Как проверить работает ли помпа на ваз 2109

Обновлено: 16.05.2024

Как проверить помпу ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 собственными силами

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Водяная помпа – это очень важных узел в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Неисправность водяной помпы Ваз 2109 может привести к перегреву двигателя. То есть, к последующему капремонту движка и даже возможной его замене, но это в крайних случаях.

Как проверить помпу ВАЗ 2109

Как проверить помпу ВАЗ 2109

Что бы уберечь себя от лишнего ремонта, необходимо заранее диагностировать неисправности помпы. Из этого возникает вопрос, как проверить помпу ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 собственными силами.

Самое главное не нужно паниковать и торопиться с ее заменой, а окончательно убедиться в ее не работоспособности и выполнить диагностику по ниже описанной инструкции. Итак, начнем по порядку.

Как проверить помпу Ваз 2109, ВАЗ 2110 самостоятельно.

1. Начнем с первого и довольно распространенного способа проверки. Для этого нужно сжать верхний патрубок от радиатора на горячем двигателе.

На исправной помпе можно почувствовать давление жидкости. Нужно быть осторожным при такой проверке, потому что охлаждающая жидкость все же имеет высокую температуру.

2. При неисправном сальнике тосол или антифриз будет просачиваться через контрольно-вентиляционное отверстие помпы. Первым делом нужно отвернуть защиту ремня газораспределительного механизма и посмотреть имеются ли отложения коричневого цвета возле отверстия.

При их наличии следует сделать ремонт данного узла или заменить водяную помпу полностью.

3. При неисправном подшипнике помпы там можно будет услышать воющий звук. При обнаружении люфта на валу следует заменить подшипник.

4. Если отсутствуют внешние признаки поломки водяной помпы Ваз 2109, а двигатель греется выше нормы, следует демонтировать ее для определения внутренних повреждений.

Самые распространенные неисправности:

  • Коррозия лопастей если они металлические.
  • Поломка лопастей, если они изготовлены из других материалов.
  • Износ подшипников.
  • Течь через сальник (фибру).

Провести ремонт помпы Ваз 2109 можно и самостоятельно, но многие все же это делать не рекомендуют из за того, что это получается не выгодно, да и для кого то легче установить новую, хотя ремонт вполне возможен, но здесь многое зависит от самой поломки и ее цены.

Обратная установка требует аккуратных действий. Прокладку и крепежи болтов нужно намазать герметиком.

Болты сначала заворачиваются от руки, потом докручиваем ключом с нужным усилием, но в разумных пределах, что бы не сорвать резьбу.

После сборки, по хорошему нужно подождать 2-3 часа пока высохнет герметик, и заливаем охлаждающую жидкость.

Перед запуском двигателя следует избавиться от воздуха в охлаждающей системе. После долить жидкость до нужного уровня.

Окончательным этапом ремонта будет проверка стыков на предмет утечки, нужно просто завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.

О том как проверить помпу ВАЗ 2109 своими руками + видео

О том как проверить помпу ВАЗ 2109 своими руками + видео

Система охлаждения является одной из самых важных систем автомобильного двигателя. Без надлежащего охлаждения ДВС не смог бы работать на полную мощность и, скорее всего, вышел бы из строя уже после нескольких часов своей работы. Для охлаждения двигателя используется специальная охлаждающая жидкость (ОЖ, антифриз или тосол), стойкая к высоким и низким температурам. Для циркуляции ОЖ по рубашке охлаждения предусмотрена помпа, которая представляет собой небольшую крыльчатку приводимую в движение ремнем ГРМ.

Неисправность водяной помпы чревата большими неприятностями, таким например как перегрев двигателя, хуже пожалуй и быть не может. В этой статье я расскажу о том, как проверить помпу ВАЗ 2109 на работоспособность для того, чтобы вовремя обнаружить ее неисправность и заменить, избежав перегрев мотора и капремонта.

Для того, чтобы проверить водяную помпу ВАЗ 2109 существует несколько способов. Сегодня я расскажу о четырех наиболее эффективных на мой взгляд.

1. Самый простой способ проверить водяную помпу на "девятке" — прогреть двигатель до рабочей температуры, и резко пережать верхний патрубок, который идет от радиатора. Если водный насос работает вы ощутите рукой пульсацию антифриза, который циркулирует по системе охлаждения. Если вы почувствовали, что жидкость циркулирует, делаем вывод, что все в порядке - помпа рабочая.

2. Второй вариант проверки — проверка сальника. Для выполнения этой проверки необходимо снять крышку ремня ГРМ и внимательно осмотреть контрольно-вентиляционное отверстие помпы, проверьте не сочится ли через сальник ОЖ. Если утечка есть или на поверхности вы заметили коричневые отложения, замените сальник помпы и снова проверьте на предмет утечки.

3. Иногда во время работы мотора появляются затяжные звуки похожие на "завывание", такая "музыка свидетельствует об одном - у вас выходит или уже вышел из строя подшипник вала насоса. Чтобы опровергнуть или подтвердить эту версию проверьте люфт вала, для этого достаточно покачать приводную звездочку помпы ВАЗ 2109.

4. В случае, если после проведения всех вышеперечисленных тестов вам не удалось обнаружить какие-то неисправности или нарушения, советую вам снять водяной насос и произвести более детальный ее осмотр и диагностику. Тщательно исследуйте обратную сторону ротора, иногда неисправность водяной помпы ВАЗ 2109 кроется в поврежденных ржавчиной лопастях.

Если вам удалось самостоятельно обнаружить неисправность помпы ВАЗ 2109 — купите новую помпу и произведите ее замену. Если же неисправностей не обнаружено, при этом насос работает некорректно, рекомендую заменить его сейчас, не дожидаясь его окончательного выхода из строя. Ремонтировать помпу я бы не советовал, нет гарантии, что после ремонта она будет работать стабильно, к тому же если же ситуация повторится, вы опять потеряете время и деньги. Кроме того, не факт, что вам удастся обнаружить нерабочую водяную помпу сразу после ее поломки, о том, что будет, если вовремя не обнаружить неисправность водяного насоса мы говорили в начале, нет смысла повторяться. На этом у меня все, удачного ремонта, берегите себя и свой автомобиль!

Греется двигатель? — Узнайте, как проверить водяную помпу ВАЗ 2109 + видео

Греется двигатель? — Узнайте как проверьте водяную помпу ВАЗ 2109 + видео

Водяная помпа несмотря на свои размеры может стать причиной больших проблем, таких как перегрев двигателя или полный его выход из строя. Правда вышеописанные неприятности грозят лишь в том случае, если помпа перестанет справляться со своей задачей или , проще говоря, сломается.

Если водяная помпа ВАЗ 2109 перестанет гонять по системе охлаждения антифриз или любую другую ОЖ перегрев двигателя — неизбежен. В этой статье поговорим о том, как проверить помпу ВАЗ 2109 на работоспособность, чтобы вовремя предотвратить неисправность, избежав капремонта по причине перегрева.

Как проверить помпу ВАЗ 2109 своими руками?

Существует несколько способов проверки водяной помпы на работоспособность, в этой статье мы рассмотрим наиболее популярные и эффективные из них.

1. Самый простой способ — прогреть мотор до рабочей температуры, затем резко пережать верхний патрубок радиатора. В случае если помпа рабочая в руке почувствуется пульсация охлаждающей жидкости. В таком случае все в порядке, водяная помпа рабочая, причин для беспокойства нет.

2. Второй способ предусматривает проверку сальника. Снимите крышку ремня ГРМ и произведите внимательный осмотр контрольно-вентиляционного отверстия помпы, убедитесь, что сквозь сальник не сочится антифриз. Обнаружив утечку или коричневые отложения, произведите замену сальника водяной помпы.

3. Если во время работы двигателя слышны отчетливые затяжные звуки, это может быть признаком вышедших из строя подшипников вала насоса. Для того чтобы проверить так ли это, убедитесь в отсутствии люфта вала, чтобы проверить это просто покачайте приводную звездочку водяного насоса ВАЗ 2109.

4. Если же видимых нарушений, а также признаков неисправности вы не обнаружили, рекомендую снять помпу для дальнейшей диагностики и более детального осмотра. Внимательно осмотрите обратную сторону ротора, нередко неисправность помпы ВАЗ 2109 заключается в поврежденных коррозией лопастях.

В случае неисправности водяной помпы замените ее новой, ремонт водяной помпы нерентабелен да и к тому же нет никакой гарантии, что после ремонта она будет исправно и стабильно работать.

Для большей наглядности рекомендуем посмотреть данное видео как проверить помпу ВАЗ

Источник: vaz-remont.ru

Признаки неисправности помпы ваз 2109

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Водяная помпа – это очень важных узел в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Неисправность водяной помпы Ваз 2109 может привести к перегреву двигателя. То есть, к последующему капремонту движка и даже возможной его замене, но это в крайних случаях.


Как проверить помпу ВАЗ 2109

Что бы уберечь себя от лишнего ремонта, необходимо заранее диагностировать неисправности помпы. Из этого возникает вопрос, как проверить помпу ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 собственными силами.

Самое главное не нужно паниковать и торопиться с ее заменой, а окончательно убедиться в ее не работоспособности и выполнить диагностику по ниже описанной инструкции. Итак, начнем по порядку.

Как проверить помпу Ваз 2109, ВАЗ 2110 самостоятельно.

1. Начнем с первого и довольно распространенного способа проверки. Для этого нужно сжать верхний патрубок от радиатора на горячем двигателе.

На исправной помпе можно почувствовать давление жидкости. Нужно быть осторожным при такой проверке, потому что охлаждающая жидкость все же имеет высокую температуру.

2. При неисправном сальнике тосол или антифриз будет просачиваться через контрольно-вентиляционное отверстие помпы. Первым делом нужно отвернуть защиту ремня газораспределительного механизма и посмотреть имеются ли отложения коричневого цвета возле отверстия.

При их наличии следует сделать ремонт данного узла или заменить водяную помпу полностью.

3. При неисправном подшипнике помпы там можно будет услышать воющий звук. При обнаружении люфта на валу следует заменить подшипник.

4. Если отсутствуют внешние признаки поломки водяной помпы Ваз 2109, а двигатель греется выше нормы, следует демонтировать ее для определения внутренних повреждений.

Самые распространенные неисправности:

  • Коррозия лопастей если они металлические.
  • Поломка лопастей, если они изготовлены из других материалов.
  • Износ подшипников.
  • Течь через сальник (фибру).

Провести ремонт помпы Ваз 2109 можно и самостоятельно, но многие все же это делать не рекомендуют из за того, что это получается не выгодно, да и для кого то легче установить новую, хотя ремонт вполне возможен, но здесь многое зависит от самой поломки и ее цены.

Обратная установка требует аккуратных действий. Прокладку и крепежи болтов нужно намазать герметиком.

Болты сначала заворачиваются от руки, потом докручиваем ключом с нужным усилием, но в разумных пределах, что бы не сорвать резьбу.

После сборки, по хорошему нужно подождать 2-3 часа пока высохнет герметик, и заливаем охлаждающую жидкость.

Перед запуском двигателя следует избавиться от воздуха в охлаждающей системе. После долить жидкость до нужного уровня.

Окончательным этапом ремонта будет проверка стыков на предмет утечки, нужно просто завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.


Водяная помпа несмотря на свои размеры может стать причиной больших проблем, таких как перегрев двигателя или полный его выход из строя. Правда вышеописанные неприятности грозят лишь в том случае, если помпа перестанет справляться со своей задачей или , проще говоря, сломается.

Если водяная помпа ВАЗ 2109 перестанет гонять по системе охлаждения антифриз или любую другую ОЖ перегрев двигателя — неизбежен. В этой статье поговорим о том, как проверить помпу ВАЗ 2109 на работоспособность, чтобы вовремя предотвратить неисправность, избежав капремонта по причине перегрева.

Как проверить помпу ВАЗ 2109 своими руками?

Существует несколько способов проверки водяной помпы на работоспособность, в этой статье мы рассмотрим наиболее популярные и эффективные из них.

1. Самый простой способ — прогреть мотор до рабочей температуры, затем резко пережать верхний патрубок радиатора. В случае если помпа рабочая в руке почувствуется пульсация охлаждающей жидкости. В таком случае все в порядке, водяная помпа рабочая, причин для беспокойства нет.

2. Второй способ предусматривает проверку сальника. Снимите крышку ремня ГРМ и произведите внимательный осмотр контрольно-вентиляционного отверстия помпы, убедитесь, что сквозь сальник не сочится антифриз. Обнаружив утечку или коричневые отложения, произведите замену сальника водяной помпы.

3. Если во время работы двигателя слышны отчетливые затяжные звуки, это может быть признаком вышедших из строя подшипников вала насоса. Для того чтобы проверить так ли это, убедитесь в отсутствии люфта вала, чтобы проверить это просто покачайте приводную звездочку водяного насоса ВАЗ 2109.

4. Если же видимых нарушений, а также признаков неисправности вы не обнаружили, рекомендую снять помпу для дальнейшей диагностики и более детального осмотра. Внимательно осмотрите обратную сторону ротора, нередко неисправность помпы ВАЗ 2109 заключается в поврежденных коррозией лопастях.

В случае неисправности водяной помпы замените ее новой, ремонт водяной помпы нерентабелен да и к тому же нет никакой гарантии, что после ремонта она будет исправно и стабильно работать.

Для большей наглядности рекомендуем посмотреть данное видео как проверить помпу ВАЗ

Источник: vaz-remont.ru

Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.

Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от ремня ГРМ. Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет клапана на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.

Читайте в этой статье

Как проверить исправность помпы на автомобиле

Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

Как проверить работу помпы

Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

  • После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
  • Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
  • Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.

Что лучше, менять помпу или ремонтировать

Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.

Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.

Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева ДВС до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.

Когда нужно проверять термостат: основные признаки выхода из строя или сбоев в работе элемента. Место установки термостста и его самостоятельная проверка.

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

Как проверить помпу на автомобиле без снятия водяного насоса

Проверка помпы системы охлаждения

Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.

Автомобильная помпа (водяной насос) устройство
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве водяного насоса системы охлаждения. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и конструктивных особенностях помпы.

Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от ремня ГРМ. Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет клапана на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.

Как проверить исправность помпы на автомобиле

Помпа ВАЗ

Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

Антифриз и тосол: отличия
Рекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается антифриз от тосола и что лучше залить в систему охлаждения. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях, а также о преимуществах и недостатках данных типов охлаждающих жидкостей.

Как проверить работу помпы

Патрубки системы охлаждения

Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

  • После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
  • Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
  • Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.

Что лучше, менять помпу или ремонтировать

Водяной насос системы охлаждения

Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.

Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.

Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева ДВС до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.

Как проверить термостат на машине

Когда нужно проверять термостат: основные признаки выхода из строя или сбоев в работе элемента. Место установки термостста и его самостоятельная проверка.

Прокладка ГБЦ

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Стук, свист и скрежет при запуске двигателя

Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

Перегрев двигателя последствия

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Течет антифриз

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Насос охлаждающей жидкости

Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

Проверка водяной помпы ВАЗ 2109: алгоритм проведения и видео

Проверка водяной помпы ВАЗ 2109: алгоритм проведения и видео

Неполадки, возникающие с водяной помпой, могут привести к большим проблемам, вплоть до перегрева двигателя и полного его выхода из строя.

В случае когда водяная помпа перестает перегонять по системе охлаждения антифриз или другую охлаждающую жидкость, перегрев двигателя случится обязательно. Далее речь пойдет о проверке помпы ВАЗ 2109 на работоспособность.

Проверка помпы ВАЗ 2109 в домашних условиях

  1. Простейший способ – прогрев двигателя до рабочей температуры, затем резкое пережатие верхнего патрубка радиатора. При рабочей помпе почувствуется пульсация ОЖ.
  2. Проверить сальник. Снять крышку ремня газораспределительного механизма, тщательно изучить контрольно-вентиляционное отверстие помпы, затем удостовериться, что через сальник не протекает антифриз. При наличии утечки или коричневых отложений нужно заменять сальник водяной помпы.
  3. Показателем неполадок подшипников вала насоса являются отчетливые затяжные звуки. Если они присутствуют, нужно убедиться в отсутствии люфта вала, покачав для этого приводную звездочку водяного насоса ВАЗ 2109.
  4. Если визуально неполадки незаметны, необходимо снять помпу для последующего осмотра и диагностики. Часто неисправность помпы ВАЗ 2109 заметна на обратной стороне ротора и кроется в лопастях, поврежденных коррозией.

Если водяная помпа неисправна, лучше заменить ее новой.

Проверка помпы на видео:

Рекомендуем почитать


Стабильная работа двигателя полностью зависит от правильного состава горючей смеси. Соотношение компонентов топливно-воздушной смеси должно быть .

Естественно, что регулятор холостого хода (РХХ) отвечает за холостые обороты мотора, с его помощью поддерживаются оптимальные обороты, нужные при .

Работа двигателя начинается со стартера. При его плохом функционировании автовладельцам приходится заводить ТС с толчка. Либо же разбираться с .

Самостоятельная замена водяного насоса автомобиля ВАЗ 2108/09

Водяной насос — основной узел системы охлаждения автомобиля. От его исправной работы зависит скорость циркуляции охлаждающей жидкости в протоках блока цилиндра. Это обеспечивает отвод тепла и поддержание рабочей температуры двигателя. На ранних стадиях диагностика и устранение неполадок водяного насоса не представляет большой сложности. Игнорирование же признаков неисправности помпы может привести к сильному перегреву мотора и деформации головки блока цилиндров. В этом случае потребуется дорогостоящий капитальный ремонт двигателя.

Назначение и функции водяного насоса

Следует заметить, что термин «водяная помпа» или «водяной насос» является не совсем корректным. Дело в том, что на первых автомобилях в качестве охлаждающей жидкости использовалась обычная вода. Сегодня же в системе охлаждения циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом. Вода же заливается в систему лишь в исключительных случаях.

Охлаждающая жидкость

В системе охлаждения двигателя циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом

В процессе работы двигателя внутреннего сгорания в цилиндрах происходит воспламенение топливно-воздушной смеси. Выделяющееся при этом тепло быстро нагревает корпус мотора. Если своевременно не остановить рост температуры, металл может очень сильно разогреться и даже деформироваться. Во избежание этого внутри блока цилиндров и клапанной головки проточены каналы, по которым циркулирует охлаждающий состав.

Современная охлаждающая жидкость (ОЖ) – это смесь воды, антифризов и специальных антикоррозийных ингибиторов (присадок), придающих раствору антипенные, флуоресцентные и антикавитационные свойства. Такой состав позволяет эксплуатировать авто при температурах от -40 до +40 о С. Кроме этого, ОЖ выполняет функции смазки, что заметно увеличивает срок службы трущихся элементов системы охлаждения.

Система охлаждения

Схема движения охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ 40524

Водяной насос состоит из корпуса и рабочего вала с крыльчаткой. Вал установлен на подшипнике и приводится в движение зубчатым ремнём от коленчатого вала.

Устанавливается помпа в штатное отверстие блока цилиндров. Оно представляет собой полость, где и происходит разгон ОЖ по каналам системы охлаждения. В автомобилях ВАЗ 2108/09 помпа крепится тремя болтами, расположенными на её корпусе.

Система охлаждения двигателя является замкнутой и нерегулируемой. Кроме водяного насоса, в неё входят следующие элементы:

Радиатор

Радиатор установлен в передней части кузова автомобиля

Термостат

Термостат регулирует подачу охлаждающей жидкости

Расширительный бачок

Расширительный бачок компенсирует изменения объёма ОЖ при нагревании

Все элементы соединены между собой трубами и шлангами различного диаметра. Отличительной чертой автомобилей семейства ВАЗ является доступность системы охлаждения для обслуживания и ремонта.

Основные неисправности системы охлаждения

Основной индикатор работоспособности системы охлаждения — это датчик температуры двигателя. Он расположен на приборной панели в салоне автомобиля.

Приборная панель ВАЗ 2108/09

Датчик температуры двигателя на приборной панели ВАЗ 2108/09 расположен справа от датчика топлива

Если двигатель перегревается, стрелка прибора находится в красной зоне. Причин может быть несколько.

  1. Недостаточный уровень или утечка охлаждающей жидкости в системе.
  2. Выход из строя термостата.
  3. Неполадки в работе водяного насоса.
  4. Неисправности температурного датчика.

Прежде всего следует поднять капот и осмотреть систему охлаждения. Сам факт утечки ОЖ легко определяется по уровню жидкости в расширительном бачке. Гораздо сложнее найти точное место утечки. Часто для этого требуется тщательно осмотреть всё пространства моторного отсека.

Наиболее неприятный вариант — пробой прокладки под головкой клапанов и поступление ОЖ в масляный картер. Симптомом такого развития событий является изменение цвета масла. Оно становится тускло-белым с радужными разводами, образованными этиленгликолем.

Иногда повреждаются шланги системы охлаждения, ведущие к отопителю салона. Это обычно происходит после сильных морозов или длительного простоя машины. В этом случае утечку ОЖ следует искать под «торпедой», поднимая коврики и снимая внутреннюю обшивку салона. Вытекающая жидкость скапливается под ковриками или впитывается утеплителем салона.

Перегрев мотора часто происходит из-за того, что забиваются «соты» радиатора. Грязь, пыль и мелкий песок, попадая на переднюю плоскость радиатора во время движения, образуют плотную корку, которая и препятствует охлаждению двигателя. В этом случае достаточно очистить радиатор струёй воды под давлением. При этом не рекомендуется использовать металлическую щётку.

Грязный радиатор

Засорение сот радиатора приводит к перегреву двигателя

Выход из строя термостата, как правило, не приводит к перегреву двигателя. Западающий на нём клапан открывает большой круг циркуляции ОЖ, тем самым снижая температуру жидкости.

Диагностика неисправностей водяного насоса

Устройство водяного насоса довольно простое. В большинстве случаев выходит из строя подшипник, на котором вращается крыльчатка. Возможны два варианта поломки, различные по степени тяжести.

  1. Подшипник сработался. В этом случае мотор начинает «визжать» — издавать громкий высокий звук. Источник «визга» обычно находится в передней части мотора около зубчатого ремня. С увеличением оборотов частота звука растёт, с уменьшением — снижается.
  2. Подшипник заклинил. Это происходит после продолжительной эксплуатации помпы с изношенным подшипником. «Визг» резко прекращается, но резко повышается температура двигателя. Помпа перестаёт работать, и ОЖ без напора продолжает медленно двигаться по каналам. Этого, конечно, недостаточно для охлаждения мотора. При возникновении такой ситуации следует на малых оборотах и с частыми остановками доехать до ближайшего автосервиса.

Если уровень жидкости в расширительном бачке нормальный, но охлаждающая жидкость кипит, а из воздушного клапана идёт пар — не торопитесь открывать крышку. Во-первых, можно обжечься паром. Во-вторых, кипящий антифриз может струёй вырваться наружу. Нужно выждать определённое время, для того чтобы ОЖ остыла и только после этого откручивать крышку расширительного бачка.

Затем, сняв защитный пластиковый кожух над ремнём, необходимо осмотреть место крепления насоса. Обычно при разрушении подшипника на оси вращения возникают характерные подтёки. Под действием вибрации деформируется сальник. Он может выглядеть сухим, но на корпусе остаётся грязно-бурый след. Это говорит о том, что утечка ОЖ возникает на высоких оборотах. Когда мотор не работает, жидкость не вытекает, а место утечки высыхает.

Диагностика помпы

Красным помечено место утечки охлаждающей жидкости при неисправной помпе

Исправность подшипника можно проверить, раскачивая рукой приводной шкив насоса. Для этого придётся снять передаточный ремень. Если подшипник изношен, то при раскачивании шестерёнки рукой будет заметен определённый люфт, которого быть не должно.

Замена водяного насоса на ВАЗ 2108 и 2109

Отремонтировать и заменить помпу на ВАЗ 2108/09 сможет даже неопытный автолюбитель. Потребуется стандартный набор инструментов — рожковые и торцевые ключи (на 10 и 17), отвёртки и т. п. Если планируется замена насоса, следует приобрести комплект, состоящий из самой помпы в сборе и уплотнительной прокладки, и силиконовый герметик. Кроме этого, для работы понадобятся ветошь, ацетоновый растворитель и канистра свежего тосола.

Ремонт водяного насоса

Ремкомплект для водяного насоса должен обязательно содержать новую прокладку

Как уже отмечалось, насос встроен в отверстие блока цилиндров двигателя. Приводной шкив насоса вращается ремнём привода газораспределительного механизма. Поэтому для демонтажа помпы сначала необходимо снять защитный кожух ремня и сам ремень. Но перед этим нужно выполнить ряд подготовительных операций.

    Отсоединяется минусовая клемма аккумулятора.

Аккумулятор

Минусовая клемма аккумулятора обозначена пиктограммой на свинцовом контакте

Кран для слива охлаждающей жидкости

Сливное отверстие расположено в нижней части блока цилиндров

Натяжной ролик

Натяжной ролик ослабляется откручиванием фиксирующего винта

После снятия ремня можно приступать непосредственно к демонтажу насоса. Ключом на 10 отворачиваются три болта крепления, и насос извлекается. Сделать это не всегда просто. Насос может «прикипеть» к месту посадки. В этом случае потребуются зубило и молоток, с помощью которых в гнезде аккуратно срывается слой старого герметика. После этого насос легко снимается.

Демонтаж помпы

Насос крепится тремя болтами к корпусу блока цилиндров

Полностью извлечь насос в обычном положении автомобиля невозможно — мешает кузов. Нужно слегка приподнять мотор. Для этого правую сторону автомобиля поднимают на домкрате — двигатель наклоняется.

Если есть помощник, можно обойтись без вывешивания кузова. Один человек с усилием тянет мотор в сторону, противоположную направлению выхода насоса из гнезда. Другой человек в это время вытаскивает помпу.

После извлечения водяного насоса производится осмотр лопастей крыльчатки. Они могут обломиться или потрескаться. Это происходит, если двигатель был сильно перегрет, или крыльчатка изготовлена из некачественного материала. Мелкие осколки лопастей обычно вываливаются через сливной кран.

Крыльчатка водяной помпы

Сколы на крыльчатке резко понижают производительность насоса

Для полной уверенности в том, что система охлаждения чиста, рекомендуется её промыть по следующему алгоритму.

    С поверхности двигателя ветошью и растворителем удаляются остатки герметика, пыль и мусор.

Растворитель для снятия герметика

Уайт-спирит хорошо очищает поверхность от остатков герметика

Профессионалы рекомендуют вместе с водяным насосом заменить и натяжной ролик. Для проверки исправности ролика следует повращать его руками. Если ролик вращается с затруднениями, слышен хруст — его нужно заменить.

Общепринято, что водяной насос следует менять через каждые 90 тыс. км пробега автомобиля. Однако цифра эта условная, зависящая от условий эксплуатации автомобиля. Очевидно, что в городском цикле с постоянными пробками и ограниченной скоростью движения система охлаждения будет изнашиваться быстрее, чем на трассе. Поэтому оценивать необходимость замены помпы следует по её реальному состоянию.

Главный фактор, разрушающий подшипник и сальник водяного насоса — перетянутый ремень ГРМ. Если нет ключа с динамометром, народные умельцы пользуются обыкновенным безменом. Необходимо добиться такого натяжения ремня, при котором прогиб резинового полотна в середине между шкивами составлял 10–15 мм. при усилии в 10 кг. Крюк безмена цепляется за ремень и натягивается до отметки в 10 кг. Замеряется глубина прогиба ремня.

Видео: разборка водяного насоса автомобиля ВАЗ 2109/08

Установка дополнительной помпы на ВАЗ 2108/09

При эксплуатации автомобиля зимой необходимо поддерживать комфортную температуру воздуха в салоне. Штатная печка с этим справляется далеко не всегда. Некоторые автовладельцы устанавливают дополнительный водяной насос, повышающий эффективность циркуляции охлаждающей жидкости в контуре отопителя салона.

Дополнительный насос

Дополнительный водяной насос усиливает циркуляцию ОЖ внутри печки

Дополнительная помпа врезается в разрыв шланга, через который тосол поступает в радиатор печки. Для этого потребуется несколько шлангов общей длиной около 50 см и четыре хомута для их крепления. Обычно устанавливается насос от «ГАЗели», работающий от электрической сети.

Порядок действий следующий.

    Для удобства снимается аккумулятор и воздушный фильтр.

Монтаж дополнительной помпы

Снимаются аккумулятор и воздушный фильтр

Дополнительная помпа от «ГАЗели»

Дополнительный водяной насос от «ГАЗели» работает от электросети

Место для установки дополнительной помпы

Помпа не должна устанавливаться выше термостата

Подсоединение дополнительной помпы

Одним шлангом помпа соединяется с двигателем, другим — с радиатором печки

Как показала практика, это позволяет разогреть воздух, выходящий из печки, до 50–55 о С. При низких температурах водитель может находиться в салоне без верхней одежды. Естественно, такое устройство применяется только зимой.

Более сложная схема подключения второй помпы предполагает использование дополнительного реле.

Видео: установка дополнительной помпы в ВАЗ 2108/09

Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Эксплуатация автомобиля с неисправным насосом может привести к довольно серьёзным последствиям. Установить же новую помпу на ВАЗ 2108/09 сможет даже неопытный автолюбитель. Для этого потребуется лишь стандартный набор инструментов и расходные материалы. И никогда не сливайте отработанный антифриз на землю. Удачи на дорогах!

Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

Поводом к проверке может послужить постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке, либо перегрев или не прогрев двигателя и т.п.

Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Проверяем уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке

Он должен находиться на 25-30 мм выше метки MIN, нанесенной на его боковине. Двигатель при проверке должен быть холодный. Если уровень ниже чем требуется, доливаем немного жидкости аналогичной той, что залита в систему охлаждения (тосол, антифриз).

метки на расширительном бачке

Метки MIN и MAX на расширительном бачке системы охлаждения

В случае постоянного падения уровня в расширительном бачке устанавливаем причину неисправности. В большинстве случаев можно в ходе визуального осмотра установить место утечки (см. параграфы ниже). Например, не затянутый хомут на шланге.

2. Проверяем систему охлаждения на наличие утечки ОЖ

Проверку наличия потеков ОЖ нужно провести как на холодном двигателе, так и после запуска, во время прогревания, так как протечка может носить периодический, зависящий от температуры характер.

Проверяем сливные отверстия системы в радиаторе и блоке цилиндров

Проверяем герметичность датчика температуры ОЖ и датчика включения вентилятора

Осматриваем места их установки (под трамблером и в левом бачке радиатора), при необходимости подтягиваем.

Проверяем шланги и трубки системы охлаждения двигателя

Необходимо осмотреть места их посадки на патрубки и штуцера элементов системы, плотность затяжки хомутов. Помимо этого путем осмотра и ощупывания рукой проверяется целостность шлангов.

Слабо затянутые хомуты можно подтянуть отверткой или ключом (но без особого рвения, так как можно хомутом прорезать шланг). Желательно все ненадежные хомуты заменить на проверенные, хорошего качества.

Проверяем радиатор системы охлаждения двигателя

Проводим визуальный осмотр его бачков (они установлены на резиновых прокладках, которые со временем начинают пропускать ОЖ) и патрубков на которые надеты шланги. Помимо этого обращаем внимание на загрязнение радиатора. Сильно загрязненный придется мыть, так как возможен перегрев двигателя.

Проверяем расширительный бачок

Проверяем помпу (насос охлаждающей жидкости)

Неисправность насоса охлаждающей жидкости на ранних стадиях практически незаметна. Ее признаками могут являться отсыревание корпуса помпы и передней части поддона. Возможно не герметична прокладка под корпус помпы или сальник на оси (при выходе сальника из строя ОЖ начинает сочиться через дренажное отверстие в нижней части помпы). Так же слышен повышенный шум со стороны передней части двигателя при его работе. Можно покачать рукой ось помпы за ее шкив (проверить подшипник). Сильный люфт выдает износ ее деталей.

Чаще всего признаками не герметичности радиатора отопителя или его крана служит появление сырости в ногах переднего пассажира и сладковатый запах тосола в салоне.

Проверяем трубу подводящую ОЖ к помпе

Металлическая труба установлена позади двигателя и крепится к блоку. Осматриваем ее на предмет потери герметичности.

3. Проверяем термостат

нижняя часть термостата ВАЗ 2108, 2109, 21099

Верхняя часть термостата начинает греться сразу после пуска двигателя, нижняя только после начала открытия его термоклапана.

4. Проверяем работу вентилятора на радиаторе

Продолжаем начавшийся в предыдущем параграфе прогрев двигателя на холостых. Минут через 10-15 должен автоматически включиться вентилятор на радиаторе. Если этого не произошло проверяем его датчик и электродвигатель. Там имеются особенности проверки для автомобилей разных годов выпуска.

5. Проверяем систему охлаждения двигателя на загрязнение

Антифриз или тосол нужно менять раз в пять лет или 75 тыс км пробега. Если этого не делать, как минимум снизится эффективность охлаждения двигателя старой, потерявшей свои свойства жидкостью.

Поэтому, если в расширительном бачке какая-то мутная жидкость с плавающим мусором, а двигатель почему-то постоянно перегревается, нужно заменить ОЖ и ездить дальше.

Но, следует учесть, что мутная, ржавая жидкость в расширительном бачке может быть признаком перегрева двигателя.

6. Проверяем крышку расширительного бачка
7. Проверяем систему охлаждения на завоздушенность
Примечания и дополнения

Читайте также: