Что означает термин виста в садово парковом искусстве

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Перспектива - линейная и воздушная в дизайне сада. Виста

Перспектива

Сад воспринимается наблюдателем как объемная живая картина.

Ее красота заключается не только в уравновешенности, общей гармонии, но и в видимой глубине садовой перспективы.

Художник, выбирая для своей картины интересный пейзаж, создает живописное изображение трехмер­ного пространства на плоскости с учетом кажущегося изменения величины и очертаний предметов, обуслов­ленного степенью их удаленности от наблюдателя. Это и есть эффект перспективы, открытый еще масте­рами итальянского Возрождения.

Проектируя сад, ландшафтный дизайнер, подобно художнику, должен учитывать и использовать законы линейной и воздушной перспективы.

Линейная перспектива отражает изменения разме­ров, форм объектов и расстояний между ними в зави­симости от расположения объектов в пространстве. Чем дальше предмет, тем он кажется меньше. Верти­кальные линии в линейной перспективе остаются вер­тикальными.

Горизонтальные линии на плоском рель­ефе сходятся на горизонте, На понижающемся релье­фе они сходятся в точке, расположенной ниже линии горизонта, на повышающемся рельефе - выше линии горизонта. Расстояние между предметами кажется уменьшающимся по мере удаления от наблюдателя.

Воздушная перспектива отражает изменения цве­та, контуров, фактуры поверхности предметов, обус­ловленные удалением от наблюдателя.

Явление воз­душной перспективы связано с состоянием атмосфе­ры. Туманная дымка или жаркое марево - следствие насыщения воздуха воздушными парами или его на­грева - влияют на видимый цвет, рельефность, очер­тания предметов.

Расположенные в одной плоскости на равном удалении от наблюдателя объекты формируют план. Садовые перспективы часто бывают многоплановы­ми.

Наличие нескольких планов зрительно увеличи­вает глубину пространства сада и является одним из главных его украшений. Не менее выразительны ви­ды с резкой разницей планов и с уходящей вдаль перспективой.

Одна из причин чарующей романтичности англий­ских садов заключается в голубоватой дымке, окуты­вающей дальние планы садовых перспектив. Влажный приморский климат острова позволяет любоваться этим природным явлением - эффектом воздушной перспективы - почти круглый год.

Повышенная влажность воздуха в средней полосе России наблюдается в апреле-июне и в августе-октябре, когда в садах можно любоваться аналогичной картиной.

На ее восприятие влияют облачность, осве­щенность. Наиболее четко дальние перспективы про­сматриваются в ясную безоблачную погоду при сухом воздухе.

Голубоватая дымка, накладываясь на естественные краски объектов, сгущает цвет предметов синей гаммы, придает синеватый оттенок красному цвету, бурый - зеленому, зеленоватый - желтому.,/p>

В наименьшей степени подвергаются воздействию явлений воздушной перспективы белый, желтый и оранжевый тона. По этой причине окрашенные в пе­речисленные тона предметы зрительно кажутся бли­же, чем на самом деле.

Так, осенью на лесной опушке желтые березы как будто выступают вперед из темной массы деревьев. Ярко-желтые бархатцы, высаженные на дальнем плане сада, как бы приближаются к наблюдателю. Объекты с мягкими, плавными контурами и синеватым оттенком, например веймутова сосна, оптически уда­ляются от наблюдателя.

Объекты с четкими рельеф­ными контурами оптически приближаются. Используя эффекты воздушной перспективы, дизайнер может иллюзорно увеличивать площадь сада или его части, придавать мнимую глубину садовым видам.

Перспектива - наиболее сильное средство выра­жения пространственной глубины сада. Ограниченная посадками или сооружениями, узкая направленная перспектива называется видом, или вистой.

В перево­де с итальянского виста означает «красивый вид». Ви­ста как прием ландшафтного дизайна издавна приме­нялась при создании садов.

Угол зрения человеческого глаза в горизонтальной проекции составляет 54°, а в вертикальной - 26°. Это означает, что все предметы, находящиеся вне преде­лов углового зрения, не воспринимаются.

Данное об­стоятельство учитывается проектировщиком при раз­мещении кулис - зеленых рамок из деревьев и кустар­ников, обрамляющих висту.

Кулисы могут быть многоплановыми. Они фокуси­руют внимание наблюдателя на так называемом фоку­се интереса - завершающем висту объекте.

Им может быть красивый вид на окружающий ландшафт, группа берез, рукотворный холм, яркая композиция из расте­ний, скамья, садовая скульптура.

Материалы к теме:

С чего начать при строительстве дома
Если надумали строиться. Читать. Главное прочный фундамент. Читать. Баня 3x4
Строим баню. Читать.
Материалы применяемые для строительства стен дома
Из чего строить стены. Читать Как правильно построить забор, не нарушая нормы и правила установки забора между соседями.
Строим забор по правилам..Читать. Как правильно сделать крышу
Чтобы не поехала крыша. Читать.

Садовые висты, как правило, относительно неглубо­кие - длиной не более 100 м. Но и такой размер позво­ляет создавать рукотворные многоплановые перспек­тивы, зрительно увеличивающие площадь сада.

Виста как прием ландшафтного дизайна просто необходима в зажатых соседними строениями небольших садах. В исторических парках встречается прием, полу­чивший название «ах-ах».

При движении по прогулоч­ной дорожке вдоль границы сада устраивается про­рыв в зеленом массиве или в живой изгороди с рас­крытием вида на окружающую местность.

Вместо вы­сокой ограды здесь устраивается ров и таким обра­зом создается полная иллюзия включения природного ландшафта в композицию сада. Так же можно завер­шить и садовую висту.

С понятиями вид, виста, пейзажная картина, садо­вая перспектива связано понятие «точка наблюдения» или «видовая точка». Это место на территории сада, с которого хорошо воспринимаются виста в саду или вид за его пределами.

Нужно подчеркнуть, что виды и отдельные компо­зиции сада воспринимаются по-разному в зависимости от расстояния между ними и точкой обзора.

На от­носительно больших расстояниях - 700-1500 м - мож­но рассмотреть массы насаждений и уловить разницу между планами. На расстоянии 200-700 м можно от­личить отдельные деревья, группы деревьев, опреде­лить породы - лиственные, хвойные.

От 30 до 200 м хорошо различаются не только виды деревьев, но и форма кроны, оттенок зелени, цвет ствола. На рас­стоянии 10-30 м с учетом вертикального угла зрения с наибольшей полнотой воспринимаются деревья.

Видны не только форма кроны, оттенок зелени лист­вы, но и характер ветвления, размер листа, плотность кроны, фактура ствола. Кустарники с этого расстоя­ния воспринимаются только по форме и светлоте зе­лени.

С расстояния 5-10 м можно рассмотреть деко­ративные особенности кустарников и форму куста крупных травянистых многолетников.

С этого рассто­яния цветники воспринимаются как цветовые пятна. С 1-5 м в цветниках различимы декоративные группы, нюансы цвета, фактуры. При ближайшем рассмотре­нии видны детали строения растений: гофрирован­ные лепестки, опушение и т.п.

Итак, наиболее четко на расстоянии просматрива­ется форма кроны деревьев. По мере приближения различимы светлая и темная листва (хвоя), затем ха­рактер ветвления, плотность кроны, размер листовой пластинки, оттенок зелени, форма листа и вблизи - мелкие детали строения.

Эти обстоятельства учитыва­ют при составлении композиций из растений и их раз­мещении. Тогда, например, растение с интересной формой листа не попадет на дальний план, где эта его особенность не будет видна.

Проектирование видов идет двумя путями. Уже су­ществующие на территории сада или за его предела­ми виды оформляют кулисами, промежуточными пла­нами, цветовыми пятнами и т.п., одновременно созда­вая комфортные условия для их восприятия.

Второй путь заключается в проектировании и со­здании искусственных видов на территории сада. Их располагают так, чтобы они обозревались из окна гос­тиной, с террасы, балкона, от входной калитки, с пло­щадки отдыха, из беседки, с поворота дорожки, т. е. проектируют виды в расчете на имеющиеся видовые точки.

Благодаря небольшим размерам и «приближен­ности» к наблюдателю эти «микропейзажи» насыще­ны деталями мелкими нюансами.

Вот почему при про­ектировании малого сада так важно знание проекти­ровщиком особенностей строения растений и умение их обыгрывало.

Наиболее выигрышную видовую точку «закреп­ляют» - оформляют мощением, скамьей, видовой беседкой. В русских садах XVIII—XIX вв. беседки с открываю­щимися из них видами на окружающую местность на­зывали миловидами. Ставили миловиды в определен­ных точках рельефа, обычно на возвышении.

Среди отечественных паркостроителей того вре­мени особым искусством в обработке и использова­нии видов отличался Николай Львов. Его парковые картины были наполнены жизнью, движением. За про­шедшие века человек, преобразовав природу, лишил ее первозданной дикости.

Природные пейзажи утра­тили потенциальную опасность, враждебность. При­рода, став уютным домом для человека, одновременно превратилась в объект романтического созерцания.

Будни и праздники деревни, обозреваемой из миловидов и террас построенных Н. Львовым усадеб, издали воспринимались как театрализованное дей­ствие.

Здесь и река с плывущими по ней лодками, и луга, где идет сенокос, и дорога с проезжающими по­возками, деревенская кузница в отсветах пылающего горна.

Полны движения, перемен и картины дикой природы. Вот лунная дорожка на речной глади, уга­сающий закат или нарождающийся рассвет, летя­щие по небу облака и косяки перелетных птиц, гроза и первый снег.

Тема 2.1. Понятие о ландшафте

Вопросы:
1. Понятие о ландшафте, классификация ландшафтов.
2. Композиция ландшафта.
3. Элементы ландшафта.

1. Понятие о ландшафте, классификация ландшафтов.
Ландшафт – это природный территориальный комплекс (участок земной поверхности), ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные и искусственные компоненты находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу.
Ландшафт – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов и явлений природы, складывающихся в развивающийся во времени природный территориальный комплекс или их ряд.
Ландшафт – общий вид местности, пейзаж.
Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии.
Классификация ландшафтов дается в ГОСТ 17.8.1.02-88
Классификация современных ландшафтов должна основываться на сочетании антропогенных и природных факторов их формирования. Классификацию ландшафтов по антропогенным факторам формирования устанавливают на основе социально-экономической функции ландшафта.
По основным видам социально-экономической функции ландшафты подразделяют:
Термин Пояснение
Сельскохозяйственный ландшафт Ландшафт, используемый для целей сельскохозяйственного производства и формирующийся и функционирующий под его влиянием

Лесохозяйственный ландшафт Ландшафт, используемый для целей лесного хозяйства и функционирующий под его влиянием
Водохозяйственный ландшафт Ландшафт, формирующийся в процессе создания и функционирования водохозяйственных объектов
Промышленный ландшафт Ландшафт, формирующийся под влиянием промышленного производства
Ландшафты поселений Ландшафт, формирующийся в процессе создания и функционирования городских и сельских поселений
Рекреационный ландшафт Ландшафт, используемый для целей рекреационной деятельности, формирующийся и функционирующий под ее влиянием
Заповедный ландшафт Ландшафт, в котором в установленном законом порядке полностью исключено либо ограничено хозяйственное использование
Не используемый в настоящее время ландшафт Ландшафт, не выполняющий в настоящее время социально-экономических функций
В физической географии ландшафта сфера Земли подразделяется на естественные (природные) и антропогенные ландшафты.
Природный ландшафт — территориальный комплекс, пространственная среда, в пределах которой основные ландшафтные компоненты — земная кора, воздух, вода, растительность, фауна — образуют взаимосвязное единство. Природные ландшафты не тронуты человеком, они отсутствуют на Земле, однако к ним можно отнести дно океанов и морей.
Антропогенный ландшафт в той или иной степени преобразован человеком; в нем изменены природные компоненты, в первую очередь растительность, почвы, фауна, водный режим; в него входят антропогенные компоненты — различные сооружения, культурные растения, измененная почва, дороги и др.
Антропогенные ландшафты подразделяют на
• культурные - ландшафты, созданные целенаправленно и отличается благоприятными для человека функциональными и эстетическими свойствами (благоустроенные территории населенных мест, парки, сады, зоны отдыха и др.)
• окультуренные – к ним относятся категории с/х ландшафта: пахотные земли, плодовые сады, здания и сооружения с/х назначения.
• акультурные – нарушенный антропогенный ландшафт, территории которого вырубаются леса, загрязняются водоемы, имеют место эрозионные участки.
• техногенные – ландшафты, образовавшиеся вследствие добычи полезных ископаемых, сброса загрязненных вод, техногенных аварий и катастроф, наводнений, участков интенсивного загрязнения территорий.
Большое внимание отдается созданию культурных ландшафтов. За основу классификации культурных ландшафтовберутся различные критерии. Существует классификация в СПС, в основу которой положена теория открытых пространств. В этом случае они делятся на:
• ландшафт закрытых пространств или лесных массивов вертикальной и горизонтальной сомкнутости;
• ландшафт полуоткрытых пространств или изреженных и рединных насаждений;
• ландшафт открытых пространств или лугов и водоемов.
Культурные ландшафты делятся на:
Лесные — в садово-парковом строительстве формируются не из естественного леса, а создаются заново, путем закладки лесных культур, на территории парков создается лесная обстановка.
Парковые ландшафты - в садово-парковом строительстве этим термином называют ландшафты, состоящие из открытого лугового пространства с живописно разбросанными группами деревьев. В парковом типе ландшафта деревья и кустарники представлены обычно рощами, группами и отдельными экземплярами.
Садовые ландшафты - сад отличается от парка не только своими размерами, но и принципиально другими задачами. В саду все подчиняется культуре и показу отдельного растения или отдельного сорта (вида), тогда как в парке на первом месте стоит ландшафт, красота обшей картины природы. К серии садовых ландшафтов относятся декоративные сады из плодовых видов деревьев, специальные монокультурные сады: розарии, сады ирисов, пионов и др. Наиболее характерной чертой садовых ландшафтов является геометрическая планировка территории, обеспечивающая возможность наилучшего проведения агротехнических мероприятий, необходимых для успешной культуры растений.
Лесопарковые ландшафты, которые создаются на основе естественных лесных массивов. В лесопарках в наибольшей степени должны быть сохранены природные условия.
Альпийские ландшафты – это созданные в парках уменьшенные копии высокогорных ландшафтов (каменистые участки, высокогорная растительность, водопады и др.).
Луговые ландшафты - к ним относятся лугопарки, открытые поляны и участки для спортивных сооружений и другое.
Городской ландшафт - здесь имеются как естественные (рельеф, акватории, природные леса и др.), так и искусственные (здания, сооружения, подземные коммуникации, дороги) компоненты среды. В городском ландшафте наблюдается наивысшая степень техногенной нагрузки на окружающую среду. Он состоит из селитебных территорий, промышленных районов, рекреационной зоны и др.
2. Композиция ландшафта.

Композиция – это определенное сочетание в пространстве всех элементов садово-паркового ансамбля, позволяющее при оптимальном расположении различных форм достигнуть гармоничного единства и целостности.
Композиция - это составление гармоничного единого целого из разрозненных элементов.
Садово-парковая композиция - построение отдельного пейзажа сада, парка или всей территории в определенной художественной системе, обеспечивающей взаимосвязь составных частей и обуславливающей идейный замысел и назначение объекта озеленения.
Другими словами, планируя ландшафт участка, необходимо стремиться создать такую художественную систему, которая обеспечила бы законченный вид и была бы приятна глазу.
Композиционные элементы садово-парковых объектов различны. Одни из них предметоощутимы. Это сама территория, ее окружение, растительность, постройки, водоемы. Другие не предметны, но ясно видимы: цвета окрасок, свет и тени.
В грамотно построенной композиции каждый ее элемент несет свою смысловую нагрузку. При проектировании должны учитываться все свойства пространственных форм элемента:
• фактура,
• цвет,
• величина,
• масса,
• геометрическая форма,
• занимаемое положение в пространстве,
• освещенность (светотеневой контраст).
Приемами композиции являются:
• равновесие,
• пропорциональность,
• нюанс,
• контраст,
• масштабность и соразмерность,
• смена впечатлений и ритм.
Средствами создания композиции являются:
• симметричность и асимметричность,
• единство и соподчиненность,
• законы воздушной и линейной перспектив.
От умения пользоваться перечисленными свойствами пространственных форм элементов, приемами и средствами зависит успех садово-парковой композиции.

3. Элементы ландшафта.
Все устройства и конструктивные элементы подразделяются на объемные (растительные группировки, сооружения) и плоскостные (газоны, площадки, дорожки и водоемы). Все элементы ландшафта также можно подразделить на естественные и искусственные. К естественным относятся: рельеф, почва, растительность, водоемы. К искусственным относятся дороги, тропы, площадки, малые архитектурные формы, сооружения инженерного характера, осветительные устройства.
Рельеф – природный элемент ландшафта, оказывающий влияние на планировку площади и размещение элементов ландшафта. Бывает естественные и искусственный.
Почва – природный элемент ландшафта, оказывающий влияние на рост и развитие растений.
Растительность – основной компонент, включающий различные типы садово-парковых насаждений (солитеры, группы, аллеи, куртины, массивы деревьев, кустарников, травянистых растений, газоны, цветники). Служат для формирования внутреннего пространства, создания цветовой гаммы и для фона.
Водоемы – создают микроклиматические условия и украшают ландшафт (пруды, озера, ручьи). Водоемы бывают естественные и искусственные.
Садово-парковые дороги, тропы, площадки – предназначены для передвижения по объекту, а также они разбивают территорию на определенные участки и формируют ее планировочную структуру.
Малые архитектурные формы – создают условия для комфортного отдыха и выполняют декоративную функцию (беседки, скамейки, перголы, навесы, трельяжи, урны, мосты и т.д).
Сооружения инженерного характера – для хозяйственного обеспечения территории (лотки для отвода дождевых и талых вод, колодцы, дренажи и т.д.).

Литература:
1. Нехуженко, Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры, страницы 124-164.
2. Грачева, А.В. Основы зеленого строительства. Озеленение и благоустройство территории, страницы 10-12.

Кусочек леса. О компонентах паркового ландшафта.


Самые крупные компоненты паркового ландшафта - массивы и боскеты. И те, и другие представляют собой покрытый деревьями участок площадью не менее 0,5 га. Первые, имеющие свободные очертания, - принадлежность ландшафтных парков. Вторые, строгой геометрической формы, встречаются в парках регулярных.

Правило для всех одно


Боскет типа "роща"

Разумеется, на небольших частных территориях называть лесные насаждения боскетами или массивами можно лишь условно: размах не тот. Поэтому нелишне напомнить золотое правило ландшафтного дизайна: все должно быть соразмерно и сомасштабно. На маленьком участке и скромная компания деревьев будет изображать роль лесного массива.

Садовый театр

Но и сами боскеты с массивами могут играть массу ролей. Вот лишь некоторые из них.

Красавцы. Данное утверждение в лишних доказательствах не нуждается. Красоту леса не воспел лишь ленивый.

Труженики. Плодовый сад - это тоже массив.

Стены. Защищают от шума и пыли.

Крыши. Они создают тень.

Легкие. Они дают кислород.

И, наконец, занавес. Лесной массив может создавать необходимую паузу в восприятии паркового ландшафта. Когда один великолепный вид сменяет другой, зритель может устать. Даже в самой гениальной пьесе нужен антракт. Очутившись после открытого пространства в лесном массиве, можно дать себе необходимую передышку. Внимание переключается с так называемых дальних видов на ближние. Зритель любуется травой, корой деревьев, игрой солнечных бликов на земле.


Посадили или вырубили?

Классификация массивов предельно проста. Они бывают естественными и искусственными, рукотворными. Как правило, создают их методом рубок и посадок. В одном месте рубят, в другом - сажают.

Кабинет под открытым небом

Боскеты по определению - все искусственные, а делятся - независимо от своей, всегда геометрически правильной, формы - на рощи и кабинеты.

Боскет типа «роща». Территория, ограниченная дорожками регулярного парка, занята насаждениями. Как правило, это деревья первой величины, принадлежащие к одному виду: березы, липы, дубы, сосны.

Боскет типа «кабинет». Деревья растут по периметру участка, ограниченного дорожками, которые пересекаются под прямыми углами. Высаживают их очень плотно, в один или несколько рядов. В результате получаются зеленые стены - шпалеры из стриженых деревьев (липа, бук, граб) или кустарников (боярышник и пр.). Пространство внутри этих стен и есть кабинет.


Боскет типа "кабинет"

А что внутри?

Со стороны и «роща» и «кабинет» выглядят одинаково. Только углубившись в «рощу», вы обнаружите - рощу. А войдя в «кабинет» (в шпалерах делают один или несколько узких проходов), увидите все что угодно:

- место для уединенного отдыха;

- плантацию ягод или лекарственных трав;

Именно такое применение (кафе) нашли дизайнеры одному из «кабинетов» Царскосельского сада. Пищевая точка в столь многолюдном месте была необходима, но она неминуемо нарушила бы гармонию паркового ансамбля. Теперь кафе прячется в «кабинете» перед самым фасадом дворца.

Переходное звено

Помимо массивов, боскетов и древесных групп в парках могут встречаться и так называемые куртины. Это участок насаждений площадью до 1 га, ограниченный открытым пространством. Куртина представляет собой переходный элемент между массивом и более четко выраженной древесной группой.

Художественные средства садово-паркового искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Статья посвящена истории садово-паркового искусства, его основным художественно-образным средствам. Композиционные элементы парка : растения, аллеи, водоемы, фонтаны, скульптура и т.д. воспроизводятся в парках всех стилей и эпох, однако принципы организации пространства, климат и рельеф местности обеспечивают уникальность ландшафта.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Валиуллина Альфия

The article is devoted to the history of landscape architecture, its main artistic and imaginative resources. compositional elements of the park: the plants, alleys, ponds, fountains, sculpture and other reproduced in the parks of all styles and eras, but the principles of the organization of space, climate and terrain provide a unique landscape.

Текст научной работы на тему «Художественные средства садово-паркового искусства»

Художественные средства садово-паркового искусства

Альфия Валиуллина, дизайнер, студентка III курса КФУ (научный руководитель -доцент С.Д. Бородина)

АННОТАцИЯ: статья посвящена истории садово-паркового искусства, его основным художественно-образным средствам. Композиционные элементы парка: растения, аллеи, водоемы, фонтаны, скульптура и т.д. воспроизводятся в парках всех стилей и эпох, однако принципы организации пространства, климат и рельеф местности обеспечивают уникальность ландшафта.

КлючЕВыЕ СлОВА: сад, парк, художественно-образные средства парка, итальянский парк, французский парк, пейзажный парк.

SuMMARY ABSTract The article is devoted to the history of landscape architecture, its main artistic and imaginative resources. compositional elements of the park: the plants, alleys, ponds, fountains, sculpture and other reproduced in the parks of all styles and eras, but the principles of the organization of space, climate and terrain provide a unique landscape.

Key WORDS: garden, park, artistic and imaginative resources of the park, Italian park, French Park, a landscaped park..

Природа всегда была для человека образцом красоты, порядка и разумности мироустройства. Все виды искусства начались с подражания природе. Природным ландшафтом были подсказаны и первые пространственные композиции.

В различные эпохи менялось представление человека о своей значимости в мире и природе, то есть о своём «масштабе» и месте, что сказывалось на представлениях о психологическом комфорте. В зависимости от мировосприятия, диктуемого эпохой, садовые пространства становились либо маленькими, замкнутыми, аскетичными (Средневековье), либо раскрывались вовне естественными или специально созданными террасами (Возрождение), либо вырастали в огромные дворцово-парковые ансамбли, олицетворяющими подвластность человеку грандиозного пространства (Классицизм).

Парк (сад) - это мир, создаваемый человеком соответственно его умениям, достижениям и представлениям на каждом историческом этапе. Именно этим объясняется исключительная «восприимчивость» садово-паркового искусства к новшествам во всех других сферах человеческой деятельности. И великие географические открытия, и научные достижения, и развитие искусств формировали мировоззрение эпохи и отражались в специфических садово-парковых композициях. Кроме того, принципиально значимым для организации парков было менявшееся отношение человека к окружающей среде, поскольку здесь основными «материалами» являются природа и пространство [1].

Садово-парковое искусство обладает сравнительно небольшим арсеналом композиционных элементов, приёмов и средств. Его художественные средства (аллеи, водоёмы, фонтаны, перголы, гроты и т.д.) повторяются в парках всех стилей и эпох. Принципы организации пространства также неизменны и заключаются в его ограничении, членении и распределении центров композиции. При кажущейся скудости художественных средств разнообразие парков достаточно велико, что объясняется спецификой природного материала, в первую очередь рельефа и растительности, а также климата.

Географические и климатические условия диктуют художественно-образную систему парка. Парк — это постоянно трансформирующаяся система. Он меняется как в течение суток (под воздействием освещения) и года, так и на протяжении долгих лет. Естественные картины всегда предстают перед зрителем в новом свете. В то же время

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

парк - это устойчивая система, поскольку рельеф, формирующий первое впечатление о нем, - наиболее устойчивый компонент ландшафта и поэтому измененные и привнесенные человеком формы хорошо сохраняются. До сих пор мы можем читать историю, запечатленную в ландшафте [2].

Наиболее постоянным фактором, определяющим характер садово-парковых пространств, является рельеф местности. Именно он задает тон в выборе образа любого парка, формирует основу его пространственных построений. Если растения со временем могут исчезнуть, то его планировочная структура, определенная рельефом, будет еще долгое время сохранять первоначальный замысел ее создателей.

В истории садово-паркового искусства рельеф во многом определил развитие тех или иных парковых типов. Например, «итальянские» сады получили регулярную планировку, в которой разбивка территории осуществлялась в условиях ярко выраженного рельефа. Поэтому преобразование местности проходило посредством устройства террас с лестничными маршами и водными каскадами, с хорошо найденными пропорциями и ритмическим строем.

Соответственно рельефу, открытому чаще лишь в одну сторону, были организованы и видовые точки, а также продумывалась система визуальных связей и возможности восприятия парковых картин. Террасный принцип, задаваемый рельефом в итальянских парках, во многом определял место расположения зданий, скульптур

и гидротехнических сооружений.

Французские сады и парки устраивались в ином по характеру рельефе. Во Франции преобладание равнин большой протяженности стало причиной создания обширных партерных композиций, напоминающих анфиладу дворцовых интерьеров и являющихся естественным продолжением форм дворца. Благодаря характеру рельефа, пришедшие из Италии парковые приемы здесь были пересмотрены и явили собой уже новое слово в истории садово-паркового искусства, известное под названием «французский» регулярный парк.

Англия создала образцы пейзажного парко-строения, развивавшегося в условиях очень разного по характеру рельефа, где имели место широкие луговые пространства, горные массивы, обширные леса на возвышенностях и др. Метод пейзажных картин является одним из наиболее древних. Он ориентирован на впечатления непосредственного зрительного восприятия. Создаются перспективы, направленные от парка в дали полей, лугов, речных долин, холмов с живописными лесными массивами, рощами, отдельно стоящими деревьями. Похоже, что пейзажным картинам становится тесно в парке и они выходят за его пределы.

Главная подъездная аллея

В традициях французского парка

уыр вестник №ждународного института антиквариата

Малые скульптурные формы регулярного парка

Рельеф местности влияет и на возможную стилистическую интерпретацию садово-паркового искусства. Наиболее ярко это выражено в период создания романтических или экзотических по характеру парковых композиций. Часто это носило характер имитации. Например, тот или иной район своими выразительными формами ландшафта мог напоминать опоэтизированные романтиками уголки далеких стран. По замыслу создателя это впечатление усиливалось оформлением прилегающей территории соответствующим символом: малым архитектурным объектом, скульптурой и т. п.

Изменение всех природных компонентов в парках шло по пути увеличения природного разнообразия: появлялись новые формы рельефа или видоизменялись имеющиеся; создавались новые водные объекты или менялась конфигурация уже существующих; привносились новые виды растений, увеличивающие биологическое разнообразие. Как правило, вновь создаваемые элементы несли символическую нагрузку. Очертания прудов, местоположение горок, видовой подбор растительности многое могли рассказать посвященному человеку [2, с.101].

В соответствии с замыслом автора могли измениться и пропорции природных объектов. «Откорректировать» можно даже самый неизменяемый природный объект. Например, групповые посадки (их состав, высота, цвет) способны приблизить или удалить горный массив. Подобные изменения характерны в основном для «пейзажного» паркостроения, а в «регулярном» ландшафт может меняться кардинально. Поэтому большое значение в парках придавалось способу посадки деревьев, кроме аллей часто встречаются отдельные

куртины, сформированные одной породой, а также кольцевая или веерная посадка деревьев.

Хотя история мирового паркостроения знает массу случаев, когда по замыслу архитекторов ландшафт менялся кардинально, все же ценилось не полное преображение, а деликатная работа с природными объектами. Их наличие делало разрабатываемую территорию не только привлекательной для застройки, оно порой определяло создание тех или иных парковых картин. Нередко ландшафтные объекты подсказывали и цветовое решение. Например, строительство главных зданий из местного строительного материала позволяло связывать природные и рукотворные объекты в единое гармоничное целое.

Для зрительного восприятия пространства всегда будет важной соотношение вертикали и горизонтали. Парк, устроенный на более ровных территориях, будет обязательно содержать вертикально организованные архитектурные доминанты. Местность же с большим количеством участков, вертикальных по характеру, будет преобразовываться через создание «искусственных» горизонталей. Зачастую именно культурные факторы определяют характер возможных изменений рельефа.

Итак, неизменными природными компонентами в паркостроении являются физические свойства местности, а изменяемыми — растительные формы, есть все же факторы, которые постоянно меняют нашу жизнь даже в течение дня. Таким фактором является режим солнечного освещения. движение Земли вокруг Солнца меняет направление освещения в течение дня и на протяжении всего года, что, конечно же, приводит к изменению восприятия парковых элементов и вообще жизни парка. История садово-паркового искусства не знает примеров, когда без учета движения солнца можно было бы создать парк, обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами. Ведь солнечный свет не только способствует росту и раз-

Фонтан нового парка

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

витию растений, но выявляет их художественные свойства. Грамотный подход к использованию световых потоков позволяет «проектировать» парковые картины в глубину, выделять важные смысловые участки, в конце концов, направлять зрителя, указывая ему путь в парке.

Как правило, в любом парке чередуются затененные и ярко освещенные участки, а в парках романти-

ческого характера световые контрасты позволяют переживать необычайно сильные эмоции. Свет будет необычайно важен и при организации ближайших к постройкам посадок, поскольку тени, падающие от деревьев, способны изменять фасадную композицию не в лучшую сторону.

Творчество многих архитекторов, художников, паркостроителей начиналось с серьезной работы по изучению физических свойств местности, включая расчеты, связанные с освещением. Например, исследования угла падения солнечного луча и протяженности теней как от архитектурных и скульптурных объектов, так и от зеленых насаждений, угла преломления луча света, проходящего сквозь толщу воды. Неправильное использование этих факторов способно привести к сильному искажению задуманного [3].

Паркостроитель не может не сочетать в себе знания ботаники и вкус художника. Цвет кроны и ствола, силуэт, густота кроны и другие эстетические качества растений в полной мере раскрываются в пейзажном парке, ведь здесь не предусматривается формирование с помощью художественной стрижки или выращивание деревьев одного возраста и вида. Здесь ценится

Список использованной литературы:

индивидуальность. Недавно посаженные деревья требуют одного режима роста, особенно там, где акценты должны быть сосредоточены на одном выразительном дереве - солитере. Другая проблема - разросшиеся растения, которые могут закрыть те или иные виды. Старые деревья создают атмосферу преемственности и историчности. Каждое дерево - само по себе памятник природы, истории и культуры, поэтому при восстановлении парков часто оставляют самое старое дерево. Старые деревья со следами стрижки столетней давности рассказывают историю парка.

Ценность парка как культурного ландшафта заставляет с ответственностью подходить к замене погибших деревьев. В пейзажном парке это представляет определенные трудности, так как вырастить абсолютную копию невозможно. Существуют, конечно, методики «восстановления» подобных утрат, но это — процесс длительный и кропотливый. А утрата растительных объектов, на которых строится композиция, — это изменение облика определенной парковой территории.

Проще дело обстоит с парками, в которых по замыслу архитектора растения подвергаются регулярной стрижке. Здесь легче сохранять задуманный архитектором облик, а в случае утраты - произвести замену. Однако в любом случае деревья требуют ухода, защиты от вредителей и болезней. Кроме того, на посадки будут влиять почва, подземные воды, освещение, экология и человеческий фактор [3].

Парковый комплекс замка Леве-вилль варьирует два классических типа парков - регулярный (французский) и иррегулярный (пейзажный, английский). Однако примечательно, что каждый из этих типов адаптирован к конкретным условиям и преобразуется в свои, уникальные, формы. Такие метаморфозы вполне соответствуют главным, инновационным, принципам реконструкции замкового комплекса - ансамблевости, эколо-гичности, принципу органического синтеза современных потребностей и представлений о красоте с классическими формами.

1.Дормидонтова В.В., Белкина Т.Л. Садово-парковое пространство как художественная интерпретация научной картины мира // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2010.- Т. 16. - № 3. - С. 81-88.

3.Коляда Е.М. Влияние географии и климата на становление художественного облика парка // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена.- 2010.- № 137.- С. 134-143.

Глава 1. РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ 1.1. Садово-парковое искусство древнего мира Египет

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тысячелетия до н.э. (Приложение, рис. А 1). Его территориальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Средиземное море. Здесь естественно произрастали в основном тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила – тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки.

Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет – гранита, известняка, песчаника и др. возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся и до наших дней.

История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:

Древнее царство – 3200–2400 гг. до н. э., столица – Мемфис. Среднее царство ХХII–ХVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного войнами и раздробленностью, столица – Фивы (Приложение, рис. А 2). Затем наступил двухвековой перерыв (ХVIII–ХVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство – ХVI–ХI вв. до н. э. и позднее время с Х в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Македонским, который основал новую столицу – Александрию.

Период существования Древнего царства характеризуется строительством пирамид. За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Город «. видимый с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов»[11]. Валы и стены защищали город не только от вражеских нашествий, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения.

В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.

Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения – лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты – инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки. Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционнопланировочными канонами:

- регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

Значение САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО в Словаре терминов изобразительного искусства

- искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства - в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества. Практика зеленого строительства включает помимо создания озелененных участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий, посадку растений и уход за ними, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоемами, дорогами, площадками, скульптурой. Многобразые композиционные приемы можно свести к 2 основным приемам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному, имитирующему естественный ландшафт). Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов в Древнем Египте отличалась строгой регулярностью: главное здание располагалось в центре, прямая аллея соединяла его со входом на участок и являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на 2 равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоемы. В государствах Древнего Двуречья существовали большие заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII век до н. э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы, а иногда и центры города. Уже в V веке до н. э. были распространены регулярные сады, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. В древнеримском садово-парковом искусстве большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники, излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, беседки-перголы. В средние века регулярные сады арабских стран, Ирана, Средней Азии замыкались со всех сторон высокими стенами. Узкие каналы разделяли территории на участки, где на прямоугольные или квадратные газоны высаживались контрастные по цвету растения. В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции. Идея вечной обновляемости природы в японских садах подчеркивалась прихотливыми очертаниями водоемов и дорожек, а также характером малых архитектурных форм, неразрывно связанных с естественной средой. Вода и камни, песок и мох, яркие цветочные акценты, миниатюрные композиции из карликовых деревьев - неотъемлемые компоненты японских садов. В средневековой Европе в садах выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники; изредка вкраплялись газоны с цветочными грядками. Подъем садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения. Были разработаны приемы разбивки регулярного сада (итальянские архитекторы Дж. Виньола, П. Л. Лигорио), в котором как бы развивались композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII века, воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). В середине XVIII века в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки. В парках изобиловали "романтические" руины, а также постройки, имитировавшие сельское жилище. В середине XIX века в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки, в XX веке почвились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог - "линейные", исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом).

Понятие о типах садово-паркового ландшафта.

Типы СПЛ бывают: лесные, парковые, луговые, горные или альпийские, регулярные, садовые.


54.Лесной ландшафт.

Характерным элементом ЛЛ является составляющая его лесообразующая древесная порода (эдификаторы). В зависимости от состава эдификаторов леса подразделяются на хвойные (темнохвойные, светлохвойные), лиственные (широколиственные, мелколиственные), смешанные.

Эдификаторы темнохвойных лесов: ель обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, кедр сибирский;

светлохвойных лесов: лиственница сибирская, сосна обыкновенная;

широколиственных лесов: дуб, липа мелколистная;

мелколиственных лесов: береза бородавчатая, осина.


55.Парковый ландшафт. Понятие о солитере, группах, роще,
подлеске и опушке.

Солитеры одиночно высаженное на открытое пространство дерево, кустарник или травянистое растение, значительно отличающийся своей формой. Привлекает внимание выдающимися размерами, цветом, хорошей устойчивостью к воздействию ветров, особой формы густой, плотной кроной и выразительным силуэтом. Высаживают солитеров там, где нужно подчеркнуть определенную нотку или создать нужное настроение – плакучие формы у водоемов, ель или тис на дорожной развилке.

Группа – из древесных, кустарниковых и/или травянистых растений, посаженных на таком расстоянии друг от друга, при котором их кроны слегка пересекаются. Группы являясь самостоятельными композициями находятся в тесном композиционном взаимодействии друг с другом и окружением.

Древесная группаДиаметр занимаемой площади группы не должен быть больше самого высокого дерева.

Группы высокорослых деревьев – для обрамления полян (используют белый тополь, лиственницу, ель).

Группы на прогалине – декоративность (конский каштан, декоративные формы плодовых деревьев, ели колючей, айлант, софора).

Группы на фоне неба – высаживают на возвышенности, чтобы с низин создавали особый, поднимающийся до небес вид.

Группы у водоемов – для данных групп подбирают деревья с плакучими формами.

Группы могут состоять из моно- и нескольких пород деревьев (смешанные). Не редкость – создание опушки из кустарников по периметру группы.

Классификация древесных групп:

- по дендрологическому составу (одно- и многопородные; древесные, древесно-кустарниковые, кустарниковые);

- по форме (от рвущихся вверх колонновидными или пирамидальными кронами до плакучих);

- по силуэту и колориту (от мягкогармоничных до контрастных);

- по структуре (плотные и рыхлые);

- по размеру– в зависимости от числа составляющих их элементов (малые – 2-4 растения, средние – 5-10, большие – до 15-20);

- по значимости и расположению (самостоятельные, сопутствующие);

- по эмоциональному воздействию (возбуждающие – резкие и контрастные по силуэту и колориту, успокаивающие – группы спокойные по очертанию с мягкими цветовыми переходами).

Смешанные древесно-кустарниковые группы (группы с подлеском, опушкой) компактны, многоярусны и используются там, где надо закрыть дальний план, создать четкие кулисы.

Рыхлые по строению группы составляют из растений с изящной ажурной листвой.

Плотные – объединяют деревья и кустарники в единое целое, при такой посадке растения получают меньше влаги, солнечных лучей, могут угнетать друг друга и терять свою декоративность.

Группы кустарниковвыступают во второстепенной, вспомогательной роли при формировании ландшафта парков. ГК служат в создании своеобразного перехода от густых высокорослых древесных массивов к лугам. Кустарниковые группы, как и древесные бывают как чистыми, так и смешанными. Для смешанных групп выбирают одну основную разновидность кустарника и другие, выполняющие вспомогательную роль. При высаживании кустарников, с формой кроны в виде снопа – сажают внутри, а по краям – кустарники с раскидистыми кронами. Число кустарников может насчитывать, от небольшого количества до нескольких десятков.

Рощи – тип паркового насаждения, представляющий массивы, площадью 0,5-1,5 га, состоящий из деревьев преимущественно одной породы (сосновая, буковая, дубовая, березовая рощи), с учетом обязательной просматриваемости пространства между стволами.




Подлесок – кустарники и часть деревьев. не достигшие высоты древесного яруса.

Опушка – насаждения, являющиеся пограничными между плоскостью поляны и лесным массивом, высота которых уменьшается от леса к поляне.

Луговой ландшафт.

ЛЛ - пространство, покрытое травянистой растительностью. Газон и одиночные деревья являются основой для формирования лугового ландшафта больших полян свободного режима пользования, предназначенных для свободного отдыха, игр и физкультуры.


57.Альпийский ландшафт.

АЛ прием декоративного оформления садов и парков где территория имеет пересеченный рельеф: овраги, холмы, склоны, крутые берега озер, рек. Характерной чертой является скалы, осыпи, морены, и альпийские луга с альпийскими растениями. Камень является главной чертой АЛ.


58.Регулярный ландшафт. Боскеты, аллеи.

РЛ – характеризуется использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, дорог, симметричными композициями, террасами, рядовыми посадками, стриженными деревьями, обилием скульптур, водных устройств. Он наиболее уместен в центральных частях сада и парка, а в городах на площадях и скверах, пересекающихся большими потоками людей. Основой регулярного ландшафта почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а растительности обычно отводится подчиненная роль. При создании регулярного ландшафта разнообразие композиции достигается не расширением флористического состава, а разными способами обработки одних и тех же растений, благодаря чему основная часть этого ландшафта может быть создана из одной или нескольких пород деревьев и кустарников. Растительный материал в регулярном ландшафте можно объединить в следующие группы: боскеты, аллеи, перголы, беседки и трельяжи, композиции изфигурнойстрижки, живые изгороди, бордюры, отдельные, оригинальные по форме кроны, деревья, цветники и партеры.

Боскет –замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон высокими стенами из плотно посаженных и подвергающихся стрижке деревьев и кустарников. Внутренность такого боскета обычно используется для устройства фонтанов, бассейнов, цветников, зеленого театра, площадок.

Аллея –дорога в саду или парке, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями и/или кустарниками одного вида. Различают проезжие и пешеходные аллеи; однорядные, (деревья по обеим сторонам дороги расположены в один ряд) или двух-, трех- и многорядные (деревья располагаются по обеим сторонам в два- три- и более рядов).


59.Регулярный ландшафт. Перголы, живые изгороди.

Пергола – парковая постройка, представляющая собой плоский или изогнутый каркас на столбах увитый растениями-лианами, в результате чего образуется галерея.

Живая изгородь – формируемая или свободнорастущая посадка деревьев и/или кустарников одного вида с целью получения сомкнутых непроницаемых стен. ЖИ может быть одно- и многорядной. Формы стрижки деревьев и кустарников, можно свести к следующим типам: высокие стриженные зеленые стены, живые изгороди, бордюры и фигурная стрижка отдельных деревьев и кустарников. Наиболее распространенными формами стрижки деревьев являются формы параллелепипеда, шара или конуса.

Топиарное искусство.

ТИ – возникшее в древности исскуство фигурной стрижки деревьев и кустарников, заключающиеся в придании им геометрических и фантастических форм (животных, архитектурных сооружений и тд.).

Основные формы стрижки деревьев и кустарников: высокие зеленые стенки, живые изгороди, бордюры, фигуры, сложные композиции, отдельно стоящие на партерах растения-солитеры. Степень стрижки определяется композицией и меняется от легкого подравнивания, небольшой корректировки направления роста веток до серьезной обрезки, прививки черенками с целью придания растениям необходимых сложных фигур. Простая формовка геометрической фигуры (пирамиды, конуса, параллелепипеда, куба) начинается с земли или штамба, при сложной создающей композиции из нескольких элементов возможны различные варианты их сочетания.

Регулярность и умелое использование приемов фигурной стрижки могут значительно повысить декоративные достоинства парка или сада.

В некоторых случаях для получения стен используют многорядные посадки растений, сочетающих естественные и стриженые кроны. Для образования высоких и плотных стен применяют ель, тую западную, восточную, можжевельник виргинский, кипарис горизонтальный, пирамидальный, лиственницу, а из лиственных — липу, вяз, берест, граб, клен полевой, бук. В садах и парках вместо заборов, решеток и сеток используют живые изгороди, что, безусловно, создает не только декоративный, но и гигиенический эффект. Наиболее устойчивыми являются изгороди, имеющие в разрезе вид трапеции. Для создания геометрических форм больше всего подходит тис ягодный или европейский. В некоторых случаях для создания сложных композиций используют разные виды деревьев, кустарников, а при необходимости — и вьющиеся растения на каркасах.

Читайте также: