как разобрать крышку расширительного бачка форд мондео 2

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Как разобрать крышку расширительного бачка? Пошаговый способ


Далеко не все автолюбители знают, как разобрать крышку расширительного бачка. А многие даже не подозревают, что это нужно делать. У некоторых поставленная задача даже недоумение вызовет: а зачем? Пробка и пробка, ломаться там вроде нечему, так чего лезть, пока все работает. Однако в том-то и дело, что обычно работает плохо или совсем перестает функционировать.

Несмотря на простоту и элементарность конструкции, упомянутая крышка весьма важна для нормально работы всей охладительной системы. При этом нагрузки она получает значительные, в том числе и со стороны окружающей среды. А если вспомнить, насколько качественно работают некоторые изготовители, то начинаешь понимать, что шанс купить изначально непригодную крышку достаточно велик. Умудренные печальным опытом автовладельцы не только проверяют свою покупку, но и зачастую дорабатывают ее.

Содержание


Зачем нужна крышка?

Вся система охлаждения устроена предельно примитивно: термостат, хомуты и бачок с крышкой. Термостат – разговор отдельный; про хомуты можно сказать только то, что они должны быть целыми и крепко затянутыми. А вот пробка на бачке – вещь важная, хотя и несложная на вид. Принцип ее действия заключается в том, что при превышении давления внутри бачка (обычно при поднятии его выше 1,5 атмосфер) крышка стравливает лишнее.

Когда движок остывает, внутри бачка давление падает, и для его выравнивания крышка должна впустить вовнутрь воздух снаружи. И при этом навернута она должна быть крепко и оставаться герметичной.

От чего страдает крышка?

Регулирующая работу впуска-выпуска пружина довольно быстро коррозируется. Ведь выпускаемый воздух горячий, а впускаемый – не сухой. Как результат – образуется конденсат, оседающий внутри пробки и съедающий пружинки. Еще хуже дело обстоит зимой. Тот же самый конденсат быстро становится льдом, и клапана работать перестают до оттаивания крышки.

Поскольку отогреться она не успевает, то вскорости придется ремонтировать радиатор, сам бачок, печку и прочее. Так что проверить крышку бачка в зиму никогда не будет лишним.


Разбор крышки

Сам процесс не требует даже сопровождающих фотографий, поскольку, как уже было сказано, в конструкционном смысле эта деталь ничего сложного из себя не представляет.

  • Небольшой плоской отверткой поддевается, после чего снимается резиновый уплотнитель в виде кольца;
  • Аналогично поддевается и удаляется кожух, находящийся внутри. Делать это следует осторожно, придерживая, чтобы при работающей пружине кожух не выстрелил вам в глаз;
  • Изучаются внутренности. Если сама пружина жива, снимается и она, и маленький клапан, после чего вычищается вся грязь, накопившаяся в крышке. Народные умельцы советуют для этих целей использовать простую мыльную воду и ватные палочки для ушей;
  • И прочищенная, и совершенно новая пробка нуждаются в проверке на работоспособность, поскольку даже только с завода крышки могут нуждаться в доработке.

Как разобрать крышку расширительного бачка? Пошаговый способ

Проверка на годность

Поскольку такие процедуры должны быть регулярными, лучше один раз заморочиться и соорудить себе проверочный аппарат. Для него объединяются в единое целое самый простой насос с манометром и расширительный бачок (один раз можно потратиться, чтобы не изобретать велосипед из подручных материалов). Проверять надо оба клапана – и выпускной, и впускной. Для первого при накрученной крышке в бачок закачивается воздух до появления характерного шипения.

Если оно раздалось при давлении не выше 1,2 атмосферы – клапан уже наполовину живой. Чтобы убедиться в его второй половине, дожидаются конца шипения и замеряют оставшееся давление. Должен держать 0,8. При первом давлении больше указанного показателя понемногу подрезается – и каждый раз проверяется – пружина. При стравливании меньше 0,8 пружина растягивается или под нее подсовываются шайбы.

Чтобы проверить впускной клапан, перекрывается один штуцер на бачке, а в другой нужно сильно дуть. Если категорически не получается – значит, клапан не работает. По чуть-чуть, буквально по полмиллиметра подрезается маленькая пружина. После нашего рассказа, как разобрать крышку расширительного бачка и насколько важно периодически это делать, есть надежда, что вы не будете упускать из виду данный процесс.

Как отремонтировать крышку расширительного бачка автомобиля

Крышки для расширительного бачка ВАЗ

Ремонт и обслуживание

В конструкции автомобиля нет ни одной лишней детали. Каждый элемент выполняет свою функцию, даже такая маленькая деталь, как крышка расширительного бачка. Большинство автовладельцев даже и не подозревает о том, что крышка используется не только для закрытия бака, но ещё и для стабилизации давления в нём. Поэтому ремонт крышки бачка для охлаждающей жидкости представляется одной из тех процедур, которую в случае необходимости придётся проводить своими руками.

Ремонт крышки расширительного бачка

Не уделяя должного внимания такому незначительному, казалось бы, элементу, как крышка, водитель может столкнуться с серьёзными поломками двигателя. Мало кто знает, но крышка расширительного бачка контролирует давление в системе охлаждения. Специальные клапаны, вставленные в полость крышки, стравливают лишнее давление или же выпускают воздух, чтобы повысить необходимый для циркуляции в системе объём антифриза.

Крышка расширительного бачка

Крышка надёжно герметизирует систему охлаждения, а также служит для стабилизации внутреннего давления антифриза (тосола)

Ремонт крышки бачка включает в себя три этапа:

При этом все этапы вполне под силу выполнить даже водителю-новичку.

Как разобрать крышку

Самостоятельный ремонт крышечки расширительного бачка — это простейшая процедура, поскольку крышка имеет простую конструкцию и для её реставрации не нужны специальные инструменты. Всё, что понадобится — это ваши руки и отвёртка с тонким плоским лезвием. Нужно действовать по следующему алгоритму:

Выкрутить крышку из бака.

Вытащить изделие и очистить его сухой тряпкой от капель охлаждающей жидкости.

В полость крышки вставлен резиновый уплотнитель — нужно поддеть его лезвием отвёртки и вытащить.

После чего снять пружинку, которая кроется под резиной.

Сразу же под пружинкой можно увидеть маленькое устройство клапана — его также поддеть отвёрткой и вытащить. По соседству с первым располагается и второй клапан — его также нужно снять.

На этом разборка крышки расширительного бачка завершена. Все составляющие демонтированы — можно приступать к их очистке.

Фотогалерея: порядок работ по разборке крышки
Снятие крышки с бачка
Снятие крышки с горловины расширительного бачка обычно не вызывает трудностей — достаточно несколько раз провернуть крышку Резиновая прокладка внутри крышки
Разбирая крышку, необходимо аккуратно снять резиновый уплотнитель — от его состояния будет зависеть герметичность системы охлаждения Финальная разборка крышки
Из полости крышечки вытаскиваются все элементы — необходимо убедиться, что каждая из составляющих находится в рабочем состоянии

Как почистить крышку расширительного бачка

После того как детали крышки были сняты, нужно тщательно промыть саму полость изделия. На практике для промывки используется мыльный раствор и ватные палочки. Цель этой процедуры — вычистить отложения пыли, грязи, потёки охлаждающей жидкости из полости крышки.

Грязь, оседая на клапанах, значительно сокращает возможности их работы, поэтому периодически нужно осуществлять прочистку и промывку крышки.

Ватные палочки

Легче всего прочищать и промывать полость крышки ватными палочками, так как они позволяют эффективно удалить все отложения грязи из крышки

После того как ватной палочкой и мыльным раствором будут прочищены все труднодоступные места в полости крышки, можно устанавливать детали в обратном порядке. При этом рекомендуется заменить пружинку или резиновый уплотнитель, если на них есть видимые повреждения или деформация.

Что делать, если не открывается крышка расширительного бачка

Если автовладелец давно не заливал охлаждающую жидкость в расширительный бачок, не интересовался состоянием крышки и в целом легкомысленно относится к работе системе охлаждения, то рано или поздно с ним может случиться следующая ситуация:

В большинстве случаев крышка расширительного бачка «залипает» из-за стравливания давления в системе. Вакуумный клапан как бы втягивает в себя воздух, из-за чего и сама крышка «втягивается» в бак и не может быть открыта.

Не открывается крышка бачка расширения

Если крышка не откручивается, силу применять нельзя — можно повредить как элементы самой крышки, так и горловину бачка

Умельцы предлагают простой способ открытия такой «залипшей» крышки:

Дождаться, пока мотор остынет.

Закрыть крышку до упора.

Открутить её хотя бы на 90 градусов.

С силой потянуть вверх.

Это единственный способ снять крышку, так как при разреженном давлении в системе её нужно не откручивать, а вытягивать перпендикулярно вверх.

Если нет возможности сразу же заменить вышедшую из строя крышку расширительного бачка, можно быстро подручными средствами провести ремонт изделия. Вся процедура займёт не более 15–20 минут, что очень удобно в дороге, когда необходимо ехать дальше, а новой крышки с работоспособными клапанами под рукой нет.

Пошаговый способ: как разобрать самому крышку расширительного бачка. Ремонт доступен каждому!

Небольшой ремонт машины под силу каждому владельцу транспортного средства. Чтобы не обращаться в специализированные мастерские при незначительных поломках, рекомендуется изучить специальную литературу по обслуживанию машины.

Если необходимо срочно узнать, как разобрать крышку расширительного бачка, то достаточно прочитать внимательно эту статью.

Когда нужен ремонт?

инструкция по разборке

К ситуациям, когда не обойтись без проведения разборочных работ относятся:

  • сильное загрязнение пробки в результате длительной эксплуатации либо попадания моторного масла в систему охлаждения двигателя;
  • крышка негерметична;
  • клапан пробки не открывается при определённых значениях давления.

Крышку потребуется разобрать, когда её функциональность окажется под сомнением. Если это произошло, то прежде чем приступить к работе следует подготовить необходимые инструменты.

Инструменты

Чтобы разобрать крышку расширительного бачка не потребуется приобретать специальные инструменты. Для выполнения этой операции достаточно подготовить:

  • тонкую отвёртку с плоским жалом;
  • пинцет;
  • небольшие плоскогубцы;
  • тряпку.

Конечно, если разборка этой детали осуществляется не из праздного любопытства, а по причине неисправности, то возможно потребуется небольшой компрессор для проверки клапана и какое-либо чистящее средство, если пробка была разобрана по причине сильного загрязнения.

Разборка пробки

полная разборка

Когда подготовительные работы будут завершены, можно приступать к непосредственной работе по разборке пробки. Рассмотрим процедуру на примере автомобиля «Калина».

Прежде всего, необходимо снять деталь с расширительного бачка. Это сделать очень просто, ведь крепление детали осуществляется резьбовым соединением.

Как правило, крышка откручивается против часовой стрелки. Следует проявлять осторожность, если деталь снимается, когда охлаждающая жидкость после длительной работы двигателя, ещё не остыла. В этом случае, следует накрыть крышку плотной тканью и очень медленно поворачивая снять с горловины расширительного бачка.

Когда крышка будет снята, её разбор осуществляют в такой последовательности:

  1. Тряпкой удалить излишки влаги, которые образовались с внутренней стороны детали в результате конденсации воды.
  2. Тонкой отвёрткой с плоским наконечником поддеть резиновый уплотнитель и извлечь его из крышки.
  3. Отверткой подцепить и отщелкнуть крышечку, вынуть её осторожно , придерживая пальцем.
  4. Удалить пружину, которая удерживает предохранительный клапан.
  5. Извлечь клапан с пружиной из посадочного места.
  6. Когда крышка будет разобрана, можно выполнить самостоятельный ремонт.

Как правило, основными неисправностями таких изделий является прикипание клапанов к посадочному месту в результате чрезмерного образования отложений. Также пробка может быть изначально выпущена с браком и разбор детали выполняется с целью регулировки момента открытия клапана.

Важно! Вне зависимости от цели, с которой был проведён демонтаж, в процессе извлечения внутренних деталей они не должны быть повреждены. Это правило касается не только процесса разборки детали, но и последующей работы по сборке.

Полезное видео

Смотрите в этом видео сюжет, как разобрать и отремонтировать крышку расширительного бачка автомобиля. Это поможет обойтись без приобретения новой:

Итоги

Эта информация поможет вам, если нет возможности приобрести новую пробку. Обычно ремонт занимает не более 30 минут, процедуру можно сделать даже в дороге.

Вынужденный тюнинг: как самому починить и настроить крышку расширительного бачка


В материале, посвященном крышке расширительного бачка, мы рассказывали, почему исправность этой, казалось бы, небольшой детали так важна для правильного теплового режима двигателя, и почему она оказывает прямое влияние на ресурс многих элементов системы охлаждения. Но порой автовладельцы сталкиваются с другой неожиданной проблемой: они не могут найти качественную новую крышку на замену неисправной. Для некоторых рукастых водителей лучшим решением в этом случае становится самостоятельная переборка нужной крышки с применением качественных деталей. Как самому собрать гарантированно качественную крышку – рассказываем сегодня.

На самом деле, для владельцев отечественных автомобилей, а зачастую и бюджетных иномарок – сложность выбора при покупке новой крышки – это реально существующая проблема. Ведь определить правильность настроек клапанов визуально невозможно, а описанный нами в предыдущей статье способ визуального наблюдения за бачком и шлангами системы охлаждения не идеально точен. Для более тонкого и однозначного «диагноза» нужен пусть и несложный, но специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. В установке создаётся сначала избыточное давление, а затем разрежение. Полученные цифры сравнивают с заводскими параметрами в таблице. Но это – опять же, из области красивой, но почти бесполезной в обычной жизни теории, а мы переходим к практике.

Ремонтировать нельзя выбросить

Крышка расширительного бачка считается неразборной и неремонтопригодной – по крайней мере, заводская деталь практически любой современной машины относится к разряду «одноразовых» изделий.


Так выглядят внутренности отечественной крышки расширительного бачка ВАЗ, которая считается неразборной и неремонтопригодной

Однако многие автовладельцы Лад, столкнувшись на практике с этой проблемой и поменяв не одну деталь без особого успеха, не от хорошей жизни задумываются о том, чтобы заменить крышку своей Самары (Гранты, Калины и т.д.) на более качественную от иномарки. Тем более, что некоторые «фольксвагеновские» крышки «как родные» подходят по диаметру и имеют ту же конструкцию с парой клапанов внутри.


Нержавейка, сэр: иностранные крышки зачастую выполнены весьма добротно даже при скромной цене

Однако просто так накрутить импортное изделие не получится из-за отличающегося шага резьбы. Затянуть крышку «как есть» силой тоже не выйдет – и резьба будет повреждена, и герметичности добиться не удастся.

Но и это не останавливает рукастых автомобилистов от несложной рационализации – имплантации клапанов от «чужой» крышки в корпус нужной детали с последующей их настройкой «по мануалу». С одной стороны, «домашнее» вмешательство в штатную конструкцию – это не очень хорошо, но…у многих умельцев модернизированная крышка на практике работает как надо — в отличие от тех, которые встречаются в продаже в автомагазинах. Не в последнюю очередь здесь играет роль «прямота рук» и опыт того, кто будет выполнять подобную доработку.

Обычно для того, чтобы установить другие внутренности в штатную крышку, их аккуратно извлекают.


Слева – российский корпус, справа – немецкий «донор»

Соединив всё это, можно получить надёжную и правильно работающую крышку. Правда, лишь после точной настройки выпускного клапана


«Чужой» блок клапанов со снятой крышкой и в собранном виде​

Как правило, для этого «донорскую» крышку распиливают, не допуская повреждения клапанов и уплотнения.



Главное при подобной «хирургии» – не повредить сами клапаны!​

Затем крышку собирают с новыми внутренностями и проверяют, поскольку они настроены на иное избыточное давление, и выпускной клапан будет открываться при 1,3-1,5 кгс/см2, что для вазовских двигателей откровенно много. Для проверки созданного «гибрида» придётся в домашних условиях изготовить простейший стенд, состоящий из герметично соединенного расширительного бачка и насоса с манометром. Он позволит проверить только клапан, отвечающий за избыточное давление, но этого будет вполне достаточно.


Готовая крышка для Лады Самары с иностранными «потрохами»


Импровизированный стенд может выглядеть вот так

Внешне модернизированная крышка никак не отличается от обычной


Подпиливая пружинку, можно добиться требуемого порога срабатывания выпускного клапана

Накрутив пробку на резьбу, можно не только измерить давление, но и путём дальнейших несложных манипуляций с пружинками добиться срабатывания клапана на нужном давлении – 1,1 атмосферы. Интересно, что некоторые владельцы при подобном «тюнинге» во избежание проблем с бачками и патрубками даже немного занижают порог открытия клапана (до 0,9-1,0 атм).

Стандартный для вазовской пробки параметр – 1,1-1,2 атм


1,0 атм – вполне достаточно для правильной работы системы охлаждения

И если переделка крышки доступна далеко не всем «гуманитариям», то сделать стенд и проверить на нём подозрительное (или просто только что приобретённое) изделие мы смело советуем!



Еще один вид «приспособления-стенда» для проверки крышек – без расширительного бачка, но со специально изготовленным резьбовым соединением и обратным клапаном​

Правда, при этом нужно помнить о том, что манометр обычного ножного или ручного насоса не является прецизионно точным прибором. Однако его погрешность вполне позволяет оценить, когда именно срабатывает выпускной клапан. А это – уже полдела.

Сломалась крышка расширительного бачка на автомобиле Форд Фокус 2 с фото и видео

Сломалась крышка расширительного бачка на автомобиле Форд Фокус 2 с фото и видео

У меня на автомобиле стоит вот такой расширительный бачок как на фото внизу.

Сломалась крышка расширительного бачка на ФФ2

Как говорится и пишется в разных так сказать описаниях и так далее повествование свое начну по порядку.

При открытии капота автомобиля Форд Фокус 2 и проверки уровня масла в двигателе,коробке.Я заметил что у меня почему то уменьшилась охлаждающая жидкость не намного конечно.Я тогда открутил крышку расширительного бачка.

Откручивалась крышка расширительного бачка с усилием м я конечно не придал этому большого значения.Долил немного примерно грамм триста антифриза.Крышка закручивалась туговато.

Многие думают что крышка расширительного бачка нужна чтоб антифриз не выплескивался из бачка.

Могу Вас разубедить уважаемый читатель данной небольшой заметки.Это сложный механизм.Если данная “пробка” выйдет из строя то гарантирую Вам что антифриз постоянно будет вытекать из расширительного бачка.

Но это не все неприятности которые могут ожидать владельцев иномарок и Фордов Фокусов 2.

Крышка расширительного бачка автомобиля по своей сути является запирающим элементом,и имеет в своем строении два элемента это клапан высокого давления и клапан низкого давления.

Я вот сфоткал и то что у меня развалилась крышка при откручивании.

Крышка расширительного бачка ФФ2

Ну так как это сложный элемент то крышкой как то её называть ну это мое мнение просто как то не хорошо.Я бы называл это датчиком регулирования давления охлаждающей жидкости (антифриз)автомобиля.

Этот датчик нормализует работу и оберегает систему охлаждения вашего железного коня от повреждений.

Функции крышки расширительного бачка;

При прогреве двигателя нагревается и антифриз и он расширяется тем самым создается повышенное давление в системе охлаждения.

Для того чтоб не раздуло радиатор от избытка высокого давления в системе охлаждения автомобиля и не разорвало трубки,патрубки и сам расширительный бачок, и был придуман клапан высокого и низкого давления, который находится в крышке расширительного бачка.

Нормальное давление в различных системах, на прогретых двигателях должно быть в пределах от 1,1 до 1,5 (бар) атмосфер. Больше уже опасно.
Ну вот если давление превышает заданной нормы то в игру вступает клапан высокого давления и стравливает его до нормального состояния.

Ну как Вы думаете если клапан высокого давления не сработает и давление превысит допустимые нормы то готовьтесь к тому что разорвет трубки,патрубки,может раздуть.радиатор.

При превышении давления и частично не сработке клапана высокого давления на Фордах Фокусах 2 частенько происходит течь в трубках которые подходят к печке автомобиля.

Посмотрите мое небольшое видео.Здесь я расскажу от куда может пойти течь в системе охлаждения в Форде Фокус2.

Теперь рассмотрим почему опасно также и низкое давление?

Дело происходит например как сейчас,погода на улице минусовая.Ездили на автомобиле по делам целый день.Ночью приехали домой и поставили машину на стоянку.Антифриз начнет остывать и оседать вниз тем самым создавать пониженное давление, а короче вакуум.

И вот если клапан низкого давления не работает то это не очень хорошо.Все шланги и патрубки на автомобиле будут сжиматься внутрь и” енто не айс” как говорят автомеханики.

У меня когда полетел данный клапан низкого давления то при откручивании крышки расширительного бачка.Крышка открутилась а сам клапан остался в расширительном бачке

Крышка расширительного бачка ФФ2

И я минут так двадцать осторожно с помощью отвертки и плоскогубцев и некоторых ласковых слов и приголубливаний вытаскивал данный клапанок.Скажу я Вам это ещё то занятие.Боишься повредить горловину расширительного бачка.

Осторожно поддевал отверткой тонкой клапан и одновременно по чуть чуть вытаскивал сам клапан.Клапан надо тащить вверх и не надо его откручивать.Вообщем вытащил благополучно клапан с расширительного бачка Форд Фокус 2 и был чрезмерно рад этому.

Ну а так думал ,что надо будет приобретать и расширительный бачок если на нем будут повреждения или трещины.

Крышка расширительного бачка ФФ2

Отвлекся я что то от темы.Так вот если клапан низкого давления исправен то переживать не стоит. Клапан пониженного давления начинает работу, то есть если начинает создаваться вакуум, тогда происходит открытие и пополнение воздухом системы. Шланги расширяются – до нормального уровня.

На автомобилях Форд Фокус 2 в крышке расширительного бачка клапана совмещены, то есть работают при высоком давлении в одну сторону ,а при низком в другую.

А вот на наших ВАЗ в крышке расширительного бачка иметься два раздельных клапана один клапан высокого давления и второй клапан низкого давления.Вот и не знаю что лучше.Но у наших машин крышки расширительных бачков практически из строя не выходят.Вот есть темка для размышлений что лучше а что хуже.Домыслить эту проблемку я оставлю Вам уважаемый читатель.

Крышка расширительного бачка как видно из её конструкции ничего не держит а служит лишь для прижатия клапанов высокого и низкого давления.В корпусе клапана как правило стоят две герметизирующие прокладки которые плотно прилегают к горловине расширительного бачка и выполняют роль сальников.Во многих иномарках как и в Фордах клапан один он как впускной так и выпускной.Может как стравливать так и нагнетать давление
в систему охлаждения автомобиля.

В завершении своей небольшой заметки хочу написать и сказать.Обращайте почаще внимание на крышку расширительного бачка своего автомобиля.Просто совет если видите что антифриз куда то уходит присмотритесь к крышке и замените её на новую.

Я вот себе купил вот такую как на фото внизу.Стоит крышка не дорого всего 213 рублей.

Крышка расширительного бачка ФФ2

Да еще небольшой советик когда станете закручивать крышку расширительного бачка смажьте ее чуток силиконовой смазкой вообще будет нормуль.У меня навернулся клапан высокого давления так как раза два доливал антифриз.А вот надо было сразу заменить крышку расширительного бачка и все.

На этом заканчиваю писать небольшую заметку про крышку расширительного бачка Форд Фокус 2 и какие поломки бывают у неё.

Если была интересна данная небольшая заметка и возникли какие то вопросы по данной теме.Оставьте пожалуйста свой комментарий по данной заметке или какие у Вас возникали поломки связанные с крышкой расширительного бачка автомобиля

Как проверить крышку радиатора

Как проверить крышку радиатора? Этим вопросом задаются автолюбители в разное время года. Ведь работа крышки радиатора обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения двигателя, что, в свою очередь дает возможность нормально работать двигателю и функционировать печке салона в холодное время года. Поэтому за ее состоянием необходимо регулярно следить, и при необходимо менять клапан, уплотнительное кольцо, или же крышку целиком, поскольку чаще всего она представляет собой не разборную конструкцию. Поэтому чтобы проверить как работает крышка одного визуального осмотра недостаточно, нужен еще тест и давлением.

Как проверить крышку радиатора

Как работает крышка радиатора

Для того, чтобы лучше понять суть проверки крышки радиатора, для начала необходимо обсудить ее устройство и схему. В первую очередь необходимо отметить, что антифриз в системе охлаждения находится под повышенным давлением. Это обстоятельство сделано специально для того, чтобы повысить температуру кипения охлаждающей жидкости, поскольку рабочая температура двигателя немного превышает традиционные +100 градусов по шкале Цельсия. Обычно температура кипения антифриза находится в районе +120°С. Однако она зависит, во-первых, от давления внутри системы, а во-вторых, состояния охлаждающей жидкости (по мере старения антифриза снижается и температура его кипения).

Через крышку радиатора не только заливают антифриз непосредственно в корпус радиатора (хотя обычно доливают антифриз в расширительный бачок соответствующей системы), но и через нее выходит в расширительный бачок охлаждающая жидкость, превращенная в пар. Устройство крышки радиатора автомобиля достаточно простое. Ее конструкция подразумевает использование двух прокладок и двух клапанов — перепускного (другое название — паровой) и атмосферного (другое название — впускной).


Перепускной клапан размещен на подпружиненном плунжере. Его задача состоит в том, чтобы плавно контролировать давление внутри системы охлаждения. Обычно оно составляет около 88 кПа (отличается у разных автомобилей, а также зависит от условий работы двигателя у конкретного двигателя). Задача же атмосферного клапана противоположная. Так, он предназначен для обеспечения постепенного выравнивания атмосферного давления и повышенного давления внутри системы охлаждения в ситуации, когда двигатель выключен и остывает. Использование атмосферного клапана обеспечивает два аспекта:

  • Исключается резкий скачек температуры охлаждающей жидкости в момент остановки помпы. То есть, исключается тепловой удар.
  • Исключается перепад давления в системе в то время, когда температура охлаждающей жидкости постепенно снижается.

Таким образом, перечисленные факторы являются ответом на вопрос, на что влияет крышка радиатора. На самом деле частичный выход ее из строя обычно приводит к тому, что температура кипения антифриза снижается, а это может привести к его закипанию в процессе работы мотора, то есть, перегреву двигателя, что само по себе очень опасно!

Симптомы неисправности крышки радиатора

Автовладельцу рекомендуется периодически проверять состояние крышки радиатора, особенно, если машина не новая, состояние системы охлаждения среднее или ниже этого, и/или если в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода или разбавленный ею антифриз. Также состояние крышки имеет смысл проверить в случае, когда антифриз очень долго используется в системе охлаждения без его замены. В этом случае он может начать разъедать резиновое уплотнение на внутренней поверхности крышки. Аналогичная ситуация может возникнуть, например, когда при пробивании прокладки головки блока цилиндров в охлаждающую жидкость может попасть масло. Эта технологическая жидкость вредна для уплотнения крышки, а кроме того, она ухудшает эксплуатационные свойства антифриза.

Основной симптом поломки в данном случае — течь из под крышки радиатора. И чем она сильнее — тем хуже ситуация, хотя даже при малейшем пропускании жидкости необходимо выполнить дополнительную диагностику, ремонт или замену крышки.

Существует еще несколько косвенных признаков того, что крышка радиатора не держит давление в системе охлаждения. К ним относится:


  • плунжер перепускного клапана заедает (обычно с перекосом) при возвратном движении на сжатие;
  • ослабление пружины крышки;
  • при вытягивании атмосферного клапана из его посадочного места (седла) он заедает и/или не полностью возвращается на него;
  • диаметр прокладки клапана по размеру больше, чем диаметр ее седла;
  • растрескивание (эрозия) резиновых прокладок на внутренней поверхности крышки радиатора.

Перечисленные неисправности могут стать причиной того, что крышка радиатора пропускает наружу охлаждающую жидкость (тосол или антифриз). Существует еще пара косвенных признаков выхода крышки из строя. Однако они могут указывать и на другие, более серьезные, поломки в системе охлаждения. Так, к ним относится:

  • при заедании перепускного клапана верхний патрубок радиатора вздувается;
  • при заедании атмосферного клапана верхний патрубок радиатора втягивается.

Еще если один или другой клапан не будут нормально работать, что уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке будет одинаковым. В нормальных условиях он должен меняться (пусть и незначительно) в зависимости от температуры двигателя.

Как проверить работу крышку радиатора

Проверить исправность крышки радиатора можно несколькими методами. Для этого нужно следовать представленному ниже алгоритму.

  • Визуальный осмотр. В первую очередь необходимо визуально проверить состояние крышки. В идеале она не должна иметь механических повреждений, сколов, вмятин, царапин и так далее. Если имеют место перечисленные повреждения, то рано или поздно на их месте возникнет очаг коррозии, который будет постоянно расширяться. Такую крышку можно или зачистить и покрасить заново, или поменять на новую. Второй вариант предпочтительнее.
  • Проверка пружины. Конструкция каждой крышки радиатора подразумевает наличие пружины, которая служит частью предохранительного клапана. Для проверки нужно сдавить ее пальцами. Если она сдавливается очень легко — значит, она негодная, и ее нужно заменить (в случае, если крышка разборная). Однако чаще всего крышки являются неразборными, поэтому она полностью подлежит замене.
  • Проверка атмосферного клапана. Для проверки его нужно потянуть и открыть. Далее отпустить и проверить, чтобы он полностью закрывался. Также в процессе проверки нужно обязательно проверить седло клапана на предмет наличия в нем грязи или отложений, которые могут появиться в процессе испарения старого антифриза. Если грязь или отложения имеются, то вариантов два. Первый — попробовать почистить седло. Второй — заменить крышку на новую. Однако все зависит от степени загрязнения внутренней поверхности вакуумного клапана.
  • Проверка срабатывания клапана. Для этого необходимо воспользоваться специальным прибором. О нем чуть далее.

Существует так называемый «народный» метод проверки состояния крышки радиатора. Он заключается в том, чтобы на прогретом (включенном) двигателе пощупать патрубок радиатора. Если давление в нем есть, значит, крышка держит, а если патрубок мягкий — значит, клапан на ней пропускает.

Однако встречается и описание еще одного «народного» метода, который на самом деле некорректен. Так, утверждается, что необходимо сдавливать рукой верхний патрубок, одновременно с этим наблюдая повышение уровня жидкости в расширительном бачке. Или, аналогично, демонтировав конец отводного патрубка наблюдать, как антифриз будет вытекать из него. Дело в том, что столб жидкости приподнимает седло клапана лишь в ситуации, когда давление от силы сжатия будет гораздо больше. На самом же деле жидкость при возрастании давления давит во всех направлениях, и будет приподнимать перепускной клапан лишь «на излишках». И давление охлаждающей жидкости распространяется по всем каналам, а не только в одном конкретном (к седлу).

Проверка крышки подручными средствами


Проверить работу перепускного клапана достаточно просто. Для этого нужно отсоединить любой небольшой патрубок системы охлаждения на двигателе, например, подогрев заслонки или коллектора. Далее необходимо с помощью компрессора с манометром (чтобы знать точное подаваемое давление) необходимо подавать воздух в систему. Значение давления, при котором срабатывает клапан, будет легко определить по шипению и бульканию, исходящему из элементов системы охлаждения. Обратите внимание, что в конце процедуры нельзя резко сбрасывать давление. Это грозит тем, что при открывании крышки антифриз может выплеснуться под давлением. В нормальных условиях для предотвращения этого и предназначен атмосферный клапан.

Из расширительного бачка жидкость попадает в радиатор через обратный клапан. Он удерживает давление со стороны радиатора, однако спокойно открывается в случае, если там имеется полный вакуум. Проверка его проводится в два этапа:

  1. Пальцем нужно попытаться приподнять пятачок клапана. В идеале он должен передвигаться с минимальным усилием (без механического сопротивления).
  2. На холодном двигателе, когда в радиаторе нет избыточного давления необходимо установить пробку на ее посадочное место. Далее отсоединить трубочку, идущую на расширительный бачок системы охлаждения и через попробовать «надуть» радиатор. Клапан рассчитан на небольшое давление, поэтому у вас наверняка получится вдуть в радиатор небольшое количество избыточного воздуха. Это можно проверить, открутив крышку радиатора вновь. При этом должен быть слышен характерный шипящий звук исходящего из него воздуха. Вместо рта также можно использовать компрессор с манометром. Однако нужно следить, чтобы давление росло не резко.

Проверка прокладки крышки

Вместе с клапанами имеет смысл проверить и герметичность верхней прокладки крышки радиатора. Даже когда воздух со свистом выходит при открывании крышки это свидетельствует лишь о работоспособности клапана. Однако через негерметичную прокладку антифриз может понемногу испаряться, из-за чего его уровень в системе падает. При этом возникает и обратный процесс, когда вместо того, чтобы забрать антифриз из расширительного бачка в систему попадает воздух из атмосферы. Так образуется воздушная пробка («завоздушивание» системы).

Проверить пробку можно параллельно с проверкой обратного клапана. В исходном положении она должна быть установлена на своем месте на радиаторе. Для проверки нужно «надуть» радиатор через трубку, идущую от расширительного бачка (однако давление должно быть небольшим, около 1,1 Бара), и закройте трубку. Можно просто послушать наличие шипение выходящего воздуха. Однако лучше сделать мыльный раствор (пену), и обмазать им пробку по периметру (в районе прокладки). Если воздух из-под нее выходит, — значит, прокладка негерметична и требует замены.

Прибор для проверки крышки радиатора

Многих автовладельцев, столкнувшихся с разгерметизацией системы охлаждения интересует вопрос о том, как проверить на работоспособность крышку радиатора с помощью специальных тестеров. Такой заводской прибор стоит более 15 тысяч рублей (по состоянию на начало 2019 года), поэтому он будет доступен лишь для автосервисов и мастеров, занимающихся ремонтом автомобилей на постоянной основе. Рядовым же автовладельцам можно сделать аналогичный прибор из следующих компонентов:


  • Негодный радиатор с любого старого автомобиля. Его общее состояние неважно, главное, чтобы у него был целым верхний бачок. Особенно та часть, где крепится непосредственно пробка.
  • Наждачная бумага и «холодная сварка».
  • Ниппель с автомобильной камеры.
  • Компрессор с точным манометром.

Опуская подробности изготовления прибора, можно сказать, что он представляет собой отрезанный верхний бачок радиатора, на котором заглушили все соты, чтобы через них не выходил воздух, а также боковые стенки с аналогичной целью. К одной из боковых стенок герметично присоединяется ниппель автомобильной камеры, к которой подсоединяется компрессор. Далее испытуемая крышка устанавливается на свое посадочное место, а с помощью компрессора подается давление. По показаниям манометра можно судить о ее герметичности, а также работоспособности встроенных в нее клапанов. Преимущество данного прибора — низкая себестоимость. Недостатки — трудоемкость изготовления и неуниверсальность. То есть, если крышка отличается диаметром или резьбой, то для нее нужно изготавливать аналогичный прибор, однако уже из другого негодного радиатора.

С помощью тестера крышки радиатора можно проверить рабочий диапазон их давлений. Он будет отличаться для различных двигателей. В частности:

  • Бензиновый двигатель. Значение давления открытия главного клапана — 83…110 кПа. Значение давления открытия вакуумного клапана — -7 кПа.
  • Дизельный двигатель. Значение давления открытия главного клапана — 107,9±14,7 кПа. Давление закрытия вакуумного клапана — 83,4 кПа.

Приведенные значения являются усредненными, однако на них вполне можно ориентироваться. Точную информацию о рабочих давлениях главного и вакуумного клапанов вы найдете в мануале или на специализированных ресурсах в сети интернет. В случае, если тестируемая крышка показывает значение давления, которое сильно отличается от приведенного, — значит она неисправна, и, следовательно, требует ремонта или замены.

Ремонт крышки радиатора

Отремонтировать крышку радиатора чаще всего невозможно. Точнее, результат будет, скорее всего, негативным. Так, можно самостоятельно можно попробовать заменить резиновые прокладки на крышке, очистить ржавчину на ее корпусе, заново покрасить. Однако, если в конструкции ослабилась пружина или вышел из строя один из клапанов (или два сразу) — то их ремонт вряд ли возможен, поскольку сам корпус является в большинстве случаев неразборным. Соответственно, лучшим решением в данном случае будет покупка новой крышки радиатора.

Какую крышку радиатора поставить

Многих автолюбителей, затеявших проверку и замену упомянутой крышки, интересует вопрос о том, какие лучшие крышки для радиатора? Перед тем, как ответить на этот вопрос, необходимо сразу обратить внимание на то, что новая крышка должна обладать теми же эксплуатационными характеристиками, что и заменяемая. В частности, иметь аналогичный диаметр, шаг резьбы, размер внутреннего клапана, а самое главное — должна быть рассчитана на аналогичное давление.


Как правило, для большинства современных легковых автомобилей в продаже реализуются крышки, предназначенные для работы в диапазоне давлений 0,9…1,1 Бара. Однако перед покупкой необходимо дополнительно уточнить эту информацию, поскольку иногда встречаются исключения. Соответственно, и выбирать новую крышку нужно с аналогичными характеристиками.

Обратите внимание, что также в продаже можно встретить так называемые тюнингованные крышки радиатора, рассчитанные на работу при повышенном давлении, в частности, до 1,3 Бара. Это сделано для того, чтобы еще больше повысить температуру кипения тосола и тем самым поднять КПД двигателя автомобиля. Такие крышки могут применяться на спортивных автомобилях, двигатели которых предназначены для работы на большой мощности, однако в кратковременном режиме.

Для обычных автомобилей, используемых в городском цикле, такие крышки категорически не подходят. При их установке возникает ряд негативных факторов. Среди них:

  • Работа элементов системы охлаждения «на износ». Это приводит к снижению их общего ресурса и риску преждевременного выхода из строя. И если от чрезмерного давления лопнет патрубок или хомут — это половина беды, но гораздо хуже такая ситуация может закончиться, например, в случае, если лопнет радиатор или расширительный бачок. Это уже грозит дорогостоящими ремонтами.
  • Снижение ресурса антифриза. У любой охлаждающей жидкости есть определенный рабочий диапазон температур. Выход за его пределы снижает эксплуатационные характеристики антифриза и значительно сокращает время его использования. Поэтому при использовании тюнингованных крышек придется чаще менять антифриз.

Таким образом, лучше не экспериментировать, и следовать рекомендациям завода-изготовителя вашего автомобиля. Что касается конкретных торговых марок крышек радиаторов, то их существует достаточно много, и для разных машин они разные (для европейских, американских, азиатских автомобилей). Лучше всего покупать оригинальные запасные части. Их артикулы можно найти в документации или на специальных ресурсах в интернете.

Заключение

Помните, что исправная крышка радиатора — залог нормальной работы двигателя любого автомобиля с замкнутой системой охлаждения. Поэтому проверять ее состояние имеет смысл не только, когда она вышла из строя (или начались проблемы в работе системы охлаждения), но и периодически. Особенно это касается старых машин, и/или машин, у которых в системе охлаждения используется вода или разведенный антифриз. Эти составы со временем повреждают материал крышки, и она выходит из строя. А поломка ее отдельных частей грозит снижением температуры кипения охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.

Выбирать новую крышку необходимо по заранее известным параметрам. Это касается как ее геометрических размеров (диаметра крышки, диаметра прокладок, усилия пружины), так и давления, на которое она рассчитана. Эту информацию можно узнать из мануала или попросту купить крышку радиатора, аналогичную установленной прежде.

Ремонт крышки расширительного бачка

Ремонт крышки расширительного бачка

Часто наши автолюбители сталкиваются проблемой когда в системе охлаждения, а именно в расширительном бочке избыточное давление, кто то скажет что так и должно быть, да оно должно быть, но не большое. Из-за большого давления часто появляться течь радиаторе и что делать? или даст трещину в расширительном бочке? и в чем же причина неисправности? как работает это всё?

Причин может быть много, от пробитого прокладки ГБЦ до плохо антифриза или тосола (охлаждающей жидкости), но самое часто явления этому приводит не рабочая крышка расширительного бачка, а как же она влияет на давление многие спросите? Давление пропускается через крышку расширительного бачка, посредством специальных дорожек через устроенных в нём которые ведут за сам бачок (наружу). Но там не все так просто как кажется и мы сейчас это рассмотрим.

Как же разобрать и произвести Ремонт крышки расширительного бачка или же его модификацию?
В крышках устроена специальный клапан, которой при сверх большой нормы паров начинает сбрасывать давления за счет своего сжимающегося клапана и выпускает пара по спец отводящей дорожке. Но кроме этих дорожек в нём есть специальная пружина которая под давлением сжимается и открывает выход для избыточного давления, если эта пружина уже не сжимается и пришла не годность, то давление начинает искать слабое место чтоб выйти и в лучшем случае находить это место в расширительном бочке, а в худшем создаст трещину в радиаторе и выйдет наружу.

Перейдём к самому главному к " ремонту ", подопытным будет Крыша от Гольфа 2 — 3 (все крышки почти похожи по виду и конструкции). Чтоб проверить крышку нажимаем на нее большим пальцем со всей силой если она не исправна то она у вас не уйдет вниз, а будет стоять на месте, или же если работает то уйдет вниз то есть проверку прошла и работает и то не факт.

В нашем случае не работает и требует ремонта неисправной крышки или же модернизации.
Берем тонкую отвертку и крышку начинаем аккуратно выковыривать из него клапан, подцепив отверткой сбоку с нескольких сторон и приподнимаем потихоньку (будьте аккуратнее так как он частенько ломается когда вытаскиваешь, пластик как не как, да и нужна будет помощь вторых рук). Вот мы его все таки вынули.

Далее начинаем разбирать сам клапан крышки, переворачиваем его и аккуратно вытаскиваем с зашёлок.

Патом берем из него пружину, это самая главная делать которую будем ремонтировать даже не ремонт, а модернизировать. Берем кусачки или пассатижи и откусываем два ветка пружины, ну для своей машины откусил два ветка, смотрите сами как пружины сжимается, хватит ли вам 2, но лучше пока сделайте 2, а патом если мало будет сможете еще. Так же вы можете поставить другую пружину, как вариант.

Теперь собираем его в обратном порядке, уже нашу исправную модернизированную крышку, если есть инородная грязь в клапане так же вычистите его. Далее идем к машине и ставим нашу отремонтированную крышку расширительного бачка. После этого сброс паров в системе будет лучшее и не нужно будет бояться что где-то что-то лопнет как это было у меня.

Читайте также: