Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей

Обновлено: 22.04.2024

Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей

ГОСТ Р 52033-2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобили с бензиновыми двигателями

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Motor vehicles with petrol engines. Emission of the exhaust gas pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition

Дата введения 2004-01-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст c 01.07.2012

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2012 год

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий , , , , , *, оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.

* Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных изготовителем.

Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90* Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 12.1.012-2004, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3 Определения и обозначения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:

3.1 автомобили, находящиеся в эксплуатации: Автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

3.2 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

3.3 коэффициент избытка воздуха, : Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.4 система нейтрализации отработавших газов: Совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

3.5 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.6 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.5, 3.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.7 диагностический индикатор: Световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.8 встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

4 Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха

4.1 Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной () и повышенной () частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля:

При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля:

- значение не должно превышать:

1100 мин для автомобилей категорий и ,

900 мин для автомобилей остальных категорий;

- значение устанавливают в пределах:

2500-3500 мин для автомобилей категории М и N, не оборудованных системами нейтрализации;

2000-2800 мин для автомобилей категории М и N, оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации.

4.2 Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Категории и комплектация транспортных средств (экологический класс)

Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Измерения в условиях эксплуатации

Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission and visible pollutants. Measurement of exhaust emission at site

Дата введения 2015-05-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ") и обществом с ограниченной ответственностью "Центральный научно-исследовательский дизельный институт" (ООО "ЦНИДИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2014 г. N 2144-ст

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных и межгосударственных стандартов:

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт разработан в целях исполнения государственного законодательства в области охраны окружающей среды от вредного воздействия поршневых двигателей внутреннего сгорания, установленных на объектах применения и находящихся в эксплуатации. Введение стандарта обеспечивает реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух" в части, относящейся к контролю выбросов водного, железнодорожного и промышленного транспорта.

Периодичность контроля соответствия двигателей техническим нормативам дымности и выбросов вредных веществ с отработавшими газами устанавливают не чаще чем один раз в год, если иное не предусмотрено правилами безопасности в особых условиях эксплуатации двигателей или другими специальными требованиями.

Стандарт устанавливает требования и ограничения, которыми следует руководствоваться при проведении экологического контроля двигателей, установленных на объектах применения.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на поршневые двигатели внутреннего сгорания судового, тепловозного и промышленного назначения (далее - двигатели), находящиеся на объектах применения, и устанавливает процедуры контроля соответствия двигателей в условиях эксплуатации нормам выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов (далее - ОГ).

Стандарт не распространяется на автомобильные и авиационные двигатели.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 31967-2012 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24028 и ГОСТ 31967.

4 Обозначения

В настоящем стандарте применяются обозначения и сокращения в соответствии с ГОСТ 24028 и ГОСТ 31967.

5 Предельно допустимые значения нормируемых параметров выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов

5.1 Нормируемые параметры

5.1.1 Для газообразных вредных веществ настоящий стандарт устанавливает следующую номенклатуру нормируемых параметров:

- удельный средневзвешенный выброс оксидов азота;

- удельный средневзвешенный выброс оксида углерода;

- удельный средневзвешенный выброс суммы углеводородов.

5.1.2 Для дымности ОГ стандарт устанавливает один из двух нормируемых параметров выбросов в зависимости от выбранного изготовителем метода его измерения:

- коэффициент ослабления светового потока или его расчетный эквивалент - натуральный показатель ослабления потока;

- дымовое число фильтра FSN, условные единицы.

5.2 Предельно допустимые значения норм выбросов вредных веществ и дымности

5.2.1 Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ при испытаниях двигателей в условиях эксплуатации должны соответствовать ГОСТ 31967* с учетом корректирующих коэффициентов.

* Для тепловозных двигателей постановки на производство до 2000 г. предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ устанавливают в соответствии с ГОСТ (проект) "Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и мотор-вагонного подвижного состава. Нормы и методы определения"

5.2.2 При измерении дымности оптическим дымомером предельно допустимые значения натурального показателя ослабления светового потока и соответствующие им значения коэффициента ослабления светового потока, приведенные к шкале дымомера с базой 0,43 м, при испытаниях двигателей в условиях эксплуатации должны соответствовать ГОСТ 24028 с учетом корректирующих коэффициентов.

При измерении дымности фильтрационным дымомером с длиной колонки 0,405 м предельно допустимые значения дымового числа фильтра FSN при испытаниях двигателей в условиях эксплуатации должны соответствовать ГОСТ 24028 с учетом корректирующих коэффициентов.

5.2.3 При испытаниях в условиях эксплуатации при периодических контрольных проверках двигателей предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов определяют с использованием корректирующих коэффициентов по формулам:

Значения корректирующих коэффициентов нормируемых параметров выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов в зависимости от наработки двигателей всех назначений, кроме тепловозных двигателей, устанавливают по таблице 1.

Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей

Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

Двигатели внутреннего сгорания поршневые

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Нормы и методы определения

Internal combustion reciprocating engines. Emissions of harmful substances with the exhaust gases. Limit values and test methods

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центральный научно-исследовательский дизельный институт" (ООО "ЦНИДИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 235 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 3 декабря 2012 г. N 54-П)

За принятие проголосовали:

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 926-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31967-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Международные стандарты разработаны Международной организацией по стандартизации (ISO).

Перевод с английского языка (en).

Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ).

Настоящий стандарт подготовлен на основе ГОСТ Р 51249-99

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 2018 год

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на выбросы газообразных вредных веществ с отработавшими газами при проведении стендовых испытаний новых и капитально отремонтированных судовых, тепловозных и промышленных поршневых дизельных двигателей внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает их нормы и методы определения.

Настоящий стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 13320-81 Газоанализаторы промышленные автоматические. Общие технические условия

ГОСТ 33754-2016 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 отработавшие газы; ОГ: Смесь газообразных продуктов горения топлива и масла, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров двигателя в его выпускную систему.

3.2 сухие отработавшие газы: ОГ, влагосодержание которых не более равновесного при температуре 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа.

3.3 влажные отработавшие газы: ОГ, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.

3.4 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в небольших количествах в ОГ и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства.

3.5 оксид углерода : Газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива.

3.6 оксиды азота : Смесь различных оксидов азота, образовавшихся в процессе горения топлива в цилиндре двигателя.

3.7 углеводороды : Смесь паров всех несгоревших и частично окисленных углеводородов топлива и масла, образующихся в процессах горения топлива и выпуска продуктов сгорания из цилиндра двигателя.

3.8 концентрация оксида углерода: Объемная доля в ОГ оксида углерода в объемных процентах (об. %).

3.9 концентрация оксидов азота, приведенных к : Объемная доля в ОГ оксидов азота, которую они занимали бы при трансформации в эквивалентный объем двуокиси азота , об. %.

3.10 концентрация углеводородов, приведенных к : Объемная доля в ОГ суммы углеводородов, которую они занимали бы при условной трансформации в эквивалентный объем идеального газа с молекулярной массой 13,85 и энергией ионизации молекул, равной энергии ионизации пропана , об. %.

3.11 выброс вредных веществ: Количество вредного вещества, поступающего в атмосферу с ОГ в единицу времени.

3.12 испытательный цикл (режимы испытаний): Совокупность фиксированных по частоте вращения и мощности режимов работы двигателя, устанавливаемая в соответствии с его назначением и реализуемая в процессе испытаний.

3.13 весовой коэффициент режима испытаний: Условная величина, отражающая статистическую долю времени работы двигателей конкретного назначения при эксплуатации на данном режиме.

3.14 удельный средневзвешенный выброс вредного вещества: Количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу с ОГ, приходящееся на 1 кВт·ч эффективной работы двигателя при совершении им полного испытательного цикла.

3.15 предельно допускаемый удельный средневзвешенный выброс вредного вещества: Значение удельного средневзвешенного выброса вредного вещества, при превышении которого двигатель не допускают к эксплуатации.

3.16 газоанализатор: Средство измерений для измерений концентрации вредного вещества в пробе ОГ.

3.17 технический паспорт выбросов двигателя: Документ, содержащий детальную опись компонентов, регулировок и рабочих параметров двигателя, существенно влияющих на выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов, а также способы их идентификации и проверки.

4 Обозначения

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:

- массовый расход топлива, кг/ч;

- удельный эффективный расход топлива, г/(кВт·ч);

- объемная концентрация в отработавших газах -го вредного вещества, об. %;

ОСТ 37.001.054-81 Автомобили и двигатели. Выбросы вредных веществ. Нормы и методы определения

Настоящий стандарт распространяется на изготавливаемые предприятиями отрасли:

- автомобили с полной массой не более 3500 кг и автобусы с числом мест для сидения (включая место для водителя) не более 12 с четырехтактными двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием *);

- автомобили с полной массой не более 3500 кг и автобусы с числом мест для сидения (включая место для водителя) не более 12 с четырехтактными дизелями *;

- двигатели с искровым зажиганием и дизели, предназначенные для установки на указанные типы автомобилей и автобусов;

- карбюраторы, устанавливаемые на указанные типы автомобилей и автобусов.

Стандарт не распространяется на автомобили, полная масса которых менее 400 кг или максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч; на автомобили высшего и большого классов, на легковые автомобили особого назначения, на двигатели и карбюраторы, поставляемые в запасные части для автомобилей, снятых с производства.

Стандарт устанавливает предельно допустимые нормы и методы определения массы окиси углерода, углеводородов и окислов азота в отработавших газах автомобилей, выбрасываемых в атмосферу.

1. Основные положения

1.1. Испытания содержат:

1.1.1. Определение массы окиси углерода, углеводородов и окислов азота в выбрасываемых в атмосферу отработавших газах при выполнении автомобилем установленного настоящим стандартом ездового цикла, имитирующего движение автомобиля в городских условиях.

1.1.1.1. Проверка соответствия массы вредных веществ в отработавших газах нормам, установленным в стандарте, должна проводиться при приемочных, периодических и инспекционных испытаниях ( ГОСТ 16504-81).

1.1.1.1.1. При приемочных испытаниях проверка должна проводиться с обязательным приглашением представителя Госкомгидромета.

1.1.1.2. Количество автомобилей (двигателей, карбюраторов), отбираемых для периодических испытаний, устанавливается предприятием-изготовителем при гарантированном соответствии всей продукции нормам настоящего стандарта.

1.1.2. Определение объемной доли окиси углерода в выбрасываемых в атмосферу отработавших газах автомобиля при работе двигателя на режимах холостого хода (при минимальной частоте вращения и при частоте вращения, равной 0,6 от номинальной, установленной предприятием-изготовителем) по методике ГОСТ 17.2.2.03-77.

1.1.2.1. Проверка соответствия объемной доли окиси углерода в отработавших газах при минимальной частоте вращения холостого хода норме, установленной ГОСТ 17.2.2.03-77, а также регулирование карбюратора и в случаях, предусмотренных предприятием-изготовителем пломбирование карбюратора, должны проводиться на всех выпускаемых автомобилях.

1.1.2.2. Количество автомобилей, на которых проверяется соответствие объемной доли окиси углерода в отработавших газах на холостом ходу при частоте вращения, равной 0,6 от номинальной, устанавливается предприятием-изготовителем при гарантированном соответствии всей продукции норме ГОСТ 17.2.2.03-77.

1.1.2.3. Количество двигателей и карбюраторов, отбираемых для проверки соответствия объемной доли окиси углерода в отработавших газах на режимах холостого хода, устанавливается предприятием-изготовителем при гарантированном соответствии всей продукции нормам ГОСТ 17.2.2.03-77.

1.1.2.4. При проверке двигателей и карбюраторов на соответствие требованиям ГОСТ 17.2.2.03-77 допускается применение заводских методик проверок.

1.2. Автомобили с дизелями проходят испытания только по п. 1.1.1.

2. Предельно допустимые выбросы вредных веществ

2.1. Предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами не должны превышать величин, указанных в табл. 1

Рабочий объем двигателя, л

Год*) постановки на производство**)

Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/испытание

Суммарно углеводородов и окислов азота

В т.ч. окислов азота

Автомобиль из серии

Автомобиль из серии

Автомобиль из серии

От 1,4 до 2,0 включ.

*) Нормы вводятся с 1 октября указанного года.

**) Для всех выпускаемых автомобилей нормы вводятся на 1 год позже.

Примечания: 1. При поставке автомобилей на экспорт, нормы выброса, указанные в табл. 1, могут быть изменены в соответствии с требованиями страны-импортера.

2. "Подготовленный автомобиль" - автомобиль, прошедший подготовку в объеме мероприятий, не изменяющих конструкцию автомобиля и двигателя и их регулировок, установленных техническими условиями.

2.2. На период до введения норм, указанных в табл. 1, предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами не должны превышать величин, указанных в табл. 2.

Контрольная масса автомобиля, кг

Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/испытание

суммарно углеводородов и окислов азота

Автомобиль из серии

Автомобиль из серии

Св. 1020 до 1250 -"-

2.2.1. Допускается определение выброса вредных веществ по методике, предусматривающей сбор для анализа всей массы отработавших газов без разбавления воздухом. В этом случав массы окиси углерода, углеводородов и окислов азота не должны превышать предельных величин, указанных в табл. 3

Контрольная масса автомобиля, кг

Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/испытание

Автомобиль из серии

Автомобиль из серии

Автомобиль из серии

Св . 1020 до 1250 -"-

2.3. При проведении испытаний по п/п 1.1.1 должны предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами, указанные в табл. 1, 2 и 3 должны быть увеличены: в 1,25 раза для грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей с приводом на все колеса массой до 2,0 т; в 2 раза для грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей с приводом на все колеса массой более 2,0 т; в 1,4 раза для полноприводных автомобилей с колесными редукторами. Испытания могут проводиться с одним работающим мостом.

2.4. Испытания автомобиля по п/п 1.1.1 должны проводиться три раза. Заключение о соответствии нормам настоящего стандарта дается по среднему арифметическому значению по каждому компоненту.

2.4.1. Для каждого из нормируемых компонентов в одном из трех испытаний допускается превышение нормы не более чем на 10%, при условии, что среднее арифметическое по трем испытаниям ниже установленной нормы.

2.4.2. Если полученные при первом испытании значения нормируемых компонентов не превышают 70% установленной нормы, то допускается проводить испытания один раз.

2.4.3. Если полученные при первом и при втором испытаниях значения нормируемых компонентов не превышают 95% установленной нормы, то допускается проводить испытания два раза.

2.5. При проведении периодических испытаний партии автомобилей (двух и более) одной модели допускается несоответствие нормам настоящего стандарта отдельными автомобилями, но при выполнении следующего условия

где L - предельно допустимые выбросы, указанные в п.2.1 для окиси углерода или для суммы углеводородов и окислов азота;

- среднеарифметическое значение выбросов, измеренных при проведении испытаний всей партии автомобилей;

k - статистический коэффициент, выбираемый по табл. 4 в зависимости от количества автомобилей (n) в партии;

х - фактическое значение выбросов, измеренное у каждого автомобиля из партии.

Значения статистического коэффициента

Примечание. Если n > = 20, то

2.6. При проведении приемочных, периодических и инспекционных испытаний автомобилей, двигателей и карбюраторов по п. 1.1.2 объемные доли окиси углерода в отработавших газах в процентах (при минимальной частоте вращения холостого хода и при частоте вращения, равной 0,6 от номинальной) не должны превышать норм, указанных в ГОСТ 17.2.2.03-77.

2.7. Выброс картерных газов в атмосферу не допускается.

2.7.1. Автомобиль (двигатель) считается соответствующим этому требованию, если при каждом из режимов п. 2.7.2, давление в картере двигателя не превышает атмосферного давления в момент измерения.

2.7.2. Давление в картере двигателя измеряется при следующих режимах работы двигателя, установленном на автомобиле.

Мощность, поглощаемая тормозом стенда с беговыми барабанами

Мощность, соответствующая регулировке тормоза для испытаний по п/п 1.1.1 .

Мощность, соответствующая режиму 2, умноженная на коэффициент 1,7

2.7.3. Если при одном из режимов п. 2.7.2 давление в картере двигателя превышает атмосферное, то допускается проведение дополнительного испытания.

Если конструкция двигателя исключает возможность присоединения эластичной камеры к отверстию для щупа уровня масла, то эластичная камера может быть соединена с картером двигателя через другое отверстие. Все отверстия, соединяющие картер двигателя с атмосферой, кроме отверстия, к которому подсоединена эластичная камера, должны быть перекрыты.

2.8. Предприятия отрасли должны гарантировать соответствие выпускаемых автомобилей установленным нормам в течение всего срока гарантийного пробега при условии соблюдения правил технической эксплуатации и обеспечения регулировок в соответствии с инструкциями предприятия-изготовителя.

3. Оборудование, применяемое при испытаниях

3.1. Испытания автомобилей по п. 1.1.1 следует проводить на динамометрическом стенде с беговыми барабанами и сменными маховыми массами.

Испытания двигателей по п. 1.1.1 следует проводить на динамометрическом стенде с беговыми барабанами и сменными маховыми массами (в этом случае двигатель устанавливается на шасси автомобиля, для которого он предназначен). Допускается проведение испытаний на тормозном стенде с программным управлением.

Испытания карбюраторов по п. 1.1.1 следует проводить на автомобиле, а по п. 1.1.2 - на двигателе, для которых они предназначены.

3.2. Динамометрический стенд с беговыми барабанами.

3.2.1. Измерение нагрузки (крутящего момента), задаваемой тормозным устройством стенда, должно производиться с погрешностью не более ± 5%.

3.2.2. Суммарный момент инерции вращающихся частей стенда должен соответствовать категории автомобиля (табл. 6). Допускаемая погрешность не более ± 20 кг.

Контрольная масса* автомобиля, кг

Контрольная масса, автомобиля, кг

От 400 до 750 включ.

Св.1470 до 1700 включ.

* Контрольной массой автомобиля называется масса полностью заправленного и снаряженного автомобиля без массы полезного груза, плюс 100 кг., включающие массу водителя и дополнительную массу, размещенную на переднем сиденье, или манекен массой 100 кг.

3.2.3. Характеристика стенда по поглощаемой мощности на скоростных режимах менее 50 км/ч должна отвечать условию:

при U > 12 км/ч

при U £ 12 км/ч

где U - условная скорость автомобиля на стенде;

N ст - мощность, поглощаемая нагрузочным устройством и в результате трения вращающихся деталей стенда;

К - постоянная, определяемая из условия

N ст = KU 3 при U =50 км/ч

3.2.4. Стенд должен быть оборудован прибором, задающим программу движения, и счетчиком пути. Условная скорость определяется по частоте вращения барабана, связанного с энергопоглощающим устройством, а условный путь - по суммарному количеству оборотов этого барабана. Измерение скорости должно производиться с погрешностью не более ± 1 км/ч, измерение пути с погрешностью не более ±0,5%.

3.3. Система отбора отработавших газов.

3.3.1. Отбор отработавших газов на анализ осуществляется с помощью пробоотборника постоянного объема (ППО).

ППО предназначен для смешивания отработавших газов с атмосферным воздухом, отбора части разбавленных отработавших газов и фонового воздуха в эластичную емкость и замера общего объемного расхода смеси отработавших газов и разбавляющего воздуха, проходящей через пробоотборник за время испытания. Смешивание отработавших газов с воздухом осуществляется таким образом, что суммарный объемный расход смеси отработавших газов и воздуха остается неизменным независимо от режима движения автомобиля. ППО должен удовлетворять двум основным требованиям:

- должен быть измерен суммарный объем разбавленных отработавших газов, приходящих через ППО;

- массовый расход разбавленных отработавших газов, отбираемых в эластичную емкость для анализа, должен быть на всех режимах прямо пропорционален суммарному массовому расходу разбавленных отработавших газов.

Степень разбавления отработавших газов должна быть такой, чтобы ни на одном режиме движения по ездовому циклу не происходило конденсации паров воды в емкостях для сбора разбавленных газов. Принципиальная схема ППО приведена на чертеже (обязательное приложение 1).

3.3.2. Материал эластичных емкостей должен быть таким, чтобы после 20 мин. ранения разбавленных отработавших газов концентрации вредных веществ изменялись не более чем на 2% от первоначальных значений.

3.3.3. Погрешность измерения суммарного расхода разбавленных отработавших газов должна быть не более ± 2%.

3.3.4. На протяжении всего испытания температура перед устройством для измерения суммарного расхода разбавленных отработавших газов должна поддерживаться в пределах ±6°С от задаваемой регулятором величины. Измерение температуры в этой точке должно производиться в точностью ±1°C, давления ±0,4 кПа, перепада давления на устройстве для измерения расхода ±0,4 кПа.

3.3.5. Методика тарирования ППО, газоанализатора и общей проверки системы приведены в рекомендуемом приложении 4.

3.4. Анализ отработавших газов.

3.4.1. Анализ отработавших газов должен проводиться при помощи газоаналитических систем, в которых определяются концентрации СО, СН, NOx, СО2. Анализ СО и СО2 проводится инфракрасным методом; СН - ионизационно-пламенным; NOx - хемилюминесцентным. При определении выброса вредных веществ по методике, предусматривающей сбор для анализа всей массы отработавших газов без разбавления воздухом, измерение концентрации СН производится инфракрасным методом.

3.4.2. При испытаниях автомобилей с дизелями средняя концентрация углеводородов определяется при непрерывном анализе концентрации углеводородов в разбавленных отработавших газах с последующим осреднением. Линия отбора проб для непрерывного анализа углеводородов, включает ионизационно-пламенный газоанализатор и фильтр с эффективностью не менее 99% для твердых частиц ³ 3 мкм, подогреваемый во время испытаний. В ходе испытаний температура линии должна поддерживаться на уровне 46З±10К.

Отбор пробы для анализа углеводородов должен производиться непосредственно за смесителем ППО. Время движения пробы от места отбора пробы до газоанализатора должно быть не более 4 с.

3.4.3. Газоанализаторы должны иметь диапазоны измерения в пределах, обеспечивающих измерение содержания определяемых компонентов. Допускаемая погрешность показаний газоанализаторов должна быть в пределах ±3% от максимального значения шкалы для любого диапазона и любого измеряемого компонента. Погрешность приготовления тарировочного газа при этом в расчет не принимается.

3.5. Калибровочные и рабочие газы.

3.5.1. В качестве калибровочных и рабочих газов рекомендуется использовать газы и смеси, приведенные в рекомендуемом приложении 2.

3.6. Точность измерения температуры, давления и влажности, при которых проводятся испытания.

3.6.1. Температура в помещении при проведении испытаний должна измеряться с погрешностью не более ±1,5°.

3.6.2. Атмосферное давление должно измеряться с погрешностью не более ±0,1 кПа.

3.6.3. Относительная влажность должна измеряться с погрешностью не более ± 5%.

4. Условия проведения испытаний

4.1. С автомобилем, предъявляемым к испытаниям по настоящему стандарту следует передавать его паспорт и техническую характеристику двигателя, составленную в соответствии с рекомендуемым приложением 3.

4.2. Автомобиль к моменту испытаний должен иметь пробег не менее 3000 км, быть технически исправным и соответствовать техническим условиям предприятия-изготовителя. При проведении испытаний автомобиля из серии по согласованию с предприятием-изготовителем, допускается меньший пробег. Перед периодическими испытаниями автомобиль не должен подвергаться регулировкам, за исключением операций, периодичность которых регламентируется инструкцией по эксплуатации.

4.3. Система выпуска отработавших газов не должна иметь неплотностей, приводящих к уменьшению количества отбираемого газа или к подсосам воздуха.

4.4. Перед проведением испытаний по ездовому циклу должна быть проведена настройка стенда, заключающаяся в подключении маховых масс и регулировке тормоза. Порядок регулировки тормоза указан в рекомендуемом приложении 5.

Маховые массы, подключаемые к барабану стенда должны иметь момент инерции (вместе с другими вращающимися частями стенда) эквивалентный категории автомобиля (см. табл. 6).

4.5. Автомобиль во время испытаний должен находиться в горизонтальном положении, капот должен быть поднят.

При необходимости, для поддержания нормального температурного режима двигателя в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя, допускается применение дополнительного вентилятора.

4.6. При проведении испытаний применяется топливо, указанное в технической документации предприятия-изготовителя.

4.7. Система смазки двигателя должна быть заправлена маслом, указанным в технической документации предприятия-изготовителя.

4.8. Температурные условия.

4.8.1. К началу испытаний по п. 1.1.1 температура охлаждающей жидкости и масла в картере двигателя должна быть в пределах 293-303К.

4.8.2. Температура в помещении, где проводятся испытания, должна быть в пределах 293-303К.

4.8.3. Абсолютная влажность (Н) воздуха в испытательной камере или воздуха, поступающего в двигатель, должна быть в пределах:

5,5 £ Н £ 12,2 г Н2О/кг сухого воздуха.

5. Методика проведения испытаний

5.1. Определение масс окиси углерода, углеводородов и окислов азота в отработавших газах, выбрасываемых при выполнении автомобилем ездовых циклов.

5.1.1. Испытание состоит из четырех одинаковых ездовых циклов, непрерывно повторяемых один за другим, и проводится на стенде с беговыми барабанами с эквивалентной категории автомобиля маховой массой. Общая длительность испытания 13 мин.

Ездовой цикл автомобиля приведен в табл. 7. Графическое изображение цикла дано в обязательном приложении 6.

Ездовой цикл при испытаниях для определения выброса автомобилями вредных веществ

Содержание вредных веществ в отработавших газах автомобиля. Методы контроля

В соответствии с пунктом 1 Статьи 17 и пунктом 2 Статьи 30 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Статьи 45 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

В пункте 3 Российского Технического регламента содержится определение понятия «выбросы» — это выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные (загрязняющие) вещества (оксид углерода (СО), углеводороды СmНN, оксиды азота (NOx) и дисперсные частицы). В зависимости от уровня выбросов автомобильной технике и двигателю внутреннего сгорания присваивается соответствующий экологический класс — классификационный код.

Нормы и методы контроля выбросов содержатся в ряде национальных стандартов Российской Федерации. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

ГОСТ распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов (исключение составляют автомобили, чья полная масса составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч).

ГОСТ устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (дымности) в режиме свободного ускорения для автомобилей категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия.

Стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Проверки автомобилей на соответствие требованиям данного стандарта могут проводиться в следующих случаях:

  • на предприятиях, изготавливающих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;
  • при сертификационных испытаниях;
  • при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в порядке, установленном специально уполномоченными органами;
  • на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
  • на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.

2. ГОСТ Р 54942-2012 «Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».

ГОСТ распространяется на находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства категорий M и N с искровыми двигателями:

  • монотопливные, работающие на сжиженном нефтяном газе (СНГ), компримированном природном газе (КПГ) или сжиженном природном газе (СПГ);
  • многотопливные, работающие на СНГ, КПГ или СПГ, а также допускающие работу на бензине.

Стандарт устанавливает нормативные значения содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей (оксида углерода и углеводородов), коэффициента избытка воздуха, требования к техническому состоянию систем двигателя, а также методы контроля при оценке технического состояния.

Необходимо отметить, что начиная 2003 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», национальные стандарты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе, а в соответствии с пунктом 4 Статьи 17 Федерального закона РФ № 96-ФЗ транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Для реализации данного пункта Правительством Российской Федерации было принято соответствующее Постановление от 06.02.2002 № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», которое действует и в настоящее время. В частности, согласно подпункта «а» пункта 2 данного Постановления проверки автотранспортных средств должны осуществляться во время их технического осмотра.

Так, например, в соответствии с пунктом 32 Приложения № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 , при проведении технического осмотра к двигателю и его системе предъявляется требование о том, что содержание загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств должно соответствовать следующим требованиям:

Итоги технического осмотра фиксируются в диагностической карте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у субъекта транспортной деятельности нет обязанности по осуществлению самостоятельного или с привлечением специализированной аккредитованной лаборатории экологического контроля за содержанием выбросов автотранспорта. На законодательном уровне его проведение предусмотрено во время осуществления технического осмотра транспортных средств. Однако стоит учитывать, что в случае обнаружения при осуществлении государственного экологического контроля превышения указанных нормативов у выпущенного на линию автотранспорта на должностное лицо, ответственное за выпуск, могут быть наложены штрафные санкции в соответствии со ст. 8.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 8.22 КоАП РФ. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.

Нормы выбросов вредных веществ автомобилями в мире. Справка

Проблема экологичности автомобилей возникла ещё в середине ХХ века, когда машины стали массовым продуктом. Европейские страны, находясь на сравнительно небольшой территории, ранее других стали применять различные экологические нормативы. Они существовали в отдельных странах и включали различные требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах у автомобилей.

В 1988 году Европейской экономической комиссией ООН был введён единый регламент (так называемый Евро-0) с требованиями снизить уровень выбросов окиси углерода, оксида азота и других веществ в автомобилях. Раз в несколько лет требования ужесточались, другие государства также стали вводить подобные нормативы.


Экологические нормы в Европе

С 2015 года в Европе действуют нормы Евро-6. Согласно этим требованиям, для бензиновых двигателей устанавливаются следующие допустимые выбросы вредных веществ (г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 1
  • Углеводород (СН) — 0,1
  • Оксид азота (NOx) — 0,06
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,005

Для автомобилей с дизельными двигателями стандарт Евро-6 устанавливает другие нормы (г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 0,5
  • Оксид азота (NOx) — 0,08
  • Углеводороды и оксиды азота (HC+NOx) — 0,17
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,005

Экологический стандарт в России

Россия следует стандартам Евросоюза по выбросам выхлопных газов, хотя их реализация отстаёт на 6-10 лет. Первым стандартом, который был официально утверждён в РФ, стал Евро-2 в 2006 году.

С 2014 года в России на ввозимые автомобили действует стандарт Евро-5. С 2016 года он стал применяться и на все производимые автомобили.

Стандарты Евро-5 и Евро-6 имеют одинаковые нормы максимального количества выбросов вредных веществ для автомобилей с бензиновым двигателем. А вот для автомобилей, двигатель которых работает на дизельном топливе, стандарт Евро-5 имеет менее строгие требования: оксид азота (NOx) не должен превышать 0,18 г/км, а углеводороды и оксиды озота (HC+NOx) — 0,23 г/км.

Нормы выбросов в США

Федеральный стандарт к выбросам в атмосферу в США для легковых автомобилей делится на три категории: транспортные средства с низким уровнем выбросов (LEV), транспортные средства со сверхнизким уровнем выбросов (ULEV — гибриды) и транспортные средства с супернизким уровнем выбросов (SULEV — электромобили). На каждый из классов существуют отдельные требования.

В целом все производители и дилеры по продаже автомобилей на территории США придерживаются требований по выбросам в атмосферу агентства ЕРА (LEV II):

Читайте также: