Вольво 740 ремонт дизельного двигателя

Обновлено: 23.04.2024

Всем привет. Как я уже писал- взял авто с дефектным двигателем. Первое что сделал- внимательно осмотрел Двс. И не мудрено что машина кипела…все выходы с головки на печку и блока сзади были( по какой то причине?)- заглушены. Ну что- приступаем к выяснению всех подводных камней в ДВС.
Покурил…попил кофе…, снял головку, разобрал--вал отличный, клапана и втулки в хламе…то же мне делали капиталку…правда сальники хоть новые додумались поставить…короче- ГБЦ на проверку и шлифовку-это понятно.
Беремся за блок. перовое что увидел- это трещины по гильзам начиная с 4, следом на 5, ну и больше всех досталось 6. Знал на что иду…поэтому- ни капли не расстраиваюсь…продолжаю дальше- все в сторону (навесное).выдергиваем ДВС. Все разбираем…достаем. резюме--- да блок точно растачивался, поршня стоят новые с кольцами ( поршя без задиров и прихватов--- даже удивительно…а должно было юбки прихватить- судя по гильзам), вкладыши стандарт установлены новые.чуть подерты от мусора.все говорит о том что совсем недавно собирался- хозяин правду сказал-что блок растачивался. похоже что авто действительно проехала сотню км после ремонта(с его слов пара сотен)…и начало выгонять тосол…короче задолбался он ее делать, а делал ему родственник( его слова)…поставил в гараж .и на продаж. Ну я что то отвлекся… на первый день- думаю что хватит энтузиазма …надо хоть пивка выпить за приобретенное авто.
На следующий день, с новыми силами и вдохновением- влазим дальше. Вот и первый подводный камень- поршня новые-это факт- но последний ремонт…Увы. Вставлять гильзы и растачивать под последний-руки не поднимаются.Все описывать что и как не буду…и так понятно надеюсь всем.
В итоге что сделал…
1. гильзы установлены новые, блок расточен под стандарт, сделана плоскость блока ( кстати блок от турбодизеля оказался, установлены форсунки для охлаждения поршней- ну и хорошо)
2.куплена новая поршневая, кольца, помпа, ролики, ремни, набор прокладок и всякая мелочь
3.коленвал- удивительно- стандарт-чуть полирнули, вкладыши купил новые.
4.Проверил на стенде ТНВД- все огонек, поменял только наружние резиночки…хоть это приятно
5.Второй камень- форсунки все в клине, (форкамеры хотя стоят четко)…покупаю новые распылители, все отмываю в ультро звуке- перебираю, регулирую.
6. ГБЦ проверена все ок, отшлифована, заменены втулки клапанов, сделал седла(трещин между седлами нет, форкамеры стоят плотно), поменял половину стаканов, все притерто…провозился почти день с ней. теперь все отлично.
7. Все подготовительные работы проведены, все конечно отмыто, покрашено. Приступаем к сборке. Надо отметить — весь этот процесс-особенно все отмыть, правильно перемерить .проверить, что бы ни чего не упустить- довольно нудный, и занимает время. Покупка запчастей- заняло дней 5, за это время блок и гбц были в расточке и шлифовке. Еще неделя ушла на подготовительные работы…ДВС собрал за день, поставил и собрал тоже за день.Короче- на все ушло ровно месяц.
8. третий камень- пришлось покупать нов.радиатор, и отдавать стартер в ремонт.( радиатор-120 $, ремонт стартера-50 $ ) ДА…Я на это не рассчитывал.
Надо сказать конечно- что сам работаю на Дизель сервисе слесарем- есть возможность и во времени и в оборудовании и в покупке запчастей по оптовым ценам- а это все таки большое дело.
После сборки- обкатка- поездка в Питер на неделю с семьей, все хорошо работает. я приобретению этого автомобиля очень рад. Большой, комфортный, простой в обслуживании( для меня). Всем спасибо кто помогал и вдохновлял.

В общем разобрал я полностью движок и был как удивлен, так и разочарован.

В поддоне я нашел какой-то крючок, как выяснилось позже, это была масляная форсунка первого цилиндра, к слову тут живые две, остальные уже паялись или варились, итог, буду либо варить ее, либо искать похожие масляные форсунки, брать оригинал не особо хочу, 1400 грн ну не очень удовольствие)

На коленвале я увидел сюрприз, перегрев, это никак не связано с тем что щас с двигателем, не знаю историю двигателя к слову совсем, тут блок, родной он или нет не знаю, по логике заклинил шатун и по-любому старый блок убило и наверное купили блок с головкой, оставили только коленвал и так далее, но я не знаю историю, это лишь мои догадки)

Вкладыши тут стоят STD тоисть Стандарт, на коленвале не очень критический износ, точить не буду, а вот вкладыши уже практически потеряли свои фрикционные покрытия, их буду менять опять же на стандарт)

По поршням вопросов нету, здесь они уже не родные, с завода шли 66.48 вроде бы, или 66.50, тут же стоят 77.48, поршневая в идеале, просто поменяю кольца, так как немного двигатель сапунил)

Масляный насос, тут уже все под вопросом, насос к слову очень дорогой, на моем насосе шестерни в идеале, а вот внутри корпус покоцан, есть полоски и износ на редакционном клапане, конечно можно попробовать восстаналивать, попробовать шлифонуть до блеска, но я пока на это не решился, посоветуюсь с другими ребятами.

Переходим к ГБЦ
На ГБЦ я нечего критического не увидел, не знаю как люди убивают тут головки, но могу сказать одно, если двигатель не греть то нечего не будет с ним, вся причина трещин это либо пробка в бачке, либо неправильный термостат, многих зимой не устраивает печка и они ставят термостат, у которого температура открытия 92°, люди, это много! Для этого двигателя нужен только термостат с температурой начала открытия 87°, не больше!

В камерах сгорания был черный даже не нагар а как сказать… Ну грубо говоря пепел как в глушителе) впрыск выставлял по заводским меткам)

Ещё не проверял но скажу что померли некоторые свечи накала, когда мне было 15 лет я не шарил в запчастях особо, и мне продали самые дешёвые свечи накала, ну вот они и померли) двигатель запускался не сразу)

Когда снимал коробку то на меня чуть не свалился двигатель, оказываться пришла пора подушке двигателя, находиться справа от лица водителя, буду менять ее на нивовскую подушку)

На данный момент осталось отмыть дрыгатель от старого и жирного слоя масла, которое скопилось не за один десяток лет) позже детали и сборка)

Единственное, я так и не нашел причину, почему при запуске двигателя, горит лампа давления секунд 5-10, буду решать.

На ТНВД есть термоприблуда с тросиком (через неё ещё шланг системы охлаждения проходит) которая на холодную должна автоматом регулирует подачу топлива. У меня тоже не работала - так же ногой добавлял на запуске. VW Golf2 1,6D было проще - спец рычагом можно было ставить прямо из салона

Надо определить, какого цвета дым
1) Если черный: может быть не очень точно выставлен ТНВД, форсунки износились, если совсем кочегарить - соляра просто не успевает сгорать - у меня можно было дымовую завесу ставить если много нажать при раннем переключении на повышенную. Электроники - 0 - сколько нажмешь - столько выльется в топку. :cool
2) сизый дым - мск, кольца и т.д. Компрессию не мерили?

Магазины VW. На Маршале кое-что брал в ларьках где про VW - форсунки, свечи накала, да даже кое-что по двиглу (кольца, поршня) - точно такое же как у старых дизелей VW. D24 ставился на микроавтобусы VW LT28 и их семейство. Так же есть места где чинят эти LT28 и делают этот двигатель с закрытыми глазами, так как коммерческий транспорт стоять не может.

Бывает, что ломают резьбу/гнездо топливной форсунки когда их меняют - просто перетягивают. Очень важно не перегревать этот двигатель - длинная алюминиевая башка - её легко "ведёт". Систематически следить за уровнем масла, антифриза. Бывает, что перетираются топливные трубки от ТНВД к форсункам - тоже обращать на них внимание (у меня на дальняк даже была пара запасных с собой, но у и пробег был за 500 000 км). А так двигатель надежный - нет ни какой электроники, электронасосов, датчиков, компьютеров и прочей лабуды. Только электро-клапан, что бы перекрыть подачу топлива для остановки двигателя - проводок тянется к ТНВД - бывает, что его забудут одеть или случайно снимут с клемы, или он перетрётся - двигатель не заводится и начинают ломать голову, где сабака порылася. :bugoga

При минусовой температуре, особенно когда ниже - 15'C сразу будет видно - есть проблемы с двигателем или нет - уже строго должны соблюдаться все условия успешного запуска: исправны все свечи накала - даже отказ одной или двух сильно влияет на успешный запуск, батарея/стартёр должны бодро крутить двигатель, солярка должна быть зимней ну и так далее, . :hello

Volvo 740, 760. Руководство по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту

Автомануал по ремонту Volvo 240 - 740 - 760 - 960 в электронном виде. Руководство будет всегда под рукой во время обслуживания и ремонта автомобиля, для этого его достаточно бесплатно скачать на планшет или телефон в формате zip.

Перед использованием автомануала проверьте соответствие года выпуска и двигателя автомобиля.

Формат: zip

Размер файла: 4,2 Mb

электронная книга в формате zip

  • Предупреждение
  • Загрузка

Помните, что в комплектацию Вашего автомобиля могут входить не все описанные в руководстве функции. В руководстве по ремонту возможны расхождения с описанием Вашего конкретного автомобиля, а также вы можете встретить описание таких вариантов исполнения и такого оборудования, которые отсутствуют на вашем автомобиле.

Что вы найдете в книге по ремонту Volvo 240 - 740 - 760 - 960

Что вы найдете в книге по ремонту Volvo 240 - 740 - 760 - 960?

Подробную информацию об устройстве автомобиля.

Алгоритм определения неисправностей, систему ежедневных и периодических проверок, справочную информацию по самодиагностике Volvo 240 - 740 - 760 - 960.

Инструкцию по своевременному обслуживанию автомобиля.

Пошаговое руководство по самостоятельному ремонту Volvo 240 - 740 - 760 - 960.

Описание книги

Книга по ремонту Volvo 240 - 740 - 760 - 960

Эксплуатация любого автомобиля Volvo 240 - 740 - 760 - 960 невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, - каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.

Книга по ремонту Volvo 240 - 740 - 760 - 960 содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту Volvo 240 - 740 - 760 - 960 разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта Volvo 240 - 740 - 760 - 960);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы Volvo 240 - 740 - 760 - 960).

Любая из процедур ремонта Volvo 240 - 740 - 760 - 960 приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки Volvo 240 - 740 - 760 - 960 высококвалифицированными автомеханиками.

Книга "Volvo 740, 760. Руководство по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту" необходима, чтобы диагностика и ремонт Volvo 240 - 740 - 760 - 960 могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.

Бесплатно скачать руководство по ремонту Volvo 240 - 740 - 760 - 960 Вы можете в формате zip. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

Automotive Repair Manual Volvo 740/760 1982-1988 г.

Руководство на английском языке по техническому обслуживанию и ремонту автомбилей Volvo 740 и Volvo 760 1982-1988 годов выпуска с бензиновыми двигателями.

Сборник руководств на английском языке по техническому обслуживанию и ремонту автомбилей Volvo 700-й серии.

Service and Repair Manual Volvo 740/760 1982-1991 г.

Руководство на английском языке по техническому обслуживанию и ремонту автомбилей Volvo 740 и Volvo 760 1982-1991 годов выпуска с бензиновыми двигателями.

Service Manual engine B 28/28F Volvo 700 series с 1982 г.

Сборник руководств на английском языке по техническому обслуживанию и ремонту двигателей моделей B 28 и B 28F автомобилей Volvo 700-й серии с 1982 года выпуска.

Service Manual Volvo 700 series.

Сборник руководств на английском языке по техническому обслуживанию и ремонту автомбилей Volvo 700-й серии с 1982 года выпуска

Service Manual АКПП Volvo AW 70/71/72.

Руководство на английском языке по устройству, техническому обслуживанию и ремонту АКПП моделей AW 70/70L/71/71L/72L автомобилей Volvo 700-й серии с 1982 года выпуска

Service Manual МКПП Volvo M 46/47.

Руководство на английском языке по устройству, техническому обслуживанию и ремонту МКПП моделей M 46/47/47 II автомобилей Volvo 700-й серии.

Автомобили "Вольво".

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомбилей Volvo 740 и Volvo 760

Карманный справочник Volvo 700 1991-1997 г.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомбилей Volvo 700/900/850 1991-1997 годов выпуска.

Ремонт и обслуживание Volvo 740/760 с 1982 г.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту ремонту автомбилей Volvo 740 и Volvo 760 с 1982 года выпуска с бензиновыми и дизельными двигателями.

Руководство по ремонту и ТО Volvo 740/760.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомбилей Volvo 740 и Volvo 760 с бензиновыми и дизельными двигателями.

Руководство по ремонту и эксплуатации Volvo 740/760/780 с 1990 г.

Руководство по эксплуатации и ремонту автомбилей Volvo 240/740/760/780/940/960 с 1990 года выпуска с бензиновыми двигателями.

Руководство по ТО и ремонту Volvo 740/760 1981-1987 г.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомбилей Volvo 240/740/760 1981-1987 годов выпуска.

Устройство, обслуживание, ремонт Volvo 740/760 1982-1991 г.

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту ремонту автомбилей Volvo 740 и Volvo 760 1982-1991 годов выпуска.

Скидки от справочной

При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги

Автомобильная Справочная Служба: автоновости, запчасти в Красноярске для иномарок и отечественных автомобилей, машины в разборках, ремонт автомобилей, адреса и телефоны фирм, доска объявлений, каталоги запчастей, руководства по обслуживанию и ремонту.

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Взял за 1000$ -движок заводился после 30сек маслания через раз при 25град С. Сделал капиталку движка - 300$ (разбирал-собирал сам - только из-за недоверия к сервисам). На сегодны отъездил

45т.к. - проблем нет. Один напряг - ремень, ну почему не сделать цепь или шестеренки неубиваемые вообще как на дизелях МТЗ и ЯМЗ. Но по мелочам еще набежало 1200$ и год копания в тачке. Это застрелиццо. Лучше бы я сразу взял польностью рабочее тачко за 2500-3500$ взяв кредит. . .

Отличная машина была в течении 15 лет которых на ней отездил отец, я сам ей был доволен теперь ишу блок двигателя на D-24 если у кого есть под нормальные поршня куплю .

Моя мечта с 1979 года. Купил убитую в 2002 г. вложил 4 т.уе Сказка. Таких авто еще поискать.

Не подвела за 5 лет ни разу. Кормлю и смазываю самым вкусным. Жаль денжат нет на новую. Буду продавать. Беру "корейца". К возрасту хочется новый авто. ВОЛЬВО всегда ВОЛЬВО.

Кто не владел-тот не поймет.

Привет всем любителям VOLVO! Езжу на 740 модели-дизель. Пробег уже около 900000км. При пробеге 500000км. сделал кап. ремонт дизелю, но к моему сожалению мужики не поменяли направляющих клапанов, а обещали. Недавно поменял маслосьемные колпачки и отрегулировал клапана вот и все пго двигателю. Лучше машины для наших условий эксплуатации я не встречал. Гарантия Шведов на 700 серию кузовов от ржавчины составляет 30 лет(без аварии).Дороговизна запчастей на данную модель весьма надумана. Решил поменять все сайлентблоки, так за 370грн.(70$) получил все Шведские запчасти, а менять одно удовольствие. Потек левый передний(родной)амортизатор, поменял с двух сторон Monro. Менять проще, чем ездить на кобыле. Стараюсь делать все сам, т.к. все элементарно просто. Салон перетянул новой кожей, т.к. старая потрескалась(машина из Италии). При езде в салоне стоит просто тишина, посадка удобна и не затекает спина даже после 10-12 часов непрерывной поездки. Расход соляры: 6-6,5л-за городом; в городе: 8-8,5л. Закралась шальная мысль поменять на другую, стал ездить по салонам, так даже в новой Volvo S80 не такая удобная посадка, как в моей. Просто неубиваемый автомобиль. Написал в Швецию в клуб "миллионеров", ответили, что при пробеге один миллион км. сразу примут в члены клуба. Багажник замечательно просторный, запихиваю просто все и еще влазит. Идет по нашим "дорогам" мягко-хорошая мягкая подвеска и длинная база. Брал автомобиль заведомо без турбины с расчетом на нашу соляру. Сделал сам фильтр-отстойник, так очень помогает . Двигателя вполне хватает. Владельцы данных машин это очень серьезные мужики, а не доморощенные"шумахеры", ездят степенно и по понятиям. Во всем мире владельцы автомобилей Volvo это отдельная каста. Очень жаль, что побили мы Шведов в каком-то там году на озере, а так бы все ездили на таких замечательных машинах. Желаю удачи всем владельцам Volvo!

Купил прошлым летом после жигулей .Все сравнения бесполезны надо просто покататься,а я еще-ще и в аварию попал .В лобовую с шестеркой ,у меня под замену крыло ,брызговик,капот,бампер,решетка да фара,а у шахи повело весь кузов.Лонжероны погнуло и все стойки повело.Через 2 месяца я уже ездил .Так что VOLVO и есть самый безопасный автомобиль,с этим не поспоришь.

Ох наши дороги. Ох наш сервис. Тем не менее. Моя Вольвушка за 14 месяцев под таксовкой отбегала 167 тыс. Это по городу. За это время зделал (пока были целые и не требовали ремонта) шаровые и все наконечники. Ну что еще сказать масло заливал, солярку. Резину менял. Вот сейчас сижу и думаю, если-бы она мне досталась не после колхозника, который ей ремонт делал на ближайшем тракторном стане, то до сих пор бы ездил. А так имею проблему ищу Головку блока от эЛТешки.

Дизельные двигатели Вольво отличаются экономичным расходом топлива, надежностью и низким уровнем выбросов отработанных газов в атмосферу. Если вы заинтересованы в долгом сроке службы дизеля, то, конечно, следует максимально точно соблюдать правила эксплуатации и проводить техобслуживание только в специализированных центрах, таких как «Альфа-Дизель».

​График работы: ПН-СБ с 10:00 до 19:00, ВС - выходной

Volvo S60 1.6 Diesel

  • современное оснащение, позволяющее в кратчайшие сроки производить точную диагностику и ремонт дизельных двигателей Вольво, а также других марок авто, например, ремонт дизельных двигателей Ауди;
  • сертифицированные автозапчасти Вольво;
  • высококвалифицированный опытный персонал;
  • приемлемые цены на сервисное обслуживание дизелей Вольво, а также ремонт дизельных двигателей Опель и других легковых или грузовых автомобилей;
  • выгодные предложения и особые условия обслуживания для корпоративных клиентов.

Ремонт ТНВД

Volvo V50 2.4 Diesel

В системах впрыска топлива Common Rail ТНВД (топливный насос высокого давления) является ключевым элементом. Неполадки в работе топливной аппаратуры и насоса часто возникают по причине использования некачественного топлива, нарушения норм эксплуатации.

Для того чтобы восстановить функциональность ТНВД, обратитесь к профессионалам из нашего сервиса. У нас вы можете рассчитывать на быстрый и качественный ремонт топливной аппаратуры Volvo, регулировку ТНВД и выполнение других работ по наладке топливопровода, например:

  • снятие и установку форсунок;
  • реставрацию распылителя; ;
  • замену позиционера;
  • наладку работы нагнетательного клапана;
  • установку ТНВД на Volvo.

Ремонт ТНВД Вольво в «Альфа-Дизель» — это гарантия успешного результата и экономия вашего времени и средств.

Мы выполняем также ремонт ТНВД Delphi и топливной аппаратуры других марок.

Ремонт турбин Вольво

Volvo XC90 Diesel

Исправная работа турбокомпрессора особенно важна для дизелей Вольво, поскольку благодаря своевременной подаче сжатого воздуха в камеру обеспечивается эффективное сгорание, а значит, минимальный расход топлива и мгновенная реакция автомобиля на действия водителя.

Турбина, пневмокомпрессор дизеля Вольво — тонкий механизм, и недопустимо поручать его техобслуживание дилетантам.

За плечами у наших специалистов не один восстановленный пневмокомпрессор, а оснащение нашего сервисного центра позволяет нам быстро и качественно производить диагностику и ремонт турбин. Если вас интересует действительно качественная работа и долгосрочный результат — мы ждем вас в нашем сервисном центре.

Также мы осуществляем ремонт дизельного двигателя Scania и турбодизелей на других марках грузовых и легковых автомобилей.

С годами двигатель Volvo 740 стареет (устает), параметры в таблице учитывают возраст автомобилей и актуальны для замены масла в 2021 году.

Если автомобиль эксплуатируется круглый год в регионе с преобладанием холодного сезона, то подходящий класс вязкости масла необходимо брать из колонок зима или всесезон.


Если автомобиль эксплуатируется круглый год в регионе с преобладанием теплого сезона, то подходящий класс вязкости масла необходимо брать из колонки всесезон.

Если автомобиль эксплуатируется редко в течении года и преимущественно в теплое время года, то подходящий класс вязкости масла необходимо брать из колонки лето.

По возможности, сверьте выбранное масло на соответствие требованиям спецификаций производителя автомобиля и интервалы техобслуживания.

Состояние масла по капле



новое масло


допустимое состояние масла


масло в отработанном состоянии


отработанное масло с механическими примесями


отработанное масло в среднем состоянии


отработанное масло в плохом состоянии


очень плохое недопустимое состояние масла


масло с перегретого двигателя

Одну каплю с масляного щупа двигателя, необходимо капнуть на лист бумаги и подождать 15 минут, пока она пропитается и сформирует четкое пятно. Теперь сравниваем полученный образец с таблицей. Полная инструкция.


В 1990-х Volvo 740 был не в меньшем авторитете у "братков", чем BMW E34. И вот он перед нами, готов перенести почти на 30 лет назад! Сколько же стоит "легенда 90-х", в каком она состоянии, дорого ли ее содержать, рассказывает Юрий, владелец Volvo 740:


- Любовь к старым машинам у меня началась с Merсedes W123. Как только получил "права", папа отдал мне свой W123. Машина была в кузове универсал, с атмосферным дизельным двигателем объемом 2,4 литра. После 6 лет жизни у нас в семье начал "сдаваться" левый лонжерон. Разобрав салон, понял, что сварки слишком много, а просто подварить пол не хотелось. Если делать, то хорошо, но "долгострой" я себе не мог позволить. Машина была продана.


Купил Volvo 760 с двигателем 2.8 в отвратительном состоянии. Приобретение было эмоциональным, а не рациональным. Кожа, климат-контроль, электроприводы всего и вся - "премиум"! И все это за относительно небольшие деньги. Только после первой поломки полез в Интернет читать о машине… Я был очень разочарован, когда узнал, что помпа охлаждающей жидкости стоит около 300 долларов! 300, Карл! В общем, по мелочи "подшаманил" и продал. Но ощущения от вождения остались самые приятные. В общем, полюбил автомобили марки Volvo.


Промежуточным вариантом между двумя Volvo у меня стал брутальный автомобиль для настоящих мужиков УАЗ-469 1976 года выпуска. Самое смешное в нем было то, что он не закрывался на замок. Веселая машина, но пришлось продать, потому что возить жену с маленьким ребенком в этом тарантасе было просто небезопасно.



При выборе следующей машины был небольшой "затуп". Я мог позволить себе даже Merсedes W211, но не хотел тратить много денег на автомобиль и его обслуживание. Смотрел разные варианты: от Merсedes W124 до Mazda3. Но ничего не понравилось. Или состояние убитое, или цена необоснованно высокая. Решил посмотреть Volvo.




В этот раз все прочитал про бренд и различные модели. Мне приглянулся Volvo 740. Почему именно он? Мне хотелось, чтобы машина была не только практичной, но и эстетичной. Я люблю настоящие железные автомобили старой школы. Volvo 740 - яркий представитель этого класса. Чопорный прямоугольный кусок железа, который точили напильником.




Сначала смотрел самые дорогие варианты. Ничего не устроило: или гнилые, или все, кроме кузова, уезжено "в хлам". Потом решил глянуть самые дешевые экземпляры. И наконец-то нашел машину, которая мне подходит. 1988 год выпуска, мотор 2.3 16V, кузов в хорошем состоянии. Автомобиль в "родной" краске! Относительно небольшой пробег 260.000 километров. Полное отсутствие "агротюнинга". Все хоть и обшарпанное, но оригинальное. Из минусов - на кузове много царапин, небольших вмятин, КПП фактически лежит на опоре - подушка полностью износилась. Отсутствовала обшивка потолка. Все остальное в более-менее приличном состоянии. И цена 1500 у.е. не могла не радовать. Учтите, что машина была куплена пару лет назад, а тогда о России никто и не мечтал.


Самые надежные моторы - дизельные 2,4-литровые. Но все дизельные Volvo были очень сильно "убиты". Бензиновые 2,3-литровые моторы тоже хорошо себя проявили. Ставились они, кстати, не только на Volvo, но и на Saab.


Мне попался Volvo в комплектации GLT. Обычно в таких вариантах исполнения стояли 8-клапанные двигатели с турбонаддувом мощностью 165 лошадиных сил. У меня стоит тот же 2.3, только без турбины, с 16-клапанной ГБЦ. Это достаточно редкий двигатель B234F. Выдает мой мотор чуть меньше "турбового" - 159 сил. Через какое-то время после покупки пришлось поменять помпу системы охлаждения. На подходе - замена ремня ГРМ.



Состояние кузова идеальное для 28-летней машины. Гнили нигде нет. Мелкая ржавчина присутствует. На зиму я все "пролил" консервантом и антикоррозийным покрытием. Ради эксперимента решил оставить один ржавый кусок металла и посмотреть, что произойдет с ним за зиму. Результат меня поразил: новая ржавчина не появилась! Представляете, какого качества металл?!





Относительно недавно покрасил крылья и капот автомобиля. В планах - полная перекраска Volvo.


Коробка передач в моей машине имеет маркировку М46. Это не просто КПП, а гибрид "механики" и "автомата". М46 имеет 4 механические передачи и пятую автоматическую. Она идет отдельным блоком. Чтобы включить пятую передачу, нужно кулису КПП перевести в положение четвертой передачи и, не выжимая сцепления, нажать на кнопку, которая находится на кулисе. Что же происходит в этот момент? Все просто: благодаря гидравлическому воздействию в работу включается планетарная передача, блокируя при этом планетарную шестерню.




Система в целом надежная. Но у меня была одна небольшая проблема: пятая передача включалась через раз. Почитав форумы, понял, что датчик приказал долго жить. Заодно решил прочистить фильтрующую систему блока пятой передачи. Спешил, коробку решил не снимать - это было ошибкой… Начал откручивать крышку, по незнанию у меня выскочил шарик из клапана. Пришлось все-таки снимать коробку, проводить ревизию. В итоге все разобрал, почистил, заменил прокладки и собрал снова. Теперь у меня пятая передача включается четко, без сбоев.



Не менее интересная ситуация была с "ручником". Естественно, он не работал. Я поменял колодки ручного тормоза, пружинки, но он так и не заработал! Пришлось читать профильные сайты, разбираться. Оказалось, что на мосту должна быть подвижная петля, которая в зависимости от затяжки "ручника" позволяла тросам перемещаться вдоль моста. Полез в яму и обнаружил, что петля на моей машине отсутствует. Прикинув размеры, с помощью квадратной трубы, "болгарки" и дрели изготовил подвижную петлю. Эксперимент прошел успешно - "ручник" заработал.



В машине не было вообще никакой "музыки". Решил не гнаться за оригинальной, так как люблю слушать музыку с флешки. Хоть я и не меломан, но на компонентах не стал экономить: головное устройство - Alpine, динамики - Focal.



Что сказать по поводу обслуживания? Пересыпал всю подвеску. Задние пружины сильно просели, поэтому пришлось их заменить. Упругие и демпфирующие элементы использовал фирмы Bilstein. Все запчасти старался брать или "оригинал", или близкие к "оригиналу". Например, задние тормозные диски - АТЕ, амортизаторы багажника - Volvo. Выхлопная система полностью новая, фирмы Volvo, обошлась она мне в 300 долларов. Но в целом запчасти на автомобиль стоят не очень дорого. Например, за помпу отдал 35 условных единиц. Понимаете, не могу я на любимую машину ставить китайские запчасти - рука не поднимается! "Оригинал" купил - поставил и забыл. Да, устранение всех неисправностей обошлось дороже, чем я платил за автомобиль при покупке. И это с учетом того, что я все делаю своими руками.


Вообще машина интересная от и до. Таких нестандартных конструкторских решений не встретишь в современном автомобиле. Чего стоит хотя бы дополнительный топливный бак в багажнике!





Что в итоге я получил? Стильный, надежный автомобиль. Но самое главное - я от него "кайфую". Когда сажусь в Volvo, как будто бы перемещаюсь в прошлое. Дорога, вечер, песни Цоя - что может быть лучше? Философию этой машины нужно понимать. Она пропитана духом "правильных" 1990-х. Помимо эмоций, надо отдать должное, Volvo 740 - честный автомобиль! Он отдает сполна: стоит один раз поставить качественную запчасть, и она не даст о себе знать многие годы. Таких автомобилей сейчас не делают. В перспективе хотел бы довести свой Volvo до идеального состояния. Хотя основное сделано, но предстоит еще немало работы.

Автомобили Volvo славятся своей безопасностью. Эти машины всегда имели самые современные системы спасения человека (напомним, что именно шведы стала впервые использовать ремни безопасности). Да и весь внешний вид Volvo всегда показывал, что при столкновении они сохранят жизнь. Именно поэтому многие модели Volvo, сделанные в конце прошлого века, имеют такой специфический дизайн


Объявления о продаже Volvo «семисотой» серии сейчас не слишком часто встречаются в газетах. Но эти машины пользуются довольно устойчивым спросом у покупателей, ведь они сочетают в себе пресловутую безопасность, престиж и высокую надежность. Не менее важным является и тот факт, что ремонт и обслуживание Volvo «семисотой» серии стоит дешевле, чем многих других шведских машин, которые появились в конце прошлого века. Однако есть такие версии Volvo, которые покупать не рекомендуется.

Впервые Volvo «семисотой» серии была представлена в 1982 году в виде седана под индексом 760. Это был довольно роскошный по тем временам автомобиль, который мог похвастать очень неплохой комплектацией, мощным 6-цилиндровым двигателем, и, естественно, высоким уровнем безопасности. Но у Volvo 760 существует и брат-близнец под именем Volvo 740, который имеет более скромное оснащение, меньшее количество всевозможных опций и 4-цилиндровые бензиновые моторы (дизели были 6-цилиндровыми). Volvo 740/760 выпускали как в кузове седан, так и как универсал. Причем, последний встречается на наших дорогах довольно часто.


Главным достоинством универсальных Volvo (обозначались Station Wagon), само собой, является их багажник. Еще бы, ведь в него можно спокойно запихать всевозможных вещей общим объемом в 990 л., а если сложить задний ряд сидений, то тогда объем багажника увеличится до 2125 л. Это один из самых лучших показателей для легковых автомобилей! Для сравнения, полезный объем ныне выпускаемых универсалов обычно колеблется в пределах 1500-1800 л. Причем, есть Volvo, где в багажном отделении установлен дополнительный ряд кресел – такие 7-местные машины предназначались для американского рынка. Кстати, европейские и американские Volvo семисотой серии (в США чаще отправляли Volvo 760) немного отличаются друг от друга. В частности, «американцев» можно узнать по четырем прямоугольным передним фарам спереди – на европейских машинах фары больше и их всего две штуки. По счастью, на этом различия и ограничиваются, так что проблем с поиском запчастей для привезенного из-за океана Volvo не будет.


«Семисотая» серия Volvo имела и еще один вид кузова – двухдверное купе. Такие машины обозначались индексом 780. Купе собирались практически вручную с 1986 по 1991 года силами известного итальянского кузовного ателье Bertone (оно же разрабатывало и дизайн машины). Однако на вторичном рынке Volvo 780 практически не встречается, и за такими машинами в хорошем состоянии уже сейчас гоняются коллекционеры. Так что если вам удастся купить где-нибудь этот автомобиль за не слишком большие деньги, то его стоит беречь. Лет через двадцать он будет стоить гораздо дороже.

Железо Volvo 740/760 само по себе достаточно крепкое, да к тому же оно еще и оцинковано. Однако это совершенно не значит, что кузова этих машин до сих пор находятся в идеальном состоянии. Ржавчина первым делом появляется в районе колесных арок и низа дверей. А на 740/760 первых годов выпуска уже могут быть проржавевшие пороги. Так что владельцам автомобилей рекомендуется делать антикоррозионную обработку своих машин. При необходимости покупать оригинальные кузовные детали не обязательно (это дороговато, ведь, например, капот из Швеции стоит около $500). Многое можно найти на «разборках» или взять железо от сторонних производителей. Последнее, конечно, немного худшего качества и далеко не всегда соответствуют «вольвовским» стандартам безопасности (например, фирменный капот при лобовом столкновении всегда складывается пополам и никогда не попадает в салон). Стоит отметить, что Volvo 740/760 собирали не только непосредственно в Швеции на заводе в Торсланде, но и в Бельгии в городке Гент. Так вот, шведские машины считаются чуть более качественными и они меньше ржавеют.

Внутри Volvo 740/760 места очень много, причем как на переднем, так и на заднем ряду кресел. Ничего удивительного в этом нет, ведь длина 740/760 составляет 4810 мм., что лишь на 10 мм. меньше, чем у ныне выпускаемой модели S80 - флагмана компании Volvo. Правда, рассчитывать на такой же уровень оснащения и комфорта как у S80 в данном случае не приходиться. Хотя автомобили последних годов выпуска (особенно версии 760) имеют уже очень неплохую комплектацию.

Угловатый дизайн передней панели, конечно, нравится далеко не всем, но, надо отдать должное, качество сборки салона совсем неплохое. Кроме того, все отмечают великолепную обзорность, которая достигается благодаря большой площади остекления. А заднее стекло, расположенное почти вертикально, даже при сильном дожде позволяет смотреть через него без проблем. Также достоинством Volvo является очень мощная система отопления, которая быстро прогревает салон и позволяет сидеть в машине в одной рубашке даже в самые сильные морозы.

Французы подвели

А с силовыми агрегатами проблемы могут быть. Особенно с наиболее мощными. Традиционно считается, что 6-цилиндровые двигатели более долговечные, чем 4-цилиндровые. Но не в случае с Volvo 740/760. На «семисотую» серию (точнее, на Volvo 760) с самого начала устанавливали двигатель V6 объемом 2,8 л., который выдавал 143 л.с. или 156 л.с. в зависимости от модификации. Этот мотор выпускался совместно с французскими компаниями Renault. Так вот, именно это шведско-французское детище и не нравится поклонникам автомобилей Volvo. Как выясняется, его ресурс меньше, чем более скромных 4-цилиндровых моторов, и к 250-300 тыс. км. им очень часто требуется капитальный ремонт. Причем, с покупкой запчастей для «шестерки» могут быть проблемы, так как они в магазинах встречаются довольно редко. Кроме того, Volvo 760 с двигателем V6 потребляют немало топлива – при езде по городу на каждые 100 км. пути уходит по 17-20 л. бензина. Кстати, именно поэтому нередко можно встретить Volvo 760 с установленным на них газовым оборудованием.

К настоящему моменту не самым лучшим вариантом являются и Volvo 760 с 2,3-литровым 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, который имел 173 л.с. или 182 л.с. Причина, почему этот мотор сейчас причисляют к разряду «неблагонадежных», думается, понятна. Ведь если на машине стоит еще родная турбина, то слишком велик риск, что она скоро выйдет из строя (особенно если машина находится в России с начала 90-х годов, когда приличное масло было редкостью). Также нельзя забывать и то, что турбированные двигатели чаще работали на максимальных оборотах, так как водители этих шведских «чемоданов» обычно любили демонстрировать окружающим, что их машина, несмотря на свой неспортивный дизайн, может «сделать» многих на дороге (время разгона 0-100 км/час турбированных Volvo составлял всего 8,2 сек.). Однако если предыдущие владельцы обращались с 2,3-литровым турбомотором аккуратно, то он может без проблем отходить больше 500 тыс. км. (главное – это качественное масло).

Если говорить про простые версии Volvo 740 (их, кстати, у нас большинство), то такие автомобили оснащались, главным образом, 2,0- и 2,3-цилиндровыми двигателями. Они имеют множество различных модификаций. Так, сделанные до 1998 года машины иногда комплектовались карбюраторными агрегатами (2,0 л. – 112 л.с., а 2,3 л. – 114 л.с.). Специалисты не рекомендуют покупать такие автомобили, так как моторы Volvo имели сложные карбюраторы, которые к настоящему моменту могут быть серьезно изношены. И отрегулировать их получается далеко не всегда.

Не слишком хорошими считаются двигатели и с механическим впрыском топлива – они имеют в своем обозначении индекс «E» (данные о моторе можно получить, расшифровав VIN-номер). По словам мастеров, сейчас эти агрегаты уже очень сильно изношены, а замена блоков системы впрыска стоит очень дорого (более $1 тыс.). А вот более сложные силовые агрегаты с электронным впрыском и встроенной системой диагностики (обозначались буквой «F») служат дольше. При покупке автомобиля нужно убедиться, что с системой впрыска все в порядке, так как на старых машинах иногда выходит из строя блок управления инжектором, а покупка нового вытянет из кошелька несколько сотен долларов.

Кстати, на автомобилях сделанных после 1989 года под капотом стоит блок самодиагностики со светодиодом который своим миганием сигнализирует о сбое в работе двигателя. При покупке машины надо проверить работоспособность этой системы диагностики – иногда владельцы специально отключают светодиод, чтобы по возможности скрыть проблемы силового агрегата.

Все течет, все меняется

В основном все 4-цилиндровые моторы имеют по 8-клапанов, но ставили на Volvo 740 и более современный 16-клапанный двигатель объемом 2,3 л., который выдавал 159 л.с. (то есть даже больше, чем нелюбимый отечественными механиками 6-цилиндровый агрегат от Volvo 760). Все 4-цилиндровые моторы очень надежны, но 2,0-литровый (112-120 л.с.) все же чуть-чуть проигрывает 2,3-литровому (114-159 л.с., но чаще 136 л.с.). Во многом, конечно из-за меньшего количества «лошадей» под капотом, ведь более слабому «движку» в течение всей свой жизни приходится постоянно работать по полной программе, чтобы как следует разгонять большую и тяжелую Volvo 740. Кроме того, большим плюсом 2,3-литрового мотора мощностью 130 л.с. (обозначался как 230FB) является то, что в случае обрыва ремня ГРМ ничего катастрофического с двигателем не происходит! Во всех же остальных случаях за системой газораспределительного механизма лучше следить. Замену ремня ГРМ надо проводить каждые 70 тыс. км. Стоит эта операция не слишком много (около $120), особенно если ее выполнять на обычных сервисах, а не на СТО Volvo (там могут взять более $250). Ну а еще одним плюсом 2,3-литрового двигателя (правда лишь некоторых версий) является то, что в его конструкции отсутствует катализатор и лямбда-зонд. На другим двигателях (кроме еще, пожалуй, карбюраторных) данные элементы присутствуют. Но пугаться этого не надо, ведь в случае поломки, например, лямбда-зонда вовсе не обязательно стремглав бежать к официальному дилеру и там покупать новую деталь в синенькой коробочке с надписью Volvo за $250-300. Хватит и $80 за неоригинал.

Стоит отметить, что у 4-цилиндровых двигателей Volvo, устанавливаемых на «семисотую» серию, есть одна не самая приятная особенность – при пробеге в 150 тыс. км в этих силовых агрегатах начинают течь сальники. Их рекомендуется заменить, что стоит около $300 вместе с работой, так как со временем течь сальников только прогрессирует. Причем, при замене лучше сразу поставить новые «сальники» в механизме переключения передач и хвостовике механической коробки передач ($50), так как течь сальников в этих местах практически стандартна для «семисотой» серии.

Раз уж речь зашла о трансмиссиях, то можно отметить, что на Volvo 760 чаще встречается «автомат», а вот на 740 преобладает «механика». Утверждать, что ручная коробка более надежная, было бы неправильно – устанавливаемые на Volvo АКПП, очень надежны и работают по много лет не доставляя никаких хлопот. Кроме того, в случае поломки эти трансмиссии обычно удается найти на «разборках», хотя к приличным затратам все равно надо быть готовым. Механические коробки тоже небезгрешны. Так, иногда изнашивается подшипник вторичного вала. И если это так, то обычно надо менять еще и сам вал (на эти работы можно приготовить около $300). Ну а сцепление «семисотой» Volvo выдерживает по 180-200 тыс. км., что очень неплохо (замена комплекта в сборе стоит около $300).

Немало на наших дорогах встречается Volvo 740/760 с дизельными моторами объемом 2,4 л. Все они имели по 6 цилиндров, и их производством занимался концерн Volkswagen. В атмосферном варианте дизель выдает 90 л.с., а в турбированном - 115 л.с. или 130 л.с. Немецкие дизельные моторы прекрасно знакомы мастерам по ремонту, ведь их устанавливали на многих модели концерна Volkswagen в 80-90-х годах. Эти моторы очень надежны, но они любят качественную солярку и частую замену масла и фильтров (техобслуживание дизелей надо проводить каждые 5 тыс. км., а не 10 тыс. км., как бензиновых моторов).

Чем проще, тем дешевле

Первое время Volvo 760 и 740 имели одинаковую ходовую часть спереди (обычный McPherson) и сзади (жесткий неразрезной мост с мощнейшими рычагами). Подвеску можно по праву назвать надежной. И, что самое главное, она не требует больших финансовых затрат. Особенно ярко это видно, если сравнить цены на запчасти и ремонт с более свежими Volvo. Так, например, переборка подвески на модели 850, которая появилась на рынке в 1990 году, стоит порядка $1 тыс! Владелец Volvo 740 легко укладывается в $300 (да и их приходится тратить лишь каждые 5-7 лет). Есть у зависимой подвески «семисотой» Volvo и свои минусы – не слишком хорошая управляемость в поворотах и недостаточная плавность хода (многие конкуренты покомфортнее).

А вот в августе 1987 года Volvo начала выпуск модернизированной версии 760, которая получила сзади многорычажную независимую подвеску Multilink 1 (при этом появился и задний дифференциал, который устанавливали также на некоторые версии 740). Это изменение повысило комфортность и улучшило поведение автомобиля в поворотах. Но при этом стоимость ремонта задней подвески в таких Volvo ощутимо выросла. Если она износилась (случается через 200 тыс. км), то тогда нужно отложить около $500 (и это только на заднюю подвеску). Как говорится, почувствуйте разницу. Амортизаторы на всех версиях Volvo 740/760 живут не очень долго, так как этот автомобиль все же довольно тяжелый. Как показывает опыт, на наших дорогах амортизаторы требуют замены уже через 30-50 тыс. км. пробега.

К сожалению, проблемы может доставить рулевое управление. Так, на старых машинах иногда ломается насос усилителя руля. Но все же чаще выходит из строя рулевая рейка, которая после пробега в 150 тыс. км. (а иногда и раньше) начинает стучать. Если все дело в рулевом кардане, то тогда ремонт будет стоить $120. Более серьезная переборка рулевого потребует уже $150, а замена всей рейки – около $400-500. Причем, необходимость менять рейку целиком возникает не так уж и редко. Так что покупая Volvo 740/760 этот механизм надо внимательно проверить. К тормозам серьезных претензий не возникает. Вот разве что рекомендуется следить за состоянием дисков, так как из-за большого веса автомобиля они часто работают с большой нагрузкой (обычно диски служат больше 100 тыс. км., а их цена $60 за каждый неоригинальный). Кроме того, нужно помнить про необходимость регулярной замены тормозной жидкости, иначе из строя могут выйти суппорта (более $100 за ремонт).

Volvo «семисотой» серии, несмотря на свой почтенный возраст, все еще способна доставить радость своему владельцу. На вторичном рынке сейчас встречается довольно много «убитых» образцов, но есть и вполне достойные варианты. Как показывает опыт, лучше остановить свой выбор на Volvo 740 с 2,3-литровым двигателем и ручной коробкой передач. Такие машины, конечно, чуть менее комфортны, чем Volvo 760 с мощными двигателями и независимой задней подвески, но зато их ремонт и эксплуатация стоит дешевле.

Экскурс

В 1966 году был представлен седан Volvo 144, который положил начало целой серии моделей – уже в 1967 году был показан двухдверный автомобиль под индексом «142» и очень просторный универсал Volvo 145. Спустя год в 1968 году компания Volvo начала выпуск роскошного для того времени автомобиля под индексом 164, который представлял из себя самую престижную версию 140-й серии с 3,0-литровым 6-цилиндровым двигателем.

Производство Volvo 140-й серии было прекращено в 1975 году. А за год до этого момента шведы начали делать машины 200-й серии. Эти Volvo представляли из себя, в принципе, глубокий рестайлинг 140-й серии. Выпускали 200-ю Volvo в виде 2- и 4-дверного седана, но огромным спросом пользовался и универсал. Именно после этого автомобиля весь мир знает, что компания Volvo делает одни из самых лучших в мире универсалов. Интересно, что окончательно выпуск Volvo 200-й серии был прекращен только в… 1992 году!

В начале 1982 года была представлена новая модель Volvo 760. Это был седан в очень неплохой комплектации с 156-сильным двигателем V6 (чуть позже появился и 182-сильный 2,3-литровый турбомотор). А вот производство Volvo 740 было налажено только в 1984 году. Volvo 740 отличались от модели 760 менее богатым оснащением и 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями (устанавливали на машины и 6-цилиндровые дизели).

В 1985 году был представлен ожидаемый многими европейскими и американскими автомобилистами универсал, который предлагался как в 5-, так и в 7-местном варианте. И 1986 году итальянское ателье Bertone начало сборку двухдверного купе под индексом 780.

В конце 1987 года была проведена модернизация модели Volvo 740/760. Автомобили получили новые бампера, фары, решетку радиатора и пр., а Volvo 760 приобрела еще и независимую заднюю подвеску. В 1988 году на Volvo 740 начали установку 16-клапанного бензинового двигателя объемом 2,3 л. (159 л.с.).

Volvo 760 была снята с производства в 1990 году. Ей на смену пришла модель с индексом Volvo 960, а вот Volvo 740 продержалась на конвейере еще два года (ее сменила Volvo 940). Надо отметить, что Volvo 900-й серии представляет из себя по сути ту же Volvo 740/760, но с иной внешностью и салоном. 960-я модель с самого начала имела полностью независимую подвеску всех колес (Multilink I), в то время как на Volvo 940 она оставалась зависимой. В 1992 году начался выпуск универсалов на базе 940/960, а в 1994 году роскошные Volvo 960 получили усовершенствованную заднюю подвеску Multilink II.

Ноябрь 1996 года ознаменовался появлением новых моделей – Volvo S90 и V90. Они представляли из себя рестайлинговые Volvo 960 с новыми названиями. А в следующем году на скандинавских рынках начали продавать Volvo Polar (переименованная Volvo 940).

Производство Volvo 900-й серии было окончательно прекращено в 1998 году, когда шведы показали принципиально новую модель S80. Этот автомобиль, выпускаемый до сих пор, представляет переднеприводной седан с расположенными поперечно 5- или 6-цилиндровыми двигателями. В 2003 году S80 претерпела рестайлинг. Сейчас Volvo S80 оснащается различными моторами мощностью от 130 до 272 л.с. (последняя версия обозначается как Т6).

Читайте также: