса автомобиля при этом не должна была превышать массу, указанную в технической характеристике.
Переход на новую модель стали осуществлять в конце 1975 года, а первые серийные машины начали сходить с конвейера в начале 1976 года. 25 августа 1980 года с конвейера сошел 3-х миллионный Москвич. Им был Москвич-2140.
В 1982 году Москвич-2140 прошёл небольшую модернизацию: на передних дверях были убраны форточки, изменена конструкция бамперов, упрощена отделка кузова — сняты декоративные молдинги и эмблемы с боковин кузова.
Выпуск автомобиля Москвич-2138 был прекращен в конце 1981 года, а последний автомобиль Москвич-2140 сошел с заводского конвейера 8 июля 1988 года. Всего собрано 818096 машин.
В серии 1500 было много различных модификаций автомобилей. Москвич-2140-121 — модификация такси, с дефорсированным двигателем под бензин А-76, таксометром и обивкой из кожзаменителя. Модификация такси выпускалась с 1982 года по 1987 год. Модификация с ручным управлением для инвалидов называлась Москвич-21403 и производилась с 1980 года по 1987год. Эта модификация была оснащена дефорсированным двигателем УЗАМ-412Д. Ручные рычаги тормоза и сцепления находились по обе стороны от рулевого колеса. Для нужд медицинской службы выпускался Москвич-21401. Москвич-21402 — модификация с правым рулём. Для работы в условиях тропического климата выпускался Москвич-214027. Москвич-2315 — модификация с кузовом пикап. Эти машины делали в 1984—1988 гг. Штампов на кузов типа пикап не существовало. Он делался вручную из бракованных кузовов фургон, универсал и даже седан, который менее всего подходил для такой переделки.
В серии 1360 модификаций было немного: седан, универсал, фургон и автомобиль медицинской службы Москвич-21381, который выпускался с 1976 года по 1981 год.

Москвич-2140 ЗР 1976-01 11.JPG

Статья в журнале, презентационная о Москвич-2140, "За рулем" №1, 1976

Статья в журнале об отличиях Москвич-2140 от Москвич-412, "За рулем" №2, 1977

ПОСЛЕДНЯЯ «КЛАССИКА» АЗЛК

Автомобили семейства «МОСКВИЧ-2140». Автомобиль «Москвич» с индексом 2140 был запущен в серийное производство в декабре 1975 года. Прямым его предшественником можно назвать автомобиль «Москвич-408», сошедший с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1964 году, внешний облик которого, разительно отличавшийся от дизайна автомобилей с индексами 400, 401, 402, 407 и 403, стал основой всех будущих моделей вплоть до 1986 года, когда АЗЛК перешёл от заднеприводной «классики» на выпуск переднеприводных «москвичей» с индексом 2141.

Надо отдать должное дизайнерам МЗМА, работавшим под руководством Александра Андронова, которые при создании 408-го сумели уловить основные стилевые тенденции мирового автопрома, что позволило легковушке впоследствии выдержать целый ряд модификаций, практически не нарушавших «геометрию» силового каркаса кузова. Да и среди зарубежных машин-ровесников 408-й выглядел вполне прилично.

Машина выпускалась вплоть до 1976 года на двух отечественных заводах — Московском заводе малолитражных автомобилей и Ижевском машиностроительном заводе. При этом «Москвич-408» выпускался в следующих вариантах: четырёхдверные «Москвич-408М» (медицинский), «Москвич-408Ю» (экспортный тропический), «Москвич-4083» (экспортный), «Москвич-408СЭ» (специальный экспортный), «Москвич-408П» с правым рулём, «Москвич-408Б» для инвалидов с ручным управлением, а также пятидверный «Москвич-426» с кузовом «универсал» и трёхдверный «Москвич-433» с кузовом типа фургон грузоподъёмностью до 400 кг.

Автомобиль «Москвич-408» оснащался двигателем модели «408» с рабочим объёмом 1,358 л, представлявшим собой дальнейшее развитие моторов моделей «407» и «407-Д1», устанавливаемых на автомобилях «Москвич-407» и «Москвич-403». Это был карбюраторный четырёхцилиндровый рядный четырёхтактный силовой агрегат с верхним расположением клапанов, мощность которого по сравнению с ранее выпускавшимися моделями была увеличена до 50 л.с., а на машинах с индексом «Э» (экспортный) — до 55 л.с.

ПОСЛЕДНЯЯ «КЛАССИКА» АЗЛК

ПОСЛЕДНЯЯ «КЛАССИКА» АЗЛК

В 1967 году вместо 408-го на конвейере МЗМА (с 1968 года предприятие переименовали в АЗЛК — Автозавод имени Ленинского комсомола) появился «Москвич-412», главным отличием которого от 408-го стал новый двигатель мощностью 75 л.с., спроектированный под руководством Игоря Окунева. Приступая к работе, конструкторы внимательно изучили достоинства и недостатки целого ряд современных полуторалитровых моторов и в качестве прототипа выбрали наиболее перспективный двигатель фирмы BMW. Производство нового мотора модели «412» было размещено на Уфимском моторном заводе. Этот двигатель имел отлитые из алюминиевого сплава картер и головку блока цилиндров, гильзы цилиндров «мокрого» типа, пятиопорный коленвал и распределительный вал с цепным приводом, расположенный в головке блока цилиндров.

Параллельно выпускались несколько модификаций 412-го, в числе которых были «москвичи» с индексами «412М» (медицинский), «412Э» (экспортный), «412Ю» (экспортный тропический), «412П» (экспортный праворульный), «427» (пятидверный универсал) и «434» (фургон грузоподъёмностью 0,4 т).

Мировая известность пришла к «Москвичу-412» после ряда побед в ралли и автомобильных кольцевых гонках. В частности, в 1968 году в марафонском пробеге Лондон — Сидней команда «москвичей», в отличие практически от всех других команд, пришла к финишу в полном составе, а в 1970 году в марафоне Лондон — Мехико «москвичи-412» заняли командное третье место.

«Москвич-408» выпуска 1964 года—прямой предшественник автомобиля «Москвич-2140»

«Москвич-408» выпуска 1964 года—прямой предшественник автомобиля «Москвич-2140»

Дальнейшее развитие концепции 408-го—«Москвич-412» выпуска 1967 года

Дальнейшее развитие концепции 408-го—«Москвич-412» выпуска 1967 года

В 1976 году с конвейера АЗЛК сошли автомобили четвёртого поколения — четырёхдверные седаны «Москвич-2140» с двигателем «412Э» и «Москвич-2138» с мотором «408». Первый, соответственно, работал на бензине АИ-93, а второй — на А-76. Следует заметить, что машины эти имели и другие названия — «Москвич-1500» и «Москвич-1360», где цифры соответствовали рабочему объёму двигателей в кубических сантиметрах. Параллельно выпускались и пятидверные универсалы «Москвич-2137» с двигателем модели «412Э» и «Москвич-2136» с мотором модели «408», хотя производство этих модификаций составляло не столь уж значительную долю выпуска.

По своему внешнему облику машины семейства «2140» мало отличались от «четыреста двенадцатых». Однако, по сути, это были совершенно новые автомобили. Переднее и заднее оперение кузова, а также капот и крышка багажника имели иную конфигурацию. Была также разработана новая облицовка радиатора и задней части автомобиля, выполненная из чёрного матового пластика. Прямоугольные фары, неплохо вписавшиеся в прямоугольную же облицовку радиатора, на части машин были оборудованы стеклоочистителями. Ручки дверей сделали травмобезопасными, выполненными заподлицо с поверхностью кузова.

На крышке багажника, над правым стоп-сигналом, установлена хромированная пластина с рельефной надписью MOSKVICH, а под правым стоп-сигналом, симметрично белому фонарю заднего хода, закреплена также хромированная пластина с выпуклыми цифрами 1500, обозначающими рабочий объём двигателя.

Автомобиль «Москвич-2140» выпуска 1975 года

Автомобиль «Москвич-2140» выпуска 1975 года

Схема ходовой части автомобиля «Москвич-2140»

Схема ходовой части автомобиля «Москвич-2140»

Двигатель модели «412»—его правая и левая стороны

Двигатель модели «412»—его правая и левая стороны

Передний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»
Передний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»

Передний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»

Задний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»
Задний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»

Задний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»

«Москвич-2140» — король российского просёлка

«Москвич-2140» — король российского просёлка

В подкапотном пространстве — двигатель модели «412»

В подкапотном пространстве — двигатель модели «412»

Приборная панель автомобиля «Москвич-2140»

Приборная панель автомобиля «Москвич-2140»:

1—регулятор отопителя; 2—комбинация контрольно-измерительных приборов; 3—включатель насоса омывателя лобового стекла; 4—включатель щёток стеклоочистителя; 5—радиоприёмник; 6—перчаточный ящик; 7—регуляторы подачи воздуха в салон; 8 — включатель света в салоне; 9—включатель подсветки приборов; 10—замок зажигания; 11—включатель вентилятора отопителя

Передний и задний бамперы — хромированные, полированные, причём каждый был оснащён парой модных в то время чёрных пластиковых «клыков».

Внутренняя поверхность капота двигателя затянута простёганным «одеялом» из синтетической ткани и утеплителя — это снижало шум двигателя, а в зимнее время позволяло дольше сохранять под капотом тепло.

Изнутри кузов оклеен шумоизолирующим материалом и, если уж зашла речь о шуме, «Москвич-2140», оснащённый новой выпускной системой с тремя ступенями глушения, стал потише.

Приборная доска была облицована энергопоглощающим пластиком чёрного цвета, который по фактуре напоминал кожу. Таким же пластиком отделаны печка и центральная часть рулевого колеса.

Интересно, что на «Москвиче-2140» использовалась новая система световой сигнализации, при которой стоп-сигналы и указатели поворотов днём светили ярче, чем ночью, — переключение в «ночной» режим происходило при включении фар и подфарников. На автомобиле была задействована аварийная сигнализация, при включении которой все четыре указателя поворотов работали в «мигающем» режиме. Такая сигнализация стала новинкой не только для «москвичей», но и для «жигулей» первых выпусков, хотя в настоящее время «аварийкой» оснащаются абсолютно все транспортные средства.

«Москвич-2140» был оборудован модернизированной тормозной системой, трёхслойным лобовым стеклом и новым рулевым колесом уменьшенного диаметра с увеличенной толщиной обода. При обследовании машины во Франции было подтверждено соответствие автомобиля международным нормам безопасности, что дало автозаводу право нанести знак «Е» справа на кузове под капотом двигателя.

Сцепление однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа, с гидравлическим приводом.

Коробка передач — четырёхскоростная, с синхронизаторами на всех передачах (кроме заднего хода) и с напольным рычагом управления.

Передняя подвеска — пружинная, бес-шкворневая, с поперечными рычагами, стабилизаторами поперечной устойчивости и телескопическими амортизаторами двойного действия.

Задний мост и его редуктор с гипоидным зацеплением — один и тот же для всех моделей и модификаций нового автомобиля. Задняя подвеска — на продольных полуэллиптических рессорах.

Одинаковыми для всех версий «Москвича-2140» были и колёса с размерностью обода 41 /2J-13 или 5J-1З и с шинами для пассажирских модификаций 6.45 — 13 модели М-130А или 165/80R 13 модели МИ-155.

MOSKVICH-2140 SL — экспортная модификация автомобиля «Москвич-2140»

MOSKVICH-2140 SL — экспортная модификация автомобиля «Москвич-2140»

Приборная доска и органы управления машины с индексом SL (супер-люкс) существенно отличались от тех, которыми комплектовалась базовая модель

Приборная доска и органы управления машины с индексом SL (супер-люкс) существенно отличались от тех, которыми комплектовалась базовая модель

Как уже отмечалось, «Москвич-2140» и его модификации отвечают самым высоким отечественным и международным нормам безопасной эксплуатации транспортных средств. В частности, в рулевом управлении используются травмобезопасная телескопическая колонка с противоугонным устройством и рулевой механизм с глобоидным червяком и двойным роликом.

Тормозная система, состоящая из дисковых тормозных механизмов передних колёс и барабанных задних, оснащена гидроприводом с полностью раздельными двумя контурами и вакуумным усилителем тормозов. А в контуре привода к тормозам задних колёс установлен регулятор давления, который при торможении предотвращает блокировку этих колёс относительно передних.

Цельнометаллический несущий кузов со съёмными передними и приваренными задними крыльями является достаточно прочным и долговечным — разумеется, при надлежащем за ним уходе.

В августе 1988 года производство машин семейства «2140» было завершено и АЗЛК приступил к выпуску принципиально иного — переднеприводного — автомобиля «Москвич-2141», поставив тем самым точку в выпуске заднеприводной москвичовской «классики», начало которой было положено выпуском «Москвича-400» в далёком 1947 году.

Немало ещё заднеприводных «москвичей» и сегодня находятся в прекрасном состоянии, верой и правдой служа своим автовладельцам. Причина того — в прекрасной ремонтопригодности этих автомобилей, предполагающей относительно несложную разборку-сборку любого узла с заменой износившихся элементов. В то практически бессервисное время, когда приобретение нужной запчасти было неслыханной удачей, а возможность заказать её знакомому токарю или фрезеровщику — безумным расточительством, выкристаллизовался тип автовладельца-автомеханика, который буквально «на коленке» мог произвести ремонт чуть ли не любой сложности.

Всё это потихоньку уходит в прошлое. Но и сегодня мы, встретив на дороге один из заднеприводных автомобилей производства МЗМА/АЗЛК, не без удовольствия вспоминаем славную москвичовскую «классику».

Основные технические характеристики автомобиля «Москвич-2140»

На двигателе Иж Ода УМПО-331 установлен карбюратор ДААЗ-2140-1107010-70, а на двигателе Ваз 2106 — карбюратор ДААЗ-2107-1107010.

Схема карбюратора ОЗОН автомобиля Иж Ода 2126:

1 — винт регулировки хода впускного клапана ускорительного насоса; 2 — крышка карбюратора; 3 — топливный жиклер переходной системы второй камеры; 4 — воздушный жиклер переходной системы; 5 — воздушный жиклер эконостата; 6 — топливный жиклер зконостата; 7 — главный воздушный жиклер второй камеры; 8 — эмульсионный жиклер эконостата; 9 — пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры; 10 — малый диффузор; 11 -жиклеры; 12-нагнетательный клапан ускорительного насоса; 13- распылитель ускорительного насоса; 14- воздушная заслонка; 15- главный воздушный жиклер первой камеры; 16-жиклер пускового устройства; 17-автоматическое пусковое устройство; 18 — воздушный жиклер холостого хода; 19 -топливный жиклер холостого хода; 20- игольчатый клапан подачи топлива; 21 — топливный фильтр; 22 — штуцер подвода топлива; 23 — поплавок; 24 — винт заводской подстройки системы холостого хода; 25 — главный топливный жиклер первой камеры; 26 — регулировочный винт качества рабочей смеси; 27- регулировочный винт количества рабочей смеси карбюратора 2107-1107010; 28 — дроссельная заслонка первой камеры; 29 — корпус карбюратора; 30 — дроссельная заслонка второй камеры; 31 — корпус дроссельных заслонок; 32 — эмульсионная трубка; 33 — главный топливный жиклер второй камеры; 34 — перепускной жиклер ускорительного насоса; 35 — впускной клапан ускорительного насоса: 36 — рычаг привода ускорительного насоса; 37 — пневмоклапан карбюратора 2140-1107010-70.

Карбюраторы Иж Ода имеют практически одинаковую конструкцию и различаются только устройством пневмоклапана ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода), приводом дроссельной заслонки второй камеры (у карбюратора 2140-1107010-70 он механический, а у карбюратора 2107-1107010 — пневматический) и тарировочными данными.

Особенности карбюратора автомобиля Москвич 2140

Основным агрегатом в системе подачи топлива автомобиля является карбюратор ДААЗ 2140, который был построен на основе карбюратора модели ВАЗ 2105 и, по сути, является его модернизированной версией. Что значительно облегчает работу с узлом, при знании устройства его прообраза. Примечательно, что данная модель карбюратора оснащена системой ЭПХХ. Это значит, что при приеме «торможение двигателем», устройство автоматически перекрывает подачу топлива в цилиндры.

Частые причины поломки

Конструкция данной модели очень надежна, и чаще всего, проблемы с работой мотора возникают на почве кормежки некачественным топливом или длительной эксплуатацией без прохождения планового обслуживания. С километрами пробега, в каналах системы образуются грязевые налеты, всевозможные осадки, и как следствие в каком-то месте может образоваться засор, мешающий нормальному движению топливной смеси.При возникновении подобной проблемы и неимению опыта в данных делах, рекомендуется довериться специалистам и не вмешиваться в устройство карбюратора самостоятельно. Но бывает так, что по тем или иным причинам, возможность обратиться в сервис недоступна и приходится выполнять эту процедуру самостоятельно. И прежде чем приступать к мисси, настоятельно рекомендуется изучить схемы и техническую документацию автомобиля. Так же, для облегчения этой задачи, ниже приведены некоторые подробности процесса.


Центральная часть

Вот следующие элементы:

  • Смешивающие камеры: первичные и вторичные;
  • Поплавковая камера;
  • Различные дозирующие устройства.

В свою очередь, первичная камера смешивания снабжена:

  • Малые и большие диффузоры;
  • Самое важное измерительное устройство;
  • Ускорительный насос;
  • Без нагрузки.

Основная и воздушная струя, эмульсия хорошо с трубкой, распылителем. все это находится в основном дозирующем устройстве.

Карбюратор 2140 разборка

Изначально стоит знать, что все работы по переборке и чистке агрегата, нужно выполнять в условиях полной чистоты. Так как любая соринка, попавшая в канал или жиклер, может значительно ухудшить работу двигателя или сделать его запуск вообще невозможным.

Для снятия карбюратора потребуется отсоединить воздуховод, все тяги, шланг подачи топлива и при помощи ключа и отвертки демонтировать узел.

После того как карбюратор изъят из-под капота, можно смело приступать к его разборке и очистке. Для облегчения обратной сборки, желательно поэтапно записывать или фотографировать весь процесс (после сборки, лишних деталей быть не должно).

Пошаговое руководство с фото по разборке карбюратора

  1. Первым делом полностью очищается внешняя часть корпуса. Делается это очень тщательно при помощи специального очистителя и щетки (если очистителя карбюратор нет – его можно заменить обычным растворителем или бензином, а щетка — подойдет зубная). Сам корпус состоит из трех частей и для полной чистки придется разобрать карбюратор полностью.
  2. Далее при помощи крестовой отвертки и нескольких заклинаний, снимается верхняя часть корпуса вместе с поплавком. Все внутренние поверхности так же нужно тщательно прочистить и продуть. Проверить поплавок на герметичность, достаточную подвижность крепежного шарнира и исправность регулировочной пластины.
  3. Нужно аккуратно выкрутить все жиклеры, предварительно записав – как они расположены и на сколько витков закручены (это очень важно в процессе обратной сборки). И тщательно их промыть и выдуть из них всю грязь. Важно! Так как жиклеры выполнены из мягких сплавов, использование металлических игл, проволоки и др. категорически запрещено! Для прочистки отверстий жиклеров рекомендуется использовать или жесткую леску, или иглы из мягкого дерева, как альтернативный вариант — можно все выдуть компрессором.
  4. После демонтажа жиклеров, нужно снять и вычистить клапан вакуумного ускорителя и все его ходы.
  5. Затем отсоединяется нижняя часть карбюратора, и процедура повторяется по аналогии с верхней.

После того как все части узла тщательно промыты и продуты, нужно провести визуальный осмотр на предмет повреждений. Если какая-либо деталь повреждена, ее следует заменить, используя стандартный рем комплект.

Верхняя часть

Начнем с верхней части, где расположен воздушный демпфер. Эта часть карбюратора daase 1107010 представляет собой впускную воздушную трубку.

Сам демпфер имеет правую и левую части. Правая часть отвечает за блокировку воздушного канала первичной смесительной камеры, а левая. за канал вторичной камеры.

Первичная и вторичная камеры получили свои имена из-за характера работы. Таким образом, первичная камера daaz 1107010 должна работать на всех режимах силового агрегата, а вторичная. только тогда, когда речь идет о высоких нагрузках. Примером может служить ситуация, когда корпус дроссельной заслонки первичной камеры открывается на две трети больше, чем его ход. Кроме того, предохранительные клапаны все еще находятся на воздушной заслонке.

регулировка

Любой карбюратор на Москвич 2140, 211 и 412 требует от владельца надлежащей регулировки. В противном случае проблем не избежать.

Регулировка устройства основывается на основах. необходимо поворачивать рычаг амортизатора против часовой стрелки. Обязательно закрыть элемент. Если этого не происходит, есть проблемы, которые необходимо устранить.

Корректировка выполняется следующим образом:

  • На складе карбюратора дана 1107010 прижимается к упору;
  • Откидная створка открывается на 3 мм;
  • Мы нашли винт, предназначенный для регулировки зазора;
  • Мы смотрим на заслонку: если она открыта, мы устанавливаем зазор на 1,1 мм.

Чтобы отрегулировать скорость холостого хода 1107010 автомобилей Moskvich 2141 и 412, мы должны снова взять винты. В этом случае отвечают за два винта. Первый винт связан с количеством смеси, а второй с композицией. Регулировка должна выполняться на прогретом до 90 градусов двигателе.

Таким образом, регулировка карбюраторного автомобиля «Москвич 2140, 211 и 412» может быть выполнена самостоятельно. Достаточно следовать инструкциям и не делать ничего лишнего.

Как правило, карбюраторы легковых автомобилей не отличаются от грузовых. Также в них можно выделить три части, где расположены бывают все дозирующие и дополнительные устройства. В этой статье мы рассмотрим конструкцию устройств, которые устанавливается на Москвич 2140,2141 и 412. Это может быть карбюратор к 125 или дааз 1107010.

На мотор автомобиля Москвич 2140,2141 и 412 устанавливается двухкамерный балансированный карбюратор дааз 1107010 основной особенностью которого является последовательная работа смесительных камер. Их последовательное открытие зависит напрямую от степени нажатия на акселератор. Интересно, что на автомобиле Москвич 2140,2141 и 412 не применяется ограничитель максимальной частоты вращения коленвала.


Это устройство разработано Ленинградским заводом и устанавливалось в одно время на Москвич 2140,2141, хотя большей частью нашел применение на Запорожце.

С другой стороны, еще на стадии проектирования учитывалась возможность использования этого карбюратора на различных двигателях, в том числе и на Москвич 2140,2141 и 412.

Если быть точным, то этот вид прибора предназначался для установки на все V-образные двигатели, которые в одно время выпускались в СССР.

Интересно, что в этом карбюраторе корректировка состава горючей смеси осуществляется способом изменения разрежения.

Карбюратор этот состоит из трех частей, так сказать составных:

  • Верхней и средней части, которые отлиты из сплава цинка;
  • Нижней части, которая отлита уже из чугуна.

Верхнюю и центральную часть карбюратора отделяет картонная прокладка. Между тем нижняя часть отгораживается от центральной паранитовой прокладкой.

Верхняя часть карбюратора К-125 выполняет несколько функций. Она включает в себя приемный патрубок, но одновременно с этим является еще и крышкой поплавкой камеры. Примечательно, что воздушный канал в приемном патрубке плавно поворачивается под углом в 90 градусов. Сначала воздух (из фильтра) попадает в горизонтальный канал, а затем уже идет в вертикальную часть воздушного тракта устройства.

Особая роль этого и всех карбюраторов возлагается на поплавковую камеру, которая состоит в данном случае из поплавка латунного типа, запорного механизма и оси. Принцип работы следующий: в поплавковой камере подгибается язычок, который находится на рычаге и тем самым, осуществляется регулировка уровня топливной смеси.

В горизонтальном канале расположен топливный фильтр, представляющий собой латунную сетку армированную на капроне. Поджимается топливный фильтр конической пробкой.

Регулировка

Любой карбюратор на Москвич 2140,2141 и 412 требует от владельца, чтобы была проведена грамотная регулировка. В противном случае проблем не избежать.

Регулировка устройства имеет основу основ – надо повернуть рычаг заслонки против часовой стрелки. Обязательно при этом закрывание элемента. Если этого не происходит, есть проблемы, которые надо будет устранить.

Регулировка проводится так:

  • На шток карбюратора дааз 1107010 нажимается до упора;
  • Заслонка откроется на 3 мм;
  • Находим винт, предназначенный для проведения регулировки зазора;
  • Смотрим на заслонку: если она открыта, то ставим зазор на 1,1 мм.

Чтобы отрегулировать холостой ход дааз 1107010 автомобиля Москвич 2141 и 412, надо опять же взяться за винты. Два винта в данном случае отвечают за регулировку. Первый винт связан с количеством смеси, а второй – с составом. Регулировка обязательно проводится на прогретом до 90 градусов двигателе.

Таким образом, регулировка карбюратора автомобиля Москвич 2140,2141 и 412 может быть проведена своими силами. Достаточно следовать инструкции и ничего лишнего не делать.

В наше время все еще можно встретить на дорогах старенький Москвич 2140. Однако, несмотря на свой почтенный возраст, эти автомобили упорно продолжают выполнять свое предназначение и используются в основном как тяговая лошадка для хозяйства. И все же, бывает когда верный, надежный автомобиль, начинает работать с перебоями и упорно отказывается ехать. Начинаются проблемы с запуском холодного или прогретого мотора, перебои в режимах нагрузок или холостого хода. Все эти проблемы обычно напрямую или косвенно связанны с некорректной работой системы подачи топлива или зажигания.


Внутренние части


Карбюратор ДААЗ 1107010

Любой карбюратор дааз 1107010 состоит, как и было сказано выше, из трех частей: верхней, нижней и центральной.

Верхняя часть

Начнем с верхней части, где находится воздушная заслонка. Эта часть карбюратора дааз 1107010 представляет собой входной воздушный патрубок.

Сама заслонка имеет правую и левую части. Правая часть отвечает за перекрытие воздушного канала первичной смесительной камеры, а левая – отвечает за канал вторичной камеры.

Первичная и вторичная камеры получили свои названия из-за характера работы. Так, первичная камера дааз 1107010 должна работать на всех режимах силового агрегата, а вот вторичная подключается только, когда речь идет о больших нагрузках. Примером может послужить ситуация, когда дроссельная заслонка первичной камеры открывается больше своего хода на две трети. Кроме того, на воздушной заслонке еще стоят предохранительные клапана.

Читайте также: