Момент затяжки гбц тойота 4е фе

Обновлено: 18.05.2024

Установка головки блока цилиндров

а) Установите новую прокладку головки блока цилиндров, учитывая положение направляющих на блоке.

б) Опустите на прокладку головку блока цилиндров.

Примечание: перед установкой нанесите небольшой слой моторного масла на резьбы болтов и под головки болтов.

  • Момент затяжки — 29 Нм


Если при затяжке болта не достигается требуемый момент, замените болт.

Примечание: болты крепления головки блока имеют различную длину 90 мм и 108 мм. При установке будьте внимательны, не перепутайте их.

г) Отметьте кромку болта, обращенную к передней части двигателя (стороне, противоположной отбору мощности) краской, как показано на рисунке.

д) Подтяните все болты в отмеченной выше последовательности, довернув их на 90°.

е) Снова подтяните все болты в отмеченной выше последовательности еще на 90°.

ж) Убедитесь, что все метки болтов ориентированы на 180° от начального положения.


2. (4A-FE, 5A-FE) Опустите двигатель подъемником.

3. Соберите распределительный вал впускных клапанов.

а) Закрепите распределительный вал в тисках, зажав его за шестигранный участок.


Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал.

б) Установите следующие детали:

(1) пружину шестерни распределительного вала,

(2) вспомогательную шестерню,

(3) волнистую шайбу.


в) Щипцами установите стопорное кольцо.


г) Введите технологические болты (А) и (В) в установочное отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала.

д) С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню распределительного вала по часовой стрелке и совместите отверстия ведомой шестерни распределительного вала и вспомогательной шестерни, после чего установите технологический болт (С).

Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал.


4. Установите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.

Внимание: при установке распределительных валов, необходимо учитывать, что величина осевого зазора очень мала, поэтому валы должны укладываться в постели подшипников строго горизонтально, без перекосов, во избежание заедания и/или повреждения валов.

А. Установите распределительный вал выпускных клапанов.

а) Нанесите консистентную смазку на торцевые поверхности распределительного вала.

б) Положите распределительный вал выпускных клапанов в головку блока цилиндров таким образом, чтобы установочный штифт располагался несколько правее вертикальной оси распределительного вала, как показано на рисунке. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров в равной степени нажимают на толкатели соответствующих клапанов.


в) Удалите остатки старого герметика.

г) Нанесите герметик на крышку №1 подшипника распределительного вала, как показано на рисунке.


д) Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).


е) Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов.

  • Момент затяжки — 13 Нм


з) Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника.


ж) С помощью подходящей оправки, установите сальник распределительного вала.


  • - Сальник должен быть установлен как показано на рисунке.
  • - Сальник устанавливается в расточку головки блока до упора.

Б. Установите распределительный вал впускных клапанов.

а) Установите технологический штифт распределительного вала выпускных клапанов таким образом, чтобы он находился чуть выше кромки головки блока цилиндров, как показано на рисунке.


б) Нанесите консистентную смазку на упорные (торцевые) поверхности распределительного вала.

в) Введите в зацепление шестерни распределительных валов впускных и выпускных клапанов, совместив друг с другом установочные метки на этих шестернях.

Примечание: на шестернях распределительных валов имеются также "метки газораспределения" или метки ВМТ; не путайте их с установочными метками.


г) Удерживая шестерни в зацепленном виде, уложите распределительный вал впускных клапанов в постели опор. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров равномерно нажимают на толкатели соответствующих клапанов, что облегчает монтаж распределительного вала.

д) Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).


е) Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов крышек подшипников распределительного вала.

  • Момент затяжки — 13 Нм


з) Снимите технологический болт, соединяющий вспомогательную и основную шестерни распределительного вала впускных клапанов.


и) Установите крышку 1-го подшипника распределительного вала впускных клапанов стрелкой вперед (в сторону привода ГРМ).


Внимание: если крышка 1-го подшипника не садится на место, отверткой переместите распределительный вал вперед-назад вдоль его оси.

  • Момент затяжки — 13 Нм


м) Убедитесь, что установочные метки шестерен распределительных валов выпускных и впускных клапанов. находятся в крайнем верхнем положении, а метки ВМТ ("метки газораспределения"), совпадают друг с другом, как показано на рисунке.


5. Проверьте и отрегулируйте зазоры в клапанах (см. раздел "Проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах").

6. Установите стойку выпускного коллектора.

  • 4A-FE, 5A-FE — 40 Нм
  • болт А — 40 Нм
  • болт В — 44 Нм


  • Момент затяжки — 63 Нм


  • Момент затяжки — 13 Нм
  • Момент затяжки — 63 Нм
  • Момент затяжки — 33 Нм
  • Момент затяжки — 15 Нм

12. Установите защиту жгута проводов.

13. Установите масляный щуп в сборе с направляющей.

а) Установите новое кольцевое уплотнение на направляющую масляного щупа, нанеся на него немного мыльного раствора.

  • Момент затяжки — 10 Нм
  • Момент затяжки — 19 Нм
  • Момент затяжки — 30 Нм
  • болт крепления ко впускному коллектору — 19 Hм
  • болт крепления к блоку цилиндров — 40 Нм

18. Подсоедините впускной и выпускной шланги радиатора.

19. Подсоедините разъем датчика положения коленчатого вала.

20. Установите крышку воздушного фильтра с воздуховодом.

21. (4A-FE, 5A-FE) Подсоедините воздушный шланг электропневмоклапана системы кондиционирования.

22. Подсоедините вакуумный шланг аккумулятора паров топлива.

23. Подсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов.

24. Подсоедините вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе.

25. Подсоедините шланг перепуска воздуха гидроусилителя рулевого управления.

Замена ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE, Метки ГРМ, 1.3, 1.5 литра

Замена ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE, Метки ГРМ, 1.3, 1.5 литра

Снятие и установка ремня привода ГРМ 4E-FE, 5E-FE. 1 - крышка ремня привода ГРМ №2, 2 - ремень привода ГРМ, 3 - крышка головки блока цилиндров, 4 - зубчатый шкив распределительного вала, 5 - промежуточный шкив, 6 - ведущий шкив масляного насоса, 7 - зубчатый шкив коленчатого вала, 8 - пружина, 9 - направляющая ремня привода ГРМ, 10 - крышка №1 ремня привода ГРМ, 11 - шкив коленчатого вала, 12 - крышка №3 ремня привода ГРМ, 13 - натяжной ролик.

Снятие ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

1. Снимите ремень привода генератора, ослабив гайку болта - оси и регулировочный болт.

2. Выверните свечи зажигания, отсоединив высоковольтные провода.

3. Снимите крышку головки блока цилиндров.

 Снятие ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

4. Снимите крышку №2 ремня привода ГРМ и прокладку, отвернув четыре болта.

5. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия,

а) Поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с установочной меткой "О" на крышке N°1 ремня привода ГРМ.

Примечание: всегда проворачивайте коленчатый по часовой стрелке.

 Снятие ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

б) Проверьте, чтобы установочное отверстие зубчатого шкива распределительного вала было совмещено с установочной меткой крышки подшипника. Если нет, поверните коленчатый вал один оборот (360°).

6. Снимите шкив коленчатого вала, отвернув болт шкива.

7. Снимите крышку №3 ремня привода ГРМ.

8. Снимите крышку №1 ремня привода ГРМ и прокладку, отвернув три болта.

 Снятие ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

9. Снимите направляющую ремня привода ГРМ.

10. Снимите ремень привода ГРМ и натяжной ролик.

при повторном использовании ремня привода ГРМ нарисуйте стрелку направления вращения на ремне и нанесите метки на шкивах, как показано на рисунке.

а) Снимите пружину натяжного лика.

 Снятие ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

б) Ослабьте болт натяжного ролика и отожмите его влево, насколько это будет возможным, и затем временно затяните болт.

в) Снимите ремень привода ГРМ.

г) Отверните болт натяжного ролика и снимите ролик.

11. Снимите промежуточный шкив, отвернув болт.

 Снятие ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

12. Снимите зубчатый шкив коленчатого вала.

Если шкив не может быть снят вручную, используйте две отвертки.

Примечание: уложите ветошь, как показано на рисунке, чтобы предотвратить повреждение.

13. Удерживая распределительный вал одним гаечным ключом, отверните болт крепления шкива другим ключом и снимите зубчатый шкив распределительного вала.

 Снятие ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

Примечание: будьте осторожны, не повредите головку блока цилиндров гаечным ключом.

14. Отверните гайку и снимите шкив масляного насоса.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

1. Установите шкив масляного насоса

а) Совместите профили шкива и вала и установите шкив.

б) Затяните гайку крепления шкива масляного насоса.

Момент затяжки. 36 Н м

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

2. Установите зубчатый шкив распределительного вала.

а) Совместите направляющий штифт распределительного вала с углублением в шкиве и установите шкив.

б) Временно затяните болт крепления зубчатого шкива распределительного вала.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

в) Удерживая распределительный вал одним гаечным ключом, затяните установочный болт шкива другим ключом.

Момент затяжки.
50 Н м

3. Установите зубчатый шкив коленчатого вала.

а) Совместите установочный штифт на коленчатом валу с углублением в шкиве.

б) Установите зубчатый шкив коленчатого вала, направляющей ремня внутрь.

в) Поверните коленчатый вал за болт шкива и совместите установочные метки на зубчатом шкиве коленчатого вала и корпусе масляного насоса.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

4. Установите промежуточный шкив, затянув болт. (М3=27 Н-м).

5. Временно установите натяжной ролик и пружину,

а) Установите ролик и болт. Не затягивайте болт.

б) Установите натяжную пружину.

в) Отожмите ролик влево, насколько ото будет возможным, и затяните болт


удалите масло или воду со шкива коленчатого вала, шкива масляного насоса, натяжного ролика и промежуточного шкива.

двигатель должен быть голодным.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

6. Установите ремень привода ГРМ на зубчатый шкив коленчатого вала, iiikhr масляного насоса, натяжного ролика и на промежуточный шкив. Примечание: при повторном использовании ремня привода ГРМ совместите метки, установленные при снятии, и установите ремень, сориентирсвзв его по стрелке, указывающей направление вращения коленчатого вала.

7. Установите направляющую ремня привода ГРМ лицевой стороной наружу.

8. Установите крышку №1 ремня привода ГРМ.

а) Установите прокладку на крышку ремня привода ГРМ.

б) Установите крышку ремня привода ГРМ, затянув три болта.

9. Установите шкив коленчатого вала.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

а) Совместите шпонку шкива со шпоночной канавкой шкива и установите шкив.

б) Затяните болт шкива.

Момент затяжки. 152 Н-м

10. Установите поршень 1-го цилиндра в В МТ такта сжатия.

а) Поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с установочной меткой "О" на крышке №1 ремня привода ГРМ.

б) Поверните распределительный вал и совместите отверстие зубчатого шкива распределительного вала с установочной межой крышки подшипника.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

11. Установите ремень привода ГРМ. Примечание: при повторном использовании ремня привода ГРМ сначала совместите метки ремня и зубчатого шкива распределительного вала.

Установите ремень привода ГРМ и проверьте, что имеется натяжение между зубчатым шкивом коленчатого вала, шкивом масляного насоса и зубчатым шкивом распределительного вала.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

12. Проверьте фазы газораспределения.

а) Ослабьте болт натяжного ролика до тех пор, пока ропик не будет перемещаться под действием пружины.

б) Поверните шкив коленчатого вала на два оборота от ВМТ до ВМТ. Примечание: всегда проворачивайте коленчатый по часовой стрелке.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

в) Проверьте, что на каждом шкиве были совмещены установочные метки, как показано в рисунке.

- Если установочные метки не совмещены, снимите ремень привода ГРМ и повторно установите его.

г) Затяните болт крепления ролика натяжителя №1.

Момент затяжки. 19 Н-м

13. Установите крышку №3 ремня привода ГРМ.

14. Установите крышку №2 ремня привода ГРМ, установив прокладку, и затяните четыре болта.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

15. Установите крышку головки блока цилиндров

а) Нанесите герметик на головку блока цилиндров, как показано в рисунке.

б) Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров,

в) Установите крышку головки блока цилиндров и затяните пять гаек.

Момент затяжки. 7 Н-м

16. Установите свечи зажигания и подсоедините высоковольтные провода.

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

17. Установите ремень привода генератора, затянув гайку болта - оси и регулировочный болт.

18. Если автомобиль оборудован кондиционером и/или усилителем рулевого управления, установите ремни привода.

19. Отрегулируйте ремни привода. Отрегулируйте прогиб ремня привода путем нажатия на ремни в указанных на рисунке точках с силой 98 Н

Прогиб ремня привода: новый ремень:

Установка ремня ГРМ 4E-FE, 5E-FE

Если необходимо, отрегулируйте прогиб ремня привода.

- После установки ремня, запустите двигатель на 5 минут и повторно проверьте прогиб ремня.

Еще раз о "моментах и протяжках" болтов ГБЦ 4e-fe.

Еще раз о "моментах и протяжках" болтов ГБЦ 4e-fe.

собирал 3шт 5e на старых болтах
тянул по мануалу, вроде 44-45 + 90град доворот

тянул в 2-3 приема каждую операцию

ни один болт не закосячил
повторной проверкой не заморачивался

но как написано в мануале, смачивал болт и шайбу маслом
и это правильно
надо смазывать болт, потому что на земле есть сила тяжести )
даже смазывая болт, иногда чувствуешь, что смазал мало
потому что его прихватывает трением, болт движется рывками

автор, читай мануал внимательно.
твой момент "терялся" не в на растяжении болтов, а на трении.

цитирую - тщательно чищу и в меру смазываю гнезда под болты и в путь
вот это под резьбовой канал посчитал

про меньший разбег - чисто теоретически, в силу меньшей сжимаемости материала

для исходных 29 нм так и есть +90+90град

про 4е ошибка. там должно быть 45 нм+ 90град

для исходных 29 нм так и есть +90+90град

про 4е ошибка. там должно быть 45 нм+ 90град

в том то и дело, что момент по углам затяжки, получается не равномерным. Я до 70Н/м затянул в 5приемов (примерно 20минут давал отстаиваться ГБЦ. После, до 80Н/м затянул через 5Н/м. в два приема, так же с перерывами.
А далее начал увеличивать момент затяжки через 2Н/м. На 82Н/м, "поплыл один болт. Сменил его и так дошел 90.4Н/м.При 90.6Н/м, "поплыл другой болт. Сменил и его. При 98 "поплыл" третий болт. Заменил и его. Сделал последнюю затяжку при 100Н/м.
Но перерывы делал уже больше, к концу затяжки. Ночь простоял двигатель, с утра сделал контроль зятяжек болтов - везде по 100Н/м. Запустил двигатель, все нормально. Как дальше все будет - время покажет.
Зятяжку болтов по уголомеру, я бы может предпочел делать с новыми зап. частями. Но как показывает практика, по угломеру получается не равномерная затяжка болтов. А этим, нарушается главное условия протяжки прокладки ГБЦ. Где то будет давить 7т. на кв. см, а где то меньше - такое нельзя допускать.

Кстати, промер сделал плоскостей блока и ГБЦ. По нулям все. Фольга 0.01мм - не проскакивает. Все везде ровно.

Интересно, у 4А короче болты по ГБЦ, чем у7А? Все же, разница по высоте блоков, 9мм.

Капитальный ремонт 4E-FE


Правильно ли я понимаю что данные вкладыши taiho STD, раз нет 025 или 050, а на нанесённые символы можно забить?

Как определить размер полуколец упорных?
Моторист говорит на них так же насечка логотипа taiho и обочначения что-то вроде 7E01.
Значит полукольца тоже STD?
Фото вживую будут позже.

yura_ee90
Moderator

Если осевой люфт колена в пределах нормы - не трогай их, да их всего 2 размера - СТД и 0,125

Если колено не точится - тогда зачем брать кольца другие?
Мой 4Е старше и себе менял тоже на СТД.

Это мой совет. Тебе решать

wasssup
Участник

Это оригинальных полуколец упорных 2 размера СТД и 0,125, Taiho еще предлагает T025A-025 и T025A-050.
Осевой люфт колена не проверялся при мне никогда, сразу после гидроудара машин оправился к мотористу. Движек уже раскидан, как теперь проверить осевой люфт?)
Хочу поменять полукольца, но на такие же. Моторист сам не может определить их размер, померил общую толщину полукольца и выдал цифру 0,24 мм. И как мне определить к какой ремонтности они относятся?)))

ОФФТОП при снятии головы, обязательно везти её к токарю торцевать привалочную плоскость?

wasssup
Участник



Совместимы ли поршни? больно вкусная там есть цена, как для нового.

yura_ee90
Moderator
РоманE9
Королловод
wasssup
Участник



wasssup
Участник


РоманE9
Королловод
yura_ee90
Moderator

У нас таких нет))) есть б/у, т.е с пробегами под 300т и ценником от 350-400$, ТС ремонт примерно будет 200-250$ + мастеру под 100$.
Смотря какой люфт, я бы сменил шатун (поршень под вопросом), кинул бы новые кольца и собрал бы все - а там бы уже смотрел как и что.

Почистить можно и кухонной химией, но без фанатизма

Зы. Может мастер цену набивает? Полукольца вообще не трогай.

wasssup
Участник
wasssup
Участник

ТС ремонт примерно будет 200-250$ + мастеру под 100$.
Смотря какой люфт, я бы сменил шатун (поршень под вопросом), кинул бы новые кольца и собрал бы все - а там бы уже смотрел как и что.

Почистить можно и кухонной химией, но без фанатизма

Зы. Может мастер цену набивает? Полукольца вообще не трогай.


3$, как видно, вообще роли не играют.

Погнутый шатун под замену 100% На новых поршнях мастер не настаивает, но говорит, что никто не даст гарантии, что на пострадавшем шатуне, поршень не станет овальным когда выпресовывать палец станем.
А если и брать поршни новые, то смотрю на Teikin 46346 STD (отзывы скорее положительные), только с этими MARK не разобрался как выяснить. Или же с новыми не оригинальными STD поршнями, все равно блок точить придется?

yura_ee90
Moderator

Сальник колена и распредвала одинаковые, ставь 2шт.
Маслосьемные от Хюндая подходят - 22224-23500.

Ну а с ремнем ГРМ и роликами чего делать будешь?

РоманE9
Королловод
wasssup
Участник

Колпачков хюндая в одесском экзисте не наберется 16 шт, да и разница там несущественна. Ремень и ролики ГРМ, сальник распредвала этой весной менялись, еще походят.
Есть сомнения по люфту ротора в маслонасосе, хотя лампочка давления всегда быстро при заводе гасла. Где-то читал люди и с люфтами до 1 мм ездят)) Снимем маслонасос и будем посмотреть на замену или только сальниками обойтись, рем наборов на него как я понял нет.

PS движка по одометру на данный момент 340 тык прошла из которых мои 140 и если бы не гриудар, не стал бы в неё лезть. Масла кушала 1,5 л на 10 тыс, т.е. от замены до замены вместе с доливами канистра уходила. Компрессия была не плохая, ну в последнее время расход топлива на литр увеличился. Видно перед продажей машины движке так же ревизию делали с заменой колец и вкладышей.

Сборка блока цилиндров

Примечание: перед установкой нанесите на внутреннюю поверхность вкладыша обильное количество моторного масла.

Внимание: не наносите масло на наружную поверхность сальника.

1. (2L-TE, 1JZ-GTE) Установите обратные клапаны и масляные форсунки.


2. (2L-TE) Установите штуцер системы смазки.

3. (2L-TE) Заверните 2 шпильки.

4. (2L-TE) Установите сливной патрубок системы охлаждения.

5. (1JZ-GTE) Используя шестигранный ключ на 5 мм, установите масляные форсунки с предохранительными клапанами, затянув болт. Установите 6 масляных форсунок.

  • Момент затяжки. 8,8 Н*м

6. Установите вкладыши коренных подшипников.

(Серия JZ) Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 20,0 мм и 23,0 мм. Вкладыши шириной 23,0 мм соответствуют коренной шейке №1, а вкладыши шириной 20,0 мм - остальным коренным шейкам.

(4S-FE) Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 19,2 мм и 22,9 мм. Вкладыши шириной 22,9 мм соответствуют коренной шейке №3, а вкладыши шириной 19,2 мм - остальным коренным шейкам.


(1G-FE) Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 19,2 мм и 22,2 мм. Вкладыши шириной 22,2 мм соответствуют коренной шейке №1, а 19,2 мм - остальным коренным шейкам.


Верхние вкладыши коренных подшипников имеют смазочный канал и смазочные отверстия.

а) Совместите выступы верхних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока цилиндров и вставьте вкладыши.

Примечание: устанавливайте вкладыши с отверстием для подвода масла в блок цилиндров.


б) Установите вкладыши в постели блока цилиндров и крышки.


7. Установите верхние упорные полукольца в постель коренного подшипника №4 смазочными канавками, направленными наружу.


8. Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.

9. Установите крышки коренных подшипников и нижние упорные полукольца.

а) Установите два упорных полукольца на крышку подшипника №4 (серия JZ, 1G-FE) или №3 (4S-FE, 2L-TE) выступами (углублениями), обращенными наружу.


б) Установите крышки подшипников коленчатого вала в определенном порядке.

Примечание: каждая крышка имеет номер и стрелку, указывающие направление вперед.


в) Установите болты крышек подшипников коленчатого вала.

  • Болты крышек подшипников коленчатого вала затягиваются в два прохода.
  • Если болт имеет деформацию или повреждения, замените болт.

г) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек коренных подшипников.

д) Установите и равномерно затяните в несколько проходов болты крепления крышек коренных подшипников в порядке, показанном на рисунке.

  • серия JZ. 44 Н*м
  • 4S-FE. 58 Н*м
  • 1G-FE. 60 Н*м
  • 2L-TE. 105 Н*м

Если болт не затягивается указанным моментом, замените болт.


Для двигателей серии JZ и 4S-FE

е) Пометьте краской головку болта, как показано на рисунке.


ж) Доверните болты на 90°, как показано на рисунке, в указанном ранее порядке.

з) Проверьте, чтобы все метки были повернуты на 90° относительно первоначального состояния.


и) Проверьте, чтобы коленчатый вал поворачивался равномерно и с небольшим усилием,

к) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор коленчатого вала при перемещении коленчатого вала отверткой.

Если осевой зазор больший чем максимальный, замените упорные полукольца.

10. Установите поршень и шатун в сборе.

Используя приспособление для сжатия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки "перед" на поршнях по направлению к передней части двигателя, как показано на рисунке.


11. Установите нижние крышки шатунов.

А. Установите нижние крышки шатунов на шатуны.

а) Проверьте соответствие нумерации крышек шатунных подшипников и шатунов.

б) Установите нижние крышки шатунов, совместив установочные штифты с отверстиями.


Б. Установите болты крепления крышек шатунов.

  • Болты крепления крышек шатунов затягиваются в два прохода.
  • Если болт имеет деформацию или повреждения, замените болт.

а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек шатунов.

б) Установите и попеременно затяните болты крепления крышек шатунов в несколько проходов.

  • серия JZ. 29 Н*м
  • 4S-FE. 54 Н*м
  • 1G-FE. 50 Н*м
  • 2L-TE. 55 Н*м


Для двигателей серии JZ, 4S-FE, 2L-TE

в) Пометьте краской головку болта, как показано на рисунке.


г) Доверните болты на 90°, как показано на рисунке.

д) Проверьте, чтобы все метки были повернуты на 90° относительно первоначального состояния.


е) Проверьте, чтобы коленчатый вал поворачивался равномерно и с небольшим усилием.

ж) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор при перемещении шатуна назад и вперед. Если осевой зазор больший чем максимальный, замените шатун в сборе. Если необходимо, замените коленчатый вал.

12. Установите держатель заднего сальника.

а) Удалите старый герметик с поверхности заднего сальника и блока цилиндров, стараясь не повредить контактные поверхности. Очистите поверхности растворителем.

б) Нанесите герметик на поверхность держателя заднего сальника коленчатого вала, как показано на рисунке.

Замена прокладки головки блока цилиндров Toyota Corolla

Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия цепи привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка цепи привода газораспределительного механизма»), крышки головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»), а также торцовая головка TORX М12, отвертка с плоским лезвием, динамометрический ключ, пассатижи, болты крепления головки блока цилиндров, прокладка головки блока цилиндров, моторное масло.

Замена прокладки головки блока цилиндров Toyota Corolla

1. Снизьте давление в системе питания (см. «Снижение давления в системе пита ния»).

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Снимите двигатель (см. «Снятие и установка двигателя»).


4. Установите поршень 1го цилиндра в по ложение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»).

5. Снимите крышку головки блока цилиндд ров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»).


6. Снимите распределительные валы газораспределительного механизма (см. «Замена распределительного вала») и выверните два болта, указанные стрелками.


7. Снимите нажимные рычаги клапанов.


8. Извлеките гидрокомпенсаторы.


9. Подденьте отверткой и снимите постель распределительных валов газораспределительного механизма.



10. Ослабьте в указанном порядке затяжку десяти болтов крепления головки блока цилиндров.


11. Окончательно выверните болты крепления головки. Выньте болты.


12. Снимите установленные под болтами шайбы.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное их использование не допускается.

13. Снимите головку блока цилиндров.


14. Снимите ее прокладку.


15. Очистите привалочные поверхности головки и блока цилиндров.

16. Проверьте поверхность блока цилиндров на отсутствие коробления. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность блока сначала посередине вдоль, поперек и по диагоналям, а затем щупом измерьте зазор между поверхностью блока и линейкой. Прошлифуйте поверхность блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.


17. Аналогично проверьте поверхность головки блока. Замените головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.

18. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:

– удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;


– обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное использование прокладки не допускается;

– замените болты новыми;

– смажьте болты моторным маслом;

– затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке в четыре этапа:


1-й (предварительная осадка прокладки) – затяните болты моментом 20 Н·м (2 кгс·м), после чего доверните на угол 100°±6°. Подождите 3 мин;

2-й – ослабьте болты 1 и 2, после чего снова затяните их моментом 20 Н·м (2 кгс·м) и доверните на угол 110°±6°;

3-й – ослабьте болты 3, 4, 5 и 6, после чего снова затяните их моментом 20 Н·м (2 кгс·м) и доверните на угол 110°±6°;

4-й – ослабьте болты 7, 8, 9 и 10, после чего снова затяните их моментом 20 Н·м (2 кгс·м) и доверните на угол 110°±6°.

19. Установите все снятые детали и узлы, в порядке, обратном снятию.

20. Отрегулируйте натяжение цепи привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка цепи привода газораспределительного механизма») и ремня привода вспомогательных агрегатов (см. «Проверка, регулировка и замена натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов»).

21. Залейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

Момент затяжки гбц тойота 4е фе

Двиг 4a-fe
По легионовской.
1) закрутить все болты до 29Нм
2) далее нанести метки, и провернуть на 90градусов. У меня получился момент на 70Нм!
3) далее говорят крутите еще на 90 градусов, тут я засомневался, и чувствуется тяжеловато идет болт. решил глянуть в другой мануал. "4A-FE_3S-GTE_5S-FE_manual.pdf" там говорят крутите в несколько этапов до 60Нм.

сейчас головка прикручена на 70Нм, правильно ли будет, если по легионовкой все верно, докручивать болты после 12 часовой паузы. Не разрушительно ли это для герметика который в новой прокладке? Или я гоню. и там ничего такого нет?

Истина в том, что необходимо установить требуемый момент затяжки и 2 раза по 90 градусов. Какой герметик в прокладке, о чём это?

. не герметик, может что-то на подобии того, ну какая-то консистенция, на прокладке, вроде красного цвета. ХЗ. на бехах слышал нужно выдерживать паузы между этапами затяжек по 15мин.

И всеже, почему легеоновсцы не отметили суммарный момент? Хотя бы для контроля что ли, а то как-то странно. измерять момент затяжки в градусах.

И что скажите на счет разной информации в мануалах?
Легион дает 29нм+180градусов, а ENGINE MECHANICAL 60нм всего. Кому верить?!

вот здесь тоже с довротом написано:

Кстати о бэхах, товарищ прикручивал ГБЦ. там по мануалу тоже доворачивать надо было. Говорил что в конце момент получился под сотню н.м.

И всеже, почему легеоновсцы не отметили суммарный момент? Хотя бы для контроля что ли, а то как-то странно. измерять момент затяжки в градусах.

По первому. Японские машины это не бэхи

По второму пункту. 2 по 90 не для момента затяжки, так как он будет в данном случае больше какого-то определённого усилия, а для одинакового захода болта в гбц по высоте резьбы, дабы не создать её перекоса и равномерного сжатия прокладки.

И по разности информации. Гбц всегда протягивается в 3 приёма, хотя есть некоторые исключения или как вариант в 2 но начальное значение больше. Во втором толмуте указанном тобой написано всё слово в слово тока на английском и с другим моментом, скорее всего там есть продолжение про градусы

Момент затяжки гбц тойота 4е фе

проверка зазоров коренных подшипников
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Последовательность затяжки болтов крышек коренных подшипников


Монтаж коленчатого вала – это первая важная операция при сборке двигателя.
Подразумевается, что блок цилиндров и коленчатый вал полностью очищены, проверены,
прошлифованы или расточены под ремонтные размеры.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Расположите блок так, чтобы нижняя часть была обращена вверх.
2. Отверните болты крышек коренных подшипников, достаньте крышки и разложите их в
порядке их установки.
3. Достаньте из крышек и блока цилиндров вкладыши коренных подшипников. Протрите
поверхности нижнего и верхнего вкладышей чистой тканью, не оставляющей ворса. Эти
детали надо хранить в полной чистоте!
Проверка зазоров в коренных подшипниках
4. Очистите наружную поверхность новых коренных вкладышей, имеющих масляные
канавки, и вложите их в постели блока цилиндров. Соответствующие ответные вкладыши
вложите в крышки. Убедитесь, что выступ на вкладыше совпадает с выборкой на блоке
или на крышке. Кроме того, отверстие масляного канала в постели блока цилиндров
должно совместиться со смазочным отверстием во вкладыше.

Предупреждение
Не допускаются установка вкладыша по месту ударами молотка, а также нанесение
царапин при установке. На данном этапе смазывать вкладыш не требуется.

5. Упорные полукольца устанавливаются в седло и постель центрального вкладыша
(номер 3).
6. Протрите рабочие поверхности вкладышей в блоке и коренные шейки коленчатого вала
чистой ветошью не оставляющей ворса. Проверьте или очистите масляные каналы
коленчатого вала, так как теперь единственный путь выхода любого загрязнения лежит
через новые подшипники.
7. При полной уверенности в чистоте вала осторожно положите его по месту на
вкладыши коренных подшипников.
8. Перед окончательной установкой коленвала необходимо проверить зазор в коренных
подшипниках.

9. Приготовьте несколько отрезков
калибровочной пластмассовой проволоки
"Plastigauge", длина которых немного меньше
ширины коренных подшипников, и положите по
одному отрезку на каждую коренную шейку
коленвала параллельно его оси.

10. Очистите поверхности вкладышей в крышках и установите крышки по месту (не
перепутайте их) так, чтобы стрелки были обращены в сторону передней части двигателя.
Задевать пластмассовую проволоку не допускается. Слегка смажьте резьбы и
внутренние поверхности головок болтов, заверните болты.
11. Затяните в три приема до момента, указанного в подразделе 3.1.2.1. болты крепления
крышек, затягивайте болты в указанной последовательности (см. рис.
Последовательность затяжки болтов крышек коренных подшипников). При затягивании
болтов вращение коленвала не допускается.
12. Отверните болты крышек и осторожно поднимите крышки коренных подшипников.
Расположите крышки в порядке соответствующем месту их установки. Нарушать
положение калибровочной проволоки и вращать коленчатый вал не допускается. Если
удаление крышки затруднено, то сместите крышку слегка постучав сбоку молотком с
мягким бойком.

13. Сравните толщину каждой из раздавленных
калибровочных проволок (по самой широкой
части проволоки) со шкалой на упаковке,
определите величину зазора в коренных
подшипниках и сравните с нормативным
значением. Не перепутайте единицы измерения,
значения шкалы указаны в дюймах и
милиметрах.

14. Если зазор не соответствует норме, то причиной может быть неправильный подбор
размерной группы вкладышей (порядок подбора описан в подразделе 3.1.2.14. Перед тем
как принять решение о замене вкладышей убедитесь, что при измерениях отсутствовали
загрязнения или масло между подшипниками и сопряженными поверхностями крышек и
постелей блока цилиндров. Если ширина раздавленной проволоки по концам сильно
отличается, то коренная шейка коленвала имеет конусность (см. подраздел 3.1.2.13).
15. Тщательно соскоблите остатки калибровочного материала с шеек коленчатого вала и/
или с поверхностей коренных подшипников. Не допускайте повреждения поверхностей
коренных подшипников.
Окончательная установка коленвала
16. Осторожно достаньте коленчатый вал из блока цилиндров. Прочистите рабочие
поверхности коренных подшипников и нанесите на каждый вкладыш подшипника тонкий
однородный слой смазки на основе дисульфида молибдена или масла для сборки
двигателя. Смажьте также поверхности упорных полуколец.
17. Смажьте шейки коленвала, находящиеся в контакте с сальниками смазкой на основе
дисульфида молибдена, маслом для сборки двигателя или свежим маслом для двигателя.
18. Убедитесь в чистоте шеек коленчатого вала, затем установите его в блок цилиндров.
Очистите поверхности вкладышей в крышках и нанесите на каждый из них тонкий слой
смазки. Установите крышки на свои прежние места так, чтобы стрелки были обращены в
сторону передней части двигателя.

Предупреждение
По бокам центрального подшипника обязательно установите упорные полукольца.


19. Верхние упорные полукольца (со стороны
блока цилиндров) можно установить на место
путем поворота вокруг шейки коленвала, когда
последний установлен в блок цилиндров.
Канавки полуколец должны быть обращены
наружу.

20. Нижние упорные полукольца с
установочными выступами должны быть
поставлены на крышки подшипников канавками
наружу, так, чтобы выступы зашли в пазы на
крышках.

Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

Установка головки блока цилиндров двигателя Toyota 4A-GE

- Нанесите клей на 2-3 последних витка резьбы.

- Затяните штуцер (МЗ = 29 Нм).

Установите транспортировочные крюки (рымы) двигателя, закрепив их 2-мя болтами вместе с "заземляющим" проводом (МЗ = 25 Нм). Установите головку блока цилиндров.

- Болты крепления головки блока цилиндров затягиваются постепенно за 3 прохода.

- Если какой-либо болт сломан или деформирован, замените его.

Уложите новую прокладку головки блока цилиндров, учитывая положение направляющих на блоке. Опустите на прокладку головку блока цилиндров.

С помощью подходящего приспособления установите и постепенно затяните в несколько проходов (не менее 3-х) 10 болтов крепления головки блока в нужной последовательности (окончательный МЗ = 29 Нм). Если при затяжке болта не достигается требуемый момент, замените болт.

- Болты крепления головки блока имеют различную длину 90 мм и 108 мм.

- Болты длиной 90 мм устанавливаются на головку со стороны впускного коллектора (с правой стороны, если смотреть со стороны отбора мощности).

- Болты длиной 108 мм устанавливаются на головку со стороны выпускного коллектора (с левой стороны, если смотреть со стороны отбора мощности).

Отметьте кромку болта, обращенную к передней части двигателя. Подтяните все болты в отмеченной выше последовательности, повернув их на 90°.

Снова подтяните все болты в отмеченной выше последовательности еще на 90°. Убедитесь, что все метки болтов ориентированы на 180° от начального положения и обращены к задней части двигателя (в сторону отбора мощности).

Установите шланг №2 системы принудительной вентиляции картера, закрепив его 2-мя зажимами (хомутами). Установите распределительные валы и крышки подшипников распределительных валов двигателя Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина.

- Установите распределительные валы в расточки головки блока цилиндров. Распределительный вал выпускных клапанов имеет шестерню привода распределителя зажигания.

- Нанесите герметик на участки головки блока цилиндров.

- Установите крышки подшипников распределительных валов на соответствующие места.

- Нанесите небольшой слой моторного масла на резьбы болтов и под головки болтов крепления крышек подшипников распределительных валов.

- Установите и равномерно затяните за несколько проходов болты крышек подшипников в нужной последовательности.

- Нанесите консистентную смазку на рабочую (внутреннюю) кромку сальника.

- С помощью подходящего приспособления установите сальники распределительных валов.

Установите крышку №4 ремня ГРМ, затянув 7 болтов (МЗ = 9,3 Нм). Установите правые опоры двигателя, закрепив опору (№1) - тремя болтами, а опору (№2) - двумя болтами.

Установите зубчатые шкивы привода распределительных валов. Установите зубчатый ремень привода ГРМ, предварительно совместив метки на шкивах с метками на зубчатом ремне привода ГРМ.

Проверьте установку фаз газораспределения и натяжение ремня привода ГРМ двигателя Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Карина.

- Медленно отпустите болт крепления натяжного шкива ремня привода ГРМ.

- Поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ.

- установочные метки на каждом шкиве совпадают с соответствующими метками фаз газораспределения на крышке №4 ремня привода ГРМ;

-- установочная метка (прорезь) шкиве коленчатого вала (шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидкости) совпадает с нулевой отметкой шкалы.

Затяните установочный болт натяжного шкива (ролика) ремня привода ГРМ (МЗ = 37 Нм).

Проверьте натяжение ремня привода ГРМ, проверив его деформацию, приложив нормированное усилие. Прогиб ремня составляет 4 мм при усилии 20 Н.

Установите свечи зажигания (МЗ= 18 Нм). Установите крышки головки блока цилиндров.

- Нанесите герметик на участки головки блока цилиндров.

- Установите прокладки на боковые крышки головки блока цилиндров.

- Установите 2 боковые крышки головки блока цилиндров, закрепив их 4-мя колпачковыми гайками, установленными через уплотнительные шайбы.

- Установите прокладку на центральную крышку головки блока цилиндров.

- Закрепите центральную крышку 6-ю болтами.

Установите защитные крышки №2 и №3 ремня привода ГРМ.

- Установите прокладки под крышки.

- Установите крышки, закрепив их вместе с кронштейном для высоковольтных проводов и закрепите их 7-ю болтами.

Установите шкив насоса охлаждающей жидкости и ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости. Установите трубку подвода охлаждающей жидкости.

Установите узел (блок) патрубков отвода и перепуска охлаждающей жидкости вместе с новой прокладкой, закрепив его 3-мя болтами. Затем установите натяжную планку генератора, закрепив ее 3-мя болтами (МЗ = 18 Нм).

Установите впускной коллектор.

Для серийного варианта Toyota 4A-GE

- Установите впускной коллектор с новой прокладкой, закрепив его 7 болтами и 2 гайками (МЗ = 27 Нм).

- Установите опорную стойку впускного коллектора, закрепив ее 2-мя болтами.

Для 4A-GE с изменяемой геометрией впускной системы

- Установите: новую прокладку, проставку дополнительных заслонок, прокладку и впускной коллектор, закрепив их вместе 7-ю болтами и 2-мя гайками (МЗ = 27 Нм).

- Установите шланг системы принудительной вентиляции картера.

- Установите опорную стойку впускного коллектора, закрепив ее 2-мя гайками (МЗ = 22 Нм).

Для двигателя с изменяемой геометрией впускной системы

Установите электропневматический переключатель ("выключатель разрежения") системы управления геометрией впускного коллектора в сборе с вакуумной камерой, закрепив их 2-мя болтами. Затем подключите вакуумные шланги.

Установите корпус дроссельных заслонок.

Установите заднюю (торцевую) крышку головки блока цилиндров и вакуумную трубку (последнюю - только при наличии системы рециркуляции отработавших газов).

Двигатель без системы рециркуляции отработавших газов

Установите (с новой прокладкой), заднюю крышку головки блока и закрепите ее 2-мя болтами.

Подключите следующие разъемы:

- реле времени форсунки холодного запуска двигателя,

- датчика температуры охлаждающей жидкости.

Двигатель с системой рециркуляции отработавших газов.

Установите (с новой прокладкой) заднюю крышку головки блока и вакуумную трубку, закрепив их 4-мя болтами. Подключите вакуумные шланги.

Подключите следующие разъемы:

- реле времени форсунки холодного запуска двигателя;

- датчика температуры охлаждающей жидкости;

- электропневматического клапана системы рециркуляции отработавших газов.

Прикрепите электропроводку двигателя двигателя Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина к впускному коллектору 2-мя болтами и подключите следующие разъемы:

- электропневматического клапана регулятора перепада давления топлива;

- форсунки холодного запуска двигателя;

- датчика положения дроссельной заслонки;

Установите форсунки и общий топливопровод (коллектор) форсунок. Установите форсунку холодного пуска двигателя. Установите шланг системы принудительной вентиляции картера.

Установите выпускной коллектор.

- Установите нижний экран (изолятор) выпускного коллектора, закрепив его 3-мя болтами.

- Установите выпускной коллектор и новую прокладку, закрепив их 3-мя болтами и 2-мя гайками (МЗ = 25 Нм).

- Установите правую и левую опорные стойки выпускного коллектора, закрепив их 2-мя болтами и 2-мя гайками (на некоторых моделях - 3-мя болтами и гайкой) МЗ = 39 Нм.

- Установите верхний экран (изолятор) выпускного коллектора, закрепив его 6-ю болтами.

Двигатель Тойота с системой рециркуляции отработавших газов

Установите клапан системы рециркуляции отработавших газов и преобразователь (модулятор) разрежения.

- Установите (с новой прокладкой) клапан рециркуляции в сборе с трубками, закрепив узел 4-мя болтами.

- Установите преобразователь (модулятор) разрежения, закрепив его болтом.

- Установите вакуумные шланги.

Установите распределитель системы зажигания.

Присоедините электропроводку двигателя к защитной крышке №4 ремня привода ГРМ и подключите разъемы:

- датчика сигнализатора падения давления масла;

Заполните систему охлаждения охлаждающей жидкостью. Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек.

Установка головки блока цилиндров двигателя Toyota 4A-GE (АЕ101, АЕ111)

Перед установкой измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров. Максимально допустимая длина 116,5 мм. Если длина болта больше максимально допустимой, замените его.

Установите головку блока цилиндров.

- Установите новую прокладку.

- Установите головку блока цилиндров.

- Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов.

- Предварительно затяните болты крепления в нужном порядке, за несколько проходов (не менее 3-х) до момента 30 Нм.

- Отметьте кромку болта, обращенную к передней части двигателя, (стороне, противоположной отбору мощности) краской.

- Подтяните все болты в отмеченной выше последовательности, повернув их на 90°.

- Снова подтяните все болты в отмеченной выше последовательности еще на 90°.

- Убедитесь, что все метки болтов ориентированы на 180° от начального положения и обращены к задней части двигателя (в сторону отбора мощности).

Установите впускной и выпускной коллекторы. Установите распредвал выпускных клапанов Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Carina.

Подсоедините приемную трубу глушителя к выпускному коллектору. Установите нижнюю опору подшипников распредвала и распредвал впускных клапанов.

Установите правую опору двигателя. Установите защитную крышку №4 ремня привода ГРМ.

Установите зубчатые шкивы распредвалов выпускных клапанов и впускных клапанов с VVT в сборе. Удерживая распределительные валы за шестигранную часть, затяните болты крепления зубчатых шкивов (МЗ = 60 Нм).

Установите крышку головки блока. Установите опорные стойки камеры впуска
воздуха.

Установите жгут проводов, подсоедините все разъемы и затяните гайки крепления защитного кожуха жгута проводов.

Установите камеру впуска воздуха.

- Установите камеру впуска воздуха и подсоедините вакуумные шланги.

- Установите крышку камеры впуска воздуха и затяните пять болтов.

Подсоедините вакуумные шланги. Подсоедините шланг возврата топлива. Подсоедините трубку подвода топлива к коллектору.

Подсоедините шланги отопителя. Подсоедините шланг отвода охлаждающей жидкости. Подсоедините шланг подвода охлаждающей жидкости.

Установите воздуховод. Подсоедините трос управления клапаном-дросселем (АКПП). Подсоедините трос привода дроссельной заслонки.

Читайте также: