Что сделать чтобы иж планета ехала быстрее

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Форсировка двигателя ИЖ ПЛАНЕТА

Часто можно услышать: «Иж Планета не поддается форсировке».
Это не так!
Планета, хоть и туго, но все же форсируется. Главное, чтобы руки росли из нужного места, и в голове было немного смекалки. И все получится.

Рассмотрим изменение мощности одноцилиндровых двигателей объемом 350 см3 Ижевского производства. Взять, к примеру, ИЖ-49 (та же Планета): мощность двигателя составляет примерно 12 л.с. У Иж Планеты 3 мощность уже 20 л.с. Дальше (Например, П5) ещё больше. Основные преимущества Планеты это простота и надежность конструкции, простота ремонта, хорошая тяга на низких оборотах.
Конечно, такого результата как при тюнинге Юпитера не добиться, но все же…

Перед тем как осуществить форсирование двигателя Иж Планета, необходимо помнить что двигатель должен быть полностью исправным. Основное, что может дать прирост мощности, конечно же, цилиндропоршневая группа и выпускная система.

Цилиндр должен быть без царапин, забоин и прочих повреждений. Резьбы также должны быть без повреждений. Поврежденные шпильки заменить, резьбу в головке под свечу и декомпрессор прочистить свечей с разрезанной вдоль резьбовой частью. Перепускные каналы в картере и цилиндре должны полностью совпадать, прокладки не должны перекрывать сечения каналов. Неровности на перепускных каналах нужно убрать, в случае необходимости заделать МС-2000. Каналы заполировать до блеска. Внутреннюю часть заглушки также заполировать. После полировки под заглушки перепускных каналов установить паронитовые прокладки и сильно затянуть винты крепления заглушки (6 штук). Использовать герметик не рекомендуется. Окна (как впускные, так и выпускные) так же заполировать, предварительно удалив неровности.

Теперь о механизме газораспределения. Как известно, в двухтактном двигателе поршень является его частью. Именно его мы будем переделывать и дорабатывать. Ширину и высоту впускного окна можно рассчитать по формуле: Hокна =42% от хода поршня; Lокна =62% от диаметра цилиндра. Для увеличения фазы впуска можно выпилить выемку высотой 4-5 мм и шириной равной ширине впускного окна. Это улучшит наполняемость цилиндра топливной смесью. Конечно, можно расширить впускное окно, но во избежание поломки колец придется вваривать перегородку. Если мы не ошибаемся в цилиндре ИЖ Планеты - Спорт впускное окно как раз с перегородкой.

Для увеличения мощности за счет увеличения частоты вращения коленчатого вала можно поднять кромку выпускного окна на пару миллиметров. Для уменьшения нагарообразования нужно отполировать до блеска дно поршень, а во внутренней части убрать огрехи литья, которые создают сопротивление свежей смеси.

Когда происходит форсировка двигателя Иж Планета более серьезно, можно попробовать сделать облегчение поршня, но только в том случае, если руки растут из нужного места. Это позволит легче раскручиваться двигателю и уменьшит потери мощности двигателя. Необходимы расчеты, так как изменение массы может привести к уменьшению жесткости поршня. Ни в коем случае нельзя удалять ребра жесткости.

Поршневой палец можно облегчить, сточив металл на концах пальца.

Также возможно изготовление игольчатого подшипника.

Также для улучшения характеристик двигателя Планеты нужно немного переделать коленчатый вал. На стандартной Иж Планете шатун имеет форму двутавра. Для уменьшения сопротивления топливной смеси, для облегчения шатуна, а также для улучшения смазки нужно удалить ребра, доведя форму до саблевидной.

После этого шатун необходимо заполировать. Не стоит опасаться деформаций шатуна, так как останется запас прочности. Но поломка шатуна возможна, если двигатель заклинит на больших оборотах. Но у хорошего хозяина с не кривыми руками двигатель никогда не заклинит. Необходимо отполировать и стенки камеры КШМ и щеки коленвала.

Возможно улучшение динамики за счет уменьшения массы коленвала, но опять же только после расчетов. Но после уменьшения массы коленчатого вала ухудшится тяга на низах, увеличатся обороты холостого хода. Это же относится и к поднятию верхней кромки выпускного окна. Коренные подшипники коленчатого вала должны вращаться легко, без заеданий, не должны иметь практически никакого люфта. Это относится и к остальным подшипникам, так как тугие подшипники затрачивают энергию двигателя. Найти хорошие подшипники сейчас не очень легко. Желательного использовать высокоточные. После переделок коленвал необходимо отбалансировать.

Не стоит преуменьшать значение уменьшения объема кривошипной камеры. Вследствие уменьшения объема увеличится давление топливной смеси, что позволит улучшить наполнение цилиндров и увеличит мощность. Правда, это уже не легко, потребуется переделка кривошипной камеры и коленвала, а это уже много работы.

Головка цилиндра не должна иметь повреждений. Резьба под свечу и декомпрессор также не должна иметь повреждений. В случае наличия повреждений в месте стыка, его нужно немного сточить на абразивном круге. При необходимости также поступить и с цилиндром, предварительно выкрутив шпильки. Медные или алюминиевые прокладки использовать не нужно, так как в месте соприкосновения прокладки и цилиндра или головки возможна негерметичность соединения. Если прокладка на Планете стоит заводская, значит, это попытка скрыть брак.

Головку можно поджать, доведя степень сжатия до 9-9,3. После увеличения степени сжатия допускается использование только 2Т масел (обычно используют МГД-14М). Свечи желательно использовать импортные (главное не нарваться на левак типа VOSH или BOCH).

Внутреннюю поверхность головки заполировать до блеска, что уменьшит нагарообразование. Во избежание перекоса крепеж головки затягивать крест – накрест.

Дальнейшая форсировка Иж Планета это установка "правильного" карбюратора.

Карбюратор рекомендуется установить К-68И. Отполировать внутреннюю поверхность канала. Дроссель и иглу также заполировать. Можно поэкспериментировать с диаметром жиклеров и добиться лучших результатов. Всю информацию об этом можно найти на этом сайте.

Воздушный фильтр нужно установить бумажный, так как масляный не обеспечивает нужную степень очистки воздуха. Можно использовать фильтр от ИЖ-Планеты Спорт.

Впускной патрубок должен быть без раковин и забоин, при наличии таких патрубок заменить или заделать повреждения смазкой МС-2000 и заполировать. Возможно изменение длины патрубков. Более длинный патрубок улучшает работу двигателя на низких оборотах, а более короткий - на высоких. Оптимальная длина подбирается экспериментальным путем.

Также нужно уделить внимание герметичности стыков патрубка с цилиндром и с карбюратором. Для этого применяются мягкие паронитовые прокладки или термо- бензостойкий герметик. После установки патрубка нужно убедиться, что прокладка не выступает вовнутрь впускного канала (а в случае использования герметика нужно удалить его излишки из канала).

Для увеличения мощности нужно рассчитать резонатор. Делается это для определенных оборотов. Рассчитать выпускную систему можно по формулам, которые также можно найти в интернете.

Для улучшения охлаждения двигателя цилиндр и головку цилиндра можно покрасить в черный цвет термостойкой краской (покраска улучшит не только охлаждение, но и внешний вид двигателя). Но правильно отрегулированный двигатель не должен перегреваться даже после тюнинга.

Краткий обзор тюнинга Иж Планеты.
Кому-то может показаться все изложенное выше слишком сложным. Но это не так. Конечно, можно тюнинговать Юпитер и получить большую прибавку мощности, но для тех, кому часто приходиться ездить по бездорожью, Планета – лучший выбор.

Тюнинг двигателя ИЖ Планета 5 для тех кто любит свой ИЖ

Двигатель ИЖ Планета отлично поддается разного рода доработкам, а все для того, чтобы мощность нашего байка увеличилась. Поэтому вопрос про тюнинг двигателя ИЖ Планета 5 стоит очень остро.

планета 5 мотоцикл

Но с чего лучше всего начинать тюнинг мотора ИЖ Планета 5? А начинать надо с перепрессовки коленвала. Надо заменить коренные подшипники коленвала на подшипники вторичного вала от Явы, это увеличит ресурс этого узла.

Далее, для того, чтобы увеличить рабочий объём цилиндра надо отрезать верхнюю часть цилиндра и расточить гильзу до 76 мм. Сюда отлично подойдет поршень от ИЖ Планета Спорт. После тюнинга двигателя Планета 5 сможет ездить 160 км/ч. Правда будет слегка стрёмно на таком корыте ездить так быстро, но все же.

Тюнингованный двигатель не сможет работать с базовым сцеплением, особенно с диском сцепления и задней резинкой. И это понятно, ведь нагрузки станут выше, а стандартное сцепление рассчитано на стандартные нагрузки. Так что надо диски высунуть и поменять их на более толстые металлические диски, это позволит избежать проскальзывания. Более тяжелое сцепление будет компенсироваться увеличенной мощностью и новыми возможностями.

мотоцикл иж планета 5

Как вариант, делая тюнинг ИЖ Планеты 5, некоторые умельцы ставят наддув, но это уже более сложная работа, о ней мы позже поговорим. Кроме этого надо помнить, что новый воздушный фильтр будет лучше очищать воздух, ведь улучшенная очистка воздуха повлияет на увеличение мощности. Поэтому надо заменить стандартный воздушный фильтр на один из импортных аналогов.

Турбонаддув на ИЖ Планета 5

А теперь перейдем почти к невозможному – поставить на Планету 5 турбонаддув. Для начала придется узнать какая производительность насоса, в большинстве случаев она равна 1750 л/мин. Именно поэтому надо ставить наддув с приводом от коленвала, а у надувного насоса частота крыльчатки должна быть не меньше 10000 об/мин.

иж планета 5 тюнинг

При тюнинге двигателя ИЖ Планета Спорт нам может здорово помочь выпускной резонатор, тем, что он создает подпор горючей смеси в виде резонансной волны. А при помощи золотникового клапана получатся несимметричные фазы работы мотора. Чтобы избежать возможные проблемы, необходимо установить инжекторную подачу топлива. Фаза продувки настолько уменьшится, что попадет туда только нужное количество воздуха.

иж планета 5

Во время тюнинга двигателя ИЖ Планета 5 очень пригодится смазка поршня, для уменьшения трения. Особенная нагрузка будет идти на роликовый подшипник шатуна. Моторная цепь и коленвал не будут сбалансированы если моторная цепь будет провисать, поэтому её необходимо обязательно поменять. При большой нагрузке сцепление будет работать не так как обычно, именно поэтому надо контролировать чтобы текстолитовые диски были без повреждений, а на металлических дисках чтобы не было коробления. Если есть опыт и руки, то можно сделать мотоцикл ИЖ Планета 5 очень шустрым. Кстати, мотоциклы Ява тоже отлично поддаются тюнингу.

Виды тюнинга для мотоцикла ИЖ Планета 5.

Красный мотоцикл иж планета 5

  • внешнего вида;
  • двигателя;
  • трансмиссии;
  • ходовой части.

Технические характеристики.

Планета 5

Серийная Планета 5 имела следующие основные характеристики:

  1. база – 1,45 м;
  2. рама – сварная, трубчатая;
  3. размеры;
  4. Длина – 2,20 м,
  5. Ширина – 0,81 м,
  6. Высота – 1,20 м,
  7. масса – 160 кг;
  8. максимальная нагрузка – 175 кг;
  9. двигатель – двухтактный одноцилиндровый;
  10. вариант охлаждения – воздушный;
  11. диаметр цилиндра – 72 мм;
  12. рабочий объем – 345 куб. см
  13. мощность двигателя > – 22,0, л.с.;
  14. максимальная скорость – 120 км/ч;
  15. расход топлива – 5,0 л (90 км/ч)
  16. соотношение смеси масла и бензина (А 76) – 1/30;
  17. напряжение АКБ – 12 вольт;
  18. сцепление – многодисковое;
  19. коробка передач – четырехступенчатая.

Данные параметры и показатели двигателя обеспечивали мотоциклу высокие тяговых характеристики на малых оборотах, что позволяло осуществлять уверенное движение, прежде всего на сельских дорогах.

Изменение внешнего вида.

Мотоцикл планета 5

С этой целью выполнялись следующие основные работы:

  • устанавливались двусторонние дуги и коленные щитки;
  • менялось ветровое стекло;
  • монтировались более высокие крылья;
  • заменялись указатели поворотов;
  • заменялась труба глушителя;
  • устанавливались увеличенные боковые зеркала.

Выполненные полностью или частично тюнинговые операции по изменению внешнего вида сразу делали мотоцикл узнаваемым и отличным от серийного собрата.

Улучшение технических параметров

Тюнинг для увеличения мощности.

Иж Планета 5

Следующим вариантом добавления мощности была работа по увеличению объема цилиндра. С этой целью срезалась его верхняя часть и растачивалась гильза до 76 мм. Затем устанавливался соответствующий поршень, обычно использовался поршень от мотоцикла Планета Спорт.

Увеличение скорости мотоцикла.

После этой операции увеличивалась скорость мотоцикла по некоторым данным до 160 км в час. Поэтому работы по увеличению объема двигателя выполняли владельцы, которые планировали эксплуатировать свое транспортное средство в основном на скоростных магистралях.

красная планета 5

Затем устанавливается выпускной резонатор, обладающий резко направленными параметрами. Его задача создать волновой подпор топливной смеси. Следующим монтируется золотниковый клапан для получения несимметричные фазы работы мотора, что позволяет избегать прямого выброса отработанной смеси.

Выполнение наддува на двигателе пятой Планеты процесс достаточно сложный и поэтому не получил широкого распространения.

Улучшение сцепления.

При увеличении мощности мотора необходимо проводить работу по улучшению сцепления.В стандартных условиях серийное сцепление работает уверенно.

Планета 5 на литых дисках

Но при увеличении нагрузки резко возрастает риск «сжечь» его и выполнения последующего ремонта. Основные действия по тюнингу сцепления сводятся к замене стандартных дисков на увеличенные металлические. Обычно такие диски изготавливают из двух миллиметрового железа.

Использование более толстых металлических дисков уменьшает проскальзывание, деформацию, обломы и обеспечивает большую теплоотдачу.

Тюнинг внешнего вида.

Если выполнение внешнего тюнинга мотоцикла изменяет дизайн, делают его узнаваемым, то тюнинг технических характеристик практически всегда снижает ресурс силового агрегата.Поэтому приступая к доработке своего мото, владелец всегда должен помнить, что модернизация может принести не только пользу, но и вред.

За счёт чего Советский мотоцикл ИЖ Планета Спорт был быстрее всех

Наверное каждый из Вас вспомнит, как будучи юношей был хозяином мотоцикла и с этими воспоминания связано очень многое. Особенно это касалось сельской местности, где мотоцикл было иметь необходимо каждому молодому парню. Днём он был помощником в делах, а ночью средством передвижения до соседних сел, многие поймут о чем идёт речь. У каждого был свой мотоцикл и понятно, что марки их отличались, Мински, Восходы, Планеты и конечно же тяжелые Уралы с Днепрами, все они были любимцами своих хозяев. Был и негласный рейтинг мотоциклов по своим характеристикам, за счёт которых в принципе и было понятно, какой из них все-таки лучше.

Как мы знаем СССР это время большого дефицита, и если товар пользуется спросом на него обязательно будет дефицит, может небольшой, но очередь постоять придётся. К таким товарам можно отнести мотоцикл ИЖ Планета Спорт. Мотоцикл выделялся среди других моделей, он был в центре внимания и самое главное он обладал самой высокой скоростью на тот момент, она достигала 140 км/ч. За счёт этого показателя многие любители мототехники желали ездить на таком мотоцикле. Давайте посмотрим на технические характеристики мотоцикла ИЖ Планета Спорт и поймём почему он мог развить такую высокую скорость. Двигатель мотоцикла был двухтактным одноцилиндровым, охлаждение происходило за счёт встречного воздуха.

Объём двигателя равнялся 350 кубическим сантиметрам, что уже не мало для мотоцикла тех лет, а вот мощность составляла 32 л.с. Для сравнения мощность мотоцикла Урал была в этом же районе, но сколько весил тот самый Урал, а вот масса Спорта была всего 135 килограмм. Мотоцикл был очень приемистым и до 100 километров он разгонялся всего за 11 секунд, понятно, что расход топлива при таком двигателе будет не маленьким, он равняется примерно 6-7 литрам на 100 километров. Конечно ездить на таком мотоцикле нужно было с умом, в нем много дури и это часто приводило к самым плохим последствиям.

Если Вы эксплуатировали данный мотоцикл, оставьте свой отзыв о нем в комментариях под статьёй.

Что сделать чтобы иж планета ехала быстрее

1. Причина неисправности
2. Способ устранения

Рычаг кикстартера проскакивает или не возвращается (медленно возвращается) в исходное положение

1. Проворачивание рычага кикстартера на валу.
2. Подтянуть болт крепления рычага, если сильно повреждены шлицы, заменить рычаг или вал. 1. В холодное время в коробку передач залито слишком вязкое масло. 2. Заменить масло соответствующим окружающей температуре (вязкость по SAE 5W30, 10W30) или, в качестве временной меры, можно немного разбавить масло в коробке передач, залив в нее 100-150 куб. см бензина или керосина. Не забудьте при первой возможности заменить эту смесь «нормальным» маслом. 1. Сколы или сильный износ зубьев сектора, храповика или зубчатки пускового механизма. 2. Заменить поврежденные детали, обязательно промыть коробку передач. 1. Зубчатка заедает на ступице барабана сцепления. 2. Устранить заедание, притупить острые кромки отверстия зубчатки. 1. Лопнула или ослабла пружина пускового механизма. 2. Заменить пружину. 1. Стопорное кольцо соскочило со ступицы барабана сцепления. 2. Заменить кольцо или барабан.

Двигатель не запускается

Двигатель заводится не сразу, работает неустойчиво, плохо откликается на поворот ручки «газа», самопроизвольно глохнет

1. Загрязнение или повреждение игольчатого клапана карбюратора, не отрегулировано положение поплавка в поплавковой камере.
2. Очистить, отремонтировать клапан, отрегулировать положение поплавка. 1. Переобеднение горючей смеси по причине заедания поплавка или иглы клапана в верхнем положении, течи поплавка, засорения жиклеров и каналов карбюратора. 2. Промыть, отремонтировать и отрегулировать карбюратор. 3. Переобеднение горючей смеси из-за подсоса в кривошипную камеру дополнительного количества воздуха через различные неплотности. Например: прокладку между цилиндром и картером, прокладку всасывающего патрубка или неплотности в его подсоединении, прокладку крышки правого сальника коленчатого вала, прокладки заглушек продувочных каналов. Попадание в горючую смесь «лишнего» воздуха возможно также через изношенные правый или левый сальники коленчатого вала, а также неплотный стык между половинами картера. В последних двух случаях из коробки передач быстро «уходит» масло, а при изношенных сальниках двигатель дымит сильнее обычного, хотя видимых утечек масла может и не быть заметно. 2. Подтянуть крепления всех указанных деталей, если надо - заменить поврежденные прокладки, затвердевшие и изношенные сальники. Устранить неплотности в соединении всасывающего патрубка. При необходимости разобрать и собрать двигатель, надежно загерметизировав стык между половинами картера. 1. Загрязнение, обгорание, попадание влаги на контакты прерывателя, неправильная регулировка зазора между контактами прерывателя, неправильно установлено зажигание, пружина молоточка касается «массы» двигателя. 2. Зачистить контакты, установить правильный зазор, и момент зажигания, устранить контакт пружины с «массой». 1. Неисправность конденсатора (проявляется в виде сильного искрения между контактами прерывателя). 2. Заменить конденсатор, проверить состояние контактов, при необходимости зачистить их. 1. Неисправность катушки зажигания. 2. Заменить катушку зажигания. 1. Сильное зарастание нагаром, износ, обгорание электродов (увеличенный зазор) или другая неисправность свечи зажигания, загрязнение колпачка провода высокого напряжения и внешней поверхности изолятора свечи, использование свечи с несоответствующим калильным числом. 2. Очистить или заменить свечу, Следить за чистотой соединения провода со свечой, использовать только рекомендуемые свечи. 1. В топливной смеси слишком много масла. Из глушителей идет густой сизый дым. Возможно, бензин испарился при длительном хранении смеси в полиэтиленовой канистре или какой-либо другой негерметичной емкости. 2. Заменить топливную смесь, вывернуть и промыть в чистом бензине или растворителе (или заменить) свечу зажигания.

При запуске двигателя рычаг кикстартера «отдает» в ногу

1. Раннее зажигание.
2. Отрегулировать момент зажигания.

Двигатель заводится, работает нормально, но через некоторое время глохнет

Двигатель неустойчиво работает под нагрузкой (во время движения), не развивает мощности

1. Засорены каналы и жиклеры карбюратора.
2. Промыть растворителем детали карбюратора, продуть каналы и жиклеры сжатым воздухом. 1. Карбюратор образует чрезмерно богатую (выстрелы в глушителе, густой дым выхлопа, перегрев, посинение выпускных труб) или наоборот, бедную смесь (хлопки в карбюраторе, «чихание» двигателя) по причине высокого или низкого уровня топлива в поплавковой камере или неправильного (слишком высокого или низкого) положения дозирующей иглы. 2. Отрегулировать карбюратор. 1. Заедает или неисправен привод топливного корректора, «упала» игла или плунжер корректора. 2. Устранить неисправность привода, установить иглу корректора в нормальное положение. 1. Вывернулся от вибрации топливный жиклер или распылитель. 2. Ввернуть детали на место. 1. Не открывается по причине заедания привода дроссельная заслонка. 2. Отремонтировать привод, отрегулировать положение дроссельной заслонки. 1. Высокое сопротивление потоку воздуха на впуске, забит пылью фильтрующий элемент воздухоочистителя или в заборный патрубок попали посторонние предметы (ветошь, мусор). 2. Разобрать, промыть воздухоочиститель, залить в него масло. 1. Повышенное сопротивление отработавшим газам из-за образования сильных отложений нагара в выпускной системе, возможно, оторвались от корпуса перегородки в глушителе. 2. Очистить от нагара детали выпускной системы, в том числе выхлопные окна цилиндра. Энергично потрясти очищенный глушитель, если слышно, что внутри него свободно перемещаются детали -. Заменить глушитель 1. Неправильно установлено зажигание. При «раннем» зажигании двигатель стучит. При «позднем» возможны выстрелы в глушителе, густой дым выхлопа, перегрев (посинение) выпускных труб. 2. Отрегулировать установку момента зажигания. 1. Залегание или поломка поршневых колец, низкая компрессия в цилиндре. 2. Сняв поршень с кольцами, промыть его в растворителе или специальном составе для очистки, добившись полного удаления нагара и свободного перемещения колец в канавках. При сильном износе, поломке колец, задирах и наволакивании металла заменить (подобрав в комплекте), цилиндр, поршень и поршневые кольца. Проверить отсутствие отложений нагара в выпускной системе, при необходимости удалить нагар (см. выше). Для предотвращения неисправности применять только высококачественные топливо и масло в правильной пропорции, не допускать превышения уровня масла в полости воздушного фильтра. 1. Общий сильный износ деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ), низкая компрессия в цилиндре. 2. Заменить, подобрав в комплекте цилиндр, поршень и поршневые кольца. 1. Прорыв газов в стыке между головкой цилиндра и цилиндром. 2. Равномерно подтянуть гайки крепления головки цилиндра. При необходимости снять и притереть головку к цилиндру для обеспечения герметичности стыка. 1. Прорыв газов через приоткрытый клапан декомпрессора. 2. Отремонтировать клапан декомпрессора или его привод.

Что сделать чтобы иж планета ехала быстрее

Апгрейд «ЖЕЛЕЗА» - Быть или не быть?

Статистика неумолима - двухтактников в России подавляющее количество. И немалое количество пользователей занимаются совершенствованием своего «железа». Каковы возможности и пределы двухтактных двигателей, распространенных на 1/6 части суши?

Плох тот мотоциклист, который не мечтает о динамичном и красивом мотоцикле. Вот и начинают «оч.умелые» ручки доводить до ума то, что под рукой… Если владельцы иномарок могут легко осуществить полет фантазии, то большинству, увы, особо не разбежишься - «железо» зачастую на пределе ресурса, да и финансов кот наплакал.

Далеко не все из нас в состоянии позволить себе сразу новенький отечественный мотоцикл, не говоря уже о подержанной иномарке. Обычно довольствуются «наследством» - у кого Jawa в гараже осталась от отца, у кого «Минск» или «Ковровец».

В порыве желания ездить быстро, в головах некоторых рождаются мысли о модернизации. Дабы охладить пыл этим жарким головам, сообщаем: большинство ездящих по России мотоциклов были разработаны в далекие послевоенные годы, и возможность их тюнинга почти полностью исчерпана заводскими модернизациями. Так что рассчитывать на кардинальное улучшение характеристик не стоит - все хорошее уже сделано. Кое-что, конечно, ускользнуло из-под взгляда конструкторов, но в большинстве случаев это «кое-что» приводит к уменьшению ресурса двигателя, повышенному расходу и прочим побочным эффектам, которые не допустимы для серийной продукции. Давайте разберемся - стоит ли овчинка выделки? Вообще, нужно ли это? Возможна ли модернизация того или иного силового агрегата? А если «да», то к чему она приведет? Для наглядности рассмотрим все известные двухтактные силовые агрегаты мотопроизводителей бывшего соцлагеря и разберемся в особенностях их конструкций и возможностях доработки.

Модель: «Д-8М» производства «Красный Октябрь», г. С.-Петербург
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 45,4 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 38/40 мм
Мощность: 1,1 л.с. при 4000 об/мин
Степень сжатия: 6 (под 76-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: лепестковый клапан (ЛК) отсутствует, впуск осуществляется через цапфу коленчатого вала, что позволяет сделать фазу впуска несимметричной, но в то же время создает дополнительное сопротивление, устаревшая двухканальная схема продувки. Отсутствие КПП не позволяет повышать мощность за счет оборотов - иначе на таком мопеде не тронешься с места. Система запуска «с ходу» не дает сильно увеличивать степень сжатия. Единственное достоинство для тюнинга - низкая стоимость деталей.
Совет: это не лучший мотор для тюнинга.
* * *

Модель: V-50, V-501 производства завода «Вайрас», г. Шауляй, Литва (снят с производства)
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 49,8 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 38/44 мм
Мощность: 1,8 л.с. при 4000 об/мин
Степень сжатия: 8 (под 76-ой бензин)
Система зажигания: бесконтактная
Особенности: ЛК отсутствует, допотопный карбюратор К-60В (прозванный «капельницей»), устаревшая двухканальная схема продувки. Не способствуют форсировке по оборотам ряд конструктивных особенностей: длинноходность (отношение хода поршня к его диаметру S/D = 1,16), расположение корзины сцепления на цапфе коленчатого вала (вызывает вибрации), малая площадь ребер охлаждения цилиндра и головки. Не выдержат повышенной мощности откровенно слабые коленчатый вал и шатун.
Совет: несколько улучшить показатели можно, увеличив степень сжатия и немного расширив фазы (как и насколько - знают картингисты прошлого поколения). Однако двухступенчатая КПП сведет все усилия на нет. Лучше поступить так же, как и владельцам «дэшников» - поискать более достойный объект для приложения рук
* * *

Модель: ММВЗ-3.113 производства «Мото-Вело», г. Минск, Белоруссия
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 123 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 52/58 мм
Мощность: 11 л.с. при 6500 об/мин
Степень сжатия: 9,5 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: бесконтактная
Особенности: ЛК отсутствует, устаревшая двухканальная схема продувки. Тем не менее, на заводских модификациях для спорта достигались показатели: у «кроссачей» - 20 л.с. при 8500 об/мин, у «кольцевых» мотоциклов и картов - 24 л.с. при 10000 об/мин (степень сжатия 14). У этих моторов имелся третий продувочный канал в цилиндре, расширенные фазы газораспределения, карбюратор с диффузором 33-34 мм, зажигание типа «Мотоплат». На облегченный поршень устанавливалось одно стальное L-образное компрессионное хромированное кольцо. Также усиливались шатун, коленчатый вал, корзина сцепления. К сожалению, увеличение рабочего объема до 200 см3, равно как и установка ЛК, невозможны без модернизации картера.
Совет: если решите связаться с «минскими» двигателями, проконсультируйтесь по ряду технических вопросов у картингистов.
* * *

Модель: «ЗиД-200» производства завода им. Дегтярева, г. Ковров
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 197 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня: 65/58 мм
Мощность: 15 л.с. при 6500 об/мин
Степень сжатия: 9,5 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: бесконтактная
Особенности: достаточно современный короткоходный двигатель (S/D = 0,89) с трехканальной продувкой и ЛК на впуске (по типу пионерской в свое время «ямаховской» схемы). Опыт создания заводом модификаций для спорта показывает, что предел форсировки даже старых 175-кубовых моторов без ЛК и с контактной системой зажигания - 24 л.с. У этих двигателей увеличивалась степень сжатия (до 14), расширялись фазы газораспределения, продувка улучшалась введением дополнительных каналов и повышались обороты (до 8000). Карбюратор имел диффузор 32 мм, выпуск - настроенный на повышенные обороты. Естественно, ресурс таких моторов существенно снижается. Возможно, кому-то посчастливится достать мотобольный двигатель СМБ-2 - он отличается от серийного «ЗиД-200» картером, поршнем, цилиндром и головкой с увеличенным оребрением. Шесть продувочных каналов, шестипластинчатый лепестковый клапан, увеличенная степень сжатия и настроенный выпуск - все это было заложено уже на заводе в распространенные мотобольные моторы. Помимо 175-кубовых двигателей небольшими партиями выпускались 250-кубовые версии. Ограничивает возможности мотора четырехступенчатая КПП. Совет: в качестве «платформы» по тюнингу имеет смысл все-таки поискать именно 250-кубовую «мотоболку» (в крайнем случае - 175-кубовую). Это самые «продвинутые» отечественные двигатели для легких мотоциклов класса «эндуро».
* * *

Модель: «ТМЗ-200» производства Тульского машиностроительного завода им. Рябикова, г. Тула (снят с производства)
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 199 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 62/66 мм
Мощность: 13 л.с. при 5200 об/мин
Степень сжатия: 8,5 (под 76-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: умеренно длинноходный двигатель (S/D=1,07), изначально предназначенный только для мотороллеров (спортивных модификаций не было). Форсировка по оборотам ограничена массивным ротором династартера, своеобразной системой продувки и практически не работающем ЛК на впуске. Кроме того, на обычных мото лишней окажется система принудительного охлаждения. Единственное достоинство мотора - «неубиваемая» КПП.
Совет: не связывайтесь с этим мотором.
* * *

Модель: «ИЖ-Планета 5» производства «Ижмаш-Мото», г. Ижевск
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 346 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 72/85 мм
Мощность: 22 л.с. при 4850 об/мин
Степень сжатия: 8,5 (под 76-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: крайне «дремучий» двигатель (почти 50 лет без существенной модернизации), без ЛК и с контактным зажиганием. Кроме того, он длинноходный (S/D = 1,18), с массивными щеками коленчатого вала, что препятствует форсировке по частоте вращения коленвала. Хотя в прошлом на таких двигателях гонялись, давно никто в мире не делает одноцилиндровые 2Т моторы такого рабочего объема.
Совет: не берите за основу для форсировки мотор «П-5». Уж если что делать - поищите двигатель «Иж-Планеты Спорт» или кроссовых моделей «К-15», «М-15». В штатном исполнении это короткоходный мотор (S/D=0,98) со степенью сжатия 10, карбюратором «Микуни» и многоканальной продувкой выдавал 32 «лошади». Если установить ЛК (такое практиковали кроссовики прошлого поколения), возможно «снять» до 40-45 л.с.
* * *

Модель: «ИЖ-Юпитер 5» производства «Ижмаш-Мото», г. Ижевск
Тип двигателя: двухцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 347,6 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 62/57,6 мм
Мощность: 24 л.с. при 5000 об/мин
Степень сжатия: 9,3 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: короткоходный (S/D=0,93) двигатель, хотя и без ЛК, но легко поддающийся форсировке. Конструкция позволяет установить два карбюратора и улучшить продувку, а при некоторой смекалке - установить ЛК или цилиндры большего диаметра (доводят рабочий объем до 500 куб. см). При форсировке по оборотам заменяют систему зажигания на бесконтактную с датчиком Холла.
Совет: за основу для дальнейших работ имеет смысл брать самую «продвинутую» заводскую модель - «Ю-4» (28 л.с. при 5900 об/мин). Ее мощность реально поднять до 40-45 л.с. при 7-8 тыс. об/мин. Возможности форсировки «Юпитера» с жидкостным охлаждением более ограничены.
* * *

Модель: «Ява-350/634» производства Чехии (снят с производства)
Тип двигателя: двухцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 343,5 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 58/65 мм
Мощность: 21л.с. при 5250 об/мин
Степень сжатия: 9,2 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: длинноходный мотор (S/D=1,12), с массивным коленчатым валом и контактной системой зажигания не дают повышать обороты, а значит, и мощность. Так же ограничивают возможности форсировки чугунные цилиндры (плохой теплоотвод), и их крепление тремя шпильками. Конструкция картера не позволяет установить ЛК и два карбюратора. Кроме того, в угоду малой ширине двигателя, он имеет примитивную несимметричную двухканальную продувку.
Совет: смиритесь, что много «выжать» из «явского» двигателя не удастся, хорошо бы достичь заявленных заводом показателей. Для этого тоже нужно потрудиться, убрав технологические огрехи.
* * *

Модель: «Ява-350/638» производства Чехии
Тип двигателя: двухцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 343,5 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 58/65 мм
Мощность: 26 л.с. при 5500 об/мин
Степень сжатия: 10,2 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: этот двигатель дает больше свободы для творческой «ловли блох», по сравнению с рассмотренной 634 моделью. Он имеет алюминиевую рубашку цилиндров, которая способна рассеять больше тепла (от повышенной мощности). Выпрессовав гильзу, можно доработать продувочные окна и даже сделать дополнительные каналы, что потребуется при установке лепесткового клапана. Также возможна установка двух карбюраторов и бесконтактного зажигания. Однако вряд ли все это вместе позволит получить больше 30-35 л.с.
Совет: тюнинг «Явы» - занятие неблагодарное, расходы на запчасти велики, а отдача - не очень. Не проще ли пойти другим путем: сразу купить «заряженного» на заводе «японца»?

скажите пожалуйста почему плохо набирает обороты иж планета 5

Попробуй на прямую бабину подсоеденить. Плюс от акб,минус с кулачков. Если не поможет попробуй завести и просто акб отсоеденить.

У меня такая же фигня помогите

кондинсатор меняй на зажигании!

у меня тоже самое только он глохнет когда даю газу ,карб чистил,зажигание настроил.контакт поменял ,бывает работает хорошо, потом опять плохо. помогите

Да он Льёт Как Сука . Тут в карбюраторе дело !

Такая же проблема. Карб прочистил,зажигание настроил,иглу опустил до середины. Обороты получше стали набираться,но всё-равно не тянет. Это не конденсатор,если бы его пробило,то мотоцикл вообще бы не заводился.

здравствуйте , подскажите пжл : запускаю планету 5 от автомобильного акб работает очень плохо , как только оцепляю акб все работает замечательно!?

У меня тоже вообще разгозовать не возможно просто захлёбывается

Чё делать я не знаю

кандер поменяй 100 пудова

подскажите пожалуйста мотоцикл заводится не едет на полный газ

подскажите пожалуйста мотоцикл заводится не едет на полный газ

там в карбе дело его заливает! бензин весь прёт из посадочного места воздухана хай иглу ставит на второе положение! и жыклеры нормальные ставит!

бензина убавь переливает

подскажите пож почему а бороты неразвивает

Карбюратор купи новый и не ебись

в колодце карбюратора сломан наверное сам колодец и джинглёр выпадает и игла прыгоет он захлёбуется и не тянет замени колодец и всё нормально будет

винт обогошения покрути и посмотри на уровень попловка и вообще выкинь нахуй этот карб и поставь нормальный к-62И

переполняет и зажигание надо настроить

стакан выкрутиться с глушака и почисти

бронипровод шьет во все стороны на больших оборотах, надо новый. а на видео переливает бензин;)

Кароче у ИЖ планета 5 1 цылиндр а у ИЖ юпитер 5 2 цылиндра поетому ИЖ планета 5 набирает меньше оборотов чем юпитер)

Переполняет, меняй карб

Бля поставь воздушок убавь смеси и попробуй

игла в карбюраторе на заслонке отпала

Карбюратор Пекар, наш или китай?!- скорее всего проблема в нем. особенно если менял рем. комплект -зап. части могут быть не родные. Так же как писали ранее: меняй конденсатор, бронепровод, свечу (найди заведомо рабочую катушку зажигания) выставляй нормально зажигание

Ты пидарасина на совке.. АЛЬФА ВАЛИТ!!"!!"!

Тоже самое на моей планете кто знает точную причину?(заводится работает на холостых а ехать не хочет )

3 самых быстрых мотоцикла в СССР

Это сейчас все, что имеет рабочий объем меньше "литра" и максимальную скорость до 300 км/ч не считается серьезным супербайком. А ведь еще каких-то 20 лет назад пределом мечтаний большинства отечественных байкеров была 2-тактная 350-кубовая "Ява", способная разгоняться до жалких 120 км/ч. Предлагаю немного отвлечься от автомобилей и совершить экскурсию в мотоциклетное прошлое Страны Советов, вспомнив тройку самых скоростных дорожных мотоциклов послевоенного периода, которые официально продавались в торговой сети СССР.

Принято считать, что тяжелые мотоциклы с 2-цилиндровыми 4-тактными оппозитными моторами в СССР производили и продавали исключительно в "колясочном" исполнении, а эксплуатация обычными гражданами подобной техники без бокового прицепа была строго запрещена ПДД. Мало кто знает, но в конце 50-х годов советский мотопром наладил серийный выпуск элегантных 500-кубовых "одиночек" М-52 и М-53, которые в свое время были практически самой скоростной серийной 2-колесной техникой на отечественных просторах. Разработкой мотоциклов занимались в ЦКБ мотоциклостроения в Серпухове, а выпуск наладили сразу на двух крупных мотозаводах: ирбитском (М-52) и киевском (М-53). Первый опытный образец М-52 построили в 1954 году, а на конвейер аппарат попал в 1957 — после прохождения межведомственных испытаний. Первую товарную партию новых "пятисоток" реализовали в прилегающих к ИМЗ (Ирбитский Мотозавод) районах. Параллельно с дорожными М-52 также был налажен выпуск и спортивных версий: М-52С (для шоссейно-кольцевых гонок) и М-52К (для кросса). К сожалению, производство М-52 было свернуто уже в 1959-м, а на смену ему пришел куда более известный М-61, который предлагался исключительно в варианте с боковой коляской: в то время стране не нужны были пижонские скоростные мотоциклы. За 2 года серийной "жизни" было выпущено только 678 экземпляров 500-кубового мотоцикла (включая примерно 200 спортивных машин), а до наших дней уцелело всего несколько М-52 с родными агрегатами. Еще более трагично сложилась судьба более прогрессивного М-53 — с новой экипажной частью (задняя маятниковая подвеска), более современным мотором и внешностью. Хотя многие старые справочники и позиционируют киевскую "500-ку", как серийную технику, на самом деле, всего было собрано только 5 таких мотоциклов в дорожном исполнении и еще несколько спортивных машин. На сегодняшний день скоростные характеристики советских "пятисоток" не впечатляют: по паспортным данным 24-сильный М-52 с сухой массой в 185 кг развивал "максималку" 120 км/ч, а более легкий и мощный М-53 (165 кг и 28 л.с.) был на 5 км/ч быстрее.

«Иж Планета-4» — мотоцикл на каждый день, а не для демонстраций друзьям в гараже

Мое увлечение мотоциклами, как и у большинства парней, началось в деревне у бабушки. В то время почти все ровесники покупали мотоциклы, и мне, естественно, он тоже понадобился, чтобы, так сказать, не отставать от моды. Было это уже в далеком 2007 году. Тогда родители давали деньги на столовую, и месячную норму я потратил на покупку своего первого мотоцикла.


Им оказался «Восход 3М». Стоил он на то время 35 тысяч — такие цены действительно были! Техника была довольно надежная, но заводилась только с толчка (это обычное дело для «Восходов») и плоховато тянула на четвертой передаче. Из-за моего малого опыта мотоцикл продержался где-то год. Потом был «Минск» — наверное, один из самых первых (аж 1993 г. в.), снова «Восход» — этот уже иногда с лапки заводился. Затем опять «Минск» (модель 3.112), но и его я снова продал, посчитав слабоватым. Весной 2011 года у него появился новый хозяин, а я принялся долго искать замену. Вначале хотелось Jawa 638, но друг предложил «сходить глянуть „Ижа“ у одного дедули». Шли смотреть, даже не зная, «Юпитер» там или «Планета». Когда открылся гараж, мы увидели «Планету-4» с коляской. Походили кругами, решили все-таки выкатить из гаража и проехать. После одного круга я решил, что лучше ничего не найду.



Мотоцикл был сделан в далеком 1985 году. До меня у «Ижа» был только один владелец, ему уже было, насколько я помню, лет 75, и мотоцикл он продавал слегка прослезившись — как от сердца отрывал. Сразу переоформить покупку не получилось, так как в то время все ставили на учет скутеры и мне сказали, что номера придется ждать около месяца. Поэтому я ездил на старом учете, пока весь ажиотаж не прошел. Дедушка говорил, мол, даже пару раз ездил на нем в Псков к родственникам. На момент покупки пробег составлял 51 тысячу километров, что немало для такой техники.


Уже при перегонке мотоцикла на дачу выяснился первый минус — выбивание второй передачи. Решение этой проблемы было простым — с помощью болгарки подрезал кулачки зацепления шестерен (в интернете можно найти подробную инструкцию). Как следствие, коробка на протяжении трех лет меня не беспокоит. Отпугивало наличие АКБ и, как мне казалось, большой расход топлива (в то время денег особо не было). Как только мы с другом отсоединили коляску, мои сомнения рассеялись за мгновение. Я решил, что буду на нем ездить, несмотря на расход. Зато так мощнее и быстрее. С того времени коляска пылится в сарае в деревне, оформлял мотоцикл уже без нее.


Заводской цвет сохранить не удалось, так как позапрошлым летом, июльской ночью, мотоцикл украли. Слава нашей доблестной милиции — к утру его нашли. Но при этом воры повредили бак и панель приборов. Видимо, пытались добраться до замка зажигания, но что-то у них не вышло. Заменить бак я решил таким же от переходного «Юпитер-5». Также оригиналу не соответствуют ручки на руле (сам понимаю, что колхоз). Кроме того, лапки переключения передач и заводная стоят от пятой модели. Еще замене подверглись крышки боковых отсеков, в одну из них был вставлен замок для более надежной защиты АКБ. Также приварена дополнительная боковая подножка, так как на мотоцикле с коляской заводом-изготовителем она не предусмотрена.


Двигатель у мотоцикла стандартный для «Ижа» — 350 кубов, мощностью 20 л. с. По нынешним меркам слабоват. Его производство началось, наверное, еще в 60-х, и с течением времени он лишь слегка модернизировался, поэтому почти все взаимозаменяемо. Причиной тому было полное отсутствие конкуренции с зарубежными производителями. На заводе, правда, были интересные задумки, но для них нужно было переоборудовать цеха. А зачем, если на то, что выпускается, и так очередь на полгода. Как только Союз распался, на рынок хлынула японская техника, былой спрос угас, и в скором времени завод закрылся.


В плане ремонтопригодности мотоцикл очень простой: все, как в минском, только больше в размерах. Немаловажный плюс — не нужно «раскалывать» мотор при ремонте коробки передач. Для особо ленивых предусмотрена отдельная крышка доступа к генератору. Да и в целом на обслуживание уходит совсем минимальная сумма. В этом году мои самые большие расходы связаны просто с прохождением ТО. Электрика на мотоцикле штатная, 12 вольт, вполне хорошо работает и не требует никаких вмешательств. Были планы поставить «ксенон», но зачем он мне, если ночью особо не езжу?


При езде на малых скоростях не так греется, как его двухцилиндровые собратья. Тяга у мотоцикла хорошая, проходимость также неплохая. По грибы да на рыбалку завезет без проблем. Если использовать для этих целей, то стоит подыскать «шиповку», так как есть у него привычка зарыться в песок по глушители. Расход у мотоцикла составляет около 4,5—5,5 литра на 100 километров пути в зависимости от манеры езды. Крейсерская скорость на трассе достигает 75—80 км/ч при ведущей звезде на 19. Если заменить на 21-ю, думаю, должна возрасти до 90 км/ч, но от этого и так небольшая динамика разгона упадет.

Для города мотоцикл вполне удобен, можно без проблем обогнать парочку плетущихся машин. Мой личный рекорд — 130 км/ч, но это лишнее, староват уже «Ижик». На «Планете» я проехал около 9 тысяч километров. Самая серьезная поломка была связана с перегоревшим БВП, или реле зарядки, — это был единственный раз, когда мотоцикл не довез меня домой. Да и то, скорее всего, из-за плохо закрепленной АКБ при поездке в лес, в которой от прыжков по ухабам замкнуло банки внутри бардачка.


Пока искал БВП и выяснял, в нем ли причина, установил припасенное зажигание от минского мотоцикла. С минским зажиганием, конечно, хорошо, но с ним не тот свет, да и не сигналит как надо, только крякает. Затем за зиму все собрал, как было раньше. В остальном мелочи: менялись только покрышки, БВП, естественно, уже, наверное, с десяток дисков сцепления, поршневые кольца и масло четыре раза. Ну, о внешних преображениях было сказано выше. По поводу немного порванного седла каюсь.


О комфортной езде говорить трудно — мотоцикл советский и этим все сказано! Сам далеко не езжу, в основном за город в деревню. Самая дальняя поездка — 80 километров туда и через час обратно. Усталости не почувствовал, разве что слегка не хватало скорости. «Иж Планета-4» — мотоцикл на каждый день, а не друзьям в гараже показывать.



Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. Обращаем внимание на изменение правил конкурса. С ними, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.

Читайте также: