Форд мондео 4 клапан холостого хода где находится

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Ford Mondeo КаприZZная M♤НДА › Бортжурнал › Бульки исчезли, обороты в норме, все отлично! кхх, дз, лак для ногтей, регулировка кхх

И так, что мы имели:
— холостой ход 1000-1050об/м
— плавали немного обороты, по звуку слышно было только.
— бульки постоянные и при повороте руля
— при езде накатом 1700об/м
— все это было как я купил машину, решил все почистить карбклинером — ДЗ уже была чистая, чуток ополоснул ее, КХХ тоже чуть чуть почистил. Самый грязный был МАП сенсор — оттирал штырек зубной щеткой. Вот и он чистый.

Методы диагностики:
— снял патрубок с ДЗ и перекрыл его дощечкой (не надо рукой это делать, мне засосало за секунду достаточно больно ладонь). Машина заглохла.
— снял фишку на прогретом двигателе с КХХ — обороты почти не шелохнулись и глохнуть уж точно не собиралась. Сделал вывод что ли КХХ мертв, либо ДЗ сосет воздух.
— открутил КХХ, попробовал продуть его — камеры закрыты — все ок! Залил его для смазки трансмиссионкой, потом продул все это воздухом.
— снял ДЗ, проверил люфт, и посмотрел на просвет — по всей окружности были достаточно большие щели. На фото не удалось особо передать.

Процедура лечения:
1. снял ДЗ и КХХ
2. В КХХ заранее вскрыл регулировочный винт (кто говорит что его трогать нельзя не прав, при таких пробегах им можно настроить с учетом износа хх и хх при накате, а так же как быстро спадают обороты)

3. ну и настало время ДЗ: клянчим лак у жены и поехали))

а) первым делом помыть ее не мешает, все таки лак наносить будем
б) снимаем пружинку с рычажка газа, что бы заслонка свободно ходила
в) наносим один слой лака на кромку заслонки в открытом положении

г) наносим слой лака на саму заслонку в месте где должна быть заслонка в закрытом положении.

д) даем высознуть (феном можно сушить, но холодным воздухом)

е) закрываем заслонку и смотрим места где заслонка задирает лак, шкурим нулевочкой эти места.
ж) накладываем следующий слой и опять по той же схеме проверяем после сушки, при необходимости шкурим
з) в итоге у нас не должно остаться зазоров (микро-просвет в некоторых местах — это не страшно)
и) я расковырял винт регулировочный на ДЗ тоже, но трогать не стал.

Ставим все на место. Не забываем про прокладки. Заводим и даем прогрется. Замечаем что прогревочные обороты уменьшелись немного тоже. После того как окончательно прогрелась наслаждаемся уверенным хх без бульков и тп. При снятии фишки с кхх машина незамедлительно гдохнет — ура!

Я еще крутанул на 90 против часовой стрелки винт хх, по инструкции на мондеоклабе. Засчет этого обороты при накате начали опускаться лучше до положенных и без зажержек.

Upd: вернул обратно регулировочный винт — разницы не заметил

Прокатился 30км — все понравилось. Одно но, по началу может подлипать педаль — лак до полного высыхания сутки должен постоять.

Содрать его просто так не выйдет. Намертво, так что как то так. Надеюсь полезно кому то будет )))

Клапан регулятор холостого хода, КХХ, РХХ. (Р)

Двигатель 1,8 Zetec.
Проблема такова: машина иногда глохла после заводки (редко - раз в неделю - две, но было). проблема исчезала после часа простоя автомобиля.
Через пару дней, после покупки машины, были "промыты": РХХ, дроссель и форсунки. Работа проводилась у официалов. НО! Проблем осталась.
Все, что использовано для промывки:
1. Балончик очистителя карбюратора "Abro"
2. ключ "на 8"
3. отвертка
4. яма
5. мозх и прямые руки
6. пару часов свободного времени.

КХХ, РХХ, клапан, холостой ход, хх, регулятор, обороты двигателя
13 дек абря 2009 limor
цитата:
многие СТО говорят, что чистка КХХ не поможет, и через некоторе время придется менять.

Не факт, моя практика показала уже больше 30 тыс. после промывки и проблем с оборотами пока нет.

Может, кому полезно будет.

Проблема была такая: при торможении, при скоростях, близких к нулю обороты падали до 300-400, иногда машина глохла. Обороты на прогретом двигателе где-то в районе 600-650 (специально не замерял, стрелка на тахометре немного выше середины до 1к отметки
Промыл КХХ, дроссель, сбрасывал клемму с аккума - стало немного лучше, глохнуть перестала, но при езде на холодную обороты при торможении периодически падали. Обороты ХХ остались по-прежнему низкими.
Поменял КХХ на Hella, результат не изменился.
Провел диагностику двигателя на сервисе - как всегда, все в порядке.
Эксперименты (дорогостоящие:) закончил, с проблемой смирился.

Решилось все как всегда случайно. Решил заменить аккумулятор по причине явного нежелания старого заводить машину слабом на морозе и приближающейся нормальной зимы.
Взял Varta Silver на 74 А.ч.

И, о чудо:
- вместо вялого очень бодрый запуск (собственно, это то и требовалось)
дополнительно:
- пропало падение оборотов при торможении на холодную
- обороты держатся четко на третьей риске по тахометру.
- прошла легкая вибрация на ХХ, связанная, вероятно, с низкими оборотами
- пропала просадка напряжения и тусклый свет фар на холостых

P.S. Очень надеюсь, что это был не генератор:), время покажет
P.P.S. Попытался оживить старый родной 70-амперный Motorkraft, но, судя по всему, 6 лет для него - срок критический. Шаманство с зарядным устройством и дистиллированной водой ему не помогло.

Проблема была такая: при торможении, при скоростях, близких к нулю обороты падали до 300-400, иногда машина глохла. Обороты на прогретом двигателе где-то в районе 600-650 (специально не замерял, стрелка на тахометре немного выше середины до 1к отметки
Промыл КХХ, дроссель, сбрасывал клемму с аккума - стало немного лучше, глохнуть перестала, но при езде на холодную обороты при торможении периодически падали. Обороты ХХ остались по-прежнему низкими.
Поменял КХХ на Hella, результат не изменился.
Провел диагностику двигателя на сервисе - как всегда, все в порядке.
Эксперименты (дорогостоящие:) закончил, с проблемой смирился.

Решилось все как всегда случайно. Решил заменить аккумулятор по причине явного нежелания старого заводить машину слабом на морозе и приближающейся нормальной зимы.
Взял Varta Silver на 74 А.ч.

И, о чудо:
- вместо вялого очень бодрый запуск (собственно, это то и требовалось)
дополнительно:
- пропало падение оборотов при торможении на холодную
- обороты держатся четко на третьей риске по тахометру.
- прошла легкая вибрация на ХХ, связанная, вероятно, с низкими оборотами
- пропала просадка напряжения и тусклый свет фар на холостых

fantomer
КХХ и топливо ни где не соприкасаются! изучайте мат часть ! скорее у вас форсунки мозг компосируют. их как раз эта жидкость и чистит.

Как большому знатоку материальной части, рекомендую выбирать выражения, раз уж зашли пообщаться в приличную компанию.

6.4.29 Клапан холостого хода

Частота холостого хода двигателя зависит от расхода воздуха, поступающего во впускной коллектор. Этот суммарный расход складывается из расхода воздуха через КХХ, расхода через прикрытую дроссельную заслонку и небольшого расхода воздуха через вакуумные шланги, соединяющие впускной трубопровод с различными вакуумными устройствами. Начальное положение дроссельной заслонки при отпущенной педали акселератора отрегулировано и зафиксировано ограничительным винтом на заводе-изготовителе. Это положение заслонки обеспечивает достаточный расход воздуха во впускном трубопроводе для установки запорного элемента КХХ в требуемое дискретное положение при автоматической регулировке частоты. Следует отметить, что применительно к данному двигателю, начальное положение дроссельной заслонки нельзя рассматривать как положение соответствующее минимальной частоте холостого хода. Головка ограничительного винта холостого хода закрыта колпачком.

Предупреждение

Запрещено снимать защитный колпачок ограничительного винта и производить регулировку. Неправильная регулировка может привести к повреждению КХХ или корпуса дроссельной заслонки.

ЭБУ производит обновление калибровки положения запорного элемента КХХ после каждого включения зажигания и достижения скорости автомобиля более 48 км/ч при умеренном ускорении. Процедура калибровки включает в себя полное втягивание запорного элемента, затем его выпуск до полного закрытия клапана с последующим частичным отводом от седла клапана в заданное положение. При закрытии клапана ЭБУ фиксирует начальной "нулевое" положение запорного элемента, от которого устанавливается отсчет дискретных шагов. Если после описанной процедуры-калибровки ЭБУ в состоянии поддерживать номинальную частоту холостого хода в определенном диапазоне дискретных положений запорного элемента КХХ, полученная калибровка сохраняется вплоть до последующих выключения и включения зажигания, пуска двигателя и разгона автомобиля до скорости выше 48 км/ч. В противном случае ЭБУ будет повторять процедуру калибровки положения КХХ до тех пор, пока номинальная частота холостого хода двигателя не будет поддерживаться в заданном диапазоне дискретных положений запорного элемента КХХ.

Ford Mondeo 1,8 zetec › Бортжурнал › Чистка дроссельной заслонки. ДОПОЛНЕНО чисткой КХХ (клапана холостого хода)

Не смотря на то, что это дикий баян, я решил сделать отчет. Обороты плавали в небольшом диапазоне. Иногда подтраивала. Плюс ко всему профилактика — лучшее лечение.
Перечень необходимых инструментов:
1. Плоская отвертка.
2. Головка на 10 с трещеткой.
3. Звездочка из обычного набора (номер не посмотрел. если кому интересно — могу глянуть).
4. Ветошь.
5. Очиститель карбюратора.

Итак по порядку:

1. Отщелкиваем 5 фиксаторов воздушного фильтра.

2. Забегая вперед скажу, что необходимо чистить фильтр картерных газов. Это обычный кусок паралона. У меня его вообще не было. Поэтому отрезал кусочек и поставил на место. Необходим он для пропуска газов и задержки масла.

3. Отсоединяем фишки от датчика температуры входящего воздуха (он находится внизу по отношению к датчику массового расхода воздуха) и датчика массового расхода воздуха. Кстати ДМРВ (он же маф) чистил раньше, поэтому тут не описано. На датчике 2 хитрых болта. Звездочка с внутренней полостью должна быть. У меня таковой не оказалось и я, воспользовавшись советом кого-то из сети, взял напильник и сделал паз под плоскую отвертку (на фото видно паз). Далее открутил 2 болта, вытащил датчик, промыл 2 спиральки очистителем и все собрал назад. В комплексе с чисткой дроссельной заслонки эффект был неплохой.

4. Откручиваем хомут впускного трубопровода и снимаем его.

5. В связи с тем, что я еще хотел почистить клапан ЕГР, я также снимал нижнюю часть корпуса фильтра. Делать это нет необходимости если речь идет о чистке дроссельной заслонки. Но т.к. я его снял, то особо не пожалел (высыпал оттуда много всякого мусора).
Для того, чтобы снять нижнюю часть корпуса необходимо отсоединить патрубок картерных газов.

6. Далее шевелим корпус туда-сюда и он отщелкнится. Держется он на 2 защелках.

7. Далее снимаем камеру избыточного давления (во всяком случае так написано в литературе). Держется она на 2 шпильках и одном болте. Все они под трещелку на 10. Когда откручивал болт, то скрутил цилиндр (красный кружок) в который вкручивается болт (представляет он что-то типа плотной пены. Ну и усилие нужно небольшое чтобы скрутить). Отчет через некоторое время будет дополнен восстановлением этого печального места.

8. Откручиваем 4 болта звездочкой. Отключаем датчик положения дроссельной заслонки и снимаем ее. Трос газа я не снимал (плохие у меня отношения с пластмассой, обязательно сломал бы). Я боятся испортить прокладку под дроссельной. Она оказалась резиновой и ее испортить очень тяжело.

9. Ранее я чистил дроссельную заслонку не снимая. Была вроде чистая. Но снимать нужно обязательно. Сейчас убедитесь почему:

10. Берем в руки очиститель карбюратора и смываем всю гадость. Я пользовался таким:


11. Отложения на внешней части дроссельной заслонки не поддались даже очистителю. Тогда аккуратно плоской отверткой зачистил основной слой, а очистителем смыл остатки. Вот что получилось:

12. Сборку производить в обратном порядке. Я перед сборкой помазал 3 пружины на заслонке и трос графитной смазкой.

После чистки возможно подымит (выгорает очиститель), но это пройдет. По общей картине:
1. Обороты стали более стабильными.
2. Автомобиль стал более резко отзываться на педаль газа.
3. Расход стал более приятным.
До чистки по городу автомобиль потреблял примерно 11,5 литра, теперь около 10 литров. Данные еще неточные, т.к. я проехал еще только 100 км. Попутно с этим начал заправляться 95-м бензином. Про динамику ничего сказать не могу, может она и изменилась, но не намного. А вот тянуть с низов стала лучше.
Кстати, много кто в сети писал про клапан холостого хода. Я все там обсмотрел, но ничего не нашел. Датчик положения дроссельной заслонки есть, а клапана ХХ нету. Возможно он в другом каком-то месте стоит.

ДОПОЛНЕНО (чистка клапана холостого хода (КХХ)).
Итак клапан найден. Спасибо andrey0956 .
На моем автомобиле (на ходу) при выключении передачи и переходе на нейтраль, часто обороты жили своей жизнью. Т.е. могли упасть до 500, топом подняться и так до того пока они не устаканивались. Амплитуда естественно уменьшалась. Затраченное время: около 30 минут. Основное время тянет снятие клапана. Второй раз операция займет гораздо меньше времени.

Перечень необходимых инструментов:
1. Головка на 8.
2. Короткий удлинитель.
3. Маленькая трещетка.
4. Очиститель карбюратора.

Итак по порядку:
1. Находим клапан. Нащупываем 2 болта. Находятся они по вертикальной оси. Откручиваем их (только аккуратно, т.к. если вывалятся, то долго искать придется). Кстати, для тех кто лезет чистить только КХХ, снимать нужно только камеру избыточного давления (черепашку) и толстую трубку идущую к ДМРВ (датчику массового расхода воздуха). Предварительно не забыв снять разъем с датчика температуры.

2. Далее вытаскиваем его наружу и отщелкиваем фишку. Теперь он в руках. Давления в баллоне с очистителем уже не было (хотя я его пополнял плющением баллона). Я проткнул его ножом и лил очиститель внутрь клапана. Помогал очистке зубной щеткой. Затем налил остатки, кинул 2 провода на АКБ и подсоединил к соленоиду. Пощелкал им. И вообщем-то все. Высушил и поставил обратно.

Ну и для тех кто будет приобретать такой клапан: номер выбитый на моем 978F-9F715-AB. На экзисте родной стоит $200. Аналог $85.

После чистки еще не ездил, но на месте обороты держатся увереннее чем раньше. Во всяком случае хуже не будет. Если бы чистил новым баллоном, то результат был бы лучше.

Что такое регулятор холостого хода

Небольшой воздушный клапан холостого хода, который часто еще называют регулятор холостого хода (рхх), расположенный внутри дроссельной заслонки двигателя вашего автомобиля, обеспечивает плавную работу двигателя на холостом ходу.

регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода в разобранном состоянии

Принцип работы датчика холостого хода состоит в регулировании количества воздуха, поступающего в двигатель, когда двигатель работает на холостом ходу. Правильная частота вращения двигателя на холостом ходу жизненно важна для экономии и безопасности деталей двигателя. Система холостого хода при запуске автомобиля холодному двигателю потребуется больше воздуха для плавного холостого хода. Кроме того, когда вы нажимаете на газ и затем отпускаете, подача воздуха в двигатель прекращается. Но для того, чтобы двигатель не останавливался, в двигатель должно подаваться немного воздуха. Из вышеупомянутых случаев ясно, что регулирование подачи воздуха является жизненно важным для бесперебойной работы двигателя. В то же время следует контролировать количество воздуха, поступающего в двигатель вашего автомобиля, иначе в двигателе будет больше воздуха, чем топлива.

Большинство регулирующих клапанов холостого хода имеют форму моторизованного клапана или двигателя, установленного где-то на впускном коллекторе автомобиля. Клапан или двигатель управляются модулем управления двигателем, который регулирует скорость холостого хода в соответствии с такими параметрами, как температура двигателя и нагрузка электрической системы.

Где находится датчик холостого хода

Месторасположения датчика может незначительно отличаться в зависимости от марки вашего автомобиля. Чтобы долго не расписывать, лучше всего для понимания того где стоит датчик холостого хода, лучше посмотреть на картинку ниже.

Признаки неисправности датчика холостого хода

Обычно плохой или неисправный клапан управления холостым ходом вызывает несколько симптомов, которые предупреждают водителя о потенциальной проблеме:

  1. Нерегулярная скорость холостого хода

Одним из наиболее распространенных симптомов, связанных с проблемным клапаном контроля холостого хода, является нерегулярная скорость холостого хода. Клапан управления подачей воздуха на холостом ходу запрограммирован на регулирование и поддержание постоянной скорости вращения двигателя на холостом ходу. Если клапан выходит из строя или имеет какие-либо проблемы, это может вызвать сброс скорости холостого хода. Это может привести к необычно высокой или низкой скорости холостого хода или, в некоторых случаях, к увеличению скорости холостого хода, которая постоянно поднимается и падает.

признаки неисправности рхх

  1. Проверьте, загорается ли лампа двигателя

Другим признаком потенциальной проблемы с клапаном контроля холостого хода является загорающаяся контрольная лампа двигателя. Если модуль управления двигателем обнаружит проблему с цепью или сигналом клапана управления подачей воздуха на холостом ходу, он выключит контрольную лампу двигателя, чтобы уведомить водителя о наличии проблемы. Индикатор «Check Engine» также может быть выключен из-за множества проблем, поэтому рекомендуется проверить компьютер автомобиля на наличие кодов неисправностей .

  1. Двигатель глохнет

Другим более серьезным признаком проблемы с клапаном управления холостым ходом является полная остановка двигателя. Если регулирующий клапан холостого хода полностью выходит из строя, он может оставить автомобиль, потому что, не будет источника воздуха для поддержания надлежащего холостого хода. Это может привести к остановке двигателя во время работы, а в некоторых случаях может привести к тому, что двигатель вообще не будет работать на холостом ходу и остановится при запуске.

Проверка датчика холостого хода

Распознавание проблем на холостом ходу

  • При утечке вакуума обычно клапан холостого хода полностью выдвигается (закрытое положение). В основном, это означает, что в двигателе произошла утечка воздуха, а компьютер двигателя пытается снизить обороты холостого хода, замыкая цепь воздуха на холостом ходу. Если разомкнутая или замкнутая цепь в клапане регулирования подачи воздуха на холостом ходу, в контуре привода или на скорости холостого хода выходит за пределы допустимого диапазона, обычно устанавливаются один или несколько кодов неисправности и загорается индикатор. Когда индикатор горит, вам необходимо подключить диагностический прибор к диагностическому порту и прочитать коды, которые устанавливают индикатор.
  • Автомобили с электроприводом, как правило, не имеют регулирующего клапана холостого хода, поскольку компьютер получает информацию со всех датчиков и автоматически регулирует угол дроссельной заслонки по мере необходимости. Неисправность в режиме ожидания может потребовать очистки или замены корпуса дроссельной заслонки и использования профессионального сканера для сброса системы.

Необходимые материалы

  • цифровой универсальный измерительный прибор
  • Профессиональный автомобильный сканер
  • Подсказки
  • Корпус дроссельной заслонки / впускной фильтр
  • Руководство по техническому обслуживанию транспортных средств

Проверка рхх путем отключения

Шаг 1: Доступ к клапану холостого хода. Информацию о положении клапана холостого хода на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

Шаг 2: Отсоедините клапан холостого хода . Найдите электрическое соединение клапана холостого хода и отсоедините клапан.

Шаг 3: Запустите двигатель . Запустите двигатель и посмотрите, как автомобиль реагирует. Если транспортное средство, возможно, застопорилось после запуска двигателя, отключение клапан, это откроет байпасный контур и позволит автомобилю работать на холостом ходу, когда клапан отключен.

Шаг 4: Подсоедините клапан. Выключите зажигание и снова подключите электрический разъем клапана холостого хода.

Шаг 5: Запустите двигатель . В этот момент холостой ход двигателя должен снова стать нормальным. Если это так, клапан может работать правильно. Если нет, используйте следующий метод, чтобы проверить, нуждается ли он в очистке.

отключение рхх

Визуальный осмотр и чистка регулятора и клапана холостого хода

Шаг 1: Доступ к клапану. Информацию о положении клапана IAC на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

Шаг 2: Отсоедините клапан. Найдите электрическое соединение клапана и отсоедините клапан холостого хода.

Шаг 3: Снимите клапан с автомобиля . Используйте процедуру, описанную в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля, чтобы снять клапан.

Шаг 4: Проверьте клапан холостого хода. Осмотрите клапан и место установки на наличие отложений углерода, ржавчины или грязи. Проверьте штифт клапана и место установки на наличие повреждений.

Шаг 5: Очистите клапан и обводной канал . Используйте угольный очиститель или растворитель для впускного очистителя, чтобы удалить мусор и грязь с клапана. Используйте соломку, прилагаемую к аэрозольному баллончику, для очистки места установки клапана и обходного канала.

Предупреждение . Не используйте металлические проволочные щетки для очистки клапана или обходного контура. Очистка стен или колышков металлической проволочной щеткой может изменить функцию клапана.

Шаг 6: Установите клапан. Установите клапан с НОВОЙ прокладкой. Использование старого уплотнения может привести к утечке вакуума или потере охлаждающей жидкости на автомобилях, охлаждающая жидкость которых протекает через клапан.

Шаг 7: Запустите двигатель . Если вы использовали много растворителей, двигатель может за короткое время работать шероховато, так как он забирает растворитель и сгорает. После короткого периода грубой работы холостой ход должен нормализоваться.

Использование мультиметра для проверки спецификации сопротивления клапана

проверка рхх мультиметром

Шаг 1: Доступ к клапану ХХ . Информацию о положении клапана на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

Шаг 2: Отсоедините клапан. Найдите электрическое соединение клапана и отсоедините клапан холостого хода.

Шаг 3: Снимите клапан с автомобиля . Используйте процедуру, описанную в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля, чтобы снять клапан.

Шаг 4: Проверьте клапан. Осмотрите клапан и место установки на наличие отложений углерода, ржавчины или грязи. Проверьте штифт клапана и место установки на наличие повреждений. Устраните эти проблемы, прежде чем осудить клапан.

Шаг 5: Проверьте сопротивление клапана. Используйте спецификации, перечисленные в Руководстве по техническому обслуживанию автомобиля для клапана холостого хода, и следуйте указаниям по проверке клапана с помощью цифрового мультиметра на электрические контакты электрического разъема клапана. Если значение находится в пределах спецификации, клапан должен звучать так как и звучал, это значит, что ошибка в другом месте. Если показания не соответствуют техническим характеристикам, замените устройство на новое.

Как заменить как поменять датчик холостого хода

Замена клапана холостого хода

Необходимые материалы:

  • Очиститель дроссельной заслонки
  • Плоскогубцы (при необходимости)
  • Запасной клапан холостого хода
  • Набор розеток и храповик

Как заменить клапан управления воздушным движением на холостом ходу 2

Шаг 1. Отсоедините аккумулятор . Отсоедините кабель аккумулятора от аккумулятора и отложите его в сторону.

Шаг 2. Найдите клапан. Расположение регулирующего клапана холостого хода будет зависеть от марки и модели вашего автомобиля. В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля будет информация о точном местоположении. Клапан почти всегда будет находиться на впускном коллекторе.

Шаг 3. Отсоедините жгут проводов . Найдите жгут проводов, подключенный к клапану, и отсоедините электричество от клапана.

Там будет зажим или язычок для отключения, и может быть легче аккуратно удалить его с помощью плоскогубцев.

Шаг 4. Снимите старый клапан холостого хода . Снимите каждый из стопорных болтов клапана.

Теперь, когда болты и провода сняты, клапан должен просто сдвинуться с места.

Шаг 5. Очистите гнездо . Открыв гнездо клапана, используйте очиститель корпуса дроссельной заслонки, чтобы очистить участок, к которому будет прикреплен новый клапан. Это обеспечивает чистое уплотнение между клапаном и его седлом.

Шаг 6. Установите новый клапан . Сначала сравните старый клапан, который вы заменяете, с новым клапаном. Убедитесь, что клеммы электропроводки, схема удерживающих болтов и расположение сидений одинаковы.

Затем установите новый клапан на место и установите крепежные болты, затянув их рукой к седлу. Используйте свое гнездо и храповик, чтобы постепенно прижать их вниз один за другим.

Шаг 7. Переустановите жгут проводов . Присоедините жгут проводов к клапану. Убедитесь, что терминал выполняет правильное соединение и зажим полностью зацеплен для обеспечения этого соединения.

Шаг 8. Подключите аккумулятор . Присоедините отрицательный провод аккумулятора к аккумулятору. Затяните болт, чтобы вибрация двигателя не ослабла. Это восстановит питание автомобиля.

Шаг 9. Проверьте работу холостого хода . Запустите двигатель и соблюдайте скорость холостого хода. В зависимости от вашего конкретного автомобиля и температуры окружающего воздуха ваша скорость холостого хода должна оставаться стабильной между 550 об / мин (самое низкое, когда на улице жарко) и 1000 об / мин (при максимальных и более низких температурах).

2.0L Duratec-HE (MI4) - история борьбы с детонацией (звон пальцев) и тупостью движка при разгоне

Может быть кому-то будут полезны мои изыскания. Купил Galaxy 2.0L Duratec-HE (MI4) МКПП. Сканирование прибором ELM 327 (Bluetooth) не выявило никаких ошибок DTC. "Джеки чан" не горел. Стал "доводить до ума": перетряхнул переднюю подвеску, заменил масла, фильтры, свечи. Все, вроде бы, в норме стало, но машина вяло разгонялась на низах и присутствовала сильная детонация (звон поршневых пальцев). После 4500 оборотов машина начинала резко разгоняться, как в жо. у ужаленная. При этом был средний расход бензина по городу - до 18 литров. "Покурив" сей форум, а так же форумы по Мондео и Фокусу, стал последовательно делать все стандартные процедуры, которые полагается делать в этом случае:

- проверил клапана IMRC (они стояли новые, меняли старому хозяину машины перед самой продажей) - сопротивление обмоток в обоих клапанах по 39 ОМ, при снятии фишки с включенным зажиганием, оба щелкают и перекрываются как надо.

- промыл дроссельную заслонку (была практически чистая)

- промыл датчик MAP

- промыл и почистил клапан EGR

- заменил оба кислородных датчика, ибо выдавали не очень качественную синусоиду с заниженной амплитудой.

- пробовал заправляться бензином АИ-98

В итоге - результатов ноль! Как "звенели пальцы" при разгоне, как тупила машина до 4500 тыс. оборотов, как был огромный расход - так всё и осталось!

Катался на такой же машине у брата - все ОК.

Сломал всю башку в поисках проблемы. Предположил последнее - не исправно исполнительное устройство IMRC. Решил снять с клапанов управления IMRC трубки, которые соединяются с исполнительным устройством системы IMRC и прокатиться, чтобы выяснить, как это повлияет на работу движка. Результат меня приятно удивил. Сразу же пропала детонация, а движок подхватывал прямо с самых низов! Почитав Ford ETIS, выяснил, что "IMRC измеряет скорость воздуха во впускном коллекторе. При низких оборотах двигателя IMRC полностью закрыт, поддерживая скорость потока воздуха высокой, при низком объеме. По мере увеличения частоты вращения двигателя IMRC открывается, чтобы больше воздуха могло проходить во впускной коллектор". Тогда я полез под капот, в заведомо исправной машине брата, чтобы посмотреть, как работает исполнительное устройство системы IMRC. Когда зажигание выключено, заслонка IMRC полностью открыта - это видно по штоку (шток видно рядом с корпусом дроссельной заслонки, чуть ближе к салону) - он поднят вверх. При заведенном движке на холостых оборотах, шток находится внизу - заслонка закрыта полностью. Когда брат прибавлял газу, повышая обороты движка, заслонка приоткрывалась. В моей машине шток начинал шевелиться только при достижении двигателем 4500 об./мин. Путем сравнения двух машин и методом "тыка", выяснилось, что те балбесы, что меняли блок клапанов управления IMRC, у предыдущего хозяина, перепутали местами трубки, соединяющие электро клапана IMRC с вакуумным исполнительным устройством IMRC. По-этому в моем движке заслонка почти всегда была закрыта, вот и не хватало воздуха движку, как следствие большой перерасход бензина, "звон пальцев" во всех режимах и тупость двигателя!

На рисунках видно, как должны быть соединены трубки.

Рисунок 3.jpg 116,96К 448 Количество загрузок: Рисунок 1.jpg 113,22К 331 Количество загрузок: Рисунок 2.jpg 137,81К 301 Количество загрузок:

Кстати, правильность соединений всех трубок и работу исполнительного устройства системы IMRC быстро можно проверить так: на работающем на холостых оборотах двигателе шток исполнительного устройства IMRC должен быть опущен вниз. Снимаем фишку с контактов клапана IMRC 1 (он ближе к салону авто) - шток исполнительного устройства IMRC должен подняться вверх.

Может быть, ничего нового я не сообщил, ибо многие вещи на этом форуме уже обсуждались не раз. Я здесь недавно, и перелопатить весь форум просто физически не было времени, но благодаря "коллективному разуму" форумчан и потраченному времени под капотом, моя машина поехала как надо: паровозная тяга с самых низов, никакой детонации и расход вошел в норму!

Система впрыска топлива

Под капотом двигателя современного автомобиля во впускном тракте бензиновых двигателей уже с давних пор задают тон системы впрыскивания топлива с электронным управлением. Со стороны отработанных газов расположен трехходовой катализатор, отвечающий уровню техники. Таким образом, никаких вопросов, все силовые агрегаты mondeo: от воздушного фильтра до выхлопной трубки управляются электронными средствами: необходимую свежую топливную смесь подготавливают последовательные системы впрыскивания топлива, ассистирует в этом процессе трехходовой катализатор. Воспламеняющими искрами управляют безраспределительные системы зажигания в последовательности 1-3-4-2 (duratec-he) или 1-4-2-5-3-6 (duratec-ve). Они находятся, как и весь электронный менеджмент двигателя, под управлением мощного бортового компьютера (РСМ). В новом mondeo имеется black oak, система регулирования двигателя нового поколения, которая осуществляет надзор над битами и байтами. black oak, разработка дочерней фирмы visteon компании ford, работает совместно с 32-разрядной ЭВМ levanta, включая процессор motorolla и шину передачи данных can. По своему функционированию система black oak напоминает ранее используемую систему регулирования двигателя eec.

1 - Датчик абсолютного давления во впускной трубке с встроенным датчиком температуры всасывающего воздуха (ТМАР),
2 - Датчик регулирования положения дроссельной заслонки (ТР),
3 - Датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ),
4 - Датчик положения коленчатого вала (СКР),
5 - Датчик положения распределительного вала (СМР),
6 - Датчик температуры наружного воздуха (ААТ),
7 - Подключаемый и нагреваемый Лямбда-датчик (ho2s),
8 - Гидравлический выключатель сервоуправления (psp),
9 - Датчик скорости движения (vss/oss),
10 - Выключатель положения педали сцепления (СРР),
11 - Регулятор генератора (smart charge),
12 - Датчик детонации (ks),
13 - Реле электропитания,
14 - аккумуляторная батарея,
15 - Автоматическая коробка передач (cd4e),
16 - Сигнальная лампа отработавшего газа (mtl),

17 - Блок управления трансмиссией (РСМ),
18 - Диагностический разъем (dcl),
19 - Реле топливного насоса,
20 - Топливный насос бака,
21 - Форсунка,
22 - Светодиод pats (приборная доска),
23 - egr-пошаговый двигатель,
24 - Клапан регулирования состава горючей смеси при холостом ходе (iac),
25 - Электромагнитный клапан вихревой заслонки,
26 - АС-компрессор,
27 - Регулятор генератора (smart charge),
28 - Катушка зажигания,
29 - Нагреваемый электричеством термостат,
30 - Электромагнитный клапан фильтра активированного угля,
31 - vss/oss-выходной сигнал (приборная панель).

Датчики и актуаторы под капотом двигателя

1 - Блок управления двигателем,
2 - Датчик положения коленчатого вала (СКР),
3 - Электромагнитный клапан фильтра активированного угля;
4 - Датчик положения распределительного вала (СМР),
5 - egr-пошаговый двигатель,

6 - Датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ),
7 - Датчик регулирования положения дроссельной заслонки (ТР),
8 - Клапан регулирования состава горючей смеси при холостом ходе (iac),
9 - Электромагнитный клапан вихревой заслонки,
10 - Датчик абсолютного давления во впускной трубке с встроенным датчиком температуры всасывающего воздуха (ТМАР), a Гидравлический выключатель сервоуправления (psp).

Электронное управление двигателем – не для самостоятельных

Новые системы в значительной степени не требуют особого обслуживания – возможное некорректное функционирование, согласно практике, может обнаружить только компетентный специалист при наличии необходимого измерительного оборудования. Этот факт предъявляет повышенные требования к тем, кто самостоятельно хочет заняться ремонтом – мастерские ford во время проверки двигателя полагаются на “wds-diagnose cd b8”. Поэтому при наличии неисправностей в системе управления двигателем лучше доверьте свой mondeo специалистам. Однако вы все-таки должны знать базовые принципы подготовки горючей смеси своего mondeo. И только на этой основе вы сможете точно классифицировать появляющиеся неполадки. Благодаря этому вы сэкономите на затратном диагностировании. Кроме того, вы сможете четко сформулировать заказ на проведение ремонта, и полученная впоследствии калькуляция не вызовет у вас никаких сомнений. В качестве примера для бензиновых двигателей ford ниже приводится подробная информация о подготовке топливовоздушной смеси силового агрегата duratec-he.

Подробно об управлении системой впрыска duratec-he

Блок управления РСМ (встроен в pats): это центральный блок электронного управления двигателем. Бортовой компьютер постоянно использует текущий материал данных из своих пространственных параметрических характеристик (частота вращения, давление во впускном трубопроводе, температура впускного воздуха и охлаждающей жидкости и так далее) и сравнивает их с фиксированными параметрами в базе данных. После этого сравнения блок управления определяет и рассчитывает среди прочего продолжительность открытия электромагнитной форсунки, объем необходимого топлива и состав топливовоздушной смеси. При этом блок РСМ перепрограммируемый: важнейший критерий для ситуаций, когда к следующему моменту калибровки он приступает с модифицированными параметрами.
Преимущество: при содействии мобильного диагностического прибора fds 200 компании ford можно легко стереть электронно-перепрограммируемую постоянную память (ПЗУ) и заполнить ее новой программой управления двигателем. Соответствующий сервисный модуль для РСМ устанавливается уже на заводе-производителе. 16-полюсный диагностический разъем (dlc) спрятан в левой зоне для ног на высоте блока предохранителей.
Предохранительный выключатель системы впрыскивания топлива: располагается на боковой стороне левой двери. С помощью данного выключателя можно прервать подачу топлива при появлении негерметичностей в системе подачи топлива, во время аварии или при сильных столкновениях. Прерывания электрической цепи распознаются по выскакивающейся кнопке переключений. Перед активизацией предохранительной кнопки вначале проверьте топливную систему на герметичность, затем приведите замок-выключатель зажигания в положение 0 и нажмите кнопку. Далее поверните ключ зажигания на несколько секунд в положение ii и затем можно ввести замок в положение i.

Позиционный датчик коленчатого вала (СКР): в двигателях duratec располагается на крышке блока управления сбоку амортизатора коленчатого вала. Датчик на зубчатом колесе (36 зубцов минус 1; пробел зубца для 1-го цилиндра находится на 90 от ВМТ) регистрирует индуктивно точное угловое положение коленчатого вала, а также текущую частоту вращения двигателя, эти измеряемые значения оказывают влияние на:

  • впрыскиваемого топлива и начало впрыска,
  • момент опережения зажигания и
  • регулирование на холостом ходу.

При отказе СКР-датчика все управление двигателем переходит на глубокий сон: двигатель замирает и остается – до замены датчика – немым.

Впадина между зубцами 1: 90 от ВМТ первого цилиндра.

Позиционный датчик распределительных валов (СМР) : в двигателях duratec располагается в головке блока цилиндров перед первым кулачком впускного распределительного вала. Датчик работает на основе индуктивного принципа. Его сигнал использует СМР для распознавания 1-го цилиндра. Он управляет последовательным впрыскиванием топлива.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ) : вставлен под катушкой зажигания и измеряет температуру охлаждающей жидкости в малом круге.
Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе со встроенным датчиком температуры впускного воздуха (ТМАР) . Датчик ТМАР позволяет минимизировать возможные потери мощности при движении на горных участках дорог или под уклон. Он определяет текущее господствующее рабочее состояние двигателя при включенном зажигании и полной нагрузке. В качестве измеренного значения датчиком используется атмосферное давление во впускном коллекторе. Эти параметры сохраняет и обрабатывает РСМ в качестве опорного давления для соответствующего давления во впускном газопроводе при различных состояниях нагрузки. Сигналы встроенного iat-датчика являются вначале только базовыми величинами при пуске холодного двигателя или в период прогрева. Дополнительно они используются МАР-датчиком в качестве корректирующих параметров, поскольку он выравнивает с помощью своих внутренних знаний различные степени наполнения цилиндров. На основе всех входных сигналов с ТМАР-датчика РСМ рассчитывает необходимую двигателю массу воздуха.
Датчик детонации (ks) . Датчик детонации представляет из себя механический съемщик вибраций. Двигатели duratec за счет своей относительно высокой степени сжатия оснащаются такими датчиками. Этот датчик размещается со стороны всасывания непосредственно на блоке цилиндров двигателя между вторым и третьим цилиндрами. В смонтированном состоянии он ни в коем случае не должен контактировать с окружающей его массой.
Как только достигается детонационная граница, датчик ks подает сигналы на датчики СКР и СМР о неконтролируемом сгорании горячей смеси. На их основе РСМ смещает угол опережения зажигания на 1,5 назад. Если сигналы продолжаются, то угол продолжает снижаться до тех пор, пока процесс сгорания не нормализуется. Если детонационные шумы не появляются в течение двух секунд, то РСМ регулирует момент зажигания до границы детонации или – при стандартном качестве топлива – до предписанного момента зажигания.

Датчик детонации: постоянно на посту прослушивания.

Датчик положения дроссельной заслонки (ТР). Этот датчик привинчен к корпусу дроссельной заслонки. Он функционирует так же, как и поворотный потенциометр, и оказывает влияние на:

  • частоту вращения при холостом ходе,
  • состав всасываемой, горючей смеси (14,7 : 1),
  • регулирование отработавшего газа и
  • открытие системного контура регулирования.

Кнопочный выключатель рулевого механизма с усилителем (psp). Он снимает свою информацию с напорного трубопровода между насосом гидравлического усилителя и рулевым механизмом. Как только давление падает, например, при маневрировании автомобиля с полным поворотом управляемых колес, psp открывается и поставляет на РСМ сигнал на незначительное увеличение частоты вращения на холостом ходу.

Контроллер давления: Кнопочный выключатель рулевого механизма с усилителем.

Лямбда- датчик (ho2s): в двигателях duratec на заводе устанавливаются два лямбда-датчика. Датчик 1 располагается непосредственно в коллекторе отработанных газов, датчик 2 выпускной трубке позади катализатора. Оба датчика анализируют остаточное содержание кислорода в отработанном газе и передают эту информацию на РСМ. Их сигналы оказывают влияние на:

  • количество впрыскиваемого воздуха и
  • функционирование системы приготовления горючей смеси (evap).

Чистильщик: ho2s лямбда-датчики.

1 - Передний лямда-датчик,
2 - Задний лямбда-датчик,
3 - Катализатор,
4 - Дополнительный глушитель.

Лямбда-датчики оказывают сильное влияние на функционирование и срок службы катализатора. Для надлежащего функционирования катализатора они предоставляют информацию о постоянной смене слегка обогащенной и обедненной горючей смеси. В комбинации с автоматической системой cde4 фильтрацией отработанного газа занимается также дополнительный стартовый катализатор, размещенный непосредственно в выхлопном коллекторе.
Регулирующий клапан системы холостого хода (iac). В двигателях duratec данный клапан находится около дроссельной заслонки на впускном коллекторе. РСМ управляет им с помощью тактовых сигналов. В зависимости от частоты сигнала больше или меньше свежего воздуха обходит дроссельную заслонку через отводной клапан.
Электромагнитный клапан вихревой заслонки располагается под наклоном позади iac-клапана во впускном коллекторе. Его управляющие импульсы базируются на частоте вращения двигателя и угле открытия дроссельной заслонки: в зависимости от ситуации клапан пуст или заполнен.

В непосредственной близости:

1 - Регулирующий клапан системы холостого хода (iac) и 2 - Электромагнитный клапан вихревой заслонки.

Электромагнитный клапан фильтра с активированным углем. В ногу с системой регулирования двигателя black oak в 2000-м mondeo работает конструктивно измененный электромагнитный клапан. При определенных рабочих состояниях он открывается и освобождает находящиеся в фильтре пары топлива для прохода во впускной коллектор.

egr-шаговый двигатель: шаговый двигатель находится в заднем конце головки блока цилиндров и чутко реагирует на цифровые сигналы от РСМ. Другими словами: шаговые двигатели силовых агрегатов duratec реализуют очень маленькие шаговые движения. Кроме того, по сравнению с обычными приводами они во время работы не чувствительны к вибрациям и колебаниям давления. Вращательные движения шагового двигателя шпиндель преобразует в движение подъема, за счет которых строго открывается клапан. Эта особенность улучшает не только принцип действия рециркуляции отработавшего газа, но и делает ненужными наличие дополнительных компонентов, например, дифференциального клапана отработанного газа (dpef).

Не чувствителен к вибрациям и колебаниям давления.

А – к системе всасывания,
В – от коллектора отработавших газов,
1 - Электрическое подсоединение,
2 - Шаговый двигатель,
3 - Шпиндель шагового двигателя,

4 - Нажимная пружина,
5 - Шпиндель клапана,
6 - Седло клапана,
7 - Седло клапана.

Форсунки: форсунки с четырьмя отверстиями для впрыскивания и боковой подачей топлива размещаются в общей трубке распределителя топлива. РСМ последовательно управляет форсунками. Их сопла установлены строго под определенными углами, так чтобы соответственно встречались два отверстия правого и два отверстия левого клапанов.

Система впрыска топлива Ford Mondeo
Плечом к плечу: форсунки с четырьмя отверстиями 1 для впрыскивания и боковой подачей топлива размещаются в общей трубке распределителя 2.

Датчик температуры наружного воздуха (ААТ). Датчик температуры наружного воздуха скрытно сидит в буфере спереди слева. Его сигнал управляет

  • индикатором наружной температуры на щитке приборов,
  • регулировкой генератора (smart charge) и
  • кондиционером.

Датчик частоты вращения приводных валов (oss) и скорости движения (vs): сигналы обоих датчиков обрабатывает РСМ для регулирования воздушного потока в системе холостого хода (iac), для обогащения топливовоздушной смеси во время ускорения и режима принудительного холостого хода.

Возможна с ограничениями – самопомощь с системой впрыска

Как уже отмечено во введении к данному руководству, большинство работ с системой впрыска лучше передать профессионалам. У них имеются необходимые контрольные приборы и соответствующие познания. Например, при наличии неисправностей в электронной системе управления двигателем и для того, чтобы их надлежащим образом локализовать, необходимо провести ряд тестов в определенной последовательности. Только так можно установить дефекты и их последствия и назначить курс ремонтных работ. Наличие обычных домашних знаний недостаточно для работы с системой впрыскивания mondeo. Но здесь нет оснований для паники: на практике возможные повреждения в этой системе встречаются редко.

Видео про "Система впрыска топлива" для Ford Mondeo

Промывка системы впрыска топлива Ford Mondeo IV 2007-2015 Выставить момент впрыска раньше на Форд Мондео 1,8TD Потенциометр ТНВД Лукас 1.8TD Ford Mondeo (управление работой соленоида)

Топливная система


Топливная система Хороший раздатчик корма С современным акселератором mondeo стал скорее редким гостем автозаправочной колонки. Варианты бензиновых двигателей сжигают euro-super – дизельные mondeo забирают горючее у колонки с дизельным топливом. Топливный бак mondeo находится в задней области днища.

Топливо

Топливо Бензинновые двигатели ford mondeo требуют для себя euro super (roz 95). Но они могут употреблять и super plus (roz 98). Этот сорт топлива имеет смысл принимать в том случае, когда вашему mondeo, например, в напряженном режиме при высоких внешних температурах постоянно требуется повышенная м.

Проверка вентиляции и проветривания бака

Проверка вентиляции и проветривания бака ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Прогрейте двигатель (до рабочей температуры) и оставьте работать на оборотах холостого хода. Отсоедините от редукционного клапана отходящий от фильтра с активированным углем шланг низкого давления. Проверьте на подсоединени.


Замена топливного фильтра (бензиновый двигатель)

Замена топливного фильтра (бензиновый двигатель) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Запустите двигатель, и пусть он работает до тех пор, пока не будет полностью израсходован бензин в установке. Чтобы быть точно уверенным, что фактически давление отсутствует, можно двигатель еще примерно пять секунд.


Замена топливного фильтра (дизельный двигатель)

Замена топливного фильтра (дизельный двигатель) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отсоедините провода от аккумуляторной батареи. Осторожно освободите топливопроводы на корпусе фильтра и слейте вытекающее под давлением топливо. Демонтируйте топливный фильтр. Слейте оставшееся топливо и утилизируйт.

Опорожнение бака – терпеливая игра без топливного насоса, требующая ловкости рук

Опорожнение бака – терпеливая игра без топливного насоса, требующая ловкости рук Топливный бак mondeo не имеет сливного винта. Поскольку впускной и сливной трубопроводы находятся в верхней части бака, то слить топливо не так просто. Если у вас нет ручного насоса (шлангового сильфонного насоса), то .

Демонтаж трубопроводов и шлангов (общие указания)

Демонтаж трубопроводов и шлангов (общие указания) Внимание: топливная система в системах впрыскивания еще долгое время после отключения двигателя находится под давлением (смотрите редукционный клапан). Поэтому при отсоединении или отделении сцеплений вокруг места действия держите тряпки. .


Поиск неисправностей топливного насоса

Поиск неисправностей топливного насоса Одно реле питает электрический топливный насос напряжением. Начиная с периода пуска насос подает свежее топливо к форсункам. Второе реле вступает в действие только тогда, когда двигатель при включенном зажигании останавливается (блок управления больше не прини.

Демонтаж и монтаж топливного насоса (бензиновый двигатель)

Демонтаж и монтаж топливного насоса (бензиновый двигатель) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отсоедините провод на массу аккумуляторной батареи. Опорожните топливный бак и демонтируйте его под автомобилем. Демонтируйте подающие и сливные трубопроводы, а также соединительный провод. Осторожно осв.


Система выпуска отработавших газов


Советы для работы с выхлопной системой

Советы для работы с выхлопной системой ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Поднимите автомобиль, установите горизонтально и зафиксируйте, чтобы он не колебался. Если нельзя освободить проржавевшие винтовые соединения, попытайтесь перекрутить гайки – чаще всего винты после этого можно сорвать. Для м.


Вопрос стоимости – полный ремонт или частичная замена

Вопрос стоимости – полный ремонт или частичная замена В нашем руководстве описан демонтаж всей выпускной системы – на примере 1,8 / 2,0 л двигателя – сначала и до конца. Если заменяются отдельные детали, то учитывайте только соответствующие этапы ремонта – в v6 и турбодизельных версиях mondeo посту.

Мало отработавшего газа - ASU

Мало отработавшего газа - asu К необходимым специальным исследованиям отработавшего газа (asu) мы приучены уже давно – легковые автомобили, которые свыше 30 лет катаются на своих колесах, должны быть освобождены от asu. Для новых автомобилей значок asu действителен в течение трех лет, затем два раз.


Нейтрализация отработавших газов

Нейтрализация отработавших газов Пример duratec-hr: два лямбда-датчика в карбюраторных двигателях 1 — Предвключенный лямбда-датчик, 2 — Послевключенный лямбда-датчик, 3 — Катализатор, 4 — Дополнительный глушитель шума. Химическим путем делает до 90 % составных частей отработавшего газа.

Читайте также: