шумит вискомуфта вентилятора марк 2 90

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Принцип работы вискомуфты вентилятора

Вязкостная муфта в системе охлаждения двигателя автомобиля применяется в качестве альтернативы электрическому вентилятору. Рассмотрим, как работает вискомуфта вентилятора, ее устройство, возможные неисправности, преимущества и недостатки.

система охлаждения ДВС

Роль в системе охлаждения ДВС

Вентилятор с вискомуфтой устанавливается на автомобили с продольным расположением двигателя (обычно это полноприводные и заднеприводные модели). При такой компоновке шкив вентилятора радиатора целесообразней всего соединить со шкивом водяной помпы. Как известно, вращение водяной помпе передается сервисным ремнем от шкива коленчатого вала.

Недостаток такой конструкции в том, что скорость вращения крыльчатки вентилятора всегда будет пропорциональна оборотам коленчатого вала. Подобное устройство приведет к тому, что на высоких оборотах в условиях холодного воздуха двигатель будет чрезмерно охлаждаться, что снизит его КПД. К тому же постоянное соединение крыльчатки и шкива коленчатого вала увеличит механические потери на трение, что будет отнимать мощность и повышать расход топлива.

Вискомуфта вентилятора позволяет регулировать скорость вращения крыльчатки в зависимости от температуры двигателя.

Устройство

Разница в конструкции вискомуфт вентилятора Toyota, BMW, Mercedes, Audi. минимальна, так как все они устроены и работают по единому принципу.

Вал с соединительным фланцем крепится к приводу помпы охлаждения, поэтому его скорость вращения всегда пропорциональна оборотам коленчатого вала. К валу, в свою очередь, крепится приводной шкив, который вращается в рабочей камере. Рабочая и резервная камеры разделены пластинами. Переход между камерами возможен только через впускные клапаны и возвратные каналы. Изначально резервная камера заполнена специальным силиконовым маслом. Приводной шкив, или диск, как его еще называют, имеет по окружности косые зубья, которые при вращении позволяют выгонять масло обратно в резервную камеру. Поверхность приводных дисков, как и делительных пластин, имеет специальные ребра, которые превращают рабочую камеру в своеобразную сеть лабиринтов, по которым циркулирует силиконовое масло.

Корпус муфты, к которому и крепится крыльчатка вентилятора, соединяется с валом (ротором вискомуфты) посредством обычного шарикового подшипника. Впускные клапаны соединены с биметаллической пластиной, которая располагается в передней части корпуса вискомуфты. При нагреве пластина расширяется, что приводит к увеличению пропускного сечения клапанов.

Свойства силиконового масла

Основная особенность силиконовой жидкости, использующейся в вискомуфтах вентиляторов, – термостойкость и вязкостная стабильность. С изменением температуры масло лишь незначительно изменяет свою вязкость.

В работе вискомуфты силиконовое масло исполняет роль связывающего вещества, позволяющего создать между приводным диском и разделительными пластинами, соединенными с корпусом, трение. Несмотря на то что между корпусом и приводным шкивом всегда будет некоторая степень проскальзывания, созданного коэффициента сцепления достаточно для зацепления корпуса муфты с приводным валом.

В некоторых источниках указывается, что с повышением температуры масло расширяется, что и провоцирует вязкостное зацепление приводного диска с корпусом вискомуфты. Подобное понимание принципа работы вискомуфты вентилятора охлаждения является ложным и возникло, скорее всего, из-за сравнения вискомуфты вентилятора с вязкостными муфтами раздаточных коробок полноприводных автомобилей. В вискомуфтах дифференциалов используется дилатантная жидкость, вязкость которой сильно зависит от скорости деформации сдвига.

Принцип работы

Когда рабочая камера не заполнена маслом, приводной диск свободно вращается в рабочей камере. Небольшое количество масла все же присутствует, но коэффициент сцепления приводного шкива с корпусом вискомуфты минимален, поэтому с повышением оборотов двигателя скорость вращения крыльчатки не увеличивается.

Процесс прогрева двигателя и увеличения температуры тосола в радиаторе сопровождается нагревом биметаллической пластины. Нагреваясь, пластина расширяется, что приводит к открытию впускного клапана и увеличению количества рабочей жидкости, проникающей из резервной в рабочую камеру. Возникающее между приводным диском и разделительными пластинами трение приводит к увеличению скорости вращения корпуса и крыльчатки вентилятора.

Когда двигатель нуждается в максимальном охлаждении, биметаллическая пластина изогнута настолько, чтобы обеспечить максимальное проходное сечение впускных клапанов. В таком случае разница частоты вращения вала и корпуса вискомуфты минимальна, поэтому повышение оборотов коленчатого вала приводит к практически равнозначному увеличению скорости вращения крыльчатки вентилятора.

Снижение температуры набегающего воздуха приводит к постепенному возврату биметаллической пластины в исходное положение. Соответственно, уменьшается проходное сечение впускных клапанов, жидкость перегоняется в резервную полость. Уменьшение коэффициента сцепления приводит к увеличению разницы частоты вращения приводного вала вискомуфты и корпуса – крыльчатка вентилятора замедляется.

Работа вискомуфты Toyota на примере конкретных температурных режимов

Устройство вискомуфт вентиляторов Toyota предполагает наличие двух рабочих камер (в первых вариантах конструкции была только одна камера).

  • Биметаллическая пластина в «холодном» состоянии.
  • Пластина разогрета теплым воздухом, открыт впускной клапан передней камеры.
  • Коэффициент температурного расширения соответствует максимальному режиму охлаждения. Открыт клапан задней камеры.

Почему вискомуфта вращается на холодную

Многие владельцы автомобилей с механическим приводом вентилятора системы охлаждения, скорее всего, замечали, что после запуска холодного двигателя вентилятор крутится с большой скоростью. Спустя некоторое время после прогрева двигателя, количество оборотов крыльчатки уменьшается, поэтому может показаться, что подобное явление идет в разрез с описанным выше принципом работы вискомуфты вентилятора. Такой эффект возникает из-за того, что во время простоя масло самотеком стекает в нижнюю рабочую камеру, поэтому сразу после запуска крыльчатка и корпус вискомуфты будут вращаться до того времени, пока масло перекачается обратно в резервную секцию.

Преимущества

Обороты крыльчатки подстраиваются под фактический температурный режим двигателя, что позволяет:

  • уменьшить расход топлива;
  • снизить уровень шума;
  • уменьшить потери мощности.

Установка вискомуфты в системе охлаждения позволяет уменьшить нагрузку на генератор и снизить себестоимость авто, исключив затраты на электропривод крыльчатки, проводку.

Недостатки

Многие сетуют на ненадежность вискомуфты, забывая, что система с электровентилятором также периодически нуждается в ремонте. Наиболее распространенная поломка – утечка рабочей жидкости. Несмотря на то что большинство муфт вязкостного типа неразборные, существуют проверенные технологии восстановления работоспособности системы. В случае износа поддается восстановлению и подшипник. Именно поэтому важно знать способы проверки и ремонта вискумуфты вентилятора радиатора.

Вискомуфта системы охлаждения двигателя. Принцип работы, неисправности, ремонт, замена.

Большинство молодых водителей не знает, что представляет собой вискомуфта, и как ее можно применить в системе охлаждения двигателем внутреннего сгорания. Автолюбители со стажем, к которым я тоже отношусь, помнят, что в древних автомобилях для включения принудительного охлаждения вентилятора системы охлаждения применялась вискомуфта, и никакой электрики. Честно говоря, я тогда сам не задавался вопросом, как она работает. Знал, что она включает вращение вентилятора при прогревании двигателя до определенной температуры. И всё.

В моей практике автовладельца впервые я столкнулся с вискомуфтой в автомобиле BMW520 1980 года выпуска. Вообще, легендарный авто. Ходили слухи, что такие же двигатели объемом 2,0 литра стояли на танках Пантера. Ни сколько в этом не сомневаюсь: движок приемистый, неприхотливый, мощный. Это были лихие 90-е — то, что надо. Ну и, конечно, с системе охлаждения применялась вискомуфта. Обычно вискомуфта устанавливается на валы распредвала или коленвала, но может иметь собственный вал, кинематически соединенный (ременной передачей) с коленвалом. Поэтому вискомуфта применяется, в основном, на авто с продольным расположением двигателя, коих сейчас мало.

У меня был курьезный случай. Я ехал из отпуска. Ночь, оставалось до дома километров 150. Тут вдруг все задрожало в машине, потом какой-то стук в районе двигателя, потом что-то большое там оторвалось, нырнуло под машину, погрохотало по дороге – и всё успокоилось. Я заглушил двигатель. Как ни странно, он еще работал. А было такое впечатление, что оторвался именно он. Вышел из машины и открыл капот. Минут пять рассматривал, пока не понял, что нет вискомуфты с прикрепленным к нему вентилятором. Понял, что грохотали они. Вентилятор, к счастью, ничего не порезал, даже не повредил радиатор. Немцы молодцы: они по периметру лопастей ставят защитное кольцо. Без него и палец оттяпать несложно.

Ночные поиски вентилятора с муфтой ни к чему не привели: он, видимо, еще долго летал над полем. Завершая историю, скажу, что я еще месяц проездил без вентилятора, стараясь не попадать в пробки. Отчаявшись найти родной, поставил вентилятор от Москвича через переходник, конечно, без вискомуфты. Никаких проблем, двигатель только чуть больше прогревался. Через год продал машину, никто и внимания не обратил.

По сей день в практике работы СТО встречаются автомобили с вискомуфтой. Чаще всего это внедорожники или ретромодели. А вот специалистов по ремонту и обслуживанию муфт найти сложно.

Вискомуфты применяются сейчас в мощной строительной и сельхозтехнике. Дело в том, что в легковых авто для охлаждения радиатора достаточно электродвигателя мощностью несколько десятков Ватт. В мощных двигателях большие радиаторы, они требуют мощных приводов вентиляторов охлаждения. Теоретически вискомуфта может передать на вентилятор всю мощность двигателя внутреннего сгорания, а это десятки киловатт.

Принцип действия вискомуфты

Вискомуфта, или вязкостная муфта, конструктивно состоит из двух дисков. Они находятся близко друг от друга, но механически никак не соединены. Их объединяет закрытая полость, в которой они расположены. Один диск находится на вале, соединенном с приводом от коленвала, другой на роторе вентилятора. В полость, в которой расположены диск, при нагревании биметаллической пластины по мере прогрева двигателя поступает вязкая жидкость. На дисках для обеспечения большего вязкого зацепления расположены ребра и гребни. При заполнении полости гелью диски приходят в «вязкое» зацепление, и начинают вращаться синхронно. При охлаждении двигателя клапан, управляемый биметаллической пластиной, перекрывается, и жидкость откачивается центробежными силами.

Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения

Вязкостная муфта является механическим устройством, передающим вращающий момент с использованием особой вязкой жидкости. Зная, как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения, вполне можно самостоятельно определить причину её некорректного функционирования, после чего решить вопрос о целесообразности проведения и объёме ремонтных работ.

Вискомуфта вентилятора охлаждения: где находится и как работает

Устройство вискомуфты вентилятора охлаждения

Изменение скорости вращения вентилятора производится плавно, бесступенчато, мгновенного включения и выключения вентилятора с вискомуфтой никогда не происходит

В полноприводной трансмиссии легковых транспортных средств с продольным положением двигателя стандартной вязкостной муфтой выполняются функции эрзац-дифференциала или специального блокировочного элемента, дополняющего обычный дифференциал. Тем не менее, с конструктивной точки зрения устройство представлено множеством круглых ведущих и ведомых пластинчатых элементов с выступами и отверстиями, которые располагаются внутри полностью водонепроницаемого корпуса, наполненного дилатантной жидкостью.

Скорость вращения вентилятора зависит от нагрева двигателя: чем сильнее нагрета вискомуфта, тем больше открывается впускной канал, и тем больше жидкости поступает в рабочую камеру.

При отсутствии или незначительном объёме автомобильного масла внутри рабочей камеры наблюдается свободное вращение приводного диска. Только в процессе постепенного прогрева двигателя и повышения температурного режима тосола происходит нагрев биметаллической пластины и её расширение, что вызывает раскрытие впускной клапанной системы, проникновение рабочей жидкости внутрь камеры и увеличение скорости вращательных движений вентилирующей крыльчатки. При уменьшении сцепляющего коэффициента заметно увеличивается разница в частоте вращения корпуса и приводного вала вискомуфты, что замедляет работу вентиляторной крыльчатки.

Как проверить вискомуфту (на примере «УАЗ Патриот»)

Система двигательного охлаждения автомобиля «УАЗ Патриот» оснащается стандартной вязкостной муфтой с вентилятором. Это устройство осуществляет надёжную защиту от перегрева посредством включения при выходе температуры двигателя за пределы установленных рабочих показателей. Вязкостная муфта не имеет жёсткого соединения с коленвалом, а запуск холодного мотора вызывает её вращение на малой скорости.

Вискомуфта вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот»

Применение вискомуфты снижает к минимуму роль жалюзи перед радиатором охлаждения, хотя в УАЗах с постоянным приводом вентилятора водителю постоянно приходится управлять жалюзи

Самостоятельно диагностировать в штатном режиме поломку вязкостной муфты очень непросто, но существует несколько способов, позволяющих легко убедиться в работоспособности такого устройства. Чтобы проверить вискомуфту вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот», следует присмотреться к состоянию оборотов механизма в условиях включённого холодного и разогретого двигателя.

При холодном движке не могут проявляться посторонние шумы, а оборотистость сохраняется на оптимальных показателях. На разогретом моторе возможно возникновение сбоёв в оборотах или появление нехарактерных звуков.

Чаще всего подобные проблемы вызывает несвоевременная смена масла или поломка подшипников.

К числу основных причин некорректной работы устройства можно отнести и протекание силиконовой жидкости или избыточное уплотнение сальников.

Исправление неполадок своими руками

Стандартная разборка вязкостной муфты предполагает извлечение устройства, демонтаж крыльчатки, выкручивание пары крепёжных шпилек, слив рабочей жидкости, тщательную промывку внутренней части бензином и просушивание. После заливки нового силиконового масла ПМС-10000 устройство монтируется обратно.

Чтобы устранить неполадки в работе вискомуфты или выполнить её замену, необходимо сначала снять устройство:

    Демонтировать кожух вентилятора, удалив штифты и сняв распорные зажимы.

Подготовка к демонтажу вискомуфты вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот»

Чтобы ключ подошёл, его концы можно обточить болгаркой

Фиксация приводного ремня

Прижать ремень нужно между шкивом виски и шкивом ГУРа

Откручивание вискомуфты вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот»

Ключ вставить сверху между двумя лопастями

Если причиной некорректной работы вискомуфты является утечка из основания силиконовой жидкости, то выполняются следующие действия:

  1. Разбирается демонтированная из водяного насоса вязкостная муфта.
  2. Аккуратно снимается штифт, так как на поверхности устройства располагается пластина с пружиной, прикрывающей отверстие.
  3. Устройство ставится горизонтально, а внутрь при помощи специального шприца аккуратно и медленно заливается смазка в количестве 15–30 мл.
  4. С поверхности при помощи ветоши удаляется вся излишняя силиконовая жидкость.
  5. После установки штифта устройство монтируется на прежнее место.

При наличии несвойственных разнообразных шумов в радиаторе охлаждения потребуется выполнить замену подшипника. С этой целью необходимо слить масло и разобрать узел при помощи специального съёмника. После установки нового подшипника устройство монтируется в обратном порядке, после чего заливается новая силиконовая жидкость.

Специальное автомобильное устройство — вязкостная муфта, вращающая при помощи жидкости охлаждающий вентилятор, достаточно часто выходит из строя. Самостоятельно удаётся устранить только самые простые поломки, поэтому в наиболее сложных случаях необходимо обращаться в сервисный центр к автомеханикам, специализирующимся на работе с такими видами устройств.

Как работает вискомуфта вентилятора охлаждения

ОФА, С24NE, 94 г.в.При включенном и прогретом двигателе, стрелка температуры чуть выше среднего положения, вентилятор который перед радиатором можно остановить рукой и легко так запустить вращение в противоположенную сторону.Нормальное ли это явление или вискомуфту необходимо заменить?При какой температуре она должна блокироваться?

ОФА, С24NE, 94 г.в.При включенном и прогретом двигателе, стрелка температуры чуть выше среднего положения, вентилятор который перед радиатором можно остановить рукой и легко так запустить вращение в противоположенную сторону.Нормальное ли это явление или вискомуфту необходимо заменить?При какой температуре она должна блокироваться?

ИМХО это ненормально, хоть жосткой блокировки муфты нет но при прогреве усилие проворачивания возрастает заметно, появляется как бы "резиновость" на проворот, вродебы ранее тут проскакивал критерий исправности: невозможность остановить вентилятор скрученной газетой.А начало "включения" очень чётко можно услышать если завести холодный двилатель и внимательно слушать, при подхвате муфты появляется я бы сказал вертолетный гул под капотом.

ОФА, С24NE, 94 г.в.При включенном и прогретом двигателе, стрелка температуры чуть выше среднего положения, вентилятор который перед радиатором можно остановить рукой и легко так запустить вращение в противоположенную сторону.Нормальное ли это явление или вискомуфту необходимо заменить?При какой температуре она должна блокироваться?

Лично я при таких симптомах прошлым летом перегревался(в +27-31 стоя в пробке весь на нервах)-спасала четвертая скорость печки(в +31 представь с печкой в пробке стоять-вешалки).Сейчас починил-прям на душе отлегло(в предверии лета).

проще новую купить. если муфту можно остановит рукой, не потеряв халявщегмясо на пальцах - то ее в морг. елктровентифляторы от тазов и прочей шняги - это все фигня. надежность - ни на грощ

А начало "включения" очень чётко можно услышать если завести холодный двилатель и внимательно слушать, при подхвате муфты появляется я бы сказал вертолетный гул под капотом.

Хе, я тоже так делал. пока стеклоподъемники работали. Теперь, только с открытым люком- банька, да венника нету. А как чинил если не секрет? Поменял штоль? Вроде дорого, аналог искал, чет не нашел, а наглухо заблокировать- тоже не дело.

проще новую купить. если муфту можно остановит рукой, не потеряв халявщегмясо на пальцах - то ее в морг. елктровентифляторы от тазов и прочей шняги - это все фигня. надежность - ни на грощ

Не, у меня ее так просто не остановишь, но и крутится она, кажись, не так хорошо. В пробках температура доходит до последней риски и там висит. Это нормально? А с электровентилятором такое исключено, т.к. он не зависит от оборотов движка, имхо конечно.alekseyka77 а куда подключается датчик температуры для электровентиля? или делать врезку в патрубок с датчиком.

Пока новую муфту ждешь старую снимаешь, просверливаешь и болт туда - под капотом будет конечно вертолет но чтоб машика не грелась можно и потерпеть немного.хотя некоторые так и ездят

и есть шанс что новую муфту ставить уже некуда будет. или незачем.

+1. а еще можно получить крыльчаткой в капот.

В FAQ-реанимация вискомуфты-200 рублей на ремонт и больше не парюсь.(ПСМ 200-покупал на радиорынке)

Шумит вискомуфта вентилятора марк 2 90

Камрады, сегодня так грустно было, в 25 град машина почти закипела, стрелка дошла до 105, пришлось перегазовывать на 2.5 тыс оборотах, чтобы виска хоть как-то остудила радиатор.

После пережитых двух разорванных радиаторов из-за криво поставленного волговского вентиля пред. владельцем, вернул назад вискомуфту и поставил бушный радиатор от Бума (территория J).
Залили дорогой антифриз, но блеать, радиатор грязный пипец просто, не могли сполоснуть при установке, что-ли? ну да ладно.

Виска вращается примерно с одинаковым усилием что на холодную, что на горячую машину. Прокручивания вместе с ремнём я на горячую не добился, прокручивается с усилием. Умерла? Как проверить?

На сколько градусов можно снизить рабочую температуру, если помыть радиатор? Можно его помыть не снимая с машины? Кто мыл - поделитесь опытом!

Какая рабочая температуда двигла гранда 5.2 ZJ 94? Мне Бум сказал около 100.. Я думаю где-то 95 градусов цельсия. Точнее кто знает?

Камрады, сегодня так грустно было, в 25 град машина почти закипела, стрелка дошла до 105, пришлось перегазовывать на 2.5 тыс оборотах, чтобы виска хоть как-то остудила радиатор.

После пережитых двух разорванных радиаторов из-за криво поставленного волговского вентиля пред. владельцем, вернул назад вискомуфту и поставил бушный радиатор от Бума (территория J).
Залили дорогой антифриз, но блеать, радиатор грязный пипец просто, не могли сполоснуть при установке, что-ли? ну да ладно.

Виска вращается примерно с одинаковым усилием что на холодную, что на горячую машину. Прокручивания вместе с ремнём я на горячую не добился, прокручивается с усилием. Умерла? Как проверить?

На сколько градусов можно снизить рабочую температуру, если помыть радиатор? Можно его помыть не снимая с машины? Кто мыл - поделитесь опытом!

Какая рабочая температуда двигла гранда 5.2 ZJ 94? Мне Бум сказал около 100.. Я думаю где-то 95 градусов цельсия. Точнее кто знает?

ИМХО 98 градусов, но откуда цифра не помню

ставить нормальный элетровентиль

мыть радиаторы, а главное между кондея и основным, там обычно кусок "цемента"

ставить более энергоемкий радиатор

а вообще не разу не грелся с исправной системой охлаждения, даже в говне. возможно термостат/даткчик или еще чего у тебя гонит, пробка давление не держит или еще где косяк

Тема: Электрический вентилятор вместо вискомуфты

Интересно. Человек считает, что основную роль играет вентилятор кондиционера, а вискомуфта нужна только если мотор перегреваться начал.

У этой схемы есть как минимум один минус - надо будет резать шланг и ставить датчик от черт знает чего.

Кроме того, как правильно заметил Антон, при включении вентилятора от е60 в разъем доп.вентилятора могут быть побочные явления. В частности, срабатывание дополнительного вентилятора - это аварийная ситуация. Это значит, что муфта вышла из строя. Не исключено, что в этот момент происходит увод угла зажигания или еще что-то.
Даже если мы с Баварцем опустим температуру срабатывания допа с 97 до 93, то не факт, что не будет аварийного режима (если он есть вообще).

О чем это я вообще?

О том, что в данный момент план таков:

1. Вентилятор от е60, а не универсальный.
2. Дополнительный вентилятор вообще не трогаем.

Почему вентилятор от е60?
Объясняю.

Утром я интересовался блоками управления для вентиляторов всяких отечественных повозок.

Блок тот состоит из двух частей - управляющей и силовой. Все в одном корпусе, все перегревается, все горит.
От блока надо тянуть силовые провода до вентилятора а сам блок располагать в обдуваемом месте, где соль сожрет его за месяц.

Теперь электровентилятор е60

Что за коробочка у него на жопе? Это та самая силовая часть. Обдувается, не промокает, все штатно и никакого колхоза.

Все, что нужно этому вентилятору - блок управления, который будет обрабатывать сигнал с градусника и отправлять на вентилятор сигнал о скорости его работы.

Иными словами, нам нужна только часть того самого плавящегося отечественного блока управления, которыми я заинтересовался утром.
Эту маленькую плату можно убрать туда, где и остальные мозги живут. Все скрыто, все красиво. Никакого колхоза.
Осталось только найти того, кто эту плату спаяет.

Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения


Вискомуфта
Вискомуфта вентилятора охлаждения

Вискомуфта — это специальное устройство, которое вращает охлаждающий вентилятор благодаря специальной жидкости. Оно имеет круглую форму с силиконовой основой, заполненной смазкой; служит для плавного регулирования вентилятора. Принцип работы на первый взгляд покажется сложным, однако, если разобраться, это не так: коленчатый вал вращается, передавая энергию на первый вал муфты. Далее устройство ускоряется, из-за чего силикон внутри него становится более вязким. Муфта блокируется, после чего начинает вращаться второй диск, на котором расположен радиаторный вентилятор.

Вискомуфта используется практически на всех моторах, так как устройство отличается надежностью и безопасностью. Если в движущийся механизм засунуть по неосторожности или неопытности руку, устройство остановится, предотвращая таким образом травму.





Принцип действия вискомуфты

Внешний вид вискомуфты и ее принцип работы позволит понять приведенный рисунок.

устройство вискомуфты

Как видно из него, устройство вискомуфты представляет собой герметичный корпус, в котором располагаются два ряда дисков. Каждый из них связан или с ведомым, или с ведущим валом. Ведущие и ведомые диски перемежаются между собой, на каждом из них имеются специальные выступы и отверстия, а расстояние между их плоскостями минимальное.

Пространство внутри корпуса заполнено вязкой жидкостью, чаще всего изготовленной на основе силикона.

Отличительными особенностями этой жидкости, позволяющими использовать ее для работы в составе вискомуфты, являются:

  • увеличение вязкости, сгущение при интенсивном перемешивании;
  • значительный коэффициент расширения при нагреве.

Когда движение автомобиля происходит равномерно, диски вращаются с равной скоростью и жидкость между дисками не перемешивается. При появлении различий в скорости вращения валов (ведомого и ведущего), также начинает различаться скорость вращения дисков, из-за чего вязкость жидкости возрастает и она работает на передачу крутящего момента к ведомому валу от ведущего.

При значительной разности скоростей вращения дисков, вязкость жидкости возрастает настолько, что вискомуфта блокируется и приобретает свойства, характерные для твердого тела. Дополнительную информацию о том, как работает вискомуфта, поможет получить из видео



Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения

После длительного простоя автомобиля, вискомуфта нуждается в замене масла, а также проверке состояния и работы в целом. Кроме того, возможен выход из строя в следствие износа или каких-либо других причин.

Распознать поломку вискомуфты достаточно сложно, однако способы проверить ее работоспособность имеются.

Посмотрите на частотность оборотов устройства при холодном и разогретом моторе. В первом случае странные звуки обычно не наблюдаются, а количество оборотов соответствует норме. При горячем же двигателе картина другая: слышатся посторонние шумы, а частота вращений вискомуфты может не соответствовать норме.

Различного рода шумы часто появляются из-за неисправных подшипников. Также причиной неисправности устройства может быть уплотнение сальников, либо же вытекшая специальная силиконовая жидкость.

Что такое вискомуфта и для чего она нужна

Вязкостная муфта (так она официально называется) – это элемент трансмиссии, обеспечивающий передачу крутящего момента с одного вала на другой. Как правило, она используется как межосевой дифференциал, где может работать самостоятельно или в паре со свободным дифференциалом.



Устройство вискомуфты

«Рабочим телом» вискомуфты является жидкость с особыми качествами, поэтому в механизме почти отсутствует механическое трение. Работа вискомуфты не требует участия водителя, она срабатывает в нужное время сама, без какого-либо управления.

Задача вискомуфты – в автоматическом режиме синхронизировать скорость вращения валов на передней и задней оси. Она включается в работу, когда одно или оба колеса на одной оси вывешиваются (пробуксовывают), при этом резко возрастает скорость их вращения по отношению к другой оси. Работа вискомуфты заключается в выравнивании угловых скоростей за счет полной или частичной блокировки «проблемной» оси и передачи крутящего момента на ту, у которой лучше сцепление в поверхностью.

Самостоятельный ремонт вискомуфты

Если вы замечаете перегрев двигателя, не спешите делать замену вискомуфты. Возможно, вам удастся самостоятельно отремонтировать сломавшуюся деталь.

  • Самой распространенной причиной неисправности является утечка силикона из основания детали. Чтобы залить новую жидкость, вам нужно:
  1. Снять вискомуфту с водяного наноса, после чего разобрать ее.
  2. На самом диске устройства имеется пластина с пружиной, под которой находится отверстие для силиконовой жидкости. Вам нужно с максимальной осторожностью снять штифт, а затем шприцом залить смазку. Учитывайте, во время подобного ремонта деталь кладут горизонтально.
  3. Шприцом достаточно набрать пятнадцать миллилитров маслянистой жидкости.
  4. Не спеша заливайте силикон во внутрь.
  5. Подождите несколько минут, не извлекая шприц из отверстия, чтобы жидкость успела глубоко затечь в вискомуфту.
  6. Протрите поверхность устройства от излишка жидкости в случае необходимости.
  7. Поставьте штифт на место, а затем установите деталь.


Если вы плохо разбираетесь в автомобилях и не знаете принцип работы тех или иных деталей, лучше не приступайте к починке самостоятельно. Дело здесь не в возможной поломке частей транспортного средства, а в трудности собрать все обратно.

  • Также частой причиной поломки вискомуфты являются подшипники. Признак подобной неисправности один единственный: различного рода шумы в области радиатора охлаждения.
  1. Чтобы отремонтировать устройство, его первым делом нужно снять. Для этого открутите три болта, которые крепят деталь. После этого вискомуфту легко снять из отсека мотора.
  2. Вынув устройство, можете приступать к замене подшипника. Производите их замену только тогда, когда разобрали узел и слили масляную жидкость. Воспользуйтесь специальным инструментом для снятия подшипника — съемником. Если воспользоваться подручными средствами, можно повредить полностью узел.
  3. Установив новый подшипник, можете приступать к установке устройства. Не забудьте залить новую силиконовую жидкость, которую слили перед ремонтом вискомуфты.

Когда вы замечаете «неправильное поведение» муфты, не нужно сразу менять всю деталь, ведь зачастую ее можно отремонтировать. Особых навыков и умений для этого дела не потребуется.

Единственная сложность, которая может возникнуть, — это поиск съемника для извлечения старого подшипника. Инструмент продается не в каждом автомобильной магазине, что затрудняет самостоятельную починку вискомуфты. Если вы побывали во всех известных вам автомагазинах, и не нашли съемника, спросите у друзей-водителей. Остальные же детали найти незатруднительно.

Особенности ремонтных работ

Как некоторые автомобилисты могли заметить, не всегда на вискомуфте есть отверстие для заливки силиконовой жидкости. В таком случае оно проделывается самостоятельно, но не стоит это делать новичкам, чтобы не навредить изделию. Лучше обратиться к мастерам, которые сделают аккуратное сверление.

Ремонт вискомуфты вентилятора должен проводиться без напора грубой силы. Основной материал устройства — алюминий, который достаточно просто согнуть и окончательно вывести из строя вискомуфту.

Работа автомобиля зависит от многих механизмов, которые должны работать как единое целое. При выходе из строя хоть одного элемента нарушается исправность всего транспортного средства. Вискомуфта необходима для нормальной работы вентилятора охлаждения. От этого зависит безопасность поездки, поэтому нужно следить за её работоспособностью.

Ремонт вискомуфты вентилятора охлаждения должен проводиться только специалистами. Конечно, можно сделать это и самостоятельно, но любая ошибка может вывести устройство из строя. Нужно заранее позаботиться о сервисных работах.

В конструкции системы охлаждения автомобиля присутствует такой интересный механизм, как вискомуфта. На автомобильных форумах часто задают вопросы, связанные с этим механизмом. Мы сделали выводы о необходимости детального изучения этой темы.

Ремонт вискомуфты на Мерседесе-Бенц: двигатель 111

  1. Откройте капот автомобиля и отщелкните несколько защелок корпуса вентилятора.
  2. Открутите болты шестигранным ключом на 6.
  3. Снимите охлаждающий вентилятор.
  4. Поверните кожух на 180° вправо. По-другому вынуть деталь не получится. Следовательно, добраться до вискомуфты не выйдет.
  5. Открутите вискомуфту ключом на 36. Губки инструмента должны быть не толще 10 миллиметров.
  6. Вынув устройство, очистите его от грязи и пыли.
  7. Далее нужно с одной стороны расклепать биметаллическую пластину вискомуфты.
  8. Вытащите диск детали и залейте шприцом смазочную жидкость ПМС-100.
  9. Соберите конструкцию вискомуфты обратно; установите устройство в автомобиль.

Как проверить вязкостную муфту

Работоспособность вискомуфты вентилятора нужно проверять на холодном и горячем силовом агрегате. Об этом свидетельствуют эксплуатационные пособия по ремонту ТС. При холодном моторе перегазовка не будет менять частоту вращений муфты. В случае с горячим мотором этот показатель будет сильно возрастать.

Также обязательно проверяется продольный люфт, при выявлении которого придётся выполнять работы по его устранению. Наличие посторонних звуков во время вращения муфты будет говорить о неисправности подшипников.

Основные причины неисправности

Механизм может выходить из строя по нескольким причинам. Мы выделили основные и наиболее распространённые:

  • использование шин различного размера, которые также имеют разный уровень изношенности;
  • утечка жидкости с муфты;
  • износ деталей в результате интенсивной эксплуатации, воздействия агрессивных факторов и высокой температуры;
  • неправильное выравнивание приводного механизма;
  • утрата свойств биметаллического датчика, что может наступать в результате поверхностного окисления и застревания муфты;
  • неисправное состояние подшипника.

Ремонт вискомуфты на Паджеро: замена подшипника


  1. Кардинальных отличий в снятии устройства нет. Вам нужно открутить три болта, крепящие крыльчатку, а затем еще три для снятия крышки.
  2. Далее, вынув вискомуфту, аккуратно уберите верхний диск, который служит для блокировки вентилятора.



Проверка вентилятора охлаждения

Не всегда удаётся регулярно использовать автомобиль, поэтому он оказывается в состоянии простоя. Вискомуфта в это время требует проверки своей работоспособности. Это же поможет предотвратить поломку от износа.

Непросто в штатных условиях, но есть методы, как проверить вискомуфту вентилятора. Чтобы осмотреть механизм, нужно проверить состояние оборотов изделия при включённом разогретом и холодном двигателе. При охлаждённом моторе не должно возникать никаких посторонних звуков, а обороты должны соответствовать норме. Горячий же двигатель часто может провоцировать различные шумы и сбои в частоте оборотов.

Такие проблемы могут возникать из-за неисправностей в подшипниках или несвоевременной замене масла. Также уплотнённые сальники и протечка силиконовой жидкости могут стать причиной поломки.

Решение проблемы своими руками

Если были обнаружены дефекты в работе, не всегда должна проводиться замена вискомуфты. Эти проблемы часто можно решить своими руками. Одной из самых частых проблем, возникающих в этом устройстве, является утечка силиконовой жидкости. Чтобы восполнить недостаток, нужно выполнить следующие действия:

  1. Разобрать виcкoмуфту, сняв её из водяного насоса.
  2. Стоит присмотреться к диску изделия. На его поверхности находится специальная пластина с пружиной, под которой имеется отверстие для силикона. Нужно с особой осторожностью снять штифт и залить внутрь смазку с помощью специального шприца. Во время этого процесса саму деталь нужно класть в горизонтальном положении.
  3. Достаточно будет залить в шприц 15 миллилитров жидкости.
  4. Нужно подождать несколько минут, пока вещество не затечёт внутрь вискомуфты, не вынимая при этом шприц.
  5. Проверив правильность выполненной процедуры и нет ли излишек силикона, деталь можно установить обратно.

Тем, кто не считает себя опытными автомобилистом, лучше не заниматься подобными работами, ведь это может стать причиной полной поломки устройства. Как правило, самая большая трудность состоит в обратной сборке всех элементов.

Другие проблемы

Нередко подшипники могут стать причиной выхода из строя вискомуфты. Этому свидетельствует появление несвойственных шумов в зоне охлаждения. Но его ремонтом также можно заняться самостоятельно:

  1. Для починки изделия его нужно снять с основной конструкции мотора. Для этого откручиваются 3 болта, на которых крепятся подшипники.
  2. Замена этих элементов должна производиться только после того, как была слита масляная жидкость и разобран узел. Чтобы упростить процесс, можно использовать специальный инструмент — съёмник. Не стоит применять подручные приборы, так как они могут окончательно повредить детали.
  3. После установки подшипника можно проводить в механизмы мотора. Перед этим нужно залить свежий силикон, который был слит перед заменой деталей.

На заметку: не всегда неправильное поведение деталей требует их скорой замены. Часто можно обойтись и простым ремонтом, который не требует особых навыков.

Частой проблемой при проверке вискомуфты или замене подшипников является поиск подходящего инструмента. Такой съёмник не всегда просто найти в автомагазине, поэтому ремонт может быть затруднённым.

ЕЩЁ РАЗ ПРО ВИСКОМУФТУ

Я вискомуфту подозревал однажды, но оказалось проблемы были с прокладками ГБЦ, забитым герметиком радиаторе, а вискомуфта пашет идеально. Забитый изнутри радиатор содержит холодные зоны в центре и не нагревает биметаллический клапан вискомуфты, поэтому кажется по всем признакам, что накрылась вискомуфта, а это радиатор виноват.

У вискомуфт иногда ломается биметаллический клапан и бывает масло утекает через разрыв уплотнений. А так вещь очень надёжная считается.

mishka2107
Бывает здесь

Ответ: ЕЩЁ РАЗ ПРО ВИСКОМУФТУ

да,СПАСИБО,я там и руководствовался,НО как она крутилась до ремонта,так и осталась после,ну может чуть получше,может до меня пружину меняли,скрутили из стали простой?,категорично конечно нельзя утверждать,что замена-единственный вариант,может стоит попробовать восстановить,это недорого-ПМС-50-70РУБ,и времени час-два.НО я установкой новой муфты доволен,стоит она того!

gorst
Эксперт

Ответ: ЕЩЁ РАЗ ПРО ВИСКОМУФТУ

А ты какой способ восстановления использовал? Полная разборка, или сверлил дырочку и заливал масло, а потом болтик вкручивал, или было шприцем ещё через резинку вроде масло впрыскивать? И термоэлемент не проверял, он должен реагировать на нагрев?

mishka2107
Бывает здесь

Ответ: ЕЩЁ РАЗ ПРО ВИСКОМУФТУ

ПОЛНАЯ РАЗБОРКА! Уплотняющая резинка почему то была или растянутая,или левая(большего диаметра),я герметиком слепок (как назвать правильно?)сделал,получилось точно по посадочной канавке.=заливал суррогат тот силиконовый сначала в одну,а потом в другую камеру(меньше чем надо не должно быть).=А ВОТ ТЕРМОПРУЖИНА под воздействием фена хреново что то открывала пазики,хотя температура высокая была,поэтому и вкралось подозрение о её кустарном изготовлении. =НО ДВИГАТЕЛЬ ТО СЕЙЧАС В НОРМЕ,А ТОТ КТО на газ жмёт завидует ему,ЖАРИЩА УЖАС КАКАЯ СЕЙЧАС В САЛОНЕ,ХЕРОВО без кондея.А У ВАС ЕСТЬ ОН?я вот слышал есть такой-ВЕНТИЛЯТОР НА СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЯХ,чем больше солнца-тем он крутит сильнее,даже когда машина стоит,нужно только щель оставить-что бы проветривалось.НЕ СЛЫШАЛИ О ТАКОМ "ЧУДЕ"?

Вискомуфта вентилятора: что такое, причины и ремонт неисправностей

Ремонт вискомуфты для большей части автовладельцев находится за гранью неизведанного. Мало кто может рассказать про устройство этого узла, не говоря уже о способах ремонта. Хотя на самом деле восстановление привода вентилятора не является слишком сложной задачей.

Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!

Что такое вискомуфта

Так называется специальный узел, регулирующий скорость работы вентилятора охлаждения, в зависимости от температуры двигателя. В качестве рабочей жидкости используется специальная смазка на основе силикона.

Принцип работы этого узла довольно прост: нагреваясь, смазка густеет и блокирует муфту, соединённую с вентилятором радиатора. Простая конструкция обеспечивает надёжность и безопасность этого узла, включая реализацию защиты от случайного попадания между лопастями вентилятора посторонних предметов. Чем выше температура охлаждающей жидкости, тем быстрее будет крутиться вентилятор радиатора, способствуя эффективному охлаждению мотора. При низкой температуре обороты вентилятора минимальны, что способствует его быстрому прогреву.

Вязкостная муфта используется практически на всех автомобилях, в которых вентилятор работает непосредственно от ДВС. На транспортных средствах с электровентилятором радиатора вискомуфта не применяется.


Причины и симптомы неисправности вискомуфты

Стоит отметить, что в случае долгого простоя транспортного средства необходимо проводить ревизию вискомуфты — с большей долей вероятности её работоспособность существенно снизится. В целях профилактики также рекомендуется заменить масло.

Несмотря на кажущуюся сложность, проверить работоспособность вязкостной муфты в полевых условиях довольно просто. Необходимо уделить внимание ряду признаков:

  • Одинаковые обороты вентилятора на холодном и прогретом двигателе указывают на выход из строя вязкостной муфты.
  • В большинстве случаев необходима замена или долив силиконовой смазки.
  • При работе вентилятора не должно возникать посторонних звуков, шумов, вибраций — подобные симптомы указывают на выход из строя подшипника.
  • В случае обнаружения течи масла либо жидкости со стороны вискомуфты необходимо для начала проверить целостность сальников.

Как видно, неисправностей в этом узле насчитывается не так уж и много. И поэтому не следует приобретать новый узел, если двигатель авто стал нагреваться больше положенного. В большинстве случаев возможен ремонт вискомуфты вентилятора своими силами.

Наиболее распространённая неисправность — утечка силиконовой смазки из основного блока. Для её доливки или замены необходимо снять вискомуфту с помпы и разобрать.

Делать это необходимо предельно аккуратно и не торопясь — по причине высокой вязкости смазка долго будет заполнять собой полость.

Второй по частоте возникновения неисправностью является выход из строя подшипника. Определить это можно по характерным шумам, возникающим в области вентилятора охлаждения. Для его замены также требуется снятие вискомуфты. При этом автовладелец может столкнуться с проблемой — снять подшипник без специального съёмника, не повредив при этом весь узел, довольно проблематично. В магазинах автозапчастей и инструментов можно найти как универсальные съёмники, так и предназначенные под определённую марку авто. И рекомендуется приобретением инструмента озаботиться заранее, а не когда механизм уже будет снят с помпы.

Следует помнить, что при замене подшипника в блок вискомуфты должна заливаться новая силиконовая смазка. Только после этого можно устанавливать весь узел на место и проверять его работоспособность.

Если есть сомнения в собственных силах, то не стоит рисковать, пытаясь отремонтировать вискомуфту своими руками. Специалисты автосервиса не только справятся с этим гораздо быстрее, но и предоставят гарантию на проводимые работы.


Порядок замены жидкости в вискомуфте

Если диагностика узла показала низкий уровень силиконовой смазки в основном блоке, устранить эту неисправность вполне можно самостоятельно. Необходимо только соблюдать определённую последовательность действий:

  1. С помпы снимается вискомуфта. В зависимости от конструкции, её могут крепить 2–3 болта.
  2. Затем узел укладывается горизонтально на ровную поверхность.
  3. На расположенном в центре механизма диске установлена специальная пластина с пружиной. Под пластиной находится отверстие, предназначенное для доливки смазки. Чтобы это сделать, необходимо предельно аккуратно убрать шрифт, затем при помощи шприца закачать жидкость в блок. Для легковых автомобилей среднее количество заливаемой силиконовой смазки составляет порядка 15 мл. Не стоит торопиться при закачке жидкости — ввиду высокой вязкости она стекает довольно медленно.
  4. Когда смазка полностью вытечет из шприца в основной блок вискомуфты, шприц убирается и поверхность проверяется на наличие подтёков жидкости. При обнаружении следует удалить их, протерев поверхность механизма.
  5. Штифт устанавливается на место, после чего готовая к эксплуатации вискомуфта монтируется на помпу.

Рекомендация:
сразу после установки проверьте работоспособность отремонтированного узла, особенно перед поездкой на дальнее расстояние.
В противном случае создаётся высокий риск перегрева двигателя.


Порядок замены подшипника

Вторая по частоте появления, но, безусловна, первая по сложности устранения неисправность — выход из строя подшипника вискомуфты. На необходимость замены автовладельцу сообщат характерные шумы, сопровождающие работу вентилятора охлаждения.

Необходимо придерживаться следующего порядка действий:

  1. Снять вискомуфту с помпы, предварительно открутив болты крепления.
  2. Слить силиконовую смазку, затем положить узел горизонтально на ровную поверхность.
  3. С помощью специального съёмника демонтировать неисправный подшипник. Не рекомендуется в качестве альтернативы съёмнику использовать подручные средства либо пытаться выбить подшипник молотком — это приведёт к выходу из строя всего узла.
  4. Затем на место устанавливается новый подшипник и вискомуфта монтируется обратно на помпу.
  5. Перед монтажом обязательно залить силиконовую смазку.

При выборе подшипника для вискомуфты рекомендуется обращать внимание на оригинальные запчасти: как показала практика, срок службы дубликатов существенно ниже, и нередко их размеры не соответствуют размерам оригинальных деталей. Это приводит к возникновению люфта в механизме, посторонних звуков при его работе и сокращению срока службы. В зависимости от конфигурации, на узле часто не предусмотрено специальное отверстие для заливки силиконовой смазки. В этом случае можно просверлить отверстие самостоятельно, но лучше доверить эту работу специалисту — при ошибке с выбором места для отверстия дальнейший ремонт такой вискомуфты станет невозможен.

Читайте также: