Автомобили татра и шкода выпускают чешские автозаводы

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Марки и модели чешских автомобилей

Если у людей на улице спросить, что у них ассоциируется с Чехией, многие ответят – прекрасная, полная романтики Прага с Карловым мостом и мощёными узкими улочками, украшенными цветами. Но истинные ценители автомобилей (чешских в том числе) знают, что это – Skoda Auto. Автоконцерн выпускает машины с высокими техническими характеристиками, которые занимают не последние позиции в рейтинге популярных транспортных средств в мире. Но также есть и другие чешские автомобильные бренды, выделяющиеся некоторыми особенностями и имеющие интересные истории создания и развития. Почему же большинству жителей нашей страны известно только про «Шкоду»?

Список марок чешских автомобилей

Skoda Auto является крупнейшим производителем автомобилей. Модели, выпускаемые концерном, славятся по всему миру благодаря своей надёжности, долговечности, хорошей управляемости и относительно низкой стоимости. Именно благодаря идеальному соотношению цены и качества «Шкода» заработала свою популярность и на протяжении длительного времени является одной из любимых марок в России. Но Skoda Auto не единственный автомобильный бренд в Чехии. Также страна выпускает машины под следующими марками, менее известными в нашей стране:

  • Avia;
  • Kaipan;
  • Praga;
  • Tatra.

Skoda – самые популярные чешские автомобили

Чешский автомобиль

Так уж вышло, что именно «Шкода» стала фаворитом для отечественных автолюбителей. Компания является крупнейшей в Чехии, созданной непосредственно на территории республики, и настоящей гордостью страны.

Skoda Auto является «дочерью» основанной в 1895 году компании Laurin & Klement, которая спустя всего 30 лет своего существования стала гигантом машиностроения. С 1930 года называлась Akciova Spolecnost pro Automobilovy Prumysl, а в период Второй мировой войны являлась частью нацистской автопромышленной компании Herman Goring. После окончания войны стала независимым предприятием под названием Auto Racing, и только к 1990 году вернула своё прежнее название – Skoda.

И без того обладающие хорошим качеством, чешские автомобили этого бренда стали ещё лучше в 1991 году, когда компания была выкуплена VW Group и стала четвёртой маркой в составе концерна «Фольксваген» (наряду с Volkswagen, Seat и Audi). Именно после слияния предприятий и модернизации технологии производства автомобили бренда «Шкода» стали ещё популярнее в области машиностроения и значительно известнее на мировом уровне.

Skoda выпускает автомобили следующих марок:

  1. Superb.
  2. Rapid.
  3. Yeti.
  4. Octavia.
  5. Kodiaq.
  6. Fabia.

Марка чешского автомобиля

Чешские автомобили бренда Avia начали выпускать в 1967 году. Наибольшей популярностью пользовались в странах СНГ. Это были грузовые авто с интересной формой, демонстрирующей уникальность бренда. Название, которое больше ассоциируется с самолётами, оправдано – компания была основана в 1919 году как авиационная мастерская. Спустя 12 лет из пригорода Праги была перенесена в Лентяны. Там уже после завершения Второй мировой войны компания специализировалась на сборке грузовиков «Шкода-706R». Кроме этого, на их базе создавались автобусы.

В 1952 году марка чешского автомобиля Avia возобновила сборку самолётов. Среди них были и советские «ИЛ-14». Но производство было недолгим – спустя 7 лет выпуск прекратился. Сначала в мастерскую переводили грузовики S5T и V3S, выпускаемые автозаводом «Прага», а в 1967 году между Avia и Saviem был заключён договор, по которому первые получили право собирать базовые модели лёгких развозных автомобилей – SG2 и SG4.

С 2006 года компания называется Avia Ashok Leyland Motors и входит в состав холдинга Induja. Специализируется на производстве грузовых автомобилей среднего класса с полной массой от 6 до 12 тонн.

Kaipan

Чешский легковой автомобиль

Компания основана в 1991 году, но первая модель чешского легкового автомобиля была представлена лишь в 1997-м. Это небольшое предприятие, специализирующееся на производстве родстеров (двухместных спортивных автомобилей без крыши). Целью создания компании Kaipan была необходимость расширить чешский авторынок, пополнив его редкими спортивными машинами. Первая модель производилась на базе Lotus 7. Впрочем, каждая последующая тоже имеет сходства с этим брендом, однако у Kaipan несколько иная концепция.

Praga

Чешские автомобили "Шкода"

Автомобильный бренд основан в далёком 1907 году. До 2016 года компания специализировалась на производстве грузовой и военной техники. Сейчас же Praga сменила направление, выпустив в свет свой первый легковой автомобиль. Да не абы какой, а суперкар R1R, фото которого можно видеть выше.

Tatra

Марки чешских автомобилей: список

Данный автопроизводитель является одним из старейших в республике (основан в 1850 году) и по популярности уступает только «Шкоде». Чешские автомобили марки Tatra тоже хорошо известны в России. В середине 1980-х годов компания экспортировала полноприводные грузовики, причём хорошими объёмами. Но частая смена владельцев и разного рода преобразования послужили снижению популярности «Татры» на российском рынке.

История компании начиналась с мастерской по изготовлению экипажей, «отцом» которой был Игнац Шустала. Уже через 10 лет фирма имела филиалы не только на территории Чехии, но и за её пределами: Берлин, Вена, Киев, Вроцлав и Черновцы. Так, в 1882 году мастерская превратилась с успешную фабрику под названием Nesseldorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft.

В 1897 году была выпущена первая самоходная коляска «Президент». За ней последовало много других автомобилей, в том числе первый грузовик. С 1921 года компания носит название Tatra. До 1971 завод выпускал и тяжёлые грузовики, и легковые автомобили, а потом отказался от второго типа транспортных средств, сосредоточившись исключительно на производстве крупной техники. И, стоит отметить, компания очень хорошо преуспела в этом направлении. Грузовики Tatra известны в мире благодаря своей надёжности, отличной проходимости и хорошим эксплуатационным качествам, в частности, способности работать в суровых климатических условиях.

Сегодня на территории Чехии есть несколько автомобильных музеев, экспозиции которых содержат редкие машины, позволяя людям буквально прикоснуться к истории создания и развития автопромышленности.

10 чешских автомобилей, о которых вы не знали

Помимо известных всем компаний – Škoda и Tatra, оказывается, Чехия была родиной еще десятка автопроизводителей, чья продукция в свое время блистала на весь мир, а сейчас, к сожалению забыта. Ну что ж самое время для кого-то вспомнить, а для кого-то и впервые узнать о шедеврах чешского автомобилестроения.

1.Чешский автомобильный завод Aero был основан в 1919 году и смог дожить до наших дней лишь немного изменив своё название на Aero Vodochody. С 1929 по 1947 годы Aero занимался производством премиальных автомобилей, для состоятельных граждан. На данный момент компания занимается производством самолетов и вертолётов. На фото вы можете увидеть Aero 30, 1934 года выпуска.Помимо известных всем компаний – Škoda и Tatra, оказывается, Чехия была родиной еще десятка автопроизводителей, чья продукция в свое время блистала на весь мир, а сейчас, к сожалению забыта. Ну что ж самое время для кого-то вспомнить, а для кого-то и впервые узнать о шедеврах чешского автомобилестроения.

2. Компания Praga была основана в 1907 году и существует по сей день. Начиная как производитель автомобилей, с 1947 по 2016 годы, компания специализировалась на производстве военной техники, а в частности на танках и БТРах. Однако весной 2016-го компания представила легковой автомобиль, суперкар Praga R1R, она же представлена на фото.

3. Компания Velorex с 1945 по 1971 года поставляла на рынок классические трициклы с мотоциклетными моторами. Кроме того, компания строила коляски для мотоциклов. В 2010 производителя хотели «воскресить» с помощью модели Velor-X-Trike, однако задумке не суждено было сбыться. На фото самая популярная модель компании – Velorex 16/175.

4. Компания Zbrojovka была основана в Брно в 1918 году. Начинала она как производитель оружия и тракторов, к слову сказать, чем успешно занимается и по сей день. Однако в 1930-х годах прошлого века в течение некоторого времени компания производила и автомобили. На фото — Zbrojovka Z 5 Express 1936 года выпуска.

5. MTX –столичная компания с 1969 года занимающаяся производством спортивных автомобилей с открытыми колесами и модифицирующая машины других производителей под различные гоночные серии. Самой известной работой производителя значится MTX Tatra V8 1991 года, который стал первым чешским суперкаром. Он представлен на снимке. Сегодня компания делает только комплектующие.

6. Kaipan – еще один чешский производитель быстрых автомобилей, который ведет свои историю с 1992 года. Компания профилируется на постройке спортивных родстеров. На снимке — модель Kaipan 16, 2012 года выпуска

7. За выпуск грузовых автомобилей в Чехии отвечала крупнейшая в Европе компания LIAZ – существовавшая с 1951 по 2002 год. Продукция компании была хорошо известна за пределами страны. Среди регалий грузовиков LIAZ – четыре победы на Чемпионате Европы по кольцевым гонкам на седельных тягачах, две победы в Дакаре и не только. На снимке — седельный тягач LIAZ 230.573, 1990 года.

8. Одним из старейших автопроизводителей в Чехии считается компания Karosa основанная Йозефом Содомкой в 1896 году. Компания начинала со строительства экипажей, а затем перешла к производству автобусов. На данный момент Karosa превратилась в сборочное производство Iveco. На фото Karosa C 954 2002 года.

9. Еще одним производителем автобусов в Чехии является – SOR. Компания успешно занимается производством данного вида техники по сей день. На фото — модель SOR BN 12.

10. Грузовики компании Avia были хорошо известны далеко за пределами Чехии, особенно в Советском Союзе. Производство было начато в 1919 году, однако к выпуску грузовой техники и автобусов компания перешла лишь в 1948 году. Avia существует и сегодня и занимается постройкой легких грузовиков и комплектующих для авиапромышленности. А на фото — Avia A31 Turbо.

То е возидло: чешский автопром времен социализма


Начало

По глубине истории и богатству традиций автомобильную промышленность Чехии можно сравнить разве что с чешским же пивом: жители Богемии знали толк в точной механике, а машиностроение этой небольшой страны в конце XIX века мало в чем уступало немецкому или австро-венгерскому.

skoda_mixed_1.jpg

Неудивительно, что первый автомобиль в стране "вепрова колена" появился вскоре после того, как Карл Бенц создал свою машину. Чешская "Виктория" была создана как раз по чертежам Бенца по заказу барона Теодора Фон Либига. Кроме того, благодаря дружеским отношениям фон Либига и Карла Бенца в городок Копршивнице также начались регулярные поставки двигателей.

Титулованный владелец первого в Чехии "возидла" оказался заядлым автомобилистом и умудрился накатать на "самобеглой коляске с мотором Бенца" по дорогам своей страны и соседних Австрии и Германии ни много ни мало 1 000 километров! По сути, барон был первым "дальнобойщиком" и идеологическим предком нынешних европейских путешественников. Уже в 1897 году компания «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft» (будущая TATRA) из Восточной Моравии выпустила свою первую легковушку под названием "Президент", а годом позже – и грузовик. Словом, чешские машиностроители подхватили модную тенденцию и занялись строительством собственных автомобилей еще до наступления Миллениума.

Полвека спустя социализм наложил свой заметный отпечаток на ход развития чешского автопрома, повлияв на судьбу каждого производителя легковых автомобилей и грузовиков, которых к тому моменту насчитывался добрый десяток.

Skoda

До момента, пока Чехословакия стала Чехословацкой Социалистической Республикой, старейший производитель автомобилей уже успел завоевать авторитет и, соответственно, лидирующие позиции в стране.

В тридцатые годы Skoda выпускала довольно престижные и мощные автомобили

skoda_superb_3000_sodomka_1.jpg

Skoda Superb с кузовом от ателье Содомки

Skoda Popular – популярный автомобиль малого класса

В социалистической ЧССР автомобиль был почти таким же дефицитом, как и в Советском Союзе. Несмотря на то, что технологически сразу после войны Skoda по уровню технологий еще не сильно отставала от западноевропейских предприятий, уже через 10-15 лет разница была хорошо заметна, что называется, невооруженным взглядом. И все равно чехи любили "шкодовки": Tudor, Spartak, Octavia и Felicia пользовались хорошим спросом и котировались не только внутри страны, но и у автомобилистов соцлагеря. Однако за ними надо было стоять в очереди: в самой Чехословакии в среднем машину приходилось ждать около восьми лет!

Двухдверная Октавия могла быть и универсалом!

К сожалению, к началу семидесятых Skoda со своей заднемоторной и заднеприводной компоновкой стала откровенно проигрывать даже советским Жигулям, не говоря уже о румынской Dacia 1300. Пережив несколько модернизаций модельного ряда, Skoda встретила начало восьмидесятых все с теми же устаревшими наследницами "эмбечек" (так называли модель МВ1000) в различных вариациях, которые при этом все равно пользовались спросом у жителей ЧССР.

Skoda оставалась верна заднемоторной компоновке вплоть до конца восьмидесятых годов

Удивительно, но чехи выпускали и такое эффектное купе на базе обычной Шкоды!

skoda_130_l_1.jpg

skoda_130l_1.jpg

В 1984 году модель 130 получила более современное оформление передней части

Skoda выпускала и микроавтобус с индексом 1203

Лишь в 1987 году была представлена абсолютно новая модель Favorit 136. Она радикально отличалась от прежних Шкод: расположенный поперечно спереди силовой агрегат, привод на передние колеса, дизайн от кузовного ателье Bertone. На тот момент модель была вполне конкурентоспособной как минимум в странах соцлагеря. Хэтчбек Favorit и его универсальная версия под названием Forman пользовались спросом как внутри страны, так и на внешних рынках.

Фаворит был прямым конкурентом советской Самары

На участь последних моделей социалистического периода прямым образом повлияла судьба самой страны, распавшейся на два отдельных государства – Чехию и Словакию. Чтобы сохранить и приумножить достижения Шкоды, правительство новой страны подписало договор с концерном Volkswagen, став четвертой "сестрой" в семье VAG. К слову, чехи выбирали между несколькими предложениями – в числе претендентов были и немцы из BMW (на ранних этапах), и французы из Renault, которые вскоре переключились на румынское предприятие по выпуску Дачий.

При этом руководство Volkswagen Group относилось к Шкоде как к родной, а не приёмной «дочери». Постепенно доля собственности VAG выросла до 70%, а в 2000 году Skoda Auto a.s. полностью перешла в собственность немцев.

Фелиция была в своём роде переходной моделью к Шкодам новой эпохи

Такие метаморфозы крайне благоприятно сказались на потенциале марки. Ведь полновесные хозяева не стали "хоронить" старейшее чешское предприятие, а отвели ему роль "бюджетного" бренда в когорте своих марок. Постепенно немцы прекратили производство "наследников социализма", последним из которых была Felicia, полностью перейдя на общую платформу с остальными автомобилями концерна. Такие перемены предваряла серьезная модернизация производственно-технической базы. Octavia, Fabia и Superb, появившиеся в последние годы прошлого века, быстро стали популярными не только в Чехии и Словакии, но и в Западной Европе. Наш потребитель также быстро раскусил, что Skoda предоставляет возможность купить "почти Фольксваген", заметно сэкономив при этом.

Октавия конца девяностых годов оказалась настолько удачной, что выпускалась аж до 2010 года!

Сегодня Шкода – это не только "легковушки", но и грузовики, автобусы, троллейбусы, сельхозтехника и даже авиадвигатели. Кроме головного предприятия в Млада Болеславе, в чешских городах Квасины и Врхлаби также существуют сборочные производства. Помимо этого, Шкоды производят в России, Украине, Казахстане, Боснии и Герцоговине и даже Китае!

Таким образом, для старейшего чешского автопроизводителя период социализма был просто временем, которое следовало "прожить и пережить". Конечно, без "большого брата" наследники Лаурина и Клемента вряд ли достигли бы таких высот и рыночного успеха, но можно лишь порадоваться, что Шкода смогла пережить несколько государств и форм правления, прочно закрепившись в сознании современных автомобилистов в качестве ведущего европейского производителя автомобилей. Приятно, что при этом чехи-немцы уважают «исторические» названия автомобилей Skoda (Superb, Rapid, Octavia), используя их в актуальном модельном ряду.

TATRA

История TATRA началась еще в 1850 году, когда Игнац Шустала основал одноименную компанию по производству бричек и колясок. Затем предприятие было преобразовано в австро-венгерскую компанию Nesseldorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft, которая производила железнодорожные вагоны.

Своей уникальностью автомобили TATRA обязаны известному конструктору Гансу Ледвинке, который был талантливым автомобильным инженером. Ледвинка реализовал в Татрах целый ряд оригинальных решений, которые радикально отличали его машины от остальных автомобилей того времени. Вместо традиционной лонжеронной рамы конструктор применил хребтовую – с круглой продольной трубой, на переднем конце которой он установил легкий оппозит с воздушным охлаждением. Столь же необычной по конструкции была и подвеска, состоявшая из качающихся полуосей и поперечной полуэллиптической рессоры. Кроме легковых моделей, Ледвинка занялся и разработкой грузовых моделей, которые вскоре были запущены в серию. Это были как легкие однотонные грузовики, так и трехосные полуторатонки с колесной формулой 6х4.

Чешские автомобили времен социализма


Статья про автомобили Чехии времен строительства социализма: вехи истории чешского автопрома, модели, фото. В конце статьи — видео о чешском автопроме времен СССР. Статья про автомобили Чехии времен строительства социализма: вехи истории чешского автопрома, модели, фото. В конце статьи — видео о чешском автопроме времен СССР.

Чешские автомобили времен социализма

Автомобильная промышленность Чехословакии развивалась в прошлом веке довольно интенсивно, не уступая автопрому Германии и Австрии. Социалистический строй оказал благотворное воздействие на судьбу чехословацкой автопромышленности, способствуя бурному росту и известности в соцстранах.

Автотранспорт Чехословакии представлен был десятью крупными производителями, из которых наиболее интересны:

Skoda

старая реклама Шкоды


На фото: старая реклама Шкоды

Переход Чехословакии в лагерь соцстран никак не повлиял на лидирующем положении предприятия. К моменту окончания войны Skoda соответствовала европейским конкурентам по уровню развития технологий, но по прошествии пятнадцати лет отставание стало явным.

Однако патриотичные чехи по-прежнему любили отечественные авто: Felicia, Spartak, Octavia и Tudor ценились как на внутреннем авторынке, так и в других странах соцблока. В Чехословакии, чтобы приобрести машину, приходилось ждать своей очереди до восьми лет!

На рубеже 70-х годов прошлого столетия заднемоторные и заднеприводные версии Skoda начали уступать нашим «Жигулям», а к 80-м годам, несмотря на ряд модернизаций, выглядели морально устаревшими, невзирая на пылкую и патриотичную любовь чехов к «эмбечкам» (МВ1000).

Разработанная новинка Favorit 136 в корпусах хэтчбек и универсал, представленные Skoda в 1987 году, оказалась на удивление конкурентоспособной в социалистическом лагере. Во многом такой «прорыв» был обусловлен начавшимся распадом Чехословакии на два независимых государства.

Приумножая достижения Skoda, правительство страны заключило договор о совместных проектах с Volkswagen. Постепенно долевое участие Чехии уменьшалось, и в итоге Skoda стала всецело немецкой собственностью (2000 год).

Tatra

легковая Татра


На фото: легковая Татра

Tatra ведет свое начало с середины XIX века, производя тогда брички и коляски, затем – железнодорожные вагоны. Большая популярность машин этого бренда — во многом заслуга талантливого автоинженера Ганса Ледвинка, сумевшего реализовать ряд нестандартных идей, заметно отличавших автомобили его фирмы от всех остальных:

    он установил раму-хребет вместо стандартных лонжеронов;

Разработки велись, помимо легковых машин, и над созданием грузового автотранспорта. В итоге фирма производила как легкие грузовики в одну тонну весом, так и трехосные полуторатонные модели с колесами 6х4.

Особенно выделялась двухосевая модель T805 с полным приводом и бензиновым двигателем от правительственного авто T603.

Популярность пришла к модели стараниями журналистов и путешественников – Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, отправившихся на паре экспериментальных, специально снаряженных машинах в протяженное автопутешествие по маршруту от Ближнего Востока через Европу в Азию.

Татра 805


На фото: Татра 805

В 1960-е годы специалисты Tatra договариваются о единой трехосной платформе с полным приводом, которой отныне оснащаются все грузовики этой фирмы.

Новая версия Т 813 8х8 Kolos обзавелась четырьмя ведущими осями и 12-цилиндровым дизелем, охлаждающимся воздушным путем. Прекрасный ход инженерной мысли чехословацких специалистов подтверждался внедрением необычной трансмиссии, имеющей 20 передач переднего хода и 4 задних.

В начале 70-х годов ХХ века Tatra занимает место основного производителя больших грузовиков. К 1983 году модельный ряд меняется, на первый план выходят современная разработка – Т815. Она предполагала огромное количество вариаций грузового транспорта с различными колесными формулами при унифицированной платформе и единой компоновкой двигателя, который различался бы лишь по числу клапанов.

На платформе 815 модели выпускались сотни вариантов самосвалов на огромных колесах, седельных грузовиков, шасси для стройтехники. Известны были эти грузовики и в СССР.

Раллийная версия модели с успехом выступала на специализированных соревнованиях, в том числе на престижной гонке Париж-Дакар, попадая в число лидеров.

Компания Tatra также выпускала и легковые машины. 87-я модель, ведомая неугомонными Ганзелкой и Зикмундом, отправились покорять Африканский континент и Америку, популяризируя чехословацкий автопром.

Следующей в легковой плеяде автомобилей под знаком Tatra явилась «Tatraplan» — машина представительского класса, созданная для обеспечения нужд высших партийных руководителей стран социалистического блока.

Следом за ней разработали 603-ю модель, сохранившую хорошие аэродинамические свойства обтекаемого кузова и оснащенную воздушным мотором, а также независимыми подвесками.

Татраплан


На фото: Татраплан

Последней «социалистической» легковушкой оказалась модель 613, во многом приобретшая стильную современную внешность благодаря итальянскому кузовному ателье, выполнившему дизайн экстерьера.

Предназначалась машина для партийной элиты и поставлялся в другие страны соцблока, в том числе в СССР. В плане технической оснащенности 613 на голову превосходил своих предшественников.

Модель «умерла» вместе со страной. Чехи пытались реанимировать выпуск 613 модели, доработав ее и переименовав, но быстро поняли, что автомобиль неконкурентоспособен. Ведь страны соцлагеря больше не были едиными, а новые рынки Европы предъявляли иные, высокие требования к поставляемой продукции.

Praga

грузовик Прага


На фото: грузовик Прага

В небольшой стране все производители грузовых машин так или иначе пересекались, идеи витали в воздухе. Поэтому каждая марка автомобилей вошла в социалистический период истории с уже хорошим запасом прочности и послужным списком.

Автопредприятие Praga возникло в начале ХХ века, выпуская сначала легковые автомашины, а затем переориентировавшись на выпуск трамваев в составе концерна CKD.

Под эгидой новосозданного завода имени Готвальда сошел с конвейера знаменитый полноприводный грузовик «Прага» на трех осях с татровским двигателем на дизтопливе, используемый в различных областях народного и военного хозяйств. Выпуск его не прекращался 30 лет.

На рубеже 1960-х годов Praga оказалась в составе концерна Avia, постепенно разделяясь на филиалы. Ведущее предприятие в Лентянах продолжало выпуск грузовиков, а Высочанское производство переориентировали на выпуск трансмиссий для чехословацкой автопромышленности.

Середина 80-х годов, незадолго до окончания периода социалистического строительства, ознаменовалась разработкой колесного гиганта Univerzalni Vozidlo, способного работать как с прицепным, так и навесным оборудованием, выполняя множество функций, подобно немецкому Унимогу.

грузовик Авиа


На фото: грузовик Авиа

Грузовые автомобили фирмы Avia были весьма распространены в СССР. Начиналась Avia с небольшой авиационной мастерской, созданной в 1919 году.

После капитуляции Германии наступило мирное время, фирма задействовала мощности Лентянского завода для производства 7-тонных грузовых машин Skoda и одноименных автобусов. Туда же переехало в конце 1950-х годов автопредприятие Praga.

Новый толчок в развитии произошел в 1967 году, когда удалось заключить договор с компанией SAVIEM (Франция). Он предполагал активное участие французов в налаживании на чехословацком заводе выпуска грузовиков серии SG2 (грузоподъемность — полторы тонны) и SG4 (грузоподъемность — три тонны).

К рубежу 1970/80 годов грузовой транспорт Avia выпускался исключительно на конвейере в Лентянах, более не завися от французской компании. Грузовики накануне распада социалистического блока подверглись модернизации, повлекшей за собой увеличение объема двигателя. На заводе ежегодно производилось порядка 15 тысяч машин, предназначавшихся на экспорт социалистическим соседям.

1986 год ознаменовался тем, что Avia вошла в концерн, объединивший Praga, Дачешский машиностроительный завод и BSS. Изготовленные на территории Лентяновского завода шасси использовались на других заводах для сборки спецтехники. Увы, в 1988 году концерн прекратил существование.

Лиаз на трассе Париж-Дакар


На фото: Лиаз на трассе Париж-Дакар

В послевоенное время в Чехословакии произошел серьезный переезд заводов по производству грузового автотранспорта, создав условия для вхождения на рынок марки Liaz.

Передислоцировав автозавод Praga под крыло Avia, грузовой транспорт Skoda перебрался в Либерцы. Параллельно велась реконструкция малых предприятий сопутствующего автомобилестроению профиля.

Все они стали составными частями огромного завода AZNP с головной конторой во Млада Болеславе, образовав единое сообщество Либерецких автомобильных заводов (Liaz).

Лиазовские грузовики пользовались популярностью, неоднократно участвуя в имиджевом ралли по маршруту Париж-Дакар. Однако развал социалистического лагеря чувствительно ударил по производству, а распад Чехословакии окончательно добил производство.

Karosa

автобус Karosa


На фото: автобус Karosa

Еще в последние годы XIX века мастерская по выпуску каретных экипажей Sodomka пользовалась известностью как хорошее кузовное ателье. В 1920-е годы оно разрабатывало и выпускало кузова для всех ведущих автопроизводителей страны — Aero, Tatra, Praga, Skoda, в числе его заказчиков отметились даже Mercedes, Duesenberg и другие автопроизводители.

После наступления мира в Европе ателье переименовали в фирму Karosa, которая намеревалась выпускать автобусы любых моделей.

Исключением из правил стал лишь правительственный спецавтомобиль с бронированным покрытием — Skoda VOS, над созданием и выпуском которого трудились специалисты всей чешской автопромышленности.

Мотор для специального лимузина изготавливала Praga, ходовую часть собирали на Skoda, интерьером салона занималась Tatra, а весь автомобиль собирали из составных частей воедино на Karosa.

Автобусы Karosa бегали по дорогам Советского Союза с 1950-х годов. Тогда это были рамные модели 706RO, оснащенные двигателями Skoda.

В 1970-е годы автопроизводство на Karosa подверглось тотальной реконструкции, старые цеха пришли в негодность, а рядом с ними сумели выстроить новый завод. Такая глобальная перестройка позволила предприятию резко повысить уровень используемых технологий, создавая новое поколение автобусов.

Распад страны на Чехию и Словакию с нарушением всех налаженных промышленных цепочек нанес Karosa сокрушительный удар. Качество выпускаемой продукции ухудшилось, а количество собираемых автобусов резко упало.

Лишь своевременно подписанные договоры с Renault позволили чехам остаться на плаву, а потом и обновить при помощи французов линейку моделей.

Metalex


На фото: Metalex

Помимо раскрученных брендов для грузовых и легковых машин, в Чехословакии выпускались еще спецавтомобили и спортивные модели под маркой Metalex или, по-иному, МТХ.

Производство инициировалось частными инвестициями, с трудом вписываясь в рамки социалистической системы. Единственной лазейкой, позволявшей собирать спортивные машины, было членство MTX в Чешском мотоспортивном клубе.

Заключение

Большинство чехословацких автопроизводителей, ориентированных на внутреннего потребителя и страны социалистического лагеря, не смогли пережить крах системы и распад страны, сойдя на нет или растворившись в европейских концернах.

Главным автобрендом Чехии на сегодня выступает Skoda, производя более 60% от транспорта страны. На территорию Чехии с интересом поглядывают крупные игроки на авторынке — Citroen, Hyundai, Peugeot и Toyota, заинтересованные в производственных мощностях страны, ведь в ней четверть всего сектора промышленности до сих пор составляет автомобилестроение.

Видео о чешском автопроме времен СССР:

Какие марки и модели автомобилей производят в Чехии

Марки немецких, японских, английских и американских автомобилей сегодня у всех на слуху. Реже вспоминаются марки и модели машин, выпускаемых во Франции и Италии. Однако производят автомобили не только в этих странах. Многие не столь заметные на мировой арене страны тоже имеют свои автомобильные производства с достаточно давней историей. О том, какие существуют марки и модели чешских автомобилей, постараемся узнать больше.

Чешский автопром

  1. Производство автомобилей в Чехии
  2. Наиболее известные автомобильные бренды Чехии
  3. Бренд Tatra
  4. Бренд Avia
  5. Бренд Praga
  6. Бренд Kaipan
  7. Бренд Skoda
  8. Как приобрести или взять в аренду машину в Чехии
  9. В заключение
  10. Авто из Чехии | Экскурсия на авторынок Auto Esa Skoda авто из Европы: Видео

Производство автомобилей в Чехии

В 1815 году Йозеф Божек представил чешской публике свой паромобиль, являвшийся самоходным экипажем. Собственно, это был один из самых первых автомобилей в мире и первый на территории Чехии. Именно с момента его создания и следует вести отсчет истории автомобильной промышленности страны.

Следует отметить, что Чехия всегда славилась высококлассными инженерами и механиками, поэтому вовсе не случайно автомобильная промышленность составляла и составляет основу ее экономики.

Накануне Второй мировой войны чешские автопроизводители наладили массовый выпуск автомобилей, однако из-за войны он сильно уменьшился, хотя полностью не прекратился. Впоследствии, в послевоенный период, это позволило заметно расширить производство.

В результате незадолго до распада в Чехословакии выпускалось около 250 тысяч различных видов транспортных средств в год. В частности, троллейбусы и автомобили выпускала компания “Шкода”, довольно известны были автобусы Karosa, грузовики и трамваи “Татра”, а также небольшие грузовики марки “Авиа”.

Огромной популярностью пользовался чешский мотоцикл Ява. Не меньший спрос был и на мотоциклы марки CZ.

После распада Чехословакии большая часть автомобильного производства осталась на территории Чехии. Чешское государство получило крупные инвестиции от западных и дальневосточных инвесторов для развития именно этой отрасли.

Поэтому сегодня в Чехии производятся автомобили не только местных брендов, но и всемирно известных компаний, таких как Hyundai, Citroën, Peugeot, Toyota. А наиболее известный чешский производитель Skoda с 2000 года входит в состав концерна “Фольксваген”.

В результате чешские автопроизводители получили доступ к последним инновациям и способны производить машины, конкурентоспособные на международном рынке.

Наиболее известные автомобильные бренды Чехии

  • грузовые марки: Tatra и Avia.
  • легковые бренды: Praga и Kaipan.

Бренд Tatra

История компании началась с изготовления конных экипажей. Следует отметить, что мастерская процветала и даже имела филиалы за пределами страны, в частности, в Киеве.

Первый самоходный экипаж был собран в мастерской в 1897 году. А в 1921 году компания стала называться “Татра”. Изначально модельный ряд компании включал как грузовые, так и легковые машины, однако в 1971 году было принято решение сосредоточиться только на грузовиках.

Машина Tatra

Чешский грузовик с полным приводом Tatra был хорошо известен в Советском Союзе и других странах Восточной Европы. Однако распад социалистического лагеря и частая смена хозяев компании привели к некоторому падению популярности этого бренда в России. Тем не менее татры по сей день широко известны в мире своей неприхотливостью, высокой проходимостью и способностью работать даже в сложных климатических условиях.

Бренд Avia

Небольшие среднетоннажные грузовики Авиа тоже были хорошо известны в СССР. На шасси этих грузовиков изготавливались также и одноименные автобусы, которые тоже поставлялись в нашу страну. Отличительной особенностью грузовиков этой марки являлась форма их кабины, чем-то напоминающая об авиации.

Бренд авто Avia

Заметим, что история компании действительно начиналась с авиации. В 1919 году в пригороде Праги была создана авиамастерская, которую в 1931 году перенесли в Лентяны. После Второй мировой войны на базе мастерской начался сбор грузовиков “Татра”.

С 1952 по 1959 год компания пыталась вернуться в авиацию и действительно собирала самолеты. Однако позже это производство свернули и начали собирать грузовики концерна “Прага”. Ну а первый Avia увидел свет в 1967 году.

В настоящее время компания производит грузовики, имеющие полную массу от 6 до 12 тонн.

Бренд Praga

Концерн “Прага” был основан в 1907 году и более ста лет специализировался на производстве грузовых автомобилей, вооружения и военной техники, поэтому его продукция была известна, в основном, специалистам этой узкопрофессиональной сферы. Однако в 2021 году автозавод резко изменил профиль своей деятельности и начал выпуск суперкаров.

Бренд авто Praga

Единственная предъявленная публике модель R1R по своему внешнему виду напоминает настоящий гоночный болид и имеет вполне достойные технические показатели для того, чтобы считаться суперкаром. Углепластиковый корпус авто весит 670 кг и обеспечивает 575 лошадиных сил на одну тонну веса машины. Стоимость авто порядка 170 тысяч евро.

Бренд Kaipan

Машины бренда “Кайпан” появились на рынке сравнительно недавно. Сама компания была создана в 1991 году, но представить первый автомобиль ей удалось только в 1997-м.

Бренд авто Kaipan

Бренд Skoda

“Шкода”, несомненно, самый известный в мире чешский бренд. Компания является национальной гордостью Чехии, будучи крупнейшим предприятием, созданным именно в этой стране в далеком 1895 году как дочерняя компания Laurin & Klement. После этого компания неоднократно меняла имена, а в годы Второй мировой войны даже входила в оборонные структуры Германии.

Бренд авто Skoda

Название “Шкода” вновь стало брендом компании в 1990 году. С 2000 года фирма вошла в состав “Фольксваген Групп” и теперь выпускает высококачественные, но сравнительно недорогие автомобили, пользующиеся популярностью в мире.

Достаточно популярная среди российских автомобилистов модель Skoda Fabia в настоящее время не продается.

Вы сможете больше узнать о компании и ее автомобилях, посетив официальный сайт Skoda в России, пройдя по ссылке .

Как приобрести или взять в аренду машину в Чехии

Причем, если владельцы автосалона признают в вас настоящего покупателя, возможен даже тест-драйв заинтересовавшего вас автомобиля.

Однако большинству наших соотечественников более интересны машины с пробегом. Разумеется, в Чехии имеются все возможности для покупки автомобилей на вторичном рынке: существуют авторынки, есть множество сайтов по продаже машин.

В заключение

Однако появились и новые компании – “Прага” и “Кайпан”, которые производят суперкары и родстеры под одноименными марками. К сожалению, незаслуженно забыты в России чешские грузовики “Татра” и “Авиа”. Однако обе автомобильные компании успешно производят их до сих пор.

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

Aero — чешский завод, основанный в 1919 году и существующий до сих пор под названием Aero Vodochody. Но сегодня его основная продукция — самолёты и вертолёты, а с 1929 по 1947 годы Aero делал ещё и автомобили, причём очень высокого класса. На снимке — красавец Aero 30 выпуска 1934 года.

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

Velorex — производитель классических трициклов с мотоциклетными моторами — делал свои странные агрегаты с 1945 по 1971 год. На снимке — одна из самых популярных моделей, Velorex 16/175. Также компания строила коляски для мотоциклов, а в 2010 году по автосалонам «прошлась» реинкарнация марки под названием Velor-X-Trike, правда, в серию она так и не попала.

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

Конечно, Praga — основанный в 1907 году и существующий по сей день автопроизводитель. Правда, с 1947 по 2016 год марка специализировалась на грузовиках и военной технике — БТР, танках, но весной 2016-го представила свой первый после длительного перерыва легковой автомобиль, суперкар Praga R1R. Собственно, он на снимке.

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

А ещё в Чехии был свой LIAZ (не путать с Ликинским автозаводом), существовавший с 1951 по 2002 год. Этот завод был одним из крупнейших европейских производителей грузовиков и был очень хорошо известен. Грузовики LIAZ четырежды выигрывали Чемпионат Европы по кольцевым гонкам на седельных тягачах, дважды финишировали на подиуме в Дакаре и так далее. На снимке — седельный тягач LIAZ 230.573 (1990).

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

Компания Zbrojovka была основана в Брно в 1918 году. На протяжении своей истории она делала в основном оружие (и продолжает сейчас), тракторы (под маркой Zetor — и продолжает сейчас), но в 1930-х годах в течение некоторого времени производила и автомобили. На снимке — Zbrojovka Z 5 Express 1936 года.

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

MTX — пражская компания, с 1969 года делающая спортивные автомобили с открытыми колёсами, а также модифицирующая машины других производителей под различные гоночные серии. Самый известный шедевр компании — это MTX Tatra V8 1991 года, первый чешский суперкар (на снимке). Сегодня компания делает только комплектующие.

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

Компания Kaipan с 1992 года строит спортивные родстеры, чем-то напоминающие Lotus 7, но всё-таки имеющие другую базу и принцип (впрочем, первая модель базировалась именно на Lotus 7). На снимке — модель Kaipan 16, 2012 год.

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

Компания Karosa — одна из старейших в Чехии, основана она в 1896 году Йозефом Содомкой, который строил сперва экипажи, а затем — автобусы. На снимке — модель 2002 года, Karosa C 954. Правда, сегодня Karosa уже не делает автобусы под своим брендом, превратившись в сборочное производство Iveco.

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

Ещё один производитель автобусов — SOR, основанный в 1991 году в городе Годонин. По размерам он уступает Karosa, зато делает машины под собственным брендом. На снимке — модель SOR BN 12.

Чешские автомобили, о которых вы вероятно не знали (10 фото)

Ну и напоследок вспомним хорошо известные всем жителям СССР грузовики Avia. Компания была основана в 1919 году и какое-то время была крупнейшим чешским авиапроизводителем, а с 1948 года начала строить грузовики и автобусы. Компания существует и сегодня, производит она лёгкие грузовики и комплектующие авиапромышленности. А на снимке — классический Avia A31 Turbo.

Иномарки в СССР: родом из Чехословакии

В Совете экономической взаимопомощи существовало условное разделение труда. Скажем, автобусы на всех строили в Венгрии, а полноприводные автомобили повышенной проходимости — в СССР. Хотя государства соцлагеря старались развивать производство разных машин. А уж Чехословакия, которая и до Второй мировой обладала множеством автомобильных заводов, — и подавно.

Воздушные приключения

Удивительные легковые Tatra c двигателями V8 воздушного охлаждения, независимыми подвесками и обтекаемыми кузовами попадали в СССР еще до Великой Отечественной, но в мизерных количествах. Впрочем, и делали таких автомобилей совсем немного. После войны «Татры» повезли в Союз в качестве трофеев. Одна из них, модели 87 с трехлитровым 75-сильным воздушником V8 с пробегом меньше 100 км, попала в руки Рэму Всеволодовичу Меркулову — сыну министра госбезопасности.

Меркулов-младший полвека ездил на этой машине 1940 года выпуска. А тогда, в середине 1940-х, Tatra 87 попалась на глаза бывшей однокласснице Рэма — дочери всесильного генералиссимуса — Светлане Аллилуевой. Необычный автомобиль ей очень понравился. И вскоре в Москву на самолете привезли черный седан Tatra 87 в подарок вождю всех народов. По одной из версий, случилось это именно потому, что Светлана намекнула о желании получить «Татру» кому-то из приближенных отца. Мало того, Рэм Всеволодович рассказывал, будто Сталин был этим недоволен. По другой версии, чешские товарищи сами проявили инициативу.

Так или иначе, Светлана некоторое время пользовалась чешской машиной. И не она одна. По разным оценкам в СССР привезли от тридцати до полутора сотен 87-х для высокопоставленных чиновников и военных. В частности, таким автомобилем владел генерал (позднее — маршал) Еременко. Доказательством, что заднемоторных Tatra 87 в СССР было немало, служат. наши дни. Чешские седаны попадаются до сих пор — еле живые, а иногда уже и отреставрированные.

Модель Tatra 87 выпускали до 1950 года. До 1952-го собирали более простую и компактную модель T600 Tatraplan с 4-цилиндровым мотором. Такие автомобили, по некоторым данным, в СССР тоже завозили. Они, пусть и редко, встречались в Москве до конца 1970-х.

Зато практически всё известно о трех автомобилях, привезенных из Чехословакии в 1949-м в подарок на 70-летие Сталина. Не уверен, что юбиляр даже видел эти машины и уж точно никогда на них не ездил. Среди презентов был элегантный светлый кабриолет, построенный на базе Tatra T600 в единственном экземпляре. Кроме того, вождю адресовали компактный, но особо отделанный Aero Minor — переднеприводный, с 2-цилиндровым двигателем (концепция довоенных немецких DKW) и кабриолет Skoda 1101 Tudor. О «Шкодах» поговорим ниже, а пока вернемся к «Татрам» с воздушными двигателями.

Модель Tatra 603, которую выпускали серийно с 1955 по 1975, в странах социалистического лагеря считали представительской. И не без оснований: просторный седан оснащали V-образной «восьмеркой» объемом 2,5 л (позднее — 2,4 л) мощностью 95-105 л.с. В небольших количествах такие машины поставляли и в СССР. Разумеется, не для частников, а в качестве служебных для начальников среднего ранга. Скажем, ездили на чехословацких седанах некоторые директора институтов Академии наук. Чехословацкие Tatra 603 неоднократно засветились в кинохронике, фиксировавшей московские улицы, и даже в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Там машина мирно стоит у тротуара столичной улицы в ряду «Волг» и вызывает законное любопытство таксиста, направляющегося за папиросами.

Во второй половине 1970-х в СССР стали приходить и новые Tatra 613. Просторный элегантный седан (дизайн разрабатывали итальянцы) оснащали двигателем V8 рабочим объемом 3,5 л с двумя карбюраторами мощностью 165 л.с. Автомобили развивали 190 км/ч, и по этому показателю в СССР с «Татрами» могли сравниться только правительственные членовозы и специальные мелкосерийные версии «Волг» с моторами V8 и роторные «Жигули». Правда, при этом «Татры» слыли довольно капризными, особенно в настройках мотора.

Машины поступали, прежде всего, в силовые структуры и тоже засветились в нескольких картинах, иногда даже с красными мигалками на крыше. В перестроечные времена «Татры» быстро стали уходить из государственных органов в руки частникам.

Бабушки «Октавий» и дедушки «Йети»

Автомобили Skoda тоже приходили в Союз после войны в качестве трофеев. Помню несколько машин, которые частники эксплуатировали в Москве еще в 1970-х. Легковые (о грузовиках разговор был особый) автомобили этой марки в СССР привозили в мизерных количествах.

В заводском архиве сохранились данные: с 1947 по 1955 в СССР отправили 11 автомобилей, в 1956-1959 — 18 машин моделей Skoda 440 и 445, в 1964-1978 — 17 автомобилей. В свободной продаже чешских машин, понятно, не было. Вероятно, это были экземпляры для изучения на наших автозаводах и в НАМИ, а также — подарочные. Скажем, упоминают седан Skoda 1000 MB, который Брежнев вручил на свадьбу своей дочери Галине. В Млада Болеславе утверждают, что Леониду Ильичу в начале 1970-х отправляли и купе Skoda 110R. Седан Skoda 100L в начале 1970-х подарили семикратному чемпиону мира по популярным тогда мотогонкам по льду Габдрахману Кадырову, который выступал, разумеется, на чешских мотоциклах Jawa.

А вот поставки с завода Skoda в городе Врхлаби были куда многочисленней, чем с предприятий в Млада Болеславе и Квасинах. В СССР остро не хватало фургонов малой грузоподъемности и санитарок. Роль последних до появления «Рафиков» и «Волг» ГАЗ-22 выполняли немногочисленные ЗИС-110 и ГАЗ-12 ЗИМ, а также кареты скорой помощи на шасси ГАЗ-51. Компактные фургоны и вовсе делал лишь МЗМА.

Списанные из автобаз машины уходили, как правило, не на свалку, а в частные руки водителей и слесарей. У бережливых изобретательных владельцев автомобили жили десятилетиями. Всплывают фургоны и универсалы Skoda даже сегодня. Правда, как правило, в плачевном состоянии, реже — отреставрированные. Ну а уж некогда престижные седаны Tatra нынче и вовсе мечта многих коллекционеров. Еще бы! Ведь эти машины — артефакты истории двух уже несуществующих стран, ЧССР и СССР.

Читайте также: