Замена клапанов на уаз

Обновлено: 26.04.2024

УАЗ 3303 Верблюд › Бортжурнал › Ремонт двигателя. Притирка клапанов.

Первая операция — дефектоскопирование.
Вот камера сгорания доброго двигателя. Нагара чёрного нет, свечки серые — рабочие. Клапана серые. Двигун, видно, масло не "хавает".

Переворачиваем головку. Устанавливаем поровней, подставляя, под пару коротких шпилек, гайки.

Наливаем в камеры сгорания бензин. Вообще-то, лучше керосин, но где его взять? А бензин, вот он, под рукой.

Определяем неплотные клапана, по убыванию бензина.
Определяем, какой из двух "сыкун".

Проверяем пальцем, впускной и выпускной коллекторы. Коллектор, где сыро, тот клапан и течёт.

Дальше, снимаем клапана.
Переворачиваем головку и устанавливаем её на плотную тряпку или на кусок картона. Она, хоть и железная, но лишние царапины, на поверхности, не нужны.
В камеру сгорания вкладываем деревянный брусок, чтобы клапана не шли вниз.
На двигателе. Вывожу поршень в верхнюю мёртвую точку. В отверстие свечи вставляю пруток 12 мм или толстую отвертку. Отвожу в сторону снимаемо клапана, чтобы он упирался в пруток. Вот так.

Молотком ударяем, пару раз, по тарелкам клапанов, чтобы оторвать прикипевшие сухари клапанов. Съемник — любой, у меня жигулёвский. Различаются они только диаметром упора в клапан.

При снятии тарелок, сухари лучше вынимать пинцетом или отвёрткой. Сухари "стреляют", и чтобы их потом не разыскивать по гаражу, быть аккуратным.
Снимем тарелки, пружины.

Отвёрткой легко снимаются "колпачки" клапанов.

Очищаем камеры сгорания, коллекторы, клапана от нагара, шабером, металлической щкткой и шкуркой. Особенно аккуратно надо относиться к камере сгорания, шлифовать только шкуркой.

На клапана надеваем кусочки войлока, чтобы притирочная паста не попала во втулки клапанов.

Всё, что надо для притирки — это кусок шланга, притирочная паста и дрель, лучше с двухсторонним вращением и небольшими оборотами. В дрель вставляем пруток, если нет, то сверло подходящего диаметра (переворачиваем его наоборот).

На фаску клапана наносим притирочную пасту и вперёд, по инструкции. При вращении тянешь на себя и отводишь, тянешь-отводишь. Меняешь направление вращения.

После притирки клапана должно быть так.

После притирки, промываем 2-3 раза бензином всю головку. Протираем ветошью. Притирочная паста, алмазная — страшная вещь, может кончить двигатель. Так что, не ленимся! Промываем пружины, сухари, тарелки клапанов, клапана…

Устанавливать колпачки клапанов вполне можно водопроводной трубой или головкой на 17. Слегка ударяя по ней молотком.

Устанавливаем клапана на место. Перед установкой клапанов, смазвыаем стержни и фаски маслом. Ещё раз промываем, протираем головку.

Замена клапанов ГБЦ


Статья о замене клапанов ГБЦ — краткие сведения о клапанах, процесс замены и притирки изделий к седлу. В конце статьи — видео о замене и притирке клапанов ГБЦ. Статья о замене клапанов ГБЦ — краткие сведения о клапанах, процесс замены и притирки изделий к седлу. В конце статьи — видео о замене и притирке клапанов ГБЦ.

Замена клапанов ГБЦ

Клапаны в двигателях внутреннего сгорания являются элементом газораспределительного механизма (ГРМ). Их задача — регулировать и подавать топливовоздушную смесь (либо воздух) в цилиндры и выпускать продукты сгорания. По расположению детали ГРМ может быть нижнеклапанным или верхнеклапанным, однако в современных моторах используется только последний вариант.

Краткие сведения


Клапаны имеют простую конструкцию и отличаются высокой износостойкостью. Последнее обусловлено материалом изготовления, который должен выдерживать повышенные нагрузки.

Сам клапан состоит из нескольких участков:

    тарелки (нижняя расширенная часть детали);

Место контакта тарелки и головки блока цилиндров называют седлом. Оно изготавливается из стали или чугуна и запрессовывается в ГБЦ.

По своему назначению клапаны бывают двух видов:

Впускной

Отвечает за подачу топливовоздушной смеси в цилиндро-поршневую систему. Имеют цельный стержень и, обычно, тарелку большего диаметра для улучшения рабочих свойств.

Выпускной

Отвечает за отвод отработанных газов в процессе работы ДВС. Стержень этого типа клапанов изготавливается полым; внутрь его помещается натрий. Такая конструкция позволяет охлаждать выпускной клапан, так как он подвержен более высокому нагреву, чем впускной. Для его производства обязательно используется жаростойкий металл.

Почему же возникает необходимость замены клапанов?

При обычных условиях эксплуатации клапаны могут подлежать замене по причине износа. Происходит это примерно через 300 тысяч км пробега.

Причин, послуживших необходимости внеплановой замены, обычно две: прогорание и деформация.

Преждевременное прогорание может случиться из-за:

    постоянная езды на максимально возможных оборотах и, как следствие, детонирующий двигатель;

Деформируется клапан при обрыве цепи ГРМ или в том случае, когда она перемещается на несколько звеньев (такое случается при плохом натяжении). В результате стержень прогибается, что приводит к неплотному прилеганию тарелки к седлу.

Процесс замены клапанов ГБЦ


Для того, чтобы произвести замену, придется основательно разобрать (а затем собрать) газораспределительный механизм. В зависимости от модели авто и конструктивных особенностей двигателя этот процесс может иметь некоторые отличия. Но в целом система демонтажа и сборки одинакова. В целом, последовательность действий такова:

Демонтаж ГБЦ

Для этого потребуется:

    произвести подготовительные работы: разомкнуть провод и «минусовую» клему аккумулятора, отсоединить трубки и шланги подачи технических жидкостей, топливные магистрали, снять навесное оборудование;

Демонтаж распределительного вала

    снять приводной ремень;

Прежде чем приступать к процедуре, следует вывернуть свечи зажигания. Это позволит избежать их повреждения.

Рассухаривание клапанов

Процесс осуществляется с помощью специального инструмента — рассухаривателя.
Некоторые используют дедовский метод. Для этого необходимо:

    закрыть место, откуда должен выскочить сухарь тряпкой (чтобы поймать его);

Метод можно использовать в крайнем случае и имея опыт. Новичок рискует нанести серьезные повреждения клапану, например, погнуть его. Покупка рассухаривателя — лучший вариант.

Снятие маслосъемных колпачков

Эту деталь, как и прокладки головки, необходимо заменить на новые.

Очистка и осмотр клапанов

После проведенных манипуляций извлеченные из втулки клапаны очищают от нагара и осматривают на предмет повреждений.

В зависимости от степени повреждения, деталь необходимо:

    заменить на новую;

Также необходимо проверить седло клапана. Если прогары и раковины на нем слишком серьезные, чтобы убрать притиркой, седло придется обработать с помощью специального инструмента, который называют шарошкой или борфрезой. Шарошка представляет собой насадку для обработки различных поверхностей, в том числе и металлических. Она крепится на дрель и устраняет механичнские повреждения.

В процессе главное — не увлечься и не снять слишком большой слой металла. Также не следует интенсивно давить на дрель, это приводит лишь к перегреву и затруднению самой обработки. Перед работой головку шарошки рекомендуется смазывать специальным смазочным составом, чтобы снизить интенсивность износа.

Приобретение нового набора клапанов необходимо при полном уничтожении детали (иногда такое случается) или деформации стержня. Теоретически погнутый стержень можно выпрямить, но затраченные время и усилия того не стоят.

Выбирая клапаны, следует убедиться в том, что они идентичны. Особенно важно, чтобы детали имели одинаковую высоту. Поверхность не должна иметь царапин, сколов и любых других повреждений. Перед установкой всю деталь, за исключением фаски (ее следует притереть), желательно отполировать.

После притирки клапанов необходимо произвести сборку конструкции. Все манипуляции производятся в обратном порядке.

Притирка клапанов

Замена клапанов ГБЦ

Ключевой момент замены — притирка клапана к седлу. Процедура направлена на устранение малейших несоответствий при контакте деталей в процессе работы и повышения герметичности.

Притирочная паста

Прежде чем приступить к работе, следует обзавестись притирочной пастой. Рынок изобилует вариантами, начиная от дешевых составов сомнительного происхождения и заканчивая профессиональными пастами.

По своим рабочим характеристикам притирочные пасты бывают крупнозернистыми и мелкозернистыми (иногда что-то среднее). Обзавестись нужно и той, и другой.

Крупнозернистые используются для проведения первичной притирки. Мелкозернистые — для финишной.

По сути, паста выполняет роль наждачки, шлифуя детали и делая их максимально совместимыми друг с другом.

Последовательность действий по притирке клапанов такова:

    На фаску (клапан должен быть предварительно вычищен, если нет надобности в его замене на новый) наносится тонкий равномерный слой крупнозернистого состава.

Замена клапанов — довольно хлопотная процедура, хотя не такая уж и сложная. Для любителя наибольшую трудность представляет правильно разобрать и собрать ГРМ. Чтобы избежать ошибки, следует тщательно запоминать расположение всех разбираемых элементов конструкции относительно друг друга. Чтобы при сборке не перепутать ничего, некоторые в процессе демонтажа пользуются специальным маркером, помечая на деталях места соединения и расположения тех или иных элементов.

Видео о замене и притирке клапанов ГБЦ:

Регулировка клапанов УАЗ

Периодичность, с которой должна производиться регулировка клапанов УАЗ составляет 30-40 тысяч километров пробега. После проведения регулировочных работ двигатель начинает работать более равномерно, возрастает приёмистость. Это связано с тем, что увеличивается период открытия клапанов, подача топлива в камеру сгорания и выброс отработавших газов становится равномерным во всех цилиндрах, снижается сопротивление, с которым топливо поступает в камеру сгорания, это повышает коэффициент полезного действия двигателя, что естественно влияет на увеличение мощности.

Зазоры регулировки клапанов

Зазоры между штоком клапана и коромыслом должны соответствовать на впускных клапанах0.35 мм, на выпускных 0.40мм. Регулировка производится на холодном двигателе.

Регулировка клапанов УАЗ 469

Как определить ВМТ в момент сжатия

Регулировка клапанов УАЗ, начинается с первого цилиндра, для этого выставляем поршень в положении верхней мёртвой точки в момент сжатия топлива в камере сгорания. Как удобнее всего определить это положение, На шкиве привода генератора и помпы, расположенном на коленчатом валу имеется риска, которую необходимо совместить со штифтом расположенном на передней крышке двигателя. Но этого не достаточно.Потому что данное положение соответствует также и нахождению поршня в ВМТ в момент выброса отработавших газов. Поэтому определиться можно по трамблёру, бегунок должен быть расположен под контактом провода первого цилиндра.


При включённом зажигании на свече первого цилиндра проскочит искра. Определить положение поршня в ВМТ в момент сжатия можно и простым дедовским способом. Для этого необходимо вывернуть свечу и заткнуть отверстие пробкой сделанной из бумаги. При подведении поршня в ВМТ пробку выбьет. Использовав один из этих способов мы, определяем момент сжатия топлива, а точное положение ВМТ определяем при помощи метки на шкиву.

Регулировка клапанов

Теперь мы можем приступить к регулировке клапанов первого цилиндра. Для того отпускаем стопорные гайки регулировочных винтов впускного и выпускного клапанов. Между штоком клапана и коромыслом впускного клапана устанавливаем щуп размером0,35 мм, затягиваем регулировочный винт таким образом, чтобы коромысло прижало щуп и при этом не надавило на шток клапана. Щуп должен двигаться между коромыслом и штоком с небольшим усилием.

Затягиваем стопорную гайку, придерживая регулировочный винт отвёрткой.


После затяжки обязательно проверяем, чтобы щуп не оказался зажат и повторюсь, двигался с небольшим усилием. Так же регулируем зазор на выпускном клапане, но уже применяем щуп размером 0.40 мм.

Порядок регулировки клапанов

Цилиндры на УАЗ 469 работают в следующем порядке

1-2-4-3

После первого цилиндра регулируем клапана второго цилиндра. Для этого проворачиваем коленчатый вал на половину оборота. Но нам необходимо точное положение поршня в ВМТ. Советую долго не думать а выкрутить свечу. И, вставив в цилиндр отвёртку, подвести поршень в ВМТ. лучше способа я не знаю.

Регулировка клапанов УАЗ 469

Многие устанавливаю поршень в ВМТ по искре. Но это положение поршня не является верхней мертвой точкой. Потому что зажигание установлено с опережением и в момент проскакивания искры поршень ещё не дошёл до верхней мертвой точки. Да строгое положение поршня в ВМТ при регулировке вовсе не обязательно. Но где гарантия, что зажигание стоит правильно. Или при прокручивании коленчатого вала вы не проскочили требуемое положение. Следовательно лучше потратить немного больше времени выставить всё точно. Так как на этом отразится дальнейшая работа двигателя.

Таким же образом регулируем клапана четвертого цилиндра. Здесь уже положение поршня можно выставить по метке на шкиву, и провернув, коленчатый вал на пол оборота регулируем клапана третьего цилиндра.

Регулировка клапанов УАЗ

Уазики работают на обычном поршневом двигателе. Подача топлива и отвод отработавших газов в нем осуществляется с помощью клапанов. Они установлены на каждом цилиндре в количестве 2 штук. Один клапан впускной, он отвечает за подачу топливной смеси в цилиндр, второй – выпускной, он отводит отработку.

Управляется процесс клапанной подачи распредвалом. У него есть специальные кулачки, которые давят на нужный клапан, открывая его в цилиндр. В некоторых моделях прямой контакт клапанной крышки и кулачков вала исключен, открытие клапанов осуществляется с помощью дополнительных приводов, но это не так важно. А вот что важно, так это температура, которая нагнетается в двигателе автомобиля при его работе.

По закону физики при увеличении температуры любой материал расширяется. Даже металл, из которого сделаны клапаны. Соответственно, при рабочем двигателе они увеличиваются. Если увеличиваться им будет некуда (кулачки распредвала их будут поджимать), ресурс детали существенно сократится. А если места для расширения будет слишком много, эффективность подачи топлива и отвода его отработки снизится (клапаны будут открываться и закрываться не до конца).

Чтобы контролировать этот оптимум расстояния между кулачками вала и клапанным механизмом, и проводится регулировка клапанов УАЗ. Если точнее, то регулировка зазора между клапаном и приводом его открытия. Она предусмотрена конструкцией двигателя. Времени занимает немного, может проводиться самостоятельно, а значит, уметь ее выполнять полезно каждому владельцу любой из моделей УАЗ (УМЗ).


Зачем регулировать клапаны на УАЗиках

Особенность мотора уазиков состоит в его нижневальной конструкции. Если говорить очень просто, то в сборке присутствуют штанги, которые от температуры и нагрузки со временем растягиваются, что приводит к «зажиму» клапанного механизма. С другой стороны, УАЗ созданы не для 1–2 выездов в город. Это настоящие рабочие лошадки, способные выдерживать немалые нагрузки.

Понятно, что при постоянной эксплуатации даже прочный металл его узлов изнашивается. Это касается и клапанной крышки, и кулачков распредвала. В результате изначально идеальный тепловой зазор между клапанной крышкой и системой ее открывания постепенно увеличивается. И снова требуется регулировка клапанов УАЗ-417, 421, да и любой другой модели.

Как часто нужна регулировка

Регламент регулировочных работ прописан в инструкции производителя к каждому отдельному уазику. Но практика показывает, что опираться только на этот документ не стоит по 3 причинам:

  • многие автомобили тюнингуются, что повышает нагрузку на их моторные компоненты (а значит, регулировать клапаны надо чаще);
  • условия эксплуатации (от погоды до качества дорог, по которым машина ездит) тоже влияют на процесс износа;
  • даже одна и та же «Буханка» разных годов выпуска демонстрирует различные показатели износоустойчивости, что говорить про весь модельный ряд автомобилей Ульяновского завода.

Частота профилактических регулировочных процедур должна быть выше, чем в регламенте. Опытные мастера советуют проводить регулировку клапанов двигателя УАЗ-417 каждые 5–7 тыс. км пробега.

К тому же надо смотреть на признаки, которые указывают, что зазоры увеличены или недостаточны. В первом случае слышны характерные стуки и скрежет во время работы мотора (после регулировки он станет значительно тише). Во втором случае (клапаны зажаты) двигатель будет троить, расход топлива значительно увеличится, а тяга «на низах», наоборот, снизится.

Нормативы

Прежде чем разбирать порядок регулировки клапанов УАЗ, уточним: регламент устанавливает разные нормативы зазоров для разных клапанов. В частности, для УМЗ-417 это:

  • 0,3–0,35 мм для 1 и 4 цилиндров двигателя;
  • 0,35–0,4 мм для 2 и 3 цилиндров.

Видимо, конструктивные особенности сборки предполагают нагружаемость цилиндров через один. Напомним, в УАЗ их схема – 1–2–4–3. Соответственно, первый и четвертый сильнее нагружены.

Правда, большинство мастеров для простоты не заморачиваются этой разницей в сотые миллиметра. У обоих диапазонов есть общее значение – 0,35 мм. Его обычно и используют на все клапаны. При эксплуатации машины в холодное время (минусовые температуры) зазоры часто оставляют на уровне 0,4 мм. Тоже на всех цилиндрах.

Регулировка клапанов УАЗ

Разберем процесс проверки и выставления зазоров на примере регулировки клапанов УМЗ-417. План действий включает 5 пунктов.

  1. Подготовка рабочего пространства.
  2. Выставление ВМТ – верхней мертвой точки по шкиву.
  3. Проверка бегунка на тумблере (нужно понимать, с какого цилиндра начинать, обычно это первый).
  4. Собственно, выставление зазоров.
  5. Контроль по движению коромысел и сборка.


В целом ничего сложного, процесс не сложнее ремонта порогов. Из инструментов потребуются 2 ключа на 11 и 14, отвертки, набор щупов и торцовый ключ на 10, чтобы удобно было откручивать крышку клапанной коробки. Из материалов нужна только прокладка для коробки. В идеале – пробковая.

Подготовка

Перед проведением регулировки клапанов на УАЗ нужно сделать три вещи. Во-первых, освободить крышку клапанной коробки. Если на нее что-то прикручено, надо это открутить (все, включая массу). Во-вторых, снять крышку коробки и тумблера. В-третьих, выставить шкив-демпфер на ВМТ (высшую мертвую точку) и проверить, чтобы бегунок тумблера указывал на первый цилиндр (если смотреть сверху, то на 10 часов).


  • пусковой рукояткой проворачиваем колесо по часовой стрелке;
  • нужное положение – когда крайняя риска (при поворачивании по часовой стрелке, то есть условно верхняя отметка) окажется строго напротив отлива крышки распределительных шестерен (если нет отлива, будет отверстие или другая метка);
  • проверка (нужно покачать коромысла клапанов первого цилиндра, они должны едва ощутимо «ходить» вверх-вниз).

Если бегунок тумблера показывает иное положение после поворота шкива (кроме как на 10 часов), значит, с большой долей вероятности закрытыми будут клапаны 4 цилиндра. С него и надо начинать регулировать зазоры клапанов УАЗ-417 в двигателе (по схеме 4–3–1–2).

Поворачивать шкив можно вручную за ремни и шкивы или при помощи отвертки (ее надо вставить в корончатую гайку и использовать как рычаг). Самый простой способ – поворачивание за храповой болт крепления при помощи специальной рукоятки.

Процесс

В целом процесс мало отличается для разных моделей. В том смысле, что работа с УАЗ-417 проводится так же, как и регулировка клапанов 421. Двигаться удобнее в том же порядке, что и расположены цилиндры, то есть 1–2–4–3.


  • Вставляем щуп нужной толщины (исходя из нормативного зазора – от 0,3 до 0,4 мм) между клапанной крышкой и коромыслом.
  • Если щуп ходит свободно, но с легким сопротивлением, значит, зазор хороший.
  • Если щупу слишком свободно или он не заходит в зазор вообще, надо регулировать. Для этого:
    • ключом на 14 ослабляем контргайку регулировочного винта;
    • прокручиваем винт ключом (сбоку) или отверткой (сверху);
    • проверяем зазор;
    • как только щуп начинает двигаться свободно, но с небольшим сопротивлением, затягиваем контргайку;
    • после затяжки снова проверяем зазор щупом, чтобы он (зазор) не «слетел» в процессе.

    Сборка

    Когда зазоры выставлены, мастера рекомендуют подсоединить проводку и завести мотор без установки крышки коробки, чтобы посмотреть, как клапаны снабжаются маслом. Достаточно 1–2 минут. Если смазка везде проступила, это хорошо. Можно накручивать крышку и все, что на ней было, заводить машину и отправляться по делам. Двигатель будет работать тише.


    Советы

    Теперь вы знаете, как регулировать клапана на УАЗ практически всех моделей. Единственное, что осталось уточнить, касается подготовительных действий. Поскольку от них зависит то, с какого цилиндра начинать регулировку. Что здесь важно: шкив на уазиках – деталь «непостоянная». При тюнинге, разборках и переборках его часто заменяют.

    Потому у кого-то на колесе 2 риски, у кого-то их 3, а у кого-то вообще 1. Это к тому, что полагаться при выставлении ВМТ только на отметки шкива не стоит, особенно если вы брали неновый автомобиль и точно не знаете его истории. Обязательно сверьтесь с бегунком тумблера. А еще можно отверткой в цилиндре (первом, если начинаете с него) проверить, чтобы поршень был наверху.

    Рекомендуем полезное видео про регулировку клапанов УАЗ:

    Собственно, на этом все. Обязательно расскажите своим друзьям, да и всем знакомым, которые ездят на уазиках, как правильно регулировать клапаны в двигателе такого автомобиля. Если знаете еще более простой способ регулировки, расскажите о нем в комментариях, это наверняка будет полезно всем. Вопросы и уточнения жду там же.

    Притирка клапанов

    Притирку клапанов выполняют на снятой головке блока цилиндров (см. "Замена прокладки головки блока цилиндров"). Для извлечения клапанов из направляющих втулок головки блока цилиндров необходимо снять пружины клапанов, сжав их специальным приспособлением и вынув сухари из тарелок пружин (см. "Замена маслосъемных колпачков клапанов"). Для притирки клапанов удобнее всего пользоваться специальным механическим приспособлением (реверсивной дрелью).

    Кроме того, в продаже есть готовые ручные держатели клапана.

    Притирка клапанов УАЗ 31519

    Рис. 5.10. Приспособление для притирки клапанов: 1 – металлический стержень; 2 – резиновый шланг; 3 – винтовой хомут

    При отсутствии готовых приспособлений можно воспользоваться приспособлением, изготовленным по чертежу рис. 5.10.

    Кроме того, вам потребуются: притирочная паста, керосин, слабая пружина, по наружному диаметру проходящая в отверстие седла клапана.

    1. Очистите клапан от нагара.

    2. Нанесите на фаску клапана сплошной тонкий слой притирочной пасты.

    3. Наденьте на стержень клапана предварительно подобранную пружину и вставьте клапан в направляющую втулку со стороны камеры сгорания, смазав стержень клапана слоем графитной смазки.

    Графитная смазка предохраняет направляющую втулку от попадания в ее отверстия абразива из притирочной пасты и облегчает вращение клапана во время притирки.

    4. Наденьте на стержень клапана приспособление для притирки клапанов (или с некоторым натягом резиновую трубку для соединения клапана с реверсивной дрелью).

    5. Включив дрель на минимальную частоту вращения (в реверсивном режиме) или вращая приспособление (в случае ручной притирки) попеременно в обе стороны на пол-оборота, притрите клапан, периодически то прижимая его к седлу, то ослабляя усилие прижатия.

    Притирка клапанов УАЗ 31519

    6. Притирайте клапан до появления на его фаске матово-серого непрерывного однотонного пояска шириной не менее 1,5 мм, при этом…

    7. …на седле клапана после притирки также должен появиться блестящий поясок шириной не менее 1,5 мм.

    8. После притирки протрите седло и клапан чистой тряпкой и тщательно промойте для удаления остатков притирочной пасты.

    Предупреждение

    Не притирайте клапаны с помощью высокооборотной нереверсивной электродрели, так как в этом случае не удастся добиться качественной поверхности (без круговых рисок) притираемых фасок и, кроме того, возможно чрезмерное истирание контактных поверхностей клапана и седла, что приведет к ухудшению герметичности и быстрому прогару клапанов.

    9. Проверьте герметичность клапана, для этого установите его в головку блока вместе с пружинами и сухарями. После этого положите головку блока набок и залейте керосин в канал, закрываемый клапаном. Если в течение 10 мин керосин не просочится в камеру сгорания, клапан считается герметичным. Если керосин просочился в камеру сгорания, то притрите клапан еще раз.

    10. Аналогично притрите остальные клапаны и проверьте их герметичность.

    Видео про "Притирка клапанов" для УАЗ 31519

    Ремонт головки УАЗ буханка (снятие, ремонт, установка) Клапана УАЗа Ремонт топливного насоса на УАЗе. Замена клапанов и прокладки.

    Замена клапанов на уаз

    Конечно у буханки своеобразный моторный отсек. Но ещё неизвестно, где работать удобнее, зарывшись в открытую пасть Волги, или сидя в закрытой кабине рядышком с мотором буханки. Ну и в смысле технологии замены, мотор 421 от 417 что у меня не отличается.

    Технология известна. Разобрать механизм ГРМ. Установить обслуживаемый цилиндр в ВМТ. Просунув через свечное отверстие слегка согнутый пруток олова ( многие орудуют и отвертками) поддерживать снизу рассухариваемый клапан. Сжать рассухаривателем пружину клапана. Вынуть И НЕ ПОТЕРЯТЬ сухари. Аккуратно отпустить пружину и удалить её вместе с тарелкой. Пруток олова не вынимать несмотря на то что поршень в ВМТ и клапан не уйдет.
    Двумя отвертками поддеть старый колпачек. На него сверху лучше не смотреть. Иногда неожиданно выстреливает прямо в лоб. Перед напрессовкой нового колпачка промазать посадочную поверхность и рабочую кромку маслом. На клапан сальник надевать аккуратно, чтобы не повредить раб кромку. При этом клапан следует поддерживать прутком снизу. Для напрессовки подобрать подходящую оправку, в виде тонкостенной трубки, которая опираясь на мет каркас колпачка, не повредит резиновую часть. После посадки сальника от руки, через оправку слегка подстучать молотком.
    Поставить на место пружину с тарелкой. Сжать рассухаривателем, поддерживая клапан прутком. Вставить сухари на место, и отпустить пружину. Постучать слегка по клапану молотком, чтобы сухари гарантированно заняли свое место.

    В качестве рассухаривателя я использовал два накидных ключа ( хотя на фото 3). И хотя на фото показана работа на столе, это можно так же делать и на моторе. Но придется снять карбюратор. Ну и на буханке, возможно что с 4м цилиндром будут некоторые трудности. Хотя в 21й Волге над этим местом висит отопитель. И тоже несколько мешает. Но тем не менее работать можно.

    Конечно у буханки своеобразный моторный отсек. Но ещё неизвестно, где работать удобнее, зарывшись в открытую пасть Волги, или сидя в закрытой кабине рядышком с мотором буханки. Ну и в смысле технологии замены, мотор 421 от 417 что у меня не отличается.

    Технология известна. Разобрать механизм ГРМ. Установить обслуживаемый цилиндр в ВМТ. Просунув через свечное отверстие слегка согнутый пруток олова ( многие орудуют и отвертками) поддерживать снизу рассухариваемый клапан. Сжать рассухаривателем пружину клапана. Вынуть И НЕ ПОТЕРЯТЬ сухари. Аккуратно отпустить пружину и удалить её вместе с тарелкой. Пруток олова не вынимать несмотря на то что поршень в ВМТ и клапан не уйдет.
    Двумя отвертками поддеть старый колпачек. На него сверху лучше не смотреть. Иногда неожиданно выстреливает прямо в лоб. Перед напрессовкой нового колпачка промазать посадочную поверхность и рабочую кромку маслом. На клапан сальник надевать аккуратно, чтобы не повредить раб кромку. При этом клапан следует поддерживать прутком снизу. Для напрессовки подобрать подходящую оправку, в виде тонкостенной трубки, которая опираясь на мет каркас колпачка, не повредит резиновую часть. После посадки сальника от руки, через оправку слегка подстучать молотком.
    Поставить на место пружину с тарелкой. Сжать рассухаривателем, поддерживая клапан прутком. Вставить сухари на место, и отпустить пружину. Постучать слегка по клапану молотком, чтобы сухари гарантированно заняли свое место.

    В качестве рассухаривателя я использовал два накидных ключа ( хотя на фото 3). И хотя на фото показана работа на столе, это можно так же делать и на моторе. Но придется снять карбюратор. Ну и на буханке, возможно что с 4м цилиндром будут некоторые трудности. Хотя в 21й Волге над этим местом висит отопитель. И тоже несколько мешает. Но тем не менее работать можно.

    Я прочел, и могу засвидетельствовать что практически все что там написано оч полезно. И в принципе я наверняка написал бы то же самое и в том же духе.
    Особенно важен пункт по поводу надевания сальников на клапан. Я написал о аккуратности, подразумевая именно принятие данных мер. Как минимум сальник следует надевать со снятыми пружинами и по смазанному клапану. Намотать один слой тонкого канцелярского скотча - вообще без проблем.

    Только пара пунктов вызывают у меня некоторые сомнения.

    1- по поводу снятия колпачков плоскогубцами. Разумеется когда клапана в колодцах, тут вариантов нет. Но в нашем случае все на ладони. Я тоже не рекомендую действовать ОДНОЙ отверткой. Если колпачек еле держится, то он сойдет и рукой. Но если сидит крепко, то одной отверткой его не снять. Поддевая двумя с противоположных сторон, а иногда и подкладывая под отвертки что либо, для действия как рычагом, слезают нормально. С плоскогубцами есть риск сдавив повредить втулку. Она из металлокерамики и довольно хрупкая. При действии же отвертками, к колпачку прикладывается усилие только в вертикальном направлении и риска сломать втулку нет.

    2- По поводу стандартных удлинненных головок в качестве оправки. Тут есть некоторый подводный камень. Дело в том что отверстие в ней есс-но шестигранное под гайку. В результате оправка опирается на металлический поясок сальника не всей площадью. Это само по себе не страшно, но шаг головок через 1мм вызывает эффект, когда она или опирается совсем по малым участкам и при постукивании, мнет поясок и деформирует каркас. А меньший размер залезает на резину и банально её рвет.
    Конечно ради однократной работы заказывать токарю оправку я не стал. Благо проводил свои действа у себя на даче в гараже, и в хламовнике нашлась подходящая трубка уж не знаю от чего.

    Небольшой коментарий к поиску тарелки клапана прутком.
    В случае с впускными клапанами все оч просто. Они имеют тарелку как надо, то есть с углублением. Тут не ошибнуться. Пошевеливая рассухаривателем, центр нащупывается на РАЗ. С выпускными несколько сложнее. Они плоские. Поэтому действительно полезно на прутке сделать метку, чтобы ориентироваться по длине.

    Как заменить клапаны ГБЦ

    Неправильная работа клапанного механизма приводит к неустойчивой работе двигателя. При наличии должного инструмента и желания замена клапанов ГРМ может быть произведена своими руками. Рассмотрим, в каких случаях необходимо вмешательство в клапанной механизм и как правильно осуществить все работы, связанные с заменой, установкой маслосъемных колпачков, снятием и монтажом ГБЦ.

    В каких случаях необходима замена

    Главные симптом неправильной работы клапанов – потеря компрессии. К разгерметизации камеры сгорания по вине клапанов может привести 2 основные причины.

    1. Прогар. В таком случае часть тарелки отваливается либо в ней появляется трещина, вследствие чего в любом из положений распределительного вала камера сгорания негерметична. Проблема касается по большей мере выпускных клапанов, так как они более термонагружены. Привести к такому исходу может:
    • прогар клапана
      неправильная регулировка теплового зазора в случае с ГБЦ без гидрокомпенсаторов;
    • слишком бедная смесь, что приводит к повышению температуры в камере сгорания;
    • неправильная регулировка фаз газораспределительного механизма, вследствие чего сгорание происходит в момент, когда клапан не прижат к седлу. Также к неплотному прилеганию к седлу может привести образование нагара в месте прилегания деталей;
    • заводской брак, допущенный при изготовлении;
    • наличие детонации.
    1. Загибание клапанов после «встречи» с поршнями. Происходит это вследствие обрыва ремня ГРМ, перескакивания растянувшейся цепи либо ремня.замена клапанов после обрыва ремня грм

    Третей неисправностью, из-за которой требуется замена, является износ штока. В процессе работы двигателя клапан совершает возвратно-поступательные движения, вследствие чего при больших пробегах происходит истирание стержня о направляющую втулку. Значительно ускоряет выхода клапанного механизма из строя неправильный зазор между стенками втулки и стержнем.

    Как точно определить неисправность

    Причина работы двигателя с потерей мощности, вибрациями и троением может быть не только в клапанах. Даже при обрыве ремня ГРМ не всегда загибает клапаны, иногда лишь обламывает толкатели (разумеется, это не касается двигателей, в которых при обрыве ремня «встреча» невозможна в принципе). Компрессометр поможет лишь определить факт потери компрессии в двигателе, но не саму причину. Если после добавления небольшого количества моторного масла в цилиндр компрессия увеличилась, значит, причина в большей мере в износе ЦПГ. Для точной диагностики двигателя автомобиля лучше всего использовать пневмотестер.

    Инструмент

    Не стоит забывать о необходимости специализированного инструмента для ремонта автомобиля своими руками. Вам потребуются:

      • набор головок, гаечных ключей, отвертки для сборки/разборки навесных агрегатов автомобиля;
      • рассухариватель клапанов. Приспособление используется для сжатия пружины и снятия так называемых сухариков, фиксирующих тарелку пружины клапана. Если у вас нет желания покупать инструмент, рекомендуем прочитать, как сделать рассухариватель своими руками;приспособление для снятие маслосъемых колпачков
      • съемник маслосъемных колпачков. Разумеется, при установке нового клапана следует заменить и колпачок. Но если у вас нет свободных средств и вам необходимо лишь притереть клапаны, то снятие маслосъемных колпачков следует производить только специальными клещами. При снятии пассатижами изделие неминуемо повреждается, после чего устанавливать его обратно – обрекать себя на появление в скором времени повышенного расхода масла. На специализированных СТО для установки колпачков также имеется специнструмент, но для личного использования покупка такового экономически нецелесообразна. Произвести работу можно с помощью длинной торцевой головки соответствующего диаметра и удлинителя;

      • инструмент для притирки тарелок клапанов к седлам. Покупка такового для одноразового использования будет не самым лучшим решением, поэтому за неимением возможности взять инструмент в заем, соорудите его своими руками. Для притирки можно использовать обычный шуруповерт и кусок шланга, который будет плотно одеваться на стержень и биту шуруповерта. Вам остается закрепить шланг хомутами, после чего инструмент можно использовать для притирки;
      • микрометр для точного замера диаметра стержня поможет дефектовать изношенные клапаны;
      • инструмент для установки нового комплекта ГРМ двигателя, если замена клапанов потребовалась после обрыва ремня ГРМ. В большинстве автомобилей для правильной установки натяжного ролика требуется специальный ключ, также иногда требуется приспособа для фиксации коленчатого вала;
      • динамометрический ключ для затяжки бугелей, ГБЦ.
      Расходные материалы при ремонте ГБЦ

      Помимо новых клапанов, вам потребуются:

      • новые маслосъемные колпачки; alt="что такое маслосъемные колпачки" width="452" height="92" />
      • прокладка ГБЦ, прокладка клапанной крышки, прокладочный герметик, если в нем есть необходимость;
      • новые болты ГБЦ. Замена болтов крайне желательна, но если старые болты не вытянулись слишком сильно в процессе работы двигателя (допуски опять-таки в руководстве по ремонту), то допустима установка старых болтов;
      • притирочный порошок либо притирочная паста. Разница лишь в том, что порошок придется развести до пастообразного состояния самостоятельно. Для приготовления используется чистое моторное масло.

      К чему стоит готовиться перед заменой

      Процесс замены клапанов своими руками может показаться весьма несложной задачей. Но не стоит обольщаться, так как процедура неминуема без частичной разборки/сборки навесного оборудования, контроля тепловых зазоров, проверки допусков по размерам. Чтобы выполнить все процедуры правильно, следует методично придерживаться руководства по эксплуатации к вашему авто. Именно в мануале к автомобилю вы найдете всю необходимую информацию о тепловых зазорах, моментах затяжки, способах регулировки и адаптации механизмов, нуждающихся в этом после снятия. Замена будет тем сложнее, чем сложнее конструктивно двигатель на вашем автомобиле.

      Стоит помнить о том, что заменой погнутых либо прогоревших клапанов ремонт может не ограничиться. Если новые изделия будут болтаться, следует менять направляющие втулки. Если седла слишком провалены и клапаны не прилегают плотно, производитель зачастую рекомендует замену ГБЦ. Часто владельцы автомобилей с двигателями ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, чтобы исключить касание кулачка распределительного вала об корпус гидротолкателя и избежать установки новой ГБЦ, укорачивают стержни, производя так называемую торцовку клапанов.

      Чтобы ремонт двигателя не оказался напрасным, после разборки ГБЦ необходимо качественно дефектовать.

      Процедура замены

      Технологические процессы, осуществляющиеся при замене клапанов:

      универсальный рассухариватель своими руками

      • снятие навесного оборудования (дроссельного узла, выпускного коллектора, патрубков и т.д). Запоминайте, а если не можете запомнить, то записывайте или фотографируйте расположение и способ установки незнакомых элементов, вакуумных трубок, патрубков и т.д. Это сбережет вам время и нервы при сборке;
      • снятие ГБЦ. После демонтажа головку следует промыть и дефектовать ГБЦ на предмет трещин. Проверьте плотность прилегания клапанов к седлам. Для этого переверните головку вверх тарелками и налейте в полость камеры сгорания бензин. Подайте в соответствующий канал сжатый воздух. Количество пузырей покажет степень плотности прилегания;
      • рассухаривание клапанов. Процесс довольно просто и хорошо показан на видео. Вытаскивать сухарики лучше всего пинцетом;
      • снятие пружин и верхних тарелок;
      • демонтаж клапанов. Если заменяются не все клапаны, старые детали нужно пометить и впоследствии установить на свои места;
      • шлифовка привалочной плоскости ГБЦ.

      Установка новых клапанов

      После примерки новых деталей обязательно проверьте величину люфта клапана в направляющей втулке. При необходимости втулку нужно выпрессовать и заменить. Перед установкой новой втулки обязательно проверьте величину зазора, так как качество запчастей и точность подгонки деталей двигателя часто желают лучшего.

      как правильно затянуть ГБЦ

      Поочередно притрите каждый клапан. Для этого равномерно нанесите на фаску небольшое количество пасты. Притирка шуруповертом осуществляется возвратно-поступательными движениями с одновременным вращением клапана. Необходимый размер и угол наклона фаски указан в руководстве по ремонту. Проверку герметичности после притирки осуществите описанным выше методом.

      После притирки установите клапан, нижнюю тарелку, предварительно смазав стержень маслом. Маслосъемный колпачок одевается наставкой с небольшим усилием. Смажьте стержень маслом и надавите на наставку, пока колпачок не упрется в нижнюю тарелку. Засухарьте клапаны в обратном к рассухариванию порядке. Установите распредвал, прикрутите бугеля. После этого ГБЦ можно прикрутить к блоку цилиндров. Строго придерживайтесь порядка затяжки ГБЦ. Обязательно соблюдайте требования к моментам затяжки.

      Отрегулируйте тепловой зазор, если в этом есть необходимость. Установите крышку ГБЦ. Затем вам остается установить ремень ГРМ, совместить все метки, проверить правильность установки, собрать навесное оборудование и произвести пробный пуск. Не пугайтесь появлению небольшого стука сразу после запуска. Через 1-2 минуты гидрокомпенсаторы должны прокачаться и звук на подобии работы дизельного автомобиля исчезнет.


      Порядок настройки клапанов на двигателе 421 уаз

      Почти по науке отрегулировал клапана по метке на шкиве. Забавно так — ничего не стучит, не гремит. Разницы со способом «только по трамблеру» на слух нет.

      Напоминаю: на наших двигателях (417, 421) порядок работы цилиндров 1-2-4-3. Соответственно клапана (а их 2 на цилиндр — впускной и выпускной) в такой последовательности и надо регулировать. Кстати не обязательно начинать именно с первого, можно и 2-4-3-1 и 4-3-1-2 и 3-1-2-4. Но для простоты пишу, начиная с первого

      Способ 1: по метке на шкиву. Особенно актуально для тех, у кого «кривой стартер» (ну кочерга длинная — заводная ручка) вставляется после лифтовок и прочих доработок. Ну а если не подходит, то всё равно способ работает

      1. смотрим на крышку трамблера, находим провод, идущий к свече первого цилиндра (это цилиндр, который ближе к радиатору). Снимаем крышку трамблера и засекаем визуально место, в котором должен быть бегунок, чтобы искра пошла на свечу 1 цилиндра. Если смотреть на трамблер сверху, то это положение «на 10 часов» 2. снимаем клапанную крышку, отсоединив всё что к ней прикручено(если прикручено) 3. смотрим на шкив коленчатого вала — на нём по мануалу должно быть 3 риски. У меня было 2. Нам нужно совмещать третью(в моем случае вторую), т.е. САМУЮ ПОСЛЕДНЮЮ по направлению вращения риску со штырьком на блоке. Напоминаю если смотреть на двигатель спереди, то шкив крутится ПО ЧАСОВОЙ стрелке 4. вставляем «кривой стартёр» и совмещаем указанную риску с указанной меткой(штырьком). Если «кривой стартер» не применим, то можно провернуть вал вручную — за ремни и шкивы, или вставить отвертку в корончатую гайку (туда, куда означенная кочерга вставляется) и как рычагом повернуть коленчатый вал как надо. 5. после того как совместили риску, то смотрим на бегунок трамблера. Если он находится в засеченном ранее (см п.1) положении «на 1 цилиндр», то это означает, что поршень в цилиндре находится в верхней мертвой точке (ВМТ), клапана закрыты и их можно регулировать. При этом при покачивании коромысел рукой будет ощущаться небольшой зазор. Если бегунок оказался в другой точке, то 99% вероятности, что сейчас закрыты клапана 4-го цилиндра и можно начинать регулировать с этого цилиндра. Проверить это можно по взаимному положению бегунка трамблера и проводу крышки трамблера, а также по упоминавшемуся покачиванию коромысел 4-го цилиндра. 6. с использованием щупа выставляем зазор 0.35 мм (откручиваем гайку-поворачиваем болт-закручиваем гайку). При этом имеем в виду, что зазор 0.35 мм означает, что щуп в зазор влезает с незначительным, но ощутимым усилием. Также необходимо помнить, что в процессе затяжки гайки зазор будет уменьшаться, поэтому подтянули — проверили, подтянули проверили. Если что — ослабили гайку, повернули болт и опять затягиваем. Я делаю зазор 0.35 на всех клапанах всех цилиндров (по мануалу для некоторых клапанов 0.30..0.35, и 0.35..0.40). При температуре воздуха от -5 до 0 градусов — везде делаю 0.4 мм. 7. после того как отрегулировали зазор на 1 цилиндре, поворачиваем кривым стартером шкив на 180 градусов и регулируем 2 цилиндр. Тут тонкий момент — как найти эти 180 градусов. Можно на глазок по ручке, а можно точно по бегунку трамблера. Я делал на глазок. 8. поворачиваем шкив еще на 180 градусов и регулируем 4 цилиндр, потом еще 180 градусов и третий 9. всё закрываем, собираем, заводим, радуемся

      Способ 2: только по трамблеру. Тут нужен навык. Но после нескольких тренировок всё нормально получается.






      Порядок регулировки клапанов УАЗ 469

      Перед тем, как отрегулировать клапана на УАЗ 469, необходимо подготовить инструменты. Для проведения процедуры потребуется отвертка, гаечные ключи и набор щупов. Для регулировки не потребуется установка автомобиля на смотровую яму, эстакаду. Работы выполняют на непрогретом двигателе. Несоблюдение этого правила может привести к повышенной шумности и некорректной работе двигателя.

      Регулировка клапанов на УАЗ 469 не требует наличия специализированного образования. Работу сможет выполнить человек, имеющий минимальные технические знания. Регулировка осуществляется в следующем порядке:

      • Демонтируется навесное оборудование, препятствующее снятию клапанной крышки.
      • Откручиваются гайки крепления клапанной крышки. Для удобства можно использовать торцевой ключ.
      • Демонтируется прокладка, предотвращающая утечку масла между головкой блока цилиндра и клапанной крышкой. При сборке лучше заменить прокладку новой.
      • Поршень первого цилиндра выставляется в верхнюю мёртвую точку. Для определения правильности расположения поршня необходимо совместить метки, находящиеся на шкиве коленчатого вала и передней крышке силовой установки. При смещении поршня в верхнюю мёртвую точку оба клапана газораспределительного механизма будут закрыты.
      • Откручивается гайка, фиксирующая регулировочный винт, находящийся в коромысле над толкателем.
      • Между коромыслом и штоком клапана устанавливается щуп.
      • Регулировочным винтом выставляется необходимый зазор. Щуп должен проходить между деталями с небольшим усилием. Закусывание измерительного элемента деталями ГРМ недопустимо.
      • Регулировочный винт фиксируется стопорной гайкой.
      • Коленчатый вал поворачивается на 180 градусов по ходу движения.
      • Манипуляции проводят на следующем по очереди цилиндре. Для регулировки каждого последующего цилиндра коленчатый вал поворачивают на 180 градусов. Порядок регулировки клапанов на УАЗ 469 – 1-2-4-3.

      Сборка силового агрегата осуществляется в обратной последовательности. После регулировки двигатель работает менее шумно, повышаются динамические показатели, снижается расход топлива.

      Регулировка клапанов на газель бизнес умз 4216

      Двигатель УМЗ 4216 Ульяновского моторного завода является аналогом карбюраторного двигателя типа УМЗ 421 или ЗМЗ 410. Распределительный вал с нижним расположением, а движение коромысел приводится в действие через штанги, выполненные из алюминиевого сплава. Рабочая скользящая часть коромысла упирается в стержень клапана между которыми производится регулировка теплового зазора. На противоположной стороне коромысла вворачивается регулировочный болт, фиксирующийся гайкой. Регулировочные болты для настройки положения плунжеров гидрокомпенсаторов изготавливаются с отверстием и каналом для подвода масла. Регулировка клапанов УМЗ 4216 осуществляется на холодном двигателе с температурой не ниже 20 градусов и не выше 30.

      Регулировка без гидрокомпенсаторов

      До 2009 года на автомобиль Газель устанавливался двигатель УМЗ 4216 без гидрокомпенсаторов, по конструкции газораспределительного механизма практически ничем не отличающийся от ранее созданного карбюраторного двигателя УМЗ 100 (народное название «сотка»).

      С началом выпуска автомобилей Газель бизнес, двигатель «сотку» модернизировали, установили инжектор, и сальник «набивку» заменили резиновым стандартным. Кроме этого, с установленным катализатором, автомобиль стал принадлежать классу Евро-3. Регулировка тепловых зазоров клапанов УМЗ 4216 выполняется по инструкции завода изготовителя, аналогично технологии, выполняемой на Газели «сотка».

      Периодичность регулировки на ДВС рекомендуется проводить каждые 10000 км пробега. Если автомобиль обслуживается постоянно у одного специалиста, регулирующего зазоры, то по его рекомендации интервал пробега между настройкой может быть увеличен до 20000 км.

      О необходимости регулировки зазоров, мотор напоминает водителю отсутствием тяговых характеристик, увеличенным расходом топлива или слишком громким звенящим цоканьем. Опытный специалист может уже по звукам работающего на холостом ходу двигателя определить в каком состоянии находятся тепловые зазоры. Ровно работающий двигатель с отсутствием не громких стуков клапанов является признаком малого по норме зазора («пережатый» клапан) и, наоборот, очень громкий стук свидетельствует о слишком большом зазоре. И в том, и в этом случае необходимо приводить в норму тепловые зазоры, так как если уходит зазор в процессе эксплуатации в плюс или минус, происходит изменение фазы впрыска.

      Влияние зазора на фазу впрыска объясняется скоростью нарастания контакта поверхности кулачка распредвала со стержнем клапана. При меньшем зазоре или его отсутствии скорость увеличивается и клапан открывается и закрывается с некоторым опережением. В случае увеличенного зазора, работа клапана происходит с запаздыванием. Поэтому, когда владелец просит отрегулировать зазор под газ желательно доходчиво ему объяснить принцип газораспределения и регулирование производится также, как и устанавливается зазор под бензин.

      Порядок регулирования определен конструкцией двигателя и осуществляется в два приема. Если автомобиль приехал на обслуживание, то необходимо перед началом работ снизить температуру двигателя естественным путем. Для этого достаточно открыть капот моторного отсека, а для ускорения процесса охлаждения установить над двигателем автономный вентилятор, работающий от АКБ автомобиля.

      Регулировка клапанов умз 4216 с гидрокомпенсаторами

      Порядок регулировки клапанов с установленными на штангах гидрокомпенсаторами производится по той же схеме, что и без компенсаторов. На нулевом положении коленчатого вала регулировочным болтом настраиваются положения первого, второго, четвертого и шестого плунжеро. Поворотом на 360 градусов (второй оборот) настраиваются восьмой, седьмой, пятый и третий.
      Особенность регулирования двигателя 42164, установленного на Газель бизнес класса Евро 4, заключается в отсутствии необходимости использовать контрольно-измерительные щупы. Основными инструментами для выполнения этой процедуры являются гаечные ключи «14» и «11» рожкового исполнения и отвертка с шлицевым наконечником.

      Ключом на «14» (редко используется ключ на «15») расслабляем фиксирующую гайку на регулировочном болте и выворачиваем болт до полного расслабления штанги с компенсатором. Затем отверткой заворачиваем болт до соприкосновения с гидрокомпенсатором.

      Далее гаечным ключом на «11» продолжаем доворачивать по часовой стрелке регулировочный болт. Несмотря на рекомендацию болта на два полных оборота, практика показывает иную методику, при которых плунжер компенсатора занимает правильную рабочую позицию, а именно:

      • на один оборот, в случае настройки выпускного клапана;
      • на полтора оборота на впускных клапанах.

      Особенности выставления ВМТ

      Проводя работы по регулировке клапанов УАЗ 469, на двигателе 402, одним из главных моментов является правильное выставление ВМТ (верхней мертвой точки) с соблюдением дальнейшего алгоритма, следуя которому, мы довольно быстро проведем работу. Одним из главных инструментов для работы с клапанами является щуп 0,3…0,35.

      При регулировке клапанов на УАЗ 469 и УАЗ 3303 с двигателями 402, 417 и 421, следует знать, что делают это по порядку цилиндров 1-2-4-3. Хотя в отдельных случаях он может быть нарушен. Соответственно, в этом порядке надо проводить регулировку как впускного, так и выпускного клапана на каждом цилиндре.

      Для начала мы осматриваем крышку трамблера, фиксируем место бегунка для выхода искры на свечу первого цилиндра и находим провод, идущий к данной свече. При этом трамблер сверху должен, по аналогии со стрелками часов, показывать 10-00. После этого, завершая регулировку клапанов на УАЗ 469, снимаем клапанную крышку и отсоединяем все навесные элементы.

      Зазор измеряют щупом

      Следующий этап – это осмотр шкива коленвала. На нем должно находиться две или три черточки. Находим их и совмещаем последнюю справа по направлению вращения черточку с направляющим на блоке цилиндров. Вставляем «кривой стартер» и соединяем указанную черточку с направляющим. Если нет возможности его применить, то следует прокрутить вал вручную. Важно помнить, что если мы стоим лицом к двигателю, то направление вращения шкива для клапанов на УАЗ 469 будет по часовой стрелке.

      После этого изучаем бегунок трамблера. Если он находится в нужном месте, то это означает, что поршень 1-го цилиндра располагается в ВМТ. Клапаны в этот момент закрыты, поэтому смело их регулируем. Следует нажать на коромысло, где должен ощущаться зазор.

      Далее берем щуп и выставляем зазор 0,35 мм. При этом для вхождения щупа надо сделать незначительное усилие. Щуп вставляем в зазор между клапаном и коромыслом. Ослабив контргайку, делаем повороты регулировочного болта влево-вправо, в зависимости от необходимости увеличения или уменьшения зазора. Желательно, чтобы зазор 0,35 был выставлен на клапанах всех цилиндров. Если температура воздуха ниже 0 (до -5), тогда надо делать зазор. Смотрим, насколько качественно мы сделали регулировку клапанов на УАЗ 469 или по бегунку трамблера, или по засечке на шкиве. Далее снова поворачиваем еще на 180 о и продолжаем регулировать четвертый цилиндр. Напоследок, повторив те же 180 о , заканчиваем третий. Завершающий этап регулировки клапанов на УАЗ 469 – установка клапанной крышки с присоединением к ней оборудования.

      При любом состоянии машины на УМЗ 421 и 402 необходимо подтягивать гайки крепления цилиндров через каждые 1000 км пробега.

      Винтом количества обычно уточняются обороты (они на 100-200 оборотов выше нормы). А завернув винт качества на 1/4 или на 1/2, снижаем обороты. Это позволяет держать уровень СО в рамках 1-2%.

      В настоящее время на Ульяновском заводе выпускается УАЗ 3303, который также оснащен бензиновым двигателем 417 м объемом 2,445 л и дающий 40000 об./мин. Порядок работы клапанов у УАЗ 3303 такой же, как и рассмотренный нами 1-2-4-3.

      Регулировка клапанов Газель Некст

      На основе двигателя УМЗ 4216 разработан двигатель Эвотек (УМЗ Evotech). Модернизация, в основном, коснулась блока цилиндров, а принцип и конструктивные элементы газораспределительного механизма остались неизменными. Обеспечена автоматическая регулировка тепловых зазоров клапанов с компенсаторами. Двигатель 4216 евотеч, как часто его называют владельцы с установленными гидрокомпенсаторами эксплуатируется на автомобилях Газель Next.
      Порядок регулировки ничем не отличается от процедуры обслуживания газораспределительного механизма УМЗ 4216. Исключение только в демонтаже клапанной крышки. Клапанная крышка выполнена из пластика и крепится к головке блока цилиндров десятью болтами (на 4216 крепление крышки осуществляется шестью болтами).

      Как отрегулировать клапана двигателя УМЗ 421. Видео


      Двигатель УМЗ 421 хорошо знаком «уазоводам». Опытные автолюбители знают, что одной из основных «статей» периодического обслуживания ульяновских внедорожников является регулировка клапанов. Эти детали выполнены из хромистой стали, поэтому отличаются хорошей надежность. Диагностика клапанов просто необходима, ведь если зазор будет превышать норму, то мотор тяжело запускается и «стучит», а его мощность падает. Меньший зазор приводит к появлению характерных хлокпов в глушителе, да и карбюратор начинает «сбоить». Как отрегулировать клапана двигателя УМЗ 421 описано на видео и в этой инструкции:

      • На холодном двигателе снимается трубка вакуумного регулятора.
      • Снимите крышку ГБЦ. Обратите внимание на прокладку – если она продавлена или оборвалась, то ее нужно будет менять.
      • Поршень первого цилиндра на ВМТ должен совпадать с меткой на шкиве коленвала («на сжатие»). Сам клапаны в этот момент закрыты.
      • Проверьте зазор между клапанами и коромыслами. Чтобы щуп зашел, нужно небольшое усилие. Требуемая величина зазора – 0,35 мм.
      • Для проведения регулировки ослабьте контргайку. Регулировочный болт проворачивается влево или вправо (так зазор можно увеличить или уменьшить).
      • Затем придержите регулировочный болт и проверьте, правильно ли выставлен зазор. Он должен быть одинаков на всех клапанах. Если все в порядке, то затягивайте котргайку.
      • Проверните коленвал на пол-оборота, после чего отрегулируйте клапана во втором цилиндре. Последовательность работы с цилиндрами такова: 1-2-4-3. Выставив зазор в одном «котле», не забывайте сместить коленвал перед тем, как возьметесь за следующий.
      • После того, как регулировка проведена, установите крышку на место и присоедините нужное оборудование.

      Двигатели семейства «421» (впрочем, как и проверенные «четыреста вторые»), требуют довольно частой подтяжки крепежа цилиндров. «В идеале» это нужно делать через каждую тысячу километров пробега, хотя многие ставят эту норму под сомнение. Процесс ремонта показан в представленном здесь видео по регулировке клапанов двигателя УМЗ 421 своими руками.

      Зазоры на клапанах УАЗ

      Для улучшения динамических показателей силовой установки автомобиля УАЗ 469 необходимо установить тепловой зазор на впускных клапанах 0.35 мм, на впускных – 0.4 мм. Несоответствие показателей в меньшую сторону может привести к повреждению деталей газораспределительного механизма. Клапан будет открываться слишком сильно. Поршень, поднимающийся в верхнюю мёртвую точку, может согнуть шток клапана или толкатель. Отклонение зазора в большую сторону приведет к ухудшению показателей работы силового агрегата.

      ВАЖНО: Перед тем, как отрегулировать клапана на УАЗ 469, необходимо проверить надежность крепления коромысел к головке блока цилиндров. Если гайки крепления откручены, отрегулировать температурный зазор не удастся.

      Особенности выставления ВМТ

      Поршень каждого цилиндра за один цикл два раза смещается в верхнюю мертвую точку – в момент сжатия и при выбросе отработавших газов. Для того чтобы правильно установить тепловой зазор необходимо выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку на момент сжатия рабочей смеси. Сделать это можно тремя способами:

      Читайте также: