Toyota двигатели 4e fe 5e fe устройство техническое обслуживание и ремонт

Обновлено: 14.05.2024

Toyota. Двигатели 4E-FE, 5E-FE. Устройство, техническое обслуживание, ремонт

Автомануал по ремонту Двигатели Toyota в электронном виде. Руководство будет всегда под рукой во время обслуживания и ремонта автомобиля, для этого его достаточно бесплатно скачать на планшет или телефон в формате djvu.

Перед использованием автомануала проверьте соответствие года выпуска и двигателя автомобиля.

Формат: djvu

Размер файла: 44,1 Mb

электронная книга в формате djvu

  • Предупреждение
  • Загрузка

Помните, что в комплектацию Вашего автомобиля могут входить не все описанные в руководстве функции. В руководстве по ремонту возможны расхождения с описанием Вашего конкретного автомобиля, а также вы можете встретить описание таких вариантов исполнения и такого оборудования, которые отсутствуют на вашем автомобиле.

Что вы найдете в книге по ремонту Двигатели Toyota

Что вы найдете в книге по ремонту Двигатели Toyota?

Подробную информацию об устройстве автомобиля.

Алгоритм определения неисправностей, систему ежедневных и периодических проверок, справочную информацию по самодиагностике Двигатели Toyota.

Инструкцию по своевременному обслуживанию автомобиля.

Пошаговое руководство по самостоятельному ремонту Двигатели Toyota.

Описание книги

Книга по ремонту Двигатели Toyota

Эксплуатация любого автомобиля Двигатели Toyota невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, - каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.

Книга по ремонту Двигатели Toyota содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту Двигатели Toyota разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта Двигатели Toyota);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы Двигатели Toyota).

Любая из процедур ремонта Двигатели Toyota приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки Двигатели Toyota высококвалифицированными автомеханиками.

Книга "Toyota. Двигатели 4E-FE, 5E-FE. Устройство, техническое обслуживание, ремонт" необходима, чтобы диагностика и ремонт Двигатели Toyota могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.

Бесплатно скачать руководство по ремонту Двигатели Toyota Вы можете в формате djvu. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

Это 1,3-литровый четырёхцилиндровый 16-клапанный силовой агрегат, производимый Shimoyama Plant для японских Тойота. Дебютировал мотор 4E FE в 1989 году, выпускался 10 лет подряд.

Двигатель 4E-FE

Описание двигателя 4E-FE

Двигатель 4E-FE относится к серии E — линейке лучших новых моторов последнего столетия прошлого века. Модель самая малолитражная из аналогов, что дало возможность широко использовать её на целом ряде легковых автомобилей. Кроме того, ДВС этого типа достаточно надёжен, редко требует капитального ремонта раньше срока.

Производство агрегата началось в 1989 году. Двигатель 4E-FE пережил 2 рестайлинга. Один произошёл в 1994 году. Тогда увеличили диаметр цилиндров, зато упала мощность до 74 л. с. (до 1996 года было 88 л. с.). Затем в 1997 году было выпущено 3 поколение агрегата, развивающее максимальную мощность 82-85 л. с.

4E-FE — это четырёхтактный бензиновый агрегат, оснащённый электронным контроллёром системы впрыска — так называемой ЭСУВТ. Цилиндры расположены в ряд, поршни вращают один общий коленвал. Распредвалов используется два, они имеют верхнее расположение в ГБЦ.

Рассмотрим особенности этого агрегата:

    пятиопорный, имеет специальные противовесы для разгрузки подшипников. В нём проделаны специальные каналы для масла — через них смазка быстро подаётся к самым нагруженным частям механизмов;
  1. ГБЦ или головка блока цилиндров — из сплава алюминия, облегчённая; расположены во внутренней части цилиндров;
  2. Распредвалы приводятся в действие ремнём ГРМ, за состоянием которого нужно следить;
  3. БЦ изготовлен из чугуна. Это высокопрочный узел двигателя, который со временем может быть подвергнут расточке;
  4. Поршни двигателя 4E-FE из сплава алюминия. Они имеют углубления на днище, предотвращающие контакт с клапанами при обрыве ремня ГРМ. Пальцы поршней плавающего типа, 20-миллиметровые; жидкостного типа, закрытая;
  5. Система смазки — комбинированная.

Головка блока цилиндров

Регламент обслуживания 4E-FE

Техобслуживание двигателя 4E-FE достаточно простое — через каждые 10 тыс. км пробега рекомендуется проводить сервисную проверку. В этот период обязательна замена масла и фильтра. Если автомобиль эксплуатируется в тяжёлых условиях, и на двигатель падает много нагрузки, межсервисный интервал рекомендуется сократить до 8 тыс. км пробега.

Подробный регламент по обслуживанию приведён в таблице:

ПроверкаЗамена/регулировка
МаслоКаждые 500 кмКаждые 10 000 км
Охлаждающая жидкостьКаждые 500 кмКаждые 30 000 км
Масляный фильтр Каждые 10 000 км
Свечи зажиганияПериодическиКаждые 10 000 км
РемниКаждые 10 000 кмКаждые 20 000 км
Воздушный фильтрКаждые 10 000 кмКаждые 20 000 км
Режим ХХКаждые 20 000 км
Клапаны ГРМКаждые 40 000 кмКаждые 40 000 км
Топливный фильтрПериодическиКаждые 80 000 км

В регламенте обслуживания написано о том, какое масло подходит для двигателя 4E-FE. Производитель рекомендует лить всесезонное масло с вязкостью по SAE:

  • летом 15W/40, 10W/30, 10W/40 или 20W/50;
  • зимой 5W/40, 10W/40.

Что касается хладагента, то лучше использовать антифриз на основе этиленгликоля.

Масло

Обзор неисправностей 4E-FE

Вот какие неполадки часто наблюдаются:

  1. Двигатель может неожиданно заглохнуть во время движения. В этом случае надо снизить скорость, отведя машину в безопасное место. Затем снова попробовать запустить мотор. Главная причина этой неисправности — топливный насос не успевает обеспечить требуемое давление в магистрали. Поэтому повторный запуск часто оказывается удачным. Проверить неполадку бензонасоса можно так: открутить любой шланг топливосистемы прямо на стоянке. Если давления нет, значит, неисправен насос или клапан на рампе инжектора. Также возможно, что есть утечка бензина, и воздух попал в систему;
  2. Перегрев тоже не редкость для этого агрегата. В первую очередь надо смотреть на указатель ТОЖ. Кроме того, о перегреве сигнализируют такие признаки, как потеря тяги и легкий металлический стук;
  3. Жор масла — обычное дело на моторах с большим пробегом. Масло сгорает в цилиндрах двигателя, о чём свидетельствует белый выхлоп. Проблема решается заменой маслосъёмных колпачков;
  4. Троение ДВС возникает по причине прогара выпускного клапана. Надо снять ГБЦ, найти и заменить проблемный клапан, остальные, рабочие — притереть. Поставить новую прокладку, собрать на новых болтах, замерить компрессию.

Коды неисправностей

Они считываются по количеству вспышек индикатора Чек Энгин. Выводы разъёмов DLC1 или DLC3 должны быть при этом принудительно замкнуты, чтобы система азбукой шифров сообщила о той или иной проблеме. Если работа двигателя нормальная, то индикатор мигает с периодичностью 0,25 секунды. В случае неполадок он начинает мигать гораздо чаще, с паузами в 4-5 секунд.

Мотор 4E-FE — силовой агрегат, выпускаемый компаний Toyota. На базе установки было разработано достаточно много современных двигателей серии 4E. Применяемость движка, достаточно широкая, и много моделей транспортных средств получили этот агрегат.

Технические характеристики

4E-FE — это малолитражный мотор из серии 4Е. Объём двигателя составляет всего 1.3 литра, что дало возможность широкого применения. Основные технические характеристики не велики, но на этом фоне силовой агрегат считается достаточно надёжным.

4E-FE

Toyota Corolla 4E-FE

Рассмотрим, основные технические характеристики:

Наименование Характеристики
Производитель Shimoyama Plant
Марка мотора 4E-FE
Объём 1.3 литра (1331 см куб)
Впрыск Карбюратор на первом поколении/инжектор — на втором и последующих поколениях
Мощность 55-99 л.с.
Диаметр цилиндра 74
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 16
Расход топлива 6.5 литра на каждые 100 км пробега в смешанном режиме
Масло для мотора 5W-40
10W-40
Ресурс 150+ тыс. км

Особенности конструкции

Двигатель 4E-FE четырёхтактный четырёхцилиндровый, 16-клапанный бензиновый с электронной системой управления впрыском топлива, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с верхним расположением двух распределительных валов.

Мотор 4E-FE

Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки — комбинированная.

Поколения

Двигатели 4E-FE второго поколения производились, начиная с 1994 года. Мощность двигателя уменьшилась до 88 л.с. (65 кВт) при 5500 об/мин, однако вырос крутящий момент: 118 Н•м при 4400 об/мин. 4E-FE второго поколения, по сути, тот же двигатель, что и первого.

Изменениям подверглись впускной и выпускной распределительные валы и блок управления двигателем (ECU) для уменьшения количества вредных выбросов с выхлопом.

Двигатели 4E-FE третьего поколения мощностью 85 л. с (63 кВт) при 5500 об/мин для Toyota Corolla и 82 л.с. (60 кВт) при 5500 об/мин для Toyota Starlet производились с 1996 по 1999 год. Изменениям по сравнению с двигателями второго поколения подвергся впускной коллектор и блок управления двигателем.

Движок 4E-FE

Техническое обслуживание 4E-FE

Блок цилиндров

Блок цилиндров отлит из чугуна. Блок, может быть, подвергнут расточке.

Параметр Значение
Диаметр цилиндра, мм Высокопрочный чугун
Диаметр цилиндра, мм 74,00
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм 51,018 — 51,024

Коленчатый вал

Коленчатый вал 5-опорный с 8 противовесами, установленными на продолжении щек коленчатого вала. В коленчатом валу выполнены каналы для подвода масла к коренным и шатунным подшипникам и другим элементам.

Параметр Значение
Диаметр коренных шеек, мм 46,985 — 47,000
Диаметр шатунных шеек, мм 39,985 — 40,000

Шатун

Параметр Значение
Диаметр отверстия верхней головки, мм 20,00
Диаметр отверстия нижней головки, мм 43,000 — 43,007

Поршень

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На днище поршня выполнены углубления для предотвращения контакта с клапанами при обрыве ремня ГРМ.

Параметр Значение
Диаметр, мм 73,900 — 73,930

Поршневые пальцы плавающего типа. Наружный диаметр поршневого пальца — 20 мм.

Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров выполнена из алюминиевого сплава. Свечи зажигания расположены в центре камер сгорания.

Ремонт двигателя 4E-FE

Ремонт головки блока 4E-FE

Впускной и выпускной клапаны

Диаметр стержня клапанов — 6 мм. Длина впускного клапана 93,45 мм (минимально допустимая — 92,95 мм), длина выпускного клапана 93,89 мм (минимально допустимая 93,39 мм).

Обслуживание

Техническое обслуживание мотора достаточно простое — межсервисный интервал составляет 10 000 км пробега. При проведении ТО, проводится замена моторного масла и масляного фильтра.

Двигатель 4E-FE под капотом

Тойота Королла с мотором 4E-FE

Чтобы увеличить ресурс использования рекомендуется сократить межсервисный интервал до 8-8.5 тыс. км пробега.

Вывод

Двигатель 4E-FE — это силовой агрегат, который получил широкое распространение на транспортные средства выпускаемые компанией Toyota. Рейтинг мотора не высокий из-за малого ресурса использования. Техническое обслуживание и ремонт можно проводить собственными руками.

Создан двигатель 5E FE внутри серии E производителя Toyota, поэтому изначально имеет чугунный блок и ременный привод распредвала, инжектор и литраж в пределах 1,5 л. За время существования мотора изготовителем вносились изменения в конструкцию:

  • была одна катушка зажигания с трамблером, затем две катушки для пары цилиндров по схеме DID-2;
  • сначала классическая форма поршня, затем плоские модификации;
  • тонкая 0,26 мм прокладка ГБЦ с 1995 года для повышения степени сжатия;
  • доработка шатунов с 1996 года и установка датчика температуры СО.



ДВС 5E-FE

Условно модификацией этого ДВС можно считать 5E-FHE с изменяемой геометрией впускного коллектора и агрессивными распредвалами, усиленными шатунами и повышенной до 9,8 степенью сжатия.

День первый

Приехал в гараж. Подготовил гараж для ремонта авто и загнал его туда. Собственно автомобиль,перед капиталкой желательно помыть двигатель. Последовательность действий меня не интересовала. Желание было одно – снять ГБЦ! Вот и снимал тупо все что к ней прикреплялось. Снимаем крышку с проводами распределителя зажигания. Снимаем воздушный фильтр и все примамбасы к нему, чтобы не мешали. Далее, снимаем сам распределитель зажигания, предварительно нанеся метки. Конечно слабо верится – что попаду с зажиганием при сборке, но все же… Надфилем нанес метки и снял эту балду.По книжке написанно – снять уплот. кольцо. Нафига? Его там просто небыло.

Далее, самая жопа! Снимаем все ремни – Генератора, Гидроусилителя (подробности позже), ГРМ.

Для начала генератор. Там нет ничего сложного. Ослабляем болт натяжителя, двигаем генератор и скидываем ремень. А потом я начал мучаться с ремнем гидроусилителя. Надоел он мне и я решил отдохнуть немного от него и слить ОЖ. Вот собсно краник в радиаторе через который я сливал.Сливать из БЛОКА я не стал, после снятия патрубков термостата – вылилось еще грам 500 ОЖ. Да и фиг с ней.

Потом решил снять крышку ремня ГРМ, намучался с нижними болтами – открутил верхние два – легко. А вот с нижними пришлось повозиться.

Сняли крышку, и видим что ремень ГРМ срочно требует замены. А вот и сам корпус термостата с побитой прокладкой. Ну теперь принимаем решение снять выпускной коллектор. Для начла забрызгиваем все WDшкой для того чтобы откисли гайки. Пока гайки откисают решил снять крышку ГБЦ. Ну потом и открутил все гайки выпускного коллектора. Кстати гайки все открутились легко. Далее решил снять топливную рампу с форсункаим. Открутил все что ей мешало сняться и вытащил ее. Продолжаем освобождение ГБЦ для снятия. Теперь откручиваем болты и гайки впускного коллектора и отводим его от ГБЦ. Снимать полностью я его пока не стал. Снятию ГБЦ он мне не мешал. Ну а там посмотрим. Сняли наконец то ремень ГРМ. И вот теперь самое интересное – снятие гидроусилителя. Нужно открутиь все 4 болта которые крепят его к ГБЦ (т.е. его кронштейн) Но нужно предварительно ослабить его и снять ремень. Снял снизу защиту (пластиковую) и ослабил, подлезать очень сложно. Но при наличии хорошего инструмента вполне легко. Да больше ничего не мешает (кроме выпускного коллектора) для того чтобы снять ГБЦ. Зарание купил такую спец-головку для выкручивания болтов ГБЦ, 12-ти гранная звездочка на 10мм. Не ругайте люди! На 9мм. нету у нас в городе. Смотрели на меня как на дебила. Я спокойно открутил ей, забивая ее легкими удароми киянки и вот еще проблема – она короткая. И я ей не смог подлезть. Пришлось выбить ее из штатного крепления к головке. Выбил, решил крутить ее просто маленькой головой на 10. Выкрутил, повезло, может назад их и закручу. Там посмотрим. Кстати, предварительно снял распредвалы. Пометив все, откуда и что откручивал. Отрутили выпускной коллектор и сняли ГБЦ. Ну и сама голова. Тут конечно “кака”. Крупнее. По поводу цилиндров – пока ничего не ясно. Хона нет явно!. Будем разбирать дальше… Лезим под машину снимать поддон картера. Мешает приемная труба?! Не беда! Тупо снимаем ее с резинок, она падает в низ и нет проблем. Сняли! Ну и грязно же там… Теперь мешает масло-приемник. Нужно его снять – просто откручиваем три болта на 10 и снимаем. Ну вот и сам поршень. Ничего критичного я не увидел. Не особого нагара, кокса и тому подобного. А вот они в куче. Все положил на картонку и все подписал. Вот самое что интересное! Вставил старое кольцо в горшок и проталкнул его поршнем. Вставлял (1-ое компресионное) Замок теплового зазора в кольце составил 2.3мм. Далее день подходил к концу и я решил немного повозиться с головкой. Почистить ее. Вытащил стаканчики с регулировочными шайбами, предварительно подписав их маркером и понеслась… Вот такую насадку прикупил ранее и вставил ее в дрель. Погнали шуршать. Ну вот собственно и все на сегодня. Завтра будет продолжение. Буду все отмывать и дифектовать.

Эксплуатационные показатели мотора 2E

Ford Focus Wagon Семейный Турбо Сарай Бортжурнал Замена задних тормозных колодок Форд Фокус 2дисковые тормоза

Конфигурация силовой установки 2E имеет практичное расположение навесного оборудования, и автомобиль с таким мотором будет обладать массой преимуществ в дороге. Хотя его появление пришлось на начало 90-х, тщательно рассчитанные показатели мощности и продуманная компоновка узлов и деталей делают такой двигатель одним из наиболее удачных. На автомобиле, оснащенном этим мотором, капитальный ремонт или серьёзные поломки — большая редкость. Владельцу машины с подобным агрегатом нет необходимости беспокоиться о внезапных поломках, и такой мотор даже спустя много лет работает чётко и отлажено.

Перечень модификаций ДВС

Важной особенностью моторов 5E-FE была пригодность для моделей авто Toyota С-серии. Однако для Toyota Sera с тяжелыми откидными дверками потребовался более мощный силовой привод. Производителем было рекомендовано разработать модификацию 5E-FHE с характеристиками:

Топливом для него служит исключительно бензин с высоким октановым числом от АИ-95 и выше. Несколько изменилось навесное оборудование, в частности изменена геометрия впускного тракта. Позже эту версию двигателя устанавливали на Cynos для внутреннего рынка и Paseo для экспорта в Америку.

У версии 5E-FHE существует собственная модификация, отличающаяся исключительно впускным коллектора неизменяемой геометрии от турбо мотора 4FTE, хотя этот мотор атмосферный. В этом коллекторе короткие раннеры, что более удобно для высоких оборотов.

Особенности конструкции

Изначально двигатель 5E FE имеет следующие особенности конструкции узлов и механизмов:

  • цилиндры в чугунном блоке не расточены, а загильзованы;
  • схема газораспределения верхневальная ;
  • распредвалы уложены в постели внутри ГБЦ;
  • одним распредвалом управляются 2 впускных клапана, другим — 2 выпускных;
  • клапаны расположены V-образно;
  • вращение впускному распредвалу передается от коленвала зубчатым ремнем;
  • выпускной распредвал получает вращение шестерней от впускного;
  • до 1995 года на свечи шли 4 высоковольтных провода через трамблер, затем по два к двум цилиндрам от 2 катушек (схема DIS-2);
  • модернизированные шатуны и поршни плоской формы появились после 1996 года;
  • с 1997 года выпускной коллектор оснастили датчиком температуры выхлопных газов для отсечки питания при температуре больше 900 градусов;
  • тонкая 0,26 мм прокладка ГБЦ появилась с 1995 года для повышения степени сжатия до 10 единиц.



Впускной коллектор

В силу изменения конструкции мотора в разные годы выпуска производитель рекомендует внимательно изучить описание параметров и регламент ТО.

Неисправности моторов VW 2E

Двигатель Toyota 2NZ-FE Даже самый совершенный автомобиль не лишён недостатков, и за время существования двигателя 2E удалось выявить его слабые места. Наиболее важным фактором в эксплуатации такого мотора оказался его возраст. Со временем вырабатывается ресурс двс и могут возникнуть проблемы с регулировкой клапанов или прокладкой головки блока цилиндров. Подтекание масла или разбалансировка узлов также способны стать существенной проблемой и причиной немалых затрат.

Из положительных качеств двигателя VW 2E можно выделить не только его надёжность, но и лёгкость в ремонте. На таком моторе можно выполнять капремонт любой сложности, не беспокоясь о неисправимой поломке. Кроме того, количество запасных частей для такой силовой установки позволяет выбрать любую деталь. Выпуской коллектор, маховик или другое навесное оборудование доступно в продаже. При возникновении критической поломки всегда можно приобрести контрактный мотор 2E в сборе, что поможет надолго забыть о проблемах.

Регламент обслуживания 5E FE 1,5 л/93 – 110 л. с.

Традиционно для любого силового привода двигатель 5E FE укомплектован деталями и узлами с не одинаковым эксплуатационным ресурсом. Регламент ТО выглядит следующим образом:

  • замена моторного масла необходима каждые 15000 пробега, одновременно с этим устанавливается новый масляный фильтр;
  • ресурс охлаждающей жидкости ограничен 50000 км, далее ее нужно заменить;
  • топливный фильтр подлежит замене после 40000 пробега, а картридж воздушного фильтра обновляется ежегодно;
  • ремень ГРМ рекомендуется менять одновременно с помпой ОЖ каждые 50000 км;
  • свечи служат в системе зажигания DIS-2 максимум 15000 км или 1 год;
  • ресурс АКБ определяется производителем в зависимости от эксплуатационных условий и конструкции батареи;
  • картерную вентиляцию обычно прочищают после 20 – 30 тысяч км;
  • пробег 50 – 70 тысяч становится критичным для выпускного коллектора, он может прогореть за это время.



Замена ремня ГРМ 5E FE

Пользователями автомобилей Тойота устройство ДВС и его надежность оценены в среднем в +4 балла.

Какие плюсы эксплуатации данного двигателя?

Моторы FE и FHE практически одинаковые, в них нет значительных детских болезней, с которыми приходится бороться. Они подлежат ремонту, так как блок выполнен из чугуна. Цена большинства запчастей высокая, но комплектующие служат долго. Конструкция силовой установки простая, здесь нет сложнейшей электроники, различных экологических датчиков и прочего ненадежного оборудования.

Также отмечают следующие плюсы агрегатов:

Регулировка клапанов может вызвать проблемы для неопытного мастера. Мануалов не так много, оригинальные книги не распространены в России, на русском языке их и вовсе не выпускали. Интересно, что метки в агрегатах разные, так что и ГРМ настраивать и обслуживать стоит у профессионалов. Доступна самодиагностика, многие проблемы могут быть определены с помощью простого подключения диагностического разъема к компьютеру на сервисе.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Японским производителем атмосферный мотор 5E FE предназначался для комплектации легковых авто С-класса Toyota:

  • Cynos – купе 1 поколения в кузове EL44, 1991 – 1995 г.;
  • Corolla I, II – универсал 7 поколения в кузове Е100, 1991 – 1998 г., хетчбэк 3 и 4 поколения в кузове L40, L50, 1990 – 1998 г.;
  • Paseo – купе 1 и 2 поколения, 1995 – 1998 г.;
  • Caldina – универсал в кузове Т190, 1992 – 1998 г.;
  • Sera – двухдверное купе в кузове EXY10, 1990 – 1995 г.;
  • Corsa – седан и хетчбэк 4, 5 поколения в кузовах L40, L50, 1990 – 1998 г.;
  • Raum – хетчбэк 1 поколения в кузове Z10, 1997 – 1998 г.;
  • Tercel – седан и хетчбэк 4, 5 поколения в кузовах L40, L50, 1990 – 1998 г.;
  • Sprinter – универсал 7 поколения в кузове Е100, 1991 – 1998 г.;
  • Starlet – хетчбэк 4 и 5 поколения в кузовах NP80, EP82, EP85, NP90, EP91, EP95, 1990 – 1998 г.

Технические характеристики 5E FE 1,5 л


Toyota Sera

Поскольку характеристики двигателя не в полной мере удовлетворяли требованиям перечисленных моделей авто, часть из них комплектовалась версиями 5E-FHE.

Обслуживание двигателя Volkswagen 2E

В руководстве по эксплуатации автомобиля даны основные рекомендации по техническому обслуживанию и следует придерживаться обозначенных там сроков. Обслуживание ГРМ или своевременная замена маслосъёмных колпачков поможет уберечь гбц и другие узлы от поломки. Для уже не новой машины будет важен бережный уход, и не следует экономить на топливном или воздушном фильтре, или не придавать внимания разнице в компрессии на поршнях. Не менее важной является и замена масла. Чтобы понять какое масло лить, следует посмотреть мануал к машине

Если заводом-изготовителем рекомендуется замена каждые 15 тыс. км пробега, то дорожные реалии могут внести коррективы в такой график. Для уверенности в надёжной работе машины замену можно проводить через 6-8 тыс. км, тем более что в такой необходимости легко убедиться с помощью щупа. Масло для двигателя 2E подходит 10W-40, но и марка 5W-40 не вызовет серьёзных проблем.

Технические характеристики 5E FE 1,5 л

Привычно для завода Toyota мощность в двигателе варьируется для конкретной модели авто и для рынка, на который она поставляется. Например, Короллы, Калдины, Пассеры и Спринтеры для Европы имели мощность в пределах 100 л. с. в соответствии с законодательной базой этих стран. Для рынка Японии, Азии, Ближнего Востока машины комплектовались моторами до 110 л. с.



Блок цилиндров 5E-FE

Для обеспечения характеристик 123 – 140 Нм и 93 – 110 л. с. схема двигателя соответствовала «рядной четверке» инжекторного типа с механизмом газораспределения DOHC – два верхних распредвала внутри ГБЦ.

В период существования движков 5E-FE 1990 – 1998 г.г. планово производилась их модернизация:

  • изменение степени сжатия за счет тонкой прокладки ГБЦ;
  • доработка системы зажигания путем установки второй катушки;
  • изменение формы поршня и применение двухэлектродных свечей и шатунов другой формы;
  • установка температурного датчика выхлопа.



ГБЦ 5E FE

Затем потребовалось дополнительно увеличить мощность, была создана версия 5E-FHE, в которой фактически произведена форсировка за счет использования распредвалов с агрессивным профилем кулачков.

Технические характеристики 5E FE соответствуют нижеприведенным табличным значениям:

город – 8,8 л/100 км

Toyota 90913-02088 выпускные

болт сцепления – 153 Нм

крышка подшипника – 60 Нм (коренной) и 40 Нм (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 30 Нм, 45 Нм + 90°

В силовом приводе 5F-FE увеличены объемы камер сгорания относительно предыдущих версий серии E. Для того, чтобы облегчить капитальный ремонт и ТО своими руками, руководство компании Тойота выпустило мануал с инструкциями пошаговых действий.

Двигатель 4E-FE

Двигатели

1.3-литровый 4E-FE на бензине производился Тойота в период 1989 – 2001 год и устанавливался на множество машин. Но известен в основном по модели Королла.

Выпускалась также модификация этого силового агрегата с маркировкой 4E-FTE, с турбонаддувом.

Двигатель 4E-FE

Характеристики 4E-FE

Двигатель 4E-FE

Двигатель 4E-FE имеет следующие технические характеристики:

Расход топлива

Потребление бензина Тойота Королла Е110 с 5МКПП (л/100 км):

в городе – 7.7;

на трассах за городом – 5,1;

смешанный цикл – 6,8.

Toyota Corolla E110 1999 года

Расход топлива Тойота Королла Е110 с 4АКПП (л/100 км):

в городе – 10,3;

за городом – 6,4.

Модификации мотора 4E-FE

Бензиновый 1.33 4E-FE принадлежит к малолитражной серии (Е) ДВС Тойоты. Использовалась эта серия на моделях Caldina, Corolla, Starlet, Tercel.

К базовым ДВС Е-серии относятся:

Если в маркировке двигателя Тойота присутствует буква Т, она указывает на турбоннаддув.

Технические особенности

ГБЦ с распредвалами 4E-FE

Двигатель Тойота 1.33 4E-FE характеризуется EFI-распределённым впрыском, его начали выпускать в 1989 году. У ДВС 4Е-ФЕ обычное строение: блок цилиндров из чугуна (рядный), 16-клапанная головка блока цилиндров из алюминия, ремень ГРМ, вращает один распредвал, при этом второй с ним соединяется шестерней. Клапанные зазоры иногда требуется регулировать, т.к. гидрокомпенсаторы не устанавливали.

Блок цилиндров 4E-FE

В случаях обрывов или перескока ремня ГРМ 4E-FE клапана не гнутся.

Существуют три поколения данного двигателя: 1989, затем 1996 и 1997 годов. Имеющиеся различия между ДВС минимальны, сводились они в основном к обновлению впуска либо выпуска.

Ремень ГРМ 4E-FE

Формально серия Е не подлежит капремонту, при этом заметно уступает по ресурсу представителям серии А. Если двигатель серии Е соответствует классу машины, то он отрабатывает свой ресурс без проблем. Но если он слабоват (как 4E-FE для Corolla), работает на пределе и изнашивается значительно раньше времени.

Обслуживание 4E-FE

Двигатель 4E-FE

Перечислим основной регламент сервисного обслуживания, которого требует двигатель 4Е-ФЕ:

    Периодичность замены масла – каждые 10 000 км. Объем масла в двигателе – 3.2 литра, для замены требуется – 2.8 литра. Подходящее масло – 5W-30 -W40.

Недостатки и слабые места 4Е-ФЕ

Перечислим основные слабые места двигателя 4E-FE.

    Он подвержен быстрому перегреву, часто пробивается прокладка ГБЦ. Затвердевают и начинают протекать сальники, от повышенных температур. Система охлаждения требует постоянного контроля, с ней возможны неожиданные проблемы.

Как все старые двигатели, 4Е-ФЕ может беспокоить всякими мелкими поломками: то масло протекает, то система зажигания подводит, то лямбда-зонд или другие датчики прекращают работать.

Еще минусы: периодически требуется регулировать клапана, т.к. отсутствуют гидрокомпенсаторы.

Заявленный производителем ресурс ДВС – 220 тыс. км., но при надлежащем обслуживании он увеличивается до 300 тыс. км.

Отзывы

На какие автомобили устанавливался

4E-FE устанавливался на:

    Corolla E100: 1991-1998

Заключение

Тойоту можно поблагодарить за создание моторов «для людей», т.к. их ДВС, в т.ч. и двигатель 4Е, отличаются разумными и простыми идеями и такой же их реализацией. Никаких излишеств и непонятных дополнений, только практичность, надёжность и приличный ресурс. Простых автолюбителей такие характеристики моторов вполне удовлетворяют.

Двигатель Toyota 4E-FE


Для мотора был подобран 5-опорный коленчатый вал со специальными противовесами для разгрузки подшипников. На этапе сборки в вале проделываются отверстия для подвода масла к трущимся элементам конструкции. Для головки блока цилиндров используется алюминий. Размещение свечей зажигания происходит во внутренней полости цилиндров. Коленчатый вал через ремень ГРМ приводит в действие распределительный вал. Замена ремня грм 4E-FE обязательна при прохождении 70-80 тыс. км пробега. Блок цилиндров изготовлен из чугуна.

Технические особенности

ГБЦ с распредвалами 4E-FE


Ремень ГРМ, вращает один распредвал, а второй соединен с ним шестерней

Двигатель Тойота 1.33 4E-FE характеризуется EFI-распределённым впрыском, его начали выпускать в 1989 году. У ДВС 4Е-ФЕ обычное строение: блок цилиндров из чугуна (рядный), 16-клапанная головка блока цилиндров из алюминия, ремень ГРМ, вращает один распредвал, при этом второй с ним соединяется шестерней. Клапанные зазоры иногда требуется регулировать, т.к. гидрокомпенсаторы не устанавливали.

Блок цилиндров 4E-FE


Блок цилиндров 4E-FE (ссылка на источник изображения)

В случаях обрывов или перескока ремня ГРМ 4E-FE клапана не гнутся.

Существуют три поколения данного двигателя: 1989, затем 1996 и 1997 годов. Имеющиеся различия между ДВС минимальны, сводились они в основном к обновлению впуска либо выпуска.

Ремень ГРМ 4E-FE


Ремень ГРМ 4E-FE

Формально серия Е не подлежит капремонту, при этом заметно уступает по ресурсу представителям серии А. Если двигатель серии Е соответствует классу машины, то он отрабатывает свой ресурс без проблем. Но если он слабоват (как 4E-FE для Corolla), работает на пределе и изнашивается значительно раньше времени.



Основные характеристики мотора


На протяжении 10 лет было выпущено 3 поколения моторов 4E-FE литражом от 1 до 1,5 литра и мощностью от 85 до 99 л.с. (в конфигурации 4E-FTE – 133 л.с.). В каждом поколении были незначительные видоизменения и мелкие усовершенствования механизма.

Таблица №1. Характеристики агрегата

Основные параметрыЗначения параметров
Вместительность резервуара мотора, литры1,331
КонфигурацияL
Количество цилиндров, штуки4
Диаметр окружности цилиндров, мм74
Число клапанов в штуках на цилиндр4
Уровень сжатия9,6
Движение поршня, в миллиметрах77,4
Механизм газораспределенияDOHC
Последовательность функционирования цилиндров1-3-4-2
Возможность достичь мощности мотора при частоте вращения крутящего момента коленвала74 кВт или 99 л. с. при 6,6 тыс. об./мин.
При частоте вращении коленчатого вала следующие максимальные показателя крутящего момента5,2 тыс. об/мин при 117 Н*м
Вес, кг105
Система моторного питанияВпрыск с распределением и управлении электроникой
Минимальное значение октана для топлива92
Нормы и требования экологов

Параметры двигателей разных поколений

  1. Моторы I поколения устанавливались на машины с 1989 по 1996 год и развивали 99 л. с при 6,6 тыс. об/мин и 117 Н/м при 5,2 тыс. об/мин. Они больше всего похожи на моторы 4Е-FTE корпусом и размером форсунок, а в остальном – различаются количественные величины некоторых показателей. Степень сжатия, к примеру, у агрегата 4E-FE, составляет 9,6 к одному.
  2. Вывод на рынок конструкции II поколения был произведен в 1996 году и в ней снизили мощность двигателя до 88 л. с. при 5,5 тыс. об/мин (118 Н/м при 4,4 оборотах). Также для снижения объема выброса вредоносных газов в атмосферу была перенастроена система блока управления мотора и слегка видоизменен коллектор, работающий на впуск и выпуск.
  3. Изменения, произошедшие с мотором III поколения идентичны с предыдущим. Он стал устанавливался с 1997 года с производительностью равной в 82-85 л.с.

В 1999 году выпуск линейки агрегатов 4E-FE был окончательно прекращен.

Обслуживание 4E-FE

Двигатель 4E-FE


Двигатель 4E-FE

Перечислим основной регламент сервисного обслуживания, которого требует двигатель 4Е-ФЕ:

    Периодичность замены масла – каждые 10 000 км. Объем масла в двигателе – 3.2 литра, для замены требуется – 2.8 литра. Подходящее масло – 5W-30 -W40.



Toyota «ENGINE OIL 5W-40»

Сервисный набор для 4E-FE


Сервисный набор для 4E-FE: воздушный фильтр, топливный и масляный фильтры



4e-fe под капотом




Куда устанавливали

На протяжении 10 лет мотор был частью таких автомобилей:

  • Starlet;
  • Tercel;
  • Corolla;
  • Paseo;
  • Cynos;
  • Corsa.

Двигатель 4E-FE не сыскал популярности в России и мире. Причиной тому послужили небольшой ресурс и малая мощность, ограничивающая область его использования.

Заказать контрактный двигательУстал платить за штрафы? Выход есть! Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка – Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

Узнать в чем секрет

Двигатели Тойота серии Е конструировались изначально с целью уменьшения выбросов в окружающую среду и достижения топливной экономичности для регулярного, повседневного использования. Они были в своем роде пионерами, так как оснащались 4-мя чугунными цилиндрами, имеющими прямое расположение, и алюминиевой головкой для поршневого мотора, а также зубчатым ремнем газораспределительного механизма для привода, двигатель 4e fe не исключение.

Недостатки и слабые места 4Е-ФЕ

Перечислим основные слабые места двигателя 4E-FE.

    Он подвержен быстрому перегреву, часто пробивается прокладка ГБЦ. Затвердевают и начинают протекать сальники, от повышенных температур. Система охлаждения требует постоянного контроля, с ней возможны неожиданные проблемы.

прокладка ГБЦ двигателя 4E-FE


прокладка ГБЦ двигателя 4E-FE

Кольца начинают «залегать»


Кольца начинают «залегать»

Как все старые двигатели, 4Е-ФЕ может беспокоить всякими мелкими поломками: то масло протекает, то система зажигания подводит, то лямбда-зонд или другие датчики прекращают работать.

Еще минусы: периодически требуется регулировать клапана, т.к. отсутствуют гидрокомпенсаторы.

Заявленный производителем ресурс ДВС – 220 тыс. км., но при надлежащем обслуживании он увеличивается до 300 тыс. км.

Строение мотора


4E-FE – 4-тактный 16-клапанный 4-цилиндровый мотор с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Оснащен системой охлаждения жидкости закрытого типа с обязательной циркуляцией и комбинированной смазкой основных деталей, послушной электронному управлению механикой процесса впрыскивания топлива, прямо расположенными поршнями и цилиндрами, которые вращают единственный коленвал.

Вал коленчатый


Коленвал с восьмью противовесами в пять опор, укрепленными на продолжении шеек, с подводом смазки к подшипникам (шатунным и коренным), а также иным деталям, подверженным сильному трению.

Преимущества и сильные стороны 4E-FTE

Одним из главных положительных качеств является выносливость. Мотор может служить достаточно долго и не подводить в сложных ситуациях. Гоночный режим не страшен для блока цилиндров. Двигатель можно ремонтировать, а также он поддается тюнингу. Именно этот агрегат любят специалисты, которые добиваются максимальной мощности при малых изменениях.



Предлагаем описание некоторых важных плюсов мотора:

  • простота конструкции и допустимость ремонта практически всех деталей, несложное обслуживание;
  • выпускался силовой агрегат около 10 лет, поэтому экземпляров на рынке хватает, запчасти доступны;
  • удачная схема работы турбины позволяет ездить спокойно с минимальным расходом из-за малого рабочего объема;
  • возможна установка на многие другие авто, не только Toyota, нужно лишь выполнить подключение топливных шлангов и установить подушки;
  • на любых оборотах мотор чувствует себя уверенно, компрессор ведет себя адекватно и предсказуемо.

Не вызывает проблем ни одна система двигателя. В эксплуатации большинство узлов довольно качественные. Поэтому данный мотор выбирают на свап не только для Старлета, но и для Corolla, Passeo, Tercel и прочих небольших моделей корпорации Тойота. Свап получается несложный, агрегат довольно легкий и становится в подкапотное пространство практически любого автомобиля.

Как увеличить мощность мотора серии 4E-FTE?

Тюнинг мотора возможен, увеличение мощности достигает 300-320 л.с. при условии замены системы впрыска, выпускного оборудования, а также полной замены ЭБУ. Одна из возможностей тюнинга – установка блока управления Blitz Access. Это специально настроенный под данный мотор компьютер, который снимает все заводские ограничения, делает двигатель гораздо более мощным и повышает крутящий момент.



Компьютер Blitz Access Правда, бустапные мозги Blitz Access стоят дорого и очень редки в наших краях. Заказывают их часто с Европы, Британии и даже США – снятые с подержанных машин варианты. Установка должна быть профессиональной, после монтажа стоит провести ряд компьютерных тестов и проехать около 300 км в качестве тестовой обкатки.

Но и менять распиновку ЭБУ стокового также стоит. При хорошей прошивке можно получить рост до 15% мощности и крутящего момента, что ощутимо скажется на эксплуатационных параметрах автомобиля.

Итоги и выводы – стоит ли брать б/у 4E-FTE?

Учитывая огромный ресурс и отсутствие серьезных неполадок, стоит задуматься о возможности купить данный двигатель в качестве свапа для вашего автомобиля. Но при покупке и выборе стоит учитывать некоторые особенности. Проверяйте пробег мотора – лучше брать варианты до 150 000 км. Убедитесь в том, что в комплекте есть необходимые навесные устройства, так как их покупка окажется дорогим занятием.



4E-FTE под капотом Toyota Starlet Также учтите, что силовой агрегат требователен к топливу и качеству обслуживания. Сервис ГРМ стоит проводить чаще, чем указано в заводских интервалах. В остальном по мотору практически не возникает серьезных проблем и нареканий.Заказать контрактный двигательУстал платить за штрафы? Выход есть! Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка – Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

Узнать в чем секретИспользуемые источники:

Есть ли недостатки у 4E-FTE? Отзывы и мнения

Эксперты считают этот мотор одним из лучших в своем сегменте. Двигатель имеет малый объем, хороший расход топлива, гоночные характеристики и выносливость. Но недостатки присутствуют у всех технических творений, даже у продукции известных мировых корпораций.

Среди основных минусов, которые можно встретить в отзывах, преобладают такие мнения:

  1. Трамблер. Эта система зажигания ненадежная, она часто дает сбои и оказывается сложной в ремонте. Продают немало подержанных трамблеров от данной серии авто.
  2. Топливные форсунки. Они нередко засоряются из-за плохого качества бензина. Чистка довольно сложная, а замена на новые окажется очень серьезной затратой для владельца.
  3. Цена. Даже изрядно походившие агрегаты привозят из Японии и продают за большие деньги. Двигатель со всем навесным обойдется около 50 000 рублей. Можно найти и варианты дешевле, но без ряда оборудования.
  4. Вся система впрыска топлива. Приходится нередко ремонтировать этот модуль и тратить деньги на чистку, обслуживание и замену мелких деталей.
  5. ГРМ. Ремень и основные ролики нуждаются в замене каждые 70 000 км, многие владельцы обслуживают мотор даже чаще. А стоимость комплекта для сервиса довольно высокая.

Эти минусы условные, но о них стоит помнить при выборе и покупке контрактного мотора. Если вы покупаете установку для замены не на Старлете, а на другом авто, стоит помнить о довольно специфическом блоке управления двигателем. Здесь его стоит покупать вместе с агрегатом, иначе найти и запрограммировать в будущем будет проблематично.

Двигатель 2E и его модификации



Двигатель 2Е.

2E, 2E-LU

2E — карбюраторный двигатель объемом 1.3 литра, с 12-клапанным одновальным ГРМ (SOHC) мощностью 65 л.с. (48 кВт) при 6000 об/мин (модификация 1984 г.в.), 74 л.с (55 кВт) при 6200 об/мин (модификация 1985 г.в.), 82 л.с. (61 кВт) при 6000 об/мин (модификация 1985 г.в.).

C 1986 по 1990 выпускалась также карбюраторная модификация 2Е: 2E-LU, мощностью 66 л.с. (49 кВт) при 6000 об/мин.

2ЕЕ — инжекторная версия 2Е мощностью 81 л.с. (60 кВт) при 6000 об/мин, выпускавшаяся с 1985 года. При одинаковом объеме, диаметре и ходе поршня имеет чуть более высокую степень сжатия — 9.5:1.

2E-TE, 2E-TELU


Двигатель 2Е-ТЕ.

В 1986 году, появилась версия 2Е, оснащенная турбонагнетателем — 2E-TE мощностью 101 л.с. (75 кВт).

Размеры и параметры цилиндро-поршневой группы двигателя остались неизменными (как у 2Е). Чуть позже вышла модификация 2E-TELU, с возросшей до 110 л.с. (81 кВт) мощностью.

Данный двигатель устанавливался только на Toyota Starlet EP76V Van, мощность 73 л.с. (54 кВт) при 6000 об/мин.

Совместно с двигателями 2Е ставилась либо АКПП А132, либо МКПП С150, С152 (турбо-версии двигателя)

Читайте также: