Установка тнвд на двигатель камаз 740

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Установка тнвд на двигатель камаз 740

СБОРКА СЕКЦИИ ТНВД ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Трудоемкость — 21,0 чел. мин.
55. Установить в корпус 14 (рис. 5) секции ТНВД поворотную втулку 10 плунжера, установить уплотнительные кольца 12 на корпус 14 плунжерной пары, собрать плунжерную пару и установить ее в корпус 14 секции, установить пружину 20, тарелку 21 пружины толкателя. При установке плунжерной пары совместить продольный паз втулки плунжера с фиксатором корпуса секции, плунжер устанавливается меткой на хвостовике в сторону отсечного отверстия втулки. (Верстак слесарный).

56. Установить в корпус 14 секции втулку 16 нагнетательного клапана, кольцо уплотнительное 2, седло клапана 3, клапан 4, регулировочные шайбы 6, упор пружины 8, завернуть штуцер 9 ТНВД. (Ключ гаечный 19 мм).

СБОРКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Трудоемкость — 86,0 чел. мин.

57. Завернуть шпильки 12 (рис. 4) крепления секций ТНВД в корпус ТНВД. (Шпильковерт).

58. Установить в корпус 28 (рис. 1) клапана шарик 37, направляющую клапана 29, две шайбы регулировочные 36, прокладку 31, ввернуть пробку 32 клапана перепускного. Регулировку клапана производить при испытании ТНВД. (Ключ гаечный 14 мм).

59. Установить ввертыш с прокладкой в корпус ТНВД, ввернуть перепускной клапан в сборе в ввертыш. (Ключи гаечные 17 мм).

60. Установить на кулачковый вал 21 (рис. 4) шайбы 22, запрессовать внутренние кольца 23 конических подшипников на кулачковый вал, установить вал в корпус 4. (Приспособление для установки подшипников кулачкового вала (рис. 8)).

61. Запрессовать в переднюю крышку 14 подшипника сальник 15, запрессовать в в крышки 2 и 14 корпуса ТНВД наружные кольца 3 подшипников кулачкового вала. (Молоток медный, оправка Д=30 мм, L = 100 мм).

62. Установить на переднюю крышку 14 уплотнительное кольцо 13, регулировочные прокладки 17, 18, 19, установить переднюю 14 и заднюю 2 крышки подшипников в корпус ТНВД и завернуть винты 1 и 16. Свободный ход кулачкового вала 21 должен быть не более 0,1 мм. Свободный ход регулируется подбором толщины регулировочных прокладок 17—19 под передней крышкой 14. (Отвертка с крестообразным шлицем, микрометр, штатив, индикатор).

63. Установить ролик 65 (рис. 1) на втулку 66, вставить в толкатель 63 плунжера, запрессовать ось 68 ролика в толкатель плунжера, запрессовать штифты 69, установить сухарь 67, вставить пяту 64 толкателя. (Молоток).

64. Установить толкатель 63 в сборе, штифт 44 установочный в секцию ТНВД, установить секции в корпус 9 ТНВД, стопорные шайбы 73, плоские шайбы 75 и завернуть гайки 72 с пружинными шайбами 74 крепления секций. (Головка Сменная 17 мм, вороток).

65. Установить шайбу 25 (рис. 2) на ось 26 рычага стартовой пружины. Установить рЫчаг 18 (рис. 1) реек в сборе с рычагом 24 (рис. 2) стартовой пружины, установить пружину 28 и зашплинтовать рычаг реек. (Пассатижи).

66. Установить рейки 5 и 77 (рис. 1) и зафиксировать их. (Отвертка 6,5 мм).

67. Установить четыре втулки 24 реек, завернуть стопорные винты 11 крепления втулки рейки с задней стороны в корпусе.(Отвертка 6,5 мм).

68. Установить кольца уплотнительные 25 на пробки 24 реек и завернуть пробки 26. (Ключ гаечный 32 мм).

69. Установить на задний конец кулачкового вала упорную втулку 47 (рис. 2), установить ведущую шестерню 48, в шестерню установить две вставки 49, четыре сухаря 50, запрессовать шпонку 51, установить фланец 52 ведущей шестерни, запрессовать эксцентрик 53 привода насоса топливоподкачивающего, установить стопорную шайбу 54, завернуть гайку 55 и застопори+ь ее подогнув на грани гайки усики стопорной шайбы. (Молоток, оправка Де„ = 18 мм Днар=30 мм L=100 мм, зубило).

70. Установить в промежуточную шестерню 43 стопорное кольцо 42, запрессовать подшипник 41, установить распорную шайбу 44, запрессовать подшипник 41, установить промежуточную шестерню 43 на ось 40 промежуточной шестерни, установить шайбу 45, завернуть гайку 46 и зашплинтовать ее шплинтом 39. (Пассатижи специальные, бородок, молоток, ключ гаечный 13 мм, пассатижи).

71. Установить на грузы ролики, запрессовать ось 37 (рис. 3) ролика, втулки 5 грузов, установить грузы 6 на державку грузов 3, запрессовать оси 4 грузов, установить на державку кольцо 38 (рис. 2) стопорное, установить прокладки 13, запрессовать подшипники 12, вставить державку грузов в сборе в корпус ТНВД и установить стопорное кольцо в канавку. (Молоток, оправка Двн = 31 мм Диар=40 мм L=100 мм, оправка Дви = 18 мм Днар=30 мм L = 100 мм, пассатижи специальные).

72. Завернуть на болт 36 регулировочный подачи топлива две ограничивающие гайки 37, завернуть болт 36 в развале ТНВД, завернуть гайку. Длина болта регулировки подачи топлива внутри развала должна быть 55±0,2 мм. Измерять от головки болта до наружной плоскости корпуса по оси болта. Зазор между корпусом насоса и ограничивающей гайкой должен быть 0,8—1 мм. Болт и ограничитель тщательно застопорить. Размер определяющий расстояние между точкой приложения главной пружины и образующей оси рычагов, должен быть 52+0,5 мм. (Ключ гаечный 10 мм, штангенциркуль ШЦ-1).

73. Установить корректор 27 (рис. 3) подачи топлива в рычаг 36 регулятора, пружину 29 корректора, завернуть корпус 30 корректора, завернуть гайку 31 корпуса, установить шайбу 33, завернуть гайку 32 корректора подачи топлива и зашплинтовать шплинтом 28. (Ключ гаечный 22 мм, 10 мм, пассатижи).

74. Установить на пяту упорную 10 рычаг 12 регулятора подачи топлива, запрессовать втулку 18 рычагов, палец 14. (Молоток, оправка Д=6,5 мм L=20 мм Д=8 мм L=60 мм).

75. Установить на муфту 9 грузов подшипник 8 муфты грузов, стопорное кольцо 7, втулку муфты грузов, установить муфту грузов в развал корпуса ТНВД. (Отвертка 4 мм).

76. Установить в развал корпуса ТНВД втулку дистанционную, шайбу оси рычагов, рычаг 16 муфты грузов, пружину 27 (рис. 2) регулятора, рычаг 23 пружины регулятора. (Отвертка 4,0 мм).

77. Установить ось 26 рычагов регулятора.

78. Установить трубку 1 (рис. 3) подвода смазки в державку грузов, установить прокладку 11 (рис. 2) задней крышки 2 регулятора, установить крышку 2 в сборе, завернуть винты 1 и 5 спружинны-ми 6 и плоскими 7 шайбами крепления задней крышки регулятора. (Отвертка 6,5 мм).

79. Установить в корпус ТНВД два установочных штифта 29, прокладку 19 крышки регулятора с рычагами, крышку 18 в сборе, завернуть болты 15 с пружинными шайбами 16 и 17 крепления крышки регулятора. Шплинтовать после испытания. (Вороток, головка сменная 10 мм).

80. Установить топливоподкачивающий насос и завернуть гайки с пружинными шайбами. (Ключ гаечный 13 мм).

81. Установить защитные кожухи 15 (рис. 1) секций ТНВД, завернуть винты 13 и 16. (Отвертка 8,0 мм).

82. Запрессовать на вал кулачковый сегментную шпонку 40, установить муфту 33 опережения впрыска топлива, завернуть кольцевую гайку 35 с пружинной шайбой 34 крепления муфты. Момент затяжки кольцевой гайки должен быть 100-120 Н.м (10-12 кгс.м). (Молоток, приспособление для снятия, разборки и сборки муфты опережения впрыска топлива, ключ динамометрический мод. ПИМ-1754).

83. Снять ТНВД с приспособления для испытания и регулировок.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2.2.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (ТНВД) ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Замена ТНВД на КАМАЗе, руководство

Привод управления подачей топлива камаз

Привод управления подачей топлива КАМАЗ, запчасти (рис. 4.1):
1 — ручка тяги останова двигателя; 2 — ручка тяги управления подачей топлива; 3. 5 — болты ограничения максимальной и минимальной частоты вращения коленчатого вала; 4 — рычаг управления регулятором; 6 — тяга; 7, 10 — рычаги; 8 — поперечный валик; 9 — задний кронштейн; 11 — оттяжная пружина; 12 — промежуточная (длинная) тяга; 13 — передний рычаг; 14 — передний кронштейн; 15 — тяга педали (короткая); 16 — уплотнитель педали; 17 — педаль

Открутив штуцеры с шайбами, отсоединяют подводящий топливопровод 12 (см. рис. 2.20) от ТНВД 5 и топливопровод 4 от ручного топливоподкачивающего насоса 2. Отвернув накидную гайку подводящего топливопровода 21 к насосу низкого давления 3 и выкрутив болт с шайбой скобы крепления топливопровода, отсоединяют его от насоса низкого давления. Отвернув штуцер с шайбами, отсоединяют дренажный топливопровод 10 от ТНВД. В отверстия топливопроводов и насосов устанавливают технологические заглушки. Отвернув штуцер с шайбами, отсоединяют от ТНВД подводящие топливопроводы к факельным свечам 9.

Система питания двигателя топливом камаз

Система питания двигателя КАМАЗ топливом, запчасти (рис. 2.20):
1 — топливопровод высокого давления; 2 — ручной топливоподкачивающий насос; 3 — топливоподкачивающий насос низкого давления; 4 — топливопровод к фильтру тонкой очистки; 5 — топливный насос высокого давления; б — топливопровод к электромагнитному клапану; 7 — электромагнитный клапан; 8 — сливной дренажный топливопровод форсунок правого ряда; 9 — факельная свеча; 10 — дренажный топливопровод высокого давления 11 — фильтр тонкой очистки топлива; 12 — подводящий топливопровод к насосу высокого давления; 13 — дренажный топливопровод фильтра тонкой очистки топлива; 14 — сливной топливопровод; 15 — топливный бак; 16 — топливопровод к фильтру грубой очистки; 17 — тройник; 18 — фильтр грубой очистки топлива; 19 — сливной дренажный топливопровод форсунок левого ряда; 20 — форсунка; 21 — подводящий топливопровод к насосу низкого давления .

Отвернув болт 8 (рис. 4.11) с шайбами 7, отсоединяют трубку подвода масла 6 от ТНВД 9. Затем выкручивают болты 4 с шайбами 5 крепления фланца трубки 3 отвода масла и отсоединяют фланец от блока ТНВД. Отвернув накидную гайку, отсоединяют трубку подвода воздуха к пневмоцилиндру рычага останова двигателя.

Установка ТНВД камаз

Установка ТНВД КАМАЗ, запчасти (рис. 4.11):
1 — кольцо уплотнительное; 2 — фланец; 3 — трубка отвода масла; 4. 8. 10 — болты; 5. 11 - шайбы; 6 -трубка подвода масла в сборе; 7 — шайба медная; 9 — ТНВД в сборе.

Выкрутив болты с шайбами скоб крепления топливопроводов 7 (см. рис. 2.20) высокого давления, снимают скобы с прокладками. Далее выкручивают соединительные гайки топливопроводов высокого давления с ТНВД, ослабляют соединительные гайки топливопроводов с форсунками 20, отводят топливопроводы 1 в сторону и устанавливают в отверстия топливопроводов и ТНВД технологические заглушки.

Подняв автомобиль, выкручивают болты с шайбами крепления крышки люка картера сцепления и снимают крышку. Вывернув болты с шайбами, отсоединяют фланец ведущей полумуфты от фланца ведомой полумуфты, поворачивая коленчатый вал ломиком за маховик через люк в картере, после чего автомобиль опускают. Открутив болты 10 (см. рис. 4.11) с шайбами 11, снимают ТНВД с двигателя.

При установке ТНВД поднимают автомобиль и проворачивают коленчатый вал до положения, соответствующего началу впрыска топлива в 1-м цилиндре, когда метка I (см. рис. 2.9) на заднем фланце ведущей полумуфты 4 находится в верхнем положении, а фиксатор маховика входит в углубление маховика. Установка начала впрыска топлива в первом цилиндре по меткамТНВД камаз

Установка начала впрыска топлива в первом цилиндре по меткам КАМАЗ, запчасти (рис. 2.9):
1 — автоматическая муфта опережения впрыска; 2 — полумуфта ведомая; 3 — стяжной болт; 4 — задний фланец ведущей полу муфты; I. II — метки.

ТНВД в сборе устанавливают в расточку блока цилиндров без перекосов и совмещают метки II на корпусе ТНВД и муфте опережения впрыска топлива. Надев на болты 10 (см. рис. 4.11) крепления ТНВД пружинные шайбы 11, затягивают болты крест-накрест в два приема в последовательности, указанной на рис. 4.12 [окончательный момент затяжки 14. 18Н*м(1,4. 1,8кгс*м)].

Последовательность затяжки болтов крепления ТНВД камаз

Последовательность затяжки болтов крепления ТНВД КАМАЗ (рис. 4.12)

Не нарушая взаимного расположения меток II (см. рис. 2.9), затягивают болт ведомой полумуфты привода, устанавливают ручку фиксатора маховика в верхнее положение и проворачивают коленчатый вал ломиком через люк в картере сцепления на один оборот, после чего затягивают второй болт ведомой полумуфты. Затем устанавливают крышку люка и завертывают болты ее крепления.
Сняв технологические заглушки, присоединяют топливопроводы 1 (см. рис. 2.20) высокого давления к ТНВД и накручивают соединительные гайки топливопроводов на штуцеры ТНВД форсунок. Затем устанавливают скобы крепления топливопроводов 1 с прокладками и закрепляют их болтами с шайбами. При установке скоб левого ряда цилиндров устанавливают кляммеры крепления тяг останова двигателя и управления подачей топлива с прокладками.
К пневмоцилиндру рычага останова двигателя присоединяют трубку подвода воздуха и закручивают накидную гайку. К блоку ТНВД присоединяют фланец трубки 3 (см. рис. 4.11) отвода масла с уплотнительным кольцом и закручивают болты 4, подложив под них пружинные 5 и плоские шайбы. Установив трубку 6 подвода масла в сборе с болтом 8 и шайбами 7, закрепляют болт [момент затяжки 45. 50 Н*м (4,5. 5,0 кгс*м)].
Сняв технологические заглушки, присоединяют к ручному топливоподкачивающему насосу 2 (см. рис. 2.20) топливопровод 4, идущий к фильтру 11 тонкой очистки топлива, и закрепляют его штуцером с шайбами. К ТНВД присоединяют топливопровод, подводящий к факельным свечам 9, и закрепляют его штуцером с шайбами. Сняв технологические заглушки, присоединяют к ТНВД дренажный топливопровод 10 и подводящий топливопровод 12, закручивают их крепления с шайбами. Вынув из отверстия штуцера насоса 3 низкого давления и подводящего топливопровода 21 от фильтра грубой очистки топлива технологические заглушки, устанавливают подводящий топливопровод на штуцер насоса низкого давления и присоединяют его, завернув накидную гайку. Установив на двигатель скобу крепления подводящего топливопровода от фильтра грубой очистки топлива к ТННД, закручивают болт крепления скобы с пружинной шайбой.
К рычагу 4 (см. рис. 4.1) управления регулятором присоединяют наконечник тяги 6 и затягивают гайку с шайбой шарового пальца головки тяги. Тяги останова двигателя и управления подачей топлива присоединяют к рычагам 4 и закручивают винты зажимов тяг. Оболочки тяг устанавливают в прижимы кронштейна регулятора и затягивают винты крепления прижимов.
На завершающем этапе топливную систему прокачивают ручным топливоподкачивающим насосом в течение 2. 3 мин. Затем запускают двигатель, проверяют герметичность системы питания и минимальную частоту вращения коленвала, при необходимости устраняют негерметйчность и регулируют минимальную частоту вращения. Она не должна превышать 600 оборотов в минуту и регулируется болтом 5. После регулировки затягивают контргайку и опускают кабину автомобиля.

Проектирование процесса ремонта ТНВД КамАЗ 740

Разработчики двигателей КАМАЗ сделали все возможное для того, чтобы они работали максимально надежно. Однако условия эксплуатации любого грузового автомобиля достаточно сложные, также качество используемого топлива оставляет желать лучшего.

Все это приводит к тому, что в двигателях могут возникнуть определенные неисправности. Двигатель может выйти либо полностью, либо частично. Силовая установка будет работать, однако ее обороты будут значительно меньше тех, которые прописаны в технических характеристиках.

В автомобилях КАМАЗ применяется топливный насос высокого давления. При выходе его из строя, вся система подачи топлива не работает. Ремонт ТНВД помогает решить проблему. Однако для восстановления необходимо найти причину неполадки и осуществить полную разборку агрегата. В работе используйте оригинальные запчасти, отвечающие установленным требованиям и стандартам.


Устройство и принцип работы

Устройство ТНВД включает в себя такие механизмы, как:

  • корпус насосного отсека;
  • корпус крышки подшипника топливного насоса высокого давления;
  • шланг подкачки;
  • плунжерная пара и толкатель плунжера;
  • пружинные элементы;
  • регулятор выбора режимов и фильтры грубой и тонкой очистки;
  • штуцер системы слива и впрыска топливной жидкости;
  • регулятор впрыска горючего;
  • клапан редукционного типа;
  • клапан электромагнитного типа, который необходим для перекрытия подачи топлива;
  • рейка, форсунка и полумуфта.

Устройство топливного насоса

Принцип работы ТНВД заключается в следующем:

  1. От механизма коленвала при помощи механической передачи задается движение.
  2. Начинается вращение вала кулачкового типа. Это вращение провоцирует смещение толкательных элементов.
  3. Толкатели начинают сжимать специальные пружины.
  4. Пружины провоцируют начало работы плунжера и поднимают его.
  5. Плунжер загораживает клапан впускного типа и вытесняет топливную жидкость.
  6. Топливо начинает распыляться при помощи форсунок.
  7. Плунжер опускается и открывает впускной механизм.

Где стоит обратный клапан

Обратный клапан пропускает топливо только в одном направлении – из топливного бака в двигатель. При выключении мотора он блокирует слив неиспользованного топлива обратно в топливный бак. Не стоит путать обратный клапан с редукционным клапаном, который регулирует давление топлива при подаче на форсунки, в случае неисправности РК топливо подавалось бы без давления, что делает невозможным дальнейшее его продвижение в двигатель.

Обратный клапан расположен на топливной рампе между баком для топлива и форсунками. Такое расположение позволяет выполнять, кроме основных функций, регулировку давления на входе ТНВД. На моделях КамАЗ, предназначенных для работы в арктических условиях, ОК располагается перед системой подогрева.

фильтр камаз


Ремонт водяного насоса (помпы) двигателя КамАЗ 740

Водяной насос (помпа) двигателя КамАЗ 740 крепится на переднюю левую часть блока цилиндров. Для крепления к блоку, в корпусе помпы имеется три отверстия под болты. Ремонт помпы может потребоваться в случае потери ею герметичности и образования течи охлаждающей жидкости, а также если заклинил вал водяного насоса.

  1. Шкив
  2. Шайба пылеотражательная
  3. Стопорное кольцо
  4. Подшипники 1160305-А и 1160304-К 5
  5. Шпонка вала
  6. Вал водяного насоса
  7. Манжета водяного насоса
  8. Корпус водяного насоса
  9. Сальник
  10. Кольцо упорное
  11. Кольцо уплотнительное
  12. Обойма кольца уплотнительного
  13. Крыльчатка
  14. Масленка
  15. Заглушка насоса

Для демонтажа насоса для произведения ремонтных работ:

  • слейте охлаждающую жидкость,
  • снимите ремни привода со шкива,
  • выверните три болта крепления,
  • отсоедините водяные трубы.

После демонтажа помпы с двигателя, разберите насос в следующем порядке:

  • отогните стопорную шайбу и, удерживая валик от проворачивания за шкив, отвер­ните колпачковую гайку;
  • снимите крыльчатку съемником;
  • снимите уплотнительное резиновое кольцо с обоймой и упорное кольцо;
  • снимите сальник;
  • выверните болт, снимите шайбу;
  • снимите шкив съемником;
  • снимите шпонку и пылеотражатель;
  • снимите стопорное кольцо;
  • снимите вал в сборе с подшипниками;
  • снимите манжету.

Для ремонта водяного насоса КамАЗ вам могут понадобиться запасные части, входящие в ремонтный комплект:

  1. Манжета армированная
  2. Сальник
  3. Вал
  4. Подшипник вала 1160305-А
  5. Подшипник вала 1160304-К
  6. Уплотнительное кольцо
  7. Стопорное кольцо
  8. Шпонка вала
  9. Крыльчатка

В процессе эксплуатации помпы, обратите внимание, что отверстия выполненные в корпусе водяного насоса не должны быть закупоренными. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между уплотнением и подшипником.

Нижнее отверстие предназначено для контроля герметичности торцового уплотнения и одновременно выполняет функцию дренажного отверстия. При выявлении течи рабочей жидкости из нижнего отверстия торцовое уплотнение подлежит замене.

Также осуществляете смазку подшипников через масленку.



ТНВД Бош КамАЗ Евро-3: устройство и регулировка

Немецкий ТНВД для КамАЗ Евро-3 является частой комплектующей новых моделей. Однако, насосы от Бош ломаются чаще. Дело в том, что условия эксплуатации грузовых автомобилей в России сильно отличаются от немецких, поэтому многие владельцы заменяют ТНВД Бош на ЯЗДА (Ярославских завод). Последние уступают в точности измерения порций поступающего топлива, но лучше подходят для эксплуатации на местных дорогах.

Устройство ТНВД Бош КамАЗ Евро-3 принципиально не отличается от Евро-2 или отечественных ТНВД.

Для исправной работы необходима регулярная диагностика ТНВД и регулировка, которая необходима в следующих случаях:

  • Повышенный расход топлива
  • Отсутствие подачи топлива к форсунке
  • Шумы в насосе


Признаки неисправности ТНВД

Ремонт топливной аппаратуры автомобиля КАМАЗ может потребоваться в том случае когда:

  1. Динамика работы автомобиля начала проседать.
  2. Появились характерные звуки, в процессе работы двигателя автомобиля.
  3. В процессе работы на корпусе топливного насоса образовались подтеки.
  4. При работе автомобиля исчезает плавность хода, обороты двигателя могут меняться практически мгновенно.
  5. Увеличился расход топлива на 100 км пробега.
  6. Обороты двигателя не меняются в процессе нажатия на педаль газа.
  7. Топливо не попадает в насос.

ТНВД Бош КамАЗ Евро-2: устройство и регулировка

ТНВД Бош Евро-2 состоит из:

  • Корпус
  • Муфта опережения впрыска
  • Всережимный регулятор
  • Плунжеры
  • Подкачивающий насос
  • Вал
  • Пружины
  • Клапаны

Управление ТНВД Бош бывает механическим и электронным, на Евро-2 часто устанавливают электронное управление.

Чаще всего поломки происходят при длительной эксплуатации, изнашиваются плунжеры и насосы. По причине этих поломок топливо подается в большем количестве либо вообще не подается.

Для того, чтобы предотвратить поломку ТНВД, необходимо ежедневно удалять отстой из фильтра грубой очистки, несколько раз в год менять фильтры тонкой очистки. При поломке ТНВД лучше обратиться к специалисту.

фильтр тонкой очистки топлива камаз
прокачиваем систему
топливные фильтра

Помпа КамАЗ: как поменять

Устройство и принцип работы

Водяная помпа представляет собой насос центробежного типа, который состоит из:

  • корпуса;
  • вала;
  • 2 шарикоподшипников;
  • торцевого уплотнения;
  • крыльчатки;
  • шкива.

Литой корпус выполнен из чугуна или алюминия и имеет 2 патрубка: всасывающий — соединен с радиатором, а напорный — с рубашкой блока цилиндров. Такая схема подключения дает возможность перекачки уже охлажденной в радиаторе жидкости.

На корпусе помпы имеется 2 отверстия: верхнее служит для вентиляции полости подшипникового узла, а нижнее предназначено для контроля протечек антифриза при нарушении герметичности уплотнения; оно одновременно выполняет роль дренажа.

В связи с тем, что привод помпы механический и напрямую связан с двигателем, скорость циркуляции ОЖ зависит от оборотов мотора. Чем выше частота вращения, тем интенсивней охлаждение.

Торцевое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза из гидравлической (водяной) полости в подшипниковый узел. Оно устанавливается на вал и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) части.

Герметичность обеспечивается графитовыми уплотняющимися поверхностями, на которые наносится графитовая смазка.

Для создания плотного соединения на подвижной части уплотнительного устройства устанавливается пружина. Со временем графитовые поверхности вырабатываются и теряют герметичность. В этом случае есть возможность их замены. Рабочее колесо надевается на вал помпы и стопорится гайкой. Насос устанавливается на блок цилиндров на специальную прокладку, уменьшающую вибрацию.

Неисправности и ремонт

Причиной неисправности водяного насоса является потеря герметичности торцевого уплотнения. После попадания горячей ОЖ в полость расположения подшипников из последних вымывается смазка.

Через некоторое время помпа начинает греметь, а потом ее заклинивает.

Самостоятельная диагностика позволяет выявить такой дефект по течи антифриза из контрольного отверстия, люфту вала, а в зимнее время — по снижению эффективности работы печки кабины.

Восстановление работоспособности насоса можно провести путем агрегатной замены. Но большинство водителей делают ремонт помпы КамАЗа своими руками.

Если в ЗИПе имеются необходимые детали или вал в сборе, то отремонтировать помпу совсем несложно. Для этого необходимо снять насос со штатного места, разобрать и заменить дефектные детали.

Отличительной особенностью водяного насоса КамАЗа Евро является то, что вентилятор обдува крепится не на шкив помпы, а на гидромуфту.

Неисправности и ремонт

Ремонт ТНВД КамАЗа можно делать самостоятельно при наличии необходимых инструментов и оборудования.

Основные неисправности ТНВД и причины их появления:

  1. Вода в топливном механизме. Данная поломка может свидетельствовать о неисправности топливного фильтрующего элемента, разбавленном топливе, нарушении герметичности топливных приводов.
  2. Уменьшенная и неравномерная подача рабочей жидкости. В этом случае рекомендуется проверить плунжер на наличие повреждений, а также осмотреть клапаны нагнетательного типа, хомуты рейки. Следует проверить пропускную способность форсунок.
  3. Уходит солярка. Причиной данной поломки может стать нарушение герметичности топливного привода. Поврежденный элемент следует заменить.
  4. Рвет привод. Рекомендуется осмотреть коленчатый вал, а также основные узлы силового агрегата на наличие повреждений и инородных тел.
  5. Запаздывание системы впрыска рабочей жидкости. Такая неисправность может быть вызвана повреждениями плоскости регулировочного болта толкательного элемента, оси ролика и сбоями частоты вращения кулачкового вала.

Обслуживание ТНВД

Как снять и разобрать

Снятие с двигателя:

  1. Снять клемму с аккумулятора.
  2. Демонтировать радиатор.
  3. Убрать вакуумный насос.
  4. Демонтировать направляющую трубу масляного щупа.
  5. Убрать фильтрующий механизм масляного фильтра.
  6. Провернуть коленвал в направлении вращения до упора.
  7. Отсоединить топливные приводы.
  8. Убрать вакуумный шланг.
  9. Заблокировать коленвал от проворачивания.
  10. Отвернуть болт в центре муфты.
  11. Снять натяжитель цепи.
  12. Вытащить насос, демонтировав привод педали подачи топливной жидкости.

Ремонт грузовика

Разборка ТНВД КамАЗа делается следующим образом:

  1. Необходимо снять клапан дозирующего типа с торцевой части корпуса насоса. Для этого нужно отвернуть болты прижимной пластины, освободить клапаны опережения системы впрыска.
  2. Затем следует снять крепления на верхней крышке.
  3. Нужно разобрать плату управления, получив доступ к электронике.
  4. Необходимо выставить требуемое положение коленчатого вала.
  5. Затем нужно демонтировать подшипник при помощи специального оборудования.
  6. В конце следует промыть все детали и отполировать их поверхность.

Регулировка пневмокорректора

Функцией пневмокорректора ТНВД КамАЗ 740 явля6ется регулировка подачи топлива. При снижении давления воздушного потока сокращается количество подаваемого топлива, что предотвращает перегревание и дымление двигателя. Также работа такой аппаратуры влияет на расход моторного масла: если все исправно, то расход масла равномерный.

Регулировка пневмокорректора позволяет изменять количество топлива, попадающего на форсунки. Весь процесс очень прост, не имеет сложной последовательности действий и легко осуществляется своими руками. Пневмокорректор регулируется двумя болтами:

Первый отвечает за натяжение пружины и располагается соосно с золотником. Корректор срабатывает при повышенном давлении, а значит необходимо увеличить силу натяжения пружины, закручивая болт.

Второй винт отвечает за непосредственную подачу топлива, его раскручивание увеличит объем поступающего топлива.

В Интернете можно найти картинки и видео, пошагово показывающие регулировку корректора. Схема корректора подачи топлива:

Схема корректора подачи топлива

Как добавить или убавить топливо

Регулировка ТНВД Бош на КамАЗе дает возможность добавить топливо, т.е. выставить необходимое значение подачи топливной жидкости.

Порядок действий при уменьшении горючего:

  1. При помощи ключа на 13 нужно выполнить настройку подачи воздушного потока к механизмам силового агрегата. Благодаря этому дизель сможет смешиваться с воздухом.
  2. Сделать регулировку корректора и запустить мотор для тестирования.
  3. При необходимости нужно дополнительно подкрутить подачу воздушного потока до тех пор, пока не перестанет валить дым.

Для того чтобы прибавить топливо на ТНВД КамАЗа (Евро-2 или Евро-3), нужно сделать следующее:

  1. Подкрутить специальные винты, которые расположены в верхней и боковой части подачи рабочей жидкости.
  2. Во время выкручивания болтов нужно увеличивать промежуток для прохождения горючей смеси. Это поможет нормализовать работоспособность силового агрегата и системы смазки топливного насоса высокого давления.
  3. Увеличив диаметр отверстия, следует завести двигатель и проверить работу всех систем.

Как правильно установить

Установка (монтаж) топливного насоса должна проходить на специальном оборудовании.

Для того чтобы правильно поставить и установить на КамАЗ топливный насос высокого давления, делают следующее:

  1. Устанавливают транспортное средство на специальную платформу.
  2. Монтируют муфту ведомого типа на муфту опережения и закрепляют все при помощи болтов.
  3. Поворачивают муфту таким образом, чтобы бобышки полумуфты ведомого типа встали в горизонтальное положение, а отметка на торцевой части была в зоне указателя.
  4. Устанавливают фланец в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин. Фланец должен располагаться на левой части корпуса.
  5. Устанавливают на мотор топливный насос вместе с муфтой и закрепляют все крепежными болтами.
  6. Перед тем как затянуть болты, регулируют плоскостность пакетов пластин, перемещая фланец по валу привода.
  7. На блок цилиндрических элементов насос монтируют в вертикальном положении, не допуская его завала.
  8. Соединяют секции ТНВД с форсунками.
  9. Регулируют угол опережения системы впрыска.
  10. Проверяют наличие масляной жидкости в корпусе ТНВД.
  11. Подсоединяют трубы подвода и отвода масла.

Основные правила установки впрыска

Есть несколько правил установки момента впрыска, которых следует придерживаться.

Установка момента впрыска

Для выполнения процедуры требуется подготовить металлический стержень диаметром 10 мм, длиной 30-40 см и гаечный ключ на 17 мм.

Справка! Компоненты дизельного мотора топливной аппаратуры являются высокоточными приборами, и при установке ТНВД V-образного типа на двигателе требует безупречного определения угла момента впрыска форсункой дизтоплива в рабочий цилиндр на такте сжатия. Ошибка ценой в один градус может спровоцировать выход силового агрегата из строя и повлечь за собой проведение его капитального ремонта.

Как правильно выставить зажигание на грузовых автомобилях КамАЗ Евро-1, 2, 3: метки ТНВД, 740 двигатель, видео регулировки

Настройка дизельного грузовика

Когда и зачем нужна регулировка

Во время работы системы поршень подходит к верхней мертвой точке, в камере образуется высокое давление и подается топливо. Если угол опережения впрыска выставлен неправильно, топливная смесь загорается с опозданием (поздний впрыск) или опережением (ранний впрыск). Это приводит к неполному сгоранию горючего и неисправностям в работе цилиндров, соответственно, к снижению эффективности мотора и повышению износа деталей.

При сгорании смеси с опережением поршень еще не доходит до верхней точки, в это время горючее поступает в камеру. Происходит излишняя трата энергии на его поднятие, выделяющиеся газы и сгорающая смесь оказывают сопротивление. При позднем зажигании горение завершается при такте расширения и закрывающемся выпускном клапане. В результате поршень не получает импульса, энергия распределяется между толкателем и блочными стенками, что приводит к перегреву.

Признаки раннего и позднего воспламенения:

  • невозможность запустить двигатель;
  • большой расход топлива;
  • понижение приемистости и мощности;
  • неравномерная работа мотора на холостых оборотах;
  • неисправности регулятора количества горючей смеси.

Поэтому необходимо производить регулировку системы зажигания (СЗ).

Как выставить зажигание на КамАЗе

Если систему отрегулировать точно по отметкам, агрегат будет работать на номинальном режиме и иметь стандартные характеристики топливного насоса высокого давления (ТНВД), силового мотора и топлива.

Для проверки СЗ необходимо:

  • детали выставить по меткам;
  • затянуть приспособления для фиксации;
  • запустить двигатель.

Схема установки угла опережения впрыска

Наличие неисправности механизма указывает на нарушение расстановки узлов. Детали ставятся правильно так:

Для исправления ситуации все элементы откручивают, выставляют на 180° и повторно включают двигатель.

Схема проводки КАМАЗ

Настройка зажигания КамАЗ 5320

Если знать, как правильно выставить порядок зажигания на модели 5320 без дополнительной аппаратуры, можно быстро настроить механизм в полевых условиях, когда нет возможности добраться до мастерской.

Как мы уже знаем, для рациональной работы двигателя СЗ необходимо регулировать строго по меткам-ориентирам.

В рассматриваемой модели грузовика ТНВД ставится на шпонку сбоку коробки, а муфта может фиксироваться в 2-ух положениях с различием в 180o. С большей долей вероятности можно предположить, если прижимающий винт привода будет в высшей точке, значит ориентиры расположены друг напротив друга — система выставлена верно. Заведите мотор для проверки после закручивания гаек.

В случае, если произведена неправильная регулировка, куда раньше зажигание, куда позже срабатывает можно понять по характерным признакам, описанным в начале статьи. Если вы ошиблись на 180o, двигатель не заведется, а из выхлопной трубы пойдет белый дым. В этом случае открутите детали и разверните их на 180o.

Евро-1

Настройки, установленные на заводе, больше относятся к позднему впрыску. В качестве примера для Евро-1 рассмотрим КамАЗ-740. Если необходимо поставить ТНВД и установить угол момента впрыска, выполняют следующее:

  • поднимают кабину и защелкивают фиксаторы на опорах;
  • находят шток, приподнимают его, проворачивают на 90° на кожухе маховика и отпускают в прорезь корпуса;
  • отпускают 2 болта для фиксации ключом на 17 мм;
  • изымают защитный щиток;
  • вставляют стальной стержень размером 10х400 мм сквозь прорезь кожуха в маховик;
  • коленвал вращают по часовой стрелке до блокировки;
  • проверяют состояние приводного вала ТНВД в блочно-цилиндровом развале;
  • при расположении муфты ТНВД шкалой вверх соединяют исходную точку с отметкой и скрепляют 2 болтами;
  • при обратном состоянии механизма приподнимают стопорное устройство, проворачивают коленчатый вал на 1 оборот и повторяют процедуры.

Процедура регулировки

Евро-2

Для КамАЗа Евро-2 процедура установки зажигания аналогична предыдущей. Разница заключается в завершающей фазе. После крепления болтами стопор поднимают, поворачивают на 90° и устанавливают в паз для посадки детали. Снизу кожуха маховика осуществляется монтаж грязезащитного щитка. Кабина занимает исходное состояние. Фиксаторы располагают сверху.

Помимо вышеописанного способа существует любительский. На видео показано, как можно легко выставить ТНДВ простой лампочкой на 12 В, патрона и привода (для подключения к питанию КамАЗа).

  1. Подключить лампочку к проводу, идущего от трамблера, и заземлить на массу грузовика.
  2. Трамблер повернуть в обратную сторону.
  3. В момент включения лампы остановиться, зафиксировав положение корпуса, фиксирующие гайки затянуть.

Таким нехитрым способом можно настроить СЗ своими руками без специальных инструментов.

Евро-3

Эксплуатационные особенности ЗЗ:

Чтобы правильно установить зажигание на КамАЗ Евро-3 ТНВД БОШ, выполните следующее:

  • открутите болты на планке регулятора при помощи шестигранника-трубки на 8 мм и откройте отверстие;
  • вращайте кулачковый вал, до появления зуба;
  • заблокируйте в этом месте вал, оно и будет указывать на точку подачи топлива для первого цилиндра двигателя КамАЗа с бошевским ТНВД.

Как понять, что все сделано правильно

Настраивать СЗ надо правильно, иначе двигатель будет работать плохо. После проведения операций его включают и проверяют. Если появляются признаки некорректного возгорания, все манипуляции продолжают до появления характерного звона при активном нажатии газового рычага. При небольшом проворачивании он проходит. Это указывает на получение точного результата. Правильная настройка точки впрыска позволяет усилить тягу и уменьшить расход горючего.

ТНВД Камаз: устройство, принцип работы и ремонт

ТНВД – это Топливный Насос Высокого Давления. Ставиться он на дизельные двигатели и предназначен для подачи топлива в топливную систему под высоким давлением, для наилучшего сгорания его в цилиндрах.

Устройство ТНВД

Рис.1 - Подробная схема всех элементов топливного насоса для автомобилей Камаз с двигателем 740.


Принцип работы

Из бака, через фильтр грубой очистки, с помощью топливного насоса низкого давления топливо, по топливопроводу, поступает сначала в фильтр тонкой очистки, а потом на вход в ТНВД. От коленвала двигателя передается крутящий момент на топливный насос, а точнее на кулачковый вал, который в свою очередь приводит в действие толкатели. Толкатели давят на пружины, которые поднимают плунжер. Плунжер закрывает впускной клапан, топливо подается на форсунки, которые распыляют его уже в цилиндрах. Кулачковый вал, проварачиваясь дальше опускает плунжер, открывая, тем самым, поступление топлива в ТНВД и процесс повторяется.

Вроде бы ничего сложно, однако, это не совсем так. Любой ТНВД это очень сложный механизм, основой которого являются плунжерные пары. Их изготавливают с очень высокой точностью. Одна такая пара состоит из цилиндра и поршня, который, перемещаюсь и создает высокое давление в системе.

ТНВД двигателя Камаз 740 представляет собой V-образное устройство, в каждой половине которого находится по 4 плунжерные пары. Внизу корпуса насоса находится кулачковый вал, на который от коленвала и передается крутящий момент. Кулачки на валу передают поступательные движения на поршни каждой пары. Работа поршней ТНВД строго синхронизирована с работой поршней самого двигателя с помощью пружинных толкателей.


В конструкции каждой плунжерной пары есть несколько клапанов, как впускных так и выпускных и специальных канавок для отвода лишнего топлива. За направлениями потока топлива отвечают специальные автоматически клапанные механизмы.

Возможные неисправности в работе ТНВД и их ремонт

В топливном насосе двигателя Камаз 740 высокое давление создается за счет очень плотного прилегания поршня в цилиндре плунжерной пары. В случае какого либо нарушения этой плотности в топливной системе падает давление и двигатель вообще может не запуститься или работать не ровно, с перебоями. Длительную и безаварийную работы ТНВД в первую очередь обеспечивает качественное дизельное топливо. Для дизельных моторов это одно из главных условий успешной эксплуатации. Внимательно отнеситесь к выбору АЗС, на которой заправляетесь.

Для того, чтобы двигатель КАМАЗ и ТНВД работали исправно и долго своевременно проводите все необходимые регламентные работы по их техническому обслуживанию, а особое внимание стоит уделить замене топливных фильтров, как грубой, так и тонкой очистки. Старайтесь покупать оригинальные расходные материалы у официальных дилеров или в авторизированных сервисных центрах.

Как и у любого механизма у ТНВД есть свой ресурс, который он в любом случае со временем выработает. Но инженеры Камаза разработали ремонтопригодный агрегат, который можно восстановить, заменив изношенные детали. Но ремонтировать топливный насос высокого давления стоит на специализированных станциях, которые оборудованы стендом проверки топливной системы под давлением. Такое оборудование поможет выявить как явные, так и скрытые неисправности. После проведения ремонта ТНВД должен пройти ряд стендовых испытаний и точную настройку вместе топливными форсунками.

Основные причины выхода ТНВД из строя

  • Вода в топливной системе. Причин появления воды в системе может быть несколько: некачественный или изношенный топливный фильтр; большой процент воды в дизельном топливе; нарушение герметичности топливопровода из-за чего образуется конденсат внутри на трубках.
  • Механические примеси в топливе. Примеси могут появляться опять же из-за плохих топливных фильтров. Так же рекомендуется периодически проводить очистку топливного бака от образований парафина и т.п. отложений.
  • Плохие смазывающие качества дизельного топлива. Причина этого может скрывать в применение не сертифицированных присадок. Не поддавайтесь рекламе и не добавляйте в топливо ничего лишнего, чего не рекомендует производитель.
  • Не герметичный топливопровод. В этом случае идет постоянный подсос воздуха в систему, повышающий коэффициент трения в плунжерных парах, что приводит к их быстрому износу.

Самые часто встречающиеся неисправности

  • Неравномерная подача топлива. Причина скорее всего кроется в поврежденной плунжерной паре. Так же рекомендуется проверить клапаны топливного насоса, а также работу форсунок.
  • Повышенный расход топлива. Причина банальна – повреждения топливопровода.
  • Запаздывает впрыск. Проблема может скрываться в регулировочном болте толкателя или в поврежденном кулачковом вале.

Видео, подробно описывающее работу топливной систему двигателя Камаз 740.

Регулировка подачи топлива

Как снять ТНВД

  1. отсоединить тросики ручного управления рычагом остановки двигателя и рычагом управления регулятором,
  2. снимите тягу управления подачей топлива,
  3. отсоедините все трубопроводы подвода топлива к насосу, отводящий и дренажный трубопроводы и трубопровод от фильтра тонкой очистки топлива,
  4. отсоедините трубку для подвода масла к насосу и, масло отводящую трубку,
  5. выкрутите стяжной болт переднего фланца ведущей полумуфты и два болта ведомой полумуфты (для того, чтобы выкручивать болты было удобно нужно провернуть коленвал через люк картера сцепления),
  6. отсоедините топливопроводы факельных свечей,
  7. снимите топливопроводы высокого давления,
  8. отсоедините трубку, которая подводит воздух к рабочему цилиндру вспомогательного тормоза,
  9. открутите четыре болта, которые крепят ТНВД,
  10. снимите собственно сам насос.

Порядок разборки

  • вывернуть винты крепления задней крышки регулятора частоты вращения и снять крышку в сборе с насосом низкого давления;
  • снять автоматическую муфту опережения впрыска топлива, используя приспособление И-801.16.000. Сначала отвернуть гайку 2 (рис. а) крепления муфты. Для этого вставить отвертку 4 в паз гайки и, удерживая муфту 1 от вращения, ключом 3 отвернуть гайку. Затем, вворачивая в муфту съемник 5 (рис. б), снять муфту;


  • распломбировать и вывернуть винты крепления защитных кожухов секций ТНВД и снять кожуха;
  • распломбировать и вывернуть болты крепления верхней крышки регулятора и снять крышку;
  • вынуть ось рычага регулятора и снять рычаг регулятора с рычагом муфты грузов, муфтой, пружиной регулятора и рычагом пружины;
  • снять стопорное кольцо и державку грузов в сборе;
  • вывернуть пробки реек, вынуть втулки реек, затем сами рейки, предварительно расстопорив их;
  • отвернуть гайки крепления секций ТНВД, снять стопорные шайбы штуцеров секций и вынуть секции ТНВД и толкатели плунжеров;
  • расшплинтовать и отвернуть гайки и, используя съемник И-801.26.000, снять эксцентрик привода насоса низкого давления, ведущую шестерню регулятора и промежуточную шестерню;
  • снять второй подшипник с оси промежуточной шестерни;
  • выбить шпонки с носка и хвостовика кулачкового вала, снять крышку заднего подшипника, вынуть кулачковый вал в сборе с подшипниками и снять крышку переднего подшипника;
  • используя съемник И-801.30.000, снять подшипники с кулачкового вала;
  • секции ТНВД и топливоподкачивающий насос низкого давления разобрать в приспособлении И-801.20.000. Для выпрессовки нагнетательного клапана секции ТНВД использовать приспособление И-801.21.000.

Сборка и установка ТНВД после ремонта

Сборка ТНВД, как и положено, проводится в обратном порядке. Чтобы установить подшипники на кулачковый вал используется приспособление И-801.27.000. Свободный ход вала должен быть не больше 0,1 мм, делается это путем подбора регулировочных прокладок под крышку переднего подшипника кулачкового вала.

Установка ТНВД:

  • проверните коленвал до его положения, которое соответствует началу впрыска топлива в первый цилиндра (фиксатор находится в зацеплении с маховиком), проверьте, чтобы метка I на заднем фланце ведущей полумуфты привода должна быть вверху;
  • установите топливный насос на двигатель, совместив при этом метки II на корпусе насоса и муфте опережения впрыска топлива;
  • затяните болты крепления насоса;


Рис.3 - Порядок затяжки болтов крепления, топливного насоса высокого давления

  • не нарушая взаимного расположения меток, затяните верхний болт ведомой полумуфты привода, переставьте фиксатор в мелкий паз, проверните коленвал на один оборот и затяните второй болт ведомой полумуфты, затяните стяжной болт переднего фланца полумуфты;
  • установите крышку люка картера сцепления;
  • подсоедините трубопроводы высокого давления, маслоподводящую и маслоотводящую трубки, трубку подвода воздуха к пневмоцилиндру вспомогательного тормоза, трубопроводы низкого давления, тягу управления подачей топлива, тросики ручного управления рычагом останова и рычагом управления регулятором.

После установки ТНВД запустите двигатель и болтом отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода, которая не должна превышать 600 об/мин.

Читайте также: