Расположение двигателя заз 968м

Обновлено: 16.05.2024

ЗАЗ 968 Среднемоторный › Бортжурнал › "Как это работает" Расположение агрегатов

Пару фото как все устроено, конечно нас ждут доработки, но общая картина уже понятна.

ЗАЗ 968 1991, двигатель бензиновый 1.5 л., 80 л. с., задний привод, механическая коробка передач — фотография

Машины в продаже


ЗАЗ Запорожец, 1989


ЗАЗ Запорожец, 1990


ЗАЗ Запорожец, 1985


ЗАЗ Запорожец, 1990

Комментарии 12

Респект! Странно что раньше не видел в теме об 968х.
Ну теперь тебе расти дальше нужно! Ваз двигло и заз коробка то такое.
Глянь на реношки 21е с двухлитровками и 25е с V6! Там и моща и коробки пятиступки. И самое главное что они плавно все из за кузовов перемещаются на разборки. А двигатели там надежные и мощные. Впрочем как и коробки. Турбоверсии конечно брать не стоит. Ибо турбинки 80х тот еще гемор. Но вот к V6 2.7 с инжектором я бы присмотрелся. Простой и надежный двиг. И главное что недорого на данный момент. 144 лошадки однако. С массой зазика стрелка за 200 легко будет уходить!

Да но это уже бюджет другой да и вообще история другая. А у меня еще калибра в которую хотябы C20XE поставить. Конечно коробку бы сменить и уже думаю над 2141 но там смещение двигателя относительно оси коробки. Возможно когда-нибудь но точно не сейчас что-то затею. Да и за 200 на таких колёсах и тормозах да еще рулевом…

Компоновка багги, даже ЗАЗ делал багги такой компоновки.
На Осипенковской балке еще гоняют?!

Не, там гонок как таковых нет, а одиночки на тренировке бывают. А баги АБ-82 действительно было, видел в живую и немного технических моментов знаю, от туда и перевернутый диф и почерпнул для своего корча.

На скорости в машине сильно шумно?

Даже на малом газу, например общаться только на холостом и громко говорить приходится. Жарко очень, и очень громко.

4 передачи назад и одна вперед?

Этот вопрос уже был оговорен. Сейчас все по передачам как по заводу, никчему привыкать не нужно все как должно быть.

Зачем так усложнять с размещением КПП ?
Было бы понятно если КПП от ВАЗа, а так.

Честно после того как я его роганял больше 140 и когда мотор сзади еще на много тяжелее родного, это уже не отвага а дибелизм, ты не повернешь а тормоза барабанные это вобще беда. Короче я так хочу, так значит и делаю ))

monstervlad

Зачем так усложнять с размещением КПП ?
Было бы понятно если КПП от ВАЗа, а так.

Глазами владельца. ЗАЗ 968М

Всех приветствую! Увидев единомышленника на страницах сайта, я решил тоже не молчать о своей машине. ЗАЗ-968 1974 года выпуска. С пробегом в 55 000. мощность 40 л.с, объём 1193 см3. Эта машина мне досталась в наследство от деда. Уже около года я эксплуатирую её, и у меня только самые лесные отзывы.

Самый главный «+» машины — это вместимость. Четверо едут абсолютно спокойно, пятеро — уже тесно, но терпимо. Сиденье водителя регулируется о «вперёд-назад» и наклон спинки, но и этих регулировок при высоком руле хватает вполне. Автономная печка позволят не зависеть от неожиданно сломавшегося двигателя. Любой ремонт можно провести самостоятельно, благо машина- конструктор и запчастями проблем нет.

После восстановления (машинка пылилась в гараже 8 лет) бала начата «беспощадная» эксплуатация:

Машинка в течение месяца на своих железных плечах перевезла около 2 тонн кирпичей, так как появилась срочная необходимость в перекладке печи в доме, а «уродовать» семейный форд отец отказался. В день машина проезжала по 30 км. К концу месяца, машина показала на удивление пристойный результат (чего я, по правде, не ожидал). Средний расход топлива АИ-76 составил+ 9,5 литров на 100 км на грунтовых дорогах, при использовании только 3-х передач. Это гораздо приличней, чем фактические 11 литров у форда фокуса (притом надо учесть, что фокус «кушает» более высокооктановый бензин!).

При «холостом» пробеге машинка показала удивительную динамичность: разгон до 100кмч за 40с, средняя скорость в 60кмч достигалась за полминуты. Руль достаточно послушен, тормозная педаль не мягкая, и не жесткая, хотя машина часто «сваливается в юз». Что касается комфорта, то Запорожец явно комфортней «классики»: есть куда деть ноги и голову. Подвеска достаточно мягкая.

В нагруженном до предела состоянии (около 400 кг. груза) машина ничуть не теряет в управлении, тормозной путь увеличивается на четверть, да динамика разгона падает.

На этом этапе произошли поломки: вышел из строя датчик температуры масла, и пришлось заменить высоковольтный провод. Очень удивился, но другого ремонта машина не потребовала.

Далее машина занималась перевозом стройматериалов вообще (без кирпичей): сухой цемент, доски, трубы для забора. Показала машинка аппетит в 8,7 литра на 100 км. При тех же условиях эксплуатации.

Из поломок — начала сказываться долгая стоянка. Вылетели 2 и 4 передачи, застучали клапана, перестал работать трос подсоса. Весь ремонт обошёлся в «2 бутылки водки».

Далее машина переехала в город, где ездит до сих пор под моим чутким руководством. Расход в городском цикле составляет около 7,5 литра на сотню. Машина динамична и не требует больших усилий на руль. Из минусов — маленький багажник. Из плюсов — высокая проходимость за счет «гладкого» дна и заднего расположения двигателя.

ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М

Козырную "шестерку" - второе поколение "Запорожцев", вызревшее в недрах молодого и амбициозного КБ - разработали уже без копирования зарубежных технических решений (хотя злые языки и видят в 966-м NSU - Princ). По всему видно что его создатели грезили о "настоящем", "большом" автомобиле.
По сравнению с 965-м новый 966 значительно подрос. Увеличились габаритные размеры, объем багажника, салон стал просторнее. ЗАЗ-966 стал несколько выше классом, а следовательно и дороже предшественника.
Технически, серьезных изменений внесено не было: коробка передач, тормоза, передняя подвеска и двигатель МеМЗ-966 достались в наследство от прежнего ЗАЗ-965.
Позже была создана новая модификация: собственно - ЗАЗ-966. Она отличалась более крупным и массивным двигателем МеМЗ-968 (1197 см., 40 л. с.) и, соответственно большей максимальной скоростью и массой (120 км/ч и 780 кг). После начала выпуска 40-сильного ЗАЗ-966, 30-сильный, получил обозначение ЗАЗ-966В.
Автомобиль ЗАЗ-966В "Запорожец" выпускался с ноября 1966 года. Существовали также модификации с ручным управлением ЗАЗ-966ВР и ЗАЗ-966ВБ и ВБ2 (с порошковой электромагнитной муфтой сцепления), обе с двигателем 30 л.с.







В 1972 году 966-й "Запорожец" подвергся серьезному рестайлингу. Внешне, новоиспеченный ЗАЗ-968 отличался облицовкой передка, фонарями заднего хода, отсутствием перемычек в воздухозаборниках и надписи "Запорожец" на правом переднем крыле, более широкими покрышками. Производство ЗАЗ-966В было прекращено в декабре 1972 года, а его модификаций с ручным управлением - с января 1973 года.
Существовала модификация ЗАЗ-968Э (экспортная), отличавшаяся фарами, соответствующими международным нормам безопасности, лобовым стеклом типа "триплекс", декоративной окантовкой на уплотнителях стекол, замком зажигания с противоугонным устройством.
В 1974-м увидела свет его своеобразная "люксовая" модификация ЗАЗ-968А Улучшилась активная (тормоза) и пассивная (ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка) безопасность. В салоне стало меньше хрома и больше пластика. Новая пластмассовая передняя панель прикрыла архаичный голый металл. Вместо старых сидений поставили новые, более удобные, от "Копейки" ВАЗ-2101. Обе модели выпускались паралельно до середины 1979 года.
Выпускались и модификации с ручным управлением: ЗАЗ-968Б - для людей, лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 - для водителей с одной ногой и 3A3-968P - для тех, у кого лишь одна нога и одна рука.
Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на конвейер в 1979 году. Дизайн кузова подвергся значительным изменениям - передняя панель кузова стала выпуклой, "уши" воздухозаборников заменены на решетки, задние фонари приобрели более современную прямоугольную форму. Хрома стало меньше, а черного пластика - больше.
Выпускался с тремя модификациями двигателей:
МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с. под бензин А-76 с карбюратором К-133 - базовая модель.
МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л.с., отличавшийся двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20 и впускным коллектором под него.



ЗАЗ-968


ЗАЗ-968А


ЗАЗ-968М

Модификации ЗАЗ-968, 968М

ЗАЗ-968АБ, 3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;

ЗАЗ-968АП, ЗАЗ-968МП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;

ЗАЗ-968АБ4, ЗАЗ-968АБ2, ЗАЗ-968МД — для инвалидов, у которых повреждена одна нога;

ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;

Автомобильная промышленность одной шестой континента никогда не баловала своих граждан такими преимуществами развитого социализма, как богатый выбор. Не было выбора. Брали то, что успели, пока другие не забрали. В полной мере это относится и к автомобильной промышленности.

Содержание:

Подарок Родине из Запорожья

Автомобильная промышленность чувствовала себя беспомощной не от отсутствия мозгов у ее работников, а от отсутствия совести, иногда ума, и чести у партийных лидеров. Все автомобильные заводы были знаковыми. Они не были предназначены для того, чтобы выпускать качественные автомобили, а для того, чтобы быть символом чего-то там. Ленинского комсомола, дружбы с итальянским коммунистом Тольятти. Только на символы и выделялись бюджетные средства, а все разработки — чистой воды энтузиазм. Тем не менее, четыре основных автомобильных ниши с горем пополам заполнить удалось не без шпионажа и лицензионных копий, но были представители и маленьких автомобилей, и средних. Большие, само собой, были.

ЗАЗ 968М

Самым маленьким и обиженным в этом плане был Запорожский автомобильный завод Коммунар. Ему шагу не давали ступить без директив, о чем красноречиво молчит автомобиль Таврия, который был готов к серийному выпуску на шесть лет раньше, чем восьмерка. Но партия решила, что все средства нужно направлять на главный завод автомобилей для народа в Тольятти. Обидно было вдвойне, поскольку при готовом современном автомобиле ЗАЗ 1102, заводу приходилось выпускать ЗАЗ 968М, устаревший, как сам коммунизм.

Некардинальные изменения

Технические характеристики

Кузов автомобиля ЗАЗ 968М

Новый Запорожец не поражал новизной, но все же нотки современности проскакивали даже в кузове автомобиля. Полностью изменилась передняя панель, и теперь Запорожец стал очень похож на чехословацкую Шкоду 120/110. очень похожее решение панели, но в Запорожье решили внести разнообразие, пустили алюминиевую пластину с надписью 968М между фарами, а по краям пристроились указатели поворотов.

Была переработана система обдува

Новый автомобиль получил новые бампера с травмобезопасными пластиковыми полосками и накладными пластиковыми боковинами. С автомобиля убрали лишний хром, по возможности заменив его на черный пластик. Задняя часть кузова тоже изменилась до неузнаваемости. Запорожцу отрезали фирменные уши, установив вместо них решетки-жабры. Изменилась и задняя оптика.

Задняя оптика

Двигатель нового Запорожца

Инженеры неплохо поработали над двигателем МеМЗ 968. По сравнению с прошлой версией была переработана система обдува. Нельзя сказать, что охлаждение Запорожца стало значительно лучше, поскольку практически все владельцы устанавливали на капот хлебницы для улучшения забора воздуха. Летом он часто перегревался. Вентилятор стал менее шумным, хотя и до этого двигатель Запорожца не шумел при надлежащем уходе.

Кузов

Характерный звук V-образной четверки даже бодрил, а глушители в исправном состоянии неплохо выполняли свою работу. 40 лошадей автомобилю хватало за глаза, а при необходимости увеличить мощность до 56 лошадиных сил, достаточно было просто установить поршни от мотоцикла К750 и немного расточить гильзы. Динамика у мотора и так была неплохая, а с таким тюнингом он рвал под собой асфальт.

Как он ездил

Как он ездил! Отлично ездил, только очень плохо управлялся. В паспорте написано, что максималка у 968М — 120 км/ч. Это подлая ложь. Быстрее, чем 140 на нем нельзя было ехать просто потому, что передние колеса отрывались от земли, и управлять было просто невозможно. Передняя подвеска была исчадием ада. Поперечная торсионная конструкция не была предназначена для перевозки людей в принципе, а управляемость от чрезмерной жесткости очень страдала.

Был спасательным кругом

В конструкции автомобиля очень много промахов, но все они связаны не с неспособностью инженеров придумать, к примеру, человеческий отопитель, а к тому, что на это просто не выделяли средств. Поэтому и приходилось пользоваться практически неуправляемой коптящей кочегаркой, которая грела, правда, хорошо.

Как он ездил!

Маленьких обижать нельзя, тем более, что автомобиль был спасательным кругом для большинства советских инженеров и пенсионеров, которым купить Жигули в этой жизни не светило. Посигнальте ему фарами, если встретите, и счастливой дороги!

Механизм газораспределительный для двигателя ЗАЗ-968М

Механизм газораспределительный для двигателя ЗАЗ-968М

Двигатель - это сердце автомобиля. Его стабильная работа в частности зависит от газораспределительного механизма, который отвечает за своевременное заполнение цилиндров топливом и способствует удалению продуктов сгорания. Работа механизма обеспечивается открытием/закрытием впускных/выпускных клапанов.

Что представляет собой газораспределительный механизм

Устройство используется в двигателях внутреннего сгорания. Для четырехтактных двигателей суть механизма заключается в открывании или закрывании клапанов. В двухтактных моторах этот процесс происходит за счет открывания или перекрытия поршнями продувочных окон.

Распределительный вал можно считать основным элементом ГРМ. Он может располагаться в головке или в блоке цилиндров. От этого зависит и расположение клапанов – верхнее, нижнее или смешанное. Каждый способ имеет свои преимущества и минусы.

Нижнеклапанный двигатель усложняет процесс подачи топливно-воздушной смеси. Она проходит длительный путь до места назначения. Это в некоторых случаях приводит к перегреву двигателя.

Смешанный тип расположения клапанов делает двигатель более мощным. Но наиболее выгодным вариантом считается верхнеклапанная схема механизма газораспределения.

Устройство ГРМ автомобиля «Запорожец»

  • Распредвал. В начале распределительного вала Запорожца расположена шестерня из текстолита, на окончании вала находится винтовая шестерня, необходимая для привода распределителя зажигания и масляного насоса.
  • Механизм балансирный состоит из шестерней, противовеса и вала. Шестерни имеют метки «О», их следует совмещать при ремонте механизма.
  • Толкатели для клапанов. Выполнены из стали, относятся к плунжерному типу. Первый и третий цилиндр имеют четыре специальных отверстия. Отверстие первое нужно для выемки клапанного толкателя, второе служит для подачи масла на головку цилиндров, еще два нужны для слива масла.
  • Штанги, представляющие из себя дюралюминиевые трубки с отверстиями для прохождения смазки.
  • Стальные коромысла с винтом и контрольной гайкой.
  • Впускные/выпускные клапаны с диаметром соответственно 34 и 32 миллиметра.
  • Крышка шестерен распределительных.
  • Трубка для слива масла.

Механизм ГРМ представляет собой достаточно сложное устройство. Распредвал работает синхронно с коленчатым валом. Кулачки распределительного вала в рабочем состоянии должны открывать/закрывать клапаны впускные и выпускные, тем самым обеспечивая подачу топлива в двигатель.

Длина рабочего цикла

Длина рабочего цикла составляет два оборота коленчатого вала, то есть такт осуществляется за половину оборота вала при вращении на сто восемьдесят градусов. Двигатель работает в порядке 1-3-4-2. Процесс зависит от правильной установки фаз газораспределения. Схема имеет следующий вид: впуск топлива – сжатие – рабочий ход – выпуск. Должна соблюдаться строгая последовательность и продолжительность процесса.

Принцип работы механизма газораспределительного

  1. Клапаны подают в цилиндр топливно-воздушную смесь.
  2. Выпускные клапаны удаляют отработанный газ.
  3. Диаметры клапанов различаются по размеру (топливно-воздушной смеси впускается больше).
  4. Клапаны расположены на головке. Место, где они соединяются, называют клапанным седлом.
  5. Коленвал вращается от привода. Он приводит в действие распределительный вал, задавая ему скорость, в два раза меньше своей собственной.
  6. Продукты отработки выводятся при помощи выпускных клапанов.

Процесс работы двигателя, равный одному циклу, задействует конкретный клапан только один раз.

Метки «О» позволяют совмещать шестерни на распредвала и балансирного механизма. Кроме того, на корпусе и крышке маслоочистителя присутствуют метки МЗ – момент зажигания, ВМТ – регулируют зазоры между коромыслами и клапанами.

ЗАЗ 968 – история, модификации, технические характеристики

ЗАЗ-968 в трех модификациях выпускался с 1971 по 1994 год. Благодаря своей низкой цене и особенностям расположения двигателя, «запорожец» стал легендарной народной «малолитражкой». ЗАЗ-968 считается легковой машиной «особо низкого класса», поскольку в его комплектации и намека не было на уют и комфорт.

ЗАЗ 968 – история, модификации, технические характеристики

История «запорожцев» началась еще в 1960 году, когда конструкторы Запорожского автомобильного завода произвели свою первую модель ЗАЗ-965, которая в народе получила название «горбатый». За 10 лет производства модификация машины существенно устарела, и инженерам пришлось создавать новый современный «народный» автомобиль.

В 1971 году с конвейера сошел новый ЗАЗ-968, который полностью сменил свой внешний облик. Благодаря системе воздушного охлаждения двигателя, которая внешне напоминала «уши», машина получила народное прозвище «ушастый». Двухдверный ЗАЗ-968 был рассчитан на 4 пассажиров. Салон отличался сдержанностью - однотонная обивка, зеркало заднего вида, минимальное количество приборов.

ЗАЗ 968 – история, модификации, технические характеристики 3

Спустя 3 года вышла новая модель ЗАЗ-968А, которая претерпела изменения тормозной системы, приобрела новые сиденья и противоугонную установку. В такой модификации автомобиль производился целых 6 лет.

В 1980 году была выпущена последняя комплектация автомобилей ЗАЗ - «эмка». ЗАЗ-968М получил задние прямоугольные фонари, новые бамперы и поворотники. Существенно уменьшилось число хромированных элементов. Передок машины стал более выпуклым, «запаску» перенесли под капот, что позволило увеличить вместимость багажника. Изменился и салон - передние сиденья стали регулируемыми, а задние - полностью раскладными. Отдельное внимание нужно обратить на измененную систему охлаждения. Известные «уши» были заменены вентиляционными решетками.

Все модификации ЗАЗ имели отличительную черту - заднее расположение двигателя. Его мощность составляла 40 лошадиных сил. ЗАЗ-968 имел четырёхступенчатую коробку передач и достигал скорости 118 км/ч. Стоит отметить, что 968 модель во всех ее комплектациях отличалась высокой проходимость по бездорожью. Это еще одно достоинство данного автомобиля, которое позволило ему стать настоящим "любимцев" многих советских семей.

Расположение двигателя заз 968м


ИНСТРУКЦИЯ ЗАЗ 968 и ЗАЗ 968М

В САЛОНЕ СВОБОДНО

Закончив сбор всех необходимых для эксплуатации предметов, приступаем к их укладке в автомобиль, соблюдая принцип “невмешательства” в жизненное пространство салона.

Большое свободное пространство моторного отсека позволяет без ухудшения условий охлаждения двигателя разместить в отсеке следующие предметы по уходу и обслуживанию автомобиля: ящик с инструментом, опору-треногу, пластмассовые банки с маслом, домкрат, монтажные лопатки, пусковую рукоятку, коробку с болтами и гайками и саперную лопату.

Размещение этих предметов в моторном отсеке ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968 (ЗАЗ-968А) неодинаковое, что связано с различием в конструкции воздухоподводящих кожухов и местонахождением запасного колеса.

Начнем с ЗАЗ-968М (рис. 36). У задней стенки моторного отсека (на внутренней части задка автомобиля) располагаются пластмассовая банка на 3 л с моторным маслом, банка на 1 л с трансмиссионным маслом, пусковая рукоятка и банка на 0,5 л для текущей доливки моторного масла. Первые две банки размещаются в левой части задней стенки под воздуховодом и прижимаются к ней резиновыми жгутами.

Между правым вертикальным ребром, который отгораживает вентилятор от моторного отсека, и задней его стенкой удобно встает пол-литровая банка с маслом. Ее фиксация осуществляется с помощью кусочка угольника, прикрепленного к ребру. На стыке вертикального ребра, стенки и ее горизонтальной ступенькой имеется отверстие, достаточное, чтобы туда просунуть колено пусковой рукоятки. Выштамповка стенки моторного отсека полностью совпадает с конфигурацией пусковой рукоятки, поэтому она плотно прижимается к стенке. Для фиксации рукоятки под винт крепления заднего фонаря помещают крючок из металлической полосы.

На правой стенке моторного отсека подвешивают реечный домкрат, монтажные лопатки и саперную лопату. Реечный домкрат вставляют в щель между брызговиком заднего колеса и боковой стенкой отсека. На конец рейки домкрата со стороны заднего фонаря вставляют резиновый наконечник. Поскольку резиновые наконечники можно использовать в автомобиле для разных целей, напомним, что они продаются в аптеках как наконечники различных размеров для тростей и костылей. Монтажные лопатки с надетыми на концы резиновыми наконечниками укладывают на домкрат.

Между рейкой домкрата и стенкой моторного отсека вставляют пяту домкрата; чтобы домкрат не громыхал, его прикрепляют резиновым жгутом к специальной скобе, закрепленной на стенке отсека гайками, навернутыми на концы болтов крепления бампера и молдинга. Если у вас винтовой домкрат, то его лучше расположить с левой стороны моторного отсека, укрепив П-образ-ный кронштейн (перевернутый) под гайку крепления оболочки троса замка капота.

Под верхнюю полочку правой стенки моторного отсека на крючки подвешивают саперную лопату.

Несмотря на обилие предметов, закрепляемых на правой стенке отсека, они не перекрывают заборных щелей, и воздух беспрепятственно поступает через них в моторный отсек.

В правой части отсека можно разместить треногу, установив ее в перевернутом виде в отверстие диска запасного колеса и зафиксировав резиновым жгутом (рис. 37).


Рис. 36. Расположение инвентаря в моторном отсеке ЗАЗ-968М:

2 — воронка, 2 — ящик с инструментом, 3 — ящик с крепежными деталями, 4 — банка с моторным маслом на 3 л, 5 — банка с трансмиссионным маслом на 1 л, б — пусковая рукоятка, 7 — банка с моторным маслом на 0,5 л, 8 — домкрат, 9 — монтажные лопатки, 10 — саперная лопата


Рис. 37. Крепление треноги в запасном колесе:

1 — колесо, 2 — тренога, 3 — резиновый жгут, 4 — резиновая подкладка, 5 — зацеп в отсеке


Рис. 38. Отсек багажника ЗАЗ-9б8М:

1 — поперечина, 2 — горизонтальный уголок отсека канистры, 3 — перегородка из оргалита, 4 — откидной столик, 5 — вертикальная стойка, 6 аккумуляторная батарея, 7 — канистра, 8 — резиновое ведро

На левой части пола моторного отсека легко разместит ящик с инструментом размером 350Х200Х50 мм и узкий ящик для крепежных деталей. Поскольку ящик с инструментом перекрывает отверстие для сливной трубки, идущей от воронки заливной горловины, то в ящике и крышке ставят сквозную металлическую втулку для прохода шланга. Можно также заменить сливной шланг на более длинный и вывести его конец в щель между задней стенкой моторного отсека и брызговиком двигателя. В левом дальнем углу моторного отсека между задней стенкой и брызговиком заднего колеса можно пристроить большую пластмассовую воронку для переливания бензина из канистры, предварительно укоротив ее патрубок. Воронка притягивается к углу резиновым жгутом, прикрепленным одним концом к штоку амортизатора, другим — с помощью крючка, зацепляемого за отбортовку брызговика заднего колеса.

Недостаток багажника “Запорожцев” — наклонный пол, который не позволяет полностью использовать и так маленький объем багажника, поскольку обычно перевозимые вещи имеют прямоугольную форму. Кроме того, расположение вещей на наклонном полу приводит к тому, что, взяв одну из них из уложенного багажника, трудно потом поставить ее на прежнее место из-за сползания вещей вперед.

Отсюда напрашивается решение разбить багажник на отсеки. На ЗАЗ-968М это можно сделать следующим образом (рис. 38). Поперек багажника устанавливают перегородку, отделяющую самую глубокую часть багажника. В середине полученного отсека двумя стержнями отделяют пространство для 20-литровой канистры, которую помещают вертикально. В правой по ходу автомобиля полости отсека вертикально устанавливают резиновое квадратное 10-литровое ведро, в которое можно опустить бутыль с питьевой водой емкостью 6 л, и рядом с ведром еще остается достаточно места для разных мелочей. На лист поролона, положенного на крышку аккумуляторной батареи, помещают примус “Шмель” и чайник, а в щель между батареей и стенками багажника влезает бутылка с тормозной жидкостью или дистиллированной водой. Там же находятся тюбик литола и клей “Момент”.

Основу перегородки составляет несущая квадратная дюралевая труба, на концы которой надевают резиновые наконечники, опирающиеся о боковые стенки багажника. Труба поддерживается двумя вертикальными и двумя горизонтальными уголками, закрепленными за корпус багажника, и является опорой для разделительной стенки из оргалита.

Сверху несущей трубы на петлях прикрепляют откидной фанерный столик для походного “перекуса”.

Для такого маленького автомобиля, как “Запорожец”, без багажника на крыше в путешествии не обойтись. Даже когда все вещи в салоне (например, при путешествии вдвоем), багажник нужен. Во-первых, при ночевке в автомобиле можно разгрузить салон, перекинув часть вещей наверх, а во-вторых, всегда может возникнуть необходимость что-то привезти, например фрукты, овощи и т. д.

Возникший у нас зуд рационального использования имеющегося пространства автомобиля заставил взглянуть на пропадающую без дела щель между багажником и крышей. Снизу багажника поперек крыши прикрепили два дюралевых швеллера высотой 40 мм и стали в них, как в направляющие, вставлять складной туристский стол с двумя складными стульями (рис. 39). Это оказалось очень удобным, так как вытащить стол и стулья даже при кратковременной стоянке не представляет труда. Ведь при этом не нужно перекладывать другие вещи, лежащие на багажнике.

Но полный комфорт мы почувствовали, когда, путешествуя втроем и вчетвером, стали применять на багажнике крышку-колпак.


Рис. 39. Размещение туристского стола под багажником


Рис. 40. Крышка верхнего багажника

Крышка (рис. 40) представляет собой каркас из легких дюралевых профилей, обшитый пластиком. Внутренняя ширина крышки на 30 мм больше ширины багажника. Длина крышки определяется длиной багажника и необходимыми зазорами. Высоту крышки выбирали из расчета обеспечения необходимого пространства между верхом крышки и дном багажника и с учетом перекрытия стенками крышки дна багажника (50 мм).

В передней части крышки поперек ее расположена труба, на которую надеты два кронштейна, прикрепленных тремя болтами с гайками к боковым перекладинам дна багажника. Задней опорой крышки служит ее поперечина, лежащая в транспортном положении на верхней задней поперечине багажника. На пол багажника укладывают лист оргалита, обтянутый хлорвиниловой пленкой.

Для загрузки багажника крышку на шарнирах откидывают вверх и фиксируют откидной стойкой. Транспортное положение крышки горизонтальное. Оно фиксируется расположенными у краев багажника двумя небольшими висячими замками, дужки которых охватывают одновременно поперечины крышки и багажника. Под местом установки замков в поперечине крышки приклеена пластина губчатой резины для создания натяга между поперечинами.

Такая конструкция крышки позволяет обеспечить защиту груза от дождя, отказаться от крепления груза, обеспечить лучшую обтекаемость по сравнению с обычным креплением груза, его сохранность (замки) на стоянках и сокращает время погрузки — выгрузки.

Багажник с крышкой вмещает: польскую 3-местную палатку, три надувных матраца, три спальных мешка, три нормальные Подушки, надувную лодку и другие вещи.

Небольшая масса крышки (10 кг) позволяет при погрузке этих вещей уложиться в установленную для “Запорожца” норму нагрузки на крышу — 60 кг. Применение багажника с крышкой очень удобно. Однажды нам по просьбе местных жителей пришлось везти в таком багажнике двух живых баранов, которые спокойно перенесли 70 км дороги от базара станицы Зеленчукской до Теберды.

Загрузив багажники и моторный отсек, начинаем устраиваться в салоне. Пространство под задним сиденьем — удобное хранилище коробок с запчастями. Там же уместится неприкосновенный запас продуктов (консервы и др.).

Штатный шинный насос укладывается перед передним водительским сиденьем вплотную к нему. Здесь мертвая зона, и насос никому не мешает. Под водительским сиденьем хорошо держать некоторые инструменты, которые могут часто потребоваться (колесный ключ, молоток, отвертка, топорик и др.). Для инструмента удобно использовать пластмассовое корыто. Под пассажирским сиденьем укладывается пластмассовый тазик, который, кроме своего прямого назначения, используется для хранения овощей и фруктов, потребляемых в дороге.

Удобная вещь в салоне — секция пластмассового ящика из-под бутылок. Ее устанавливают с помощью самонарезающихся винтов на тоннеле за рычагом переключения передач (рис. 41). Вложенные в ячейки бутылки с минеральной водой или кефиром не разливаются и всегда готовы к употреблению даже при движении автомобиля.

Если у вас имеются крупные вещи на заднем сиденье (рюкзак, спальные мешки и т. п.), желательно их зафиксировать, чтобы они не катались по сиденью. Для этого просверлите небольшое отверстие в середине опоры под заднюю полочку и сделайте веревочное колечко. Через это колечко проденьте резиновый жгут с крючками для крепления багажа. Один крючок зацепите за основание рычага крепления ремня безопасности, другой - за отбортовку порога у заднего сиденья. Этим жгутом вещи прижимаются к левому боку.

Если на заднем сиденье два пассажира, то вещи лучше расположить между ними. Тогда резиновый жгут надо зацепить за оба крепления рычагов ремней безопасности.

Технические характеристики ЗАЗ 968М Запорожец

ЗАЗ 968М

ЗАЗ 968М отличался от ЗАЗ 968 отсутствием "Ушей", прямоугольными задними фонарями, модернизированной панелью п риборов, прямоугольными поворотниками и др. Воздух для охлаждения двигателя стал поступать через штампованную решетку в крышке капота. Вместо боковых воздухозаборников («ушей») в задних крыльях остались небольшие решеточки ("жабры") для вентиляции моторного отсека.

Эксплуатационные характеристики ЗАЗ 968М

Максимальная скорость: 120 км/ч
Время разгона до 100 км/ч: 32 c
Расход топлива на 100км по городу: 9.5 л
Расход топлива на 100км по трассе: 6.5 л
Объем бензобака: 30 л
Снаряженная масса автомобиля: 800 кг
Допустимая полная масса: 1200 кг
Размер шин: 155/70 R13

Характеристики двигателя

Модель двигателя: МеМЗ-968Э
Расположение: сзади, поперечно
Объем двигателя: 1197 см3
Мощность: 42 л.с.
Количество оборотов: 4200
Крутящий момент: 75/2700 н*м
Система питания: карбюратор
Турбонаддув: нет
Расположение цилиндров: V-образное
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 66 мм
Степень сжатия: 7.2
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-80

Тормозная система

Передние тормоза: Дисковые
Задние тормоза: Барабанные
АБС: нет

Рулевое управление

Тип рулевого управления: Глобоидальный червяк с двойным роликом
Усилитель руля: нет

Трансмиссия

Привод: Задний
Количество передач: механическая коробка - 4

Подвеска

Передняя подвеска: независимая, пружинная
Задняя подвеска: независимая, торсионная

Кузов

Тип кузова: седан
Количество дверей: 2
Количество мест: 4
Длина машины: 3730 мм
Ширина машины: 1535 мм
Высота машины: 1370 мм
Колесная база: 2160 мм
Колея передняя: 1220 мм
Колея задняя: 1200 мм
Дорожный просвет (клиренс): 175 мм

Внешность и Кузов:

Салон и Оснащение:

При посадке на водительское место ЗАЗ девятой серии вы обратите внимание на низко расположенное сиденье и почти вертикальное положение руля. Очень необычно расположение подсоса — между креслами. Так как мотор размещен сзади передняя часть автомобиля очень легкая и поэтому руль легкий. Посредине панели ЗАЗ 968М размещены часы от ВАЗовской шестерки. В отличии от ЗАЗ 966, передняя панель ЗАЗ 968 выполнена из пластика, тогда как в ЗАЗ 966 передняя панель представляет собой металлическую штамповку, исключение составляет лишь пластиковый козырек приборки и крышки багажника. Еще один эргономический нюанс в ЗАЗ девятой серии — это слишком выступающие в салон передние колесные арки. Багажник запорожца не так вместителен как может показаться с первого взгляда, ведь в багажном отсеке расположена рулевая колонка, аккумулятор, печка и ящик с инструментом. Кроме этого, в ЗАЗ 966 запасное колесо также находится в багажнике, тогда как в ЗАЗ 968М запаска уложена в моторном отсеке — обратите внимание на фото.

Техническая составляющая и характеристики ZAZ 968

На автомобилях ЗАЗ и спереди и сзади установлены барабанные тормоза. Самой большой особенностью ЗАЗ девятой серии является четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, причем это один из не многих четырехцилиндровых моторов у которого V-образное расположение цилиндров. Передняя подвеска на ЗАЗ торсионная, этим ЗАЗик напоминает такие внедорожники как Ford Excursion и Ford Expedition.

ЗАЗ 966 оснащался оснащался моторами МеМЗ — 966А мощностью в 30 л.с и МеМЗ -966В мощностью в 40л.с. Более новые ZAZ 968М оснащались двигателем объемом 1.2 литра — это: МеМЗ — 968Э на 41л.с, МеМЗ — 968ГЭ мощностью 45л.с — у данного движка в сравнении с МеМЗ — 968Э увеличена степень сжатия. Самым мощным из двигателей предложенных для ZAZ 968М является — МеМЗ — 968БЭ, мощность 50л.с.

Рассмотрим технические характеристики ЗАЗ 968М МеМЗ — 968Э.

Силовая установка: 1.2 бензин V4

Общее число клапанов / число клапанов на каждый цилиндр:8v, по два клапана на каждый цилиндр

Читайте также: