Газ 66 снять кузов

Обновлено: 02.07.2024

13.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Кабина автомобиля ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 имеет необычную компоновку с передним расположение откидывающейся кабины.
Откидывание кабины происходит вокруг шарнира, расположенного в передней части. В откинутом положении кабина фиксируется раскладным упором. В рабочем положении кабина закрепляется запорным механизмом, расположенным в задней части.
Снятие кабины с автомобили. Порядок снятия кабины следующий:

  • Слить воду из системы охлаждения двигателя.
  • Слить тормозную жидкость из системы привода тормозов и сцепления.
  • Снять рычаг переключения коробки передач.
  • Отсоединить промежуточный вал рулевой колонки от вала червяка рулевого механизма автомобиля.
  • Отсоединить от шасси автомобиля все электропровода, выходящие из кабины.
  • Отсоединить шланги привода выключения сцепления от трубопроводов, идущих в кабану.
  • Отсоединить впускной шланг отопления от тройника, а выпускной от патрубка на радиаторе и снять их со скобы.
  • Отсоединить рычаг педали управления дросселем от тяги.
  • Отсоединить гибкий вал спидометра на раздаточной коробке и в местах крепления его на шасси.
  • Снять пружины механизма откидывания кабины.
  • Снять упор кабины.
  • Отвернуть боты крепления кронштейнов шарнира откидывания кабины на раме и снять их.
  • Приподнять при помощи подъемного механизма заднюю часть кабины на 80 мм. Не поднимая кронштейнов шарнира откидывания кабины от рамы, сдвинуть кабину на 80 мм вперед в далее, поднимая вверх, освободить её от двигателя. Снять кабину.

Места кабины, имеющие трещины, заварить газовой или газоэлектрической сваркой.
С внутренней стороны ремонтируемого места установить усилитель из листовой стали по толщине, равной ремонтируемой детали.
Размеры усилителя должны перекрывать поврежденное место. При приварке усилителя сплошные сварные швы желательно располагать перпендикулярно завариваемой трещине. Сварку по сторонам, расположенным вдоль трещины, производить прерывистым швом.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Кабина ГАЗ-66

Рис. 162. Поперечина крепления кабины с панелью съемного пола:
1 — рама автомобиля; 2 — болт крепления кронштейна; 3 — кронштейн; 4 — кабина; 5 - панель съемного пола; 6 — упор кабины; 7 - поводок рычага; 8 — поперечина крепления кабины; 9 — болт крепления поперечины к раме; 10 — губчатый уплотнитель; 11 — усилитель панели; 12 — болт.

Установка кабины. Если поперечина 8 (рис. 162) крепления кабаны панелью 5 съёмного пола с автомобиля не сняты то все операции при установке кабины выполняют в обратном, описанному выше, порядке.
Установку кабины на автомобиль при снятой поперечине крепления кабины с панелью съемного пола выполняют в следующей последовательности.

  • Установить на раму 1 автомобиля поперечину 8 крепления кабины с панелью 5 съёмного пола на восемь болтах 9, не затягивая их.
  • Перевести рычаг запора кабины вверх т. е. в положение «Открыто».
  • Установить кабину при помощи подъемного механизма со смещением на 80 мм вперед. При этом кронштейны 1 (рис. 163) шарнира кабины опорной частью касаются рамы. Задняя часть кабины приподнята на 80 мм относительно резиновых буферов, закрепленных на поперечине. Из такого положения кабину двигать назад до совмещения отверстий на кронштейнах 1 шарниров с отверстиями на раме и далее, опуская заднюю часть кабины, совместить чашки 13 (рис. 164) на кабине с резиновыми буферами 14 на поперечине 1. Запорный 8 и предохранительный 6 крюки кабины должны входить в отверстия на поперечине.
  • Установить, не затягивая, болты 7 (см. рис. 163) крепления кронштейнов 1 шарнира кабины.
  • Отрегулировать положение прямоугольного отверстия на основании кабины относительно уплотнения 10 (см.рис. 162) на панели 3 съёмного пола, добиваясь равномерного перекрытия кромки отверстия уплотнителем по всему периметру в горизонтальной плоскости. Регулируют за счёт изменения положения кронштейнов 1 (см. рис. 163) шарнира кабины относительно отверстия в продольных балках рамы 1, поперечины 8 (см. рис. 162) крепления кабины с панелью 5 съемного пола относительно рамы за счет отверстий в поперечине, панели съемного пола относительно поперечины 8 крепления кабины за счет отверстий в самой панели и в кронштейнах 3 крепления панели на поперечине.
  • Затянуть болты 9 крепления поперечины 8, болты 7 (см. 163) крепления кронштейнов 1 шарнира кабины и болты 2 и 12 (см. рис. 162) панели съемного пола.

Все остальные операции при установке кабины выполняют в порядке, обратном снятию кабины.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Кабина ГАЗ-66

Рис. 163. Крепление кабины и пружин откидывания:
1 — кронштейн шарнира; 2 — втулки; 3 — гайка; 4 — шайба; 5 - петля на кабине; 6 — ось шарнира; 7 - болт; 8 — рама автомобиля; 9 — кабина; 10 — пружина откидывания; 11 — кронштейн правый; 12 — кронштейн левый; 13 — болт; 14 — шайба крепления кабины.

Снятие поперечины крепления кабины с панелью съемного пола в сборе. Поперечину с панелью съемного пола в сборе необходимо снимать в такой последовательности.

  • Снять экран крана переключения топливных баков.
  • Отсоедиинить концы топливопроводов от крана переключения топливных баков.
  • Ослабить болты скоб крепления топлипровода на поперечине крепления кабины и вынуть его из-под скоб.
  • Отсоединить трубопровод от шланга воздушного фильтра гидровакуумного усилителя.
  • Отсоединить стержень привода центрального тормоза от промежуточного рычага.
  • Отсоединить концы тяг воздушной заслонки карбюратора и ручного управления дросселем от двигателя, для чего ослабить винты на карбюраторе и на валике дросселя.
  • Отсоединить конец тяги жалюзи от рычага привода жалюзи, ослабить зажимы крепления защятной оболочки в местах её крепления и вынуть оболочку из зажимов.
  • Отсоединить провод массы аккумуляторной батареи от включателя массы и вытянуть его из втулка на поперечине крепления кабины, при этом провод массы должен быть отсоединен от аккумуляторной батареи.
  • Отсоединить провод массы на крышке коробка передач.
  • Отсоединить пучок проводов подогревателя от свеча накаливания злектромагнитного клапана электродвигателя пускового подогревателя и снять его со скобы на раме.
  • Отсоединить провод от клеммы стартера и от скоб его крепления.
  • Свернуть ручки на рычагах.
  • Снять уплотнитель коробки передач.
  • Отсоединить тягу рукоятки крана управления от золотника крана управления системы регулирования давления в шинах (только на автомобилях
    ГАЗ-66-01).
  • Отвернуть болты крепления крана управления к съемной панели (только на автомобилях ГАЗ-66-01).
  • Отвернуть болты 9 (см. рис. 162) крепления поперечины 8 кабины.
  • Снять поперечину 8 крепления кабины с панелью 5 съемного пола с автомобиля.

При замене деталей проверить и выдержать установочный размер 213 мм от плоскости крепления поперечины до плоскости крепления панели съемного пола.
Устанавливают поперечину крепления кабины с панелью съемного пола в обратной последовательности.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Кабина ГАЗ-66

Рис. 164. Запирающее устройство:
1 — поперечина; 2 — тяга поводка; 3 — рычаг; 4 — ограничитель; 5 - тяга крюков; 6 — крюк предохранительный; 7 - фиксатор; 8 — крюк запорный; 9 — кулачок; 10 — ось кулачка; 11 — фиксирующая пластина; 12 — возвратная пружина; 13 — фиксирующая чашка; 14 — опорный буфер; 15 — регулировочный палец; 16 — палец фиксатора; 17 — кронштейн; 18 — втулка; 19 — поводок.

✅Устанавливается кузов-фургон (КУНГ) взамен бортовой платформы.



ГАЗ-66 — советский и российский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4 × 4. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии ВС СССР и в народном хозяйстве СССР и России в 1960—1990-е годы. В народе получил прозвания «Шишига» и «Шишка» по созвучию с номером 66. Всего был выпущен 965 941 экземпляр.



Сегодня Шишига уже реже встречается на службе в армии и народном хозяйстве, но благодаря отличным внедорожным качествам и простоте конструкции, автомобиль по прежнему любим и остается в собственности у многих автомобилистов.

Владелец данного ГАЗ, не желая иметь проблемы с сотрудниками, обратился в Центр переоборудований Некст, чтобы узаконить доработки автомобиля.

Описание работ

  • Демонтировать штатную бортовую платформу.
  • Произвести предварительную разметку и позиционирование мест крепления кузова-фургона (КУНГа)
  • На лонжероны установить КУНГ, надежно закрепив крепежными элементами.

Требования к конструкции

  1. Изменение типа кузова, связанное с установкой на шасси транспортного средства стандартного кузова-фургона (КУНГа), прошедшего оценку соответствия в составе данного типа транспортного средства ( п. 1 Приложения № 9 ТР ТС 018/2011).
  2. Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем транспортного средства ( п. 1.1 Приложения № 9 ТР ТС 018/2011).
  3. Габаритная ширина не должна превышать 2,55 м, а высота 4,0 м.( п. 1.2 Приложения № 9 ТР ТС 018/2011).
  4. КУНГ должен надежно крепиться к раме транспортного средства крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и материалу элементам крепления кузова или цистерны того же транспортного средства, изготовленного в условиях серийного производства, той же или большей технически допустимой максимальной массы (п. 1.3 Приложения № 9 ТР ТС 018/2011).
  5. Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать Правилам ООН N 48 (п. 1.4 Приложения № 9 ТР ТС 018/2011).
  6. На ТС должны быть предусмотрены места для крепления регистрационных знаков в соответствии с требованиями (п. 4 Приложения № 7 ТР ТС 018/2011).

kaban4x4.ru

Сделал нахлобучку на карбюратор, резиновый угол с отверстием, в которое на хомут посадил феропластовую трубку такого же диаметра, отсюда питается воздухом компрессор. Сам же резиновый угол я одел прямо на карбуратор и притянул хомутом. С карбюратором ни каких махинаций не проводил.
alt="Изображение" />

Все это нужно для того чтобы проложить воздуховод к карбюратору, или одним словом чтобы сделать шноркель.
Резинку купил в отделе ГАЗ в магазине ЭРГОН или еще известного как "От Ваза до Камаза", за мостом после Королева.

Вчера проложил таки воздуховод. Кабину можно смело откидывать, ни каких дырок в кабине, только удалена часть брызговика.
alt="Изображение" />

Единственное что тревожит в этой конструкции, то что часть воздуховода проходит рядом с выпускным коллектором. Эксплуатация не выявила отрицательных последствий.
alt="Изображение" />

Выход трубы за кабиной:
alt="Изображение" />

Аптечка военная

Мака » 30 апр 2011, 23:12

вот такую приятную аптечку мне удалось найти:
alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

Содержимое этой аптечки описано на металлической табличке:
alt="Изображение" />

Мака » 06 май 2011, 12:14

Лебедка таки стоит, осталось нарезать внутреннюю резьбу для верхних двух болтов губок.
Так как установленный внутри швеллер, не дает возможности просто скрутить плоскость бампера и швеллера.
Губы (ролики) от БРДМ.

Мака » 06 май 2011, 12:22

Установлен крепеж на 2 двадцати литровые канистры, от зил 131.
В родне эта конструкция висит у заднего колеса, и велика вероятность отрыва ее.
Мы поставили ее на место ящика, через который ранее подавалось электричество снаружи.
Просверлив 3 дополнительные отверстия, и заглушив образовавшиеся отверстия от кабелей, и старых болтов, силиконовым герметиком, конструкцию можно считать готовой. Да, чуть не забыл, изнутри кунга в местах крепления болтов, стоят две горизонтальные металлические планки, для снижения нагрузки на см2.

Внутри кунга, кронштейн крепиться 4 болтами, насквозь, от болта до болта, утановлена металлическая планка:
alt="Изображение" />

А вот штатный кронштейн для трехручной 20 литровой канистры, на кунге К 1.66:
alt="Изображение" />

На фотографии виден кронштейн запасного колеса с запасным колесом, снятый с кунга к 131.
Кроштейн подошел идеально, но вот крепления для колеса должно быть на 3 точках, 3 попадают под отверстия в диске колеса, а одно нет. Но несмотря на это колесо держится титанически крепко.

С целью научиться бортировать колесо на болтовом диске, разбирал и менял шину самостоятельно под руководством учителя - Дмиьтрия. Все получилось.

Мака » 06 май 2011, 22:47

Наблюдения по воздухозаборнику от печки ОВ 65.

Мне достался от зил 131, я думал разницы в прошлый век унификации, быть не должно было.
Но оказалось, что разница все же есть.

При установке воздухозаборника от зил 131, он тер о кабину.
Пришлось купировать так:
alt="Изображение" />

Мака » 10 май 2011, 00:53

Сегодня день прошел на редкость продуктивно

1. Я зашумил кабину, по пояс. и двери. Сначала проложил, фольгой с битумной липучкой. Вибро, шумо изоляция, короче говоря.
Двери теперь закрываются не со звонки жестяным звуком, в с глухим стальным хлопком.

2. Двери внутри промовилил.
alt="Изображение" />

3. Заднюю стенку кабины, так же обклеил шумовиброизолом, сверху обложил вырезанными по контуру шатного картона со стен, тепло изоляцию, с одной стороны зеркальная.
Авто теперь напоминает гостей, из будущего.
alt="Изображение" />

На вопрос, зачем я это сделал, отвечу. Штатно стены обложены черновым картоном, сверху, уже покрашенным рифленым картоном. Во-первых температуру не держит, во-вторых намокнет и развалится. Дизайн кабины, так же вызван не тягой к стилю "Спэйс", а сугубо из практических соображений. Тепло изол - говорит сам за себя, он не намокает. Гнить под ним не чего не будет, так как он не на клеющейся основе, и просто прикладывается к стенке и вставляется в пазы. Никаких клеев и др ерунды. Воздух там свободно гуляет.

Поставил штатные сидения на место. От опеля пока решил не ставить, поезжу пойму, надо или нет. Уж больно продуманные штатные сидения.

Крыша кабины так же зашумлена и проложена теплоизоляция:
alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

4. Испытали ОВ 65, работает, Дима соорудил можно сказать, стенд, для тестирования ов 65. И мы жарили молекулы воздуха. Апитит у печки не слабый!
alt="Изображение" />

Заметка: Дима обратил внимание что на выхлопной трубе печки какой-то странный круг приварен с дырками. Немного поразмыслив он пришел к тому, что этот круг на который указывает стрелка, не что иное, как кронтшейн для перемещения трубы в походное положение. Чтобы она не торчала. Т.е. труба откручивается, кладется набок, и прикручивается теми, же болтами к тому же месту. Все гениальное просто!

5. Кунг обзавелся пружинками, это гуд. Димон смастерил, из какой-то, пружины, получилось очень похоже на оригинал.
alt="Изображение" />

Мака » 12 май 2011, 01:02

Дизельную печь ОВ-65, поставил:
alt="Изображение" />

В топливо провод вставил фильтр тонкой очистки топлива:
alt="Изображение" />

Бак топливный, печи, от зил 131, выглядит на кунге к 1.66 так:
alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

Вид печки на кунге, достаточно солидный, в купе с остальными приблудами.
alt="Изображение" />

баки от КАМАЗ на ГАЗ 66

Мака » 12 май 2011, 01:12

Установка баков 250 литров от Камамз, на газ 66:

Примерка:
alt="Изображение" />

Установлено к кронштейна. Кронштейны эксклюзивные, не в смысле что такие редкие, а что каждый из них уникален по своей длине, и отверстиям
alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

Вид на машину сбоку, справа с установленным баком:
(Бак будет защищен снизу, металлическим листом, а по бокам, сендтреками)
alt="Изображение" />

А вот фото старшего брата на переднем плане, Mersedes 911, дизельный экземпляр. Сказочный автомобиль:

Мака » 12 май 2011, 01:26

Установил бочку воздушного фильтра, металлические ленты, которые прижимают фильтр к кронштейну, оказались слишком длинными, пришлось укоротить и склевать:
alt="Изображение" />

alt="Изображение" />

Получилось так:
alt="Изображение" />

Мака » 12 май 2011, 01:37

Сегодня испытали лебедку, и перемотали трос. Срезали один страховочный палец, заменили на гвоздь. Лебедь работает отлично.

Давно Дима сделал систему подкачки колес, но только сегодня мы ее испытали. Сначала работали только 3 колеса, одно никак. Оказалось что новый колесный кран был сильно закручен и завальцевал шарик внутри крана. Поменяв на другой такой же новый кран, картинка была аналогичной. Поставили старый кран 70х годов выпуска. Работает как часы. В очередной раз убеждаюсь, в том, что не чего старого менять на новое не нужно! Система подкачки работает, крутая штука однако! Тормоза проверили, тоже вроде работают. Но надо потереть чуток.

Сделал для себя открытие. Шишига трогается с места на песке без газа, на самых низких оборотах холостого хода, на прямой передаче.
Это меня очень порадовало. 8 цилиндров. Это уже не 4.

ГАЗ 66 тюнинг

ГАЗ 66 тюнинг

Полноприводный внедорожник ГАЗ 66 специально разрабатывался для эксплуатации в условия бездорожья, и поэтому он обладает высокой проходимостью. О возможности «Шишиги» преодолевать практически непроходимые места ходят легенды.

газ 66

Тюнинг вездехода Газ 66

Внешний тюнинг

Далеко не все кузова советского внедорожника сохранили свой первозданный вид, поэтому уже многие машины требуют сварочных и покрасочных работ. Красить в «родной» цвет не всем хозяевам 66-ых интересно, и многие владельцы стараются сделать автомобиль ярким, отличным от других. Транспортные средства повышенной проходимости сейчас стало модным перекрашивать в камуфляжный цвет. Но все-таки неплохо смотрится и армейская расцветка «хаки» – более солидно и строго.

После того, как кузов привели в надлежащий вид, дополнительно стоит сделать антикоррозийную обработку.

тюнинг газ 66

Доработка грузовика Газ 66 для поездок по бездорожью

Устанавливать какие-то усиленные бампера или дополнительные пороги не имеет никакого смысла – ГАЗ 66 не нуждается в дополнительной защите кузова.

Его родной передний бампер и так достаточно мощный, а вот лебедка на бампере совсем не помешает. Стоит задуматься и о тюнинге внешнего освещения. Стандартные фары будут тускло освещать дорогу ночью в лесу или на проселочной дороге, поэтому есть смысл установить дополнительную оптику. В наше время в качестве дополнительного света часто применяют светодиодные фонари и фары. У такой оптики есть свои преимущества:

светодиодные фонари ГАЗ 66

  • Светодиодные фонари очень экономичны и не перегружают электрическую цепь автомобиля;
  • Сами светодиоды очень надежны и имеют большой срок службы;
  • Такие фары имеют достаточно прочную конструкцию.

Дополнительный свет устанавливают на внедорожнике спереди и сзади. С добавочным задним освещением удобно разворачиваться где-нибудь на плохой дороге в темном лесу. Спереди фары монтируют на разной высоте, в основном фары крепят на бампере или на крыше автомобиля.

Тюнинг салона

Родная кабина ГАЗ 66 не слишком приспособлена для комфортной езды, автомобиль при разработке больше рассматривался как армейский вездеход. И все усилия конструкторов были направлены на улучшение технических характеристик транспортного средства.

Так как двигатель с коробкой передач находятся практически в кабине (только все закрыто заводским чехлом), то в кабине ГАЗ 66 довольно шумно. Можно попробовать как-то снизить уровень шума, используя для этого шумоизоляционный материал.

тюнинг салона газ 66

Вариант тюнинга салона автомобиля ГАЗ 66

  • Вибропласт;
  • Сплен;
  • Визомат.

Штатные сиденья в салоне «66» не отличаются особым удобством, и для дальних поездок они не очень приспособлены. Можно установить сиденья от легкового современного автомобиля. Конечно, потребуется переделка креплений, но удобство важнее потраченного времени и средств. Не так важна эстетика, как комфортность поездки. Если через несколько часов поездки станет болеть поясница, то здесь уже будет не до красоты.

Конечно, можно заняться и красотой, если возникает непреодолимое желание улучшить внешний вид салона. Можно перетянуть потолок хорошим дорогим материалом, установить красивые чехлы на сиденья. Сейчас модно подсвечивать панель приборов дополнительными лампочками.

кунг газ 66

Пример тюнинга салона кунга ГАЗ 66

Тюнинг кабины

Кабина ГАЗ 66 подвергается самому разнообразному тюнингу. Благодаря глубокой модернизации, из «Шестьдесят шестого» можно создать самоделку, внешне напоминающую «Хаммер», но уж никак не вездеход советского производства. Такой автомобиль носит название вездеход Партизан и получается путем глобальной переделки кузова.

Для получения российского «Хаммера» нужны две оригинальные кабины «66», но вот остальные кузовные элементы приходится изготавливать самостоятельно. У одной кабины отрезают переднюю часть, у другой заднюю часть. Части кабин сваривают между собой. Получается просторный салон с четырьмя дверями.

тюнинг кабины газ 66

Вариант тюнинга кабины газ 66

кабина газ 66

Но это только еще половина всей переделки. Кабину смещают назад, а вокруг двигателя устанавливают новое кузовное оперение – крылья, капот, боковины. Двигатель с коробкой передач тоже смещают назад, центр тяжести переносится на центральную часть рамы. Управлять машиной становится удобнее – рычаги КПП и раздаточной коробки уже не находятся где-то далеко сзади. К плюсам такой модернизации в первую очередь можно отнести эффектный внешний вид самоделки. А вот насчет проходимости такого чуда трудно что-либо сказать. Скорее всего, переделка не поможет улучшить технические характеристики вездехода. Хотя, многое зависит от самих умельцев.

Тюнинг кузова

Бортовой автомобиль ГАЗ 66 нет большого смысла подвергать модернизации, а вот армейский фургон типа КУНГ представляет собой широкое поле деятельности для тюнинга. Сейчас «Шишиги» часто покупают охотники и рыболовы, любители автомобильного туризма. Фургон ГАЗ 66 просто замечательно подходит для дальних путешествий и ночевок на природе. При определенных доработках в КУНГе автомобиля в нем можно чуть ли не жить.

Что можно установить в КУНГе:

кунг газ 66

Вариант тюнинга КУНГа газ 66

  • Диваны для отдыха;
  • Столики для приготовления и принятия пищи;
  • Отопление Webasto для комфортных поездок в холодное время года;
  • Мультимедийную систему;
  • Освещение.

Тюнингуют КУНГ настолько, насколько может хватить фантазии. Кто-то приспосабливает в фургоне печку буржуйку, кто-то возит с собой дизельный или бензиновый генератор. Вместо фургона получается настоящий автодом. Дополнят фургон и удобными лестницами, поручнями для того, чтобы взобраться на крышу кузова. А на крыше КУНГа часто устанавливают широкий и вместительный багажник, позволяющий взять с собой в дорогу массу полезных вещей.

Замена силового агрегата

Какие бы не были замечательные характеристики у ГАЗ 66, но по современным меркам автомобиль отвечает только требованиям по проходимости. Двигатель производства ЗМЗ уже считается недостаточно мощным, а тем более не экономичным.

Обычно заводской двигатель меняют на дизель Д-245 (производитель Минский моторный завод) или на мотор ISUZU объемом 4,5 л.

Установкой дизелей Минского моторного завода занимаются многие предприятия. Фирмы часто предлагают замену штатного 66-ого мотора на ММЗ Д-245 под ключ. То есть, хозяину ГАЗ 66 нужно только отогнать свой внедорожник в сервис предприятия, и через определенный срок получить машину с новым двигателем. Разумеется, на сам мотор и производимые работы дается гарантия.

дизельный газ 66

Процесс установки дизельного двигателя на ГАЗ 66

Замена коробки переключения передач

Штатная коробка передач не всегда устраивает обладателей ГАЗ 66. И если уж меняется двигатель, то и КПП в таком случае тоже желательно заменить. Чаще всего вместо заводской коробки устанавливают силовую передачу от грузовика ЗИЛ 130. Она имеет пять скоростей, и на трассе с модернизированным двигателем автомобиль будет более динамичным.

Если на ГАЗ 66 устанавливается иностранный двигатель (например, ISUZU), то и КПП стоит взять от того же производителя. У силовых агрегатов будет полная совместимость между собой, и необходимость подгонки коробки передач под двигатель в данном случае отпадает.

Замена колес

ГАЗ 66 обладает проходимостью, о которой иной раз складываются легенды.

колеса газ 66

Пример вездехода газ 66 на широких колесах

Лучше преодолевать препятствия помогают и арочные шины. Они отличаются от обычной резины широким профилем при сохранении нормального радиуса колес. На пониженном давлении внутри шин нагрузка на грунт снижается, и за счет ширины колеса получается надежное сцепление с дорожным покрытием в независимости от того, сыпучий песок это или болотная жижа.

Есть еще два способа повысить проходимость с помощью колес. Одним из методов является обдирка колесной резины, во втором случае устанавливаются специальные шины низкого давления. Обдирка шин не предусмотрена заводскими условиями, и тюнинг производится владельцами «шестьдесят шестых» кустарным методом. С резины удаляется часть наружного корда. Шина становится мягче, и сцепление с грунтом становится лучше. При этом в баллонах понижают давление, и проходимость машины возрастает.

"Шишига": как ГАЗ-66 получил своё прозвище и международное признание 01:09, 11 марта 2021 Версия для печати

Рассказываем о знаменитой «Шишиге», раскрываем тайну необычного прозвища.

Легенда нашего автопрома ГАЗ-66, прозванный «Шишигой». Двуосный грузовичок (4 × 4) Горьковского автомобильного завода (шасси или с бортовой платформой) с предельной загрузкой до 2-х т, восьмицилиндровым четырёхтактным «движком» (115 л.с.), спрятанным под кабиной, выступающей в роли капота, и механической четырёхступенчатой КП.


Фото: https://all-auto.org/

Повышенная проходимость «Шишиги» надолго обеспечила ей участь массового армейского грузовика Советского Союза и РФ (особенно — в ВДВ и погранвойсках) и хорошую славу в сельхоз и народнохозяйственных отраслях. Этот грузовик быстро заслужил международное признание и отправился покорять страны соцлагеря.

За всю историю выпуска «Шишиги» с конвейера сошла 965 941 единица.

Что в имени твоём таится?

В советскую эпоху народное название ГАЗ-66 «Шишига» не выглядело таким уж необычным, каковым оно кажется нам.

Возникновение этой «клички» однозначно обусловлено присутствием двух шестёрок в числовом обозначении модели, а с её этимологией — чуть сложнее.


Фото: https://parfum-piter.ru

С одной стороны, шишига — персонаж русской мифологии, нечистая сила, живущая за печкой. Здесь нужно вспомнить, что шофёры как представители не самой лёгкой профессии в рабочих ситуациях часто употребляют бранные слова. Отдельная группа ругательств — это слова, напрямую отсылающие нас к тёмным силам, к примеру, чёрт, леший, бес, и по такой логике в подходящий момент первые водители ГАЗ-66 могли вспоминать и шишигу.

С другой — шишом называли стоящий торчком предмет (отсюда «шишка») и причёску с зачёсанными кверху волосами, что может ассоциироваться с минималистичным дизайном кабины грузовика. Кстати, среди менее популярных, альтернативных народных названий ГАЗ-66 есть «Шишка» и всяческие производные типа «Шишара», «Шишарик».

Знак качества

В 1957 г. увидели свет опытные образцы будущей легенды автомобильной промышленности СССР. Однако у Горьковского завода в тот момент не оказалось серийного двигателя, мощность которого подошла бы для этой модели. Поэтому старт производства затянулся аж до 1964-го.

Разработкой руководил именитый главконструктор А.Д. Просвирнин, также участвовавший в создании грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-4301, легковых «Волг» и «Чаек», опытных образцов дизельного автопоезда ГАЗ-6008, гусеничного снегоболотохода ГАЗ-3933 и ещё ряда автомобилей. К этому времени он уже имел Сталинскую премию второй степени за 51-й ГАЗ.

С Просвирниным над «Шишигой» трудился ведущий конструктор — Заворотный Р.Г., а авторство дизайн-проекта принадлежало Лебедеву Б.Б и Еремееву Л.М.


https://www.silver.ru

Уже через 2 года серийного выпуска ГАЗ-66 взял «золото» столичной выставки «Современная сельскохозяйственная техника», а в 1967-м он вышел на международную арену, завоевав «золото» сельхоз ярмарки в Лейпциге.

Но самой главной заслугой этой модели стало получение Знака качества СССР в 1969-м. «Шишига» стала первой в Союзе машиной, удостоившейся заветной отметки, которой обозначались только высококачественные изделия отечественного производства.

В 1971-м «Шишиге» посвятили почтовую марку с рисунком художника Н. Шевцова.

На суше, в небе, в огне и воде

Конструкторы «Шишиги» воплотили в жизнь достойное сочетание малотоннажника и внедорожника.

Феномен «грузовика-вездехода» обеспечен кулачковыми дифференциалами мостов, большим дорожным просветом (315 мм) в совокупности с системой регуляции давления шин (0,5-3 кг/см2). Последняя стала отличительным признаком всех его модификаций к 1968 г., а ранее ей обладали лишь непосредственно ГАЗ66 и 66-03 с 66Э.

«Шишиги» специальные колёса с разъёмным ободом, бортовым кольцом 8,00-18 и шинами 12,00-18, подкачку которых осуществляет компрессор, приводимый в действие двигателем, и диски особой конструкции. Колёсная база — 3300 мм.

Двигатель грузовика ЗМЗ-66-06 объёмом 4254 см3, оснащённый предпусковым подогревателем ПЖБ-12, жидкостным охлаждением позволяет разогнать машину до 90 км/ч. Расход горючего на 100 км со средней скоростью 60 км/ч равен примерно 20 л, а баки вмещают 210 л.

Рабочая тормозная система — гидравлическая, раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. У руля имеется гидроусилитель.


Фото: https://all-auto.org

Откидная кабина обеспечивает удобство доступа к «движку», однако за это водителям «Шишиги» пришлось поплатиться комфортом переключения передач: между сиденьями здесь размещён закрывающий двигатель кожух, поэтому рычаг КП находится позади водителя, справа.

Чтобы шофёр отдыхал прямо в кабине, предусмотрен брезентовый съёмный гамак, подвешивающийся за специальные крючки.

Ещё одна особенность этого грузовика сделала его незаменимой технической единицей ВДВ: баланс центра тяжести обеспечивает обеим осям почти равномерную нагрузку, что при десантировании с самолёта позволяет ГАЗу-66 плавно приземлиться на все колёса. Компактная форма кабины здесь тоже сыграла важную роль, так как она не кренится во время спуска с парашютом.

На «Шишиге» можно совершить переправу через водоём, погрузившись в воду по самое лобовое. А вот перегрузок ГАЗ-66 не терпит и на суше: таковы особенности рессор заднего моста и самоблокирующихся дифференциалов главных передач.

К сожалению, в условиях горячих точек автомобиль оказался неэффективным. Это выяснилось в «Афгане»: положение кабины над двигателем и колёсами несло дополнительную угрозу жизни экипажа при подрыве. Поэтому в 80-х его начали массово списывать из боевых частей, а в 90-х — и из строевых.

Тем не менее в солдатском и шофёрском фольклоре, в песнях и поговорках за «Шишигой» закрепилась исключительно положительная репутация.

Заводские и народные модификации

Конструкторам Горьковского автозавода удалось сделать в лице «Шишиги» настолько универсальный «грузовой вездеход», что на его базе возникло около полусотни заводских модификаций для различных нужд. Однако надо признать, что не все они попали на массовый конвейер.

До 1961 г. у опытных образцов ГАЗ-66 была кабина со складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла. Правда, потом решение всё-таки было повторено при создании опять же опытных образцов авиадесантной «Шишиги» — ГАЗ-66Б (1966 г.)

Также 1961-й ознаменовался появлением шасси с кабиной под бурильные установки и сельскохозяйственные самосвалы ГАЗ-66Д и двух седельных тягачей ГАЗ-66П и ГАЗ-66К (для работы с активным полуприцепом). Но в этом случае дальше единичных экземпляров дело не пошло.

С 1963 по 1966 выпускались ГАЗ-66Ф, ГАЗ-66Э и ГАЗ-66АЭ с экранированным электрооборудованием, мобильными войсковыми радиотехническими средствами.

В 1964 г. появился ГАЗ-66А, оснащённый лебёдкой, но ещё без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, как и другие его предшественники.


Фото: storage.yandexcloud.net

Тогда же увидел свет опытный образец ГАЗ-34, фактически являющегося «Шишигой» с колёсной формулой 6 × 6, со временем унаследовавшей от «старших братьев» и систему регуляции давления воздуха в шинах, и лебёдку. Их вышло 7 опытных образцов, а массовый выпуск не состоялся.

Доработанный вариант базовой модели «Шишиги» с бортовой платформой или шасси с кабиной с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах ГАЗ-66-01 бесперебойно вели почти 20 лет — с 1966 по 1984 год, наряду с ГАЗ-66-01, укомплектованным аналогичной системой и лебёдкой

К началу 90-х линейку ГАЗов-66 пополнили народнохозяйственные модификации ГАЗ-66-21 и ГАЗ-66-22 — с двойными шинами, а последний — с лебёдкой.

Отдельные модификации, как правило — экспортные, в диапазоне от ГАЗ-66А до ГАЗ-66-15 разрабатывались под тропический климат.

К слову, у них был и «антипод» — утеплённая «Северная шишига» — ГАЗ-66-92 с лебёдкой (1991 г.). У него установлены дополнительный отопитель, аккумулятор увеличенной ёмкости, противотуманные фары, а кабина — с двойными стёклами.


Фото: storage.yandexcloud.net

На базе ГАЗ-66 поставили десяток единиц спецтехники, среди которых — АС-66 для вывоза раненых, дезинфекционная ДДА-66, десантируемый понтонный парк ДДДП-40, командно-штабные (Р-125 и Р-142), мобильные мастерские техпомощи сельскохозяйственной технике (3902, 3903, 39021, 39031), знаменитые фургоны «Хлеб» ,«Почта» и «Медикаменты» (ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714), автобусы НЗАС-3964, Волгарь-39461, АПП-66, ПАЗ-3201, 38АС.

В бою и быту «Шишиги» тоже подвергались кардинальным преобразованиям, попадая в руки умельцев из народа. С развитием любительских гонок по бездорожью и экстремального туризма в России их стали переделывать в «джипы» и дома на колёсах, а ещё в пору СССР во время операций на Ближнем Востоке военные делали из ГАЗ-66 «кабриолеты», а в кузов устанавливали зенитные орудия.


Фото: st1.zr.ru

Родословная «Шишиги»: 40 лет разработки и развития армейского грузовика ГАЗ-66


Наиболее массовым советским полноприводным армейским автомобилем двухтонного класса был грузовик ГАЗ-66 с кабиной над двигателем, в котором на тот момент воплотились передовые для отечественной автомобильной промышленности конструктивные решения. В течение более чем четырех десятилетий он существовал в прототипах и в трёх серийных поколениях с многочисленными исполнениями.

Двухосный вездеход ГАЗ-66 повышенной проходимости со всеми односкатными колёсами, получивший официальный статус лёгкого военного автомобиля-тягача и прозванный в народе «Шишигой», был приспособлен для работы на всех видах дорог и на местности, а также для перевозки всеми видами наземного, водного и воздушного транспорта.

Автомобиль ГАЗ-66-11 – наиболее распространенный двухтонный грузовик Советской армии

До 1990 года на всех версиях устанавливали 115-сильный бензиновый двигатель V8 Заволжского моторного завода, оригинальную откидывавшуюся вперед цельнометаллическую кабину с подвесным спальным местом, гидроусилитель рулевого механизма, гипоидные главные передачи, межколёсные кулачковые дифференциалы повышенного трения и централизованную систему изменения давления воздуха в шинах. ГАЗ-66 отличался компактностью, лёгкостью управления, достаточной устойчивостью на шоссе и на бездорожье, а также самой высокой на тот момент проходимостью.

Первые прототипы ГАЗ-66 уже содержали все конструктивные решения, стилистические направления и комплектацию будущих массовых грузовиков, включая систему регулирования давления в шинах. Исключение составляли два плоских лобовых стекла кабины с гнутыми боковинами в стиле грузовиков ГАЗ-53 и деревянная грузовая платформа от ГАЗ-51А.


Первый прототип ГАЗ-66 с панорамным окном и кузовом от ГАЗ-51А. 1958 год

К переходным прототипам относились машины с цельнометаллическими кузовами, передней лебёдкой, светомаскировочными фарами и шасси ГАЗ-66Ф для установки кузовов-фургонов, но переднее панорамное стекло и специфическая передняя облицовка из восьми вертикальных воздухозаборных прорезей ещё долго сохранялись.


Экранированный автомобиль-шасси ГАЗ-66Ф для монтажа войсковых и санитарных фургонов. 1963 год

В начале 60-х был построен опытный образец авиадесантируемого автомобиля ГАЗ-66Б для советских Воздушно-десантных войск (ВДВ), не имевший аналогов в мире.


Прототип авиадесантируемого автомобиля ГАЗ-66Б с брезентовым верхом кабины и лебёдкой. 1960 год

Первое поколение ГАЗ-66 (1963-1968 гг.)​

Сборка автомобилей первого поколения началась в ноябре 1963 года, а серийное производство развернулось в июле 64-го. На этих машинах не было системы регулирования давления в шинах, но они предопределили общую концепцию, параметры и внешность всех последующих вариантов.


Предсерийный автомобиль ГАЗ-66 с передней панелью раннего образца. 1963 год

Базовым являлся многоцелевой ГАЗ-66 с плоскими лобовыми стёклами, узкими вертикальными угловыми окошками в боковых стойках кабины и тентованной цельнометаллической бортовой платформой с деревянными боковыми надставками.

Серийный ГАЗ-66 первого поколения с упрощенной облицовкой. 1964 год (фото автора)

Полигонные испытания ГАЗ-66 с полуторатонным прицепом. 1967 год (архив 21 НИИЦ)

Вариант ГАЗ-66А отличался передней 3,5-тонной лебёдкой с приводом от коробки отбора мощности. Версии 66Э и 66АЭ снабжались экранированным электрооборудованием. В середине 60-х эти грузовики стали поступать в вооруженные силы стран «соцблока».

К этому периоду относилось начало широкого применения на ГАЗ-66 специальных войсковых кузовов-фургонов различных видов, конструкций и назначения. К тому времени наиболее известными являлись облегченные каркасно-деревянные конструкции КУНГ-2М, по наследству от ГАЗ-63 был получен удлинённый деревометаллический кузов КФ-1М, а к концу этого периода появились первые опытные бескаркасные фургоны серии К-66.


Первый пробный автомобиль ГАЗ-66Э с низкопрофильным кузовом К-66Н (архив 21 НИИЦ)

Авиадесантируемый грузовик ГАЗ-66Б на государственных испытаниях. 1965 год (архив НАМИ)

В 1964 году была собрана пробная партия авиадесантируемых автомобилей ГАЗ-66Б, а мелкосерийное изготовление началось в 66-м. В советских ВДВ они служили для перевозки личного состава, буксировки лёгких орудий и установки различных надстроек, а также были приспособлены к транспортировке на военно-транспортных самолетах и десантированию как посадочным, так и парашютным способом с использованием специальных парашютно-десантных платформ с воздушными амортизаторами.


Полностью открытый десантный автомобиль советских ВДВ с буксируемой пушкой (фото 1970-х)

Мелкосерийный авиадесантируемый ГАЗ-66Б с разборным верхом кабины. 1966 год

Их главной конструктивной особенностью была разбиравшаяся кабина с брезентовым верхом и откидной оконной рамой, складными спинками сидений и телескопической рулевой колонкой. Металлическая грузовая платформа снабжалась съёмными арками и тентом. В целом это была небольшая и незаметная армия, которой не обладали вооруженные силы других стран.


Автомобиль ГАЗ-66Б в подготовленном к парашютному десантированию состоянии


ГАЗ-66Б на специальной подвижной платформе для парашютного десантирования. 1965 год

Второе поколение ГАЗ-66 (1966-1984 гг.)​

Основой второго поколения являлись два наиболее распространенных ГАЗа-66 массового изготовления с регулированием давления воздуха в шинах и передней облицовкой с девятью вертикальными прорезями, которые оставались в производстве в течение 18 лет.


Серийный ГАЗ-66-01 второго поколения без лебёдки, но со Знаком качества. 1969 год

Основой нового поколения являлись бортовые машины ГАЗ-66-01 без лебёдки и ГАЗ-66-02 с передней лебёдкой, применявшиеся для буксировки лёгких прицепов, пушек и монтажа различных кузовов и надстроек. В 80-е на них стали монтировать новые световые приборы и колёса с неразъёмными ободами. На их базе собирали экранированные версии 66-04 и 66-05, а упрощённое шасси двойного назначения 66-06 служило для установки типовых кузовов без привода рабочих органов.


Наиболее распространенный грузовик второго поколения ГАЗ-66-02 с лебёдкой. 1967 год

В этом семействе впервые была создана обширная экспортная программа из 12 версий ГАЗ-66, соответствовавших условиям вооруженных сил иностранных государств, находившихся в различных климатических зонах. Кроме того, автомобили дорабатывались в соответствии с техническими требованиями покупателей по отделке кабин, установке более удобных органов управления, применению иных световых приборов, колёс и шин, герметизации электрооборудования и т. д.


Шасси ГАЗ-66-75 с низким кузовом К-66Н, экспортированное в страны с умеренным климатом (фото автора)

Служивший в Народной армии ГДР улучшенный автомобиль ГАЗ-66-72 с лебёдкой


Грузовики ГАЗ-66-51 со спаренными зенитными установками ЗУ-23-2 в субтропическом Афганистане

С конца 60-х роль основных армейских фургонов на базе ГАЗ-66 стала постепенно переходить к типовым бескаркасным кузовам серии К-66 с панелями из трёхслойного пенопласта, металлической обшивкой и полом из сосновых досок.

Многоцелевой фургон ГАЗ-66-71 с высоким кузовом К-66В в армии Финляндии. 1976 год

Кузова выпускалась в четырёх вариантах с разными параметрами и степенями прочности, количеством и расположением окон, дверей и люков: высокий кузов К-66В, низкопрофильный К-66Н, низкий К-66ДС на десантируемом шасси ГАЗ-66Б и более прочный каркасно-металлический фургон КМ-66. В 1977 году к ним присоединился универсальный каркасно-металлический фургон КУНГ-66 второго поколения.

Третье поколение ГАЗ-66 (1985-1999 гг.)​

К этому поколению всё явственнее стали проявляться недостатки и дефекты автомобилей ГАЗ-66 предыдущих семейств. Для их исправления в 1985-м завод перешёл на 120-сильные версии грузовиков ГАЗ-66-11 и 66-12 с мелкими доработками, внешне отличавшихся повторителями указателей поворотов на боковинах кабины и укрупненными передними надфарниками.


Базовый грузовик третьего поколения ГАЗ-66-11 в Музее военной автотехники в Рязани (фото автора)


ГАЗ-66-11 Военной автоинспекции с динамиком и спецсигналами (фото А. Гуляева)

В начале 90-х для Российской армии и МЧС были использованы рядовые грузовики ГАЗ-66-11/12 для испытания их на парашютное десантирование из крупных военно-транспортных самолетов со сбросом машин с высоты 2,5 километра.

Экранированный ГАЗ-66-15 с лебёдкой на новой десантной платформе. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

Параллельно выпускалась экранированная пара ГАЗ-66-14/15, которая проходила испытания на подмосковном полигоне в Бронницах для изучения перспективных обитаемых армейских кузовов со средствами защиты и жизнеобеспечения.


Испытания ГАЗ-66-15 с лебёдкой и кузовом К-66 (архив 21 НИИЦ)


Зимние пробы грузовика ГАЗ-66-16. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

В начале 90-х на модернизированном варианте ГАЗ-66-16 грузоподъёмностью 2,3 тонны с лебёдкой применялись 125-сильный двигатель, доработанные тормоза, радиальные шины с высоким вездеходным протектором и ровная грузовая платформа. Он прошёл цикл военных испытаний, но ни в войска, ни в производство не поступил.

К тому времени в хаосе смутных лет некогда стройная и обширная гамма грузовиков ГАЗ-66 стала стремительно рассыпаться. Незаметно поредели и вскоре исчезли российские военные заказы, но последними оказались немногочисленные экспортные модификации для стран с умеренным и тропическим климатом в восьми разных вариантах.


Восстановленный в Германии бортовой армейский грузовик ГАЗ-66-82 с лебёдкой


Шасси ГАЗ-66-85 с кузовом К-66В и лебёдкой в Вооруженных силах Чехословакии

В те же времена были созданы опытные образцы армейских грузовиков ГАЗ-66-41 без подкачки шин, зато оснащённых дизелями воздушного охлаждения мощностью 85 л.с., которые по лицензии собирала немецкая компания Deutz. Эта слишком тяжёлая и маломощная машина не соответствовала российским военным требованиям, что привело к разработке следующего варианта.

Опытный прототип ГАЗ-66-41 с двигателем Deutz. 1993 год

Им стал мелкосерийный 2,3-тонный дизельный вариант ГАЗ-66-40 с системой подкачки шин и лицензионным дизельным двигателем в 116 л.с. с турбонаддувом и системой охлаждения воздуха наддува. Смертный приговор ему вынесло решение о прекращении сборки нерентабельных и слишком дорогих немецких дизелей.


Многоцелевой армейский грузовик ГАЗ-66-40, выпускавшийся в 1995-1998 годах

Последний ГАЗ-66 был собран 1 июля 1999 года. В общей сложности эти грузовики были изготовлены в количестве 966 тысяч экземпляров. Установка на них военных кузовов и оборудования продолжалась до середины 2000-х годов.

На заглавной фотографии – бескапотный армейский грузовик ГАЗ-66, первым среди автомобилей получивший Знак качества 29 ноября 1969 года.

Читайте также: