Форд фокус 2 неисправность в системе рециркуляции выхлопных газов

Обновлено: 05.07.2024

Ошибка P0400 — Неисправность системы рециркуляции отработавших газов

Система рециркуляции выхлопных газов (EGR) является частью системы контроля выхлопных газов автомобиля. Она направляет часть выхлопных газов обратно во впуск двигателя, чтобы понизить температуру сгорания.

Код P0400 устанавливается, когда поток газов системы EGR меньше ожидаемого. В большинстве случаев это происходит, когда углеродистые отложения (сажа) забивают каналы и трубки системы EGR.

работа системы egr

Симптомы

  • Автомобиль может дёргаться во время вождения.
  • Увеличенный расход топлива.
  • Плавающий холостой ход.
  • Если клапан рециркуляции отработавших газов застрял в открытом положении, автомобиль будет испытывать сильные колебания холостого хода или глохнуть.
  • В некоторых автомобилях, если система рециркуляции отработавших газов не работает, может быть детонация двигателя, заметная при ускорении или под нагрузкой (например, при движении в гору).
  • В некоторых случаях может не быть никаких заметных симптомов.

Причины

  • Забиты или ограничены проходы EGR.
  • Залипание или засорение клапана рециркуляции отработавших газов.
  • Заклинило открытый клапан рециркуляции отработавших газов
  • Засорена или пропускает вакуумная линия клапана EGR.
  • Проблема с датчиком положения клапана рециркуляции отработавших газов.
  • Трещина или засор вакуумной линий к датчику абсолютного давления в коллекторе (ДАД / MAP).
  • Забит каталитический нейтрализатор.
  • Нагар (сажа) на датчике температуры EGR (Nissan).
  • Неисправен датчик массового расхода воздуха (ДМРВ / MAF).
  • Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры EGR.
  • Неправильно подключенные вакуумные линии.
  • Электрическая проблема с цепью управления клапаном рециркуляции отработавших газов.
  • Неисправность блока управления двигателя (редко).

Безопасно ли ездить с кодом P0400?

Это действительно зависит от причины. Если код P0400 вызван какой-то незначительной проблемой, такой как неисправный датчик температуры EGR, и система EGR работает нормально, проблем с вождением быть не должно.

Однако, если система EGR не работает должным образом, температура сгорания будет выше, что в долгосрочной перспективе может привести к повреждению двигателя.

Как делать диагностику?

Наиболее часто встречающаяся проблема с системой EGR — накопление углерода, ограничивающее поток газов.

Чистка клапана EGR

При диагностике выдавала ошибку P0400 — ошибка рециркуляции отработанных газов. "Чек" не горел. Насколько я понял данная ошибка возникает в большинстве случаев из-за неправильной работы клапана ЕГР. Сначала я почитал форумы и решил его заглушить. Разобрал его и вынул шток толкателя клапана. Но после его отключения начались какие-то провалы при наборе скорости. Поразмыслив и начитавшись различных отзывов решил все-таки оставить все как есть.

Поставил перед собой задачу почистить клапан ЕГР.
Как оказалось к этому клапану не так и легко подобраться, и находится под сгустком трубок. Сначала нужно слить антифриз. Я правда не сливал, поэтому грамм 300 у меня вылилось на землю. Потом снимал корпус воздушного фильтра. К одному болту можно нормально дотянуться, а вот со вторым нужно повозиться, т.к. мешает подлезть трубка с антифризом. Для этого я немного приспускал трубку охлаждающей жидкости, брал головку на 10 с удлинителем, и аккуратно ударом молотка насаживал на болт чуть-чуть. После этого болт поддался и открутился.

Еще нужно снять один шланг с самого клапана ЕГР. Ну затем через все эти трубки и провода вытянул его. Также перед снятием отсоединял разъем подводящих проводов к клапану и откручивал пластмассовую голову толкателя клапана на 4 болтах.

На что я сразу обратил внимание, так это на ход самого клапана — он подклинивал в начальном положении. Для чистки я выбрал спрей для очистки карбюратора (можно взять для чистки инжектора -одно и тоже). После очистки ход клапана стал заметно лучше. Затем я еще залил внутрь растворителя и нажимая на клапан очищал его.

В конце смазал место хода клапана солидолом — не знаю поможет или нет, но хуже не будет. После очистке собрал все в обратной последовательности.
В добавок поменял фильтр рециркуляции картерных газов. Старый был пыльный и в масле. Его надо менять через 100 000 км. Новый стоит 4$. У меня не было времени заказывать его и я просто вырезал подходящего размера из губки для мытья посуды. По отзывам губка выдерживает нормально.

Проехал 5000 км. Периодически скидываю мелкие ошибки, ошибок по ЕГР не появлялось больше.

Autotime

3 года ago AutoTime 0

Что означает ошибка P0400

Ошибка P0400 - это общий код OBD-II, означающий, что блок управления двигателем (ECM) зафиксировал, отсутствие потока выхлопных газов во впускном коллекторе при команде «Открыть» клапану рециркуляции выхлопных газов двигателя (EGR).

Причины кода ошибки P0400 в автомобиле Форд Фокус

  • Клапан EGR не открывается – не работает электромагнит клапана. Каналы клапана EGR не герметичны.
  • Датчик температуры EGR не регистрирует изменение температуры при открытии клапана EGR.
  • Каналы EGR забиты и не позволяют потоку выхлопных газов поступать во впускной коллектор.

Симптомы ошибки P0400

  • На приборной панели горит индикатор «Check engine»
  • При ускорении двигатель может «трясти».
  • Из-за чрезмерного содержания оксидов азота в выхлопе двигатель не сможет пройти тест на экологичность.

Как производится диагностика ошибки P0400 Ford Focus

  • к порту OBD-II автомобиля FordFocus подключается сканер и проверяется наличие ошибок;
  • необходимо просмотреть все зафиксированные параметры сохраненные при возникновении ошибки;
  • необходимо удалить все ошибки провести тест-драйв автомобиля;
  • визуально проверить вакуумные шланги, проводку и соединения на клапане EGR, управляющем соленоиде и датчике температуры EGR.
  • на снятом клапане EGR проверяется его работоспособность - клапан должен создавать при открытии соленоида при нажатии на педаль газа от минимального до среднего.
  • проверяется работоспособность датчика температуры EGR и двигателя, их показатели должны изменятся при открытии EGR.
  • с двигателя Ford демонтируются клапан EGR и датчик температуры для проверки каналов EGR на наличие нагара.

Общие ошибки при диагностике кода ошибки

  • Замена датчика EGR до проверки датчика температуры EGR
  • Замена клапана EGR без проверки давления клапана EGR, необходимого для нормальной работы

Насколько серьезна ошибка P0400

Неисправный клапан системы рециркуляции отработанных газов может привести к чрезмерному воспламенению топливной смеси в автомобиле Форд Фокус, что в свою очередь может привести к повреждению поршней и клапанов двигателя.

Ошибка P0400 указывает на неисправность каналов системы рециркуляции отработавших газов.

Что означает ошибка P0400

Ошибка P0400 является общим кодом ошибки, который указывает на то, что модуль управления двигателем (ECM) обнаружил отсутствие потока отработавших газов во впускном коллекторе в момент открытия клапана системы рециркуляции отработавших газов двигателя.

Причины возникновения ошибки P0400

  • Клапан системы рециркуляции отработавших газов не открывается из-за отсутствия вакуума при открытии управляющего электромагнитного клапана или из-за невозможности поддержания вакуума в системе рециркуляции отработавших газов.
  • Датчик температуры системы рециркуляции отработавших газов не регистрирует изменение температуры при открытии клапана рециркуляции отработавших газов.
  • Каналы системы рециркуляции отработавших газов засорены и не позволяют потоку отработавших газов поступать во впускной коллектор.

Каковы симптомы ошибки P0400?

  • На приборной панели автомобиля загорится индикатор Check Engine и в памяти ECM сохранится ошибка P0400.
  • При ускорении автомобиля возможны перебои в работе двигателя.
  • Двигатель не сможет пройти испытание по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами из-за чрезмерного содержания оксид азота (NOx) в выхлопе.

Как механик диагностирует ошибку P0400?

  • Сначала механик считает все сохраненные данные и коды ошибок с помощью сканера.
  • Затем он очистит коды ошибок и проведет тест-драйв автомобиля, чтобы выяснить, появляется ли ошибка P0400 снова.
  • Механик проверит шланги для подачи вакуума, а также провода и соединители, идущие к клапану системы рециркуляции отработавших газов, управляющему электромагнитному клапану и датчику температуры системы рециркуляции отработавших газов.
  • После этого он проверит работу клапана системы рециркуляции отработавших газов.
  • Механик также проверит работу датчика температуры системы рециркуляции отработавших газов, показания которого должны меняться при открытии клапана системы рециркуляции отработавших газов.
  • Затем механик удалит клапан и датчик температуры системы рециркуляции отработавших газов и выполнит проверку на предмет накопления чрезмерного количества углерода и засорения каналов системы.

Общие ошибки при диагностировании кода P0400

  • Замена клапана системы рециркуляции отработавших газов без предварительной проверки датчика температуры системы на предмет накопления углерода.
  • Замена клапана системы рециркуляции отработавших газов без предварительной проверки датчика давления системы.

Насколько серьезной является ошибка P0400?

  • Неисправность клапана системы рециркуляции отработавших газов может привести к чрезмерному воспламенению топливной смеси, что, в свою очередь, может привести к повреждению поршней и клапанов двигателя.
  • При загорании индикатора Engine Check автомобиль не сможет пройти испытание по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами.
  • Замена клапана системы рециркуляции отработавших газов
  • Замена поврежденного шланга для подачи вакуума, идущего к клапану системы рециркуляции отработавших газов
  • Очистка или замена датчика температуры системы рециркуляции отработавших газов
  • Очистка каналов системы рециркуляции отработавших газов

Дополнительные комментарии для устранения ошибки P0400

Ошибка P0400 появится, если показания датчика температуры системы рециркуляции отработавших газов не будут меняться в момент открытия клапана системы рециркуляция отработавших газов. На данных датчиках обычно накапливается слишком большое количество углерода, вследствие чего чувствительность датчиков к теплу отработавших газов значительно уменьшается.

Нужна помощь с кодом ошибки P0400?

Типичные симптомы неисправности клапана EGR, о которых вы могли не знать🚗

Клапан EGR (клапан рециркуляции выхлопных газов) позволяет выхлопным газам попадать обратно в камеру сгорания, повышая тем самым КПД двигателя и уменьшая загрязнение окружающей среды. Если вы заботитесь об ЭКОНОМИИ и ЭКОЛОГИИ – стоит узнать типичные симптомы его неисправности, о которых я сейчас вам расскажу.

Непостоянность производительности двигателя

Клапан EGR занимается мониторингом, замером количества выхлопных газов, которые возвращаются в двигатель и его неисправность, очевидно, может напрямую влиять на его производительность.

Если он будет неисправен, то вы можете заметить снижение мощности двигателя во время ускорения, появление рывков. Так же это влияет на расход топлива и неправильный расчет концентрации газотопливной смеси.

Check Engine

Одной из причин появления «Джеки Чана» является выход из строя клапана EGR. Система мониторинга двигателя (ECU) контролирует все аспекты работы мотора и обязательно сообщит вам о неисправности. Если к ней подключиться при помощи сканера – можно точно узнать источник проблемы.

Грубая работа на холостом ходу

Если клапан неисправен – система не может понять в каком положении находится заслонка и какое количество отработавших газов находится во впуске – слишком мало, или слишком много. Это может вызвать плавающие обороты.

Запах топлива

Запах, или даже вонь, топлива в салоне – это самый явный симптом неисправности клапана EGR. В этом случае возможно повышение масложора и ухудшение эффективности использования бензина в камерах сгорания.

Важные симптомы относительно позиции клапана EGR

Как вы уже могли заметить, основные симптомы неисправности клапана связаны с его нахождением в одном положении – он либо постоянно открыт, либо постоянно закрыт. Поэтому все их можно разделить на 2 категории относительно его положения.

Когда клапан постоянно открыт , выхлопные газы постоянно попадают в двигатель, но не тогда, когда это необходимо. Основные симптомы :

Когда клапан постоянно закрыт , выхлопные газы не попадают обратно в двигатель. Это так же является причиной повышения температуры в выхлопной системе. Основные симптомы:

Надеюсь, что вам было интересно и вы возьмете это на заметку. Подписывайтесь на канал и ставьте «большой палец вверх», чтобы видеть в своей ленте еще больше интересных статей на автомобильную тему каждый день.

Техническое описание и расшифровка ошибки P0400

Этот диагностический код неисправности (DTC) является общим кодом силового агрегата. Ошибка P0400 считается общим кодом, поскольку применяется ко всем маркам и моделям транспортных средств. Хотя конкретные этапы ремонта могут несколько отличаться в зависимости от модели.

Код ошибки P0400 – неисправность клапана "А" рециркуляции отработавших газов

Клапан рециркуляции выхлопных газов (EGR) представляет собой клапан с вакуумным управлением. Который регулирует количество выхлопных газов, повторно поступающих в цилиндры.

Является либо электрической проблемой, либо механической и может вызвать сохранение кода P0400.

Симптомы неисправности

Основным симптомом появления ошибки P0400 для водителя является подсветка MIL (индикатор неисправности). Также его называют Check engine или просто «горит чек».

Также они могут проявляться как:

  1. Загорится контрольная лампа «Check engine» на панели управления (код будет записан в память ECM как неисправность).
  2. При ускорении автомобиля возможны перебои в работе двигателя.
  3. Увеличение выбросов оксид азота NOx в выхлопе.
  4. Незаметным симптомом будет повышение температуры горения.

Причины возникновения ошибки

Код P0400 может означать, что произошла одна или несколько следующих проблем:

  • Забит канал системы рециркуляции ОГ, ограничивающий поток выхлопных газов во впускной коллектор.
  • Неисправен соленоид системы рециркуляции отработавших газов.
  • Неисправность проводки либо жгута электромагнитного клапана системы рециркуляции ОГ.
  • Вакуумные линии повреждены, отсоединены от соленоида или клапана EGR.
  • Неисправен клапан системы рециркуляции отработавших газов.
  • Датчик температуры системы рециркуляции отработавших газов не регистрирует изменение температуры при открытии клапана рециркуляции отработавших газов.

Как устранить или сбросить код неисправности P0400

Некоторые предлагаемые шаги для устранения неполадок и исправления кода ошибки P0400:

  1. Сначала считайте все сохраненные данные и коды ошибок с помощью сканера.
  2. Затем сотрите коды ошибок и проведет тест-драйв автомобиля. Чтобы выяснить, появляется ли ошибка P0400 снова.
  3. Проверьте вакуумные шланги, а также провода и соединители, идущие к клапану системы рециркуляции отработавших газов. А также управляющему электромагнитному клапану и датчику температуры системы рециркуляции отработавших газов.
  4. После этого проверьте работу клапана системы рециркуляции отработавших газов.
  5. Проверит также работу датчика температуры системы рециркуляции отработавших газов. Показания которого должны меняться при открытии клапана системы рециркуляции отработавших газов.
  6. Затем извлеките клапан и датчик температуры системы рециркуляции отработавших газов. Выполните проверку на предмет накопления чрезмерного количества нагара и засорения каналов системы.

Диагностика и решение проблем

Сначала стоит проверить бюллетени технического обслуживания (TSB), для вашего конкретного автомобиля. Ваша проблема может быть известной с известным исправлением, описанной производителем, это может сэкономить ваше время и деньги во время диагностики.

Далее, используя диагностический прибор, приведите в действие клапан рециркуляции ОГ при работающем двигателе. Если двигатель работает не равномерно, проблема, скорее всего, заключается в неисправности проводки или плохом контакте.

При равномерной работе двигателя постарайтесь задействовать клапан рециркуляции отработавших газов вручную. Если двигатель работает равномерно и не глохнет, скорее всего забиты каналы. Потребуется снятие клапана и очистка всех каналов.

Проверка соленоида обычно может выполняться только с помощью диагностического прибора. Потому что большинство соленоидов работают с рабочим циклом напряжения, а не с постоянным напряжением.

Проверьте все вакуумные линии, шланги и т.д. на предмет износа. Осмотрите жгут соленоида и соленоид на предмет повреждений. Заменить клапан рециркуляции отработавших газов.

На каких автомобилях чаще встречается данная проблема

Проблема с кодом P0400 может встречаться на различных машинах, но всегда есть статистика, на каких марках эта ошибка присутствует чаще. Вот список некоторых из них:

  • Chevrolet (Шевроле Авео, Камаро, Лачетти, Спарк)
  • Citroen (Ситроен С5)
  • Daewoo (Дэу Матиз)
  • Ford (Форд Мондео, Фокус, Фьюжн, Эскейп, C-Max, S-Max)
  • Honda (Хонда Цивик)
  • Kia
  • Mazda (Мазда 626, Бонго, Протеже)
  • Mercedes (Мерседес Спринтер, ml320, w163)
  • Mitsubishi (Митсубиси Аиртрек, Галант, Кольт, Лансер, Монтеро, Паджеро)
  • Nissan (Ниссан Квест, Максима)
  • Opel (Опель Астра, Вектра, Виваро, Зафира, Корса, Мерива, Омега, Фронтера)
  • Peugeot (Пежо 407)
  • Renault
  • Skoda (Шкода Октавия)
  • Ssangyong (Саньенг Актион, Кайрон, Рекстон)
  • Subaru (Субару Аутбек, Импреза, Легаси, Форестер)
  • Suzuki (Сузуки Вагон, Гранд Витара, Лиана)
  • Toyota (Тойота Авенсис, Ленд Крузер, Прадо, Рав4, Хайлюкс)
  • Volkswagen (Фольксваген Пассат)
  • Газель Некст
  • Лада Приора

С кодом неисправности Р0400 иногда можно встретить и другие ошибки. Наиболее часто встречаются следующие: P0100, P0106, P0130, P0141, P0174, P0191, P0300, P0301, P0302, P0303, P0304, P0314, P0325, P0401, P0402, P0403, P0404, P0405, P0406, P0407, P0408, P0409, P0420, P0443, P0452, P0740, P1125, P1131, P1195, P1220, P1235.

Как проверить клапан ЕГР на Форд Фокус 2?

На моем Фокусе 2 стала пропадать тяга на низах, и к тому же на приборной панели горит лампа Check Engine, похоже на неисправный клапан ЕГР. Какие могут быть еще признаки его неисправности? Как вообще его проверить на работоспособность, и что нужно делать?

Это очень похоже на “барахлящий” клапан ЕГР. Когда на Фокусе 2 он полностью или частично неисправен, то могут появиться следующие признаки:

  • на приборной панели на ходу загорается лампа Check Engine, но при этом каких то изменений в работе двигателя не наблюдается;
  • перебои в работе мотора на холостом ходу;
  • двигатель отзывается немного с задержкой при нажатии педали газа;
  • на бортовом компьютере могут появляться ошибки P0401, P0400 или P01406;
  • на низких скоростях машина как будто теряет мощность, иногда даже глохнет.

Проверка клапана EGR Фокус 2

Проверку клапана ЕГР на Focus II можно сделать при частичном или полном его демонтаже. Перед непосредственной проверкой нужно его осмотреть визуально на наличие нагара. Если таков имеется, то клапан нужно полностью снять, и промыть при помощи Карбклинера. Находиться он на данном авто в не совсем удобном месте, — возле блока цилиндров, под трубками и проводами (показано ниже на фото).


Непосредственно сами способы проверки:

  1. Первый способ используется при частичном снятии. Чтобы проверить нужен вакуумный насос (вместо него некоторые водители используют простой шприц 25 мг с капельницей). Для начала доберитесь непосредственно до клапана. Далее нужно завести мотор, и оставить его работать на холостом ходу. После этого, от клапана EGR отсоединить трубку, подающую вакуум, и подать в него вакуум уже при помощи насоса. Если клапан исправен, то мотор начнет уменьшать обороты (“задыхаться”), и может заглохнуть. В противном же случае (если нет нагара), клапан неисправен, и его нужно заменить.
  2. Вторым способом проверяют ЕГР при полном снятии клапана. Тут также применяется вакуумный насос, и сжатый воздух (если нет доступа к сжатому воздуху, то можно просто продувать ртом). Суть проверки состоит в том, чтобы попробовать продуть через впускное отверстие сжатым воздухом (или ртом), применив при этом вакуум через насос, подключенный к штуцеру клапана. Если он не продувается, и отсутствует нагар, то значит запчасть неисправна, и подлежит замене.

Хочу отметить что помимо замены или очистки клапана ЕГР владельцы Фокусов 2 часто предпочитают его глушить. Чего делать не рекомендую! После такой процедуры на низких оборотах даже появляется дополнительная тяга, и пропадает необходимость чистить периодически ЕГР от нагара. Делается это при помощи пластины-заглушки, или же вытаскиванием из клапана штока, который толкает тарелку. Но, делать самостоятельно операцию глушения не стоит, так как на вторых Фокусах зачастую, через некоторое время появляется повышенный расход топлива из-за сбоя в бортовом компьютере. Кроме непосредственно глушения клапана нужно еще проводить и перепрошивку бортовой электроники. Поэтому делать подобные операции лучше в сервисном центре.

Отключение клапана рециркуляции отработанных газов ЕГР и физическая блокировка на Ford Focus 2 1.8 TDCi

Отключение егр на на Ford Focus 2 1.8 tdci / форд фокус 2 1.8 дизель

- Стоимость отключения клапана ЕГР на Ford Focus 2 1.8 TDCI - 10000 руб.

- Время в работе - 3 часа

- Гарантия на все наши работы - 1 год.

- Возможные дополнительные работы:
откючение клапана ЕГР, увеличение мощности (чип-тюнинг).

Отключение егр на на Ford Focus 2 1.8 tdci / форд фокус 2 1.8 дизель

К нам обратился владелец Ford Focus 2 с дизельным двигателем 1.8 TDCi с проблемой. Автомобиль перестал ехать. Один из примеров проявления неисправности: остановившись на светофоре, автомобиль отказывался ехать при нажатии на газ.

Диагностика автомобиля выявила ошибку. Ошибка на Ford Focus 1.8 TDCi P0489 Exhaust Gas Recirculation Control Circuil Low / P0489 - Ошибка ЕГР.

Было решено программно отключить клапан рециркуляции отработанных выхлопных газов ЕГР и заглушить его физически.

На данном Ford Focus 2 установлен дизельный двигатель KKDA 1.8 TDCi мощностью 115 лошадиных сил. Клапан рециркуляции отработанных выхлопных газов, который устанавливается на автомобилях для соблюдения экологических норм, расположен под капотом за двигателем около лобового стекла (не фото отмечен стрелкой).

Отключение егр на на Ford Focus 2 1.8 tdci / форд фокус 2 1.8 дизель

Мы изготавливаем физическую заслонку на клапан ЕГР и устанавливаем ее.

Отключение егр на на Ford Focus 2 1.8 tdci / форд фокус 2 1.8 дизель

После физической блокировки ЕГР на Ford Focus 1.8 TDCi мы приступаем к программному отключению ЕГР. Для этого мы вычитываем заводскую программу из блока управления двигателем.

На Ford Focus 1.8 TDCi 2007 года установлен блок управления Simens SID202 и считывать/записывать файлы можно через технический разъем OBD II.

Вычитав программу, мы отправляем ее нашим программистам, они ее дорабатывают и высылают обратно.

Отключение егр на на Ford Focus 2 1.8 tdci / форд фокус 2 1.8 дизель

- Стоимость отключения клапана ЕГР на Ford Focus 2 1.8 TDCI - 10000 руб.

- Время в работе - 3 часа

- Гарантия на все наши работы - 1 год.

- Возможные дополнительные работы:
откючение клапана ЕГР, увеличение мощности (чип-тюнинг).

Неисправность клапана EGR (ЕГР): Причина, признаки, ремонт и затраты

Вот почему к клапану ЕГР нужно относиться серьезно: мал да удал.

Рециркуляция отработавших газов в дизельных и бензиновых двигателях

Это на первый взгляд может показаться нам немного странным, что выхлопные газы двигателя не всегда и не сразу выходят полностью через выхлопную трубу. На самом деле эти отработанные газы возвращаются обратно в двигатель. Этот технический трюк понижает температуру сгорания дизельного топлива, что впоследствии снижает образование такого вредного вещества, как оксид азота (NOx). Рециркулируемые выхлопные газы вытесняют свежий воздух во впускном канале, т.е. тот низкий уровень кислорода в выхлопных газах, а затем поглощают часть тепла сгорания в камере сгорания, в результате чего температура горения существенно снижается. В итоге образование вредного оксида азота резко падает.

Этот клапан EGR управляется с помощью вакуума. Когда клапан (внутри) открывается, то он освобождает путь для выхлопных газов во впускной канал.

В бензиновых двигателях тоже используется система рециркуляции выхлопных газов. Здесь возврат отработанных газов в двигатель служит для снижения расхода топлива автомашиной, поскольку дроссельная заслонка может быть дополнительно открыта за счет давления возвращенными выхлопными газами. Таким образом уменьшаются так называемые потери энергии при открытии дроссельной заслонки, а это способствует снижению расхода топлива и соответственно приводит к уменьшению уровня вредных веществ в самой выхлопной системе.

Внутренняя и внешняя рециркуляция отработавших газов

В двигателях внутреннего сгорания (ДВС), как правило, имеются две системы рециркуляции отработанных газов, т.е. – внутренняя и внешняя. Внутренняя система рециркуляция выхлопных газов двигателя не требует дополнительных компонентов, так как реализована самой конструкцией силового агрегата. Так, во время проектирования двигателей инженеры настраивают время выпуска клапанов таким образом, чтобы они оставались в начале такта впуска на некоторое время открытыми. В итоге часть ранее выпущенных выхлопных газов снова всасывается обратно в камеру сгорания.

При внешней же рециркуляции выхлопных газов отработавшие газы направляются во впускной канал через внешний трубопровод системы отработавших газов (система ЕГР-EGR). Во многих дизельных и некоторых бензиновых двигателях используется дополнительный охладитель EGR. Этот охладитель охлаждает выхлопные газы с помощью антифриза (охлаждающей жидкости), что существенно понижает температуру отработанных газов приводя не только к снижению расхода топлива, но и к существенному снижению уровня вредных веществ в выхлопной системе самого автомобиля (понижается температура горения).

Функция клапана рециркуляции ОГ (отработанных газов)

Когда и в каких количествах направлять отработанные газы во внешнюю систему рециркуляции газов, регулируется и управляется через клапан рециркуляции отработавших газов - часто его называют клапан рециркуляции ОГ (отработанных газов) - или EGR / ЕГР.

Клапан EGR обычно состоит из тарельчатого клапана или специальной задвижки. Этот клапан выпускает или препятствует движению выхлопных газов к впускному тракту двигателя.

С помощью датчиков, таких, как датчик массового расхода воздуха и датчик кислорода (лямбда-зонд), блок управления двигателем рассчитывает идеальное количество рециркуляции отработавших газов и соответственно, управляет клапаном рециркуляции выхлопных газов (клапаном ЕГР).

Механическое движение устройства клапана ЕГР обычно выполняется электропневматически или электрически с помощью сервомоторчика.

В некоторых моделях автомобилей клапан рециркуляции выхлопных газов оснащен также датчиком положения, который контролирует правильное открытие и закрытие заслонки или толкателя. Кстати, рециркуляция отработавших газов происходит только в области частичной нагрузки двигателя.

Клапан EGR- дефекты и симптомы

Часто клапан ОГ (EGR) покрывается смесью сажи и масла. На фотографии друзья вы можете видеть, как выглядит клапан рециркуляции отработавших газов после тысяч километров эксплуатации автомобиля.

Неисправность клапана EGR может проявляться по-разному. Вот признаки, которые могут указывать на неисправность клапана рециркуляции отработанных газов:

- При разгоне, автомобиль набирает скорость рывками.

- Колебания на холостом ходу.

- Потеря мощности двигателя.

- Появление на приборной панели значка "Check Engine" (Чек двигателя – аварийная программа работы двигателя).

- В выхлопных газах повышается уровень оксида азота.

- Черный дым из выхлопной трубы.

- Повышенный расход топлива.

Поскольку клапан EGR с его регулировочным механизмом находится в потоке выхлопных газов, то он является наиболее чувствительным компонентом системы рециркуляции отработавших газов. Из-за сажи, содержащейся в выхлопных газах, регулировочный механизм клапана рециркуляции отработанных газов с течением времени может начать работать неправильно.– клапан может перестать нормально открываться или закрываться.

Также этот клапан может загрязниться и из-за паров масла из маслоотделителя, которые в сочетании с сажей делают со временем свое злое дело.

В результате неправильной работы клапана ОГ в выхлопной системе может существенно вырасти уровень вредных веществ. Также может появиться и отсроченный отклик автомобиля при нажатии педали газа (отклик дроссельной заслонки). В том числе наиболее частый симптом неисправности клапана ОГ является,– сильная потеря мощности двигателя. Обычно это бывает тогда, когда клапан не может закрыться должным образом. Вместе с потерей мощности в этом случае в выхлопной трубе может появиться еще и черный дым, который образуется из-за отсутствия необходимой порции свежего воздуха при полной нагрузке.

Если клапан EGR (ЕГР) застрял при закрытом положении, то возможно, что при движении автомобиля вы просто не заметите никаких признаков его неисправности. Но если при этом виде неисправности взять и замерить уровень оксида азота, то вы сразу обнаружите его существенное превышение от нормы.

В том числе, загрязненный клапан ОГ (что также неизбежно означает загрязнение в системе впуска двигателя) может приводить и к увеличению расхода топлива. Кстати, иногда все эти признаки могут появляться лишь периодически (не постоянно), так как клапан ЕГР может восстанавливать свою функцию самостоятельно. Однако даже временные симптомы неустойчивости работы не следует игнорировать, поскольку это явно указывает на его неисправность. Что означает, что в ближайшем будущем проблемы с клапаном ОГ будут учащаться и рано или поздно это приведет к выходу данного клапана из строя.

Из-за клапана ОГ на "приборке" горит "Чек двигателя"

Еще одним признаком неисправности клапана EGR (ЕГР) является появление на приборном щитке ошибки двигателя ("Чек двигателя"). Правда такое появление ошибки двигателя не обязательно связано с датчиком положения клапана рециркуляции отработанных газов, который обычно и обнаруживает в некоторых автомобилях неправильное положение клапана.

Неисправность в работе клапана ОГ могут обнаружить и другие датчики автомобиля, такие например, как датчики давления или температуры, которые могут передавать блоку управления двигателем противоречивые значения (данные) из-за отсутствия выхлопных газов в системе рециркуляции ОГ. В итоге мы наблюдаем, если датчики обнаруживают неисправность в работе двигателя, то на комбинации приборов автомобиля загорается контрольная лампа "Check Engine" ("Чек двигателя ").

Также в памяти самого блока управления двигателем записывается сам код ошибки, который привел к появлению значка "Чек двигателя".

Так, в памяти компьютера при появлении значка "Чек двигателя" из-за неправильной работы клапана отработавших газов может появиться код ошибки который означает, что «Рециркуляция отработавших газов слишком низкая».

В том числе может появиться и такая ошибка, означающая, что «Утечка в системе впуска». Такая ошибка может появиться, когда клапан застрял в открытом положении. Правда, обратите друзья внимание на следующее, что иногда коды ошибок, связанных с отработанными газами, могут означать совсем другие неисправности в работе двигателя, которые никак не связаны с дефектами клапана EGR.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным клапаном EGR?

Кратковременных признаков неисправности клапана рециркуляции отработавших газов, как правило, не следует опасаться. Но все-же, если из-за работы клапана ОГ на приборке появляется значок "Чек двигателя" и мотор уходит в аварийный режим работы, то вам нужно как можно скорее обратиться в технический центр для компьютерной диагностики всей системы, а также получить консультацию автослесаря.

Если в процессе диагностики выяснится, что клапан EGR застрял в открытом положении (распознается обычно потерей мощности при полной нагрузке двигателя), то это может привести к постоянной подаче в саму систему впуска отработанных газов. В итоге за пределами частичной нагрузки двигателя увеличивается и сама рециркуляция выхлопных газов, что приводит к неправильному впрыску топлива. Таким образом, при полной нагрузке двигателя происходит неполное сгорание топлива. Это в свою очередь приводит к чрезмерному образованию сажи, которая, например, в дизельном двигателе может засорить сажевый фильтр. В худшем случае неисправность клапана EGR, который заклинило в открытом положении, может привести к выходу из строя турбонагнетателя (турбины).

Причины неисправного клапана рециркуляции ОГ

В случае загрязнения клапана EGR (ЕГР) наиболее частой неисправностью является застревание механизма клапана в открытом или закрытом положении. И это является вполне естественным процессом. Ведь механизм клапана ОГ расположен в нефильтрованном потоке выхлопных газов, а это неизбежно рано или поздно приведет к его выходу из строя. Обычно клапан отработавших газов имеет достаточно большой ресурс службы. Особенно это касается старых автомобилей. Но что интересно, что в более современных автомашинах этот клапан EGR выходит из строя намного быстрее. Например, в прошлом на автомобилях клапан ОГ мог работать десятилетиями и спокойно прослужить, как минимум 200 тыс. километров. Но вот современные автомобили сегодня получили уже для себя новое программное обеспечение, которое настроено на более низкие уровни вредных веществ в выхлопной системе (в связи с новыми ужесточившимися экологическими нормами, принятыми недавно ЕС).

В итоге программное обеспечение в новых автомобилях способствует ускорению рециркуляции отработавших газов. Это делается для конкретного снижения выбросов оксида азота. Так что друзья запомните, что в современных автомобилях ресурс клапана ОГ стал существенно меньше, чем это было в старых авто.

Кроме того, к неисправности в работе клапана EGR могут привести и неисправные контакты штепселя электрической линии. Также причиной неправильной работы клапана ОГ иногда может стать повреждение внешней линии рециркуляции выхлопных газов. Так, к примеру, труба системы рециркуляции ОГ может просто повредиться и в ней могут появиться небольшие трещины. В том числе могут повредиться и резиновые уплотнения, которые непременно приведут к утечке отработанных газов. В конечном итоге система рециркуляции отработавших газов начнет работать неправильно.

Еще одна частая неисправность клапана ОГ связана с потерей масла в области головки блока двигателя. В этом случае пары масла, возникающие в результате горения, могут привести к загрязнению клапана EGR.

В этом случае очистка старого загрязненного клапана ОГ или его замена на новый целесообразна только в том случае, если причина появления паров масла была устранена. Не стоит забывать и о вакуумных шлангах, которые в случае их повреждения могут привести к неправильной работе клапана отработанных газов. Дело в том, что из-за повреждения шлангов будет происходить утечка вакуума, что приведет к помехе при открывании клапана EGR.

И наконец, неисправность работы клапана ОГ может быть вызвана сломанным датчиком массового расхода воздуха.

Очистка клапана рециркуляции ОГ

Если есть подозрение на неисправность клапана рециркуляции отработанных газов, то его следует проверить в первую очередь на возможное загрязнение. Если внутри клапана будут обнаружены тяжелые отложения сажи, то это явно будет указывать на возможную причину неправильной работы клапана EGR (ЕГР). К нашему с вами счастью, в большинстве случаев очистить клапан и вернуть ему работоспособность можно самому самостоятельно.

Перед вами клапан ЕГР на автомобиле Lexus IS 220d. Чтобы добраться до клапана ОГ для его очистки достаточно всего снять декоративную крышку сверху двигателя и готово.

Для этого необходимо воспользоваться спреем-очистителем предназначенным специально для очистки клапанов EGR и всей системы впуска двигателей. Как правило, такие очистители распыляются на клапан рециркуляции выхлопных газов и довольно-таки легко очищают его от грязи и сажи. Чаще всего очиститель клапанов ОГ распыляется при работающем двигателе (соблюдайте указания изготовителя!) с помощью шланга во впускной тракт двигателя. Тщательная очистка клапана и системы впуска двигателя обычно помогает решить проблемы неправильной работы системы рециркуляции ОГ.

Заменить клапан EGR или очистить,- Что лучше?

На некоторых двигателях клапан EGR легкодоступен. Но на многих автомобилях чтобы добраться до клапана ОГ, необходимо разобрать полмотора. В этом случае только один демонтаж клапана обойдется вам в кругленькую сумму. Особенно, если в клапане есть дефект и у вас нет ни какого выбора, кроме как демонтировать клапан с машины. Стоит здесь отметить, что если в вашей машине, для того чтобы добраться до клапана ОГ, придется демонтировать множество компонентов в подкапотном пространстве, то нет смысла проводить его очистку и т.п. работы. В этом случае целесообразнее будет установить просто новый клапан, поскольку при его очистке в будущем вам может снова понадобиться его демонтировать с машины, что опять будет связано с огромными денежными затратами.

Также обращаем ваше внимание на то, что при замене клапана EGR на новый во многих автомобилях может потребоваться заново прописать новый клапан в блоке управления двигателем при помощи компьютера. То есть по сути, нужно будет научить этот новый клапан работать именно так, как это было предусмотрено автопроизводителем.

Как вы уже поняли друзья, для настройки работы нового клапана необходимо специальное диагностирующее оборудование (компьютерный автомобильный сканер). Если у вас нет такого устройства, то после замены клапана ОГ вам придется обратиться в технический автоцентр.

Сколько стоит клапан EGR?

Вот самые известные производители клапанов отработавших газов (EGR/ЕГР): - Pierburg, Valeo и Delphi.

Стоимость клапанов ОГ зависит от марки и модели самого автомобиля. Средние цены в России на клапаны начинаются – от 3.000 - до 20.000 тыс. рублей.

На некоторые автомобили стоимость клапанов ЕГР может составлять и 50.000 - 100. 000 тыс. рублей.

Во сколько же все-таки автомобилисту может обойтись замена старого клапана ОГ на новый? Здесь также все зависит от марки и модели автомобиля. Ведь помимо стоимости клапана рециркуляции отработанных газов нужно будет еще заплатить и за работу в техническом центре. Стоимость такой работ зависит от затрат времени при замене клапана. Если в вашей машине доступ к клапану легкий, то стоимость замены будет небольшой. Если же для демонтажа клапана ОГ необходимо разобрать половину двигателя в машине, то стоимость такой замены клапана обойдется уже в кругленькую сумму.

Вот например, если в вашей машине клапан EGR находится в доступном месте, то на замену клапана уйдет в среднем 1 - 3 часа времени. Теперь умножьте это время на среднюю стоимость норма-часа в техническом автоцентре и вы узнаете, во сколько обойдется вам стоимость замены клапана (не забудьте прибавить стоимость самого клапана).

Читайте также: