Центробежный фильтр очистки масла газ 66

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Масляный фильтр двигателя

Помимо сетчатых фильтров , применяют фильтры грубой и тонкой очистки масла , а также фильтры центробежной очистки масла (центрифуги).

Масло поступает в фильтр центробежной очистки от масляного насоса или из системы смазки двигателя через пустотелую ось 1 ротора ( рис. 19 ).

Из пространства под колпаком 4 масло проходит через фильтрующую сетку 5 и жиклеры 2 в полость корпуса фильтра, откуда стекает в картер двигателя.

Под действием струй масла, выбрасываемых из жиклеров, пластмассовый ротор 3 приводится в быстрое вращательное движение.

При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака 4 и оседают на них.

Преимущества фильтров центробежной очистки состоят в том, что они в первую очередь задерживают тяжелые примеси, а работу фильтра можно легко и быстро проверить, прослушивая вращение ротора после остановки двигателя.

На двигателях ЯМЗ фильтры центробежной очистки выполняют роль фильтров тонкой очистки масла и включаются в систему смазки параллельно, в отличие от фильтров грубой очистки, включаемых последовательно.

На двигателях ЗИЛ-131 устанавливают полнопоточные центрифуги, включаемые в систему смазки последовательно; фильтр грубой очистки отсутствует.

Рис. 19. Фильтр центробежной очистки масла двигателя ЗМЗ-66

На двигателях легковых автомобилей (ГАЗ-24 «Волга» и др.) устанавливают полнопоточные фильтры тонкой очистки масла с пористым картонным или пластмассовым элементом.

Охлаждение масла в картере двигателя происходит при движении автомобиля благодаря обдуву картера воздухом, а также при помощи масляных радиаторов с воздушным пли водяным охлаждением.

На автомобилях ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 масляный радиатор 1 ( см. рис. 17 ) располагается перед радиатором системы охлаждения.

У двигателя ЗМЗ-66 масляный радиатор включают при температуре воздуха выше +20°С в особо тяжелых условиях, при большой нагрузке и малых скоростях движения автомобиля.

Масло поступает в радиатор через предохранительный клапан 2 при давлении в системе смазки более 1 кГ/см 2 .

Пройдя через радиатор, масло сливается в картер двигателя.

На двигателях ЗИЛ-131 масляный радиатор включен постоянно. Отключать его следует только перед пуском холодного двигатели при температуре ниже 0°С.

Центробежный фильтр очистки масла газ 66

Система смазки двигателя ЗМЗ-66

Система смазки предназначена для подвода масла к трущимся деталям с целью уменьшения трения, частичного охлаждения и удаления продуктов износа. Система смазки двигателя ЗМЗ -66 комбинированная, масло к трущимся деталям подается под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Заправочная емкость — 8 л.

Схема системы смазки показана на рис. 1. Система смазки включает маслозаливной патрубок, масляный картер (поддон), насос с маслоприемником, фильтр, радиатор, магистрали и трубопроводы, контрольные приборы. Маслозаливной патрубок находится впереди двигателя. Для заливки масла снимается фильтр вентиляции картера. Картер служит резервуаром для масла и защитным кожухом кривошипно-шатунного механизма снизу. Он изготовлен штамповкой из стали и крепится снизу к блоку шпильками через пробковую прокладку. Картер имеет с левой стороны штуцер для слива масла из масляного радиатора, внизу отверстие с пробкой для слива масла из картера и перегородки внутри, препятствующие расплескиванию масла. Для подачи масла под давлением к трущимся деталям двигателя служит насос; он — шестеренчатый, двухсекционный, приводится во вращение от шестерни на распределительном валу через промежуточный валик. Крепится насос с левой стороны сзади к блоку цилиндров двумя шпильками.

Масляный насос состоит из корпуса нижней секции, шестерен нижней секции, корпуса верхней секции, шестерен верхней секции, разделительной пластины, ведущего валика и редукционного клапана. Корпуса верхней и нижней Секций изготовлены из алюминиевого сплава. В корпус верхней секции запрессована ось ведомой шестерни. Ведущая шестерня закреплена на валике штифтом. Ведомая шестерня нижней секции свободно установлена на оси. запрессованной в корпус. Ведущая шестерня нижней секции установлена на шпонке. Разделительная пластина изготовлена из чугуна. Ее собирают вместе с валиком и устанавливают между шестернями. В корпусе нижней секции помещается редукционный клапан, состоящий из плунжера, пружины и пробки. Клапан служит для поддержания определенного давления масла, подаваемого к фильтру центробежной очистки. Лишнее масло при избыточном давлении поступает в полость всасывания нижней секции насоса и таким образом циркулирует внутри насоса.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Рис. 1. Схема системы смазки двигателя ЗМЗ -66:
1 — масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — предохранительный клапан; 4 — полость оси коромысел; 5 — каналы в головке блока; 6 — каналы в блоке; 7 — центробежный фильтр; 8 — главная масляная магистраль; 9 — отверстие в корпусе распределителя; 10 — полость; 11 — масляная магистраль фильтра центробежной очистки; 12 — основная секция насоса; 13 — дополнительная секция насоса; 14 — редукционный клапан; 15 — четвертая шейка распределительного вала; 16 — маслоприемник; 17 — вторая шейка распределительного вала

Редукционный клапан верхней секции масляного насоса помещается в передней части блока цилиндров с правой сторопы. Он предназначен для ограничения давления масла в глав-поп масляной магистрали. Отрегулирован на давление 4,5 кгс/см2. Регулировка клапанов в эксплуатации запрещается. Верхняя секция масляного насоса подает масло в главную магистраль для смазки деталей двигателя, а нижняя секция подает масло в фильтр центробежной очистки.


Рис. 2. Масляный насос:
1 — ось ведомой шестерни верхней секции; 2 — ведущий валик; 3 — ведомая шестерня; 4 — корпус верхней секции; 5 — промежуточный валик привода; 6 — ведущая шестерня; 7 — разделительная пластина


Рис. 3. Фильтр центробежной очистки масла (центрифуга):

Масляный фильтр предназначен для очистки масла от механических примесей. Фильтр очистки масла центробежный с реактивным приводом. Он установлен на крышке блока цилиндров сверху в передней части.

Масло в фильтр подается из нижней секции масляного насоса по каналу в блоке и специальной трубке, расположенной в передней части двигателя. По полой оси масло поступает под колпак, а оттуда через сетку в полость между роторо и стаканом. Далее через отверстия в роторе масло подходит к жиклерам и выбрасывается из них двумя струями. Под действием реакции струи ротор вращается, а вместе с ним вращается и масло, находящееся под колпаком. Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются на внутреннюю стенку колпака и оседают. Очищенное масло проходит жиклеры, стекает в картер и забирается маслоприемником. Работа центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.

Масляный радиатор предназначен для интенсивного охлаждения масла. Радиатор трубчато-пластинчатого типа, установлен перед радиатором системы охлаждения. Включается радиатор специальным краном, находящимся в передней части двигателя с правой стороны. Этот радиатор по устройству аналогичен радиатору системы охлаждения и состоит из двух бачков, сердцевины и каркаса. Поступает масло в радиатор через предохранительный клапан, который открывается при давлении 1 кгс/см2. Предохранительный клапан установлен в одном корпусе с краном включения радиатора и не допускает циркуляции масла через радиатор, если давление масла меньше 1 кгс/см2.

Для контроля за уровнем масла имеется указатель (щуп), вставленный в специальную трубку с левой стороны двигателя. Повышение уровня масла выше метки «П» и понижение его ниже метки «О» не допускаются.

Для контроля за давлением масла на щитке приборов имеется контрольная лампочка, а ее датчик установлен с левой стороны блока цилиндров. При понижении давления масла в системе до 0,4—0,6 кгс/см2 лампочка загорается. В этом случае необходимо остановить двигатель для выяснения причин.

Работа системы смазки заключается в следующем. Масло из нижнего картера через маслоприемник поступает в обе секции масляного насоса. От верхней секции насоса масло подается в канал задней стенки блока цилиндров и далее в главную масляную магистраль. От нижней секции насоса масло подается в дополнительную масляную магистраль и далее к центробежному масляному фильтру. Из главной масляной магистрали масло по сверлениям з перегородках блока поступает под давлением к коренным подшипникам коленчатого вала. Через сверления в коренных шейках коленчатого вала и шеках масло подводится к шатунным подшипникам. Выдавливаемое из коренных и шатунных подшипников масло разбрызгивается и смазывает стенки цилиндров.


Рис. 4. Схема вентиляции картера:
1 — фильтр: 2— патрубок: 3 — вытяжная трубка: 4— маслоотражатель

Часть масла из главной магистрали подается по сверлениям к опорным подшипникам распределительного вала, смазывая их под давлением. По радиальному и продольному сверлениям в первой опорной шейке распределительного вала масло поступает под давлением к упорному фланцу и смазывает его. От второй опорной шейки распределительного вала масло подается в правую головку блока цилиндров по наклонному каналу в блоке. Далее масло поступает по зазорам между шпилькой крепления стойки оси коромысла и заполняет ось коромысел. По сверлениям в оси оно идет для смазки коромысел, затем по сверлениям в теле коромысел подводится в отверстия регулировочных винтов и далее к верхним наконечникам штанг.

Аналогично масло от четвертой опоры распределительного вала подается в левую головку блока для смазки детален механизма газораспределения с левой стороны двигателя. От задней опоры распределительного вала под давлением масло подается для смазки валика привода прерывателя-распределителя и масляного насоса. Распределительные шестерни смазываются маслом, стекающим из фильтра центробежной очистки через полость корпуса фильтра и крышку распределительных шестерен в картер. Давление в системе смазки должно быть 2—4 кгс/см2.

Вентиляция картера двигателя открытая, вытяжная. Свежий воздух поступает в картер через сетчатый фильтр У, установленный на маслозаливном патрубке. Удаляются газы из картера через вытяжную трубку под действием разрежения в ней, образующегося при движении автомобиля.

Фильтры для автомобилей ГАЗ: ГАЗ-66, «Газель», «Волга»


масляный насос

ГАЗ-53

Производство последнего было организовано на Заволжском моторном заводе. Разрабатывался он специалистами ГАЗ и ЗМЗ совместно, и его технические характеристики в то время считались одними из лучших в мире. Автомашины ГАЗ 66 агрегатировались двигателем ЗМЗ 66-06 до середины 80-х годов минувшего столетия. В дальнейшем этот двигатель неоднократно модернизировался, а его последняя модификация ЗМЗ 513 производится по настоящее время. Он устанавливается на грузовые автомобили ГАЗ 3307 и др.

Примечание. В 1993 году на Горьковском автозаводе был освоен в серийном производстве 4-х цилиндровый дизельный двигатель ГАЗ 544, мощность которого составляла 85 л. с. Этот силовой агрегат устанавливали на грузовики вплоть до прекращения их производства (1999). Тогда же был прекращен и выпуск дизельных двигателей, производство которых посчитали нерентабельным.

Технические характеристики двигателя ГАЗ-66 (ЗМЗ-511)

Двигатель ЗМЗ-511 и его модификации, применяется для установки на грузовые автомобили средней грузоподъемности, такие как — ГАЗ–53, ГАЗ-66, ГАЗ–3307. ЗМЗ-511 – это модернизированный ЗМЗ-53а, 53-11. На ЗМЗ-511 применён ненастроенный одноярусный впускной коллектор, приводящий к пульсациям потока, негативно сказывающиеся на смесеобразовании. Применены головки цилиндров с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. Данные гловки обеспечивают степень сжатия 7,6:1, против 6,7:1 у старых двигателей. Двигатель ЗМЗ-513 является модификацией 511-го предназначенной для более сложных условий эксплуатации (для военной техники, для перевозки грузов в сельской местности и в других тяжелых условиях). Двигатель имеет ряд отличий в конструкции, такие как поддон специальной формы под ведущий мост, экранированное исполнение элементов электрооборудования и др. Мощностные и моментные характеристики одинаковые. Двигатель ЗМЗ-513 отличается большим весом – 275 кг.

ПараметрЗначение
КонфигурацияV
Число цилиндров8
Объем, л4,254
Диаметр цилиндра, мм92
Ход поршня, мм80
Степень сжатия7,6
Число клапанов на цилиндр2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизмOHV
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала92 кВт — (125 л.с.) / 3400 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала294 Н•м / 2000-2500 об/мин
Система питанияКарбюратор К135
Рекомендованное минимальное октановое число бензина76 — 80
Экологические нормыЕвро 0
Вес, кг262

Двигатель ГАЗ 66

Сколько весит ГАЗ 66

Большой ремонт нашего ГАЗ 66

Всем привет.Пробег газончика 37994 км.Вот недавно закончили большой ремонт нашего 66.Пробили прокладки под головкой и вода пошла в цилиндры,головки шлифанули и заменили маслосъёмные колпачки они были дубовые и заменили один один клапан, конечно разбирать восьмёрошный двигатель это долго и мучительно по сравнению с зиловской шестёркой на шестёрке головку снять можно максимум часа за два,а на восьмёрке разбирали несколько дней,сделали тормоза на переднем левом колесе и заменили сальник на заднем правом колесе тормоза стали работать намного лучше,запаяли радиатор дыр было очень много сделали теперь не течёт когда я снимал радиатор вся любовь к газону быстро выветрилась в неизвестном направлении потом правда вернулась,после того как собрали двигатель неправильно подсоединили трубки к компрессору и в компрессор не поступало масло когда на следующий день поехали в лес(меня там не было) начало свистеть в компрессоре когда стали ставить другой компрессор заметили что перепутали трубочки воздух шёл из компрессора шёл в двигатель ,а мы думали что картерные газы не выходили через сапун,поставили алюминиевые клапанные крышки масло теперь из под крышек не течёт и перестало течь масло рядом с номером двигателя там собиралась целая лужа масла,не было прокладочки под трамблёром,когда начали разбирать двигатель некоторые трубочки откручивались от руки и были плохо затянуты,и самое главное заменили рулевую колонку рулевое теперь супер люфта НЕТ по трассе пока я не ездил так немного у себя проехал в Еткуле управление идеальное,но очень трудно крутить руль на месте,поставили заместо старого гидрача другой который лежал в гараже из него масло начало гнать поставили другой масло не выгоняет но он немного жужжит,поставили назад хорошую резину,перестала работать фара искатель я пока ещё не смотрел что там.Собираемся купить двигатель ЗМЗ 41 и поставить себе вояки предлагают за 30 тысяч.И у меня вопрос куда лучше подсоединять прикуриватель вроде как говорят к предохранителям только каким именно,собираемся использовать прикуриватели для подогрева сидений,но не хочется чтоб замкнуло проводку.Думаю если будут снимать двигатель обделать моторник изнутри вибропластом или лучше не стоит температура внутри моторника поднимается выше 100 градусов поди отвалиться.Гонит масло из под трамблёра может это картерные газы,осталось настроить зажигание,вроде как пережат один клапан.Когда разбирали то сломали железную трубочку от предпускового подогревателя ПЖБ 12 которая вкручивается в блок с правой стороны пришлось высверливать и вкручивать новую.Вроде пока всё.

Блок цилиндров

Блок цилиндров ЗМЗ-511 отливается из алюминиевого сплава. На двигатели устанавливаются гильзы с нижней фиксацией, сверху прижимаются головкой, а снизу гильзы уплотняются медными кольцами. Для улучшения жесткости блока его нижняя часть расположена ниже оси коленвала на 75 мм.

ПараметрЗначение
МатериалАлюминиевый сплав АЛ-4
Диаметр цилиндра, мм92,00
Межцилиндровое расстояние (расстояние между осями соседних цилиндров блока), мм123,00
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм67,0
Вес, кг44

Материал гильз — специальный легированный чугун. Высота гильз – 153 мм. Посадочный диаметр – 100 мм.

Рекомендации по эксплуатации ГАЗ 53

Важно помнить, что грузовики ГАЗ 53 запрещено эксплуатировать, когда уровень масла в картере мотора находится ниже о (по показателю щупа) или оно отсутствует вовсе. Водитель должен постоянно поддерживать уровень масла в промежутке от «0» и до «П», желательно ближе к последней метке. Для точности показателей не стоит их измерять на холодном моторе, дайте ему поработать 4-5 минут в холостом режиме, а затем минут через 10 проверьте уровень масла.

Смотрите в видео: технический анализ ГАЗ-53.

Важно помнить, что на скорости в 60 км/ч и на прямой передаче датчик давления масла в двигателе должен показывать 2,5 кгс/см², то есть 250 кПа. На холодном, не прогретом моторе этот показатель примерно равен 5-5,5 кгс/см² (500-550 кПа). Минимально допустимым давлением считается 0.4-0,8 кгс/см², при таких показателях загорается аварийная лампа.

масляный насос ГАЗ-53


Составные масляного насоса на ГАЗ-53

Также нужно помнить, что кратковременное загорание лампы-сигнализатора на малых оборотах двигателя (на холостом ходу) допустимо. Если маслонасос исправен, то лампа погаснет при увеличении частоты вращения коленчатого вала. Если же лампа горит на средних и высоких оборотах, то у вас серьезные проблемы с мотором и эксплуатация его должна быть прекращена.

Типы и конструктивные особенности поршневых групп ГАЗ-53

Двигатели ЗМЗ-53, 511 и 513 имеют объем 4,25 литра и мощность от 115 л.с. (ранние версии) до 125 л.с. (современные версии). Поршневые группы данных двигателей одинаковы и имеют идентичные параметры. Такая же поршневая используется в моторах ЗМЗ-502, ЗМЗ-672 и различных их модификациях. Поэтому одна модель поршневой может использоваться для ремонта двигателей старых автомобилей ГАЗ-53 и ГАЗ-66, более новых ГАЗ-3507, 3785, 3307, автобусов ПАЗ-672, ПАЗ-3205 и ряда других.

Кривошипно-шатунный механизм автомобиля ГАЗ-66. Часть 1.

Кривошипно-шатунный механизм автомобиля ГАЗ-66

Часть 1
Блок цилиндров автомобиля ГАЗ-66

Блок цилиндров двигателя отлит из алюминиевого сплава АЛ4. Для повышения жесткости блока нижняя плоскость его расположена ниже оси коленчатого вала на 75 мм.

Пять крышек коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и прикреплены к блоку шпильками с диаметром резьбы 12 мм. При использовании чугунных крышек, плотно фиксируемых в блоке специальными шипами, меньше искажается форма постелей коренных подшипников вследствие тепловых деформаций. Крышки подшипников растачивают совместно с блоком, и при разборке их надо устанавливать только па свои места. Гайки крышек нужно затягивать динамометрическим ключом. Крутящий момент затяжки должен быть равен 11—12 кГ·м. Совместно с блоком обрабатывают также картер сцепления. Он установлен на блоке с помощью двух штифтов. Не допускается перестановка картера с одного двигателя на другой.

Гильзы цилиндров автомобиля ГАЗ-66

Гильзы цилиндров вставные мокрые из серого чугуна СЧ 24-44. В верхнюю часть гильз запрессованы втулки длиной 50 мм и толщиной стенки 2 мм из специального нержавеющего чугуна, повышающие долговечность гильз. Гильзы удерживаются в блоке тем, что прижимаются головкой блока к специальным выточкам в нем. В верхней части гильзы уплотнены прокладкой из асбестового полотна толщиной 1,5 мм, пропитанного графитом и имеющего железный каркас. Внизу между гильзой и блоком расположена медная прокладка. Диаметр нижней части гильзы, вставляемой в блок, равен 100 мм.

Для того чтобы уплотнение гильзы было надежным, верхний торец ее должен выступать над поверхностью блока, что обеспечивается соблюдением сопряженных размеров в блоке, гильзе и прокладке. Выступание гильзы регулировать не требуется. Однако при ремонте и замене гильзы следует проверить ее выступание (см. раздел «Некоторые рекомендации и о разборке, сборке и ремонту двигателя»).

Поршни автомобиля ГАЗ-66

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава и термически обработаны. Для улучшения приработки поршни покрыты слоем олова. Юбка поршня в поперечном сечении представляет собой эллипс и шлифуется по специальному копиру. В продольном направлении юбка обрабатывается на конус. Разность между осями нижнего (большого) и верхнего оснований конуса составляет 0,013-0,038 мм.

Отверстие под поршневой палец расположено не по оси симметрии поршня, а смещено на 1,5 мм вправо по ходу автомобиля. Это уменьшает возможность появления стука поршня при переходе его через в. м. т. (верхнюю мертвую точку).

Поршни подбирают к гильзам индивидуально. Для облегчения подбора их разбивают на пять групп (табл. 1). Масса (вес) поршня должна быть равна 535 ±2 г. О подборе поршней к гильзам см. раздел «Некоторые рекомендации по разборке, сборке и ремонту двигателя».

Таблица 1. Разбивка поршней автомобиля ГАЗ-66 на группы

Поршневые кольца автомобиля ГАЗ-66

Поршневые кольца изготовлены из серого чугуна.

Каждый поршень имеет два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Наружная цилиндрическая поверхность верхнего кольца, работающего в наиболее тяжелых условиях, покрыта слоем пористого хрома. Хромирование значительно повышает износостойкость кольца, а также зеркала цилиндра. Наружные цилиндрические поверхности нижнего компрессионного и маслосъемного колец покрыты оловом.

Маслосъемные кольца имеют прорези для стекания снимаемого с цилиндра масла, которое отводится в отверстия, имеющиеся в поршне.

Размеры колец приведены в табл. 2.

Таблица 2. Размеры колец автомобиля ГАЗ-66

Зазор в замке кольца, сжатого до размера цилиндра, равен 0,03—0,50 мм.

На внутренней цилиндрической поверхности компрессионные кольца имеют выточку. Кольца должны быть установлены на поршень обязательно выточкой вверх (рис. 14).

Технические характеристики

Все масляные фильтры подобного типа для отечественных автомобилей универсальны и подходят к установке в силовые агрегаты ПАЗ 3205, ГАЗ 66, КАВЗ, ЗМЗ и другие, предназначенные для механической очистки масла марки TS – 53 М от примесей, нагара и загрязнений. При подборе ориентируются на установочные параметры проставки (цилиндра с картриджем).


Характеристики фильтрующего элементаРазмеры и показатели
Высота (H)194 мм
Наружный диаметр (D нар.)100 мм
Внутренний диаметр (d)33 мм
Количество гофр60
Максимальное рабочее давление масла250 кПа (2,5 кг/с/см2)
Величина герметичностиНе менее 80 мм.вод.ст.
Ресурс (для дизельных ДВС)24 000 км/10 000 часов

Состав поршневой группы

Говоря об этой части автомобиля, принято понимать комплект деталей, в который входят следующие позиции:

  • Поршень. Визуально напоминает стакан, производится из сплавов алюминиевого состава, который применяется с целью облегчения массы самой детали, а также из-за прочности самого сплава. Он состоит из следующих элементов:

Поршень газ 53


Внешний вид поршня газ 53

  1. Поршневой головки, в том числе днища со слоем уплотнения, в котором выполнены проточки для установки в них колец (в ГАЗ-53 оно плоское). Совместно с ГБЦ днище образует камеру сгорания автомобиля.
  2. Поршневой юбки, имеющей конусную форму с овальным сечением. На ее внутренней стороне расположены ребра охлаждения, а также приливы в форме выступа с люверсом для установки пальца. Прорези на одной из ее поверхностей предотвращают заклинивание хода поршня при его нагревании. На ГАЗ-53 / ГАЗ-52 пальцевое отверстие выполнено со смещением оси на 1,6 мм в правую сторону по ходу автомобиля относительно плоскости диаметра.
  3. Поверхность, которая непосредственно взаимодействует с поверхностью блока с установленной гильзой. Улучшение скольжения достигается посредством нанесения оловянного слоя.
  • Гильза. Материалом для ее изготовления является легированный чугун; последние технологии предусматривают поверхностное напыление металлокерамическим составом, обеспечивающим повышенную гладкость поверхности. Гильза вставляется в основной блок и относится к неподвижным частям. Для уплотнения нижней ее части используются медные кольца, а верхняя часть соприкасается непосредственно с прокладкой ГБЦ.

Гильза ГАЗ 53

  • Палец. Выполнен в виде толстостенной трубки из высокопрочной легированной закаленной стали, для придания дополнительной прочности применяется также дополнительная технология цементации с последующей шлифовкой до идеально гладкого состояния. В ГАЗ-53 устанавливаются пальцы плавающего типа, которые имеют свободный поворотный ход в отверстии поршня, а перемещение по оси ограничивается стопорами.

Поршневой палец


Палец поршневой группы ГАЗ 53

Система смазки компрессора газ 66

Система смазывания (рис. 13) комбинированная — под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Масло, находящееся в масляном картере двигателя, через маслоприемник 12 засасывается в масляный насос 9. Из масляного насоса масло под давлением подается по каналам в блоке в фильтр полнопоточной очистки 4, а оттуда в главную масляную магистраль 6 двигателя. Из главной масляной магистрали масло по каналам в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. По сверлениям в коленчатом вале масло от коренных подшипников поступает в полости шатунных шеек и через сверления в шатунных шейках к шатунным подшипникам. В полостях шатунных шеек масло проходит дополнительную очистку за счет центробежных сил.

От второй и четвертой опор распределительного вала масло по каналам в блоке и головках поступает в оси коромысел. Из внутренней полости оси коромысел масло по сверлениям поступает к подшипникам коромысел; далее по канавкам во втулках, сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах — к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло поступает к нижним наконечникам и через отверстия в толкателях смазывает направляющую толкателя и его торец.

Упорный фланец распределительного вала смазывается через лыску и отверстия в передней опоре распределительного вала. Шестерни привода — через трубку из главной масляной магистрали. Привод распределителя зажигания и масляного насоса и его шестерни смазываются маслом, поступающим из полости 8, расположенной между пятой опорной шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке цилиндров. К остальным деталям, нуждающимся в смазывании, масло подается разбрызгиванием или самотеком.

Давление масла в двигателе при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 55 км/ч должно быть не менее 2,5 кгс/см2 при выключенном масляном радиаторе на хорошо прогретом двигателе. При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигать 5. 5,5 кгс/см2. При падении давления масла в двигателе до 0,4. 0,8 кгс/см2 на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла.

Допустимо загорание сигнализатора на малой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Если система смазывания исправна, при повышении частоты вращения сигнализатор погаснет. Загорание сигнализатора на средней и большой частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности, и до ее устранения дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается.

При температуре окружающего воздуха выше 20 °С и при движении

в особо тяжелых условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся с левой стороны двигателя. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль оси шланга. Масло поступает в радиатор только при открытом кране через предохранительный клапан. Этот клапан открывается при давлении около 1 кгс/см2. Пройдя через радиатор, масло сливается в масляный картер.

Масляный картер — штампованный из листовой стали, крепится к нижней плоскости блока шпильками. Фланец картера уплотнен пробковой прокладкой. В нижней части картера расположена сливная пробка, уплотненная металлоасбестовой прокладкой. Маслоприемник сетчатый, не-плавающего типа.


Рис. 13. Схема системы смазывания:

1—масляный радиатор; 2—полость оси коромысел; 3—канал в головке блока; 4—масляный фильтр; 5—канал в блоке; 6—главная масляная магистраль; 7 -отверстие в корпусе привода распределителя; 8 полость; 9—масляный насос; 10—редукционный клапан; 11—четвертая шейка распределительного вала; 12— маслоприемник; 13—предохранительный клапан; 14—кран масляного радиатора; 15—вторая шейка распределительного вала

Рис. 14. Масляный насос

Масляный насос (рис. 14) — шестеренного типа, односекционный, приводится во вращение от привода распределителя зажигания через промежуточный валик. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава AЛ-4, крышка из чугуна СЧ-18 ГОСТ 1412—79. В крышке расположен редукционный клапан, предохраняющий систему смазывания от чрезмерного давления. Клапан отрегулирован на заводе-изготовителе, и регулировка его в эксплуатации запрещается.

Масляный фильтр (рис. 15) — полнопоточный со сменным бумажным фильтрующим элементом Ре-готмас 440А-1-06. Состоит из собственно масляного фильтра и его проставки. В проставке расположен перепускной клапан, срабатывающий при полностью засоренном фильтрующем элементе. При этом масло поступает в магистраль двигателя, минуя фильтрующий элемент. Проставка крепится к впускной трубе специальным штуцером, уплотнена паро-нитовой прокладкой и резиновым кольцом.

При засорении фильтрующего элемента масло поступает из штуцера проставки через отверстия Б в зону предохранительного клапана, открывает шариковый клапан и без очистки попадает в полость проставки, откуда и идет в главную масляную магистраль. Таким образом, перепускной клапан в проставке предохраняет двигатель от работы без масла, т. е. от возможной аварии.

Проверка технического состояния и ремонт деталей компрессора

После разборки компрессора для устранения какой-либо неисправности проверить техническое состояние основных его деталей.

Если износ цилиндра превышает допустимый или его зеркало повреждено, отремонтировать цилиндр под один из ремонтных размеров, указанных в табл. 2. Соответственно этим размерам выпускаются поршни и поршневые кольца ремонтных размеров.


Группа ремонтного размера поршня указана цифрами на днище поршня: «+ 0,4», «+ 0,8».

Поршневые кольца ремонтного размера имеют маркировку:

одна полоса шириной 10 мм соответствует увеличению диаметра кольца по сравнению с номинальным на 0,4 мм и две полосы — на 0,8 мм.

При ремонте коленчатого вала использовать вкладыши ремонтных размеров, толщина которых увеличена на 0,15 и на 0,3 мм. Группа ремонтного размера вкладыша указана цифрами на его наружной стороне: «—0,3» и «—0,6» (эти вкладыши имеют соответственно толщину 1,9 -0,013 и 2,05 -0,013 мм).

При обнаружении на пластинчатых клапанах головки цилиндра забоин или кольцевых канавок их заменить и притереть новые клапаны к седлам для получения непрерывного кольцевого контакта.

Поршневые пальцы, поршни и шатуны разбивают на четыре группы, которые сортируют по диаметрам сопрягаемых поверхностей через 0,003 мм (табл. 3).


Места маркировки: поршня — на бобышке под палец; поршневого пальца — на заглушке пальца; шатуна — на головке под поршневой палец.

При сборке допускается установка пальца и шатуна соседней группы. Пальцы к шатуну и поршню подбирают без смазки при температуре 10——30°С. Правильность подбора поршневого пальца к втулке шатуна проверяют на ощупь. При нажатии большим пальцем руки поршневой палец без смазки должен с некоторым сопротивлением перемещаться во втулке верхней головки шатуна.

Сборка компрессора. При сборке поршня с комплектом палец—шатун смазать палец чистым моторным маслом.

При установке новых колец проверить зазор замка после установки в цилиндр. Зазор должен быть равен 0,20—0,40 мм, а кольцо должно плотно прилегать к цилиндру по всей окружности (проверить на просвет).

Проверить соответствие высоты кольца и канавки поршня, зазор между стенкой канавки и кольцом должен находиться в пределах 0,035—0,080 мм. Если зазор меньше и кольцо не прокатывается по всей канавке поршня, торец кольца можно слегка сточить на самой мелкой наждачной бумаге. Компрессионные кольца устанавливать в канавках поршня выточками вверх, а стыки их разводить на 180°.

В процессе сборки компрессора проверить легкость вращения коленчатого вала. Момент, необходимый для его проворачивания не должен превышать; 0,2 кГм — до установки шатунно-поршневой группы и 0,3 кГм — после установки этой группы и затяжки шатунных болтов (но до установки головки).

При постановке седла впускного клапана следить, чтобы более узкий поясок седла был обращен к клапану. Через верхнее отверстие головки проверить ход клапана, который должен быть в пределах 0,7—1,5 мм, а нагнетательного клапана в пределах 1,5—3,2 мм.

Испытания компрессора после ремонта. Испытания должны включать приработку (без нагрузки), испытания на производительность, испытания на герметичность и проверку работы разгрузочной системы.

Приработку компрессора проводят в течение 20 мин при 1200 — 1350 об/мин коленчатого вала. Давление масла, поступающего в компрессор, должно быть 1,5—3,0 кГ/см 2 , температура не ниже +40˚С. Напор воздуха, охлаждающего компрессор, должен обеспечивать температуру головки компрессора не выше 90˚.

Испытание на производительность проводят при 1200 — 1350 об/мин коленчатого вала и при нагнетании воздуха в резервуар емкостью 23 л. При давлении в резервуаре 6,5 кГ/см 2 полость резервуара сообщается с атмосферой калиброванным отверстием диаметром 1,0 и длиной З мм; в данных условиях компрессор должен поддерживать давление в резервуаре не менее 6 кГ/см 2 при непрерывной работе в течение З мин. При указанном режиме работы компрессора выбрасывание масла с нагнетаемым воздухом не должно превышать 1 см 3 за 5 мим.



Система смазки газ 66

Система смазывания (рис. 13) комбинированная — под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Масло, находящееся в масляном картере двигателя, через маслоприемник 12 засасывается в масляный насос 9. Из масляного насоса масло под давлением подается по каналам в блоке в фильтр полнопоточной очистки 4, а оттуда в главную масляную магистраль 6 двигателя. Из главной масляной магистрали масло по каналам в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. По сверлениям в коленчатом вале масло от коренных подшипников поступает в полости шатунных шеек и через сверления в шатунных шейках к шатунным подшипникам. В полостях шатунных шеек масло проходит дополнительную очистку за счет центробежных сил.

От второй и четвертой опор распределительного вала масло по каналам в блоке и головках поступает в оси коромысел. Из внутренней полости оси коромысел масло по сверлениям поступает к подшипникам коромысел; далее по канавкам во втулках, сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах — к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло поступает к нижним наконечникам и через отверстия в толкателях смазывает направляющую толкателя и его торец.

Упорный фланец распределительного вала смазывается через лыску и отверстия в передней опоре распределительного вала. Шестерни привода — через трубку из главной масляной магистрали. Привод распределителя зажигания и масляного насоса и его шестерни смазываются маслом, поступающим из полости 8, расположенной между пятой опорной шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке цилиндров. К остальным деталям, нуждающимся в смазывании, масло подается разбрызгиванием или самотеком.

Давление масла в двигателе при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 55 км/ч должно быть не менее 2,5 кгс/см2 при выключенном масляном радиаторе на хорошо прогретом двигателе. При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигать 5. 5,5 кгс/см2. При падении давления масла в двигателе до 0,4. 0,8 кгс/см2 на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла.

Допустимо загорание сигнализатора на малой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Если система смазывания исправна, при повышении частоты вращения сигнализатор погаснет. Загорание сигнализатора на средней и большой частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности, и до ее устранения дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается.

При температуре окружающего воздуха выше 20 °С и при движении

в особо тяжелых условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся с левой стороны двигателя. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль оси шланга. Масло поступает в радиатор только при открытом кране через предохранительный клапан. Этот клапан открывается при давлении около 1 кгс/см2. Пройдя через радиатор, масло сливается в масляный картер.

Масляный картер — штампованный из листовой стали, крепится к нижней плоскости блока шпильками. Фланец картера уплотнен пробковой прокладкой. В нижней части картера расположена сливная пробка, уплотненная металлоасбестовой прокладкой. Маслоприемник сетчатый, не-плавающего типа.


Рис. 13. Схема системы смазывания:

1—масляный радиатор; 2—полость оси коромысел; 3—канал в головке блока; 4—масляный фильтр; 5—канал в блоке; 6—главная масляная магистраль; 7 -отверстие в корпусе привода распределителя; 8 полость; 9—масляный насос; 10—редукционный клапан; 11—четвертая шейка распределительного вала; 12— маслоприемник; 13—предохранительный клапан; 14—кран масляного радиатора; 15—вторая шейка распределительного вала

Рис. 14. Масляный насос

Масляный насос (рис. 14) — шестеренного типа, односекционный, приводится во вращение от привода распределителя зажигания через промежуточный валик. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава AЛ-4, крышка из чугуна СЧ-18 ГОСТ 1412—79. В крышке расположен редукционный клапан, предохраняющий систему смазывания от чрезмерного давления. Клапан отрегулирован на заводе-изготовителе, и регулировка его в эксплуатации запрещается.

Масляный фильтр (рис. 15) — полнопоточный со сменным бумажным фильтрующим элементом Ре-готмас 440А-1-06. Состоит из собственно масляного фильтра и его проставки. В проставке расположен перепускной клапан, срабатывающий при полностью засоренном фильтрующем элементе. При этом масло поступает в магистраль двигателя, минуя фильтрующий элемент. Проставка крепится к впускной трубе специальным штуцером, уплотнена паро-нитовой прокладкой и резиновым кольцом.

При засорении фильтрующего элемента масло поступает из штуцера проставки через отверстия Б в зону предохранительного клапана, открывает шариковый клапан и без очистки попадает в полость проставки, откуда и идет в главную масляную магистраль. Таким образом, перепускной клапан в проставке предохраняет двигатель от работы без масла, т. е. от возможной аварии.


Рис. 15. Масляный фильтр:

1—корпус фильтра (верхняя часть); 2—пружина; 3—опорная шайба; 4—уплотнительное кольцо; 5— фильтрующий элемент; 6—трубка корпуса фильтра; 7—пробка перепускного клапана; 8—прокладка корпуса фильтра; 9—прокладка перепускного клапана; 10—пружина перепускного клапана; 11— шарик перепускного клапана; 12—стержень масляного фильтра; 13—прокладка фильтрующего элемента; 14—корпус фильтра (нижняя часть); 16—проставка фильтра; 17—шайба; 18—соединительная гайка; 19—уплотнительная прокладка; 20—соединительный штуцер; 21—уплотнительная прокладка; 22—уплотнительное кольцо

Привод распределителя зажигания и масляного насоса двигателя ЗМЗ-66-06

(рис. 16) состоит из корпуса 1, в который запрессованы две втулки из листовой бронзы. Во втулках вращается валик

2, на одном конце которого имеется прорезь для хвостовика валика распределителя зажигания. Прорезь смещена относительно оси валика, благодаря чему распределитель может быть установлен только в одном положении. От осевых перемещений вал привода фиксируется стопорным кольцом 7. Тут же установлено пружинное кольцо 6. На нижнем конце валика закреплена штифтом ведомая шестерня 5. Ведущая шестерня находится на распределительном вале. Между торцом корпуса и ведомой шестерней устанавливают две упорные шайбы: стальную 3 и алюминиевую 4.

В нижнем торце валика привода распределителя имеется шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик 8 привода масляного насоса. Этот валик закреплен тем же штифтом, что и ведомая шестерня. Нижний конец шестигранного валика свободно входит в шестигранное отверстие в торце валика масляного насоса. В случае заклинивания по какой-либо причине масляного насоса штифт 9 срезается, останавливается валик привода, останавливается двигатель, работа его без масла предотвращается.

изготовлен из алюминиевой толстостенной трубки. Сформован в змеевик с пятью прямолинейными участками. На прямолинейных участках масляный радиатор имеет специальные ребра охлаждения, выполненные методом накатки. С двигателем радиатор соединен резиновыми шлангами.

Размеры сопрягаемых деталей двигателя даны в прил. 2.


Рис. 16. Привод распределителя зажигания и масляного насоса

Система смазки предназначена для подвода масла к трущимся деталям с целью уменьшения трения, частичного охлаждения и удаления продуктов износа. Система смазки двигателя ЗМЗ -66 комбинированная, масло к трущимся деталям подается под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Заправочная емкость — 8 л.

Схема системы смазки показана на рис. 1. Система смазки включает маслозаливной патрубок, масляный картер (поддон), насос с маслоприемником, фильтр, радиатор, магистрали и трубопроводы, контрольные приборы. Маслозаливной патрубок находится впереди двигателя. Для заливки масла снимается фильтр вентиляции картера. Картер служит резервуаром для масла и защитным кожухом кривошипно-шатунного механизма снизу. Он изготовлен штамповкой из стали и крепится снизу к блоку шпильками через пробковую прокладку. Картер имеет с левой стороны штуцер для слива масла из масляного радиатора, внизу отверстие с пробкой для слива масла из картера и перегородки внутри, препятствующие расплескиванию масла. Для подачи масла под давлением к трущимся деталям двигателя служит насос; он — шестеренчатый, двухсекционный, приводится во вращение от шестерни на распределительном валу через промежуточный валик. Крепится насос с левой стороны сзади к блоку цилиндров двумя шпильками.

Масляный насос состоит из корпуса нижней секции, шестерен нижней секции, корпуса верхней секции, шестерен верхней секции, разделительной пластины, ведущего валика и редукционного клапана. Корпуса верхней и нижней Секций изготовлены из алюминиевого сплава. В корпус верхней секции запрессована ось ведомой шестерни. Ведущая шестерня закреплена на валике штифтом. Ведомая шестерня нижней секции свободно установлена на оси. запрессованной в корпус. Ведущая шестерня нижней секции установлена на шпонке. Разделительная пластина изготовлена из чугуна. Ее собирают вместе с валиком и устанавливают между шестернями. В корпусе нижней секции помещается редукционный клапан, состоящий из плунжера, пружины и пробки. Клапан служит для поддержания определенного давления масла, подаваемого к фильтру центробежной очистки. Лишнее масло при избыточном давлении поступает в полость всасывания нижней секции насоса и таким образом циркулирует внутри насоса.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Рис. 1. Схема системы смазки двигателя ЗМЗ -66:
1 — масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — предохранительный клапан; 4 — полость оси коромысел; 5 — каналы в головке блока; 6 — каналы в блоке; 7 — центробежный фильтр; 8 — главная масляная магистраль; 9 — отверстие в корпусе распределителя; 10 — полость; 11 — масляная магистраль фильтра центробежной очистки; 12 — основная секция насоса; 13 — дополнительная секция насоса; 14 — редукционный клапан; 15 — четвертая шейка распределительного вала; 16 — маслоприемник; 17 — вторая шейка распределительного вала

Редукционный клапан верхней секции масляного насоса помещается в передней части блока цилиндров с правой сторопы. Он предназначен для ограничения давления масла в глав-поп масляной магистрали. Отрегулирован на давление 4,5 кгс/см2. Регулировка клапанов в эксплуатации запрещается. Верхняя секция масляного насоса подает масло в главную магистраль для смазки деталей двигателя, а нижняя секция подает масло в фильтр центробежной очистки.


Рис. 2. Масляный насос:
1 — ось ведомой шестерни верхней секции; 2 — ведущий валик; 3 — ведомая шестерня; 4 — корпус верхней секции; 5 — промежуточный валик привода; 6 — ведущая шестерня; 7 — разделительная пластина


Рис. 3. Фильтр центробежной очистки масла (центрифуга):

Масляный фильтр предназначен для очистки масла от механических примесей. Фильтр очистки масла центробежный с реактивным приводом. Он установлен на крышке блока цилиндров сверху в передней части.

Масло в фильтр подается из нижней секции масляного насоса по каналу в блоке и специальной трубке, расположенной в передней части двигателя. По полой оси масло поступает под колпак, а оттуда через сетку в полость между роторо и стаканом. Далее через отверстия в роторе масло подходит к жиклерам и выбрасывается из них двумя струями. Под действием реакции струи ротор вращается, а вместе с ним вращается и масло, находящееся под колпаком. Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются на внутреннюю стенку колпака и оседают. Очищенное масло проходит жиклеры, стекает в картер и забирается маслоприемником. Работа центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.

Масляный радиатор предназначен для интенсивного охлаждения масла. Радиатор трубчато-пластинчатого типа, установлен перед радиатором системы охлаждения. Включается радиатор специальным краном, находящимся в передней части двигателя с правой стороны. Этот радиатор по устройству аналогичен радиатору системы охлаждения и состоит из двух бачков, сердцевины и каркаса. Поступает масло в радиатор через предохранительный клапан, который открывается при давлении 1 кгс/см2. Предохранительный клапан установлен в одном корпусе с краном включения радиатора и не допускает циркуляции масла через радиатор, если давление масла меньше 1 кгс/см2.

Для контроля за уровнем масла имеется указатель (щуп), вставленный в специальную трубку с левой стороны двигателя. Повышение уровня масла выше метки «П» и понижение его ниже метки «О» не допускаются.

Для контроля за давлением масла на щитке приборов имеется контрольная лампочка, а ее датчик установлен с левой стороны блока цилиндров. При понижении давления масла в системе до 0,4—0,6 кгс/см2 лампочка загорается. В этом случае необходимо остановить двигатель для выяснения причин.

Работа системы смазки заключается в следующем. Масло из нижнего картера через маслоприемник поступает в обе секции масляного насоса. От верхней секции насоса масло подается в канал задней стенки блока цилиндров и далее в главную масляную магистраль. От нижней секции насоса масло подается в дополнительную масляную магистраль и далее к центробежному масляному фильтру. Из главной масляной магистрали масло по сверлениям з перегородках блока поступает под давлением к коренным подшипникам коленчатого вала. Через сверления в коренных шейках коленчатого вала и шеках масло подводится к шатунным подшипникам. Выдавливаемое из коренных и шатунных подшипников масло разбрызгивается и смазывает стенки цилиндров.


Рис. 4. Схема вентиляции картера:
1 — фильтр: 2— патрубок: 3 — вытяжная трубка: 4— маслоотражатель

Часть масла из главной магистрали подается по сверлениям к опорным подшипникам распределительного вала, смазывая их под давлением. По радиальному и продольному сверлениям в первой опорной шейке распределительного вала масло поступает под давлением к упорному фланцу и смазывает его. От второй опорной шейки распределительного вала масло подается в правую головку блока цилиндров по наклонному каналу в блоке. Далее масло поступает по зазорам между шпилькой крепления стойки оси коромысла и заполняет ось коромысел. По сверлениям в оси оно идет для смазки коромысел, затем по сверлениям в теле коромысел подводится в отверстия регулировочных винтов и далее к верхним наконечникам штанг.

Аналогично масло от четвертой опоры распределительного вала подается в левую головку блока для смазки детален механизма газораспределения с левой стороны двигателя. От задней опоры распределительного вала под давлением масло подается для смазки валика привода прерывателя-распределителя и масляного насоса. Распределительные шестерни смазываются маслом, стекающим из фильтра центробежной очистки через полость корпуса фильтра и крышку распределительных шестерен в картер. Давление в системе смазки должно быть 2—4 кгс/см2.

Вентиляция картера двигателя открытая, вытяжная. Свежий воздух поступает в картер через сетчатый фильтр У, установленный на маслозаливном патрубке. Удаляются газы из картера через вытяжную трубку под действием разрежения в ней, образующегося при движении автомобиля.

Двигатели имеют смешанную (под давлением и разбрызгиванием) систему смазки.

Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала.

К втулкам коромысел масло подается с пульсирующим давлением через пустотелые оси коромысел, в которые поступает через каналы, идущие от второго и четвертого подшипников распределительного вала. К остальным деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Для охлаждения масла двигатели снабжены масляным радиатором, установленным впереди радиатора системы охлаждения.


Падение давления в системе смазки обусловливается в основном износом деталей масляного насоса или подшипников коленчатого и распределительного валов.

При значительном износе масляный насос начинает работать шумно. Чтобы выявить неисправности насоса, его необходимо снять с двигателя и разобрать.

Но к разборке насоса следует приступить только после проверки состояния редукционного клапана, так как он может являться причиной ненормального давления в масляной системе (ослабла пружина, заело плунжер и т. п.).

Чтобы убедиться в нормальной работе редукционного клапана, надо отвернуть его пробку, вынуть пружину и убедиться, что плунжер перемещается в своем гнезде свободно, без заедания, а пружина находится в нормальном состоянии.

Длина пружины в свободном состоянии должна быть 50 мм. Усилие пружины клапана при сжатии ее на 10 мм должно быть равным 4,6 кГ. При ослаблении усилия пружину заменяют новой, так как подкладывание под нее шайб или растягивание для увеличения усилия категорически запрещается.

Разборка масляного насоса

1. Снять насос вместе с прокладкой с блока цилиндров.

2. Снять корпус нижней секции с ведомой шестерней и прокладкой.

3. Снять ведущую шестерню нижней секции масляного насоса и сегментную шпонку шестерни с вала насоса.

4. Снять перегородку масляного насоса с прокладкой.

5. Вынуть ведомую шестерню верхней секции насоса из корпуса.

6. Вынуть из корпуса насоса вал с ведущей шестерней верхней секции.

7. После разборки насоса все его детали тщательно промыть, просушить и осмотреть.

8. Если на перегородке масляного насоса обнаружится выработка от шестерни, то прошлифовать ее до уничтожения следов выработки. При большом износе корпусов секций насос заменить новым.

При ремонте следует иметь в виду следующее.

Расстояние от торца валика с шестигранным отверстием до верхнего торца ведущей шестерни верхней секции насоса должно быть 40 ± 0,15 мм.

Отверстие диаметром 4 мм под штифт крепления шестерни на валике насоса сверлят на глубину 23 ± 0,5 мм на расстоянии 15 мм от торца шестерни. Возвышение штифта над плоскостью впадины зуба не допускается.

Читайте также: