Блочный грант поступает в быть использован по усмотрению территориальных

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

– перечисления органов власти одного и того же уровня, в частности суммы, перечисляемые в рамках механизмов горизонтального выравнивания; либо перечисления, проводимые объединениями муниципальных образований их отдельным членам (например, совместное финансирование общественной услуги, которую предоставляет одно муниципальное образование, а пользуются все муниципальные образования объединения);

– перечисления от органов власти ниже муниципального уровня, в частности отчисления муниципальным образованиям, осуществляющим отдельные функции за счет этих средств;

– безвозмездные перечисления международных организаций (за исключением займов), и в частности средства, выделяемые европейским сообществом.

Что касается классификации государственных безвозмездных перечислений по степени свободы использования соответствующих средств, то необходимо сказать о двух формах: дотациях и субвенциях. Дотации могут использоваться произвольно в пределах полномочий соответствующих органов власти с соблюдением различия между текущими и капитальными расходами, а субвенции – только для финансирования определенных видов расходов (или категорий расходов).

Дотационные режимы, основанные преимущественно на дотациях фиксированного размера, редко оказывают выравнивающее действие даже при единой ставке налогообложения. Немногочисленные примеры подобного действия можно найти разве что среди национальных образований, входящих в состав Великобритании, – Англия, Шотландия и Уэльс.

Тем не менее выравнивание является важнейшей составляющей ряда трансфертных систем, например в Дании, где общая дотация и дотации с целью выравнивания предоставляются местным органам власти как единое целое и должны рассматриваться как составляющие единой системы. То же самое можно сказать и о системах трансфертов в Швеции и Финляндии, где практикуется почти повсеместное выравнивание налоговых баз.

В других странах, например в Португалии и Испании, дотационные системы имеют лишь очень слабую выравнивающую составляющую. В Португалии центральное правительство ежегодно устанавливает сумму, отчисляемую в фонд помощи муниципалитетам. Из этого фонда 40% средств распределяется в зависимости от численности населения. Критерии, применяемые для распределения остальных 60% средств, производят определенный выравнивающий эффект:

– 15% средств распределяются в зависимости от размеров территории, а 10% – в зависимости от протяженности дорожной сети, что является существенной помощью регионам с высокими затратами, связанными с малочисленностью населения и большой протяженностью дорог;

– 5% средств распределяются с учетом количества общин; 5% – в зависимости от степени доступности и 5% – в зависимости от численности детского населения; все эти составляющие позволяют оказать помощь тем, кто в ней наиболее нуждается, что касается и последних 5%, поступающих в муниципалитеты с самыми слабыми налоговыми базами.

Существует три основных подхода к определению общего объема средств, которые будут передаваться в виде межбюджетных трансфертов:

1) фонд трансфертов устанавливается в виде определенной доли поступлений в федеральный бюджет из какого-либо источника;

2) фонд трансфертов утверждается в виде конкретной суммы в законе о федеральном бюджете;

3) фонд трансфертов определяется в виде взносов регионов, этот подход используется при горизонтальных трансфертах, передаваемых от богатых регионов бедным, минуя федеральный бюджет.

При определении объема фонда выравнивающих трансфертов в виде конкретной суммы обычно исходят из баланса политических интересов. Среди прочих соображений необходимо принимать во внимание нежелательность чрезмерного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, равно как и нежелательность чрезмерной дифференциации. Что именно следует понимать под «чрезмерной дифференциацией» – будет, по-видимому, зависеть от исторического опыта и традиций конкретной страны. При определении в виде конкретной суммы фонда целевых трансфертов обычно исходят из потребностей в финансировании тех или иных федеральных мандатов или иных целевых статей. Чем шире сформулирована цель, на которую предоставляются трансферты, тем менее жесткими могут быть требования к общему объему фонда трансфертов.

Проанализируем основные группы межправительственной помощи, которые представлены грантами и трансфертами. Еще раз необходимо отметить, что существуют два основных предназначения системы грантов в федеративном государстве:

1) корректировка бюджетных дисбалансов;

2) влияние центра на поведение нижестоящих правительств, пересматривающих не только объем, но и структуру распределения ресурсов.

Гранты могут быть классифицированы различными способами. Экономисты обычно подразделяют гранты на два основных типа – обусловленные и необусловленные. При обусловленных грантах предполагается, что грантор (лицо, которое выдает финансовые средства) определяет цели, на которые реципиент должен использовать выделенные средства. В случае необусловленных грантов реципиент может использовать финансовые средства по своему усмотрению. Данная классификация была предложена в 1980-х гг. В настоящее время эти группы включают в себя новые формы финансовой помощи. Однако основные характеристики системы остались прежними.

Основные группы финансовой помощи представлены в табл. 3.2. Первый столбец показывает подразделение помощи в зависимости от условий, выдвигаемых донором финансовых средств. Второй – отражает классификацию грантов с точки зрения сторон, принимающих участие в использовании средств. Ограничения на объемы выделяемых средств показаны в третьей колонке.

Таблица 3.2

Классификация межбюджетных грантов по трем критериям[12]


Начнем анализ системы грантов с изучения категориальных видов помощи. Категориальным называется грант, направляемый в территориальный бюджет для использования на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня. Категориальные программы сфокусированы на решении проблем, рассматриваемых центром как приоритетные. В США эта система работает следующим образом. Для того чтобы получить помощь, потенциальные реципиенты должны подготовить детализированные предложения по использованию средств, где указывается, как существующие проблемы будут разрешены и какие результаты будут получены. Более того, предложения должны показывать и доказывать, что выделенные средства будут израсходованы эффективно. На этапе подготовки предложений заявители определяют каналы наиболее эффективного использования средств. Комитеты, создаваемые гранторами, должны четко сформулировать правила отбора, которые исключают возможность прохождения теневых проектов.

Целевые гранты предназначены для преодоления вертикального и горизонтального дисбаланса. Грант поступает в распоряжение территориального бюджета и может быть использован по усмотрению территориальных органов на цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы. Тем не менее контроль над этим видом помощи со стороны грантора существует, но он не настолько строг, как при категориальных грантах. Наличие контроля определяет включение этого вида финансовой помощи в категорию обусловленных грантов.

Если категориальные гранты рассматриваются во всей литературе как обусловленные, то взгляд на классификацию блочных грантов не столь однозначен. Так, например, Р. Масгрейв относил блочные гранты к необусловленным, в то время как более поздние работы в области государственных финансов выделяют блочные гранты в отдельную категорию финансовой помощи, которая расположена между категориальной помощью и системой разделения налогов.

Бюджетные гранты.Эффект лепучки

Для собирательного обозначения различных форм передачи средств из одних звеньев бюджетной системы в другие используют термин «бюджетные гранты». Выделяют следующие типы бюджетных грантов: блочные и категориальные (долевые и недолевые).

Блочный грант поступает в полное распоряжение территориального бюджета и может быть использован по усмотрению территориальных органов на любые цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы. Таковы, например, отчисления от налога на добавленную стоимость и других федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Категориальным называется грант, направляемый в территориальный бюджет для использования на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня. Так, часть ассигнований из федерального бюджета выделяется регионам для финансирования их участия в реализации общегосударственных программ.

Категориальный грант является долевым, если регион обязан дополнять его ассигнованиями из собственных источников на достижение той цели, для которой грант предназначен. Например, общегосударственная программа может предусматривать, что регионы, которые предпринимают строительство новых шоссейных дорог, получают из федерального бюджета средства, покрывающие 50% стоимости этого строительства. Регион вправе обратиться за подобным грантом, только когда он готов тратить и собственные средства на цель, поддерживаемую центральным правительством. Общегосударственный и региональный бюджеты как бы вступают в долю для «приобретения» конкретного общественного блага.

Если этого не происходит, категориальный грант является недолевым. Например, предоставление недолевого федерального гранта на улучшение водоснабжения населенных пунктов региона предполагает, что в связи со значимостью экстерналий или требованиями политики распределения федеральный бюджет в полном объеме финансирует создание соответствующих локальных общественных благ, а территориальный бюджет выступает в роли канала, по которому передаются средства.

Долевые гранты бывают нелимитированными и лимитирован­ными. Нелимитированный грант неограниченно возрастает с увеличением степени достижения цели, для которой он предназначен, и ростом целевых ассигнований территориального бюджета. Так, центральное правительство может взять на себя обязательство финансировать половину расходов на строительство дорог независимо от его масштабов. Ограничителем суммарных затрат в этом случае служит только мера готовности населения региона оплачивать вторую половину расходов. Блочные и недолевые категориальные гранты практически всегда лимитированы. Ведь у их получателей отсутствовала бы заинтересованность удерживать расходы в разумных пределах, если бы ограничения не накладывались фиксированными размерами грантов.

Для региона бюджетный грант играет примерно ту же роль, что социальная помощь для индивида. Блочный грант подобен помощи в форме денежной выплаты, которую получатель тратит на приобретение наиболее привлекательных для него товаров и услуг. Категориальный грант предполагает «натурализацию» помощи. При прочих равных условиях население региона наиболее заинтересовано в получении блочных грантов.

Бюджетный грант в данном случае является аккордным трансфертом, который не порождает эффекта замещения и связанных с ним потерь эффективности (мы оставляем в стороне воздействие на трудовую активность). Очевидно, что такой трансферт предпочтителен, когда надо решать сугубо перераспределительные задачи, выравнивая возможности регионов, но не является подходящим инструментом воздействия на структуру потребления.

Однако, деньги, поступающие в территориальный бюджет в виде грантов, избыточно «прилипают» к общественному сектору, в силу чего пропорция между личными расходами граждан и расходами бюджета отклоняется от оптимума. Это явление получило название «эффекта липучки».

В основе «эффекта липучки» лежит неполное совпадение предпочтений тех, кто на практике наиболее непосредственно влияет на использование бюджетных грантов, с предпочтениями типичного налогоплательщика. В силу уже известных причин работники государственного и муниципального аппарата склонны скорее к увеличению, чем уменьшению бюджетных расходов. При этом от налогоплательщиков, не располагающих детальной информацией о доходах и расходах бюджета, труднее добиться согласия на повышенное налогообложение их личных доходов, чем на сохранение сложившегося уровня местных налогов при получении гранта.

Понятие и виды бюджетных грантов.

Предположим, что на графике определены средства территориального бюджета и их использование для решения той или иной задачи, например, финансирования производства каких либо общественного блага. По вертикали обозначены денежные расходы на прочие цели, по горизонтали количество общественных благ, производство которых профинансировано из местного бюджета. В точке А все средства местного бюджета использованы на прочие цели, соответственно ОА средство местного бюджета. В точке В все средства бюджета израсходованы на финансирование производства общественного блага. Соответственно цена единицы общественного блага равна Р1= ОА/ОВ (количество общественного блага).

Блочный гарант из вышестоящего бюджета представляет собой выделение денег на общественные нужды территориального бюджета без указания на то, как их тратит. Например, АЕ- общая сумма выделенных средств нижестоящему бюджету. Если издержки производства общественного блага не изменялись ( а это так), то цена единицы осталась прежней, т.е Р1= ОЕ/ОF поэтому бюджетные линии параллельны друг другу.

Категориальный гарант имеет место, когда выделение средств из вышестоящего бюджета сопровождается обязательным условием и указаниями как тратить полученные средства. Категориальные гаранты бывают долевыми и недолевыми. Недолевой гарант – такой гарант, при котором все средства из вышестоящего бюджета направлены на финансирование определенного общественного блага, без участия в этом финансировании нижестоящего бюджета. Все гаранты бывают лимитированные и нелимитированные.

Блочные гаранты и категориальные недолевые всегда лимитированы. Категориальные долевые бывают лимитированные и нелимитированные.

АСЕ – бюджетная линия при категориальном недоливом гаранте, он всегда лимитированный. АС – количество общественного блага, целиком профинансированное из вышестоящего бюджета. В точке С – возможности территориальных органов власти по использованию собственных средств, такие же как и в точке А. возможности альтернативного финансирования зависят только цены единицы общественного блага. При одинаковой цене наклон АВ И СЕ должен быть одинаковым.

АВ первоначальная бюджетная линия.

АС бюджетная линия при выделении категориального долевого нелимитированного гранта. Это значит, что вышестоящий бюджет проплачивает определенную часть затрат на производство общественного блага независимо от того, сколько благ будет произведено.

АСЕ бюджетная линия при выделении категориального долевого лимитированного гранта. Это значит, что из вышестоящего бюджета оплачивается определенная доля затрат на производство общественного блага, но только в том случае, если количество общественного блага не превышает ON.

Дополнительное производство сверх ON может осуществляться только целиком за счет средств местного бюджета.

АВ – первоначальная бюджетная линия при выделении категориального долевого лимитированного гранта, при котором грант выделяется только в том случае, если общественный объем производства общественного блага не превышает NС. Если же общественных благ производится большее количество, то у нижестоящего бюджета возникают обязательства вернуть в вышестоящий бюджет все выделенные в виде гранта средства.

Разные виды грантов могут быть приспособлены для решения разных задач. Например, выделение категориального долевого нелимитированного гранта может быть использовано для избирательного стимулирования производства и потребления конкретного вида общественного блага. Такое стимулирование имеет положительные и отрицательные характеристики, если производства этого блага в стране недостаточно, то стимулирование способствует скорейшему преодолению разрыва между спросом и предложением. Однако избирательное стимулирование ограничивает конкуренцию в данной отрасли, искусственно более благоприятные условия по сравнению с другими отраслями.

Данный вид гранта целесообразно использовать для поддержки общественного уровня благосостояния населения.

Определим точку равновесия потребителя на бюджетной линии АС, на которой применяется избирательное стимулирование. Оптимальной точкой распределения доходов бюджета - точка К – точка касания бюджетной линии с линей кривой безразличия. В любой точке кривой безразличия i уровень благосостояния населения одинаков. Проведем через кривую безразличия линия параллельную АВ т.о что бы она касалась этой кривой безразличия в точке М.

В М и К уровень благосостояния одинаков, однако К находится над бюджетной линей FE , это означает что в данной точке суммарный уровень затрат (затраты из местного бюджета + помощь из вышестоящего) больше, чем в М, поскольку комбинация распределения М положительна на основе блочного гранта AF, то это значит что блочный грант более экономичен для поддержки общего уровня благосостояния населения, кроме того он не влияет на потребительские потребления населения, в отношении разных видов благ, не создает искусственных предпочтений в отношении отдельных видов благ у потребителей и не создает искусственно более благоприятные условия для производства отдельных видов продукции, ограничивая конкуренцию.

Применение категориального недолевого грантов может бать связано с желанием обеспечить некоторой минимальный стандарт потребления общественного блага на определенной территории.

Применение категориального долевого лимитированного гранта с условием возврата, финансирования при потреблении общественного блага свыше NC может быть связано с решением задачи:

1. Обеспечения минимального потребления общественно значимых благ.

2. Поддержки нижестоящих бюджетов при различных уровнях бюджетной обеспеченности территории (уровень бюджетных доходов на душу населения)

3. Рационирование потребления общественного блага в условиях имеющегося их дефицита.

Т.о в зависимости от состава решаемых задач могут выбираться различные виды грантов и будет крупной ошибкой при определении состава задач выбрать на тот вид гранта. Это приведет к дополнительным затратам бюджетных средств, неэффективному и неполноценному решению поставленных задач, нерациональному распространения и использованию общественных благ в масштабах всей страны.

26. Оптимизация производства локальных общественных благ.
Применение децентрализованной системы управления производством локальных общественных благ позволяет получить дополнительные выгоды на основе применения особых методов оптимизации локального производства. Рассмотрим конкретный пример.

Предположим, что муниципальное образование решает вопрос о проектировке линии городского автотранспорта. Предположим сначала, что количество жителей муниципального образования фиксировано и составляет N1 . При этом количестве получаемых выгод в расчете на одного житель отражается графиком U(L), где L длина линии. Затраты в расчете на одного жителя С(L). При данном количестве жителей оптимальная длинна линии L 1 т.к U(L1) - С(L1) максимум.

L(N) показывает оптимальную длину линии в зависимости от количества жителей.

Экономика общественного сектора (часть 2-2) ИМЦ

Роулсианская функция общественного благосостояния предполагает, что:
Выберите один ответ:
a. общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества
b. заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества
c. общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства.

Сфера действия налога … с кругом его непосредственных плательщиков:
Выберите один ответ:
a. не совпадает
b. всегда совпадает
c. не всегда совпадает

Налоговая система признается горизонтально равной, если люди находящиеся в:
Выберите один ответ:
a. относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково
b. плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами
c. лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения

Блочный грант поступает в … быть использован по усмотрению:
Выберите один ответ:
a. полное распоряжение территориального бюджета, но не может
b. частичное распоряжение территориального бюджета и может
c. полное распоряжение территориального бюджета и может
d. территориальных органов на любые цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы

Утверждение: «Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решение в отношении поставки локального общественного блага, либо эффективнее централизованного, либо не уступает ему с точки зрения эффективности» является:
Выберите один ответ:
a. гипотезой Тибу
b. теоремой о децентрализации
c. теоремой о централизации

Распределение Лоренца — кривая, которая показывает:
Выберите один ответ:
a. долю национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода
b. долю расхода группы населения, представленной как процент от всего населения
c. накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения

Налоговая система признается вертикально равной, если люди, находящиеся в:
Выберите один ответ:
a. лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения
b. плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами
c. относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково

Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он называется:
Выберите один ответ:
a. маркированным
b. не маркированным
c. льготным

Перераспределительные процессы:
Выберите один ответ:
a. не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг, экономических возможностей
b. сводятся к непосредственной передаче товаров и услуг
c. сводятся к непосредственной передаче денег

Согласно «Теории проспектов» Д. Канемана и А. Тверски люди придают даже если их величины одинаковы.
Выберите один ответ:
a. большее значение приобретениям, чем потерям
b. меньшее значение потерям, чем приобретениям
c. большее значение потерям, чем приобретениям

Категориальный грант, направляется в территориальный бюджет для использования:
Выберите один ответ:
a. на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня
b. на любые цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня
c. только на государственные цели, которые устанавливаются органами более высокого уровня

Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что:
Выберите один ответ:
a. заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества
b. общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства
c. общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества

«Разрыв бедности» — это:
Выберите один ответ:
a. доля национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода
b. абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума
c. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

Эффект замещения возникает когда индивид:
Выберите один ответ:
a. увеличивает потребление товара, который облагается высоким налогом
b. замещает потребление одного товара, который облагается высоким налогом, другим товаром
c. прекращает потребление товара, который облагается высоким налогом

Эффект дохода означает, что после уплаты налога в распоряжении индивида остается:
Выберите один ответ:
a. больший доход, и он вынужден увеличить свое потребление
b. меньший доход, и он вынужден сократить свое потребление
c. меньший доход, и он замещает потребление одного товара другим

Взаимозависимые предпочтения имеют место, когда уровень полезности, достигаемый индивидом зависит:
Выберите один ответ:
a. только от набора материальных благ и услуг, потребляемых им лично
b. только характера потребления других членов общества
c. не только от набора материальных благ и услуг потребляемых им лично, но и от характера потребления других членов общества

Финансовые инструменты вертикального регулирования:
Выберите один ответ:
a. нецелевая помощь, предоставляемая для общего бюджетного выравнивания
b. финансовая помощь безвозмездная и безвозвратная
c. все налоги
d. собственные налоги, полностью поступающие в один уровень бюджета закрепленные налоги, поступающие в несколько видов бюджета

Бюджетный федерализм обеспечивает доступность потребления общественных благ населением с помощью:
Выберите один ответ:
a. географического разграничения территории
b. разграничения общества по доходам
c. разграничения расходных полномочий по уровням власти

Сфера действия программы общественных расходов – это:
Выберите один ответ:
a. круг лиц, на которых распространяются выгоды (приращения полезности)
b. частные блага потребляемые населением
c. общественные блага потребляемые населением

Выберите НЕ правильное утвреждение:
Выберите один ответ:
a. условие максимизации полезности: потребители максимизируют свою полезность, когда предельные нормы замещения одного блага другим являются у них одинаковыми и равны соотношению цен этих благ
b. условие максимизации прибыли (оптимального объема производства): производители максимизируют прибыль, когда предельные издержки производимых благ равны ценам этих благ
c. условие максимизации прибыли (оптимального объема производства): производители максимизируют прибыль, когда предельные издержки производимых благ НЕ равны ценам этих благ
d. все вышеперечисленное ВЕРНО

К типам некоммерческих организаций относятся:
Выберите один ответ:
a. некоммерческие организации, финансируемые преимущественно за счет членских взносов
b. некоммерческие организации, представляющие собой благотворительные организации и фоны, для которых основным источником поступления средств являются благотворительные вклады
c. все вышеперечисленное
d. учреждения, главным источником финансирования которых являются гос расходы

Важнейшими недостатками (сбоями) рынка в рамках микроэкономической теории, рассматриваемыми с позиций эффективности, являются
Выберите один ответ:
a. все вышеперечисленное
b. асимметричная информация
c. внешние эффекты
d. общественные блага

Концепция Парето-эффективности не является абсолютной, у нее есть свои недостатки. В частности, спорными являются лежащие в ее основе следующие общие предпосылки:
Выберите один ответ:
a. индивидуумы определяют ценности, нет общества вне и за пределами индивидуумов, которые заинтересованы только в своем собственном благосостоянии.
b. все вышеперечисленное
c. общественное благосостояние увеличивается, если оно улучшилось хотя бы у одного человека и ни у кого не ухудшилось.
d. индивидуумы лучше всего могут оценить свое собственное благосостояние, только они знают, что для них хорошо и что плохо.

К направлениям деятельности частно-государственных предприятий относится:
Выберите один ответ:
a. участие частно-государственного предприятия в реализации гос и муниципальных программах
b. все вышеперечисленное
c. законотворческий процесс
d. участие частно-государственного предприятия в реализации ФЗ «О принятии федерального бюджета на текущий год»

Успех контракта или франчайзинга в экономике общественного сектора прежде всего зависит от:
Выберите один ответ:
a. отсутствия конкурентов
b. четкого определения целей и сроков договора
c. ситуаций на рынке
d. сторон, заключающих контракт

К некоммерческим организациям относятся:
Выберите один ответ:
a. учреждения, которые создаются собственниками для осуществления социально-культурных и иных функций некоммерческого характера
b. все вышеперечисленное
c. общественные, религиозные организации, добровольные объединения, ассоциации
d. фонды

Неиспользование субвенций на цели, для которых они предназначены:
Выберите один ответ:
a. влечет
b. не влечет
c. необходимость их возврата.

К рыночным некоммерческим организациям относятся:
Выберите один ответ:
a. некоммерческие организации, финансируемые в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов.
b. некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством
c. некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия
d. все вышеперечисленное

При каких условиях невозможны Парето-улучшения?
Выберите один ответ:
a. когда существует эффективное использование ресурсов, т. е. эффективное производство
b. когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей
c. все вышеперечисленное
d. когда существует эффективное распределение (размещение) ресурсов

Реципиентами называют тех, кто получает:
Выберите один ответ:
a. денежные средства непосредственно из общественного сектора
b. какие-либо блага непосредственно из общественного сектора
c. какие-либо блага непосредственно из рыночного сектора экономики
d. какие-либо денежные средства непосредственно из рыночного сектора экономики

Благотворительной организацией НЕ может быть признана:
Выберите один ответ:
a. некоммерческая организация
b. муниципальная организация
c. организация, созданная для реализации целей, путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом
d. негосударственная

Выберите НЕ правильное утверждение:
Выберите один ответ:
a. казенные предприятия не вправе отказаться от заключения гос контракта на поставку товаров для гос нужд.
b. имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве опреативного управления.
c. казенные предприятия не обязаны заключать конкретные договоры с организациями – потребителями товаров и услуг.
d. казенные предприятия находятся под прямым гос управлением по вопросам производства, политики цен.

Натуральные доходы – это:
Выберите один ответ:
a. зарплата, прибыль, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости
b. продукция, произведенная домохозяйствами для собственного потребления
c. номинальные доходы после вычета из них налогов и обязательных платежей

Трансферт имеет:
Выберите один ответ:
a. денежную и не денежные формы
b. только денежную форму
c. только не денежную форму

Признаками негосударственных некоммерческих организаций являются:
Выберите один ответ:
a. инновационный характер развития
b. добровольность образования
c. все вышеперечисленное
d. эффективное использование возможной прибыли

К факторам, характеризующим высокую эффективность частно-государственного предпринимательства в банковском деле НЕ относится:
Выберите один ответ:
a. доступ к рынку ценных бумаг
b. инициатива и вознаграждение
c. управленческая автономия
d. отсутствие конкуренции

К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с гос капиталом относятся:
Выберите один ответ:
a. казенные предприятия
b. гос коммерческие предприятия
c. акционерные общества, имеющие контрольный пакет
d. все вышеперечисленное

Частно-государственное предпринимательство в условиях рынка характеризуется:
Выберите один ответ:
a. подчинением частных выгод общественным
b. управлением предприятием, которое строится на принципе административного подчинения и строгой субардинации
c. зависимостью финансов предприятий от государственных финансов, приоритетным размещением госзаказов и госзакупок среди государственных предприятий, предоставлением льготных кредитов и субсидий, установлением на их продукцию и услуги льготных цен
d. все вышеперечисленное

Финансирование производства социально значимых благ происходит за счет:
Выберите один ответ:
a. налоговых поступлений
b. государственных бюджетных расходов
c. бюджетов государственных предприятий
d. собственных бюджетов населения

Выберите НЕ правильное утверждение:
Выберите один ответ:
a. акционерные общества с гос капиталом имеют своей основной целью получение прибыли
b. если государству принадлежит менее 100% акций, то влияние на принятие решений могут оказывать и другие акционеры
c. акционерные общества с гос капиталом самостоятельно отвечают по своим долгам
d. государство может влиять на деятельность акционерные общества как управляющий директор

Бюджетные гранты. Эффект лепучки

Для собирательного обозначения различных форм передачи средств из одних звеньев бюджетной системы в другие используют термин «бюджетные гранты». Выделяют следующие типы бюджетных грантов: блочные и категориальные (долевые и недолевые).

Блочный грант поступает в полное распоряжение территориального бюджета и может быть использован по усмотрению территориальных органов на любые цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы. Таковы, например, отчисления от налога на добавленную стоимость и других федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Категориальным называется грант, направляемый в территориальный бюджет для использования на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня. Так, часть ассигнований из федерального бюджета выделяется регионам для финансирования их участия в реализации общегосударственных программ.

Категориальный грант является долевым, если регион обязан дополнять его ассигнованиями из собственных источников на достижение той цели, для которой грант предназначен. Например, общегосударственная программа может предусматривать, что регионы, которые предпринимают строительство новых шоссейных дорог, получают из федерального бюджета средства, покрывающие 50% стоимости этого строительства. Регион вправе обратиться за подобным грантом, только когда он готов тратить и собственные средства на цель, поддерживаемую центральным правительством. Общегосударственный и региональный бюджеты как бы вступают в долю для «приобретения» конкретного общественного блага.

Если этого не происходит, категориальный грант является недолевым. Например, предоставление недолевого федерального гранта на улучшение водоснабжения населенных пунктов региона предполагает, что в связи со значимостью экстерналий или требованиями политики распределения федеральный бюджет в полном объеме финансирует создание соответствующих локальных общественных благ, а территориальный бюджет выступает в роли канала, по которому передаются средства.

Долевые гранты бывают нелимитированными и лимитирован­ными. Нелимитированный грант неограниченно возрастает с увеличением степени достижения цели, для которой он предназначен, и ростом целевых ассигнований территориального бюджета. Так, центральное правительство может взять на себя обязательство финансировать половину расходов на строительство дорог независимо от его масштабов. Ограничителем суммарных затрат в этом случае служит только мера готовности населения региона оплачивать вторую половину расходов. Блочные и недолевые категориальные гранты практически всегда лимитированы. Ведь у их получателей отсутствовала бы заинтересованность удерживать расходы в разумных пределах, если бы ограничения не накладывались фиксированными размерами грантов.

Для региона бюджетный грант играет примерно ту же роль, что социальная помощь для индивида. Блочный грант подобен помощи в форме денежной выплаты, которую получатель тратит на приобретение наиболее привлекательных для него товаров и услуг. Категориальный грант предполагает «натурализацию» помощи. При прочих равных условиях население региона наиболее заинтересовано в получении блочных грантов.

Бюджетный грант в данном случае является аккордным трансфертом, который не порождает эффекта замещения и связанных с ним потерь эффективности (мы оставляем в стороне воздействие на трудовую активность). Очевидно, что такой трансферт предпочтителен, когда надо решать сугубо перераспределительные задачи, выравнивая возможности регионов, но не является подходящим инструментом воздействия на структуру потребления.

Однако, деньги, поступающие в территориальный бюджет в виде грантов, избыточно «прилипают» к общественному сектору, в силу чего пропорция между личными расходами граждан и расходами бюджета отклоняется от оптимума. Это явление получило название «эффекта липучки».

В основе «эффекта липучки» лежит неполное совпадение предпочтений тех, кто на практике наиболее непосредственно влияет на использование бюджетных грантов, с предпочтениями типичного налогоплательщика. В силу уже известных причин работники государственного и муниципального аппарата склонны скорее к увеличению, чем уменьшению бюджетных расходов. При этом от налогоплательщиков, не располагающих детальной информацией о доходах и расходах бюджета, труднее добиться согласия на повышенное налогообложение их личных доходов, чем на сохранение сложившегося уровня местных налогов при получении гранта.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Наталья Ермасова - Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах

Описание книги "Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах"

Описание и краткое содержание "Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах" читать бесплатно онлайн.

Представлены теоретические и практические материалы, раскрывающие различные аспекты государственных и муниципальных финансов не только в Российской Федерации, но и в индустриальных странах (Австралия, Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция), а также в государствах, которые входили в состав СССР (Армения, Киргизия, Литва, Украина). Показаны различные пути реформирования государственных финансов, системы налогообложения, направления финансовой децентрализации.

Для специалистов финансовых отделов в государственных органах управления, аспирантов и преподавателей, а также студентов, изучающих «Государственные и муниципальные финансы», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление».

Тем не менее выравнивание является важнейшей составляющей ряда трансфертных систем, например в Дании, где общая дотация и дотации с целью выравнивания предоставляются местным органам власти как единое целое и должны рассматриваться как составляющие единой системы. То же самое можно сказать и о системах трансфертов в Швеции и Финляндии, где практикуется почти повсеместное выравнивание налоговых баз.

В других странах, например в Португалии и Испании, дотационные системы имеют лишь очень слабую выравнивающую составляющую. В Португалии центральное правительство ежегодно устанавливает сумму, отчисляемую в фонд помощи муниципалитетам. Из этого фонда 40% средств распределяется в зависимости от численности населения. Критерии, применяемые для распределения остальных 60% средств, производят определенный выравнивающий эффект:

– 15% средств распределяются в зависимости от размеров территории, а 10% – в зависимости от протяженности дорожной сети, что является существенной помощью регионам с высокими затратами, связанными с малочисленностью населения и большой протяженностью дорог;

– 5% средств распределяются с учетом количества общин; 5% – в зависимости от степени доступности и 5% – в зависимости от численности детского населения; все эти составляющие позволяют оказать помощь тем, кто в ней наиболее нуждается, что касается и последних 5%, поступающих в муниципалитеты с самыми слабыми налоговыми базами.

Существует три основных подхода к определению общего объема средств, которые будут передаваться в виде межбюджетных трансфертов:

1) фонд трансфертов устанавливается в виде определенной доли поступлений в федеральный бюджет из какого-либо источника;

2) фонд трансфертов утверждается в виде конкретной суммы в законе о федеральном бюджете;

3) фонд трансфертов определяется в виде взносов регионов, этот подход используется при горизонтальных трансфертах, передаваемых от богатых регионов бедным, минуя федеральный бюджет.

При определении объема фонда выравнивающих трансфертов в виде конкретной суммы обычно исходят из баланса политических интересов. Среди прочих соображений необходимо принимать во внимание нежелательность чрезмерного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, равно как и нежелательность чрезмерной дифференциации. Что именно следует понимать под «чрезмерной дифференциацией» – будет, по-видимому, зависеть от исторического опыта и традиций конкретной страны. При определении в виде конкретной суммы фонда целевых трансфертов обычно исходят из потребностей в финансировании тех или иных федеральных мандатов или иных целевых статей. Чем шире сформулирована цель, на которую предоставляются трансферты, тем менее жесткими могут быть требования к общему объему фонда трансфертов.

Проанализируем основные группы межправительственной помощи, которые представлены грантами и трансфертами. Еще раз необходимо отметить, что существуют два основных предназначения системы грантов в федеративном государстве:

1) корректировка бюджетных дисбалансов;

2) влияние центра на поведение нижестоящих правительств, пересматривающих не только объем, но и структуру распределения ресурсов.

Гранты могут быть классифицированы различными способами. Экономисты обычно подразделяют гранты на два основных типа – обусловленные и необусловленные. При обусловленных грантах предполагается, что грантор (лицо, которое выдает финансовые средства) определяет цели, на которые реципиент должен использовать выделенные средства. В случае необусловленных грантов реципиент может использовать финансовые средства по своему усмотрению. Данная классификация была предложена в 1980-х гг. В настоящее время эти группы включают в себя новые формы финансовой помощи. Однако основные характеристики системы остались прежними.

Основные группы финансовой помощи представлены в табл. 3.2. Первый столбец показывает подразделение помощи в зависимости от условий, выдвигаемых донором финансовых средств. Второй – отражает классификацию грантов с точки зрения сторон, принимающих участие в использовании средств. Ограничения на объемы выделяемых средств показаны в третьей колонке.

Таблица 3.2

Классификация межбюджетных грантов по трем критериям[12]

Начнем анализ системы грантов с изучения категориальных видов помощи. Категориальным называется грант, направляемый в территориальный бюджет для использования на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня. Категориальные программы сфокусированы на решении проблем, рассматриваемых центром как приоритетные. В США эта система работает следующим образом. Для того чтобы получить помощь, потенциальные реципиенты должны подготовить детализированные предложения по использованию средств, где указывается, как существующие проблемы будут разрешены и какие результаты будут получены. Более того, предложения должны показывать и доказывать, что выделенные средства будут израсходованы эффективно. На этапе подготовки предложений заявители определяют каналы наиболее эффективного использования средств. Комитеты, создаваемые гранторами, должны четко сформулировать правила отбора, которые исключают возможность прохождения теневых проектов.

Целевые гранты предназначены для преодоления вертикального и горизонтального дисбаланса. Грант поступает в распоряжение территориального бюджета и может быть использован по усмотрению территориальных органов на цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы. Тем не менее контроль над этим видом помощи со стороны грантора существует, но он не настолько строг, как при категориальных грантах. Наличие контроля определяет включение этого вида финансовой помощи в категорию обусловленных грантов.

Если категориальные гранты рассматриваются во всей литературе как обусловленные, то взгляд на классификацию блочных грантов не столь однозначен. Так, например, Р. Масгрейв относил блочные гранты к необусловленным, в то время как более поздние работы в области государственных финансов выделяют блочные гранты в отдельную категорию финансовой помощи, которая расположена между категориальной помощью и системой разделения налогов.

Блочный грант поступает в распоряжение территориального бюджета и может быть использован по усмотрению территориальных органов на цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы. Тем не менее контроль над этим видом помощи со стороны грантора существует, но он более мягок, так же как при категориальных грантах. Наличие контроля определяет включение этого вида финансовой помощи в категорию обусловленных грантов.

При этой системе центральное правительство делит часть своих доходов с нижестоящими уровнями, но использование этих доходов ограничено исполнением определенных функций, таких как правовое обеспечение или производство общественных товаров и услуг. Отличительной чертой блочных грантов является то, что средства региональным или местным правительствам выдаются в виде твердых сумм – паушальных платежей. Следовательно, блочные гранты относятся к категории лимитированных по объемам и срокам.

Необусловленные гранты расположены на противоположном полюсе трансфертного спектра. Донор не выставляет реципиенту никаких специальных требований. В различных странах отношение к ним разное. Так, в США абсолютно не обусловленных грантов не существует вообще, в то время как в Канаде так называемые федерально-провинциальные выравнивающие гранты представляют собой яркий пример чистых не обусловленных грантов. Полностью не обусловленные грантовые программы практикуются также в Австралии.

Долевое финансирование программ, осуществляемое в виде федеральной надбавки к субнациональным расходам, может стать инструментом, воздействующим на поведение субнациональных органов власти. Оно побуждает региональные и местные правительства вкладывать деньги в те отрасли субнациональных экономик, которые грантор рассматривает как приоритетные с точки зрения всего общества. Это означает, что чем больше денег будет инвестировано региональными властями в определенные отрасли, тем больше финансовых фондов будет получено из центра. В отличие от долевого финансирования недолевая помощь просто добавляет некую сумму в бюджет реципиентов, она более нейтральна с точки зрения воздействия на структуру расходов.

Нелимитированные гранты не имеют ограничений на объем выделяемых средств, в то время как лимитированные имеют подобные ограничения.

Аллокационные последствия бюджетных грантов

Рациональное построение межбюджетных отношений предполагает учет конкретных аллокационных последствий различных видов грантов. Для территориальных органов фанты выступают в роли стимулов, модифицирующих их аллокационное поведение.

Стимулирующее действие фанта зависит от его типа. Блочный грант поступает в полное распоряжение территориального бюджета и может быть использован по усмотрению территориальных органов на любые цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы. Например, отчисления от налога на добавленную стоимость и других федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ

Категориальный грант направляется в территориальный бюджет для использования на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня. Например, часть ассигнований из федерального бюджета выделяется регионам для финансирования их участия в реализации общегосударственных профамм.

Категориальный фант является долевым, если регион обязан дополнять его ассигнованиями из собственных источников на достижение гой цели, для которой предназначен грант. Например, общегосударственная программа строительства шоссейных дорог может предусматривать выделение регионам средств из федерального бюджета, покрывающие 50% стоимости этого строительства.

Если данное условие не выполняется, категориальный грант является недолевым. Например, предоставление недолевого федерального гранта на улучшение водоснабжения населенных пунктов региона предполагает, что в связи со значительностью экстерналий или требованиями политики распределения федеральный бюджет в полном объеме финансирует создание соответствующих локальных общественных благ, а территориальный бюджет выступает в роли канала, по которому передаются средства.

Долевые гранты бывают как лимитированными, так и нелимитированными. Долевой нелимимтированный грант неограниченно возрастает с увеличением степени достижения цели, для которой он предназначен, и ростом целевых ассигнований территориального бюджета. Так, центральное правительство может взять на себя обязательство финансировать половину расходов на строительство дорог независимо от его масштабов. Ограничителем суммарных затрат в этом случае служит только мера готовности населения региона оплачивать вторую половину расходов. Однако возможен и иной вариант, когда определяется предельная протяженность дорог, в финансировании строительства которых участвует федеральный бюджет, или просто устанавливается предельная сумма ассигнований, на которую вправе рассчитывать регион. В подобных случаях грант называется лимитированным.

Блочные и недолевые категориальные гранты практически всегда лимитированны. Ведь у их получателей отсутствовала бы заинтересованность удерживать расходы в разумных пределах, если бы ограничения не накладывались фиксированными размерами грантов.

  • блочный грант - денежные выплаты;
  • категориальный грант - натуральная помощь;
  • недолевой грант - бесплатное предоставление товара или услуги;
  • долевой грант - субсидирование покупок.

Долевой лимитированный грант представляет собой фактически комбинацию долевого нелимитированного гранта и недолевого категориального гранта.

Аллокационные последствия любого гранта зависят не только от его типа и величины, но и от конкретных предпочтений жителей региона, в который направляется грант. При недостаточно адекватной оценке характерной для региона готовности платить за общественное благо децентрализованно принимаемые решения могут не совпасть с ожиданиями центральных органов, выделяющих грант. Децентрализация собственно и означает, что решения на деле отражают местные предпочтения, в том числе в отношении использования бюджетных грантов.

С проблемой бюджетных грантов тесно связан эффект «липучки», в основе которого лежит несовпадение предпочтений тех, кто на практике непосредственно влияет на использование бюджетных грантов, с предпочтениями типичного налогоплательщика.

Таким образом, бюджетный федерализм не только позволяет выявлять локальные особенности спроса на общественные блага и повышать на этой основе аллокационную эффективность, но и требует, чтобы эти особенности непосредственно учитывались в бюджетной политике как территориальных, так и центральных властей.

Читайте также: