какой вентилятор подходит на ваз 2107

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Вентилятор охлаждения двигателя ваз 2107

ВАЗ 2107 оборудован электрическим вентилятором охлаждения радиатора. Он автоматически включается при нагреве охлаждающей жидкости до 90 градусов и в нормальных условиях обеспечивает стабильную температуру двигателя независимо от температуры воздуха и режима движения.

Но есть одна проблема. Иногда реле (датчик) включения вентилятора ломается и вентилятор радиатора ВАЗ 2107 не запускается. В результате двигатель перегревается и дело, в лучшем случае, ограничивается закипанием и утечкой охлаждающей жидкости, а в худшем – капитальным ремонтом двигателя. Чтобы избежать проблем, можно усовершенствовать конструкцию, организовав принудительный обдув радиатора. Есть два способа сделать это: механический и электрический.

Механическое принудительное охлаждение радиатора Ваз 2107

Достоинство такого решения – надежность. Принудительный механический обдув радиатора гарантирует, что автомобиль не закипит, стоя в пробке в жаркий день. Но при этом эффективность обдува на малых оборотах снижается в сравнении с электрическим обдувом. Зимой проявляется еще один недостаток принудительного охлаждения – холодный двигатель дополнительно обдувается вентилятором, что немного замедляет его прогрев. Тот факт, что вентилятор обдувает радиатор на холодном двигателе, никак не влияет на скорость прогрева при условии работающего термостата. Дело в том, что до прогрева двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор.

[tip]Механический привод вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 можно усовершенствовать:

  • Установить диффузор, направляющий поток воздуха через соты радиатора. Это улучшит эффективность охлаждения.
  • Сместить радиатор немного назад, поближе к крыльчатке. Для этого можно наклонить его верхнюю часть, используя для крепления планки из жесткой стали. Планки надо рассчитать так, чтобы расстояние между радиатором и крыльчаткой было примерно 2040 мм.

Таким образом можно обезопасить автомобиль от перегрева.[/tip]

Электрический вентилятор охлаждения радиатора (принудительный)

Чтобы поломка датчика вентилятора ВАЗ 2107 не принесла проблем, можно организовать принудительное охлаждение без замены штатного электровентилятора крыльчаткой, надеваемой на шкив помпы. Для этого достаточно обеспечить резервное включение вентилятора кнопкой. Понадобятся такие детали и материалы:

  • электромагнитное реле;
  • колодка для реле;
  • кнопка для установки на приборной панели (можно с подсветкой);
  • провод сечением не меньше 0,75 мм;
  • разъемы «папа-мама»;
  • изоляция.

Также понадобится новый датчик вентилятора, если старый неисправен. Исправность проверить можно омметром или прозвонкой. Если при нагреве нижней части радиатора вентилятор не включается, его надо менять.

Сначала нужно уменьшить ток, проходящий через контакты тепловое реле, управляющее включением вентилятора. Для этого схему включения вентилятора ВАЗ 2107 надо изменить так, чтобы он питался не напрямую от датчика, а через дополнительное реле. В этом случае контакты датчика вентилятора (термореле) не будут подгорать, а в случае выхода из строя дополнительного реле, последнее заменить будет намного проще.

Также необходимо подключить кнопку включения вентилятора так, чтоб при включении она дублировала датчик, подавая напряжение на катушку реле при включении. В этом случае при поломке датчика можно будет вручную включить вентилятор охлаждения ВАЗ и уберечь двигатель от перегрева.

Совершенствование системы охлаждения с электровентилятором

Для улучшения охлаждения можно заменить стандартный вентилятор охлаждения ВАЗ 2107 на более мощный и совершенный. В этом качестве подойдут вентиляторы от «калины» или «приоры». Особенно эффективен вентилятор с восьмью лопастями, обеспечивающий особенно сильный поток воздуха.

[note]Стоит учесть, что система охлаждения ВАЗ 2107 изначально спроектирована для эффективной работы. Если она не справляется, причина кроется не в неэффективном штатном аккумуляторе, а забитых сотах радиатора или недостатке охлаждающей жидкости в системе. Поэтому в случае перегрева двигателя при работающем вентиляторе, стоит проверить уровень охлаждающей жидкости и прочистить соты радиатора (или заменить его).[/note]

Вентилятор радиатора — он нужен только радиатору, потому что он его охлаждает, вить внутри радиатора при работе двигателя бегает охлаждающая жидкость и она очень сильно нагревается, благодаря вентилятору эта жидкость нагревается по дольше и в связи с этим температура двигателя не так быстро поднимается, вот поэтому когда вентилятор выходит из строя, машина начинает сильно греться и перегреваться, особенно это заметно когда стоишь во много часовой пробке в летнюю жару.

Не работает

На инжекторных двигателях ВАЗ-2107, двух контактный датчик вентилятора, который стоит в верхнем патрубке, при поднятии температуры охлаждающей жидкости выше той, на которую рассчитан, он должен подать сигнал на ЭБУ. Электронный блок управления, проанализировав сигнал, через реле включает вентилятор.

Поэтому, поиск причин не включения вентилятора, начинают со снятия разъёма с датчика, при включённом зажигании. Если сам вентилятор исправен, то он должен заработать. Вставив в клеммы разъёма нагрузку, в виде лампочки, вентилятор должен остановиться. Таким образом, Вы проверяете электрическую цепь электродвигателя вентилятора. В этом случае она будет исправна, а датчик вентилятора придётся заменить. Правда следует отметить, что в продаже, бывают и некондиционные датчики, которые при установке на двигатель также, работать не будут.

Если после снятия разъёма с датчика, вентилятор не заработал, то его работоспособность нужно проверить, подсоединив его напрямую к аккумуляторной батарее. Вариантов эксперимента, всего два. Если вентилятор работает, то придётся проверять работоспособность предохранителя, защищающего эту цепь, реле вентилятора и ЭБУ. А если вентилятор не заработает, то придётся проверять состояние его щёток, на предмет их износа.

Инструкция: замена решетки радиатора.

Как снять радиатор печки, материал доступен по ссылке.

Какой термостат лучше поставить http://rxsupersales.shop/.

Схема

Представляем вам схему включения электровентилятора охлаждения радиатора на ВАЗ-2107, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104. В этой схеме в блоке предохранителей присутствует реле, соответственно датчик может устанавливаться слаботочный.

Не выключается

Полетел датчик включения вентилятора, который отслеживает температуру.

Находится он с правой стороны радиатора (вкручен в сам радиатор). Вот его необходимо заменить.

Датчик включения (ДВ) вентилятора на любом автомобиле, в том числе ВАЗ 2107, играет важную роль. Именно благодаря ему происходит охлаждения двигателя с помощью воздушного потока, что не дает силовому агрегату перегреться. Подробнее о принципе работы, диагностике и способе замены читайте ниже.

Характеристика датчика включения вентилятора

На двигателях ВАЗ 2107 инжектор или карбюратор пропустить включение датчика вентилятора достаточно сложно — сам вентилятор охлаждения достаточно громкий. Кроме того, при его активации из моторного отсека не только доносится гул, особенное, если его активации совпала с большой нагрузкой на проводку, но и усиливается уровень вибрации кузова. А в том случае, если карбюратор настроен не должным образом, на приборной панели может загораться индикатор давления моторной жидкости.

Схема активации вентилятора охладительной системы ВАЗ 2107

Охладительная система «семерки» настроена таким образом, что вентилирующее устройство в нормальных условиях эксплуатации активируется не сразу. Это происходит в тот момент, когда достигается определенный температурный режим. Чтобы точно выявить этот момент, используется датчик вентилятора, отвечающий за активацию данного устройства.

Где находится датчик включения вентилятора? Такой вопрос приходил в голову каждому автовладельцу, который когда-либо занимался ремонтом системы охлаждения. Расположен он в радиаторе, поскольку в первую очередь происходит нагревание малого круга охлаждающей жидкости, после чего система предусматривает проход антифриза через радиатор. Работа последнего заключается в интенсивном теплообмене. Только в том случае, когда уровень температуры увеличивается более, чем на 92 градуса, ДВ начинает работу.

На карбюраторной стоят два датчика ОЖ, один — на приборную панель, другой — на включение вентилятора. А на инжекторной один датчик, он показывает температуру на приборной панели и идет ЭБУ, и оно управляет включением вентилятора.

Принудительное включение вентилятора

Охладительная система на ВАЗ 2107 не предусматривает регулярную работу вентилирующего устройства. Но несмотря на это, иногда реализуется принцип его принудительной активации. Это происходит тогда, когда регулятор выходит из строя, а произвести замену во время движения, как вы понимаете, невозможно. Проверить это можно так — ДТОЖ, который стоит под капотом, продемонстрировал на приборной панели критическую температуру мотора, когда стрелка перемещается в красную зону. При этом вентилятор не активируется и если это так, то этому может быть несколько объяснений.

Первое — произошла поломка самого ДВ, включающего вентилятор на «семерке». Такой исход событий, как показывает практика, является более благоприятный для водителя. Все потому, что сама по себе система остается полноценной, при этом радиатор функционирует должным образом, соответственно, часть тепла все же отводится от двигателя.

В данном случае у водителя есть несколько вариантов решения проблемы:

  1. Если вы едите по ровной дороге, при этом транспортное средство будет ехать без остановок, то просто следите за температурой на приборной панели. Если по пути имеются светофоры или пробки, просто включайте печку на полную силу.
  2. Если ездить еще долго, можно осуществить принудительную активацию вентилятора. Чтобы сделать это, из контроллера следует извлечь два контакта и замкнуть из между собой. Но перед тем, как выполнить эти действия, необходимо демонтировать отрицательный провод с аккумуляторной батареи. Когда проводки будут замкнуты между собой, отрицательный провод можно установить на место, на батарею, после чего вентилятор будет работать постоянно и без перерывов. Температура двигателя в данном случае не играет роль, ровно, как и режим езды машины. Когда транспортное средство остановится, вентилятор будет функционировать до того момента, пока батарея не разрядится полностью, чтобы не допустить его, необходимо отрыть моторный отсек и отключить «минус» от АКБ.

Такой вариант менее приемлемый для автовладельцев с установленной противоугонной системой, так что если вам пришлось разъединить проводку устройства, потом ее необходимо будет соединить и заизолировать. Кроме того, в подкапотном пространстве необходимо будет проследить за тем, чтобы под лопасти ничего не попало, поскольку схема нахождения проводов предполагает в жгутах. Разумеется, это принесет определенные неудобства, поскольку постоянно открывать капот и замыкать контакты — не совсем удобно. Так что вариант принудительной активации должен реализовываться в экстренном случае. Сам ДВ — это элемент, стоимость которого достаточно низкая, но вот его замена в пути практически невозможна, поскольку водителю в любом случае придется сливать антифриз.

Второй вариант менее приятен для водителя и более опасный для авто в принципе — сломался термостат, при этом охладительная система работает неполноценно из-за неработоспособности вентилятора. Разумеется, если радиатор пустой, ДВ не будет никак реагировать, соответственно, вентилирующее устройство не включится. Основная проблема в этом случае заключается в том, что тепловой обмен во много раз хуже из-за не функционирующего радиатора. Единственным вариантом решения проблемы является активация печки на полную силу и периодические остановки машины. Это позволит не допустить перевода стрелки в критическую зону на датчике.

На видео ниже вы можете посмотреть, как владелец ВАЗ организовал кнопку принудительной активации вентилятора при неработающем датчике (автор видео — Vlad Pakhandrin).

Диагностика контроллера

Чтобы произвести диагностику контроллера, вам потребуется градуированный термометр, который может функционировать при температуре кипения воды. Процедура диагностики осуществляется следующим образом:

  1. Часто датчика, обращенную внутрь радиатора, следует поместить в воду.
  2. Далее, к контактам контроллера подключаются щупы тестера, производится их регулировка на отсутствие сопротивления.
  3. Когда жидкость начинает нагреваться, сопротивление пропадает примерно при 87-92 градусах. Если это так, то контроллер является исправным и он будет работать должным образом.

Инструкция по снятию и замене датчика

Регулятор, который должен стоять в моторном отсеке, имеет свойство периодически выходить из строя. Соответственно, владельцу «семерки» будет полезно знать, как производится процедура демонтажа и установки нового контроллера.

Для снятия и монтажа ДВ выполните следующие действия:

  1. В первую очередь, необходимо обесточить бортовую сеть машины. Для этого снимите минусовую клемму с АКБ.
  2. Далее, демонтируйте крышку распределительного бачка, а также пробку с радиатора, чтобы не создавать большое давление в системе.
  3. Под радиатор необходим подставить емкость, в которую будет сливаться охлаждающая жидкость. Выкрутите кран радиатора и слейте антифриз в тазик или другую емкость.
  4. После этих действий нужно отсоединить провода с контроллера. Затем возьмите гаечный ключ на 30 и открутите сам регулятор за большую гайку. Теперь можно произвести демонтаж устройства. При снятии будьте особо внимательны, железное уплотнительное кольцо на регуляторе ни в коем случае нельзя потерять. Сделав это, можно приступать к монтажу нового устройства. В ходе установки не забывайте о том, что непосредственно перед монтажом места соприкосновения контроллера и радиатора необходимо смазать герметиком. При этом герметик должен быть высокотемпературным, данный процесс осуществляется насухую. Благодаря использованию герметика можно предотвратить утечку охлаждающей жидкости.
  5. После установки контроллера можно закрутить пробку на радиаторе. Затем сборка осуществляется в обратной последовательности — заливается слитый ранее антифриз, на место устанавливается минусовая клемма батареи. Чтобы быть уверенным в работоспособности системы, прогрейте двигатель и дождитесь включения вентилятора. Также не лишним будет избавить магистрали охладительной системы от воздушных пробок. На нашем ресурсе представлена инструкция по замене антифриза в «семерке». Если у вас возникли вопросы, она поможет вам разобраться, статья по этой ссылке.

Видео «Наглядная диагностика и замена ДВ своими силами»

Более подробно процедура диагностики и замены датчика включения вентилятора на отечественных «семерках» и других классических ВАЗах приведена на видео ниже (автор видео — Ремонт Двигателя! И интересное!).

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107

Принудительный обдув радиатора охлаждения применяется во всех без исключения автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Это единственный вариант избежать перегрева силовой установки. Именно поэтому необходимо периодически проверять исправность электрической цепи включения вентилятора радиатора.

Вентилятор охлаждения ВАЗ 2107

В силовых установках первых «семёрок» вентилятор радиатора был установлен прямо на валу водяного насоса. Как и помпа, он приводился в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала. Такая конструкция в то время применялась и на других автомобилях. Она практически никогда не выходила из строя, а перегреть двигатель с ней было невозможно. Однако был у неё один недостаток. Постоянно охлаждавшийся силовой агрегат очень медленно прогревался. Именно поэтому конструкторы АвтоВАЗа изменили принцип принудительного обдува, заменив механический вентилятор на электрический, причём с автоматическим включением.

Вентилятор охлаждения на шкиве помпы

Зачем нужен электровентилятор

Вентилятор предназначен для принудительного обдува радиатора охлаждения. Во время работы силовой установки жидкий хладагент через открывшийся термостат поступает в радиатор. Проходя по его трубкам, оборудованным тонкими пластинами (ламелями), хладагент остывает за счёт процесса теплообмена.

Электрический вентилятор

Когда автомобиль движется на скорости, теплообмену способствует встречный поток воздуха, но если машина длительное время стоит, или едет медленно, охлаждающая жидкость остывать не успевает. В такие моменты двигатель от перегрева спасает именно электровентилятор.

Конструкция устройства

Вентилятор радиатора состоит из трёх основных элементов:

  • электродвигателя постоянного тока;
  • крыльчатки;
  • рамки.

Конструкция вентилятора

Ротор электродвигателя оснащён пластиковой крыльчаткой. Именно она, вращаясь, создаёт направленный поток воздуха. Двигатель устройства установлен в металлическую рамку, при помощи которой он крепится к корпусу радиатора.

Как включается и работает электровентилятор

Процесс включения вентилятора у карбюраторных и инжекторных «семёрок» отличается. У первых за его включение отвечает механический температурный датчик, вмонтированный в нижнюю часть правого бака радиатора охлаждения. Когда двигатель холодный, контакты датчика разомкнуты. При повышении температуры хладагента до определённого уровня его контакты замыкаются, и напряжение начинает подаваться на щётки электродвигателя. Вентилятор будет продолжать свою работу до тех пор, пока охлаждающая жидкость не остынет и контакты датчика не разомкнутся.

Схема подключения электровентилятора в карбюраторной ВАЗ 2107

В инжекторных «семёрках» схема включения электровентилятора другая. Здесь всё контролирует электронный блок управления. Исходным сигналом для ЭБУ является информация, поступающая с датчика, установленного в выходящем из двигателя патрубке (возле термостата). Получив такой сигнал, электронный блок обрабатывает его и посылает команду на реле, отвечающее за включение мотора вентилятора. Оно замыкает цепь и подаёт электричество на электродвигатель. Работа устройства будет продолжаться до падения температуры хладагента.

Элементы цепи вентилятора на электросхеме инжекторной ВАЗ 2107

И в карбюраторных, и в инжекторных «семёрках» защита цепи электровентилятора осуществляется при помощи отдельного предохранителя.

Электромотор вентилятора

Электрический двигатель является основным узлом устройства. В ВАЗ 2107 применялись два типа моторов: МЭ-271 и МЭ-272. По характеристикам они практически идентичны, а вот что касается конструкции, то она несколько отличается. В двигателе МЭ-271 корпус штампованный, т. е. неразборный. Он не нуждается в периодическом обслуживании, однако в случае неисправности, его можно только заменить.

Разобранный электродвигатель вентилятора

Устройство и характеристики электродвигателя вентилятора

Конструктивно мотор состоит из:

  • корпуса;
  • четырёх постоянных магнитов, приклеенных по окружности внутри корпуса;
  • якоря с обмоткой и коллектором;
  • щёткодержателя со щётками;
  • шарикового подшипника;
  • опорной втулки;
  • задней крышки.

Электромотор МЭ-272 также в обслуживании не нуждается, но в отличие от предыдущей модели в случае необходимости его можно частично разобрать и попытаться восстановить. Разборка осуществляется путём отворачивания стяжных болтов и снятия задней крышки.

Схема электродвигателя вентилятора МЭ-272

На практике ремонт электровентилятора нецелесообразен. Во-первых, запчасти к нему можно купить только бывшие в употреблении, а во-вторых, новое устройство в сборе с крыльчаткой стоит не больше 1500 рублей.

Таблица: основные технические характеристики электродвигателя МЭ-272
Характеристики Показатели
Номинальное напряжение, В 12
Номинальная частота вращения, об/мин 2500
Максимальный ток, А 14

Неисправности вентилятора охлаждения и их признаки

С учётом того, что вентилятор является электромеханическим узлом, работа которого обеспечивается отдельной цепью, его неисправности могут проявляться по-разному:

  • устройство не включается вообще;
  • электродвигатель запускается, но работает постоянно;
  • вентилятор начинает работать слишком рано, или слишком поздно;
  • при работе узла возникают посторонние шумы, вибрация.

Вентилятор не включается вообще

Главной опасностью, которую несёт поломка вентилятора охлаждения, является перегрев силовой установки. Важно контролировать положение стрелки прибора датчика указателя температуры и чувствовать момент включения устройства. Если электродвигатель не включается при достижении стрелкой красного сектора, скорее всего, имеет место неисправность либо самого устройства, либо элементов его цепи. К таким поломкам относятся:

  • выход из строя обмотки якоря, износ щёток или коллектора электродвигателя;
  • неисправность датчика;
  • обрыв в электрической цепи;
  • перегорание предохранителя;
  • поломка реле.

Постоянная работа вентилятора

Бывает и так, что мотор устройства включается независимо от температуры силовой установки и работает постоянно. В этом случае могут иметь место:

  • замыкание в электрической цепи вентилятора;
  • выход из строя датчика;
  • заклинивание реле во включённом положении.

Вентилятор включается рано, или, наоборот, поздно

Несвоевременное включение вентилятора свидетельствует о том, что характеристики датчика по каким-то причинам изменились, и его рабочий элемент неверно реагирует на изменения температуры. Подобные симптомы характерны как для карбюраторных, так и для инжекторных «семёрок».

Посторонние шумы и вибрация

Работа вентилятора охлаждения любого автомобиля сопровождается характерным шумом. Его создаёт крыльчатка, рассекая своими лопастями воздух. Даже сливаясь со звуком работы двигателя автомобиля, в «семёрке» этот шум отчётливо слышно даже из салона. Для наших машин он является нормой.

Если же вращение лопастей вентилятора сопровождается гулом, скрипом или свистом, возможно, пришёл в негодность передний подшипник или опорная втулка в крышке. Треск или стук свидетельствуют о контакте крыльчатки с внутренней кромкой рамки, в которую установлен электродвигатель. Такая неисправность возможна вследствие деформации или перекоса лопастей вентилятора. По этим же причинам возникает и вибрация.

Диагностика и ремонт

Проверку вентилятора и элементов его электрической цепи рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Предохранитель.
  2. Реле.
  3. Электродвигатель.
  4. Датчик температуры.

Проверка работоспособности предохранителя

Предохранитель обычно проверяется в первую очередь, так как этот процесс наиболее простой и не занимает много времени. Для его осуществления потребуется только автотестер или контрольная лампа. Суть диагностики заключается в том, чтобы определить, пропускает ли он электрический ток.

Предохранитель цепи вентилятора установлен в монтажном блоке автомобиля, который расположен в моторном отсеке. На схеме он обозначен как F-7 с номиналом 16 А. Для его проверки и замены необходимо выполнить следующие работы:

  1. Отсоединить минусовую клемму от АКБ.
  2. Снять крышку монтажного блока.
  3. Найти предохранитель F-7 и изъять его из посадочного места.

Монтажный блок ВАЗ 2107

Проверка предохранителя

Диагностика реле

Как мы уже говорили, в инжекторных «семёрках» для разгрузки электрической цепи вентилятора радиатора предусмотрено реле. Оно установлено в дополнительном монтажном блоке, расположенном под вещевым ящиком в салоне машины, и обозначено, как R-3.

Дополнительный монтажный блок

Проверить реле самостоятельно довольно проблематично. Гораздо проще взять новое устройство и установить его на место диагностируемого. Если электровентилятор включится при нагреве хладагента до нужной температуры, значит, проблема была именно в нём.

Проверка и замена электродвигателя

  • вольтметр или многофункциональный автотестер;
  • два отрезка проводов;
  • торцевые ключи на «8», «10» и на «13»;
  • пассатижи.

Порядок работ следующий:

  1. Рассоединяем разъем питания вентилятора.
  2. К контактам половинки разъёма, что идёт от электродвигателя подсоединяем два провода, длины которых должно хватить, чтобы подключить их к клеммам батареи.

Разъем питания электродвигателя вентилятора

Проверка напряжения на проводах питания электродвигателя вентилятора

Отсоединение рамки вентилятора от корпуса вентилятора

Демонтаж вентилятора с рамкой

Откручивание гайки крепления крыльчатки

Снятие крыльчатки

Отсоединение электродвигателя от рамки

Диагностика и замена температурного датчика

Датчики температуры карбюраторных и инжекторных «семёрок» отличаются не только конструкцией, но и принципом действия. У первых датчик просто замыкает-размыкает контакты, а у вторых он меняет значение своего электрического сопротивления. Рассмотрим оба варианта.

Карбюраторный двигатель

Из инструментов и средств понадобятся:

  • рожковый ключ на «30»;
  • накидной ключ или головка на «13»;
  • омметр или автотестер;
  • жидкостный термометр с диапазоном измерения до 100 ОС;
  • чистая ёмкость для сбора хладагента;
  • ёмкость с водой;
  • газовая (электрическая) плита или бытовой кипятильник;
  • сухая чистая тряпка.

Алгоритм проверки и замены следующий:

    Подставляем ёмкость под пробку на блоке цилиндров силовой установки.

Пробка для слива охлаждающей жидкости

Сливание охлаждающей жидкости

Разъем датчика температуры

Выкручивание датчика

Проверка датчика температуры карбюраторной «семерки»

Видео: как не допустить перегрева двигателя при неисправном датчике

Инжекторный двигатель

В инжекторной «семёрке» предусмотрено два температурных датчика. Один из них работает в паре с прибором, показывающим температуру хладагента водителю, другой — с ЭБУ. Нам нужен именно второй датчик. Как уже упоминалось, он установлен на патрубке рядом с термостатом. Для его проверки и замены нам потребуются:

  • автотестер или мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
  • рожковый или накидной ключ на «19»;
  • жидкостный термометр с амплитудой измерения температуры до 100 ОС;
  • термоустойчивая ёмкость с водой;
  • кипятильник или плита (для нагрева ёмкости с водой);
  • чистая сухая тряпка.

Порядок работ такой:

    Находим датчик. Отсоединяем от его контактов разъём.

Датчик температуры инжекторной «семерки»

Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости

Демонтаж датчика

Проверка температурного датчика инжекторной «семерки»

Таблица: зависимость величины сопротивления ДТОЖ ВАЗ 2107 от температуры
Температура жидкости, ОС Сопротивление, Ом
20 3300–3700
30 2200–2400
40 2000–1500
60 800–600
80 500–300
90 200–250

Принудительное включение вентилятора

Некоторые владельцы «классики», в том числе и ВАЗ 2107 устанавливают в свои автомобили кнопку принудительного включения вентилятора. Она позволяет запускать электродвигатель устройства независимо от температуры хладагента. С учётом того, что конструкция системы охлаждения «семёрки» далека от идеальной, этот вариант когда-нибудь может сильно выручить. Пригодится он и тем водителям, которые часто перемещаются по просёлочным дорогам или вынуждены стоять в пробках.

Принудительное включение вентилятора уместно лишь на карбюраторных автомобилях. В машинах с инжекторными двигателями лучше полагаться на электронный блок управления и не вносить в его работу никаких изменений.

Видео: принудительное включение вентилятора

Самый простой способ заставить вентилятор включаться по желанию водителя — это вывести два провода от контактов датчика температуры в салон и подсоединить их к обычной кнопке на два положения. Для реализации этой идеи понадобятся только провода, кнопка и изолента или термоусадочная изоляция.

Если же вы хотите «разгрузить» кнопку от лишних нагрузок, можно установить в цепь реле по приведённой ниже схеме.

Схема принудительного включения вентилятора

В принципе, ничего сложного ни в конструкции самого вентилятора, ни в цепи его подключения нет. Так что в случае возникновения любой поломки можете смело приступать к самостоятельному ремонту.

Тест электровентиляторов охлаждения

С наступлением лета некоторые автомобилисты сталкиваются с необходимостью замены электровентилятора охлаждения. Как не ошибиться с выбором такого важного узла, от которого зачастую зависит вопрос «выживания» двигателя в пробке и в жаркую погоду?

Электровентилятор LUZAR разительно отличается от своих собратьев восемью профильными лопастями, объединенными единым ободом.
В картонной коробке кроме вентилятора мы нашли технический паспорт и крепеж. Гарантия на данный электровентилятор составляет два года.
По результатам замеров энергопотребления и частоты вращения крыльчатки вентилятор оказался в «золотой середине». При этом у него зафиксирована самая большая частота вращения крыльчатки.
Разбор показал, что крыльчатка электровентилятора LUZAR удерживается за счет проточки на валу электродвигателя и фиксируется с помощью гайки с левосторонней резьбой, имеющей нижний зубчатый обод. Помимо этого, гайка закрепляется фиксатором резьбы. За счет этого крыльчатка электровентилятора LUZAR является невзаимозаменяемой с другими электровентиляторами.
Электродвигатель LUZAR также выполнен по двухопорной схеме, как и предыдущие испытуемые, но на двух шарикоподшипниках.
Из этого следует, что разборные конструкции являются более предпочтительными с точки зрения ремонтопригодности, в то же время два подшипника на валу делают конструкцию более надежной и долговечной.
Переходим к щеточному узлу. В электродвигателе вентилятора LUZAR использованы искрогасящие дроссели (витая медная проволока). Подобная конструкция существенно продлевает ресурс изделия. Сечение щеток — 7,0х8,0 мм при длине 20 мм.
Соединительные провода щеток также имеют большее сечение (способствуют снижению нагрева). Для соединения щеточных узлов и искрогасящих дросселей используются латунные пластины, к которым специальными токопроводящими сварными клещами привариваются подводящие провода и провода щеток (по всей вероятности, это приводит к уменьшению переходных сопротивлений и меньшему нагреву).
При осмотре всех четырех роторов в электродвигателе вентилятора LUZAR была обнаружена двойная обмотка ротора. Ее применение как раз и приводит к усилению магнитного потока и мощности электродвигателя при тех же размерах.
При сопоставимости цен на испытуемые вентиляторы выявилась некоторая неадекватность в предложении товара по критерию «цена–качество». За откровенно низкое качество запрашивается более высокая цена. Если же учесть полученные данные при испытаниях, наши предпочтения мы склонны отдать в пользу вентилятора LUZAR.

Все про вентилятор радиатора охлаждения на ВАЗ 2107

В конструкции автомобиля ВАЗ 2107 предусмотрена система охлаждения, в основе которой имеется такой немаловажный элемент, как вентилятор. Главное назначение вентилятора радиатора ВАЗ 2107 в том, чтобы обеспечивать охлаждение радиатора с ОЖ за счет обдува. Рассматриваемый элемент выполняет важную роль, от которой зависит эффективность работы двигателя автомобиля. При неисправности устройства эксплуатация автомобиля не может продолжаться, так как итог такой поломки — это перегрев и заклинивание мотора.

Конструкция электрического вентилятора

Механическое принудительное охлаждение радиатора

Владельцы некоторых первых семерок знают, как устроена механическая система работы вентилятора охлаждения. Крыльчатка устройства приводится в движение за счет вращающегося ротора коленвала. Соединяются элементы при помощи ременной передачи, а работа вентилятора охлаждения радиатора начинается сразу после запуска мотора.

Такой способ работы вентилятора называется механическим, и главное его достоинство заключается в надежности. При запуске мотора крыльчатка устройства начинается вращаться, обеспечивая тем самым обдув радиатора. Такая система простая, и поэтому практически не нуждается в ремонте. Главный недостаток такого механизма в том, что частота вращения крыльчатки напрямую зависит от оборотов двигателя. На холостом ходу крыльчатка вращается с меньшей скоростью, чем при движении на большой скорости.

Если в летнюю пору при запуске ВАЗ 2107 с таким мотором вращение вентилятора не влияет отрицательно на прогрев мотора, то зимой наоборот. При запуске мотора в зимнюю пору требуется быстро прогреть мотор, а постоянное вращение вентилятора усложняет эту задачу, даже несмотря на систему охлаждения, состоящую из двух кругов циркуляции жидкости — малого и большого.

Крыльчатка на старых моделях ВАЗ

Недостаток в виде продолжительного прогрева мотора устраняется путем применения термостата, который контролирует циркуляцию охлаждающей жидкости по большому и малому кругу. При достижении рабочей температуры, когда двигатель прогревается, термостат открывает клапан, и жидкость циркулирует по большому кругу, то есть через радиатор охлаждения.

В зимний период, когда автомобиль движется на большой скорости, вентилятор слишком быстро охлаждает жидкость, поэтому можно заметить, что на таких семерках часто стрелка указателя температуры не достигает рабочего значения. Именно поэтому многие автовладельцы размещают на радиаторной решетке картонки или материи, препятствующие поступлению холодного воздуха.

Электрический вентилятор охлаждения радиатора

В конструкции авто ВАЗ 2107 более современных карбюраторных и инжекторных версий, устанавливаются крыльчатка со встроенным электромоторам, к которой вместе ременной передачи подведены провода. Электродвигатель вентилятора для охлаждения радиатора включается за счет срабатывания датчика, который измеряет температуру ОЖ. Как только температура в системе достигает соответствующей отметки (свыше 90 градусов), в датчике замыкается контакт, и поэтому включается вентилятор.

Подключение механизма

Проверка электровентилятора и его цепей

Если на авто ВАЗ 2107 инжекторного или карбюраторного типа не работает вентилятор охлаждения, значит необходимо начинать поиск неисправности с самого датчика. Датчик включения двигателя вентилятора проверить очень легко. Для этого необходимо отсоединить от него клеммные колодки (их две) и замкнуть их друг с другом(при включенном зажигании). Если после замыкания контакта сработает устройство охлаждения, то неисправность именно в самом датчике. Если же крыльчатка не будет вращаться после этой процедуры, значит, проблему нужно искать в другом.

Схема подключения вентилятора охлаждения проста, и с поиском неисправности не возникает никаких проблем. После датчика нужно проверить предохранитель. Этот предохранитель F7, который отвечает за защиту цепи от короткого замыкания и повышения тока. Ниже изображена схема, при помощи которой не составит большого труда разобраться с принципом работы вентилятора охлаждения.

В редких случаях из строя выходит электромагнитное реле, которое в цепь включается для того, чтобы снизить ток, поступающий на датчик. Если при включении зажигания вентилятор постоянно крутит лопасти, то это говорит о том, что в замене нуждается датчик. Это значит, что в датчике заклинили контакты, и теперь он постоянно работает. Однако такая ситуация лучше, чем когда датчик вышел из строя и при этом не включается при достижении ОЖ температуры, выше рабочей.

Проверка исправности механизма

Если поломка датчика включения вентилятора радиатора возникла в пути, то решить такую проблему можно путем отсоединения клеммных колодок от устройства,и замыкания их между собой, в результате чего крыльчатка будет вращаться постоянно.

Чтобы разобраться, почему на ВАЗ 2107 не включается вентилятор, необходимо вникнуть в устройство датчика. Датчик представляет собой основание, внутри которого расположен терморезистор. Как только температура достигает определенного значения (при повышении температуры возрастает сопротивление, и при достижении величины 195 Ом, происходит срабатывание), в терморезисторе замыкаются контакты, в результате чего ток подается через датчик, и идет на двигатель устройства, и он начинает работать. Замыкаются контакты датчика при достижении температуры 92 градуса, а разъединяются при снижении до 87 градусов.

В настоящее время датчики которые продаются на рынке, зачастую имеют погрешность температуры включения и выключения.

Выявить неисправность датчика можно мультиметром. Однако если предварительные испытания показали, что устройство неисправно, то его следует заменить, так как он не подлежит ремонту. Убедиться в исправности нового контроллера, который был приобретен, можно путем опускания его в горячую воду. К выводным контактам при этом нужно подсоединить щупы, а тестер установить в режим прозвонки. При исправном устройстве, тестер будет издавать соответствующий звуковой сигнал.

Если на семерке не работает вентилятор охлаждения радиатора, то эксплуатировать автомобиль нельзя, пока поломка не будет устранена. Если не устранить такую поломку, то последствия могут повлечь за собой перегрев двигателя автомобиля и последующий его ремонт.

Замена вентилятора радиатора на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Замена вентилятора радиатора на ВАЗ

Примечание!
Для замены вентилятора, вам понадобиться: Гаечный ключ или если есть, то воротком с накидными головками можно воспользоваться, а так же отвёртка понадобиться и на всякий случай страховочным крючком или помощником запаситесь, просто когда все гайки крепящие кожух вентилятора будут откручены, он может упасть в нижнюю часть автомобиля и тем самым деформироваться!

Где находиться вентилятор радиатора?
Чтобы его увидеть, нужно будет потянуть за рычажок благодаря которому капот у автомобиля откроется, после этого переберитесь в подкапотное пространство и вы его сразу же увидите (На фото корпус воздухофильтра снят, у вас же он будет установлен), для наглядности чуть ниже на фото сам вентилятор радиатора указан красной стрелкой (Мы его крыльчаткой будем называть, так более правильно), он состоит как вы можете видеть из электродвигателя (Он указан зелёной стрелкой и благодаря нему вентилятор и крутиться) и из кожуха на котором всё установлено (данный кожух указан синей стрелкой).

Когда нужно менять вентилятор радиатора?
Со временем электродвигатель у вентилятора выходит из строя, а при его выходе из строя он вообще перестаёт крутить вентилятор, вы это сразу поймёте по тому что автомобиль будет сильно греться, да и визуально можете поглядеть на вентилятор и если он не крутиться то уже можно считать что вышел электродвигатель из строя, в этом случае можно грешить либо на сам электродвигатель, либо же на проводку или же на датчик который включает электродвигатель (О том как проверить работает датчик или же нет и о том как его заменить, читайте в статье: «Замена датчика включения вентилятора на ВАЗ»), кроме этого вентилятор бывают снимают для замены на нём крыльчатки, вот к примеру двигатель у вас сильно греется при жаре, замените в таком случае четырёх лопастную (Это стандартная крыльчатка) крыльчатку, на шести или если найдёте по крепления то на восьми лопастную и двигатель уже меньше будет нагреваться, но только перебарщивать тоже не рекомендуем вам, вить если ездить постоянно на холодном двигателе (Просто при установке восьми лопастной крыльчатки, двигатель может вообще не прогреваться до рабочей температуры) то мощность у него упадёт, расход будет по больше и износ будет увеличенный, поэтому подбирайте крыльчатку таким образом, чтобы и двигатель не перегревался и быстро нагревался до рабочей своей температуры.

Как заменить вентилятор радиатора на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Снятие:
1) Для начала снимите аккумулятор с автомобиля, просто он мешать снятию будет, если вы не умеете это делать, тогда предлагаем вам ознакомиться со статьёй, называется которая: «Замена аккумулятора на машине», в ней всё подробно расписано.

2) Идём дальше, теперь смотрите на электродвигатель вентилятора, от него идут провода, пройдитесь глазами по этим проводам и разыщите стяжной хомут который не даёт им болтаться и стягивает между собой, его вам нужно будет расстегнуть и отложить в сторонку (см. фото 1), после этого колодку проводов и разъём ещё между собой разъедините (Данная колодки и разъём которые скрепляются между собой, так же на первом фото показаны синей стрелкой), затем в верхней части кожуха вентилятора вы найдёте провод который идёт на датчик включения вентилятора радиатора, данный провод крепится к кожуху при помощи трёх держателей (Они стрелками указаны на фото 2) их и нужно то будет вам вынуть, вынимаются они очёнь просто, для этого сожмите по бокам их руками и потом потянув за них выньте из отверстий в кожухе, ну и в завершение выворачивайте все болты гаечным ключом которые кожух к радиатору крепят (см. фото 3) и в конечном итоге, вынимайте кожух из подкапотного пространства автомобиля как это на последнем фото показано.

Снятие кожуха вентилятора радиатора

Примечание!
Помните мы ранее говорили то что нужно страховочным крючком запасаться, так вот привязывайте этот крючок за кожух чтобы кожух не упал в тот момент когда все болты его крепления будут выкручены, или ещё проще, попросите помощника чтобы он вам придерживал кожух когда вы будете откручивать все болты его крепления!

Установка:
Устанавливаются все детали на свои места в обратной последовательности, поэтому трудней у вас с этим возникнуть не должно.

Примечание!
Не забудьте, когда вы снимите кожух с вентилятором его можно будет так же разобрать и заменить отдельные детали а не весь кожух целиком (Просто это накладно будет, да может у вас только электродвигатель пришел в негодность) о том как это всё проделать, читайте в статье: «Замена электродвигателя вентилятора», там процесс разборки описан)

Замена вентилятора охлаждения радиатора на ВАЗ 2107

На более старых моделях классики, вентилятор охлаждения работал напрямую от помпы, то в более новых моделях, таких как ВАЗ 2107 он работает не на прямую от помпы. Поэтому причин неисправности электрооборудования стало больше. В данном фотоотчёте наглядно показано как своими руками произвести замену вентилятора охлаждения на автомобиле ВАЗ 2107. Процедуре замены нет ничего сложного, можно обойтись даже без гаража, лишь бы был необходимый инструмент, а именно: гаечный ключик на 13 и ключ-трещётка с головкой к нему на всё те же 13.

Также можете ознакомится с видео о замене радиатора.



Сначала нужно открыть капот и отсоединить штекер с проводами питания от моторчика.


Также стоит отсоединить еще один провода, которые идут к датчику температуры.


После этого берем ключ и откручиваем сначала верхний болт крепления с левой стороны.


Затем такой же, только снизу.


И с правой стороны мотор в сборе с вентилятором крепится еще одним болтом, который также необходимо открутить.


Теперь еще остался один штекер, который нужно отсоединить, от датчика температуры, который находится на радиаторе внизу справа.


Затем можно легко и просто вынимать вентилятор радиатора, с небольшим усилием поднимая его вверх.


Окончательный результат выполненной работы можно посмотреть на фотографии ниже, где электродвигатель вентилятора ВАЗ 2107 полностью снят с автомобиля для последующей его замены.

Читайте также: