Клапан включения ком камаз 65115

Обновлено: 15.05.2024

Обслуживание и ремонт коробки отбора мощности на автомобилях КамАЗ: объясняем развернуто


Как известно, результатом работы двигателя является создание крутящего момента на коленчатом валу, после чего крутящий момент передается через КПП на ведущие колеса. Также в устройстве самой трансмиссии могут быть применены различные схемы и решения (монопривод, полный привод, раздаточная коробка и т.д.).

Разновидности коробок отбора мощности

Коробка дополнительного отбора мощности служит для передачи энергии оборудованию, установленному на транспортное средство. В зависимости от вида приводимых механизмов и требований, предъявляемых к устройству, характеристики КДОМ могут отличатся:

  • по количеству ступеней, определяющих шаг между рабочими режимами;
  • возможности обеспечения реверса необходимого для механизма, так, например, насос требует вращения лишь в одну сторону, а коробка отбора мощности автокрана должна быть способна работать в обе стороны;
  • значением передаточных чисел, обеспечивающих изменение угловой скорости и передаваемого момента;
  • числом валов, конструктивно заложенных в КОМ;
  • расположением узлов, входящих в устройство коробки отбора мощности;
  • управляющим сигналом, который может быть чисто механическим, выполненным с использованием рычага, либо издаваемым бортовым компьютером автомобиля.

По месту установки различают КОМ, которые монтируются:

  • сбоку коробки передач;
  • со стороны торца КПП;
  • в картере устройства переключения скоростей;
  • в совокупности с раздаткой.


Внешний вид КОМ

Способ смазки шестеренок коробки отбора мощности зависит от способа ее монтажа и наличия собственной емкости с маслом. Обычно используется масло из картера основного агрегата. При верхнем расположении механизма используется насос, подающий смазку в КОМ.

Отключение КОМ

1. Нажать на педаль сцепления до упора.
2. Если автомобиль движется, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение и остановить автомобиль.
3. Нажать и повернуть ручку переключателя КОМ в исходное положение (сигнальная лампа, встроенная в ручку переключателя, должна погаснуть). Для некоторых моделей КОМ (ф. «ZF» и др.) также погаснут контрольные лампы включения КОМ на панели приборов.
4. Плавно отпустить педаль сцепления.

Советы и рекомендации

Производители отдельно закладывают повышенную устойчивость к износу, изготавливая детали КОМ из усиленных материалов. Однако с учетом того, что коробки отбора мощности независимо от типа испытывают серьезные нагрузки, в рамках их эксплуатации важно соблюдать определенные правила и рекомендации.

Прежде всего, износ главной (большой) шестерни КОМ часто обусловлен неудовлетворительным состоянием ответной шестерни коробки передач. Важно при замене коробки отбора мощности или во время ее ремонта заранее проводить дефектовку выходной шестерни коробки передач.

При установке коробки отбора мощности нужно отдельно убедиться в том, что крепления надежны. Дело в том, что некачественное крепление или ошибки при установке КОМ приводят к тому, что возникает сильная вибрация деталей, которая быстро и интенсивно разрушает устройство.

Также важно правильно и в точной последовательности включать саму коробку отбора мощности. Включение должно производиться с учетом требований и рекомендаций для того или иного типа агрегата (например, если не допускается включение в движении, включать КОМ, чтобы реализовать отбор мощности на коробке, можно только на неподвижной машине и т.д.).

Напоследок отметим, что нужно периодически проверять надежность креплений коробки отбора мощности, а также следить за качеством смазки, выполнять дополнительное смазывание маслом отдельных элементов, что позволит повысить качество работы и увеличить общий срок службы данного устройства.

Устройство ком КАМАЗ 55102 | КАМАЗ

Устройство кабины автомобиля КамАЗ 43114

Устройство и ТО автомобиля КАМАЗ 4310 часть 2

Самосвал Камаз 55111 подъем кузова

Как поднять кузов на камазе 55102

Не поднимается кузов. Что делать?

Замена масленого насоса НШ32 на камазе

Не включается скорость камаз

КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков

КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ

установка балансира камаз

  • Редукторов КАМАЗ 43253
  • Высота грузового отсека КАМАЗ
  • Почему на КАМАЗе с турбонаддувом могут быть потери мощности
  • Двери на фургон КАМАЗ
  • Диски клиновые на КАМАЗ
  • Подъемный механизм кузова КАМАЗ
  • Рычаг КПП КАМАЗ 5350
  • Гидрозамедлитель для КАМАЗа
  • Трубка слива топлива КАМАЗ
  • Аккомулятор на КАМАЗ
  • Пожарная машина КАМАЗ типы
  • Все о КАМАЗах самосвал возможные поломки
  • Авария в кущевке с КАМАЗом
  • Датчик давления масла двигателя КАМАЗ 740
  • Стеклоподъемник КАМАЗ 53215

Главная » Видео » Устройство ком КАМАЗ 55102

Отбор мощности без редуктора

Основным отличием безредукторных КОМ является простота конструкции и единичное передаточное число. На изображении ниже отображена коробка отбора мощности Урал, предназначенная для привода лебедки. Монтаж ее производится к торцу раздатки, позволяя получать крутящий момент от первичного вала через подвижную муфту. Отбор мощности происходит от первичного вала.


КОМ без редуктора

Управление механизмом происходит при помощи специальной вилки. Включение коробки отбора мощности реализовано путем блокировки первичного вала раздатки и ВОМа при помощи каретки. Рычаг имеет два фиксированных положения. Левое соответствует передачи усилия, а правое выключенному состоянию. КОМ не обеспечивает реверса. Для включения обратного направления требуется при помощи селектора КПП выбрать заднюю передачу.

Смазывание деталей производит плунжерный насос. Это позволяет использовать навесное оборудование на неподвижном транспортном средстве. Насос располагается в специальном приливе крышки КОМ. С его помощью также происходит смазка раздатки.

Коробка отбора мощности: назначение, виды, устройство и принцип работы

Итак, сразу отметим, что коробка отбора мощности или КОМ (в отличие от допкоробок, раздаток или делителей) не является обязательным устройством в конструкции КПП, шасси и других узлов автомобиля.

Получается, КОМ никак не влияет на ходовые качества транспортного средства и не участвует в процессах передачи мощности от ДВС на колеса авто. Другими словами, это не элемент трансмиссии самого автомобиля в буквальном смысле слова.

При этом главной задачей данной коробки является отбор мощности у двигателя для того, чтобы обеспечить возможность работы другого дополнительного оборудования. Если просто, КОМ передает крутящий момент ДВС на привод допоборудования.

Как правило, данное устройство на территории РФ и стран СНГ часто ассоциируется с автомобилями КАМАЗ (коробка отбора мощности КАМАЗ), МАЗ и т.д. Причина — КОМ обычно используется на данных машинах, которые, в свою очередь, активно применяются в качестве спецтехники во всевозможных сферах деятельности (строительство, грузоперевозки, коммунальное хозяйство и т.д.).

Если иначе, КОМ является отдельным агрегатом, который передает момент от мотора на разные устройства (насосы, лебедки, компрессоры и т.д.). Коробка может отнимать до 40% мощности ДВС. При этом принцип работы коробки отбора мощности всегда один и тот же.

Единственное, узел может быть размещен в разных местах. Например, коробка отбора мощности на КамАЗ 4310 стоит на раздатке (раздаточной коробке), тогда как в других вариантах КОМ ставится на саму КПП автомобиля.

Также с учетом наличия того или иного комплекса оборудования, на машине может стоять 2 или даже 3 коробки отбора мощности разных типов.

Сами коробки отличаются друг от друга:

  • по количеству ступеней и передаточному отношению;
  • по числу валов и их расположению;
  • по наличию или отсутствию реверса (вращение как вперед, так и назад);
  • по типу привода управления КОМ;

Еще следует отметить, что коробки данного типа бывают как с редуктором, так и без него. Что касается самого устройства коробки отбора мощности, данный агрегат можно условно сравнить с устройством обычной МКПП на автомобилях.

Простыми словами, имеется ведущий вал с шестерней, которая при включении КОМ входит в зацепление с другой (ведомой) шестерней. Благодаря этому происходи преобразование крутящего момента, после чего крутящий момент передается дальше на привод дополнительных агрегатов или механизмов.

Также КОМ делятся на зависимые и независимые. Первые фактически интегрированы в КПП, имеют меньший вес, не расходуют лишнюю мощность, однако есть и минусы. Прежде всего, включать такую коробку можно только тогда, когда сцепление автомобиля выключено. Также запрещено включать зависимую КОМ при движении ТС.

Независимая коробка отбора мощности может быть установлена на машины с любыми типами ДВС и КПП, а также их можно задействовать без выключения сцепления (как на неподвижной технике, так и в движении). Также система включения коробки отбора мощности может быть как механической или электропневматической, так и гидравлической.

Включение коробки мощности обычно происходит из кабины водителя или снаружи. В КОМ с механическим включением перемещение штока осуществляется рычагом. Кстати, если установлена система с пневмовключением, тогда в устройстве присутствует камера, куда из пневматической системы авто происходит подача воздуха.

Воздух сжимает возвратную пружину диафрагмой, что приводит к перемещению штока с вилкой включения ведомой шестерни КОМ. Так происходит зацепление ведомой и промежуточной шестерни коробки отбора мощности. После того, как воздух будет выпущен из пневмокамеры, шток вернется в начальное положение, то есть ведомая шестерня выйдет из зацепления и дальше вращения не последует.

Схема включения ком КАМАЗ | КАМАЗ

КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков

Обзор салона и органов управления КАМАЗ 65221 )))

Самосвал Камаз 55111 подъем кузова

КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ

Кабина КАМАЗ 43118 ( часть 2 )

Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.

коробка отбора мощности

Проводка на КАМАЗе. Часть 2. В кабине.

Переключение раздатки камаза 4310

  • Переделка бортовых КАМАЗов в самосвал
  • Шнекоротор на базе КАМАЗа
  • Замена масла в редукторе заднего моста КАМАЗ
  • Кабина для КАМАЗа элекон
  • Блок двигателя КАМАЗ 4310
  • Бумажная модель КАМАЗа 54115
  • Каковы габариты КАМАЗа
  • Помпа на трактор КАМАЗ
  • КАМАЗ 20 тонники самосвалы
  • Мой КАМАЗ идет хоть гололед
  • Пищевые цистерны КАМАЗ
  • Переделка бортовой на самосвал КАМАЗ
  • Почти 200 человек ликвидируют последствия аварии поезда и КАМАЗа
  • КАМАЗы для етс2
  • Тосол КАМАЗ объем

Главная » Хиты » Схема включения ком КАМАЗ

Зависимый тип КОМ

Зависимые от сцепления коробки устанавливаются на транспортные средства с МКПП. Устанавливается данный механизм в случае отсутствия необходимости включения навесного оборудования на ходу. Так, например, коробка отбора мощности самосвала достаточно часто выполняется в зависимом исполнении.

Основные преимущества, которым обладает КЗОМ:

  • небольшой вес;
  • несложность ремонта коробок отбора мощности;
  • отсутствие нагрузки на двигатель при выключенном состоянии КОМ;
  • простота и надежность конструкции, позволяющие уверенно эксплуатировать как новую, так и отремонтированную коробку, что подтверждает обширная выборка;
  • низкая требовательность к техническому обслуживанию;
  • повышенная безопасность, так как привод невозможно задействовать на ходу, что особо актуально для самосвальной КОМ.

Монтаж зависимого типа коробок осуществляется достаточно просто. Установка производится в специально отведенное место, после снятия специального лючка. При верхнем расположении используется насос. В случае необходимости демонтаж КЗОМ не вызывает затруднений и не влияет на работоспособность основной силовой передачи.

Независимое исполнение коробки отбора мощности

Монтаж КОМ независимого типа возможен на автомобиль с трансмиссией любого вида. Основным преимуществом является возможность включения механизма как в неподвижном состоянии транспортного средства, так и на ходу. Примером устройства является коробка отбора мощности камаз. Размещение возможно как к правому так и к левому боковому люку КП, а также со стороны заднего торца и зависит от модели КОМ. Для осуществления смазки используется насос.

Частотой вращения валов коробки и передаваемой мощностью можно управлять непосредственно с помощью двигателя. Включение и отключение КОМ часто реализуется при помощи электропневматики и гидравлики. Широкое распространение такой вид коробок получил на автомобилях с АКПП.

Обзор коробки отбора мощностей на примере КОМ-68Б

КОМ-68Б является одноступенчатым механизмом. Ее корпус отливается из чугуна. Устанавливается коробка вместо крышки КПП. Смазывание шестерен происходит путем разбрызгивания масла, залитого в коробку скоростей.

Служит КОМ-68Б для привода насоса пожарных автомобилей. Передача момента возможна как при стоянке, так и при перемещении машины на первой либо второй передаче. Это позволяет использовать насос на транспортных средствах, оборудованных лафетным стволом для тушения огня.

Для обеспечения согласования скоростей коленчатого вала и центробежного колеса возможно использование промежуточного редуктора. Он размещается между приводным карданом и пожарным насосом. За сохранение направления вращения в редукторе отвечает промежуточное колесо. Для облегчения конструкции валы могут быть изготовлены полыми.


Существующие коробки отбора мощности значительно расширили функциональные возможности транспортных средств. Благодаря перенаправлению части энергии нет необходимости в установке дополнительных приводных агрегатов. Это упрощает конструкцию автомобиля, уменьшает количество узлов и повышает надежность машины в целом.

КАМАЗ 43118 ИВАНОВЕЦ 35714К-2 › Бортжурнал › Доводим до ума, себе в прок!

Начну из далека! Летом, напарник на своём автокране КаМАЗе 43118 проезжал брод, и надо же было в этот момент включилась электромуфта системы охлаждения. Получился гидроудар из-за чего пластиковый вентилятор разлетелся в дребезги! Итог был плачевным! Радиатор- пополам! Интеркулер- искарёжен! Провода что идут на ЭБУ, который крепится придурковатыми конструкторами спереди ДВС, перебиты на прочь! Автокран стоит по середине ручья умершим! Вызывали УРАЛ-ВАХТУ с базы что бы оттащить бедолагу до базы! К чему это я? Да вот у меня стоит такая же система как и на том автокране! Электромуфта срабатывает автоматически от простого классического датчика температур который включает её для охлаждения радиатора. Всё! Это конструкторы думали что хватит! Но то что сам датчик стоит в неподлазном месте — под генератором! И что бы его открутить нужна специальная глубокая головка с удлинителем, их это не волнует! И что датчик на 12В от классики устанавливается на авто с 24В, и что он сгорает по пять штук в месяц их тоже не волнует! Пипец, для кого и для чего усовершенствуется автомобили? Почему на КАМАЗах с ЕВРО 3 и 2 шли клавиши переключения электромуфты, а на этих ЕВРО 4 их нет? Ну почему нам так не везёт! Они в то время на заводе курили другую дурь что ли? И если сам датчик откажет, то машина в скором времени встанет из-за перегрева ДВС! Пипец полнейший! Ну в общем я решил мальца заморочиться и внедрить себе клавишу для переключения и отключения электромуфты как у меня было на МАЗурике, благо это не трудно, было бы желание! И так, покупаем трёх жильный электропровод глупеньких квадратов, метра три. По возможности одеваем провод в защитную гофру и находим пути прокладки из кабины от клавиши включения до датчика включения муфты! Сфоткать сам датчик и подключение не было возможности, т.к. туда тупо не подлезть. Я когда подключался, то отсоединял провод, вытаскивал в доступное место и резал-скручивал! В общем к датчику подходит минусовой провод который на датчике разрывается! Один провод я разорвал и подключил к двум проводам, а третий запараллелил со вторым проводом, элементарно! Подключил к трехпозиционной клавише, если что перепутаете в подключении, не страшно, можно будет переставить по ходу эксплуатации! У меня теперь в верхнем положении муфта включена принудительно — если датчик вышел из строя, в среднем- режим автоматический, и нижнее положение полное выключение, что бы не было оказии как с автокраном напарника! Т.к. вся заводская заморочка подключена через реле, то я с релюшками больше не заморачивался!К стати его ремонт вылился в 60 тысяч русских косарей. А вся моя конструкция обошлась в 200 рублей! Кто мне доплатит 59800 рублей? И ещё я подключил светодиодную лампочку которая включается при срабатывании муфты! Так чисто для себя, на МАЗе так было, я и привык! Подключил один провод от диода на плюс, второй на клавишу, на которой все провода минус! Вроде как так! Кому что не понятно спрашивайте! Всем удачи!

На легкие развозные грузовики устанавливаются КПП серии 6S.


Технические характеристики 6S 700:

Тип КПП: механическая

Количество передач: 6 Передаточные числа: 6,02 – 0,79 Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м): 700 (71) Объем масла для наливания, дм3: 6.0 Масса КПП, нетто, кг: 103 Первая замена масла после: 1 500 км (максимум — 5 000 км) Вторичная замена каждые:90 000 км (максимум — 120 000 км) Но не реже, чем:1 раз в год Применяемость: КАМАЗ, КАВЗ, и другие

На КПП 6S в связи с близким расположением выходного вала для КОМ устанавливается коробка со смещением, что позволяет установить насос. Для данной модели кпп применяются КОМ с повышенным передаточным отношением , что позволяет работать гидронасосу на оптимальных оборотах.

Немецкие КПП ZF на грузовых автомобилях КАМАЗ

Крупнейший производитель трансмиссий для автомобилей немецкая , после создания совместного с предприятия с в 2005 году, стали поставлять коробки переключения передач (КПП) для установки на наши отечественный грузовые автомобили.
Благодаря возможности оптимального выбора передаточного отношения в каждом конкретном случае, при любом скоростном режиме движения автомобиля, коробки передач ZF помогают не только экономить топливо (до 16%), но и улучшают тягово-динамические характеристики двигателей Камаз, повышают их ресурс и раскрывают их потенциал на все 100%.

На Камазы сейчас устанавливают следующие модели КПП от ZF:

  • ZF 6S700
  • ZFEcoMid 9S1310
  • ZFEcoSplit 16S1650, 16S1820

9-ти ступенчатые Ecomid 9S 1310:

На грузовики грузоподъемностью до 15 тонн устанавливается КПП ZF Ecomid 9S 1310 ТО, это модели Камаз 65115, 65116, 65117, 53605, 5308.

Девятиступенчатая механическая КПП ZF КАМАЗ производства ZF 9S 1310 TO

Данная коробка имеет систему синхронизаторов и допускает управление без двойного выжима сцепления устанавливается на модели 65155 и 65116. В конструкции имеет 4-ступенчатый редуктор с пониженной скоростью и обратным ходом, с кулачковыми муфтами и планетарный демультипликатор, удваивающий количество передач, в результате образуются 9 скоростей для езды передним ходом и 1 — задним.

Технические данные КПП ZF 9S 1310 TO/TD:

Технические характеристики КПП ZF 9S устанавливаемых на камаз

Коробка с установленной коробкой отбора мощности с фланцем


Включение коробки отбора мощности возможно только на стоянке при выключенной передаче. Включение коробки отбора мощности пневматическое , предлагаем использовать для включения и отключения ком на самосвалах джойстик управления подъемом кузова.

Возможные поломки и руководство по ремонту

КПП ZF 9s1310 может встречаться на КамАЗ-65115, который отличают высокие показатели надежности. Коробка позволяет повысить ходовые характеристики транспортного средства. Благодаря ей, значительно увеличивается эффективность использования мощности мотора. Надежностью отличается пневматический привод демультипликатора. Помимо КамАЗ 65115, данный тип КПП может устанавливаться на моделях 65116, 53605. Какие могут возникнуть неполадки с коробкой ZF?

Одна из проблем с КПП ZF – трудность смены передач. Устранить данное проявление представляется возможным путем регулировки клапана, к которому подключен делитель. В противном случае может возникнуть поломка синхронизатора. На клапане не должно отмечаться никаких загрязнений.

При поломке синхронизатора делителя КПП отмечается затрудненное включение передач. Необходимо проверить состояние первичного и вторичного вала, относящихся к ним механизмов. Специально для этого требуется переборка коробки. Данную процедуру стоит доверить профессионалам. Обнаруженные изношенные запчасти подлежат замене.

В проверке коробка нуждается, если стали появляться посторонние звуки, шумы. Как правило, это связано с износом установленных в ней запчастей. Поломка подшипников, шестерен возникает после длительной эксплуатации транспортного средства. После того как была осуществлена разборка коробки, требуется подвергнуть ее составляющие элементы очистке. Сапун не должен иметь загрязнений.

КПП должна быть диагностирована, если заметно ухудшился разгон, стали отмечаться рывки, когда происходит смена передач.

Помимо естественного износа частей КПП, поломка составляющих элементов трансмиссии возникает в результате механических повреждений, может выйти из строя демультипликатор, делитель. При ремонте с данным типом коробки следует применять оригинальные запчасти. Количество затраченного времени на выявление и устранение неполадки в коробке находится в зависимости от характера присутствующей неисправности.

Приводит к преждевременным поломкам недостаточное количество трансмиссионного масла. Несвоевременно замененная жидкость в КПП в скором времени приведет к дорогостоящему капитальному ремонту.

Коробки передач ZF EcoSplit 16S для высоконагруженной работы Камазов

ZF EcoSplit 16S 1650, 16S 1820 предназначены для тяжелых грузовиков с двигателями от 320 до 500 л.с. мощности

КПП ZF 16S 151, 16S 181, 16S 221, 16S 251

Серия: 16S Тип КПП:механическая Количество передач:16 Передаточные числа:16,41 – 1,00 Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м):1600 (163) Объем масла для наливания, дм3: 13.4 Масса КПП, нетто, кг:278 Первая замена масла после:1 500 км (максимум — 5 000 км) Вторичная замена каждые:90 000 км (максимум — 120 000 км) Но не реже, чем:1 раз в год Применяемость: Камаз, МАЗ, и другие

Современная синхронизированная коробка передач ZF-Ecosplit состоит из узла с 4 передачами, демультипликатора и переднего делителя. Рассчитанная на высокие нагрузки позволяет выбирать наиболее оптимальный вариант движения, синхронизация делителя и демультипликатора делает переключение передач плавным и гарантирует надежное и долговременное использование КПП.

Сервомеханизм Servoshift состоит из механически-пневматического узла управления и пневмоцилиндра двойного действия.что значительно облегчает и автоматизирует управление переключения пониженных и повышенных ступеней.

Шестнадцати ступенчатая механическая КПП ZF КАМАЗ производства ZF 16S

Адаптации точек контакта

Коробка передач ZF поставляется с адаптацией точек контакта, которая задается в блоке управления коробкой передач (TCM) на заводе-изготовителе в соответствии с коробкой передач, к которой он присоединен.

Адаптации точек контакта следует выполнять только в том случае, если устанавливается новый TCM или TCM с другого автомобиля. Не допускается выполнять адаптации точек контакта при каких-либо других обстоятельствах. Сброс адаптаций точек контакта по любой причине, кроме замены TCM, может привести к ухудшению производительности.

Перед выполнением диагностической процедуры сброса адаптаций точек контакта с помощью диагностической системы, одобренной Land Rover, необходимо проверить выполнение следующих условий:

  • Температура рабочей жидкости автоматической коробки передач (ATF) превышает 30°C;
  • Переключатель управления коробкой передач (TCS) находится в положении остановки;
  • Автомобиль неподвижен;
  • Двигатель работает на холостом ходу;
  • Нажата педаль тормоза;
  • Электрический стояночный тормоз (EPB) включен и удерживается во включенном состоянии вручную, чтобы гарантировать, что он не выключится при выборе режима «D»;
  • В блоке TCM отсутствуют неисправности или диагностические коды неисправностей (DTC).

Если EPB отключится, то процедура сброса адаптаций точек контакта будет прекращена.

При изготовлении коробки передач ее проверяют на заводе ZF, чтобы определить, какой электрический ток необходим для каждого клапана регулировки давления (PCV), чтобы достичь исходной точки включения. Включение (точки контакта) определяется по заранее определенному уровню трения дисков сцепления.

Эти данные сохраняются вместе с серийным номером коробки передачи и записываются в TCM, установленный на этой коробке передач. Это гарантирует, что каждая коробка передач будет иметь неизменные характеристики.

Если данные для адаптации точек контакта недоступны в связи с заменой TCM или коробки передач, то адаптации точек контакта, содержащиеся в TCM, не будут соответствовать этой коробке передач. Это вызовет жесткое переключение передач и может привести к повреждению коробки передач.

Использование процедуры обучения адаптаций точек контакта с помощью диагностической системы, одобренной Land Rover, позволяет TCM определить точки контакта для любой муфты. После того, как адаптации точек контакта были выучены, необходимо выполнить процедуру адаптации сцепления, чтобы дополнительно улучшить работу коробки передач.

Отбор мощности на КАМАЗ с КПП ZF:

Для модернизации или ремонта бывает необходимость приобретения необходимых комплектующих. В нашем каталоге вы можете подобрать коробку отбора мощности на КПП Камаз или ZF устанавливаемых на Камаз и комплектующие для их установки. Мы так же продаем гидрооборудование для установки на шасси.

Вот разделы каталога ,где вы без труда сможете подобрать необходимое для установки дополнительного оборудования комплектующие и узлы ,

  • Вал отбора мощности
  • Коробка отбора мощности
  • Гидронасос необходимой производительности

Вал отбора мощности на КПП ZF камаз

Если у вас возникли вопросы напишите нам здесь и мы обязательно подберем для вас необходимо оборудование.

Переключение КПП ZF на автомобилях Камаз

Схема переключения КПП ZF Ecomid и Ecosplit на грузовых автомобилях КАМАЗ это так называемая «двойная Н». Т.е. есть пониженный (S) и повышенный (L) диапазон передач. В каждом диапазоне по четыре базовых передачи, которые расширяются за счет делителя и демультипликатора. Возвращение рычага в «нейтраль» после выключения передачи происходит автоматически за счет того, что рычаг прижимается в нейтральное положение пружинными фиксаторами. Демультипликатор из L диапазона (ряд 3/4) в S (ряд 5/6) и обратно, так же переключается автоматически по средствам подачи воздуха под давлением в рабочий цилиндр. Включить новую передачу можно только после того как будет завершен процесс предыдущего переключения. Задний ход и пониженная передача (С) доступна только в пониженном (S) диапазоне демультипликатора. Включение этих передач идет через небольшое усилие, т.к. там установлена предохранительная пружина, которая исключает возможность случайного выбора одной из этих передач.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Обслуживание КПП ZF 16 автомобилей Камаз-6520

Шестнадцатиступенчатая коробка передач КПП ZF 16s151 Камаз устанавливается на шасси, самосвалы, магистральные автомобили Камаз-6350, 6450, 6520, 65221, 65225, 5460 тяжелого семейства. Коробка передач ZF-16 состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Высшая передача — повышающая. Демультипликатор КПП ZF 16s151 планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот. Делитель передач КПП ZF-16 Камаз-6520 — механический, состоит из двух пар цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое. Масса коробки передач составляет 290 кг. Максимальный крутящий момент 1850 Н/м.


Рис. 1. Схема присоединения пневматического управления КПП ZF 16 Камаз-6520 для делителя и демультипликатора 1 — бачок сцепления; 2 — педаль сцепления; 3 — рычаг переключения передач; 4 — датчик заднего хода; 5 — клапан включения демультипликатора; б — датчик нейтрали; 7 — датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 — цилиндр переключения демультипликатора; 9 — датчик первой передачи; 10 — воздухораспределитель делителя; 11 — датчик включения низшего диапазона делителя; 12 — датчик включения высшей передачи; 13 — к рабочему цилиндру сцепления; 14 — клапан включения делителя; 15 — главный цилиндр сцепления. Коробка передач ZF-16s151 состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Демультипликатор КПП ZF 16 Камаз-6520 — планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот. Делитель передач КПП ZF-16 Камаз — механический, состоит из одной пары цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое. Включение передач КПП ZF 16s151 производится механически, через двойное включение. Оно делится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится нейтральное положение рычага. Пружинные фиксаторы КПП ZF 16 Камаз-6520 постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот. Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в одном из положений. Передача в делителе КПП ZF 16 Камаз переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче пользоваться делителем. Сервоусилитель КПП ZF 16 Камаз состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке передач производится как было описано выше, только с пневматическом усилением. Преимущество: снижение усилия переключения передач. Длительное включение передач с высокой ручной силой способствует повышенному износу синхронизаторов. Коробка передач Камаз КПП ZF-16 в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована коробкой отбора мощности. Неполадки при смене положений демультипликатора (например, дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот) могут иметь следующие причины: — повреждение в пневматической системе. — Включающий клапан или включающий цилиндр демультипликатора с дефектами (конденсат или загрязнения). Продолжение движения возможно лишь тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передачи). Если прямая передача демультипликатора остается включенной, то можно буксировать автомобиль. Эксплуатация автомобиля Камаз с КПП ZF при низкой температуре. Коробка передач ZF-16 Камаз заполняется маслом согласно химмотологической карте. Коробка передач может работать при внешней температуре до -30°С. Необходимо учитывать следующие пункты: — при внешней температуре до -20°С — после запуска двигателя необходим период для прогрева коробки передач. Прогрев трансмиссионного масла должен проводится с частичной (неполной) нагрузкой при низком числе оборотов. — при внешней температуре до -30°С — перед запуском двигателя необходимо прогреть коробку передач теплым воздухом. Также надо обратить внимание на то, что температура в коробке передач не должна превышать 150°С. Чтобы гарантировать продолжительную службу и работоспособность синхронизаторов, необходимо безупречное функционирование сцепления. Работа сцепления должна проверяться следующим образом: — На холостых оборотах двигателя выжать сцепление; — Не более чем через 20 сек. медленно включить заднюю передачу). Если будет замечен «скрежет» зубчатых муфт, то необходимо отрегулировать сцепление или произвести его проверку. Прежде чем делитель КПП ZF-16 Камаз будет включен через выключающий клапан, сцепление должно быть полностью разомкнуто. В случае неправильной установки выключающего клапана существует угроза разрушения синхронизатора при переключении передач делителя. Проверка сцепления автомобиля Камаз для КПП ZF-16 — Отрегулировать сцепление — Установить регулировочный винт на педаль сцепления так, чтобы клапан открывался и закрывался на участке. — В положении сцепление полностью разомкнуто. В этом положении педали зазор между клапаном и упорным винтом должен быть не менее 1 мм. Обслуживание пневматической установки КПП ZF 16 В каждой пневматической установке образуется конденсационная влага. Чтобы конденсат и ржавчина не попадали из ресивера в клапаны и пневмоцилиндры, необходим регулярный техосмотр пневматической системы. Ресивера необходимо обезвоживать еженедельно, а зимой ежедневно. Вместе с ресиверами влагу нужно удалять также и из фильтров с помощью водоотделителя, если он не работает автоматически. Комплектация КПП ZF 16 Обозначение КПП — ZF 16s151 Номер спецификации — 1341.002.073/1341.002.074 Фланец – торцевые шлицы 1297.333.110 Крышка заднего подшипника первичного вала, картер сцепления, рычаг и вилка (если не серийные) — 1315.302.136 крышка, 1315.368.025 вилка, 1316.301.064 картер Первичный вал КП (шлицы) и вторичный вал — 1315.302.153 SAE10C 2» 1315.304.131 Крышка заднего подшипника вторичного вала в сборе и деталь — 1315.231.004, 1315.301.220 Примечание – стандартное исполнение.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования


КАМАЗ

Коробка переключения передач, установленная на автомобиль КамАЗ, является достаточно сложным устройством. Данный механизм обеспечивает удобство управления грузовиком. Однако водитель, даже при наличии теоретических знаний об устройстве и эксплуатации КПП КамАЗ с делителем, на практике может поначалу столкнуться с серьезными проблемами при попытках использования коробки передач для переключения скоростей автомобиля.

Принципы устройства КПП КамАЗ

Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов.

Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель.

Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.

Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152.

Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:

  • усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
  • усиление шлицов и удаление их крепежа;
  • новый способ крепления шестерен коробки передач;
  • увеличение высоты зубцов.

В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.

Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:

  • картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
  • блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
  • верхняя крышка КПП;
  • сборно-разборный механизм переключения скоростей;
  • делитель, установленный на передней части картера.

Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

схема переключения кпп и делителя

Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП.

Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление.

Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Управление делителем

КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.

МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля.

Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:

  • Золотниковый краник управления делительным редуктором, смонтированный на опоре рычага переключения скоростей. Предусматривает две фиксированных позиции: прямая и понижающая передачи.
  • Редукционный клапан, отбирающий сжатый воздух из пневматической системы грузовика и стравливающий воздух в случае избыточного повышения давления. От данного клапана происходит подача воздуха на управляющий кран и клапан активации делителя, образуя два контура пневмосистемы управления делителем.
  • Клапан активации делительного редуктора, отвечающий за подачу сжатого воздуха на МППД при отключении сцепления, что позволяет включать и выключать понижающую передачу параллельно переключению скоростей основной КПП.
  • Непосредственно МППД, в его состав входит расположенный внутри цилиндра поршень, шток которого подключен к рычагу на валике вилки механизма. В случае поступления сжатого воздуха происходит смещение поршня в том или ином направлении, переключающее режим работы.
  • Воздухораспределительная трубка делителя, отвечающая за подачу сжатой воздушной массы в цилиндр МППД с определенной стороны поршня, что обеспечивает его смещение и включение нужной передачи делителя.

Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.

Коробка передач КамАЗ 65115

На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей 142, 152, 161 или ZF-9S109 фирмы "ZAHNRADFABRIK" (Германия).

Коробка передач модели 142— механическая, пятиступенчатая, состоит из основного редуктора; модели 152— десятиступенчатая, отличающаяся от модели 142 наличием двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.

Управление коробками передач моделей 142 и 152 механическое, дистанционное, качающимся рычагом, установленным на двигателе, управление делителем —селекторное, пневмомеханическое с помощью переключателя на рычаге переключения передач.

Коробка передач модели 161 – механическая, восьмиступенчатая, включает основной четырехступенчатый редуктор и планетарный демультипликатор, расположенный сзади основной коробки.

На крышке коробки установлена опора рычага переключения передач оригинальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.

Коробка передач модели ZF- 9S109 – механическая, девятиступенчатая, имеющая по сравнению с моделью 161 дополнительную пониженную передачу.

Передаточные числа передач
Модель передача С 1 2 3 4 5 6 7 8 R
142 - 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 - - - 6,02
152 L - 7,82 4,03 2,50 1,53 1,0 - - - 7,38
S - 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 - - - 6,02
161 - 8,39 5,50 3,93 2,87 2,12 1,40 1,0 0,73 11,01
ZF-9S109 10,24 6,576 4,78 3,531 2,61 1,86 1,35 1,0 0,74 9,44

L – низшая передача в делителе; R – задний ход;
S – высшая передача в делителе; С – пониженная передача

Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробках передач моделей 142, 152, проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

  • ослабьте стяжные болты 5 ( см. рис. Регулирование привода ) и, вывернув болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один-два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;
  • ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;
  • ослабив контргайку 1 (см. рис. Установочный винт и контргайка), вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение рычага переключения передач;
  • вращая, переместите по резьбе регулировочный фланец 4 ( см. рис. Регулирование привода ) до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 и затяните стяжные болты 5;
  • выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его контргайкой;
  • выверните установочный винт 2 ( см. рис. Установочный винт и контргайка ) на 31 мм и застопорите его контргайкой.


Зазор в клапане включения делителя проверяйте при отрегулированном приводе выключения сцепления и номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов в следующем порядке:

  • снимите резиновый пылепредохранитель 1 ( см. рис. Привод сцепления );
  • плавно нажмите педаль сцепления до упора;
  • щупом проверьте зазор между крышкой 2 и ограничителем штока 3.

При номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов зазор должен быть 0,2…0,3 мм. Зазор контролируйте не позднее 30 с после выключения сцепления.

При необходимости отрегулируйте зазор, перемещая упор (флажок) 4 штока клапана. После установки требуемой величины закрепите упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.

Ход рычага делителя передач проверяйте при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для замера:

  • снимите крышку 1 ( см. рис. Механизм делителя ) смотрового люка механизма переключения делителя передач;
  • нажмите до упора педаль сцепления;
  • передвигая переключатель управления делителем передач (см. рис. Схема переключения передач) из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерьте ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода—- 16,5. 19.0 мм.

Привод управления механизмом переключения передач

1 - рычаг переключения передач;
2 - опора рычага переключения передач;
3 - тяга;
4 - стержень;
5 - рычаг;
6 - кронштейн реактивной штанги;
7 - тяга реактивная;
8 - кожух защитный;
9 - хвостовик;
10 - гайка.

Регулируйте ход рычага в следующем порядке:

  • ослабьте контргайки 3, 4 (см. рис. Механизм делителя) и выверните установочные винты 2, 5;
  • установите переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение (Н);
  • нажмите педаль сцепления до упора;
  • вверните задний установочный винт 5 до контакта с рычагом, после этого доверните его еще на '/.4 оборота и застопорите контргайкой 4;
  • установите переключатель в верхнее положение (В) и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните передний установочный винт 2 так же, как был ввернут задний винт.

Регулировку дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 161 и ZF-9S109 (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

  • зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 4 (d=4мм, l=100мм) в опоре 2;
  • установите хвостовик 9 в коническое отверстие рычага 5 , затяните гайку 10 моментом 40. 50 Нм, для модели 161 зашплинтуйте;
  • удалите технологический стержень;
  • отклонение общей плоскости симметрии рычага 1 и тяги 3 от вертикальной плоскости не более 2 мм обеспечить изменением длины тяги 7.

Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142, 144, 152, 154

Уровень масла в картере коробки передач проверяйте указателем, вмонтированным в пробку 2 ( см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели 161 и Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142 и 152 ) маслозаливной горловины. Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.

Для коробок передач модели ZF- 9S109 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3, расположенных симметрично по обе стороны коробки ( см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели ZF-9S109).

Замена масла

Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе: для коробок моделей 152 и 142 — вывернув пробки 1, 3, 4 на автомобиле с делителем (1 и 4 — без делителя); для коробки модели 161 — вывернув масляный фильтр 1, установленный на заднем торце картера демультипликатора, и пробки 2 и 3 картера; для модели ZF- 9S109 – вывернув пробки одного из заливных отверстий 3 и пробки 1 и 2 сливных отверстий. Очистите магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установите их на место.

Читайте также: