ремонт алюминиевого радиатора печки ваз 2107

Обновлено: 18.05.2024

Радиатор печки ВАЗ-2107: правила ремонта и эксплуатации

«Классика» Волжского автозавода оснащена простой и достаточно надёжной системой отопления, обеспечивающей вполне комфортные условия вождения в холодное время года. Отопитель салона ВАЗ-2107 представляет собой печку, которая прогревает поступающий снаружи воздух с помощью радиатора, заполненного хладагентом. Отсутствие электроники в конструкции отопителя «семёрки» позволяет автовладельцам выполнять большинство операций по ремонту и замене различных элементов печки самостоятельно, не испытывая при этом особых затруднений. Ключевой компонент отопителя — радиатор — требует особого внимания, т. к. именно он обеспечивает благоприятную температуру в салоне. Длительная безаварийная работа радиатора может быть обеспечена правильной его эксплуатацией и своевременным техобслуживанием.

Назначение и принцип работы радиатора отопителя ВАЗ-2107

Источником тепла в системе отопления автомобиля ВАЗ-2107 служит жидкость, которой заполнена система охлаждения. Конструкция системы охлаждения выполнена таким образом, что радиатор печки является частью её общего контура. Принцип работы радиатора состоит в том, что воздушные потоки, проникая в автомобиль через воздухозаборник на капоте, поступают в отопительный отсек, где нагреваются радиатором печки и движутся далее по воздухопроводам в салон.

Радиатор отопителя ВАЗ-2107

Степень подогрева воздуха, направляемого в салон автомобиля, зависит от температуры охлаждающей жидкости и положения заслонки крана печки. Регулировать положение крана можно с помощью верхнего ползунка механизма управления системой отопления: крайнее левое положение ползунка означает, что кран закрыт и печка не работает, крайнее правое — кран открыт полностью.

Рукоятки управления отопительной системой ВАЗ-2107

Первоначально радиаторы отопителя ВАЗ-2107 (и других «классических» моделей) изготавливались исключительно из меди. В настоящее время многие автовладельцы в целях экономии средств устанавливают алюминиевые радиаторы печки, которые, хотя и стоят дешевле медных, имеют худшие показатели теплоотдачи. Алюминиевый радиатор не всегда справляется с большим потоком морозного воздуха, попадающего в воздухозаборник при движении по трассе, и салон в этом случае прогревается недостаточно.

Радиатор отопителя может быть двух или трёхрядным. Теплообменник имеет горизонтальное положение и размещается в специальном пластмассовом корпусе. Крепится к корпусу радиатор двумя саморезами, кран вмонтирован в подводящий патрубок. Конструкционно радиатор состоит из:

  • системы трубок, расположенных в сотах-рёбрах, улучшающих теплоотдачу;
  • бачков входа и возврата;
  • подводящего и отводящего патрубков.

Видео: рекомендации по выбору радиатора печки ВАЗ-2107

Сечение трубок может быть круглым или квадратным. Круглые трубки легче изготовить, но теплоотдача таких изделий ниже, чем у квадратных, поэтому внутри круглых трубок размещают так называемые турбулизаторы — спиралевидные пластиковые полоски, способствующие увеличению показателей теплоотдачи за счёт завихрения и перемешивания хладагента. В плоских трубках турбулентность создаётся за счёт их формы, поэтому дополнительные элементы здесь не требуются.

Размеры трёхрядного медного радиатора ШААЗ составляют:

  • длина — 254 мм;
  • ширина — 67 мм;
  • высота — 184 мм.

Вес изделия — 2,2 кг.

Двухрядный алюминиевый радиатор может иметь другие габариты.

Как выбрать оптимальный вариант радиатора печки для ВАЗ-2107

Чтобы оптимизировать работу печки, владельцы ВАЗ-2107 довольно часто заменяют штатный радиатор на теплообменник от другой отечественной модели или иномарки.

Радиаторы других моделей ВАЗ

Альтернативой заводскому радиатору печки ВАЗ-2107 может быть аналогичное изделие от «пятёрки». В целом для «классики» существует две разновидности радиаторов печки — ВАЗ-2101 и ВАЗ-2105. Разумеется, седьмой модели подойдёт «пятёрочный» теплообменник. Типоразмер стандартного радиатора от «копейки» — 185х215х62 мм, от «пятёрки» — 195х215х50 мм, т. е. изделие от ВАЗ-2101 не войдёт в пластиковый кожух «семёрки» из-за своей толщины.

Видео: какой радиатор печки подойдёт «семёрке»

Если автовладелец решил заменить печку целиком, то наиболее приемлемый вариант — отопитель от ВАЗ-2108.

От иномарки

Вместо «родного» радиатора печки на ВАЗ-2107 можно установить «иномарочный», если он подходит по размерам. Практика показала, что вполне пригодным для установки в «семёрку» оказался медный теплообменник от «Mitsubishi».

Как правильно промыть радиатор печки ВАЗ-2107

В ходе эксплуатации радиатор печки загрязняется, вследствие чего ухудшается его теплоотдача. Восстановить нормальную работу печки можно путём промывки теплообменника. С максимальным качеством можно промыть демонтированный радиатор, но в некоторых случаях можно добиться желаемого результата и не снимая теплообменника. Упрощённая схема промывки предусматривает отсоединение подводящего и отводящего патрубков в подкапотном пространстве и подачу в один из них водопроводной воды. Из второго патрубка вода сливается наружу. После промывки водой радиатор можно заполнить с помощью лейки чистящим раствором и дать накипи откиснуть в течение 2–3 часов, после чего раствор слить. Если радиатор не очень «запущен», то такая мера вполне может улучшить его работу. Следует помнить при этом, что алюминиевый радиатор нельзя промывать щелочными растворами, а медный — кислотными. Для промывки можно использовать специальные средства типа «Крот», «Комет», «Тирет», «Калгон» и т. д.

Как снять радиатор

В большинстве случаев для промывки всё же приходится снимать радиатор печки. Для демонтажа теплообменника потребуются:

  • ключи на 7, 10 и 17;
  • крестообразная отвёртка;
  • запасные прокладки;
  • ветошь.

После окончания работ потребуется определённое количество охлаждающей жидкости, чтобы заполнить систему.

Для снятия радиатора печки автомобиля ВАЗ-2107 необходимо:

  1. Освободить систему от охлаждающей жидкости, открутив сливное отверстие на блоке цилиндров ключом на 17, а также крышки расширительного бачка и радиатора охлаждения.
  2. Открыть капот и крестообразной отвёрткой послабить хомуты, которыми крепятся шланги входящего и исходящего патрубков.
  3. Снять шланги с патрубков.

Снятие шлангов с патрубков

Откручивание крепления патрубков

Снятие уплотнителя

Откручивание крепления троса крана

Извлечение радиатора

Замена прокладки

Как установить радиатор

Промыть демонтированный радиатор можно:

  • водой, направленной в изделие с помощью установки Karcher под давлением 5,5 атмосфер;
  • раствором каустической соды, залитым в радиатор на 1 час;
  • методом полной разборки. В этом случае следует отпаять баки радиатора горелкой или паяльником, вычистить внутреннюю полость изделия механическими и химическими средствами, высушить и запаять конструкцию.

Перед тем как установить новый или отревизированный радиатор печки на место, следует проверить работоспособность крана. Если есть какие-то проблемы со старым краном, лучше сразу его заменить на новый. Помимо этого, для качественной сборки потребуется герметик.

Кран радиатора ВАЗ-2107

Для установки теплообменника необходимо:

  • прикрутить впускной патрубок к крану, разместив между ними смазанную герметиком новую прокладку;
  • прикрутить кран к корпусу радиатора, также уложив между ними прокладку, обработанную герметиком;
  • поместить радиатор на место;
  • надеть шланги на патрубки и зажать хомутами;
  • заполнить систему охлаждающей жидкостью;
  • закрутить крышки радиатора охлаждения и расширительного бачка и запустить двигатель;
  • при включённом моторе проверить места соединений на наличие течей;
  • если всё в порядке, присоединить трос крана;
  • установить на место нижнюю часть корпуса отопителя, закрепив её скобами;
  • поставить на место полку магнитолы, зафиксировав её саморезами.

Смазанные герметиком новые прокладки

Радиатор, используемый в отопителе ВАЗ-2107, интегрирован в систему охлаждения силового агрегата и, несмотря на несложную конструкцию, играет первостепенную роль в создании благоприятного микроклимата внутри автомобиля. Как и любой другой узел транспортного средства, радиатор через какое-то время эксплуатации может потребовать ревизии или замены. На ВАЗ-2107 могут устанавливаться радиаторы отопителя, выполненные из различных материалов (чаще всего из меди, латуни или алюминия) и с различной конфигурацией трубок (круглые или квадратные). Выполнить замену теплообменника может любой водитель самостоятельно, придерживаясь определённой последовательности шагов. Для промывки радиатора следует использовать безопасные средства, которые не повредят корпус изделия.

Лада 2107 1.6 карбюратор › Бортжурнал › Замена радиатора печки

ну если даже я смог это сам сделать, то думаю любой сделает )))
работы наверно на час-полтора. я же проковырялся около 5 часов.
причина. плохой дует. поток совсем слабый. на боковые стекла совсем не дуло. регулировка ползунка ничего не давало. никаких изменений. на лобовик и в ноги также дуло плохо. в ноги дуло только со стороны водителя.
подумал что все там грязью забилось. но как оказалось нет. после установки нового сильно лучше не стало.
но все же чуть пожарче, чуть сильнее был поток. стал воздух дуть справа в ноги пассажирам. и появился обдув боковых стекл
итак по порядку. в интернете много уже написано как поменять. но как всегда нашлась проблема, которую не показывают. они обычно говорят открути тут, а потом вытащи. и потом уже показывают снятую деталь. но как снять не показывают.
итак.
отцепляем минус с аккумулятора. на всякий случай. а то у меня прикуриватель что то задел и пошли искры.
-снимаем полку под бардачком. сверху 1 болтик и снизу по бокам слева 1 и справа 2. вытаскиваем.
-снимаем центральную консоль переключения передач. нужно открутить под кнопками 2 самореза. по бокам тоже выкрутить их. и открутить 2 гайки крепления к торпеде. для этого снимаем отдельно панельку с часами поддев сбоку сверху и снизу отверткой. там усики. снимается легко. отцепляем все фишки и провода. я всегда перед эти фотографирую провода, чтобы не запутаться потом куда и что подключать. а кнопки снимаю по одной и сразу одеваю на них фишки, чтобы также не забыть.
-фото нет, но в инете полно. нижняя часть корпуса печки крепится к верхней пластинчатыми пружинками по бокам. по 2шт с каждой стороны. руками снять не удалось. снимал пассатижами их.
а вот дальше столкнулся с тем, что нигде в инете не видел. после съема пружинок все показывали уже снятый корпус. а я его никак не мог вытащить. как оказалось нижняя часть состоит как бы тоже из двух частей. внутри лежит пластина, на которой лежит сам моторчик. и когда я тянул низ на себя, то та платина с моторчиком упиралась вверх. ну когда я понял в чем дело дальше дело пошло легче ))
-из под капота снимаем патрубки.
-вытаскиваем аккуратно радиатор не снимая трубок…
собираем в обратномпорядке.

патрубки ставил новые. герметикомне пользовался. но внутри смазал обычной смазкой типа литола. у меня не было крана заводского. стояли две трубки. одна обрезанная. а под капотом обычный сантехнический кран был.
заранее я купил и трубки новые. но ставить их не стал. потому что поверхность которой прикручивается к радиатору была не ровная и сварной шов выпирал. оставил старые. они и ровные и потолще.
еще резинка-пыльник, которая одевается на трубки и закрывает отверстие в моторном щите оказалась дубовой и встала криво. дырку не полностью закрыла.надо будет замазать чтоб не дуло.

стоял медный толстый радиатор, а купил я самый дешевый алюминиевый и потоньще за 550р.
когда его покупал тогда никто медный не предложил. а когда увидел что и медные есть в продаже, цена в 2900р меня отпугнула. пойдет алюминиевый. лишь бы не побежал и грел нормально.

при разборе печки увидел что болтаются просто так заслонки, которые перегораживают подачу воздуха на боковые дифлекторы. никаких тросиков к ним не подходило. я их просто демонтировал.

траты:
550р радиатор.
170р 2 трубки и 2шт новых патрубка.
цену не помню уже, покупал 2 прокладки под трубки

Замена радиатора печки ВАЗ 2107 своими руками

О том, что необходима замена радиатора печки, водитель ВАЗ 2107 чаще всего узнает с наступлением холодов, когда без обогрева уже не обойтись. В таком случае проблема требует максимально оперативного решения и для многих автовладельцев оптимальным решением является выполнение ремонта своими руками.

Замена в автосервисе обойдется в среднем - 6500 рублей для Москвы и 2500 для регионов - (здесь и далее цены указаны на 28.11.2018).

Новый теплообменник в магазине на ВАЗ-2107 стоит от 600 рублей.

Поэтому есть смысл отремонтировать за вечер самому и сэкономить.

Эта работа не отличаются трудностями в исполнении, поменять своими руками радиатор на "семерке” по силам даже начинающему автолюбителю.Однако потребуется разобрать значительную часть передней панели машины. Поэтому перед тем как приступать к работе, нужно понять действительно ли проблема вызвана неполадками системы отопления.

Основные признаки того, что пора менять радиатор:

  • На коврике со стороны водителя образовалась охлаждающая жидкость;
  • В кабину автомобиля из воздухопроводов подается холодный воздух вместо горячего.

Для ремонта потребуются материалы и инструменты:

  • Набор отверток;
  • Ключи размерами "8", "10" и "13";
  • Герметик;
  • Охлаждающая жидкость - тосол или антифриз, потребуется около 10 литров;
  • Емкость для слива старой охлаждающей жидкости;
  • Лейка, с ней удобней заливать охладитель в радиатор;
  • Чистая тряпочка;
  • Новый радиатор печки.

Перед тем как начинать ремонт, можно в общих чертах разобраться как работает отопитель.

Устройство система обогрева ВАЗ 2107

Основные компоненты системы:

  1. Теплообменник - в нем циркулирует антифриз и прогревает воздух.
  2. Кулер, нагнетает прогретый воздушный поток в кабину автомобиля.
  3. Система управления отопителем: кнопка кулера, заслонки регулирующие обдув, рукоятки управляющие режимами обогрева.

Демонтаж радиатора ВАЗ 2107 пошаговый :

  1. Открыть капот, открутить пробку с расширительного бачка ключом на "13”. Далее снять крышку на отопителе и слить тосол из системы.
  2. Гаечным ключом отвинтить пару хомутов, крепящих патрубки радиатора.
  3. Снять резиновый уплотнитель на кузовном отверстии.
  4. Теперь можно перейти в кабину и снять панель радио, открутив два самореза.
  5. Снять поддев плоской отверткой панель с прикуривателем, открутить под ней две гайки ключом на 10.
  6. Открутить оставшиеся 4 шурупа, крепящие бар, убрать его.

Диагностика и ремонт

Сколы и трещины на радиаторе:

  1. Медный можно запаять. Но этот ремонт ненадежен, поэтому проще поставить новый.
  2. Алюминиевый ремонту не подлежит, надо просто заменить на новый.

Засорился отопитель - в таком случае его следует промыть с помощью компрессора специальной жидкостью. Если не получилось очистить трубки, радиатор следует заменить.

Засорился кран отопителя и тосол не поступает в радиатор. В этой ситуации кран подлежит замене. Чтобы его демонтировать потребуется открутить две гайки ключом на 10.

Основные виды кранов:

  • Мембранного типа – таким оснащают ВАЗ-2107 на заводе. Можно поставить, если автолюбитель не смог найти другой вариант.
  • Шаровой топливный – главный его недостаток, в том, что стальная сфера и быстро ржавеет под воздействием антифриза.
  • Керамический – хороший вариант, долговечный и не подвержен коррозии, но цена заметно выше чем у предыдущих вариантов и начинается от 900 рублей.

Установка радиатора

Система отопления собирается в обратном порядке. Рекомендуется сразу в ней заменить все трубки и зажимы.

  1. Нанести герметик на прокладку и присоединить входной патрубок к крану.
  2. Закрепить между краном и теплообменником резиновую прокладку и соединить их.
  3. Монтировать тросик, после чего настроить кран. Он должен нормально регулироваться рычагом управления.
  4. Установить новый отопитель на свое место.
  5. Присоединить шланги и затянуть хомуты.
  6. Закрутить пробку на сливе и залить антифриз в бачок.
  7. Закрутить крышки на радиаторе и расширительном бачке.

В завершение следует проверить систему отопления на герметичность. Для этого можно минут 5 подержать машину на холостом ходу. Проверить плотно ли сидят шланги, и нет ли протечки антифриза.
Также смотрите видео, в котором подробно показано, как заменить радиатор печки на ВАЗ 2107:

Заменить радиатор самостоятельно вполне реально, нужно следовать инструкции и настроиться на положительный исход.

Хорошая привычка - проводить ежегодную диагностику отопительной системы перед наступлением холодов. Это убережет от неожиданных протечек и обеспечит комфорт.

Как отремонтировать или полностью заменить печку ВАЗ-2107

радиатор печки ВАЗ 2107 с краником


От основного радиатора системы охлаждения теплообменник печки ВАЗ-2107 отличается только размерами, конструктивно же они одинаковы и состоят из двух бачков, между которыми установлено множество трубок. Чтобы обеспечить теплообмен, между трубками помещены пластины, формирующие соты, через которые и пропускается поток воздуха.

Что касается материалов изготовления, то ранее радиаторы печки делались из латуни, но есть и алюминиевые теплообменники с пластиковыми бачками.

Неисправности радиатора печки

схема установки радиатора печка ВАЗ 2107

Конструкция элемента и использование для их изготовления цветных металлов и сплавов обеспечивает высокую надежность, в нем ломаться нечему. Но неисправности у радиатора печки все же бывают.

  1. засорение трубок, из-за чего пропускная способность теплообменника падает;
  2. потеря герметичности из образования трещин.

Если печка не греет или на напольном коврике обнаружены следы антифриза, следует провести ревизию радиатора отопителя салона ВАЗ-2107, а сделать это можно только сняв деталь с авто.

Алгоритм выполнения демонтажа

демонтаж крана отопителя

Автомобили ВАЗ классического семейства, к которым относится и модификация 2107, хороши тем, что для снятия радиатора печки не нужно демонтировать переднюю панель, поэтому работы по извлечению теплообменника системы обогрева салона несложные. Не требуется какого-либо специфического инструмента, нужны отвертки и ключи на 8 и 10.

извлечение теплообменника

Алгоритм работ по снятию радиатора печки:

Видео: Ваз 2107 Замена радиатора печки
  1. Сливаем охлаждающую жидкость, выкрутив сливные пробки на двигателе и основном радиаторе.
  2. Слева на моторном щите (стоя перед машиной) ищем две резиновые трубки, по которым осуществляется подвод и отвод охлаждающей жидкости к отопителю. Ослабляем хомуты этих трубок и стягиваем их.
  3. Откручиваем винты крепления резинового уплотнителя, через который проходят металлические трубопроводы радиатора. Снимем уплотнитель.
  4. Перебираемся в салон.
  5. Демонтируем полку под вещевым боксом со стороны пассажира. Для этого нужно выкрутить саморезы, фиксирующие ее.
  6. Снимаем нижнюю часть центральной консоли. К полу и передней панели она крепится саморезами. Поскольку на нижней части установлены клавиши, прикуриватель, часы, то после выкручивания крепежных элементов, смещаем короб «на себя» (включив на КПП заднюю скорость) и отсоединяем проводку, идущую к указанным элементам (провода лучше пометить, чтобы при сборке не перепутать). После этого короб можно извлечь из салона.
  7. Откручиваем от крана перекрытия подачи антифриза тросик механизма управления.
  8. Отсоединяем от корпуса печки нижнюю часть, в которой размещен вентилятор. Она к верхней части корпуса крепится при помощи 4 защелок, установленных по бокам. Отверткой поддеваем защелки, после чего нижняя часть корпуса опустится вниз. Отводим ее в сторону или полностью снимаем, предварительно отсоединив провода питания электродвигателя вентилятора.
  9. После демонтажа низа корпуса, появится доступ к радиатору, извлечь который можно потянув его вниз за металлические трубопроводы.


Отметим, что это только одна из методик разборки печки на ВАЗ-2107. Сливать антифриз не обязательно, можно отсоединять резиновые трубки и без снятия, при этом из системы охлаждения вытечет 1,0-1,5 литра охлаждающей жидкости, которые после сборки доливают. Главное, после отсоединения трубок концы их поднять вверх и закрепить в таком положении.

В процессе разборки можно сразу отсоединить от радиатора трубопроводы вместе с краном перекрытия и после извлекать сам теплообменник.

Ремонт радиатора

Сильное загрязнение устраните путем промывки с использованием чистящих средств. Для этого откручиваем металлические трубки от радиатора, после чего теплообменник заполняем чистящим средством, даем время, чтобы вещество подействовало, а после – промываем радиатор проточной водой.

В качестве чистящих средств используйте специальные жидкости для очистки радиаторов или применяйте народные методы (раствор лимонной кислоты).

Если промывка не помогла и радиатор продувается с усилием, помочь может только механическая чистка. Но выполнять ее не всегда целесообразно, поскольку придется разбирать радиатор – распаивать его. Качественно же его собрать обратно удается далеко не всегда.

Что касается течей из-за трещин, то если они появились на трубках, проще купить новые трубки, чем заделать пробой.
Если потек сам радиатор, попытайтесь запаять трещину (если радиатор сделан из латуни). Радиаторы из латуни хорошо поддаются пайке, но эти работы стоит доверить профессионалу.

Материалы для пайки радиатора


Алюминиевые же радиаторы пайке не подлежат, поэтому при образовании трещины, они заменяются.

Перед установкой радиатора печки на место, оцените состояние поролонового уплотнителя, установленного в корпусе печки по периметру места посадки теплообменника. Если уплотнитель в негодном для дальнейшего использования состоянии – заменяем его.

Установка радиатора и сборка печки выполняется в последовательности, обратной вышеописанной. При этом особое внимание уделите местам соединения трубок к радиатору – резиновые уплотнители лучше заменить, хорошо затянуть крепеж.

После сборки печки и подсоединения ее к системе охлаждения в первое время эксплуатации авто нужно периодически просматривать места соединения трубопроводов на наличие подтеков.

Назначение, неисправности и замена радиатора печки ВАЗ 2104–2107

Радиатор печки ВАЗ 2107

Каким бы ни был надёжным автомобиль, рано или поздно происходит поломка той или иной детали. Владельцам ВАЗ 2104–2107 иногда приходится сталкиваться с проблемой плохого обогрева салона либо с появлением течи радиатора печки. В этом случае нужно разбираться с причинами, производить ремонт или замену изделия.

Что такое радиатор печки автомобилей

Практически каждый автомобиль оснащается системой отопления салона, в которой одним из основных элементов является радиатор. Благодаря этой детали обеспечивается отбор тепла от охлаждающей жидкости и его последующая подача в салон.

Где установлен радиатор печки на ВАЗ 2104–2107 и какие функции выполняет

Радиатор печки на всех классических «Жигулях» располагается в специальном коробе под передней панелью. Изделие представляет собой теплообменник, основная функция которого — передача тепла от теплоносителя (тосола) с последующим распространением по салону. Этот узел работает так же, как и основной радиатор силового агрегата. Чтобы функционирование печки было корректным, необходим постоянный нагрев теплообменника. Обеспечивается он путём подключения радиатора к системе охлаждения мотора при помощи трубок и резиновых патрубков и постоянной циркуляции жидкости посредством водяного насоса (помпы).

Расположение радиатора печки

Радиатор печки на «классике» располагается в специальном коробе под передней панелью

Устройство радиатора печки

Теплообменник состоит из двух бачков и медных либо алюминиевых сот. Бачки соединяются посредством пайки или герметика в зависимости от материала изготовления детали. Основными узлами печки помимо радиатора являются вентилятор и блок управления, который состоит из рычагов и тросиков.

Схему устройства печки на ВАЗ 2104, 2105, 2107

1 — дополнительный резистор скоростей двигателя; 2 — кожух вентилятора; 3 — кожух направляющий вентилятора; 4 — пружинные держатели нижнего корпуса; 5 — корпус радиатора; 6 — крышка воздухопритока; 7 — прокладка радиатора; 8 — радиатор печки; 9 —патрубки ОЖ;10 — кран печки; 11 — крыльчатка электродвигателя отопителя;12 — электродвигатель отопителя;13 — пружинная защелка моторчика печки;14 — подушка моторчика печки;15 — заслонка боковых воздуховводов;16 — нижняя крышка (заслонка) печки, обдув ног

Воздух снаружи проходит через отверстие в капоте и поступает в пластиковый кожух воздухоприемника, расположенный в подкапотном пространстве под ветровым стеклом. Затем воздушный поток поступает к теплообменнику, который нагревается охлаждающей жидкостью (ОЖ). При простое автомобиля или движении с малой скоростью в салоне включают вентилятор печки, который прогоняет через радиатор холодный воздух, тем самым нагревая его и подавая в салон.

Конструкция радиатора печки

Радиатор печки состоит из бачков и сот, через которые циркулирует охлаждающая жидкость

Во время движения автомобиля с высокой скоростью вентилятор можно не включать, поскольку от встречного потока создаётся достаточное давление для нагнетания тёплого воздуха. Чем сильнее нагревается теплоноситель, тем больше тепла отдаёт радиатор. Уровень поступающей в теплообменник жидкости регулируется посредством крана. Поэтому если есть необходимость изменить температуру в салоне, например, сделать воздух менее горячим, кран перекрывается частично или полностью посредством гибкой тяги и рычага.

Управление печкой довольно простое. На центральной панели есть несколько рукояток:

  • верхняя предназначена для регулировки положения крана печки (влево — кран закрыт, вправо — открыт);
  • средняя рукоятка изменяет положение крышки воздухопритока, тем самым меняется интенсивность подачи тёплого воздуха;
  • нижний рычажок обеспечивает регулировку заслонки воздуховодов обогрева стёкол (положение вправо — воздушный поток идёт на боковые стекла, влево — на ветровое текло).

Управление печкой в салоне ВАЗ 2107

Управление печкой в салоне производится при помощи трёх рычагов, которые можно перемещать в горизонтальном направлении

Неисправности радиатора, их признаки и причины

Во время эксплуатации автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107 с радиатором печки могут возникать неполадки, которые требуют проведения ремонтных работ. Как правило, все проблемы сводятся к тому, что эффективность обогрева салона снижается. Рассмотрим наиболее вероятные причины этого явления.

  1. Воздушная пробка в системе охлаждения. Такая неисправность может возникать в результате замены узлов двигателя, относящихся к системе охлаждения либо тосола, в результате чего печка греет слабо, либо вовсе не отдаёт тепло. Чтобы восстановить работоспособность отопителя, нужно дать поработать мотору на высоких оборотах, чтобы выгнать воздух из системы.
  2. При открытом кране печки магистраль остаётся перекрытой. Причиной является засор запорного механизма либо образование накипи, если используется вода вместо антифриза. Проблема решается путём прочистки либо замены краника.
  3. Радиатор остаётся холодным при полностью открытом кране. Проблема может быть вызвана неполадками водяного насоса. Неисправность сложно не заметить, поскольку двигатель быстро перегревается, о чём свидетельствует указатель на панели приборов. Если мотор прогрет до рабочей температуры (+90˚С), а подводящий патрубок печки остаётся холодным, возможен обрыв ремня генератора либо засор в подводящей трубке от помпы.
  4. Подводящий патрубок горячий, а воздух из печки холодный. Такая проблема на классических моделях «Жигулей» — явление довольно частое. Причиной являются забитые соты радиатора, что обусловлено использованием вместо тосола воды либо применением добавок для устранения течи. Радиатор в этом случае требуется демонтировать и промыть.

Засор радиатора печки

Печка может плохо греть по причине засора сот как снаружи, так и изнутри

Проблемы с теплообменником могут проявляться не только в виде подачи холодного воздуха вместо горячего, но и появлением течи. Обнаружить проблему можно по образованию лужицы на полу, а также по появлению маслянистого налёта на боковых и лобовом стекле во время работы печки. Причинами могут быть:

  • утечка ОЖ через краник печки;
  • течь из патрубка;
  • протечка самого радиатора.

В первых двух случаях требуется замена износившегося элемента, а при появлении течи из радиатора деталь нуждается в ремонте либо замене.

Если в системе охлаждения используется тосол, а не вода, утечку ОЖ нужно устранить в кратчайшие сроки, поскольку в жидкости содержатся вредные для здоровья человека вещества.

Как заменить и отремонтировать радиатор печки ВАЗ 2104–2107

Если на ваших «Жигулях» возникли проблемы с радиатором отопителя, нужно знать, как и в какой последовательности производить ремонт.

Какие инструменты понадобятся

Прежде всего, нужно подготовить необходимые инструменты и материалы:

  • крестовую отвёртку;
  • набор ключей;
  • герметик;
  • тару для слива ОЖ;
  • новый теплообменник;
  • чистую ветошь.

Инструменты для ремонта радиатора печки

Для замены радиатора печки понадобится крестовая отвёртка, ключи, герметик, чистая ветошь и тара для слива ОЖ

Как снять радиатор печки

Работы по замене радиатора на карбюраторных и инжекторных моторах проводятся одинаково. Прежде всего, нужно слить ОЖ из системы охлаждения, для чего откручивают пробку на блоке двигателя и сливают тосол в подходящую ёмкость. После этого можно приступать к демонтажу узла.

    Ослабляем хомуты крепления подводящего и отводящего патрубков радиатора печки в моторном отсеке и стягиваем шланги.

Снятие патрубков

Открутив хомуты, стягиваем шланги с трубок радиатора

Демонтаж полки

Для снятия полки, расположенной под бардачком, откручиваем два самореза справа и один слева

Крепление тросика

При помощи ключа на 7 мм отворачиваем крепёж тросика управления краном отопителя

Защёлки короба

Чтобы снять нижнюю часть отопителя, потребуется поддеть отверткой 4 защёлки

Радиатор печки

Чтобы извлечь радиатор, достаточно потянуть его на себя

Подводящая трубка

От старого крана отсоединяем трубку и извлекают уплотнительную резинку

Для проверки работоспособности краника можно по внешнему виду оценить состояние и размер проходного отверстия и то, насколько легко вращается рычажок.

Видео: замена теплообменника на примере ВАЗ 2107

Как устранить течь радиатора печки

Если радиатор отопителя ВАЗ 2107 или другой классической модели «Жигулей» потёк, то устранить проблему можно несколькими способами:

  • заменить деталь на новую;
  • применить специальные присадки;
  • отремонтировать старый теплообменник.

Если в первом случае каких-либо проблем возникнуть не должно, то к присадкам следует отнестись более внимательно. Обусловлено это тем, что такие средства могут не только устранить течь, но и забить соты радиатора. Поэтому деталь предпочтительнее отремонтировать. Если есть опыт работы с паяльником, то посредством пайки можно попытаться заделать проблемное место (только на медном радиаторе).

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • припой и флюс;
  • наждачная бумага;
  • мощный паяльник (150–200 Вт);
  • обезжириватель;
  • ветошь.

Припой и кислота

Для пайки радиатора понадобится припой и флюс либо паяльная кислота

После демонтажа радиатора место течи можно будет обнаружить по цветному пятну в соответствии с цветом тосола. Суть ремонта сводится к следующим действиям:

  • зачистка места течи наждачкой;
  • обезжиривание;
  • нанесение припоя посредством паяльника.

Часто в качестве флюса используется паяльная кислота.

Пайку также можно выполнить при помощи газовой горелки. Радиатор после ремонта рекомендуется промыть и проверить на герметичность.

Видео: пайка радиатора печки

Промывка радиатора

Для промывки радиатор соединяют с водопроводным краном при помощи шланга, после чего прогоняют воду до тех пор, пока она не станет чистой. Чтобы проверить герметичность радиатора, можно использовать ручной насос для накачки шин или компрессор, при этом один выход теплообменника закрывают пальцем или заглушкой, а через второй качают воздух. Саму деталь необходимо погрузить в ведро с водой. Если пузырьки воздуха отсутствуют, значит, ремонт прошёл успешно. В противном случае пайку повторяют либо попросту заменяют деталь на новую.

Давление в радиаторе при проверке герметичности не должно быть более 1 кгс/см².

Проверка герметичности радиатора

Для проверки герметичности радиатора в него подают воздух от компрессора или ручного насоса

Некоторые автовладельцы для устранения течи используют холодную сварку или герметик. Эти вещества наносят на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность в соответствии с инструкцией. Какому методу и средству отдать предпочтение, зависит только от ваших личных предпочтений.

Как установить теплообменник

Во избежание протечек при установке радиатора рекомендуется использовать новые уплотнители и патрубки. Монтаж выполняют в следующем порядке.

    Устанавливают прокладку и закрепляют подводящую трубку к крану и отводящую к радиатору.

Новый уплотнитель

При установке радиатора рекомендуется использовать новые уплотнители

Крепление крана

На новый радиатор устанавливают кран вместе с трубкой

Регулировка тросика

Чтобы кран открывался и закрывался полностью, необходимо выполнить регулировку троса

Герметик-прокладка

Для улучшения герметичности на подводящую трубку перед стыковкой с патрубком наносят немного герметика

Горловина радиатора

После ремонта или замены радиатора печки производят заливку охлаждающей жидкости в систему

Когда процесс сборки будет завершён, нужно запустить двигатель и дать ему поработать до тех пор, пока температура ОЖ не достигнет рабочей. После этого необходимо проверить все соединения на наличие течи. По расширительному бачку проверяют уровень тосола и, если требуется, производят доливку.

Выбор радиатора

Если было выявлено, что радиатор печки нуждается в замене, нужно определиться с тем, как выбрать новую деталь. Сегодня на автомобильном рынке присутствует широкий выбор теплообменников, поэтому подобрать оптимальный вариант порой непросто. Деталь можно приобрести как за 500 руб., так и за 3 тыс. руб. Однако можно выбрать изделие хорошего качества и по приемлемой цене. Предпочтение следует отдавать таким производителям:

  • «АвтоВаз», «Пекар», «Лузар», ШААЗ;
  • Oberkraft, Finord, Extra.

Медный радиатор «Лузар» для ВАЗ 2104–2107

Медный радиатор печки характеризуется лучшей теплоотдачей и ремонтопригодностью

При покупке нового радиатора внимание нужно обращать на следующее:

  • качественное изделие не может стоить дешёво;
  • у продавца следует требовать сертификат, чтобы снизить вероятность приобретения подделки;
  • у хорошего теплообменника соты должны располагаться близко друг к другу.

Помимо сказанного во внимание стоит принять то, что деталь может быть выполнена из алюминия или меди. Медные радиаторы обладают неоспоримыми преимуществами, которые обусловлены высокой теплоотдачей и лёгкостью ремонта. Однако из-за высокой стоимости их применяют всё реже. Алюминиевые имеют доступную стоимость, меньший вес, но в случае появления течи восстановление детали будет довольно проблематичным. Поэтому, как правило, изделия из алюминия подлежат замене.

Алюминиевый радиатор

Алюминиевый радиатор стоит дешевле медного, но при появлении течи его придётся заменить

Если медный радиатор можно запаять в домашних условиях при помощи обычного припоя, то алюминиевый таким образом отремонтировать не удастся.

Видео: какой радиатор выбрать на «Жигули»

Диагностировать неполадки радиатора печки на «Жигулях» не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Если с теплообменником возникли проблемы, то для их устранения необязательно обращаться в сервис: работу можно выполнить своими руками, предварительно ознакомившись с пошаговыми инструкциями.

Яндекс.Дзен
Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзен

Ремонт алюминиевого радиатора своими руками в автомобиле

Самостоятельный ремонт радиатора

Ремонт алюминиевых радиаторов всегда вызывал ажиотаж, как со стороны хозяев автомобилей, так и со стороны мастеров. Первые постоянно хотели устранить все неисправности, вторые заработать денег. В данной статье мы попробуем рассмотреть все аспекты ремонта алюминиевых радиаторов. Все нижеописанное в равной степени относится как к радиаторам охлаждения, так и к печным радиаторам.

Самые часто встречающиеся неисправности радиаторов:

  • появление трещин на участке отводящих и подводящих труб радиаторов;
  • нарушение герметичности трубок;
  • нарушение герметичности уплотнителей;
  • появление пробоин и трещин в результате механических повреждений;
  • слабый проход жидкости, в результате засорения трубок.

Конструкция алюминиевых радиаторов

Иногда может показаться, что отличие лишь в способе вальцовки, но это неверно. Не вдаваясь в подробности, отметим, что тип используемой прокладки между доньей радиатора и бачком накладывает определенные ограничения, или, говоря иначе, влечет за собой использование конкретного вида вальцовки. Теперь рассмотрим типы сердцевин.

Наборные

Наборные сердцевины делятся на:

  • цельнопаянные;
  • наборные (или сборные).

Цельнопаянные

Эти радиаторы более сложней в производстве, а, соответственно, и стоят они намного дороже сборных. Смысл сердцевины заключается в том, что она набирается, как и медная, но затем отправляется в специальную печь, с инертно-газовой средой и строго определенной температурой для спекания. Затем, когда сердцевина готова, к ней подсоединяют пластмассовые бачки с помощью волнового вальцевания. Естественно, в природе есть и комбинации вышеперечисленных способов.

Сборные

Как правило, сборные модели имеют в основе круглые трубки сечением 7-11 миллиметров, и наборные пластины теплоотвода, они не приварены к трубкам, а просто плотно надеты на них. Преимуществом данной конструкции является дешевизна, так как почти все работы происходят механическим способом, без помощи сварки. Но все же существует один вид сборных радиаторов, где трубки не вальцуются через силиконовые прокладки к металлической сетке, а припаиваются к алюминиевой. К этим радиаторам, в 99 процентов случаев, бачки подсоединены с помощью зубчатой вальцовки определенного вида.

Немного особняком находятся полностью алюминиевые радиаторы, в них и сердцевины, и бачки изготовлены из алюминия. Сердцевины этих радиаторов всегда изготовлены по цельнопаянной технологии.

Но, как ни удивительно, ни один радиатор охлаждения крупного изготовителя, не применяет эту технологию, так как на бачки может понадобиться столько же материала, как и непосредственно на сердцевину. Исключение имеют только эксклюзивные американские радиаторы, они производятся под заказ капризного хозяина «драга» или восстановленной «классики».

В нашей же стране, такая технология встречается или в печных радиаторах некоторых изготовителей (к примеру, Daewoo Nubira, Lanos), или в моделях откровенно китайского или отечественного изготовителя. Но эти два описанных варианта, хотя и дешевле медно-латунного радиатора, зато качество их сборки и проектирования полностью скопировано с латунных моделей, и наследует все «врожденные» недостатки. Помимо вышесказанного, нужно сказать и про алюминиевые печки, их бачки не приварены к сетке, как это должно быть, а приклеены, да еще с помощью клея, который опасно использовать даже к огородной лейке, не то, что к отопительному радиатору.

То есть, чтобы изготовить качественный алюминиевый радиатор, который, кроме хорошего теплоотвода, еще сможет выдержать механические и гидродинамические нагрузки продолжительное время, требуется тщательное проектирование, и использования сложного оборудования во время производства. А это удорожает стоимость конечного изделия, что сразу же переведет его из разряда лидеров, в сравнении с «медным» изделием, в уровень дорогостоящих аутсайдеров.

Так как, к примеру, у ГАЗели, при наших дорогах, латунный радиатор нечасто отъезжает без поломок 40000 Км, а это примерно год с ежедневной нагрузкой 100 Км. После капитального ремонта радиатора своими руками, время его жизни, в отличие от заводского, мы сможем увеличить в 2 раза, но проделать это с алюминиевым аналогом довольно сложно, и главное, не очень выгодно в финансовом плане. Здесь есть повод поразмыслить, нужно ли экономить при покупке между алюминиевым и латунным радиатором?

«Экзотика»

Алюминиевые радиаторы

Как правило, мастера называют экзотикой печки и радиаторы, которые можно очень редко встретить. Как пример, можно привести отопительный прибор Опель Omega 1992 года, он изготовлен из полностью пластиковой сетки (доньи) и бачков, выполненных монолитно, и подсоединены к наборной сердцевине, которая имеет овальные трубки, с приваренным турбулятором. Кроме этого примера, также есть ряд редко встречающихся разновидностей, но это, опять же, редкость.

Нужно заметить, что чем экзотичней радиатор находится на вашем автомобиле, тем трудней его отремонтировать автослесарям, и не только из-за сложности сочетания разных материалов, но еще и по причине, что опыт многих мастеров просто не дает возможности применить с первого раза проверенный и верный вариант ремонта. То есть, неопытный мастер выполнит ремонт наугад, одновременно узнавая тонкости, так сказать, тренируясь своими руками на вашем радиаторе, набивая себе опыт.

Пластиковые бачки

Ремонт радиаторов своими руками

Как уже и выше упоминалось, пластмассовые бачки облегчают вес и удешевляют конструкцию. Но нужно оговориться, термин «пластиковый», рассматривая бачки, не очень корректен, так как в их основе находится полипропилен, а остальные добавки и примеси никто разглашать не будет, от этого зависит выживание в среде конкуренции. Здесь встречаются и армирование стекловолокном, и наполнители, и другие ухищрения.

По истечении определенного времени пластмассовые бачки пересыхают, основа пластмассы изменяется под воздействием постоянной температурной разности и они, становясь хрупкими, образуют течь. В этом случае наилучшим вариантом будет замена радиатора на новый, потому что замена бачка не всегда рентабельна. Но иногда, если рассматривать эксклюзивные модели, ничего не сделаешь, как отремонтировать трещины в бачке своими руками, но здесь появляется второй вопрос – какой вариант ремонта лучше?

Есть три основных варианта ремонта:

  • замена бачка на металлический, который на место пластикового вваривается или впаивается;
  • пайка бачка пластмассой;
  • использование специальных полимеров.

Первый способ наиболее надежный, но и наиболее дорогостоящий, да и остается проблема со вторым бачком (так как их два в радиаторе). Если заменять два бачка, стоимость выйдет такой, что легче заказать новый, оригинальный радиатор, и все заверения мастеров, типа, радиатор будет вечным, нужно пропустить мимо ушей, так как у алюминиевой части тоже есть определенный ресурс, и он уменьшается одновременно с ресурсом пластмассовых бачков. Дорогая цена этих бачков объясняется тем, что их изготавливает не сам мастер, а промышленный завод, наподобие авиационного (КБ Антонова или ХАЗ), а мастер лишь вваривает его своими руками с помощью аргоновой сварки.

Следующие два способа более доступны, так как использование полимеров и пайка пластика и дешевле, и быстрей, и при эксплуатации уж очень старого радиатора даст возможность «перекантоваться» до приобретения нового, без больших капиталовложений. Но нужно сказать, что паять сложный состав полипропилена иногда даже опасно, можно сделать его еще более хрупким в участке пайки.

Ремонт сотовой части

Ремонт самих алюминиевых сот все время вызывал сильную головную боль, как у хозяев автомобилей, так и у мастеров. Главной причиной является, как иногда очень сложная, и почти неподдающаяся ремонту конструкция, так и довольно тонкий металл у радиаторов, не имеющих в конструкции так сказать, «слабых мест». Но рассмотрим все по порядку.

Сборные радиаторы

Как ремонтируют автомобильные радиаторы

Первый вид, который мы опишем – это сборный радиатор автомобиля, который, как уже выше говорили недорогой, но его качественный ремонт требует довольно больших материальных вложений, но при этом руками профессионалов вполне возможет. Конструкция состоит из сотовой части, которая, между прочим, если и ломается, то не часто, как правило, первыми выходят из строя резиновые уплотнители. Круглые соты фиксируются к сетке с помощью вальцовки, через резиновый уплотнитель, который в начале жизни пластичный.

Но это лишь сначала, и только при заливке качественного тосола, затем же прокладка превращается просто в страшное зрелище. К примеру, ресурс немецкого радиатора, который эксплуатируется на качественном тосоле, примерно 11-16 лет, советского – 7-11 лет, ресурс современного и китайского – иногда может быть от 20 минут до нескольких лет.

Если спайка центральной части этого радиатора (ну, протер, или пробил отверткой) возможна с помощью специальных припоев, то выгодно и качественно для обеих сторон, сделать ремонт «зловещего соединения» почти невозможно. Некоторые мастерские, в свое время разработали состав, который дает возможность припаять к стальной сетке алюминиевые соты, но, естественно, пользоваться им в ремонте, к примеру, изделий для ВАЗ-2107 нецелесообразно, этот вариант хорошо подходит лишь при ремонте «иномарок» .

Цельнопаянные радиаторы

Виды автомобильных радиаторов

Это уже более продвинутое изделие, которое и требует при ремонте продвинутого, и дорогостоящего вмешательства. Так как цельнопаянный агрегат почти не встретить в бюджетных автомобилях (к примеру, Daewoo Lanos устанавливает цельнопаянный вариант, при этом Daewoo Sens, наборной) чуть более дорогая стоимость ремонта почти все время себя оправдывает.

Осложнение пайки, к примеру, угловых пакетов сот объясняется тем, что различная толщина металла не дадут мастеру, даже профессионально обращающемуся с горелкой, расплавить припой, температура которого часто достигает 500-650 градусов, и в это же время не повредить пластмассовый бачок.

Снимать его для этого тоже нецелесообразно, при этом можно повредить заводское соединение, альтернативой является качественный фотополимер или полимер.

В качестве итога, хотелось бы сказать, что алюминиевые радиаторы автомобиля с их пластмассовыми бачками хоть и довольно сложны в ремонте, но при грамотном подходе, и качественных материалах дают возможность добиться отличных результатов.

Читайте также: