куда заливается антифриз в камазе

Обновлено: 22.04.2024

КАМАЗ, система охлаждения: устройство и ремонт

Система охлаждения автомобиля является важнейшей структурой для поддержания рабочей мощности двигателя. У знаменитых авто Камского автомобильного завода охлаждающая жидкость колеблется в диапазоне 80-120 0 C. Учитывая, что температура двигателя достигает 220 0 C, становится ещё более понятна особенная важность системы охлаждения двигателя.

Особенности и важные элементы

Автомобиль КАМАЗ, система охлаждения которого практически не отличается от классической, работает оптимально. В случае отклонений двигателю авто грозят немалые неприятности. Состав основных элементов системы практически такой, как и у легкового авто:

  • радиатор охлаждения;
  • насос водяной;
  • патрубки;
  • термостаты;
  • вентилятор охлаждения.

система охлаждения камаз 740

Одно отличие от системы охлаждения не грузового автотранспорта видно сразу - наличие 2-х термостатов. Это связано в первую очередь с особенностью строения двигателя. V-образная восьмерка имеет две головки блока цилиндров, расположенных под углом менее 90 0 (отсюда и название). Следующая отличительная особенность - жалюзи на радиаторе охлаждения. В холодное время года они находятся в закрытом положении и дают возможность быстрого прогрева двигателя.

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет в составе гидравлическую муфту включения вентилятора. Управляемый привод позволяет автоматически регулировать частоту вращения вентилятора, тем самым усиленно охлаждая двигатель.

Схема работы системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет типичную схему, с помощью которой легко представить и понять основные моменты работы. На рисунке хорошо видно, что система охлаждения автомобиля замкнутая с принудительной циркуляцией антифриза. Скорость движения диктует водяной насос (30). Охлаждающая жидкость сначала перетекает в полость левого ряда цилиндров, а затем через трубку в полость правого ряда цилиндров.

камаз система охлаждения

После того как жидкость пройдёт через головки блоков цилиндров, она, естественно, нагреется. Следующим элементом на пути будет термостат (17). Здесь в зависимости от степени нагрева жидкость пойдёт либо обратно к насосу (малый круг), либо к радиатору охлаждения (10). Радиатор (обычно 3-х или 4-х рядный) активно охлаждает антифриз и завершает большой круг, направляя охлаждающую жидкость к помпе.

Схема системы охлаждения (КАМАЗ) представлена на рисунке. Здесь также имеется расширительный бачок (21) с крышкой (22) и краном контроля за уровнем жидкости (20). Вентилятор в сборе с муфтой (9) управляет скоростью и направлением потока охлаждающей жидкости. Он включается при температуре 85 0 С. Вообще температура антифриза при работе двигателя должна поддерживаться в диапазоне 85-90 0 С. Для улучшения направления потока воздуха через вентилятор предусмотрен диффузор. В случае превышения температуры жидкости в системе охлаждения (98 0 С) на щитке приборов загорится контрольная лампочка.

Слабые места системы охлаждения

Для начала разберём, что вообще может случиться с системой охлаждения грузового авто. Проблем на самом деле не так много:

  • течь;
  • перегрев антифриза;
  • переохлаждение;
  • попадание жидкости для охлаждения в масляную систему.

система охлаждения камаз

Течь антифриза в первую очередь происходит через соединения патрубков, а в последнюю очередь от разрушения (потрескивания) резиновых шлангов. Поэтому одно из слабых мест системы - патрубки. КАМАЗ, система охлаждения которого даёт сбои, начинает «страдать» и перегреваться. Ведь если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается. Здесь уже недалеко до перегрева. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать всю систему.

Вторым слабым местом можно определить термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможно как перегреть, так и переохладить двигатель. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан. Если термостат открыт, жидкость «гуляет» по большому кругу через радиатор. В случае непрогретого мотора это не даёт двигателю нагреться. Если при этом ещё и открыты жалюзи, то двигатель можно переохладить.

Если термостат закрыт, антифриз не поступает в радиатор и достаточно быстро нагревается на горячем двигателе. Какое-то время ситуацию спасает вентилятор (КАМАЗ). Система охлаждения прекращает справляться и перегревается сначала антифриз, а затем и двигатель.

Третьим в очереди слабых мест будет стоять вентилятор охлаждения с муфтой. Если он выйдет из строя, на пассивном охлаждении через радиатор система не вытянет. Если за автомобилем присматривать и вовремя делать профилактические осмотры с протяжкой «подозрительных» мест, то никаких проблем от системы охлаждения ждать не стоит.

Радиатор охлаждения (КАМАЗ)

Рассмотрим все основные узлы системы охлаждения отдельно. А начнём с того, что в первую очередь бросается в глаза - радиатора.

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) имеет в своём составе 3-х или 4-х рядный радиатор охлаждения. Он выполнен по классическому типу и представляет собой:

  • нижний бачок, к которому подходит отводящий патрубок;
  • центральную систему трубок, размещенных в несколько рядов;
  • верхний бачок с подводящим патрубком.

Крепление радиатора трехточечное. С двух боковых сторон он закреплен кронштейнами, которые в свою очередь через амортизирующие элементы присоединены к лонжеронам рамы. Нижнее крепление радиатора соединено с поперечиной №1 рамы.

система охлаждения камаз 5320

Особенностью строения радиатора (КАМАЗ) является наличие жалюзи. Это механическая система из металлических пластинок, которая перекрывает доступ к потоку воздуха через радиатор. Управляются жалюзи простым тросиковым приводом напрямую из кабины. Если ручка вытянута, значит, жалюзи закрыты, а в противном случае – открыты. Благодаря этому в холодное время года двигатель быстрее прогревается.

Вентилятор

Вентилятор охлаждения автомобиля КАМАЗ установлен на валу гидромуфты и внешне представлен пятью лопастями. В зависимости от температуры двигателя муфта автоматически включается и выключается. Вентилятор согласно этим включениям либо также работает, либо в случае не работающей гидромуфты пассивно крутится от воздействия потока воздуха.

Для более эффективного обдува воздухом система охлаждения двигателя (КАМАЗ) имеет кожух на вентиляторе. Он выполнен из тонкого металлического листа путём штамповки. Благодаря ему воздух эффективно поступает только на радиатор без боковых подсосов.

Гидромуфта системы охлаждения

Устройство системы охлаждения (КАМАЗ) имеет в своём составе такой важный элемент, как гидромуфту. Основное назначение этого устройства – передача кручения от коленчатого вала двигателя автомобиля к вентилятору охлаждения. В случае резкого изменения крутящего момента гидромуфта гасит колебания, и вентилятор всегда работает плавно, без рывков.

Конструктивно гидромуфта представляет собой два колеса, крутящихся на валу, через подшипники, заключенные в корпусе. Количество лопаток разное: на ведущем их 33, а на ведомом - 32. Между лопатками гидромуфты имеется внутренняя полость, которая является рабочей. Именно через рабочую полость происходит передача крутящего момента, когда оно заполняется маслом.

Чтобы гидромуфта системы охлаждения заработала, необходимо, чтобы моторное масло в неё поступило. Это происходит благодаря включателю, у которого есть три положения. 3 фиксации выключателя соответствуют трём режимам работы вентилятора:

  • автоматический;
  • постоянное включение вентилятора;
  • вентилятор полностью выключен, муфта не передаёт момент вращения от коленчатого вала.

В автоматическом режиме система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) работает согласно схеме, разработанной конструкторами. То есть до температуры охлаждающей жидкости 86 0 С масло не поступает в рабочую полость гидромуфты и вентилятор выключен. А при повышении температуры выключатель открывается, и масло поступает в гидромуфту, тем самым включая вентилятор.

Если выключатель муфты неисправен (двигатель перегрелся), рекомендуется установить его в положение с постоянным открытием гидромуфты. А после устранения неисправности вернуть в автоматический режим. Для случаев, когда автомобиль преодолевает глубокие броды, положение выключателя рекомендуется ставить в закрытом для муфты состоянии.

Насос водяной

Система охлаждения (КАМАЗ) имеет ещё один важный элемент – водяной насос. Его основная функция – циркуляция охлаждающей жидкости по всей системе охлаждения двигателя. Без него не получится создать принудительный поток в нужном направлении. И в случае его выхода из строя работа двигателя будет под вопросом.

система охлаждения двигателя камаз

Внутренние рабочие полости насоса надёжно защищены уплотнителями. Для профилактики неисправностей в насосе имеется маслёнка, через которую удобно нагнетать смазку. Признаком наполнения служит контрольное отверстие, через которое лишняя смазка выходит наружу. В качестве смазки используется обычный «Литол». Для того чтобы узнать о нарушении герметичности в корпусе насоса, имеется специальное дренажное отверстие. Если оттуда течёт, значит сальники уже не держат и подлежат замене.

Термостаты и патрубки

Патрубки системы охлаждения (КАМАЗ) должны быть под хорошим присмотром. В случае негерметичного соединения есть вероятность потерять большое количество охлаждающей жидкости и перегреть двигатель. Особое внимание следует уделять местам соединения патрубков у радиатора, водяного насоса и термостатов.

Термостаты системы охлаждения отвечают за управлением потоков антифриза. При повышении температуры жидкости до 80 0 С происходит перенаправление на радиатор, то есть циркуляция при этом начинает идти по «большому кругу». При этом часть потока продолжает протекать по «малому кругу». И только при температуре в 93 0 С клапан «малого круга» полностью закрывается, и вся охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор двигателя.

Обслуживание системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) практически ничем не отличается от предыдущих моделей. Также следует знать, что для 740 двигателя приставки евро 0, евро 2, евро 3 и евро 4 не вносят изменений в охлаждающую систему. Итак, что же необходимо делать для наилучшего обслуживания системы?

Самое первое действие, которое необходимо совершать каждый день, когда автомобиль эксплуатируется, это проверять герметичность всей системы (следить за следами от течи) и доливать антифриз до рекомендуемого уровня. Сама охлаждающая жидкость в летнее время может быть обыкновенной водой, а в зимнее время – качественным тосолом или антифризом. Для эксплуатации в суровых районах севера в систему охлаждения устанавливается подогрев.

устройство системы охлаждения камаз

К другим мероприятиям по обслуживанию, которые проводят планово, следует отнести:

  • проверку натяжения приводного ремня;
  • обслуживание водяного насоса (смазка подшипников плюс проверка и замена сальников);
  • проверку натяжного механизма приводного ремня;
  • полную опрессовку системы охлаждения;
  • проверку качества антифриза и его возможную замену;
  • промывку системы в случае сильного засорения.

Опрессовка

Система охлаждения (КАМАЗ 65115) должна обладать полной герметичностью. Визуальная проверка хороша, но может не показать места, которые вот-вот начнут пропускать. Для выявления таких слабых мест хорошо использовать манометр и насос для создания давления.

Для опрессовки достаточно подать на верхний вход радиатора давление насосом, запустить двигатель и смотреть за показанием манометра. Если всё хорошо и в системе нет пропусканий, стрелка прибора не изменит своего положения. В противном случае, когда стрелка начнёт опускаться, остаётся только найти проблемное место.

Замена охлаждающей жидкости

Случаи, когда требуется заменить жидкость системы охлаждения целиком, не так уж и редки. Самый простой вариант – наступила зима, а в системе находится простая вода. Также замена может потребоваться в случае потери жидкостью своих охлаждающих свойств или сильного загрязнения.

Ёмкость системы охлаждения (КАМАЗ) составляет 25 литров. Из них на водяную «рубашку» приходится 18 литров. Для замены жидкости в первую очередь производят слив старой. Для этого необходимо открыть нижний кран радиатора, сливной кран у теплообменника и насоса в системе подогрева, а также трубы подвода жидкости в системе отопления кабины. Не забываем открутить пробку расширительного бачка.

После того как жидкость полностью сольётся, все краны закрываются. А весь объем системы охлаждения (КАМАЗ) заливается через расширительный бачок. Новый антифриз подбирается в зависимости от времени года и условий эксплуатации автомобиля. При этом не стоит обольщаться импортными вариантами в красивых канистрах. Отечественные охлаждающие жидкости имеют точно такие же свойства, соответствующие международным стандартам качества.

Промывка системы охлаждения

Промывать систему охлаждения можно разными способами. В случае незначительного загрязнения промыть можно обычной водой. Для этого старую охлаждающую жидкость сливают, а вместо неё заливают воду. Двигатель запускается и прогревается на холостых оборотах. После этого вода сливается, и весь цикл повторяется несколько раз до полной очистки.

Если загрязнения в системе значительные, лучше всего использовать специальные готовые промывки. При этом существуют быстрые варианты, когда промывка просто добавляется в старый антифриз, а затем всё сливается. Но лучше пользоваться растворами для промывки, когда старая охлаждающая жидкость уже слита. Также следует учитывать, что для очистки водяной «рубашки» двигателя моющие растворы будут отличаться. Радиатор системы охлаждения промывать следует отдельно для более эффективной очистки. Для этого хорошо зарекомендовал себя 2,5% раствор соляной кислоты.

Из особенностей промывки следует знать то, что направление промывающего потока должно быть противоположным обычному ходу охлаждающей жидкости. Более эффективна будет промывка системы потоком воды или химическим раствором под давлением.

Устранение возможных неисправностей

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) должна работать без отклонений от осмотра до осмотра. Но случаи бывают разные и неисправности могут возникнуть неожиданно. Знание слабых мест системы поможет быстрее выявить проблему и решить её на месте.

Нарушение герметичности системы решается нахождением места течи и по возможности её устранением. Для этого часто бывает достаточно визуального осмотра. Проверяются все места соединения, водяной насос, радиатор, муфта. Изношенные патрубки при этом лучше просто заменить. Течь радиатора можно устранить пайкой либо заглушением прохудившихся трубок. Решение о замене радиатора принимается индивидуально, ведь он достаточно ремонтопригоден и хорошо промывается при снятии.

система охлаждения камаз евро

Износ или расслоение приводного ремня при обнаружении лучше решить заменой. Если есть подозрение на некачественную работу термостатов, то их удобно проверять по нагреванию нижнего бачка радиатора. При температуре 85 0 С, то есть когда клапан термостата начинает открываться, бачок должен теплеть. Если этого не происходит, значит, клапан неисправен и термостат следует заменить.

Система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) не отличается от своих ранних версий и более поздних тоже. Проблемы, которые могут возникнуть в охлаждающей системе, одинаковы по своим признакам. Одна из таких неисправностей – попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. Её можно обнаружить по убыванию антифриза без следов течи. Причиной могут быть изношенные прокладки головок блока цилиндров, а также течи через уплотнения гильз блока. Проблема решается заменой изношенных прокладок двигателя.

Заключение

Уход за автомобилем должен быть регулярным и комплексным. Ни одна из его систем не может иметь привилегий. При этом хорошо помогает знание слабых мест конкретного авто. КАМАЗ, система охлаждения которого не имеет видимых проблем, всё равно должен регулярно осматриваться и иметь полноценное техническое обслуживание.

Обслуживание системы охлаждения и отопления КамАЗ

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:

  • заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью;
  • заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;
  • следить за температурой охлаждающей жидкости которая должна быть в пределах 80—98 °С;
  • регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости добавлять. Уровень замерять только на холодном двигателе;
  • менять охлаждающую жидкость после каждого года эксплуатации;
  • следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, так как охлаждающая жидкость, просачивающаяся в полость подшипников, выводит подшипники из строя. О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует подтекание охлаждающей жидкости из дренажного отверстия насоса.

В случае нарушения температурного режима в системе охлаждения проверить исправность термостатов и датчика включателя гидромуфты.

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистить можно струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

Заполнение системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью

Сведения о составе и плотности низкозамерзающих жидкостей приведены в табл. 4.

Концентрированная жидкость ТОСОЛ-А, а также ее смесь с водой ядовиты, и поэтому при обращении с ним надо соблюдать меры предосторожности.

Состав и плотность низкозамерзающих жидкостей.

Температура окружающего воздуха, 0С

Состав низкозамерзающей жидко­сти (по объему), %:

Плотность низкозамерзающей жидкости при 20 °С, г/см3.

Перед заправкой необходимо открыть паровоздушную пробку расширительного бачка и через наливную горло­вину заполнить систему охлаждения жидкостью до уровня, при котором объем жидкости составит 2/3 объема бачка.

При этом уровень охлаждающей жидкости в расшири­тельном бачке несколько понижается, но остается выше крана контроля (см. ниже: «Проверка уровня охлажда­ющей жидкости в системе охлаждения»).

При заполнении системы охлаждения двигателя охлаж­дающей жидкостью следует открыть кран системы отопле­ния (верхний рычаг поставить в крайнее правое положе­ние).

Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Нормальный уровень охлаждающей жидкости должен находиться выше крана контроля уровня, при этом объем жидкости в бачке должен составлять 2/3 объема бачка. Его проверяют открытием крана контроля уровня, уста­новленного на расширительном бачке.

Если при этом из крана не потечет жидкость, то уро­вень является недостаточным, и его необходимо восста­новить, т. е. долить охлаждающую жидкость. Доливать жидкость рекомендуется в следующей последовательности:

  • закрыть кран контроля уровня;
  • снять паровоздушную пробку наливной горловины;
  • долить жидкость через наливную горловину;
  • закрыть паровоздушную пробку расширительного бачка.

Регулировка натяжения ремней КамАЗ

Натяжение ремней про­веряют нажатием на сере­дину наибольшей ветви с усилием 4 кгс. Нормально натянутые ремни должны прогибаться на 15—22 мм. Если ремни проги­баются больше или меньше указанного, необходимо от­регулировать их натяже­ние.

Натяжение ремней при­вода водяного насоса и гене­ратора регулируют измене­нием положения оси генера­тора.

Заменить ремни в случае выхода из строя одного из них следует комплектно.

Слив охлаждающей жидкости из систем охлаждения и отопления

Для слива жидкости необходимо открыть кран системы отопления, снять паровоздушную пробку с горловины расширительного бачка и отвернуть конические пробки, закрывающие указанные выше сливные отверстия.

При кратковременном использовании в системе охлаж­дения воды вместо низкозамерзающей жидкости сливать ее следует только при рабочем положении кабины. Авто­мобиль при этом должен быть установлен на ровной площадке.

Запрещается пускать двигатель и давать ему кратко­временно работать после слива охлаждающей жидкости (такой прием часто используют для удаления остатков жидкости из системы), так как это может привести к пере­греву деталей цилиндропоршневой группы и прежде­временному выходу двигателя из строя.

Замена тосола камаз

Для слива жидкости открыть кран системы отопления, снять паровоздушную пробку с горловины расширительно­го бачка и открыть сливные краны.

Замена тосола камаз

Заливать в расширитель­ный бачок охлаждающую жидкость до 2/3 его объема.

При использовании в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения мотора воды по окончании работы нужно слить воду из системы охлаждения мотора и из отопителя кабины. Для слива воды из отопителя следует от­крыть сливной кран на подводящих трубках отопителя.

При этом кабина должна быть в опущенном, транспортном поло­жении, иначе часть жидкости останется в провисающей час­ти подводящего шланга. Необходимо следить, чтобы при опущенной кабине подводящий шланг не провисал. Чтобы устранить провисание подводящего шланга, надо ослабить хомут крепления шланга по трубе около сливного крана и насадить шланг глубже на трубу, затем затянуть стяжной хомут.

При засорении или тугом проворачивании сливного крана он должен быть разобран. Для этого надо вынуть замковое кольцо из корпуса под ручкой и пробку крана. Затем нужно промыть детали крана, очистить от накипи и смазывать смазкой Литол-24.

Для кратковременной эксплуатации допускается применение воды (при температуре выше +6 °С).

Открыть пробку компенсационного бачка. Сливать жид­кость через перепускной клапан пневмо усилителя, отвернув его на 1/2-1 оборот, нажатием на педаль сцепления. После заправки гидросистемы прокачать ее.

Прокачку гидросистемы привода сцепления для удаления воздушных пробок, образующихся из-за нарушения герме­тичности гидропривода, следует производить в такой по­следовательности.

Замена тосола камаз

1. Снять с бачка главного цилиндра крышу и заполнить бачок рабочей жидкостью до уровня не ниже 15-20 миллиметра от верхней кромки заливной горловины бачка. Заполнять сис­тему рабочей жидкостью необходимо с применением сетча­того фильтра во избежание попадания посторонних приме­сей.

2. Снять с клапана выпуска воздуха на пневмо усилителе колпачок и надеть на головку клапана шланг для прокачки гидропривода.

Свободный конец шланга опустить в стеклянный сосуд вместимостью 0,5 л, наполненный рабочей жидкостью на 1/4-1/3 высоты сосуда.

3. Отвернуть на 1/2-1 оборот клапан и последовательно резко нажимать на педаль сцепления до упора ее в ограни­читель хода педали с интервалами между нажатиями 0,5-1 с до прекращения выделения пузырьков воздуха из рабочей жидкости, поступающей по шлангу в сосуд.

4. Добавлять в процессе прокачки рабочую жидкость в си­стему, не допуская снижения ее уровня ниже 40 миллиметра от верх­ней кромки заливной горловины во избежание попадания в систему воздуха.

5. По окончании прокачки при нажатой до упора педали сцепления завернуть полностью клапан. При надетом на не­го шланге, свободный конец которого опущен в рабочую жидкость, снять с головки клапана шланг, надеть колпачок.

6. Долить свежую рабочую жидкость в бачок до нормаль­ного уровня (15-20 миллиметра от верхней кромки заливной горло-. вины бачка).

Тормозная жидкость «Томь», ТУ 6-01-787-86. Гидротор­мозная жидкость «Нева», ТУ 6-01-1163-78. Тормозная жидкость «Борол», ТУ 2451-003-08754077-93

Смазать выключатель массы, предварительно его разобрав и прочистив. Смазать штекерные соеди­нения, находящиеся на шасси.

Смазки Литол-24, ПО ГОСТУ 21150-87.

Замена тосола камаз

Солидол Ж, ПО ГОСТУ 1033-79, или С, ПО ГОСТУ 4366-76 Смазки ВНИИНП-510, ТУ 38.401.276 или Литол-24, ПО ГОСТУ 21150-87.

Уход за автомобилем КамАЗ-5490.

Вымыть: фары, стояночные, габаритные и задние фонари, стекла, номерные знаки. На нижних частях крыльев, подножках, рессорах, мостах, брызговиках, крышке гнезда аккумуляторных батарей не должно быть грязи, снега и льда. Протереть контрольные приборы и стекла в кабине.

Продуть (в холодное время года) замки дверей и ящика для инструмента сжатым воздухом.

Для мойки автомобиля использовать нейтральные моющие средства, а воздействие воды под давлением должно быть не более 118 кПа (1,2 кгс/см2).

Для обеспечения срока службы лакокрасочных покрытий необходимо исключить длительное воздействие на лакокрасочные покрытия солей, кислот, растворителей и других едких веществ.

Для исключения разрушения лакокрасочного покрытия и, как следствие, возникновения очагов коррозии, своевременно удалять загрязнения, особенно: выделения насекомых; птичий помет; масла и консистентные смазки.

Необходимо своевременно устранять повреждения лакокрасочного покрытия от ударов камней и других механических воздействий.

Уход за ветровым стеклом.

Щетки стеклоочистителей должны плотно прилегать по всей длине кромки к поверхности ветрового стекла и перемещаться равномерно, без заеданий.

Проверить действие омывателя и выполнить, при необходимости, регулировку направления струи, прочистив и отрегулировав жиклер. Направление струи жидкости регулировать с помощью иглы, установленной в отверстии жиклера.

Бачок стеклоомывателя.

Бачок стеклоомывателя.

Уход за автомобилем КамАЗ-5490.

1 — крышка заливной горловины; 2 — заливная горловина.

В холодный период года бачок стеклоомывателя заправлять готовой стеклоомывающей жидкостью, имеющей пониженную температуру замерзания.

Внимание!

Избегать применения жидкости концентрата стекломоющего средства без разбавления ее водой, так как, попадая на лакокрасочные покрытия кабины, она портит их.

Слив конденсата из ресиверов.

Для поддержания требуемого давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора, а также охлаждения и выделения конденсата, в тормозной системе автомобиля применяется адсорбентный осушитель воздуха, выполненный совместно с регулятором давления.

Наличие конденсата в ресиверах контролировать ежедневно в конце рабочей смены. Краны слива конденсата открывать отводом в сторону толкателя (см. рис. Толкатель).

Толкатель.

Уход за автомобилем КамАЗ-5490.

Внимание!

Нельзя тянуть шток вниз и нажимать его вверх.

Осушитель воздуха с регулятором давления.

Уход за автомобилем КамАЗ-5490.

1 — колпачок; 2 — регулятор давления; 3 — осушитель воздуха; 4 — предохранительный клапан накачки шин (срабатывает при давлении (12,5+2,0) кгс/см2).

При появлении конденсата в ресиверах:

  • проверить работоспособность регулятора давления (включение/ выключение). Давление сжатого воздуха в пневмоприводе должно быть номинальным (9,0-10,0 кгс/см2);
  • при отсутствии отклонений в регуляторе давления заменить фильтрующий элемент.

Рекомендуется при обслуживании использовать фильтроэлементы, изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО «КамАЗ» на поставку.

Если неисправность не удалость устранить самостоятельно, обратиться в сервисный центр.

Техническое обслуживание осушителя заключается в периодической замене фильтрующего элемента по мере загрязнения (примерно раз в год).

При повышенном выбросе масла компрессором, приводящем к загрязнению маслом фильтрующего элемента и значительному сокращению срока его работы, отремонтировать компрессор.

Проверка уровня масла в картере двигателя.

  • Установить автомобиль на ровной горизонтальной поверхности. Включить стояночный тормоз.
  • Перед проверкой уровня масла заглушить двигатель, выждать не менее 10 минут. За это время масло стечет в поддон картера двигателя.
  • Проконтролировать уровень масла при помощи измерительного щупа (при поднятой кабине). Уровень масла должен находиться между нижней и верхней отметками на измерительном щупе.
  • При необходимости долить масло через маслозаливную горловину (см. рис. Пробка маслозаливной горловины). Смазочные материалы применять в соответствии с рекомендациями:

При превышении уровня заполнения маслом возможно повреждение двигателя.

Крышка расширительного бачка и пробка маслозаливной горловины.

Уход за автомобилем КамАЗ-5490.

1 — крышка расширительного бачка; 2 — пробка маслозаливной горловины.

Проверка уровня охлаждающей жидкости.

  • Установить автомобиль на ровной горизонтальной поверхности. Остановить двигатель.
  • Поднять переднюю облицовочную панель.
  • Проконтролировать уровень охлаждающей жидкости на холодном двигателе (температура не выше 50 °C). Уровень охлаждающей жидкости, при ее оптимальном объеме, должен доходить до нижней кромки заливной горловины.
  • При необходимости, долить охлаждающую жидкость той же марки через заливную горловину, отвернув крышку расширительного бачка (см. рис. Крышка расширительного бачка). Охлаждающую жидкость применять в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении.
  • Завернуть крышку до упора и дать немного поработать двигателю с переменной частотой вращения.
  • Остановить двигатель и еще раз проверить уровень охлаждающей жидкости.
  • Опустить переднюю облицовочную панель.

Внимание!

  • Категорически запрещается открывать пробку бачка на горячем двигателе!
  • Охлаждающая жидкость ядовита! Не допускать разлива жидкости на землю, попадания на кожу и слизистые оболочки!

Фильтр грубой очистки топлива.

Фильтр грубой очистки топлива (ФГОТ) ф. «UFI» (см. рис. Фильтр грубой очистки топлива ф. «UFI»> устанавливается между топливным баком и топливоподкачивающим насосом низкого давления.

Фильтр устанавливается на автомобиль со встроенным в корпус топливопрокачивающим насосом.

Фильтр грубой очистки топлива ф. «UFI».

1 — колпак; 2 — корпус; 3 — впускной канал; 4 — выпускной канал; 5 — ручной топливоподкачивающий насос; 6 — винт удаления воздуха; 7 — электроподогреватель; 8 — винт слива воды с датчиком наличия воды.

Прокачка системы питания.

Прокачку системы питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса (выпуск воздуха) необходимо производить при пуске двигателя или при замене сменного фильтра. Для этого:

  • Ослабить винт удаления воздуха.
  • Откачать воздух топливопрокачивающим насосом, предварительно расстопорив его рукоятку вращением против часовой стрелки. Прокачивать топливо до тех пор, пока из отверстия винта удаления воздуха не пойдет топливо без воздуха, после чего винт завернуть крутящим моментом 25±5 Нм.
  • После длительной стоянки или при выполнении работ на линии подачи топлива прокачать топливную систему автомобиля в целом.
  • Застопорить рукоятку ручного насоса вращением по часовой стрелке до упора.

Слив воды из ФГОТ.

При появлении на дисплее информации о срабатывании датчика наличия воды, необходимо слить отстой из фильтра грубой очистки топлива: вывернуть из колпака фильтра винт слива воды и сливать отстой до появления чистого топлива.

Перед сливом смеси воды и топлива из водосборного стакана, а также перед прокачкой системы питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса, необходимо подставить под ФГОТ емкость для сбора смеси воды и топлива.

Не допускать попадания топлива на агрегаты автомобиля и землю.

Замена фильтроэлемента.

  • Отсоединить разъем датчика наличия воды.
  • Слить топливо из фильтра, для чего необходимо отвернуть винт слива воды.
  • Закрутить винт слива воды крутящим моментом 1,5-2,0 Н-м.
  • Отвернуть колпак фильтра и вынуть из него фильтроэлемент.
  • Заменить уплотнительное кольцо колпака фильтра.
  • Смазать уплотнительные кольца колпака и нового фильтроэлемента моторным маслом.
  • Установить в колпак новый фильтроэлемент и завернуть колпак в корпус фильтра моментом (20+5) Н-м.
  • Подсоединить разъем датчика наличия воды.
  • Прокачать систему с помощью топливопрокачивающего насоса.
  • Запустить двигатель, убедиться в герметичности топливной системы.

Не допускать попадания загрязнений в систему питания двигателя при замене фильтрующих элементов.

Рекомендуется при обслуживании применять фильтроэлементы, изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО «КамАЗ» на поставку.

Внимание!

  • Монтажные работы выполнять только при отключенном двигателе.
  • Насос предпусковой прокачки топлива не демонтировать.

Система нейтрализации отработавших газов.

На автомобилях применяется система обработки отработавших газов с электронным управлением (система нейтрализации).

Система нейтрализации отработавших газов заправляется только нейтрализующей жидкостью AdBlue в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложениях:

Ориентировочный расход нейтрализующей жидкости составляет 4-8 % от расхода топлива.

При повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «ON» (положение движения) на дисплее происходит просмотр информации об автотранспортном средстве. Один из экранов по умолчанию показывает уровень нейтрализующей жидкости в баке.

Заправку системы производить по мере расходования нейтрализующей жидкости.

В случае снижения уровня нейтрализующей жидкости в баке, на панели приборов загорается контрольная лампа низкого уровня жидкости в системе нейтрализации .

Крышка заливной горловины бака с нейтрализующей жидкостью синего цвета. Заливать нейтрализующую жидкость AdBlue в бак необходимо через заливную горловину бака, не доливая до ее края 10-12 см.

Внимание!

  • Несанкционированное вмешательство и демонтаж любых элементов системы обработки отработавших газов запрещены.
  • Эксплуатация системы без нейтрализующей жидкости AdBlue не допускается.
  • Перед заправкой бака с нейтрализующей жидкостью остановить двигатель и выключить автономный отопитель кабины.

При возникновении неисправности в системе нейтрализации на панели приборов загорается контрольная лампа .

Нейтрализующая жидкость AdBlue.

Не пользоваться никакими присадками к нейтрализующей жидкости AdBlue.

Не разбавлять нейтрализующую жидкость AdBlue водопроводной водой, так как это может привести к разрушению системы нейтрализации отработавших газов.

Следить за чистотой используемой нейтрализующей жидкости. Загрязнения нейтрализующей жидкости приводят к повышению показателей вредных эмиссий и повреждению катализатора.

Внимание!

  • Не допускать попадания нейтрализующей жидкости в глаза. При попадании восстановителя в глаза немедленно промыть их чистой водой.
  • В случае попадания нейтрализующей жидкости при заправке на лакированные или алюминиевые поверхности, немедленно обильно промыть поверхность чистой водой.
  • Повторная заливка нейтрализующей жидкости, слитой во время ремонта, запрещена.

Для хранения нейтрализующей жидкости пользоваться только канистрами из пластика или нержавеющей стали. При хранении в канистрах из меди, медных сплавов, из нелегированной или оцинкованной стали, частицы этих металлов могут выделиться в нейтрализующую жидкость и вызвать разрушение системы нейтрализации отработавших газов.

Сколько литров тосола надо на камаз?

Сколько охлаждающей жидкости в Камазе 5511?

Ёмкость системы охлаждения (КАМАЗ) составляет 25 литров.

Сколько тосола в Камаз 65115?

Объем охлаждающей жидкости составляет 25 л.

Как слить охлаждающую жидкость с Камаза?

Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя КАМАЗ-740 (норматив №5) Если необходимо слить жидкость из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя. При наличии предпускового подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата.

Как правильно добавлять антифриз в радиатор или в расширительный бачок?

Если конструкция разборная, хладагент можно доливать непосредственно в радиатор. Но чаще в горловину его залить не получится из-за особенностей конструкции, в этом случае следует использовать расширительный бачок. Он расположен вблизи омывательного – важно не перепутать.

Сколько охлаждающей жидкости в Камазе евро 2?

Двигатель КАМАЗ 740.31 евро 2

Его система охлаждения способна вмещать 18 литров охлаждающей жидкости, которая очень эффективно отводит лишнее тепло наружу.

Сколько литров в Камазе?

Емкость топливного бака (литраж) автомобилей КамАЗ

Топливные баки автомашин КамАЗ имеют стандартные объемы 125, 170, 210, 250, 300, 350, 400, 450, 500 и 600 литров.

Что залить в систему охлаждения камаз?

Однозначно заливать Тосол. Он ближе по плотности к воде и нормально на нем эксплуатируется. Если залить антифриз (что намного лучше) то велика вероятность протечки по шлангам (шланги начинают плавиться).

Сколько масла в двигателе камаз 53212?

29,7 л: для двигателей 7403.10, используемых на моделях 4310, 43114, 5320, 55111, 53212; 30 л: для движков 740.11, 740.12, 740.13, которые используются на КамАЗе 65115; 33,2 л: для ДВС 740.50 и 740.51, используемых на КамАЗе 6520, 55111.

Как слить антифриз из системы?

Как полностью слить антифриз

  1. Подставьте под сливные отверстия емкость для отработанной жидкости.
  2. Дождитесь, пока автомобиль полностью остынет, затем открутите крышку расширительного бачка и радиатора.
  3. Полностью откройте заслонку печки – перед этим поставьте ее на максимально эффективный режим работы.

Куда заливается тосол камаз?

Где находятся сливные краны?

В блоке двигателя такой кран не предусмотрен. Его функцию выполняет сливная пробка. Она расположена на блоке двигателя. В процессе эксплуатации автомобиля блок покрывается слоем пыли и загрязнений различного характера.

Как правильно заливать антифриз на холодную или на горячую?

Помните, что доливать антифриз необходимо только на холодную, то есть, с остывшим двигателем и охлаждающей системой. В противном случае вы рискуете получить ожог!

Сколько заливается в радиатор антифриз в радиатор?

Сколько антифриза должно быть в системе охлаждения, можно найти в руководстве по эксплуатации к той или иной модели транспортного средства. В среднем необходимый объем охлаждающей жидкости составляет 5–8 литров. Главное, чтобы уровень антифриза оставался между максимальной и минимальной отметками.

охлаждение КамАЗ

Важные элементы системы

вид охлаждения камаз

Автомобили КамАЗ обладают системой охлаждения, напоминающей классические варианты. При этом каждый агрегат является важным, ведь он отвечает за функциональность системы, правильное движение охлаждающей жидкости.

Обратите внимание! Нужно отметить наличие двух термостатов. Они требуются для полноценной работы установленных двигателей. Также на радиаторе устанавливают специальные жалюзи, причем в холодное время года их закрывают для ускорения прогрева силового агрегата.

Уязвимые места системы охлаждения

Важно не только знать, где находится датчик температуры автомобиля КамАЗ и другие элементы системы, но и понимать проблемы. В большинстве случаев автомобилисты сталкиваются со следующими неприятными проблемами:

  • протекание используемых технических жидкостей;
  • переохлаждение установленных агрегатов;
  • перегрев используемого антифриза;
  • охлаждающая жидкость попадает в масляную систему.

Нужно понимать, что с этими проблемами можно успешно бороться только при правильном техническом обслуживании транспортного средства и учете отличий системы.

  1. Протекание антифриза чаще происходит через соединения патрубков. Иногда к этому процессу приводят разрушения резиновых шлангов. Нужно понимать, что патрубки – это одно из самых уязвимых мест КамАЗа, причем их плохое техническое состояние приводит к различным нежелательным проблемам. Уровень жидкости постепенно снижается, и система начинает активно нагреваться, вследствие чего может произойти перегрев агрегатов. Для устранения течи нужно все тщательно затянуть и провести прессовку системы, ведь даже малейших рисков протекания не должно быть.
  2. Термостаты также считаются слабым местом. Выход из строя элемента может привести к перегреву или переохлаждению мотора. Это зависит от расположения клапана, который нужно правильно регулировать. Если термостат открыт, жидкость будет проходить по большому кругу через установленный радиатор. Если мотор не прогревается, происходит чрезмерное снижение температуры. Если жалюзи находятся в открытом состоянии, двигатель может быть переохлажден. Зная, где термостат на автомобиле КамАЗ находится, нужно внимательно следить за его техническим состоянием. Изначально ситуацию может спасать используемый вентилятор транспортного средства, но рано или поздно нарушения в работе становятся слишком явными, вследствие чего температурный режим нарушается.
  3. В большинстве случаев вентилятор, устанавливаемый на КамАЗ, с муфтой относят к слабым местам. Если агрегат выходит из строя, система перестает справляться с собственными задачами. Если за транспортным средством постоянно присматривать и делать регулярные профилактические осмотры, проблемы можно успешно предотвратить.

Такие потенциальные проблемы важно учитывать, чтобы сохранять хорошее техническое состояние автомобиля.

Агрегаты системы охлаждения

При включении системы охлаждения и ее дальнейшей работы все должно работать правильно, поэтому каждый агрегат обладает особенным назначением.

Радиатор охлаждения

Радиатор – это один из самых значимых агрегатов. Он может быть 3-х или 4-х рядным. При этом агрегат выполнен по классическому варианту, поэтому обязательно включает в себя следующие составляющие:

  • нижний бачок, укомплектованный патрубком отводящей формы;
  • центральные трубки, которые установлены в виде рядов;
  • сверху находится бачок с патрубком подводящей формы.

Радиатор охлаждения

Крепление радиатора может быть трехточечным. При этом с боков для закрепления используются специальные кронштейны, обеспечивающее надежное крепление агрегатов. Для гарантированной надежности также предусмотрено нижнее соединение радиатора.

Радиатор обладает специальными жалюзи, представляющими собой металлические пластинки. При необходимости жалюзи перекрывают доступ к воздуху. Для управления жалюзи используется специальный привод, установленный в кабине, и достаточно менять позицию имеющейся ручки. Правильная регулировка помогает продлить срок службы система охлаждения. Если правильно регулировать радиатор, можно успешно обслуживать транспортное средство и защищать его от чрезмерного перегрева или охлаждения.

Вентилятор

Вентилятор выполнен в виде 5 лопастей, причем он находится на валу гидромуфты. Агрегат может в автоматическом режиме включаться – выключаться, причем этот процесс происходит с учетом температуры окружающей среды. Вентилятор охлаждения КамАЗ работает согласно включениям – выключениям. Наличие кожуха, созданного из металла, обуславливает поступление воздуха только на радиатор, поэтому боковых подкосов удается избегать. Зная особенности исполнения и работы датчика включения вентилятора КамАЗ 65115, где он стоит, можно правильно определять специфику использования агрегатов и внимательно следить за их техническим состоянием.

Водяной насос

Важно! В соответствии с евро стандартами также предусмотрено наличие водяного насоса. Основная функция агрегата – циркуляция охлаждающей жидкости по используемой технической системе и двигателю.

Агрегат определяет движение потока, функциональность и техническое состояние транспортного средства. Для защиты внутренних рабочих полостей традиционно используют специальные уплотнители. Для предотвращения поломок важно применение масленки, с помощью которой можно нагнетать смазку.

Водяной насос должен обладать герметичным корпусом, причем через специальное дренажное отверстие не должно что-либо течь. В противном случае сальники нужно будет менять в ближайшее время. Герметичность водяного насоса, как и остальных агрегатов, важна для правильного использования оборудования.

Термостаты и патрубки

Патрубки системы нуждаются в обязательном присмотре. Только при герметичных соединениях можно правильно регулировать температуру мотора и предотвращать потерю чрезмерного количества охлаждающей жидкости. Внимания заслуживают места, где патрубки соединяются с остальными запчастями и где отмечается повышенная уязвимость агрегатов.

Важно! Термостаты требуются для использования антифриза. Если температура технической жидкости достигает 80 градусов, переход жидкости нарушается. При температуре в 93 градуса циркуляция нарушается, вследствие чего охлаждающая жидкость течет через радиатор мотора и это приводит к уменьшению срока службы оборудования.

Только правильное техническое обслуживание термостатов и патрубок гарантирует сохранение хорошего состояния установленных агрегатов.

Особенности системы охлаждения

Обслуживание и регулировка агрегатов системы охлаждения обязательны с учетом технических параметров КамАЗа. Двигатель нормально работает при соблюдении температурного режима. Перегрев, переохлаждения потенциально опасны. Неправильный температурный режим уменьшает срок службы используемых агрегатов. При неправильной температуре нарушается использование топлива, так как оно плохо испаряется, воспламеняется и не сгорает, поэтому двигатель работает с меньшей мощностью и больше потребляет топлива.

трубки охлаждения камаз

Совет! Система охлаждения спроектирована на тяжелые условия и полную нагрузку мотора, высокую температуру воздуха. Устройства могут регулироваться для сохранения оптимальных характеристик в легких условиях работы.

Установленный датчик вентилятора КамАЗ помогает в контроле за характеристиками и их поддержании при разных погодных условиях.

Профилактика системы охлаждения

При подключении агрегатов помнят о регулярной профилактике, определяющей состояние КамАЗа.

  1. Используют жидкость с учетом оптимальной температуры применения.
  2. При заливе технической жидкости соблюдают основные правила проведения процедуры.
  3. Следят за температурой жидкости. Минимальный показатель – 80 градусов, максимальный – 98. Такая температура оптимальна для оборудования.
  4. Регулярно проверяют количество имеющейся жидкости. Нормальный уровень должен составлять две трети от объема используемого бачка.
  5. Жидкость регулярно меняют. Процедуру проводят раз в год. Со временем характеристики жидкости ухудшаются и агрегатам сложно подключаться к системе, выполнять рабочие задачи.
  6. Следят за состоянием оборудования, герметичностью конструкций. Протечка жидкости непозволительна, так как она уменьшает срок службы технической системы.
  7. При нарушении температурного режима проверяют состояние термостатов, датчика включателя гидромуфты.
  8. Летом регулярно следят за агрегатами. При необходимости проводят очистительные мероприятия для устранения засоренности.
  9. Профилактика и техническое обслуживание проводятся с учетом состояния оборудования. Учитывается схема включения вентилятора охлаждения КамАЗ евро 2 и других деталей.
  10. Важно натяжение ремней транспортного средства. Натяжение проверяют нажатием на середину ветви с усилием 4 кгс. Ремни обычно прогибаются на 15-22 миллиметра. В остальных случаях регулируют натяжение.
  11. Техническое обслуживание предполагает регулярный слив старой охлаждающей системы. Запрещено пускать двигатель для кратковременной работы после процедуры. Это приводит к перегреву деталей и преждевременным поломкам оборудования, так как оно не может подключаться исправно после процедуры.

Профилактика системы охлаждения

Использование надежного датчика включения вентилятора охлаждения КамАЗ и других устройств обязательно с учетом состояния транспортного средства, погодных условий, особенностей езды. Тщательный контроль за техническими характеристиками и регулярное обслуживание проводятся для полноценной работы оборудования, отвечающего за процесс охлаждения.

Читайте также: