Схема двигателя ваз 2111

Обновлено: 22.04.2024

Схема двигателя ваз 2111

Двигатель ВАЗ 2111. Схема

Двигатель ВАЗ 2111. Схема

  • 5 июля 2009

Размещение навесного оборудования во многом аналогично двигателю ВАЗ 2110, за исключение разве что системы питания - здесь это инжектор, а не карбюратор. Поэтому сзади вместо карбюратора находятся ресивер, топливная рампа и форсунки.

Блок цилиндров чугунный и ничем не отличается от блоков 21083 и 2110. Номинальный диаметр цилиндров - 82 мм, при ремонте он может быть расточен на 0,4 или 0,8 мм. В зависимости от диаметра цилиндра на нижнюю плоскость блока наносится его класс, который маркируется латинскими буквами. А - 82,00-82,01, 5 - 82.01-82,02, С - 82,02-82,03, 2 - 62.03-82,04, Е - 82,04-82,05. Двигатель нуждается в капитальном ремонте при износе цилиндра более 0,15 мм.

Внизу блока цилиндров расположены 5 опор коренных подшипников со съемными крышками. Они крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемы и для отличия маркированы рисками на наружной поверхности. Средняя опора имеет гнезда для упорных полуколец, которые препятствуют осевому перемещению коленвала. Белое сталеалюминевое полукольцо должно быть обращено к шкиву коленвала, а желтое металлокерамическое к маховику. Кольца могут быть номинального и увеличенного на 0,127 мм ремонтного размеров. Если осевой люфт коленвала превышает 0,35 мм, то требуется замена одного или обоих полуколец (номинальный осевой зазор коленвала - 0,06-0,26 мм).

Вкладыши шатунных и коренных подшипников - тонкостенные сталеалюминевые. Верхние коренные вкладыши (устанавливаемые в блоке цилиндров) первой, второй, четвертой и пятой опор - с канавкой на внутренней поверхности. Нижние коренные вкладыши и верхний вкладыш третьей опоры - без канавки, так же как и шатунные вкладыши. Ремонтные вкладыши выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25, 0,50, 0,75 и 1,00 мм.

Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного чугуна и имеет 5 коренных и 4 шатунные шейки. Для балансировки вал имеет 8 противовесов, отлитых заодно с ним. Выходные отверстия каналов подачи масла от коренных к шатунным шейкам закрыты запрессованными заглушками. Эти каналы также участвуют в очистке масла оэтому настоятельно рекомендуется желательно очищать их от скопившихся отложений при любом демонтаже вала, а при балансировке вала - обязательно. Заглушки используются 1 раз.

На передний конец (носок) коленвала на сегментной шпонке устанавливается зубчатый шкив привода распредвала. К нему с помощью штифта крепится шкив привода генератора, который также служит демпфером крутильных колебаний коленвала. На шкиве есть также зубчатый венец необходимый для работы датчика положения коленвала. 2 зуба из 60 отсутствуют и таким образом получается некая впадина - это необходимо датчику для определения ВМТ.

С другой стороны коленвала, на его заднем конце, к нему с помощью 6 самоконтрящихся болтов через общую шайбу крепится отлитый из чугуна маховик. Он имеет напрессованный стальной зубчатый венец, необходимый для запуска двигателя стартером. Маховик устанавливается так, чтобы конусообразная лунка около его венца находилась строго напротив шатунной шейки 4-го цилиндра - это необходимо для определения ВМТ после сборки двигателя.

Шатуны отлиты из стали и имеют двутавровое сечение. Они обрабатываются вместе с крышками. Для того чтобы не перепутать при сборке крышки их и шатуны клеймят номером цилиндра. В верхней головке шатуна находится запрессованная стале-бронзовая втулка. Исходя из ее внутреннего диаметра шатуны можно разделить на 3 класса с шагом 0,004 мм. Номер класса также клеймится на крышке шатуна. Шатуны разделяются на классы еще и по массе, которая маркируется краской или буквой на крышке шатуна. Все шатуны по массе обязательно должны быть одного класса.

Поршневой палец плавающего типа также изготовлен из стали и имеет трубчатое сечение. От выпадения из поршня он зафиксирован 2 стопорными кольцами, которые расположены в проточках бобышек поршня. На некоторых двигателях палец запрессован в верхнюю головку шатуна и может свободно вращается только в бобышках поршня, как это сделано на ВАЗ-21083. Такие двигатели имеют иную шатунно-поршневую группу. Исходя из наружного диаметра пальцы можно разделить на 3 класса (через 0,004 мм): 1-й с синей меткой (наименьшего диаметра), 2-й с зеленой, 3-й с красной.

Двигатель ВАЗ 2111. Схема


1 - шкив привода генератора (демпфер);
2 - масляный насос;
3 - зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;
4 - шатун;
5 - поршневой палец;
6 - натяжной ролик;
7 - зубчатый шкив распределительного вала;
8 - передняя крышка привода механизма газораспределения:
9 - ремень привода механизма газораспределения;
10 - задняя крышка привода распределительного вала:
11 - сальник распределительного вала;
12 - крышка головки блока цилиндров;
13 - распределительный вал:
14 - передняя крышка подшипников распределительного вала;
15 - ресивер;
16 - сетка маслоотделителя системы вентиляции картера;
17 - задняя крышка подшипников распределительного вала;
18 - крышка маслозаливной горловины;
19 - крепление крышки головки цилиндров;
20 - заглушка;
21 - отводящий патрубок рубашки охлаждения;
22 - толкатель;
23 - пружина клапана;
24 - датчик температуры охлаждающей жидкости;
25 - клапан;
26 - головка блока цилиндров;
27 - блок цилиндров;
28 - поршень;
29 - маховик;
30 - держатель заднего сальника коленчатого вала;
31 - задний сальник коленчатого вала;
32 - коленчатый вал;
33 - крышка коренного подшипника;
34 - поддон картера;
35 - приемник масляного насоса;
36 - крышка шатуна;
37 - передний сальник коленчатого вала;
38 - зубчатый шкив коленчатого вала;
39 - пробка сливного отверстия поддона картера;
40 - масляный фильтр;
41 - насос охлаждающей жидкости;
42 - выпускной коллектор;
43 - впускной коллектор;
44 - форсунка;
45 - регулировочная шайба клапана;
46 - шланг вентиляции картера;
47 - сухарь клапана;
48 - направляющая втулка клапана;
49 - масляный щуп.

Двигатель ВАЗ-2111




Рис.2. Поперечный разрез двигателя ВАЗ – 2111

Двигатель ВАЗ – 2111 – бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный, рядный, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Система питания двигателя имеет распределенный впрыск топлива с электронным управлением.

Вместе с коробкой передач и сцеплением, двигатель образует силовой агрегат. В моторном отсеке он закреплен на трех эластичных резиновых опорах.

Чугунный блок цилиндров, в котором выполнены непосредственно цилиндры. Диаметр цилиндра номинальный – 82мм. Этот диаметр может быть увеличен при ремонте на 0,4 или 0,8 мм. На нижней плоскости блока маркируется класс цилиндра латинскими буквами в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А – 82,00 – 82,01, В – 82,01 – 82,02, С – 82,02 – 82,03, D – 82,03 – 82,04, Е – 82,04 – 82,05 . Допускается максимальный износ цилиндра – 0,15 мм на диаметр.

Нижняя часть блока цилиндров имеет 5 опор коренных подшипников со съемными крышками. Крышки крепятся к блоку специальными болтами. Крышки невзаимозаменяемы, так как отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками. Для их отличия они промаркированы рисками на наружной поверхности. Во избежание осевого перемещения коленчатого вала, в средней опоре имеются гнезда для упорных полуколец. Спереди устанавливается полукольцо сталеалюминиевое. Оно имеет белый цвет. Сзади устанавливается металлокерамическое, имеющее желтый цвет. Канавки на полукольцах должны быть обращены к коленчатому валу.

Поставляются кольца номинального и увеличенного на 0,127 мм размеров. При осевом зазоре свыше 0,35 мм необходимо заменить одно или два полукольца. Номинальный зазор составляет 0,06 – 0,26 мм.

Коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши. Верхние коренные вкладыши, которые установлены в блоке цилиндров, первой, второй, четвертой и пятой опор выполнены с канавкой на внутренней поверхности, а нижние коренные вкладыши и верхний вкладыш третьей опоры – без канавки, также как и шатунные вкладыши.

Выпускаются ремонтные вкладыши под шейки коленчатого вала, уменьшенные по своему диаметру на 0,25мм, 0,5мм, 0,75мм и 1,00мм.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. Он имеет 5 коренных и 4 шатунных шейки. Вал имеет восемь противовесов, которые отлиты заодно с валом. Коленчатый вал имеет просверлены каналы для подачи масла от коренных шеек к шатунным. Выходы каналов в “щеки” коленчатого вала закрыты заглушками. Под действием центробежной силы, во время вращения коленчатого вала, смолы и твердые частицы, которые прошли через масляный фильтр, отбрасываются к заглушкам. Так что эти каналы служат и для очистки масла.

При любом демонтаже коленчатого вала или перед его балансировкой, необходимо очистить каналы от скопившихся отложений. Заглушки повторно нельзя использовать. Их необходимо заменить.

На передней части коленчатого вала на шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала. К нему прикреплен шкив привода генератора, который одновременно служит и демпфером крутильных колебаний коленчатого вала. Это происходит за счет упругого элемента между центральной и наружной частями шкива. На некоторых двигателях устанавливается чугунный шкив без демпфера.

К задней части коленчатого вала шестью болтами через общую шайбу закреплен маховик, изготовленный из чугуна и имеющий напрессованный зубчатый стальной венец, который служит для пуска двигателя стартером. Маховик установлен таким образом, чтобы конусная лунка возле его венца находилась напротив шатунной шейки 4-го цилиндра. Это необходимо для того, чтобы определить ВМТ после сборки двигателя.

Шатуны изготовлены из стали, двутаврового сечения. Они обрабатываются вместе с крышками. Для того, чтобы не перепутать при сборке, на крышках и шатунах выбито клеймом номера цилиндров, которые должны находится по одну сторону шатуна и крышки. В верхней головке шатуна запрессована втулка стале-бронзовая. По внутреннему диаметру втулки, шатуны подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. В свою очередь шатуны по массе подразделяются на классы, которые маркируются краской или буквой на крышке шатуна. У двигателя все его шатуны должны быть одного класса по массе.

Поршневые пальцы изготовлены из стали, имеют трубчатое сечение , плавающего типа (свободно вращаются в бобышках поршня). Поршневой палец фиксируется двумя стопорными пружинными кольцами. Они располагаются в проточках бобышек поршня. Пальцы по наружному диаметру делятся на три класса – через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца следующим образом: 1- синий(самый тонкий), 2 – зеленый, 3 – красный.

Поршень двигателя отлит из алюминиевого сплава. Юбка поршня в продольном сечении – коническая а в поперечном – овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. В канавке маслосъемного кольца имеется сверление, которые служат для подвода масла, которое собирается кольцом со стенок цилиндра, к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено на 1 мм от диаметральной плоскости поршня. При установке поршня необходимо ориентироваться по выбитой стрелке на его днище. Стрелка должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала.

По наружному диаметру поршни, как и цилиндры, подразделяются на 5 классов. Маркируется на днище. Диаметр измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня. Диаметр поршня, в мм (для номинального размера): А – 81,965 – 81,975; В – 81,975 – 81,985; С – 81,985 – 81,995; D – 81,995 – 82,005; Е – 82,005 – 82,015. В запасные части поставляются поршни классов А, С и Е ( номинального и ремонтных размеров). Этого вполне достаточно для подбора поршня к цилиндру. Расчетный зазор между ними составляет 0,025 – 0,045 мм. Максимально допустимый зазор при износе составляет 0,15 мм.

Не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без предварительной его расточки. От части это связано с тем, что проточка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может оказаться немного выше, чем в старом. В таком случае кольцо может сломаться о “ступеньку” , образовавшейся в верхней части цилиндра при его износе.

У поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+0,4 мм) или квадрат (+0,8 мм).

Поршни подразделяются на 3 класса по диаметру отверстия под поршневой палец, в мм: 1 – 21,978 – 21,982; 2 – 21,982 – 21,986; 3 – 21,986 – 21,990. Класс поршня выбит на его днище. Палец и поршень должны быть одного класса.

Для того, чтобы уменьшить дисбаланс кривошипно – шатунного механизма, поршни одного двигателя подбираются по массе. Разброс не должен превышать 5 г.

Головки блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава. На блоке она центрируется на двух втулках и крепится десятью винтами. Между головкой и блоком установлена безусадочная металлоармированная прокладка. Прокладку повторно применять запрещается. Винты, длина которых превышает 135,5 мм, также подлежат замене новыми.

Клапаны двигателя стальные. Выпускные клапаны с головками из жаропрочной стали с наплавленными фасками. Располагаются они в ряд, наклонно к плоскости, которая проходит через оси цилиндров. Впускной клапан имеет тарелку шире, чем выпускной. Зазор в приводе клапана регулируемый. Регулировка осуществляется подбором толщины специальной регулировочной шайбы, которая устанавливается в гнездо толкателя (маркировкой вниз). Для запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3,00 до 4,50 мм с шагом 0,05 мм. Шайбы изготовлены из стали 20Х. Чтобы повысить износостойкость шайб, их поверхность нитроцементирована.

Двигатель ВАЗ 2111 с распределенным впрыском

Проектировался двигатель 2111 для переднеприводного автомобиля на основе ВАЗ 2108, но уже седана, а не хэтчбэка, поэтому мотор стал гибридом ДВС 2108 и 2110, широко использует их детали в своей конструкции. Именно с модификации 2111 производитель АвтоВАЗ начал комплектацию машин инжекторными двигателями с управлением бортовым компьютером.

ДВС 2111

Характеристики мотора 2111

Начиная с 1993 года, производителем АвтоВАЗ был открыт проект ВАЗ-2110. Разрабатывался переднеприводной седан повышенной комфортности, поэтому карбюраторные модификации моторов 2108, 2110 и их вариантов не удовлетворяли условиям.

Уже на начальном этапе проект разделился на две самостоятельных работы. Простая переделка хэтчбэка «Восьмерки» в седан получила название ВАЗ-21099. Наименование второго проекта осталось прежним, но работа над ним изрядно затянулась по ряду причин:

  • в 1985 году появился образец для испытаний, в серию машину с новым мотором планировалось запустить с 1992 года;
  • кризис спутал планы, руководство завода производителя поставило ВАЗ-2110 на конвейер лишь в 1996 году;
  • в первых машинах стоял карбюраторный ДВС, затем доработанный 2111 инжекторного типа.

Схема мотора

Конструкторам удалось по максимуму использовать существующие элементы моторов, чтобы пользователь предыдущих поколений ВАЗ не путался, какое масло и охлаждающую жидкость использовать. По умолчанию технические характеристики ДВС 2111 имеют вид:

В-класс – 82,01 – 82,02 мм

С-класс – 82,02 – 82,03 мм

D-класс – 82,03 – 82,04 мм

В-класс – 81,95 – 81,96 мм

С-класс – 81,96 – 81,97 мм

D-класс – 81,97 – 81,98 мм

смешанный цикл 9,5 л/100 км

маховик – 61 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный)

Официальный мануал содержит информацию, какое масло лить: 5W30/5W40 (зима), 20W30/20W40 (лето) и 10W30/15W40 (всесезонное). Изготовителем указаны смазки в двигатель производителей Роснефть, Мобил и Лукойл, специалист на СТО обычно рекомендует масла для двигателя Mannol, Zic и Valvoline.

Конструкционные особенности

После многолетних доработок мотор 2111 обладает следующими нюансами конструкции:

  • схема двигателя – электронное управление распределенным впрыском;
  • блок двигателя – имеет отверстия для фиксации кронштейнов навесного оборудования;
  • цилиндры – расточены под размер 82 мм;
  • коленвал – с длинным 71 мм ходом поршня, напоминает модель 2108, но противовесы мощнее для уменьшения вибраций;
  • поршень – овальная выемка на днище, чтобы не гнул клапаны, плавающая посадка пальца;
  • шатун – длина 121 мм, нижняя головка тяжелее;
  • распредвал – профиль кулачков изменен, посадочные размеры совпадают с вариантом 2108;
  • ГРМ – скопирован с 21083, передача ременная;
  • маховик – зубья шире, профиль изменен, диаметр посадки сцепления больше (208 мм), венец шире, чем у 2110 (27,5 мм);
  • стартер – шестерня с 11 зубьями;
  • ремень – 742 мм в базовом варианте, 1115 мм при наличии ГУР, 1125 мм при комплектации авто кондиционером;
  • ЭБУ – GM, Bosch или Январь;
  • форсунки – Siemens VAZ 6393 (сопло с 4 отверстиями, цвет желтый) с контроллером Январь 7.2 либо М 7.9.7 или Siemens 6238 (сопла с 2 отверстиями, цвет серый) с контроллерами Январь 5 либо МР 7.0.

Конструкция мотора

Благодаря указанным конструкционным решениям характеристики двигателя заметно улучшены.

Модификации ДВС

Сразу после создания мотора 2111 была проведена модернизация впрыска, появились варианты:

  • 2111-75 – впрыск фазированный;
  • 2111 -80 – впрыск попарно-параллельный.

В первом случае штифт на торце распредвала позволяет датчику ДПРВ отследить положение клапанов (закрыто/открыто). В маслонасос добавлено крепежное отверстие для датчика положения коленвала. Для второго варианта применяется распредвал 2110.

Плюсы и недостатки

Вышеприведенное описание параметров превосходит характеристики всей линейки существующих на тот момент ДВС, производившихся АвтоВАЗом. Однако «в наследство» от моторов 21083 и 2110 двигатель 2111 получил недостатки:

  • обрыв шпилек в креплении «глушитель-выпускной коллектор»;
  • поломка топливного погружного насоса;
  • негерметичность прокладки клапанной крышки;
  • низкий ресурс элементов охлаждающей системы;
  • периодическая разрегулировка клапанов.

Настройка клапанов прокладками

Плюсами являются низкий расход масла и топлива, возможная форсировка своими руками, но только в счет доработки имеющихся агрегатов.

В каких авто использовался?

Устанавливался двигатель 2111 на следующие модели переднеприводных автомобилей ВАЗ:

  • 2108 – хетчбэк трехдверный;
  • 21083 – хетчбэк трехдверный;
  • 2109 – хетчбэк пятидверный;
  • 21093 – хетчбэк пятидверный;
  • 21099 – седан;
  • 2113 – хетчбэк трехдверный;
  • 2114 – хетчбэк пятидверный;
  • 2115 – седан;
  • 2110 – седан;
  • 2111 – универсал пятидверный;
  • 2112 – хетчбэк пятидверный.

ВАЗ-2112

На «восьмерки» и «девятки» мотор устанавливался после 1987 года, соответственно.

Порядок техобслуживания

Модернизированное устройство ДВС изменило стандартный регламент ТО, разработанный для ранее выпущенных двигателей, поэтому обслуживается мотор 2111 следующим образом:

Объект техобслуживанияВремя, год / пробег, тыс. км (что наступает раньше)
Ремень ГРМзамена через 100000 км
Батарея АКБ1 /20
Зазор в клапане2 /20
Вентиляция картера2 /20
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование2 /20
Топливопровод и крышка бака2 /40
Масло моторное1 /10
Фильтр масляный1 /10
Фильтр воздушный1 – 2 /40
Фильтр топливный4 /40
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения2 /40
Жидкость охлаждающая2 /40
Датчик кислородный100
Свеча зажигания1 – 2 /20
Коллектор выпускной1

Если владелец производит тюнинг ДВС, чтобы увеличить мощность, периодичность замены и диагностики, указанной в таблице, следует сократить на 30 – 50%.

Типичные неисправности

После многолетнего опыта эксплуатации замечено, что двигатель 2111 подвержен следующим поломкам:

2)установка нового клапана

2)износ шатунных вкладышей или коренных подшипников

Недоработана выхлопная система мотора, поэтому трескается выпускной коллектор и ломается его крепеж. Особенностью ГРМ является низкий ресурс прокладки клапанной крышки.

Тюнинг ДВС

По умолчанию в двигателе использован максимальный диаметр цилиндров, поэтому расточить их еще больше никак не получится или обойдется слишком дорого. Применяется тюнинг следующих видов:

  • фильтр ФНС – нулевое сопротивление может «оживить» мотор;
  • дроссель 54 – заслонка большего диаметра монтируется обязательно в паре с ФНС;
  • прямоточня выпускная система – паук схемы 4/2/1 и резонатор с банками;
  • спортивный распредвал – изменяются режимы газораспределения.

Фильтр ФНС

Таким образом, ДВС 2111 на порядок превосходит карбюраторные модификации, не гнет клапана, экономичен в работе, поэтому его выпускали долго и много, чтобы комплектовать всю линейку переднеприводных авто, выпускаемую на тот момент. Благодаря нескольким ремонтным размерам поршня и цилиндра, можно сделать капитальный ремонт собственными силами.

Устройство двигателя ВАЗ-2111


1 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости;
2 – блок цилиндров;
3 – термостат;
4 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателя;
5 – выпускной патрубок;
6 – заглушка головки блока цилиндров;
7 – крышка головки блока цилиндров;
8 – регулятор давления топлива;
9 – крышка маслозаливной горловины;
10 – трос привода дроссельной заслонки;
11 – дроссельный узел;
12 – регулятор холостого хода;
13 – датчик положения дроссельной заслонки;
14 – ресивер;
15 – задняя крышка привода распределительного вала;

16 – передняя крышка привода распределительного вала;
17 – форсунка;
18 – пробка штуцера топливной рампы;
19 – топливная рампа;
20 – впускной коллектор;
21 – правый опорный кронштейн впускного коллектора;
22 – шкив привода генератора;
23 – масляный фильтр;
24 – датчик положения коленчатого вала;
25 – поддон картера;
26 – выпускной коллектор;
27 – шатун;
28 – коленчатый вал;
29 – левый опорный кронштейн выпускного коллектора;
30 – маховик.

Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2111


1 — пробка сливного отверстия поддона картера;
2 – поддон картера;
3 – масляный фильтр;
4 – насос охлаждающей жидкости;
5 – выпускной коллектор;
6 – впускной коллектор;
7 – форсунка;
8 – топливная рампа;
9 – ресивер;
10 – крышка головки блока цилиндров;
11 – крышка подшипников распределительного вала;
12 – распределительный вал;
13 – шланг вентиляции картера;
14 – регулировочная шайба клапана;
15 – сухари клапана;
16 – толкатель;

17 – пружины клапана;
18 – маслоотражательный колпачок;
19 – направляющая втулка клапана;
20 – клапан;
21 – свеча зажигания;
22 – головка блока цилиндров;
23 – поршень;
24 – компрессионные кольца;
25 – маслосъемное кольцо;
26 – поршневой палец;
27 – блок цилиндров;
28 – шатун; 29 – коленчатый вал;
30 – крышка шатуна;
31 – указатель уровня масла;
32 – приемник масляного насоса.

Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от шкива коленчатого вала. Система питания — распределенный впрыск, управление двигателем —контроллер («Бош», «Январь» или «Джи-Эм»). Часть двигателей оснащается нейтрализатором отработавших газов.

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.

Справа по ходу автомобиля на двигателе расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем). Слева расположены: термостат, датчики температуры охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода высокого напряжения, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа), корпус воздушного фильтра (вверху слева). Сзади: ресивер, топливная рампа, форсунки, впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр.

Блок цилиндров отлит из чугуна и не отличается от блока 21083. Цилиндры выполнены непосредственно в блоке. Номинальный диаметр — 82 мм, при ремонте он может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм. Класс цилиндра маркируется латинскими буквами на нижней плоскости блока в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А — 82,00–82,01, В — 82,01–82,02, С — 82,02–82,03, D — 82,03–82,04, Е — 82,04–82,05. Максимально допустимый износ цилиндра 0,15 мм на диаметр.

В нижней части блока цилиндров расположены 5 опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемы и для отличия маркированы рисками на наружной поверхности. В средней опоре имеются гнезда для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Спереди устанавливается сталеалюминиевое полукольцо (белого цвета), а сзади — металлокерамическое (желтое). При этом канавки на них должны быть обращены к коленчатому валу. Кольца поставляются номинального и увеличенного на 0,127 мм размеров. Если осевой зазор (люфт) коленчатого вала превышает 0,35 мм, то необходимо заменить одно или оба полукольца (номинальный зазор 0,06–0,26 мм).

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала — тонкостенные сталеалюминиевые. Верхние коренные вкладыши (устанавливаемые в блоке цилиндров) 1,2,4 и 5 опор — с канавкой на внутренней поверхности. Нижние коренные вкладыши и верхний коренной вкладыш третьей опоры — без канавки, такие же, как и шатунные вкладыши. Ремонтные вкладыши выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенны на 0,25, 0,5, 0,75 и 1,00 мм.

Коленчатый вал — из высокопрочного чугуна, имеет 5 коренных шеек и 4 шатунных. Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с валом. Для подачи масла от коренных шеек к шатунным в нем просверлены каналы, закрытые запрессованными заглушками. Эти каналы служат также для очистки масла: под действием центробежной силы твердые частицы и смолы, прошедшие через фильтр, отбрасываются к заглушкам. Поэтому при любом демонтаже вала желательно, а при балансировке необходимо очищать каналы от скопившихся отложений. Заглушки повторно использовать нельзя — их заменяют новыми.

На переднем конце (носке) коленчатого вала на сегментной шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала. К нему крепится шкив привода генератора, одновременно служащий демпфером крутильных колебаний коленчатого вала (за счет упругого элемента между центральной и наружной частями шкива). На часть двигателей устанавливается чугунный шкив без демпфера.
К заднему концу коленчатого вала шестью болтами через общую шайбу крепится маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером. Маховик устанавливают так, чтобы конусообразная лунка около его венца находилась напротив шатунной шейки 4-го цилиндра — это необходимо для определения ВМТ после сборки двигателя.

Шатуны — стальные, двутаврового сечения, обрабатываются вместе с крышками. Чтобы при сборке не перепутать крышки, на них, как и на шатунах, клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону шатуна и крышки). В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По ее диаметру шатуны подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. Также шатуны подразделяются на классы по массе, которая маркируется краской или буквой на крышке шатуна. Все шатуны двигателя должны быть одного класса по массе.

Поршневой палец — стальной, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно вращается в бобышках поршня), от выпадения зафиксирован двумя стопорными пружинными кольцами, расположенными в проточках бобышек поршня. По наружному диаметру различают три класса пальцев (через 0,004 мм). Класс маркируется краской на торце пальца: 1 — синий (самый тонкий), 2 — зеленый, 3 — красный.

Поршень — из алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет сложную форму: в продольном сечении она коническая, а в поперечном — овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Канавка маслосъемного кольца имеет сверления, выходящие в бобышки — отверстия под поршневой палец. Они служат для подвода масла, собранного кольцом со стенок цилиндра, к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено на 1 мм от диаметральной плоскости поршня, поэтому при установке поршня необходимо ориентироваться по выбитой на его днище стрелке: она должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала.
По наружному диаметру (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня) поршни, как и цилиндры, подразделяются на 5 классов (маркировка на днище). Диаметр поршня, в мм (для номинального размера): А — 81,965–81,975, В — 81,975–81,985, С — 81,985–81,995, D — 81,995–82,005, Е — 82,005–82,015. В запасные части поставляются поршни классов А, С и Е (номинального и ремонтных размеров), что вполне достаточно для подбора поршня к цилиндру: расчетный зазор между ними — 0,025–0,045 мм, а максимально допустимый зазор при износе — 0,15 мм. При этом не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без его расточки: проточка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может оказаться чуть выше, чем в старом, и кольцо тогда сломаеся о «ступеньку», образующуюся в верхней части цилиндра при его износе.

У поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+0,4 мм) или квадрат (+0,8 мм).

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на 3 класса: 1 — 21,978–21,982, 2 — 21,982–21,986, 3 — 21,986–21,990. Класс поршня также выбивается на его днище. Поршень и палец должны быть одного класса.

Для уменьшения дисбаланса кривошипно-шатунного механизма поршни одного двигателя подбирают по массе: разброс не должен превышать 5 г.

Поршневые кольца расположены в канавках поршня. Верхние два кольца — компрессионные. Они препятствуют прорыву газов в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Нижнее кольцо — маслосъемное. Масло, собираемое со стенок цилиндра, подводится к отверстиям в бобышках поршня и служит для смазки поршневого пальца.

Головка цилиндров — из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Она центрируется на блоке на двух втулках и крепится 10 винтами. Между блоком и головкой устанавливается «на сухую» безусадочная металлоармированная прокладка. Повторное ее использование не допускается. Если длина винтов превышает 135,5 мм, то их также следует заменить новыми. Порядок и момент затяжки винтов головки блока см. в «Приложениях», (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

В верхней части головки цилиндров расположены пять опор распределительного вала. Опоры выполнены разъемными, а отверстия в них обрабатываются в сборе с корпусами подшипников (передний и задний), поэтому заменять последние следует в сборе с головкой цилиндров. При сборке на поверхности головки цилиндров, сопрягающейся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала наносят герметик типа КЛТ-75М. Порядок и момент затяжки гаек корпусов подшипников в «Приложениях» (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

Распределительный вал — литой, чугунный, пятиопорный. Индекс — 21083, часть двигателей может комплектоваться валами 2110 (что вкупе с ресивером с укороченными каналами позволяет поднять максимальную мощность до 58,3 кВт по DIN) или 2111 (со штифтом для датчика фазы, при этом контроллер обеспечивает фазированный впрыск топлива). Распределительный вал приводится во вращение зубчатым ремнем от коленчатого вала. Для правильной установки валов на приводных шестернях имеются метки (риски). Если метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на крышке масляного насоса (метка на маховике находится против среднего деления шкалы на крышке картера сцепления), то метка на шкиве распределительного вала должна совпадать с установочным выступом на задней крышке зубчатого ремня.

Седла и направляющие втулки клапанов запрессованы в головку цилиндров. Отверстия во втулках окончательно обрабатываются после запрессовки. На внутренней поверхности втулок нарезаны канавки для смазки: у втулок впускных клапанов — на всю длину, у выпускных — до половины длины отверстия. Сверху на втулки надеты маслоотражательные колпачки (сальники клапанов) из маслостойкой резины.
Клапаны — стальные (выпускной — с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской). Они расположены в ряд, наклонно к плоскости, проходящей через оси цилиндров. Тарелка впускного клапана шире, чем выпускного. Зазор в приводе клапана регулируется подбором толщины специальной регулировочной шайбы, устанавливаемой в гнездо толкателя (маркировкой вниз). В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3,00 до 4,50 мм с шагом 0,05 мм. Шайбы изготовлены из стали 20Х, для повышения износостойкости их поверхность нитроцементирована.

Толкатели — цилиндрические стаканчики, перемещающиеся в отверстиях головки цилиндров и опирающиеся на торцы стержней клапанов. Для повышения износостойкости поверхность, соприкасающаяся с клапаном, цементируется. При работе двигателя толкатели поворачиваются за счет смещения оси кулачка относительно оси толкателя на 1 мм. Клапан закрывается под действием двух пружин. Нижними концами они опираются на шайбу, а верхняя тарелка удерживается двумя сухарями. Сложенные сухари имеют форму усеченного конуса, а их внутренняя поверхность — три упорных буртика, входящие в проточки на стержне клапана.

Смазка двигателя — комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, пары «опора — шейка распределительного вала»; разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к паре «кулачок распределительного вала — толкатель» и стержням клапанов, остальные узлы смазываются самотеком.

Масляный насос — шестеренчатый, с внутренним зацеплением, с редукционным клапаном, смонтирован в корпусе на передней стенке блока цилиндров (со стороны носка коленчатого вала). Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках носка вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, — 3,40 мм. Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм — для ведомой.

Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса. Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами.

Система вентиляции картера — закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель.

Двигатель Ваз 2111 устройство


Двигатель Ваз 2111 с навесным оборудованием: 1 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости, 2 – блок цилиндров, 3 – термостат, 4 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателя, 5 – выпускной патрубок, 6 – заглушка головки блока цилиндров, 7 – крышка головки блока цилиндров, 8 – регулятор давления топлива, 9 – крышка маслозаливной горловины, 10 – трос привода дроссельной заслонки, 11 – дроссельный узел, 12 – регулятор холостого хода, 13 – датчик положения дроссельной заслонки, 14 – ресивер, 15 – задняя крышка привода распределительного вала, 16 – передняя крышка привода распределительного вала, 17 – форсунка, 18 – пробка штуцера топливной рампы, 19 – топливная рампа, 20 – впускной коллектор, 21 – правый опорный кронштейн впускного коллектора, 22 – шкив привода генератора, 23 – масляный фильтр, 24 – датчик положения коленчатого вала, 25 – поддон картера, 26 – выпускной коллектор, 27 – шатун, 28 – коленчатый вал, 29 – левый опорный кронштейн выпускного коллектора, 30 – маховик.


Ваз 2111 устройство двигателя: 1 – пробка сливного отверстия поддона картера, 2 – поддон картера, 3 – масляный фильтр, 4 – насос охлаждающей жидкости, 5 – выпускной коллектор, 6 – впускной коллектор, 7 – форсунка, 8 – топливная рампа, 9 – ресивер, 10 – крышка головки блока цилиндров, 11 – крышка подшипников распределительного вала, 12 – распределительный вал, 13 – шланг вентиляции картера, 14 – регулировочная шайба клапана, 15 – сухари клапана, 16 – толкатель, 17 – пружины клапана, 18 – маслосъемный колпачок, 19 – направляющая втулка клапана, 20 – клапан, 21 – свеча зажигания, 22 – головка блока цилиндров, 23 – поршень, 24 – компрессионные кольца, 25 – маслосъемное кольцо, 26 – поршневой палец, 27 – блок цилиндров, 28 – шатун, 29 – коленчатый вал, 30 – крышка шатуна, 31 – указатель уровня масла, 32 – приемник масляного насоса.

Схема ВАЗ-2111


Модификации ВАЗ-2111

Электросхема общая ВАЗ-2111

Схема ВАЗ-2111

  1. Блок-фары;
  2. Звуковой сигнал;
  3. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
  4. Стартер ВАЗ-2111;
  5. Аккумуляторная батарея;
  6. Генератор;
  7. Выключатель света заднего хода;
  8. Электропривод блокировки замка правой передней двери;
  9. Реле включения электростеклоподъемников;
  10. Реле включения стартера;
  11. Электродвигатель отопителя;
  12. Микромотор-редуктор привода заслонки отопителя;
  13. Электродвигатель омывателя ветрового стекла;
  14. Датчик уровня омывающей жидкости;
  15. Электропривод блокировки замка левой передней двери;
  16. Переключатель электростеклоподъемника правой передней двери;
  17. Электропривод замка багажника;
  18. Дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя;
  19. Мотор-редуктор очистителя ветрового стекла;
  20. Переключатель электростеклоподъемника левой передней двери;
  21. Электропривод стеклоподъемника правой передней двери;
  22. Блок управления системы блокировки замков дверей;
  23. Переключатель наружного освещения;
  24. Датчик уровня тормозной жидкости;
  25. Электропривод стеклоподъемника левой передней двери;
  26. Контрольная лампа включения противотуманного света;
  27. Выключатель противотуманного света;
  28. Комбинация приборов;
  29. Контрольная лампа обогрева заднего стекла;
  30. Выключатель обогрева заднего стекла;
  31. Подрулевой переключатель;
  32. Реле включения противотуманного света;
  33. Выключатель зажигания;
  34. Монтажный блок;
  35. Лампа подсветки рычагов управления отопителем;
  36. Выключатель аварийной сигнализации;
  37. Контроллер системы автоматического управления отопителем;
  38. Лампа освещения вещевого ящика;
  39. Выключатель лампы освещения вещевого ящика;
  40. Прикуриватель;
  41. Блок индикации бортовой системы контроля;
  42. Лампа освещения пепельницы;
  43. Розетка для переносной лампы;
  44. Выключатель освещения приборов;
  45. Электропривод блокировки замка правой задней двери;
  46. Переключатель электростеклоподъемника правой задней двери;
  47. Часы ВАЗ-2111;
  48. Электропривод стеклоподъемника правой задней двери;
  49. Выключатель сигналов торможения;
  50. Электропривод стеклоподъемника левой задней двери;
  51. Переключатель электростеклоподъемника левой задней двери;
  52. Электропривод блокировки замка левой задней двери;
  53. Боковые указатели поворота;
  54. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
  55. Фонарь освещения багажного отсека;
  56. Плафон индивидуального освещения;
  57. Плафон освещения салона;
  58. Датчик температуры системы отопления;
  59. Выключатели в стойках передних дверей;
  60. Выключатели в стойках задних дверей;
  61. Наружные задние фонари;
  62. Внутренние задние фонари;
  63. Фонари освещения номерного знака;
  64. Моторедуктор очистителя заднего стекла;
  65. Электродвигатель омывателя заднего стекла;

Более подробная та-же самая схема, состоящая из двух частей:

Схема ВАЗ-2111

Схема ВАЗ-2111

Отдельные узлы схемы

Схема ВАЗ-2111

  1. Форсунки;
  2. Свечи зажигания;
  3. Модуль зажигания;
  4. Колодка диагностики;
  5. Контроллер системы управления двигателем;
  6. Колодка, присоединенная к жгуту проводов панели приборов;
  7. Главное реле ВАЗ-2111;
  8. Предохранитель (главное реле);
  9. Реле электровентилятора;
  10. Предохранитель (реле электровентилятора);
  11. Реле электробензонасоса;
  12. Предохранитель (реле электробензонасоса);
  13. Датчик массового расхода воздуха;
  14. Датчик положения дроссельной заслонки;
  15. Датчик температуры охлаждающей жидкости;
  16. Регулятор холостого хода;
  17. Датчик кислорода;
  18. Датчик детонации ВАЗ-2111;
  19. Датчик положения коленчатого вала;
  20. Электромагнитный клапан продувки адсорбера;
  21. Блок управления автомобильной противоугонной системы (АПС);
  22. Индикатор состояния АПС;
  23. Датчик скорости автомобиля;
  24. Электробензонасос с датчиком уровня топлива;
  25. Датчик контрольной лампы давления масла;
  26. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
  27. Датчик уровня масла;

Схема ВАЗ-2111

  1. Свечи зажигания;
  2. Форсунки ВАЗ-2111;
  3. Модуль зажигания;
  4. Контроллер;
  5. Главное реле;
  6. Предохранитель (главное реле);
  7. Реле электровентилятора системы охлаждения;
  8. Предохранитель (реле электровентилятора системы охлаждения);
  9. Реле электрического топливного насоса;
  10. Предохранитель (реле электрического топливного насоса);
  11. Датчик массового расхода и температуры воздуха;
  12. ЕВРО-3: Датчик неровной дороги;
  13. Датчик положения дроссельной заслонки (контакт В на датчике и 17 на контроллере: ЕВРО-2 зеленый цвет, ЕВРО-3 зелено-красный цвет);
  14. Датчик температуры охлаждающей жидкости;
  15. Регулятор холостого хода;
  16. ЕВРО-2: Датчик кислорода; ЕВРО-3: Управляющий датчик кислорода;
  17. ЕВРО-3: Диагностический датчик кислорода;
  18. Электромагнитный клапан продувки адсорбера;
  19. Датчик детонации;
  20. Датчик положения коленчатого вала;
  21. Блок управления иммобилайзера;
  22. Индикатор состояния иммобилайзера;
  23. Датчик фаз;
  24. Датчик скорости автомобиля;
  25. Модуль электрического топливного насоса с датчиком уровня топлива;
  26. Датчик контрольной лампы давления масла;
  27. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

Схема центрального замка

Схема ВАЗ-2111

  1. Монтажный блок;
  2. Предохранитель 8 А;
  3. Блок управления ВАЗ-2111;
  4. Моторедуктор блокировки замка правой передней двери;
  5. Моторедуктор блокировки замка правой задней двери;
  6. Моторедуктор блокировки замка левой задней двери;
  7. Моторедуктор блокировки замка левой передней двери с контактной группой;

Схема стартера

Схема ВАЗ-2111

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Генератор;
  3. Стартер;
  4. Выключатель зажигания.

Схема генератора (94.3701)

Схема ВАЗ-2111

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Генератор 2111;
  3. Блок реле и предохранителей;
  4. Выключатель зажигания;
  5. Комбинация приборов;
  6. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи (до 1997 года устанавливался электронный вольтметр со светодиодом).

Схема ламп ближнего и дальнего света

Схема ВАЗ-2111

  1. Блок-фары;
  2. Монтажный блок;
  3. Переключатель света фар;
  4. Переключатель наружного освещения;
  5. Выключатель зажигания;
  6. Комбинация приборов с контрольной лампой дальнего света фар;

Стоп-сигнал, задний ход и габариты

Схема ВАЗ-2111

  1. Лампы габаритного света в блок-фарах;
  2. Монтажный блок ВАЗ;
  3. Переключатель наружного освещения;
  4. Выключатель зажигания;
  5. Контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов;
  6. Лампы габаритного света в наружных задних фонарях;
  7. Лампы стоп-сигнала во внутренних задних фонарях;
  8. Фонари освещения номерного знака;
  9. Выключатель освещения приборов;
  10. Выключатель света заднего хода;
  11. Выключатель стоп-сигнала;
  12. Блок бортовой системы контроля;
  13. Лампы света заднего хода во внутренних задних фонарях;

Схема указателей поворота и аварийки

Схема ВАЗ-2111

  1. Лампы указателей поворота в блок-фарах;
  2. Монтажный блок ВАЗ;
  3. Выключатель зажигания;
  4. Выключатель аварийной сигнализации;
  5. Боковые указатели поворота;
  6. Лампы указателей поворота в наружных задних фонарях;
  7. Переключатель указателей поворота;
  8. Комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота и аварийной сигнализации;

Блок предохранителей и реле

Схема ВАЗ-2111

Монтажный блок реле и предохранителей ВАЗ-2111 находится с левой стороны от рулевой колонки в панели приборов. Для доступа к блоку нажмите на выключатель защелки и опустите блок вниз.

Схема ВАЗ-2111

K1 — реле контроля исправности ламп;

K2 — реле очистителя ветрового стекла;

KЗ — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;

K4 — реле включения ближнего света фар;

K5 — реле включения дальнего света фар;

K6 — дополнительное реле ВАЗ-2111;

K7 — реле включения обогрева заднего стекла;

K8 — реле задних противотуманных фонарей;

F1-F20 — плавкие предохранители

Номер Ток, А Описание предохранителей
F1 5 Лампы фонарей освещения номерного знака. Лампы освещения приборов. Контрольная лампа габа­ритного света. Лампа освещения багажника. Лам­пы габаритного света левого борта
F2 7,5 Левая фара (ближний свет)
F3 10 Левая фара (дальний сеет)
F4 10 Правая противотуманная фара
F5 30 Электродвигатели стеклоподъемников дверей
F6 15 Переносная лампа (розетка) ВАЗ2111
F7 20 Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя. Звуковой сигнал
F8 20 Элемент обогрева заднего стекла. Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла
F9 20 Клапан рециркуляции*. Очистители и омыватели ветрового стекла и фар (предохранитель дворников). Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла
F10 20 Резервный
F11 5 Лампы габаритного света правого борта
F12 7,5 Правая фара (ближний свет)
F13 10 Правая фара (дальний сеет). Контрольная лампа включения дальнего света
F14 10 Левая противотуманная фара
F15 20 Электрообогрев сидений. Блокировка замка багажника
F16 10 Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации
F17 7,5 Лампа освещения салона. Лампа индивидуальной подсветки. Лампа подсветки выключателя зажигания. Лампы стоп-сигнала. Часы (или маршрутный компьютер)
F18 25 Лампа освещения вещевого ящика. Контроллер отопителя (предохранитель печки). Предохранитель прикуривателя ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112.
F19 10 Блокировка замков дверей. Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритного света. Указатели поворота с контрольными лампами. Лампы света заднего хода. Обмотка возбуждения генератора. Блок индикации бортовой системы контроля*. Комбинация приборов. Часы (или маршрутный компьютер)
F20 7,5 Лампы задних противотуманных фонарей

В нише панели приборов за монтажным блоком установлен предохранитель противотуманных фонарей. Предохранитель центрального замка расположен за блоком предохранителей в пластмассовой коробочке. А дополнительные реле и предохранители (все на 15 А) расположены в салоне с правой стороны панели приборов за боковой облицовкой прикрепленной двумя шурупами.

Схема ВАЗ-2111

  • 1 — модуль зажигания, контроллер;
  • 2 — клапан продувки адсорбера, датчик скорости автомобиля, датчик концентрации кислорода (подогрева), датчик расхода воздуха ВАЗ-2111;
  • 3 — реле топливного насоса, предохранитель бензонасоса , форсунки.
  • 4 — реле электровентилятора;
  • 5 — реле бензонасоса,
  • 6 — главное реле (реле зажигания).

Схема блока реле и предохранителей

Это принципиальная схема монтажного блока реле и предохранителей ВАЗ 2111. Наружная цифра в обозначении наконечника провода – номер колодки, а внутренняя цифра – условный номер штекера.

Схема ВАЗ-2111

Для поиска неисправного предохранителя следует пользоваться таблицей цепей, защищенных плавкими предохранителями. Перед этим конечно надо найти причину сгоревшего предохранителя, устранить ее и только после этого поставить новый. В таблице представлены цепи, которые защищает каждый их предохранителей, но на каждой модели некоторые из них могут не устанавливаться из-за отсутствия тех или иных устройств (например электро-стеклоподъемники, приводы замков и другие блоки).

Читайте также: