Мерседес горит знак двигателя

Обновлено: 08.05.2024

Чек на приборной панели: причины, методы устранения

Появление на приборной панели значка Чек — не сигнализирует ничего хорошего. Что делать? Стоит понимать, что в первую очередь, если загорелся значок Check Engine — это означает неисправность двигателя. А вот какую именно, разберем в данной статье.

Чек на приборной панели

Причины появления Check Engine

Загорелся значок двигателя на панели приборов и у автомобилиста начинается паника. Почему моет загораться Чек и что делать? Среди автолюбителей ходит байка на эту тему: загорается иконка Check Engine — начинается шоу интуиция. Но, не все так плохо, как кажется в первую очередь.

Значок чек двигателя на приборной панели сигнализирует, что в силовом агрегате имеются неисправности, при этом электронный блок управления анализирует полученные данные с датчиков и дает сигнал, что необходимо устранить неисправность.

Прежде чем начинать паниковать, необходимо разобраться в проблеме. Самый простой способ найти поломки — подключиться непосредственно к ЭБУ и считать ошибки, которые там есть. Расшифровав ошибку можно сузить круг поиска неисправности. Так, горит Check Engine, может дело в вышедшем со строя датчике, и нет ничего критичного.

Но, горящий знак Check Engine может также обозначать, что на силовом агрегате имеются более серьезные неисправности, чем банальный вышедший со строя датчик. Именно поэтому, после загораются значки Check Engine необходимо немедленно обратиться к специалистам в автосервис.

Рассмотрим, основной перечень проблем, по которым можем загореться знак Чек на приборе:

  • Некачественное топливо.
  • Свечи или высоковольтные провода.
  • Неисправность одного из датчиков.
  • Топливный насос и фильтр.
  • Система подачи воздуха в цилиндры.
  • ЭБУ и проводка.
  • Прочие неисправности.

Заглохла машина на дороге

Методы устранения неисправности

Теперь, когда определены основные причины — почему загорелся Чек, можно перейти непосредственно к методам решения вопроса. Конечно, лучше всего обратиться в автосервис для решения проблемы, но многие автомобилисты, в виду дорогого ремонта, пытаются решить неисправность самостоятельно.

Итак, прежде чем начинать поиск проблемы, стоит подключиться к электронному блоку управления двигателем и провести комплексную диагностику всех систем. Для этого понадобиться — портативный компьютер, кабель для подключения к автомобилю ОБД 2 и программное обеспечение, которое подходит под данный электронный блок управления.

Подключившись к транспортному средству, необходимо провести комплексную диагностику всех систем, а затем определить, какие ошибки выскочили и расшифровать их, чтобы определить узел неисправности. Когда все расшифровано, можно перейти непосредственно к устранению неисправностей.

Некачественное горючее

Одной из самых встречаемых причин, почему загораются значки Чек — является некачественное топливо, которое можно часто встретить на АЗС. Так, плохой бензин или дизель может засорить топливопроводы и его элементы, что приводит к появлению таких эффектов, как троение или глохнущий движок.

Чтобы устранить неисправность придется слить горючее со всей системы. Стоит отметить, что данный процесс достаточно трудоемкий и требует некоторых знаний в конструкции автомобилей. Таким образом, придется снять топливный бак и сделать промывку, а также заменить элементы, которые пришли в негодность.

Схематическое устройство автомомбиля

Топливный насос и фильтр

Вместе с некачественным горючим страдают бензонасос и фильтр. В основном засоренность данных элементов приводит к тому, что топливо не проходит в нужном количестве, а это в свою очередь ведет к появлению бедной смеси, что может привести к большому расходу или плохому пуску двигателя.

Чтобы устранить неисправность придется заменить топливный фильтр. Что касается бензинового насоса, то придется демонтировать его с автомобиля и заменить сеточку-фильтр, которая наверняка забилась. Данную процедуру необходимо выполнять аккуратно, поскольку можно случайно повредить элементы бензонасоса.

Форсунки

Еще один топливный элемент, который подвержен воздействия некачественного горючего — форсунки. Засоренность элементов может привести к тому, что двигатель будет работать с перебоями. Именно поэтому, данный элемент в диагностике занимает высокое место.

Для того чтобы провести диагностику и устранить неисправность, для начала необходимо снять элементы с транспортного средства. Конечно, некоторые автомобилисты рекомендуют проводить диагностику и чистку форсунок прям на автомобиле. Но, для совершения данной операции, есть специальный стенд для промывки форсунок.

Форсунки разбираются и с них снимаются распылители, которые устанавливаются в стенд. Сначала, при помощи разного давления проверяется насколько пригодная форсунка для использования. Затем, если нужно элемент проходит процесс чистки или заменяются на новые.

Снятие топливных форсунок

Система зажигания

Свечи зажигания и высоковольтные провода также не вечные. Они имеют свойство изнашиваться, особенно когда автолюбитель не проводит им техническое обслуживание. Один неисправный провод и свечка, может стать причиной — почему горит знак Чек.

Так, чтобы провести диагностику необходимо демонтировать элементы с транспортного средства и при помощи мультиметра провести промеры работоспособности элементов. Также, стоит сделать визуальный осмотр деталей на элемент повреждения корпуса. При необходимости заменить элементы.

Система подачи воздуха

Неисправность дроссельной заслонки или засоренность может привести к тому, что на автомобиле будет мигать знаком Check Engine. В данном случае, для того чтобы устранить проблему придется демонтировать узел распределения воздуха и почистить его.

Стоит отметить, что автомастера рекомендуют проводить чистку при помощи специальной жидкости, но автомобилисты могут воспользоваться и обычным средством для чистки карбюраторов.

Также, вместе с дросселем стоит провести чистку и гофры, которая подводит воздух к узлу. Как показывает практика, он тоже зачастую засоренный.

Датчики, проводка, ЭБУ

Самой распространенной проблемой, почему горит Check Engine на приборке остается неисправности в электрической и программной части двигателя. Итак, стоит более детально рассмотреть — какие причины в данном узле возникают и как их устранить.

Начинаем рассмотрение вопроса с самого простого — датчик. Неисправность одного или нескольких элементов приведет к тому, что начнет гореть Чек. Чтобы определить, какой именно элемент привел к тому, что загоралась контрольная лампа двигателя на приборной панели, стоит проверить ЭБУ. Затем, расшифровав код ошибки, найти датчик и проверить его при помощи мультиметра. Если отсутствует сигнал — измеритель нужно заменить.

Проверка работы датчиков

Что касается неисправности проводки, то определения участка неисправности проводится по аналогии с датчиками. Так, прозвон проводов покажет, какой именно нужно отремонтировать. Конечно, производители транспортных средств рекомендуют менять жгут проводов, где есть повреждение, но автомобилисты зачастую зачищают и изолируют поврежденный провод.

Более сложная ситуация возникает с электронным блоком управления двигателем. Бывает так, что ошибка программного обеспечения способствует тому, что моргает индикатор двигателя. Конечно, ситуация может повернуться не в лучшую сторону и чип управления внутри ЭБУ сгорит вследствие короткого замыкания. В данном случае, владельцу автомобиля не повезет и придется менять элемент, который стоит весьма не дешево.

Что касается неисправности программного обеспечения, то как показывает практика, прошивка и установка нового ПО в электронный блок управления мотором решает все проблемы.

Последствия несвоевременной диагностики и ремонта

Какие же могут возникать последствия несвоевременного устранения Check Engine? Здесь список может быть достаточно долгим. Распишем основные из причины и проблемы:

  • Неисправность одного элемента, может привести к цепной реакции, которая повлечет более сложные последствия.
  • Возникновения эффекта троения, плохого пуска, отказа систем, повышения расхода и прочих похожих неисправностей.
  • Перегрев силового агрегата, и как следствие деформация ГБЦ. Потом только последует капитальный ремонт.
  • Получение ЭБУ недостоверных данных, а соответственно некорректная работа остальных основных и вспомогательных систем.
  • Прочие последствия.

Вывод

Горит Check Engine на приборной панели двигателя — означает, что возникли неисправности, которые следует немедленно устранить. Так, прежде чем искать механическую поломку, рекомендуется провести диагностику программного обеспечения и точно определить, где скрывается проблема. Только после этого стоит искать проблему механического характера.

Загорелся Check Engine. 4 причины и что делать

Горящий желтым или оранжевым цветом значок на панели приборов свидетельствует — система зафиксировала какую-то проблему в одной из систем двигателя (управления, питания, охлаждения, выпуска отработавших газов).

Почему загорелся «чек»?

Вот самые частые причины:

1. Повреждение кислородного датчика или его проводки. Случается, когда пропустили между колес чересчур высокий предмет или ударились обо что-то днищем на бездорожье.

2. Некачественный бензин. Лампа загорелась вскоре после посещения бензоколонки? Системе управления двигателем решительно не нравится ваш выбор АЗС.

3. Неквалифицированное вмешательство при кузовных работах. Чаще всего значок загорается после неумелой антикоррозионной обработки, установки дополнительной шумоизоляции, ремонта выхлопной системы, слесарных работ по двигателю и трансмиссии, тюнинга.

4. Проблема в системе управления двигателем. Например, вышел из строя один из датчиков или его проводка. Самодиагностика может выявить и пропуски зажигания, богатую или бедную смесь, неисправность топливного насоса, рассогласование датчиков коленчатого и распределительного валов.

А ехать можно?

Если лампа Check Engine загорелась в дальней дороге, оцените, как изменилось (если изменилось) поведение автомобиля. Проконтролируйте динамику разгона, тягу двигателя, рывки.

Очень важно посмотреть и на контрольные приборы: не дергается ли тахометр, не ползет ли стрелка указателя температуры к красной зоне.

Если заметных отклонений в поведении машины нет, можно продолжать движение. Если почувствовали, что с автомобилем что-то не так, эвакуатор вызывать не нужно. Но двигаться лучше в сторону сервиса, чтобы специалисты определили причину ошибки и устранили неисправность.

А мотор не взорвется?

Современная система управления двигателем позволяет обходиться без сигналов от некоторых датчиков. Недостаток информации электронный блок управления компенсирует за счет находящихся в его памяти фиксированных значений сигналов. Либо, не получая сигнал с датчика, он оценивает ситуацию как наихудшую из всех возможных и позволяет двигателю работать с ограничениями.

Любимый вопрос: если сломается датчик детонации, не разрушится ли двигатель? Нет — «мозги» сделают угол зажигания максимально поздним, чтобы гарантированно избежать детонации. Самым важным датчиком системы управления двигателем является датчик положения коленчатого вала. При его выходе из строя большинство моторов не запускается. Но бывают и исключения. Например, четырехцилиндровый двигатель Daewoo Matiz умеет работать без датчика коленчатого вала. Его сигнал подменяет датчик положения распредвала.

Как продиагностировать самому?

Можно приобрести портативный и недорогой сканер ELM 327.

Он вставляется в разъем OBD-II. В смартфоне нужно установить программу связи с автомобилем (можно одну из бесплатных, они тоже работают). Связав сканер со смартфоном по протоколу Bluetooth или Wi-Fi, вы сможете считать ошибки, зафиксированные блоком управления.

Код ошибки некоторые программы интерпретируют неверно. Лучше перепроверить — найдите поиском в интернете расшифровку кодов именно для вашей модели автомобиля.

Сканер ELM 327 позволяет определить, временная ошибка или постоянная. Он может стереть ошибку и погасить лампу.

Как погасить лампу без приборов?

Хороший способ очистить память электронного блока управления от временных ошибок — отсоединить клемму от аккумуляторной батареи минут на десять. Помогло — значит, ошибка была случайной. При серьезном сбое значок Check Engine продолжит загораться.

Чтобы «ерунда» не обернулась проблемой

Дефект нужно как можно скорее устранить, даже если он кажется вам незначительным. Ведь пока лампа Check Engine горит «из-за ерунды», просигнализировать о появлении более серьезной неисправности она не сможет.

MARGO3040 › Блог › Если загорелся чек двигателя: 5 самых распространенных причин включения индикации "Check engine"

Многие из нас сталкивались с такой проблемой, как включение индикации значка двигателя (Check engine…), появление которого пугает водителей автомобилей. Предлагаем вам 5 самых распространённых причин, по которым на приборной панели загорается чек двигателя.

Появление значка индикации двигателя происходит, как правило, без предупреждения. Причину появления Check engine сразу понять нельзя. Даже при наличии в автомобиле авто диагностики (например в таких автомобилях как BMW, Audi, Porshe, Mercedes-Benz, VW), которая сканирует все системы автомобиля на ошибки и при их наличии выводит на панель информации расшифровку, причины появления чека двигателя не будут расшифрованы.

Для большинства водителей появление этого предупреждающего значка на панели приборов означает необходимость срочно отправляться в автомастерскую для диагностики и устранения причины, по которой появился предупреждающий знак "Чек двигателя". Но на самом деле в большинстве случаев при появлении индикации "Check" можно самостоятельно продиагностировать причину сбоя работы двигателя и в некоторых случаях, возможно, устранить причину самостоятельно без поездки на автосервис, что сэкономит ваши денежные средства.

1. Заменить датчик кислорода (лямбда зонд)

Кислородный датчик в вашем автомобиле является частью системы отработки выхлопных газов, который контролирует, сколько кислорода не сгорело в камере сгорания двигателя. Этот датчик помогает контролировать расход топлива автомашины. Неисправность кислородного датчика (лямбда зонда) означает, что автомобильный компьютер получает не правильные данные, что может существенно увеличить потребление топлива и сократить мощность двигателя. Большинство автомобилей имеют от 2 до 4 датчиков кислорода. Если у вас есть домашний автомобильный сканер ошибок, то вы, подключив его к автомобилю, можете легко узнать какой датчик необходимо заменить.

По какой причине приходит в негодность датчик кислорода в автомобиле: Со временем датчик покрывается слоем отработанного и моторного масла (масленая сажа), что уменьшает точность съема показателей датчика для регулирования бензиновой смеси и распределения оптимального расхода топлива. Неисправность датчика кислорода в автомобиле приводит не только к повышенному расходу топлива, но и к повышенному содержанию вредных веществ СО2 в выхлопе.
Что необходимо сделать: Если вы не поменяете неисправный автомобильный датчик кислорода, то это может привести к выходу из строя катализатора вашего автомобиля (может лопнуть), что выльется в дорогостоящий ремонт. Стоимость новых катализаторов очень высока по причине содержания в них драгоценных сплавов. На некоторых автомобилях, катализаторов несколько штук, стоимость которых может доходить до 90,000 рублей. Так что не тяните с заменой датчика. Хоть замена датчика и его стоимость не очень маленькая, но это несоизмеримо со стоимостью системы нейтрализатора выхлопных газов. Также вы можете сэкономить на замене, сделав это самостоятельно. Во многих руководствах по эксплуатации автомобилей есть подробные инструкции, как можно самостоятельно заменить датчик кислорода. Если вы знаете, где находится датчик кислорода, то вам не составит большого труда отсоединить неисправный «лямбда зонд» и заменить его на новый. Помните, что тянуть с заменой этого важного элемента тянуть нельзя!

2. Проверьте крышку горловины топливного бака

Многие водители в большинстве случаев, при появлении индикации "чек двигателя", будут думать о серьезных проблемах в двигателе автомобиля, но даже не подумают, чтобы проверить герметичность топливной системы, которая может быть нарушена из-за дефекта или недостаточно затянутой крышкой горловины топливного бака. Это очень распространённая причина в появлении значка двигателя "Check ".

Причина появления ошибки: Негерметичность топливной системы из-за пропускания воздуха, крышкой наливной горловины топливного бака, увеличит расход топлива автомашины, на что система диагностики автомобиля выдаст ошибку двигателя, включив индикацию «Check engine» на панели приборов автомашины.

Что необходимо сделать: Если при появлении индикации "Чек" ваш автомобиль при этом не потерял мощность, и нет никаких звуковых признаков повреждения двигателя (стук в двигателе, гул, скрип и т.п.), то первым делом проверьте герметичность бензобака. Возможно крышка вашего бензобака имеет трещины или недостаточно затянута. Если крышка была не достаточно затянута, то затянув ее до конца, продолжите путь на автомобиле некоторое время, чтобы посмотреть исчезнет ли ошибка двигателя. Чтобы не допускать появления чека двигателя по этой причине регулярно проверяйте крышку горловины топливного бака. Помните, что периодически крышку необходимо менять на новую!

3. Катализатор выхлопных газов автомобиля

Автомобильный катализатор помогает автомобилю сделать выхлоп отработанных газов двигателя более экологически чистым. Он преобразовывает окись углерода и других вредных веществ в безвредные соединения. Если ваш катализатор отработки выхлопных газов пришел в негодность, вы заметите это не только при появлении значка двигателя (чек), но и задолго до этого, когда мощность автомобиля упадет в 2 раза. Например, при нажатии на педаль газа автомобиль, как прежде не будет иметь хороший динамики разгона.

Из-за чего может выйти из строя автомобильный катализатор: если вы регулярно обслуживаете свой автомобиль, в соответствии с регламентом ТО автомобильной компании, то катализатор не должен выйти из строя. Главная причина выхода из строя катализатора, это несвоевременная замена неисправного датчика кислорода, а также не регулярные замены свечей зажигания, при окончании срока годности. Когда неисправны датчик кислорода или свечи зажигания то преобразование окиси углерода в катализаторе в безвредные химические элементы прекращается, что приводит к перегреву катализатора, который из-за этого может выйти из строя.

Что необходимо сделать: Если ваш катализатор пришел в негодность, то вы не можете ездить на автомобиле, так как двигатель будет работать не правильно, предупреждая об этом индикацией на приборной панели значком двигателя (чек). Также у вас будет очень сильно увеличен расход топлива, и будет отсутствовать тяга двигателя. Хоть замена катализатора очень дорогостоящий ремонт, от ремонта не куда не деться. Хотя и существует альтернатива в замене катализатора на пламегаситель, но это не 100 процентный вариант. К сожалению если вы не являетесь опытным автомехаником, то самостоятельно заменить неисправный катализатор выхлопных газов вы не сможете. Вам в любом случае придется обращаться в автомастерскую. Помните, что не своевременная замена датчиков кислорода и свечей зажигания защищает ваш катализатор от поломки!

4. Заменить датчик массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха регулирует, какое количество воздуха необходимо добавить в смесь бензина для оптимального воспламенения топлива. Датчик постоянно сообщает компьютеру автомобиля данные о количестве подаваемого кислорода. Неисправный датчик массового расхода воздуха увеличивает расход топлива, увеличивает уровень СО2 в выхлопном газе, а также снижает мощность двигателя и плавность хода. Также при неисправном датчике наблюдается плохая динамика разгона. В холодное время автомобиль с неисправным датчиком плохо заводится.

Какие причины выхода из строя датчика массового расхода воздуха: Большинство поломок датчиков происходят из-за неправильной установки воздушного фильтра при его плановой замене. Также если не регулярно менять воздушный фильтр, как требует регламент технического обслуживания автомобиля, рекомендованный производителем, датчик массового расхода воздуха может выйти из строя.

Что необходимо сделать: Теоретически вы можете долгое время ездить со сломанным датчиком массового расхода воздуха (несколько недель или месяцев). Но вы заметите, что чем дольше вы ездите, тем больше увеличивается расход потребления топлива. Замена датчика в автосервисе не так дорога, так как сама работа не отнимает много времени и достаточна проста. Основные расходы связаны со стоимостью датчика, которая на некоторые модели автомобилей может составлять 11,000-14,000 рублей, если это оригинальный датчик или до 6000 рублей, если аналоговый заменитель. Самостоятельная замена датчика очень проста. Но в связи с небольшой стоимостью работы по замене датчика вы можете доверить эту работу и мастеру в автосервисе. Помните, что необходимо регулярно менять воздушный фильтр, соблюдая регламент ТО автомобиля!

5. Замена свечей зажигания и высоковольтных проводов

Свечи зажигания в автомобиле являются главными деталями для воспламенения топливной смеси. При неисправных свечах зажигания, происходит неправильная подача искры для воспламенения бензиновой смеси. В неисправных свечах часто бывает отсутствие искры или неправильный интервал подачи искры, что сказывается на неправильной работе двигателя. При неправильной работе свечек во время ускорения, в особенности с места вы можете почувствовать небольшие толчки.

Какие причины выхода из строя свечей зажигания: Большинство свечей зажигания в автомобилях до 1996 года выпуска необходимо менять каждые 25,000-30,000 километров. В более новых автомобилях свечи зажигания служат больше 150,000 км. Тем не менее, эти сроки плановой замены свечей зажигания могут снижаться за счет различных факторов, связанных с качеством топлива и стилем вождения.
Что необходимо сделать: Если ваши свечки не менялись уже давно, или же вы чувствуете в работе двигателя провалы, связанные с зажиганием, то необходимо сразу не откладывая заменить их на новые. Не пытайтесь экономить на несвоевременной замене свечек зажигания, так как стоимость свечек не очень дорогая, так же как и работа по их замене. Поменяв старые свечи зажигания, вы улучшите работу двигателя и уменьшите расход топлива автомобиля. Самостоятельно поменять свечи зажигания достаточно легко. В основном они находятся в легкой доступности под капотом автомобиля. Вам необходим обыкновенный свечной ключ, чтобы выкрутить свечи из двигателя. Также желательно следить за состоянием высоковольтных проводов, так как со временем они могут прийти в негодность и пропускать электричество, которое передается свечам зажигания, что уменьшит силу искры. Помните, что регулярная замена свечей, в соответствии с регламентом технического обслуживания вашего автомобиля сохраняет от поломок ваш катализатор отработки выхлопных газов, а также улучшает работу двигателя!

Загорелся "чек" неисправности двигателя: причины и что делать

Когда на приборной панели загорается индикатор Check Engine – это является сигналом водителю, о том, что в одной из систем мотора произошел сбой или случилась неисправность. Дословно название функции переводится как "проверьте двигатель". Во времена автомобилей с карбюраторами она имела ограниченную сферу ответственности, однако по мере развития бортовой электроники и диагностического оборудования превратилась в общий сигнализатор, указывающий на самые разные неполадки.

Когда загорается Check Engine

Появление тревожного символа на панели приборов происходит, когда электронный управляющий блок двигателя фиксирует проблему и прописывает ее в память в виде кода, параллельно отдавая команду на включение лампочки, не обратить внимание на которую невозможно. В некоторых ситуациях Check Engine горит постоянно, в других же вспыхивает и через некоторое время гаснет – все зависит от неисправности.

Shutterstock / VOSTOCK Photo

На некоторых автомобилях система самодиагностики позволяет сразу же ознакомиться с проблемой, по причине которой зажегся "чек", но обычно выяснению помогает диагностический сканер, подключающийся через разъем или ноутбук со специальным программным обеспечением. Если вы вдруг увидели "чек" на приборной панели и отмечаете изменения в работе двигателя, то отнеситесь со всей серьезностью – халатное отношение к этому признаку неисправности может привести к более серьезным поломкам.

Почему загорается Check Engine

Причин, по которым может загореться "чек" неисправности двигателя много, но начнем с довольно распространенной – некачественного топлива, способного вызвать такое опасное явление как детонацию. В подобных случаях говорят, что "автомобиль ругается на горючее". При этом может снизиться мощность, а мотор будет работать с перебоями. Дальнейшие действия зависят от масштаба проблемы. Встречаются рекомендации залить в бак бензин или солярку получше, то есть разбавить плохое топливо. Но в ряде ситуаций требуется слить дрянь, которой вашу машину заправили на АЗС и залить качественное горючее. Кстати, Check Engine может зажечься, если не закрыта крышка горловины бензобака.

Снижение уровня масла? Представьте себе, это тоже может явиться причиной включения аварийной индикации. В данном случае крайне важно понять, почему смазочного материала в двигателе стало меньше. Причиной стал угар масла или, скажем, течь через сальники?

Shutterstock / VOSTOCK Photo

Проблемы с топливным насосом – еще один повод для появления на панели приборов "чека", хотя обычно его неисправности носят столь выраженный характер, что большинство водителей наверняка обратят внимание на изменения в поведении автомобиля и без контрольной лампы. Кроме того, причиной для Check Engine могут быть неисправные топливные форсунки. Симптомами станет увеличившийся расход топлива, снижение мощности, плавающие обороты двигателя на холостом ходу. Могут быть рывки при наборе скорости.

Если загорелся "чек", то также стоит проверить элементы высоковольтной системы. Изношенные провода, катушки зажигания и свечей – все это повод зажечься "чеку".

Автомобиль также может бить тревогу из-за выхода из строя кислородного датчика (лямбда-зонд) или проблемы с катализатором. А еще "корень зла" может быть в выходе из строя одного из датчиков, например, датчика массового расхода воздуха или положения распредвала.

Особо следует отметить, что выше приведены основные причины, почему горит "чек", но по факту их гораздо больше. Бывает так, что неисправность находится отнюдь не на поверхности и для ее выявления требуется тщательная диагностика.

Когда ехать можно, а когда – нет

Появление индикации Check Engine может сопровождаться рядом симптомов, но бывают ситуации, когда в поведении машины ничего принципиально не меняется, либо поводы для волнений совсем уж незначительные. Специалисты советуют отказаться от поездки в следующих случаях. Во-первых, если автомобиль демонстрирует снижение мощности и ограничение оборотов (переход в аварийный режим) при постоянно горящей или моргающей лампе. Во-вторых, продолжать движение крайне нежелательно при неустойчивой работе мотора, вибрации и других симптомах.

В данном случае неважно, горит ли Check Engine постоянно или же моргает. И, конечно, от поездки стоит отказаться при одновременно включившейся индикации со значком масленки и катализатора, а также уведомлении о перегреве двигателя.

Как обнулить ошибки самому

Check Engine может загореться после сбоя в электронном блоке управления, а иногда не гаснет после устранения неисправности. Обычно нервирующую индикацию гасят на сервисе, но в народе широко известен нехитрый способ как убрать "чек" двигателя или "обнулить ошибки" – снять "минусовую" клемму с аккумулятора примерно на 15-20 секунд.

Если речь идет о несущественных проблемах, вызванных некачественным топливом, то после подключения аккумуляторной батареи аварийная индикация погаснет. Но, если ничего не изменилось, либо "чек" зажегся спустя некоторое время, то это – верный признак посетить сервис и продиагностировать автомобиль.

Как продиагностировать самому

Владея навыками диагноста и имея ноутбук со специальным программным обеспечением можно самостоятельно "прочитать" автомобиль. Но такое могут далеко не все и, кроме того, машины разных годов выпуска могут иметь разный список расшифровок ошибок. Поэтому более простым, пусть и ограниченным вариантом диагностики является проверка с помощью смартфона со специальным приложением и Bluetooth-адаптера. А вообще доверьте диагностику сервисменам со специальным оборудованием и знаниями – часто это гораздо надежнее.

Горит Check Engine (ошибка двигателя): причины и лучшие решения проблемы

Большинству водителей хорошо знаком желтый значок автомобильного двигателя, который загорается при неисправностях мотора или выхлопной системы. В описаниях приборного щитка индикатор называется «check engine», он используется для общего обозначения неисправностей.

про Check Engine (чек энджин)

Топ 10 причин появления сигнала «чек»

Для автовладельцев важно, что означает «чек» и коды ошибок на панели приборов, поэтому причины и способы устранения неисправностей стоит рассмотреть подробно. Лампа check engine может загореться из-за сотни неисправностей. В список распространенных причин, почему может загореться или мигать чек, входят:

В дороге часто возникают ситуации, когда горит чек и высвечивается надпись «мощность двигателя ограничена». Таким сигналом бортовой компьютер реагирует на целый ряд поломок, к которым относятся:

  • засоренные фильтры (воздушные, масляные, топливные);
  • выход из строя датчика положения коленчатого вала;
  • короткие замыкания, разрывы кабелей электропроводки;
  • окисление контактных площадок, штекеров, разъемов;
  • разгерметизация системы рециркуляции выхлопных газов;
  • пробитая прокладка выпускного коллектора;
  • поломка датчика детонации.

В этих случаях для снятия значка «check engine» необходимы диагностика и ремонт автомобиля на квалифицированном автосервисе.

Как убрать check engine

Автомеханики устраняют ошибку двигателя, «снимают» чек за несколько минут. В дороге убрать значок «чек энджин» можно не всегда.

Если была заправка некачественным топливом

Если сразу после заправки загорелся чек, изменился шум мотора, упала мощность — причину опытный водитель определяет сразу. Ошибкой двигателя бортовой компьютер считает малое октановое число бензина, засорение солярки примесями или парафином. С поломкой сигнал компьютерного индикатора не связан. Использование некачественного горючего приводит к падению мощности, ухудшается динамика разгона.

Заправка бака

При полном баке быстро убрать «чек» на приборном щитке не получится, нужно подождать выработки 40-50% топлива. Если значок появился после заправки 10 -20 литров «девяносто пятого» бензина, нужно на ближайшей АЗС залить такое же количество бензина А-98 или «супер». Лампочка check engine погаснет через 5 – 10 минут езды.

Поломка лямбда-зонда

Для путевой проверки исправности измерителя количества несгоревшего кислорода в выхлопных газах нет действенных методов. В гаражных условиях можно проверить работоспособность лямбда-зонда мультиметром, очистить корпус, керамический стержень, платиновые контакты зонда ортофосфорной кислотой.

Поломка лямбда моста

При загоревшемся значке индикатора компьютера, движение можно продолжать на малой скорости, так как в любой момент возможна полная блокировка мотора.

Если забился катализатор

При неисправностях выхлопной системы мигает чек, загорается значок катализатора, изменяется цвет выхлопных дымов. В движении забитый катализатор проявляет себя снижением мощности ДВС. В гараже катализатор можно проверить установкой манометра на место лямбда-зонда.

Сравнение измерений манометрических показаний давления выхлопа при 3000, 5000 оборотов в минуту наглядно покажет степень загрязнения и деформации сот. Катализаторы не ремонтируются, их замена на СТО относится к дорогостоящим ремонтным операциям.

Установка монометра

Нагар на свечах

Сбои в системе зажигания происходят из-за нагара, износа свечей, замыканий электропроводки, загрязнения контактных площадок. Опытный водитель легко определяет причину поломки (нагар, износ свечей) по изменившемуся цвету фарфорового цилиндра, деформации электродов. Если вы возите с собой запасные части и свечной ключ, замена свечей не представляет сложности.

Нагар на свечах

После замены свечей при запуске ДВС символ check engine не горит, что значит — работоспособность системы зажигания восстановлена.

Падение уровня масла

Проявляется в появлении сигнала индикатора через несколько минут после запуска мотора, у дорогих иномарок сопровождается значком перегрева. При появлении символа нужно остановить машину, щупом проверить уровень моторного масла. При осмотре силовой установки ищут следы потеков смазки на головке блока цилиндров, из-под сальников, прокладок.

Уровень масла

После долива моторного масла и прогрева двигателя индикатор check engine не загорается, что значит — движение можно продолжать без ограничения скорости.

Утечки антифриза

Если появляется надпись «низкий уровень охлаждающей жидкости» и горит чек, водителю нужно проверить уровень антифриза в расширительном бачке, попытаться обнаружить течи. Но нередко пиктограмма мотора загорается и по другим причинам.

Индикатор может сработать и при попадании охлаждающей жидкости в цилиндры, смешивании разных марок антифриза. Сенсоры реагируют на образование пенной эмульсии, использование антифриза, разведенного водой. Если вы не обнаружили течей, долили антифриз до нормативного уровня и индикатор не погас, причина заключается в поломке датчика уровня охлаждающей жидкости.

Утечка антифриза

В дороге заменить датчик невозможно. Для ликвидации неисправности или замены поврежденных трубопроводов охлаждения потребуется обращение в автосервис.

Поломка датчика массового расхода воздуха

Сенсор ДМРВ отвечает за правильные пропорции насыщения воздухом топливо-воздушной смеси, которая впрыскивается в цилиндры силового агрегата. Поломка не критична, но ведет в повышенному расходу горючего, медленному разгону автомашины. Ремонт усложняется высокой стоимостью ДМРВ.

Проверить работоспособность ДРМВ можно двумя способами.

  1. У термоанемометрических сенсоров при визуальном осмотре видны обрывы платиновых нитей.
  2. ДРМВ других типов проверяются отключением штекера. Если обороты увеличиваются, поломка ДРМВ очевидна.

Чтобы восстановить нормальное насыщение воздухом топливной рампы, необходима замена ДРМВ на станции техобслуживания.

Датчик воздуха

Засоренные форсунки

У дорогих иномарок засорение форсунок на каждом цилиндре можно отследить по персональному коду самодиагностики бортового компьютера. Путевой ремонт, очистка форсунок в гаражных условиях невозможны, так как требуют сложных операций разборки и сборки топливной рампы.

На автосервисах форсунки очищаются на специальных стендах ультразвуковой чистки или полностью заменяются. Продолжать движение с одной – двумя засоренными форсунками можно на небольших скоростях.

Засоренные форсунки

Сбои ЭБУ

Единственным способом самостоятельно сбросить сигнал индикатора при сбоях ЭБУ становится отключение энергопитания автомобиля. Сигнал на панели приборов загорается при накоплении в борткомпьютере кодов мелких ошибок, «глюках» электроники. Случайная ошибка двигателя снимается сбросом минусовой клеммы АКБ на 20 – 30 секунд.

ЭБУ автомобиля

При перезагрузке электронного блока управления обнуляются мелкие архивные ошибки. Обнуление можно проконтролировать по восстановлению заводских настроек компьютерных часов. Системные ошибки самостоятельно не устраняются, для восстановления работоспособности ЭБУ, может потребоваться замена электронных плат, перепрошивка программного обеспечения.

Не рекомендуется самостоятельно заменять или вырезать катализатор на выхлопной трубе. В гараже или на автостоянке трудно выполнить такие операции, как замены датчика положения коленвала, демпфера, прокладки выпускного коллектора.

К сложным работам относится инструментальное тестирование электроцепей, поиск коротких замыканий электропроводки, ремонт изношенного, поврежденного электрооборудования.

Что делать, если загорелся чек двигателя

В ряде случаев разобраться, что означает загоревшийся аварийный символ, невозможно без анализа кодов самодиагностики, заложенных в бортовой компьютер. Водителю важно знать, почему горит чек, насколько срочно нужно ремонтировать силовую установку. При некоторых неисправностях до ремонтного сервиса можно доехать самостоятельно. При сложных поломках необходимо вызывать эвакуатор.

Таблица: распространённые коды ошибок

Справочники кодов самодиагностики иномарок состоят из многостраничных описаний. Основной буквенно-цифровой код самодиагностики бортовой компьютер может сопровождать коротким описанием на английском или русском языке. Так как англоязычные термины многим водителям непонятны, приводим основные коды, которыми сопровождается загоревшаяся лампочка check engine, с описанием на русском языке.

У бюджетных иномарок, одновременно с засветкой лампочки check engine, компьютер может выдавать на табло общие описания ошибок, такие как «мощность ограничена», «подходит срок техобслуживания». В таких ситуациях проанализировать точную причину появления сигнала трудно. Лучшим выходом станет заезд в автосервис для полноценной компьютерной диагностики ДВС.

Как доехать до СТО, если горит Check Engine

На практике, если мигает чек, это связано с серьезной неисправностью. Продолжать движение с неисправностями датчика коленвала, электропроводки, масляным голоданием цилиндров, запахом гари, плавающими оборотами или вибрациями ДВС нельзя.

Опасно движение с засоренными форсунками, эксплуатация с неправильным впрыском приводит к разрушению поршней, масляных поддонов, поршневых колец. В таких случаях необходим вызов эвакуатора.

Вызов эвакуатора

В каких случаях можно доехать до СТО самостоятельно

Опытные водители и автомеханики считают, что до станции технического обслуживания можно доехать своим ходом в таких случаях:

  • после заправки некачественным топливом;
  • при поломках датчика массового расхода воздуха;
  • с незначительным падением мощности;
  • при появлении надписи «подходит срок техобслуживания».

В любом случае движение с горящей лампочкой check engine требует постоянного контроля температуры охлаждающей жидкости и уровня масла.

Ехать в ремонтный сервис нужно на небольшой скорости. Обязательно следите, чтобы обороты двигателя не превышали 3000. Рекомендуется ехать плавно, без резких наборов скорости, торможений. Для облегчения работы электроники, можно отключить магнитолу (или медийную систему), выключить кондиционирование.

Мерседес горит знак двигателя

1. датчик в в сидении и горящий чек никак не связны
2. проработать ошибку по расходомеру воздуха
3. выполнить сброс всех адаптаций по воздуху
4. выполнить процедуру автоматической проверки рециркуляции ОГ

далее по результатам п.2 и п.4 выполнить соответствующие проверки, заложенные в диагностическом алгоритме

Только вчера вылечили такое у зятя (на моём бывшем) МЛ-350.

Только вчера вылечили такое у зятя (на моём бывшем) МЛ-350.


Не прав мастер. Когда не работает 1 датчик, комп анализирует и адаптирует инфу по второму датчику. Заметить разницу в работе можно только на стенде (если мотор в целом не убит). Но эта разница есть и будет со временем расти из-за ошибок пролетающих с нерабочей стороны.
Датчик у ОД стоит 34 кРуб. на экзисте 24. 35 кРуб за штуку. Менять будут предлагать всю "чайку", т.е. оба датчика вместе с воздуховодом, под предлогом "неразборности" узла. Врут. Разбирается при помощи фена за 20 секунд.
На Авито продают много от 5,5 до 15 кРуб., но без гарантии.
Мы нашли объявление от автосервиса, который предлагал "чайку" в сборе с одним неработающим датчиком (по честному) за 9 кРуб. Договорились, что они снимут работающий датчик со своей "чайки" и поставят вместо нерабочего в нашу, сбросят ошибки и сделают адаптацию пары датчиков. За всё 10 кРуб. Сделали за 20 минут.

1. датчик в в сидении и горящий чек никак не связны
2. проработать ошибку по расходомеру воздуха
3. выполнить сброс всех адаптаций по воздуху
4. выполнить процедуру автоматической проверки рециркуляции ОГ

далее по результатам п.2 и п.4 выполнить соответствующие проверки, заложенные в диагностическом алгоритме

слушайте этот совет !
начните с пункта 3 и будет вам счастье. сбросьте расходомеры, настройте и меняйте почаще возд фильтра (оригинал только )

слушайте этот совет !
начните с пункта 3 и будет вам счастье. сбросьте расходомеры, настройте и меняйте почаще возд фильтра (оригинал только )

слушайте этот совет !
начните с пункта 3 и будет вам счастье. сбросьте расходомеры, настройте и меняйте почаще возд фильтра (оригинал только )

у меня из-за воздушного фильтра ошибка выскакивала при резком ускорении

[QUOTE=Kirill_25;4485625]Месяц как загорелся чек. Поведение машины не поменялось. Не стучит, не гремит. ни чего.
Заправляюсь только на Лукойле или Роснефти.
GL350 X166.
Поехал на диагностику:
Ни одной ошибки не было кроме не работающего датчика пассажира. но причём тут чек.
Попробовали диагностику ещетраз - выдала ошибку - неработающий датчик Правый расположенный на воздуховоде A6420902242
Мастер упёрся и говорит типа чек от неработающего датчика сиденья.
Типа датчик на воздуховоде - их же два и если тяга не пропала, то все ок.
Если я правильно понимаю датчик сиденья выдаёт неработающий SRS Или я ошибаюсь.

У меня такая же ситуация случилась . Я снимал правое сидение чтобы добраться до аккумулятора и соответственно получил ошибку SRS по датчику пассажира справа. Потом ездил с этой ошибкой где то недели две или три. И вот вчера загорелся значок неисправности двигателя!! Двигатель стал плохо и долго запускаться. Первым делом заменил топливный фильтр - нет результата!! Поехал на сервис с мрачными мыслями на диагностику. Уже и не надеялся что все решиться так просто. Просто убрали мелкие ошибки двигателя и ошибку SRS и все работает. Сам удивляюсь.

Загорелся значек "чек" на Б-эшке

Тема закрыта. Если Вам все еще нужна помощь, запишитесь в наш автосервис на диагностику и ремонт Мерседеса по телефонам: (495) 381-21-87, (925) 506-44-86.

Задайте свой вопрос в отдельной теме

Доброго дня. У вас ЭТО не день сурка. У вас неисправность двигателя. Чек энжине-приблизительно так читается по русски обозначает неисправности в ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ частях двигателя. Давайте я Вам коротенько напишу что это может быть. И так начнём с пробега? Немцы советуют замену свечей через 60000 км! Вы делали это. Это как правило основная причина загорания датчика, в случае если всё остальное ИСПРАВНО. Ежели вы ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ рекомендаций производителя, то для более конкретного анализа загоревшегося датчика, Вам естественно нужна диагностика. Вариатор у Вас не пострадает. Дай бог доехать до диагностики, чтоб машина не стала где то по дороге. Удачи Вам.

Спасибо, добрый человек! Пробег 165 тыс км, свечи менял 10 тысяч назад. В двигатель не вторгались. Вот цепь не меняли, но она и не шумит. Единственное утром накануне выезжая со двора попал на лед, ну как попал, сдал задом, передние колеса оказались на льду, естественно сработала абс-ка, ну я в раскачку, взад-вперед с него кое как съехал. Проездил день, глушил, заводил снова, все было "монтана", а утром следующего дня и повис желтый чек. До сервиса ближайшего мне километра три, но не уверен, что у них есть мерсовская читалка. Если без нее (читалки) никак, то пробег до сервиса будет значительно больше. А здесь ведь как главное не навредить, а то поеду с этим чеком, и приеду на деньги, большие, чем предполагалось, поэтому и не стал трогать машину с того самого места где посетил меня этот чек. Спасибо. Благодарю за советы. Может есть еще какое мнение на сей счет?

Попробуйте проверить на месте ли все жидкости. Устанавливал подогреватель, сливал охлаждающую жидкость. Потом залил обратно, но вся сразу не вошла. Завёл двигатель погонял на оборотах, и загорелась "Чек энжине-"! Я сразу в расширительный бачок, а там пусто. Долил до уровня. Но пресловутый "Чек энжине"-так и не погас. Я где то с пол часа ездил с загоревшимся датчиком. Всё было в норме только горел чек. Собрался уже на диагностику. Пробовал и клемму снимать, и выжидал более минуты бесполезно. Через пол часа подошёл к машине ехать на диагностику, завёл, а у меня всё стало ОК!

Спасибо, добрый человек! Судя по Вашему случаю, не так страшен чек, как его значек на панели приборов. Значит не все так плохо, по крайней мере до первоначального безысходного состояния. Кстати где-то за тыщу км до появления чека мне как раз меняли подогреватель, забыл как его называют, который отвечает за подогрев этой жидкости до рабочей температуры. Отапливался салон без него самотеком, долго медленно. Спасибо большое. Помоему наши случаи похожи, правда у меня чек появился только через тыщу км.

Тут видите ли дело не в пробеге. А в том ушла ли жидкость или нет?

Спасибо за совет. Головой понимаю, что действительно нужно как минимум начинать с уровня жидкостей, вместо того, чтобы думать что где накануне было не так как обычно.

И я Вам говорю если это жидкость, то ищите где она у Вас УХОДИТ. Ведь вы сами говорите что 1000км проездили. Значит это не НЕДОЛИВ, а УТЕЧКА!. Ну а датчик , если дело в жидкости, САМ погаснет, как в моём случае, Удачи Вам.

Поскольку причин включения этой лампы ОЧЕНЬ много может быть, перечислять их все бессмыслено. Я просто хочу подсказать Вам, успокоить что ли, обратите внимание цвет включившейся лампы ЖЁЛТЫЙ, это когда красный, тогда ехать нельзя, а включившаяся лампа жёлтого цвета, пусть и "CHEK" - это только предупреждение, как бы совет, что надо на что-то обратить внимание. Можете совершенно спокойно ехать на диагностику хоть за 200км, ничего страшного не случится, ну может топлива чуток больше израсходуете.
Я как-то с горящим Чеком на моря в Крым съездил и только, приехав оттуда, съездил к диагностам и сбросил ошибку.

Барс у меня "с языка снял инфу". Со значками, которые загораются жёлтым цветом, ездить можно. Ваше опасение на счёт вариатора напрасны, дело в том, что вариаторы, как правило не болеют, они просто внезапно ломаются (рвётся "ремень") или мгновенно встают в аварийный режим (неисправность гидроблока), при этом на всё большое окошко панели приборов загорается надпись: "проблема с коробкой, обратитесь на СТО" (по-моему такая надпись). У меня авто тоже МЕРС Б-класс, и тоже В170, и тоже вариатор! После того, как загорелся "ЧЕК", первое, что я сделал, это поехал на диагностику, после которой, я, после вердикта диагноста, промыл дроссельную заслонку, благо, сделать это не трудно, жидкости для этой операции продаются в автомагах! И, о чудо, всё. До сих пор (это было два года назад) я езжу без "ЧЕКА", чего и Вам желаю.

Еще раз ВСЕМ ОТКЛИКНУВШИМСЯ большое СПА-СИ-БО! Спасибо за советы, теперь буду знать про желтый чек, как-то не доводилось с ним сталкиваться. А так получается все логично, как в светофоре, красный, желтый, зеленый. Соответственно желтый чек, это не красный чек. Отпустило, полегчало, даже настроение улучшилось. А про коробку вариатор я с испугу спрашивал, так как имел некий опыт в прошлом году, как вспомню так страшно. Ну так вот моя история, возможно кому-то окажется полезной, и обнадеживающей. Осень прошлого года, еду на бэшечке, коробка встает в аварийный режим, ошибка "коробка передач обратитесь на СТО". Естественно на ходу. Остановился. Завелся поехал. Все Нормально. Через неделю такая же фигня, потом чаще. Ну думаю, если уж суждено коробке помереть, то так тому и быть. Заехал на один сервис - они говорят "вариаторы не ремонтируем", на другой. В конце концов все говорили от 100 до 150. Прочитал ошибки, там датчики оборотов, входящие, выходящие, недоступны, недостоверное передаточное отношение и прочее. Все в один голос - помирает коробас, возьмемся, но конечная цена зависит от вскрытия, но в любом случае от 100 тыщ рубликов. Пока не дозвонился до одного сервиса, и о чудо, я продиктовал мастеру ошибки, он говорит "НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО, ПРИЕЗЖАЙТЕ". Приезжаю, он говорит, что датчики тупо отломились, не выдерживаю российской тряски, они дескать из алюминия, мы сейчас снимем гидроблок их заварим, поставим, зальем жидкость, и будет Вам счастье, вечером уедете. И все так и было. Поэтому я пригорюнился с чеком, думаю не ужто опять мытарствовать мне. ЕЩЕ РАЗ ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ. ЖАЛЬ , ЧТО ВО ВРЕМЕНА ИСТОРИИ С ВАРИКОМ НЕ ЗНАЛ О ВАШЕМ САЙТЕ, ДУМАЮ НЕ ПРИШЛОСЬ БЫ СКИТАТЬСЯ ПО СЕРВИСАМ. СПА-СИ-БО.

К сведению, "красного чека" не бывает. Есть другие различные аварийные лампы, имеющие красный цвет, дальше всё как Вы и описали - закон светофора.
А касательно истории с вариатором, то не только с ним, но ЛЮБОЙ приговор диагностов, выводящий Вас на серьёзные траты, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО перепроверять и только в с лучае подтверждения такого диагноза двумя-тремя диагностическими заключениями, соглашаться на дорогостоящий ремонт. Должен признать, к сожалению, у нас очень часто любят "разводить на бабки", пользуясь тем, что человек не в состоянии знать всё.
Удачи Вам.

Молодец "Барс" Сам ввёл людей в заблуждение и сам же извинился. Это я по поводу- "красного чека" не б ы в а е т .С утра прочёл твой пост, а прокомментировать было некогда. Сейчас глянул а ты всё исправил! Так держать. Ведь это ФОРУМ, а не место где, НУ ПРОСТО НЕОБХОДИМО ДОКАЗАТЬ ЧТО ТЫ ПРАВ!

" Соответственно желтый чек, это не красный чек. " это выдержка из благодарности спрашивавшего. Обо мне не надо говорить. Я за что купил за то и продал! Я просто сказал что твоё ТАКОЕ высказывание может ввести людей в заблуждение, и поблагодарил за то что ты исправил ошибку. Но люди то уже ЗАБЛУДИЛИСЬ.

Огромное спсибо всем откликнувшимся. Итак в выходные продиагностировал свщю бэшечку. Итог, по записанным ошибкам- "катализатор неэффективен". Стоит эта радость -35 тыс, естественно только в оригинале. спросил, а если не менять, а так. Ездить можно, но двигатель спасибо не скажет. Ошибку сняли, чек не горит, но едет как-то туповато, толи из-за морозов, толи. Что посоветуете для начала, может снять этот катализатор и посмотреть что к чему. Я так понимаю, что сам катализатор сигналить не должен, а вот датчики перед и после него наверное посылают эти сигналы мозгам. Сориентируйте меня пожалуйста в правильном направлении. Как действовать?

Ой, забыл добавить, что вся диагностика была только на компьютере, ничего не снимали, в выхлопную трубу, как раньше СО меряли, тоже ничего не вставляли. Поэтому и смутила меня эта процедура, датчики, лямбдо-зонды, сигнал единожды послали, и вот она ошибочка, неужели возможно приговорить катализатор по единожды отложенной ошибке?

Читайте также: