Чистка вентиляции картерных газов нива 21214 инжектор

Обновлено: 02.07.2024

Хочу поделиться опытом с владельцами впрысковых Нив

В разрез тонкого шланга вентиляции картера у меня поставлен топливный фильтр - обычный бумажный в прозрачном пластиковом корпусе с отстойником. Обычноиспользую фильтры с надписью Luxoil. Не так давно поставил новый. Время от времени проверял его состояние и очень меня удивляло то, что он остается чистым и сухим, но я не придавал этому слишком большого значения. Но вот недавно проявилась следующая неприятность - авто стал глохнуть на светофорах, не всегда, обороты падали до 720-760 - иногда глохла, а иногда подымались. Это раз. Второе - некоторый неуверенный пуск. Это два. Ну а третье - БК показывал, что позиция РХХ 45-50 шагов при температуре двигателя выше 84 градусов. Мне помнилось, что обычно позиция РХХ при такой температуре была 32-38 шагов. Это как бы вступление.

Вчера решил проверить все же состояние тонкого шланга вентиляции картера. Снял с дроссельного патрубка (всё равно хотел поставить нормальный хомут). Попытался продуть - фиг! Снял фильтр - не продувается! Не проверил я его при установке, до этого с таким не сталкивался. Оказалось в канале облой мешал прохождению воздуха. Дырочку я проковырял. Поставил всё обратно. Сбросил параметры самообучения контроллера. Завел, смотрю в ноутбук. Двигатель прогрелся, позиция РХХ - 34-35 шагов.

Ну а теперь некоторые значения параметров для тех, кто сам диагностирует своё авто. Значения привожу примерные, проверял следующим образом - сбрасывал параметры самообучения, прогревал двигатель до темп. 90 градусов, поднимал обороты до 3000, держал их такими

1 мин, и так пару раз, а потом когда температура поднималась с 90 до 92 значения параметров использовал для сравнения.

До устранения "пробки" в тонком шланге вентиляции картера:
обороты 840, температура 92, позиция РХХ 45 шагов, расход воздуха 11 кг/час, желаемый расход воздуха 16 кг/час, нагрузка на двигатель 1.9 мс, время впрыска 1.7-1.8 мс, коррекция времени впрыска по датчику кислорода 0.980..1.020, аддит. сост. коррекц. самообуч. -0.036, мульт. сост. коррекц. самообуч. 1.0

После устранения "пробки":
обороты 840, температура 92, позиция РХХ 35 шагов, расход воздуха 10 кг/час, желаемый расход воздуха 13 кг/час, нагрузка на двигатель 2.1 мс, время впрыска 1.9-2.0 мс, коррекция времени впрыска по датчику кислорода 0.970..1.000, аддит. сост. коррекц. самообуч. -0.172, мульт. сост. коррекц. самообуч. 1.0

Может некоторые параметры не связаны с устранением "пробки", но мне показалось, что связаны. Я, например, объясняю это так - недостающий воздух (который должен поступать через тонкий шланг вентиляции картера и, который учитывает контроллер как некоторую константу) поступал через ДМРВ, поэтому на ХХ значение расхода воздуха было выше обычного, в результате этого определялась "низкая" нагрузка на двигатель (т.к. именно по показаниям ДМРВ определяется этот параметр), время впрыска уменьшалось, что приводило к нестабильным холостым. Ну и затрудненная вентиляция картера также сказывалась на работе двигателя.

Может кому пригодится эта информация.

Это на каком двигателе? > с контроллером MP7.0.
>
>. РХХ 45-50 шагов при температуре двигателя выше 84 градусов. Мне помнилось, что обычно позиция РХХ при такой температуре была 32-38 шагов

Вопрос как бы в том что с того момента как я посиавил Штат - все время вижу 44-47 и считаю это нормой :-(
А может пора тАпЫЦЦА? :-)

и еще. проведи эксперимент: прогрей двигатель до температуры 86-92 градуса. заглуши. сбрось параметры самообучения (например, отключив минусовую клему АКБ секунд на 30). включи зажигание. посмотри скока БК кажет в качестве положения РХХ. это значение и будет примерно таким каким оно должно быть у тебя на прогретом двигателе.

Если БК покажет 35 шагов, а через некоторое время эксплуатации авто этот параметр "уедет" на 45, то - либо это из-за "изношенности" двигателя или "старения" датчиков, либо где-то какая-то проблема.

21214-10, авто 21214-20, пробег 30 ткм може тебе пока еще рано переживать :)
У тебя расход до 20 л на сотню еще не поднялся? нет, ну тогда не переживай, у меня при возникновении этой проблемы расход с 15 до 20 возрос при той же манере езды.

Но! у меня теперь на прогретом двигателе и прогретой КПП РХХ кажет 32-34 шага (температура за бортом -15 C), а летом было 22-24.

поправка по расходу воздуха сейчас посмотрел результаты - понял, что ошибочно привел данные про расход воздуха. На всякий случай исправлюсь, вдруг кто решит проверить.

До устранения "пробки" в тонком шланге вентиляции картера:
обороты 840, температура 92, позиция РХХ 45 шагов, [strong]расход воздуха 10 кг/час[/strong], желаемый расход воздуха 16 кг/час, нагрузка на двигатель 1.9 мс, время впрыска 1.7-1.8 мс, коррекция времени впрыска по датчику кислорода 0.980..1.020, аддит. сост. коррекц. самообуч. -0.036, мульт. сост. коррекц. самообуч. 1.0


После устранения "пробки":
обороты 840, температура 92, позиция РХХ 35 шагов, [strong]расход воздуха 11 кг/час[/strong], желаемый расход воздуха 13 кг/час, нагрузка на двигатель 2.1 мс, время впрыска 1.9-2.0 мс, коррекция времени впрыска по датчику кислорода 0.970..1.000, аддит. сост. коррекц. самообуч. -0.172, мульт. сост. коррекц. самообуч. 1.0

Так что надо еще подумать каким образом влияла "закупоренность" системы вентиляции картера на параметры работы двигателя.

нет конечно. этот топливный фильтр выполняет функцию фильтрации картерных газов от масла (не топлива). Без него время от времени дроссельный патрубок покрывался маслом. Только для этого. А так время от времени меняю этот фильтр, который выбрасываемое из картера масло "принимает на себя". Последнее время я подумываю о том, чтобы убрать фильтр (поставить трубку) - образующийся там конденсат скапливается, застывает и препятствует нормальной вентиляции картера до тех пор пока там все не прогреется.

Но "пробка" в тонком шланге вентиляции картера может возникнуть и без фильтра.

Чистка вентиляции картерных газов нива 21214 инжектор

Маслоотделитель снимаем для промывки системы вентиляции картера. В результате эксплуатации в шлангах и деталях системы накапливаются смолистые отложения из картерных газов

Эти отложения затрудняют проход газов в цилиндры двигателя для сжигания.

Из-за этого давление газов внутри двигателя повышается и появляется течь масла через уплотнения двигателя.

Нужно периодически промывать систему.

Желательно это делать при замене масла в системе смазки двигателя.

Вынимаем указатель уровня масла из направляющей трубки.

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера ВАЗ-21214

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера ВАЗ-21214

Пассатижами ослабляем хомуты крепления двух шлангов вентиляции картера

Снимаем шланги с патрубков крышки маслоотделителя.

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера ВАЗ-21214

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера ВАЗ-21214

Отверткой отсоединяем от направляющей трубки скобу крепления пластикового держателя трубки подвода масла к гидравлическому натяжителю цепи привода распределительного вала

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера ВАЗ-21214

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера ВАЗ-21214

Накидным ключом «на 13» отворачиваем колпачковую гайку крепления крышки.

Снимаем уплотнительную медную шайбу.

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера ВАЗ-21214

Снимаем крышку маслоотделителя.

Снимаем прокладку крышки.

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера ВАЗ-21214

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера ВАЗ-21214

Наворачиваем на шпильку маслоотделителя две гайки М8, законтриваем их и отворачиваем шпильку

Вынимаем крепежную шпильку маслоотделителя

Пассатижами вынимаем маслоотделитель из гнезда блока цилиндров.

Промываем детали маслоотделителя бензином или керосином и устанавливаем в обратной последовательности.

Доработка системы вентиляции картера

В общем, тот кто более менее разбирается в конструкции двигателя знает, что, так называемые "картерные газы", выводятся из него посредством разряжения в системе впуска. Естественно, что не только "газы" попадают туда, а еще и масляные пары, что крайне не желательно, так как загрязняется дроссельная заслонка и ухудшается сгорание топливно-воздушной смеси. Так что пока пробег на моём авто еще совсем небольшой, решил доработать систему вентиляции как можно быстрее. Для этого были куплены:

Для увеличения пропускной способности бачка его штуцер был рассверлен до большего внутреннего диаметра:

Самым сложным оказалось просверлить отверстие в крышку бачка под штуцер: за неимением под рукой сверла большого диаметра пришлось долго рассверливать крышку сверлом на 8 мм., а затем подгонять надфилем:

В итоге всё вкрутилось очень и очень плотно, но на всякий случай промазал стык крышки и штуцера герметиком:

Для уплотнения отрезал от внутренней резинки бачка лишнее и получил следующее:

Затем буквально "затолкал" мочалку в бачок:

Вот такую маслоотделительную конструкцию имеем:

Раз уж пришлось снимать шланги с крышки маслоотделителя, то решил доработать и его. Всё делал по данной инструкции. Судя по всему на заводе за последние несколько лет произвели некоторые доработки, а в частности трубка подачи масла на гидронатяжитель цепи находится после "трубки" масломерного щупа, а не ближе к двигателю. Поэтому пришлось откручивать болт на блоке (внизу справа) крепящий трубку маслоподачи, а также гайку (вверху слева), немного отгибать её и вынимать, далее снимать крышку маслоотделителя. А вот с извлечением крепящей шпильки пришлось повозиться. Просто законтриванием гаек её не отвернуть: нужно верхнюю гайку как бы слегка закручивать, а нижнюю наоборот откручивать.

Далее вынимаем маслоотделитель:

И начинаем его доработку. С плоских стенок кусачками откусываем 5-6 мм. металла и доводим напильником до кондиции.

Для чего нужна очистка вентиляции картера на классических двигателях?

Для чего нужна очистка системы вентиляции картера и как её очистить на классических двигателя?

Для чего нужна очистка системы вентиляции картера?

Она производится потому что со временем вентиляция картера в автомобиле засоряется и в связи с чем картерным газам начинает всё труднее проходить через засорённые шланги системы и поэтому загрязнённость этой системы как правило приводит к увеличению давления газов в двигателе и к сокращёнию ресурса деталей самого мотора.

Примечание!
Под сокращением ресурса деталей мотора подразумеваются такие детали, как: Различного рода сальники, уплотнители и т.д. Потому что как правило при выдавливании масла (О чём говорилось выше), первым делом страдают именно они. А в том случае если система вентиляции загрязнена очень сильно, тогда страдают уже большинство деталей двигателя, в основном стенки цилиндров!

По какому принципу работает система вентиляции картера?

На самом деле всё очень просто, вы наверное уже имеете представление о том как работает двигатель у автомобиля, то есть при работе двигателя, воздух совместно с бензином сжимается и затем взрывается в цилиндре. Но всё же нужно учитывать тот факт то что цилиндр не может быть герметичен «на 100%» и поэтому часть взорванных газов прорывается в картер двигателя где эти газы как правило находится не должны. И чтобы они не находились долгое время в картере, газы посредством маслоотделителя и сапуна выходят очень быстро наружу и там через шланг попадают обратно в двигатель автомобиля.

На фото стрелками изображены картерные газы которые после очередного такта, проходят между стенок цилиндра и самого поршня и вследствие чего устремляются вниз к моторному маслу

А почему газы попадают обратно в двигатель и не вредно ли это?

Помните? Практически в начале статьи было указано то что из-за картерных газов могут повредится стенки цилиндров. А связано всё это с тем, что шланг идущий от сапуна подсоединяется напрямую в корпус воздушного фильтра и ещё в том месте где воздухофильтр отсутствует, так как он находится чуть выше. И в следствии чего через загрязнённый шланг, грязь попадает в двигатель и после очередного такта сжатия эта грязь может навредить зеркальной части стенки цилиндра, и уменьшить ресурс вашего мотора.

Стрелкой указан шланг системы вентиляции

А то что газы попадают обратно в двигатель, то это очень хорошо потому что не загрязняется окружающая среда т.е. наша экология. Но зато это вредно двигателю автомобиля, потому что как правило картерные газы постоянно циркулируют и если система картера будет сильно загрязнена, как говорилось выше это очень плохо скажется на ресурсе вашего мотора.

Примечание!
В конце статьи приведён интересный видео-ролик, в котором показано как можно сделать чтобы картерные газы не попадали обратно в двигатель автомобиля, а всё время выходили лишь в атмосферу при этом не загрязняя её!

Как очистить систему вентиляции картера?

Дополнительный видео-ролик:
В данном видео-ролике, известный всем карбюраторщик «Наиль» демонстрирует интересную идею, благодаря которой двигатель вашего автомобиля прослужит более долгую жизнь, да и к тому же будет не очень сильно загрязнять окружающую среду.

Доработка системы вентиляции картерных газов

Не водите машину быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель.

  • Город Копейск
  • Авто: Крокодил 2000г
  • Имя: Gray

На сапун ставил топливный фильтр от инжектора.

  • Город Челябинск
  • Авто: Лакированная Нива 21214, полный сток, спереди ненужный кингурятник, но которая способна доехать до БЛ
  • Имя: Вадим

диаметр сапуна и фильтра то разные, или я что то не понимаю

  • Город .
  • Авто: .
  • Имя: .

На сапун ставил топливный фильтр от инжектора.

бумага впитывает масло, разбухает и привет, вентиляция ёк. Я же поставил НЕ бумажный и, практически, вертикально, чтобы масло (при появлении) стекало обратно в картер.

Не водите машину быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель.

  • Город Копейск
  • Авто: Крокодил 2000г
  • Имя: Gray

диаметр сапуна и фильтра то разные, или я что то не понимаю

От инжектора, только не тот что на защелках, а тот который на резьбе.

бумага впитывает масло, разбухает и привет, вентиляция ёк. Я же поставил НЕ бумажный и, практически, вертикально, чтобы масло (при появлении) стекало обратно в картер.

Вот я лошара. Об этом то и не подумал. Пойду посмотрю как он себя ведет
Хотя у меня он тоже вертикально стоит

  • Город .
  • Авто: .
  • Имя: .

Юра, как я понял, ты на толстый шланг фильтр вкорячил - там парЫ и так через маслоотсекатель проходят, а масло в ресивере появляется через тонкий шланг, который связан напрямую с картером и основной расход масла тоже через него происходит

Не водите машину быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель.

  • Город Копейск
  • Авто: Крокодил 2000г
  • Имя: Gray

Все равно надо проверить. И на тонкий шланг тоже поставить

  • Телефон: 79085758203
  • Город Копейск
  • Авто: Нива Надежда 2120
  • Имя: Витёк

всем здрасте .про сапун-у большинства инжекторных двигателей(импортного пр-ва) стоит поролоновая вставка.в месте где шланг сапуна подходит в в.ф.не проще ли аннологично сделать?дёшего и сердито

  • Город копейск
  • Авто: ваз-2121 1991 г.в
  • Имя: иван

всем привет. может с темой не угадал но задам вопрос сюда. стала плохо работать машина на карбюраторе. решил снять промыть , продуть .открутил шланг который идет от масленого щупа в карб и обнаружил что он внутри почти весь в белой эмульсии густой. разобрал карб и внутри куда этот шланг подходит тоже самое. такая же бяка. вопрос зачем нужен этот шланг ? и что можно сделать ?.

  • Телефон: 89514680888
  • Город Миасское
  • Авто: 21213 небольшой лифт, pccar : 21200 сток
  • Имя: Исаев Евгений Николаевич

можешь просто заглушить его хуже не станет

  • Город Еткульсити
  • Авто: опять китаец 2011г
  • Имя: Андрей

Просто заглушить нельзя,некуда будет деватся картерным газам,100% побегут сальники коленвала.Промыть,почистить всё,может заменить шланги,установить причину появления эмульсии.

  • Телефон: 89514680888
  • Город Миасское
  • Авто: 21213 небольшой лифт, pccar : 21200 сток
  • Имя: Исаев Евгений Николаевич

Просто заглушить нельзя,некуда будет деватся картерным газам,100% побегут сальники коленвала.Промыть,почистить всё,может заменить шланги,установить причину появления эмульсии.

не пугай народ, тот шланг тоненький который идет в карб можно смело глушить, сам также поступил

картерные газы идут в кастрюлю карбюратора по большому шлангу

  • Город .
  • Авто: .
  • Имя: .

а где написано, что у него тонкий шланг в эмульсии?

  • Телефон: 89514680888
  • Город Миасское
  • Авто: 21213 небольшой лифт, pccar : 21200 сток
  • Имя: Исаев Евгений Николаевич

шланг который идет от масленого щупа в карб и обнаружил что он внутри почти весь в белой эмульсии густой. разобрал карб и внутри куда этот шланг подходит тоже самое.

вроде русским языком написано что шланг идет до карба

до него идет тоненький, алга

  • Телефон: 89085803776
  • Город Копейск
  • Авто: 2121
    Daewoo Nexia n150
  • Имя: sergei

Система вентиляции картерных газов двигателей с карбюраторами 2105, 2107 «Озон» и их модификациями состоит из большой и малой ветвей. Через большую и малую ветвь газы удаляются при повышенных нагрузках, через корпус воздушного фильтра и карбюратор, при невысоких нагрузках удаление происходит через малую ветвь, в карбюратор, и далее в задроссельное пространство.

Схема системы вентиляции картера двигателя автомобиля.

pict01121.jpg

система вентиляции картера двигателя автомобилей ВАЗ 2105, 2107

Принцип действия

Под воздействием разрежения, возникающего в корпусе воздушного фильтра при открытых дроссельных заслонках и высоких оборотах коленчатого вала двигателя, картерные газы высасываются из картера двигателя и принудительно подаются через сапун и шланг вентиляции в полость воздушного фильтра после фильтрующего элемента. Это работает большая ветвь системы вентиляции. Через малую ветвь, в этом случае, происходит дополнительное удаление. Золотник, входящий в малую ветвь вентиляции, находящийся на оси дроссельной заслонки первой камеры, внутри корпуса карбюратора, увеличивает проходное отверстие для прохождения картерных газов по мере открытия дроссельной заслонки и вращения ее оси.

При работе двигателя на холостом ходу или с небольшими нагрузками дроссельные заслонки либо закрыты, либо слегка приоткрыты, разрежение в корпусе воздушного фильтра слишком мало и вентиляция через большую ветвь происходит вяло, а под закрытыми дроссельными заслонками разрежение довольно велико. Поэтому вентиляция происходит через малую ветвь вентиляции картера. Золотник перекрывает отверстие отвода газов и они проходят лишь через малое калиброванное отверстие, таким образом предотвращается неустойчивая работа двигателя на холостом ходу из-за черезмерного «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор.

pict0062.jpg

схема работы золотникового устройства карбюраторов 2105, 2107 Озон

Проверка

1. Проверить действием большую ветвь системы вентиляции невозможно. Необходимо визуально оценить замасленность двигателя — подтекание масла из-под крышки маслозаливной горловины, прокладки клапанной крышки, шлангов вентиляции картера, сальников коленчатого вала, состояние свечей. Помимо этого снимаем крышку корпуса воздушного фильтра и осматриваем полость корпуса и фильтрующий элемент на предмет замасливания.

Конечно все вышеперечисленное может быть проявлением иных неисправностей (износ поршневых колец, неплотно затянуты соединения, износ сальников, отказ свечей), но для начала, перед поиском других неисправностей, стоит провести ревизию системы вентиляции картера, так как ни чего особо сложного в этом нет, а начинать ремонт лучше с самого простого.

2. Проверяем малую ветвь системы вентиляции. Надеваем трубку на штуцер шланга малой ветви вентиляции и через нее дуем туда ртом. Воздух должен проходить довольно свободно, если не проходит, значит каналы системы засорены и их необходимо чистить.

Пробуем подуть еще раз и одновременно вращаем ось дроссельной заслонки первой камеры за рычаг. По мере поворачивания оси воздух должен проходить все легче и легче, так как пластмассовый золотник, расположенный на оси, все больше приоткрывает отверстие для прохождения воздуха.

Система вентиляции картерных газов в Шерволе Нива

В современные двигатели внутреннего сгорания представляют собой довольно сложное устройство, в котором большое количество мелких деталей крайне взаимосвязаных друг с другом. Каждый компонент данной системы влияет на стабильность работы, даже если на первый взгляд его функции минимальны. Некоторые компоненты кажутся на первый взгляд настолько незначительными, что многие автовладельца даже не догадываются об их присутствии. Одним из таких компонентов является система вентиляции картерных газов обеспечивающая правильное функционирование двигателя.

система вентиляции картерных газов

Основное предназначение системы

Во время работы двигателя внутреннего сгорания при движении поршня часть газов проникает между в щели между ним и цилиндром внутрь двигателя. Это происходит из-за наличия зазоров, наличие которых необходимо для нормальной работы двигателя. Они очень малы, и обычно не превышают допустимые параметры, установленные разработчиками. Но часть несгоревших частиц попадает через них внутрь двигателя, где перемешиваются с масляными парами. Эта смесь получила название «картерные газы». Со временем эти газы влияют на качество масла в двигателе, постепенно снижая его смазывающие свойства. При этом данная проблема не зависит от того, какой тип масла используется в двигателе и как часто производилась его замена. Пары топлива смешиваются с парами воды, конденсирующимися из окружающего воздуха, и образуют масляную эмульсию. Но это в нормально функционирующем двигателе. А если ДВС старый и существует выработка между поршнем и цилиндром, то это приведет к попаданию большего количества газов и создаст высокое давление в системе. Это в свою очередь может привести к выдавливанию масла через сальники и их преждевременное разрушение.

Система вентиляции

Система вентиляции картерных газов позволяет выводить излишки, попадающие в систему и нормализуют давление, приводя его к рабочим показателям. Это позволяет не только сохранить полезные качества масла, но и может увеличить срок службы двигателя.

Основные виды вентиляции картера.

Системы открытого типа обычно устанавливались на автомобильные двигатели старого типа, выпускаемые в прошлом веке. В настоящее время такие системы применяются только на специализированных двигателях или в мототехнике. Благодаря простоте конструкции данный тип системы позволяет существенно снизить стоимость продукции. Но он так же и имеет ряд недостатков. Самым существенным является то, что отработанные газы попадают напрямую в окружающую среду, вызывая сильное загрязнение атмосферы. Другим недостатком является то, что открытая вентиляция не работает на холостых оборотах двигателя и на малых скоростях. При сильно разогретом двигателе вентиляция открытого типа пропускает нефильтрованный атмосферный воздух. Это приводит к увеличенному расходу масла и замасливанию клапанной системы.

Принцип работы системы PVC

Принцип работы системы PVC – positive crankcase ventilation

Основным компонентом системы вентиляции является клапан, который выводит лишние газы во впускной коллектор. Существует несколько основных способов установки клапана, но большинство корпораций использует при проектировании двигателей одни и те же компоненты: клапан, маслоотделитель и патрубки.

Работы системы вентиляции довольно проста. Когда во впускном коллекторе снижается давление, открывается клапан PCV и картерные газы поступают на впуск вместе с воздухом. Чтобы не допустить попадания в цилиндры масляных паров устанавливаются специальные маслоотделители. Маслоотделитель системы вентиляции картера имеет форму лабиринта, что способствует замедлению движения газа. Во время движения капли масла оседают на стенки и стекают в картер.

Так же для очистки дополнительно используют центробежный маслоотделитель. Он разгоняет газы и более тяжелые капли масел оседают на стенках.

Система вентиляции картера двигателя ВАЗ-21214 и ВАЗ-21213 на Лада Нива и Лада 4х4, устройство, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей.

Система вентиляции картера двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4 закрытая. С отводом картерных газов через маслоотделитель во впускную трубу. Далее картерные газы направляются в цилиндры двигателя. Где и сгорают.

Система вентиляции картера двигателя ВАЗ-21214 и ВАЗ-21213 на Лада Нива и Лада 4х4, устройство, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей.

При работе инжекторного двигателя ВАЗ-21214 автомобиля Лада 4х4 на режиме холостого хода, картерные газы поступают по шлангу первого контура через калиброванное отверстие (жиклер) в корпусе дроссельного узла. На этом режиме во впускной трубе создается высокое разрежение. Поэтому картерные газы эффективно отсасываются в задроссельное пространство.

Схема системы вентиляции картера инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

Система вентиляции картера двигателя ВАЗ-21214 и ВАЗ-21213 на Лада Нива и Лада 4х4, устройство, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей

Жиклер ограничивает объем отсасываемых газов. Для того, чтобы не нарушалась работа двигателя на холостом ходу. При работе инжекторного двигателя ВАЗ-21214 под нагрузкой, когда дроссельная заслонка частично или полностью открыта, основной объем газов проходит по шлангу второго контура в воздухоподводящий патрубок перед дроссельным узлом. И далее во впускную трубу и камеры сгорания.

Система вентиляции картера карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на автомобиле Лада Нива.

Система вентиляции картера карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на автомобиле Лада Нива также закрытая. С отводом картерных газов через маслоотделитель в карбюратор. Далее картерные газы направляются в цилиндры двигателя. Где и сгорают. При работе двигателя в режиме холостого хода картерные газы поступают по шлангу первого контура через калиброванное отверстие (жиклер) в корпусе карбюратора в задроссельное пространство.

Схема системы вентиляции картера карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на автомобиле Лада Нива.

Схема системы вентиляции картера карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на автомобиле Лада Нива

Наименования и каталожные номера деталей маслоотделителя автомобилей Лада Нива и Лада 4х4, ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214.

Наименования и каталожные номера деталей маслоотделителя автомобилей Лада Нива и Лада 4х4, ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214

При работе карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 под нагрузкой, когда дроссельная заслонка частично или полностью открыта, основной объем газов проходит по шлангу второго контура и по коллектору в полость воздушного фильтра после фильтрующего элемента. И далее в карбюратор, а затем во впускную трубу и камеры сгорания.

Очистка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-21214 и ВАЗ-21213 на Лада Нива и Лада 4х4.

При длительной работе двигателя автомобиля Лада Нива и Лада 4х4 в системе вентиляции картера накапливаются отложения в виде смол. Они ухудшают отвод картерных газов в камеры сгорания. Это может вызвать повышенное давление и выдавливание моторного масла через манжеты уплотнения и сальники.

Поэтому очистку и промывку каналов системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-21214 и ВАЗ-21213 необходимо проводить каждое очередное техническое обслуживания при замене моторного масла в двигателе.

Доработка системы вентиляции картерных газов



Двигатель ВАЗ 2123 Нива Шевроле — стальное сердце с хорошим ресурсом. Автомобиль данной марки получил усовершенствованный двигатель от компании АвтоВАЗ. В нем механизм, состоящий из 4-х цилиндров, расположен вертикально. Силовой агрегат имеет систему контроля впрыска горючей смеси и прошел все европейские тесты, по результатам которых был отнесен к стандарту Euro 2.Новый мотор ВАЗ 2123, в отличие от других модификаций, славится низким уровнем создаваемого шума. Для этого инженерам пришлось применять в конструкции гидронатяжители цепей, а также использовать однорядные цепные устройства. На снижение громкости издаваемого двигателем звука повлияла и интеграция опоры гидравлических клапанов.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 2123

Силовой агрегат ВАЗ 2123 имеет рабочий объем 1690 куб. см. Он атмосферный и работает на бензиновом топливе. Его вес равен 127 килограммам. Электронная система впрыска топлива позволила увеличить мощность двигателя до 80 л.с., а крутящий момент составляет 127 НхМ, который становится доступен на отметке 4000 оборотов в минуту.

На трассе автомобиль может развивать скорость 140 км/ч. За переключение передач отвечает механическая коробка с пятью ступенями. Расход по шоссе не превышает 8,5 литров на 100 км. В городе он увеличивается до 14 литров на 100 километров пути. В такой мотор, для его стабильной работы и приемистой тяги, рекомендуется заливать бензин марки АИ-95.

ГРМ с гидравлической системой натяжения цепи нуждается в увеличенной производительности масляного насоса. Чтобы производительность без увеличения мощности увеличилась, инженеры уменьшили число зубьев на шестерне привода насоса.

А еще интересно: Где стоит реле стартера на Ниве 21214

Для смазки мотора требуется 3,5 литра масла. Подходят как синтетические, так и полусинтетические масла. Единственное, что требует внимания — это показатель вязкости, который должен соответствовать индексу 5W30. Чтобы сохранить ресурс двигателя Шевроле Нива на долгие годы, производить смену масла рекомендуется через каждые 10 000 км пути.

Общий взгляд на двигатель ВАЗ-21213: характеристики и применимость

В начале 90-х годов прошлого века АвтоВАЗ столкнулся с проблемой отсутствия приемлемого двигателя для обновленных автомобилей «Нива». В то же время полным ходом шла разработка нового мощного мотора для ВАЗ-2107, который по внутризаводской документации проходил под индексом 21073. Так вышло, что на «Семерку» этот силовой агрегат не попал, однако он по своим характеристикам неплохо вписался в линейку полноприводных ВАЗ-2121, и с 1994 года производится именно для этих внедорожников.

ВАЗ-21213 — бензиновый четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель объемом 1690 куб. см и мощностью 78,9 л.с. При частоте вращения коленвала 3000 об/мин развивает крутящий момент 125 Н·м — значительно выше, чем большинство двигателей ВАЗ. Расход топлива в различных режимах лежит в пределах от 8,3 до 11,5 л/100 км.

Позднее на базе этого мотора была разработана модификация 21214, оснащенная системой впрыска топлива (инжектором). По основным характеристикам инжекторная версия аналогична карбюраторной. В свою очередь, на базе двигателя 21214 была создана модификация 2123, предназначенная для установки в новые автомобили Chevrolet-Niva. В настоящее время в производстве находятся все три двигателя.

Силовой агрегат 21213 штатно устанавливается в автомобили ВАЗ-21213, ВАЗ-2131 (удлиненная пятидверная модификация ВАЗ-21213), ВАЗ-21216 (экспортная праворульная модификация ВАЗ-21213) и минивэн ВАЗ-2120 «Надежда». Также двигатель может быть установлен на более ранние модификации ВАЗ-2121.

Двигатель ВАЗ 2123 — особенности

Двигатель ВАЗ 2123 для Нивы Шевроле получил множество изменений, которые в лучшую сторону влияют на его функциональные характеристики.

В отличие от моделей предшественников он имеет иное расположение генератора. Он теперь находится сверху.


1 — поддон картера; 2 — крышка коренного подшипника; 3 — крышка шатуна; 4 — коленчатый вал; 5 — шатун; 6 — поршень; 7 — поршневые кольца; 8 — клапан; 9 — направляющая втулка клапана; 10 — клапанные пружины; 11 — тарелка; 12 — распределительный вал; 13 — крышка головки блока цилиндров; 14 — рычаг клапана; 15 — гидроопора; 16 — головка блока цилиндров; 17 — свеча зажигания; 18 — прокладка головки блока цилиндров; 19 — кронштейн генератора; 20 — блок цилиндров; 21 — фиксатор шестерни масляного насоса; 22 — шестерня масляного насоса; 23 — кронштейн масляного фильтра; 24 — прокладка поддона картера; 25 — масляный насос

В основе нового блока цилиндров лежит старый, но несмотря на это он имеет свою собственную маркировку. Главное изменение затронуло способ крепления масляного фильтра. В старых моделях он вкручивался напрямую в блок, теперь же для соединения используется специальный кронштейн. Он выполняет еще одну функцию — является опорой для крепления насоса ГУР.

Маховик получил увеличенный диаметр, вследствие чего его рабочая поверхность стала составлять 215 мм.

Установлена новая помпа, внутри которой размещается роликовый подшипник. В отличие от старого шарикового, новый тип подшипника имеет увеличенный ресурс.

А еще интересно: Рейтинг резины для нивы 2121

Водяной насос, насос ГУР и генератор приводятся в действие от шкива, установленного на коленчатом валу. Система предусматривает натяжной и поддерживающий ролики. Сами шкивы сделаны по особой конструкции, подогнанной под профиль ремня.


1 — натяжной ролик ремня привода компрессора кондиционера; 2 — ремень привода компрессора кондиционера; 3 — муфта компрессора кондиционера; 4 — термостат; 5 — дроссельный узел; 6 — отводящий патрубок рубашки охлаждения; 7 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 8 — датчик фаз; 9 — натяжной ролик ремня привода вспомогательных агрегатов; 10 — головка блока цилиндров; 11 — генератор; 12 — шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; 13 — опорный ролик ремня привода вспомогательных агрегатов; 14 — блок цилиндров; 15 — ремень привода вспомогательных агрегатов; 16 — датчик положения коленчатого вала; 17 — шкив привода вспомогательных агрегатов; 18 — шкив привода компрессора кондиционера; 19 — поддон картера; опора силового агрегата; выпускной коллектор; ресивер; крышка головки блока цилиндров;

Изменения коснулись и конструкции моторного отсека. Редуктор переднего моста теперь не крепится к двигателю. Это потребовало изменений внутреннего подкапотного пространства.

В двигатель ВАЗ 2123 ставится новая система забора воздуха. Объем ее корпуса существенно увеличился из-за возросшего в размерах воздушного фильтра, который теперь можно реже менять.

Управление двигателем осуществляют также новые контроллеры. В зависимости от модификаций могут устанавливаться контроллеры BOSCH или ЯНВАРЬ.

Особенности эксплуатации двигателя ВАЗ-21213

Эксплуатация автомобилей «Нива» с двигателем 21213 не отличается от эксплуатации любых автомобилей с карбюраторными бензиновыми моторами — здесь актуальны все рекомендации по холодному и горячему пуску мотора, по зимней эксплуатации и т.д.

Однако у двигателя 21213 есть и ряд только типичных для него проблем. В частности, из-за увеличения диаметра цилиндров уменьшилась толщина слоя охлаждающей жидкости в блоке и в ГБЦ, а значит, несколько снизилась эффективность работы системы охлаждения. Это приводит к частому перегреву мотора при длительной работе на высоких оборотах, поэтому при эксплуатации «Нивы» нужно проявлять умеренность.

Из других проблем можно выделить нетипичная для двигателей ВАЗ «привередливость» по отношению к моторным маслам. Производитель настоятельно рекомендует использовать в моторе 21213 строго определенные масла, и только в этом случае можно без проблем достичь пробега 120-160 тысяч км. Если же в двигатель лить масло без разбора и чрезмерно нагружать его, то первый капитальный ремонт придется делать на 90 тысячах км пробега или даже раньше.

Из других особенностей двигателя можно выделить повышенный уровень шума и довольно высокий расход масла. Также владельцам автомобилей модельного ряда «Нива» приходится мириться с тем, что их силовые агрегаты приходится ремонтировать чаще, чем моторы на иномарках — такова особенность недорогих отечественных моторов, и от этого никуда не деться.

Устройство мотора

Коротко про то как устроен двигатель ВАЗ 2123 Нивы Шевроле.

Цилиндры

Их объединили с верхней частью картера. Как и у большинства двигателей компании ВАЗ, у данного силового агрегата цилиндры работают по схеме 1-3-4-2. Нижняя часть блока цилиндров сопряжена на пяти опорах с коленчатым валом.


1 — натяжной ролик ремня привода компрессора кондиционера; 2 — ремень привода компрессора кондиционера; 3 — муфта компрессора кондиционера; 4 — термостат; 5 — дроссельный узел; 6 — отводящий патрубок рубашки охлаждения; 7 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 8 — датчик фаз; 9 — натяжной ролик ремня привода вспомогательных агрегатов; 10 — головка блока цилиндров; 11 — генератор; 12 — шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; 13 — опорный ролик ремня привода вспомогательных агрегатов; 14 — блок цилиндров; 15 — ремень привода вспомогательных агрегатов; 16 — датчик положения коленчатого вала; 17 — шкив привода вспомогательных агрегатов; 18 — шкив привода компрессора кондиционера; 19 — поддон картера; опора силового агрегата; выпускной коллектор; ресивер; крышка головки блока цилиндров;

Коленчатый вал

Пятиопорный. Отлит из чугуна. При необходимости можно произвести перешлифовку шеек с уменьшением диаметра на 0,25; 0,50; 0,75 и 1 мм.

А еще интересно: Расход топлива Нива. Таблица с расходами топлива у Нивы. Приемлемый расход топлива Нивой


Выпускные клапаны

Сварены из двух частей. Одна из сплава хрома, никеля и молибдена, а другая из многокомпонентной стали. Рабочая температура выпускных клапанов составляет 700-900 градусов, так как при работе мотора происходит их нагрев переработавшими газами. Чтобы они выдерживали такие температуры, на них наносится специальный жаростойкий сплав.


Впускные клапаны

Их стержни обработаны азотом и закалены под воздействием тока высокой частоты. Этого достаточно, чтобы выдерживать рабочие температуры в 350-500 градусов.

Поршни

В двигатель ВАЗ 2123 установлены отлитые из сплава алюминия поршни. На них нанесен слой олова для того, чтобы процесс обкатки автомобиля проходил быстрее. Рабочий ход поршня равен 80 мм, а сам он имеет в диаметре 82 мм. Степень сжатия находится на отметке 9,3 атмосферы.

Распределительный вал

Отливается из чугуна и устанавливается в съемном корпусе из алюминия. Его вращение совершается роликовой однорядной цепью.


Она растягивается натяжителем пружинно-гидравлической схемы. Его размеры существенно возросли. До момента запуска двигателя натяжение совершается пружиной, а при его работе обеспечивается давлением масла.

Головка блока цилиндров

Крепится к самому блоку на 11 болтов. Центровка производится при мощи двух втулок.


Система смазки

Осуществляется методом давления и разбрызгивания, что помогает экономить масло.

Система вентиляции картера

Закрытая, а картерные газы отводятся через маслоотделитель во впускную трубу. Оттуда они переводятся в цилиндры и сгорают.


Система охлаждения

Циркуляция жидкости принудительная и производится при помощи центробежного насоса.

Система зажигания

Управляется электронным блоком. Модуль зажигания располагается на блоке цилиндров и питается аккумулятором.

Доработка системы вентиляции картерных газов

Система вентиляции картерных газов двигателей с карбюраторами 2105, 2107 «Озон» и их модификациями состоит из большой и малой ветвей. Через большую и малую ветвь газы удаляются при повышенных нагрузках, через корпус воздушного фильтра и карбюратор, при невысоких нагрузках удаление происходит через малую ветвь, в карбюратор, и далее в задроссельное пространство.

Схема системы вентиляции картера двигателя автомобиля.


система вентиляции картера двигателя автомобилей ВАЗ 2105, 2107

Принцип действия

Под воздействием разрежения, возникающего в корпусе воздушного фильтра при открытых дроссельных заслонках и высоких оборотах коленчатого вала двигателя, картерные газы высасываются из картера двигателя и принудительно подаются через сапун и шланг вентиляции в полость воздушного фильтра после фильтрующего элемента. Это работает большая ветвь системы вентиляции. Через малую ветвь, в этом случае, происходит дополнительное удаление. Золотник, входящий в малую ветвь вентиляции, находящийся на оси дроссельной заслонки первой камеры, внутри корпуса карбюратора, увеличивает проходное отверстие для прохождения картерных газов по мере открытия дроссельной заслонки и вращения ее оси.

При работе двигателя на холостом ходу или с небольшими нагрузками дроссельные заслонки либо закрыты, либо слегка приоткрыты, разрежение в корпусе воздушного фильтра слишком мало и вентиляция через большую ветвь происходит вяло, а под закрытыми дроссельными заслонками разрежение довольно велико. Поэтому вентиляция происходит через малую ветвь вентиляции картера. Золотник перекрывает отверстие отвода газов и они проходят лишь через малое калиброванное отверстие, таким образом предотвращается неустойчивая работа двигателя на холостом ходу из-за черезмерного «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор.



схема работы золотникового устройства карбюраторов 2105, 2107 Озон

Проверка

1. Проверить действием большую ветвь системы вентиляции невозможно. Необходимо визуально оценить замасленность двигателя — подтекание масла из-под крышки маслозаливной горловины, прокладки клапанной крышки, шлангов вентиляции картера, сальников коленчатого вала, состояние свечей. Помимо этого снимаем крышку корпуса воздушного фильтра и осматриваем полость корпуса и фильтрующий элемент на предмет замасливания.

Конечно все вышеперечисленное может быть проявлением иных неисправностей (износ поршневых колец, неплотно затянуты соединения, износ сальников, отказ свечей), но для начала, перед поиском других неисправностей, стоит провести ревизию системы вентиляции картера, так как ни чего особо сложного в этом нет, а начинать ремонт лучше с самого простого.

2. Проверяем малую ветвь системы вентиляции. Надеваем трубку на штуцер шланга малой ветви вентиляции и через нее дуем туда ртом. Воздух должен проходить довольно свободно, если не проходит, значит каналы системы засорены и их необходимо чистить.

Пробуем подуть еще раз и одновременно вращаем ось дроссельной заслонки первой камеры за рычаг. По мере поворачивания оси воздух должен проходить все легче и легче, так как пластмассовый золотник, расположенный на оси, все больше приоткрывает отверстие для прохождения воздуха.

Особенности фильтра

Чтобы определить причины наличия масла в фильтре, первым делом следует узнать про особенности его работы, функций.

Некоторые ошибочно полагают, что ВФ — это обычный расходник, который не требует особого внимания. Из-за этого проверка состояния воздушного фильтра проводится крайне редко. Порой это доходит до того, что при демонтаже элемента водители обнаруживают подобие старой грязной тряпки вместо фильтра.

Для эффективного сгорания топливовоздушной смеси в карбюраторном двигателе необходимо, чтобы количество воздуха превосходило количество топлива примерно в 15-20 раз.

В среднем автомобиль на 100 километров пробега затрачивает примерно 15 кубических метров воздуха. В нем находится множество пыли, песка, компонентов растений и прочего мусора. Если бы не фильтр, все это оказалось бы в самом двигателе. Как результат, грязь абразивно начнет воздействовать на трущиеся элементы, что приведет к износу.

Чтобы не допустить подобной неприятности, грозящей серьезными поломками двигателя, на ВАЗ 2109 устанавливают воздушный фильтр (ВФ). Помимо основной функции очистка, фильтр также выполняет роль глушителя и охладителя топлива.



Новенький фильтрующий элемент

Почему попадает масло

Чтобы понять, из-за чего в ВФ появляются частицы масла, рассмотрите следующий алгоритм работы карбюратора:

Читайте также: