Ремонт помпы уаз 469

Обновлено: 30.04.2024

Как разобрать помпу на УАЗе

Ремонтируем УАЗ

Желательно при этом использовать только качественные элементы, которые выполнены согласно всем нормативам. Приобрести запчасти UAZ можно на специализированных сайтах, где вы сможете уточнить основные их характеристики.

А в этой статье мы расскажем, как произвести разборку помпу для ее ремонта.

Демонтаж помпы

Перед тем, как приступать к разборке данного агрегата, его следует предварительно снять. Крепится этот насос на нескольких болтах, которые следует открутить.

Следует помнить, что если изделие используется давно, сделать это будет немного трудновато. Зачастую, чтобы снять помпу, нужно будет демонтировать радиатор, так как крыльчатка вентилятора может упираться в нее.

Процедура демонтажа помпы довольно сложна, так как требует терпения и небольшой выдержки. Если она прикипела, тогда можно использовать специальный инструмент, чтобы сдвинуть ее с места и постепенно снять с болтов.

Выполнять все нужно очень аккуратно, стараясь не повредить другие части автомобиля.

Помпа на УАЗ

Разбираем механизм

Такая процедура требуется для ремонта определенных частей помпы, чтобы не приобретать всю систему в полном сборе. Это чаще всего производится для замены уплотнительной шайбы с резиновой манжетой.

Операция разборки состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. В самом начале снимаем крыльчатку. Для этого следует применять специальные механизмы. Это позволит вам демонтировать шайбу с резиновой манжетой.
  2. После этого откручиваем гайку, которой крепится ступица шкива, и демонтируем ее.
  3. Следующим шагом является удаление штопорного кольца и выпрессовка вала с подшипниками из корпуса. Выполняют такую процедуру на специальном прессе.

Когда помпа разобрана, можно произвести замену всех основных ее частей. Для устранения основных причин течи производится установка новых подшипников, прокладок и других частей механизма.

Также, если помпа уже не поддается ремонту, тогда можно произвести ее переустановку. Для этого просто приобретается новая деталь и монтируется на место старой.

Обратите внимание, что подбирать ее нужно по типу креплений, так как некоторые модели могут просто не подойти к вашей марке автомобиля.

Оптимальным вариантом ремонта помпы является доверить такую процедуру специалистам, которые сделают все быстро и качественно.

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Компоненты системы охлаждения двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Система охлаждения двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.1) —жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Наивыгоднейший температурный режим работы двигателя - 80— 95° С.

Эта температура поддерживается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляемыми водителем.


Рис.1. Схема системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151

1 — радиатор; 2 — вентилятор; 3 — выпускной патрубок; 4 — термостат; 5 — водораспределительная труба; 6 — отверстие водораспределительной трубы; 7— головка цилиндров; 8 — прокладка; 9 — блок цилиндров; 10 и 12 — спускные краники; И — крыльчатка водяного насоса; 13 — приемный патрубок; 14 — шкив; 15 — перепускной канал

В системе охлаждения для контроля температуры жидкости в щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса.

Кроме того, в панели приборов установлена сигнальная зеленая лампочка, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 92—98° С.

Датчик этой лампочки установлен в верхнем бачке радиатора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514. При загорании сигнальной лампочки надо открыть жалюзи.

Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомобиль и устранить причины перегрева (долить воды, увеличить натяжение ремня вентилятора и т. д.).

Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.2) — центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

Полость насоса уплотняется при помощи резинового манжета 8, плотно прижимающегося пружиной 9 к шайбе 7 и валу 2 насоса.

Рис.2. Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514

] — гайка; 2—вал насоса; 3— корпус насоса; 4— контрольное отверстие подшипников; 5 — пресс-масленка; 6 — распорная втулка; 7— текстолитовая шайба; 8 — резиновый манжет; 9 —пружина; 10 — крыльчатка; И — болт; 12 — контрольное отверстие для стока воды; 13 — подшипники

Ремонт помпы (водяного насоса) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Характерными неисправностями водяного насоса являются: течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитовой уплотняющей шайбы или разрушения манжета сальника, износ подшипников, обломы и трещины крыльчатки водяного насоса.

Подтекание воды из помпы устраняют заменой текстолитовой уплотняющей шайбы и манжета.

Для замены указанных деталей необходимо снять насос с двигателя, отъединив его от кронштейна, спять съемником крыльчатку и затем вынуть уплотняющую шайбу и манжет сальника.

Собирают сальник в такой последовательности: в крыльчатку вставляют пружину с обоймами пружины, затем манжет и текстолитовую шайбу. Прижав текстолитовую шайбу к манжету, вставить стопорное кольцо.

При этом часть валика помпы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, сопряженную с манжетой, перед установкой сальника и напрессовкой крыльчатки смазывают мылом, а торец корпуса насоса, соприкасающийся с упорной текстолитовой шайбой, — тонким слоем графитной смазки.

Напрессовывать крыльчатку на валик следует на ручном прессе до упора ее ступицы в торец лыски. При этом помпа должна опираться передним торцом
валика на стол, а нагрузку прикладывают к ступице крыльчатки.

Для замены подшипников или валика водяной насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать в следующей последовательности: спрессовать с валика насоса крыльчатку, отвернуть гайку крепления ступицы шкива и сиять ее при помощи съемника, вынуть стопорное кольцо подшипников из корпуса насоса и медным молотком (или на прессе) выбить валик с подшипниками из корпуса насоса, оперев передний торец корпуса на подставку с отверстием для прохода подшипников.

Собирают помпу в обратном порядке. При этом новый подшипник запрессовывают на валик и в корпус одновременно при помощи ручного пресса и оправки.

Войлочный сальник подшипника должен быть обращен в сторону стопорного кольца. Надев на валик помпы распорную втулку, запрессовать второй подшипник войлочным сальником наружу.

Термостат УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — запирающего типа, помещается в выпускном патрубке 5 (рис.3), расположенном на кронштейне водяного насоса, и действует в результате изменения длины гофрированного баллона 9, который наполнен легкоиспаряющейся жидкостью.



Рис.3. Схема работы термостата УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512

а — при холодном двигателе; б — при разогретом двигателе; 1 — корпус водяного насоса; 2—кронштейн; 3 — прокладка; 4 — корпус термостата; 5 — выпускной патрубок; 6 — клапан термостата; 7 — прокладка термостата; 8 — стержень термостата; 9 — баллон; 10 — отверстие

Клапан 6 термостата автоматически в зависимости от температуры воды в блоке цилиндров двигателя отключает или включает радиатор.

При температуре воды ниже 68° С клапан термостата закрыт (рис.3, а) и вода циркулирует только по «малому кругу»— внутри двигателя, минуя радиатор.

При температуре воды 80—86° С клапан полностью открывается и вода направляется из головки цилиндров в радиатор по «большому кругу» (рис.3, б).

Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.4) — трубчато-ленточный. Плоские трубки впаяны в верхний и нижний бачки радиатора в три ряда.

Промежутки между трубками заполнены припаянными к ним лентами из красной меди, сформированными в виде змейки с шагом 4,5 мм.



Рис.4. Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и детали соединения его с рубашкой охлаждения двигателя

1 — радиатор; 2— пробка радиатора; 3 — стяжной хомут; 4 — соединительный шланг радиатора; 5 — корпус термостата; 6 — термостат; 7 — детали подвески радиатора; 8 — краник слива воды; 9 — тяга управления краником; 10 — кожух вентилятора

Для более эффективного охлаждения воды на радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 со стороны двигателя установлен стальной кожух вентилятора.

Пробка радиатора герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через выпускной и впускной клапаны 6 и 5.

Выпускной клапан 6 открывается при повышении давления в системе до 0,45—0,55 кгс/см2. Благодаря такой возможности повышения давления вода в системе начинает закипать только при 109—112° С.

При температурах воды меньше 109—112° С система изолирована от окружающей среды и практически убыли воды не происходит.

Впускной клапан 5 открывается при разрежении в системе 0,01—0,1 кгс/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор.

Вентилятор УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 — шестилопастный, сборный. Крепится вентилятор вместе со шкивом его привода к ступице водяного насоса.

Приводится вентилятор вместе с водяным насосом клиновым ремнем от коленчатого вала. Этот же ремень используется для привода генератора. В зимнее время кожух вентилятора рекомендуется снимать.

Жалюзи установлены перед радиатором. Управление створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги. При вытягивании рукоятки тяги на себя жалюзи закрываются, при втягивании — открываются.

Уровень воды в радиаторе УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 проверять ежедневно перед выездом. Доливать и вновь заливать в радиатор только «мягкую» воду.

Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и трубках радиатора воду в системе охлаждения следует менять как можно реже.

Смягчить жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя (блок и головку цилиндров и кронштейн водяного насоса).

Зимой рекомендуется заливать в систему охлаждения этиленгликолевую жидкость с низкой температурой замерзания — антифриз, ГОСТ 159—52.

При температуре до —40° С следует пользоваться охлаждающей жидкостью марки 40, при более низкой температуре — марки 65.

Воду из системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 сливают через два краника: один находится справа на блоке цилиндров двигателя или в котле предпускового подогревателя, а второй слева на нижнем бачке радиатора.

При сливе воды необходимо, спустя некоторое время после открытия краников, открывать пробку радиатора.

Натяжение ремня вентилятора проверять нажатием на него между шкивами водяного насоса и генератора большим пальцем руки с усилием 4,5 кгс.

Прогиб его при этом должен быть равен 10 мм. Проверять и регулировать (в случае необходимости) натяжение ремня вентилятора необходимо при проведении ТО-1 и ТО-2.

Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить болты крепления генератора к кронштейну и установочной планке, сместить генератор в нужном направлении, закрепить болты и еще раз проверить натяжение ремня.

Подшипники водяного насоса смазывать при проведении ТО, через прес-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия 4 (см. рис.2). Излишнюю смазку следует убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.

Работу термостата проверяют в случае перегревания двигателя при исправном зажигании, а также одновременно с промыванием системы охлаждения.

Проверить исправность термостата можно по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя.

При неисправном термостате указанный патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном — после того, как температура воды в блоке достигнет 60—70° С (по указателю-температуры воды на щитке приборов).

Если таким путем не удается убедиться в исправности термостата, то его снимают и проверяют.

Систему охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 промывают 1 раз в год перед летним сезоном эксплуатации.

Двигатель и радиатор промывают раздельно, используя для этого чистую водопроводную воду. Перед промывкой двигателя вынимают из патрубка термостат и отсоединяют шланги от радиатора.

Для лучшей очистки рубашки охлаждения следует вывернуть из блока цилиндров спускной краник вместе с переходным штуцером или отсоединить от блока цилиндров подводящий шланг котла пускового подогревателя на автомобиле.

Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы. Промывать рубашку охлаждения рекомендуется до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет совершенно чистой.

Радиатор промывают при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить, в первую очередь, всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем к нижнему патрубку и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.

Одновременно следует промыть струей воды и продуть сжатым воздухом сердцевину радиатора.

Система охлаждения УАЗ 469: устройство, промывка, ремонт

Радиатор УАЗ 469 предназначен в автомобиле для снижения температуры охлаждающей жидкости. В двигателе внутреннего сгорания осуществляются постоянные процессы горения горючей смеси. Металлические поверхности сильно разогреваются. Радиатор УАЗ 469 поддерживает температурный режим в заданных технических пределах.

С этой целью он устанавливается спереди машины сразу за защитной декоративной решеткой. Поток встречного воздуха обдувает радиатор и охлаждает жидкость, циркулирующую через него. Второй важнейшей функцией радиатора является защита двигателя от перегрева. Для поддержания этих двух функций создана вся система охлаждения УАЗ 469.

На УАЗ 469 ульяновским заводом устанавливается медный трехрядный радиатор производства ШААЗ г. Шадринск. Заводской номер агрегата 3741-3741Ш-1301010-05. Общая емкость жидкости 6 литров. Вес 9,8 килограммов. Агрегат полностью адаптирован под ульяновский автомобиль для охлаждения бензинового двигателя УАЗ.

Устройство системы охлаждения УАЗ 469

Радиатор является элементом системы охлаждения двигателя. В УАЗ 469 используется закрытая жидкостная система с принудительной циркуляцией жидкости. Она заполнена мягкой пресной водой с небольшим процентом солей либо специальной жидкостью для охлаждения. В холодные периоды года в систему заливается антифриз.

Система охлаждения УАЗ 469 при температуре до - 40°С заполняется антифризом марки 40, при более низкой температуре — марки 65. Необходимо иметь в виду, что антифриз ядовит. Температурный режим двигателя внутреннего сгорания следует поддерживать в диапазоне 80. 90°С. Такой режим температуры снижает износ двигателя. Кроме того, повышается его экономичность и увеличивается ресурс.

Охлаждающий комплекс двигателя машины УАЗ 469 состоит из следующих узлов и агрегатов:

1 — сливной край блока цилиндров;

3 — головка блока цилиндров;

4 — отверстие водораспределительной трубы;

5 — водораспределительная труба;

7 — выпускной патрубок;

8 — перепускной канал;

13 — сливной кран радиатора;

14 — приемный патрубок;

15 — блок цилиндров;

16 — заливная горловина радиатора;

19 — расширительный бачок;

20 — метка «минимум».

Заданная температура двигателя поддерживается с помощью жалюзи и клапана утеплителя радиатора. Жалюзи закрыто – температура увеличивается от того, что перекрывается встречный поток воздуха. Если температура повысилась сверх необходимых значений – жалюзи следует поднять.

Чтобы контролировать температуру охлаждающей жидкости, в кронштейне водяного насоса имеется датчик, а на щитке приборов — электрический указатель. На панели приборов, перед глазами у водителя расположена контрольная лампа красного цвета. Если температура охлаждающей жидкости повышается до 106. 109°С, лампа загорается.

Температура охлаждающей жидкости может увеличиваться в силу следующих причин:

  • заниженный уровень охлаждающей жидкости в радиаторе;
  • слабое натяжение ремня вентилятора;
  • длительная эксплуатация транспортного средства, у которого были опущены жалюзи и перекрыт клапан утеплителя радиатора.

Датчик контрольной лампы установлен в верхнем бачке радиатора. При загорании лампы следует немедленно устранить причину перегрева. Принудительная система охлаждения автомобиля УАЗ 469 работает не самотеком. Охлаждающую жидкость – воду, тосол, антифриз толкает и создает напор в системе охлаждения водяной насос или помпа.

Водяной насос закреплен кронштейном на двигателе внутреннего сгорания. Он приводится в рабочий режим с помощью натяжного ремня. От шкива коленчатого вала ремень натянут к шкиву водяной помпы. Когда мотор заведен, насос гоняет охлаждающую жидкость по системе охлаждения.

Работающий двигатель всегда разогревается. Ему необходимо постоянное охлаждение. Важно всегда следить за состоянием приводного ремня водяного насоса. При малейшем подозрении на износ необходимо заменить ремень. Иначе он лопнет в дороге и тогда движение автомобиля станет проблематичным.

Принцип действия

Радиатор охлаждения УАЗ 469 функционирует в составе системы охлаждения следующим образом. Когда двигатель холодный, охлаждающая жидкость в системе находится в состоянии покоя. Термостат закрыт, водяной насос не гоняет жидкость по магистралям и патрубкам. Далее следует пуск холодного двигателя.

Водитель запускает двигатель и все приходит в движение. Помпа проталкивает охлаждающую жидкость по малому кругу, поскольку термостат на пути жидкости в радиатор находится в закрытом состоянии. Проще говоря, жидкость циркулирует только внутри двигателя – по водяной рубашке и насосу.

Это сделано для ускорения прогрева холодного мотора в зимнее время при минусовых температурах окружающего воздуха. Далее – работающий двигатель прогревается все больше. Наконец, температура внутри мотора и самой охлаждающей жидкости достигает 70°С. В этот момент автоматически раскрывается термостат. Этот прибор расположен в выпускном патрубке радиатора.

Раз патрубок открыт, охлаждающая жидкость устремляется из водяной рубашки двигателя в радиатор. Теперь она циркулирует по большому кругу, через радиатор и дополнительно охлаждается от встречного потока воздуха и от вентилятора, установленного перед радиатором.

Так происходит в летнюю жару. Зимой же в течение целого дня термостат может и не раскрыться, несмотря на то, что автомобиль ездит целый день. Просто наружная температура воздуха не позволяет охлаждающей жидкости нагреваться выше 60°С. Это нормальный режим эксплуатации автомобиля и двигателя.

Радиатор УАЗ 469

Как правило, автомобильный радиатор состоит из таких элементов, как верхний и нижний баки, сердцевина, детали крепления. Радиатор УАЗ 469 предназначен для того, чтобы жидкость, поступающая в него непосредственно из водяной рубашки двигателя, охлаждалась до необходимой температуры. Баки радиатора, а также сердцевина, которая к ним припаяна, как правило, изготавливаются из латуни, благодаря чему обеспечивается хорошая теплопроводность.

Сердцевина радиатора представляет собой тонкие поперечные пластины, через которые проходят плоские вертикальные трубки, припаянные к этим пластинам. Жидкость, которая проходит через сердцевину радиатора охлаждения, расходится на множество потоков. Подобное устройство сердцевины позволяет жидкости охлаждаться более интенсивно, так как значительно возрастает площадь соприкосновения жидкости со стенками трубок.

Баки радиатора соединяются с рубашкой охлаждения при помощи патрубков. Нижний бак оснащен специальным краником, предназначенным для слива жидкости из радиатора. Чтобы спускать воду из водяной рубашки, в нижней части блока также имеется краник. Так устроен радиатор на УАЗ 469. Цена агрегата зависит от материала и модели машины.

В систему охлаждения жидкость заливается через горловину бака, расположенного вверху и закрываемого крышкой. Жидкостная система охлаждения двигателя отличается наличием двойного регулирования теплового режима: термостатом и шторкой.

Шторка радиатора охлаждения — это своеобразное полотно, один из концов которого закрепляется на сматывающем механизме, который, в свою очередь, монтируется в барабане. Второй конец неподвижно соединяется в нижней части автомобильного радиатора.

Некоторые двигатели внутреннего сгорания вместо шторки оснащены жалюзи створчатого типа, состоящими из пластин. Пластины шарнирно закрепляются в нижней планке, связанной тягой и системой рычагов с рукояткой управления жалюзи, которая находится в кабине. Сами створки могут быть расположены горизонтально или вертикально.

Принцип работы радиатора

Системы охлаждения, которыми оборудуются современные автомобили, учитывают множество важных параметров, среди которых температура двигателя, температура жидкости и масла, температура снаружи салона и т.д.

Для УАЗ 469 охлаждение осуществляется по следующему принципу. Благодаря жидкостному насосу, охлаждающая жидкость находится в постоянном движении, циркулируя по кругу, омывая горячие стенки головки блока и цилиндров. Таким образом, удается избежать перегрева двигателя, так как от нагретых деталей отводится тепло.

Далее горячая жидкость направляется в радиатор охлаждения, который обеспечивает отвод тепла в окружающую среду. На этом цикл заканчивается, а охлажденная жидкость идет по новому циклу. Так работает радиатор охлаждения двигателя УАЗ 469. Цена радиатора на российских рынках колеблется в пределах 6000 – 12000 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что радиатор УАЗ 469 представляет собой своеобразный теплообменник, который обеспечивает охлаждение жидкости. Чтобы работа радиатора была еще более эффективной, перед двигателем устанавливается специальный вентилятор радиатора, нагнетающий воздух на поверхность радиатора, благодаря чему процесс теплообмена значительно ускоряется.

Кроме основного охлаждающего радиатора, в конструкции автомобиля предусмотрен еще радиатор отопителя УАЗ 469. Этот агрегат значительно меньше основного и предназначен для охлаждения жидкости, подающейся на печку.

Вентилятор радиатора запускается автоматически специальным термодатчиком, который срабатывает в тот момент, когда рабочая температура двигателя начинает подниматься выше допустимой нормы. Вентилятор и радиатор охлаждения устанавливают непосредственно перед двигателем.

Вентилятор

Вентилятор автомобиля УАЗ 469 бывает двух видов – с постоянным вращением и с принудительным включением. Привод первого устроен через ременную передачу от шкива коленчатого вала. Второй вариант является электрическим вентилятором и запускается от включателя на панели приборов, либо через реле, когда в этом возникает необходимость.

Вентилятор создает дополнительное охлаждение радиатора, поскольку он расположен спереди, перед ним. Летом, в сильный зной, бывает недостаточно обдува радиатора встречным потоком воздуха. Вентилятор является дополнительным источником охлаждения.

Термостат

Термостат с твердым наполнителем, помещается в выпускном патрубке. Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 70±2°С, а при температуре 83±2°С открывается полностью. Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая или включая радиатор.

В холодную погоду в зимнее время, особенно при малых нагрузках двигателя, чтобы не заморозить радиатор, всегда следует держать жалюзи закрытыми и только при увеличении температуры охлаждающей жидкости до 90°С слегка их приоткрывать.

Ремонт помпы уаз 469

Возможными неисправностями насоса (рис. 1) могут быть: течь жидкости через сальник крыльчатки в результате износа уплотнительной шайбы или разрушения резиновой манжеты сальника, износ подшипников, обломы и трещины крыльчатки

Насос системы охлаждения двигателя УАЗ

Рис. 1. Нас ос системы охлаждения двигателя

Ремонт насоса 21–1307010–52 системы охлаждения

Подтекание жидкости из насоса устраняйте заменой уплотнительной шайбы и резиновой манжеты.

Для замены снимите насос с двигателя, отсоедините его от кронштейна, снимите приспособлением 71–1769 крыльчатку (рис. 2), выньте уплотнительную шайбу и манжету сальника.

Для сборки сальника крыльчатки вставьте в держатель сальника, расположенный на корпусе насоса, сначала резиновую манжету в сборе, а затем уплотнительную шайбу и стопорное кольцо.

При этом часть валика насоса, сопряженную с резиновой манжетой, перед установкой сальника и напрессовкой крыльчатки смажьте мылом, а торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительной шайбой, тонким слоем графитной смазки.

Перед установкой сальника проверьте его торец (торец уплотнительной шайбы) на краску: при сжатии сальника до высоты 13 мм отпечаток торца должен иметь не менее двух полностью замкнутых окружностей без разрывов.

Крыльчатку напрессовывайте на валик на ручном прессе до упора ее ступицы в торец лыски.

При этом насос должен опираться передним торцом валика на стол, а усилие – прикладываться к ступице крыльчатки.

Для замены подшипников или валика насоса разберите насос полностью в следующем порядке:

Снятие крыльчатки насоса

Рис. 2. Снятие крыльчатки насоса

1. Снимите с валика насоса крыльчатку и выньте уплотнительную шайбу и резиновую манжету.

Снятие ступицы шкива насоса

Рис. 3. Снятие ступицы шкива насоса

2. Отверните гайку крепления ступицы шкива и снимите ее с помощью приспособления, как показано на рис. 3.

Выпрессовка валика насоса

Рис. 4. Выпрессовка валика насоса: 1 – корпус насоса; 2 – валик; 3 – подставка 3.

Извлеките стопорное кольцо подшипников из корпуса 1 (рис. 4) насоса и на прессе выпрессуйте или выбейте медным молотком валик 2 с подшипниками из корпуса, оперев передний торец корпуса на подставку 3 с отверстием для прохода подшипников.

Запрессовка валика вместе с подшипником в корпус насоса

Рис. 5. Запрессовка валика вместе с подшипником в корпус насоса: 1 – валик; 2 – корпус насоса; 3 – оправка; 4 – подставка

Сборку насоса производим в обратном порядке. При этом новый подшипник запрессуйте на валик 1 (рис. 5) и в корпус 2 одновременно при помощи ручного пресса и оправки

3. Войлочный сальник подшипника должен быть обращен в сторону стопорного кольца.

Надев на валик распорную втулку, запрессуйте второй подшипник войлочным сальником наружу.

После установки на место стопорного кольца напрессуйте на передний конец валика ступицу шкива, уперев валик в задний торец кольца.

Напрессовку ступицы шкива на валик насоса двигателя модели 4218 производите после установки фиксатора 19 (см. рис. 1, б).

При напрессовке ступицы не допускайте зазора между подшипником и стопорным кольцом.

После сборки насоса полость корпуса между подшипниками заполните смазкой согласно указаниям таблицы смазывания.

При установке собранного насоса на двигатель обратите внимание на пригодность паронитовой прокладки между корпусом и кронштейном насоса.

Ремонт насоса 421–1307010–01 системы охлаждения

Подтекание жидкости из насоса устраняйте заменой сальника 21 (см. рис. 1, б) в сборе.

При износе ролико-шарикового подшипника 19 замените его в сборе с валиком.

Для замены сальника или валика в сборе с подшипником снимите насос с двигателя, отсоедините его от крышки, снимите приспособлением 71–1769 крыльчатку (см. рис. 2).

С помощью приспособления (см. рис. 3) снимите ступицу шкива вентилятора и выпрессуйте валик с подшипником.

Перед выпрессовкой подшипника обязательно выверните фиксатор 20 (см. рис. 1, б).

Сборку насоса производите в обратной последовательности. При этом запрессовку ступицы шкива вентилятора производите до упора в буртик, а запрессовку крыльчатки – до размера 117,4 +0,925 –1,035 (см. рис. 1, б).

Перед сборкой часть валика ролико-шарикового подшипника, сопряженную с сальником, смажьте мылом, а торец крыльчатки, соприкасающийся с сальником – графитной смазкой.

При установке собранного насоса на двигатель обратите внимание на пригодность паронитовой прокладки между крышкой и корпусом насоса.

Разборка, ремонт и сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409, ремонтный комплект 406.1307002-10, размеры и зазоры деталей.

Для проведения ремонта водяного насоса производства ПАО ЗМЗ на двигателе ЗМЗ-409 выпускается ремонтный комплект 406.1307002-10, состоящий из подшипника, крыльчатки и уплотнения.

Разборка, ремонт и сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409, ремонтный комплект 406.1307002-10, размеры и зазоры деталей.
Разборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409.

Разборка производится в следующем порядке.

– С помощью съемника снять крыльчатку.
– С помощью специального приспособления снять ступицу шкива насоса.

Разборка, ремонт и сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409, ремонтный комплект 406.1307002-10, размеры и зазоры деталей
С помощью специального приспособления снять ступицу шкива водяного насоса двигателя ЗМЗ-409

– Вывернуть фиксатор подшипника.
– Выпрессовать из корпуса подшипник. Выпрессовку подшипника производить на прессе или с помощью медной оправки. Для более легкой выпрессовки рекомендуется нагреть водяной насос до температуры плюс 80 градусов.
– Выпрессовать уплотнение из корпуса насоса.

Выпрессовку подшипника водяного насоса двигателя ЗМЗ-409 производить на прессе или с помощью медной оправки
Выпрессовать уплотнение из корпуса водяного насоса двигателя ЗМЗ-409

Размеры и зазоры сопрягаемых деталей корпуса водяного насоса, крыльчатки, ступицы, шкива, вала подшипника водяного насоса двигателя ЗМЗ-409.

Размеры и зазоры сопрягаемых деталей корпуса водяного насоса, крыльчатки, ступицы, шкива, вала подшипника водяного насоса двигателя ЗМЗ-409

Сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409.

Перед сборкой очистить и промыть детали насоса, удалить отложения с крыльчатки, корпуса и крышки. Проверить величину осевого перемещения наружной обоймы подшипника относительно валика, которая не должна превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс. Сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409 производится в следующем порядке.

– С помощью оправки запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор на обойме подшипника совпало с отверстием в корпусе насоса.
– С помощью оправки запрессовать уплотнение на вал подшипника и в корпус насоса, не допуская перекоса. Для запрессовки уплотнения использовать оправку с помощью которой обеспечивается необходимое сжатие пружины уплотнения.

Сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409
С помощью оправки запрессовать уплотнение на вал подшипника и в корпус водяного насоса
Оправка с помощью которой обеспечивается необходимое сжатие пружины уплотнения

– Завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило его самоотворачивание.
– Напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер 106,0+-0,2 мм.
– Напрессовать крыльчатку на валик подшипника, выдержав размер между торцом крыльчатки и торцом корпуса насоса не более 14,2 мм. Не допускается прикладывать усилие запрессовки к обратным сторонам лопастей во избежание их деформации.
– Провернуть крыльчатку вместе с валиком. Задевание крыльчатки за корпус не допускается.

Напрессовать на валик подшипника ступицу шкива водяного насоса, выдержав размер
Напрессовать крыльчатку на валик подшипника, выдержав размер между торцом крыльчатки и торцом корпуса насоса

При запрессовке необходимо исключить возможность передачи усилия запрессовки через тела качения подшипника на корпус насоса во избежание повреждения и поломки подшипника. На наружной поверхности и заплечиках металлической втулки уплотнения нанесен герметик, который обеспечивает герметичность посадки уплотнения в корпусе водяного насоса. Перед запрессовкой уплотнения оценить и не нарушать целостность покрытия герметика. На двигатель ЗМЗ-409 водяной насос устанавливать с новой прокладкой.


Скажем сразу, что лучше всего на Уазе греют печки от всех остальных машин. Стандартная печка уаз 469 может поддерживать тепло зимой в кабине только на ходу. Из-за особенностей кузова, при остановке в салоне моментально становится холодно.

Прежде чем приступить к тюнингу вашего УАЗ Хантер, учтите, что кран также необходимо заменить. Это связано с его неудобным расположением и склонностью к протеканию. Правильным решением в данном случае будет установка нового блока в эту систему. Кран должен быть установлен рядом с радиатором.

Угловой клапан должен быть перекрыт в салоне, иначе он может быть забит грязью. В этой ситуации один разъем выводится на коробку, а другой подключается к аналогичной части радиатора. Важным моментом в этом вопросе является правильный подбор деталей. Рекомендуется установить регулируемый смеситель.

Электромагнитный клапан BMW 5 серии может быть предпочтительнее. Он должен быть установлен в зазоре между выпускным коллектором и впускным коллектором радиатора. Эта часть не может быть удалена. Для его модернизации вам потребуется просверлить 4 заклепки в крышке. В этом случае вы получите разборную конструкцию, которую легко чистить. Для установки используются винты.

Навигация по статье

Какую печку выбрать

Это одна из основных проблем при выполнении данного вида тюнинга. Дело в том, что в УАЗе довольно много места для различных манипуляций, так что, например, если понравившийся радиатор от иномарки на УАЗ не встает из-за несоответствия размеров или способов подключения труб, то проблему можно вообще не решать. В других автомобилях таких возможностей гораздо меньше из-за большой компактности расположения узлов и деталей в моторном отсеке, а также под торпедой.

No
Дополнительный отопитель УАЗ 469

Большинство людей ищут нагреватель, который может заменить стандартный нагреватель с минимальными изменениями. В этом отношении у NAMI 4 практически нет конкурентов.

Установка печки НАМИ-4 на УАЗ

Существует несколько способов улучшить микроклимат в кабине УАЗа: одни решают настроить заслонку воздухозаборника, другие просто устанавливают пластиковые ноздри на родной воздухозаборник. Но большинство идет по пути кардинального решения проблемы: установки более эффективного и экономичного обогревателя.

В комплект входят:

  • Сам нагреватель, вместе с уже установленным краном и проводами управления режимами в реке;
  • гофрированный патрубок;
  • пластиковая окантовка, устанавливаемая в нижней части переборки;
  • расходные материалы (металлические пластины, саморезы);
  • инструкция по установке нагревателя.

Перед началом работы желательно проверить аккумулятор и его герметичность, работает ли мотор вентилятора, насколько хорошо открываются/закрываются заслонки теплообменника.

Алгоритм сборки отопителя НАМИ-4 на УАЗ:

Как правило, запотевание стекол исчезает после прогрева устройства. Из-за несколько измененной конструкции отопителя (с учетом недостатков стандартного отопителя), при выключенном вентиляторе уменьшается поток воздуха (из-за наличия пластикового кожуха, в котором скапливается влага), но этот недостаток с лихвой компенсируется уже на первой скорости вентилятора, который работает гораздо тише родного.

Теперь не только передний пассажир, но и водитель будет чувствовать себя одинаково комфортно, а также можно более точно управлять потоками теплого воздуха зимой и прохладного воздуха летом.

Надеемся, что приведенной выше информации будет достаточно для принятия правильного решения, какой отопитель поставить в УАЗ 3303 вместо непривлекательного родного.

Радиатор отопителя УАЗ-469 медный 3-х рядный ШААЗ

Радиатор УАЗ 469

Как правило, автомобильный радиатор состоит из таких компонентов, как верхний и нижний бачки, сердцевина, крепежные детали. Радиатор УАЗ 469 сконструирован таким образом, что жидкость, поступающая в него непосредственно из водяной рубашки двигателя, охлаждается до необходимой температуры. Бачки радиатора, а также припаянный к ним сердечник обычно изготавливаются из латуни, чтобы обеспечить хорошую теплопроводность.

Сердцевина радиатора состоит из тонких поперечных пластин, через которые проходят плоские вертикальные трубки, припаянные к этим пластинам. Жидкость, проходящая через сердцевину радиатора, разделяется на несколько потоков. Такое расположение сердечника позволяет охлаждать жидкость более интенсивно, поскольку площадь контакта жидкости со стенками трубки значительно увеличивается.

Баки-охладители соединены с рубашкой охлаждения с помощью отводных труб. Нижний бак оснащен специальным краном для слива воды из кулера. Для слива воды из водяной рубашки в нижней части устройства также имеется кран. Вот так выглядит радиатор на УАЗ 469. Цена устройства зависит от материала и модели автомобиля.

Система охлаждения заполняется через горловину бака, расположенную в верхней части и закрытую крышкой. Система жидкостного охлаждения двигателя характеризуется двойным терморегулированием: термостат и жалюзи.

Радиаторная завеса представляет собой разновидность ленты, один конец которой прикреплен к намоточному механизму, который, в свою очередь, установлен в барабане. Другой конец крепится к нижней части радиатора автомобиля.

Некоторые двигатели внутреннего сгорания оснащены заслонками, состоящими из пластин вместо жалюзи. Пластины шарнирно закреплены на нижней балке, соединенной системой рычагов и тяг с ручкой управления жалюзи, которая находится в кабине. Сами створки могут быть расположены горизонтально или вертикально.

ПЕКАР

Устройство системы охлаждения УАЗ 469

Радиатор является частью системы охлаждения двигателя. В УАЗ 469 используется закрытая жидкостная система с принудительной циркуляцией жидкости. Он заполняется мягкой пресной водой с небольшим содержанием соли или специальной жидкостью для охлаждения. В холодную погоду система заполняется антифризом.


Фото 2: Схема системы охлаждения двигателя УАЗ-469 (Источник: Яндекс.Картинки)

Система охлаждения двигателя УАЗ 469 состоит из следующих компонентов и узлов:

Почему происходит поломка помпы на УАЗ Патриот и как решить эту проблему

Водяная помпа УАЗ с принудительным ременным приводом от коленчатого вала является компонентом системы охлаждения двигателя ЗМЗ-409. От исправности устройства зависит температурный режим силовой установки, прекращение циркуляции жидкости приводит к перегреву и заклиниванию мотора.

Почему происходит поломка помпы на УАЗ Патриот и как решить эту проблему

Для чего нужна помпа на УАЗ Патриот

Водяная помпа необходима для циркуляции антифриза внутри радиатора и рубашки охлаждения. Насос работает совместно с термостатом, который поддерживает необходимый температурный режим. Антифриз прокачивается насосом через рубашку двигателя, а затем поступает через термостат в радиатор или идет обратно в блок цилиндров (зависит от температуры мотора).

Стальной вал оборудован съемным шкивом для передачи крутящего момента от коленчатого вала поликлиновым ремнем и установки вязкостной муфты с вентилятором.

Причины поломки помпы и первые признаки

Причины повреждения водяного насоса:

  1. Разрушение резинового сальника из-за естественного износа или попадания в систему охлаждения посторонних примесей.
  2. Кавитационный износ лопаток ротора, происходящий под воздействием пузырьков газа, присутствующих в жидкости.
  3. Нарушение герметичности уплотнительной прокладки, смонтированной между корпусом помпы и картером движка.
  4. Люфт подшипника, возникающий из-за износа или в результате попадания антифриза через текущий сальник.

Поврежденный узел начинает пропускать жидкость, которая скапливается на корпусе или стекает по картеру двигателя на защиту поддона. Неисправный подшипник издает посторонние звуки, которые слышны на работающем моторе. При нарушении целостности ротора ухудшается циркуляция жидкости, что приводит к росту температуры силовой установки.

Особенности замены или ремонта своими руками

При обнаружении дефектов владелец автомашины может установить новую помпу или заменить внутренние детали, используя специальный ремкомплект. В набор входят вал, подшипник, уплотнительные элементы и крыльчатка. Для установки новых компонентов требуется снять насос с силового агрегата.

Особенности замены или ремонта своими руками

  1. Слить антифриз через краны, расположенные на радиаторе и блоке цилиндров.
  2. Демонтировать насос усилителя рулевого управления (магистрали не отсоединяются).
  3. При помощи гаечного ключа открутить гайку, удерживающую на шкиве корпус вязкостной муфты с вентилятором.
  4. Ослабить натяжение ремня, а затем снять привод.
  5. Отвернуть 3 болта крепления шкива, удерживая узел от проворачивания отверткой.
  6. Снять шкив и отражательный экран, а затем демонтировать кронштейн насоса усилителя руля.
  7. Ослабить хомуты магистралей системы охлаждения, идущих от термостата и патрубка забора антифриза.
  8. Выкрутить 3 болта, фиксирующих корпус водяного насоса на моторе.
  9. Демонтировать узел, затем удалить остатки прокладки с плоскости на блоке цилиндров.

Помпа разбирается на верстаке при помощи слесарного инструмента и съемника. При установке подшипника и сальников используются металлические оправки. Если владелец автомашины планирует использовать новый агрегат, то рекомендуется покупать насос с ротором из синтетического материала. Рабочие колеса, изготовленные из стали, подвержены коррозии от контакта с антифризом на водной основе.

Перед обратной сборкой необходимо установить новую прокладку. Для дополнительного уплотнения линии соединения может использоваться специальный герметик, не теряющий характеристик при циклических перепадах температуры. После монтажа деталей в систему охлаждения заливается свежий антифриз и удаляются воздушные пробки.


Если начались проблемы с холодным пуском, набором оборотов и стабильным разгоном, проблема может крыться в двух причинах.

Неисправность карбюратора, неисправность топливного насоса.

Для того чтобы определить в чем именно проблема, необходимо отсоединить шланг который идет от бензонасоса к карбюратору (у некоторых он идет к отстойнику) .

После отсоединения, ручной лапкой качните бензин, если он льется плохо, проблема в бензонасосе. Еще есть не такая явная проблема бензонасоса на уаз 469 и буханках. При следущей замене масла обратите внимание на вязкость и запах отработки.


Если масло слишком жидкое и имеет характерный запах бензина, мембрана в бензонасосе уаза так же перестала работать.

Если с топливной системой все в порядке, советуем посмотреть коммутатор уаз 469. Возможно проблема в нем. В статье мы рассказываем как доехать до места ремонта, а так же починить его.

Есть два варианта ремонта бензонасоса на уазе 469.

  • Купить ремкомплект и отремонтировать старый бензонасос
  • Купить целиком новый бензонасос и заменить его

Я решил, что надежнее просто купить новый бензонасос.Кстати менять предохранители смысла нет, ведь насос тут механический.

Для того чтобы снять насос необходимо.

Необходимое время: 6 минут.

    Отсоединяем все шланги от насоса.

Для отсоединения шлангов необходимо снять специаьные шпильки. По ходу нарисованной стрелки.хомуты шлангов уаз 469

Выкручиваем 2 болта и аккуратно вытаскиваем бензонасос не повредив лапку.бензонасос уаз 469

Ессли вы решили воспользоваться рем.комплектом, раскручивайте насос и меняйте мембрану.

Чтобы реже заниматься с подобными проблемами, советуем своевременно делать обслуживание данного узла.

Как поменять помпу на УАЗ Буханка?

Как поменять помпу на УАЗ Буханка?

Помпа (водяной насос) является основным компонентом системы охлаждения любого ДВС (двигателя внутреннего сгорания) с водяным охлаждением, то есть там, где все время циркулирует какая-то жидкость, будь то антифриз, тосол или даже вода. Помпа выглядит как насос с крыльчаткой (лопастями), за счет которых создается движение жидкости по системе.

Иногда случается так, что насос по какой-то причине перестает нормально функционировать, в результате чего двигатель начинает греться и легко может заклинить, а это уже крупные расходы на ремонт, фактически — капремонт. Чтобы всего этого избежать, необходимо делать замену детали на новую раз в несколько тысяч км, как предписывает регламент, либо ездить до появления характерных признаков скорой поломки насоса.

Причины и признаки поломки

Причин, по которым ломаются помпы на УАЗ Патриот может быть несколько. Основная из них — износ подшипника ступицы шкива, из-за попадания в него (подшипник) ОЖ через негерметичный уплотнитель (сальник), например. Но, могут быть и другие причины:

  1. Нарушение целостности сальника. Может случиться, если использовать «промывки» системы охлаждения непонятного производства.
  2. Повреждение, коррозия крыльчатки (лопостей) помпы, в основном — из-за некачественного тосола\антифриза.
  3. Самое «безобидная» неисправность — течь охлаждающей жидкости через уплотнительную прокладку между насосом и блоком двигателя, тут можно просто поменять прокладку, а еще лучше использовать герметик.

Как правило, помпа начинает сигнализировать о том, что с ней что-то «не так» еще задолго до того, как полностью сломается и перестанет выполнять свою прямую функцию, а именно — охлаждать двигатель. Какие это признаки:

  1. Самый простой способ проверить насос — посмотреть на него. Если сальник уже вовсю пропускает жидкость, то вы увидите потеки вокруг помпы. Следы некоторых современных антифризов хорошо видны в ультрафиолетовом свете.
  2. Если визуально никаких признаков поломки нет, запустите двигатель и прислушайтесь, если издается непонятный свист, скрежет — возможны проблемы с подшипником или крыльчаткой. «Убитый» подшипник также выдает люфт ступицы шкива.
  3. Двигатель постоянно греется, даже в прохладную погоду? Это прямой сигнал к тому, чтобы в первую очередь проверить работу помпы. Может быть такое, что с виду целая помпа, не издающая никаких звуков, уже не качает жидкость, например потому, что лопасти «съело» контрафактным тосолом или их попросту обломало (часть из них).

Проверить работу помпы легко, просто открутите пробку расширительного бочка и загляните туда. Нажмите на газ, попросив помощника, либо используя тросик газа — если в расширительном бочке появляется бурление (видно движение) охлаждающей жидкости, значит насос работает. Должно быть видно, как с верхних шлангов (обратка) струей поступает жидкость в бачок.

Ремонт или замена

Помпа для УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409 обычно меняется целиком на новую, хотя при желании можно попытаться ее отремонтировать самому. Существуют ремкомплекты ВН для многих двигателей УАЗ, в том числе и для 409 двигателя. В состав ремкомплекта входят новые:

  • подшипник
  • сальник
  • крыльчатка

Но, для начала вам придется снять старую помпу с двигателя.

Снятие водяного насоса также производится в случае, когда необходим доступ к другим частям двигателя, например при замене ГРМ. В таком случае все равно рекомендуется осмотреть насос для выявления дефектов, так как процедура замены насоса достаточно трудоемкая.

Перед тем, как снять насос с автомобиля, нужно подготовить сам автомобиль и необходимый инструмент, вам понадобятся:

  • рожковый ключ на 12 (либо головка на 12);
  • шестигранник на 6;
  • накидной ключ на 7 для откручивания хомутов;
  • отвертка с плоским лезвием;
  • монтажная лопатка.

Демонтаж насоса (гидроусилитель снят)

Далее, последовательность замены такая:

  1. Автомобиль УАЗ Патриот необходимо поставить на ручник, либо подложить упоры под колеса. Затем сливается охлаждающая жидкость.
  2. Снимается с кронштейна насос гидроусилителя рулевого управления.
  3. Осуществляется демонтаж вязкостной муфты привода вентилятора.
  4. Необходимо демонтировать ремень привода генератора и помпы.
  5. Извлеките шкив и отражатель шкива, зафиксировав шкив отверткой и выверните 3 винта, которыми он крепится.
  6. Необходимо открутить 3 болта крепления кронштейна насоса ГУР (гидроусилителя) и извлечь кронштейн.
  7. Ослабьте хомуты, при помощи которых крепятся подводящие патрубки к помпе.
  8. Открутите 2 болта спереди помпы и один сзади, после чего извлеките насос из автомобиля.

Независимо от того, снимали ли вы помпу, чтобы просто проверить ее состояние, или для доступа к другим узлам двигателя — после снятия необходимо в любом случае заменить прокладку на новую, во избежание течи ОЖ. Также, обязательно очистите поверхность прилегания, с которой соприкасается прокладка от всякого рода отложений. Рекомендуется на прокладку нанести тонкий слой герметика.

Некоторые умельцы ставят дополнительную помпу, это нужно в том случае, если планируется установка второй печки в салон внедорожника.

Монтаж новой помпы осуществляется в порядке, обратном снятию.

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Как поменять помпу на УАЗ Буханка?

Компоненты системы охлаждения двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Эта температура поддерживается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляемыми водителем.

Рис.1. Схема системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151

1 — радиатор; 2 — вентилятор; 3 — выпускной патрубок; 4 — термостат; 5 — водораспределительная труба; 6 — отверстие водораспределительной трубы; 7— головка цилиндров; 8 — прокладка; 9 — блок цилиндров; 10 и 12 — спускные краники; И — крыльчатка водяного насоса; 13 — приемный патрубок; 14 — шкив; 15 — перепускной канал

В системе охлаждения для контроля температуры жидкости в щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса.

Кроме того, в панели приборов установлена сигнальная зеленая лампочка, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 92—98° С.

Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомобиль и устранить причины перегрева (долить воды, увеличить натяжение ремня вентилятора и т. д.).

Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.2) — центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

Полость насоса уплотняется при помощи резинового манжета 8, плотно прижимающегося пружиной 9 к шайбе 7 и валу 2 насоса.

Рис.2. Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514

] — гайка; 2—вал насоса; 3— корпус насоса; 4— контрольное отверстие подшипников; 5 — пресс-масленка; 6 — распорная втулка; 7— текстолитовая шайба; 8 — резиновый манжет; 9 —пружина; 10 — крыльчатка; И — болт; 12 — контрольное отверстие для стока воды; 13 — подшипники

Ремонт помпы (водяного насоса) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Характерными неисправностями водяного насоса являются: течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитовой уплотняющей шайбы или разрушения манжета сальника, износ подшипников, обломы и трещины крыльчатки водяного насоса.

Подтекание воды из помпы устраняют заменой текстолитовой уплотняющей шайбы и манжета.

Для замены указанных деталей необходимо снять насос с двигателя, отъединив его от кронштейна, спять съемником крыльчатку и затем вынуть уплотняющую шайбу и манжет сальника. Собирают сальник в такой последовательности: в крыльчатку вставляют пружину с обоймами пружины, затем манжет и текстолитовую шайбу. Прижав текстолитовую шайбу к манжету, вставить стопорное кольцо.

При этом часть валика помпы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, сопряженную с манжетой, перед установкой сальника и напрессовкой крыльчатки смазывают мылом, а торец корпуса насоса, соприкасающийся с упорной текстолитовой шайбой, — тонким слоем графитной смазки. Напрессовывать крыльчатку на валик следует на ручном прессе до упора ее ступицы в торец лыски. При этом помпа должна опираться передним торцом валика на стол, а нагрузку прикладывают к ступице крыльчатки.

Для замены подшипников или валика водяной насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать в следующей последовательности: спрессовать с валика насоса крыльчатку, отвернуть гайку крепления ступицы шкива и сиять ее при помощи съемника, вынуть стопорное кольцо подшипников из корпуса насоса и медным молотком (или на прессе) выбить валик с подшипниками из корпуса насоса, оперев передний торец корпуса на подставку с отверстием для прохода подшипников.

Собирают помпу в обратном порядке. При этом новый подшипник запрессовывают на валик и в корпус одновременно при помощи ручного пресса и оправки.

Войлочный сальник подшипника должен быть обращен в сторону стопорного кольца. Надев на валик помпы распорную втулку, запрессовать второй подшипник войлочным сальником наружу. Термостат УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — запирающего типа, помещается в выпускном патрубке 5 (рис.3), расположенном на кронштейне водяного насоса, и действует в результате изменения длины гофрированного баллона 9, который наполнен легкоиспаряющейся жидкостью.
Рис.3.

Схема работы термостата УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512 а — при холодном двигателе; б — при разогретом двигателе; 1 — корпус водяного насоса; 2—кронштейн; 3 — прокладка; 4 — корпус термостата; 5 — выпускной патрубок; 6 — клапан термостата; 7 — прокладка термостата; 8 — стержень термостата; 9 — баллон; 10 — отверстие

Клапан 6 термостата автоматически в зависимости от температуры воды в блоке цилиндров двигателя отключает или включает радиатор.

При температуре воды ниже 68° С клапан термостата закрыт (рис.3, а) и вода циркулирует только по «малому кругу»— внутри двигателя, минуя радиатор. При температуре воды 80—86° С клапан полностью открывается и вода направляется из головки цилиндров в радиатор по «большому кругу» (рис.3, б).

Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.4) — трубчато-ленточный. Плоские трубки впаяны в верхний и нижний бачки радиатора в три ряда.

Промежутки между трубками заполнены припаянными к ним лентами из красной меди, сформированными в виде змейки с шагом 4,5 мм.
Рис.4. Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и детали соединения его с рубашкой охлаждения двигателя 1 — радиатор; 2— пробка радиатора; 3 — стяжной хомут; 4 — соединительный шланг радиатора; 5 — корпус термостата; 6 — термостат; 7 — детали подвески радиатора; 8 — краник слива воды; 9 — тяга управления краником; 10 — кожух вентилятора

Пробка радиатора герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через выпускной и впускной клапаны 6 и 5. Выпускной клапан 6 открывается при повышении давления в системе до 0,45—0,55 кгс/см2. Благодаря такой возможности повышения давления вода в системе начинает закипать только при 109—112° С.

При температурах воды меньше 109—112° С система изолирована от окружающей среды и практически убыли воды не происходит.

Впускной клапан 5 открывается при разрежении в системе 0,01—0,1 кгс/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор. Вентилятор УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 — шестилопастный, сборный. Крепится вентилятор вместе со шкивом его привода к ступице водяного насоса.

Приводится вентилятор вместе с водяным насосом клиновым ремнем от коленчатого вала. Этот же ремень используется для привода генератора. В зимнее время кожух вентилятора рекомендуется снимать. Жалюзи установлены перед радиатором. Управление створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги. При вытягивании рукоятки тяги на себя жалюзи закрываются, при втягивании — открываются.

Уровень воды в радиаторе УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 проверять ежедневно перед выездом. Доливать и вновь заливать в радиатор только «мягкую» воду.

Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и трубках радиатора воду в системе охлаждения следует менять как можно реже. Смягчить жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя (блок и головку цилиндров и кронштейн водяного насоса).

При температуре до —40° С следует пользоваться охлаждающей жидкостью марки 40, при более низкой температуре — марки 65.

Воду из системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 сливают через два краника: один находится справа на блоке цилиндров двигателя или в котле предпускового подогревателя, а второй слева на нижнем бачке радиатора.

При сливе воды необходимо, спустя некоторое время после открытия краников, открывать пробку радиатора. Натяжение ремня вентилятора проверять нажатием на него между шкивами водяного насоса и генератора большим пальцем руки с усилием 4,5 кгс.

Прогиб его при этом должен быть равен 10 мм. Проверять и регулировать (в случае необходимости) натяжение ремня вентилятора необходимо при проведении ТО-1 и ТО-2.

Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить болты крепления генератора к кронштейну и установочной планке, сместить генератор в нужном направлении, закрепить болты и еще раз проверить натяжение ремня. Подшипники водяного насоса смазывать при проведении ТО, через прес-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия 4 (см. рис.2).

Излишнюю смазку следует убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.

Работу термостата проверяют в случае перегревания двигателя при исправном зажигании, а также одновременно с промыванием системы охлаждения.

Проверить исправность термостата можно по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя.

При неисправном термостате указанный патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном — после того, как температура воды в блоке достигнет 60—70° С (по указателю-температуры воды на щитке приборов).

Если таким путем не удается убедиться в исправности термостата, то его снимают и проверяют.

Двигатель и радиатор промывают раздельно, используя для этого чистую водопроводную воду. Перед промывкой двигателя вынимают из патрубка термостат и отсоединяют шланги от радиатора. Для лучшей очистки рубашки охлаждения следует вывернуть из блока цилиндров спускной краник вместе с переходным штуцером или отсоединить от блока цилиндров подводящий шланг котла пускового подогревателя на автомобиле.

Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы. Промывать рубашку охлаждения рекомендуется до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет совершенно чистой.

Радиатор промывают при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить, в первую очередь, всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем к нижнему патрубку и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.

Одновременно следует промыть струей воды и продуть сжатым воздухом сердцевину радиатора.

Читайте также: