Регулировка клапанов уаз хантер 409

Обновлено: 14.05.2024

Регулировка клапанов УАЗ

Периодичность, с которой должна производиться регулировка клапанов УАЗ составляет 30-40 тысяч километров пробега. После проведения регулировочных работ двигатель начинает работать более равномерно, возрастает приёмистость. Это связано с тем, что увеличивается период открытия клапанов, подача топлива в камеру сгорания и выброс отработавших газов становится равномерным во всех цилиндрах, снижается сопротивление, с которым топливо поступает в камеру сгорания, это повышает коэффициент полезного действия двигателя, что естественно влияет на увеличение мощности.

Зазоры регулировки клапанов

Зазоры между штоком клапана и коромыслом должны соответствовать на впускных клапанах0.35 мм, на выпускных 0.40мм. Регулировка производится на холодном двигателе.

Регулировка клапанов УАЗ 469

Как определить ВМТ в момент сжатия

Регулировка клапанов УАЗ, начинается с первого цилиндра, для этого выставляем поршень в положении верхней мёртвой точки в момент сжатия топлива в камере сгорания. Как удобнее всего определить это положение, На шкиве привода генератора и помпы, расположенном на коленчатом валу имеется риска, которую необходимо совместить со штифтом расположенном на передней крышке двигателя. Но этого не достаточно.Потому что данное положение соответствует также и нахождению поршня в ВМТ в момент выброса отработавших газов. Поэтому определиться можно по трамблёру, бегунок должен быть расположен под контактом провода первого цилиндра.


При включённом зажигании на свече первого цилиндра проскочит искра. Определить положение поршня в ВМТ в момент сжатия можно и простым дедовским способом. Для этого необходимо вывернуть свечу и заткнуть отверстие пробкой сделанной из бумаги. При подведении поршня в ВМТ пробку выбьет. Использовав один из этих способов мы, определяем момент сжатия топлива, а точное положение ВМТ определяем при помощи метки на шкиву.

Регулировка клапанов

Теперь мы можем приступить к регулировке клапанов первого цилиндра. Для того отпускаем стопорные гайки регулировочных винтов впускного и выпускного клапанов. Между штоком клапана и коромыслом впускного клапана устанавливаем щуп размером0,35 мм, затягиваем регулировочный винт таким образом, чтобы коромысло прижало щуп и при этом не надавило на шток клапана. Щуп должен двигаться между коромыслом и штоком с небольшим усилием.

Затягиваем стопорную гайку, придерживая регулировочный винт отвёрткой.


После затяжки обязательно проверяем, чтобы щуп не оказался зажат и повторюсь, двигался с небольшим усилием. Так же регулируем зазор на выпускном клапане, но уже применяем щуп размером 0.40 мм.

Порядок регулировки клапанов

Цилиндры на УАЗ 469 работают в следующем порядке

1-2-4-3

После первого цилиндра регулируем клапана второго цилиндра. Для этого проворачиваем коленчатый вал на половину оборота. Но нам необходимо точное положение поршня в ВМТ. Советую долго не думать а выкрутить свечу. И, вставив в цилиндр отвёртку, подвести поршень в ВМТ. лучше способа я не знаю.

Регулировка клапанов УАЗ 469

Многие устанавливаю поршень в ВМТ по искре. Но это положение поршня не является верхней мертвой точкой. Потому что зажигание установлено с опережением и в момент проскакивания искры поршень ещё не дошёл до верхней мертвой точки. Да строгое положение поршня в ВМТ при регулировке вовсе не обязательно. Но где гарантия, что зажигание стоит правильно. Или при прокручивании коленчатого вала вы не проскочили требуемое положение. Следовательно лучше потратить немного больше времени выставить всё точно. Так как на этом отразится дальнейшая работа двигателя.

Таким же образом регулируем клапана четвертого цилиндра. Здесь уже положение поршня можно выставить по метке на шкиву, и провернув, коленчатый вал на пол оборота регулируем клапана третьего цилиндра.

Слабый мотор

Автоматическую регулировку тепловых зазоров клапанов обеспечивают гидрокомпенсаторы, что снижает трудоёмкость


при обслуживании мотора. Передачу крутящего момента от двигателя к распределительным валам обеспечивается цепным приводом ГРМ, заявленный изготовителем ресурс (срок службы) 100 и более тыс. км . Основное применение бензиновых и газобензиновых модификаций моторов в компоновке с МКПП и АКПП задействовано в сборке силовых агрегатов для автомобилей Ульяновского автомобильного завода. Чтобы понять на какую оценку потянет наш мотор предлагаю ознакомиться с его характерными особенностями, достоинствами, слабыми местами и недостатками.

Техническая характеристика ДВС ЗМЗ 409

Сравнительная характеристика модификаций двигателя ЗМЗ 409

Возможные поломки ЗМЗ 409 при эксплуатации

Поломки
Возможные причины поломокЧто делать
Движок не заводится
Проблема с подачей бензина
-отказ электро бензонасоса (ЭБН):Проверьте состояние предохранителя. Проверьте исправность и надеж ность разъемов ЭБН, реле ПР и реле ЭБН. При повороте ключа при вкл. зажигания в течение 2…3 сек должен быть слышен звук работы электробензонасоса.
-отказ редукционного клапана:Замените.
-грязный фильтр:
-нет бензина в баке:Заправьте.
поломки в системе зажигания
-нет контакта в электрической цепи катушек зажигания, блока управления:Проверьте исправность разъемов.
-отказ катушки (катушек) зажигания:Замените.
Мотор работает неустойчиво
-попала вода в топливный бак:Слить отстой из бака.
-подсос воздуха через неплотности впускной системы, системы вентиляции картера и регулятора ХХ:Проверьте состояние соединений. Устраните дефект.
Перебои или отказ в работе одного из цилиндров.
-нагар на тепловом конусе свечи:Очистите нагар.
-отказ свечи зажигания:Определите нерабочую свечу и замените.
-не работает форсунка:Проверьте разъем на форсунке или замените форсунку.
-пробой надсвечника свечи зажигания:Замените надсвечник.
-попало масло в гнездо свечи зажигания:Замените уплотнение под крышкой клапанов
-отказ катушки зажигания:Замените.
Повышенная частота вращения Коленвала в режиме холос того хода на прогре том ДВС
-неплотности в соедине ниях шлангов систем вентиляции и регуля тора ХХ:Устраните перекосы шлангов и подтяните хомуты.
-пропал контакт или вышел из строя регулятор ХХ:Проверьте штепсельные соединения, замените РХХ.
-пропал контакт или отказали датчики:Проверьте разъемы, замените дефектный датчик.
Повышенное задымление выхлопных газов
-клапаны ГРМ не обеспечивают герметичность:Притрите клапаны.
-износились маслосъёмные колпачки:Замените колпачки.
-износ ЦПГ:Необходим ремонт ДВС.
-нарушение контакта или неисправность датчика температур ы двига теля:Проверьте наличие контакта в штепсельном соединение, замените датчик.
Движок не выдаёт полную мощность
-грязный (картонный) фильтрующий элемент воздуш ного фильтра:Замените.
-засорен топлив ный фильтр:
-отказ электро бензонасоса:
-неполностью открываются заслонки дроссель ного патрубка:Отрегулируйте привод.
ДВС перегре вается
-мало ОЖ в СО:Долейте ОЖ. Убедитесь в герметичности системы.
-отказал термостат:Замените.
-слабо натянут ремень привода вспомогательных агрегатов:Отрегулируйте натяжение ремня.
Низкое давление масла
-заклинило редукционный клапан:Устраните причину клина.
-ослабла пружина редукцион ного клапана:Замените пружину.
-отказ датчика или указателя давления масла:Убедитесь в отказе датчика или манометра при помощи другого манометра. Заме­ните дефектный прибор.
-перегрев ДВС:Устраните причину перегрева.
-износ масля ного насоса:Замените масляный насос.
-износ вкладышей КВ:Необходим ремонт ДВС.
-много или мало масла в масляном картере:Приведите в соответствие уровень масла (по щупу).
Масложор
-износ, западание поршневых колец:Необходим ремонт движка.
-отказ системы вентиляции картера:Промойте детали системы вентиля ции.
-разрушены маслосъёмные колпачки:Замените.
-течь масла через сальники и прокладки:Устраните течи.
что-то стучит в Движке
-износ вкладышей КВ:Необходим ремонт ДВС.
-износ ШПГ:
-неисправность гидротолкателей:Замените.
-отказ гидронатяжителя цепи:
-выход из строя одной из клапанных пружин:

Слабые места мотора ЗМЗ 409

Перечень слабых мест всех модификаций ЗМЗ 409:

  • Провода свечей зажигания (бронепровода);
  • Датчик положения коленвала;
  • Гидронатяжитель цепи ГРМ;
  • Термостат;
  • Катушки зажигания;
  • Свечи зажигания;
  • Гидрокомпенсаторы;
  • Задний сальник коленчатого вала;
  • Датчик регулятора холостого хода;
  • Рабочий цилиндр сцепления;
  • Водяной насос (помпа);
  • Вакуумный усилитель тормозов;
  • Патрубки системы охлаждения;
  • Кислородный датчик;
  • Ремень привода вспомогательных агрегатов.

Подробнее о слабых местах силового агрегата ЗМЗ 409

Бронепровода . Характерные частые пробои высоковольтных проводов обыденный дефект при эксплуатации. Если бы пробои изоляции не случались на новых автомобилях, то было бы простительно.

Датчик положения коленвала . Датчик коленвала находится спереди мотора справа на фланце крышки шестерен распределительного вала. Чтобы его работа была правильной должен быть обеспечен зазор между датчиком и зубьями диска синхронизации 0,5-1,2 мм. Оптимальный зазор 0,8 мм. Причиной отказа датчика (артикул 23.3847, аналог 23.3847) может быть несоответствие размера вышеуказанного зазора или неисправность в электрической цепи (в проводке).
Симптомы отказа датчика коленвала следующие:

  1. Двигатель не запускается, прогретый или холодный без разницы;
  2. При нагрузке появляется детонация;
  3. Играют обороты на холостом ходу;
  4. Потеря мощности, тупит при подаче газа;
  5. Самопроизвольно изменяются обороты во время движения.

Гидронатяжитель цепи ГРМ . Гидронатяжитель автоматически компенсирует износ цепи ГРМ. Его работа обеспечивается усилием пружины, сечением обратного клапана, подпором давящего масла и зазором между плунжером и корпусом натяжителя рассчитанного конструктивно, для обеспечения постоянного натяжение с оптимальным усилием без ослаблений и перетяжек.
Необходимо следить за гидронатяжителем цепи, так как он ненадежный. В противном случае рвётся цепь ГРМ. Слава богу, что хоть клапаны не гнутся при её обрыве.

Термостат . Проблемный термостат, выходит из строя даже на новых автомобилях. Как правило, зависает и находится в открытом состоянии и не регулирует тепловой режим тосола. Виновник дефекта недоработанный перепускной клапан.

Катушки зажигания . Горят при увеличении зазора на свечах, как и при поломке реле регулятора напряжения генератора.

Гидрокомпенсаторы . Стук гидрокомпенсаторов-это следствие. Во-первых, причина скрывается в состоянии качества масла, допустим изначально было залито несоответствующее масло или его давно не меняли и оно потеряло химмотологические свойства. Признак-стук на холодном движке, при прогреве пропадает. Если так, то сразу меняйте масло. Во-вторых, в забившемся побочными нечистотами маслофильтре, вследствие этого масло не способно поступать с требуемым давлением к гидрокомпенсаторам. В этом случае требуется установка нового фильтра. В-третьих, изношенный масляный насос не способен обеспечивать давление масла поступающего к гидрокомпенсаторам.

Задний сальник коленчатого вала . Течь масла из-под сальника заднего подшипника коленвала отнюдь не исключение.

Датчик регулятора холостого хода . Неисправность датчика регулятора ХХ часто повторяющийся дефект, как правило, происходит по причине износа направляющей иглы или проблем с контактами внутри датчика.

Рабочий цилиндр сцепления . Пропадает сцепление из-за применения резинотехнических изделий низкого качества в составе цилиндра. Теряется герметичность с потерей работоспособности гидравлики. Подтекание тормозной жидкости может не происходить, вместо этого может появляться воздушная пена в жидкости, как влияют воздушные пробки в гидравлике тормозов или сцеплении на их работу вы знаете.

Водяной насос (помпа) . Ресурс помпы ниже заявленного. Поломки возникают даже на авто с малым пробегом до 10 000 км. Появляется люфт шкива из-за износа подшипника, далее деформируется сальник и начинает течь тосол. Появление люфта связано с усилием натяжением ремня более положенного. Номинальный зазор должен быть в диапазоне 13-15 мм. Проверяют по прогибу ремня после опускании на него груза 8 кг мм или динамометром с усилием 8кгс. Если проверять грузом, то его должно быть примерно по размеру подушки пальца.

Вакуумный усилитель тормозов . Проблема с тормозами очень часто связана с нарушением работы вакуумного усилителя. Если почувствовали увеличение усилия выжимая педаль тормоза, проверьте работу вакуумного усилителя. При обнаружении неисправности усилителя, произведите его замену.

Кислородный датчик . Частый виновник проблем увеличенного расхода топлива и токсичности выхлопа газа. Одновременное повышение расхода топлива и дымности выхлопных газов говорят о неисправности кислородного датчика.

Ремень привода вспомогательных агрегатов . Много случаев потери свойств до установленного срока замены (растягивается, рвётся, лохматится, слетает).

Недостатки мотора ЗМЗ 409

Перечень недостатков всех модификаций ЗМЗ 409:

  • Мотор часто глохнет;
  • Шумит, вибрирует;
  • Масложор;
  • Двигатель постукивает;
  • Мотор троит;
  • Предрасположен к перегреву;
  • Низкое качество деталей и комплектующих;
  • Большой расход топлива;
  • Дорогой в обслуживании и ремонте.

Подробнее о недостатках силового агрегата ЗМЗ 409

Часто глохнет . Проблема является признаком выхода из строя свечных бронепроводов, датчика коленвала и РХХ.

Шумит, вибрирует . Причина в износе гидронатяжителя цепи.

Перегревается . Очевидные причины: не работает термостат; проблема в радиаторе; негерметичность системы, из-за воздушных пробок не циркулирует тосол. Провалы в тяге и плавают обороты ХХ. Проведите диагностику катушек зажигания, как правило, подводят именно они.

Масложор . Расход масла зависит от состояния маслосъемных колпачков и поршневых колец, вместе с тем, по мере роста степени их износа увеличивается расход масла. Проверьте их состояние.

Двигатель постукивает . Для устранения проблемы требуется замена гидрокомпенсаторов. Данные расходники служат не более 50 000 км.

Троит . Для выявления причины дефекта необходимо проверить исправность катушек зажигания, свечей, с замером компрессии в каждом цилиндре.

Имеется предрасположенность к перегреву . Конструктивное предрасположение к высокой температуре требует поддержания высоких оборотов соответствующих выбранной передаче. При работе на месте в жаркое время года (в пробках) приходится включать радиатор отопителя салона для сброса температуры. Неисправности элементов системы охлаждения (течи, радиатор, термостат, вентилятор) могут увеличить риск перегрева мотора.

Низкое качество материалов, деталей и комплектующих . К сожалению, материалы, детали, сборочные узлы и комплектующие изделия российского производства поступающие для сборки силового агрегата очень часто являются некондиционными и не соответствуют требованиям конструкторской документации. Причин этому явлению множество: устаревшее оборудование и оснастка, плохая организация входного контроля, недостаточный контроль работниками ОТК, контроль технологии на всех этапах изготовления двигателя, включая испытания и др.

УАЗ 2206 Булочка Белого › Бортжурнал › ЗМЗ-409.11 ГРМ часть 4-я Клапаны

Привод ГРМ — газораспределительного механизма это больная, но известная тема. А вот клапана и привод клапанов менее обсуждаем, хотя тут много интересного.
Зачем полезли? Двигатель работал с перебоями.
Померили компрессию, 13-14Атм, в 2-м цилиндре 2Атм. Сняли р/валы, вынули гидрокомпенсаторы, померили 4Атм. Нажимаем на впускные клапана торцем отвертки, на одном явные заедания, на втором глухой звук клапана о седло при отпускании.

Сняли ГБЦ, перевернули, залили керосин. Вытекло быстро. Вынули 2 впусных клапана 2-го цилиндра.

Фаска на 30% площади, да и та плоха. Померили. Биение тарелки относительно стебля больше 1мм. На выброс

Рассухарили все. ВСЕ имеют биения от 0.2мм до 2мм. Все 16шт на выброс. Загнутся сами не могли, поршень не достает до клапанов прилично.
Выпускные клапаны выполнены не из жаропрочной стали. По крайней мере магнитятся.

Седла хорошие, металлокерамика, но просажены на 0.2мм. Соответственно пришлось торцевать новые клапаны. Направляющие втулки в норме, но не соосны с седлами, поэтому и клапана гнутые, что бы соосность появилась, ну и компрессия конечно.

Как работало до этого? Клапана не вращаются, т.к. давно уже ставят по 1 пружине на клапан.
Почему пропала компрессия у нас? Повернулся клапан 2-го цилиндра

Клапаны ставим все KS. Выпускные жаропрочные. И если уж собирать, то на двойных пружинах. Заметим, что пружины нужно применять ВАЗовские от 2108. Брали настоящие, заводские у нас в Магазин4х4.

Клапаны должны быть все одинаковы по высоте. Легко проверить выстроив их в ряд на ровной поверхности

А так же не иметь искривлений. Прокатить по ровной поверхности каждую пружину.

При сборке, следует обращать внимание на отсутствие заусенцев или острого края на тарелке.

Нарезали новые 3 фаски на седлах соосно с направляющими, заменили заодно маслосьемные колпачки на новые Rubena. Но перед тем как засухаривать, проверили вращая каждый клапан на медной смазке.

Новая по сути головка блока, перебрана достаточно прямыми руками. А на вид не отличить, разве что чистая.

Регулировка клапанов УАЗ

Уазики работают на обычном поршневом двигателе. Подача топлива и отвод отработавших газов в нем осуществляется с помощью клапанов. Они установлены на каждом цилиндре в количестве 2 штук. Один клапан впускной, он отвечает за подачу топливной смеси в цилиндр, второй – выпускной, он отводит отработку.

Управляется процесс клапанной подачи распредвалом. У него есть специальные кулачки, которые давят на нужный клапан, открывая его в цилиндр. В некоторых моделях прямой контакт клапанной крышки и кулачков вала исключен, открытие клапанов осуществляется с помощью дополнительных приводов, но это не так важно. А вот что важно, так это температура, которая нагнетается в двигателе автомобиля при его работе.

По закону физики при увеличении температуры любой материал расширяется. Даже металл, из которого сделаны клапаны. Соответственно, при рабочем двигателе они увеличиваются. Если увеличиваться им будет некуда (кулачки распредвала их будут поджимать), ресурс детали существенно сократится. А если места для расширения будет слишком много, эффективность подачи топлива и отвода его отработки снизится (клапаны будут открываться и закрываться не до конца).

Чтобы контролировать этот оптимум расстояния между кулачками вала и клапанным механизмом, и проводится регулировка клапанов УАЗ. Если точнее, то регулировка зазора между клапаном и приводом его открытия. Она предусмотрена конструкцией двигателя. Времени занимает немного, может проводиться самостоятельно, а значит, уметь ее выполнять полезно каждому владельцу любой из моделей УАЗ (УМЗ).


Зачем регулировать клапаны на УАЗиках

Особенность мотора уазиков состоит в его нижневальной конструкции. Если говорить очень просто, то в сборке присутствуют штанги, которые от температуры и нагрузки со временем растягиваются, что приводит к «зажиму» клапанного механизма. С другой стороны, УАЗ созданы не для 1–2 выездов в город. Это настоящие рабочие лошадки, способные выдерживать немалые нагрузки.

Понятно, что при постоянной эксплуатации даже прочный металл его узлов изнашивается. Это касается и клапанной крышки, и кулачков распредвала. В результате изначально идеальный тепловой зазор между клапанной крышкой и системой ее открывания постепенно увеличивается. И снова требуется регулировка клапанов УАЗ-417, 421, да и любой другой модели.

Как часто нужна регулировка

Регламент регулировочных работ прописан в инструкции производителя к каждому отдельному уазику. Но практика показывает, что опираться только на этот документ не стоит по 3 причинам:

  • многие автомобили тюнингуются, что повышает нагрузку на их моторные компоненты (а значит, регулировать клапаны надо чаще);
  • условия эксплуатации (от погоды до качества дорог, по которым машина ездит) тоже влияют на процесс износа;
  • даже одна и та же «Буханка» разных годов выпуска демонстрирует различные показатели износоустойчивости, что говорить про весь модельный ряд автомобилей Ульяновского завода.

Частота профилактических регулировочных процедур должна быть выше, чем в регламенте. Опытные мастера советуют проводить регулировку клапанов двигателя УАЗ-417 каждые 5–7 тыс. км пробега.

К тому же надо смотреть на признаки, которые указывают, что зазоры увеличены или недостаточны. В первом случае слышны характерные стуки и скрежет во время работы мотора (после регулировки он станет значительно тише). Во втором случае (клапаны зажаты) двигатель будет троить, расход топлива значительно увеличится, а тяга «на низах», наоборот, снизится.

Нормативы

Прежде чем разбирать порядок регулировки клапанов УАЗ, уточним: регламент устанавливает разные нормативы зазоров для разных клапанов. В частности, для УМЗ-417 это:

  • 0,3–0,35 мм для 1 и 4 цилиндров двигателя;
  • 0,35–0,4 мм для 2 и 3 цилиндров.

Видимо, конструктивные особенности сборки предполагают нагружаемость цилиндров через один. Напомним, в УАЗ их схема – 1–2–4–3. Соответственно, первый и четвертый сильнее нагружены.

Правда, большинство мастеров для простоты не заморачиваются этой разницей в сотые миллиметра. У обоих диапазонов есть общее значение – 0,35 мм. Его обычно и используют на все клапаны. При эксплуатации машины в холодное время (минусовые температуры) зазоры часто оставляют на уровне 0,4 мм. Тоже на всех цилиндрах.

Регулировка клапанов УАЗ

Разберем процесс проверки и выставления зазоров на примере регулировки клапанов УМЗ-417. План действий включает 5 пунктов.

  1. Подготовка рабочего пространства.
  2. Выставление ВМТ – верхней мертвой точки по шкиву.
  3. Проверка бегунка на тумблере (нужно понимать, с какого цилиндра начинать, обычно это первый).
  4. Собственно, выставление зазоров.
  5. Контроль по движению коромысел и сборка.


В целом ничего сложного, процесс не сложнее ремонта порогов. Из инструментов потребуются 2 ключа на 11 и 14, отвертки, набор щупов и торцовый ключ на 10, чтобы удобно было откручивать крышку клапанной коробки. Из материалов нужна только прокладка для коробки. В идеале – пробковая.

Подготовка

Перед проведением регулировки клапанов на УАЗ нужно сделать три вещи. Во-первых, освободить крышку клапанной коробки. Если на нее что-то прикручено, надо это открутить (все, включая массу). Во-вторых, снять крышку коробки и тумблера. В-третьих, выставить шкив-демпфер на ВМТ (высшую мертвую точку) и проверить, чтобы бегунок тумблера указывал на первый цилиндр (если смотреть сверху, то на 10 часов).


  • пусковой рукояткой проворачиваем колесо по часовой стрелке;
  • нужное положение – когда крайняя риска (при поворачивании по часовой стрелке, то есть условно верхняя отметка) окажется строго напротив отлива крышки распределительных шестерен (если нет отлива, будет отверстие или другая метка);
  • проверка (нужно покачать коромысла клапанов первого цилиндра, они должны едва ощутимо «ходить» вверх-вниз).

Если бегунок тумблера показывает иное положение после поворота шкива (кроме как на 10 часов), значит, с большой долей вероятности закрытыми будут клапаны 4 цилиндра. С него и надо начинать регулировать зазоры клапанов УАЗ-417 в двигателе (по схеме 4–3–1–2).

Поворачивать шкив можно вручную за ремни и шкивы или при помощи отвертки (ее надо вставить в корончатую гайку и использовать как рычаг). Самый простой способ – поворачивание за храповой болт крепления при помощи специальной рукоятки.

Процесс

В целом процесс мало отличается для разных моделей. В том смысле, что работа с УАЗ-417 проводится так же, как и регулировка клапанов 421. Двигаться удобнее в том же порядке, что и расположены цилиндры, то есть 1–2–4–3.


  • Вставляем щуп нужной толщины (исходя из нормативного зазора – от 0,3 до 0,4 мм) между клапанной крышкой и коромыслом.
  • Если щуп ходит свободно, но с легким сопротивлением, значит, зазор хороший.
  • Если щупу слишком свободно или он не заходит в зазор вообще, надо регулировать. Для этого:
    • ключом на 14 ослабляем контргайку регулировочного винта;
    • прокручиваем винт ключом (сбоку) или отверткой (сверху);
    • проверяем зазор;
    • как только щуп начинает двигаться свободно, но с небольшим сопротивлением, затягиваем контргайку;
    • после затяжки снова проверяем зазор щупом, чтобы он (зазор) не «слетел» в процессе.

    Сборка

    Когда зазоры выставлены, мастера рекомендуют подсоединить проводку и завести мотор без установки крышки коробки, чтобы посмотреть, как клапаны снабжаются маслом. Достаточно 1–2 минут. Если смазка везде проступила, это хорошо. Можно накручивать крышку и все, что на ней было, заводить машину и отправляться по делам. Двигатель будет работать тише.


    Советы

    Теперь вы знаете, как регулировать клапана на УАЗ практически всех моделей. Единственное, что осталось уточнить, касается подготовительных действий. Поскольку от них зависит то, с какого цилиндра начинать регулировку. Что здесь важно: шкив на уазиках – деталь «непостоянная». При тюнинге, разборках и переборках его часто заменяют.

    Потому у кого-то на колесе 2 риски, у кого-то их 3, а у кого-то вообще 1. Это к тому, что полагаться при выставлении ВМТ только на отметки шкива не стоит, особенно если вы брали неновый автомобиль и точно не знаете его истории. Обязательно сверьтесь с бегунком тумблера. А еще можно отверткой в цилиндре (первом, если начинаете с него) проверить, чтобы поршень был наверху.

    Рекомендуем полезное видео про регулировку клапанов УАЗ:

    Собственно, на этом все. Обязательно расскажите своим друзьям, да и всем знакомым, которые ездят на уазиках, как правильно регулировать клапаны в двигателе такого автомобиля. Если знаете еще более простой способ регулировки, расскажите о нем в комментариях, это наверняка будет полезно всем. Вопросы и уточнения жду там же.

    Двигатель уаз 409 инжектор расположение датчиков

    Двигатель ЗМЗ 409 Евро 3 имеет повышенные технические характеристики, по сравнению со своим старшим собратом. Так, силовой агрегат, благодаря тому, что сконструирован на базе 406-го, получил высокие технические характеристики и выносливость.
    Рассмотрим, основные технические характеристики мотора:

    Кроме стандарта Евро 3 существует ряд модификаций, которые стоит рассмотреть:

    1. ЗМЗ 409.10 — основной мотор, соответствует экологическому стандарту Евро-2. Мощность 143 л.с.
    2. ЗМЗ 40904.10 — аналог 409.10 с новой ЦПГ, новые прокладки, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.
    3. ЗМЗ 40905.10 — аналог 40904.10, соответствие экологическому стандарту Евро-4. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.
    4. ЗМЗ 4091.10 — дефорсированный низовой вариант ЗМЗ 40904.10, другой ресивер, распредвалы (подъем 8, фаза 240), прошивка, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Используется на буханках УАЗ. Мощность 112 л.с.
    5. ЗМЗ 40911.10 — аналог ЗМЗ 4091.10, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-4. Используется на буханках УАЗ. Мощность 112 л.с.
    6. ЗМЗ 4092.10 — несерийный мотор. Мощность 160 л.с. Используется на Волгах.



    характеристики змз 409




    Вывод

    Двигатель ЗМЗ 409 получился достаточно хорошим и особых проблем не вызывает. Единственным недостатком являются свечи зажигания, устанавливаемые с завода, а в остальном проблем нет. Обслуживание силового агрегата, стандартное для всех моторов производства Заволжского моторного завода.

    Среди образцов отечественного моторостроения имеются действительно удачные образцы двигателей. Один из них – двигатель ЗМЗ 409, получивший распространение на машинах УАЗ, и некоторых других.

    Описание обслуживания

    Техническое обслуживание движка предполагается после истечения 15 000 км пробега. Так, мотор вмещает в себя 7 литров моторного масла, но при замене потребуется всего 6 л. Основные масла рекомендованные заводом-изготовителем и автолюбителями является полусинтетика с маркировкой: 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40.

    Карта технического обслуживания ничем не отличается от 409-го, и выглядит примерно так:

    1. 1000-2500 км или ТО-0: замена масла и масляного фильтра.
    2. 8000-10000 км — ТО-1: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, топливного топлива.
    3. 25000 км — ТО-2: замена масла, масляного фильтра.
    4. 40000 км — ТО-3: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, регулировка клапанов.
    5. 55000 км — ТО-4: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра, замена цепи ГРМ и ремня генератора.
    6. 70000 км — ТО-5 и последующие: замена масла и масляного фильтра. Каждые 20000 км меняется — топливный и воздушный фильтр, регулируются клапана. Каждые 50000 км пробега — замена цепи ГРМ.

    Каждое второе техническое обслуживание требует проверки систем, таких как клапанный механизм, состояние электронного блока управления силовым агрегатом, а также работоспособность датчиков.


    Зачастую к 70 000 выходят со строя гидрокомпенсаторы, которые нужно менять все вместе, поскольку неизвестно, когда со строя выйдут работоспособные. Смена прокладки клапанной крышки выполняется каждые 40 000 км пробега или при образовании течи из-под неё.

    Проблемы и распространенные неисправности

    Обычно ЗМЗ-409 начинает требовать серьезного внимания на рубеже 300 тысяч км. Но доставлять проблемы он способен начать и раньше, если эксплуатировался в неблагоприятных условиях, без должного обслуживания.

    Основные неисправности на УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, массово распространенном примере авто с этим мотором:

    • рост потребления бензина;
    • снижение мощности двигателя;
    • падение давления в масляной системе;
    • дым из моторного отсека;
    • троение и нестабильная работа двигателя.

    К счастью, рассматриваемый двигатель имеет высокую ремонтопригодность, запасные части для него распространены и доступны по цене. Кроме того, иногда практикуется и замена двигателя на контрактный.

    Проблемы двигателя возникают по разным причинам.


    Мотор не заводится

    Причинами этого могут быть:

    • отсутствие давления бензина в топливной рампе;
    • поломка в системе зажигания.

    Следует проверить топливопроводы и бак, промыть и продуть их при необходимости. Если неисправен топливный насос двигателя, его меняют. Часто падение давления связано с забитым топливным фильтром, нуждающимся в замене. Еще одна возможная причина – поломка регулятора давления топлива, исправляющаяся заменой такового.

    Если есть подозрения на проблемы зажигания, следует проверить свечи, катушки, бронепровода и другие компоненты. Важно убедиться, что выставлен правильный уровень опережения зажигания.

    Падение мощности мотора
    • дроссельная заслонка двигателя открывается не полностью. Привод заслонки нуждается в регулировке.
    • сломался ДПДЗ (датчик положения заслонки), его следует заменить;
    • низкое давление в топливной рампе – см. выше;
    • воздушный фильтр загрязнен и нуждается в замене;
    • проблемы с зажиганием;
    • нарушены зазоры клапанов, следует произвести их регулировку;
    • низкая компрессия из-за пробоя прокладки ГБЦ, прогорания поршней двигателя или неисправности поршневых колец, нарушения прилегания клапанов, износа цилиндров/колец.
    Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно
    • падение давления бензина;
    • поломка регулятора холостого хода;
    • потеря герметичности во впускной системе, подсос воздуха.
    Низкое давление в масляной магистрали

    Возможные неполадки и проблемы двигателя, ведущие к этому:

    • неправильный сорт залитого в двигатель масла;
    • попадание в картер бензина или охладителя с последующим вспениванием (опасное явление, необходимо как можно скорее устранить причину протечки и заменить масло);
    • износ и загрязнение масляного насоса (его следует промыть и, если необходимо, поменять);
    • загрязнение масляного фильтра (решение – замена такового);
    • слишком малый зазор между дном картера и маслоприемником, повреждение последнего. Картер нужно привести к изначальной геометрии или заменить;
    • слишком большой зазор между шейками коленвала и вкладышами. Решается заменой вкладышей двигателя и шлифованием шеек;
    • засорения маслопроводов БЦ, трещины в полостях масляной магистрали. «Лечение» — ремонт БЦ или его замена.
    Стук коленвальных подшипников

    Металлический стук слышится при резком выжимании педали газа в холостом режиме, стук становится чаще с увеличением оборотов двигателя. Возможные причины:

    • упало давление масла, детали двигателя испытывают масляное голодание. Следует найти и устранить причину;
    • увеличение зазора между вкладышами коленвала двигателя и шейками. Нужна шлифовка шеек и замена вкладышей.

    Ремонт двигателя змз 409

    Подробности Создано: 03.02.2014 09:28


    Двигатель ЗМЗ 409 представляет собой четырехцилиндровый верхнеклапанный силовой агрегат с жидкостным охлаждением. Мотор создан для использования на автомобилях с повышенным уровнем проходимости. В нем применяется конструкция газораспределительного механизма, форсунки, коленчатый вал из прочного чугуна, клапаны обработаны специальным износостойким и антифрикционным покрытием. Практически любая деталь в силу тех или иных обстоятельств может выйти из строя, из-за чего потребуется ремонт двигателя змз 409.

    Блок цилиндров создан при использовании высокопрочного серого чугуна. Каналы для жидкости, охлаждающей систему, расположены прямо между цилиндрами, которые в свою очередь расточены прямо в теле блока. Нередко именно эти компонента двигателя ломаются из-за активной эксплуатации транспортного средства.

    Прежде, чем делать ремонт двигателя змз 409, необходимо провести диагностические работы. Для этого используется специальное современное оборудование. В помещении, где будет производиться ремонт, желательно должен находиться гидроподъемник для удобного снятия и обратной установки двигателя. Очень важная действительно качественная диагностика мотора, потому что только лишь при помощи нее можно выявить все дефекты и устранить их на должном уровне.

    Эта модель двигателя является довольно высокооборотный и рассчитана на использование масла должного качества. Он является простым в устройстве, а также обслуживании, неприхотлив. Он может выдерживать существенные перегрузки. Благодаря несложному устройству мотора его ремонт может быть сделан в условиях обыкновенной мастерской, если, конечно же, выдержать все требования со стороны завода-производителя. Простота и надежность силовой установки очень гармонично сочетаются, что обеспечивает относительную доступность ремонтных работ.

    Разборку двигателя ЗМЗ 409 необходимо осуществлять максимально аккуратно и внимательно. Все детали, которые были сняты с него, нужно отмыть и разложить по отдельности, а никак не сваливать в одну кучу. И разборку, и сборку можно сделать и самостоятельно, а можно отдать это дело профессионалам. Тут необходимо отталкиваться непосредственно от уровня сложности поломки.

    Для того чтобы снять мотор с автомобиля, его нужно установить на эстакаду или же специальную смотровую яму. Для начала необходимо закрыть поверхность крыльев спереди при помощи фартуков из мешковины для обеспечения сохранности авто. Затем отключается и снимается аккумулятор, капот, сливается охлаждающая жидкость из системы мотора. После этого нужно слить из него масло. Необходимо отсоединить разъемы, а также клеммы от датчиков, указателей давления, температуры жидкости для охлаждения. Нужно отсоединить все провода от стартера, генератора и т.д. В общей сложности придется отсоединить большое количество шлангов и проводов для того чтобы освободить двигатель и приступить к ремонтным работам. Они могут заключаться в замене одной или двух деталей, а могут потребовать намного более серьезного подхода. В этом случае реальный масштаб работ может показать только диагностика.

    Куда ставится

    ЗМЗ-409 ставится на машины производителя УАЗ:

    • Патриот;
    • Барс;
    • УАЗ Хантер;
    • Пикап;
    • Симбир
    • Карго;
    • «Буханка» (в частности, 3909 и др.).

    УАЗ Буханка инжектор, 409 двигатель, система охлаждения закрыто-жидкостная – часто встречается на дорогах РФ и СНГ, поскольку это дешевый и неприхотливый авто. Получила «УАЗ Буханка инжектор» 409 двигатель более полутора десятков лет назад, и за годы эксплуатации модель доказала свою жизнеспособность.

    Читать дальше: Установка дизеля на уаз буханку


    До 2005 ЗМЗ 409 ставился также на ГАЗовские автомобили Газель в модификациях:

    • 5-тонный бортовой грузовой автомобиль 3302;
    • грузопассажирский 33023;
    • рамный фургон 2705;
    • 13-местный микроавтобус ГАЗ 3221 и его вариант с повышенной комфортностью 32213;
    • маршрутное такси модели 322132;
    • карета «Скорой помощи», индекс 32214;
    • ГАЗ «Соболь» моделей 22171, 221717 и 22177 (известен также как Баргузин), 2217.

    В 2005 договор Заволжского моторного завода и концерна ГАЗ истек и заново не заключался, но завод вступил в холдинг Соллерс.

    Выпускается в следующих модификациях

    ЗМЗ 409.10 — соответствует требованиям для экологического класса ЕВРО 2. Мощность 142,8 л.с.ЗМЗ 4091.10 — выпускается с 2007 года. Соответствует требованиям для экологического класса ЕВРО 3. Предназначен для установки на автомобили УАЗ с вагонной компоновкой (в просторечии «Буханка»). Мощность 125 л.с.ЗМЗ 4911.10 — выпускается с 2012 года. Разработан для тех же «Буханок» и «Головастиков». В конструкцию введен датчик абсолютного давления и зубчатые цепи привода ГРМ. Мощность 125 л.с.ЗМЗ 40904.10 — устанавливается на Patriot, Hunter, Pickup и Cargo. Отличается применением датчика абсолютного давления. Форсунки двухпоточного распыления смонтированы на рампе. ГРМ приводится зубчатыми цепями. Картерные газы отсасываются в полость ресивера. Изменена крышка головки блока, на этом двигателе она из пластика. Мощность 142,8 л.с.ЗМЗ 40905.10 — соответствует требованиям для экологического класса ЕВРО 4. В остальном аналогичен ЗМЗ 40904.10

    Особенности конструкции

    Прежде чем производить установку меток ГРМ на ЗМЗ-406, нужно рассмотреть особенности этого двигателя.

    Всего существует четыре фазы, в которых функционирует система газораспределения:

    1. Впуск топливной смеси в камеру сгорания.
    2. Такт сжатия.
    3. Рабочий ход поршня перемещение из верхней мертвой точки вниз.
    4. Выпуск отработанных газов.

    Для обеспечения максимального значения КПД и предотвращения повреждения клапанов нужно использовать привод. На моторах ЗМЗ-406 и подобных применяется металлическая цепь.

    Но обязательно распределительные и коленчатый валы устанавливаются по меткам это обеспечивает синхронность работы всех механизмов. Газораспределительный механизм позволяет своевременно открывать и закрывать отверстия клапанами, подавая топливную смесь и выбрасывая в атмосферу продукты горения.

    Где расположена цепь?

    На моторах ЗМЗ-406 метки цепи ГРМ находятся на коленчатом и распределительных валах. Вращение от шкива коленчатого вала передается на распределительные. В конструкции привода имеется специальной конструкции успокоитель, с его помощью регулируется натяжение цепи. Если этот успокоитель выходит из строя, натяжение меняется, а это может привести к тому, что цепь перескакивает на один или несколько зубьев.

    В результате этого нарушается работа мотора, фазы смещаются. Износ механизмов при этом происходит намного быстрее. Цепь газораспределительного механизма привод в движение жидкостную помпу, насос гидравлического усилителя (если таковой имеется), промежуточный вал зажигания. От состояния цепи привода зависит функционирования сразу нескольких систем.

    Начальный этап разборки

    Далее нужно выполнить еще несколько манипуляций, они могут оказаться довольно сложными. Но перед тем как выставить метки ГРМ на ЗМЗ-406, необходимо эти действия выполнять:

    1. Снимите передний фартук и решетку радиатора. В том случае, если работы осуществляются на Газель-Бизнес, необходимо выкрутить крепежи по бокам и в центре.
    2. Демонтируйте все патрубки, ослабив хомуты крепления.
    3. Если имеется гидравлический усилитель руля, снимите ремень привода насоса.
    4. Снимите ремень привода генератора, жидкостного насоса. Прежде чем это делать, нужно ослабить его натяжение.
    5. Снимите крышку клапанов, выкрутив все болты крепления. Обязательно их сложите отдельно, чтобы при сборке не потерять. Крышку обязательно держите в чистом месте недопустимо попадание на ее внутреннюю поверхность посторонних элементов.
    6. Выкручиваете крепления муфты привода крыльчатки вентилятора.
    7. Снимаете крыльчатку и муфту.
    8. Снимаете жидкостный насос.
    9. Отключаете и демонтируете датчик на коленчатом валу.
    10. Снимаете шкив коленчатого вала и поддон.

    Подготовительные работы займут больше времени, нежели замена цепи и установка меток ГРМ ЗМЗ-406. Фото их приведено в статье.

    Окончательный демонтаж цепи привода

    Дальнейшие действия по снятию цепи привода механизма газораспределения на моторе Газели выглядят таким образом:

    1. Выкручиваете крепления гидравлического натяжителя. Доставать нужно два элемента верхний и нижний. Снимаются они одинаково.
    2. Извлекаете корпус натяжителя.
    3. Снимаете крышку, которой прикрыта цепь. Для этого выкручиваете 7 болтов крепления. Старайтесь не разрушить сальник на коленчатом валу и прокладку головки блока.
    4. После выкручивания болта верхнего гидронатяжителя нужно снять рычаг и звездочку.
    5. Снимите успокоитель цепи.
    6. Выкрутите болты крепления шестерни к фланцу распределительного вала (всего их на двигателе ЗМЗ-406 два).
    7. Отогните стопорную пластину, при этом нужно удерживать промежуточный вал системы зажигания от проворачивания.
    8. Устанавливаете отвертку, с ее помощью вынимаете шестеренки и нижний край цепи.

    При возникновении трудностей нужно убрать уплотнитель из резины, который находится между втулкой и шестеренкой. Демонтаж второй шестерни производится только при помощи двухлапового съемника.

    Проведение сборки

    Прежде чем приступать к сборке, нужно правильно выставить фазы. Чтобы это сделать, потребуется выполнить такие манипуляции:

    1. Прокрутить коленчатый вал до тех пор, пока не окажется в верхнем положении первая насечка.
    2. Убедитесь, что в первом цилиндре поршень находится в верхней мертвой точке.
    3. Установите успокоитель, но не спешите затягивать болты его крепления.
    4. Смажьте чистым моторным маслом нижнюю часть цепи.
    5. Наденьте цепь на шестерни коленчатого вала и ведомую.
    6. Штифт шестерни коленчатого вала должен попасть в отверстие промежуточного вала.
    7. Убедитесь, что метка на шестеренке совпадает с той, которая находится на блоке мотора. Та часть цепи, которая находится рядом с успокоителем, должна оказаться натянутой.
    8. Теперь можно произвести затяжку болтов крепления шестерни на промежуточном валу. Обязательно установите стопорные пластины.

    Обязательно при проведении ремонта используйте динамометрический ключ. Предельное усилие затяжки болтов 22/2,5 Нм.

    Обязательно загните стопорную пластину, чтобы исключить выкручивание болтов. Затем нужно нажать на рычаг гидравлического натяжителя и проверить совпадение меток на блоке ДВС и шестеренке. После этого нужно закрутить все болты крепления успокоителя и смазать верхнюю часть цепного привода.

    5.6. Проверка и корректировка фаз газораспределения двигателя ЗМЗ – 409.10.

    В процессе эксплуатации, а также из-за погрешности при изготовлении деталей привода газораспределительного механизма (ГРМ) или вследствие неквалифицированно проведенного ремонта привода ГРМ возможно значительное отклонение фаз газораспределения от заданных значений.
    В то же время известно, что правильность фаз газораспределения является одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели двигателя.
    Поэтому при снижении тяговых свойств двигателя, повышении эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя возникает необходимость проверить и, при необходимости, правильно установить фазы газораспределения.
    Для этой цели используется комплект оснастки, разработанный на заводе. В комплект входит: транспортир (рисунок 85), шаблон (рисунок 86) с профилем кулачка и стрелкой (для двигателя 4062.1 и двигателей ЗМЗ-405.10, ЗМЗ-409.10 и их модификаций) и кондуктор для сверления дополнительных отверстий под штифт в звездочках распределительных валов (рисунок 87).

    Ремонт двигателя ЗМЗ – 409.10

    Технические требования:
    1. Материал: сталь нерж. t=3 мм
    2. Неуказанные пред. откл. по ОСТ 37.001.246-82
    3. Допускается изготовление из текстолита t=3 мм.
    4. Обозначения нанести на шаблоне ударным или другим способом на глубину 0,3-0,5 мм

    Рис. 85 - Транспортир

    Проверку и корректировку фаз газораспределения можно провести на двигателе, установленном на автомобиле.
    Для контроля фаз газораспределения необходимо:
    1. Отсоединить шланги вентиляции картера от штуцеров на крышке клапанов, ослабив хомуты их крепления.
    2. Отсоединить разъемы проводов от катушек зажигания.
    3. Снять наконечники со свечей зажигания с уплотнителями и проводами высокого напряжения.
    4. Освободить из скоб и отвести жгут проводов от крышки клапанов.
    5. Снять крышку клапанов с прокладкой, уплотнителями свечных колодцев, катушками зажигания и высоковольтными проводами в сборе, отвернув восемь болтов (головка «12», удлинитель и вороток). Болты, шайбы и скобы для жгута проводов оставить в отверстиях крышки.
    6. Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия, повернув коленчатый вал по ходу вращения (по часовой стрелке) до совпадения метки на шкиве-демпфере коленчатого вала с ребром-указателем (в виде прилива) на крышке цепи.
    Внимание! Вращение коленчатого вала против часовой стрелки недопустимо.

    Ремонт двигателя ЗМЗ – 409.10

    Технические требования:
    1. Материал: алюминиевый сплав t=10 мм.
    2. *Размер для справок
    3. Неуказанные пред. откл. по ОСТ 37.001.246-82
    4. Максимальный диаметр фрезы для обработки контура кулачка 8 мм
    5. Маркировать фазу профиля - 252º
    6. Обозначение “Фаза” нанести ударным способом на глубину 0,3-0,5 мм

    Рисунок 86 – Шаблон кулачка

    Ремонт двигателя ЗМЗ – 409.10

    Технические требования:
    1. Материал дет. поз. 1: круг 65 ГОСТ 7417-75 45Х ГОСТ 4543-71
    2. Неуказанные пред. откл. по ОСТ 37.001.246-82
    3. 42. 48 HRCэ
    4. Дополнительные отверстия расположены через 2º30', 5º и 7º30'

    Рисунок 87 – Кондуктор для сверления дополнительных отверстий под штифт в звездочках распределительных валов

    Ремонт двигателя ЗМЗ – 409.10

    Рисунок 88 – Схема положения распределительных валов при положении поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия:
    1 - метка на звездочке; 2 - верхняя плоскость головки цилиндров.

    При этом кулачки распределительных валов 1-го цилиндра и метки на звездочках распределительных валов должны располагаться согласно схемы на рисунке 88.
    В случае, если вершины кулачков и метки расположены внутрь, то необходимо повернуть коленчатый вал еще на один оборот. Точную установку поршня 1-го цилиндра в ВМТ можно провести с помощью индикатора часового типа, который устанавливается и закрепляется в свечном отверстии 1-го цилиндра.
    7. Установить транспортир 3 (Рисунок 89) за первым кулачком распределительного вала впускных клапанов - вид «А», расположив его между кулачком и крышкой опоры распределительного вала. Прижимая транспортир 3 к верхней плоскости головки цилиндров 5, приложить и плотно прижать шаблон 2 к поверхности первого кулачка. При этом стрелка шаблона должна располагаться на метке транспортира 20°±2°. При измерении ведущая ветвь цепи в районе верхнего успокоителя (между звездочками распределительных валов) должна быть натянута и удерживаться в этом состоянии поворотом против часовой стрелки распределительного вала впускных клапанов ключом на «27» за четырехгранник на теле вала. При этом проворачивание распределительного вала выпускных клапанов не допускается.

    Ремонт двигателя ЗМЗ – 409.10

    Рисунок 89 – Проверка углового положения распределительных валов:
    А - проверка углового положения распределительного вала впускных клапанов; В - проверка углового положения распределительного вала выпускных клапанов; 1 - кулачок впускного клапана первого цилиндра; 2 - шаблон кулачка; 3 - транспортир; 4 - кулачок выпускного клапана первого цилиндра; 5 -головка цилиндров; 6 - гидротолкатель.

    Аналогично провести проверку углового положения первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов - вид «В». Стрелка шаблона должна указывать на метку транспортира 19°±2°.
    При измерении ведущая ветвь цепи в районе среднего успокоителя (между звездочкой распределительного вала и ведущей звездочкой промежуточного вала) должна быть натянута и удерживаться в этом состоянии поворотом против часовой стрелки распределительного вала выпускных клапанов ключом на «27» за четырехгранник на теле вала. При этом проворачивание промежуточного и коленчатого валов не допускается.
    При этих значениях углового положения первых кулачков распределительных валов достигаются наилучшие технико-экономические показатели двигателя.

    В случае, если отклонения углового положения кулачков распределительных валов превышают допустимые ±2°, требуется корректировка фаз газораспределения.

    Для этого на двигателе нужно выполнить следующие работы:
    1. Снять переднюю крышку головки цилиндров, отвернув четыре болта (ключ «12»).
    2. Снять верхний гидронатяжитель (в головке цилиндров), отвернув два болта (головка «12», удлинитель и вороток) крепления крышки гидронатяжителя, снять крышку с шумоизоляционной шайбой.
    3. Снять верхний и средний успокоители цепи, отвернув по два болта их крепления (ключ «6» для болтов с шестигранным углублением под ключ).
    4. Снять звездочки распределительных валов, поочередно отвернув болты их крепления (ключ «12»), удерживая при этом валы ключом «27» за квадрат на теле распредвала. Цепь, снятую со звездочек распредвалов, удержать от соскакивания со звездочки промежуточного вала.
    5. По установленному на звездочку кондуктору в каждой звездочке просверлить шесть дополнительных отверстий 3 (Рисунок 90) ∅6,1 мм с угловыми смещениями 2° 30', 5° 00' и 7° 30' от номинального положения заводского отверстия 2, расположенного по оси симметрии одной из впадин зубьев звездочки. При этом три дополнительных отверстия, смещенные от оси симметрии впадины зубьев по часовой стрелке, плюсовые, три других, смещенные против часовой стрелки, - минусовые, если смотреть на звездочку со стороны метки 1.

    Ремонт двигателя ЗМЗ – 409.10

    Рисунок 90 – Звездочка распределительного вала с дополнительными
    отверстиями:
    1 - метка; 2 - заводское отверстие; 3 - дополнительные отверстия.

    Если при корректировке фаз газораспределения требуется повернуть распределительный вал (валы) по ходу его (их) вращения (по часовой стрелке), то звездочку (звездочки) необходимо устанавливать на одно из дополнительных отверстий с плюсовым смещением, расположенное справа от заводского отверстия, если - против часовой стрелки, то звездочку (звездочки) устанавливать на одно из отверстий с минусовым смещением, расположенное слева от заводского отверстия.
    Выбор отверстия на звездочке, с необходимой величиной смещения, производится в зависимости от величины отклонения углового положения кулачка от номинального значения.
    При установке звездочки на дополнительное отверстие заводская установочная метка 1 на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров.

    В качестве примера рассмотрим корректировку фаз газораспределения при показаниях стрелки шаблона 23° для кулачка впускного клапана и 16° для кулачка выпускного клапана. Данные значения углов превышают номинальные значения для впускного и выпускного кулачков на 3°, что больше допустимого отклонения ±2°. При данных показаниях углового положения кулачков и, учитывая, что при работе двигателя распределительные валы вращаются по часовой стрелке, наблюдая со стороны шкива коленчатого вала, начало открытия впускных и выпускных клапанов будет происходить с некоторым опережением от заводских значений фаз газораспределения. Для корректировки фаз, в этом случае,необходимо повернуть распределительные валы против часовой стрелки и при установке звездочек использовать дополнительное отверстие с минусовым угловым смещением, с величиной смещения 2°30'(первое отверстие, расположенное слева от заводского отверстия). Далее работу продолжить в следующей последовательности:
    1. Провернуть ключом на «27» и установить распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы стрелка шаблона находилась напротив метки транспортира 19°.
    2. Накинуть цепь на звездочку и сориентировать ее первое дополнительное отверстие, расположенное слева от заводского отверстия, так, чтобы оно находилось перед штифтом распределительного вала, а ведущая ветвь цепи (в районе среднего успокоителя) была натянута. Для установки звездочки на фланец и штифт распределительного вала слегка повернуть распределительный вал ключом за четырехгранник по часовой стрелке. После установки звездочки поворотом распределительного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи, при этом стрелка шаблона, установленного на кулачок, должна показывать 19°±2°.
    3. Установить распределительный вал впускных клапанов так, чтобы стрелка шаблона находилась напротив метки транспортира 20°.
    4. Установить звездочку на распределительный вал впускных клапанов так же, как звездочку распределительного вала выпускных клапанов, использую то же дополнительное отверстие. При этом при натянутой ведущей ветви цепи (в районе верхнего успокоителя) стрелка шаблона, установленного на кулачок, должна показывать 20°±2°.
    5. Предварительно завернуть болты крепления звездочек (ключ «12»).
    6. Разобрать и собрать («зарядить») гидронатяжитель, установить его в отверстие головки цилиндров, закрыть крышкой.
    7. Нажав отверткой на плунжер гидронатяжителя со стороны пяты рычага натяжного устройства, привести гидронатяжитель в рабочее состояние («разрядить»).
    8. Проверить правильность установки фаз газораспределения, повернув коленчатый вал по ходу вращения на два оборота и совместив метки на шкиве-демпфере и крышке цепи. Проверку произвести с помощью транспортира и шаблона кулачка, как описано выше. Стрелка шаблона, установленного на впускном кулачке, должна показывать 20°±2°, а на выпускном кулачке-19°±2°. Если это условие не выдерживается, необходимо повторить установку фаз газораспределения.
    9. Завернуть и затянуть болты крепления звездочек распредвалов окончательно моментом 5,6 - 6,2 кгс·м.
    10. Установить верхний и средний успокоители цепи, завернув и затянув болты крепления моментом 2,0 - 2,5 кгс·м (ключ «6» для болтов с шестигранным углублением под ключ, ключ динамометрический с головкой «6»).
    11. Произвести дальнейшую сборку двигателя в обратном порядке.

    Читайте также: