Включи мне лада 4

Обновлено: 10.05.2024

Цены начинаются от 465 700 рублей за простейшую комплектацию Стандарт на штампованных колёсах. Urban стоит 512 700, а пятидверная модификация, которую красят только в «металлик», обойдётся на 35 600 рублей дороже.

Сверхновая Нива? В отношении «легкового автомобиля повышенной проходимости» родом из Тольятти эти слова звучат пронзительно иронично. Ага, новая — уж без малого сорок лет как. И уже десять, как Lada 4x4 перестала быть Нивой. Однако забыть девичью фамилию никак не получается. Буду по привычке звать её Нивой. Барышня наша меж тем снова на выданьи — теперь она Урбан. С новыми бамперами.

Строго говоря, Urban — всего лишь топ-версия с полным набором опций, большая часть которых доступна и для обычной Лады 4х4. Это и кондиционер, и электростеклоподъёмники, и литые диски. Особенными, сугубо «урбанскими» элементами являются уже упомянутые бамперы, дополнительная шумовиброизоляция и электрические зеркала с подогревом. А ещё мебель в салоне обтянута тканью с весёленькой оранжевой прострочкой.

Пережив рыночную мумификацию, Нива превратилась в конвейерный янгтаймер, став привлекательной для молодой неформальной аудитории. Той, что пилит селфи, питается бургерами и посещает барбершопы. В цивилизованных странах для хипстоты изобретают такие ретроигрушки, как двухколёсные Triumph Thruxton и Ducati Scrambler или как Mini Cooper да Fiat 500. В России не пришлось ничего придумывать — Нива просто дождалась второй молодости.

Вопрос — готова ли изнеженная в комфорте молодёжь к сюрпризам, которыми встречает Lada 4x4? Я на себе ощутил, что машина родом из прошлого века любит шутки с бородой. Например, если оставить Ниву с включёнными фарами, она ни звуком не обмолвится, а лампочки будут гореть, пока не высадят аккумулятор в ноль. А первую же ночь нашей совместной жизни Lada провела во дворе открытой — я запер водительскую сторону, но здесь нет центрального замка. Кстати, спорю, вы не захлопнете дверь с первой попытки. Нива не для слабаков!

Но она не лишена человечности. Кузов расположен достаточно высоко, чтобы просто выходить из машины, перенося ногу с пола на землю. Главное — не обтереть штанами незащищённые от грязи пороги. И доступ на задний диван гуманен: переднее кресло при складывании спинки слегка подаётся вперёд, освобождая проход. Чтобы выбраться со второго ряда на улицу, не требуется акробатической гибкости.

С дверью, ведущей в неглубокий багажник, следует быть осторожнее. Сперва тянешь с силой, дабы отделить её от проёма, а затем уворачиваешься от апперкота — газовые упоры стремительно выталкивают её на такую высоту, что под импровизированным навесом встаёт даже весьма рослый человек. Закрывать крышку лучше придерживая. В противном случае она захлопывается с грохотом, пугая обитателей салона и всех кошек в округе.

Капот по-жигулёвски открывается вперёд и скрывает не только двигатель, но и запаску. Решение оригинальное, но не то чтобы сомнительное, а просто опасное. При фронтальном столкновении колесо услужливо передаёт энергию удара на тонкий моторный щит. Одних только врождённых проблем с пассивной безопасностью достаточно, чтобы не рассматривать Ниву как машину на каждый день. А вот в качестве автомобиля для выходных старушка ещё очень даже ничего.

Заводится она левой рукой, как Жигули или Porsche, — само по себе событие. Передачи включаются чётко, хотя приличная длина рычага обязывает к размашистым движениям. Педаль сцепления нормальная: не легка и не тяжела. Кажется слегка аморфной, хотя и позволяет подобрать момент смыкания дисков безошибочно. С места Нива трогается с каким-то нездоровым энтузиазмом, словно стремясь вывернуться наизнанку, — и почти сразу требует вторую передачу.

Не пытайтесь двигаться внатяг: в знак протеста внедорожник дёргается, как припадочный, словно в баке заканчивается бензин (инструкция по эксплуатации предписывает «девяносто пятый»). Как говорил классик, не надо стесняться — держите газ! Отмерив стрелкой тахометра 3500 об/мин, Нива начинает дышать полной грудью — и, словно вспомнив былое, самозабвенно раскручивает коленвал до пяти тысяч.

Это, конечно, не динамика но, вне всякого сомнения, разгон. А сколько драмы в голосе! Рядная «четвёрка» истошно верещит; ей вторит трансмиссия, которая поёт, смеётся и рыдает аки гитара с треснувшею декой. Я почему-то вспомнил стихотворение, в котором хрюкотали зелюки. Определённо, это были именно они. Как мюмзики. В Нивè. Если не держать мотор в тонусе, Лада начинает страдать от одышки. По мере перехода на высшие ступени запал иссякает.

Руль вращается легко — с 2009 года на все без исключения версии Лады 4x4 ставится гидроусилитель. Исполнительность рулевого механизма вызывает неподдельное удивление: несмотря на высокий профиль шин, машина мягко, но живо устремляется вслед за поворотом грубоватой баранки. Управляемость вполне понятна: перебор со скоростью на дуге Нива конвертирует в соскальзывание передней осью наружу. Правда, скользит исподтишка: ни шины, ни руль не выдают потерю сцепления. Понимание, что передняя ось поплыла, приходит уже постфактум.

Если ездить, как того требует мотор, крены будут значительными. Они носят ярко выраженный отрезвляющий эффект: ты словно начинаешь падать в сторону вместе с машиной и всем её содержимым. Надо сказать, Нива вообще довольно активно двигает телом: и в поворотах, и особенно при торможении. Если резко остановиться, она подобострастно кланяется соседям по потоку. Со временем к этой особенности привыкаешь и уже сохраняешь невозмутимый вид, когда в момент внезапной остановки Lada принимается играть на публику.

Посуху тормоза кажутся приличными: свободный ход педали невелик, а по мере превращения его в рабочий замедление растёт адекватно. Управляешь им интуитивно: не столько изменением усилия, сколько перемещением. Однако когда над Москвой разверзлись августовские хляби, я испытал сильнейшее разочарование. Замечательно, что на Urban стали ставить АБС по умолчанию, но на нашей машине системы нет, да и владельцам версий попроще не позавидуешь.

На скользком покрытии Нива тормозит не всеми четырьмя лапами сразу, а каждой по отдельности. Блокируется сперва левое переднее колесо, а затем остальные в произвольной последовательности. В штатных режимах это не мешает жить, однако при интенсивном замедлении по мокрому Лада резко ведёт мордой в сторону встречки. Ты корректируешь траекторию рулём, снижая давление на педаль, — машина подаётся в обратную сторону, выставляя левое бедро. Опасно!

Нива начинается там, где дорога заканчивается. Большинство препятствий автомобиль преодолевает ходом, даже не спросив о понижающей передаче или блокировке межосевого дифференциала. Кажется, в случае с Ладой 4x4 на бездорожье результативнее слабоумие и отвага, нежели осторожность и точный расчёт. А ещё Нива полностью подтверждает идиому «больше скорость — меньше ям»: по ровной дороге машина перемещается ужимками и прыжками, однако по разбитой грунтовке движется уже более грациозно, смягчая удары до вполне комфортного уровня.

Расслабиться ВАЗ-2121 не даст, ибо воспитан советскими инженерами в суровое время. Зато это неплохой вариант на случай апокалипсиса. Пока напичканные электроникой иномарки будут разлагаться в руинах городов, такие Нивы — только с карбюраторными моторами — обеспечат выживание человечеству. Специально сломать эту машину невозможно, она сама выберет момент. А чинится с помощью, скажем, еловой шишки. Причём АвтоВАЗ продолжает допиливать конструкцию помаленьку: совсем недавно выкатили очередной технический апдейт ради ездового комфорта.

У Лады масса достоинств для автомобиля за полмиллиона рублей. Это транспортное средство для читеров: ездит везде, стоит недорого, стареет медленно. Просто не надо воспринимать классическую Ниву как средство передвижения. Её место в современной системе координат — рядом с квадроциклами, фэтбайками и гироскутерами. На ней не стоит ездить — но можно кататься. И это — весело!

Паспортные данные

МодельМодификация
Кузов
Тип кузовахэтчбек
Число дверей/мест3/4
Длина, мм3640
Ширина, мм1680
Высота, мм1640
Колёсная база, мм2200
Колея передняя/задняя, мм1476/1456
Снаряжённая масса, кг1285
Полная масса, кг1610
Объём багажника, л265–585
Двигатель
Типбензиновый
Расположениеспереди, продольно
Число и расположение цилиндров4, в ряд
Число клапанов8
Рабочий объём, см³1690
Макс. мощность, л.с./об/мин83/5000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин129/4000
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая, пятиступенчатая
Приводпостоянный полный
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвесказависимая, пружинная, на продольных рычагах с тягой Панара
Передние тормозадисковые
Задние тормозабарабанные
Шины185/75 R16
Дорожный просвет, мм205
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч142
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с17,0
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл12,1
— загородный цикл8,3
— смешанный цикл9,9
Норма токсичностиЕвро-5
Ёмкость топливного бака, л42
ТопливоАИ-95

Комплектация

Базовое оборудованиеLada 4x4 Urban
Крепление детского кресла Isofix
АБС
Стеклоочиститель пятой двери
Кондиционер
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом
Подогрев передних сидений
Легкосплавные колёсные диски
Дополнительное оснащение тестового автомобиля
Цвет «металлик»
Цена базовой комплектации, рубли512 100
Цена протестированного автомобиля, рубли479 000*
* Автомобиль 2015 года выпуска, без АБС.

Техника

История

Работа над внедорожником в Тольятти стартовала в самом начале 1970-х годов, вскоре после открытия ВАЗа. Жигули Жигулями, но далеко не все социалистические труженики страны ездили по дорогам — нужен был универсальный вездеход, гражданская альтернатива приспособленным к мирной жизни военным внедорожникам.


Железный лязг замка двери и яркий светодиодный свет салонной лампы. Знакомый с детства звук стартера и нежное жужжание электроприводов зеркал, чуть приглушенный звук «жигулевского» двигателя и шелест компрессора кондиционера. Изнутри Lada 4x4 выглядит хоть и дешево, но вполне современно, а первые метры за рулем возвращают если не в 1977-й, то точно в конец 1990-х. Впрочем, архаичная эргономика и жуткий вой трансмиссии мгновенно уходят на второй план — за 40 лет производства эта машина не утратила ни капли своей харизмы.

Последний раз внешность внедорожника заметно меняли в 1994 году, когда в Тольятти начали выпуск глубоко модернизированной модели ВАЗ-21213. Следующих изменений пришлось ждать почти 15 лет, да и то они вышли косметическими. В период с 2009 по 2011 год у машины меняли светотехнику и обивку салона — в основном ради унификации с Chevrolet Niva и для установки ставших обязательными ходовых огней.

Отличить внедорожник 2020 года можно по новой облицовке радиатора с тремя крупными поперечинами и большой хромированной эмблемой, антенне на крыше, двухцветным зеркалам и отсутствию хрома — дверные ручки, водостоки крыши и резиновые уплотнители стекол больше не украшены хромированными вставками, словно это какая-то модификация вроде Black Edition. Впрочем, внедорожнику эти изменения даже к лицу, тем более что капризный хром не очень хорошо переносит зимние реагенты.


А если есть желание купить что-то действительно заметное, нужно смотреть на версию Urban. Она и сама по себе выглядит довольно ярко — так, словно старушка 4x4 прошла тюнинг в хорошем ателье, но избежала «колхоза». После модернизации Urban получил штатные противотуманные фары, аккуратно вписанные в пластиковый бампер.

Новая панель — это просто прорыв: мягкие уютные формы, скромные и приятные приборы с борткомпьютером и ненавязчивой подсветкой, удобные дефлекторы вентиляции и нормальное расположение органов управления. «Печка» теперь регулируется понятными вращающимися шайбами, рядом — клавиши включения кондиционера и режима рециркуляции. Правда, не все идеально — панели вроде бы хорошо подогнаны, но воздух в дефлекторах шумит аномально громко. Внизу — две розетки на 12 вольт, а вот USB-зарядки на АвтоВАЗе не освоили.













Простенькие дверные карты остались прежними, но в кругляшах выштамповок под рукоятки стеклоподъемников — пустота: Lada 4x4 теперь оснащается безальтернативными электроприводами, а «весла» остались только на задних стеклах пятидверки. Наконец, поменяли накладку тоннеля — подстаканники развернули на 90 градусов, а на их прежнее место поставили блок управления стеклами и зеркалами, а также клавиши подогрева сидений.


Фото 20 марта 2017 Первый в Японии: 40-летняя история «Нивы»
Статьи 4 июня 2019 «Месть Горбачева». Что говорят иностранцы о новой Lada

Вместо бесполезной полки в ногах пассажира здесь теперь большой перчаточный ящик с двумя отделениями и кармашком. Кнопка «аварийки» переехала в центр панели, а в рулевом кожухе появилась заглушка. Увы, старый «семерочный» руль огромного размера никуда не делся, а мечты о подушке безопасности так и остались мечтами.


У АвтоВАЗа уже был опыт установки фронтальной подушки на внедорожник в 90-х годах, но массовое производство потребовало бы слишком больших затрат — пришлось бы переделывать всю рулевую колонку и часть кузовных панелей, устанавливать датчики. Поэтому пока в Тольятти обошлись самым простым и дешевым решением: интегрировали недорогую боковую подушку в кресло водителя и установили датчик удара на средней стойке. Слухи о том, что завод все-таки ищет поставщика фронтальных подушек, официально никто не подтверждает.


Внедорожнику категорически не хватало хоть какой-нибудь регулировки руля, и с этим фактом придется мириться и дальше. Зато в обновленной машине опять появились новые сиденья — более плотные, немного иной формы и с хорошей набивкой. Подушку удлинили на 4 см, и ногам теперь стало удобнее, но даже при почти вертикальной установке спинки сложно найти приемлемый вариант посадки: колени уже почти упираются в рулевую колонку, руль находится на расстоянии вытянутой руки, а к нечетным передачам приходится тянуться, особенно к пятой.

А еще удивляет, что правое кресло до сих пор устанавливается под небольшим углом для того, чтобы работал механизм складывания для доступа на задний ряд. Кстати, там тоже появился бонус — два подголовника, которые можно задвинуть в недра сиденья, чтобы не мешали обзору.

Никаких иных вариантов поперечно расположенного мотора у АвтоВАЗа нет, и понятно, что атмосферник объемом 1,7 л жигулевской конструкции останется у Lada 4x4 до конца ее дней. Но если говорить объективно, то на ходу все неплохо. В связке с предельно четкой пятиступенчатой «механикой» и понятным сцеплением этот агрегат работает неплохо, и с места внедорожник стартует весьма прилично. А паспортные 17 с разгона до «сотни» вовсе не катастрофа, особенно с учетом того, что 100 км/ч эта машина набирает крайне редко.









Пятую передачу можно включать уже на 80 км/ч, но стоит быть готовым к тому, что на ней Lada 4x4 будет изрядно выть трансмиссией. Не помогает даже улучшенная шумоизоляция — мощный слой матов на капоте в панелях моторного отсека худо-бедно изолирует сам двигатель, но от воя коробки передач и раздатки деться решительно некуда.

После модернизации у Lada 4x4 осталось всего две комплектации. Базовая Classic стоит 559 900 руб., и у нее нет ни подогрева сидений, ни электроприводов зеркал, ни даже задних подголовников. Зато помимо обязательных ходовых огней и ЭРЫ-ГЛОНАСС, такие машины имеют АБС с ассистентом экстренного торможения, крепления Isofix, электрические стеклоподъемники, гидроусилитель руля, заводскую тонировку стекол и стальные колесные диски. Пятидверный вариант в той же комплектации стоит минимум 602 900 руб., но электроприводы будут только на передних стеклах.

Старшая версия Luxe стоимостью 576 900 руб. включает подогревы сиденья и электроприводы зеркал, легкосплавные колеса и 12-вольтовую розетку в багажнике в дополнение к двум салонным. Исполнение с кондиционером требует доплаты 39 000 рублей. Из заводских опций есть только пакет «Комфорт» стоимостью 19 900 руб. с центральным замком и магнитолой с USB-разъемом. Кроме того, 6000 руб. придется доплатить за цвет «металлик» — на выбор есть 7 вариантов против трех базовых. А самая крутая опция — особая комбинированная камуфляжная окраска, которая стоит целых 29 000 рублей. Самой дорогой является Lada 4x4 Urban с полным набором, но за нее придется выложить 635 900 рублей.

Судя по всему, эта модернизация внедорожника будет последней. Некоторое время нынешняя Lada 4x4 будет выпускаться на конвейере АвтоВАЗа параллельно с Chevrolet Niva, которая тоже вскоре получит бренд Lada. А через пару лет завод представит совершенно новый автомобиль, который строят на модернизированной французской платформе B0.


Скорее всего, у машины совершенно нового поколения будет банальная электронно-управляемая муфта вместо жесткой блокировки и понижающей передачи, но ничто не мешает вазовцам сохранить отличную геометрию и большой дорожный просвет. С другой стороны, переход на новую платформу сулит полный комплект современных систем безопасности, включая фронтальные подушки.

В 1970 году председатель совета министров СССР Алексей Косыгин дал указание руководству "ВАЗ", "АЗЛК" и "Ижмаша" создать комфортный внедорожник для сельских жителей.

Первая экспериментальная модель внедорожника была безрамной, что было новаторством по меркам того времени.

ВАЗ-Э2121 (экспериментальный прототип)

Изначально, автомобиль планировалось оборудовать мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами, а подвеску выполнить торсионной, но в угоду экономической целесообразности, инженеры пошли по пути унификации и упрощения - появилась первая экспериментальная модель ВАЗ-Э2121 - шассийная машина с бензиновым атмосферным двигателем 1,6л, испытания которой были засекречены.

ВАЗ-Э2121 был создан для отработки технологии и поэтому сильно отличался от привычной нам Нивы, но уже в 1972 году, благодаря художнику Валерию Сёмушкину облик Нивы изменился.

ВАЗ-2121, разработки 1972 года

ВАЗ-2121 доджен был удовлетворить потребности широкого круга граждан СССР - машина должна была удовлетворить потребности как сельского населения, так и городского. При этом, автомобиль должен был обладать свойствами внедорожника и одновременно быть компактным. Запасное колесо, например, которое в те времена смотрелось не эстетично на задней двери, решили разместить под капотом, а багажник был небольшого размера.

В 1973 году прошли испытания Нивы, уже в привычном нам облике, по Средней Азии, после которых автомобиль был доработан и оборудован задним дворником и очистителями фар.

В 1974 году автомобиль прошел государственные испытания, по результатам которых был еще немного доработан, так задние фары были заменены на "шестерочные" (были от "тройки"), появился алюминиевый бампер вместо хромированного, а так же исправлены некоторые другие мелочи.

ВАЗ-2121 можно считать первым мировым кроссовером. ГОСТов на испытания такого автомобиля не было, поэтому испытывали его по параметрам внедорожника и легковой машины. В 1974 году ВАЗ-2121 получил имя "Нива", которое было запатентовано.

После испытаний было выпущено 50 пробных экземпляров, за эксплуатацией которых пристально следили инженеры. В результате наблюдений были исправлены некоторые недочёты и машина встала на конвейер в серийное производство в апреле 1977 года.

ВАЗ-2121, серийное производство с 5 апреля 1977 года

Нива встала на конвейер в 1977 году. Это был автомобиль с несущим кузовом, полным приводом, бензиновым двигателем 1.6 литра, и межосевым дифференциалом с возможностью блокировки. Передняя подвеска - пружинная независимая на поперечных рычагах, задняя - мост с тягой Панара.

Нива оборудовалась 4-х цилиндровым бензиновым двигателем 1,6 литра на 80 лошадиных сил с цепным приводом ГРМ и надёжной четырёхступенчатой механической КПП. Двигатель был создан на основе мотора от ВАЗ-2106, от него же позаимствована КПП и редуктор заднего моста. В отличии от "Шестёрки" у Нивы были дополнительные два рычага рядом с селектором передач - один включал понижающий ряд, второй блокировал межосевой дифференциал.

С конца 2019 года АВТОВАЗ выпускает только обновленные машины, которые уже есть у дилеров. Все обновления, о которых пойдет речь, коснулись трех- и пятидверных версий, обычных модификаций и исполнения Urban. Правда, каких-то грандиозных метаморфоз все равно не случилось, даром что с последней существенной модернизации прошло почти 30 лет. Ладе решили серьезно обновить только салон. Но изменения эти заметны и вызывают положительные эмоции.

Эргономика

Приборы сделаны на базе грантовских, но их дизайн совершенно новый. И точно на любителя: короткие широкие стрелки, оранжевые шкалы, радиальная оцифровка. Между шкалами появился дисплей трип-компьютера, на котором отображается даже расход топлива. Это значит, что вазовцы не постеснялись вывести эту величину — известно, что Нива довольно прожорлива.

В работе системы пока есть недочеты: при переключении режимов подачи воздуха иногда слышны щелчки заслонок, а вентиляторы изрядно шумят даже на минимальной скорости. Появились красивые сопла системы вентиляции, правда, рукоятки на дефлекторах местами люфтят, но во время езды своего положения не меняют.

Над блоком «климата» расположился новый блок кнопок: включение заднего дворника, омыватель и обогрев заднего стекла. По центру оказалась кнопка аварийки, переехавшая с рулевой колонки, теперь она выглядит как невзрачная резиновая заглушка. Дальше — кнопка включения кондиционера (он доступен только в комплектации «Люкс + кондиционер») и кнопка рециркуляции воздуха. Кнопки хорошо включаются и практически все оснащены световой индикацией.

Вместительность и комфорт

Передние сиденья стали гораздо лучше по форме, профилю и наполнению. По салазкам они теперь перемещаются благодаря рукоятке во всю ширину подушки. Салазки калиновские, но механизм складывания на трехдверной машине, естественно, свой.

Сзади в Ниве тесно, как и раньше. Сиденье осталось таким же, механизм складывания тоже. Как и раньше, чтобы его сложить, нужно сначала чуть отодвинуть вперед передние сиденья. И тогда человек высокого роста ехать за рулем не сможет.

По словам специалистов АВТОВАЗа, в дверных проемах появился новый уплотнитель. Хотя выглядит он как старый. Теперь у Лады и новые ограничители дверей — почти такие же, как на Sandero и Largus. Фиксаторы срабатывают в двух положениях двери: когда она открыта максимально и когда находится посередине. При этом в среднем положении дверь фиксируется слабо.

Открыть багажник по-прежнему сможет только знаток — с помощью маленькой ручки на боковой панели в салоне. Багажник такой же маленький, зато в нем появились 12-вольтовая розетка и новый замок. Последний теперь либо закрывается полностью, либо не закрывается, за счет чего должен работать лучше, чем предшественники.

Приятные и не очень мелочи

На приливе центральной консоли появились две розетки на 12 В, розеток USB как не было, так и нет. Блок управления светом, расположенный слева от рулевой колонки, тоже новый. Появилась кнопка включения задних противотуманок. На версии Urban кнопок две. Вторая включает передние противотуманки, интегрированные в передний бампер.

Изменился и плафон освещения на потолке. К режимам работы при открытых дверях и принудительному добавилась кнопка SOS системы ЭРА-ГЛОНАСС. Кстати, без этой системы Ладу теперь продавать нельзя. А чтобы соблюсти требования по сертификации для ЭРА-ГЛОНАСС, производителю пришлось оснастить автомобиль подушкой безопасности. Поэтому теперь на Lada 4x4 есть одна боковая подушка, о чем сообщает нашивка Airbag на водительском сиденье.

Как едет обновленная Лада 4х4

Глобальных конструктивных изменений Lada 4x4 не претерпела. В подкапотном пространстве появился блок флажковых предохранителей. Благодаря этому Нива стала более современным и, хочется верить, более надежным автомобилем. Также изменились опоры силового агрегата, они призваны снизить вибронагруженность. На Lada 4x4 по-прежнему ставят не жестко закрепленную с коробкой раздатку, да и блокировка дифференциала сохранилась. Значит, машина должна ехать так же, как и раньше. Проверим.

За что страна гордится Нивой, так это за ее сумасшедшую проходимость. Тяги мотора машине никогда не хватало, но если умело пользоваться скоростью и демультипликатором, то проблем в большинстве случаев не возникает. Мы выбирались из внушительных ям даже на верхнем ряду раздаточной коробки, а блокировку центра использовали считанные разы. Из диагонального вывешивания, которое с Нивой случается редко, она выбирается достойно, хоть и остается не абсолютным вездеходом. С другой стороны, даже неискушенный водитель на этой машине с ее огромным клиренсом и внушительной энергоемкостью подвески уедет довольно далеко. О качестве дороги, сидя за рулем Lada 4x4, можно особенно не задумываться благодаря штатной металлической защите моторного отсека.

Ездовой комфорт и экономичность

Каждый, кто садится на Ниву, знает, что расход топлива будет большим. При перемещении на машине с 1,7-литровым мотором на скорости 105–110 км/ч и на ровном газу получится где-то 10,5 л на 100 км. Как и все вазовские моторы, этот тысяч через 5–10 задышит полегче, машина поедет чуть лучше, и расход немного снизится. В городе маленьким он тоже не будет. А вот бак все такой же скромный: 42 л в трехдверке и 65 л в пятидверной машине.

Одно из горячих желаний, которые вызывает Нива, — чтобы уровень шумов и вибраций снизился. Резко и навсегда. Производитель не то чтобы совсем об этом не думает: на новой Lada 4x4 специальные пластины шумоизоляции наклеены на некоторых панелях кузова, в частности на дверях и на капоте. Но сказать, чтобы это кардинально изменило ситуацию, нельзя. На скорости 60 км/ч на пятой передаче в салоне стоит такой гул, что уже не слышно ни шума ветра, ни шума шипованных шин — только рев мотора и завывания раздатки и коробки передач. Не в последнюю очередь это «заслуга» некачественной обработки привалочных поверхностей и износа зуборезного заводского оборудования.

Комплектации и цены

В базовой комплектации машина обойдется в 554 тыс. рублей. В базу входит не так много: АБС, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, аудиоподготовка и обязательная теперь система ЭРА-ГЛОНАСС. Электропривод, обогрев зеркал и сидений, кондиционер — все это есть в топовых комплектациях, цена таких автомобилей доходит до 610 тыс. рублей. Urban, соответственно, стоит еще чуть дороже. Предусмотрен и «дилерский пакет»: сигнализация с центральным замком и аудиомагнитола. Стоит он 20 тыс. рублей.

Сколько еще Lada 4x4, которую как пить дать скоро переименуют обратно в Ниву, продержится на конвейере, сказать однозначно нельзя. До 2023 года точно. Тогда должна появиться машина нового поколения, сделанная с использованием агрегатов Renault. Но стоить такая машина будет совсем других денег. Не исключено также, что на рынке будут одновременно три Нивы: нынешняя, Chevrolet Niva и принципиально новая. Но кажется, что нынешняя обновленная Lada 4x4 не сойдет с конвейера еще очень долго, до тех пор, пока на нее будет спрос и пока АВТОВАЗу будет удаваться выполнять требования по сертификации. Ну а те, кто любит Ниву, все равно продолжат ее покупать и тюнинговать.

Дизайн – лаконичный и позитивный

LADA Niva Legend — автомобиль со всемирно известным дизайном, в котором продумана каждая деталь. Короткие свесы улучшают проходимость на пересечённой местности и позволяют безопасно парковаться вплотную к бордюрам. Компактный кузов — это удачное решение и для города, и для леса. А скругленные линии капота, дверей и колесных арок — классическое решение, актуальное всегда и везде.


пРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ

Доступны для комплектаций Urban и спецсерии [BLACK]


16" ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ДИСКИ

Оригинальные колесные диски подчеркивают внешний вид автомобиля


16" ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ДИСКИ

Оригинальные колесные диски подчеркивают внешний вид автомобиля. Доступно для Urban


Клиренс

Дорожный просвет 200 мм


пРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ

Доступны для комплектаций Urban и спецсерии [BLACK]


16" ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ДИСКИ

Оригинальные колесные диски подчеркивают внешний вид автомобиля


16" ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ДИСКИ

Оригинальные колесные диски подчеркивают внешний вид автомобиля. Доступно для Urban

А ведь действительно, изменилось в этой модели не так уж много, и даже в последнее время речь идет в основном о косметике. У обычной «Лады» в глаза бросается новая радиаторная решетка с измененной и увеличенной в размерах фирменной эмблемой-ладьей. Сзади вообще всё по-прежнему – и хорошо! Внешность этого автомобиля совершенно не требует перемен, ее не улучшать, а сохранять надо, беречь самым тщательным образом. Потому что облик модели однозначно удался много лет назад и теперь выглядит не как дань традиции, а как апофеоз практичного недорогого автомобиля для любых условий движения. Появлявшиеся в конце 90-х образчики заводского тюнинга, с пышным пластиковым обвесом по кругу и широкими низкими колесами выглядели броско, но как-то по-пацански, то есть, грубовато и недорого. Нынешняя городская модификация Urban, на мой взгляд, смотрится как-то легковесно. В общем, я – за старый дизайн, с металлическими бамперами, круглыми фарами и прорезями в металле капота и задних стоек кузова.

Включен кондиционер? Откройте окна

Что бы добавил? Зеркала сделал бы побольше и оснастил электроприводом и подогревом. Также провел проводку электрозамка к двери багажника. И сделал бы амортизаторы, препятствующие неизбежному ее хлопку при закрывании. Такому, что от него, того и гляди, вылетит лобовое стекло или треснет заднее. Я догадался, зачем на этой двери выполнена ручка снаружи. За нее надо придерживать дверь при закрывании, чтобы не хлопала со всей дури. Она и при меньшем усилии прекрасно закрывается и запирается. И, да, именно за эту ручку дверь надо открывать. Не тяните ее за пластиковую накладку вокруг номерного знака – оторвете ее. На тестовом автомобиле процесс ее отклеивания уже начался.

Захлопнули дверь, но вспомнили, что надо снова залезть в багажник? Отпереть ее снова можно только одним способом: рукояткой на левой боковине кузова позади водительского сиденья. Только так, и никак иначе. Взмах ногой под бампером? Да нет, взмах рукой с досады. И пара теплых слов в адрес конструкторов.

Всё это, конечно, ради удешевления модели. Мол, берут ее такой, какой она была все эти 40 лет, потому что доступная. Ну, начнем с того, что прежняя «Нива» не была самой дешевой в линейке АвтоВАЗа. Второе - есть две острых народных поговорки «дешевое хорошим не бывает» и «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Третье хорошо известно менеджерам от экономики: эффект высокой цены. Выставьте продукт по завышенной стоимости и убедитесь, какое внимание это к нему привлечет. Недаром же оно так дорого, подумают люди, значит, в тот же автомобиль вложены силы и средства, он хорошо оснащен и способен на многое. Расчет на минимальную цену – половина расчета. Нафаршированная модификация, на мой взгляд, добавила бы «Ладе 4х4» популярности. Сейчас ее берут, в основном, в глубинке, где и дороги-то не очень, и часто приходится съезжать с них, углубляясь в лес по грибы, по ягоды, на охоту или на рыбалку. Так ли уж нужны при этом электростеклоподъемники, электрозеркала и кондиционер?

Нужны, считаю я, потому что в своем личном автомобиле пользуюсь всеми этими благами цивилизации, даже передвигаясь по глухому лесу. И без малейшего сожаления выложил 10 тысяч рублей за ремонт кондиционера, сломавшегося после сотни тысяч километров пробега. В тестовой «Ладе 4х4» это устройство тоже присутствовало. О, счастье, подумал я, включив его в жаркий день. Увы, «счастье» было недолгим. Агрегат охлаждал салон лишь во время работы на стоянке, а стоило набрать скорость, как прохладный воздушный поток ослабевал. На второй скорости работы вентилятора (а их всего две и есть) салон наполнялся просто-таки жутким шумом, но охлаждения это не улучшало ни на йоту. Приходилось в самое пекло открывать окна, как ни странно, это приносило гораздо больше прохлады.

Клавиши электростеклоподъемников в испытуемом автомобиле были размещены на небольшом подиуме в том месте, где обычно располагается бокс-подлокотник. На дверях места этим клавишам не нашлось, внутренние панели просты до примитивности. Центрального замка тоже нет, запираются двери простейшими кнопками и замками в наружных ручках. Хорошо, что замки есть в обеих дверях, потому что нажать кнопку и захлопнуть дверь нельзя. Плохо – потому что для запирания дверей предназначен один ключ, а для замка зажигания – другой. По-моему, «Лада 4х4» – последний «могиканин», сохранивший эту традицию.

Рядом с клавишами стеклоподъемников расположены две круглые выемки под бутылки с напитками. Удобно при движении: живительная влага под рукой. Только. бутылки и банки в эти выемки в жаркие дни лучше не ставить, потому что здесь они нагреваются! Тепло исходит не сверху, от раскаленной крыши, а откуда-то снизу. От агрегатов трансмиссии? Судя по хорошо слышным звукам работы, они где-то совсем близко.

«Восьмерочные» сиденья, считавшиеся в советское время эталонами эргономики, сегодня грозят нам приобретением болезни позвоночника. Что-то изменилось в наших организмах за годы перестройки? Или продолжается славная-странная традиция «экономика должна быть экономной»? Пожадничать попытались на этот раз на валиках боковой поддержки - их нет. Сидишь, как на стуле с выпирающим бугром на уровне лопаток. Ничего лучшего в Союзе не производилось? Не согласен: сиденья «Москвича-2141», Иж-2126 и даже ЗАЗовской «Таврии» были удобнее. А сейчас на один из конвейеров завода в Тольятти поступают кресла для LADA Xray и Renault Sandero Stepway. Не эталоны эргономики, не спорю, но всё же лучше нынешних – почему им не находится места в легендарном полноприводнике?

На второй ряд в «Ладе 4х4» можно только пролезать. Или протискиваться. В современных больших внедорожниках более просторен проход на третий ряд сидений, а здесь едва влезаешь на второй. По неудобству посадки в этом плане у вазовской модели есть именитый заокеанский конкурент – трехдверный Jeep Wrangler. При этом российское произведение автомобильного искусства имеет более удобный задний ряд в плане высоты расположения подушки. Но места для ног «у нас» меньше, севший за мной пассажир будет подпирать мою спину коленями.

Какие модели-уникумы сохранили сегодня диван второго ряда, складываемый целиком? Навскидку могу назвать три: это LADA 4x4, Jeep Wrangler 3d, китайский мини-кроссовер Lifan X50 и пикапы типа double cab, то есть, имеющие наиболее распространенные двойные кабины. На «Ладе» спинка не желает укладываться, образуя ровный пол, остается под наклоном. А при установке в «посадочное» положение надо следить, чтобы сработали оба фиксатора – справа и слева. Они в этом плане «ленивые». Зато скобы фиксаторов отделаны пластиком, хоть в этом плюс.

«Уравнение Бернулли держит в воздухе «Грача». »

У водительского кресла нет регулировки по высоте, у рулевого колеса нет никаких регулировок вообще. Тем не менее, даже несмотря на неудобную спинку кресла, относительно руля можно устроиться приемлемо. И даже вытерпеть дальнюю дорогу. Но в плане эргономики придется вспомнить многое из того, что мы забыли за годы увлечения иномарками.

Комбинация приборов в современной «Ладе» – от снятой с производства «Самары» ВАЗ-2115. Ну почему бы, опять же, не применить здесь гораздо более информативную «приборку» от «Калины»/«Гранты»/«Датсуна»? В нее ведь включен НОРМАЛЬНЫЙ бортовой компьютер. А что мы имеем в полноприводнике? Два окошка под приборами, в одном счетчики общего и суточного пробега, в другом – часы, вольтметр и указатель температуры воздуха. где? 40 градусов за бортом или в салоне? Больше похоже на второе, потому что первое противоречит сообщениям гидрометцентра. Зарядное напряжение, правда, относительно неплохое – 13,7 В. В российском «Патриоте» во время теста было меньше на целый вольт.

Кнопки и тумблеры управления бортовыми системами – родом из 80-х годов прошлого века. Как и запах в салоне – новые «Жигули», предел мечтаний советского человека! Замок зажигания расположен слева от рулевой колонки, точно так же, как в ВАЗ-2106 – чтобы автомобиль можно было завести, сунув руку в окно. Рычаг коробки передач тоже из прошлого, «шестерочный». Кто не знает – он «растет» прямо из коробки, никаких тяг и тросов управления снаружи нет, весь механизм внутри. Это плюс: четкость переключения выше. В теории – да, но на практике к рычагу приходится применять немалое усилие. Особенно при включении передачи заднего хода. Вдавливание рычага в коробку при этом помогает, но не всегда.

А при движении лучше держать правую руку на рычаге переключения передач. Зачем? Потому что при необходимости быстрого переключения вы неминуемо схватитесь за набалдашник рычага раздатки, расположенного ближе к вам, и жуткий скрежет будет вам ответом. На самом деле, тяговитый вазовский мотор не требует такой уж частой смены передач, даже при толкотне в пробках. Но раздатку желательно поберечь.

Мощность двигателя полноприводной «Лады» с годами дотянули до 83 л. с. Прежде было еще меньше. 1,7-литровый вазовский мотор сегодня оснащен распределенным впрыском топлива, но на холостом ходу трясется, как будто на нем по-прежнему стоит плохо отрегулированный карбюратор. Как такое может быть? Мне казалось, что подобное уже давно в прошлом. В последний раз с аналогичной ситуацией я столкнулся в конце 90-х пересев с карбюраторной иномарки (двигатель которой тикал ровненько, как швейцарские часики) на впрысковый ВАЗ с подозрительно неустойчивыми холостыми оборотами. Отчасти решить проблему удалось подбором свечей, на моем моторе стояли три разных свечи из четырех. Неужели и сейчас требуются подобные эксперименты, метод проб и ошибок?

«Папа, ты что, на газонокосилке приехал?», спросила меня дочь, когда я однажды добрался до дачи на тестовом автомобиле с неисправным гидроусилителем руля. На «Ладе 4х4» это устройство работало нормально, да и вообще, какое счастье, что здесь есть «гидрач»! Насколько легче и «короче» стал руль, он совершает примерно 2,8 оборота от упора до упора – отличный показатель. Но на ходу автомобиль гудит так, что поневоле сомневаешься, стоит ли на нем отправляться в сколь-нибудь дальние поездки и развивать высокие скорости? А ну как «крякнет» на ходу?

Нет, он так и не «крякнул», хотя полтыщи километров мы на нем открутили. Но этот гул, а если быть более точным, резь, напоминающая звук даже не газонокосилки, а бензиновой пилы - она, кажется, звучит у вас в ушах даже после того, как вы вылезли из-за руля. От нее нет спасения ни на каких оборотах, ни на какой скорости. Ее не заглушает шум ветра при открытых окнах. Она заглушает музыку из моего мобильного телефона, который я использую в дороге взамен отсутствующей магнитолы.

Тем не менее, автомобиль движется и признаков полного разрушения не демонстрирует. Что-то похожее на наш национальный «авось» удерживает его на ходу – примерно как в песне про штурмовик Су-25, известный в войсках, как «Грач», который после боя держится в воздухе на честном слове и уравнении Бернулли. Благодаря короткой колесной базе (2200 мм) и практически отсутствующим свесам, «Лада» очень легко маневрирует, практически крутится в потоке, но, конечно, закладывает приличные крены. Двигатель готов «подхватить» чуть не с 1500 об/мин, на ровной местности можно легко поддерживать скорость 60 км/ч, не переключаясь с пятой передачи даже на четвертую. Но при раскрутке до 3500 об/мин достигает максимума трансмиссионная «резь». Ох, как же она достает! А ведь это не пик крутящего момента, он по паспорту находится выше, на отметке «4000».

Достает при движении не только «резь». При добавлении/сбросе «газа» ощущается, что карданные валы под днищем автомобиля имеют продольные люфты. Одновременно что-то стучит, похоже, в подвеске одного из агрегатов. Но собственно подвеска «молчит», это точно. Да и рановато было бы ей подавать голос при пробеге около 7000 километров. Но в целом автомобиль уже требует ревизии, причем, тщательной, на подъемнике или смотровой яме. Внешний осмотр подкапотного пространства ничего не дал. Но здесь обратили на себя отклеивающиеся от внутренней стороны капота листы шумоизоляции, а также весьма спорная в плане безопасности дисклокация запасного колеса. Кстати, подушек безопасности в «Ладе 4х4» нет. Ни одной.

Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин

ZXAuto Landmark
(универсал)

УАЗ Hunter
(универсал 5-дв.)

Hyundai Terracan
(универсал)

Конечно, спринтерского азарта от нее ждать не стоит, даже если вы наплюете на трансмиссионный шум и попробуете разогнаться, вдавив педаль «газа» в пол. Возможно, вам удастся ускориться с 60 до 80 км/ч за шесть или даже пять секунд, но это, согласитесь, трудно назвать ускорением. Паспортный разгон с нуля до 100 км/ч занимает 17 секунд. А с 80 до 120 км/ч. я не буду называть время, за которое мне удалось преодолеть этот интервал. Скажу только, что, несмотря на акустические протесты трансмиссии, я его преодолел. И неожиданно убедился, что «Лада 4х4» вполне себе может передвигаться со скоростями выше сотни. Даже до 130-ти ее удалось раскочегарить. Разумеется, шум в салоне (окна у нас открыты, как вы помните) примерно равен шуму в «Граче» на максимальной скорости, которая составляет 900 км/ч.

А еще неожиданно для себя я убедился, что «Лада» относительно стабильна на прямой. Нет, конечно, ей далеко до зарубежных внедорожников, и короткая база вкупе с высокой посадкой кузова дают о себе знать. Но, честно признаться, я ожидал от этого автомобиля худшего поведения на трассе.

Сделайте это еще раз

Мне, как и вам, тоже очень хочется побыстрее добраться до мест, где исторический вазовский полноприводник будет в своей тарелке, то есть, до бездорожья. Нахожу первый участок примерно в сотне километров от Москвы, недалеко от «куста» дачных поселков. Сначала двигаюсь по глубокому сухому песку, ожидая, когда же автомобиль возмутится и потребует задействовать хотя бы полную блокировку дифференциала. А он не требует – ползет себе и ползет. Даже рыскать не пытается.

Рысканье начинается, когда песок становится «мельче» и я добавляю «газ». На прямой «Ладу» удерживать пока еще можно (разгонялся примерно до 60-70 км/ч), но на повороте задняя ось явно стремилась обогнать переднюю. Это видно на нашем фото. С подобными экспериментами следует быть осторожными, потому что системы стабилизации у модели нет. Правда, есть надежные тормоза с надежной же ABS. На рыхлом песке автомобиль замедлялся, демонстрируя прямой курс. Не могу не похвалить тормоза и за работу на асфальте. А шины Pirelli Scorpion – за цепкость как на твердом покрытии, так и в песке.

С дороги я съехал в узкий просвет между деревьями, где проходила – как ни странно – заметная колея. Судя по всему, ее накатали квадроциклисты, но «Лада» вписалась в просвет. Сложнее было развернуться, чтобы выехать обратно на дорогу, довелось поймать даже диагональное вывешивание. Против него чисто механическая «Лада 4х4» практически бессильна, электронной имитации межколесных блокировок у нее нет. А блокировка межосевого дифференциала, знаменитая «нивовская» фишка, в этом случае слабый помощник. Тем не менее, я пытаюсь ее включить, чтобы выбраться обратно на дорогу, потому что передо мной склон из сыпучего песка.

И удается! Автомобиль выехал из той «ловушки», в которую я несколько месяцев назад не рискнул сунуться на иностранном полноприводном кроссовере-универсале, не имевшем в арсенале никакого управления системой полного привода. Хорошо, что не сунулся. Да там, между деревьями, ему и узковато было бы, и не факт, что он смог бы развернуться. Все-таки компактность полноприводной «Лады» ей здорово на руку.

Я еще раз спускаю автомобиль под уклон, на этот раз задним ходом, чтобы попробовать выехать, используя «понижайку» (нижний ряд в трансмиссии этого автомобиля имеет передаточное отношение 2,135). Естественно, это происходит значительно легче. Но, выбравшись на дорогу, я вдруг обнаруживаю, что дифференциал-то не заблокирован! Оказывается, индикатор его блокировки – включение «квадратика» желтого цвета на небольшой панели, которую я принял за нефункциональную заглушку. В общем, выяснилось, что добиться включения этого индикатора непросто, рычаг блокировки неподатливый, чтобы его передвинуть к себе, нужно не только приложить усилие, но иногда даже чуть подвинуть автомобиль вперед или назад. С рычагом «понижайки» дело обстоит проще, он охотнее перемещается в позицию включения нижнего ряда, но специальной индикации включения этого режима нет.

Следующим упражнением стал небольшой участок жидкой грязи. «Лада» преодолела его легко, на одной лишь межосевой блокировке, «понижайка» не понадобилась. Главным было не остановиться на середине, пройти препятствие ходом. В таких условиях у этого автомобиля есть неоспоримое преимущество перед рамными внедорожниками: вазовский полноприводник с несущим кузовом очень легкий, его снаряженная масса всего 1285 кг, а полная – 1610 кг. Это позволяет ему удерживаться на слабонесущих грунтах и не спешить провалиться до мостов.

Брод с каменистым дном не стал серьезным препятствием для нашего испытуемого. Автомобиль с легкостью добрался до середины водной преграды, развернулся и выехал на берег. Вода дошла до ступиц его колес. Удалось найти сведения, что полноприводная «Лада» без дополнительной подготовки способна преодолевать броды глубиной до 60 см.

В общем, «бытовое» бездорожье тестовый автомобиль ожидаемо щелкал, как семечки. В этом плане, на нашем рынке он вне конкуренции. Но, например, в моих руках он большую часть времени проводил бы на городских улицах и асфальтированных трассах. И здесь он оставляет желать много лучшего.

Мне вспомнилось в связи с ним, как остроумные зарубежные автомобилисты расшифровывают аббревиатуру FIAT: FIx It Again, Tony (собери это снова, Тони). То же самое хочется сказать про «Ладу 4х4»: вазовцы, пожалуйста, разберите ее до винтика и соберите снова. По-человечески. Хотя бы на том же уровне, что и ваши современные модели Vesta, Xray, Largus. Пусть ваша 40-летняя легенда получит достойное продолжение, а не останется наполовину легендой, наполовину притчей во языцех, набором-конструктором «сделай сам». Экс-«Нива», заслуженный, поистине народный автомобиль имеет право на обновление и качественную работу агрегатов. Нуждается в них. Требует их. Пора, наконец, добиться, чтобы люди желали приобрести этот автомобиль, мечтали о нем, а не приобретали вынужденно, потому что дешевле ничего нет.

Читайте также: