Москвич 407 ремонт двигателя

Обновлено: 20.04.2024

РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ „МОСКВИЧ" (моделей 407 и 403)

С середины 1958 г. Московский завод малолитражных автомобилей начал массовое, производство малолитражного автомобиля «Москвич» модели 407, конструкция которого в последующие годы постоянно совершенствовалась.
Десятки тысяч трудящихся Советского Союза — рабочие, служащие, колхозники, инженеры, работники науки и искусства — являются владельцами автомобилей «Москвич-407». Значительное количество этих автомобилей и модифицированных на их базе (407М — медицинский, 407Т — такси), а также близких по конструкции механизмов к основной модели 407 автомобилей модели 423Н (с кузовом типа универсал) и модели 430 (с кузовом типа фургон) эксплуатируются и в народном хозяйстве нашей страны.
С начала 1963 г. завод приступил к выпуску автомобилей «Москвич» новых моделей — 403, 424 и 432. Автомобиль «Москвич» модели 403 представляет собой фундаментальную модернизацию выпускавшегося до него автомобиля «Москвич-407». Эта модернизация в основном распространилась на узлы и механизмы ходовой части и управления автомобиля - подвеску передних колес, рулевое управление и тормоза. Модернизированы также механизмы привода управления сцеплением и управления коробкой передач.
Благодаря модернизации конструкции новый автомобиль «Москвич-403» характеризуется повышенной надежностью работы и долговечностью.
Как и прежде, наряду с выпуском легкового автомобиля «Москвич» с кузовом типа седан базовой модели 403 завод выпускает пассажирско-грузовой автомобиль универсального назначения с кузовом типа универсал, модели 424 и легкий грузовой автомобиль для транспортирования мелких партий грузов с кузовом типа фургон, модели 432.

В книге дана характеристика основных дефектов, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей «Москвич» современных моделей вследствие естественного износа и других причин, приведены способы определения технического состояния и потребности в ремонте. Описаны порядок и методика выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ с заменой изношенных деталей. Изложены сведения, необходимые для определения годности деталей при текущем и капитальном ремонте, а также рекомендации по ремонту деталей.
Книга рассчитана на индивидуальных владельцев автомобилей, шоферов-профессионалов и персонал гаражей и станций технического обслуживания.

"Москвич-407", или Сколько стоит реставрация СССР

Чем далее продвигаюсь я в описании реставрации "Москвича-407", тем чаще меня спрашивают: "А сколько стоит это удовольствие?" Первым задал такой вопрос господин Григорий Амнуэль, с которым мы встречаемся на разных ток-шоу, показав, что прагматике не чужд. Сначала мне особо нечего было отвечать - разве что сообщать первоначальную стоимость старой машины. Хозяин хотел продать дедову реликвию за 100 тысяч рублей, это явный перебор.

Мы купили её за 60 тысяч. С документами и номерами. Переплатили ли? Честно говоря, на момент первичного осмотра мы так не думали. Теперь, когда вылезла куча разных нюансов и деталей, сомнения порой закрадываются. Но в целом практически не ржавый корпус, а это редкость, целенькие основные элементы конструкции, включая переднюю подвеску, задний мост, кардан, сцепление, коробку передач, сохранившийся в значительной части салон - это стоит таких денег. Знакомство с историями наших предшественников, которые начинали идти к мечте, заваривая дыры в ржавом корпусе, внушает нам оптимизм и веру, что мы не прогадали. Хотя действовали спонтанно: жена последнего хозяина так настаивала на освобождении гаража от хлама, что можно, наверное, было ещё поторговаться. Прекрасно понимаю: для кого-то эта сумма покажется плёвой, для кого-то - заоблачной. Конечно, это не насущная трата для семьи, и надо чётко понимать: затевать себе такое развлечение можно, только если не затронешь базовые основы благополучия. Ещё у тебя должен быть тёплый гараж. И друг, который имеет нешуточный опыт в авторемонте и техническое образование. Если сам не технарь, а романтик.

Можно было бы вести скрупулёзный учёт: сколько мы тратим на запчасти, краску, картон, ткань, инструменты, оборудование рабочего места, расходные материалы, вроде керосина, ацетона, кальцинированной соды. Но, к сожалению, сразу я за такой подсчёт не взялся, а теперь восстанавливать всю картину, вроде, лень. Попробую восстановить бухгалтерию на ярких примерах, может, сложатся в некую картину. Вот, скажем, ищем мы сальники на хвостовик коробки передач. Их там два, и своё они отслужили: стали дубоваты и нигрольчик потихоньку из коробки пропускают. У них удивительный размер: 33,4*49,25*9,5.

В гигантском каталоге сальников это практически единственные с размером в десятых и сотых долях миллиметра! Что сподвигло инженеров АЗЛК на такое, мы пока не знаем. Но разгадаем загадку, будьте уверены. Может, с вашей помощью. Если мы правильно поняли, сальники эти ещё и разные: один на правое вращение вала, а второй на левое - поскольку вал это передаточный, от коробки на кардан, он отвечает и за движение машины вперёд, и за её движение назад. Крутится то туда, то сюда.

Таких в точности теперь не делают, в магазинах, специализирующихся на ретродеталях они встречаются, но. Они либо изготовлены кустарно, либо продаются "с хранения", то есть им тоже сто лет в обед, лучшие свои качества они потихоньку утратили в бездействии. Стоит один рублей 150. И если вы намерены сохранить ваш оригинальный "Москвич", как говорится, до детали, а ездить намерены только ясными летними днями, удивляя округу, то на ваш век сальников этих хватит. На них даже старинные циферки выбиты, а что это новодел (если новодел) мы никому не скажем. Но в нашем случае это не вариант: мой напарник, тот самый Игорь, который большой мастер вообще и опытный водитель-механик в частности, настаивает на том, чтобы такие детали мы ставили из прочных и современных материалов. Он считает, справедливо, кстати, что кроме нас в хвостовик "Москвича" никто заглядывать не будет. И его вердикт такой: сотыми долями пренебречь, сальник искать новенький 33*49*9. Допустим. Роюсь в интернете, нахожу, что таковые есть у "Субару". Заказывать? А сколько они стоят? И тут выясняется, что субаровские резинки с пружинкой стоят по 700 рубликов штучка! Игорь командует: стоп! Рука не разжимается. Но, зная субаровский артикул, ищем аналоги подешевле, внутренне готовясь купить уже и ретродеталь. Но кто ищет - тот всегда найдёт! Выплывает их глубин интернета вариант, когда нужные сальники изготовлены из современного материала, у которого и прочность, и упругость не снились инженерам АЗЛК, стоят они 300, но придётся подождать. Продаются под заказ. Подождём? Подождём. Торопиться вообще некуда и незачем: берясь за эту работу, возлюбите процесс. Запаситесь временем. Вам так или иначе придётся своими ручками перебрать всю машину почти до винтика.

И ещё: чем больше времени вы потратите на изучение вопроса, тем меньше денег вам понадобится. Допустим, у вас нерабочий бензонасос. Вы нажимаете с надеждой на его "курок" - а заветного "кваканья" не раздаётся. Устройство насоса не столь уж и сложное, но если не знать, что за 130 рубчиков всего вы можете приобрести ремкомплект к бензонасосу ЗИЛа, который подходит к москвичовскому, только мембрану придётся обрезать по кругу, вы можете решиться на покупку запчасти по ценам, которые устанавливают продавцы, компактно расположившиеся вокруг автореставраторов-любителей. А это уже 3 тысячи! Конечно, если бюджет позволяет, можно заменять сомнительные узлы и вышедшие из строя части целиком, полагаясь на ответственность продавцов. Но это не наш метод. Мы хотим вникнут в суть проблем, и потому главный тормозной цилиндр, стартер, ручник, тормоза, бензопровод, бензонасос и прочее перебрали и довели до рабочего состояния методом мелкого ремонта, меняя манжеты, клапана, сальники и прочее. Грунтуем и красим поддоны, бачки и крышки тоже сами, на грунт и краску тысячи четыре уже точно ушло.

Надо упомянуть и покупку "донора". Вещь это преполезнейшая и без неё за восстановление и браться не стоит, всегда найдётся деталька, которая вышла из строя на основной машине - и прекрасно сохранилась на "доноре". От полупотайных шурупов с фигуристыми шайбами, которым полагается прикручивать облицовку стоек в салоне, до радиатора, который, о радость, не течёт. Мы донор нашли на сайте объявлений, стоило это чудо, о котором вы могли читать выше, 10 тысяч рублей. В общем, я понял: для науки и чистоты эксперимента, надо завести файлик - и заносить туда все расходы. По возможности восстановив понесённые. Когда завершим - поделимся итогами. И финансовыми тоже.

москвич 407. мотор

мотор этого москвича стал самым проблемным агрегатом и доставил кучу хлопот.

началось все с того, что блок привезли собраным, кроме масляного насоса и картера и заявили, что мотор после капитального ремонта и в него можно не заглядывать. а я повелся.


проверил, как крутится, дособирал внутренности, шестерни ГРМ, щедро промазал герметиком и начал собирать.


все навесное проверил. все работает. стартер вообще нашелся новый.


к оригинальности мотора требования со стороны заказчика были минимальны. я предлагал найти родные детали, но тот отказывался. поэтому, собрал из того, что было под рукой. в том числе, и головки блока, которая дальше себя проявит с плохой стороны.



собрав все в кучу, установил в машину.




после сборки машины начались проблемы.

свеча 4-го цилиндра не вкручивалась. в головке не было резьбы. пришлось быстро сделать вторую голову и заменить целиком.

решил завести. не тут-то было. стартер упорно отказывался крутить движок. принял решение срывать двигатель на тросе с включенной передачей. результат тот же. стартер не крутит. пришлось вытащить движок, разобрать блок и понять, какие недобросовестные уроды живут на свете. двигатель был собран на фольге. зажимало отовсюду. короче, после капиталки пришлось капиталить заново. выдержал все зазоры - двигатель завелся с полоборота.

но самый неприятный сюрприз ждал на финише. при регистрации в ГАИ, выяснилось, что номер на блоке перебит.проблема заказчика, конечно, но моего времени тоже было потрачено немало.

делаю два вывода и запоминаю их на всю жизнь:
1. никому не верить. чужую работу проверять обязательно.
2. сначала оформлять документы, а потом приниматься за работу. иначе возможны неприятности.


А этот автомобиль, составивший славу отечественного автопрома (на экспорт уходило столько же, сколько продавалось в стране), сошел с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей.



Как открыть багажник?

Про трехступенчатую коробку передач как-нибудь позже.

А колпаки-то как новенькие

Колпаки отмыты, как ни одна тарелка в моей жизни. Их три. Если увидите, что где-то валяется четвёртый, сигнальте.

Бендикс щёлкает, ротор крутится



Тормозуха и касторка

/>
Тормозная система на Москвиче одноконтурная, суперпростая. Трубки в нашем случ ае стоят хорошие, проверим их, конечно, но скорее всего, оставим аутентичные. Или сменим? Посмотрим. На колёсных цилиндрах видимых потёков нет, будем опробовать. Дело ещё в том, что мы не знаем, какая тормозная была в нём залита, а от этого зависит очень многое. Современная и старая, которая на касторовом масле (то есть в СССР и детям его давали, и в авто заливали), абсолютно по-разному взаимодействуют с резиной. Поэтому мы сначала промоем всю систему (говорят, надо спиртом), а потом зальём современную. Старую можно найти, но это не продуктивный путь, советовались со знатоками. Короче, план такой: ставим цилиндр на место (морока ещё та, поскольку прежние хозяева чего-то намудрили с креплением, то ли резьбу срывали, то ли рационализацию какую до ума не довели), ставим бачок, соединяем трубки, заливаем пробный состав для промывки, видим, где течёт, устраняем, выгоняем воздух по схеме из старой инструкции, заливаем тормозную, приступаем к двигателю. То есть начать решили с тормозов и, думаю, это правильно. А то как рванёт из гаража, а мы не готовы.

Бережливость по-советски


Игра в карты


Теперь посмотрим, как карта держалась на двери. По периметру видны дырки. В них вставлялись нехитрые защёлки.

Ну, часть из них еще послужат, специально менять не будем, очистим от ржавчины. Но некоторые уже не спасти.

Ладно, придумаем чего-нибудь, не бином Ньютона. И прижимались защёлки полосками картона. Кусочек такого хорошо виден на фотке посередине.




Дяденька, дай порулить!

На фото справа почти восстановленный руль. И медные трубки тормозного контура: решили всё-таки некоторые обновить. На всякий случай .




Бережливость по-советски-2






Отставник Хрущёв и пружинка

А пружинка целая. Вот она, родимая.

Тормоз стал совсем ручной




Шлангу пора на смену

После раздумий решили поменять ещё один тормозной шланг. На самобытности машины это не скажется, шланги ровно те же, что и 60 лет назад, только лучше. Почему? А вот почему. Хоть и выглядел старый неплохо, но просвет в нём был подозрительно небольшой (продували, не впечатлил), а зондирование показало, что внутри резина разрушается: это опасно и чревато. Дело не только в возрасте, а и в том, что последние хозяева когда-то перешли на новую тормозуху (с БСК на DOT -4, что само по себе прогрессивно и неизбежно), не учитывая, что их смесь (старой и новой) пучит резину. Толком от старой не промыли. Так что прокачка пока отложена. Заметим, что хозяин номер один оставил нам в наследство бутылочку старой БСК тридцатилетней выдержки. Вот запасливые были люди! Как шланг придёт, так мы его и сменим. Из позитива: закончено восстановление руля. Может, ещё полирнуть? Или мозолистые шоферские руки довершат? Уже писал, что руль восстановить непросто, старый пластик либо в труху превращается, либо рассыхается и трескается. Но эпоксидная шпатлёвка, наждачка, грунтовка и акриловая краска спасают дело. И мастер нужен неспешный, близорукий, чтоб видеть малейшие изъяны. Ну, вы поняли.




Поразмышляем над судьбой СССР



Вот что вспоминает главный конструктор МЗМА Александр Федорович Андронова:

«Во время встречи Н.С.Хрущева с президентом США Эйзенхауэром, осенью 1959 года, у них зашла речь об автомобилях. Президент высказался о том, что можно произвести пробу продажи автомобилей «Москвич-407» на американском рынке и добавил, что когда он уйдет в отставку, то будет рад иметь на своем ранчо такой автомобиль. В результате мы на заводе получили задание: весьма срочно сделать в экспериментальном цехе три автомобиля с полной гарантией качества и с улучшенной отделкой. Окраска автомобилей должна быть желтой, зеленой и вишневой с тем, чтобы облегчить выбор. Организуется круглосуточная работа, отбираются на конвейере три автомобиля и потом обычные разборка, проверка, отделка, сборка, регулировка и опять проверка на автомобиле всех узлов. А кузова заново рихтуются, шлифуются, красятся, обиваются дорогими материалами, оборудуются нестандартными деталями и изделиями атрибутов отделки и комплектации. Через десять или двенадцать дней уставшие, но довольные результатами работы мы сдали приемщикам три отличных автомобиля и приступили к нашим неотложным заводским делам. Но автомобили не попали к Эйзенхауэру. Вскоре американский летчик-разведчик Пауэрс на самолете-шпионе «У-2» был сбит над территорией нашего государства, а министр торговли США еще до этого инцидента объявил в печати и по телевидению о том, что он примет все меры к тому, чтобы советский автомобиль «Москвич» не смог попасть на рынки США».

Дальше фотки из блога samsebeskasal.livejournel.com




Повесть о сухом бензобаке


Осталось последнее средство: электролиз.


Головная боль головки блока







А сальника-то нету!

Кольца Саурона


Няшки-поршняшки

Бензобак окрашен и возвращён


Бензозабор оставили старый, просто отчистили, запаяли дырку, продули, вырезали новые прокладки из правильной резины, заменили латунную сеточку: ее по советской автотрадиции полагалось напаять, защищаясь от крупных частиц в тогдашнем бензине. Теперь с частицами получше (верней, без них), но пусть все выглядит, как раньше.



Будем разбираться с их состоянием, дефектовочку проводить: детально и не спеша. И понимать: эти оставляем? Берём с донора? Совмещаем? Буду держать в курсе.

Как снять подшипник хлебным мякишем?


Сколько это стоит?



Экспрессионизм в коробке передач










Наутро жена, выставив кормушку птицам, спрашивает:

Пауза. Слышно, как за окном сойка, склонив голову, скребёт по кормушке клювом.

Опять правильный вопрос!

О, Боже, она всё понимает! Нет, не случайно она год училась в Дальневосточном политехническом институте!

И, поправив на мне сползшие очки, пошла варить кашу.

Механические дворники и Конституция


Но это вскоре исправили: на «Волге» и на следующей модели «Москвича» электропривод. Нам советовали тоже переделать, но мы подумали-подумали и оставили, как есть. Будем летать в дождь и слушать песню про лётчика одного французского. Если поймает приёмник на средних и длинных волнах. Где уж и станций не осталось почти.








Рассказ об установке передней подвески будет изобиловать таким подробностями, что лучше сразу предупредить: нервных просьба не читать. Причём, нервные в данном случае могут обнаружиться на самых разных направлениях: профессионалы-технари станут упрекать за дилетантский подход, а гуманитарии впадут в кататонический ступор при прочтении фразы, типа, «пружинная шайба с внутренними зубцами не всегда может быть заменена гровером».


А теперь подробности, леденящие кровь. Двигатель мы сняли с машины, выкатив его из под высоко задранного корпуса. Ниже есть текстовые иллюстрации, которые поясняют вопрос в подробностях для тех, кто в захочет вникнуть. Странички из библии «москвичеводов», книги «Ремонт автомобилей «Москвич» авторов Ю. Хальфана и В. Гурмана.

Конечно есть средства побороть это восстание пружин. Магазины рядом. Вэлкам! Пружины фиксируют, сжимают инструментами типа большой струбцины и т.д.


Думали мы минут десять, поскольку идти и ехать никуда не хочется, да и жена кричит, что кофе готов. За чашкой идея пришла такая: мы отворачиваем два болта, которыми закреплён шаровой шарнир подвески. И сначала надеваем верхний рычаг на призывно торчащие болты, затягиваем их гайками с гроверами (кто не знает, что это такое, потом расскажу), как и положено. Конструкция, надевшись, проседает вниз и почти преодолевает расстояние, на которые расширились свободолюбивые пружины. Однако же между стойкой подвески и шарниром всё-таки остаётся зазор несколько больший, чем покрывают штатные болты. И тогда мы взаймы берем из коллекции Елены Кондратьевой-Сальгеро, про это я уже писал, вот ссылка

чужаков, болты подлиннее, пропускаем их сквозь отверстия и быстро динамометрическим ключом затягиваем гайки до отказа. Но так, чтоб не сорвать. Кончаем митинг, вводим комендантский час.

Moskvich 407 › Logbook › Ремонт двигателя!

Доброго времени суток!
Извиняюсь что долго не писал. Не было времени.
Ремонт потихоньку но движется. При вскрытии двигателя был очень приятно
удивлен что двигатель номинал. Выработки блока нету, вкладыши почти идеал, коленвал как новый, ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ КАЧЕСТВО. Из всего на данный момент по двигателю было заменено: передний сальник коленвала, выжимной и крыльчатка на помпе. На данный момент сейчас имеем вид:

Хочу выразить отельную благодарность Marshall21 за прокладки)

Вот так сейчас выглядит двигатель(но уже боковая крышка на месте):

Как-то так получается, потихоньку движемся вперед. Фотки не посредственно во время
сборки и разборки будут позже.
Спасибо за внимание!

Moskvich 407 1959, engine Gasoline 1.3 liter., 45 h. p., Rear drive, Manual — DIY

Comments 14

Просто загляденье, очень красивая и отлично сохранившаяся машина!
А двигатель — картинка! А фары — с линзами! А "самолет"!
С удовольствием жду продолжения.

Спасибо, приятно, скоро будет)

Привет! У тебя там коробка передач не под боком? Может сделаешь пару фото? Я тут в своем бортжурнале пытаюсь выяснить какая у меня коробка стоит: www.drive2.ru/l/8192825/

Привет, сегодня как раз менял сальник хвостовика. Номер ее не помню. Как только попаду в гараж обязательно сфоткаю)

вместо фильтра тонкой очистки, советовал бы установить переходник под современные маслянные фильтры . Ресурс мотора увеличиться, и фильтрация масла будет происходить должным образом .

Может и лучше спорить не буду. Но по мимо фильтра тонкой очистки, там стоит еще один фильтр.
На автомобиле каждый день ездить не собираюсь, ресурса и так хватит. И отдельно хочу полный оригинал.

бочка где картонный фильтр грубой очисти почти никак не фильтрует масло . Но хозяин барин .

а если в бочку засунуть современный фильтр?

толку всеравно будет мало . Сперва масло идет через магнитный фильтр тонкой очистки который с ручкой . вот его и надо модернизировать устанавливая переходник и полнопоточный маслянный фильтр, а потом уже масло попадает в бочку . бочку с фильтром грубой очистки можно оставить как элемент оригинального декора под капотом . Ибо ну не фильтрует она масло как положенно . Поэтому 407 -408 мотор максимум что может проехать 150 000 до кап ремонта, это стечение лучших обстоятельст . а так 100 120 .

ну у меня-то на моторе нет грубого фильтра — мотор 401, только "бочка", потому спросил. читал на драйве, что ставят вместо родного фильтр HU 930/3 (не помню, от чего он)

ошибся, магнитный это грубой очистки . а бочка тонкой . Попробуйте, вдруг полчиться этот современный фильтр поставить, ну и проконстультируйтесь у Moskvichmoy

так его уже и ставил кто-то — я фото тут на драйве видел… потому и спрашивал почему такая категоричность о качестве фильтрации — думал, может, с каналами масляными как-то связано

По прозвищу «стиляга»: опыт владения 407-м Москвичом 1960 года выпуска

За современный для тех лет облик с обилием броских хромированных деталей Москвич-407 называли «стилягой» и любили не меньше культовой 21-й Волги. С владельцем без малого 60-летнего автомобиля мы поговорили о ценообразовании на советские олдтаймеры и особенностях содержания их в заводском состоянии, подивились непривычным для современного водителя техническим решениям, ну и, конечно, прокатились, выжав всё, на что способен 45-сильный мотор.

  • Владелец – Павел Григорьев (на фото – слева), москвич, 32 года, работает в строительной сфере.
  • Автомобиль – Москвич-407, 45 лошадиных сил, 1960 года выпуска, в практически стоковом состоянии; приобретен за 150 000 рублей.

Павел рассказал нам историю своего «четыреста седьмого».

– Я давно интересуюсь старыми советскими машинами, у друзей – аналогичное хобби. С год назад мы с товарищем тащили на буксире после постановки на учет купленный им старый Москвич. На светофоре нас окликнул водитель свеженького Prado и полюбопытствовал, а не интересны ли нам и другие отечественные олдтаймеры? Оказалось, что мужчина некоторое время коллекционировал такие авто, потом энтузиазм его поугас, и он пожелал, чтобы коллекция попала в хорошие руки. Мы подрядились помочь поставить его автопарк на ход для продажи (машины 15 лет простояли в гараже безвыездно – там были Победы, Волги, Москвичи, Чайки, инвалидка-«Моргуновка» и т.п.), а отлично сохранившийся Москвич-407 я купил себе.

За машину с пробегом 45 000 километров и с кузовом, который явно не видал зимы, отдал 150 000 рублей. Дорого это или дешево? У таких автомобилей специфическое ценообразование… В принципе, за этот экземпляр – вполне нормальная цена. Правда, подобную машину все еще можно раздобыть и за несколько тысяч, и даже просто даром. Я так купил, к примеру, свою Волгу ГАЗ-24. Сосед по даче внезапно подошел и спросил, а не нужна ли мне Волга? И продал 24-ку 1985 года в прекрасном состоянии гаражного хранения за 35 тысяч рублей…

Вполне работоспособная тактика – мониторить доски объявлений, где проскакивают весьма разные цены на одни и те же машины сходного состояния. Иногда дедушка просит внуков продать, а ушлая молодежь выставляет ломовую стоимость, но порой продают и по символической цене, лишь бы срочно гараж освободить. Можно покататься по городам за пределами Москвы – заезжать в гаражные кооперативы, смотреть, спрашивать. Иногда в гаражах под слоем пыли и горами мусора попадаются отличные экземпляры за очень небольшие деньги. Иной раз, конечно, машина оказывается малопригодной для восстановления (сгнившая или без документов), но тогда наибольшую ценность представляет сопутствующее барахло.

Мой друг, владелец аналогичного Москвича-407, как-то купил за 10 000 рублей еще одного «донора» в неудовлетворительном состоянии, к которому прилагались буквально две Газели новых и старых запчастей. Все это обошлось в смешные деньги, поскольку люди расчищали гараж и просто избавлялись от старого железа.

Снаружи

Цвет морской волны шикарен для этого старичка, хотя, как и любой машине той эпохи, «четыреста седьмым» больше всего идут двухцветные «ливреи», в которые их окрашивали при продаже на экспорт. «Стилягой» же 407-й в народе называли не зря! Этот Москвич – эдакая 21-я Волга в миниатюре. Он ничем не хуже последней с точки зрения гармонии облика, хотя и незаслуженно менее популярен в наши дни – вокруг него, к сожалению, пока не сформировался такой нео-ретро-культ, как вокруг «автомобиля с оленем».

Хромированные молдинги, бамперы, колпаки, внешние петли багажника, рамки фонарей и прочие блестящие элементы придают облику автомобиля законченность и нарядность. Ну а стремительный и яркий флажок со звездой на капоте, на мой взгляд, мало в чем уступает оленю!

Внутри​

Салон автомобиля (за исключением диссонансного старого коврика на полу, самостоятельно постеленного предыдущими владельцами, как было принято в советское время) роскошно перекликается с окраской кузова и визуально несколько увеличивает скромное внутреннее пространство! В современном автопроме такую гармонию можно встретить разве что в премиум-классе, для которого доступен выбор гаммы цветов и разновидностей отделочных материалов. Всем же остальным приходится довольствоваться мрачной серо-чернотой.

Сплошной диван спереди имел откидную спинку, раскладывающуюся на одном уровне с задним сиденьем с образованием большого спального места, мотивирующего к… нет, не к тому, о чем вы подумали (хотя…), а к дикому автомобильному туризму, поощрявшемуся в то время на государственном уровне (от развития сети кемпингов до выпуска фильмов наподобие «3+2»). Задний диван за счет небольшого багажника достаточно просторен для двоих, но для троих машина все же узковата.

Про приборную панель можно было бы сказать, что она «в стиле Mini», если бы 407-й не появился на год раньше британской малолитражки. Прямо перед лицом водителя находится крупный спидометр, а слева и справа от него расположились четыре классических стрелочных прибора – индикаторы уровня топлива, температуры масла, воды и амперметр. Слева и сверху в углу торпедо примостилась странная красная лампочка, выглядящая как колхозная доработка. Но это оригинальный штатный индикатор включения поворотников, почему-то установленный столь нарочито и несимметрично. Собственно, торчащий вертикально из рулевой колонки на переднем плане белый пластиковый рычажок – это и есть переключатель сигналов поворота. Очень, надо сказать, неудобный и неэргономичный.

Рычаг КП – тоже на рулевой колонке. Кривая рукоятка сообщает о наличии 4-ступенчатой коробки, ибо на более ранней, 3-ступенчатой, рукоятка была прямой. Дуга из толстой никелированной проволоки под рулем – выключатель клаксона, сигнал заработает, если потянуть ее на себя. С непривычки – очень неудобно.



Забавно, что в таком ракурсе рулевая колонка напоминает динамичный и устремленный ввысь винтовой самолет наподобие истребителя И-16! Может быть, так и задумывалось?


Руль автомобиля (как видимые спицы, так и скрытый под декоративным чехлом обод) по виду напоминает потрескавшееся дерево. На самом деле это, разумеется, не древесина, а старинная разновидность пластиков – галалитов. «Полимеры», сделанные на основе органических наполнителей (костной муки, целлюлозы и т.п.), со временем разрушались с характерным растрескиванием. Впрочем, риска отрыва «баранки» не было – внутри пластиковых деталей проходит металлический каркас.


Г-образная кочерга с алюминиевой рукояткой, торчащая справа от руля – ручной тормоз.

Железо​

Под капотом Москвича находится 1,4-литровый двигатель с однокамерным карбюратором К-125Д. Мотор выдает скромные 45 сил при 4500 об/мин, и его выхлоп идет через тоненький глушитель, который можно заткнуть указательным пальцем! Впрочем, для бюджетной малолитражки той эпохи подобные характеристики были в порядке вещей. Скажем больше – этот мотор пришел на смену 35-сильному, так что прогресс налицо!


Как и в любом «старичке», в 407-м немало любопытных для современного автовладельца технических странностей, которые во времена наших дедушек считались заурядными и обыденными.

Вот, к примеру, толстый тросик, идущий от блока цилиндров двигателя через моторный щит куда-то в салон. Это… привод дворников! Вместо отдельного электромоторчика крутящий момент на систему стеклоочистителей подает непосредственно распредвал двигателя. В блоке цилиндров сделан небольшой «вал отбора мощности» (по сути, идентичный тому, что приводит в движение трамблер), а в салон уходит от него гибкий «боуден». Тросик вращается постоянно, а когда водителю нужно включить стеклоочистители, он небольшой рукояткой замыкает крошечную муфту – эдакое «микро-сцепление», подавая крутящий момент на трапецию дворников! Подобная система способна породить взрыв мозга у современного автовладельца! Мало того, что дворники нельзя включить, пока не запущен двигатель, так еще и скорость их перемещения по лобовому стеклу напрямую зависит от его оборотов! Усилился дождь или снег? Поддай газку!


А вот эта крошечная жестяная баночка – бачок главного тормозного цилиндра. Тормозная система была одноконтурной, и при потере герметичности в какой-то точке системы тормоза исчезали полностью на всех колесах. Увы, для тех лет это было нормой – в том числе и в зарубежном автопроме.

Сцепление на 407-м и вовсе, к слову, не имеет гидропривода – от педали к кулисе идут жесткие тяги.


В нижней части блока цилиндров, почти у поддона, к двигателю прикручен металлический «кубик» с рукояткой, напоминающей кран. Это… масляный фильтр грубой, предварительной очистки, задерживающий частицы крупнее 0,07-0,08 мм. А рукоятка – средство очистки самого фильтра! За нее можно провернуть ось, на которую насажены фильтрующие пластины с отверстиями, чередующиеся с пластинами неподвижными. Приблизительно раз в тысячу километров автолюбителю рекомендовалось вручную покрутить туда-сюда рукоятку, двигая одни пластины относительно других, после чего грязь, застрявшая в их отверстиях, падала в отстойник.

Фильтр тонкой очистки масла тоже имеется, но уже более традиционной системы – в виде алюминиевого разборного стакана с трубчатым сменным элементом из бумаги. Но он – так называемый «неполнопоточный». Через него проходит не все масло, которое гонит масляный насос по мотору, а только небольшая, отбираемая через байпас, часть – около четверти от всего объема. Такая конструкция была позже повсеместно признана несовершенной и на последующих двигателях заменена полнопоточной, в которой грубая фильтрация осуществляется сеткой на входе масляного насоса, а через фильтр тонкой очистки проходит все масло.


У современных машин генератор выдает 100-120 ампер. А вот у Москвича он выдавал максимум… 20 ампер, да и то «в прыжке»! Поставь такой генератор на любое современное авто – его едва хватит, чтобы просто запитать электронику, необходимую для работы мотора! Включи печку или фары – и генератора, считай, нет: по сути, поедем на аккумуляторе, пока он не разрядится, и двигатель не заглохнет. Однако старичок-Москвич с его крайне скудным и маломощным электрооборудованием с таким генератором умудрялся ездить.


Деталь со стеклянным колпаком – бензонасос. Колпак – съемный, он является крышкой отстойника, через прозрачное стекло которой видны загрязнения и вообще наличие или отсутствие бензина в системе (кстати, положение стеклянного колпака – правильное, он не перевернут!)

Интересно, что колпак имеет на макушке плоскую грань и способен в снятом виде стоять на столе вертикально как рюмка. И, разумеется, исполнять роль рюмки! Продвинутые автомобилисты со стажем иногда держали в гараже «сервиз» из несколько таких стеклянных колпаков – употреблять из них алкогольные напитки считалось особым шоферским шиком!

В движении​

Расположиться за рулем тесного автомобильчика с изрядным ростом и избыточным весом удается, в целом, без особого труда. Все поначалу кажется каким-то неуклюжим и неловким – руки машинально пытаются нащупать переключатель поворотов, ручник, рукоятку КПП там, где их нет. Коробка передач, к слову, весьма дружелюбна, её ход достаточно четок и короток, а алгоритм такой же, как на современных машинах: на себя и вверх – первая, на себя и вниз – вторая, просто вверх – третья, вниз – четвертая, от себя вниз – задняя. Сцепление, к которому от педали идет жесткая тяга, отзывается на нажатие несколько «деревянно» – плавности гидропривода или хотя бы троса, как на переднеприводных ВАЗах и Москвичах, где идет трение пластика по пластику, у левой педали 407-го нет.

Простенький однокамерный карбюратор, будучи отлаженным на пару с трамблером, на удивление легко запускает двигатель и ровно держит холостые обороты. А вот на газ реагирует так себе, с заеданиями – между заслонкой и педалью посредничает и тросик с подсохшей смазкой, и несколько рычажных тяг, сочленения которых явно нужно тщательно промыть и промазать заново.

Трогаюсь, маневрирую, осваиваясь с управлением, и отмечаю любопытную особенность: центральная ступица тонкого и «слабоухватистого» (не для шику его обмотали кожей, а для удобства!) руля сильно выпирает наружу, несмотря на то, что даже клавиши сигнала в ней нет. Поэтому при активном рулении ступица постоянно задевает за руки при пересечении ими центра «баранки». Проще говоря, если обод современного руля как бы «вывернут» в сторону водителя, то этот – в противоположную. Неудобно.

Выезжаем на шоссе, намучившись в пробках – с рукояткой коробки на руле правая рука напрягается гораздо сильнее, нежели с рукояткой на центральном тоннеле, где руке удается отдыхать если не на подлокотнике, то хотя бы на колене. Может показаться, что машина, наконец, даст водителю слегка отдохнуть от постоянных переключений, чередующихся с жутковатыми ватными торможениями перед чужими бамперами, поскольку уверенно тянет под сотню км/ч, позволяя даже километров 10-15 прибавлять при редких попытках обгонов грузовиков.

Впрочем, «уверенно тянет» – не значит «уверенно едет»! 407-й очень чувствителен к колейности – как из-за высокого профиля старой штатной резины М-59, так и из-за узости кузова. Колея нашего ветерана (1220 мм) сантиметров на двадцать уже колеи современных авто, и в продольно продавленных более широкими машинами асфальтовых канавках Москвич с его приличным люфтом руля и валкой подвеской постоянно заставляет водителя чувствовать себя на румпеле моторной лодки, глиссирующей по «меандрам» узкой извилистой речки.

История модели

В истории завода «Москвич» (обозначим его так, не углубляясь в трансформации названия в разные годы) стоит отметить четыре основных этапа, характерные определенным узнаваемым дизайном кузовов.

В течение восьми лет с 1956 по 1964 годы завод «ЗМА» (собственно, это укороченный вариант «МЗМА» — Московского Завода Малолитражных Автомобилей) выпускал три модели, которые фактически были эволюцией одной и несущественно менялись внешне. Первым появился Москвич-402 – в 1956 году. Через два года появился Москвич-407 – он получил новый современный верхнеклапанный мотор с увеличенным объемом и мощностью 45 сил вместо 35, а через год обрел 4-ступенчатую коробку передач вместо трехступенчатой. А в 1962 году вышел Москвич-403 – это был по сути тот же 407-й, но с подвеской от будущего Москвича-408, уже совершенно другой по кузову машины, представлявшей следующий, третий этап. За восемь лет производства на ЗМА выпустили суммарно более 400 тысяч штук моделей 402, 403 и 407, сделав этот автомобиль поистине народным.

"Советский автолюбитель". Часть 1. Достаем из гаража раритетный "Москвич-407"


Не за горами то время, когда эпоха ДВС уйдет в прошлое, - уже сегодня традиционные силовые агрегаты практически достигли предела своего развития. Еще немного, и все мы пересядем в электромобили. Даже, скорее всего, в беспилотные электромобили. Но каково было быть автовладельцем 1960-х годов, на заре автомобилизации БССР? Чтобы это выяснить, Юрий Гладчук достал из гаража старый, но "живой" "Москвич-407". В первой серии нашего нового проекта поставим его на ход и расскажем о том, как в советское время покупались новые авто. В общем, как сказал Гагарин через год после выпуска этой машины, "поехали!".


"Руки в масле, **** в мыле, я люблю автомобили". Современные автомобилисты уже забыли о том, каково было быть владельцем машины в советское время. Автомобили были ненадежными и недоступными, сервисов не было, с запчастями и "расходниками" имелись проблемы. Все было непросто. Но в этой эпохе есть определенный шарм. Старые машины из СССР независимо от положительного или отрицательного отношения к советскому прошлому нашей страны вызывают ностальгию. И этой ностальгией мы решили с вами поделиться.

В этом проекте не будет ни малейшего тюнинга. Что-то "колхозить" в подобных машинах просто преступление. Легенду возрождать, по сути, и не нужно, она изумительно сохранилась и так. Просто не ездила за свою жизнь толком, зим не видела. До сих пор все на 99% заводское, даже краска и, возможно, покрышки. Высоковольтные провода только современные, свечи и аккумулятор - все.


Мы просто будем вживаться в эпоху, ездить с другими оригинальными "москвичами", ломаться и чиниться. Но сначала немного истории.

1960-й. Юрий Гагарин полетит в космос только в следующем году. Мэрилин Монро удостоена звезды на голливудской "Аллее славы". Великолепная четверка британских музыкантов основала группу The Beatles. Карибский кризис, из-за которого могло нормально так полыхнуть, произойдет только через два года, соответственно Кеннеди и Хрущев еще в полном здравии. А с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей сходит мой "Москвич-407".



Скажете, что дорого? У этого 407-го реально было состояние новой машины.


Всю свою жизнь "москвич" простоял в гараже, у нас в семье особо тоже не ездил, поэтому за 57 лет проехал только 57.000 км. То есть каждый год 407-й в среднем проезжал тысячу километров, да и то только летом, отсюда великолепная сохранность. Да, нюансы есть: краска уже не так "горит" своим цветом "озеро Рица", как раньше, есть много мелких сколов, несколько "жучков" на крыльях. Перекрашивать пока не стоит, потому что "родную" краску еще можно восстановить и отполировать.




Передняя панель в салоне от времени саморазрушилась, как и передние дверные ручки. Тонкий пластиковый руль растрескался. "Родных" деталей нет, есть только не самый дешевый "новодел". Салон просит замены некоторых износившихся элементов, небольшого "марафета" и химчистки, но не более того. 57 лет машине, все-таки годы берут свое.




Тем не менее полная реставрация ей пока не нужна, просто ее нужно немного привести в порядок - и оставить как есть. В ее оригинальности - большая ценность. За 12 лет хранения в не самом сухом гараже ржавчины больше не стало, только пара "жучков" добавилась, глушитель в одном месте прогорел. Металл на удивление очень крепкий. Правда, при условии полного отсутствия контакта с солью. Машина эти годы только мылась, консервировалась и расконсервировалась, обслуживалась, изредка выезжала на дороги.



Последний выезд был года три назад. Во время поездки внезапно провалилась педаль тормоза. Пришлось ехать домой на первой и второй передачах, тормозя двигателем и "ручником", благо было близко. "Ручник" тут держит, кстати, очень хорошо. Но потом я как-то забегался и о машине забыл.


Ах да, номерной знак. Платить деньги за "красивые" цифры не моя тема. К чему эти "понты"? Просто сдал старые черные "номера" "39-87 миа" (зря - надо было как-то сохранить) и получил новые. А когда их прикручивал, посмотрел на цифры - и прибалдел. Ни копейки за адские "номера" с тремя шестерками не доплачивал, поэтому есть подозрение, что у сотрудников ГАИ в Малиновке просто отличное чувство юмора.


В общем, чиним. Первым делом достаем машину из гаража, моем от пыли, заливаем новое трансмиссионное масло в коробку, потому что старое вытекло, - коробки у 407-х текут, с этим сложно на самом деле что-то делать, проще иногда подливать. Проверять уровень можно по щупу, который находится прямо в салоне. Но уровень особо не падает, в общем, будем пока наблюдать.



Главный тормозной цилиндр, который потек, везем реставратору этих машин, а сам "москвич" грузим на эвакуатор. Отвозил его сын нашего старого знакомого Андрея Березина Никита из Объединенной службы эвакуации авто. Это самые позитивные эвакуаторщики в городе! Их телефон видно на фото - чуть что, вы знаете, кому звонить. Что интересно, колея у машины такая узкая, что на погрузочные "вилы" поместились впритык.




На СТО "Автостиклево" устанавливаем главный тормозной цилиндр, который находится под полом, а не в подкапотном пространстве, как сейчас принято. Меняем старый антифриз в системе просто на воду - осенью сольем или зальем все тот же антифриз. Подвариваем глушитель, проверяем уровень технических жидкостей и чистим контакты в электрике ("поворотники" не работали, но починились сами) - машина готова.


Были еще мысли выставить зажигание на несколько градусов раньше, потому что еще на этапе эвакуации впервые в бак "москвича" был залит высокооктановый 92-й бензин. Раньше машина ездила на 76-м и 80-м, но сейчас их нигде нет, а мотор не рассчитан на высокооктановое горючее. В идеале надо "пилить" ГБЦ, увеличивая степень сжатия, но после заправки 92-м моторчик все так же работает как часики. Никаких детонационных стуков, никаких провалов - все работает идеально. Даже знакомый реставратор этих "москвичей" удивился, как хорошо работает силовой агрегат. Учитывая крайне малые годовые пробеги и бережный стиль вождения, принято решение ничего с ГБЦ не мудрить.

Конечно, подобную машину на обычную СТО лучше не отдавать, да ее нигде и не возьмут. Все вроде просто, но нюансы есть. Но в "Автостиклево" работают наши знакомые с "ровными" руками, и у них сразу на месте есть все, что нам нужно: здесь чинят и моторы, и электрику, и глушители, и в обычной "слесарке" разбираются.



Правда, с тормозами пришлось помучиться. Наружная манжета на ГТЦ 407-го - крайне редкая вещь. Аналогов просто нет, а старые от времени пришли в негодность. Переделывать на "современную" от 412-го - это мудрить с системой, заниматься, по выражению реставраторов, "кроиловом" и в итоге лишить автомобиль оригинальности. Система же здесь еще одноконтурная. Пришлось ставить поршень от следующего 403-го "москвича" и регулировкой укорачивать шток. Что хорошо, ничего не резали и не меняли.


С ГТЦ очень здорово помог известный в узких кругах знаток этих машин Павел Короткин. Ему за пару часов удалось изобрести способ, как без "колхоза", токарного станка (есть еще вариант выточить поршень под "волговскую" манжету) и "болгарки" решить проблему с дефицитом манжеты ГТЦ. Правда, вариант пока экспериментальный - возможно, выточить новый поршень под более популярные советские манжеты лишним не будет.




Заодно оцениваем состояние днища. Из проблем - небольшой рыжий налет в районе поддомкратников, причем этой коррозии - как у какого-нибудь трехлетнего "японца". Даже меньше.


Но "жучки" местами на крыльях все-таки есть. Правда, их вид за 12 лет так и не изменился, хотя хранится машина не в самом сухом гараже. Пара штук, может, добавилась - и все. У знакомого "Москвич-403" в таком же состоянии, позже его покажем. Он отдал его хорошему маляру, который смог идеально подобрать краску, удалить все нюансы и отполировать. Машина стала выглядеть как новая, при этом "родная" краска была сохранена, что очень ценно для раритетной машины.


На днище реально практически не к чему придраться - новая машина.



Машина хоть и новая, но все-таки старая и долго не ездила. Казалось, что открутим барабаны, а оттуда вместо пружин и планок посыплется ржавчина. А вот и нет, тормоза как новые! Пружинки смазаны, оригинальные колодки еще в хорошем состоянии, цилиндры не текут. Один из шлангов только поменяли - подошел точь-в-точь от УАЗа.


Все точки смазки ранее шприцевались… "Стоп! Какие еще точки смазки?" - спросит современный молодой автомобилист. Будни советского автовладельца были не такими простыми, как сегодня. Межсервисные интервалы небольшие: в руководстве по эксплуатации - ТО-1 (проводилось каждую 1000 км) и ТО-2 (каждые 6000 км). Список работ в их рамках длинный. И среди прочего периодически надо было залезать в яму и шприцевать ходовую часть. На карте в книге по ремонту и обслуживанию - 31 точка смазки. Но у нас все смазано, осмотрено. Едем!


В итоге машина ездила несколько дней. Один раз показалось, что мотор закипел в пробке, но на самом деле от давления сработал клапан в пробке радиатора - на землю вытекла лишняя вода, а дым появился из колеса. Да, переднее правое колесо иногда греется, причем пару раз нагрелось аж до дыма, - надо с этим разбираться. В остальном же никаких проблем, а это удивляет, учитывая, сколько времени машина простояла в гараже.


Вообще сейчас главная задача была поставить автомобиль на ход, выявить другие неисправности в процессе езды и поэкспериментировать с ГТЦ. Скорее всего, надо будет в тормозную систему снова лезть. Просто так старый советский автомобиль не поедет, быстро такую машину сделать сложно. Все вроде просто, но запчастей нет, аналогов почти нет, зато есть специфические для раритетной техники нюансы.


Но и раньше в СССР был постоянный дефицит запчастей. Так что полностью погружаемся в эпоху: обслуживать такой автомобиль непросто было тогда, непросто и сейчас. Но в целом машина в порядке, надо только разобраться с колесом, починить спидометр (на него особо не смотришь, но хочется, чтобы пробег накручивался по-честному), облагородить салон и лакокрасочное покрытие.


Все усилия того стоят! "Padam… padam… padam… Il arrive en courant derriere moi. Padam… padam… padam…" - не передать словами, какое удовольствие на старом "москвиче" под Эдит Пиаф катить по городу.


Длинные и средние волны шестиламповым супергетеродином* А17 в современном Минске из-за сильных радиопомех не словишь, только за МКАДом. Магнитолу сюда "колхозить" нельзя. Поэтому включаем музыку в телефоне - и балдеем. Я заново влюбился в эту машину…



Кстати, в Минске в 1960 году 407-й, скорее всего, был куплен как раз недалеко от места нашей фотосессии - в "шоу-руме" знаменитой "Березки" на площади Победы. Приобрести в СССР автомобиль было непросто, а в 1960-х тем более.

Очереди были длиной в несколько лет, возможность купить автомобиль предоставляли далеко не всем. И на машину еще нужно было как-то заработать… В 91-м выпуске сатирического киножурнала "Фитиль", выпущенном в 1962 году, как раз примерно показан процесс покупки "Москвича-407". Причем, что интересно, двухцветного.


Иногда без связей и взяток дело действительно не обходилось. Путь к покупке личного транспортного средства, если у вас не было особых заслуг перед родиной, был долгим и сложным…


В следующей серии мы расскажем о легенде подробнее, а также затронем эволюцию "москвичей" моделей 402, 407 и 403. В этих машинах очень много интересных нюансов и "приколов", но все они в один материал не поместятся. Ждите следующих включений!

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора и Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY

* супергетеродин - радиоприемник, основанный на принципе преобразования принимаемого сигнала в сигнал фиксированной промежуточной частоты (ПЧ) с последующим ее усилением



Да, если есть ненужный руль от ЗАЗа, тоже пишите - он точно такой же, как и в 407-м, надо только перекрасить в бежевый. И запчасти! Запчасти нужны!

Редакция благодарит СТО "Автостиклево" и Павла Короткина за помощь в ремонте машины. Также благодарим Объединенную службу эвакуации

Читайте также: