Признаки неисправности помпы тойота королла

Обновлено: 15.04.2024

Признаки неисправности помпы тойота королла

Toyota Corolla (2011 год). Неисправности помпы системы охлаждения двигателя

Для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля применяется центробежный насос, или помпа. Он может иметь механический или электрический тип привода. Если помпа неисправна, вся система охлаждения будет находиться в нерабочем состоянии, что приведет к перегреву двигателя.

Возможные неисправности помпы (центробежного насоса) системы охлаждения

Поломка насоса охлаждающей жидкости может привести к остановке всей системы. Это может серьезно отразиться на состоянии двигателя. Наиболее частыми проблемами помпы являются:

-Износ уплотнителя (сальника). В этом случае происходит утечка охлаждающей жидкости.

-Поломка рабочего колеса. При разрушении крыльчатки нагнетание жидкости становится хуже (падает давление) или вовсе прекращается.

-Заклинивание подшипников. Если смазка насоса ухудшается, что также может быть следствием подтекания жидкости охлаждения, помпа начинает работать с перебоями.

-Увеличение люфта между крыльчаткой и валом насоса. В процессе работы рабочее колесо, закрепленное на валу, может разболтаться, что приводит к нестабильной работе помпы и другим поломкам.

-Химическая коррозия. Чаще всего эта проблема затрагивает рабочее колесо насоса и возникает, если используются жидкости низкого качества.

-Разрушение под действием кавитации. Пузырьки воздуха, которые могут возникать при работе насоса, интенсивно разрушают его изнутри, что приводит к ломкости деталей и их поражению коррозией.

-Загрязнение системы. Химические отложения и просто грязь, попадающая внутрь насоса, со временем образуют твердый налет на его деталях, что затрудняет вращение рабочего колеса и прохождение жидкости.

-Разрушение подшипников. В этом случае при работе насоса появляется характерный свист. Заменить такие подшипники сложно, а потому в этом случае насос просто меняют.

-Обрыв ремня привода. При использовании некачественного ремня или несвоевременной его замене может произойти разрыв или проскальзывание.

Признаки неисправности помпы

-Посторонние шумы. Зачастую частично неисправная водяная помпа системы охлаждения при работе издает «нездоровые» шумящие или «подвывающие» звуки. Они могут быть вызваны значительным износом подшипника и/или тем, что крыльчатка помпы при вращении касается ее корпуса. Это также возникает по причине частичного выхода подшипника из строя.

-Люфт шкива помпы. Он возникает по причине повреждения или естественного износа его подшипника вращения. Диагностику в данном случае можно провести достаточно просто, достаточно пошатать вал помпы из стороны в сторону пальцами. Есть люфт имеет место, то он будет хорошо ощущаться тактильно. Обратите внимание, что образование люфта приближает момент, когда сальник помпы будет негерметичен и будет пропускать охлаждающую жидкость.

-Появление течи. Так, антифриз может подтекать как из уплотнителя, так и из других мест, например, корпуса и крыльчатки. Тосол или антифриз в данном случае можно увидеть на корпусе помпы, месте ее крепления, некоторых элементах подкапотного пространства под помпой (зависит от конструкции конкретного автомобиля) или же просто на земле под автомобилем.

-Появление запаха антифриза. В частности, его можно будет ощутить не только в подкапотном пространстве (при открытии капота), но и в салоне, поскольку его испарения будут попадать в салон через систему вентиляции. Тосол имеет сладковатый запах, иногда с привкусом спирта.

-Несоосность крепления. В частности, в отношении к шестерням привода ГРМ, а также натяжным роликам. Это можно увидеть визуально, либо приложив какой-либо ровный предмет (например, линейку) в одной плоскости с роликами и помпой. В этом случае нередко возникает ситуация, когда подъедает ремень.

-Значительное повышение температуры двигателя. И не только двигателя, но и охлаждающей жидкости, о чем будет свидетельствовать сигнальная лампа на приборной панели. В критических случаях возникает банальное закипание тосола, и из радиатора будет идти пар. Однако такая является критичной и при ее возникновении пользоваться автомобилем запрещено!

Как определить неисправность помпы

Проверить водяную помпу двигателя автомобиля на наличие неисправности достаточно просто. Самый простой метод — попробовать на ощупь, если на валу насоса люфт или его нет. Для этого достаточно взяться пальцами за вал помпы и подергать его из стороны в сторону в направлении, перпендикулярном самому валу (то есть, поперек). Если подшипник в порядке, то люфта быть не должно. Если же даже небольшой люфт имеет место, значит, помпу нужно менять.

Однако более тщательная проверка без снятия помпы выполняется по следующему алгоритму:

-Прогреть двигатель до рабочей температуры. То есть, чтобы температура охлаждающей жидкости была в районе +90°С.
-При работающем двигателе рукой пережать толстый патрубок с охлаждающей жидкостью, который идет от радиатора.
-Если помпа исправна, то в нем должно ощущаться давление. Если же давления нет или оно пульсирующее, то это означает, что помпа частично или полностью вышла из строя. Скорее всего провернулась крыльчатка помпы.

Обратите внимание, что температура охлаждающей жидкости, а значит, и патрубка достаточно высока, поэтому работать нужно осторожно, можно воспользоваться перчатками или ветошью.
Также чтобы проверить помпу, необходимо визуально осмотреть ее посадочное место. Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать). Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место.

Обязательно нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. Причем, не обязательно, она должна быть влажной в момент проверки. Если посадочное место и уплотнение сухое, но в районе крепления имеются засохшие (причем свежие) следы подтеков, то это означает, что при высоком давлении уплотнение все же пропускает охлаждающую жидкость. Следы подтеков имеют рыжеватый или коричнево-бурый цвет, в некоторых случаях серый (это зависит от того, какого цвета был залит антифриз в систему охлаждения).

Еще нужно осмотреть место прилегания помпы к блоку двигателя. В идеале там не должно быть подтеков охлаждающей жидкости из дренажного отверстия. Однако если есть незначительные подтеки, то помпу можно не менять, а временно попробовать избавиться от них при помощи замены уплотнителя и использования герметика.

Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее.

Если подшипник неисправен — он будет издавать гул, а перекатываться с ощутимым грохотом и неравномерно. Однако такой метод подойдет для тех помп, чей шкив вращается приводным ремнем. Если же он вращается ремнем ГРМ, то для диагностики нужно будет ослаблять его усилие и проверять его работу в таких условиях.

Неисправности помпы

Неисправности помпы проявляются в значительном люфте ее вала, нарушении герметичности уплотнения, износе (появлении коррозии или разломе) крыльчатки. Все перечисленные дефекты приводят к тому, что водяной насос автомобиля работает не должным образом, из-за чего в системе охлаждения двигателя не поддерживается необходимое давление, что, в свою очередь, приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости вплоть до ее закипания. Приходится покупать новую помпу и устанавливать ее вместо старой.

Неисправности помпы

Признаки неисправности помпы

Существует всего шесть основных признаков «умирающей» помпы, по которым можно судить о том, что насос частично (и даже полностью) вышел из строя и подлежит замене. Так, к таким симптомам относится:


  • Посторонние шумы. Зачастую частично неисправная водяная помпа системы охлаждения при работе издает «нездоровые» шумящие или «подвывающие» звуки. Они могут быть вызваны значительным износом подшипника и/или тем, что крыльчатка помпы при вращении касается ее корпуса. Это также возникает по причине частичного выхода подшипника из строя.
  • Люфт шкива помпы. Он возникает по причине повреждения или естественного износа его подшипника вращения. Диагностику в данном случае можно провести достаточно просто, достаточно пошатать вал помпы из стороны в сторону пальцами. Есть люфт имеет место, то он будет хорошо ощущаться тактильно. Обратите внимание, что образование люфта приближает момент, когда сальник помпы будет негерметичен и будет пропускать охлаждающую жидкость.
  • Появление течи. Так, антифриз может подтекать как из уплотнителя, так и из других мест, например, корпуса и крыльчатки. Тосол или антифриз в данном случае можно увидеть на корпусе помпы, месте ее крепления, некоторых элементах подкапотного пространства под помпой (зависит от конструкции конкретного автомобиля) или же просто на земле под автомобилем.
  • Появление запаха антифриза. В частности, его можно будет ощутить не только в подкапотном пространстве (при открытии капота), но и в салоне, поскольку его испарения будут попадать в салон через систему вентиляции. Тосол имеет сладковатый запах, иногда с привкусом спирта.
  • Несоосность крепления. В частности, в отношении к шестерням привода ГРМ, а также натяжным роликам. Это можно увидеть визуально, либо приложив какой-либо ровный предмет (например, линейку) в одной плоскости с роликами и помпой. В этом случае нередко возникает ситуация, когда подъедает ремень.
  • Значительное повышение температуры двигателя. И не только двигателя, но и охлаждающей жидкости, о чем будет свидетельствовать сигнальная лампа на приборной панели. В критических случаях возникает банальное закипание тосола, и из радиатора будет идти пар. Однако такая является критичной и при ее возникновении пользоваться автомобилем запрещено!

При появлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков неисправности водяной помпы автомобиля необходимо выполнить дополнительную диагностику, как помпы, так и неисправностей системы охлаждения. Когда проявились первые признаки умирающей помпы ехать еще можно, но как долго, неизвестно, и лучше не испытывать судьбу. В одних случаях машина может протянуть 500. 1000 километров, а в других не проедет и сотни. В любом случае с системой охлаждения шутки плохи, и нужно выполнять ее диагностику и ремонт вовремя и в полном объеме.

В зависимости от марки и качества водяной помпы системы охлаждения регламентом предписывается ее замена приблизительно через 60 тысяч километров пробега (зависит в каждом конкретном случае, и предписывается автопроизводителем, соответствующую информацию можно найти в мануале).

Причины неисправности помпы

Какие возможные причины неисправности помпы? Этот вопрос интересует не только начинающих, но и достаточно опытных автолюбителей. Далее приведены основные причины, от наиболее распространенных и часто встречающихся до «экзотических». Среди них:


  • Неисправный подшипник. Этот узел изнашивается по естественным причинам по мере его эксплуатации. Однако ускоренный износ возможен вследствие дополнительных негативных факторов. Таковым, например, является неправильная (более сильная) натяжка ремня, из-за чего на подшипник оказывается большее усилие. Другая причина значительного износа — попадание антифриза на трущиеся пары вследствие разгерметизации прокладки и подтеков охлаждающей жидкости.
  • Нарушение уплотнения. У помпы есть два уплотнения — сальник и резиновая манжета. И именно сальник (прокладка) чаще всего выходит из строя. Происходит это по двум причинам — естественный износ (дубление резины) и использование некачественного дешевого антифриза без соответствующих щадящих присадок, а то и вовсе воды. В долгосрочной перспективе эти жидкости «съедают» прокладку, она начинает подтекать, что приводит, во-первых, к снижению уровня охлаждающей жидкости в системе, а во-вторых, попаданию антифриза или воды в подшипник, вымывания из него смазки и описанным выше неприятностям.
  • Несоосность крепления. Это возможно по двум причинам — неправильная установка и заводской брак. Однако неправильная установка — явление достаточно редкое, поскольку на корпусе имеются уже готовые крепежные отверстия, мимо которых очень трудно промахнуться. Другая причина — неравномерное прилегание к блоку двигателя (вследствие грязных, ржавых или искривленных привалочных поверхностей). А вот, к сожалению, заводской брак, особенно у бюджетных помп, — явление не такое уж и редкое. Нарушение соосности приводит к тому, что шкив вращается с перекосом, что, в свою очередь, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня, а также износу подшипника. В самых критических случаях возможен обрыв ремня и возникновение столкновения клапанов и поршней. Иногда несоосность возникает в результате попадания машины в ДТП, в результате которого произошло смещение отдельных элементов кузова и/или двигателя.

Зачастую снижение производительности помпы, и соответственно, снижение давления в системе охлаждения наблюдается после применения герметика, используемого для устранения течи радиатора. Так, его состав смешивается с охлаждающей жидкостью и забивает соты (каналы) радиатора, а также налипает на крыльчатку помпы. Если такая ситуация случилась, то необходимо сливать антифриз, демонтировать помпу, после чего выполнять промывку системы охлаждения при помощи специальных или подручных средств.

Как определить неисправность помпы

Проверить водяную помпу двигателя автомобиля на наличие неисправности достаточно просто. Самый простой метод — попробовать на ощупь, если на валу насоса люфт или его нет. Для этого достаточно взяться пальцами за вал помпы и подергать его из стороны в сторону в направлении, перпендикулярном самому валу (то есть, поперек). Если подшипник в порядке, то люфта быть не должно. Если же даже небольшой люфт имеет место, значит, помпу нужно менять.


Однако более тщательная проверка без снятия помпы выполняется по следующему алгоритму:

  • Прогреть двигатель до рабочей температуры. То есть, чтобы температура охлаждающей жидкости была в районе +90°С.
  • При работающем двигателе рукой пережать толстый патрубок с охлаждающей жидкостью, который идет от радиатора.
  • Если помпа исправна, то в нем должно ощущаться давление. Если же давления нет или оно пульсирующее, то это означает, что помпа частично или полностью вышла из строя. Скорее всего провернулась крыльчатка помпы.

Также чтобы проверить помпу, необходимо визуально осмотреть ее посадочное место. Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать). Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место.


Обязательно нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. Причем, не обязательно, она должна быть влажной в момент проверки. Если посадочное место и уплотнение сухое, но в районе крепления имеются засохшие (причем свежие) следы подтеков, то это означает, что при высоком давлении уплотнение все же пропускает охлаждающую жидкость. Следы подтеков имеют рыжеватый или коричнево-бурый цвет, в некоторых случаях серый (это зависит от того, какого цвета был залит антифриз в систему охлаждения).

Перед тем как демонтировать помпу для дальнейшей диагностики (проверки крыльчатки и подшипника) необходимо убедиться в том, что термостат системы охлаждения работает должным образом, а в самой системе отсутствует воздушная пробка. В противном случае необходимо устранить соответствующие неполадки.

Если же помпа демонтирована, то обязательно нужно осмотреть состояние крыльчатки. В частности, целостность лопастей, а также их форму.



Еще нужно осмотреть место прилегания помпы к блоку двигателя. В идеале там не должно быть подтеков охлаждающей жидкости из дренажного отверстия. Однако если есть незначительные (именно незначительные . ) подтеки, то помпу можно не менять, а временно попробовать избавиться от них при помощи замены уплотнителя и использования герметика.

Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее.

Если подшипник неисправен — он будет издавать гул, а перекатываться с ощутимым грохотом и неравномерно. Однако такой метод подойдет для тех помп, чей шкив вращается приводным ремнем. Если же он вращается ремнем ГРМ, то для диагностики нужно будет ослаблять его усилие и проверять его работу в таких условиях.


Как шумит неисправная помпа

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, ремонтировать ли старую помпу, либо же менять покупать и устанавливать новый насос. Конкретного ответа в данном случае быть не может, и он зависит от состояния помпы, ее износа, качества, торговой марки, цены. Однако, как показывает практика, ремонт возможен лишь при замене резиновой прокладки. В остальных случаях помпу лучше заменить на новую, особенно, если она используется уже давно. При замене помпы также меняется и антифриз.

Как понять что сломалась помпа(Симптомы неисправной помпы)

Керамическое покрытие NOVOCERAMIC

В системе охлаждения двигателя вращение крыльчатки водяного насоса обеспечивает циркуляцию антифриза в малом и большом контурах. Неисправности насоса могут привести не только к перегреву двигателя, но и к обрыву ремня ГРМ и, как следствие, к капитальному ремонту двигателя. Рассмотрим устройство помпы, симптомы и причины, по которым необходимо заменить помпу.

Симптомы неисправности

  • Шум насоса при работающем двигателе. Посторонний шум вызван износом подшипника. Насос системы охлаждения рекомендуется заменять после одной или каждой замены по времени. Если не соблюдать интервалы обслуживания, элементы качения, внутреннее и внешнее кольца изнашиваются, вызывая шум и свист. Довольно часто причиной ускоренного износа является антифриз, который попадает в пары трения из-за утечки масла или резиновых уплотнителей.
  • Утечка антифриза. Как и подшипник насоса, сальник и резиновая втулка имеют ограниченный срок службы. Люфт из-за износа подшипников приведет к гораздо меньшей утечке герметика.
  • Несоосность по отношению к шестерне, валам (насос смещен). Неравномерное распределение напряжений вызывает ускоренный износ не только подшипника, но и сальника. Неправильная сборка или производственный брак, когда шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Такая неисправность даже при небольшом пробеге может порвать ремень ГРМ и разбить клапаны с поршнями.
  • Перегрев двигателя. Когда лопасти рабочего колеса ломаются, производительность насоса падает, что приводит к меньшему потоку охлаждающей жидкости через малый циркуляционный контур.

Снижение производительности часто заметно после нанесения герметика для устранения утечки в радиаторе. Смесь забивает каналы системы охлаждения и прилипает к крыльчатке насоса.

Wind-Light - ходовые огни для авто. Комплект ходовых огней работающих от движения. Автомобиль получает энергию исключительно от встречного потока ветра.

Если смазка не забила сливной канал охлаждающей жидкости корпуса, утечка герметика не приведет к выходу из строя водяного насоса. Однако необходимо разобрать насос и промыть систему.

Как проверить насос системы охлаждения?

Проверяя насос, не снимая его с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить его эффективность. При уменьшенном объеме перекачиваемой охлаждающей жидкости ТЭН начинает плохо прогреваться. Но перед тем, как разбирать водяной насос для проверки крыльчатки, рекомендуем проверить термостат и убедиться в отсутствии засора воздуха в системе охлаждения.

Renumax - революционное средство удаления царапин. Купи сегодня со скидкой 50%!

После разборки следует обращать внимание не только на целостность лопаток и посадочного места крыльчатки на приводном валу, но и на форму лопаток. Например, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались роторы разного диаметра, количества и формы лопастей. Установка менее эффективного насоса в двигатель с более высокой тепловой нагрузкой приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

Обязательно проверьте блок двигателя в районе корпуса и саму помпу. Если запотевание или небольшая утечка охлаждающей жидкости из сливного отверстия не означает, что насос нуждается в замене. Если вы обнаружите значительную утечку, попробуйте ее найти. Если течь только в районе корпуса, прилегающего к блоку двигателя, скорее всего, ее можно устранить без замены помпы. Просто нанесите герметик и установите новую прокладку.

Риск обрыва ремня ГРМ

Опасность перекоса звездочки водяного насоса заключается в отсутствии явных признаков неисправности. Первое, на что стоит обратить внимание, это ремень ГРМ. Если в любом случае наблюдается неравномерный износ, проверьте насос и валы. Причиной несоосности может быть производственный брак, износ подшипников или неравномерный контакт между корпусом и блоком цилиндров (грязные, ржавые посадочные поверхности). Иногда неисправность начинает проявляться после аварии, когда части кузова или установленное оборудование попадают в шкив помпы.

Если вы обнаружите перекос, как можно скорее замените поврежденный насос. Не сомневайтесьтакже устраняют шум, свист от водяного насоса. В случае критического износа подшипник может выйти из строя, заблокировав шестерню. Заклинивший насос обязательно порвет ремень ГРМ. Если поршни в вашем автомобиле встречаются с клапанами при их поломке, устранение последствий поломки будет стоить довольно больших денег.

Проверка подшипника

Проще всего проверить помпу, чтобы шкив находился в доступном месте и проворачивался приводным ремнем. Просто возьмите шкив в руку и двигайте им в разные стороны (посмотрите видео). В случае поломки вы почувствуете сильную слабину. Чтобы определить, исходит ли шум, свистящий при работающем двигателе, насос системы охлаждения, снимите приводной ремень и вручную размотайте шкив. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет с заметным шумом вращаться, переворачиваться.

Проверить помпу, шкив которой вращает ремень ГРМ, немного сложнее. Преодолев натяжение ремня, вы можете попробовать двигать звездочку в разные стороны. Но чтобы полностью проверить и оценить плавность вращения, ремень ГРМ все же придется ослабить.

Основная причина поломок

В случае утечки сальника или резинового фланца охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый толуол или воду. Отсутствие антикоррозионных присадок и минимальная смазывающая способность очень быстро «убьют» подшипник насоса.

Однако гораздо важнее использовать антифриз хорошего качества, чтобы обеспечить длительный срок службы герметика. В месте соприкосновения с приводным валом необходимо смазать резиновые уплотнения, чего нельзя сказать при использовании агрессивного толуола, воды.

Первые признаки неисправности помпы: способы устранения своими руками

Водяной насос, то есть насос, приводит в действие систему охлаждения двигателя. Без него двигатель мог перегреться и выйти из строя. Насос также нормализует подачу теплоносителя в систему. Его отказ сопровождается рядом характерных симптомов. Чтобы не перегреть двигатель, необходимо знать первые признаки выхода из строя помпы. Подробнее о них будет сказано ниже.

С чего начать?

Есть некоторые признаки выхода из строя помпы ВАЗ. В этих моделях насос обеспечивает прохождение антифриза через охлаждающую рубашку, шланги и трубы, а также через радиатор. В теплое время года даже незначительное нарушение работы насоса может привести к его перегреву.

Стоит отметить, что симптомы неисправности помпы на ВАЗ-2112, 2107, 2109, 2114 и некоторых других моделях следует определить в кратчайшие сроки. Дело в том, что в этих моделях помпа приводится в движение ремнем ГРМ. Если насос по какой-либо причине заклинивает, он выйдет из строя. Это, в свою очередь, приводит к деформации клапанов в двигателе. Такая ситуация наблюдается в большинстве случаев, когда происходит такой сбой. Поэтому важно самостоятельно выявить признаки отказа помпы в системе охлаждения.

Зная симптомы выхода из строя помпы ВАЗ-2114, 2112 или более ранние модели, можно избежать дорогостоящего ремонта двигателя или его постоянного перегрева.

Стоит отметить, что водяной насос системы охлаждения имеет определенный срок службы. По истечении срока годности этот компонент системы необходимо заменить. В автомобилях с насосом, приводимым от ремня ГРМ, этот элемент системы следует заменять каждые 60 тысяч. км пробег. Это расстояние обычно составляет около 48 месяцев (при регулярном вождении).

Почему насос ломается?

Прежде чем разбираться с признаками неисправности помпы 2110, 2107 или других моделей, следует обратить внимание на причины быстрого износа этого компонента системы. Качественный насос выдерживает порядка 100-110 тысяч. км пробег. По этой причине не все водители меняют их после того, как проехали 60 км, как указано производителем.

Чаще всего замена помпы совпадает со второй заменой приводного ремня, который монтируется в ГРМ. Поэтому замена насоса обычно аккуратно совпадает с заменой антифриза.

Качественные насосы имеют долгий срок службы. Они могут служить сколь угодно долговроде два ремня ГРМ. Однако не всегда удается купить качественную помпу. Такое устройство не способно работать без сбоев долгое время. Поэтому не исключены проблемы, возникающие в системе охлаждения.

Низкокачественный антифриз или смешивание разных типов охлаждающей жидкости может сократить срок службы насоса. Это приводит к тому, что насос выходит из строя намного раньше. По этой причине водителю рекомендуется регулярно проверять насос на наличие неисправностей.

Утечка жидкости из дренажного отверстия или из-под посадочной поверхности

Возможны различные симптомы выхода из строя помпы ВАЗ-2109, 2107, 2114 и других моделей автомобилей. Так что если охлаждающая жидкость была некачественной, в районе сливного отверстия может быть утечка. В этом случае происходит просачивание, образование капель после обкатки автомобиля. Это можно определить, посмотрев на поверхность сливного отверстия. Учтите, что небольшая утечка в новом насосе является нормальным явлением. Это происходит в течение первых 10 минут работы двигателя. Это потому, что механическое уплотнение перемещается в правильное положение.

Если для нового насоса установлен период обкатки. Если насос не работает должным образом, но жидкость продолжает вытекать из дренажного порта, это свидетельствует о повреждении насоса. Необходимо тщательно промыть систему охлаждения и установить новую помпу. Затем нужно залить необходимое количество нового антифриза приемлемого качества.

Если насос новый, снимите его и проверьте, правильно ли он установлен. Особенно важно обратить внимание на моменты затяжки. Если насос уже старый, его необходимо заменить.

Ржавчина, появление отложений

В этом случае потребуется замена насоса. Систему охлаждения необходимо тщательно промыть и добавить новый антифриз. Необходимо проверить герметичность закрытия колпачка. Возможно, вам потребуется его заменить.

Насос также следует заменить, если на внутренней стороне насоса образовались отложения. Такие признаки неисправности насоса 2114, 2110 или другой модели можно определить только при визуальном осмотре системы. На внутренних поверхностях насоса появляются отложения смолы, минералов или других веществ. Они забивают насос, препятствуя нормальной работе системы.

Кавитация, повреждение подшипника

Рассматривая симптомы поломки мотопомпы, следует обратить внимание на такое негативное явление, как кавитация. Это процесс образования пузырьков воздуха в антифризе. Они повреждают внутренние поверхности и отдельные детали насоса. В результате на них остаются царапины. Потом они ржавеют.

Во входной части насоса появляются пузырьки воздуха. Когда давление в системе повышается, они разрушаются. Этот процесс вызывает значительныесистема может вызвать отказ двигателя. Поэтому лучше не экономить и купить новый насос. Он будет намного надежнее отремонтированного насоса.

Очень важно правильно установить его на прежнее место. Особое внимание уделяется уплотнителям, правильной затяжке крепежа. В некоторых случаях для стыков используют специальный герметик. Устраняет утечку. Однако не всегда можно использовать представленный материал. Это не позволит вам позже ослабить крепления двигателя для фиксации ремня ГРМ на некоторых моделях автомобилей.

Если вы знаете признаки неисправности помпы, вы можете вовремя ее заменить. Для начала нужно снять крышку с ремня ГРМ. При необходимости необходимо будет ослабить и снять натяжитель. Затем уменьшите усилие крепления генератора. Его ремни и ремень ГРМ сняты. Шланг от насоса можно отсоединить. Затем сливают антифриз. После этого можно снять защитную крышку и насос.

После установки нового насоса на место совместите установочные метки. Это необходимо, потому что коленчатый вал может перемещаться относительно распредвала.

Дефекты вала

При сливе антифриза из системы после окончания работы удалите воздушные карманы. Жидкость необходимо долить до уровня. После замены насоса двигатель должен работать, а система должна быть теплой. Затем проверяется на герметичность.

Если в машине стоит 16-клапанная система, заменить помпу будет немного сложнее. Однако сделать эту процедуру своими руками не составит труда.

Другие способы проверки

Для начала нужно снять пластиковую крышку и крышку ремня ГРМ. Чтобы снять верхние части, которые отделяют шкивы от блока цилиндров, последовательно выполните следующие действия. Это возможно только после снятия зубчатого ремня распредвала шкивов и шкивов (звездочки и шкив поддержки). Только после этого насос можно будет разобрать.

Чтобы получить доступ к болтам крепления нижней крышки, снимите правое колесо. Затем насос можно будет разобрать. Затем выполните те же действия, что и на предыдущем шаге. Если насос установлен неправильно, он потечет. Поэтому важно следовать инструкциям производителя.

Возникают сбои в работе насоса, значительный люфт на его валу, выход из строя уплотнения, износ рабочего колеса (коррозия или растрескивание). Все эти недостатки приводят к тому, что водяной насос в автомобиле не работает должным образом, из-за чего система охлаждения двигателя не поддерживает необходимое давление, что в свою очередь приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости до точки ее кипения. . Вам необходимо купить новый насос и установить его вместо старого.

Есть только шесть основных симптомов «умирающего» насоса, по которым можно сказать, что насос частично (или даже полностью) вышел из строя и требует замены. Итак, к этим симптомам можно отнести:

Менять или ремонтировать?

Наружные шумы. Частично неисправный водяной насос системы охлаждения издает «нездоровый» шум или «вой» во время работы. Это может быть связано со значительным износом подшипников и / или рабочего колеса насоса, касающегося корпуса насоса во время его вращения. Это также связано с частичным повреждением подшипника.

Люфт шкива насоса. Это связано с повреждением или естественным износом вращающегося подшипника. В этом случае диагностику можно провести довольно просто, достаточно пальцами переместить вал помпы из стороны в сторону. Если есть люфт, он будет хорошо ощущаться на ощупь. Обратите внимание, что появление люфта вызывает протечку сальника насоса и утечку охлаждающей жидкости.

Возникновение утечек. Таким образом, антифриз может вытекать из прокладки, а также из других мест, таких как корпус и крыльчатка. В том числеВ этом случае антифриз может быть виден на корпусе насоса, креплении насоса, некоторых элементах пространства под насосом (в зависимости от конструкции конкретного автомобиля) или просто на земле под автомобилем.

Появление запаха антифриза. В частности, это можно почувствовать не только в пространстве под капотом (при открытии капота), но и в салоне, так как его испарения попадут в салон через систему вентиляции. Тосол имеет сладковатый запах, иногда с привкусом алкоголя.

Несоосность монтажа. Особенно что касается шестерен и шкивов. Это можно наблюдать визуально или поместив любой плоский предмет (например, линейку) в одну плоскость с валами и насосом. В этом случае полоску нередко съедают.

Температура двигателя значительно повышается. И не только двигатель, но и охлаждающая жидкость, о чем свидетельствует световой индикатор на приборной панели. В критических случаях тосол будет банально закипать, и из охладителя будет вытекать водяной пар. Однако ситуация критическая и использование автомобиля запрещено!

Если возникает хотя бы один из вышеперечисленных симптомов неисправности водяного насоса, требуется дополнительная диагностика как насоса, так и системы охлаждения. При появлении первых признаков умирающего насоса еще можно кататься, но как долго это неизвестно, и судьбу лучше не испытывать. В некоторых случаях автомобиль может работать за 500 злотых. 1000 км, а в остальных случаях даже не сотня. В любом случае с системой охлаждения шутить нельзя и ее необходимо своевременно и в полном объеме диагностировать и отремонтировать.

В зависимости от марки и качества водяного насоса системы охлаждения нормативы рекомендуют заменять его после примерно 60 000 км пробега. км (зависит от конкретного случая и рекомендовано производителем, соответствующую информацию можно найти в инструкции по эксплуатации)

Замена насоса в 16-клапанной системе

Каковы возможные причины выхода насоса из строя? Этот вопрос беспокоит не только новичков, но и достаточно опытных автолюбителей. Вот основные причины: от самых распространенных и распространенных до «экзотических». Среди них:

Неисправный подшипник. Это устройство изнашивается по естественным причинам. Однако ускоренный износ возможен из-за дополнительных негативных факторов. Например, неправильное (более высокое) натяжение ремня приводит к увеличению нагрузки на подшипник. Другой причиной значительного износа является переход антифриза к парам трения из-за негерметичности уплотнений и утечки охлаждающей жидкости.

Неисправности помпы

Симптомы неисправной помпы

В системе охлаждения двигателя вращение крыльчатки водяного насоса обеспечивает циркуляцию антифриза в малом и большом контуре. Неисправности помпы могут не только привести к перегреву двигателя, но и к обрыву ремня ГРМ и последующему капитальному ремонту двигателя. Рассмотрим устройство насоса, симптомы и причины, по которым требуется замена помпы.

система охлаждения ДВС

Симптомы неисправности

  1. Шум со стороны помпы при работе двигателя. Посторонний звук появляется вследствие износа подшипника. Насос системы охлаждения рекомендуется менять через одну либо каждую замену комплекта ГРМ. Если пренебрегать сервисными интервалами, на телах качения, внутренней и внешней обойме появляется выработка, которая и приводит к шуму, свисту. Нередко причиной ускоренного износа является антифриз, который вследствие негерметичности сальника, резиновой манжеты попадает к трущимся парам.

    . Как и подшипник помпы, сальник и резиновый манжет имеют ограниченный ресурс. Появление люфта из-за износа подшипника значительно приблизит негерметичность сальника.
  1. Несоосность по отношению к шестерням привода ГРМ, роликам (помпа становится наперекос). Неравномерное распределение натяжки приводит к ускоренному износу не только подшипника, но и сальника. Неправильная установка либо заводской брак, при котором шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Подобный дефект даже при небольших пробегах может стать причиной обрыва ремня ГРМ и встречи клапанов с поршнями.
  2. Перегрев двигателя. При обламывании лопастей крыльчатки снижается производительности помпы, вследствие чего через малый контур циркуляции проходит меньшее количество ОЖ.

Часто снижение производительности замечается после использования герметика для устранения течи радиатора. Залитая смесь забивает каналы системы охлаждения, налипает на крыльчатку помпы.

Если жижа не закупорила канал для слива ОЖ в корпусе, то к неисправности водяного насоса заливка герметика не приведет. Но без снятия помпы и промывки системы уже не обойтись.

Как проверить насос системы охлаждения?

Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.

После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.

Риск обрыва ремня ГРМ

Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.

В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.

Проверка подшипника

Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.

Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.

Основная причина поломок

В случае негерметичности сальника или резиновой манжеты охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема многократно усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый тосол или воду. Отсутствие противокоррозионных присадок и минимальной смазывающей способности очень быстро «убьет» подшипник помпы.

Но гораздо важнее использование качественно антифриза для долгого срока службы сальника. В месте контакта с приводным валом резиновые уплотнители должны смазываться, чего не происходит при использовании агрессивного тосола, воды.

Признаки (симптомы) неисправности помпы двигателя

Признаки и симптомы неисправности помпы двигателя автомобиля

Неисправность насоса охлаждающей жидкости (помпы) на ранних стадиях практически незаметна.

Но, существует несколько признаков по которым можно самостоятельно определить, что этому механизму приходит конец. На примере помпы системы охлаждения карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 посмотрим, что это за симптомы.

Признаки (симптомы) неисправности помпы двигателя автомобиля

При визуальном осмотре можно обнаружить сырость, запотевание и даже капли влаги на ее корпусе и поддоне двигателя со стороны помпы. В большинстве случаев удается заметить сырость именно на поддоне, так как для доступа к корпусу насоса и проведения его осмотра нужно снимать крышку привода ГРМ. Уровень жидкости в расширительном бачке практически не падает. Если и приходится доливать ОЖ, то не часто.

Следует учитывать, что течь ОЖ под помпу может случиться не только из-за износа сальника, но и при повреждении прокладки (уплотнительного кольца) под нее.

Гул от вышедшего из строя подшипника вала помпы может сопровождать подтекание жидкости. На ранних стадиях разрушения помпы он не заметен, но со временем начинает быть заметен. Для уточнения, что гудит помпа или генератор, можно снять ремень привода генератора и запустить двигатель. Если шум остался, помпа неисправна.

Использование некачественного тосола (антифриза) может привести к разрушению (разъеданию) лопастей насоса. Особенно если они изготовлены из пластмассы. Эффективность прокачки жидкости такой помпой будет снижаться, пока не пропадет совсем. В результате двигатель автомобиля начнет перегреваться, часто будет включаться вентилятор на радиаторе.

Ремонт двигателя с применением герметика плюс загрязнение охлаждающей жидкости (например, если не менялась уже лет десять) в ряде случаев приводит к закупорке (частичной или полной) подводящего канала к насосу. Бывали случаи, когда после снятия помпы из под нее вываливался сгусток кусков герметика и ржавчины. В результате прокачка ОЖ через систему охлаждения двигателя постепенно снижается. Двигатель перегревается.

Устранить неисправность можно только сняв помпу и прочистив канал.

При выходе из строя подшипника на котором вращается вал помпы, возможно его заклинивание, что приводит к обрыву ремня ГРМ. Необходимо периодически проверять люфт вала. Для этого придется снимать переднюю крышку ремня ГРМ и рукой, с усилием, покачивать вал помпы за зубчатый шкив. В исправной помпе люфта быть не должно.

Вышедший из строя подшипник вала помпы выдает себя повышенным шумом, который хорошо слышен при работе двигателя на холостых.

Примечания и дополнения

Поэтому, необходимо периодически проверять состояние помпы. Например, приурочить такую проверку к замене масла раз в 10.000 км пробега. Проверка включает в себя как минимум визуальный осмотр для обнаружения течи и покачивание шкива помпы (для обнаружения люфта).

Как проверить помпу на неисправности – три способа

Помпа – это запчасть невидимого фронта. Она трудится в недрах мотора, обеспечивая его охлаждение, а результаты ее работы заметны только по показанию стрелки на индикаторе температуры охлаждающей жидкости. А еще помпа коварна, это относительно недорогая запчасть (хотя цена зависит от конкретной модели авто, некоторые дорогие), но менять ее накладно, потому что для этого приходится многое разбирать. Особенно это ощущается на автомобилях с ременным приводом ГРМ, ведь чаще всего в таких автомобилях ремень ГРМ и крутит помпу. Но и в тех машинах, где привод идет отдельным ремнем, все равно мороки для замены водяного насоса много.

Водяная помпа двигателя

Слева старая, справа новая водяная помпа двигателя

Эта особенность выработала у разумных водителей определенное правило – лучше поменять помпу заодно во время масштабного ТО или иных работ (чаще всего это замена ремня ГРМ), чем потом менять водяной насос отдельно. Стоимость замены помпы при снятом приводе ГРМ на порядок дешевле, чем отдельные работы по замене только помпы. Некоторые водители предпочитают вообще менять помпу при каждой смене ремня (например, раз в 60-80 тысяч километров), но это кажется перебором. Ресурс помпы вещь непредсказуемая, он зависит от конкретной модели, грамотной эксплуатации (помпы очень не любят антифриз другого типа, а также различные смешивания) и банального везения. Даже на одной модели автомобилей помпы выходят из строя на разных пробегах, буквально – от десятков до сотен тысяч километров.

Чтобы не переплачивать и не менять деталь, которая может еще служить и служить, мы бы предложили придерживаться такого алгоритма: при каждом серьезном разборе газораспределительной системы или иных масштабных работах в районе помпы обязательно проверять ее состояние. Если найдутся хоть малейшие признаки неисправности, то помпу превентивно менять. Да, может она бы еще послужила, но то, что протянула бы до следующих масштабных работ уже не факт. Если никаких вопросов к водяному насосу не будет, то можно дать ему поработать еще один срок.

Ремень ГРМ

Ремень ГРМ

Так как же определить признаки неисправности?

1. Прогреть мотор и на работающем двигателе пережать рукой верхний патрубок от радиатора. В патрубке должна ощущаться сильная и ритмичная пульсация охлаждающей жидкости. Если импульсы будут слабые, редкие или вообще отсутствуют – это показание для замены помпы. У водяного насоса может, например, начать разваливаться крыльчатка. До поры до времени этого не будет заметно, однако эффективность работы системы охлаждения неминуемо снизиться и под нагрузкой двигатель может закипеть. Способ проверки, конечно, несколько субъективный, но он доказал свое право на жизнь.

Патрубок радиатора

Патрубок радиатора

2. Осмотр места установки. Чаще всего помпа не разрушается физически, а начинает течь в районе уплотнительной резинки. Поэтому-то мы и рекомендуем производить оценку водяного насоса при масштабных работах под капотом – там и так многое будет разобрано и появится возможность осмотреть помпу визуально. Тут все просто – любая течь, признаки или хоть какие-нибудь намеки на нее, то помпу сразу нужно менять. Если течет несильно, то уход охлаждающей жидкости по уровню в бачке можно не отследить, но со временем такая течь наверняка будет прогрессировать и до следующей «безболезненной» замены помпа не доживет.

Течь помпы

Течь помпы

3. Проверка люфта. Третье, что нужно исключить при проверке помпы – проблемы с подшипником. Особенно это актуально для автомобилей с ременным приводом ГРМ, ведь для них заклинившая помпа может обернуться ремонтом головки блока двигателя из-за встречи клапанов с поршнями. Но даже и без «клина» с расшатавшимся подшипником помпа – не жилец. Любые люфты – явный показатель к замене.

Проверка люфта помпы

Проверка люфта помпы

Безусловно, никакие проверки и диагностики не дадут 100-процентную гарантию, что помпа доживет до очередного масштабного ТО, однако ресурс этих агрегатов на большинстве моделей автомобилей сегодня велик. При интервале замены ремня ГРМ в 60-80 тысяч километров многие помпы легко переживают два, а то и три ремня. Менять водяной насос при каждой замене ремня в такой ситуации – расточительство. Как нам кажется, тщательно проверить помпу в момент работ и оставить на еще один срок запчасть к которой нет вопросов – более рациональный подход. Но при этом, если появились хоть малейшие подозрения на то, что с помпой что-то не так, то лучше ее поменять сразу – дешевле выйдет.

Читайте также: