Какие фары подойдут на ваз 2101

Обновлено: 16.05.2024

Пришло время привести в порядок головной свет. После восстановления машины, установил оптику которая стояла изначально на машине с трехполосным рссеевателем под галогенку H4 и внутренним отражателем (чашкой).

На других машинах УАЗ я видел множество разных рисунков рссеевателей, но не как у меня. Расположение светового пучка на поверхности земли меня вполне устраивало, но хотелось, что бы он был немного ярче. Ксенон не хочу по причине проблем с ДПС. Начал эксперименты сначала с лампочками, брал более мощные, пробовал более яркие.

В результате от более мощных (100-120 ватт) толку сильно не было свет такой же как и на 55 ват, а вот стекло греется сильнее, поэтому одно лопнуло при попадании на него воды. Попробовал поменять оптику на с более рифленым стеклом (старый УАЗ, ЗИЛ) свет ложится не очень, да опять при преодолении речки лопнуло другое стекло. Разобрав разбитые фары увидел, что зеркальная поверхность отражателя уже не «АЙС», ба и само стекло из нутрии грязновато. Стал смотреть на что можно поменять. Выбора оказалось в интернете предостаточно, но как всегда не в НАШЕМ городе. Рассматривал варианты хрустальной оптики Depo, стела от Wesem, но сердце лежало однозначно к Hella 169мм, галоген (Н4, T4W). Но взвесив все за и против, уже поменял два комплекта оптики (лопнула, разбилась камушком) решил не спешить, хорошая стоит 600-900 за штуку. Увидел в магазине новую оптику от Ваз 2101 с габаритной лампочкой под галогенку H4 ОСВАР (200 руб).

Она точно повторяет рисунок рассеевателя от Хеллы, да и очень были похожи на мою первую оптику с трехполосным рссеевателем и внутренним отражателем (чашкой). Установил с сочетании с лампами OSRAM SILVERSTAR +90%,

свет ложиться правильно, ровно, «птички они же «галочки» на стене прорисовываются четко. Одним словом норомально, цена и качество.

До этого было так

И не жалко для постоянных ныряний в воду и езды по кустам, попадания камней на грунтовке от встречных грузовиков.
Для справки от производителя или просто умного человека:
Подавляющее большинство автомобильных фар рассчитано на лампы, мощностью 60/55 ватт. Применение любых других, более высокой мощности — не целесообразно, так как прирост по нагреву такой лампы намного превышает прирост по освещенности, который кстати очень невелик. В современных лампах используют другие способы повышения светового потока.
Из лидеров следующие лампы Н4(60/55):
OSRAM SUPER +30%
OSRAM SILVERSTAR +50% (+90)
PHILIPS PREMIUM +30%
PHILIPS VISION PLUS +50%

С мая 2013 года наш портал расширил тематические разделы форума по обмену опытом: добавлены подфорумы Американцы, Корейцы, Немцы, Французы, Японцы, в связи с увеличением автопарков наших посетителей.

Помимо изменения стиля, наш Чат, Почта, Развлекательные и фото/видео разделы, Литература стали встроенными и не трубеют отдельной регистрации. Кроме этого, есть и другие полезные и приятные новшевства с которыми Вы все можете ознакомиться при посещении портала.

С вопросами и предложениями можете обращаться к администрации в специальном разделе форума или через форму обратной связи.

Альтернативная оптика (головной свет)

Автор темы bam, 26.5.2004, 12:50

  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

неплохо смотрятся, да и световой пучок в разы лучше.
одно, но. если разобьёшь, то дорого выйдет. 3800р пара.
Заказывал из Америки.

  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

а ты не пробовал новую фару купить нормальную осваровскую?

вот у меня почему то отражатель ровный)) и полировать его не надо.

  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

неплохо смотрятся, да и световой пучок в разы лучше.
одно, но. если разобьёшь, то дорого выйдет. 3800р пара.
Заказывал из Америки.

здесь вообще про автоhttp://vazclub.ru/forum/viewtopic.php?t=136&postdays=0&postorder=asc&start=0

  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

А на ВАЗ 2101 есть оптика получше чем стандартная, но не такая дорогая, как показал DrBarlog ?

В общем хочется галогенки 60Вт филипсы поставить, но боюсь родная оптика не даст лучшего результата чем с обычными лампами.

И вопрос по подключению - сейчас головной свет подключен напрямую как-то, без релюхи (имеем поплавленые провода на выключателе внешнего освещения и периодическое вылетание этой кнопки), поэтому подскажите какие релюхи лучше поставить, и имеет ли смысл отдельную релюху на каждую фару ставить ? Т.е. влупить туда 2 релюхи на ближний, 2 на дальний (обычные зубильные стартерные релюхи)?
Куда лепить силовые контакты реле - прямо к акумулятору, без предохранителя получается?

Как быть с стандартными колодками для лампочек, они у меня при обычных лампах слегка подплавлены, а с галогенами думаю надо че то посерьезней. Какие ставить?

Как усовершенствовать оптику отечественного ВАЗ-2101

От того, что практически все отечественные автомобили отстают от зарубежных транспортных средств по техническим характеристикам и, естественно, красоте экстерьера, россияне не спешат отказываться от «родной» продукции. На фоне современных автомобилей такие невзрачные машины, как, например, ВАЗ-2101, смотрятся чрезмерно скромно и даже непривлекательно. Ввиду этого обстоятельства многие владельцы старых отечественных машин стараются произвести всевозможную модернизацию своего имущества, что позволило бы хоть как-то «освежить» внешний и внутренний вид авто. В нижеприведённой статье приведены примеры улучшения оптики ВАЗ-2101 своими руками.

Зеленый ВАЗ-2101

Замена ламп в передних и задних фарах

Тюнинг фар ВАЗ-2101 обусловлен использованием в снятых с производства автомобилей деталей 55/60. Как показала практика, комплектованные такими приспособлениями фары машин не могут в достаточной мере осветить дорожное покрытие рядом с транспортным средством, вместе с этим, при включении дальнего света, заводские лампы мешают ехать встречным водителям.

Для того чтобы доработка передних или задних фонарей прошла успешно, следует заранее подготовить: новые лампы для автооптики, гаечные ключи, отвёртку, плоскогубцы, проводку, паяльник.

После того как фары будут демонтированы, автовладельцу придётся потратить время на расширение отверстия для отражателя. Естественно, некоторые лампы можно установить и без этой манипуляции, однако, если хозяин машины желает расположить в оптике такие лампы, как H7, то без подобной процедуры ничего не получится. Просверлить отверстие достаточного диаметра можно посредством дрели, обладающей специальным валиком. Заменить приспособление способна удобная в использовании круглая пилка, которая не даёт слишком большого количества пыли. Расширяя пространство, следует периодически вставлять лампу, чтобы не сделать его слишком большим.

После расположения лампы следует отключить клеммы минуса и плюса, так как их необходимо заменить другими припаянными клеммами, к которым впоследствии будут подключаться новые провода и лампы. Затем необходимо поставить обратно заводские фары и отрегулировать новые осветительные элементы, ставшие первым шагом к тюнингу оптики ВАЗ-2101.

Ангельские глазки и ДХО различных форм

Тюнингованные фары на ВАЗ-2101 — это то, что может выделить отечественное авто на фоне типичных машин и придать ему большую привлекательность. Если перед владельцем машины стоит задача сделать уникальные и весьма оригинальные осветительные приборы для своего транспортного средства, то наилучшим выходом из ситуации станет создание ярких ДХО. Их преимущество заключается в возможности придумать любую форму и создать равномерно свечение. Для этого необходимо подготовить:

  • световой рассеивательный элемент, обладающий толщиной не менее 2,5 мм (можно остановить выбор на молочном акриле, который используется при изготовлении мебели);
  • хромированный алюминий; или отдельные светодиоды (их использование целесообразно при изготовлении оригинальной формы из текстолита). В продаже предусмотрены специальные светодиодные кольца, которые помогут оптимизировать доработку фонарей ВАЗ-2101.
  • пластик ПВХ.

Тюнинг фар ВАЗ-2101, который подразумевает установку светодиодов, должен начинаться с создания дизайна будущих ходовых огней. На самом деле, перед автовладельцем стоит непростой выбор: можно создать оригинальные приспособления в виде колец, полуколец, загнутых или прямых линий.

Следующим шагом должно стать оформление и вырезание формы посредством дремеля. Алюминиевая основа поможет создать внутренний и внешний торец, который должен быть у любого светорассеивателя.

После того как светодиодная лента или форма из текстолита с отдельными впаянными светодиодами станет на своё место, необходимо будет проверить их функциональность. Наряду с этим не стоит забывать о стабилизаторе напряжения, необходимом для ходовых огней.

Доработка оптики путём установки противотуманок

Дорабатывать свой автомобиль необходимо так, чтобы все нововведения не уменьшили безопасность транспортного средства. Это касается и тюнинга задних фонарей ВАЗ-2101.

Автолюбители, которые хотят установить на свою машину противотуманные фонари, зачастую выбирают лампы с повышенной светоотдачей. Стоит отметить, что такие приспособления стоят на порядок дороже устройств со средними характеристиками. Целесообразной будет и покупка менее ярких, но более долговечных ламп, например, Philips EcoVision. В продаже присутствуют и более бюджетные модели китайских изготовителей, однако, их качество сборки остаётся под вопросом.

Тонированные фары ВАЗ-2101

Когда среди автомобилистов заходит речь про стопы на ВАЗ-2101, тюнинг бывалые мастера советуют делать посредством внедрения тонированных фонарей. Такого рода приспособление имеет вид стеклянного устройства, покрытого тонкой чёрной плёнкой. Конечно, нельзя отрицать привлекательность этого устройства, однако, нельзя исключать и опасность его установки. После того как на ВАЗ-2101 будет сделана подобная доработка оптики, остальные водители могут вовремя не заметить горения ламп как в дневное, так и вечернее время.

ВАЗ 2101 с тюнингом фар

Заключение

На самом деле, существует множество вариаций, посредством которых любой желающий автовладелец может заметно преобразить своё авто, и вместе с этим сэкономить деньги на обращении в специализированный автосервис. Тюнингованный автомобиль отечественного производства будет выглядеть после модернизации лучше, привлекательнее и красивее. Выполненная своими руками доработка оптики подарит не только радость от результата, но и гордость от того, что всё было сделано самостоятельно.

Фары: какие фары поставить

Алексей aka ALER.

Именно оптические элементы НИЧЕМ не отличаются, отличается только сами фары (кастрюля), а оптика что на запоре, что на копейке, что на камазе и Ниве- одинаковая .

У меня кстати стоит 011 осваровская оптика с габаритом- супер, киржач отдыхает .

Xимера
Что касается упора для корректора, то мне фиолетово, есть он или нет, корректора у меня нет. Кастрюлю тоже пока не горю желанием поменять, холодно уже.
А вот про колпачки скажу, что та оптика которую я видел, была с колпачками.

ЗЫ Откуда такие познания о 2121? В подписи то 214.

Значит отчитываюсь
Взял "копеечные" фары с габаритом (от 011, вроде), производитель Освар. Колпачек есть, в центре ребристый квадрат (кому нада, могу сфотать). Встали как родные. Т.е. "копеечные" фары подходят на 2121. Но пока вертел в магазине 011 и 213 фары сложилось впечатление, что на 213 они не подойдут, т.е. и от 213 оптический элемент может не подойти на 2121 (могу ошибаться, ибо 213 была в сборе, разбирать не дали ). Похоже у 21 и 213 "ушки" расположены по разному. И у 21 регулировочные винты расположены "слева" и "верх", а у 213 - "слева" и "справа" (сужу по букварю, если не прав, комрады поправят).
Провел новую "массу", подключил габариты, поставил новые лампы Philips +30%. То ли фары были чистые, то ли не зря маялся, но светят однозначно лучше, что и требовалось доказать

А теперь ВОПРОС.
Тут в теме проскакивала инфа про минигалоген 20 Вт. ЧТО ЭТО? В магазинах делают круглые глаза - не знают они про них ничего. Мнеб фотку, желательно с привязкой к масштабу, иль номера какие. Сильно хочется вкорячить вместо 4 Вт габаритки, типа "дневного" света сделать.

Dragon
Xимера
Дык в том и дело, что ухи, которые на оптическом елементе, расположены по другому (мне так показалось, с пеной у рта доказывать не буду). Когда в магазине сравнивал опический элемент 011 и 213 фару в сборе, создалось впечатления, что эти ухи расположены по разному, пришлось снимать свой родной оп.эл. и нести в магаз для сравнения.

Xимера
Если не можешь выложить фотку, оправь мне на мыло, я выложу.

Эволюция головного света на ВАЗ

У любого автомобиля фара является очень важным элементом дизайна и безопасности. Ведь "выражение лица" во многом зависит именно от формы и размеров оптики, а качество освещения дороги напрямую связано с конструктивными особенностями.

За без малого 50-летнюю историю автомобилей с ладьей на капоте их оптика прошла длинный путь эволюции от классической круглой фары с обычной лампой накаливания до изделий современной конструкции с раздельным блоками БС/ДС, дневными ходовыми огнями и электрокорректором.

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

2101

Поскольку ВАЗ-2101 являлся модернизацией итальянского автомобиля Fiat 124, то его привычные по виду круглые фары отличались от советских аналогов именно светораспределением. В то время как на исконно советских автомобилях применялась так называемая "американская" схема светораспределения с симметричным световым пучком, на "фиате" (и, разумеется, "копейке") фары светили асимметрично — с характерными «галками», освещая больше правую сторону дороги, в то время как слева световой пучок был подрезан и по высоте, и по ширине для того, чтобы не слепить встречных водителей.

Европейская схема светораспределения (справа) имеет ярко выраженную асимметричность.

2101 оптика, фары

Именно так светили итальянские фары Carello, которыми комплектовались первые экземпляры "Жигулей".

Фара раннего ВАЗ-2101 1970 г.в.

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

В дальнейшем производство аналогичной фары с индексом ФГ-140 было налажено и в СССР, после чего именно такая круглая фара стала наиболее распространённой на советских автомобилях (не только марки ВАЗ, а также не только на легковых).

Интересно, что габаритные огни на ВАЗ-2101 располагались не в фаре головного света, а в "подфарнике", выполнявшем еще и функцию указателя поворотов. Однако при модернизации на модели ВАЗ-21011 "габарит" разместили внутри фары, а подфарник стал выполнять функцию ислючительно "поворотника".
На части автомобилей первой модели (преимущественно — экспортных) устанавливались фары фирмы AutoPAL (Чехословакия). Без особых изменений круглая фара ФГ-140 на Жигулях продержалась на конвейере вплоть до 1988 г., когда ВАЗ-21013 сняли с производства.

ВАЗ-21013 с фарами типа ФГ-140 (производства AutoPAL). Обратите внимание на щеточный очиститель — он являлся так называемым дилерским допоборудованием.

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

Однако в дальнейшем фара-долгожительница продолжила свою конвейерную жизнь, поскольку такой оптикой оснащалась и "Нива".

Фара ФГ-140 (и её чешский аналог) стояла на копейках и Ниве. Обратите внимание на нестандартное расположение щеточных очистителей на предсерийном прототипе ВАЗ-2121 1976 г.

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

2103/2106

Четырёхфарная система головного света, которая появилась на ВАЗ-2103 (и затем по наследству перешла на ВАЗ-2106) давалась заводу нелегко, поскольку она требовала высокой точности соблюдения геометрических параметров отражателя и рассеивателя.

2103/2106 оптика, фары

К этому завод-монополист "Красный октябрь" из г. Киржач Владимирской области оказался не очень готов, поэтому пришлось осваивать новую оптику "всем миром". Так, оптический элемент в сборе приобретали у фирмы FER ("Fahrzeug Elektrik Rulla") в ГДР, а в Киржаче делали только так называемый "горшок", то есть сам корпус. Затем такие фары начала выпускать уже упоминавшаяся чешская фирма "AutoPAL" из города Н. Йичин.

Вверху — оптика немецкой фирмы FER. Внизу — чешская фара PAL.

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

Полностью отечественные фары типа 2103 начали поставляться на ВАЗ лишь в 1976 году — видимо, это не просто так совпало с начало производства модели 2106, которая использовала именно эту оптику.

2105/2107

На ВАЗ-2105 заводу удалось впервые применить сразу несколько прогрессивных для того времени решений. Во-первых, отечественный галогенный свет в головном освещении. Во-вторых, тип — блок-фара вместо раздельного расположения головного света и подфарников. В-третьих, оптика получила гидравлический корректор, который позволял регулировать наклон светового пучка в зависимости от загрузки автомобиля. Кроме того, в качестве вариантного исполнения фара могла оснащаться щеточным очистителем.

Дворники на фарах пятерки стояли даже не предсерийном прототипе!

2105/2107 оптика, фары

Уже традиционно для автомобилей ВАЗ блок-фары для "пятой" и "седьмой" моделей начали выпускать на чешском "Аутопале".

Фары ВАЗ-2105/2107 разного периода и производителей. Слева — ранняя.

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

Для того же, чтобы освоить производство в Киржаче, потребовалось приобрести у французской фирмы Cibie лицензии как на фару, так и на корректор. Кроме лицензии, у этой компании было приобретено также технологическое и измерительное оборудование. Его наличие вместе с полученным в процессе разработки "пятой" фары опытом позволило без дополнительных затрат освоить блок-фару следующей модели — ВАЗ-2108.

Самара/Самара-2

"Восьмерочная" фара отличалась интересным решением — указателем поворота в отдельном корпусе. Как и на "пятёрке", опционально фары могли оснащаться щёточным очистителем, но на машинах для внутреннего рынка они практически не встречались.

Самара/Самара-2 оптика, фары

Во время обновления Самары потребовалась новая фара, которая бы вписывалась в изменённый передок по дизайну. Из-за малой высоты фар конструкторам пришлось применить пластмассовый гомофокальный рефлектор с лампой H4, причем представители завода "Автосвет" (бывший "Красный октябрь") хотели использовать для рефлектора термопласт, но проблему термоустойчивости и соответствия световых характеристик «гостовским» нормативам удалось решить только с использованием терморектопласта типа DMC, как изначально предлагали конструкторы ВАЗа.

Однако именно из-за "дешевого" решения с пластмассовым рефлектором небольшого размера при традиционном рассеивателе в виде стекла фара Самары-2 по сравнению с оптикой остальных моделей обладает низкими светотехническими характеристиками — проще говоря, светит хуже некуда. Увы, при таких небольших габаритах рефлектора нужно было переходить на новый тип оптики — линзу.

Специалисты завода во время доводки оптики Самары-2.

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

Фары для Самары-2 выпускали два завода — в Киржаче и в г. Рязань (так называемые "бошевские"). Они незначительно отличались конструктивно, а узнать изделия из Рязани можно по блестящему корпусу фары возле рассеивателя.

Слева — фара завода Automotive Lighting (Рязань), справа — Автосвет (Киржач).

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

Ока

Фара для Оки была разработана одним из советских НИИ и являлась унифицированной для целого ряда грузовиков и автобусов. Поэтому перед дизайнерами стояла не самая простая задача — вписать "универсальное" изделие прямоугольной формы в общую композицию передней части малолитражки.

Такая же фара, как у Оки, встречалась на ранних Тавриях.

Ока оптика, фары

2110

Конструктивные решения вроде небольшой высоты и пластмассового блока отражателей БС/ДС были впервые реализованы ВАЗом на фарах модели 2110.
Причем еще в процессе ранней разработки конструкции совместно с чешским "Аутопалом" было принято решение о переходе на систему с проекторной оптикой (так называемая линза), что на тот момент было весьма прогрессивным решением.

Опытные образцы фар ВАЗ-2110, а также их оптика для сравнения.

2110 оптика, фары

Окончательно фару для "десятки" разработали в Германии на заводе FER (Fahrzeug Elektrik Rulla) в г. Броттероде с последующей передачей производства в г. Рязань.

Существует два варианта фары для ВАЗ-2110 — с рефлектором традиционной конструкции и линзой.

Фары ВАЗ-2110. Слева — линза (Киржач), справа — рефлектор (Рязань).

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

2123

Немногие знают, что узкая фара, перекочевавшая потом на десятку, в дизайне появилась впервые именно на модели 2123 еще в 1986 году!

Десяточный дизайн фары на скетче будущей Нивы ВАЗ-2123.

2123 оптика, фары

Однако в дальнейшем будущая "шнива" получила оптику другой формы. Причем перед конструкторами стояла очень непростая задача — штатной для модели 2123 должна была стать узкая «десяточная фара», а сверху, как и на старой Ниве, должен располагаться указатель поворота. Совместить фару 2110 со своими точками крепления и указатель поворота в виде самостоятельной детали удалось лишь на опытных образцах, а в серии погрешности при сварке кузова не позволяли собрать передок с равномерными зазорами. Именно поэтому пришлось перейти на блок-фару в общем корпусе, что положительно сказалось и на общем облике автомобиля. Разработка светотехники с самого начала проводилась в 3DCAD–системе Catia.

Самобытный стиль оптики (вверху) в серии не прижился по технологическим причинам.

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

Впервые на автомобилях ВАЗ лампа Н7 в ближнем свете и электрический корректор были применены именно в фаре модели 2123.

Калина

Для Калины в качестве поставщика фар была выбрана компания Bosch. Стекло фары перестало выполнять функцию рассеивателя, что позволило избавиться от характерных "насечек".
Благодаря грамотной конструкции и серьезному подходу к доводке фара Калины с лампами Н7/Н1 по светотехническим характеристикам оказалась заметно лучше предшественниц.

Калина оптика, фары

Кроме завода в Рязани, производство фары для Калины при непосредственном участии чешской фирмы NAT( Nellaautotehnika) освоил и завод "Автосвет" (Киржач). Кроме того, рассеиватели на фарах из Киржача стали выпускать из пластика, что позволило снизить вес каждой фары примерно на 1 кг. Однако по сравнению со стеклом такой материал менее долговечен из-за абразивного воздействия при эксплуатации.

Еще одно полезное нововведение — электрический корректор наклона светового пучка вместо традиционного гидравлического. Электрокорректор гораздо надежнее и долговечнее гидрокорректора, а под капотом не нужно прокладывать хрупкие гидротрубки.

Приора

Поскольку Приора могла серийно оснащаться кондиционером, конструкторам понадобилось как можно больше пространства для воздухозаборника. Именно с этим связана оригинальная форма фары Приоры, которая стала более вертикальной. Для хороших светотехнических показателей было принято решение использовать конструкцию с раздельным рефлектором и лампами Н7/Н1. Форму корпуса фар прорисовывали в 3D-графике с помощью компьютера, что также положительно сказалось на итоговом результате как с эстетической, так и с функциональной точек зрения.

Приора оптика, фары

На фарах Приоры был завершен переход со стеклянных рассеивателей на пластмассовые. Такое современное решение имеет и плюсы, и минусы.

На выставочном образце ВАЗ-2170 2003 года (вверху) в передних фарах вертикально располагались две линзы БС/ДС. В серии было принято решение о применении рефлекторной оптики (внизу).

Эволюция головного света на ВАЗ оптика, фары

Уже традиционно производством фар для Приоры занимаются два завода — Automotive Lightning (г. Рязань) и Автосвет(г. Киржач).

Фары более современных моделей (Гранта, Калина-2) конструктивно повторяют оптику Калины и Приоры, но изначально в связи с требованиями ПДД оснащены дневными ходовыми огнями. Что касается более прогрессивных решений вроде газоразрядных ламп (ксенон) или светодиодных ламп для БС, то на вазовских автомобилях они пока не встречаются.

Фары ВАЗов: эволюция света.

У любого автомобиля фара является очень важным элементом дизайна и безопасности. Ведь "выражение лица" во многом зависит именно от формы и размеров оптики, а качество освещения дороги напрямую связано с конструктивными особенностями.
За без малого 50-летнюю историю автомобилей с ладьей на капоте их оптика прошла длинный путь эволюции от классической круглой фары с обычной лампой накаливания до изделий современной конструкции с раздельным блоками БС/ДС, дневными ходовыми огнями и электрокорректором.


2101
Поскольку ВАЗ-2101 являлся модернизацией итальянского автомобиля Fiat 124, то его привычные по виду круглые фары отличались от советских аналогов именно светораспределением. В то время как на исконно советских автомобилях применялась так называемая "американская" схема светораспределения с симметричным световым пучком, на "фиате" (и, разумеется, "копейке") фары светили асимметрично — с характерными «галками», освещая больше правую сторону дороги, в то время как слева световой пучок был подрезан и по высоте, и по ширине для того, чтобы не слепить встречных водителей.
Европейская схема светораспределения (справа) имеет ярко выраженную асимметричность.

Фары ВАЗов: эволюция света.

Именно так светили итальянские фары Carello, которыми комплектовались первые экземпляры "Жигулей".
Фара раннего ВАЗ-2101 1970 г.в.

Фары ВАЗов: эволюция света.

В дальнейшем производство аналогичной фары с индексом ФГ-140 было налажено и в СССР, после чего именно такая круглая фара стала наиболее распространённой на советских автомобилях (не только марки ВАЗ, а также не только на легковых).

Интересно, что габаритные огни на ВАЗ-2101 располагались не в фаре головного света, а в "подфарнике", выполнявшем еще и функцию указателя поворотов. Однако при модернизации на модели ВАЗ-21011 "габарит" разместили внутри фары, а подфарник стал выполнять функцию ислючительно "поворотника".
На части автомобилей первой модели (преимущественно — экспортных) устанавливались фары фирмы AutoPAL (Чехословакия). Без особых изменений круглая фара ФГ-140 на Жигулях продержалась на конвейере вплоть до 1988 г., когда ВАЗ-21013 сняли с производства.
ВАЗ-21013 с фарами ФГ-140. Обратите внимание на щеточный очиститель — он являлся так называемым дилерским допоборудованием.


Однако в дальнейшем фара-долгожительница продолжила свою конвейерную жизнь, поскольку такой оптикой оснащалась и "Нива"
Фара ФГ-140 стояла на копейках и Ниве. Обратите внимание на нестандартное расположение щеточных очистителей на предсерийном прототипе ВАЗ-2121 1976 г.


2103/2106
Четырёхфарная система головного света, которая появилась на ВАЗ-2103 (и затем по наследству перешла на ВАЗ-2106) давалась заводу нелегко, поскольку она требовала высокой точности соблюдения геометрических параметров отражателя и рассеивателя.

Фары ВАЗов: эволюция света.

К этому завод-монополист "Красный октябрь" из г. Киржач Владимирской области оказался не очень готов, поэтому пришлось осваивать новую оптику "всем миром". Так, оптический элемент в сборе приобретали у фирмы FER ("Fahrzeug Elektrik Rulla") в ГДР, а в Киржаче делали только так называемый "горшок", то есть сам корпус. Затем такие фары начала выпускать уже упоминавшаяся чешская фирма "AutoPAL" из города Н. Йичин.
Вверху — оптика немецкой фирмы FER. Внизу — чешская фара PAL.

Фары ВАЗов: эволюция света.

Полностью отечественные фары типа 2103 начали поставляться на ВАЗ лишь в 1976 году — видимо, это не просто так совпало с начало производства модели 2106, которая использовала именно эту оптику.


Уже традиционно для автомобилей ВАЗ блок-фары для "пятой" и "седьмой" моделей начали выпускать на чешском "Аутопале".
Фары ВАЗ-2105/2107 разного периода и производителей. Слева — ранняя.


Для того же, чтобы освоить производство в Киржаче, потребовалось приобрести у французской фирмы Cibie лицензии как на фару, так и на корректор. Кроме лицензии, у этой компании было приобретено также технологическое и измерительное оборудование. Его наличие вместе с полученным в процессе разработки "пятой" фары опытом позволило без дополнительных затрат освоить блок-фару следующей модели — ВАЗ-2108.

Самара/Самара-2
"Восьмерочная" фара отличалась интересным решением — указателем поворота в отдельном корпусе. Как и на "пятёрке", опционально фары могли оснащаться щёточным очистителем, но на машинах для внутреннего рынка они практически не встречались.


Во время обновления Самары потребовалась новая фара, которая бы вписывалась в изменённый передок по дизайну. Из-за малой высоты фар конструкторам пришлось применить пластмассовый гомофокальный рефлектор с лампой H4, причем представители завода "Автосвет" (бывший "Красный октябрь") хотели использовать для рефлектора термопласт, но проблему термоустойчивости и соответствия световых характеристик «гостовским» нормативам удалось решить только с использованием терморектопласта типа DMC, как изначально предлагали конструкторы ВАЗа.

Однако именно из-за "дешевого" решения с пластмассовым рефлектором небольшого размера при традиционном рассеивателе в виде стекла фара Самары-2 по сравнению с оптикой остальных моделей обладает низкими светотехническими характеристиками — проще говоря, светит хуже некуда. Увы, при таких небольших габаритах рефлектора нужно было переходить на новый тип оптики — линзу.
[/b]Специалисты завода во время доводки оптики Самары-2.

Фары ВАЗов: эволюция света.

Фары для Самары-2 выпускали два завода — в Киржаче и в г. Рязань (так называемые "бошевские"). Они незначительно отличались конструктивно, а узнать изделия из Рязани можно по блестящему корпусу фары возле рассеивателя.
Слева — фара завода Automotive Lighting (Рязань), справа — Автосвет (Киржач).


Ока
Фара для Оки была разработана одним из советских НИИ и являлась унифицированной для целого ряда грузовиков и автобусов. Поэтому перед дизайнерами стояла не самая простая задача — вписать "универсальное" изделие прямоугольной формы в общую композицию передней части малолитражки.
Такая же фара, как у Оки, встречалась на ранних Тавриях.


2110
Конструктивные решения вроде небольшой высоты и пластмассового блока отражателей БС/ДС были впервые реализованы ВАЗом на фарах модели 2110.
Причем еще в процессе ранней разработки конструкции совместно с чешским "Аутопалом" было принято решение о переходе на систему с проекторной оптикой (так называемая линза), что на тот момент было весьма прогрессивным решением.
Опытные образцы фар ВАЗ-2110, а также их оптика для сравнения.


Окончательно фару для "десятки" разработали в Германии на заводе FER (Fahrzeug Elektrik Rulla) в г. Броттероде с последующей передачей производства в г. Рязань.

Существует два варианта фары для ВАЗ-2110 — с рефлектором традиционной конструкции и линзой.
Фары ВАЗ-2110. Слева — линза (Киржач), справа — рефлектор (Рязань).


Фары ВАЗов: эволюция света.

Однако в дальнейшем будущая "шнива" получила оптику другой формы. Причем перед конструкторами стояла очень непростая задача — штатной для модели 2123 должна была стать узкая «десяточная фара», а сверху, как и на старой Ниве, должен располагаться указатель поворота. Совместить фару 2110 со своими точками крепления и указатель поворота в виде самостоятельной детали удалось лишь на опытных образцах, а в серии погрешности при сварке кузова не позволяли собрать передок с равномерными зазорами. Именно поэтому пришлось перейти на блок-фару в общем корпусе, что положительно сказалось и на общем облике автомобиля. Разработка светотехники с самого начала проводилась в 3DCAD–системе Catia.
Самобытный стиль оптики (вверху) в серии не прижился по технологическим причинам.

Фары ВАЗов: эволюция света.

Впервые на автомобилях ВАЗ лампа Н7 в ближнем свете и электрический корректор были применены именно в фаре модели 2123.

Калина
Для Калины в качестве поставщика фар была выбрана компания Bosch. Стекло фары перестало выполнять функцию рассеивателя, что позволило избавиться от характерных "насечек".
Благодаря грамотной конструкции и серьезному подходу к доводке фара Калины с лампами Н7/Н1 по светотехническим характеристикам оказалась заметно лучше предшественниц.


Ага, наверное. Поэтому Калины на встречке ночью наглухо выжигают глаза.
Про 10-е семейство я вообще молчу. Ибо цензурных слов про их фары нет, а нецензурные они сами знают. Просто отворачиваюсь при встречке или стараюсь быстрее уехать при обгоне.

Угу, а теперь попробуй на свои фары посмотреть спереди.
Не знаю как у других, а лично у меня складывается ощущение, что все калиноводы ездят исключительно на дальнем.

Кроме завода в Рязани, производство фары для Калины при непосредственном участии чешской фирмы NAT( Nellaautotehnika) освоил и завод "Автосвет" (Киржач). Кроме того, рассеиватели на фарах из Киржача стали выпускать из пластика, что позволило снизить вес каждой фары примерно на 1 кг. Однако по сравнению со стеклом такой материал менее долговечен из-за абразивного воздействия при эксплуатации.

Еще одно полезное нововведение — электрический корректор наклона светового пучка вместо традиционного гидравлического. Электрокорректор гораздо надежнее и долговечнее гидрокорректора, а под капотом не нужно прокладывать хрупкие гидротрубки.

Приора
Поскольку Приора могла серийно оснащаться кондиционером, конструкторам понадобилось как можно больше пространства для воздухозаборника. Именно с этим связана оригинальная форма фары Приоры, которая стала более вертикальной. Для хороших светотехнических показателей было принято решение использовать конструкцию с раздельным рефлектором и лампами Н7/Н1. Форму корпуса фар прорисовывали в 3D-графике с помощью компьютера, что также положительно сказалось на итоговом результате как с эстетической, так и с функциональной точек зрения.

Ваз 2107 с фарами от ваз 2106

Тюнинг отечественных машин нередко заключается в установке в них более совершенных деталей с иномарок. Сегодняшняя статья не исключение. Как не крути, а у BMW E34 все равно светят лучше, чем штатные "шестерочные", хоть они и такого-же размера.

Внешне предлагаемая фара имеет вид, представленный на фотографии.

1. Демонтируем старые фары вместе с защитой.

2. Размечаем и высверливаем по 3 отверстия, необходимых для крепления новых фар.

3. Размещаем на месте новую фару, под крепления устанавливаем пружинки, от руки наживляем болтики и гайки, не затягивая их крепко. Таким же образом монтируем другую фару. Заключительным этапом является грамотная и качественная настройка светового потока новых фар. Именно для этого были применены пружинки под крепления. Они дают нам свободу перемещения фар.

Установка би-ксеноновых линз Morimoto LX MINI H1 G8 3" в фары ваз 2101

Заказал би-линзы Morimoto, диаметр линзы 76мм (3,0"). Дошли быстро.

Нам понадобится:
1) Болгарка

2) Круглый напильник
3) Наждачная бумага
4) Шлифовальный круг.

5) Штангенциркуль
6) Маркер.
7) дрель со сверлом 3 мм
8) 8 болтов и гаек.

1)Нашел старые фары от газика, демонтировал стекла и заказал новые прозрачные из поликарбоната.

Отмерил внешний диаметр корпуса линзы 82 мм, отметил на фарах и отрезал болгаркой

Далее выровняв плоскость на наждаке и шлифовальном круге, зачистил напильником и наждачной бумагой.

2) Установив линзу в фару начал думать над креплением. Определив верх и низ фары расположил линзу в правильном положении и просверлил 4 отверстия параллельно отверстия в линзе.

Закрепил болтиками линзу в фару.

3) Далее будет установлено стекло и бленды, покраска и герметизация фары.

Просто выложу фотографии, будут вопросы спрашивайте.

Козырьки на ободки для фар ваз 2101 своими руками из оргстекла ВАЗ 2101

Козырьки на ободки для фар ваз 2101 орк стекло 80см в длину и 50 в ширину.
Вот рисунок

Далее вырезаем как на рисунке
Идём на кухню, включаем газовую плиту, нагреваем, загибаем, прикладываем к ободку и держим, пока не остынет. Затем, зажигалкой загибаем хвостики, что остались.
Вот так

Оклеиваем скотчем хром и делаем отверстие для болта.
Вот что вышло

Установка фар VW Golf 2 в штатные горшки ВАЗ 2101

Все пишут: мол, подходят оригинальные крепления, только их надо разрезать и натянуть на фару. Пошел на гараж, потыкал фару в горшок, посмотрел и пришел к выводу, что это бред.

Поэтому, взял картонку и карандаш и начал рисовать свое крепление. В итоге получилась такая штука.

новое крепление фары

Поэтому для установки нужно:
1. Два кольца показанных выше.
(первый прототип я делал сам с помощью напильника и ножовки по металлу, за день легко пилится. Но кривовато подумал я и заказал лазерную резку из нержавейки)
Если надо, чертеж могу скинуть.
2. Регулировочные болты с пластмассками из оригинального крепления гольфо-фары.

3. Пластмасска в которую вкручивается один из болтов маленькая такая. Потом покажу уже установленную — 2 шт.
4. Копеишные горшки — 2 шт.
5. Болт (вроде М6 см. текст ниже) желательно под ключик, длинный — 2 шт.
6. Стандартный саморезик от гольфо-фар — 12 шт.

На фото один лишний.
7. Ну и собственно гольфо-фары — 2 шт.

фары Golf 2 с прозрачными стеклами

новая точка опоры

с обратной стороны

Вот что должно получится.

2. Как вы могли заметить на фото не хватает одного регулировочного болта, а только пластмасска от него. Все правильно. Т.к. этого болта вообще нет. Его нужно сделать.
Итак берем болт с такой же резьбой как на остальных (если на глаз, то М6, но не уверен). Длина по вкусу. С головкой либо под отвертку, либо под ключ.
Лучше с головкой под ключ.
Далее вынимаем имеющийся болт из пластмасски и смотрим на него.

Как видите — шарик.
Вот и нам нужно сделать из нашего болта — шарик.
Аккуратно зажимаем наш болт в дрель и берем напильник с наждаком. Несколько минут и все готово.

Получится некая полусфера. Но ее достаточно. И да, если брали болт под ключик, то надо пропил под отвертку сделать. На фото уже пропиленный.
Вставляем новый болт в пластмасску и смотрим что бы он нормально крутился там и не выпадал сам.

3. Подгоняем фару.
На фаре с обратной стороны есть некие отливы — замочки. Что бы неправильное крепление не поставили случайно. Нам они не нужны. Избавляемся от них напильником.
Их три штуки.

выглядят вот так (здесь уже спиленный)

4. Все готово для сборки.
Итак берем кольцо. В нем уже предусмотрены дырки для болтов. Нужно их туда только запихать. Пихать лучше раздельно. Сначала пластмасски, потом в них слегка забить болты.
Должно получится вот так

с другой стороны

5. Прикручиваем готовое кольцо к фаре.
Ну тут думаю все понятно. Только фото.

в сборе с фарой

Как видите болты как раз немного выступают за пределы фары.

регулировать фару можно

6. Вкручиваем это дело в горшок. Предварительно подключив провода лампочки и ангельского глаза.

7. Для установки горшка на место, нужно будет подрезать корпус машины, там, где появился новый болт. Я думаю, понятно. И так же нужно подрезать уплотнительную резинку.

Устанавливаем так
Снимаем верхнее крепление ободка фар.
Запихиваем горшок
Прикручиваем его
Верхним болтом утапливаем фару до максимума
Прикручиваем крепление ободка
Отпускаем фару
Регулируем
Ставим ободок
А теперь, вы меня спросите: А как поменять лампочку не нарушая регулировки фары?
Ответ — Никак. Зато сидит крепко и пилить фару практически не пришлось.

Это старая версия без особого ковыряния в фаре. Сейчас все давно переделано, в фарах стоят линзы.

Регулировка фар ВАЗ 2101 (21011,21013)

1 – облицовочный ободок; 2 – винт крепления облицовочного ободка; 3 – винт регулировки пучка света в горизонтальном направлении; 4 – винт регулировки пучка света в вертикальном направлении; 5 – винты крепления оптики; 6 – кронштейн крепления ободка; 7 – продолговатое отверстие под кронштейн 6.

Ниже приведена схема регулировки света передних фар автомобиля ВАЗ. Для чего нужно проводить регулировку света фар. Во-первых, что бы хорошо освещалась дорога, а во-вторых, чтобы не слепить водителя, который двигается вам на встречу. Высоко поднятые передние фары, очень раздражают водителей встречного транспорта, если бы вы знали сколько хороших слов льется из их уст при видя такого.

Для регулировки передних фар нужно вращать винты № 3 и 4, они поворачивают оптику фары по горизонтали и вертикале.

Порядок выполнения регулировки света передних фар

1. Установите полностью заправленный и снаряженный автомобиль на ровной горизонтальной площадке в 5 м от гладкой стены, перпендикулярно ей, в место стены можно применить лист фанеры если найдете, размером 2х1 м, положите груз на сиденье водителя (75 кг). Перед разметкой схемы регулировки света фар на вашем экране, проверьте, что давление воздуха в шинах нормальное, а затем качните автомобиль сбоку, чтобы установились пружины подвесок ходовой части.

2. Начертите на экране схему регулировки света фар, для начала вертикальные линии: осевую 0 и линии А и В, проходящие через точки, соответствующие центрам фар. Эти линии должны быть симметричны относительно осевой линии автомобиля. На высоте h, соответствующей расстоянию центров фар от пола, проведите линию 1 и ниже ее на 80 мм линию 2 центров световых пятен.

3. Снимите ободки фар и включите ближний свет. Последовательно, сначала для правой фары (левая чем-либо закрывается или отключите ее провод), а затем для левой (правая закрыта) отрегулируйте винтами 3 и 4 световые пучки фар.

4. У правильно отрегулированных фар верхняя граница световых пятен должна совпадать с линией 2, как показано на схеме регулировки света фар, а точки пересечения горизонтального и наклонного участков световых пятен – с линиями А и В.

5. Проверьте, включается ли дальний свет фар если все в норме выключите фары и установите хромированные ободки.

Би-ксеноновые линзы на ВАЗ 2101

Давно хотел себе поставить линзы, то времени нет, то и еще что-то.
Собрал такой набор, фото на одну сторону

За донора были взяты фары с ваз 2101, еще самые первые
Берем фару и снимаем стекло, на удивление оно снялось легко, и обклеиваем его, чтоб не поцарапать отражатель

Из разобранной линзы

Делаем такой шаблончик

и по нему вырезаем отражатель.

Примеряем и крепим линзу

и из внутренней части вклеиваем ленту

Собираем обратно линзу и смотрим что получилось

После сборки садим стекло на герметик и замазываем все остальное.

Переходим к горшку фары, надо его немного удлинить. Была взята труба наружным диаметром 60 мм и высотой 50 мм

Привариваем сверху трубы пластину, диаметром 70мм. В ней делаем отверстие 23мм под резинку. Привариваем это дело к горшку. Сварной шов замазываем герметиком.

Вставляем фару, заводим провода и крепим к горшку

Габариты были подключены следующим образом

Сделал это для того чтобы при включении ближнего света лента габаритов тухла
Кидаем проводку для биксенона, она у меня уже была

Все собираем, регулируем и радуемся проделанной работе, так как это очень хорошее дело!

Ангельские глазки ВАЗ 2106

Установка “ангельских глазок” в ВАЗ 2106
Стабилизатор напряжения 12в для светодиодов

Усовершенствование оптики — это очень распространённое явление среди владельцев автомобиля марки ВАЗ. Многие автолюбители утверждают, что покупка изделий отечественного автопрома оправдана только в том случае, если владелец готов впоследствии хорошенько потрудиться, внося изменения в конструкцию. Это позволяет получить хорошее функциональное транспортное средство, не тратясь при этом на иномарку.

Тюнинг ВАЗ 2107 может быть выполнен как в автосервисе, так и своими руками. В первом случае вы должны быть готовы к тому, что придётся понести определённые финансовые убытки, в то время как работа, сделанная своими руками, поможет сократить расходы.

Тюнинг головной оптики «семёрки»

С помощью довольно простой операции вы можете своими руками существенно улучшить качество освещения в ночное время, немного изменив головные фонари «семёрки».

Процесс тюнинга передних фар автомобилей ВАЗ 2107 выглядит довольно просто:

  1. Снимаем фару и открываем её при помощи ножа, разогрев хорошенько герметик на стыках.
  2. Берём рассеиватель от допфары заднего хода автомобиля «Ока» и устанавливаем его в нашу фару.
  3. Ставим стекло фары на место, используя герметик и следя за тем, чтобы не было никаких каналов для воздуха.

После этой нехитрой операции головные фонари вашей машины будут давать более качественный свет, что существенно улучшит обзор дороги в ночное время.

Установка своими руками светодиодов в фонари ВАЗ 2107

Современные технологии предлагают множество новых, более серьёзных возможностей в автомобильной промышленности. Специалисты утверждают, что использование светодиодных ламп вместо галогенных даёт более высокое качество света и является более экономичным.

Вы можете установить своими руками светодиоды как в передние, так и в задние фонари вашей машины. Для выполнения работы вам понадобятся следующие материалы:

  • светодиоды;
  • резисторы;
  • посадочное место для светодиодов в передние и задние фонари;
  • электродрель и сверло с диаметром под размер светодиодов;
  • провода;
  • герметик.

Светодиодные фары сзади

После того как вы запасетесь всем необходимым, можно будет приступать к работе:

  • размеры посадочных мест подгоняем под передние и задние фонари, куда собираемся ставить светодиоды;
  • высверливаем в посадочном месте по кругу отверстия на одинаковом расстоянии и устанавливаем туда светодиоды. Количество подбираем опытным путём;
  • выполняем соединение контактов: положительные и отрицательные — отдельно;
  • на каждую четвёрку диодов ставим резистор: его характеристику подбираем в зависимости от того, на каких светодиодах мы остановились;
  • посадочные места со всей «кухней» помещаем в передние и задние фонари, подключаем к колодкам питания.

Как вы можете убедиться, вся работа довольно просто выполняется своими руками, но вам придётся потрудиться, чтобы подобрать соответствующую яркость освещения.

Установив на передние и задние источники освещения на вашей машине светодиоды, вы сумеете оценить следующие преимущества:

  • экономичность светодиодов даст возможность ощутимо разгрузить бортовую сеть вашей машины;
  • этот тип ламп даёт ровный и рассеянный свет — он не будет слепить водителей идущих навстречу машин и в то же время обеспечит хороший обзор дороги;
  • долгий срок службы;
  • надёжность;
  • высокая внешняя эстетика.

Некоторые автолюбители устанавливают на место галогенных фар ксеноновые: они светят ярче светодиодов. Однако ксенон сильно слепит водителей встречного транспорта. Это является одним из его существенных недостатков.

Тонирование фар своими руками

В качестве средства, помогающего улучшить экстерьер вашей машины, вы можете использовать тонировку. Она наносится как на передние, так и на задние источники света на автомобилях. Однако задние тонируются гораздо чаще.

Эта работа, которую очень легко осуществить своими руками. В качестве материалов вы можете использовать:

  • тонировочный лак;
  • тонировочную плёнку.

Лак продаётся в баллончиках — вам хватит одного. На таре должно быть указано, что это лак для тонирования фонарей автомобилей. Дальше вы выполняете следующее:

  • моете и высушиваете фары вашего авто, можно их снять или оставить на месте;
  • оклеиваете их по кругу малярным скотчем, чтобы защитить от попадания лака туда, где он не нужен;
  • обезжириваете поверхность;
  • наносите лак из баллончика с расстояния 30 см, следите за тем, чтобы он ложился без потёков и равномерно;
  • между слоями делайте перерывы, лак должен немного подсохнуть;
  • после полного высыхания последнего слоя выполните полировку для достижения матового эффекта.

Для удаления лака воспользуйтесь тряпочкой и ацетоном. Это поможет без проблем избавиться от тонировки.

Тонировка задних фар лаком

Плёнка в этом плане более удобна — вы можете избавиться от неё в любой момент, когда это станет необходимо. Оклеивание выполняется по следующей схеме:

  • моются и высушиваются фары вашего автомобиля;
  • обезжиривается поверхность;
  • примеряется и раскраивается плёнка;
  • сбрызгивается поверхность фары мыльным раствором;
  • снимается с плёнки подложка и накладывается на фару;
  • при помощи резинового шпателя пленка с нажимом разглаживается, вода и воздух удаляются.

Нанося тонировку на источники освещения вашего автомобиля, соблюдайте меру. В противном случае у вас могут возникнуть проблемы с работниками ГАИ. Это может повлечь за собой возникновение аварийной ситуации на дороге.

Заключение

Тюнинг источников освещения на автомобилях ВАЗ 2107 помогает сделать качество света более высоким, а также добиться экономичности и эффектного внешнего вида. Существует много способов тюнинга фар. Многие из них вполне по силам каждому автолюбителю для осуществления своими силами. При выполнении работ помните о том, что эффективное освещение и полноценный обзор на дороге во время ночной езды — залог вашей безопасности. Поэтому подходите к этому вопросу максимально ответственно, аккуратно и добросовестно.

Читайте также: