Фашистские вояки хотели увидеть волгу красная армия дала им эту возможность

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Высота 102,0. Мамаев курган.

Всему свое время. Так получилось и с этим повествованием.
Эта запись приурочена к годовщине окончания Сталинградской битвы и рассказывает о мемориале на Мамаевом кургане в Волгограде.
Здесь не будет шуток, креатива, отжига. Здесь будут серьезные эмоции. Внимайте.

На Мамаевом кургане мне довелось побывать два раза с разницей три месяца. Мемориал, посвященный самой крупной и переломной битве периода Великой Отечественной Войны, поражает своими масштабами, концепцией, психологическим эффектом.
Бои за Мамаев курган длились 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами, и даже в снежную пору оставались чёрными: снег здесь перемешивался с землей от плотного огня артиллерии и разрывов бомб и таял. Когда Сталинградская Битва была окончена, на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города — именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую весну после Битвы на сгоревшей земле Кургана не выросла даже трава — он чернел, как обугленный, изрытый воронками, усыпанный пулями, осколками от мин, бомб, снарядов. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.
Позднее, на месте этой огромной братской могилы, был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве. Вот к нему и поведу.

Первые пять десятков ступеней из двухсот, символизирующих двести дней Сталинградской Битвы приводят тебя на Аллею пирамидальных тополей. Ты идешь по Аллее, взирая на мемориал. Ты восхищен открывающимся зрелищем, и еще способен говорить.

Аллея. Тополи, как почетный караул, как часовые, молча стоят вдоль широкой дороги, ведущей к Площади Стоявших Насмерть.

«Стоять насмерть. Не посрамим священной памяти». — Гласит надпись на монументе. И говорить уже не хочется. Каменное изваяние воина, но сколько в нем суровой решительности, мощи, движения и непоколебимости. Своим телом он способен заслонить, закрыть то, ради чего погибал здесь. И он делает это — закрывает своим телом Родину-мать.

Молча и медленно ты огибаешь монумент, чтобы продолжить свое восхождение.
Следующая череда ступеней зажата среди стен-руин. Поющих стен, говорящих стен. Сводки голосом Левитана, звуки боя, чьи-то приказы, пулеметные очереди – все это сопровождает тебя на пути к вершине. Просто смотри и читай. Ощути весь трагизм войны и героизм людей, закончивших ее. Испытай их эмоции и проникнись благодарностью к ним.

Фашистские вояки хотели увидеть волгу красная армия дала им эту возможность

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мемориальный комплекс "Мамаев курган"

Священное место. Сталинград. Мамаев Курган. "Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни "

Во время Сталинградской битвы на Мамевом кургане проходили ожесточённые бои. Сталинградская битва продолжалась 200 дней.
Сразу нужно сказать, что каждая композиция, каждый элемент мемориального комплекса максимально насыщен информацией, максимально аллегоричен.
(ДАЛЕЕ МНОГО ФОТО)

У подножия Мамаева кургана. Вводная композиция-горельеф «Память поколений».
Рядом находится ряд специальных мраморных тумб, в которых хранится земля, привезенная из других Городов-Героев.

Центральная лестница из 200 ступеней – по числу дней Сталинградской битвы. Надпись – не задумка архитекторов, она появилась сама собой «чудесным образом» в 90-е годы и с тех пор периодически «самообновляется» :)

Центральная лестница приводит нас на Аллею пирамидальных тополей. Фото в разные годы – несколько лет назад тополя обрезали. Почему именно пирамидальные тополя? Они стоят ровным строем, устремившись в небо, как строй солдат почетного караула… В праздничные дни Аллею дополнительно украшают флаги.

За Аллеей мы переходим мост через железную дорогу. Мимо Мамаева кургана ходят городские электрички и пассажирские поезда.

Минуем мост с красивой решеткой и клумбами и оказываемся на Площади Стоявших насмерть.

В центре - монумент «Стоять насмерть». Слова скульптора Вучетича: "Это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы".

Лицо солдата имеет портретное сходство с командующим Сталинградским фронтом маршалом Советского Союза В.И.Чуйковым.

Площадь Стоявших насмерть удивительна тем, что на ней есть точка, откуда за фигурой Солдата совсем не видна Родина-мать. Мощная аллегория, правда? Солдат собой закрыл Родину.
На фото мой сын Максим стоит левее этой точки,

. но видно – еще пара шагов вправо – и Родина –мать скроется за спиной Солдата.

Далее поднимаемся по огромной лестнице мимо Стен-руин. Справа и слева лестницы расположены огромные монументы в виде разрушенного города, с барельефами солдат, надписями… Эти стены звучат – из скрытых внутри динамиков разносят звуки автоматных очередей, разрывы снарядов, крики атакующих солдат, сводки информбюро голосом Левитана… В праздники, когда много народу, это не так остро воспринимается, но обычно в этом месте люди всегда затихают – действительно, погружаешься в атмосферу боевого Сталинграда… Но особенно остро это ощущаешь, если поднимаешься на Курган не в праздник, а в обычный будний день… На самом деле потрясает…

Стены-руины можно рассматривать часами, столько там удивительных элементов. Прежде всего – Левая Стена – это Оборона города, солдаты, стоящие насмерть, вросшие в камень городских стен, живым щитом закрывшие собой город. Все композиционные элементы на ней – статичные, застывшие.

Наверху на стене, под полуразрушенной аркой – фигура солдата в человеческий рост. Это позволяет оценить размер и масштаб самой стены.

Правая стена –это Наступление. На ней все элементы, напротив, динамичны, в движении – бегущие солдаты, несущийся танк…

Поднимаемся мимо Стен-руин и попадаем на Площадь Героев. В центре площади – огромный бассейн. Не знаю, как так придумали архитекторы комплекса, как они этого добились, какими такими ухищрениями – но тут обычно всегда очень тихо, безветренно… Все как будто замерло, и вода в бассейне неподвижна, как стекло. Это – символ Волги. Наполнен до самых краев прозрачной водой….

Пришедшие сюда поклониться павшим опускают в воду цветы. Сейчас – сложно сказать, почему – даже в праздник цветов не особенно много… Но я помню, что когда меня в 3,5 года впервые повели на курган, я была поражена тем, что из-под цветов практически не было видно воды…

Справа от бассейна расположены скульптурные группы, аллегорически изображающие защитников Сталинграда.

Слева на стене выбиты слова из книги Василия Гроссмана: «Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» (фото сверху, с противоположной стороны)

Ответ на этот вопрос и дают шесть скульптурных групп справа, в основе каждой из композиций – контраст между жизнью и смертью:

Боец поддерживает раненого товарища…

Медсестра выносит на плечах раненого с поля боя …

Боевой товарищ мертв, и моряк, подхватив последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу.

Знаменосец убит, но знамя подхватили крепкие руки другого бойца.

Умирающий командир отдает приказ…

… На место павших встают новые бойцы. Выстояв, мы победим!

Особенно символична последняя, шестая скульптура: солдаты скрутили и душат фашистскую гидру (и так будет снова, если что…)

Заканчивается площадь, и перед нами встает Мемориальная стена.

На барельефе – армия победителей.

Под ногами у советских солдат - пленные немцы. Надпись гласит: «Фашистские вояки хотели увидеть Волгу? Красная Армия дала им эту возможность».

Далее – вход в зал Воинской славы. Мы входим в бетонный коридор, который всегда напоминает мне какое-то подземное укрепление, катакомбы, стены массивны и словно давят… Мы словно идем под землей.. никаких украшений, надписей, и только в конце сияет вмурованная в стену медаль за оборону Сталинграда. Поворот направо….

И мы входим в Зал Воинской Славы… Просторное круглое помещение с отверстием в потолке…

В центре зала - Вечный огонь – огромная рука, держащая горящий факел.

Зал Славы венчает гвардейская лента: «Мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной». На мозаичных стенах изображены по периметру приспущенные красные знамена …

На них – списки погибших в ходе Сталинградской битвы…. Бесконечные списки…

По периметру зала – пандус, по которому проходят люди…. В праздники огромная людская волна молча и медленно течет вдоль знамен, вокруг центральной площадки, на которой расположен Вечный огонь.

Перед Вечным огнем всегда стоит почетный караул, который сменяется каждый час.

Пройдя сквозь зал Воинской славы, мы попадаем на Площадь Скорби…
Самая трогательная часть комплекса – скульптура «Скорбящая мать», склонившаяся над погибшим сыном… Невероятная по силе воздействия… Вокруг скульптуры - бассейн "Озеро слез". По дорожке из гранитных камней можно подойти поближе, чтобы положить цветы… Изначально Вучетич хотел вылепить лицо погибшего солдата, но всё-таки решил закрыть его полотном-знаменем, чтобы каждая женщина видела в этом солдате своего погибшего сына, мужа, брата…

Здесь же рядом находится могила Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова (1900 – 1982) .

Далее – серпантином поднимается дорожка –пандус, ведущая к подножию Родины-матери. Долгий и скорбный подъем, мимо гранитных плит памяти Героев Советского Союза…. Годы рождения разные, годы гибели – 1942-1943…

Главный монумент «Родина –мать зовет!»
Скульптура 85 м высотой. Огромная, грозная, мощная, Великая, зовущая своих детей на Священный бой за родную землю…

Для справки: верхний курган – насыпной, для укрепления устойчивости скульптуры. Вообще, в ходе Сталинградской битвы Мамаев курган обозначался как «высота 102».
(фото после открытия мемориального комплекса. На кургане практически нет растительности - так была земля нашпигована металлом. )

Позади Родины –матери в 90е годы вырос православный храм Всех святых, в память о павших воинах.

Даже местные жители не все знают, что на этом комплекс «Мамаев курган» не завершается. Чуть далее, на другой стороне кургана находится огромное Воинское мемориальное кладбище. На Мамаевом кургане захоронено около 36 000 человек, сражавшихся за Родину. Самое страшное, что поисковые работы продолжаются, и захоронения пополняются…

И несколько просто красивых фото с Мамаева кургана:

Фото в посте: мои, Оксаны Ивановой (Волгоград), из свободных сетевых ресурсов.
(Текст мой)

Мамаев курган и "Родина-мать зовет!"

Мамаев курган и "Родина-мать зовет!"

Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни (надпись на плите при входе на Мамаев курган)

Главная высота России, где решалась судьба русской цивилизации. Место, где в течение 200 дней шел непрерывный бой. Восемь раз противнику удавалось ворваться на курган, и восемь раз Красная Армия отбивала назад стратегически важную позицию. Высота «102,0» на правом берегу Волги стала переломной точкой в истории Второй мировой войны. Здесь состоялась величайшая из битв в истории Человечества. Здесь стояли насмерть советские солдаты. Здесь определялось будущее этого мира. Здесь в братских могилах покоятся останки свыше 34 тысяч солдат и офицеров РККА.

Предлагаю читателям совершить обзорную экскурсию на Мамаев курган, где полвека назад под руководством Е. Вучетича был воздвигнут грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», более известный в народе, как «Родина-мать зовет!». Знаковое место, ставшее одним из символов Великой Победы.

Обзор будет представлять компиляцию из фотоматериалов нескольких посещений Мамаева кургана – читатель получит возможность посмотреть, как выглядит это место днем и ночью, в праздник и будничные дни. Даже в самое обычное пасмурное утро комплекс посещают толпы людей – довольно сложно выбрать правильный ракурс, чтобы в кадре не оказался посторонний человек.

Историко-мемориальный комплекс расположен непосредственно в городской черте, в центральной части Сталинграда. Популярность «Родины-матери» чрезвычайно высока – автомобильная парковка Мамаева кургана удивляет разнообразием номеров всех регионов России. Действительно, здесь есть на что посмотреть – главная скульптура «Родина-мать зовет!» превышает по высоте в два раза американскую «Статую свободы» (85 против 46 метров).




Под аллеей, у подножия кургана, проложена железнодорожная ветка – каждый уралец или сибиряк на пути к Черному морю непременно проезжает мимо «Родины-матери». К празднику 9 Мая путь к памятнику украшают десятки красных флагов, что придает месту особую торжественность.


С Аллеи пирамидальных тополей, поднявшись вверх на 6 метров по трехмаршевой лестнице, попадаем на легендарную площадь «Стоявших насмерть!». Лицо фигуры солдата с занесенной над головой гранатой принадлежит маршалу В.И. Чуйкову – командующему 62-й армией, человеку, кто непосредственно руководил обороной Сталинграда. Одно из самых фотогеничных мест на Мамаевом кургане, неотъемлемый атрибут всех наборов открыток с видом города.


…Под Сталинградом идут жестокие бои, наша армия отражает многочисленные атаки противника…




Новая «локация». Площадь Героев с шестью скульптурными группами.
Большую часть площади занимает прямоугольный бассейн в гранитных берегах. Ввиду участившихся случаев кощунственного поведения посетителей, не вздумайте осквернять монумент, ползая по колено в воде, и подбирать со дна многочисленные монеты – последует немедленная кара со стороны стражей правопорядка. Никогда не нарушайте покой павших солдат. Ведите себя достойно – на Мамаевом кургане на каждом шагу установлены камеры видеонаблюдения.


По правую сторону бассейна стоят шесть массивных скульптурных композиций защитников города. В основе всех работ – контраст стоящих и поверженных фигур. Боевой товарищ мертв, и моряк, подхватив последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу. Знаменосец убит, но знамя подхватили крепкие руки другого бойца. Медсестра с раненым на плечах…на место павших встают новые ряды бойцов. Выстояв, мы победим! Особенно символичная крайняя, шестая по счету скульптура: солдаты скрутили и выбросили на свалку мировой истории фашистскую гидру.







В этом месте всегда удивительно тихо. Стихает ветер и в гладком зеркале бассейна отражается небо. Уже ничто не потревожит покой мертвых. Уснувшие герои вечно смотрят свои березовые сны.

Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?


Кончается площадь и перед нами встает непроходимая стена. На барельефе – гранитная армия победителей. Под ногами у советских солдат серая масса пленных немцев. Фашистские вояки хотели увидеть Волгу? Красная Армия дала им такую возможность.



Дальнейший путь лежит под землей, мы вступаем в царство мертвых. За поворотом мрачного туннеля – вход в Зал Воинской Славы.

Почетный караул. Рука, держащая факел Вечного огня… Но что это? На стенах пантеона тридцать четыре огромных мозаичных панно от пола до потолка. На каждом, в два ряда, тянется бесконечный список имен павших героев. В страхе поворачиваешься назад – и снова имена, имена, имена… А над ними, на потолке – звездное скопление военных орденов.




Зал Славы венчает гвардейская лента: Мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной

Мамаев курган – одно из немногих мест в России, где постоянно несет вахту Почетный караул. Пост у Вечного огня и еще один, на выходе из пантеона. Выправка, стать, осанка – все по высшему разряду. Всякий раз смена Почетного караула вызывает невероятный ажиотаж среди посетителей – солдаты маршируют, четко печатая шаг, через половину кургана.


К сожалению, точное время и периодичность смены караула установить не удалось (по собственным ощущениям – порядка 40 минут). Обычно за время экскурсии на Мамаев курган (пара-тройка часов минимум) можно неоднократно наблюдать это захватывающее священнодействие.

Поднявшись по спирали пандуса, мы покидаем Зал Воинской Славы и попадаем на новый уровень - Площадь скорби. Грустное это место. Тихий пруд, плакучие ивы. Фигура матери, склонившаяся над погибшим сыном.
В передней части Площади скорби, откуда открывается захватывающий вид на нижние уровни кургана, покоится маршал Василий Иванович Чуйков. Единственный советский маршал, завещавший похоронить себя не в Москве, а в братской могиле, рядом со своими солдатами, в городе, который он когда-то отстоял.




Серпантин аллей взмывает ввысь, туда, где в солнечных лучах сверкает фигура «Родина-мать зовет!». Под зелеными лужайками холма покоятся братские могилы советских солдат. Длинный ряд памятных гранитных плит. Герою Советского Союза сержанту Абдирову Нуркену. Вечная слава! Герою Советского Союза капитану Баранову Михаилу Дмитриевичу. Вечная слава!





Еще один поворот аллеи – и мы на вершине кургана! Здесь взметнулась исполинская фигура "Родина-мать зовет!" - современная интерпретация античной богини победы Ники, что призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу и продолжить дальнейшее наступление.

Одно из Семи чудес России. 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций покоятся на 16 метровом фундаменте, утопленном в вершине холма. Масса плит фундамента и подкреплений - 16 000 тонн. Объем подготовительных земляных работ, необходимых для установки уникальной скульптуры – 1 млн. кубических метров.


Толщина железобетонных стенок статуи не превышает 25-30 сантиметров – каркас «Родины-матери» представляет собой сложную ячеистую структуру, сваренную из уголковой стали (размеры ячеек 3 х 3 х 4 метра). Необходимая жесткость конструкции обеспечивается 99 натянутыми стальными тросами.

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое (28 м), с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.


Внутри «Родины-матери» предусмотрены лестницы, позволяющие подняться по всей высоте и проникнуть в любую часть внутреннего объёма статуи, включая голову, руки и шарфы. Через лаз в правой руке можно проникнуть даже в полость меча и подняться по стремянке по всей его длине.


Мы стоим у подножия огромной статуи, откуда открывается впечатляющая панорама на город, излучину великой реки и бесконечные заволжские степи. Тот, кто контролировал Мамаев курган, контролировал всю центральную часть Сталинграда и переправы 62-й армии. Всякое описание меркнет перед тем, что здесь творилось 70 лет назад…




Обычно в этом месте заканчиваются экскурсии – усталые посетители начинают обратный путь к подножию кургана. Но, мы, как люди любознательные, продолжим изучение воинского мемориала. Перейдем на обратную сторону холма и направимся через парк прямо к вышке теле-радио-центра. (ого! обратная сторона кургана совершенно полога и представляет собой равнину, медленно перетекающую в покрытую оврагами степь).

Рядом с радиовышкой, кроме ВИП-гостиницы, имеется небольшая достопримечательность – площадка с боевыми машинами. Сборная солянка авиационной и бронетанковой техники различных эпох. Автору удалось опознать штурмовик Ил-2, истребители МиГ-15, -17, «спарку» МиГ-21, стремительный МиГ-23, учебно-боевой «Альбатрос», пару танков Т-34, современные боевые машины пехоты, БРДМ и бронетранспортер. В общем, удачная перспектива для тех, кто любит поснимать военную технику.




Поблизости есть по-настоящему страшное место. Настоящий русский «Арлингтон» - воинское кладбище с бескрайними рядами каменных плит.
А рядом стоит СТЕНА. Жуткая стена из черного полированного мрамора с десятками тысяч имен. Копия вашингтонского мемориала ветеранов Вьетнама.




Увы, немногие из посетителей мемориального комплекса догадываются о существовании данного воинского захоронения. Люди предпочитают любоваться открывшейся панорамой Волгограда, увлеченно щелкая затвором фотоаппарата у подножия «Родины-матери», не утомляя себя скорбными мыслями о братской могиле, которой, по сути, является весь Мамаев курган.

Чтож, теперь остается пройти знакомым маршрутом к подножию кургана, где нам предстоит распрощаться с уважаемыми читателями. Через сутки, под перестук колес, поезд промчится у подножия высоты «102,0» и унесется вдаль на просторы необъятной России.

Останется лишь МАМАЕВ КУРГАН. Вечно живая память в сердцах русского народа.

standart

Площадь героев завершается подпорной стеной, длина которой 160 метров, а высота — 10. Основная тема монументального рельефа — торжество победителей.

На гладкой поверхности стены в виде отдельных рельефных эпизодов изображено наступление советских войск под Сталинградом и пленение фашистов, торжество победы. Солдаты, танки, самолёты — все устремлены вперёд, следуя призывам «Вперёд за нашу победу» и «Все силы на разгром врага». «Верные заветам великого Ленина, не щадя сил и жизни, защищали они завоевания Октябрьской революции и слово «сталинградец» стало символом доблести, мужества и геройства» — такие слова начертаны рядом со сценами торжества победителей.

Один из эпизодов посвящён вкладу тружеников тыла в общее дело победы, вместе торжествуют рабочий с молотом и воин с автоматом. Надпись гласит: «Самоотверженный труд советских людей в тылу войдёт в историю как беспримерный подвиг народа в защите Родины».

Не только в тылу, но и в сражающемся Сталинграде рабочие сутками не покидали трудовых вахт, выполняя заказы фронта. С первых дней войны Сталинградский тракторный завод начал выпускать танковые моторы, артиллерийские тягачи и танки Т-34. Коллектив металлургического завода Красный Октябрь с начала войны поставлял броневую сталь, «катюши» (гвардейские миномёты), танковые корпуса, противотанковые ежи… Рабочие завода «Баррикады» продолжали работу, пока вражеская авиация не уничтожила все цехи и мастерские. В цехах судоверфи не прекращался ремонт судов военной флотилии и боевой техники. Лесозаводы не только давали строительный материал, но и ремонтировали технику, делали ящики для снарядов. Все работали ради общей победы.

Сотни рабочих вступили в отряды народного ополчения и с оружием в руках защищали свой завод, свою улицу, свой город. Навсегда вошли в историю имена командира роты ополченцев Тракторного завода Ивана Симонова, командира батальона завода «Красный Октябрь» Георгия Позднышева, командира танковой бригады Николая Вычугова, первой в мире женщины-сталевара Ольги Ковалёвой.

Сцены торжества победы — «Наступил и на нашей улице праздник» — соседствуют с изображением пленённых немцев, которые так и не смогли покорить волжскую твердыню — «Фашистские вояки хотели увидеть Волгу: Красная Армия дала им эту «возможность». Битва на Волге завершилась полным разгромом вражеской группировки. История ещё не знала подобного примера полного окружения и уничтожения огромной армии. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй Мировой.

Искать монументы, посвященные Второй мировой, в Волгограде бессмысленно: весь город - один большой памятник. Во время бомбежек Сталинград был разрушен почти полностью, а те немногие чудом уцелевшие дома (и всего один тополь) решили оставить в послевоенном виде - в память о самом масштабном сражении не только времен Второй мировой, но и в истории в целом.

Сталинградская битва стала переломным моментом в войне: именно после нее и сражений на Курской дуге немецкие войска потеряли стратегическую инициативу, и советской армии постепенно удалось очистить страну от оккупантов. Сражения в Сталинграде шли в 1942-43 гг.: немцы стремились захватить очередной важный транспортный узел, Красной армии, несмотря на подготовку и знаменитый приказ №227 Сталина (тот самый, после которого в армии фактически появились заградотряды, расстреливающие тех, кто пытался дезертировать с линии фронта), не пустить врага в город не удалось. Лишь спустя несколько месяцев советские войска в ходе контратаки окружили группировку врага в Сталинграде и взяли в плен значительную часть одной из лучших немецких армий.

Мемориальный комплекс, установленный на Мамаевом кургане - месте самых ожесточенных боев за возвышенность над Сталинградом и Волгой - принято связывать именно с Великой Отечественной, но это не совсем так. Первое упоминание о войне встречается только у входа к Вечному огню, все остальные памятники - отвлеченная аллегория, которая, по задумке скульпторов, должна символизировать стойкость и героизм русского народа.

Названия объектов на Мамаевом кургане не менее героические: первая внушительная скульптура, которую встретят туристы, установлена на площади Стоявших насмерть. Солдат, который врос в землю связан с ВОВ разве что гранатой автоматом тех лет: считается, что памятник символизирует подвиг в целом.

Есть в Волгограде еще один необычный Вечный огонь - на площади Павших борцов. Почетный караул здесь несут дети: каждую неделю школа, ученикам которой выпадает эта честь, меняется. На площади павших борцов начинается Аллея Славы, где растет единственный сохранившийся в Волгограде во время войны тополь - он тоже стал местной достопримечательностью, символизирующей непоколебимую тягу к жизни.

Подпорная стена

Следующий уровень Мамаева кургана — Площадь Скорби — возвышается над Площадью Героев на десять метров и отделяется от неё большой подпорной стеной длиной 160 метров и общей площадью около тысячи квадратных метров.

По всей своей длине подпорная стена покрыта рисунками, выполненными в виде контррельефа, рассказывающими об окончании Сталинградской битвы.

«Наступил и на нашей улице праздник» фотография
«Наступил и на нашей улице праздник»

«Наступил и на нашей улице праздник»

Сталинградская битва завершена и изображения на подпорной стене посвящены триумфу воинов-победителей и празднованию Победы. В самой широкой части стены — ликующие советские солдаты, приветствующие их командиры. «Наступил и на нашей улице праздник», — ликуют они.

Триумф победителей на контррельефе подпорной стены фотография
Триумф победителей на контррельефе подпорной стены Триумф победителей на контррельефе подпорной стены фотография
Триумф победителей на контррельефе подпорной стены Триумф победителей на контррельефе подпорной стены фотография
Триумф победителей на контррельефе подпорной стены Триумф победителей на контррельефе подпорной стены фотография
Триумф победителей на контррельефе подпорной стены Триумф победителей на контррельефе подпорной стены фотография
Триумф победителей на контррельефе подпорной стены

Триумф победителей на контррельефе подпорной стены

Над бойцами-победителями реют победные знамёна с образом Владимира Ильича Ленина, ниже выбиты слова: «Да здравствует партия Ленина — вдохновитель и организатор всех наших побед». «Верные заветам великого Ленина, не щадя сил и жизни защищали они завоевания Октябрьской революции, и слово „сталинградец“ стало символом доблести, мужества и геройства».

Образы пленённых на берегах Волги захватчиков фотография
Образы пленённых на берегах Волги захватчиков

Образы пленённых на берегах Волги захватчиков

Ниже выбиты образы солдат вермахта, плененных в Сталинградском котле. Бесконечные колонны пленных захватчиков уходят за пределы холста: «Фашистские вояки хотели увидеть Волгу: Красная Армия дала им эту возможность. »

Образы тружеников тыла фотография
Образы тружеников тыла Образы тружеников тыла фотография
Образы тружеников тыла

Образы тружеников тыла

Не забыты в победной графике на подпорной стене и труженики тыла, без самоотверженного труда которых Победа была бы невозможна. В правой части рельефом выбиты работающие станки, строящиеся танки, ниже выбиты слова: «Самоотверженный труд советских людей в тылу войдет в историю как беспримерный подвиг народа в защите Родины».

Образы наступления на врага в левой части подпорной стены фотография
Образы наступления на врага в левой части подпорной стены Образы наступления на врага в левой части подпорной стены фотография
Образы наступления на врага в левой части подпорной стены alt="Образы наступления на врага в левой части подпорной стены фотография" />
Образы наступления на врага в левой части подпорной стены Образы наступления на врага в левой части подпорной стены фотография
Образы наступления на врага в левой части подпорной стены Образы наступления на врага в левой части подпорной стены фотография
Образы наступления на врага в левой части подпорной стены

Образы наступления на врага в левой части подпорной стены

Гранитные плиты с надписями в подпорной стене фотография
Гранитные плиты с надписями в подпорной стене

Гранитные плиты с надписями в подпорной стене

В левой части подпорной стены, ниже лестницы, расположены пять гранитных плит с различными надписями. Одна из них — текст исторической сводки Советского информбюро, рассказывающей о Победе под Сталинградом: «Сегодня, 2 февраля 1943 года, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию фашистских войск в районе Сталинграда. Раздавлен последний очаг сопротивления противника. Историческая битва завершилась полной победой наших войск. Таков исход одного из самых крупнейших сражений в истории войн. ».

Здесь же — слова Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина: «Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличный боевые действия». Указан список отличившихся в Сталинградской битве воинских частей, а также имена и должности командиров, под чьим руководством осуществлялся план Верховного Главнокомандования по окружению и разгрому сталинградской группировки войск противника.

«Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины», — гласит надпись на последней плите.

Рота Почетного караула перед входом в Зал Воинской Славы фотография
Рота Почетного караула перед входом в Зал Воинской Славы Рота Почетного караула перед входом в Зал Воинской Славы фотография
Рота Почетного караула перед входом в Зал Воинской Славы Рота Почетного караула перед входом в Зал Воинской Славы фотография
Рота Почетного караула перед входом в Зал Воинской Славы

Рота Почетного караула перед входом в Зал Воинской Славы

Подпорная стена по сути является границей мемориальной части памятника-ансамбля — выше начинаются захоронения защитников Сталинграда.

В правой части подпорной стены в виде портала выполнен вход в Зал Воинской Славы, перед порталом — небольшая площадь. Здесь в дни визита официальных делегаций выстраиваются солдаты роты почетного караула, отсюда начинает движение процессия для возложения венков и цветов к Вечному огню. «Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда», — гласит центральная надпись на «холсте» подпорной стены над входом в пантеон.

Мамаев курган

Мамаев Курган - Священное место для всех советских людей. Воздвигнутый на нем памятник - ансамбль героям Сталинградской битвы запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии, о сражении, ставшем одним из решающих в Великой Отечественной войне, сражении, в котором советские воины преградили дорогу фашизму. Идут и идут к его вершине люди. Это всенародное шествие запечатлено в стеле «Память поколений» - вводной композиции, открывающей мемориальный ансамбль.


Стела напоминает каменную стену, вдоль которой движется скорбная процессия. Рядом с вводной композицией, у подножия Мамаева Кургана установлены памятные знаки, в которые заложены капсулы с землей городов - героев Москвы, Ленинграда. Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Тулы, крепости-героя Бреста.

На Мамаев Курган ведет широкая лестница. Уже с первых ее ступенек взору открывается главный монумент – фигура Родины-Матери. Отсюда она просматривается лишь в общих формах.


Через семь маршей лестница плавно переходит в длинную, постепенно поднимающуюся аллею пирамидальных тополей. Стоят тополя, словно замершие в строю солдаты. И только заканчивается аллея тополей, внимание с главного монумента переключается на скульптуру воина-богатыря. Она сравнительно невелика, но, сколько в ней силы! Это композиция "Стоять насмерть" на одноименной площади.


Перед нами защитник Сталинграда. Скалой поднялся он из воды. Могучий торс. В мускулистой руке зажата граната, другая держит наготове автомат. Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. Лицо полно ненависти к врагу. Боец готов к схватке. Нет силы, которая могла бы его сдвинуть. Он готов сокрушить любого недруга, сокрушить всех, кто со злым умыслом напал на его Родину. Суровую решимость защитника Сталинграда подтверждают надписи на скале "Стоять насмерть!", "Ни шагу назад!". Высота скульптуры 16 метров, основание скульптуры - 15 на 12 метров.


После площади "Стоять насмерть!" - гранитная лестница, по обе стороны которой две монументальные скульптуры, называемые "Стены-руины". Они потрясают своей достоверностью, хотя и отлиты из бетона. Кажется, что они остались после отгремевшего боя. На них барельефное изображение руин Сталинграда с фигурными композициями и надписями, посвященными теме героического сражения на территории города. Мы вступаем на первые лестничные ступени и словно оказываемся в гуще боя. На стенах установлены динамики, из которых доносится песня "Идет война народная". Вслед за ним слышим знакомый голос диктора Левитана, грохот боя. Стены-руины оставляют неизгладимое впечатление, так как ничего подобного еще не создавалось в мировом изобразительном искусстве. Размеры стен: длина - 46 метров, высота - 17,5 метров. Героизм и стойкость защитников Сталинграда не имели себе равных в истории: им, людям высокого подвига, посвящена следующая площадь мемориала.


Мы проходим стены-руины, поднимаемся на верхнюю террасу лестницы и перед нами открывается Площадь Героев. В центре площади широкий бассейн в плоских берегах. С левой стороны стена, напоминающая своими очертаниями знамя, с протянувшейся вдоль всей ее длины надписью о тех, кто разгромил врага на берегах Волги: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?" Какими же были эти люди, бойцы Сталинграда. О них рассказывают шесть скульптурных композиций, расположенных на противоположной стороне бассейна. Фигуры воинов олицетворяют собой высокие моральные устои, солдатскую дружбу, неразрывную духовную связь командира и бойца, готовность к самопожертвованию во имя спасения товарища, верность знамени, лютую ненависть к врагу.

Выстояв, мы победили смерть.jpg

Первая скульптурная группа раскрывает тему "Выстояв, мы победили смерть". Один из них тяжело ранен. Он уже не может стоять и опирается на товарища, повисла его рука, сжимающая гранату. Но взгляд его устремлен в сторону противника, ненависть сверкает в этом взгляде.

Медсестра.jpg

Вторая скульптура посвящена героизму советских женщин-солдат. Девушка-санитарка выносит с поля боя солдата. Тяжела ноша, санитарке трудно. Но девушка идет сквозь бой. Лицо ее сосредоточено, губы сжаты. Сколько было таких девушек-сестренок, которые выносили раненых солдат.

Морская пехота.jpg

Третья скульптурная группа рассказывает о морских пехотинцах. Они сражались на одной позиции, эти два матроса, прибывшие, с разных флотов под Сталинград. Один из них смертельно ранен. Он уже не может подняться, а вражеские танки приближаются. Второй моряк готов встретить в поединке вражеский танк, отомстить за товарища. Весь он в напряжении, решительный, непреклонный. Последние гранаты он не собирается бросать, он сам бросится с ними под гусеницы и взорвет бронированное чудище.

Таким видится матрос Илья Каплунов. В боях под Громославкой он подбил 8 танков. С последней гранатой он сам кинулся под танк и, остановив его, сорвал вражескую атаку.

Раненый командир.jpg

Четвертая скульптурная группа показывает нам командира в решающий момент боя. Он ранен, и только боец не дает ему упасть. Командиру, может, осталось недолго жить, но сознание ответственности за исход сражения, за солдат не покидает его. Он продолжает руководить боем.

Многих командиров мы видим в этой скульптуре. Генерала Глазкова, до последнего вздоха руководившего боем. Его шинель, пробитая 96 осколками, хранится как реликвия в музее обороны. Рубена Ибаррури, заменившего сраженного комбата и повернувшего врага вспять ценою собственной жизни.

Знаменосец.jpg

Пятая скульптурная группа представляет нам знаменосца. Он упал, сраженный пулей. Еще недавно его могучая рука высоко держала знамя, святыню полка. Беспомощно опустившись на землю, знаменосец еще пытается привстать. Его поддерживает товарищ, подхвативший знамя.

Два бойца.jpg

На шестой скульптурной группе два советских бойца уничтожают свастику и извивающуюся фашистскую гидру. Скульптура имеет символическое значение. В образе бойцов представлена вся наша армия, освободившая человечество от черных сил фашизма.

Завершает все нами виденное до сих пор подпорная стена с монументальным рельефом, повествующим о разгроме немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Героическая оборона волжской твердыни закончилась небывалым в истории войн разгромом противника. Рельеф лаконично и выразительно рассказывает об окружении и ликвидации крупнейшей гитлеровской группировки, о развернувшемся наступлении советских войск.


Монументальный рельеф состоит из ряда композиций, запечатлевших главное в триумфальной победе. Перед нами на подпорной стене знамя с портретом В.И. Ленина. С именем вождя шли в бой советские воины. Мы видим их в наступлении. Идут в атаку пехота и танки, которых поддерживают артиллерия и авиация.

Рельефы, расположенные на уровне лестничных площадок, разделены на два яруса. Окружение противника завершено. Бойцы наступавших армий встретились с воинами 62-й армии. Они горячо приветствуют друг друга. Командование поздравляет победителей, воины отмечают славную победу. А внизу надпись: "Наступил и на нашей улице праздник".


Правая сторона рельефа открывает вход в зал Воинской Славы. Над ним широко развернутая композиция: солдаты, офицеры, генералы слушают сводку Совинформбюро о победе у Волги. Надпись внизу подчеркивает подвиг бойцов Сталинграда: "Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда".

Правее входа в зал Воинской Славы отображен самоотверженный труд советских людей, ковавших для фронта оружие и боевую технику. А внизу длинная шеренга бредущих пленных фашистов. Картину дополняет ироническая надпись: "Фашистские вояки хотели увидеть Волгу: Красная Армия дала им эту возможность. "

В день 25-летия Победы советского народа над фашизмом в подпорной стене заложено письмо - обращение волгоградцев к потомкам, которые будут отмечать 100-летие Великой Победы.

В общий строгий рисунок подпорной стены вписан и вход в зал Воинской Славы: прямоугольный портал из бетона. Лестничные марши ведут к торцевой стене с искрящимся изображением медали "За оборону Сталинграда", выполненной золотистой мозаикой.

И вдруг на подходе - приглушенная музыка: печальные, трогающие сердце "Грезы" Шумана. Чуть правее вступаем на площадку. Перед нами зал Воинской Славы. Золотистый зал выложен мозаикой и оформлен 34 приспущенными знаменами, на которых записаны имена погибших героев. Их здесь более семи тысяч. Мы вступаем в зал и останавливаемся на какое-то мгновение, пораженные его величием. Вечный огонь, замершие на посту часовые, движущийся людской поток. В центре зала, словно из земли, протянута рука с факелом Вечного огня - символа жизни, который нам протянули те, кто шел на смерть и вечно спит рядом в братских могилах защитников Сталинграда. В центре потолка на срезе круглого проема мозаичное изображение золотистого венка, перевитого красно-зеленой лентой медали "За оборону Сталинграда", а на потолке - изображения орденов Советского Союза.

Мы обходим зал и выходим из его второго открытого входа к площади Скорби. Наше внимание приковывают размещенные по квадрату 13 пилонов с изображением советских воинов всех родов оружия, войск, символизирующие часовых, охраняющих вечный сон погибших товарищей. На пяти пилонах, обращенных к площади, смонтированы плиты полированного черного гранита с текстами из сводок, военных донесений и приказов периода Сталинградской битвы. В зале Воинской Славы ежедневно стоят часовые почетного караула.


В центре площади, стоит скульптурная композиция "Скорбь Матери". В безграничной скорби склонилась мать над телом погибшего сына. Лицо солдата покрыто флагом - символом военной доблести. Женщина скорбит не только по своему сыну, но и по всем, кто погиб, защищая Сталинград. Вокруг композиции небольшой бассейн со склонившей ветви плачущей ивой. Высота скульптуры "Скорбь Матери" составляет 11 метров.

На площади Скорби похоронен бывший командующий 62-й армией дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков.


От площади Скорби серпантинная дорожка ведет к вершине Кургана. Отсюда во всем своем величии открывается гигантская фигура Родины-Матери. Вдоль дорожки к главному монументу установлены мемориальные плиты с именами героев Сталинградской битвы. "Герою Советского Союза сержанту Абдирову Нуркену, Вечная Слава". Следующие плиты называют имена генерал - майора Асланова Ази Ахад - оглы, капитана Баранова Михаила Дмитриевича, гвардии генерал-майора Батюка Николая Филипповича. Имена многих героев названы на плитах. Здесь похоронен бывший командующий 64-й армией генерал-полковник Шумилов Михаил Степанович.

Статуя "Родина-Мать" - это ключевая фигура ансамбля. С этого места можно увидеть весь расположенный ниже мемориальный комплекс и город. Статуя имеет высоту 52 метра. Ночью статуя освещается прожекторами.

Мемориальный парк у подножия Мамаева Кургана был заложен весной 1965 года в 20-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Тысячи волгоградцев посадили тогда здесь деревья в память о своих родных и близких, погибших при защите Родины. В этом же году в Волгограде собрались представители Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Бреста, Грузии, Узбекистана. Каждый с собой привез саженцы родных деревьев. Так была заложена Аллея дружбы. Первое дерево посадил Герой Советского Союза Мелитон Кантария, водрузивший знамя победы на рейхстаге. Рядом был посажен саженец известного сталинградского снайпера Героя Советского Союза Василия Зайцева. Мемориальный парк, его колышущиеся на ветру деревья всегда будут напоминать людям о непреходящей славе тех, кто сражался за Родину, против фашизма, за счастье всех живущих на земле людей.

Читайте также: