Fender jazzmaster и jaguar отличия

Обновлено: 05.07.2024

Что вам следует знать о классической и современной электронике Jaguar

Что вам следует знать о классической и современной электронике Jaguar
Jaguar был представлен в 1962 году как топовый инструмент в каталоге компании: стройная скошенная форма корпуса, оригинальное «острое» звучание, короткая 24-дюймовая мензура, потрясающая тремоло-система и хромированная фирнитура прочно ассоциировались с серф-музыкой, которая к 1970-м годам постепенно потеряла свою актуальность.

Спустя 13 лет производство «Ягуара» прекратили, однако в конце 1970-х о них вспомнили панк- и инди-гитаристы, которые не могли позволить себе Stratocaster или Telecaster — Jaguar и его полномензурный собрат Jazzmaster были куда доступнее.

Так почему же Ягуары вышли из моды за такое короткое время? Во-первых, Stratocaster и Telecaster были тогда на пике популярности, а во-вторых, музыка Британского вторжения практически искоренила моду на серф.

Кроме этого, отмечалась перегруженность гитары органами управления. Да, "Ягуар" был технически продвинутым инструментом с широкими возможностями, но при этом сложным.

дддд.jpg

Именно поэтому функционал этой гитары требует некоторого описания.


Классическая электроника Jaguar включает две секции управления — Lead и Rhythm.

Секция Lead позволяет включить сразу оба звукоснимателя при помощи трех ползунковых переключателей, расположенных на хромированной панели в нижней части корпуса, а в верхней Rhythm-секции можно переключаться между звукоснимателями. Следует отметить, что при выключенном бриджевом звукоснимателе в Rhythm-секции общие регуляторы громкости и тембра перестают работать.

Первый переключатель Lead-секции (расположен ближе к тремоло) позволяет задействовать конденсатор, который является фильтром среза средних частот. Иногда этот выключатель называют «удушающим» (Strangle switch).

Средний переключатель позволяет включать и выключать бриджевый датчик, а третий (расположенный ближе к грифу) является выключателем некового звукоснимателя.

К секции Lead также относятся общие регуляторы громкости и тембра.

В секции Rhythm имеется один ползунковый переключатель, который по сути необходим только для включения некового звукоснимателя, обладающего более басовитым звучанием. Также здесь имеются два колесика-регулятора, которые предназначены для настройки громкости и тембра (этот регулятор управляет уровнем высоких частот).

дддд2.jpg

Сегодняшняя версия почтенного «Ягуара» — American Professional Jaguar — обладает современными и более упорядоченными элементами управления, нежели традиционная модель.

Теперь гитаристу доступны всего два переключателя: 4-позиционный селектор звукоснимателей в нижней части и фазы в верхней, тем не менее, они дают возможность настроить широкую гамму тембров.

Когда включены сразу два звукоснимателя, верхний переключатель позволяет изменить фазу подключения одного из них (позиция ON), что в результате дает более прозрачное звучание, отлично подходящее для фанка или регги. Кроме этого, обновленный фильтр «Treble bleed» поддерживает уровень высоких частот при любом положении регулятора громкости.

Jaguar прошел проверку временем, став знаковой гитарой в серф-музыке, панк-роке и инди. Будь то классическая или современная модель, эта гитара остается самой универсальной в каталоге Fender во многом благодаря ее инновационным элементам управления.

Кроме того, существует еще ряд версий "Ягуар", например, Player, который оснащен упрощенной электроникой, являясь таким образом доступным инструментом для широкого круга поклонников этого культового «оффсета».

Данная имеет конфигурацию, схожую с Telecaster — 3-позиционный переключатель и регуляторы громкости и тембра. Вдобавок к этому, имеется переключатель в верхней части (где обычно располагается Rhythm-секция), который позволяет отключить одну катушку бриджевого хамбакера, обеспечивая прозрачное звучание одиночного звукоснимателя.

Гитарная мастерская - ремонт струнных инструментов.

Мы ремонтируем и настраиваем акустические и электрогитары, а так же и бас-гитары, контрабасы, домры, виолончели, балалайки и, конечно же, модные нынче укулеле.

воскресенье, 21 августа 2016 г.

Фендер Джазмастер
Джазмастер

Фендер Джазмастер
Джазмастер - полости в деке
Фендер Джазмастер
Сёрф-гитаристы и Джазмастер
Фендер Ягуар
Ягуар
Фендер Ягуар Звукосниматели
Синглы "Ягуар"

Как ни странно, но в 1975 году Jaguar сняли с производства в связи с низким спросом.

Jazzmaster выпускался до 1980 года. В 1984 году его производство возобновили в Японии.

Jaguar вернулся в 1985-м году, тогда эту незаслуженно позабытую гитару взяли на вооружение музыканты таких направлений, как панк, гранж, инди.

Гитара дня: Fender Jaguar

В 1962 году Forrest White, один из "генераторов идей" в лабораториях Fender Electric Instrument Company, увлекался экспериментами со сдвоенным циклом гитар. Его целью было получить гитару с двумя кардинально разными вариантами звучания, которые могли бы переключаться одним движением тумблера.

Когда в руководство компанией пришел музыкант Alvino Rey, с которым Forrest White водил дружбу, они сформировали своеобразный альянс против скептицизма Лео Фендера.

И гитара со "сдвоенным циклом" была создана. У нее было два режима - Rhythm и Lead.

Нековый датчик регулировался двумя роликами (громкость и тембр) на верхнем роге. То же самое было сделано и для бриджевого датчика, но только на другом роге.

Эту гитару назвали Jazzmaster:

У Jazzmaster был приятный звук на небольшом перегрузе, хорошие звонкие тембры на чистом звуке, очень близкие к Telecaster, а маленькая мензура (24 дюйма) делала ее необычайно удобной. Однако, эта гитара потерпела полную неудачу на рынке - многие отмечали не очень хорошо сбалансированную машину, фонящие звукосниматели и неудобные переключатели.

Но мастера в лабораториях Fender не скучали и в 1962 году представили миру Jaguar:

Это был уже более доработанный инструмент, с улучшенными звукоснимателями, более грамотной машиной. На накладке корпуса появились металлические части, которые положительно влияли на звуковой баланс инструмента.

Ее звук был ближе к Stratocaster нежели к Jazzmaster. А спектр звучания, получаемый за счет двух режимов, делал Jaguar необычайно разнообразной гитарой, способной давать невероятно агрессивный звук, и, в то же время, удивительно мягкой - как настоящий ягуар.

Именно эту гитару, а не Stratocaster компания Fender хотела сделать своей основной моделью. Однако, увы, гитара очень скромно продавалась и в 1975 году Fender вынуждены были прекратить ее производство.

Одной из причин этой неудачи, явилась чрезмерная "навороченность" Jaguar. Легендами, навеки вошедшими в историю стали удивительно просто изготовленные гитары, такие, например, как Gibson Les Paul или Telecaster. А Jaguar - великолепная гитара, которая могла все - эта гитара была забыта.

Однако вскоре случилась судьбоносная для Jaguar вещь- множество альтернативных команд из андерграунда стали играть на этих инструментах. Причина была одна - эти гитары были очень дешевы в комиссионных магазинах, и они альтернативно выглядели, совсем не похоже на распространенные по всему миру страто/теле/лесполо-подобные гитары. Кроме того, эти гитары прекрасно звучали.

Таким образом, одновременно с модой на стиль "гранж" в Америке возник и бум на эти инструменты. В конце концов это привело к скачку цен на подержанные старые Jaguar. Разумеется не последнюю роль в популяризации Jaguar сыграл Курт Кобейн, много игравший на них в Nirvana. Более того, в сотрудничестве c Нирваной был создан Jag-Stang - новая культовая гитара базирующаяся в том числе и на Jaguar:

Фетиш: Гитара Fender Jaguar

Тяжело переоценить влияние инструментов на музыку. Революционный звук рождался именно благодаря техническим открытиям. Порезанный ножом динамик подарил славу группе The Kinks, а нам – целый пласт утяжеленной музыки от панк-рока до хэви-метал. Look At Me рассказывает об инструментах, которые однажды и навсегда изменили лицо поп-музыки.

Фетиш: Гитара Fender Jaguar. Изображение № 1.

Многим известен этот инструмент, как предмет любви Кобейна и My Bloody Valentine, однако завоевать сердце рокеров ему удалось лишь со второй попытки.

Два встроенных режима игры в одном инструменте - ради этого в шестьдесят втором году музыкант Альвино Рэй и один из главных инженеров Fender Форрест Уайт объединились против самого Лео Фендера, который, по слухам, вообще редко играл на гитаре. После долгих споров было принято решение в пользу инструмента, и совсем скоро новинка предстала на витринах музыкальных магазинов.

Фетиш: Гитара Fender Jaguar. Изображение № 2.

Главными особенностями инструмента стали его звук и внешний вид. С последним все более менее понятно – достаточно одного взгляда на эту гитару, чтобы понять, за что она снискала любовь тысяч людей по всему миру. Инструмент обладал удивительно мягким, но при этом агрессивным звуком – «Ягуару» на редкость шло его имя.

Фетиш: Гитара Fender Jaguar. Изображение № 3.

Гитара быстро приобрела популярность среди групп, играющих в стиле серф. На руку создателям инструмент попал в руки Beach Boys и The Ventures, которые считались очень популярными на тот момент музыкантами. Тем не менее, как только мода на жанр стала уходить, вместе с ней уходило и первое золотое время этой гитары, успевшей к тому моменту стать символом поколения пляжных рокеров.

Фетиш: Гитара Fender Jaguar. Изображение № 4.

В середине семидесятых годов инструмент был снят с производства, фаворитом компании Fender стал более простой и доступный Stratocaster. “Jaguar” был предан забвению вплоть до конца восьмидесятых, когда независимые (читай, бедные) рокеры нашли потрепанный инструмент в местных барахолках.

Фетиш: Гитара Fender Jaguar. Изображение № 5.

Специально для Курта Кобейна, который не мог определиться между Jaguar и Mustang, Fender выпустили специальный гибрид под названием Jag-Stang. Все резко обратили внимание на инструмент, фанаты Nirvana принялись скупать гитары ради коллекционирования, что не могло не вызвать рост цен: выход Кобейна на сцену с этим инструментом поднял его стоимость в шесть раз – с 200 до 1200 долларов. Тем не менее, только в 1999 году компания заявила о перезапуске производства «Ягуара» в рамках серии American Vintage.

Фетиш: Гитара Fender Jaguar. Изображение № 6.

Как только инструмент стал доступен, страсти немного угасли. В начале нулевых в моду вошел немного другой звук, и, соответственно, другие инструменты. Осовремененные версии стареньких ритм-н-блюзовых гитар куда ярче передавали дух гаражного рока, что было важно для молодых независимых групп этого времени, а выбор эстрадных музыкантов обычно не шел дальше банальных Stratocaster и Telecaster. Где-то в 2007 году, благодаря стараниям новой волны нойз-рокеров, альтернативный рок под девяностые стал новым трендом в музыке, и на его волне все внимание снова было приковано к Jaguar. Даже в России молодые музыканты стали в спешке продавать свои гитары, с целью овладеть предметом их фетишистской страсти.

Фетиш: Гитара Fender Jaguar. Изображение № 7.

Fender Jaguar идеально подошел как для серфовых трелей The Ventures, так и для пост-панка Birthday Party и фанка Red Hot Chili Peppers, а потому стал частью великой истории музыкальных инструментов.

История Fender Jaguar

Превью топика

Началом продаж Fender Jaguar был 1962 год. Jaguar, наряду с Jazzmaster, позиционировался, как одна из топ-гитар Fender. У обеих гитар был современный на то время «смещенный» дизайн деки и отличная от других гитар Fender тремоло система. От Jazzmaster Jaguar отличался свое укороченной 24х дюймовой мензурой и синглами с более сильным уровнем выходного сигнала, которые были спрятаны под крышками со специальными вырезами, что, по идее, должно было защитить электронику гитары от нежелательных шумов (которые были типичны для «мыльниц» на Jazzmaster).

На обоих гитарах была довольно хитрая распайка звукоснимателей и их переключения. Там стояли три переключателя вкл/выкл — по одному на каждый датчик, плюс еще один, который добавлял в цепь дополнительный конденсатор, включая и выключая тем самым фильтр низких частот. Т.к. Jaguar был одной из топовых гитар в линейке Fender, то ему сделали некоторые улучшения, например, хромовую фурнитуры, а также новомодную систему глушения струн, которая, впрочем, не прижилась у гитаристов.

1964 Jaguar

1964 Jaguar

В конце 1964 года, Fender перешел под контроль CBS и в истории компании началась новая эра. Изменения коснулись и Jaguar: в 1965м вместо керамики для разметки ладов стал использоваться пластик, для пикгарда стал использоваться трехслойный пластик, колки стали устанавливать Kluson F-style. Все нововведения были на серийных инструментах к концу 1966 года.

Замечание по цветам: Кастомные и редкие цвета Jaguar значительно увеличивают стоимость винтажных моделей тех лет, что, в прочем, характерно для всех гитар Fender. Стандартным цветом был санбёрст, любые другие цвета востребованы на рынке больше. Палитра цветов Fender, которые они использовали в 60х, почти совпадает с цветами моделей автомобилей General Motors тех лет. Для Jaguar, как гитары предназначенной для сёрф-гитаристов, эта цветовая связь даже более очевидна. Вспомните, например, фотографии Beach Boys где-нибудь в Южной Калифорнии с Ягуарами в руках.

1966 Jaguar

1966 Jaguar

Возможно самые значительные изменения, произошедшие с Jaguar в переходный период с 1964 до 1964, касались грифа. Гриф Jaguar прошел путь от грифа без окантовки с разметкой ладов точками, в первые годы выпуска, через гриф с окантовкой и точками к середине 1965, и, наконец, до грифа с окантовкой и разметкой ладов в виде трапеций к концу 1966. В то время, как типичные коллекционеры, когда дело касается гитар Fender тех времен, думают, что чем старше гитара, тем лучше, то гитаристы, зачастую, отдают предпочтения гитарам с окантовкой грифа и прямоугольными маркерами.

1969 Jaguar

1969 Jaguar

В связи с вновь возросшей популярностью Stratocaster (спасибо Хендриксу), Fender все меньше и меньше акцентировал внимание на топ-статусе Jaguar и Jazzmaster. Несмотря на то, что дизайн гитары за все годы не претерпел больших изменений, переход с нитроцеллюлозного лака на полиуретан на большинстве гитар Fender в 1968, продолжил политику ухудшения качества гитар, продолжавшуюся во время CBS-эры. Именно это делает инструменты младше 1968 менее ценными для коллекционеров, чем более старые гитары.

1973 Jaguar

1973 Jaguar

Производство Jaguar в последние годы падало и в конце 1975 цена на Jaguar была снижена. Как и Jazzamster, который должен был быть иконой для джазовых гитаристов, Jaguar не оправдал надежд руковдоства Fender. Многие годы Jaguar был, как будто бы забытым приемным сыном в семействе Fender, что позволяло гитаристам покупать эту гитару довольно дешево. В 80х и 90х все больше и больше альтернативных и инди-гитаристов посматривали на нестандартные Jaguar и Jazzmaster, включая молодого вашингтонского паренька по имени Курт Кобейн.

Переиздания
Японские (MIJ) переиздания Jaguar

MIJ Jaguar Reissues

Первым переизданием Jaguar со момента понижения цены в 1975 была японская модель-переиздание (MIJ или CIJ) Jaguar ’62 Reissue. Похоже, что в это время японские гитаристы открыли для себя сёрф-рок и именно это связывают с возросшей популярностью Jaguar и Jazzmaster в Японии относительно Европы и США. В конечном итоге, японцы также выпускали и переиздание Jaguar 1966 года с окантованным грифом и прямоугольными маркерами грифа.

American Vintage '62 and '65 Jaguar

Японснкие переиздания моделей 62 года привели к тому, что подобные модели были представлены и в Америке в серии American Vintage Reissue. Эти модели были в линейке Fender с 1990 по 2012, когда в Fender обновили серию American Vintage Reissue новыми переизданиями. Модель Переиздание 62го года было заменена переизданием Jaguar 1965. Оба переиздания были сделаны по оригинальным спецификациям тех лет. Например, у переиздания модели 1965 был круглый C-образный профиль грифа. (На картинке переиздание Jaguar 1962 в цвете Surf Green)

Подписные модели Jaguar
Kurt Cobain Signature Jaguar

Kurt Cobain Signature Jaguar

В последние годы было выпущено две основных подписных модели Jaguar, обе — реплики гитар икон альтернатив-рока. Чтобы не путаться с уникальным MIJ Jag-stang экспериментом 90х, подписной Jaguar Курта Кобейна был выпущен в 2011. Он воссоздает модифицированный Jag Курта с двумя хамбакерами, дополнительной регулировкой громкости и трех-позиционным переключателем. Первая серия этой гитары была выпущена не состаренной, без характерным вмятин и царапин.

Johnny Marr Signature Jaguar

Johnny Marr Signature Jaguar

Для гитариста Smiths Джонни Марра, в Fender выпустили подписной Jag в классическом Olimpic White цвете, эффектном Metallic Copper и непростом Sherwood Green. Этот удобный для гитаристов Fender идет с полезными улучшениями: улучшенный паз для рычага тремоло, бридж, как на Mustang, и 4х позиционный переключатель звукоснимателей с возможность включения датчиков последовательно и параллельно. Даже если вы не фанат Smith — это Jag отличный выбор, т.к. в нем столько полезных улучшений уже идет в стоке.

Другие заслуживающие внимания Jaguar
MIJ HH Special

MIJ HH Special

Это еще один MIJ Jaguar. С двумя хамбакерами, вместо синглов, эта модель предлагает качество и универсальность в форм-факторе Jaguar, что в целом характерно для японских моделей Fender. Однако же, некоторые гитаристы жалуются на отсутствие тремоло в этом Jag.

Deluxe Jaguar Bass

Deluxe Jaguar Bass

За все годы выпускалось несколько вариаций Jaguar Bass, и многие из них производились в Японии. Эти модели совмещают в себе звукосниматели Jazz Bass и органы управления от Jaguar. В последние годы Jaguar Bass из линейки Squier Vinatge Modified получил неожиданное признание, как отличного недорого инструмента, и в Fender добавили Jaguar Bass в линейку American Standard. На Jaguar Bass играют Colin Greenwood из Radiohed, известный техно-гик Justin Meladal-Johnsen и басист Mastodon Troy Sanders, к которого даже есть подписная Silverburst модель.

Classic Player Jaguar

Classic Player Jaguar

Представленный в 2008 году, Classic Player Jaguar предлагает характерные для 60х спецификации классического Jaguar по цене мексиканского Fender. Этот Jag выпускается в кофигурации как с синглами, так и с хамбакерами. Последняя, как и на Jazzmaster, стала довольно популярна у гитаристов. Jaguar всегда был гитарой для модов и переделок, а серия Classic Player — это качественные гитары, с которыми можно вволю поэкспериментировать.

FSR Thinline Jaguar from 2012

FSR Thinline Jaguar from 2012

Эта гитара выпускалась ограниченным тиражем. Thinline Jaguar использует тот же концепт, который впервые появился на Thinline Telecaster 1968 года – полая верхняя половина деки с f-образным отверстием для уменьшения веса гитары и более открытого звука. Двойная окантовка деки не влияет на звук и выглядит довольно круто.

За многие годы в Fender выпустили множество моделей Jaguar, которые не попали в эту статью, но, безусловно, заслуживают упоминания. Эти и 50th Anniversary Jaguar, который вышел в 2012 в различных ярких цветах, и роковый MIM Blacktop Jaguar, а также Baritone Jaguar. Тут можно упомянуть и китайскую серию Fender Modern Player, а также различные модели Squire, включая упоминавшийся выше впечатляющий Vintage Modified Jaguar. Последний, возможно, — это лучший выбор, если вы ищите бюджетный Jaguar.


Недавно я начал слушать группу Nirvana и заметил, что звук гитар в их песнях отличается от того, что обычно можно услышать в современных группах. Это особенно заметно в начале песни «Rape Me».

Я не очень разбираюсь в музыке и буду очень благодарен, если кто-нибудь объяснит, как Курт Кобейн модифицировал свою гитару, чтобы получить такой уникальный звук?

Делали ли другие участники группы, кроме Курта, похожие модификации со своими инструментами для достижения такого эффекта? Если да, то какие?


Мэтью Рассел (Matthew Russell): Для начала стоить отметить, что большую часть своего существования Nirvana была неизвестной и бедной группой. Поэтому они пытались как можно больше сэкономить на покупке оборудования. Их инструменты были хорошими, но не впечатляющего качества и, скорее всего, подержанными.

За свою жизнь Курт пользовался разными гитарами. Его можно было часто заметить с гитарой Stratocaster, выпущенной компанией Fender (на фото выше).



… и самой известной гитарой Jagstang, которая сочетала в себе качества гитар Jaguar и Mustang. Она изображена на рисунке ниже, который сделал Кобейн:


Также он использовал и другие гитары, например, Univox, копию Mosrite. Это доказывает, что любая гитара может звучать как гитара Курта Кобейна, если на ней играет Курт Кобейн. Гитаристы часто говорят, что все зависит только от того, кто играет на гитаре, и в какой-то мере это правда.

Гитары Jaguar и Mustang в то время были не очень популярными, так как все группы пытались подражать таким гигантам, как Van Halen или Guns & Roses, которые использовали совершенно другие марки инструментов. Именно по этой причине поддержанные гитары Fender можно было купить по очень низкой цене.

Основной модификацией, которую Курт производил для своих гитар, была установка хамбакера, вместо стандартных синглов. Звук, полученный с помощью хамбакеров, обычно мощнее, объемнее и обладает выраженным акцентом на средние частоты. Они в два раза больше синглов (сравните размер черного хамбакера на Stratocaster’е с двумя обычными белыми звукоснимателями на картинках выше), поэтому, чтобы поставить хамбакер на гитару, предназначенную для использования синглов, требовалось снять верхнюю защитную часть с деки гитары или даже резать саму деку.

Такая модификация была проделана с Jaguar’ом Курта (на картинке выше), но делал её не он, а предыдущий владелец гитары. Иногда Курт использовал звукосниматели Seymour Duncan Hot Rails – это хамбакеры, уменьшенные до размеров сингла. Их можно было установить на гитары Fender без особых проблем. Он также использовал звукосниматели Seymour Duncan JB, если это позволяла сделать конструкция гитары.

Чтобы получить такой звук, Курт модифицировал не только гитары, но и другое оборудование. Я нашел информацию о том, что Кобейн несерьезно относился к выбору оборудования и использовал очень разные компоненты. Во время туров его стандартным оборудованием были предусилитель Mesa Boogie и раздельные усилители низкой частоты. Эта система доставляла много проблем команде техников, которые отчаялись убеждать Курта использовать что-то более надежное.

Также он использовал BOSS DS-1 и DS-2, педали эффектов Distortion, и chorus-педаль Electro Harmonix Small Clone, выпущенную в 1970 году. С их помощью он добивался «плавающего» звука, как например, в песне «Come As You Are». Педали эффектов Distortion – это ножные переключатели, которые обычно включаются между гитарой и усилителем.

Их используют для резкого перехода от тихого «чистого звука» к громкому агрессивному «грязному звуку», как во вступлении песни «Smells Like Teen Spirit». Также их можно использовать для получения постоянного «грязного звука», вне зависимости от того, к какому усилителю подключена гитара.

Педаль BOSS DS-1 можно заметить на переднем плане фотографии ниже. Я могу объяснить вам, как Курт добился такого гитарного звучания, но я понятия не имею, как он делает эту стойку на голове, одновременно играя на одном из модифицированных Stratocaster’ов.


Различные приемы, используемые во время звукозаписи, тоже играли свою роль. Например, местоположение микрофона в студии, могло повлиять на качество звука. Стив Альбини (Steve Albini), который помогал записать альбом «In Utero», записывал группы одним дублем – они играли в помещении, где стояли несколько микрофонов. Такая методика позволяет получить более «сырой» звук, которого нельзя добиться другими методами, например, когда участников группы записывают по отдельности.

Техника игры Курта, или скорее ее отсутствие, тоже влияла на конечный результат. Это возвращает нас к теории, что все зависит только от самого гитариста. Кобейн был способен на многое, но он не был виртуозным гитаристом. В свою игру он вкладывал больше чувства, чем умения: он сильно бил по струнам, получая уникальный звук. Он не старался играть в одной тональности с другими членами группы или постоянно попадать в ноты – все это отражалось на звуке его гитары.

Кобейн использовал «неправильное» оборудование и играл очень агрессивно. Его вдохновляли такие стили, как панк и альтернатива, а также популярный в то время рок, поэтому он не хотел, чтобы его гитара звучала «чисто», без каких-либо дефектов. Он использовал оборудование, которое не могло воспроизводить звук высокого качества, даже если бы Курт захотел того. Кобейн работал вместе с продюсером, который тоже не был заинтересован в «хорошем» звуке, потому помог музыканту усилить агрессивное звучание гитары, используя различные методы записи.


Леон Левнгтон (Leon Lewington): Вот отличное интервью, в котором Курт объясняет, как он получил такой уникальный звук: «Курт Кобейн об оборудовании и многом другом в его последнем интервью для журнала «Guitar World».

Никто в группе не обращал особого внимания на то, как настроены их инструменты. Все просто подстраивались под гитару Курта. Он тоже не беспокоился по поводу состояния его гитар: о том, как они настроены или в каком состоянии находятся струны.


Дилан Нобуо Литтл (Dylan Nobuo Little): Если говорить вкратце, то такой уникальной его музыку делали несколько факторов. Во-первых, он использовал не предназначенные для такой игры гитары (Курт предпочитал Fender’ы, которые не были созданы для панк-рока и педалей Distortion, а Jaguar, с которым часто ассоциируют Кобейна, создавалась для сёрф-рока).

Во-вторых, уникальный звук создавали тональности, в которых он играл, и более мощные хамбакеры (они лучше принимают средние частоты, и их звук считается более теплым и полным). Также на звук влияло используемое оборудование и стиль игры Курта (которые были очень нетипичны). Теперь перейдем к описанию всех гитар, на которых он играл (в хронологическом порядке), и другого оборудования, которое он использовал.

Курт был левшой, и, несмотря на то, что праворукие гитары дешевле и их легче найти, он старался как можно чаще играть на леворуких гитарах, поскольку они больше подходили для его агрессивного стиля игры. Однако время от времени он использовал модифицированные праворукие гитары с измененным порядком струн, особенно в то время, когда Nirvana еще была гаражной группой, и им было сложно достать необходимое оборудование.

В течение этого периода Курт использовал много разного б/у оборудования (в основном копии Fender и Gibson), в том числе Mosrite Gospel, Epiphone ET-270 и Aria Pro II Cardinal, которые стали его запасными гитарами. Самой известной гитарой этого периода была Univox Hi-Flyer, копия Mosrite Mark IV, обладавшая небольшим весом и уникальной формой деки, которую Курт продолжил использовать, даже когда Nirvana стала популярной группой. За всю свою карьеру он приобрел и модифицировал множество гитар.


Начиная примерно с 1991 года, Курт предпочитал играть на гитарах Fender. После выпуска альбома «Nevermind» он выступал с сильно модифицированной гитарой Fender Jaguar '65 цвета «санбёрст», которая имела красную пеструю накладку на деку. Сейчас гитары Jaguar, и похожие на них Jazzmaster, стоят очень дорого, но в то время эти американские модели можно было купить по довольно низкой цене. Курт купил свою гитару примерно за $500 в ломбарде LA Recycler.

Она уже была модифицирована предыдущим владельцем (Мартином Дженнером (Martin Jenner) из Cliff Richard и The Everly Brothers). Он поставил на нее двойные хамбакеры Dimarzio (нековый датчик типа PAF и бриджевый Super Distortion), бридж Tune-o-Matic от Schaller, как на гитарах Gibson, и второй регулятор громкости.

Он привык к такому набору элементов и продолжил в таком же ключе модифицировать свои гитары Fender. Потом он заменил стандартный переключатель выбора звукоснимателей (3-х позиционный переключатель) на кнопочный переключатель с тремя режимами. До этого он заклеивал переключатель изолентой, чтобы случайно не сменить его положение, так как он в основном использовал бриджевый звукосниматель.

Позднее, после записи альбома «In Utero», он заменил хамбакер Super Distortion своим любимым Seymour Duncan JB. Так же стоит отметить, что он никогда не использовал рычаги тремоло и фиксировал их струнодержатели, повышая сустейн и точность настройки гитары. Более того, все его гитары имели крепления для ремня Schaller, а сами ремни фирмы Ernie Ball были черные или белые.

У него под рукой всегда было несколько гитар Fender Stratocaster (в основном они были белого или черного цвета, однако одна была цвета «санбёрст», а другая красного), которые разбивались во время знаменитых концертов группы. Они были собраны либо в Японии, либо в Мексике, и являлись дешевыми альтернативами американских моделей.

На все эти гитары он поставил хамбакер JB. Иногда это был Seymour Duncan '59 или, когда на деку какого-нибудь Strat'а не помещался большой хамбакер – Hot Rails. После того как Strat’ы разбивали, из их частей собирали новые гитары («Franken-Strat»). Примером такой гитары может служить полностью черная гитара Strat (с черной декой, накладкой, звукоснимателем ’59 и регуляторами, а также наклейкой Feederz) с грифом от Fernandes Strat (оригинальный гриф был сломан).

Этот гриф продержался всего месяц, и его заменили грифом от Kramer (группа постоянно возила их с собой для ремонта). Скорее всего, они нравились Курту больше чем грифы Fernandes (хотя их было легче всего достать). Все остальные грифы его Fender’ов были с накладкой из палисандра, которые ему нравились больше чем кленовые.

Во время тура с альбомом «In Utero» основной гитарой Курта была Fender Mustang. У него было несколько таких гитар: одна цвета «Fiesta Red» с запасной накладкой белого перламутрового цвета и черными звукоснимателями и две другие цвета «Sonic Blue». Они отличались только внешним видом – одна имела красную пеструю накладку и белые звукосниматели, а другая накладку на деку матового красного цвета и белый и черный звукосниматели.

Стандартные бриджи были заменены на Tune-o-Matic от Gotoh, а звукосниматель рядом с ними – на Seymour Duncan JB. Как и в случае с гитарой Jaguar, он не использовал нековые звукосниматели (кроме некоторых студийных записей) и рычаги тремоло. Пружины тремоло были заменены обычными шайбами, а струнодержатель закреплен так, чтобы струны проходили через него напрямую. Такая система более характерна для гитар Gibson.


Курт также начал сотрудничать с компанией Fender для создания гитары Jag-Stang – комбинации гитар Jaguar и Mustang, которая сочетала в себе его любимые качества: бридж Tune-o-Matic, бриджевый хамбакер, небольшую длину (короткая 24 дюймовая мензура) и уникальную форму самой гитары. Однако он использовал эту гитару лишь несколько раз уже ближе к концу своей карьеры – Курт оставался верен гитарам Mustang. Стоит отметить, что вся группа настраивала свои инструменты ниже на полтона.

Для акустических выступлений Курт использовал либо гитару Epiphone Texan со съемным звукоснимателем Bartolini 3AV (ее можно было легко узнать по наклейке «Nixon Now»), либо очень редкую гитару Martin D-18E 1950 года. Ее можно услышать в альбоме «Unplugged In New York», но в качестве электроакустики (со звукоснимателем Bartolini 3AV, но уже встроенным в саму гитару), которую он подключал через педали и микшер, поэтому ее нельзя назвать чисто акустической.

Обе эти гитары являлись модифицированными праворукими моделями с измененным порядком струн. Забавно то, что гитара, на которой он играл во время записи песен «Polly» и «Something In The Way» с альбома «Nevermind», была в очень плохом состоянии, однако он никак не модифицировал ее и даже не менял на ней струны. Это была 12-струнная Stella Harmony, которую он купил за 30 долларов в ломбарде. У нее было только 5 нейлоновых струн, а бридж держался на клею.

Как истинный коллекционер, в основном, старых, необычных и дешевых инструментов, Курт сознательно избегал покупки нового оборудования. Я не упомянул об огромном количестве других гитар, на которых он играл: пара модифицированных гитар Telecaster и другие гитары Mustang (в основном модель '69, известная по своему появлению в клипе «Smells Like Teen Spirit»). Гитары Mosrite Mark IV и Fender XII (обе уничтожены вместе с домашними записями и дневниками, которые Курт прятал в своей ванной, чтобы уберечь от грабителей – их залило водой).

Чем американский Fender Jazzmaster отличается от японского?


Музыканты, предпочитающие страты и телекастеры, скажут вам, что японские гитары Fender ничем не хуже американских, а в некоторых случаях даже лучше. Японские мастера нашли правильный подход ко всем классическим моделям Fender, кроме одной - Jazzmaster.

Между американскими и японскими Jazzmaster-ами существует очень много различий, но сегодня мы сосредоточимся на трех наиболее важных из них.

Звукосниматели

Любое сравнение, наверное, должно начинаться со звукоснимателей. Вокруг звукоснимателей Jazzmaster очень много путаницы, даже у тех самых людей, которые решили переиздать их.

Звукосниматели в японских переизданиях Jazzmaster могут выглядеть подобающе, но на этом все сходство с оригиналом заканчивается. Оригинальная катушка для звукоснимателя Jazzmaster была очень мелкой и выступала наружу. Эта широкая «блинная обмотка» - это то, что придавало гитаре своеобразный, мягкий тон. Справедливо спросить, что имели в виду дизайнеры японского переиздания, когда сделали катушку более узкой, как у моделей Stratocaster и Jaguar. На фотографии в слайдере в конце статьи ясно видно различие между звукоснимателями в американском и японском Jazzmaster.

По словам гуру звукоснимателей Кертиса Новака, который предлагает множество традиционных и нетрадиционных вариантов замены, японские и американские звукосниматели Jazzmaster ничем не похожи. Простая мудрость заключается в том, что из-за модернизации японских моделей (новых звукоснимателей, электроники и другого оборудования), есть смысл покупать американские модели, которые сохранили оригинальные спецификации. Однако, по словам Новака, в последнии годы модернизации подверглись не только японские, но и мексиканские Jazzmaster.

«Если у вас есть возможность посидеть в комнате с большим количеством Jazzmaster-ов, сыграйте на каждом в отключенном состоянии, и вы услышите, что некоторые из них звучат значительно лучше других, - утверждает Новак. - Это из-за дерева. Найдите наилучший, обновите звукосниматели и электронику, и получите очень хорошую гитару».

Интересно, что многие мексиканские классические Jazzmaster-ы собраны из частей, которые были сделаны в США. Хотя все еще есть некоторые отличия, вы найдете много людей, восхваляющих эти гитары, но имеющих одну серьезную жалобу. Вы, наверное, догадались, какую: звукосниматели отличаются от тех, которые используются для американских Jazzmaster-ов.

В то время, как стандартные звукосниматели Jazzmaster часто путают с гибсоновскими P90, первые, на самом деле, сконструированы с намагниченными полюсами, в то время как на реальных P90 используется один магнит под катушкой. Однако, в случае классической модели звукосниматели действительно сделаны как P90. Поэтому забудьте о том, чтобы получить классическое звучание Jazzmaster-а, купив мексиканскую модель.

Фурнитура

Джон Вудленд - легенда в кругах поклонников Jazzmaster, в свое время придумал Mastery Bridge, который является чрезвычайно популярным апгрейдом для этих гитар, и решает проблему натяжения струн, связанную с оригинальным дизайном Fender. Тем не менее, Вудленд также является мастером, который хорошо знает модель внутри и снаружи.

«Общая конструкция моделей США - лучше, - говорит Вудленд. - Проволока, верхний порожек и фурнитура из латуни более высокого качества. Главное, что я всегда говорю людям: чтобы проверить, является модель американской или японской, просто сыграйте на ней». Как и Новак, Вудленд считает, что самая важная особенность заключается в том, что гитара ощущается и звучит хорошо, даже без подключения.

Электроника

Известный модификатор Jazzmaster Майкл Адамс из Mike & Mike’s Guitars Bar настаивает на том, что наряду с заменой звукоснимателя самым важным улучшением, которому может подвергнуться японский Jazzmaster, является электроника.

«Люди забывают, что проводка и другие элементы электроники в этих гитарах дешевы и шумны, в отличие от моделей U.S., - говорит Адамс. - Заменить эти компоненты качественным материалом обойдется совсем недорого. Наиболее полезной особенностью гитары является конденсатор, поэтому вставка качественного конденсатора сильно изменит ситуацию. Это обновление уменьшит шум, особенно когда используется только один звукосниматель».

Как выбрать

Если вы любите классический звук Jazzmaster, лучше всего инвестировать в American Vintage Reissue или винтажную гитару, если вы можете себе это позволить. Но купить японскую модель и модернизировать ее до нынешних спецификаций американской - тоже отличный выбор.

Если вы все равно хотите добавить хамбакеров или изменить переключение, есть много доступных японских вариантов для начала. Кроме того, вы можете улучшать гитару поэтапно, исходя из того, что позволяет ваш бюджет вместо того, чтобы сразу выбрасывать большие деньги. Просто начните с правильного инструмента в качестве основы.

Если вы интересуетесь моделью Jazzmaster просто потому, что вам нравится, как она выглядит, то можете обнаружить, что даже со своими нетрадиционными спецификациями мексиканские и японские Fender Jazzmaster, или даже китайские Squier Jazzmaster, могут вам полностью подойти.

Про гитары. 1 часть - Fender.

Привет. Хотел бы немного поговорить о гитарах. Думаю, первую статью посвятить гитарам Fender. Не буду описывать историю этой марки, а просто поделюсь рекомендациями исходя из своего опыта использования и живого прослушивания гитар этих марок. Так же постараюсь начинающим гитаристам и гитаристкам рассказать про нюансы в использовании и возможности инструмента. В каких стилях на мой взгляд уместно использование именно гитар марки Fender, а где лучше выбрать гитары других производителей.

Во-первых, обозначим стили в которых наиболее уместно играть на гитарах Fender. И тут ответ достаточно простой и банальный. Практический в любом стиле на гитарах Fender можно добиться адекватного звучания. Для это просто нужно недостатки этих гитар дополнять и корректировать другими инструментами, но вот уникальное звучание гитар Fender другими инструментами не заменишь. Если другими словами, то недостаточно плотный для некоторых ситуаций звук гитар Fender необходимо заполнять плотной ритм секцией. Так например делал Jimi Hendrix в группе у которого Noel Redding на бас-гитаре и Mitch Mitchell на ударных просто «наглухо забивали» остатки пространства после гитары своей плотнейшей ритм секцией. Кстати, на мой взгляд именно благодаря гитаре Fender Stratocaster® великолепная фирменная и самобытная игра Джими Хендрикса, получила такие характерные отличия в его экспериментах со звучанием.

В современной музыке, так же прослеживается тенденция использования гитар Fender в музыке легкой и даже я бы сказал «воздушной», «яркой», как блюз (частично), поп-рок, инди-рок, пост-рок в моментах арпеджио и соло. Что еще характерно, устройство гитар Fender в части звукоснимания и использования преимущественно звукоснимателей типа «сингл», дает возможность производить много «не жирного» шума, и эта характеристика используется в стилях шуз-гейзинг и конечно же Grange. Nirvana очень характерно передала нам эту особенность гитар Fender, особенно модели Jaguar® и Mustang® . Знаете, звук такой, вот только на Ягуаре получить можно, звук какой-то безысходной депрессии. Особенно на чистом без перегрузов и с вокалом Курта Кобейна, обратите внимание, такой проникновенный - очень сильно. Кстати, может именно благодаря Nirvana, Jaguar® и Mustang® стал у многих людей прочно ассоциироваться с гранжем.

Про возможностям для использования, я бы не сказал, что это идеал. Например гитары Ibanez больше заточены под особо техничных игроков, они позволяю извлечь большее количество разных звуков. Это обусловлено применением системы тремоло «Floyd Rose» в бридже. В то время, как до недавнего времени гитары Fender могли предложить нам лишь классическую систему «Vintage-Style Synchronized Tremolo». В тоже время, если среди ваших любимых музыкантов нет предпочитающих именно Ibanez и подражать особо некому, а вам лично по дизайну больше нравятся фендера, то я бы рекомендовал именно фендер. До всех преимуществ «Floyd Rose», мало кто сможет дорасти, а по удобству, я лично считаю, Fender просто лучшими гитарами. Надо относится к этим гитарам, как к классике, понимая, что новшества предлагаемые другими производителями это просто необходимость выделится, что бы хоть как-то конкурировать с Fender и Gibson. Хотя конечно Ibanez тоже «классика».

Основной характер звучания гитар Fender такой, что меньше всего он подходит для сверх тяжелых стилей таких как дэткор и подобных. Для рок музыки 50 на 50. Led Zeppelin, например, чаще использовали Gibson Les Paul, а вот Ричи Блэкмор в Deep Purple наоборот часто использовал Fender Stratocaster. Тут единого рецепта нет. При это разные модели Fender имеют разное звучание. Три самых главных модели Fender – легенды, которые можно сказать и есть лицо компании, которые повторяются почти всеми другими производителями, «титаны» в истории электрогитар: Stratocaster®, Telecaster®, Jaguar® - Jazzmaster®. Можно еще включить Mustang®, но по мне эта модель немного недотягивает по популярности. Историю эти инструментов приводить не буду по понятным причинам. А вот про уникальность я бы сказал так, что каждая модель уникальна. Если смотреть на классическое разделение по звучанию, то тогда, Telecaster® звонкий, Stratocaster® - прозрачный, мягкий и глубокий, Jaguar® более прагматичный и плотный. Это такие тонкости звука, что их слышно, но описать достаточно сложно. В то же время многим не нравится классическое разделение моделей по звучанию, поэтому у Fender достаточно много «гибридных» моделей. Например, Telecaster® с хамбакером, который не полностью утратил свою звонкость, но зато приобрел большую плотность или Telecaster® с полым корпусом и более акустическим звучанием. Так же Stratocaster® с хамбакерами вместо синглов. Таким образом надо отметить, что Fender может угодить практически любому музыканту.

Rickenbacker, Fender и другие электрогитары

В новой рубрике «Волна» рассказывает про музыкальные инструменты, изменившие и сформировавшие облик современной музыки. Во втором выпуске — создатели и производители лучших электрогитар ХХ века.

Rickenbacker


Что это

Американская компания, основанная в 1931 году; первый в мире производитель электрогитар.

История

Основатели компании Адольф Рикенбакер и Жорж Бошам в 1931 году представили первую модель Rickenbacker под неофициальным названием «сковородка» — гитара действительно напоминала предмет кухонной утвари, прежде всего длинным грифом-ручкой и алюминиевым корпусом. В 50-х годах компания перешла от производства экзотических металлических «сковородок» к выпуску гитар с корпусом из дерева, вовремя сообразив, что набирающий популярность рок-н-ролл наделает в будущем немало шума и на этом шуме можно неплохо заработать. В 1960-х неофициальными послами бренда являлись музыканты группы The Beatles — прежде всего Джон Леннон и Джордж Харрисон. После же распада ливерпульской четверки и (временного) выхода британской гитарной музыки из моды по ходу 1970-х интерес к продукции американской компании несколько поутих. Впрочем, и по сей день гитары Rickenbacker считаются бессмертной классикой.

Джонни Марр и его Rickenbacker

Известные модели и пользователи

Гитары Rickenbacker отличаются своеобразной формой и чистым, по словам некоторых музыкантов, максимально близким к акустическому звучанием. Связывают это с тем, что в инструментах фирмы впервые был использован технологический метод крепления грифа neck through, при котором гриф гитары проходит через ее корпус. Популярные же модели Rickenbacker — это, прежде всего, бас-гитары 4000-й и позже 4001-й моделей, а также электрогитара под номером 325. Среди прочих известных музыкантов, которым приглянулась продукция пионеров гитаростроения, нужно обязательно упомянуть Лемми из Motörhead, а также басистов и гитаристов групп Coldplay, The Smiths, Queen, Metallica, Radiohead и так далее.

Fender


Что это

История

В 1938 году безработный бухгалтер из Калифорнии Лео Фендер решил воплотить в жизнь свою давнюю мечту: открыть в своем родном городе сервис радиотоваров и, собственно, зарабатывать на любимом им с детства занятии. Вскоре молва о талантливом инженере, творящем чудеса в области звукотехники, разнеслась по всей округе — и Лео, вовремя оценив собственный потенциал, решил попробовать свои силы в области производства очаровавших его электрических гитар. В 1945 году вместе с Доком Кауффманом, гитарным мастером, работавшим в компании Rickenbacker, они основали фирму K&F, которая затем была переименована в Fender. Огромный успех первых моделей Fender, прежде всего Telecaster и Stratocaster, быстро возвел фирму в статус лидеров рынка, однако уже в 1965 году Лео вынужден был покинуть компанию по состоянию здоровья, продав права на торговую марку концерну CBS. Уже в 1970-х, полностью излечившись, Фендер предпринял попытки вернуться в бизнес, став одним из основателей компании G&L. Гитары новой марки пользовались определенной популярностью, но ни одна из них так и не достигла бешеного успеха той же Stratocaster, что, впрочем, не помешало американскому инженеру продолжить любимое занятие вплоть до своей кончины в 1991 году. Неоценимый вклад Лео Фендер внес и в сферу производства усилителей и прочей профессиональной звуковой техники, что было отмечено премией «Грэмми» в 2009 году.

Виртуозное соло Джими Хендрикса на его фирменной белой Stratocaster

Известные модели и пользователи

Gibson


Что это

Основанная в далеком 1902 году фирма из штата Теннесси, изначально производившая мандолины. Старинный и самый главный конкурент компании Fender.

История

Гитары Gibson являются ключевой частью имиджа многих музыкантов, в их числе и Слэш из Guns N’ Roses, которого уже невозможно представить без Les Paul солнечной расцветки

Известные модели и пользователи

Главный бренд компании Gibson это, безусловно, Les Paul. Названная в честь легендарного музыканта и изобретателя из Уокеши, эта гитара — первое, что сегодня ассоциируется с американской фирмой-производителем. Впрочем, Gibson никак нельзя назвать компанией «одного хита». Выпущенные в 1962 году гитару Firebird и ее бас-версию Thunderbird также можно назвать моделями более чем удачными. Достаточно будет упомянуть, что на них в свое время играли, например, Эрик Клэптон и Пол Маккартни (впрочем, и на Les Paul тоже).

Jackson


Что это

Один из главных (если не главный) гитарный бренд хеви-метала и всех вышедших из него жанров.

История

Компания имени Гровера Джексона, гитарного мастера из Нэшвилла, была основана в 1980 году во многом благодаря Рэнди Роудсу — ныне покойному гитаристу Оззи Осборна и группы Quiet Riot. Гровер и Рэнди разработали дизайн первой гитары Jackson (Jackson RR), и Гровер Джексон, тогда еще представлявший гитарный бренд Charvel, принял решение о создании новой торговой марки для этого продукта. В настоящее время торговая марка Jackson Guitars принадлежит компании Fender, выкупившей права на бренд в 2002 году.

Гитара Jackson в руках Дейва Мастейна (Megadeth)

Известные модели и пользователи

Кроме качественного звучания, гитары Jackson отличаются прежде всего интересной формой. Самые, пожалуй, известные модели — это Jackson Rhoads и King V. Агрессивный V-образный дизайн корпуса сегодня тесно ассоциируется с металлической музыкой, в чем не последнюю роль сыграл Дейв Мастейн из Megadeth. В свое время музыкант даже хотел приобрести права на марку, но сделка не состоялась, после чего разочарованный музыкант к гитарам Jackson явно охладел.

Ibanez


Что это

Первый японский гитарный бренд, добившийся успеха в Европе и США; одно из подразделений компании Hoshino Gakki.

История

Компания Hoshino Gakki была основана чуть позже фирмы Gibson, в 1908 году, и изначально заработала себе имя, импортируя инструменты работы Сальвадора Ибаньеса — легендарного гитарного мастера из Испании. К сожалению для многих, мануфактура испанского ремесленника была разрушена во время Гражданской войны, что, однако, не помешало японцам выкупить технологию и право на ее использование заодно с торговой маркой Ibanez. Фактический старт бренда пришелся лишь на конец 50-х, сегодня же продукция компании является одним из самых популярных решений для тех, кто хочет получить инструмент с качественным звуком, но не готов расставаться ради этого со значительными денежными суммами.

Читайте также: