прибор температуры воды ваз

Обновлено: 16.05.2024

Цифровой указатель температуры антифриза в ВАЗ-2107

Всем привет!
Решил дополнительно поставить в свою ВАЗ-2107 цифровой термометр охлаждающей жидкости, так как родной датчик показывает неадекватно, потому-что вынесен немного из блока двигателя, так как там установлен подогреватель. Да, и будет полезно знать температуру при прогреве двигателя зимой.

Нам понадобятся:
— Сам термометр с выносным щупом, измеряющий температуру до 120 °C

— Клей "холодная сварка" для металла

— Кусочек фольги
— Наждачная бумага, обезжириватель

Чувствительный элемент термометра решено прикрепить на выпускном патрубке рубашки охлаждения, где на инжекторах находится второй датчик температуры, передающий данные на ЭБУ автомобиля.

Сам термометр будем крепить в специально вырезанное окошко в пластиковой заглушке в месте где стояла штатная магнитола.

А провод с элементом пропускаем под панелью и выводим в подкапотное пространство вместе со жгутом проводов.

Сам датчик оборачиваем в пару слоев фольги, чтобы после застывания холодной сварки была возможность, в случае поломки, вытащить его и заменить.
Металлическую поверхность патрубка очищаем, зашкуриваем наждачной бумагой и обезжириваем. Смешиваем компоненты "холодной сварки" — достаточно будет небольшого кусочка в 3-5 грамм. Размазываем небольшую часть клея по поверхности, прикрепляем датчик термометра плотно к металлической поверхности и плотно залепляем оставшейся частью. Сверху, пока клей не застыл, можно прикрепить кусочек фольги для лучшего теплового экранирования.

Через сутки проверяем — датчик выходит свободно, клей встал намертво.

На панели получилось так.

Теперь проверяем работу — заводим автомобиль, уже через несколько секунд температура начинает подниматься. Через примерно 11 минут доходит до 88 °C и останавливается, чуть опускается на несколько минут и снова ползет вверх — так сработал термостат, открыв большой круг циркуляции охлаждайки.

Еще через 4 минуты, дойдя до 99,7 °C, включается вентилятор.

А, как мы знаем, температура включения вентилятора на инжекторной классике 100 °C. Таким образом, погрешность измерения составляет примерно 0,3 — 0,5 °C, что очень даже не плохо.
Небольшое видео процесса:

Цифровой указатель температуры антифриза в ВАЗ-2107 своими руками

Как вы помните, в прошлый раз мы установили в автомобиль цифровой вольтметр и подготовили место под такой же термометр для измерения температуры охлаждающей жидкости.

На днях гаджет пришел с Алиэкспресс , поэтому сегодня разберем его установку на автомобиль.

Помимо более точных показаний температуры антифриза по сравнению со штатным указателем, теперь мы сможем узнать уличную температуру до начала работы двигателя, что будет полезно, особенно зимой.

  • Сам термометр с длиной провода не менее 1 м (можно нарастить)
  • Клей "холодная сварка" по металлу
  • Кусочек фольги
  • Наждачная бумага, обезжириватель

Чувствительный датчик термометра будем крепить к выпускному патрубку рубашки охлаждения, где на инжекторных двигателях находится датчик температуры, передающий данные на ЭБУ автомобиля.

Крепить будем используя эпоксидную "холодную сварку" для металла, имеющую в своем составе металлический наполнитель, что повышает теплопроводность клея - так показания датчика будут более верными.

Для начала, пропускаем провод тем же путем, что и при установке вольтметра, фиксируем стяжками к жгуту проводов. Выводим в моторный отсек и по проводке доводим до места установки.

Сам термодатчик оборачиваем в пару слоев фольги, чтобы после застывания клея в случае поломки была возможность вытащить его и заменить.

Металлическую поверхность патрубка очищаем, зашкуриваем наждачной бумагой и обезжириваем. Смешиваем компоненты "холодной сварки" - нам достаточно будет небольшого кусочка в 3-5 грамм.

Сначала размазываем небольшую часть клея по поверхности, прикрепляем датчик термометра плотно к патрубку и плотно залепляем оставшейся частью. Сверху, пока клей не застыл, можно прикрепить кусочек фольги для лучшего теплового экранирования.

Ждем сутки, пока не затвердеет клей и проверяем - клей схватился намертво, сам датчик выходит довольно свободно.

ДТОЖ на ВАЗ 2107: Конструкция и назначение

ВАЗ 2107 народный отечественный автомобиль, который широко распространен в странах СНГ. За свой длительный период производства «семерка» практически не изменилась за исключением двигателя. Начиная с 00-ых годов ВАЗ 2107 начала оснащаться двигателем с инжекторным впрыском топлива.

Все двигателя у которых впрыск топлива осуществляется через инжектор имеют большое количество различных датчиков. Датчики необходимы для правильной и надежной работы ДВС.

В данной статье речь пойдет о датчике температуры охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2107, а именно рассказывается о его расположении, назначении, признаках неисправности и способах самостоятельной замены.

Датчик ДТОЖ


В ВАЗ 2107 применяется два датчика температуры один отвечает за работу с ЭБУ и замер температуры, а второй за включение вентилятора при достижении определенной температуры включение вентилятора.

Назначение


Датчик температуры предназначен для определения температуры жидкости охлаждения и передачи показаний на электронный блок управления двигателем (ЭБУ). В его задачи входит не только определение температуры, но и корректировка топливной смеси, а именно основываясь на показаниях с ДТОЖ, блок двигателя определяет нужное количество топлива и формирует топливную смесь.

Во время прогрева в холодное время года можно заметить повышенные обороты прогрева.

Конструкция


Конструкция датчика довольно простая в его корпус помещен терморезистор, который меняет свое сопротивление с изменением температуры. Выполняет чаще всего датчик из бронзы и пластика. Имеет разъем с выводом для подключения цепи питания.

Где находится


Датчик расположен на головке блока цилиндров между третьим и четвертым цилиндром. Расположение он такое получил не просто так именно эти цилиндры наиболее теплонагруженные и поэтому датчик установлен именно там, чтобы контролировать температуру на самом горячем участке двигателя.

Датчик температуры включения вентилятора расположен в радиаторе охлаждения, в радиаторе имеется специальное отверстие с резьбой в которое и вкручивается сам датчик.

Признаки неисправности

Поломок у датчика не очень много, но спутать его неполадки можно с другими неисправностями автомобиля. Поэтому выявить настоящего виновника неправильно работы двигателя поможет компьютерная диагностика, но заподозрить ДТОЖ в поломке можно с помощью его признаков поломки.

Неисправности ДТОЖ:

  • Автомобиль плохо запускается;
  • Нет повышенных оборотов при прогреве;
  • Повышенный расход топлива;
  • Не показывает шкала температуры ОЖ;

Неисправности датчика включения вентилятора:

  • Вентилятор не включается автоматически;
  • Низкая или высокая температура включения вентилятора;

Стоимость

Цена датчиков зависит от магазина, в котором производится покупка, но чаще всего стоимость их не превышает 300 рублей.

Замена

Замена данных датчиков довольно простоя работа, с которой справится практически любой человек. Замену можно проводить двумя вариантами, со сливом ОЖ и без слива.

Второй вариант замены более быстрый и его используют чаще всего, поэтому рассмотрим вариант замены ДТОЖ без слива ОЖ.

Внимание! Замену следует проводить на холодном двигателе, чтобы избежать ожогов.

Процесс замены

  • Снимаем разъем с датчика, который будет заменен;
  • Откручиваем ключом датчик против часовой стрелки и затыкаем пальцем отверстие датчика;
  • Берем новый датчик и быстро устанавливаем его на место;

Потери ОЖ при такой замене минимальные, а сэкономленное время около часа.

После замены необходимо проверить уровень антифриза и при необходимости долить его.

Полезные видео

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на

Всё дело в том, что данный датчик на инжекторных автомобилях, кроме того чтобы просто показывать температуру охлаждающей жидкости, ещё и в добавок делает смесь беднее и богаче, то есть если двигатель у вас ещё холодный то датчик это определяет и посылает информацию на сами мозги, которые и настраивают автомобиль увеличивая чуть-чуть его обороты чтобы он просто быстрее нагрелся, а когда двигатель прогревается то этот же самый датчик сообщает на мозги, как бы двигатель прогрелся обороты можно чуть убавить, а после того как обороты будут убавлены то сама смесь чуть обеднится и как уже было сказано чуть ранее, выхлоп станет чище из-за того что смесь будет более бедная. (О том что такое бедная и богатая смесь, более подробно смотрите в статье под названием: «Что такое бедная и богатая смесь»)

Примечание!
Для того чтобы произвести замену датчика температуры жидкости, вам нужно будет запастись следующими инструментами: Во-первых вам нужно будет взять с собой торцевой ключ на очень большой размер где то 21, либо же если нет такого ключа то возьмите глубокую накидную головку с удлинителем который будет идти с ней, либо же просто возьмите самый обычный гаечный ключ для того чтобы вывернуть сам датчик и ещё вам нужно будет запастись небольшой ёмкостью, для того чтобы вы могли слить в неё часть охлаждающей жидкости которая выльется из головки блока во время замены!

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости?
Он располагается в головки блока цилиндров и закрыт от попадания грязи в добавок защитным чехлом, в этой самой головки блока цилиндров кстати есть ещё специальное отверстие как раз таки под этот самый датчик, в этом отверстие присутствуют ещё риски по которым и вкручивается сам датчик, более подробное его местонахождение вы сможете увидеть на фото ниже:

Стрелкой указано местонахождение на головки блока цилиндров этого самого датчика, но только сверху он ещё закрыт защитным чехлом и под этим чехлом можно ещё разглядеть провода которые подсоединены к данному датчику

Когда нужно менять датчик охлаждающей жидкости?
Он заменяется как уже было сказано ранее, в том случае если он начал давать неверные показания, на карбюраторных двигателях особой роли данный датчик не играет, а вот уже на инжекторе мозгам будет подаваться совершенно неверная информация в связи с которой работать автомобиль начнёт неправильно, вот к примеру если у вас двигатель будет холодный а датчик в это время будет показывать то что двигатель уже прогрелся, то прогревать его вы будете дольше в холодную погоду так как двигатель будет работать в якобы прогретом режиме при этом обороты повышаться не будут, а зачем им повышаться то если датчик показывает то что двигатель прогрет, сам контроллер не может же понять то что двигатель ещё холодный, так как он получает информацию только с датчиком и всё.

Как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание!
Прежде чем начать замену, обязательно помните то что заменять данный датчик нужно только на холодном двигателе, так как после того как вы его извлечёте из того самого отверстия, то из этого отверстия сразу же потечёт охлаждающая жидкость, а если двигатель будет очень горячий (При горячем двигателе давление в системе очень сильно возрастает), то из этого отверстия не потечёт охлаждающая жидкость, а просто выплеснется под очень сильным напором да и ещё будет она при этом очень горячая и если она вдруг попадёт на вас, то возможно нанесёт ожоги поэтому с температурой данной жидкости будьте очень аккуратны!

Да ещё кой что перед покупкой какого либо датчика просмотрите на старом вашем датчике маркировку которая на нём нанесена и уже по ней покупайте новый датчик, потому что они должны будут обязательно сходиться между собой и да к слову, на большинстве автомобилей классического производства применяется датчик температуры охлаждающей жидкости типа ТМ 106, поэтому учтите это тоже перед покупкой!

Перед тем как вы приступите к работе, обесточьте так же аккумуляторную батарею чтобы на 100% обезопасить провода от короткого замыкания, а то если на них попадёт влага тогда они у вас могут сгореть поэтому будьте более аккуратны! (Более подробно о том как обесточит аккумулятор, см. в статье: «Замена аккумулятора» в пункте 1)

Снятие:
1) В самом начале операции снимите защитный чехол с датчика и отсоедините провод который к нему ещё подсоединяется, после чего взяв в руки гаечный ключ, либо же торцевой ключ, либо же головку и отверните с их помощью сам датчик за резьбовую гайку которая идёт как одно целое вместе с датчиком.

2) Затем когда датчик уже будет почти отвёрнут, отложите все инструменты в сторонку и при помощи одно руки понемногу начните выворачивать датчик, а когда датчик уже вот вот отвёрнётся, то возьмите в руки либо просто новый датчик, либо же просто заткнёте отверстие рукой чтобы не вытекала жидкость, после того как вы примете решение проделайте следующие, выворачивайте значит полностью сам датчик и после того как он будет вывернут резко убирайте его и на его место можете сразу же поставить новый, либо же просто заткнуть отверстие рукой.

Извлечение датчика из отверстия и закрытие рукой самого отверстия в котором располагался до этого датчик

Примечание!
Если вы хотите чтобы из данного отверстия не полилась охлаждающая жидкость, то в таком случае слейте её из системы до такого уровня, чтобы она была ниже этого датчика и соответственно ниже самого отверстия! (О том как слить жидкость, см. в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ»)

Установка:
Устанавливается новый датчик на своё место в обратном порядке снятию, по необходимо добавьте охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

Примечание!
Если вам нужно будет вдруг проверить работает ли у вас старый датчик либо же нет, тогда перейдите по ссылке которая будет указана чуть позже и там будет интересная статья, в которой подробно описано как проверяется датчик температуры охлаждающей жидкости на работоспособность! (О том как проверить датчик, см. в статье: «Проверка датчиков приборов»)

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

Двигатель внутреннего сгорания нуждается в постоянном охлаждении независимо от сезона. Нарушение циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) грозит перегревом силового агрегата, что может привести к перебоям в его работе и даже вывести его из строя. Для контроля температуры ОЖ предназначен специальный датчик – ДТОЖ. Порой он ломается, поэтому надо уметь провести его диагностику и заменить в случае выхода из строя.

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

Назначение и конструкция прибора

Датчик предназначен измерять температуру ОЖ и выводить показания на щиток приборов, на котором указатель находится внизу слева.

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

Если значение близко к 95 градусам, это говорит о том, что охлаждающая
система не справляется со своими функциями и мотор может перегреться.

Виды приборов

Разные модели ВАЗ 2107 оснащают либо электромеханические,
либо электронные датчики. Первые ставились на первых моделях, затем их сменили
более современные – электронные.

Электромеханический прибор представляет собой стальной корпус. Его стенки сделаны толстыми, поэтому датчик равномерно прогревается. Внутри расположена камера со смесью церезита и медной пудры, которая чувствительно реагирует на колебания температуры. Камеру закрывает чувствительная биметаллическую пластину, которая соединена с толкателем. Когда корпус устройства нагревается ОЖ, церезит внутри расширяется и оказывает давление на пластину, которая в свою очередь перемещает толкатель в верхнее положение. Цепь замыкается и сигнал передается на панель приборов.

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

На ВАЗ 2107 последних выпусков ставят электронные устройства. Основной элемент у них термический резистор с высокой чувствительностью. Сопротивление в нем меняется обратно пропорционально изменениям температуры. Через специальную схему сигнал поступает на приборный щиток.

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

Расположен датчик на радиаторе охлаждения ВАЗ 2107, что позволяет ему быстро реагировать на колебания температуры ОЖ. В первых «семерках» он не только контролирует температуру жидкости, но и служит пробкой для горловины, через которую осуществлялся слив ОЖ.

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

В новых модификациях отверстие для слива имеет свою пробку.
Для датчика предназначено специальное посадочное место.

Самостоятельная проверка и неисправности ДТОЖ

Если на приборной панели отражаются неправильные показания температуры,
этому могут быть две причины:

  • Перегорел предохранитель, который отвечает за
    датчик температуры, при этом прибор исправен. Чтобы убедиться в этом нужно заглянуть
    в монтажный блок под рулевой колонкой. Сгоревший предохранитель можно
    определить по внешнему виду: черный и оплавленный.

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

  • Вышел из строя ДТОЖ. Он может перегореть при
    резком скачке напряжения в электросети автомобиля. Это происходит из-за
    повреждения изоляции проводов, которая за время эксплуатации сильно
    изнашивается, что приводит к короткому замыканию.

В зависимости от причин неполадок меняется либо
предохранитель, либо датчик температуры.

Чтобы проверить ДТОЖ ВАЗ 2107 понадобится мультиметр,
кипятильник, термостойкая емкость объемом примерно 500 мл, термометр, предел
измерения которого не менее 100 градусов. В емкость наливаем стакан воды.

Дальнейшие действия по проверке датчика:

  1. Отключаем отрицательную клемму от АКБ.
  2. Нажимаем на фиксатор, удерживающий колодку с
    проводами, отсоединяем кабеля от ДТОЖ.
  3. Выставляем мультиметр в режим вольтметра. Отрицательный
    щуп прибора подключаем к массе силового агрегата.
  4. Включаем зажигание и проверяем напряжение на
    выводе «А» разъема с проводами. Оно должно составлять не менее 12 В. Если
    напряжение отсутствует, это говорит о неполадках в ЭБУ или электропроводке.
  5. Выключаем зажигание.
  6. На следующем этапе выкручиваем ДТОЖ и извлекаем
    вместе с уплотнительной резинкой.
  7. Подключаем щупы мультиметра, выставленного в
    режиме омметра, к выводам демонтированного датчика.
  8. Погружаем в емкость с водой резьбовую часть
    прибора.
  9. Затем включаем кипятильник и нагреваем воду.
  10. При достижении температуры воды 95 градусов, на
    тестере показания сопротивления должны пропасть. Если они остались, значит
    датчик вышел из строя и требует замены.

Есть еще один простой способ проверки датчика. Он применяется в рабочем режиме. Исправный датчик должен включить вентилятор, если достигнута критичная температура. Если этого не произошло, вынимают провода из датчика и соединяют друг с другом. Если вентилятор заработал, значит неисправен датчик. Если он не начал вращаться, это говорит о его неисправности.

Проверка датчика температуры.

Инструкция по замене датчика

Неисправные ДТОЖ невозможно отремонтировать, так как в них
нет деталей, которые можно заменить самостоятельно. К тому же у них корпус не
разбирается. Поэтому их просто заменяют новыми. Для проведения замены нужно
купить новый ДТОЖ для ВАЗ 2107, приготовить головку на «30» с удлинителем,
подойдет свечной ключ и тару, в которую будет сливаться ОЖ.

Процесс замены представляет последовательность шагов:

  • Загоняем автомобиль на любое подъемное
    приспособление или смотровую яму.
  • Под радиатор подставляем приготовленную пустую тару,
    в которую будем сливать ОЖ.

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

  • Сдвинув колпачок, тянем на себя провода,
    отсоединяем контакты от датчика.
  • Чтобы выкрутить датчик, используем торцовую
    головку на «30». Снимая прибор, следует не забыть про уплотнительное кольцо под
    датчиком, чтобы не потерять его.
  • Сливаем всю охлаждающую жидкость.
  • На штатное место старого датчика вкручиваем
    новый прибор. Закручивая датчик, не стоит сильно усердствовать, так как можно
    по неосторожности сорвать резьбу в гнезде.
  • Далее одеваем штекер с проводами на новый
    датчик. Откручиваем крышку на расширительном бачке, заливаем новую охлаждающую
    жидкость до необходимого уровня. Можно залить ОЖ через радиатор.
  • Чтобы в системе не было воздушных пробок,
    запускаем мотор и нажимаем на трубки, идущие к радиатору.

Возможен вариант, когда не нужно сливать антифриз. Опытные водители выкручивают неработающий датчик, зажимают пальцем сливное отверстие и вкручивают новое изделие.

Как самостоятельно проверить и заменить ДТОЖ на ВАЗ 2107

Но несмотря на быструю замену, часть жидкости все же
выливается, поэтому придется доливать ее в расширительный бачок.

При покупке нового ДТОЖ предпочтенье следует отдавать
электронному варианту, хотя он и дороже. В них нет движущихся частей, поэтому
их срок службы дольше.

Для замены ДТОЖ на ВАЗ 2107 не потребуется специальных знаний, поэтому выполнить ее сможет сделать даже начинающий водитель, руководствуясь инструкцией. При этом экономится время и финансы на посещение станции техобслуживания. Дополнительный плюс – приобретение опыта.

Маркировка датчиков температуры охлаждающей жидкости

Все датчики служат для контроля работы определенных узлов и деталей. При нарушении функций работы, датчик показывает, что работа того или иного устройство нестабильна. Автомобиль в своей конструкции имеет множество датчиков.

Важная рекомендация: можно ли смешивать антифриз с тосолом или между собой, или с водой, и что будет, если смешать? Ответ найдет по ссылке.

Двигатель внутреннего сгорания нуждается в стабильной работе. Так вот, температурный датчик жидкости охлаждения обеспечивает контроль за стабильностью работы ДВС. Мотор машины быстрее греется благодаря этому датчику и медленнее достигает высоких температур, приводящих к кипению охлаждающей жидкости в системе.

ДТОЖ — это не датчик, который показывает температуру жидкости в системе блока и радиатора. Некоторые неправильно думают на счет этого.



Датчик температуры ОЖ передает данные температуры жидкости (антифриза, тосола или воды) в электронный блок управления (ЭБУ). А температуру жидкости, которую водитель видит на приборной панели, передает другой датчик, тоже температурный.

Если сломается датчик, который выводит значение температуры для водителя, то ничего серьезного для системы это не принесет. А, если выйдет из строя датчик, который передает значение температуры в ЭБУ, тогда блок управления неправильно будет регулировать работу ДВС.

Информация для начинающих автомобилистов: охлаждающая система (радиатор, рубашка системы охлаждения двигателя) должна содержать жидкость (желательно, которая имеет высокую температуру кипения), которая отводит тепло от мотора.

Помимо отведения тепла и охлаждения двигателя, циркулирующая жидкость охлаждения охлаждает моторное масло, которое, при закипании теряет свои свойства.

Также охлаждающая жидкость охлаждает воздух, который есть в системе турбонаддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и масло коробки переключения передач. Есть у датчика функция нагрева воздуха в вентилирующей и отопительной системах.

Датчик температуры жидкости охлаждения — маленькое звено в агрегатной конструкции системы автомобиля, но оно очень важное. От правильности его работы и исправности в целом, зависит стабильность работы мотора.

Самостоятельная замена датчика температуры охлаждающей жидкости: 2 вида и 7 признаков их неисправности


Самостоятельная замена датчика температуры охлаждающей жидкости: 2 вида и 7 признаков их неисправности
Самостоятельная замена датчика температуры охлаждающей жидкости: 2 вида и 7 признаков их неисправности
Самостоятельная замена датчика температуры охлаждающей жидкости: 2 вида и 7 признаков их неисправности


Как должна работать лампочка охлаждающей жидкости

Горит лампочка температуры охлаждающей жидкости: причины, диагностика, решение проблемы

Как и большинство индикаторов на панели приборов, лампочка охлаждающей жидкости при верной работе агрегатов и отсутствии проблем с охлаждением ДВС, выключена при заведенном моторе.

Она должна загораться в момент старта двигателя, тем самым компьютерная система автомобиля сверяет наличие связи между температурными датчиками и лампочкой на панели приборов. Если лампочка после старта мотора спустя 2-5 секунд погасла, значит, система прошла диагностику, и никаких разрывов или проблем в цепи между индикатором и датчиками не обнаружено. В том случае, когда лампочка охлаждающей жидкости не загорается при старте двигателя, следует искать неисправность непосредственно в индикаторе. Не исключено, что лампочка (светодиод) перегорела.

Если после старта двигателя лампочка охлаждающей жидкости на панели приборов автомобиля продолжает гореть, значит, имеются проблемы с датчиком или цепью, и информация к индикатору не поступает. Также подобная индикация может сигнализировать о проблеме с одним или несколькими элементами системы охлаждения мотора.

Статья в тему: Салонный фильтр: действительно ли нужен

Обратите внимание: Современные автомобили имеют продвинутую систему индикации на панели приборов, и лампочки могут работать в нескольких режимах. Производители автомобилей часто пользуются подобной возможностью для индикатора охлаждающей жидкости, и он загорается красным в момент перегрева или синим при излишнем охлаждении.

Устройство и принцип работы ДТОЖ

При замыкании контактов датчика — система получает информацию, что температура жидкости поднялась.

По схожести функций, температурный датчик похож на резистор. Датчик сконструирован таким образом, что сопротивление электрического тока изменяется при изменения температуры вокруг. Изменения сопротивления передаются в электронный блок управления двигателем.

До ДТОЖ применялись, так называемые, термореле. Они устанавливались в системах впрыска. При расположении контактов в открытом положении, ДВС нагревался. Если контакт замыкался, значит мотор достиг рабочей температуры (обычно это 90 градусов).

Термистор является основным элементов конструкции термодатчика. Именно термистор устанавливает, как будет зависеть сопротивление тока от окружающей температуры.

В свою очередь, термистор состоит из кобальта, вернее оксидов кобальта (Co) и никеля (Ni). При нагревании в этих веществах растет много свободных электронов. За счет увеличения свободных электронов, уменьшается сопротивление.

Есть термисторы с отрицательным температурным коэффициентом. В этом случае термистор показывает максимальные значения, когда двигатель холодный. На термодатчик подается напряжение в 5 Вольт (В). Далее, когда двигатель будет нагреваться, датчик будет уменьшать сопротивление.

ЭБУ смотрит за изменениями напряжения и по этим данным рассчитывает, какая температура жидкости на данный момент. Когда двигатель горячий, электронный блок управления дает команду подавать обедненную смесь топлива с воздухом.

Если датчик неисправен, то ЭБУ может дать команду обогатить топливную смесь, в то время, как надо было сделать ее бедной. При работе с богатой смесью, свечи зажигания быстро загрязнятся.

Мотор может не завестись, если число оборотов двигателя при запуске будет не достаточным. ЭБУ может подать команду — увеличить обороты. Чтобы управляемость в процессе запуска ДВС поддерживалась, клапан рециркуляции должен быть в закрытом положении пока мотор не наберет рабочую температуру.

Если обороты плавают, то это один из признаков не правильной работы датчика температуры. При этом мотор может глохнуть. Угол зажигания зависит от правильной работы датчика, потому что этот параметр тоже регулируется через ЭБУ. Выброс вредных веществ отработавших топливных смесей при таком регулировании уменьшается.

В итоге получается, что силовые, эксплуатационные характеристики автомобиля зависят напрямую от работы датчика температуры жидкости охлаждения.

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:

  • перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
  • охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
  • протечка антифриза из-под корпуса детали;
  • вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.

Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:

  1. Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
  3. Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.

Где находится ДТОЖ

В разных марках и моделях авто температурный датчик располагается в разных местах. Но, обычно он ставится в головке блока цилиндров (ГБЦ), недалеко от термостата или прямо на нем. Также обязательно расположение датчика должно быть вблизи отводящего патрубка, через который антифриз или тосол, или вода идет обратно в радиатор. Это оптимальное расположение. Датчик в этом случае передает в ЭБУ точную информацию.


Виды датчиков

Классификация ДТОЖ по изменению сопротивления:

  1. Датчик с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы в том, что внутреннее сопротивление падает, если температура увеличивается.
  2. Датчик с плюсовым температурным коэффициентом. Принцип работы обратный, чем у первого типа датчика, то есть внутреннее сопротивление растет с ростом температуры.

Самый популярный в применении автомобильной промышленности — это первый вид ДТОЖ. Бывает, что в машине установлены 2 датчика, основной и дополнительный.

Основной датчик занимается передачей информации электронному блоку управления, а дополнительный — включением вентилятора.

К чему может привести неисправность ДТОЖ

Поскольку в большинстве автомобиль стоят датчики с отрицательным температурным коэффициентом, поговорим именно о них. Наиболее частой их проблемой является несоответствие температур, которых достигает корпус, сопротивлению. Обычно оно очень быстро увеличивается только в небольшом диапазоне температур, а в нескольких — реже. В блоке управления уже зафиксированы нормальные температуры ОХ. Если рассчитанные блоком параметры температур «перескочат» с одного уровня на другой (на более низкий), в двигатель будет подаваться переобогащенная топливно-воздушная смесь. С некоторой вероятностью двигатель заглохнет.

Особенно страдают от проблемных датчиков температуры ОЖ те системы, которые не оборудованы расходомером. В них чаще требуется чистка или полная замена свечи зажигания. Отрицательное влияние автомобиль будет оказывать на окружающую среду, так как выхлоп будет очень грязным на непрогретом двигателе, и с высокой вероятностью не будет соответствовать стандарту даже при более высоких температурах.

Виды неисправностей датчика и как их устранить

Благодаря тому, что конструкция датчика проста, он считается надежным. Чем проще конструкция, тем выше надежность. У датчика может быть проблема с градуировкой. В этом случае значение сопротивления будет меняться как попало и на ЭБУ будет передаваться неверная информация.

Основная и главная поломка или неисправность температурного датчика охлаждающей жидкости в том, что он не включает вентилятор при достижения температуры включения.

Неисправность может быть вызвана окислением штекера проводки или поломки дополнительного датчика, отвечающего за работу вентилятора.

Неисправности ДТОЖ:
  • без причины падают обороты двигателя;
  • долго нагревается мотор;
  • двигатель часто перегревается;
  • повышенный расход топлива;
  • ухудшение управляемости автомобилем;
  • из глушителя выходит черны дым;
  • нет стабильности в работе ДВС.

Бывают также, стуки в двигателе — детонация. На старых авто устанавливался контроллер. При достижении стрелки контроллера за пределы критической зоны, требуется немедленная остановка транспорта. Это может быть связано с поломкой ДТОЖ.

А в современных автомобилях, бортовой компьютер подскажет, что мотор перегрелся и требуется остановиться. Кстати, если тосол, антифриз или вода закипела, нельзя выключать двигатель. Надо остановиться и дать поработать на холостом ходу. Когда температура немного спадет, заглушить двигатель.

Что делать если загорелась лампочка охлаждающей жидкости в дороге

Горит лампочка температуры охлаждающей жидкости: причины, диагностика, решение проблемы

Проблема с охлаждением двигателя чаще всего появляется именно во время движения автомобиля, когда мотор работает на различных нагрузках в течение продолжительного периода времени. Охлаждение может перестать справляться с нагревом, и в таком случае у водителя загорится соответствующая лампочка. Если индикатор охлаждающей жидкости загорелся при движении автомобиля, необходимо сделать следующее:

  1. Включить систему отопления автомобиля до тех пор, пока не будет найдено место, чтобы остановиться. При включении отопления часть тепла отводится от мотора, тем самым водитель организует дополнительное охлаждение;
  2. Далее необходимо остановиться, но не выключать двигатель. Откройте капот и убедитесь, что вентилятор работает в штатном режиме. Если он не крутится – проблема найдена, и необходимо определить причину, по которой он вышел из строя;
  3. Убедившись, что вентилятор исправен, выключите двигатель и дотроньтесь до радиатора. Если он холодный, значит, мог выйти из строя термостат. Когда радиатор слегка теплый, проблему следует искать в нем или помпе;
  4. Проверьте натяжение ремней;
  5. При необходимости долейте охлаждающую жидкость (но не в горячий двигатель!).

Статья в тему: Виды антифризов

Если по первичным признакам обнаружить проблему, из-за которой загорелась лампочка охлаждающей жидкости, не получилось, необходимо завести двигатель и без резких ускорений добраться до ближайшего сервисного центра или площадки, где имеется диагностическое оборудование.

Как проверить, рабочий ли датчик температуры

Чтобы демонтировать, проверить, заменить датчик, необходимы такие инструменты:

  1. Ключ на 19 мм.
  2. Мультиметр.
  3. Емкость для слива ОЖ.
  4. Электрочайник для подогрева воды.
  5. Термометр.
  6. Еще одна емкость, но уже для горячей воды, маленькая, например, стакан.


Как проверять

Диагностику делают на специальном оборудовании в автосервисах. Чтобы проверить, правильно ли датчик показывает температуру, надо его опустить в горячую жидкость и замерить сопротивлением Омметром или мультиметром в положении определения сопротивления. На разных датчиках, разных марках и моделях, значения сопротивления могут отличаться. В интернет сети есть специальные таблицы с данными сопротивления, для каких датчиков конкретной модели.


Если значение сопротивления отличается от того, какое оно должно быть по таблице, то датчик температуры надо заменить. Датчик не ремонтируется.

Как проверить датчик температуры жидкости охлаждения?
  1. Берем датчик и опускаем его в теплую воду.
  2. Берем термометр и опускаем его в емкость с холодной водой. Для точности показаний, лучше использовать электронный градусник.
  3. К датчику подсоединяем мультиметр и опускаем датчик в воду. Смотрим, что показывает измерительный прибор.
  4. Вода с холодной водой в это время нагревается до 15, 20, 25 градусов. Результаты записываются. При какой температуре, сколько показывает сопротивление. Если данные не совпали с табличными, эталонными, то датчик подлежит замене.



Есть еще способ проверки датчика температуры без градусника. Вода обычно кипит при 100 градусах. Измеряем сопротивление, когда датчик был опущен в кипящую воду. Сопротивление в этом случае должно быть приблизительно 176 Ом. Плюс, минус погрешность, может достигать до 190 Ом. Но без термометра, это приблизительная проверка.


Сейчас приведу таблицу, при какой температуре, в каких пределах должно быть сопротивление.
Температура, ССопротивление, Ом
05 000 — 6 500
103 350 — 4 400
202 250 — 3 000
301 500 — 2 100
40950 — 1400
50700 — 950
60540 — 675
70400 — 500
80275 — 375
90200 — 290
100150 — 225

Как заменить датчик температуры

Это можно сделать своими руками, большого опыта для этого не требуется. Порядок таков:

  1. Слить ОЖ.
  2. Снять старый датчик. Он вкручивается в спец. отверстие с резьбой. Выкручиваем его.
  3. Вкручиваем новый датчик. Рекомендуется посадочное место смазать герметиком до вкручивания.


Вывод

Итак, температурный датчик жидкости охлаждения — это один из важных элементов в конструкции авто. При его неправильной работе или полном отказе, работа ДВС ощущается сразу. Отклонения в работе, что называется, на лицо.

Датчик представляет собой терморезистор. Данные об изменении температуры за бортом он передает в ЭБУ через изменения сопротивления.

Глючит указатель температуры и топлива


Неправильные показания температуры и топлива? Наверное уже многие обладатели ВАЗ 2110 - 2115, сталкивались с проблемой неправильного отображение топлива и указателя температуры на приборных панелях VDO, "Счетмаш" г. Курск, "Автоприбор" г. Владимир.

Настоящая температура двигателя равна 90 градусов (это мы точно знаем), а на панели приборов она показывает 110 градусов. Бензина в баке 10 литров, а на панели приборов показывает то 20 литров, то 15 литров, а иногда и правильно 10 литров. Причем обычно тахометр и скорость показывают всегда правильные значения. У меня такая проблема была где-то целый год. Когда тестирую панель приборов ( Нажать кнопку суточного пробега - удерживать, включить зажигание, наблюдается отклонение всех стрелок указателей приборов на весь размах шкалы и полное заполнение сегментов ЖКИ, а также происходит загорание контрольной лампы аварийного запаса уровня топлива. При тесте панели приборов указатель температуры должен плавно пройти расстояние от 50 градусов до 130 градусов. Уровень топлива должен плавно пройти расстояние от 0 до 1). Если во время теста указатели правильно работают, то дело в электронике. В автосервисах говорят что эти панели приборов не подлежат ремонту. Просто купи новую такую же панель приборов и все будет нормально. Деньги тратить было жалко на новую панель приборов VDO (где-то 2400 руб.), так как обороты двигателя и скорость автомобиля показывались, температуру следил на маршрутном компьютере ШТАТ 510, и когда заправлялся приходилось выставлять бензин так же на штатном компьютере. Он вычитывался теоретически с контролера. Кстати довольно точно шел расчет, только надоедало постоянно выставлять бензин.

Кстати вот еще одна главная особенность которая меня смутила, дело в том что указатель температуры начинал сильно скакать, когда на машине включались габаритки, ближний свет, итд.

Недавно решил заняться этой проблемой, и полностью разобраться. Не очень я верил что это отказ электроники. Решение оказалось очень простым. На самом деле надо было просто подвести хорошую "землю" к панели приборов. Или просто восстановить стандартную. После всех затяжек "земли", панель приборов стала работать правильно. Указатель температуры и топлива работают теперь точно, даже при включенных габаритках, печки, итд.

Ниже описаны все "земли", которые нужно проверить:
Фрагмент статьи взят с сайта www.chiptuner.ru

Первое соединение с массой а/м находится внутри панели приборов, слева сверху относительно монтажного блока реле и предохранителей, под шумоизоляцией. На а/м первых лет выпуска провода массы к приварной шпильке подходили поверх шумоизоляции, а потом чья-то светлая голова придумала прятать провода под нее. Так что доступ к шпильке весьма неудобен и возможен только с помощью ключа трубки или удлиненной головки на 10. При недостаточном соединении в этом месте при включении головного света фар или электродвигателей стеклоподъемников может включиться стеклоочиститель с омывателем, сработать система центрального запирания дверей.


Второе соединение находится на приварной шпильке, на центральной консоли панели приборов, с левой стороны, над левым экраном консоли, под гайкой М6.



Но даже если эта гайка затянута как следует, а проблема осталась, то переходим к самой главной для всей панели приборов точке массы, заземляющей весь металлический каркас панели. Это приварная шпилька с резьбой М6. Она находится на нижней, внутренней (салонной) стороне моторного щита, посередине. Гайкой, завинченной на эту шпильку, крепится также кронштейн, закрепляющий переднюю, часть левого экрана консоли, который некоторые диагносты и электрики безжалостно убирают из-за того, что нередки случаи повреждения об этот кронштейн жгута ЭСУД или системы центрального запирания. Как правило, гайка затянута весьма и весьма посредственно. При недостаточном контакте в этом и предыдущем соединении при включении габаритного освещения, головного света фар и электромотора вентилятора радиатора возможны отклонения стрелок указателя температуры и уровня топлива.

Вранье указателя температуры на 07. (исследование).

Как и обещал - немного поразбирался.
Суть:
Указатель температуры врал сновья.
На ходу, стрелка в конце белой - начале зеленой зоны.
Включение вентилятора, в пробке, стрелка в вертикальном положении.
Кипение ОЖ при положении стрелки 3-5мм правее вертикали.

Что делалось:
Замена термостата - результат абсолютно не изменился.
Замена датчика - с тем же успехом.
Замена прибора - аналогично.

Возник вопрос - Кто врет, где баг. Провода исключил, потому как в процессе замены прибора, дублировал их.

МСегодня собрал стенд:
Блок питания регулируемый Б5-44
Датчик температуры ТМ-108 (новый и старый, который с завода).
Показометр, который с завода был.

Температура не мерялась. Ребенок термометр разбил. Потому использовал известные температуры.

Сопротивление датчиков:
Температура 20 50-60 100
Старый 2,1кОм 0,9кОм 0,2кОм
Новый 1,8кОм 0,8кОм 0,18кОм

20град - комнатная температура
50-60град - температура горячей воды из под крана.
100 град - температура кипящей воды в ковшике на плите.

С разными датчиками Оба датчика выдавали на прибор одинаковые показания.
Вывод - датчики нипричем.
Прибор.
Имеет 2 обмотки. Одна опорная, вторая датчика. Последовательно с опорной включено сопротивление 110 Ом.
Сопротивление опорной обмотки 240 Ом, сопротивление обмотки датчика 190 Ом.
Сопротивление обмоток изменить нельзя. Там "что выросло, то выросло (с) "летучая мышь" А вотдобавочное сопротивление.
Его номинал на обоих моих приборах одинаково. И похоже ошибочно.

Добавил последовательно с ним потенциометр на 470 ом. Датчик в кипящую воду. Кручу потенциометр, пока стрелка не встала в правый край зеленого сектора. Измеряю сопротивление потенциометра. 100 Ом.

Вывод:
Похоже была партия показометров, в которые впаяои не тот номинал добавочного резистора. На моем онкретном ( кстати 2х показометрах) экземпляре надо заменить резистор на номинал 220 Ом.

И еще. Зависимость от напряжения. От 12 до 15 В (шаг 1В) стрелка смещалась почти незаметно. Примерно 0,2мм на В.

Читайте также: