Замена сальника помпы газель

Обновлено: 16.05.2024

Как поменять помпу на волге 406 двигатель


Один из самых популярных запросов в яндексе по поводу двигателей змз, звучит так – помпа 406. Около 3500 запросов в месяц на поиск данной детали. Данный запрос выглядит очень некорректно, по следующей причине. Какая помпа стоит на двигателях, зависит скорее не от марки двигателя (-406, -405, -409), а от норм токсичности. Ибо на евро-0, и евро-2 ставилась одна модификация помпы, на евро-3 и евро-4 другая.

Как поменять помпу на газели 406 двигатель

Ремонт помпы змз 406 своими руками

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей должны качественно охлаждаться во время эксплуатации, чтобы не выйти из строя раньше гарантированного изготовителем срока. Охлаждение моторов в современных машинах строится на использовании жидкостей различного типа. Поэтому применяется название — жидкостная система охлаждения.

Основные компоненты ЖСО автомобиля

Для нормальной работы двигателя его необходимо постоянно охлаждать, включая даже зимний холодный период.

Особое внимание рекомендуется обращать на исправность системы трубопроводов, по которым циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ), а также на корректную работу основной детали жидкостной системы охлаждения (ЖСО) — водяного насоса либо по-другому — водяной помпы автомашины.

Водяная помпа на двигатель является основным компонентом ЖСО в любом современном автомобиле

В силу конструктивных особенностей силовые агрегаты современных автомашин эксплуатируются при высоких уровнях температуры. К примеру, отечественные автомобили марки «Газель» рассчитаны на диапазон рабочей температуры силового агрегата, составляющий 92—99 °C.

Отечественные автомобили марки «Газель» являются довольно распространёнными бюджетными вариантами для местных грузоперевозок

В случае интенсивной эксплуатации машины двигатель начинает нагреваться сверх нормы. Но благодаря своевременной подаче к элементам мотора ОЖ рабочая температура силового агрегата быстро приходит к необходимым показателям, а значительные нагрузки для авто становятся не страшны. В качестве ОЖ в системах охлаждения различных моделей «Газели» применяются антифриз либо тосол.

Антифриз — один из популярных вариантов качественной ОЖ

Таким образом, ЖСО выполняет задачу по своевременному охлаждению механизмов двигателя. Для эффективной работы системы крайне необходима постоянная циркуляция ОЖ. Во время своего передвижения по трубопроводам ЖСО антифриз (тосол) существенно охлаждается, благодаря чему и поддерживается работоспособность ДВС.

Более дешёвый вариант незамерзающей охлаждающей жидкости — тосол

Применяемая жидкость в ЖСО циркулирует в принудительном режиме. Обеспечивает данную циркуляцию водяной насос (помпа) автомобиля. Благодаря этому компоненту конструкции мотора последний не перегревается и его технико-эксплуатационные параметры всегда находятся в необходимом для эффективной работы температурном диапазоне.

Общее устройство помпы для «Газели»

В состав стандартного водяного насоса входят следующие детали:

Корпус помпы всегда изготавливается из прочных сплавов

Вал с крыльчаткой являются основным рабочим элементом помпы

Подшипник помпы обеспечивает свободное вращение вала, а сальник — герметичность устройства

В конструкции помпы для некоторых модификаций «Газели» предусмотрен специальный механизм автоматического включения вентилятора обдува радиатора. Речь идёт об электромуфте. Замена помпы в этих моделях двигателей (к примеру, в ЗМЗ 405) возможна лишь вместе со всем механизмом.

Один из удачных вариантов установки электромуфты — монтаж в одном узле с помпой

К основным недостаткам такого конструктивного решения относятся следующие моменты:

  • довольно высокая стоимость узла;
  • обязательная замена всего компонента, даже если произошла поломка лишь одного из элементов (электромуфты либо помпы);
  • ремонт узла может быть произведён только в специализированных ремонтных мастерских со специальным оборудованием.

Располагаясь на блоке цилиндров двигателя, насос функционирует посредством подсоединения через приводной ремень от коленчатого вала.

Оптимальный вариант обеспечения функционирования водяного насоса — подсоединение через приводной ремень от коленвала

Принцип работы помпы состоит в следующем:

  • при работе двигателя и помпы в корпусе последней возникает центробежная сила в отношении поступающей в неё ОЖ;
  • благодаря движению крыльчатки ОЖ из радиатора попадает в центр помпы;
  • затем происходит её откидывание к краям внутренней полости насоса;
  • сквозь специальное технологическое отверстие, расположенное в корпусе, ОЖ далее попадает в блок цилиндров, а также на другие участки силового агрегата, которые нуждаются в охлаждении.

Проблема

Проблема как всегда одна, это качество заводской помпы. В силу того, что я достаточно часто меняю грм, естественно каждый раз приходится решать вопрос «быть или не быть», а переводя на русский язык, оставить старую заводскую или поставить новую. Старую заводскую крыльчатку, иногда просто страшно держать в руках. Новая помпа 406, красивая и блестящая, с волшебными надписями про двойной, тройной и десятерной ресурс, но течь возможна в течение месяца после установки. Да и лопасти, сделанные из фольги от конфетки, меня не впечатляют. Я уже много лет работаю с людьми, которые имеют очень большой ассортимент запчастей для ГАЗа, МАЗа, ЗИЛа итд. И разных артикулов помп, продают по нескольку десятков в месяц. Их мнение на эту тему такое: хороших помп на змз – НЕТ, текут все, это только вопрос времени. Услышав такой оптимистичный ответ, я действую так. Если помпа, которую я снял, без люфтов и течей, то я ее оставляю. Если с ней проблемы ставлю помпу Bautler, и даю на нее осторожную гарантию в один месяц.

Помпа 406 Bautler

То что Bautler, это бренд, созданный для России — это к гадалке не ходи. На коробочке нет ни одного слова «made in откуда». Вообщем родной брат Асва, Финвал, Герцог, Хола и других подобных фирм делающих запчасти ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для Российского рынка. Как показала практика, некоторыми запчастями можно пользоваться, только если они не стратегического значения. Держа в руках эту помпу, я вспомнил наш мультик, в котором мушкетеры были представлены собачками, а плохие гвардейцы кардинала – черными помойными котами. В нем была сказана очень хорошая фраза: *возьмите лучших из лучших. – Лучшие из лучших зализывают раны монсиньор. Тогда возьмите лучших из худших*. Это наш случай )). Не скажу про данную помпу, чего-то очень хвалебного или очень ужасного. Чисто визуально, сделана неплохо. Крыльчатка металлическая, причем с покрытием. Снимал данные помпы с двигателя через год работы, крыльчатку «не ест», если конечно залита не лужская «кислота». Есть прецеденты, когда данная помпа выхаживает более двух лет. У людей были случаи, когда текла сразу после установки. У меня такого не было ни разу.



помпа Bautler, вид со стороны крыльчатки

Замена помпы на других моделях двигателей

Практически для всех моторов модификаций УМЗ, ЗМЗ, которые устанавливаются на машинах «Газель», основные действия по замене водяной помпы будут аналогичными. Возможны лишь незначительные отличия, касающиеся конструктивного расположения узла.

При выполнении работ на силовых агрегатах автомобиля «Газель-бизнес» модели УМЗ-4216 имеются некоторые отличия по действиям и их последовательности:

  1. Доступ к водяному насосу осуществляется с нижней правой части авто.
  2. Радиатор охлаждения демонтировать при этом необязательно.
  3. Необходимо снять переднее правое колесо автомобиля, предварительно приподняв кузов с помощью домкрата.
  4. Дальнейший процесс аналогичен вышеописанным работам с двигателями ЗМЗ 405.


На моторах «Газель-бизнес» УМЗ-4216 радиатор снимать необязательно, так как доступ к помпе открывается через правую нижнюю часть машины

Во всех модификациях машин марки «Газель» замена водяного насоса подразумевает практически одинаковые действия. В любом случае из ЖОС мотора удаляется ОЖ, а также демонтируется ремень привода. Процедура не является сложной: она вполне по силам водителям с базовыми навыками по техническому обслуживанию автомобиля.

В результате эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в замене водяного насоса. Актуальность замены обусловлена естественным износом. Основным признаком неисправности является сильный шум, доносящийся из-под капота. Расссмотрим поэтапное выполнение работы на силовом агрегате ЗМЗ 405.

Путаница

Попробую пояснить на примере змз 409 и УАЗа Патриота. Помпы Е2 (евро-2), Е3, Е4 – конструктивно абсолютно одинаковы, за исключением двух моментов. Это верхний патрубок, идущий на термостат и резьбовое отверстие на горизонтальном патрубке, для болтика кронштейна насоса гидроусилителя руля. На фото я отметил данные места красными кружочками. Уменьшение проходного сечения сделано . Так это или нет, на самом деле утверждать не буду, поскольку охлаждение такого двигателя плохое, что в варианте евро-2, что в варианте евро-4. Но это отдельный разговор.

Помпа от Хоттабыча

В самом деле: хорошее масло или «правильные» лампочки нужны каждому — от «газовода» до обладателя БМВ. Не то, что, скажем, водяные насосы «газелей» — кому, кроме их владельцев, могут еще понадобиться эти узконаправленные изделия? И все же сегодня поговорим именно о них!

Почему? Во-первых, популяция «газелей» у нас весьма солидная — как с 402-ми, так и с 406-ми движками, а во-вторых, о помощи попросил… моторов — ЗМЗ! Мол, мы в свое время разработали нормальные насосы — с документацией, техническими условиями и т.п., а в продаже сплошь и рядом — черт знает что. Эдакие изделия от старика Хоттабыча, который запросто сделал для Вольки копию часов с руки прохожего, но не подумал о том, что они должны не просто висеть на запястье, а еще и показывать точное время…

Ориентировочная цена — 890 руб.

Подшипниковый узел недостаточно надежно защищен от осевого перемещения — возможно появление течи. Чугунная крыльчатка не имеет резьбы на ступичной части, чтоДля проверки «насосного хозяйства» было приобретено семь «газелевских» помп — четыре под двигатели семейства ЗМЗ-406.10 и три — под ЗМЗ-402.10. Водяные насосы с электромагнитной муфтой под 405-е моторы в экспертизе не участвовали — с ними пока что особых проблем не отмечено. Испытания проводили в испытательном УГК ЗМЗ на специальном стенде для исследования насосов жидкостных систем. Основополагающий документ — ОСТ 37.001.232–80 «Насосы жидкостных систем охлаждения автомобильных двигателей». Расход жидкости в системе и давление, развиваемое насосами, измерялись по скоростной характеристике при частоте вращения валиков насосов от 800 до 6000 об/мин для двигателей 406.10 и от 1000 до 5000 об/мин для двигателей 402.10. Отношение диаметра шкива коленвала к диаметру шкива валика насоса составляет 1,11 для 406-х моторов и 1,06 — для 402-х.

Ориентировочная цена — 680 руб.

Некачественная зачистка патрубка насоса может привести к возникновению течи. Фиксатор подшипника не закернен — возможно ослабление фиксации. Неметаллическая

Заявленный (г. Сим Челябинской обл.)

Ориентировочная цена — 680 руб.

Штуцер под шланг 16 мм рассчитан на старую систему отопления салона — должно быть 20 мм! Замена при этом невозможна, посколь

Испытания вели при температурах охлаждающей жидкости +30°С и +95°С. Образцом-эталоном при этом служили водяные насосы производства ЗМЗ, имеющие оптимальные параметры. В качестве охлаждающей жидкости применялась вода. Почему не антифриз? Практически все антифризы отличаются друг от друга, а вот свойства пресной воды стабильны. Так что полученные результаты повторяемы, независимо от времени и места проведения испытаний. Да и в стандарте не случайно упомянута именно вода.

Результаты испытаний, увы, подтвердили опасения заводчан. Все семь насосов дружно уступили эталону — как по техническим характеристикам, так и по конструкции. Подробности — в подписях под фото. Выделять лучших из худших не имеет смысла, и мы расположили изделия по возрастанию цены, сначала — под 406-е моторы, затем — под 402-е. Любопытно, что если до 3000 об/мин насосы еще худо-бедно качают, то на более высоких оборотах начинаются проблемы — здесь и кавитация, и неверно выбранная геометрия лопастей крыльчатки… впрочем, потребителю все это неинтересно. Отметим, что насос, условно названный продавцами «Москва», вообще не испытывался, поскольку… отказался занять штатное место!

Можно, конечно, из серии «А судьи кто?» — заволжские моторы далеки от идеала и сами способны преподнести своим владельцам разнообразные сюрпризы. Однако ж будем справедливы: только создатели двигателей имеют моральное право называть себя законодателями мод по части их температурного режима. Тем более что при ближайшем рассмотрении (а это было зафиксировано официальным протоколом испытаний) выяснилось, что «чужаки» со своей работой действительно не справляются. Но все шишки при этом валятся как раз на ЗМЗ — мол, это же их мотор перегрелся! А им бы со своими болячками разобраться — на чужие нет ни сил, ни желания. Потребитель же продолжает свято верить в то, что любая запчасть конечно же многократно согласована с заводчанами и не может продаваться без их на то разрешения. Как видим — может…

Словом, перегретые «газели» еще долго будут «украшать» наши дороги своими задранными капотами. Старик Хоттабыч, помнится, в итоге занялся самообразованием — стыдно стало. Пожелаем того же изготовителям тех изделий, что на прилавках почему-то именуются водяными насосами.

Помпа от Хоттабыча

В самом деле: хорошее масло или «правильные» лампочки нужны каждому — от «газовода» до обладателя БМВ. Не то, что, скажем, водяные насосы «газелей» — кому, кроме их владельцев, могут еще понадобиться эти узконаправленные изделия? И все же сегодня поговорим именно о них!

Почему? Во-первых, популяция «газелей» у нас весьма солидная — как с 402-ми, так и с 406-ми движками, а во-вторых, о помощи попросил… моторов — ЗМЗ! Мол, мы в свое время разработали нормальные насосы — с документацией, техническими условиями и т.п., а в продаже сплошь и рядом — черт знает что. Эдакие изделия от старика Хоттабыча, который запросто сделал для Вольки копию часов с руки прохожего, но не подумал о том, что они должны не просто висеть на запястье, а еще и показывать точное время…

Для проверки «насосного хозяйства» было приобретено семь «газелевских» помп — четыре под двигатели семейства ЗМЗ-406.10 и три — под ЗМЗ-402.10. Водяные насосы с электромагнитной муфтой под 405-е моторы в экспертизе не участвовали — с ними пока что особых проблем не отмечено. Испытания проводили в испытательном УГК ЗМЗ на специальном стенде для исследования насосов жидкостных систем. Основополагающий документ — ОСТ 37.001.232–80 «Насосы жидкостных систем охлаждения автомобильных двигателей». Расход жидкости в системе и давление, развиваемое насосами, измерялись по скоростной характеристике при частоте вращения валиков насосов от 800 до 6000 об/мин для двигателей 406.10 и от 1000 до 5000 об/мин для двигателей 402.10. Отношение диаметра шкива коленвала к диаметру шкива валика насоса составляет 1,11 для 406-х моторов и 1,06 — для 402-х.

Испытания вели при температурах охлаждающей жидкости +30°С и +95°С. Образцом-эталоном при этом служили водяные насосы производства ЗМЗ, имеющие оптимальные параметры. В качестве охлаждающей жидкости применялась вода. Почему не антифриз? Практически все антифризы отличаются друг от друга, а вот свойства пресной воды стабильны. Так что полученные результаты повторяемы, независимо от времени и места проведения испытаний. Да и в стандарте не случайно упомянута именно вода.

Результаты испытаний, увы, подтвердили опасения заводчан. Все семь насосов дружно уступили эталону — как по техническим характеристикам, так и по конструкции. Подробности — в подписях под фото. Выделять лучших из худших не имеет смысла, и мы расположили изделия по возрастанию цены, сначала — под 406-е моторы, затем — под 402-е. Любопытно, что если до 3000 об/мин насосы еще худо-бедно качают, то на более высоких оборотах начинаются проблемы — здесь и кавитация, и неверно выбранная геометрия лопастей крыльчатки… впрочем, потребителю все это неинтересно. Отметим, что насос, условно названный продавцами «Москва», вообще не испытывался, поскольку… отказался занять штатное место!

Можно, конечно, из серии «А судьи кто?» — заволжские моторы далеки от идеала и сами способны преподнести своим владельцам разнообразные сюрпризы. Однако ж будем справедливы: только создатели двигателей имеют моральное право называть себя законодателями мод по части их температурного режима. Тем более что при ближайшем рассмотрении (а это было зафиксировано официальным протоколом испытаний) выяснилось, что «чужаки» со своей работой действительно не справляются. Но все шишки при этом валятся как раз на ЗМЗ — мол, это же их мотор перегрелся! А им бы со своими болячками разобраться — на чужие нет ни сил, ни желания. Потребитель же продолжает свято верить в то, что любая запчасть конечно же многократно согласована с заводчанами и не может продаваться без их на то разрешения. Как видим — может…

Словом, перегретые «газели» еще долго будут «украшать» наши дороги своими задранными капотами. Старик Хоттабыч, помнится, в итоге занялся самообразованием — стыдно стало. Пожелаем того же изготовителям тех изделий, что на прилавках почему-то именуются водяными насосами…

Как разобрать помпу на газели

Двигатель любого транспортного средства нуждается в охлаждении. Даже в период зимней эксплуатации важно поддерживать систему охлаждения в рабочем состоянии. При этом особое внимание водители уделяют состоянию патрубков и помпы. Ведь именно от их работоспособности зависит качество охлаждения мотора.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Любой силовой агрегат работает при высоких температурах. В частности, для автомобилей «Газель» рабочей температурой хорошо разогретого мотора считается показатель 92–99 градусов. Начиная перегреваться из-за повышенных нагрузок, двигатель сразу же охлаждается своевременной подачей необходимого количества охлаждающей жидкости (в зависимости от модели, «Газели» заливаются либо тосолом, либо антифризом).

Итак, чтобы мотор не перегревался и не «закипел», в устройстве машины предусмотрена система охлаждения. При этом жидкость в системе циркулирует только принудительно, под воздействием водяного насоса (или, как его часто называют водители, помпы).

Помпа обеспечивает стабильную циркуляцию тосола, тем самым подавая к мотору всегда свежую жидкость. Именно благодаря её работе двигатель не успевает прогреваться до критической температуры.


Устройство имеет металлический корпус и специальные петли для надёжности крепления в корпусе автомобиля

Замена помпы на «Газели»

Как только начинаются проблемы с помпой, автовладельцу рекомендуется сразу же заменить это устройство. Во-первых, со временем водяной насос так или иначе начинает изнашиваться — соответственно, уже не может выполнять своего основного предназначения. А во-вторых, нельзя рисковать работоспособностью двигателя — ведь проще заменить дешёвый насос, чем потом проводить капитальный ремонт ДВС.

Где располагается водяной насос

В работу насос включается вместе с мотором. Соответственно, чтобы начал вращаться вал насоса с установленной на нём крыльчаткой, на него должно поступить какое-то действие. Энергия для вращения поступает через шкив насоса благодаря ременной передаче гидрораспределительного механизма.

Чтобы работа была максимально удобной, помпа располагается в устройстве ГРМ. С одной стороны, это максимально комфортное для запуска насоса место. Но с другой, в случаях замены механизма придётся снимать ремень ГРМ, что затрудняется последующей его установкой.


Шкив помпы — один из важнейших элементов системы ГРМ

Готовим инструменты

Для снятия и установки помпы потребуется следующий набор инструментов:

гаечный ключ на 12;

рожковый ключ на 24;

гаечный ключ на 27;

плоская отвёртка с тонким лезвием;

шестигранник на 6;

ёмкость для слива охлаждающей жидкости.


Опытные водители всегда держат под рукой подобные наборы, так как имеющиеся в них инструменты нужны во всех случаях самостоятельного ремонта машины

Сколько тосола слить/залить при смене помпы

Если помпа выработала свой ресурс, то рекомендуется сливать всю охлаждающую жидкость, которая находится в системе. Таким образом система очищается от примесей в тосоле, что благотворно сказывается и на работоспособности нового устройства.

Слив тосола лучше всего проводить одновременно из расширительного бачка и из радиатора, отсоединив от него патрубок. Под места слива нужно подставить ёмкости. Сливая тосол, необходимо учитывать, что полностью осушить систему охлаждения этим способом не удастся. Поэтому заливая новую охлаждающую жидкость, стоит помнить, что в системе ещё есть какое-то количество тосола. Рекомендуется сначала залить жидкость до отметки MIN на бачке, затем завести мотор и прогреть машину. После этого оценить, насколько сильно ушёл тосол по системе. Долить необходимое количество, руководствуясь отметками MIN и MAX на бачке.

Замена помпы: инструкции для разных модификаций моторов «Газели»

После того как охлаждающая жидкость была слита, можно приступать к работе по демонтажу устройства:

Первым делом понадобится снять радиатор охлаждения.

Далее, после того как откроется доступ к ГРМ, нужно будет открутить три болта шкива водяного насоса.

Рекомендуется удерживать насос от проворачиваний длинным болтом или специальной лопаткой.

Снять ремень привода насоса.

После чего снять открученный шкив и отражатель.

От корпуса помпы открутить штуцер патрубка, по которому подаётся тосол.

Ослабить хомуты крепления и отсоединить все шланги и патрубки от механизма.

После этого шестигранным ключом открутить четыре винта, которыми устройство крепится к корпусу двигателя.

Под помпой располагается также ещё один болт крепления — его нужно открутить в последнюю очередь.

Снять водяной насос.

С места посадки устранить уплотнитель.

Монтаж нового насоса производится в обратной последовательности. Причём необходимо грамотно выставить отметки на шкиве и ролике, чтобы ремень ГРМ не порвался при первым же запуске двигателя.

Видео: замена водяного насоса своими руками

Для всех модификаций двигателей УМЗ и ЗМЗ на «Газелях» принцип замены помпы будет одним и тем же. Возможны отличия по месту расположения помпы, однако она всегда будет входить в состав ГРМ.

На моторах «Газель-бизнес» УМЗ-4216 радиатор снимать необязательно, так как доступ к помпе открывается через правую нижнюю часть машины. Однако для этого потребуется демонтировать переднее колесо.


Автомобиль нового поколения, на котором пересмотрено место монтажа помпы

Таким образом, для всех модификаций автомобилей «Газель» процесс замены помпы будет выглядеть примерно одинаково. Потребуется снимать приводные ремни и сливать охлаждающую жидкость из системы. При этом процедура сама по себе не считается сложной, замену водяного насоса может выполнить водитель, имеющий базовые навыки обслуживания своего автомобиля.

Для проведения ремонта водяного насоса производства ПАО ЗМЗ на двигателе ЗМЗ-409 выпускается ремонтный комплект 406.1307002-10, состоящий из подшипника, крыльчатки и уплотнения.

Разборка, ремонт и сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409, ремонтный комплект 406.1307002-10, размеры и зазоры деталей.
Разборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409.

Разборка производится в следующем порядке.

– С помощью съемника снять крыльчатку.
– С помощью специального приспособления снять ступицу шкива насоса.



– Вывернуть фиксатор подшипника.
– Выпрессовать из корпуса подшипник. Выпрессовку подшипника производить на прессе или с помощью медной оправки. Для более легкой выпрессовки рекомендуется нагреть водяной насос до температуры плюс 80 градусов.
– Выпрессовать уплотнение из корпуса насоса.



Размеры и зазоры сопрягаемых деталей корпуса водяного насоса, крыльчатки, ступицы, шкива, вала подшипника водяного насоса двигателя ЗМЗ-409.


Сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409.

Перед сборкой очистить и промыть детали насоса, удалить отложения с крыльчатки, корпуса и крышки. Проверить величину осевого перемещения наружной обоймы подшипника относительно валика, которая не должна превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс. Сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409 производится в следующем порядке.

– С помощью оправки запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор на обойме подшипника совпало с отверстием в корпусе насоса.
– С помощью оправки запрессовать уплотнение на вал подшипника и в корпус насоса, не допуская перекоса. Для запрессовки уплотнения использовать оправку с помощью которой обеспечивается необходимое сжатие пружины уплотнения.




– Завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило его самоотворачивание.
– Напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер 106,0+-0,2 мм.
– Напрессовать крыльчатку на валик подшипника, выдержав размер между торцом крыльчатки и торцом корпуса насоса не более 14,2 мм. Не допускается прикладывать усилие запрессовки к обратным сторонам лопастей во избежание их деформации.
– Провернуть крыльчатку вместе с валиком. Задевание крыльчатки за корпус не допускается.



При запрессовке необходимо исключить возможность передачи усилия запрессовки через тела качения подшипника на корпус насоса во избежание повреждения и поломки подшипника. На наружной поверхности и заплечиках металлической втулки уплотнения нанесен герметик, который обеспечивает герметичность посадки уплотнения в корпусе водяного насоса. Перед запрессовкой уплотнения оценить и не нарушать целостность покрытия герметика. На двигатель ЗМЗ-409 водяной насос устанавливать с новой прокладкой.

Обычно насос охлаждающей жидкости снимают с двигателя по причине возникновения шума во время его работы, чрезмерного радиального люфта валика насоса.

Условно все операции проходят на снятом двигателе.

Снятие насоса охлаждающей жидкости с двигателя

Чтобы снять насос нужно ослабить и снять ремень привода насоса.


Удерживая шкив насоса «газовым» ключом, ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления шкива. Можно еще удерживать шкив с помощью монтажной лопатки, вставив ее в распор между двумя болтами.

Снимаем шкив и пластину

Если на ступице насоса крепится вентилятор, то откручиваем болты, удерживая за лопасти вентилятора.


Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек крепления насоса к блоку цилиндров.


Снимаем насос охлаждающей жидкости


Снимаем прокладку, осторожно поддев ее ножом


Ключом или головкой «на 10» отворачиваем болт крепления крышки насоса


Осторожно постукивая медным молотком, снимаем крышку насоса


Разборка насоса охлаждающей жидкости

У насоса двигателя мод. 402 нужно сначала отвернуть два болта и снять крышку насоса с прокладкой.


Снять с помощью съемника крыльчатку 1 насоса. Крыльчатка отлита из пластмассы, но имеет металлическую ступицу, в которой нарезана резьба под съемник.


Съемником спрессовать ступицу 1 шкива насоса. Вывернуть фиксатор 2 подшипника и выпрессовать подшипник с валиком насоса в сторону шкива


Выпрессовать сальник 1 насоса

Промыть и очистить от отложений детали насоса

Дефектовка насоса охлаждающей жидкости

1. Подшипник на валике насоса должен вращаться свободно, без заеданий, в противном случае заменить подшипник с валиком в сборе.

Если в подшипнике чувствуется большой люфт, заметны следы вытекания смазки из-под защитных колец или перекат шариков при вращении подшипника, его нужно заменить в сборе с валиком.

2. Осмотреть крыльчатку. Если на ней есть трещины, сколы и т.п., заменить.

3. Осмотреть сальник. Если на нем есть надрывы, трещины, резина потеряла упругость, поломана поджимная пружина, сальник заменить.

Сборка насоса


Сборку насоса производят в порядке, обратном разборке. При сборке насоса осмотреть прокладки, если на них есть надрывы или прокладки сильно обжаты, их необходимо заменить.

При запрессовке крыльчатки и ступицы упор должен быть на валик насоса.

При сборке насоса выдержать размеры, указанные на рисунке.

После заворачивания фиксатора подшипника нужно раскернить края отверстия так, чтобы часть металла вошла в шлиц фиксатора, чтобы исключить самоотворачивание.

Особенности конструкции и порядок самостоятельной замены водяной помпы на различных модификациях автомобилей «Газель»

Для нормальной работы двигателя его необходимо постоянно охлаждать, включая даже зимний холодный период.

Особое внимание рекомендуется обращать на исправность системы трубопроводов, по которым циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ), а также на корректную работу основной детали жидкостной системы охлаждения (ЖСО) — водяного насоса либо по-другому — водяной помпы автомашины.



Водяная помпа на двигатель является основным компонентом ЖСО в любом современном автомобиле
В силу конструктивных особенностей силовые агрегаты современных автомашин эксплуатируются при высоких уровнях температуры. К примеру, отечественные автомобили марки «Газель» рассчитаны на диапазон рабочей температуры силового агрегата, составляющий 92—99 °C.



Отечественные автомобили марки «Газель» являются довольно распространёнными бюджетными вариантами для местных грузоперевозок

В случае интенсивной эксплуатации машины двигатель начинает нагреваться сверх нормы. Но благодаря своевременной подаче к элементам мотора ОЖ рабочая температура силового агрегата быстро приходит к необходимым показателям, а значительные нагрузки для авто становятся не страшны. В качестве ОЖ в системах охлаждения различных моделей «Газели» применяются антифриз либо тосол.



Антифриз — один из популярных вариантов качественной ОЖ

Таким образом, ЖСО выполняет задачу по своевременному охлаждению механизмов двигателя. Для эффективной работы системы крайне необходима постоянная циркуляция ОЖ. Во время своего передвижения по трубопроводам ЖСО антифриз (тосол) существенно охлаждается, благодаря чему и поддерживается работоспособность ДВС.



Более дешёвый вариант незамерзающей охлаждающей жидкости — тосол

Применяемая жидкость в ЖСО циркулирует в принудительном режиме. Обеспечивает данную циркуляцию водяной насос (помпа) автомобиля. Благодаря этому компоненту конструкции мотора последний не перегревается и его технико-эксплуатационные параметры всегда находятся в необходимом для эффективной работы температурном диапазоне.

Общее устройство помпы для «Газели»

В состав стандартного водяного насоса входят следующие детали:

В конструкции помпы для некоторых модификаций «Газели» предусмотрен специальный механизм автоматического включения вентилятора обдува радиатора. Речь идёт об электромуфте. Замена помпы в этих моделях двигателей (к примеру, в ЗМЗ 405) возможна лишь вместе со всем механизмом.



Один из удачных вариантов установки электромуфты — монтаж в одном узле с помпой

К основным недостаткам такого конструктивного решения относятся следующие моменты:

  • довольно высокая стоимость узла;
  • обязательная замена всего компонента, даже если произошла поломка лишь одного из элементов (электромуфты либо помпы);
  • ремонт узла может быть произведён только в специализированных ремонтных мастерских со специальным оборудованием.

Располагаясь на блоке цилиндров двигателя, насос функционирует посредством подсоединения через приводной ремень от коленчатого вала.



Оптимальный вариант обеспечения функционирования водяного насоса — подсоединение через приводной ремень от коленвала

Принцип работы помпы состоит в следующем:

  • при работе двигателя и помпы в корпусе последней возникает центробежная сила в отношении поступающей в неё ОЖ;
  • благодаря движению крыльчатки ОЖ из радиатора попадает в центр помпы;
  • затем происходит её откидывание к краям внутренней полости насоса;
  • сквозь специальное технологическое отверстие, расположенное в корпусе, ОЖ далее попадает в блок цилиндров, а также на другие участки силового агрегата, которые нуждаются в охлаждении.

Для избежания нежелательной утечки ОЖ между блоком цилиндров и корпусом помпы устанавливается специальная уплотнительная прокладка. При этом необходимо тщательно зачищать поверхности соприкосновения на двигателе и помпе.



При ремонте необходимо в обязательном порядке заменять прокладку под помпу

Выход вала помпы оборудуется сальником, способным к уплотнению, благодаря своей конструкции. Он состоит из резинового рукава и уплотнительной шайбы. Сальник обеспечивает необходимую герметизацию изделия.



Сальник помпы не должен пропускать в насос воздух, обеспечивая её полную герметичность

Устройство обладает прочным корпусом из сплава металлов, а также специальными петлями, которые обеспечивают надлежащее крепление к силовому агрегату.



Популярная модель водяного насоса для «Газели» без электромуфты

Признаки неисправности помпы

Помпа является довольно надёжным механизмом, однако нередки случаи её внезапного выхода из строя. Чтобы избежать этого, необходимо знать основные признаки, указывающие на возможную поломку этого компонента.

К таковым относятся:

  • быстрый перегрев двигателя, который происходит по причине неисправности самого водяного насоса, его крыльчатки либо привода;
  • наличие посторонних шумовых эффектов в районе крепления помпы, несвойственных правильной работе мотора;
  • недостаточная интенсивность циркуляции ОЖ по системе охлаждения, которая выражается в быстром увеличении температуры жидкости;
  • чрезмерный износ подшипников, определяемый наличием существенного люфта вала;
  • течь из корпуса водяной помпы, указывающая на неисправность сальника.

Ремонт мотонасоса признан специалистами нецелесообразным. Его конструктивные особенности исключают проведение качественных самостоятельных ремонтных мероприятий, поэтому рекомендуется менять этот компонент в сборе.

Особенностью конструкции водяного насоса, применяемого на отдельных двигателях автомашин «Газель» (ЗМЗ 405 и других модификациях), является то, что помпа собрана в едином узле с электромуфтой, осуществляющей своевременное включение вентилятора охлаждения радиатора. Замена помпы на новую деталь производится в комплекте с электромуфтой.



Современная модель водяного насоса на двигатель ЗМЗ 405 идеально подходит для автомобилей «Газель»

Маркировка отдельных моделей водяных насосов, собранных в едином механическом узле с электромуфтой, имеет следующий вид:

  1. Идентификационный №4063–1307007–20 (помпа, используемая в автомашинах «Газель», которые оснащаются силовыми агрегатами модели 40524 Е3).
  2. Идентификационный №4063–1307010–10 (помпа для «Газелей» с мотором ЗМЗ 405).

В иных случаях с модификациями двигателей (4216, 406, 421, 402) применяются помпы, в конструкциях которых не предусмотрена электромуфта. Данный компонент монтируется отдельно от водяного насоса.



Помпа на двигатель 4216 устанавливается на новейших автомобилях «Газель-бизнес»

Видео: признаки неисправной помпы «Газели»

Расположение водяного насоса на авто

Насос работает синхронно с мотором машины. Для обеспечения вращения вала помпы с крыльчаткой шкив принимает энергию вращательного движения посредством ремённой передачи со шкива коленчатого вала.



Водяной насос размещается в передней верхней части двигателя «Газели»

Это оптимальное решение для эффективной работы помпы двигателя.

Последствия несвоевременной замены

Нерегулярное обслуживание системы охлаждения автомобиля чревато множеством проблем.

  • Из-за большого количества отложений могут забиться рабочие каналы контура, в результате остановится циркуляция ОЖ, произойдет перегрев двигателя.
  • Недостаточно эффективный отвод тепла от мотора может стать причиной температурной деформации головки блока цилиндров. Дорогостоящую ГБЦ придется менять.
  • Испорченный антифриз негативно влияет на состояние помпы, радиатора, патрубков и других элементов системы охлаждения. Один из возможных результатов запоздалой замены ОЖ – расходы на покупку перечисленных деталей.

Порядок замены водяной помпы на автомобиле «Газель»

В случае возникновения неисправности водяного насоса рекомендуется незамедлительно произвести его замену на новую деталь, так как игнорирование ремонта может привести к более серьёзным последствиям и как итог — к существенным финансовым потерям. Речь идёт о работоспособности двигателя и, в частности, о деньгах на его капитальный ремонт.

При эксплуатации двигателя происходит неминуемый износ детали и помпу нужно заменять на новую. Ресурс водяного насоса может быть различным. К примеру, оригинальная помпа прослужит и более 80 тыс. км при удовлетворительных условиях эксплуатации. При использовании механизма неизвестного производителя либо подделки не стоит рассчитывать и на 20 тыс. км. В этом случае, кроме покупки преждевременно вышедшей из строя детали, придётся дополнительно приобретать и дорогостоящую ОЖ.

Основные отличия оригинальной конструкции от подделки:

  • серый матовый цвет изделия (если присутствует блеск, то это подделка);
  • на корпусе оригинальной помпы обязательно указывается информация о сплаве;
  • должен присутствовать знак от Росстандарта;
  • значок товарного бренда ЗМЗ;
  • номерная маркировка литьевой формы;
  • вся информация на корпусе должна быть отлита, но не выбита;
  • деталь должна быть качественно обработана, не иметь сколов, металлических заусениц.

Подготовка инструментов для самостоятельной замены водяного насоса

При демонтажных работах с механизмом, а также при последующей установке новой детали будут необходимы такие инструменты и материалы:

  • отвёртка плоского типа с тонким жалом;
  • ключ гаечный размерности №12;
  • ключ рожкового типа размерности №24;
  • ключ гаечный размерности №27;
  • ключ шестигранник размерности №6;
  • острый нож;
  • чистая ёмкость, необходимая для слива ОЖ с объёмом до 15 литров;
  • наждачная бумага мелкой зернистости;
  • ветошь.

Лучшим решением для проведения полноценного ремонта является набор качественных инструментов.



Предусмотрительные водители всегда имеют с собой инструменты, так как при любом самостоятельном ремонте авто они просто незаменимы

Порядок действий при осуществлении замены помпы и объём сливаемой ОЖ

В том случае, если помпа выработала весь ресурс, специалисты рекомендуют сливать максимально возможное количество ОЖ, находящейся в ЖСО авто. Подобным образом система охлаждения очищается от содержащихся всевозможных примесей в ОЖ. Это обстоятельство благотворно влияет на работоспособность устанавливаемого нового механизма.

Слив ОЖ, как правило, осуществляется из следующих узлов:

Для этого необходимо:

    Открыть крышку с расширительного бочка ЖСО.

Если ОЖ находится в нормальном состоянии (отсутствуют осадочные соединения), то её можно использовать и повторно. При этом нужно учитывать то, что полностью избавить систему от ОЖ не получится. Остаточный объём в различных компонентах неизбежен, что учитывается при заливке новой ОЖ. Общий же объём охлаждающей жидкости в различных моделях может доходить до 11,5–12 л. При замене ОЖ либо при ремонте сливается из системы около 8,5 л.

Видео: самостоятельная замена охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ 405 автомобиля «Газель»

Пошаговые действия по самостоятельной замене водяной помпы на различных двигателях «Газели»

После освобождения системы охлаждения от ОЖ можно начинать демонтаж механизма:

    Обесточить электросистему автомобиля путём отключения аккумулятора.

Установка новой помпы

Обратный монтаж нового механизма осуществляется по пунктам, начиная с конца пошагового списка для съёма насоса.

Особенности монтажа новой помпы:

    При установке уплотнительных прокладок под помпу и под крышку термостата необходимо их посадочные места перед этим обработать тонким слоем литола для получения определённой защиты от коррозии и необходимой герметизации.

Видео: пошаговая инструкция самостоятельной замены водяного насоса





Замена помпы на других моделях двигателей

Практически для всех моторов модификаций УМЗ, ЗМЗ, которые устанавливаются на машинах «Газель», основные действия по замене водяной помпы будут аналогичными. Возможны лишь незначительные отличия, касающиеся конструктивного расположения узла.

При выполнении работ на силовых агрегатах автомобиля «Газель-бизнес» модели УМЗ-4216 имеются некоторые отличия по действиям и их последовательности:

  1. Доступ к водяному насосу осуществляется с нижней правой части авто.
  2. Радиатор охлаждения демонтировать при этом необязательно.
  3. Необходимо снять переднее правое колесо автомобиля, предварительно приподняв кузов с помощью домкрата.
  4. Дальнейший процесс аналогичен вышеописанным работам с двигателями ЗМЗ 405.



На моторах «Газель-бизнес» УМЗ-4216 радиатор снимать необязательно, так как доступ к помпе открывается через правую нижнюю часть машины
Во всех модификациях машин марки «Газель» замена водяного насоса подразумевает практически одинаковые действия. В любом случае из ЖОС мотора удаляется ОЖ, а также демонтируется ремень привода. Процедура не является сложной: она вполне по силам водителям с базовыми навыками по техническому обслуживанию автомобиля.

Неисправности и порядок самостоятельной замены радиатора отопителя автомашины «Дэу Нексия»


Неисправности и порядок самостоятельной замены радиатора отопителя автомашины «Дэу Нексия»

Особенности замены помпы Opel Astra


Особенности замены помпы Opel Astra

Демонтаж помпы

Следующий этап предусматривает демонтаж термостата. Этот элемент удерживается с помощью 2 болтов под шестигранник (6 мм). С помощью таких же крепежных элементов удерживаются помпа. Вероятнее всего, прокладка термостата потребует замены. Помпа удерживается с помощью 2 гаек (8 мм) и болтов (6 мм), а также дополнительной гайки, установленной с обратной стороны. Чтобы ее открутить понадобится ключ на 12.

Теперь можно демонтировать помпу и устанавливать новую. В процессе выполнения работы обязательно необходимо заменить прокладку, предварительно смазанную литолом. Нюансы:

  • перед монтажом новой детали поверхность необходимо тщательно очистить;
  • желательно заменить патрубок, который подключён к насосу.

Замена расходных материалов позволит избежать дополнительной сборки и разборки рассматриваемого узла. Сборка конструкции осуществляется в обратной последовательности.

Читайте также: