как отключить вискомуфту вентилятора маз

Обновлено: 26.04.2024

Выехали в длительную поездку 1500 км. На первом же подъеме выяснилось, что вискомуфта вентилятора не включается и двигатель прогревается до 95°C при температуре за бортом +21°C.

Помогайте ребята! Как можно заблокировать эту ебучую муфту, чтобы вентилятор постоянно принудительно крутился? Всем спасибо, потихоньку еду и Жду ваших советов!

Mercedes-Benz Sprinter 1996, двигатель дизельный 2.9 л., 122 л. с., задний привод, автоматическая коробка передач — поломка

Машины в продаже


Mercedes-Benz G-Class, 2016


Mercedes-Benz 190, 1985


Mercedes-Benz C-Class, 2003


Mercedes-Benz 190, 1940

Комментарии 18

До этого попробовал намотать резинку между шкивом и вискомуфтой, немного по крутилась и улетела.

У меня танцы с бубном вокруг вискомуфты закончились, когда выбросил нахрен этот карлсон и вискомуфту и переделал всё на электровентиляторы (как на Вито). Это еще лет десять назад. И до сих пор радует.
Вискомуфта- дебилизм и хуета. В пробках, когда горячий воздух от радиатора не доходит до нее, она может и включится, когда вы будете кипеть. А зимой она будет по инерции молотить, хрен прогревая движок по городу.
КРАСОТА!

У меня танцы с бубном вокруг вискомуфты закончились, когда выбросил нахрен этот карлсон и вискомуфту и переделал всё на электровентиляторы (как на Вито). Это еще лет десять назад. И до сих пор радует.
Вискомуфта- дебилизм и хуета. В пробках, когда горячий воздух от радиатора не доходит до нее, она может и включится, когда вы будете кипеть. А зимой она будет по инерции молотить, хрен прогревая движок по городу.
КРАСОТА!

Незнаю незнаю я на зиму вообще снимаю и разница в прогреве минимальная, только с накладкой решетки немного разница есть
А сейчас у нас и до 32 градуса доходило а я веньтель еще не поставил и до тонны груза температура не высше 95 подымалась

Не факт что муфта не работает ! 1.Забиты соты радиатора на против муфты ( не поступает нужный поток горячего воздуха для её включения ! ) 2.Забиты на самой муфте рёбра для охлаждения ! Как вариант !

Заехать на любой шрот с мерседесами и взять муфту под крыльчатку на 3 болта с любого легкового, дизельного мб с мотором 2.0-3.5д серий от 601 до 606, можно вместе с крыльчаткой, в идеале от 603 или 606 моторов, там самые мощные вентиляторы. Помпа и вискомкюуфты на этих мотора конструктивно идентичны, полностью взаммнозаменяемы. Дерзайте)

Во, тоже интересное решение! Быстрых оборотов я тут не развиваю, мы идём с крейсерской скоростью 100км/ч при максимально 2.500 оборотов минуту.

между гайкой и муфтой намотай копроновую толстую нить или леску… заокирует муфту, но вот одно но, на повышенных оборотах нагрузка будет сильно большая, что тоже не есть хорошо

С проволокой вариант прикольный, только я боюсь, что она может вообще весь вентилятор размолотить, а лопастями ещё и радиатор прихватит. Была подобная мысль, просто засверлится в двух – трёх местах и прихватить вентилятор шурупами к вискомуфте.
Короче, пока едем, холмы кончились, паромной больше не греется. Тфутфутфу

Насколько я знаю на спринтяре вискомуфта такая же как на лтшке
То что она не включается не означает что термостат рабочий или не рабочий
Чтоб термостат проверить нужно просто на той же температуре 95 градусов нижний патрубок радиатора трогать…если горячий значит рабочий, если холоднее верхнего патрубка то термостат не рабочий или просто заклинил…но я надеюсь Вы это итак знаете
Имея ввиду датчики я говорил только о стрелке температуры на приборке…так как у самого сейчас такое, включаю подсветку, фары, дальний, печку и с каждым включением постепенно этих потребителей стрелка поднимается высше и высше и я думал что когда все включено то это и есть реальная температура, но как потом компом проверил и оно не так как я думал…например включаю все потребители и стрелка с допустим 75 поднимается на 90-92 градуса…а комп показывает 85 типа норму.
Потому и у Вас спрашивал не хандрит ли сама стрелка на приборке
А насчет проволки если акуратно все сделать и использовать не очень толстую проволку то максимум что будет так это порвет проволку и выбросит на нафиг на землю
А так просто акуратно намотать кругами в натяжку и потом крестом намотать между лопастями и плоскогубцами стянуть чтоб ничего лишнего не торчало.

А вот вариант сверлить под шурупы не очень так как может гайка лопнуть и на оборотах будет жопа + шурупы если развалится гайка могут что то повредить.

С проволокой вариант прикольный, только я боюсь, что она может вообще весь вентилятор размолотить, а лопастями ещё и радиатор прихватит. Была подобная мысль, просто засверлится в двух – трёх местах и прихватить вентилятор шурупами к вискомуфте.
Короче, пока едем, холмы кончились, паромной больше не греется. Тфутфутфу

Отпишитесь когда найдете проблему сильного нагрева
Хотя мне кажется что груженым в горку подьем температуры это норма но вот 21 градус за бортом маловат для такого нагрева

Добрый день!
По дороге хочется в какую-либо незначительную неисправность верить. А уже находясь дома (с кучей магазинов автозапчастей и возможностей ремонта), перечитал все комментарии, и хотел поблагодарить вас за более удачный. Скорее всего это термостату капут.

как заблокировать вискомуфту?

Прочитал все, что мог найти поиском, обнаружил вот такой совет:

ОФА бензин 1993 г.в.

Прочитал все, что мог найти поиском, обнаружил вот такой совет:

2 часа назад делал то же самое. Дрель и сварка не понадобилась. Снимаем вискомуфту с крыльчаткой. Ищем или делаем шайбу плоскую толщиной 1,5-2 мм, чтобы внутренним диаметром садилась на выступ помпы, а наружним диаметром была больше диаметра подшипника муфты и прижималась к корпусу муфты. Сначала одеваем эту шайбу, затем муфту с крыльчаткой и затягиваем болтом с левой резьбой. Просто закипел днем, плюнул и заблокировал. В мыслях ставить электровентилятор, благо заглушка в радиаторе под тазовский датчик имеется.

Сначала одеваем эту шайбу, затем муфту с крыльчаткой и затягиваем болтом с левой резьбой. Просто закипел днем, плюнул и заблокировал.

То есть шайба надевается на шкив ближе к двигателю, а потому уже муфта с крыльчаткой?

Не представляю как это выглядит, но надеюсь что пойму когда сниму.

А электрокарлсон какой подходит на ОФА 2,4 93г по креплению?

Тоже об этом подумываю, но тут в одной теме читал, что хорошо бы какую-то фитчу в цепь поставить для плавного включения, воизбежание скачков напряжения и перегрузки генератора. Там даже схему нарисовал один добрый человек.

Вот, кстати, нашел тему:

То есть шайба надевается на шкив ближе к двигателю, а потому уже муфта с крыльчаткой?

Не представляю как это выглядит, но надеюсь что пойму когда сниму.

А электрокарлсон какой подходит на ОФА 2,4 93г по креплению?

Тоже об этом подумываю, но тут в одной теме читал, что хорошо бы какую-то фитчу в цепь поставить для плавного включения, воизбежание скачков напряжения и перегрузки генератора. Там даже схему нарисовал один добрый человек.

А электрокарлсон какой подходит на ОФА 2,4 93г по креплению?

Тоже об этом подумываю, но тут в одной теме читал, что хорошо бы какую-то фитчу в цепь поставить для плавного включения, воизбежание скачков напряжения и перегрузки генератора.

нивавскую спарку повесь перед радиатором.и будет счастье.

нивавскую спарку повесь перед радиатором.и будет счастье.

С креплением все равно мудрить придется. Так что дрель и болгарин в помощь + железки поискать на кронштейны.

ОФА бензин 1993 г.в.

Прочитал все, что мог найти поиском, обнаружил вот такой совет:

не советую долго кататься с заблокированной вяскомуфтой ,убьёшь помпу.а у меня ещё и карлсон развалился, зато быстро поставил электроспарку от ауди и забыл про вяскомуфту и перегревы как страшный сон

не советую долго кататься с заблокированной вяскомуфтой ,убьёшь помпу.а у меня ещё и карлсон развалился, зато быстро поставил электроспарку от ауди и забыл про вяскомуфту и перегревы как страшный сон

Долго и не собираюсь, только до разборки доехать, хотя вот вроде люди пишут, что все лето так катались.

А как от ауди подходит по креплениям? и почему именно от ауди, а не от нивы?

и почему именно от ауди, а не от нивы?

Видимо потому, что От Ауди дороже и сложнее найти, чем от Нивы.

Все вышеперечисленное было бесполезно (я про блокировку),пока подшипник не заварил. Но про помпу как-то не подумал. Хотя года полтора катаюсь.

нивавскую спарку повесь перед радиатором.и будет счастье.

Андрюха,а кроме спарки вязкомуфта висит? Я,когда заварил подшипник муфты,снял спарку-вроде,стало хватать воздуха,но вот про долговечность насоса как то не подумал. Придется опять спарку внедрять. Но хватит ли обдува без муфты?

Видимо потому, что От Ауди дороже и сложнее найти, чем от Нивы.

от ауди потому что приехал на разбор и подобрал то что лучше подходит, а почему нет от нивы, да потому-что от нивы это колхоз, а от ауди это тюнинг, ну не доверяю я нашему производителю, а про цену и доступность, брал прошлым летом спарку и датчик за 3000р, если что случится так на любом разборе их хватает и в течении нескольких секунд можно переключиться на второй вентилятор,он всё-равно нужен токо для страховки, у меня он ни разу не включался, одного вполне хватает.

Долго и не собираюсь, только до разборки доехать, хотя вот вроде люди пишут, что все лето так катались.

А как от ауди подходит по креплениям? и почему именно от ауди, а не от нивы?

5 лет гоняю и нечего не развалилось .зимой электрический ставлю и всё ок.

Долго и не собираюсь, только до разборки доехать, хотя вот вроде люди пишут, что все лето так катались.

А как от ауди подходит по креплениям? и почему именно от ауди, а не от нивы?

есть у меня темка про установку"электровентиляторы от ауди" если интересно можешь посмотреть

5 лет гоняю и нечего не развалилось .зимой электрический ставлю и всё ок.

это ты ездишь так , на газ наверно совсем не нажимаешь, а если на газ нажимать, то поверь надолго тебе помпы не хватит, да и расход на пол литра-литр больше, и шум что все оглядываются

есть у меня темка про установку"электровентиляторы от ауди" если интересно можешь посмотреть

А где темка-то? кинь ссылку, плз

а от фронтеры ,2,2 бензинки. все родное и по месту и по мощности и производительности!ветнилятор+рамка-кожух!и с креплениями не надо мудрить)ни какого головняка и колхоза!

а от фронтеры ,2,2 бензинки. все родное и по месту и по мощности и производительности!ветнилятор+рамка-кожух!и с креплениями не надо мудрить)ни какого головняка и колхоза!

А где достать и скока стоит?

А где достать и скока стоит?

1,5-2р на любой разборке!здесь на форуме!

2 рубля новый нивовский двойной! Установка час лежа! Схем в инете вазовских-нивовских полно.

  • />
  • Guests

2 рубля новый нивовский двойной! Установка час лежа! Схем в инете вазовских-нивовских полно.

зачем устанавливать колхоз.

Что такое вискомуфта вентилятора: как работает, неисправности и ремонт

Вискомуфта устройство ремонт неисправности проверка

Вязкостная муфта вентилятора охлаждения (вискомуфта вентилятора) – устройство для передачи крутящего момента, при этом жесткой связи между ведущими и ведомыми элементами нет. Благодаря такой особенности:

  • крутящий момент может передаваться плавно и равномерно;
  • передача крутящего момента осуществляется избирательно.

В целом, муфта вязкостная (муфта вентилятора) представляет собой достаточно надежный элемент с большим сроком службы. Однако в ряде случаев необходима проверка эффективности работы, а также замена или ремонт муфты. Подробнее читайте в нашей статье.

Вязкостная муфта: устройство и принцип работы

Вискомуфта вентилятора устройство

Вискомуфта вентилятора (гидромуфта) является достаточно простым устройством и включает в себя следующие основные элементы:

  • герметичный корпус;
  • турбинные колеса или диски в корпусе;
  • колеса закреплены на ведущем и ведомом валу;
  • силиконовая жидкость (дилатантная) заполняет пространство между колесами;

Где используются вискомуфты в автомобиле

Гидромуфта вентилятора

Как правило, вязкостные муфты в авто используются только в двух случаях:

  • для реализации охлаждения двигателя (вентилятор охлаждения);
  • для подключения полного привода (трансмиссия).

Первый вариант отличается простым устройством. На штоке закрепляется муфта с вентилятором, который приводится через ремень от двигателя. При этом вискомуфты в этом случае более надежны, чем электрические вентиляторы, однако менее эффективны в плане производительности.

Что касается подключения полного привода, подавляющее большинство кроссоверов имеют вязкостные муфты для автоматического подключения полного привода. При этом такие муфты сегодня постепенно вытесняются другим типом в виде электронных исполнительных устройств.

Так или иначе, даже с учетом недостатков, вискомуфты простые в плане конструкции, дешевые в производстве, прочные и надежные. Средний срок службы составляет не менее 5 лет, при этом на практике встречаются 10-15 летние авто с пробегами по 200-300 тыс. км, на которых вязкостные муфты находятся в исправном рабочем состоянии. Например, система охлаждения на старых моделях BMW, где вентилятор охлаждения имеет подобное устройство.

Как проверить вискомуфту

Проверка вискомуфты

Проверка вискомуфты радиатора охлаждения не является сложной процедурой. Для быстрой диагностики, вращение вентилятора нужно проверить на холодном, а также на горячем двигателе.

Если выполнить перегазовку, на горячую вентилятор вращается намного быстрее. При этом на холодном двигателе частота вращения не увеличивается.

Более тщательная проверка выполняется следующим образом:

  • На заглушенном моторе прокрутить лопасти вентилятора от руки. В норме должно ощущаться незначительное сопротивление, при этом вращение должно быть без инерции;
  • Дальше нужно завести двигатель, после чего в первые секунды от муфты будет идти небольшой шум. Чуть позже шум исчезнет.
  • После небольшого прогрева мотора нужно попробовать остановить вентилятор при помощи свернутого листа бумаги. В норме вентилятор остановится, при этом будет заметно усилие.

Ремонт вискомуфты

В том случае, если двигатель начал перегреваться, при этом проблема связана с вязкостной муфтой, можно попробовать ее отремонтировать. То же самое касается и муфты подключения привода. Официально муфта не ремонтируется, замена силиконовой жидкости не производится, подшипник не меняется и т.д.

Однако на практике вполне возможно осуществить долив такой жидкости или заменить подшипник, что нередко позволяет вернуть работоспособность устройству. Сначала нужно купить подходящее масло для вискомуфты (можно оригинал или аналог) или жидкость для ремонта вискомуфт универсального типа.

Замена масла ГУР своими руками
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить жидкость ГУР. Из этой статьи вы узнаете, когда менять масло в гидроусилителе, какое масло заливать в ГУР, а также как выполнить замену своими руками.
  1. Снять муфту с автомобиля;
  2. Разобрать устройство;
  3. Положить муфту горизонтально и снять штифт под пластиной с пружиной;
  4. Найти отверстие для слива жидкости (если его нет, сделать самостоятельно);
  5. При помощи шприца залить около 15 мл жидкости в муфту;
  6. Заливается жидкость малыми порциями (силикон должен растечься между дисками);
  7. Теперь муфту можно собирать и ставить обратно;

При этом важно понимать, что во время выполнения различных операций необходимо быть предельно аккуратным. Например, даже незначительная деформация диска муфты приведет к полному выходу устройства из строя. Также нельзя допускать попадания пыли или грязи внутрь устройства, запрещается удалять специальную смазку и т.д.

Подбор и замена муфты

Вискомуфта вентилятора замена

Что касается замены, необходимо снять старое устройство и поставить новое на его место, после чего проверить работоспособность. На практике, больше сложностей возникает не с самой заменой, а с подбором запчасти.

Перегрев двигателя автомобиля причины
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель перегревается. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах перегрева двигателя, а также доступных способах диагностики и ремонта.

Разобравшись с тем, какая деталь нужна, также следует обращать внимание на производителя. С учетом того, что вискомуфты выпускают всего несколько компаний, оптимально выбирать из ведущих производителей: Hella, Mobis, Beru, Meyle, Febi. Как правило, эти же производители выпускают и другие детали (радиаторы охлаждения, термостаты, узлы подвески и т.д.).

Робяты, а как вискомуфту "заклинить"?

Есть у меня виска родная. Ща цены на крыльчатки многолопастные упали, хочу купить. Крыльчатки эти одеваются на вискомуфту. Беда в том, что я, мудило, выкрутил из виски шпильку и ессно, пролил масло из нее. Где масло купить, пока не знаю. Виску ломать не хочу. Есть способ как-то ее на лето "заклинивать", чтобы она всегда крутилась, а на зиму "расклинивать"?

Одну шпильку вывинчиваешь, Затем аккуратно, чтобы не запортить в муфте резьбу, через дырку от выкрученной шпильки просверливаешь муфту насквозь 5-мм сверлом.
потом с обратной стороны рассверливаешь 8 мм. Вкручиваешь болт - наступает щастье.

Есть небольшие грабли - поскольку корпус муфты алюминиевый, а болт - стальной - рассверленное отверстие постепенно разбивается до овального состояния. и муфта начинает люфтить. Правда, негативных последствий этого люфта я пока не заметил.

Перед глубоким бродом болт можно выкрутить и таким образом спасти радиатор. (работает - я проверял :0-))

Для более быстрого вкручивания болта обратно на корпусе муфты и на гайке накручивания на помпу можно сделать метки, чтобы долго помпу не крутит в поисках дырки :-)

рассказываю 1. [strike]масло[/strike] полиметилсилоксановая жидкость продается в компании Пента. стоило несколько лет назад 210р за кг (в муфту надо 40г).

2. многолопастные крыльчатки. это шестилопастная металлическая от дизельного хантера? сомневаюсь, что тебе поможет. а нормальные крыльчатки (восьмилопастные) от патриота обычного и кондейного они на другую муфту и тебе не подойдут. газельная крыльчатка ставится без муфты и требует проставки.

3. заклинить муфту можно завернув вместо шпильки более длинный болт. можено даже в дырку попасть в ведущем диске при желании.
только это не даст ничего. потому что эта муфта - муфта ОТКЛЮЧЕНИЯ вентилятора на оборотах. на ХХ обороты пропеллера и ведущего вала практически одинаковы. хотя если она у тебя без силикона, может и спасет.

Вискомуфту можно приостановить.ведь и так холодно двигателю

Вискомуфту можно приостановить.ведь и так холодно двигателю ⇐ Caravan, Homy, Urvan. Система охлаждения, печка, кондиционер

Модератор: RANGER

наверно проще полностью закрыть радиатор.
хотя я снимал полностью муфту. и один раз исхитрился закипеть. зимой.

не забываем, когда крыльчатка блокирована, то подшипник работает с нагрузкой полной.плюс сальник.
крыльчатки у нас большущие,поэтому не удивляемся если после такой зимней блокировки вдруг вытечет силиконовое масло через подшипник-сальник как теплее станет и вовремя не включится крыльчатка.
дизель подогреть дело не хитрое и гораздо более корявое нежели бензинку.

ну у меня сейчас электро стоит. отечественный. тоска печаль вибрация.

если уж ставить вентилятор, то искать от иномарки а не наше чудище.

потом есть у меня подозрения. когда полностью термостат открыт то в печки давления на холостом прокачать не хватает. поскольку у z20 мотора выход на печи идет перед термостатом. а если стоит электро. то термостат открыт,поскольку датчик вентилятора нужно прогреть в радиаторе.
сумбурно написал. пардон.

ДимычЪ, привет! Ну ты меня удивил. Зачем харошый машын плохим деталем портишь, А? Нешто в Москве хорошие з-ч не найти для любимой машинки?

Итак, рассказываю свой вариант. Поскольку менял радиатор на своей Ларге (он там точно такой, как и на Урване, только под АКПП еще штуцера есть, и тоже так весь разваливается нафик в Маскве ).
Сразу пошел на разборку и прикупил там первый попавший "на глаз" подходящий радиатор - он оказался радиатором от Хонды-Цывик-ЕК, причем в сборе с электровентилятором. Так.
Дальше. Пошел (точнее, поехал!) на радиорынок, к дедкам, купил (рублей, наверное, 50 содрали, жадюги. ) отличное самолетное и т.п. реле КМ-25дв (можно также ТКД или ТКЕ, в общем таких релюх есть несколько разновидностей!), там же у тех же дедков сторговал автомат защиты на 30-40 ампер (тоже настоящий, как у больших, не автог. о какое-нить) и симпатичный тумблер - сделать ручное включение вентилятора мимо датчика, по дороге с рынка заехал в большой маг автозапчасти и купил патрубок под термодатчик и сам термодатчик, ненашего пр-ва (не ломается! или точнее - ломается долго. цена несильно от нашего отличается).
Отопление на хх работает, думаю, плохо просто потому что япы о нем особенно и не заботились, длинные тонкие трубки к печкам не есть хорошо, посему по-простому - врезал в обратку печек помпу казельную и все - стал сзади в машине Ташкент, да и спереди стало ничего так, терпимо. Но, коли и трубки поменять на более толстые дюритовые шланги - станет еще лучше.
Никакой печали и вибрации от вентилятора не ощущается, более того, хрен поймешь, работает он или нет, даже если мотор заглушен. Еле-еле слышно шуршит
там себе.
Что могу сказать? Езжу на этой машине только зимой, третий сезон полет отличный, пока ничего не менял из установленного (даже, что странно - казельную помпу, вроде ей уж точно кирдык должен был прийти ). Температура движка держится стабильно в пределах 92-98 град .
Точнее, нет, вру. Менял и меняю каждый год (профилактически!) те шланги радиатора, которые пришлось делать из (опять-таки) газельных, ибо система охлаждения под некоторым давлением работает, а шланги так себе качеством, увы, и сам грешен. Но как только найду точно такие импортные надежные - тут же поменяю!

=nikkv=,
а вот если у тебя рванул днем радиатор, а утром на след день надо как штык быть в рабочем виде на работе?

у меня не было времени кататься по развалам в поисках радиаторов шлангов и прочего.
снял размеры,прикинул варианты,перетряс весь автомагазин на обмер и прикидку.
купил примерно что подошло.
пусть совковое и уродливо, зато я был к вечеру уже на ходу. и до сих пор это чудище пашет.
и на работе людей тогда не подвел.
а вот доп насос от казели у мну был. сдох в первую же зиму в которую и был установлен.

шланги давно заменил. именно на толстый хороший дюрит,поскольку был обрыв один раз шланга на заднюю печь, на трассе зимой. чудом мотор не спалил и тосол был в запасе для ремонта.

Не срабатывает везкомуфта

Данное устройство иногда именуют «вязкостная муфта». Ее ротор с помощью ременной передачи соединен со шкивом коленчатого вала двигателя. На некоторых автомобилях она устанавливается непосредственно на вал коленвала или распредвала. Конструкция вискомуфты имеет два диска, находящихся на близком расстоянии друг с другом, но механически не связанных между собой. Они расположены в закрытой полости. Один из дисков механически соединен с ротором привода и коленвалом (распредвалом). Другой диск приводит во вращение крыльчатку вентилятора, охлаждающего радиатор. Так как диски механически никак не связаны, то теоретически вращение двигателя передаваться на вентилятор не будет, он будет неподвижен.
При нагревании вязкостной муфты изменяются геометрические размеры биметаллической пластины, которая в ней установлена. Она открывает канал для поступления в полость, где находятся диски, вязких гели или масла, которые по мере заполнения полости вязко связывает диски. Для большего зацепления на дисках расположены дополнительные ребра или гребни, которые увеличивают степень зацепления. Таким образом, обеспечивается «вязкое» зацепление между дисками, соответственно, вращательный момент двигателя передается вентилятору радиатора, обеспечивается его охлаждение.
По мере остывания, гель откачивается из камеры под действием центробежных сил, и вязкое соединение прекращается.

Основные причины неисправности вискомуфты вентилятора охлаждения

Если производить своевременное регламентное обслуживание вискомуфты, ее ресурс составляет не менее 200.000 километров пробега. Учитывая, что большинство автомобилей, на которых установлены такие приводы, имеют солидный пробег, владельцы этих авто сталкивались с проблемами вискомуфт не раз.

К основным причинам неисправности можно отнести:
- естественный износ;
- изменение параметров биметаллических пластин;
- износ подшипника; биения крыльчатки вентиляторов (частичное разрушение крыльчатки);
- вытекание геля, несвоевременная заправка, изменение структуры геля;
- механические повреждения.
Также преждевременному отказу от работы может сопутствовать засорение зоны обдува ячеек радиатора, загрязнение конструкции самой муфты.

Признаки неисправности вискомуфты вентилятора охлаждения

Главный признак неисправности вискомуфты – перегревание двигателя. Это происходит, в основном, если вытек гель, либо не вовремя срабатывает биметаллическая пластина. В таком случае, вентилятор при повышении температуры двигателя не начинает вращаться либо вращается на малых оборотах, не обеспечивая нормальное охлаждение радиатора. Обратная неисправность, когда вентилятор начинает вращаться на непрогретом двигателе, часто происходит при изменении физических параметров геля, выходе из строя многочисленных узлов вискомуфты, застывании смазки.

Вискомуфта вентилятора, как работает вискомуфта

Вискомуфта является специализированным устройством, которое способно вращать охлаждающий вентилятор вследствие использования специальной жидкости. Прибор отличается круглой формой, имеющей силиконовую основу, которая заполнена смазкой и служит, что бы правильно регулировать вентилятор. На первый взгляд, принцип работы вискомуфты может показаться сложным, но, на самом деле, это не так — коленчатый вал способен вращаться и передавать энергию первому валу муфты. Затем, прибор ускоряется, в результате чего, усиливается вязкость силикона внутри него. Далее, происходит блокирование муфты, что способствует вращению второго диска, на котором находится радиаторный вентилятор.
Расположена вискомуфта в центре крыльчатки вентилятора, а на ее передней части вмонтирована биметаллическая пружина. Внутри корпуса вискомуфты находятся плоские диски. Часть из них соединяется с ведомым валом, а другая часть — с ведущим. На их поверхности расположены разнообразные отверстия и выступы. Кроме того, эти элементы находятся очень близко друг к другу. Внутренняя силиконовая жидкость способна сгущаться при интенсивном перемешивании и расширятся при нагреве, что создает немалое давление на диски во время работы мотора и сдавливает их вместе.

Причины поломки вискомуфты, как обнаружить поломку

После долгого простоя транспортного средства, необходимо поменять масло в вискомуфте, а также, проверить ее состояние и работу в целом. Также, она может выйти из строя в результате износа или по каким-либо другим причинам.
Очень непросто диагностировать поломку вискомуфты в штатных условиях, однако, существуют способы, как проверить ее работоспособность. Что бы осмотреть устройство, необходимо обратить внимание на состояние оборотов механизма при включенном холодном и разогретом моторе. Если мотор холодный, в нем не должно возникать различных посторонних звуков, а обороты должны быть оптимальными. При разогретом двигателе, возможны сбои в оборотах и посторонние шумы.
Подобные проблемы возникают в результате несвоевременной замены масла либо выхода из строя подшипников. Кроме того, причиной поломки может стать протечка силиконовой жидкости или уплотнение сальников.

2.11.2. Включатель электромагнитный системы охлаждения двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10

Включатель электромагнитный системы охлаждения двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рис. 50 – Расположение деталей привода вентилятора с электромагнитным клапаном на двигателе:
1 – вентилятор, 2 – муфта привода; 3 – электромагнитный клапан КЭМ32-23; 4 – трубка подвода масла; 5 – термореле.

Включатель электромагнитный системы охлаждения двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рис. 51 – Клапан электромагнитный КЭМ 32-23

Особенности работы электромагнитного включателя (рис. 50-53) заключаются в том, что от термореле, расположенного на правом водяном коллекторе, поступает электрический сигнал к электромагнитному клапану, который устанавливается непосредственно на корпусе привода вентилятора и управляет поступлением масла в муфту привода. Соединение клапана с корпусом уплотняется паронитовой прокладкой.

Конструкция электромагнитного клапана (рис. 51) обеспечивает необходимое давление масла при включении вентилятора, а также предусматривает регламентируемую подачу масла в выключенном состоянии через специальный самоочищающийся жиклер для обеспечения смазки подшипников привода. При отсутствии напряжения на контактах штекерной колодки электромагнитный клапан находится в закрытом положении. При подаче напряжения 24В клапан открывается.
Управление работой электромагнитного клапана осуществляется трехпозиционным переключателем, расположенным в кабине водителя.
При включении вентилятора на пульте водителя загорается контрольная лампа (см. схему на рис. 53).

Рис. 52 – Термореле

Включатель электромагнитный системы охлаждения двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рис. 53 – Схема включения муфты вентилятора электрическая, принципиальная

Схема включения муфты вентилятора электрическая, принципиальная включает следующие элементы:
Обозначение элемента Наименование Количество
ВК Термореле 661.3710-01 1
Y Электромагнитный клапан КЭМ 32-23* 1
HL Контрольная лампа 1
SA Переключатель 51.3709** 1
VD1, VD2 Диод Д247А** 2
K Реле 11.3747** 1
* – Привод вентилятора комплектуется электромагнитным клапаном КЭМ 32-23 при напряжении бортовой сети 24В.
** – Схема электрическая принципиальная, поэтому она может видоизменяться, в том числе могут быть применены другие комплектующие, которые выбираются предприятиями потребителями силовых агрегатов.

Функции элементов схемы электрической принципиальной:

  1. Переключатель SA находится в кабине.
  2. Переключатель SA имеет три положения:
    • «Выключено» – вентилятор выключен независимо от температуры двигателя.
    • «Включено» – вентилятор включен независимо от температуры двигателя.
    • «Автомат» – вентилятор включается от термореле в зависимости от температуры двигателя.
  3. HL – лампа контрольная, включается при работе вентилятора.

При выходе из строя электрической части системы управления вентилятором (обрывы обмотки электромагнита, проводов и т. п.) конструкцией электромагнитного клапана КЭМ32-23 предусмотрено принудительное включение вентилятора с помощью механического дублера. Открытие клапана производится закручиванием винта дублера до упора.
При изменении режимов работы вентилятора трехпозиционным переключателем, расположенным в кабине водителя, винт механического дублера должен быть вывернут до упора.
ВНИМАНИЕ! ПРИ РАБОТЕ ВЕНТИЛЯТОРА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ (ВЕНТИЛЯТОР ВКЛЮЧАЕТСЯ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СИГНАЛА ТЕРМОРЕЛЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА) ВИНТ РУЧНОГО ДУБЛЕРА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫВЕРНУТ ДО УПОРА.

Принцип работы вискомуфты вентилятора

Вязкостная муфта в системе охлаждения двигателя автомобиля применяется в качестве альтернативы электрическому вентилятору. Рассмотрим, как работает вискомуфта вентилятора, ее устройство, возможные неисправности, преимущества и недостатки.

система охлаждения ДВС

Роль в системе охлаждения ДВС

Вентилятор с вискомуфтой устанавливается на автомобили с продольным расположением двигателя (обычно это полноприводные и заднеприводные модели). При такой компоновке шкив вентилятора радиатора целесообразней всего соединить со шкивом водяной помпы. Как известно, вращение водяной помпе передается сервисным ремнем от шкива коленчатого вала.

Недостаток такой конструкции в том, что скорость вращения крыльчатки вентилятора всегда будет пропорциональна оборотам коленчатого вала. Подобное устройство приведет к тому, что на высоких оборотах в условиях холодного воздуха двигатель будет чрезмерно охлаждаться, что снизит его КПД. К тому же постоянное соединение крыльчатки и шкива коленчатого вала увеличит механические потери на трение, что будет отнимать мощность и повышать расход топлива.

Вискомуфта вентилятора позволяет регулировать скорость вращения крыльчатки в зависимости от температуры двигателя.

Устройство

Разница в конструкции вискомуфт вентилятора Toyota, BMW, Mercedes, Audi. минимальна, так как все они устроены и работают по единому принципу.

Вал с соединительным фланцем крепится к приводу помпы охлаждения, поэтому его скорость вращения всегда пропорциональна оборотам коленчатого вала. К валу, в свою очередь, крепится приводной шкив, который вращается в рабочей камере. Рабочая и резервная камеры разделены пластинами. Переход между камерами возможен только через впускные клапаны и возвратные каналы. Изначально резервная камера заполнена специальным силиконовым маслом. Приводной шкив, или диск, как его еще называют, имеет по окружности косые зубья, которые при вращении позволяют выгонять масло обратно в резервную камеру. Поверхность приводных дисков, как и делительных пластин, имеет специальные ребра, которые превращают рабочую камеру в своеобразную сеть лабиринтов, по которым циркулирует силиконовое масло.

Корпус муфты, к которому и крепится крыльчатка вентилятора, соединяется с валом (ротором вискомуфты) посредством обычного шарикового подшипника. Впускные клапаны соединены с биметаллической пластиной, которая располагается в передней части корпуса вискомуфты. При нагреве пластина расширяется, что приводит к увеличению пропускного сечения клапанов.

Свойства силиконового масла

Основная особенность силиконовой жидкости, использующейся в вискомуфтах вентиляторов, – термостойкость и вязкостная стабильность. С изменением температуры масло лишь незначительно изменяет свою вязкость.

В работе вискомуфты силиконовое масло исполняет роль связывающего вещества, позволяющего создать между приводным диском и разделительными пластинами, соединенными с корпусом, трение. Несмотря на то что между корпусом и приводным шкивом всегда будет некоторая степень проскальзывания, созданного коэффициента сцепления достаточно для зацепления корпуса муфты с приводным валом.

В некоторых источниках указывается, что с повышением температуры масло расширяется, что и провоцирует вязкостное зацепление приводного диска с корпусом вискомуфты. Подобное понимание принципа работы вискомуфты вентилятора охлаждения является ложным и возникло, скорее всего, из-за сравнения вискомуфты вентилятора с вязкостными муфтами раздаточных коробок полноприводных автомобилей. В вискомуфтах дифференциалов используется дилатантная жидкость, вязкость которой сильно зависит от скорости деформации сдвига.

Принцип работы

Когда рабочая камера не заполнена маслом, приводной диск свободно вращается в рабочей камере. Небольшое количество масла все же присутствует, но коэффициент сцепления приводного шкива с корпусом вискомуфты минимален, поэтому с повышением оборотов двигателя скорость вращения крыльчатки не увеличивается.

Процесс прогрева двигателя и увеличения температуры тосола в радиаторе сопровождается нагревом биметаллической пластины. Нагреваясь, пластина расширяется, что приводит к открытию впускного клапана и увеличению количества рабочей жидкости, проникающей из резервной в рабочую камеру. Возникающее между приводным диском и разделительными пластинами трение приводит к увеличению скорости вращения корпуса и крыльчатки вентилятора.

Когда двигатель нуждается в максимальном охлаждении, биметаллическая пластина изогнута настолько, чтобы обеспечить максимальное проходное сечение впускных клапанов. В таком случае разница частоты вращения вала и корпуса вискомуфты минимальна, поэтому повышение оборотов коленчатого вала приводит к практически равнозначному увеличению скорости вращения крыльчатки вентилятора.

Снижение температуры набегающего воздуха приводит к постепенному возврату биметаллической пластины в исходное положение. Соответственно, уменьшается проходное сечение впускных клапанов, жидкость перегоняется в резервную полость. Уменьшение коэффициента сцепления приводит к увеличению разницы частоты вращения приводного вала вискомуфты и корпуса – крыльчатка вентилятора замедляется.

Работа вискомуфты Toyota на примере конкретных температурных режимов

Устройство вискомуфт вентиляторов Toyota предполагает наличие двух рабочих камер (в первых вариантах конструкции была только одна камера).

  • Биметаллическая пластина в «холодном» состоянии.
  • Пластина разогрета теплым воздухом, открыт впускной клапан передней камеры.
  • Коэффициент температурного расширения соответствует максимальному режиму охлаждения. Открыт клапан задней камеры.

Почему вискомуфта вращается на холодную

Многие владельцы автомобилей с механическим приводом вентилятора системы охлаждения, скорее всего, замечали, что после запуска холодного двигателя вентилятор крутится с большой скоростью. Спустя некоторое время после прогрева двигателя, количество оборотов крыльчатки уменьшается, поэтому может показаться, что подобное явление идет в разрез с описанным выше принципом работы вискомуфты вентилятора. Такой эффект возникает из-за того, что во время простоя масло самотеком стекает в нижнюю рабочую камеру, поэтому сразу после запуска крыльчатка и корпус вискомуфты будут вращаться до того времени, пока масло перекачается обратно в резервную секцию.

Преимущества

Обороты крыльчатки подстраиваются под фактический температурный режим двигателя, что позволяет:

  • уменьшить расход топлива;
  • снизить уровень шума;
  • уменьшить потери мощности.

Установка вискомуфты в системе охлаждения позволяет уменьшить нагрузку на генератор и снизить себестоимость авто, исключив затраты на электропривод крыльчатки, проводку.

Недостатки

Многие сетуют на ненадежность вискомуфты, забывая, что система с электровентилятором также периодически нуждается в ремонте. Наиболее распространенная поломка – утечка рабочей жидкости. Несмотря на то что большинство муфт вязкостного типа неразборные, существуют проверенные технологии восстановления работоспособности системы. В случае износа поддается восстановлению и подшипник. Именно поэтому важно знать способы проверки и ремонта вискумуфты вентилятора радиатора.

Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения

Вязкостная муфта является механическим устройством, передающим вращающий момент с использованием особой вязкой жидкости. Зная, как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения, вполне можно самостоятельно определить причину её некорректного функционирования, после чего решить вопрос о целесообразности проведения и объёме ремонтных работ.

Вискомуфта вентилятора охлаждения: где находится и как работает

Устройство вискомуфты вентилятора охлаждения

Изменение скорости вращения вентилятора производится плавно, бесступенчато, мгновенного включения и выключения вентилятора с вискомуфтой никогда не происходит

В полноприводной трансмиссии легковых транспортных средств с продольным положением двигателя стандартной вязкостной муфтой выполняются функции эрзац-дифференциала или специального блокировочного элемента, дополняющего обычный дифференциал. Тем не менее, с конструктивной точки зрения устройство представлено множеством круглых ведущих и ведомых пластинчатых элементов с выступами и отверстиями, которые располагаются внутри полностью водонепроницаемого корпуса, наполненного дилатантной жидкостью.

Скорость вращения вентилятора зависит от нагрева двигателя: чем сильнее нагрета вискомуфта, тем больше открывается впускной канал, и тем больше жидкости поступает в рабочую камеру.

При отсутствии или незначительном объёме автомобильного масла внутри рабочей камеры наблюдается свободное вращение приводного диска. Только в процессе постепенного прогрева двигателя и повышения температурного режима тосола происходит нагрев биметаллической пластины и её расширение, что вызывает раскрытие впускной клапанной системы, проникновение рабочей жидкости внутрь камеры и увеличение скорости вращательных движений вентилирующей крыльчатки. При уменьшении сцепляющего коэффициента заметно увеличивается разница в частоте вращения корпуса и приводного вала вискомуфты, что замедляет работу вентиляторной крыльчатки.

Как проверить вискомуфту (на примере «УАЗ Патриот»)

Система двигательного охлаждения автомобиля «УАЗ Патриот» оснащается стандартной вязкостной муфтой с вентилятором. Это устройство осуществляет надёжную защиту от перегрева посредством включения при выходе температуры двигателя за пределы установленных рабочих показателей. Вязкостная муфта не имеет жёсткого соединения с коленвалом, а запуск холодного мотора вызывает её вращение на малой скорости.

Вискомуфта вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот»

Применение вискомуфты снижает к минимуму роль жалюзи перед радиатором охлаждения, хотя в УАЗах с постоянным приводом вентилятора водителю постоянно приходится управлять жалюзи

Самостоятельно диагностировать в штатном режиме поломку вязкостной муфты очень непросто, но существует несколько способов, позволяющих легко убедиться в работоспособности такого устройства. Чтобы проверить вискомуфту вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот», следует присмотреться к состоянию оборотов механизма в условиях включённого холодного и разогретого двигателя.

При холодном движке не могут проявляться посторонние шумы, а оборотистость сохраняется на оптимальных показателях. На разогретом моторе возможно возникновение сбоёв в оборотах или появление нехарактерных звуков.

Чаще всего подобные проблемы вызывает несвоевременная смена масла или поломка подшипников.

К числу основных причин некорректной работы устройства можно отнести и протекание силиконовой жидкости или избыточное уплотнение сальников.

Исправление неполадок своими руками

Стандартная разборка вязкостной муфты предполагает извлечение устройства, демонтаж крыльчатки, выкручивание пары крепёжных шпилек, слив рабочей жидкости, тщательную промывку внутренней части бензином и просушивание. После заливки нового силиконового масла ПМС-10000 устройство монтируется обратно.

Чтобы устранить неполадки в работе вискомуфты или выполнить её замену, необходимо сначала снять устройство:

    Демонтировать кожух вентилятора, удалив штифты и сняв распорные зажимы.

Подготовка к демонтажу вискомуфты вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот»

Чтобы ключ подошёл, его концы можно обточить болгаркой

Фиксация приводного ремня

Прижать ремень нужно между шкивом виски и шкивом ГУРа

Откручивание вискомуфты вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот»

Ключ вставить сверху между двумя лопастями

Если причиной некорректной работы вискомуфты является утечка из основания силиконовой жидкости, то выполняются следующие действия:

  1. Разбирается демонтированная из водяного насоса вязкостная муфта.
  2. Аккуратно снимается штифт, так как на поверхности устройства располагается пластина с пружиной, прикрывающей отверстие.
  3. Устройство ставится горизонтально, а внутрь при помощи специального шприца аккуратно и медленно заливается смазка в количестве 15–30 мл.
  4. С поверхности при помощи ветоши удаляется вся излишняя силиконовая жидкость.
  5. После установки штифта устройство монтируется на прежнее место.

При наличии несвойственных разнообразных шумов в радиаторе охлаждения потребуется выполнить замену подшипника. С этой целью необходимо слить масло и разобрать узел при помощи специального съёмника. После установки нового подшипника устройство монтируется в обратном порядке, после чего заливается новая силиконовая жидкость.

Специальное автомобильное устройство — вязкостная муфта, вращающая при помощи жидкости охлаждающий вентилятор, достаточно часто выходит из строя. Самостоятельно удаётся устранить только самые простые поломки, поэтому в наиболее сложных случаях необходимо обращаться в сервисный центр к автомеханикам, специализирующимся на работе с такими видами устройств.

Читайте также: