Какие двигатели ставили на газ 24

Обновлено: 16.05.2024

Основными характеристики и конструктивные отличия двигателей ЗМЗ-24Д, ЗМЗ-2401, ЗМЗ-402.10, змз-4021.10:

ЗМЗ-24ДЗМЗ-2401ЗМЗ-402.10ЗМЗ-4021.10
Рабочий объем, куб.см.2445244524452445
Максимальная мощность при 4500 об/мин958510090
Степень сжатия8,26,78,26,7
Максимальный крутящий момент при 2400 об/мин, Н*м186,3171,6182172
ТопливоАИ-93А-76АИ-93А-76
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч)306(225)312(230)292,4(215)299,2(220)
Диаметр цилиндра и ход поршня,мм92х9292х9292х9292х92
Размещение водяного насосаГБЦГБЦблок цилиндровблок цилиндров
Диаметр выпускных клапанов, мм36363939
Диаметр впускных клапанов, мм47474747
Водораспре-делительная трубка в ГБЦестьестьнетнет
Штатный карбюраторК-126ГК-126ГК-151К-151
Порядок работы цилиндров1-2-4-31-2-4-31-2-4-31-2-4-3
Двойные пружины клапановнетнетдада
Количество стоек оси коромысел4466

Исходя из таблицы и заводских отчетов мы видим, что основные отличия ЗМЗ-402 от ЗМЗ-24Д такие:

  • система охлаждения с помпой на блоке цилиндров без водораспределительной трубки с измененной циркуляцией жидкости
  • увеличенный диаметр выпускных клапанов
  • установлены двойные пружины клапанов (выше надежность)
  • установлены две дополнительные стойки для краев оси коромысел
  • штатный карбюратор заменен с К-126Г на К-151 (и модификации в т.ч. К-151-С)
  • шпильки крепления ГБЦ увеличенного диаметра и иной резьбы (вместо М11х1 на М12х1.25)
  • увеличена масса шкива-демпфера коленчатого вала
  • изменен профиль кулачков распределительного вала
  • распределительный вал стал чугунным вместо стального
  • масляный насос с алюминиевым маслозаборником вместо стального и с увеличенной производительностью
  • изменена конструкция масляного радиатора

p.s. Характеристики двигателей приведены из заводских руководств по эксплуатации автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-24-10 соответственно. Следует учитывать, что по нынешним методам измерения мощности и крутящего момента моторы показывают более скромные показатели нежели заявлено (в среднем на 5 л.с. и 5Нм меньше). В любом случае разница между ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-402 четко прослеживается по таблице. Мы видим, что старик ЗМЗ-24Д имеет несколько более тяговую характеристику нежели ЗМЗ-402. Это обусловлено вышеописанными изменения в конструкции.

Легендарная Волга КГБ с V8

В 1968 году на Горьковском автозаводе начали выпуск нового автомобиля для спецструктур СССР.

ГАЗ -24-24 "Догонялка"

За основу нового автомобиля будет взята обычная серийная версия 24 Волги. Причём в данном случае серийная модель сразу разрабатывалась под мотор V8, который был только в спец. версии.

Мотор

Мотор в этой Волге был отнюдь не самым обыкновенным V8. Было принято решение использовать цельноалюминиевый двигатель! В последствии он модернизировался. Всего было несколько вариантов:

В отличие от серийных авто, здесь стояла автоматическая коробка переключения передач. Отличался он от современных и привычных нам вариантов отсутствием режима "паркинг". Вместо него нужно было пользоваться обычным привычным ручником. Но зато был пониженный ряд передач.

Гидроусилитель руля

Да, на Этих волгах стоял ГУР! И судя по рассказам он был похож на американские модели тех времён, со всеми недостатками присущими им: практически полное отсутствие обратной связи, сильный износ со временем, из-за которого ГУР начинал подтекать.

Окраска

По представлению большинства такие автомобили должны были быть наверное чёрного цвета, однако на деле все совсем наоборот. Нет, конечно же их не красили в яркие цвета, но и черных машин тоже было мало. Самый распространённым цветом был серый.

Проблемы автомобиля

Из-за возросшей мощности и крутящего момента Волга имела некоторые весьма неприятные особенности. Динамика автомобиля конечно же улучшилась, однако от этого значительно пострадала управляемость, особенно если учесть то, что покрышки были все те же, что и у обычной серийной машины. Что бы устранить избыточную поворачиваемость водители клали а багажник своего рода балласт в виде досок, тяжелых гирь и т д, и судя по всему то было распространённой практикой.

Вот таким вкратце был этот, в каком-то смысле, "мифический" автомобиль!

Двигатели на автомобиль ГАЗ 24

Двигатели на автомобиль ГАЗ 24

Легковой автомобиль ГАЗ 24 разрабатывался в середине 60-х годов двадцатого века, а в июле 1970 года уже полностью заменил предшественника ГАЗ 21. Соответственно, для новой «Волги» был создан совсем другой двигатель внутреннего сгорания, который собирался на Заволжском моторном заводе.

ГАЗ 24

Классический автомобиль ГАЗ 24

Прототипом двигателей внутреннего сгорания (ДВС) ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401 служил мотор ГАЗ 21. Новый мотор принципиально были схож с силовым агрегатом «двадцать первой «Волги» и даже внешне похож на него. Но детали двигателей почти все были разные, и не взаимозаменяемы между собой в основной массе.

ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401

Общее описание

двигатель ЗМЗ 24Д

Схема двигателя ЗМЗ-24Д

В свое время применение алюминиевого блока цилиндров (БЦ) и головки блока являлось новшеством и считалось передовой технологией. «Двадцать четвертые» моторы просуществовали без каких-либо изменений до 1985 года, когда на смену им пришло новое поколение двигателей ЗМЗ 402 и ЗМЗ 4021.

Заволжский моторный завод продолжал выпуск ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401, но в качестве запасного агрегата. Новые модели ГАЗ 2410 и их модификации с 1987 года комплектовались только новыми двигателями.

Технические характеристики ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401

Двигатели «двадцать четвертой» серии обладали следующими характеристиками:

  • Количество цилиндров – 4;
  • Диаметр поршня стандартного размера – 92 мм;
  • Ход поршня – 92 мм;
  • Количество коренных опор коленчатого вала – 5;
  • Диаметр коренных шеек стандартного коленчатого вала – 64 мм;

коленвал газ 24

Схема устройства коленчатого вала Газ 24

В масляный картер ДВС заливалось от 5 до 5,5 литров моторного масла (по разным данным), но по проверенным данным до полного уровня по масляному щупу требовалось пять с половиной литров.

Моторы ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401 между собой имели только два отличия – это сама ГБЦ и штанги толкателей. У головки блока ЗМЗ 2401 была больше камера сгорания цилиндров за счет утолщения металла в этой области. Высота ГБЦ ЗМЗ 2401 равна 98 мм, у ЗМЗ 24Д этот параметр равен 94 мм. Различали ГБЦ, замеряя высоту штангенциркулем, опытные мотористы определяли различия на глаз. Штанги отличались по длине, у версии ДВС под 76-ой бензин они были длиннее на 4 мм.

мотор ЗМЗ 24Д

Пример мотора ЗМЗ 24Д под 76-ой бензин

ЗМЗ 402 и ЗМЗ 4021

В 1985 году началась серьезная модернизация «двадцать четверки». Изменения касались салона, кузова, тормозной системы. Коснулись они и двигателя. Что самое интересное, внутренняя «начинка» двигателя совсем не изменилась, и объем мотора остался прежним. Зачем же тогда затевалась вся эта модернизация?

Благодаря новшествам, ДВС стал более удобен в обслуживании и в ремонте. Затем, пусть немного, но увеличилась мощность двигателя. Согласно конструкторским задумкам, должен был увеличиться ресурс двигателя.

У новых ДВС в обозначении присутствуют цифры 10, то есть двигатели имеют индексы ЗМЗ 402.10 и ЗМЗ 4021.10. Но для упрощения полное название прописывать не будем.

Отличие двигателей ЗМЗ 402 от ЗМЗ 24

ЗМЗ 402

Так выглядит двигатель ЗМЗ 402

Между двумя типами двигателей присутствуют следующие отличия:

Масляный насос

  • Головка блока цилиндров. Спереди ГБЦ ЗМЗ 24 расположен водяной насос, у ГБЦ ЗМЗ 402 в этом место находится корпус термостата, а насос переместился на БЦ. На ГБЦ ЗМЗ 402 двойные пружины клапанов, в отличие от одинарных на ГБЦ ЗМЗ 24;
  • Ось коромысел. На модели ЗМЗ 402 у оси по краям появились дополнительные стойки. Это позволило проводить более точную регулировку клапанов за счет более жесткой фиксации оси;
  • Блок цилиндров. ЗМЗ 402 – водяной насос находится на передней части блока. ЗМЗ 24 – помпы здесь нет, в этом месте просто алюминиевый гладкий отлив;
  • Карбюратор. ЗМЗ 402 – модель карбюратора К126Г, модель карбюратора – 151 (в дальнейшем модернизированный вариант К151С);
  • Масляный насос. У моторов ЗМЗ 402 новый насос имел более крупные шестерни и корпус. За счет новшества повысилась его производительность;
  • Шкив коленчатого вала. На двигателях ЗМЗ 402 стал применяться массивный шкив, который позволил увеличить крутящий момент ДВС;
  • Водяной насос. Помпа ЗМЗ 24 была совмещена с корпусом термостата. У новых моторов помпа она совершенно другого вида и меньше в размерах. Предполагалось, что подшипникам помпы ЗМЗ 402 достаточно было заводской смазки, поэтому масленку в ней не предусмотрели;
  • Совмещенный впускной и выпускной коллектор. ЗМЗ 402 – конструкция рассчитана на приемную трубу глушителя с двумя коленами. ЗМЗ 24 – коллектор рассчитан на одинарную приемную трубу.

Форкамерный двигатель ЗМЗ 4022.10

В 1981 году Заволжский автозавод с целью повышения мощности силового агрегата создает новый экспериментальный двигатель, который получился переходным между ЗМЗ 24 и ЗМЗ 402. Мотор был задуман для новой «Волги» ГАЗ 3102, но он также устанавливался опытной партией и на «двадцать четвертые». В частности, в такси такие машины эксплуатировались.

Волга 3102

Так выглядит новая Волга Газ 3102

Блок цилиндров ЗМЗ 4022.10 внешне почти не отличим от 402-ого двигателя, но был абсолютно другим внутри. Все отличия заключались в посадке цилиндров и в самих гильзах.

В отличие от легкосъемных гильз моторов 24 и 402, которые уплотнялись с блоком через медную прокладку, гильзы в блоке форкамерного двигателя фиксировались двумя резиновыми кольцами. Они «сидели» в посадочном месте так жестко, что их невозможно порой снять даже съемником. Кстати, такие блоки называли «кокильные».

блок цилиндров двигателя ЗМЗ 4022.10

Головка блока имела свою, особенную конструкцию. На каждый цилиндр была добавлена маленькая камера сгорания и один небольшой клапан. Принцип заключался в том, что горючая смесь сначала поджигается в этой камере (форкамере). Затем за счет «взрыва» происходит усиление воспламенения основной смеси, что способствует повышению мощности ДВС. Следует отметить, что паспортная мощность данного агрегата была заявлена 105 л.с. на 93-ем бензине, и мотор действительно был очень резвым и оборотистым.

Определить форкамерный двигатель на машине можно было сразу, открыв капот. Этот мотор выдавала алюминиевая клапанная крышка, которую невозможно спутать со штампованной стальной крышкой 24 и 402.

Соответственно, у ЗМЗ 4022.10 имелись свои детали, которые не взаимозаменяемы ни с какими другими:

  • Совмещенный впускной и выпускной коллектор;
  • Карбюратор;
  • Ось коромысел;
  • Головка блока цилиндров;
  • Форкамерные клапана;
  • Клапанная крышка;
  • Прокладка коллектора.

В этом списке нет блока цилиндров и гильз поршневой группы. Дело в том, что блок и гильзы нашли свое применение в двигателях ЗМЗ 402.

двигатель ЗМЗ 402

Установленный мотор ЗМЗ 402

Мотор ЗМЗ 4022 оказался не слишком удачной задумкой. Он был очень капризным в настройках топливной системы. Довольно часто двигатели отказывались запускаться, приходилось часами крутить стартер, чтобы оживить мотор. Запуск мог произойти неожиданно, и в чем дело, понять не мог никто. По этой причине через три года решили отказаться от таких моторов.

На складах ЗМЗ оставались кокильные блоки и поршневые группы от мотора ЗМЗ 4022.10, и эти детали пустили в серию. Поэтому периодически при ремонте «четыреста второго» двигателя обнаруживалось, что на моторе стоит подобный агрегат. Внешне такой мотор можно определить по характерной отливке блока, и то не сразу, только опытным глазом.

Те ДВС, которые преподносили сюрпризы с запуском, все-таки «оживляли», метод был элементарный – брали ГБЦ всю в сборе от ЗМЗ 402 и переставляли. Правда, это стало возможно только после того, как пошел в серию 402-ой двигатель.

Неисправности, присущие моторам серии ЗМЗ 24

Неисправностью практически любого двигателя является повышенный расход масла и стук коленчатого вала. Другое дело, что у одних ДВС это «болезнь», а другие довольно стойко переносят перегрузки и масляное голодание. «Волговские» моторы относятся к группе стойких и закаленных, но болячки все же имеются.

Характерные признаки 24-ых моторов, какие присущи именно этим моделям:

  • Течь масла заднего коренного подшипника;
  • Износ постели или втулок распределительного вала, а также опор самих валов;
  • Обрыв или проворачивание шестигранного привода масляного насоса;
  • Срабатывание зубьев текстолитовой шестерни распределительного вала;
  • Износ латунных втулок шатунов под поршневой палец.

Задний коренной подшипник

Задний коренной подшипник

Течь масла заднего коренного подшипника знакома почти каждому «волговоду». Дело в том, что на месте стыка двух половинок сальниковой набивки со временем образуется щель. Сальниковая набивка под влиянием температуры «усыхает» и сжимается.

К тому же, неплотные соединения создаются из-за высыхания двух резиновых уплотнителей («сапожков» или «флажков»). Такая болезнь лечится прокладыванием хорошего маслостойкого герметика на стыках уплотнений. Конечно же, набивка и «флажки» при этом заменить необходимо. Когда операция проходит на месте (без снятия коленчатого вала), верхнюю набивку не меняют. Да и добраться до нее практически невозможно.

Замена заднего коренного сальника бесполезна, если поршневая группа дымит, а двигатель расходует масло. Избыточное давление в первую очередь «продавливает» именно это соединение. Если же забита система вентиляции картерных газов, масло тоже в первую очередь пойдет через «задний коренной».

коренной подшипник

Установка заднего коренного подшипника

Стоит прочистить систему вентиляции, течь задний сальник перестает.

Задний сальник может течь по причине изношенности коренных шеек коленчатого вала. Определяют износ шеек прослушиванием двигателя. При резкой подгазовке раздается глухой рык или стук в районе расположения коленвала. Стук очень характерный, его трудно с чем-то другим спутать. Здесь замена сальника не поможет, вал нужно шлифовать.

Постель распределительного вала

Видимо, не все отличия ЗМЗ 402 от ЗМЗ 24 были рассмотрены в этой статье. ЗМЗ еще модернизировал блок цилиндров в посадочном месте распределительного вала. На всех ранних выпусках «Волги» ГАЗ 24 алюминиевые блоки имели втулки под распределительный вал. Проблема заключается в том, что эксплуатация ДВС с низким давлением масла приводит к преждевременному износу опор распредвала и посадочного места этих опор.

распредвал ЗМЗ 402

Схема распределительного вала двигателя ЗМЗ 402

Замена втулок распредвала – дело хлопотное, но выполнимое в гаражных условиях. ЗМЗ выпускал ремонтные втулки, которые можно было установить вместо изношенных, необходимо было иметь набор разверток и немало терпения, времени и аккуратности. Валы успешно шлифовались под ремонтный размер, и больших проблем не наблюдалось.

Все стало хуже после того, как Заволжский моторный завод решил упразднить втулки, и решил устанавливать валы прямо в теле БЦ.

Такие безвтулочные блоки стали выпускать после 1985 года. Причем, это встречалось и на ЗМЗ 24, и на ЗМЗ 402.

замена распределительного вала

Спустя некоторое время завод и вовсе отказался от втулок, что доставило и до сих пор доставляет немало проблем владельцам «Волг». В случае подобной неисправности остается два выхода – либо отдавать БЦ «втулить» на завод, где есть фрезерный станок, либо менять блок на другой блок цилиндров.

Шестигранный привод масляного насоса

На моторах ЗМЗ 24 привод трамблера одновременно является и приводом масляного насоса. Привод масляного насоса представляет собой шестигранник, который приводит в действие сам насос. Со временем шестигранник изнашивается и проворачивает в теле насоса, и если не следить за давлением масла, с мотором может случиться беда – застучит коленвал, потребуется капремонт. Обрывы шестигранника случаются, если замерзает масло в поддоне зимой. Поэтому за давлением масла нужно смотреть внимательно.

Шестерня распределительного вала

Стук шестерни свидетельствует об износе ее зубьев. Стучать она может довольно долго, но с заменой детали лучше не затягивать. Если обрыв зубьев произойдет в дороге, машина не заведется и дальше ехать не сможет. Автомобиль придется буксировать до ближайшей автомастерской.

Верхние втулки шатунов (под поршневой палец)

Под нагрузкой втулки шатунов имеют свойство изнашиваться. Это характерно для многих моторов с «плавающими» пальцами. Стук по причине изношенных втулок не слишком опасен, если он только начал появляться. Но затягивать с ремонтом не стоит, в результате может лопнуть поршневой палец. Тогда уже последствия будут плачевными. Стук изношенных втулок похож на стук распределительной шестерни, но отличается тем, что явно слышен под нагрузкой.

История и особенности двигателей ЗМЗ

двигатель двигатель

Двигатель ГАЗ-24

Заволжский двигатель для «Волги» выпускался в двух вариантах – ЗМЗ-2401 и ЗМЗ-24Д. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) между собой имели одно отличие – мотор ЗМЗ-2401 эксплуатировался на бензине А-76, а движок ЗМЗ-24Д предназначался для работы на высокооктановом 93-м бензине.

Двигатели моделей «24» и «21» очень похожи между собой конструктивно, у обоих 4-цилиндровых силовых агрегатов имеется:

  • алюминиевый блок и головка блока цилиндров;
  • восемь клапанов;
  • нижнее расположение распредвала;
  • «холодная» посадка гильз цилиндров;
  • ось коромысел и восемь алюминиевых штанг;
  • шестеренчатый газораспределительный механизм.

Но двигатель ГАЗ-24 имеет уже более совершенную конструкцию:

  • гильзы цилиндров сажаются в блок на медные уплотнители-кольца, а не на резиновые, как в моторе ЗМЗ-21 – они легче запрессовываются и выпрессовываются, лучше охлаждаются в водяной рубашке блока цилиндров;
  • привод масляного насоса – не «перо», а шестигранник, и гораздо легче устанавливается;
  • плоскость поддона двигателя, прилегающего к блоку, прямая, за счет этого масло подтекает с картера двигателя значительно меньше.

За счет увеличенных размеров тарелок клапанов ДВС ГАЗ-24 более мощный, чем ГАЗ-21. Моторы 24Д и 2401 имеют почти абсолютно одинаковую конструкцию, разница заключается в следующем:

  • головка блока цилиндров у ДВС 2401 выше на 4 мм, движок дефорсирован за счет увеличенных камер сгорания в цилиндрах;
  • мотор 2401 имеет штанги на 4 мм длиннее.

Выносливость моторов ЗМЗ-24

Двигатель ГАЗ 24 Волга отличается завидной выносливостью – несмотря на все конструктивные недоработки, мотор может терпеть многие «издевательства» со стороны водителей. В 70-80-е годы прошлого столетия «двадцать четверками» оснащались таксопарки, и многие таксисты своих машин не жалели, стараясь выжать из «железного коня» все, чтобы заработать деньги. А издевались таксисты над движком, как только могли:

  • заливали в картер первое попавшееся масло (М-8, «камазовское», автол), часто смешивая различные сорта;
  • забывали проверять уровень масло в двигателе;
  • перегревали мотор, лишь бы только доехать;
  • гоняли на предельных скоростях.

Можно привести примеры необычайной выносливости ЗМЗ-24:

Характерные болезни двигателя ГАЗ 24

При всей своей выносливости мотор ЗМЗ-24 периодически требует ремонта, есть характерные неисправности, которые чаще всего встречаются. В «двадцать четвертом» моторе наблюдаются конструктивные недоработки, и даже если автомобиль эксплуатировать бережно и соблюдать регламент ТО, эти недостатки будут выплывать. Чаще всего можно наблюдать:

  • течь масла с заднего сальника, она бывает даже на новом ДВС. Сзади на коленчатом валу в качестве сальника устанавливается сальниковая набивка, и масло течет на ее стыках (набивка состоит из двух половинок). Если стыки промазать качественным маслостойким герметиком, течь исчезнет;
  • повышенный расход масла, даже если оно нигде не течет, и двигатель при этом не дымит. Если мотор совершенно новый, разбирать его торопиться не следует – расход масла может уменьшиться после обкатки, через 10-15 тысяч километров пробега. Есть случаи, когда ДВС прекращал расходовать масло через 50 тыс. км и после этого еще прослужил 200 тыс. км.

Беда случилась, если в головке блока цилиндров ГАЗ-24 из-под клапана выпадало седло. Безусловно, двигатель перегревать нельзя, но этот дефект происходил не из-за перегрева – на заводе слабо запрессовывали седла. При возникновении такой неисправности седло клапаном дробилось на кусочки, и осколки разлетелись по всему мотору. После этого приходилось менять поршневую группу, головку блока, тщательно прочищать коллектор и карбюратор.

К сожалению, на Заволжском моторном заводе допускалось много брака, от качества сборки и самих деталей зависел ресурс ДВС. Если мотор попадался качественный, а хозяин машины следил за состоянием двигателя, силовой агрегат мог прослужить без ремонта 250-280 тыс. км, известны случаи пробега без капремонта ЗМЗ-24 до 380 тыс. км.

Ремонт двигателя ГАЗ-24

Двигатель ЗМЗ-24 нуждается в капитальном ремонте, если:

  • увеличился расход масла через поршневые кольца;
  • уменьшилось давление масла в масляной системе;
  • появился стук в кривошипно-шатунном механизме;
  • мотор стал регулярно перегреваться.

Во время капитального ремонта замене подлежат следующие детали:

  • все прокладки и сальники;
  • поршневая группа (гильзы цилиндров, поршни, поршневые пальцы/кольца);
  • вкладыши (коренные /шатунные);
  • масляный насос;
  • маслосъемные колпачки;
  • распредшестерни коленвала и распредвала.

Во время капитального ремонта шлифуется коленвал, если его невозможно отшлифовать по каким-либо причинам, он подлежит замене. Клапана в ГБЦ меняются при необходимости и по мере износа деталей, в любом случае их необходимо притереть к седлам головки блока. Замена двигателя ГАЗ-24 производится в том случае, если мотор отремонтировать невозможно, или его ремонт обходится слишком дорого.

Двигатель ЗМЗ-402

402-й двигатель является модифицированным вариантом ЗМЗ-24, имеет видоизмененный блок и головку блока цилиндров – у моторов 402 и 24 эти детали внешне похожи, но не взаимозаменяемы. Впервые ДВС 402 был установлен на автомобиль ГАЗ-24М в 1985 году, a c 1986 года ставился на ГАЗ-2410.

В моторе ЗМЗ-402, помимо обновления БЦ и ГБЦ, применены другие детали:

  • масляный насос повышенной производительности;
  • шкив коленвала, он стал более массивным;
  • водяной насос, теперь крепится не на головке, а на самом блоке цилиндров;
  • корпус термостата.

Без изменения остались такие детали как:

  • поршневая группа;
  • коленвал;
  • распредшестерни;
  • толкатели;
  • штанги;
  • поддон двигателя.

В 402-ом двигателе стал устанавливаться чугунный распредвал, на ЗМЗ-24 он был стальным. Валы между собой взаимозаменяемы, но у распределительного вала 402 больше ресурс. Ремонт ЗМЗ-402 принципиально ничем не отличается от ремонта ЗМЗ-24.

История самого передового отечественного двигателя

Отечественные конструкторы и инженеры всегда разрабатывали проекты, которые могли удивить специалистов по всему миру. Наши разработки были лакомым кусочком для каждой страны в период существования Советского Союза. Со временем ситуация на рынке поменялась, но в портфеле всё ещё остаются проекты, которые поражают своей простотой и высокой надёжностью. Речь идёт о моторе ЗМЗ-402.

a1bcc9c8f0684c3b5d7284c20da41443_w650.jpg

Его конструкцию считали передовой не только в СССР, но и в других странах.

Силовую установку ЗМЗ-402 разрабатывали индивидуально для нового автомобиля ГАЗ-М21 Волга. Разработка велась в середине 1950-х годов. Новый агрегат должен был прийти на смену нижнеклапанному мотору Победы, который был разработан ещё в 1940-х годах. В результате, двигатель ГАЗ-21 принял лучшие технические решения инженеров Горьковского автомобильного завода и ЗМЗ. Его конструкцию считали передовой не только в СССР, но и в других странах. Мотор изготавливался из алюминия и имел четыре цилиндра. Его рабочий объем составлял 2,45 литра. И при этом отдача равнялась 70 л.с. Однако, к запуску автомобиля ГАЗ-М21 Волга данный агрегат не успели доработать. На первой партии автомобилей устанавливали старые нижнеклапанные двигатели, объем которых увеличили до 2,4 литра. Только с 1957 г. на Волге начали использовать новые силовые агрегаты.

Данный мотор запомнился в истории Советского Союза и тем, что он стал первым конструктивно оригинальным двигателем. Его не копировали с зарубежных аналогов, но при разработке данного агрегата все же использовали передовой западный опыт.

2dded30bdeee6a080c2263ea1cc23736_w650.jpg

После модернизации семейство моторов выпускалось под новым именем ЗМЗ-402. Мощность базового мотора с обновлённым карбюратором повысили до 100 лошадиных сил

Немного позже, после запуска нового мотора, представили очередную новинку – мощность её составляла 75 лошадиных сил. При этом агрегат был рассчитан на работу на 76-м бензине. В 1960-х годах на экспорт направляли автомобили с 80-сильными и 85-сильными версиями двигателя. В конце 1960-х в новый автомобиль Волга ГАЗ-24 начали ставить модернизированные моторы семейства. Базовый двигатель имел тот же объем – 2,45 литра. Он мог эксплуатироваться на 93-м бензине и имел мощность 95 лошадиных сил.

Первым производителем данного агрегата стал Горьковский автомобильный завод. После этого выпуск наладили на Заволжском моторном заводе, где собирались все последующие версии. С 1968 г. производство двигателей была запущено на Ульяновском моторном заводе. Продукцию данного предприятия ставили на внедорожник УАЗ-469 и УАЗ-452.

d3ba9053b9425ab4963f46559efce622_w650.jpg

На Ульяновском заводе данные силовые агрегаты выпускаются до сих пор. Правда производят их в качестве запчастей

Общее число выпущенных двигателей данного семейства перешло за отметку 6 000 000. Заволжский моторный завод занимался выпуском данных моторов с 1960 г. Он прекратил производство в 2017-м году – через 60 лет после создания самой первой модификации. Однако на Ульяновском заводе данные силовые агрегаты выпускаются до сих пор. Правда производят их в качестве запчастей. Они необходимы для транспортных средств, которые сняты с производства. Многие автомобилисты положительно отзывались о данных моторах, так как они отличались простой конструкцией, надёжностью и ремонтопригодностью в полевых условиях.

Итог. Мотор ЗМЗ-402 за все время существования имел много модификаций, которые устанавливались в различные автомобили. Такой агрегат успел завоевать популярность при помощи простой конструкции и ремонтопригодности.

Двигатель ГАЗ 24 и его особенности

Двигатель ГАЗ 24 – это новый мотор того времени – ЗМЗ-24, выпускаемый Заволжским моторным заводом, есть 2 модификации: ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-2401. В базе лежит мотор от старой Волги (ГАЗ-21), которая выпускалась еще с 1957 года, а 24-ю Волгу стали выпускать, начиная с 1970-го года. Старый мотор был существенно улучшен и доработан.

ЗМЗ-24Д

Двигатель ГАЗ 24 и его особенности

Обе модификации – это обычные двигатели внутреннего сгорания, разница в том, что ЗМЗ-2401 работал на 76-м бензине, а ЗМЗ-24Д – на 93-м бензине. Конструкция этих моторов очень похожа, у них по 4 цилиндра, по 8 клапанов, головка блока из алюминия, распредвал расположен снизу, ГРМ шестеренчатый.

Особенности двигателя ГАЗ-24:

  • В отличие от старого мотора ЗМЗ-21, в новом ЗМЗ-24Д гильзы цилиндров посажены на медных кольцах-уплотнителях в блок цилиндров, в 21-м моторе они сажались на резиновые кольца-уплотнители сажаются в блок на медные уплотнители-кольца, а не на резиновые, как в моторе ЗМЗ-21. Это значит, что стало легче запрессовать и выпрессовать эти кольца в случае ремонта и охлаждаются гильзы цилиндров в новом моторе;
  • привод масляного насоса шестигранной формы, поэтому его легче установить;
  • в моторе прямая плоскость поддона, она отлично прилегает к блоку, поэтому с картера мотора масла меньше подтекает.

двигатель ГАЗ 24

А самое главное, мотор ГАЗ-24 мощнее, чем мотор ГАЗ-21 за счет большего размера тарелок клапанов. Разница в моторах 24Д и 2401:

  • шланги у мотора 2401 длиннее на 4 мм.;
  • ГБЦ в 2401 выше на 4 мм., а сам мотор менее мощный, так как больше камеры сгорания в цилиндрах.

Срок службы моторов ЗМЗ-24

Двигатель ГАЗ 24 обладает отличной выносливостью, выдерживает многие издевательства со стороны водителя:

  • заливать различное масло, хоть от камаза, смешивать разные масла;
  • не проверять каждый раз уровень масла в картере;
  • перегревать мотор;
  • ездить на максимальной скорости.

Примеры, демонстрирующие насколько выносливый мотор ЗМЗ-24:

  1. Волга ГАЗ-24 работала в такси, после чего разобрали мотор, и увидели, что вокруг масляного насоса скопились сгустки жидкости, напоминающей солидол, масло стало очень густым, под крышкой клапанов тоже все в густом масле. Причем на ремонт машину отдали не потому, что двигатель застучал, а потому что по срокам уже пора сделать ремонт мотора, своего рода, плановое ТО.
  2. Второй случай, когда ремонт мотора делали в гараже, проблема была в том, что прокладку головки блока пробило, тосол в большом количестве стал попадать в мотор, поэтому масло стало аж белого цвета, но все равно пришлось ехать на этом масле. Первое время двигатель сильно рычал, но уже после 200 км. тосол с масляного поддона испарился и масло стало нормальным и мотор стал работать так, как и должен.

ЗМЗ-24

Самые частые неполадки мотора ГАЗ 24

Несмотря на свою выносливость, все равно мотор 24-й Волги требует ремонта время от времени, потому что есть характерные проблемы у этого мотора, а именно:

  • с заднего сальника бывает, что масло течет, причем даже на новом моторе такое бывало. В задней части на коленвале надо установить сальниковую набивку, которая состоит из 2-х половинок, и масло течет на стыках этой набивки, если эти стыки маслостойким герметиком промазать, то течи больше не будет;
  • расход масла у мотора, при том, что масло негде не течет и мотор не дымит. Если мотор новый, то это значит, что надо просто прокатку пройти, тогда примерно после 10 000 км. расход масла уменьшится.

Бывали даже случаи, что мотор продолжал расходовать масло до 50 000 км. а потом переставал, и продолжал служить до 200 000 км. без расхода масла.

Бывали еще случаи, когда на двигателе ГАЗ-24 выпадало седло из-под клапана, причина в том, что на заводе не всегда хорошо запрессовывали седла. Если такая ситуация случилась и седло выпало, то седло дробилось клапаном на мелкие части, которые разлетались по двигателю, что приводило к тому, что надо было делать капремонт, делать прочистку коллектора и карбюратора.

Часто на Заволжском моторном заводе выпускали бракованные детали, от которых и зависит долговечность мотора. Но если удавалось купить машину с качественно собранным мотором, и владелец такого автомобиля правильно эксплуатировал машину, то такой мотор мог легко прослужить до 280 000 км. без ремонта. Бывали даже случаи, что пробег достигал 380 000 км.

В каких случаях надо делать ремонт мотора ГАЗ-24

Надо капремонт мотора ЗМЗ-24 делать в том случае, если:

  • расход масла стал очень большим через поршневые кольца;
  • в масляной системе давление масла стало низким;
  • в кривошипно-шатунном механизме появился стук;
  • часто двигатель стал перегреваться.

Мотор ГАЗ 24д

Если делать капремонт, то надо менять эти детали:

  • маслосъемные колпачки;
  • все прокладки и сальники;
  • все вкладыши;
  • поршневую группу: поршни, кольца, гильзы цилиндров;
  • распредвал и шестерни коленвала; ;

При капремонте также надо отшлифовать коленвал, если это сделать не удается, то его надо просто поменять. При необходимости надо поменять и клапана в ГБЦ, главное, что их надо притереть к седлам головки блока цилиндров. Если же мотор Волги-24 не удается отремонтировать, то надо сразу устанавливать новый мотор, если по деньгам сумма ремонта будет обходиться дороже, чем замена мотора. Во время тюнинга Волги 3110 или 24-й также стоит решить: покупать другой мотор или доработать штатный. Есть интересные варианты, когда устанавливают японский мотор (uz или jz) вместе с коробкой и такая Волга-тюнинг себя очень уверенно чувствует.

Модифицированный мотор ЗМЗ-402

Двигатель ГАЗ 24 (ЗМЗ-402) – это улучшенный двигатель, который также устанавливался в 24-х Волгах, у него измененный блок и головка блока. Этот мотор стали устанавливать в Волги с 1985 года на автомобили ГАЗ-24М, а уже после 1986 года его стали ставить на ГАЗ-2410. В двигателе ЗМЗ-402 используются не такие детали, как на ЗМЗ-24, а именно:

  • другой масляный насос, у него выше производительность;
  • более массивный шкив коленвала;
  • водяной насос стал крепиться на блоке цилиндров, а не на головке, как раньше;
  • другой корпус термостата.

ЗМЗ-402

Не изменились такие детали:

  • поддон мотора;
  • шестерни распредвала;
  • поршневая группа;
  • штанги;
  • коленвал;
  • толкатели.

Кроме того, в 402-ом моторе стали устанавливать распредвал из чугуна, если раньше его делали из стали. Валы 402-го мотора стали более выносливыми. Что касается ремонта, то ремонтируется 402-й мотор примерно так же, как и 24-й, в нем надо иногда регулировать зазоры клапанов.

Удивительная история самого передового нашего двигателя

Агрегат разрабатывали для новой Волги ГАЗ-М21 середины 50-х. Он должен был сменить нижнеклапанный агрегат Победы, созданный еще в начале 1940-х.

Двигатель ГАЗ-21 вобрал в себя лучшие технические решения инженеров ЗМЗ и ГАЗ. Его конструкция по праву считалась передовой. А показатели, на фоне европейских аналогов, выглядели вполне прилично.

Мотор был полностью алюминиевый 4-цилиндровый верхнеклапанный с нижним распредвалом. При рабочем объеме 2,45 л (диаметр цилиндра и ход поршня 92х92 мм) и степени сжатия 6,7 он развивал 70 л.с.

Но к старту Волги ГАЗ-М21 агрегат не поспел. На первые машины монтировали старые нижнеклапанные агрегаты, но с увеличенным до 2,4 л объемом. Но с 1957-го на Волги ставили уже только новые моторы ГАЗ-21.

Не копия! Оригинал!

Двигатель ГАЗ-21 — первый в истории советского автопрома конструктивно оригинальный мотор. Его не копировали ни с одного из зарубежных аналогов. Хотя передовой западный опыт, конечно, использовали.

Рекордсмен по форсировке

Вслед за 70-сильным вариантом в серию пошел двигатель 21Д со степенью сжатия 7,15, мощностью 75 л.с., рассчитанный на 76-й бензин. А на экспорт уже в 1960-е делали 80-сильную и даже 85-сильную версии мотора со степенью сжатия 7,65.

В конце 1960-х под новую Волгу ГАЗ-24 создали модернизированные двигатели семейства ЗМЗ-24. Базовый мотор все того же объема — 2,45 л, но со степенью сжатия 8,2 и рассчитанный на 93-й бензин, выдавал уже 95 л.с.

После модернизации семейство двигателей делали уже под именем ЗМЗ-402. Мощность базового агрегата с новым карбюратором подняли до 100 л.с. В 1978 году для номенклатурной Волги ГАЗ-3102 разработали модификацию с форкамерно-факельным зажиганием — ЗМЗ-4022. Этот мотор при степени сжатия 8,0 развивал 102 л.с.

Делали три завода, использовали четыре

Первый производитель двигателей этого семейства — ГАЗ. Затем выпуск передали на новый Заволжский моторный завод, где и создавали все последующие модификации.

Там же в конце 1950-х начали выпуск 70-сильной модификации УАЗ-451 для ульяновских автомобилей одноименного семейства.

С 1968 года производство таких моторов развернули поблизости от УАЗа — на Ульяновском Моторном Заводе (УМЗ). Его продукцию ставили на внедорожник УАЗ-469 и на все бесчисленные модификации «буханок» и «головастиков» семейства УАЗ-452.

Поскольку мотор объемом 2,45 л был единственным в СССР такого класса, его устанавливали на автомобили четырех заводов в разных уголках Союза. На УАЗы, Волги, потом на Газели и Соболи в Горьком, на латышские микроавтобусы РАФ моделей 977 и 2203, на все армянские ЕрАЗы.

Еще пол-литра!

Практически одновременно заволжский и ульяновский заводы разработали модификации двигателей рабочим объем 2,9 л, увеличив диаметр цилиндров (100х92 мм). Мощность, в зависимости от степени сжатия, возросла до 98–108 л.с. В Заволжье семейство ЗМЗ-410 объемом 2,9 л проектировали для Волги. Но на нее-то, как раз, такие моторы серийно не ставили.

Зато подобные агрегаты массово устанавливали на УАЗы, Газели и Соболи. Последние версии, которые на нижегородские грузовики монтировали еще недавно, были уже с системой впрыска и мощностью 108 л.с.

ГАЗ-24 «Волга»: История создания, моторы, навороты, мнения владельцев и цена

ГАЗ-24 «Волга» не выпускается уже 35 лет, но остаётся выдающимся представителем советского автопрома. Седан любили и желали во времена СССР, но позволить его себе мог не каждый. Сегодня же «Волги» — не редкость на вторичном рынке, и за 250-300 тыс. рублей можно воплотить свою советскую мечту. Портал «Покатим!» поможет ознакомиться с историей модели, моторной гаммой, комплектациями, преимуществами, недостатками и другими интересными фактами.


История модели

С чего всё начиналось?

В 1951 году на заводе ГАЗ стартовала разработка второго поколения «Победы». Дизайн был создан художником Львом Еремеевым, который в своё время создал внешность для машин линейки ЗИМ. Позже партийная верхушка СССР не оценила дизайн «Победы» — уж слишком она была похожа на ЗИМ. Разработчики не растерялись и разделили проект на два вектора. Одна группа специалистов занялась созданием машины «Звезда», а вторая — седаном «Волга».

Проект «Звезда» со временем свернули, но вторая машина встала наконвейер и стала легендарной. Изначально «Волга» должна была стать на голову выше «Победы». Конструкторы задумали совершенно новый дизайн и оригинальный двигатель. Планировалось внедрение автоматической коробки передач.

Партия дала строгую установку — создать премиальную машину для «шишек» СССР. Но материальная и производственная базы Горьковского завода не могли гарантировать такой результат, поэтому выкручивались разработчики как могли. Но воплотить в жизнь по итогу удалось многое из задуманного: трехъобъёмный кузов седан, выросшая вдвое в сравнении с «Победой» мощность, цельные панорамные лобовые и задние стёкла, трансмиссионный стояночный тормоз.

В 1953 году «Звезду» и «Победу» выкатили на оценку партии. «Звезда» оказалась агрессивным фастбеком, имеющим спортивные плавники и обвес. Но в остальном машина оказалась полным аналогом «Волги». Верхушка власти решила, что красоваться спортивным дизайном в послевоенную эпоху не нужно, а потому на конвейер встала более сдержанная «Волга».

В 1954 году на тесты выехали предсерийные прототипы под индексом М-21. Испытания порадовали конструкторов, модель оказалась не только динамичнее, но и экономичнее «Победы». Отлично показала себя машина и на лёгком бездорожье по пути к колхозу «Путь к коммунизму». Качественно собранная и готовая к российским дорогам «Волга» оказалась практичнее, чем иномарки тех времён, на которых нередко ездили чиновники.


ГАЗ-24 «Волга». Вид сзади. Фото: ГАЗ

ГАЗ-24

В 1960-х годах автоиндустрия США и Европы стала отказываться от округлых кузовов — в моду вошли резкие и острые черты. В СССР не хотели отставать от трендов и начали кардинально менять ГАЗ-21.

Изначально ГАЗ-24 должен был иметь рамную конструкцию, но потом решили остановиться на несущем кузове с пониженной линией крыши. Ответственными за дизайн авто были Лев Еремеев и Ления Циколенко.

В 1963 году были собраны первые прототипы, которые полностью устроили и разработчиков, и партию. В завод были вложены деньги для модернизации производства. В 1966 году сборка была запущена, но в то время заводу ГАЗ посупил крупный заказ на военную технику, а потому «Волги» собирались медленно.

Серии производства

Так называемая «Первая серия» — модели, выпущенные с 1967 по 1977 годы. Конечно, считать это полноценным поколением не стоит, ведь все серии кардинально не менялись.

«Вторая серия» была поставлена на конвейер 1972 году и производилась до 1978. Тут разработчики провели работу над ошибками и исправили недочёты, но также не внедряли существенных новшеств.

«Третья серия» была запущена в начале 1980-х годов. Именно эта версия стало той самой «Волгой», которую многие знают и любят.

Оснащение и навороты

Сегодня «Волга» кажется довольно простым и даже аскетичным авто. Но во времена СССР оснащение и салон ГАЗ-24 будоражил умы советских автомобилистов. Выделим особенности интерьера машины.

  • Выглядело в «Волге» всё куда богаче, чем в народных «Жигулях» в целом.
  • Задний диван можно было вполне считать полноценным. Сидение широкое, спинка высокая, для ног достаточно места. Ночевать в машине было удобно.
  • Дизайн приборной панели и передней консоли был гармоничным и стильным. Прямоугольная «приборка"эффектно сочеталась с бардачком аналогичной формы.
  • Хром в салоне и отделка «под дерево». В «Жигулях» не было ничего подобного.
  • Компоновка приборов управления сделана на американский манер, что нравилось советским водителям.
  • Уже с завода «Волга» оснащалась двумя динамиками «Юпитер» и качественным радиоприёмником.
  • Гидромеханический «автомат» — тоже новинка для автомобилистов СССР.
  • Хромированная решётка радиатора сходу кричала о премиальности машины.
  • Печка стояла более качественная, чем в «Жигулях».


Салон ГАЗ-24 «Волга». Фото: ГАЗ

Технические характеристики

«Волга» представляет собой четырёхдверный седан с передним расположением мотора и задним приводом. Размерность соответствует сегменту D по европейской классификации.

  • На ГАЗ-24 для рынка СССР ставились всего три мотора. Ещё один двигатель был доступен для экспортного варианта. В машину добавили фонарь с «шашечками», зоны санобработки, зелёный фонарь «Свободен» и отделку салона из кожзама.
  • ГАЗ-24-02 получил формат пятидверного универсала.
  • ГАЗ-24-03 создавали для скорой помощи. Тот же универсал, но с отсеками для медицинского оборудования, а задние сидения и багажник заменили на место для носилок.
  • ГАЗ-24-24 для милиции выполняла роль «догонялки». Такая версия выпускалась только с V8 и кастомной подвеской. Всё это позволяло машине разгоняться до 170 км/ч.
  • Версии ГАЗ-24-50, ГАЗ-24-52, ГАЗ-24-53, ГАЗ-24-54 и ГАЗ 24-55 стоит выделить в одну группу. Все эти машины создавались для тропического климата и поставлялись на Кубу.
  • ГАЗ-24-25 создавался для спецслужб и как машина сопровождения. Все авто с АКПП и V8.


ГАЗ-24 «Волга» для милиции. Фото: ГАЗ

Моторы

  • Двигатель 24Д АИ-93 производился на мощностях Запорожского завода. Бензиновый карбюраторный мотор имеет 4 цилиндра и 8 клапанов. При объёме в 2,4 литра такая установка гарантирует 95 лошадиных сил при 4 500 оборотах и 186 Нм крутящего момента. Ресурс до капремонта составляет 300 тыс. км. Расход топлива — 12,5 л на 100 км. Примечательно, что разработчики настаивали, что вне зависимости от типа кузова расход не меняется. Максимальная скорость седана — 145 км/ч.
  • 2401 (А-76) тоже производился в Запорожье. Рядный четырёхцилиндровый мотор с восемью клапанами имеет объём в те же 2,4 литра. При этом мощность составила 85 «лошадок» при 4 500 об/мин и 175 Нм. Ресурс — 350 тыс. км. Расход уменьшился до 11 л бензина, а «максималка» составила 150 км/ч.
  • Мотор 2424 имеет уже компоновку V8 при наличии 16 цилиндров. При объёме в 5,5 литра мощность выросла до 195 л. с. при 4 400 об/мин и 411 Нм. Запорожской мотор имеет четырёхкамерный карбюратор, а его ресурс гарантирует пробег в 350 тыс. км. Максимальная скорость равна 160 км/ч, а «кушает» могучий мотор в среднем 22 литра бензина.
  • Для экспорта был предусмотрен дизельный Indenor XDP 4.90, разработанный совместным предприятием Peugeot-Indenor. При объёме в 2,1 литра двигатель гарантировал солидные по тем временам 75 «лошадок» при 4 000 об/мин и 186 Нм. Ресурс мотора официально не озвучивался.


Редкий экспортный экземпляр ГАЗ-24 «Волга». Фото: Drive2

Коробки передач

Богатого выбора коробок ГАЗ-24 «Волга» тоже не имел. Трансмиссии в линейке было всего две. Механическая имела четыре передачи, которые регулировались при помощи напольного рычага. Автоматическая трансмиссия была доступна только для мотора V8. Гидромеханический «автомат» имеет всего три передачи, что на сегодняшний день кажется шуткой.

Габариты

  • Длина — 4735 мм (первая серия), 4760 мм (остальные версии).
  • Ширина — 1800 мм.
  • Высота — 1490 мм.
  • Клиренс — 180 мм.
  • Колёсная база — 2800 мм.

Плюсы и минусы

ГАЗ-24 «Волга», как и любой другой автомобиль — не идеальная, но и не беспроблемная машина.

Среди плюсов стоит выделить:

  • Хороший потенциал для бездорожья.
  • Простоту конструкции, что облегчает ремонт и обслуживание.
  • Надёжный мотор, который проходит куда больше заявленного ресурса.
  • Комфорт за рулём.
  • Просторный салон и багажник.
  • Тяговитый двигатель.
  • Надёжную и почти беспроблемную подвеску.

Не обошлось и без недочётов, среди которых:

  • Большая масса авто, седан весит 1 700 килограммов.
  • Расход топлива мотора V8, который пугал даже жителей СССР при низких ценах на бензин.
  • Не лучшее лакокрасочное покрытие.
  • Проблемные коробки передач, которые без обслуживания часто ломались.

Интересные факты

Изначально радиатор «Волги» был с вертикальными решётками, что не понравилось маршалу Георгию Жукову. Полководец сказал, что спереди машина напоминает «оскал акулы». Решётку сделали горизонтальной, а спереди расположили звезду, от которой отказались из-за схожеести с Ford Mainline.

ГАЗ-24 пользовался популярностью и в европейских таксопарках. Любили «Волгу» за просторный салон, динамику, простой мотор и мощную тягу.


ГАЗ-24 «Волга» для такси. Фото: Drive2

Ходят слухи, что в ГАЗ-24-24 для спецслужб устанавливали много интересного. Портативный телефон, отсеки для скрытого хранения оружия и даже отдельный ящик в багажнике, который при нажатии на кнопку в салоне уничтожал все находящиеся в нём документы.

ГАЗ-24-95 собирался лично для Брежнева и имел уникальную особенность. Под капотом располагался мотор и другие узлы от УАЗ-469. «Детей» УАЗ и ГАЗ собрали до 10 единиц, а до наших дней дожили всего две из них.

На всех ГАЗ-24 нет привычного и необходимого современному водителю прибора — тахометра.

Нередко на первом ряду сидений «Волги» садились три пассажира. Подлокотник легко складывался, превращаясь в ещё одно, хоть и тесное, посадочное место.


Универсал ГАЗ-24 «Волга». Фото: ГАЗ

В универсале запасное колесо, которое часто мешает в багажнике, пристроили очень удачно. Для него нашёлся отсек в полу машины.

Цена тогда и сейчас

В советское время ГАЗ-24 был не машиной, а настоящей мечтой. Просто заводчанину или швее в ателье было практически невозможно заработать на него. ВАЗ-2101 в те времена стоил 5 000 рублей, как и «Москвич». ВАЗ-2103 продавали уже за 6 500 рублей, но ГАЗ-24 пугал ценником в 9 000 рублей. Напомним, что средняя зарплата в те времена — 120 рублей в месяц.

Сегодня дела обстоят иначе и определить среднюю стоимость «Волги» невозможно по ряду факторов. «Убитые» и старые ГАЗ-24 можно купить по цене от 80 до 120 тыс. рублей. Отдельно можно выделить экземпляры, которые толком не дорабатывались с заводского комплекта и хорошо сохранились. Тут разброс цен уже больший — от 300 тыс. до одного миллиона рублей.

Мнения о ГАЗ-24 «Волга» тогда и сейчас

Очевидно, что советские автомобилисты восторженно встретили машину и считали её несбыточной мечтой. Но как обстояли дела за рубежом? А там у ГАЗ-24 тоже было всё отлично.

На международных выставках авто отмечали множеством наград, но не воспринимали, как премиальную машину. Именно поэтому заводу ГАЗ поступили заказы на создание транспортных средств для европейских таксопарков.

Сегодня отечественные автомобилисты по большей части восторгаются «Волгой», считая её бессмертной классикой и чуть ли не идеальной машиной. Популярные видеоблогеры посвящают ГАЗ-24 целые часовые выпуски.

Но американский журналист Даг ДеМуро в пух и прах разнёс ГАЗ-24. Блогеру не понравилось в машине абсолютно всё, при том, что американские машины тех лет были куда более «нафаршированными». ДеМуро рассмешило, что в премиальном автомобиле нет кондиционера, спидометр рисует невозможные 200 км/ч, на сидениях нет подголовников, а сзади — ремней безопасности. Блогер посчитал машину хорошей для 1960-х годов.

Современному, даже российскому водителю «Волга» может принести разве что эстетическое удовольствие. У машины огромный расход, валкое управление, голая комплектация, возрастные «болячки». Куда проще купить «Гранту» или «Весту».

Тюнинг: пикап и лоурайдер

Народные умельцы всё же пытаются осовременить легенду. Видным проектом стал лоурайдер из ГАЗ-24. Тюнеры решили устранить валкость и неповоротливость машины, избавившись от рессор и заменив их кастомной подвеской. В состав ходовой вошли новые подушки, брекеты, клапаны, пневматическая система от КАМАЗа, два мощных компрессора и пульт дистанционного управления настройками клиренса.


Пикап ГАЗ-24 «Волга». Фото: Drive2

Другая команда тюнеров решила превратить «Волгу» в стильный и современный пикап. Забавно, что на грузовую площадку может устанавливаться пилон для танцовщиц. За основу был взят редкий заводской пикап, который доработали пневматикой, деревянным настилом, внутренней и внешней акустическими системами и пневмоподвеской.


Лоурайдер ГАЗ-24 «Волга». Фото: Drive2

«Волгой» невозможно не восхищаться. Эта машина стала настоящим флагманом советского автопрома, покорила тысячи автомобилистов со всего мира и навсегда вошла в историю мирового автомобилестроения. Со временем ГАЗ-24 превратился из авто для сливок общества в машину для любителей классики, которую себе может позволить каждый.

Читайте также: