Проведение диагностики двигателя камаз 5320

Обновлено: 29.04.2024


Для нормальной работоспособности мотора, а также определение неисправностей проводят диагностику силового агрегата. В автомобильной индустрии распознают несколько видов исследований. Так, проведение каждой рекомендуется делать профессионалам, поскольку самостоятельное определение причин и их расшифровка может быть не точной, а соответственно и ремонт проведен не верно.

Диагностика двигателя

Диагностика двигателя своими руками: для чего нужна и как делается

Самостоятельная диагностика двигателя автомобиля

Прежде всего, своевременная диагностика позволяет оперативно выявить возможные неисправности на начальном этапе. Другими словами, удается быстро определить поломки еще до того, как они перерастут в серьезные неисправности.

Опытные владельцы хорошо знают, что игнорирование мелких проблем в результате может привести к более крупным неприятностям, к капитальному ремонту двигателя или даже к необходимости замены агрегата на контрактный мотор.

С учетом вышесказанного необходимо регулярно проводить профилактические осмотры, а также выполнять диагностику при малейших отклонениях от нормальной работы силовой установки. Что касается профилактики, желательно не реже одного раза в 7 дней проверять уровень моторного масла, рабочей жидкости в системе охлаждения, осматривать патрубки и шланги на предмет растрескивания и повреждений.

Также необходимо следить за состоянием сальников и прокладок. Появление потеков масла говорит о необходимости замены уплотнителей или же устранения причин, по которым смазку «давит».

Если же было замечено, что двигатель начал работать со сбоями, потерял мощность, увеличился расход топлива, тогда нужно сделать комплексную диагностику мотора. На современных авто эта процедура выполняется при помощи специального диагностического оборудования в совокупности с визуальной оценкой, анализом шумов и т.д. Давайте рассмотрим процесс более подробно.

Начнем с того, что наличие контроллеров и развитая система электронного управления ЭСУД позволяет быстро оценить состояние различных систем двигателя. При этом важно понимать, что во многих случаях одной такой проверки будет мало. Для получения объективных результатов необходимо проводить целый ряд диагностических процедур.

В списке основных действий стоит выделить:

  • визуальный осмотр агрегата и подкапотного пространства;
  • проверка воздушного и топливного фильтров;
  • проверка свечей зажигания и бронепроводов;
  • проверка цепи/ремня ГРМ и правильности их установки;
  • замер компрессии в цилиндрах двигателя;
  • сканирование ошибок при помощи диагностического оборудования;

Что касается необходимых инструментов и оборудования, в рамках минимального комплекта понадобится иметь набор ключей и отверток, компрессометр, а также сканер в диагностический разъем OBD 2 (On-board diagnostics) или ноутбук/ПК со специальным софтом и переходниками для подключения.

Виды диагностик

Ремонт и диагностика двигателя может проводиться нескольких видов. Так, для определения механических неисправностей проводится механическая проверка. Поскольку большинство современных автомобилей оснащенные сложной электроникой, то двигателям проводится компьютерная проверка.

Механическая диагностика

К механическому исследованию относят обследование мотора на наличие механических повреждений. Данное исследование может проводиться, как снаружи, так и внутри. Наружная проверка проводится с целью определения наличия разрывов и повреждений наружной части блока цилиндров, головки блока, картера и другие вспомогательных элементов.

Внутренняя диагностика двигателя может проводиться только при разборке силового агрегата. Так, необходимо извлечь головку блока, разобрать поршневой механизм и коленчатый вал. Главной задачей механической диагностики — это определение надобности в ремонте главных узлов силового агрегата.

В процессе проверки определяют состояние коленчатого вала, а именно промер толщины зазоров вкладышей, меряется твердость, а также наличие повреждений, царапин и сколов шеек. Все это поможет установить — нужен ли ремонт данному узла, и если да, то какой.

Диагностика двигателя

Что касается блока, то здесь диагностируется состояние стенок цилиндров, а также осуществляется промер плоскости блока. Если имеется отклонение от нормы, то проводится ремонт блока цилиндров. Цилиндры меряются по размеру, и определяется, до какого ремонта необходимо расточить, чтобы устранить неисправность.

Все остальные элементы двигателя, которое попадают в механическую диагностику, проходят диагностирование согласно руководствую по ремонту и обслуживанию двигателя конкретной марки и модели.

Компьютерная диагностика

Ни одно обслуживание автомобиль не проходит без помощи компьютерной диагностики двигателя. Эта процедура может показать состояние силового агрегата в общем, и отдельных элементов. Хотя скептики считают, что реальную картину состояния силового агрегата покажет только механическое исследование.

Компьютерная диагностика проводится при помощи специальных компьютеров оснащенных программным обеспечением. Конечно, существуют универсальные программы диагностики двигателей, но каждый завод изготовитель, под свои модели автомобилей выпускает свое программное обеспечение, которое получают только сервисные и дилерские центры.

Хотя, неоднократно лицензионное программное обеспечение можно найти слитое в сеть интернет, чем и пользуются гаражные «кулибины».

Диагностика двигателя

Итак, как выглядит процедура компьютерной диагностики двигателя. Прежде всего, понадобиться нескольку вещей, без которых невозможно провести диагностику: сканер (портативный компьютер или планшет), кабель USB-автомобиль, которые соответствует марке и модели мотора и программное обеспечение. Теперь, когда все присутствует можно приступить к диагностике:

  1. Подключаем ЮСБ кабель к автомобилю.
  2. Программное обеспечение находит электронный блок управления.
  3. При помощи специальной программы проводим подключение к ЭБУ.
  4. Проводим необходимые операции.

Так, при помощи подключения к электронному блоку управления двигателем можно сбросить ошибки, узнать, какие датчики не работают, настроить расход топлива на автомобиле, а также поставить новую прошивку. Именно так проводится известная процедура — чип тюнинг двигателя.

Конечно, не все автомобилисты способны, даже при наличии всего перечисленного, провести правильно процедуру диагностики двигателя. Поэтому, рекомендуется обращаться к профессионалам, которые смогут все сделать быстро и качественно.

Поверхностный осмотр ДВС, замер компрессии и давления топлива

Итак, перед началом работ следует внимательно осмотреть двигатель и подкапотное пространство. Отдельного внимания заслуживают элементы проводки, топливные шланги, патрубки и т.д.

Затем нужно проверить состояние воздушного фильтра, а также фильтра топлива. Если фильтры забиты, тогда это может оказаться причиной сбоев в работе агрегата. Параллельно проверяется уровень технических жидкостей (моторное масло, тосол, антифриз, тормозная жидкость и т.д.).

Далее нужно прогреть мотор до рабочих температур. Затем следует погазовать. Если из выхлопной трубы виден серый, сизый, синий или белый дым, тогда это может указывать на разные проблемы (нарушенное смесеобразование, проблемы со сгоранием топливного заряда, попадание ОЖ или моторного масла в камеру сгорания и т.д.).

Еще опытные специалисты всегда проверяют систему вентиляции картера. Для быстрой проверки прямо на месте достаточно отсоединить патрубок системы вентиляции картерных газов, после чего в патрубок нужно вставить немного чистой ткани. Затем мотор заводят и газуют.

В том случае, когда из патрубка летит масло или явно идет дым, тогда это может указывать на проблемы поршневых колец или неполадки самой системы вентиляции. Также в рамках диагностических процедур нужно измерить компрессию и давление топлива.

Чтобы сделать замер компрессии, потребуется выкрутить свечи зажигания на бензиновых моторах или свечи накала на дизельных. При этом также производится визуальный осмотр самих свечей. Если компрессия окажется ниже допустимой нормы, тогда высока вероятность износа ЦПГ, прогара клапана, залегания колец и т.п.

Что касается системы питания, тогда на многих бензиновых агрегатах можно замерить давление топлива в топливной рейке. Такой замер позволяет определить неисправности бензонасоса, загрязнение фильтров топлива, поломки регулятора давления.

Вывод

Диагностика и ремонт двигателей должна проводится профессионалами, при помощи специализированного оборудования. Так, большинство современных автомобилей оснащены сложной электроникой, которую тяжело диагностировать в домашних условиях. Поэтому, рекомендуется обращаться к специалистам на автосервис, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и оборудованием для проведения процедуры диагностики.

Диагностика шумов, свистов и стуков двигателя

Диагностика шумов и стуков в двигателе

Для определения различных посторонних звуков оптимально иметь механический стетоскоп, при помощи которого легче установить источник. Также можно изготовить простейшее приспособление и самому. Для этого достаточно взять деревянную палку, на конце которой закрепляется жестяная или пластиковая банка. Это нехитрое приспособление также позволяет «прослушивать» мотор.

Также в процессе анализа следует внимательно изучить тональность стука (звонкий или глухой), а еще происходит ли изменение частоты и интенсивности с набором оборотов. Параллельно нужно учитывать, что посторонние звуки могут исходить не от самого ДВС, а от навесного оборудования или КПП, приводов и т.д.

Диагностика КАМАЗ common rail

Основными неисправностями электронных систем управления двигателями КАМАЗ являются следующие:

  • Нарушение работоспособности топливной системы, повреждение насоса
  • Повреждение обмотки электромагнитного регулятора подачи топлива
  • Повреждение, износ блока двигателя
  • Замыкание в катушках индуктивных датчиков
  • Биение зубчатого колеса импульсов

Топливная аккумуляторная система типа Common rail используется исключительно в дизельных силовых агрегатах и служит для подачи топлива к движку. В данной системе насос подает топливо под давлением величиной в 300 Мпа. Форсунки, управляемые электронной системой, впрыскивают топливо в цилиндры также под высоким давлением. Еще одной отличительной чертой топливной системы Common rail является полная независимость впрыска от углов поворота вала и от работы силового агрегата. В силу такой особенности системы Common rail, для диагностики автомобилей КАМАЗ необходимо применение специального оборудования. Для обслуживания КАМАЗов с электронной системой common rail блок управления EDC7UC31 BOSCH и ЭСУ двигателем MS 6.1 применяется специальный стенд ЕС-200. Этот прибор предоставляет возможность практически безошибочно проверять форсунки по тест плану производителя. Кроме того, ЕС-200 позволяет осуществлять автоматизированную диагностику, измерять параметры форсунок Common Rail и насосов, проверять инжектора под давлением до 2000 бар, измерять расход топливных жидкостей при критических нагрузках, холостом ходу.

Проведение компьютерной диагностики силового агрегата

Для реализации задачи нужно обнаружить универсальный диагностический разъем. Затем через адаптер, который вставляется в указанный разъем, подключается ноутбук, ПК, планшет или смартфон. Отметим, что для самостоятельной диагностики оптимально использовать сканер-адаптер OBDII, который позволяет подключить мобильное устройство без использования проводов.

Компьютерная диагностика двигателя что показывает
Рекомендуем также прочитать статью о том, что показывает компьютерная диагностика двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, какие параметры работы ДВС можно проверить в режиме реального времени, а также какие ошибки в работе мотора фиксирует система электронного управления.

Например, для проведения компьютерной диагностики двигателя при помощи смартфона нужен адаптер в диагностический разъем, а необходимый софт скачивается и устанавливается на устройство. После этого смартфон и адаптер синхронизируются, а полученные данные отображаются на дисплее. Единственное, нужно учитывать, что программы и оборудование могут быть как универсальными, так и предназначаться только для конкретной марки авто.

После подключения двигатель следует завести, затем нужно запустить программу диагностики. В зависимости от того, какой софт и тип сканера используется, на дисплее будут отображаться графики и другая информация. Самое главное, это считать код неисправности двигателя, после чего код ошибки может понадобиться дополнительно расшифровать.

Как правило, таким способом выявляются неполадки электронных датчиков, сбои в работе систем и т.п. После того, как проблемный элемент был обнаружен, его также можно проверить тестером-мультиметром. Если после замены или ремонта ошибка исчезла, тогда процедуру можно считать успешной.

Однако в тех случаях, когда проблему не удается решить самостоятельно, для проведения углубленной диагностики потребуется дорогостоящее специализированное оборудование, а также необходимо иметь профессиональные навыки и профильные знания. Вполне очевидно, что в подобной ситуации лучше доставить автомобиль на СТО.

Диагностика КАМАЗ с газовым двигателем

В процессе обслуживания и диагностики автомобилей КАМАЗ с установленными газовыми силовыми агрегатами необходимо соблюдение ряда правил и техники безопасности. Это связано с повышенным риском работы с компримированным природным газом. Основные правила и особенности компьютерной диагностики КАМАЗ с газовым двигателем:

  • Нельзя осуществлять замену деталей газового двигателя на детали от дизельных силовых агрегатов.
  • Невозможно использование моторного масла, которое не соответствует указанному в техническом паспорте автомобиля.
  • Свечи зажигания должны иметь зазор более 0.4 миллиметра. Регулировка величины зазора должна осуществляться каждые 10-12 тысяч километров, замена — 30-35 тыс.км.
  • Сварочные работы осуществляются при отсоединенных разъемах электронных блоков и систем управления, в том числе и АБС, АКБ.
  • Компьютерная диагностика электронной системы управления силовым агрегатом проводится сканером АСКАН-10 или компьютерной программой AKM Lite.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, как проводят диагностику двигателя и его систем своими руками. Главными плюсами такого подхода можно считать возможность контролировать состояние агрегата, а также выявить явные или скрытые неисправности до того момента, пока они не станут причиной более сложного и дорого ремонта.

Напоследок отметим, что даже если владелец не сможет самостоятельно устранить найденную поломку, самостоятельное проведение диагностических процедур во многих случаях позволяет найти причину неисправностей, что ускоряет и удешевляет общий процесс ремонта двигателя, его узлов и систем.

Применение диагностических сканеров

На сегодняшний день автомобильная промышленность предоставляет широкий спектр компьютерного диагностического оборудования, при помощи которого можно идентифицировать неисправности автомобилей КАМАЗ различного характера.

Автосканер ДК-5 представляет собой обновленную версию сканера ДК-2. Он необходим для проведения диагностических работ электронного блока, считывания и настройки параметров системы управления при помощи компьютеров с USB портами. Этот сканер можно использовать при определенных условиях, а точнее при влажности воздуха не более 80%, температуре до +30°С и давлении от 85 до 105 кПа. В корректных условиях работы автосканер ДК-5 обеспечивает связь компьютера с электронными системами управления по линии K-Line, считывает ошибки работы, изменяет, параметры системы и осуществляет автоматическую калибровку педали, подстраивает частоту вращения холостого хода, позиционирует рейки ТНВД в нужное положение и т. п.

Сканер EDS-24 является программно-аппаратным комплексом для компьютерной диагностики грузовых автомобилей с двигателями ММ3-245 и блоками управления BOSH MS6.1. Этот комплекс состоит из адаптера USB-KLine с гальванической развязкой, что позволяет работать при низком напряжении. В конструкцию также входит диск с необходимым программным обеспечением для КАМАЗов с системой впрыска типа Common Rail и т. п.

Автосканер АСКАН предоставляет возможность осуществлять компьютерную диагностику различных систем управления, перепрошивать блок управления новыми версиями от производителей, считывать необходимые параметры и данные с блока, выводить графики на ЖК дисплей в реальном времени, записывать в память полученную информацию, считывать коды неисправностей и заносить их в память. Этот сканер является одним из наиболее функциональных приборов, что позволяет получать максимально точные данные за рекордное количество времени. К основным техническим характеристикам сканера можно отнести достаточно большой объем внутренней памяти — 8 Мб, возможность поддерживания протоколов обмена физического уровня ISO 14230, SAE J1850 и ISO 9141, скорость передачи данных через порт USB 1.1.

Что необходимо знать про диагностику и ремонт двигателей КамАЗ



Компьютерная диагностика КамАЗ

Компьютерная диагностика КАМАЗ является одной из основных услуг нашего сервиса. Специалисты нашей компании имеют большой опыт электронной диагностики сложнейших дорогостоящих систем, в которые входит гидравлика, пневматика, гидравлические узлы и бортовые электронные системы управления. Обслуживание, диагностика и ремонт такого транспорта является сложным и кропотливым мероприятием, которое требует немалого опыта, багажа знаний и практических навыков. С каждым годом двигатели для грузовых автомобилей модернизируются, что влечет за собой использование новейших систем и приборов для диагностики. Компьютерный осмотр автомобилей КАМАЗ позволяет идентифицировать неисправности любого типа, обнаружить дефекты и предоставить возможность своевременно устранить поломку.

Диагностируемые системы КамАЗ


При помощи специального оборудования возможно обслуживание грузовых автомобилей КАМАЗ с любой комплектацией. Диагностика более новых двигателей КАМАЗ имеет свои особенности и требует использования таких автосканеров и анализаторов, как Аскан, ДК-5, Автоас-Карго, EDS-24. Данные приборы позволяют осуществить диагностику следующих электронных систем управления:

  • Камминз 6Isbe, 4Isbe
  • Мерседес OM457La
  • 740 BOSCH MS6.1
  • 740 EDC7 Common Rail
  • Газовый М20.2-820

Где отремонтировать двигатель КамАЗ?

Наша компания гарантирует высококачественный ремонт двигателя КамАЗ в Набережных Челнах на своей оборудованной базе. Благодаря высококлассным специалистам вы сможете подарить вторую, и даже третью жизнь силовому агрегату. Каждому клиенту мы предоставляем гарантию на исправную работу ДВС в течение отмеченного срока. Благодаря прямым поставкам, ремонт двигателя КамАЗ в городе Набережные челны обходится значительно дешевле, а фирменные комплектующие обеспечивают длительный эксплуатационный срок.

Стоимость ремонта двигателя КамАЗ

Цена капремонт двигателя КамАЗ зависит от нескольких факторов:
— состояние ДВС;
— состояние навесного оборудования;
— тип ремонта (капремонт, плановый/неплановый техосмотр).

Для подробного ознакомления предлагаем вашему вниманию примерный прайс на ремонт двигателя КамАЗ:
— капремонт двигателя КамАЗ 740 – цена «от 120000 рублей»;
— Серии евро 1 – цена «от 160000»
— Серии евро 2 – цена «от 180000»;
— Серии евро 2 – цена «от 270000».

Стоимость указана с учётом всех работ и заменой комплектующих.

Мы выполняем и мелкие работы, такие как:
— замена прокладок блока цилиндров;
— замена водяного насоса;
— монтаж/демонтаж турбокомпрессора;
— монтаж/демонтаж маховика;
— ремонт ТНВД.

Несомненно, если вам необходимо быстро, а главное, качественно отремонтировать двигатель КамАЗ вы можете обратиться в наш автосервис. Также только у нас вы сможете провести ремонт, но и купить двигатель КамАЗ по стоимости производителя.

Диагностика КАМАЗ дв. Cummins


Работы, направленные на выявление проблем и неисправностей КАМАЗа с двигателем Cummins ISB 6.7e4 включают в себя сбор необходимых индикаторов для диагностики, тщательное сканирование ЭСУ, сброс и проверку систем на предмет ошибок в электронном блоке, проверку всех датчиков, отвечающих за бесперебойную работу двигателя на предмет нарушения работоспособности. Также в комплекс компьютерного обслуживания КАМАЗ входят замеры уровня давления в топливной системе, тестирование работоспособности генератора и анализ выхлопных газов при помощи четырехкомпонентного газоанализатора. Довольно часто для автомобилей КАМАЗ с двигателем CumminsISB 6.7e4 становится необходимой процедура перепрошивки силового агрегата. Такой процесс позволяет заметно улучшить динамику передачи в трансмиссии, корректирует работу АБС, тормозных колодок и курсовой устойчивости. Также перепрошивка может обеспечить более чувствительный отклик рулевого управления со степенью усиления с переменным характером и регулировку плавности движения транспортного средства. Компьютерная диагностика КАМАЗ осуществляется исключительно сертифицированными профессиональными работниками с использованием современных компьютерных технологий, анализаторов и т.п.

Применение диагностических сканеров


На сегодняшний день автомобильная промышленность предоставляет широкий спектр компьютерного диагностического оборудования, при помощи которого можно идентифицировать неисправности автомобилей КАМАЗ различного характера.

Автосканер ДК-5 представляет собой обновленную версию сканера ДК-2. Он необходим для проведения диагностических работ электронного блока, считывания и настройки параметров системы управления при помощи компьютеров с USB портами. Этот сканер можно использовать при определенных условиях, а точнее при влажности воздуха не более 80%, температуре до +30°С и давлении от 85 до 105 кПа. В корректных условиях работы автосканер ДК-5 обеспечивает связь компьютера с электронными системами управления по линии K-Line, считывает ошибки работы, изменяет, параметры системы и осуществляет автоматическую калибровку педали, подстраивает частоту вращения холостого хода, позиционирует рейки ТНВД в нужное положение и т. п.

Сканер EDS-24 является программно-аппаратным комплексом для компьютерной диагностики грузовых автомобилей с двигателями ММ3-245 и блоками управления BOSH MS6.1. Этот комплекс состоит из адаптера USB-KLine с гальванической развязкой, что позволяет работать при низком напряжении. В конструкцию также входит диск с необходимым программным обеспечением для КАМАЗов с системой впрыска типа Common Rail и т. п.

Автосканер АСКАН предоставляет возможность осуществлять компьютерную диагностику различных систем управления, перепрошивать блок управления новыми версиями от производителей, считывать необходимые параметры и данные с блока, выводить графики на ЖК дисплей в реальном времени, записывать в память полученную информацию, считывать коды неисправностей и заносить их в память. Этот сканер является одним из наиболее функциональных приборов, что позволяет получать максимально точные данные за рекордное количество времени. К основным техническим характеристикам сканера можно отнести достаточно большой объем внутренней памяти — 8 Мб, возможность поддерживания протоколов обмена физического уровня ISO 14230, SAE J1850 и ISO 9141, скорость передачи данных через порт USB 1.1.

Техническое обслуживание автомобиля "КамАЗ-5320"

Основные технические характеристики грузового автомобиля КамАЗ. Содержание технологического процесса текущего обслуживания и ремонта транспортных средств. Подбор оборудования для формы ТО-02. Проект ремонтной мастерской. Требования техники безопасности.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.02.2018
Размер файла 394,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1.1 Описание автомобиля "КамАЗ-5320"

1.2 Характеристика ТО-02

2. Технологическая часть

2.1 Технологический процесс ТО и ремонта транспортных средств

2.2 Подбор технического оборудования для ТО-02

2.3 Проект ремонтной мастерской для ТО-02

3.1 Требования техники безопасности к инструменту

3.2 Требования по технике безопасности при выполнении работ

3.3 Требования техники безопасности к помещению

В сельском хозяйстве транспорт имеет большое значение, для своевременности выполнения транспортных работ, для обеспечения непрерывности технологических операций, проведения их в сжатые сроки, с наименьшими потерями. Задержка в проведении транспортных работ вызывает простои агрегатов, гибель продукции или снижение её качества, нарушение ритма производства.

Эксплуатация транспортных средств, приводит к постепенному ухудшению его функциональных свойств. Это сопровождается процессами изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и другое. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО).

Техническое обслуживание предназначено: поддерживать подвижной состав в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде, обеспечивать надежность и экономичность работы, безопасность движения, защиту окружающей среды, уменьшать интенсивность изменения параметров технического состояния, предупреждать отказы и неисправности и выявлять их для своевременного устранения.

Оно имеет профилактический характер, выполняется принудительно в плановом порядке через заранее установлено пробег или время работы подвижного состава.

Для проведения технического осмотра существуют ремонтные мастерские.

Актуальность данной работы определяется тем, что эффективность сельскохозяйственного производства невозможна без высокопроизводительной и надежной техники.

Таким образом, целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний и умений по проектированию.

Для удовлетворения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- закрепить и углубить полученные теоретические знания и практические навыки;

- овладеть методикой проектирования;

- обеспечение безопасности труда и охраны окружающей среды;

- привить навыки пользования справочной литературой, стандартами, периодической, учебной технической литературой.

1.1 Описание автомобиля "КамАЗ-5320"

Его предназначение - выполнение транспортировочных процессов в строительной отрасли и практически во всех сферах промышленной и хозяйственной деятельности.

КамАЗ-5320 представляет собой грузовой тягач бортового типа, который нередко используется в качестве автопоезда для транспортировки различных грузов. Автомобиль известен еще и тем, что на его базе было построено множество моделей для перевозки среднетоннажных грузов.

Кузов - металлическая платформа с открыкающимися боковыми и задним бортами. Настил пола - деревянный, предусмотрена установка тента. Кабина - трехместная, откидывающаяся вперед, с шумо- и термоизоляцией, оборудована местами крепления ремней безопасности. Сиденье водителя - подрессоренное, регулируется по массе водителя, длине, наклону спинки. Так как КамАЗ-5320 предназначен для преимущественной работы с прицепами основные прицепы - ГКБ-8350 и -8355.

Длина - 7435 мм, высота - 3350 мм, ширина - 2500 мм, позволяют перевозить довольно массивные грузы. Тягач может эксплуатироваться с загруженностью 8000 кг (45 % - на переднюю ось, 55 % - на заднюю ось) и дополнительным прицепом в 8000 кг. Колесная база автомобиля составляет 3190 мм, а минимальный радиус поворота - 9300 мм. Масса самого тягача равняется 7080 кг. Максимальная загрузка и прицеп увеличивают данный показатель до 26500 кг. Угол преодолеваемого подъема у автомобиля составляет 30 %. Выбег грузовика с 50 км/час равняется 700 м, а тормозной путь на скорости 60 км/час - 36,7 м. Максимальная скорость автомобиля составляет 80 км/час.

Основные характеристики свойственные для КамАЗ-5320 (таблица 1).

Рисунок 1 - Характеристика габаритов автомобиля "КамАЗ-5320"

Таблица 1 - Технические характеристики КамАЗ-5320

Снаряженная масса, кг

на переднюю ось

Полная масса, кг

на переднюю ось

Допустимая масса прицепа, кг

Полная масса автопоезда, кг

Максимальная скорость автомобиля, км/ч

Время разгона автомобиля до 60 км/ч, сек.

Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, %

Выбег автомобиля с 50 км/ч, м

Тормозной путь автомобиля с 60 км/ч, м

Контрольный расход топлива, л/100 км автомобиля:

Радиус поворота, м:

по внешнему колесу

Воздушный фильтр - сухой, со сменным картонным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и (по заказу) предпусковым подогревателем ПЖД-30.

Трансмиссия. Сцепление - двухдисковое, с периферийными пружинами, привод выключения - гидравлический с пневмоусилителем. Коробка передач - 5-ступенчатая, с передним делителем, общее число передач - десять вперед и две назад, передат. числа: I-7,82 и 6,38; II-4,03 и 3,29; III-2,5 и 2,04; IV-1,53 и 1,25; V-1,0 и 0,815; ЗХ-7,38 и 6,02. Синхронизаторы - на II, III, IV и V передачах. Делитель снабжен синхронизатором, управление делителем - пневмомеханическое, преселекторное. Карданная передача - два карданных вала. Главная передача - двойная (коническая и цилиндрическая), передат. число - 6,53 (по заказу - 7,22; 5,94; 5,43); средний мост - проходной, с межосевым дифференциалом, блокируемым с помощью электропневматического или пневматического привода.

Колеса и шины. Колеса - бездисковые, обод 7,0-20, крепление на 5 шпильках. Шины - 9.00R20 (260R508), мод. И-Н 142Б, давление в шинах передних колес - 7,3; задних: КамАЗ-5320-4,3; КамАЗ-53212-5,3 кгс/см. кв.; число колес 10+1.

Подвеска. Зависимая: передняя - на полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, с амортизаторами; задняя - балансирная, на полуэллиптических рессорах, с шестью реактивными штангами, концы рессор - скользящие.

Тормоза. Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим - кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Тормозные камеры: передние - типа 24, тележки - 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз - на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с пневмоприводом. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и одноприводный). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление. Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, передат. число 20. Гидроусилитель - встроенный, давление масла в усилителе 80-90 кгс/см. кв.

Электрооборудование. Напряжение 24 В, ак.батарея 6СТ-190ТР или -190 ТМ (2 шт.), генераторная установка Г-273 с регулятором напряжения Я 120М, стартер СТ 142-Б.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы. Топливные баки: у КамАЗ-5320-175 или 250 л, диз.топливо; система охлаждения (с подогревателем) - 35 л, охл. жидкость - тосол А-40; система смазки двигателя - 26л, летом М-10Г (к)зимой М-8Г 2(к), всесезонно ДВ-АСЗп-10В; гидроусилитель рулевого управления - 3,7 л, масло марки Р; коробка передач с делителем - 12л, ТСП-15К; картеры ведущих мостов - 2x7 л, ТСп-15К; гидравлическая система выключения сцепления - 0,28 л, тормозная жидкость "Нева"; амортизаторы - 2x0,475 л, жидкость АЖ-12Т; предохранитель против замерзания конденсата в тормозном приводе - 0,2 л или 1,0 л, этиловый спирт; бачок омывателя ветрового стекла - 1,8 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов (в кг): Двигатель со сцеплением - 770, коробка передач с делителем - 320, карданные валы - 49(59), передний мост - 255, средний мост - 592, задний мост- 555, рама - 605(738), кузов - 870(1010), кабина в сборе с оборудованием - 577(603), колесо в сборе с шиной - 80, радиатор - 25.

1.2 Характеристика ТО-02

Технический осмотр (ТО) - это комплекс работы по поддержанию работ способности машин, при их эксплантации, хранение, транспортировке.

ТО - 02 автомобилей проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги в км. Применяется при обслуживании грузового, специального и пассажирского транспорта в субъектах автотранспортной деятельности при наличии у них системы учета и планирования номерных технических обслуживаний.

ТО - 02 автомобилей включают в себя базовые операции в соответствии Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (таблица 2). Эти операции (работы) подлежат корректировке на основании данных разделов "техническое обслуживание", изложенных в руководствах по эксплуатации (сервисных книжках) имеющихся автомобилей.

Таблица 2 - Перечень работ при ТО - 02 автомобиля "КамАЗ - 5320"

Содержание работ и методика их проведения

Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для проведения работ.

Технология диагностирования и технического обслуживания автомобиля КамАЗ-5320

Техническое состояние рулевого управления Камаз-5320 в целом оценивается величиной свободного хода рулевого колеса.

Для его проверки необходимо установить снаряженный автомобиль на горизонтальной площадке при положении управляемых колес для прямолинейного движения. Давление в шинах передних колес должно составлять 730 кПа (7,3 кгс/см2); гидравлическая система рулевого управления должна быть заправлена и прокачена. Свободный ход рулевого колеса на режимах работы двигателя в интервале 600-1200 об/мин не должен превышать 25° (для новых автомобилей 15°).

При повышении указанных значений необходимо проверить крепления рулевого колеса, колонки, карданной передачи рулевого механизма; состояние шарниров, крепление сошки, регулировку и крепление управляемых колес.

При осевом смещении рулевого колеса следует подтянуть гайку с моментом затяжки 30-80 Н*м (3-8 кг/см).

Момент вращения вала при отсоединенной карданной передаче должен быть в пределах 60-80 Н*м (6-8 кг/см). Чрезмерная затяжка гайки с последующим ее отпусканием недопустима, т. к. при этом возможны повреждения уплотнений и подшипников.

Рисунок 1. Рулевое управление автомобиля КамАЗ-5320:

1 - колесо рулевое; 2 - колонка; 3 - вал карданный; 4 - радиатор; 5 - клапан управления гидроусилителем; 6 - редуктор угловой; 7 - гидроусилитель с рулевым механизмом; 8 - тяга продольная; 9 - сошка; 10 - трубопровод низкого давления; 11 - трубопровод высокого давления; 12 - насос гидроусилителя руля; 13 - бачок гидросистемы.

Кроме того следует проверить установку управляемых колес, наличие смазки в деталях и узлах рулевого управления и ступицах колес.

Проверка и регулировка рулевого механизма Камаз-5320 проводится при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем усилителе. Усилие на ободе рулевого колеса измеряется динамометром в различных его положениях.

При повороте рулевого колеса более чем на 2 оборота от среднего положения усилие должно быть в пределах 6-16 Н (0,6-1,6 кгс). При повороте рулевого колеса на 0,75-1 оборот от среднего положения величина усилия не должна превышать 23 Н (2,3 кгс).

С переходом рулевого колеса через среднее положение усилие на ободе должно быть на 4-6Н (0,4-0,6 кгс) больше, чем во втором положении, но не превышать 28 Н (2,8 кгс).

Регулировка параметров рулевого управления Камаз-5320производится смещением зубчатого сектора при вращении регулировочного винта в крышке рулевого механизма. При вращении винта по направлению хода часовой стрелки усилие при повороте рулевого колеса возрастает в противоположном направлении – уменьшается. Осевое смещение регулировочного винта должно быть в пределах 0,02-0,08 мм. Несоответствие усилий на ободе рулевого колеса в первом положении свидетельствует о необходимости регулировки упорных подшипников золотника.

Регулировка подшипников производится подтягиванием гайки при снятой передней крышке. Изменение усилий на ободе рулевого колеса во второй позиции может быть вызвано повреждением шариковой гайки или износом ее деталей.

Перед проверкой и регулировкой давления жидкости в гидроусилителе необходимо прогреть двигатель и масло в бачке несколькими поворотами колес до упора с выдержкой в течение 10-15 с. Установить в магистрали высокого давления между насосом и рулевым механизмом приспособление с манометром со шкалой до 10000 кПа (100 кгс/см 2 ) и вентилем. Открыть вентиль, и, работая на частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин, замерить давление масла по манометру. Давление масла должно быть не менее 5500 кПа (55 кгс/см). При меньшем давлении следует, медленно закрывая вентиль, оценить изменение его значения. При исправном насосе давление масла должно повышаться до 6000 кПа (60 кгс/см 2 ) на новом насосе, на отремонтированном следует провести регулировку предохранительного клапана.

Если давление масла при закрывании вентиля не поднимается, следует заменить или отремонтировать насос. Шум, возникающий при срабатывании предохранительного клапана, не свидетельствует о его неисправности.

При проверке работы клапана управления гидроусилителя Камаз-5320 следует отсоединить продольную тягу, установить частоту вращения вала двигателя 800-1000 об/мин, при открытом вентиле повернуть рулевое колесо до упора влево и вправо усилием не менее 100 Н (10 кгс).

Со снятием усилия с рулевого колеса давление масла должно понизиться до 300-500 кПа (3-5 кгс/см 2 ), свидетельствуя, что золотник клапана управления под воздействием реактивных пружин и плунжеров сместился к среднему положению.

Если давление масла не снижается, следует проверить, не загрязнены ли отверстия плунжеров, не ослабли ли пружины, не заклинило ли золотник в корпусе клапана управления. В процессе проверки не следует держать вентиль закрытым, а колеса повернутыми до упора, более 15 с.

В процессе эксплуатации автомобилей Камаз-5320следует проводить очистку рулевых управлений, проверку креплений и состояния шлангов деталей, регулировку механизмов и узлов, смазывать узлы н детали, удалять воздух из гидравлической системы усилителя, доливать и периодически менять масло в сроки, указанные в карте смазки.

Проверка уровня масла производится на прогретом двигателе при установке колес в положение для прямолинейного движения. Перед снятием пробки заливной горловины следует протереть поверхность бачка.

Масло доливается при работе двигателя на малых частотах вращения вала через воронку с двойной сеткой, уровень масла должен находиться между метками, на указателе, закрепленном в пробке.

Во избежание заклинивания и износов, тщательно обработанных деталей насоса, рулевого механизма, клапана управления следует применять только чистое масло.

Смена масла в рулевом управлении автомобиля Камаз-5320производится при отсоединенной продольной рулевой тяге. Для слива масла необходимо сиять крышку насоса и повернуть управляемые колеса влево до упора, вывернуть сливную пробку рулевого механизма и слить масло. Затем снять и промыть в бензине фильтр и детали насоса, при наличии вязких отложений использовать для промывки растворитель, поставить детали на место. Ввернуть сливную пробку. Залить 2 л чистого масла и, поворачивая рулевое колесо до упора в обе стороны, промыть систему усилителя и вновь слить масло.

Вновь ввернуть пробку, поставить крышку бачка, снять резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма. На головку перепускного клапана надеть шланг. Его второй конец опустить в прозрачный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину маслом. Через заливную горловину н воронку с двойной сеткой заливать масло до тех пор, пока уровень его не перестанет снижаться. Отвернув на 0,5-0,75 оборота перепускной клапан, поворачивать рулевое колесо влево до начала повышения усилий (не до упора).

Пустить двигатель и, работая на малых частотах вращения вала, доливать масло в бачок до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, затем завернуть клапан. Повторить подобную операцию при повороте рулевого колеса вправо, и так не менее двух-трех раз, пока не прекратится выход воздуха. После этого следует остановить двигатель, снять шланг, надеть резиновый колпачок, если нужно долить масло в бачок, закрыть крышку бачка и соединить продольную тягу.

Контрольно-диагностические работы двигателя КАМАЗ-5320

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Новгородский Государственный Университет
имени Ярослава Мудрого
Кафедра «Автомобильный транспорт»
Контрольная работа
по дисциплине: «Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте»
на тему: «Контрольно-диагностические работы двигателя КАМАЗ-5320»
Преподаватель:
_____________ А.Н.Чадин
«____»___________2008 г.
Студент гр. 6062 з.у.
_____________ Д.С.Бицуков
«____»___________2008 г.
Содержание

1 Общие положения

2 Цели и задачи

3 Область применения

4 Нормативное обеспечение

5 Организация проведения проверки

6 Методы проведения замеров

С целью защиты интересов граждан в Российской Федерации используются различные процедуры государственного контроля и регулирования. Одной из таких процедур является сертификация на автомобильном транспорте. Эффективность сертификации во многом определяется совершенством нормативного обеспечения процедур контрольно-диагностических работ на автомобильном транспорте, позволяет:
- использовать их в работах по сертификации, проводимых по различным схемам;
- восполнить отсутствие методических частей в отдельных нормативных документах.
Цель работы: создание методики по проведению контрольно-диагностических работ двигателя КАМАЗ-5320.
1 Общие положения

Настоящая методика разработана студентом кафедры АТ НовГУ и может быть использована в системе добровольной сертификации на автомобильном транспорте.
2 Цели и задачи

1) повышение конкурентоспособности услуг автомобильном транспорте;
2) содействие потребителям в компетентном выборе услуг на автомобильном транспорте;
3) защита потребителя от недобросовестности исполнителем услуг на автомобильном транспорте;
4) повышение доверия потребителей к реализуемым на автотранспортом рынке услуг.
3 Область применения

Методика предназначена для проведения контрольно-диагностических работ двигателя КАМАЗ-5320.
Грузовой автомобиль КАМАЗ-5320.
Конструктивно-технические особенности: двигатель КАМАЗ-5320.
Методика используется при проверке результатов выполнения диагностических работ по микропроцессорной системе зажигания автомобиля КАМАЗ-5320.
4 Нормативное обеспечение

При проведении оценки выполнения регламентных работ используется следующая нормативно-техническая документация:
1. ГОСТ Р 3112199-0240-84 Положение о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть I, утверждено Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.84 г. Согласовано с Министерством автомобильной промышленности СССР 23.07.84 г. (Приложение 5).
ГОСТ Р 51709-2001.
ГОСТ Р 52033-2002.
2. РД 46448970-1040-99 (Параметры диагностирования системы зажигания).
3. Справочник по электронной системе зажигания КАМАЗ-5320.
5 Организация проведения проверки

5.1. Идентификация услуг

Сертификации подлежат услуги по выполнению регламентных работ по микропроцессорной системе зажигания автомобиля КАМАЗ-5320.

5.2. Форма организации проверки

Проверка соответствия нормативной документации (НД) выполнения регламентных работ по микропроцессорной системе зажигания автомобиля КАМАЗ-5320 осуществляется при сертификации данной услуги путем проверки произвольно отобранных автомобилей на предмет соблюдения параметров (показателей), регламентированных действующей документацией.

5.3. Объем проверки

Проведение сертификации осуществляется с использованием оборудования заявителя данной услуги. Работы выполняет персонал заявителя в присутствии и под контролем эксперта в соответствии с нормативно-технической документацией.
Минимальное количество автомобилей, задействованных в проверке, составляет один автомобиль.
При получении неудовлетворительного результата хотя бы по одному параметру контрольно-диагностические работы двигателя приостанавливаются и проводится анализ выявленных несоответствий параметров. В случае возможности устранения выявленных замечаний разрабатывается программа корректирующих мероприятий, в которой указываются сроки проведения повторной проверки. При повторном получении неудовлетворительного результата контрольно-диагностические работы двигателя должны быть признаны отрицательными для заявителя.
Контрольно-диагностические работы двигателя состоят из следующих этапов:
1. Определение конструктивных особенностей системы зажигания и уточнение перечня параметров.

Диагностирование технического состояния систем и узлов двигателя

В ДВС и моторном масле протекают сложные физические и химические процессы, с тесной взаимосвязью и взаимным влиянием друг на друга. Поэтому для успешного диагностирования технического состояния ДВС необходимо иметь представление о взаимосвязях между этими процессами с учетом трения, смазки, износа, физико – химических превращений в масле. К основным узлам и системам, обеспечивающим работу двигателя и функционально связанным с моторным маслом относятся:

-цилиндро–поршневая группа (ЦПГ);

-система очистки воздуха (СОВ);

-система очистки масла (СОМ);

-система охлаждения (СО);

-узлы трения (УТ) – подшипники коленчатого вала (ПКВ), пара кулачок распределительного вала – толкатель (КТ) клапана механизма газораспределения;

-топливоподающая система (СТ).

Ниже рассмотрены основные неисправности, характерные для данных узлов и отказов и соответствующие им изменения показателей свойств масел – диагностических параметров, показана сущность процессов, приводящих к возникновению.

Система очистки воздуха. На автомобилях, тракторах и другой технике, оснащенной двигателями ЯМЗ, КамАЗ как правило применяются воздухоочистители сухого типа с картонными фильтрующими элементами, имеющими высокую эффективность. В процессе эксплуатации надежность системы, заложенная при изготовлении, уменьшается. Вибрации, колебания температуры приводят к нарушению герметичности сварных соединений воздухопровода, вытяжке и ослаблению стяжных хомутов, старению и растрескиванию резиновых уплотнений и соединительных патрубков (рис.3). Негерметичность выпускного тракта может быть вызвана применением картонных фильтрующих элементов низкого качества и недостаточным их уплотнением в корпусе фильтра. Разрывы, сквозные отверстия в шторе фильтрующего элемента приводят к значительному увеличению коэффициента пропуска пыли.

Рис.3 Состояние элементов впускного тракта автомобиля БелАЗ-548 в эксплуатации

Абразивные пылевые частицы, поступая в цилиндр, в наибольшей степени изнашивают верхнюю часть гильзы, первое компрессионное кольцо и канавку поршня. Пыль, поступившая в цилиндры и затем попавшая в масло, изнашивает подшипники коленчатого вала в меньшей степени, чем деталей ЦПГ. Это связано с дроблением абразивных частиц в зазорах ЦПГ и удержанием крупных частиц фильтрами.

Содержание кремния в масле (элемент-индикатор пыли из воздуха) не зависит от времени работы масла. Поэтому, все значения концентрации кремния в пробах масла, взятых в любой период его работы, характеризует техническое состояние СОВ и ее негерметичность может быть выявлена с высокой степенью достоверности. На рис. 4 приведены кривые распределения содержания элементов – индикаторов износа в масле, характеризующих износ деталей ЦПГ (Fe, Al, Cr) двигателей ЯМЗ-238Ф автомобилей МАЗ-6422, работающих на междугородних перевозках грузов. Наглядно видно, что кроме повышенного содержания кремния в масле при разгерметизации впускного тракта существенно увеличивается и концентрация металлов-индикаторов износа ЦПГ (Fe, Cr, Al). Причем между содержанием этих элементов и содержанием кремния в масле существует тесная корреляционная связь (коэффициент корреляции как правило составляет 0,7-0,9).

Рис.4 Распределение содержаний

Fe (5,5’0 в пробах масла М-10Г2к

при работе двигателей 8ЧН 13/14

с исправной (__) и неисправной

(---) системами очистки воздуха

Высокие значения корреляционных отношений для металлов-индикаторов ЦПГ свидетельствуют о наибольшем влиянии разгерметизации впускного тракта на износ гильз цилиндров, поршневых колец и канавок поршней. Несущественная корреляция между содержанием кремния, свинца и меди подтверждает меньшее влияние попадания пыли через цилиндры на износ подшипников коленчатого вала.

При относительно малом времени работы двигателя с негерметичным впускным трактом происходит лишь кратковременное повышение интенсивности изнашивания деталей ЦПГ без существенного ускорения старения масла. В то же время, длительная работа двигателя с такой неисправностью существенно ускоряет этот процесс и приводит к значительному изменению показателей масла (рис. 5). Даже после устранения негерметичности в этих случаях отмечается повышение скорости изнашивания деталей. Вызвано это в основном двумя причинами. Во-первых, в условиях эксплуатации не всегда после устранения дефекта заменяют моторное масло. Во-вторых, источником повышения изнашивания деталей являются впускные коллекторы и трубопроводы, расположенные после воздухоочистителя. На их внутренних поверхностях задерживаются частицы пыли, отслаивающиеся из-за вибрации и температурных колебаний и попадающие в цилиндры двигателя.

Рис.5 Изменения физико-химических

параметров масла М-10Г2к от времени

работы двигателей с исправной (__)

и неисправной (---) системами очистки

Поэтому для устранения последствий работы с разгерметизированным впускным трактом необходимо заменить масло, очистить выпускные трубопроводы, расположенные после воздухоочистителя.

Диагностическим признаком неисправностей СОВ является одновременное увеличение содержания в масле кремния и продуктов износа ЦПГ. Ухудшение физико-химических показателей масла служит признаком длительной работы двигателя с неисправной системой.

При этом неисправности системы очистки воздуха выявляются с высокой достоверностью на ранней стадии их возникновения – до начала появления внешних признаков абразивного изнашивания в виде интенсивного роста расхода масла на угар (свыше 2 – 3 % от расхода топлива), повышенного дымления, выброса масла из сапуна, ухудшения тяговых качеств автомобиля и т.п.[ 6 ].

Цилиндро-поршневая группа. Работоспособность ЦПГ непосредственно связана с состоянием системы очистки воздуха. Как уже отмечалось, абразивные пылевые частицы при нарушении герметичности СОВ, поступая в цилиндр, в первую очередь изнашивает верхнюю часть гильзы, первое компрессионное кольцо и канавку поршня. Это приводит к нарушению уплотняющей способности кольцевого уплотнения и сопровождается увеличением расхода масла на угар. Ухудшаются также условия смазки и теплоотвода от деталей ЦПГ, усиливается нагарообразование в канавках поршня. Через некоторое время эти явления могут привести к натирам на гильзе и прижогам на кольцах.

Степень тяжести отказов этого узла зависит от уровня форсирования двигателя и условий его эксплуатации. Для высокофорсированных двигателей карьерных самосвалов преимущественным видом неисправностей являются задиры. Это обусловлено резкопеременным режимом работы двигателей, тяжелыми условиями работы масла, высокой запыленностью воздуха в карьерах. Натиры и задиры ЦПГ могут быть вызваны нарушением условий эксплуатации (перегрев двигателя) и некачественным ремонтом.

Задиры на деталях ЦПГ и их заедание вызывают интенсивное изнашивание гильз цилиндров, поршней и поршневых колец, которое сопровождается увеличением концентрации соответствующих металлов в масле. Так, в процессе диагностирования двигателя КамАЗ-740 автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 вследствие нарушения теплового режима эксплуатации (перегрев двигателя) при пробеге 13747 км было зафиксировано увеличение концентрации железа, а при пробеге 24100 км произошел задир в одном из цилиндров (рис. 6). Задир сопровождался резким увеличением концентрации железа, алюминия и хрома (рис. 7).

Рис. 6 Вид поршня двигателя КамАЗ-740 автомобиля КамАЗ-5511после задира вследствие перегрева.

Рис.7 Изменение концентрации

продуктов износа ЦПГ при задире

Износ ЦПГ сопровождается значительным ускорением «старения» масла. Значительно выше интенсивность увеличения вязкости (в два раза и выше), с более высокой скоростью накапливаются нерастворимые осадки. Причем чем выше уровень форсировки двигателя и тяжелее условия его эксплуатации, тем с большей скоростью по мере износа ЦПГ происходит дальнейшее ухудшение свойств масла. Основным диагностическим признаком неисправного технического состояния ЦПГ служит повышение концентрации соответствующих продуктов износа, в первую очередь железа и алюминия. Вспомогательным признаком повышенного износа деталей ЦПГ является более интенсивное увеличение вязкости масла и накопление в нем загрязняющих примесей.

Подшипники коленчатого вала. Одной из основных причин выхода из строя вкладышей подшипников коленчатого вала из строя является попадание в подшипник твердых абразивных частиц относительно большого размера (стружка, технологическая грязь, песок, почвенная пыль и т.п.). Частицы, попадая в подшипник, образуют кольцевые риски на антифрикционном слое, способствуют уменьшению минимальной толщины масляного слоя, повышению температуры и короблению вкладышей, уменьшению их натяга в постелях. При образовании риски на поверхности вкладыша появляются пластически выдавленные канавки с навалами (выпучиванием) материала по бокам. Металл в навалах по сторонам царапины под воздействием возросших местных нагрузок может выкрашиваться, частицы металла защемляясь в паре способствуют задиру, а затем и провороту вкладышей. Абразивные частицы, попадая в подшипник, помимо изнашивания поверхности деталей, могут вызвать упругую деформацию поверхностного слоя вкладышей и местное возрастание температуры. Все это интенсифицирует процесс усталостного разрушения (растрескивания) антифрикционного слоя вкладышей и способствует их задиру и провороту.

С момента попадания абразивной частицы в подшипник до задира или проворота проходит определенный период, зависящий от размера и твердости абразивной частицы, материала и конструкции вкладышей, а также режимов работы и условий эксплуатации двигателя. Попадание абразивной частицы в подшипник и образование рисок на поверхности вкладышей сопровождается ростом концентрации металлов антифрикционного слоя и металла коленчатого вала (при образовании царапин на поверхности шейки вала). По мере развития повреждения вкладышей, скорость повышения концентрации металлов в масле постоянно увеличивается, вплоть до лавинообразной при задире или провороте. Характерный пример развития процесса показан на рис.8. При диагностировании двигателя КамАЗ-740 автомобиля КамАЗ-5320 при пробеге 18 тыс. км было отмечено резкое увеличение концентрации свинца и меди. После замены масла и дальнейшей эксплуатации содержание металла снизилось до нормального уровня. Однако, начиная с пробега 61 тыс. км был зафиксирован новый рост концентрации свинца и меди, а также железа, что свидетельствовало о росте износа вкладышей и шеек коленчатого вала. Эксплуатация двигателя не была своевременно предотвращена (не производился осмотр вкладышей) и при пробеге 81 тыс. км произошел проворот вкладышей и задир шеек коленчатого вала . Как видно, процесс развития этого повреждения достаточно длительный (около 20 тыс. км пробега автомобиля), что позволяет его своевременно выявить и предотвратить.

Читайте также: