Где находится испаритель опель астра h

Обновлено: 02.07.2024

Система вентиляции, отопления и кондиционирования Опель Астра

На автомобиле Opel Astra управление системой отопления и вентиляции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха при выполнении функций обогрева и вентиляции салона, удаления инея и конденсированной влаги с ветрового стекла, обдува стекол дверей. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера выполнены в одном блоке.

В зависимости от комплектации на автомобиль может быть установлена система с ручной настройкой рабочих режимов либо система с функцией автоматического регулирования температуры воздуха в салоне (климат-контроль).
Основные узлы отопителя: – теплообменник отопителя (радиатор), предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости; – вентилятор с электрическим приводом (воздухонагнетатель), обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера; – заслонка регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в салон, от изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника; – заслонки распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.
Системой кондиционирования воздуха управляют посредством органов управления, расположенных на панели, общей с отопителем.
В систему кондиционирования воздуха входят следующие элементы.
Компрессор с ременным приводом от шкива коленчатого вала двигателя. В шкив компрессора встроена фрикционная электромагнитная муфта, отключающая вал компрессора от шкива или соединяющая их при работе кондиционера по сигналу электронного блока управления двигателем. При работе компрессор сжимает до высокого давления пары хладагента, поступающие к нему из теплообменника испарителя. Температура паров хладагента на выходе компрессора значительно выше, чем на входе.
Редукционный клапан встроен в компрессор и выполняет защитную функцию, срабатывая при увеличении давления более допустимого значения на выходе компрессора. Причиной срабатывания редукционного клапана может быть отказ клапана высокого давления, электрического вентилятора и т.п.
Теплообменник (радиатор) конденсатора, расположенный впереди радиатора системы охлаждения двигателя и имеющий развитую ленточную вставку сердцевины для быстрого охлаждения и конденсации сжатых компрессором до высокого давления паров хладагента.
Расширительный клапан (редуктор) с сетчатыми фильтрами на входе и выходе установлен в трубопроводе, подводящем жидкий хладагент к теплообменнику испарителя.
Дроссельное отверстие в клапане ограничивает расход жидкого хладагента и снижает давление в испарителе. После остановки двигателя жидкий хладагент продолжает некоторое время перетекать через расширительный клапан из зоны повышенного давления в зону низкого давления. Протекание жидкости через дроссельное отверстие сопровождается характерным шипящим звуком, который прослушивается в течение 30–60 спосле остановки двигателя и не свидетельствует о неисправности.
Теплообменник (радиатор) испарителя. Жидкий хладагент теплообменника конденсатора через расширительный клапан поступает в теплообменник испарителя, расположенный в блоке отопителя. В теплообменнике жидкость переходит в газообразное состояние, поглощая тепло. Влага, содержащаяся в воздухе, поступающем к теплообменнику, конденсируется на нем, стекает с испарителя и удаляется из блока отопителя.
Из теплообменника испарителя газообразный хладагент с примесью небольшого количества жидкой фракции хладагента и капель холодильного масла поступает в ресивер, который подключен к выходному трубопроводу испарителя.
Ресивер-осушитель. В нижней части корпуса ресивера находится емкость с поглотителем паров воды из паров хладагента, которые, освобождаясь от влаги через специальное отверстие в заборной трубке, смешиваются с холодильным маслом. В верхней части корпуса ресивера расположены штуцера для присоединения трубопроводов. Ресивер неремонтопригоден, заменять его нужно только в сборе.
Помимо перечисленных элементов, в систему входят сервисные клапаны высокого и низкого давления, а также датчики давления.
Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха приведена на рисунке.

Система вентиляции, отопления и кондиционирования Опель Астра Н

Рис. 13.1. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 – компрессор кондиционера; 2 – теплообменник конденсатора; 3 – расширительный клапан (редуктор); 4 – теплообменник испарителя; 5 – ресивер-осушитель; 6 – поглотитель влаги в ресивере; 7 – отверстие для смешивания паров хладагента с холодильным маслом; 8 – редукционный клапан в компрессоре; А – жидкий хладагент под высоким давлением; В – жидкий хладагент под низким давлением; С – газообразный хладагент под высоким давлением; D – газообразный хладагент под низким давлением.

Полезные советы.
Во время работы кондиционера или отопителя все окна должны быть закрыты. Для того чтобы температура воздуха в салоне быстрее достигала требуемого значения, рекомендуем использовать режим рециркуляции в начале работы системы, после ее включения.
В жаркую солнечную погоду, после длительной стоянки автомобиля на солнце рекомендуем перед включением кондиционера проветрить салон, открыв на 2–3 мин все двери (или все окна, если необходимо сразу начать движение).
При работе системы кондиционирования в жаркую погоду на теплообменнике кондиционера может образоваться значительное количество конденсата, в результате чего под стоящим автомобилем появляются потеки воды. Это не является признаком неисправности, а только свидетельствует о нормальном функционировании системы.
Перед началом движения очищайте от снега, грязи и опавшей листвы решетку короба воздухопритока.
Для поддержания элементов системы кондиционирования в рабочем состоянии (восстановление слоя смазки на деталях компрессора и уплотнениях) включайте кондиционер на несколько минут не реже одного раза в месяц, даже если необходимость в кондиционировании воздуха отсутствует. На автомобилях, оборудованных системой климат-контроля, эта процедура выполняется автоматически во время движения, однако при низких температурах наружного воздуха этого не происходит и кондиционер необходимо включать вручную.
Предупреждения.
Все работы по ремонту системы кондиционирования следует выполнять только при полностью разряженной системе.
Поскольку пары хладагента токсичны, а испаряющийся жидкий хладагент может вызвать серьезное обморожение кожи, ремонтируйте систему с использованием специального оборудования, имеющегося в специализированных сервисах по обслуживанию систем кондиционирования.
Примечания.
В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования (см. предупреждение выше) в данном подразделе описаны только работы по снятию и установке блока управления системой отопления (кондиционирования) и вентиляции салона и блока управления заслонкой рециркуляции, снятие и установка электровентилятора воздухонагнетателя и его дополнительного сопротивления, так как для снятия остальных элементов узла отопления и кондиционирования (в том числе и радиатора отопителя) требуется полное снятие узла с автомобиля с разгерметизацией системы кондиционирования.
Замена фильтра поступающего в салон воздуха является регламентной работой технического обслуживания и описана в Замена фильтра очистки поступающего в салон воздуха.

Система вентиляции, отопления и кондиционирования Опель Астра Н

Рис. 13.2. Панель управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования автомобиля, оснащенного системой ручной настройки рабочих режимов: 1 – выключатель кондиционера; 2 – переключатель режима рециркуляции; 3 – выключатель электрообогрева заднего стекла (стекла окна двери задка); 4 – переключатель режимов работы вентилятора воздухонагнетателя; 5 – регулятор температуры поступающего в салон воздуха; 6 – регулятор распределения потоков воздуха

На рис. 13.2 показана панель блока управления отоплением (кондиционированием) и вентиляцией салона, установленная на консоли панели приборов автомобиля, оснащенного системой ручной настройки рабочих режимов.
Переключатель 4 режимов вентилятора воздухонагнетателя работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха и температуры и управляет скоростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.
Регулятор 6 распределения потоков воздуха и регулятор 5 температуры управляют заслонками отопителя с помощью электроприводов.

Система вентиляции, отопления и кондиционирования Опель Астра Н

Рис. 13.3. Панель управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования автомобиля, оснащенного системой автоматического регулирования температуры воздуха в салоне (климат-контроль): 1 – выключатель автоматического режима работы системы климат-контроля; 2 – переключатель режима рециркуляции; 3 – выключатель интенсивного обдува стекла ветрового окна; 4 – выключатель электрообогрева заднего стекла (стекла окна двери задка); 5 – переключатель режимов работы вентилятора воздухонагнетателя; 6 – регулятор управления меню настройки системы вентиляции, отопления и кондиционирования; 7 – регулятор температуры поступающего в салон воздуха.

На рис. 13.3 показана панель блока управления отоплением (кондиционированием) и вентиляцией салона, установленная на консоли панели приборов автомобиля, оснащенного системой климат-контроля.
Переключатель 5 режимов вентилятора воздухонагнетателя работает независимо от положения регуляторов распределения потоков воздуха и температуры и управляет скоростью вентилятора в ручном режиме управления системой, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.
Регулятор 7 температуры предназначен для выбора среднего значения температуры, поддерживаемого в салоне, и управляет заслонками отопителя с помощью электропривода.
Регулятором 6 управляют системой вентиляции, отопления и кондиционирования через меню, выводимое на центральный информационный дисплей.
Режим «AUTO», включаемый кнопкой выключателя 1, – базовый для работы системы.
Его можно использовать круглый год независимо от сезонных изменений температуры: система самостоятельно регулирует интенсивность, направление и температуру потоков воздуха с учетом заданных пользователем температурных параметров, температуры воздуха внутри салона и наружных атмосферных условий. Система автоматически компенсирует изменение температуры внутри салона при внешнем воздействии (например, при нагреве кузова автомобиля лучами солнца).
Примечание.
Все функции климат-контроля в полном объеме выполняются только при работающем двигателе.
Индикация текущего режима работы системы выводится в нижнюю часть информационного дисплея

Чистка испарителя кондиционера и дринажного отверстия.

Начну с того что каждый рано или поздно сталкивается с неприятным запахом во время использования кондиционера:( происходит это от того, что горячий воздух проходя через холодный испаритель (радиатор) охлаждаясь конденсирует влагу которая скапливается на испарителе, и естественно превращается в грибок и микробы:(

в Astrе испаритель находится вполне доступном месте так что купив "LIQUI MOLY" Klima-Anlagen-Reiniger очистителем кондиционера, приступил к очистке.

Подготовка и обработка испарителя кондиционера

1. Осушите испаритель на протяжении 10 минут при следующих условиях:
Кондиционер (А/С): Выкл., Забор воздуха: Циркуляция (замкнутый цикл), Температура: Максимальная (горячий), Подача воздуха: Вниз(на ноги), Скорость вентилятора: Максимальная.

2. Откройте все окна для вентиляции.

3. снимите фильтр салона (если он установлен) перед испарителем для того, чтобы получить доступ к испарителю.

5. Введите распыляющий зонд в отверстие, образовавшееся после демонтажа фильтра, вентилятора или любое другое подходящее отверстие и распылите ? очищающей жидкости на испаритель, одновременно двигая зонд таким образом, чтобы обработать всю поверхность испарителя. Оставшимся количеством жидкости следует очистить испаритель в области, средние и боковые дефлекторы подачи воздуха.

Окончание работ

1. После окончания обработки испарителя выключите вентилятор. !
Очищающая жидкость должна действовать в течение примерно 15-20 минут, чтобы были уничтожены бактерии, грибы и болезнетворные микробы на внутренних поверхностях климатической установки.

2. Установите обратно фильтр салона и все остальные демонтированные компоненты.

3. Для того, чтобы высушить обработанный испаритель следует выполнить следующие установки:
Кондиционер (А/С): Выкл., Забор воздуха: Циркуляция (замкнутый цикл), Температура: Максимальная (горячий), Подача воздуха: Вниз(на ноги), Скорость вентилятора: Максимальная. Время сушки: 10-15 минут.

Opel Astra J

На автомобилях Opel Astra J установлена система кондиционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера скомпонованы в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.


Рис. 1. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха:

1 – комбинированный датчик давления; 2 – участок трубопровода высокого давления; 3 – ресиверросушитель; 4 – сервисный клапан линии высокого давления; 5 – конденсор (радиатор кондиционера); 6 – вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 – компрессор кондиционера; 8 – участок трубопровода низкого давления; 9 – сервисный клапан линии низкого давления; 10 – вентилятор отопителя; 11 – испаритель; 12 – терморегулирующий клапан

Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 1.


Компрессор установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение поликлиновым ремнем.

Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора установлен в алюминиевой передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.


Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. Крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через ведомый диск.

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок — это прижимной диск муфты под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник. В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора в сборе или составляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

  • произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение компрессора;
  • вышел из строя датчик давления в системе;
  • неисправности в электрических цепях системы управления;
  • сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;
  • блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение компрессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а охлаждение воздуха в салоне не происходит. В этом случае компрессор работает вхолостую, ничего не перекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.

Наиболее точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

Конденсор (радиатор кондиционера) многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Он крепится с помощью кронштейнов к рамке радиатора. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубопроводов и ресивера. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.


Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению В тонкостенных пластин оребрения.

Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тоненькие… В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25–28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-установку, сварку конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.


Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона. Испаритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.

При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат через дренажную трубку, расположенную на нижней части левой стороны моторного щита, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.


Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

На боковой поверхности испарителя расположен фланец для крепления терморегулирующего клапана.


Терморегулирующий клапан А блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам и испарителю с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулировочный элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.

Ресивер-осушитель А установлен на конденсоре с левой стороны и составляет с ним неразборный блок. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент (картридж), заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги. В нижней части Б корпуса расположено отверстие для замены фильтрующего элемента.

В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), картридж ресивера-осушителя подлежит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.


Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.


Оберегайте металлические участки трубопроводов от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.


Рис. 2. Конструкция шланга гибкой вставки:

1 – наружная защитная оболочка; 2 – тканевый корд силового каркаса; 3 – пластиковый герметизирующий слой; 4 – внутренний маслостойкий слой

Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на некоторых участках снабжены гибкими вставками (рис. 2) из синтетических материалов.


В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. Резьбовые соединения трубопроводов затягивайте рекомендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Сервисные клапаны для подсоединения диагностического и заправочного оборудования расположены на трубопроводах.


Так расположены на трубопроводах сервисные клапаны линий высокого А…


…и низкого Б давления.


Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.


В клапанах установлены золотники, сходные по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.


Для выворачивания и вворачивания золотников используется специальный ключ.

Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено, так как после такой проверки золотник клапана может полностью не закрыться и произойдет утечка хладагента из системы!


Датчик давления установлен за передним бампером с правой стороны на участке трубопровода линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.


Панель блока управления системой вентиляции, кондиционирования и отопления автомобиля установлена на консоли панели приборов.

Подробно органы управления отопителем, кондиционером и вентиляцией описаны в разд. «Устройство автомобиля», см. Отопление (кондиционирование) и вентиляция салона.


Датчик наружной температуры, хотя и расположен в передней части автомобиля за облицовкой радиатора в защищенном от солнечного излучения и вентилируемом месте, подвержен воздействию таких факторов, как теплый воздух от двигателя и излучение от нагретого асфальта. Поэтому его показания иногда могут быть несколько завышенными, особенно после долгого простаивания в пробках. Показания наружной температуры можно считать правильными при движении со скоростью не менее 40 км/ч в течение не менее 10 мин.


Для повышения эффективности работы системы управления климатом и более комфортного распределения воздушных потоков в салоне установлен датчик солнечной освещенности. В зависимости от степени нагрева салона лучами солнца по сигналам датчика потоки воздуха направляются в область лиц или ног водителя и переднего пассажира. Датчик расположен на панели приборов возле стекла ветрового окна.

Хладагент. Система заправлена хладагентом HFC134a (R134a). В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и масла других типов.

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование.

Самая распространенная ситуация — это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.


Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод т. н. ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.


Метод состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наружную поверхность элементов системы.


Во время осмотра системы краситель начинает светиться (флюоресцировать) под действием ультрафиолетовых лучей специального светильника…


…и места утечки хладагента становятся видны.

Следует отметить, что краситель не оказывает никакого отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу только тогда, когда возникнет утечка.


– прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконечниками;


– двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;


– высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента.

В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности.

Opel Astra H (Family) / Руководство


Приемы управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования с функцией автоматического регулирования температуры воздуха в салоне (климат-контроль)

На рис. 1 показана панель блока управления отоплением (кондиционированием) и вентиляцией салона в Опеле Астра, установленная на консоли панели приборов автомобиля, оснащенного системой климат-контроля.

Рис. 1. Панель управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования автомобиля, оснащенного системой автоматического регулирования температуры воздуха в салоне (климат-контроль): 1 - выключатель автоматического режима работы системы климат-контроля; 2 - переключатель режима рециркуляции; 3 - выключатель интенсивного обдува стекла ветрового окна; 4 - выключатель электрообогрева заднего стекла (стекла окна двери задка); 5 - переключатель режимов работы вентилятора воздухонагнетателя; 6 - регулятор управления меню настройки системы вентиляции, отопления и кондиционирования; 7 - регулятор температуры поступающего в салон воздуха.

Переключатель 5 режимов вентилятора воздухонагнетателя работает независимо от положения регуляторов распределения потоков воздуха и температуры и управляет скоростью вентилятора в ручном режиме управления системой, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.

Регулятор 7 температуры предназначен для выбора среднего значения температуры, поддерживаемого в салоне, и управляет заслонками отопителя с помощью электропривода.

Регулятором 6 управляют системой вентиляции, отопления и кондиционирования через меню, выводимое на центральный информационный дисплей.

Режим «AUTO», включаемый кнопкой выключателя 1, - базовый для работы системы. Его можно использовать круглый год независимо от сезонных изменений температуры: система самостоятельно регулирует интенсивность, направление и температуру потоков воздуха с учетом заданных пользователем температурных параметров, температуры воздуха внутри салона и наружных атмосферных условий. Система автоматически компенсирует изменение температуры внутри салона при внешнем воздействии (например, при нагреве кузова автомобиля лучами солнца).

Примечание

Все функции климат-контроля в полном объеме выполняются только при работающем двигателе.

Индикация текущего режима работы системы выводится в нижнюю часть информационного дисплея между показаниями наружной температуры и хронометра.

Примечание

В зависимости от модели дисплея изображение на нем может быть различным.

При запирании центрального замка автомобиля (при его наличии) с пульта дистанционного управления параметры настройки системы климат-контроля сохраняются в памяти устройства дистанционного управления.

Выбирают параметры функционирования системы в ручном режиме через меню, выводимое на центральный дисплей (см. Настройка системы климат-контроля через меню информационного дисплея).

Включение/выключение автоматического режима функционирования системы климат-контроля

Включают систему для работы в автоматическом режиме нажатием на кнопку выключателя 1 ( см. рис. 1 ) а втоматического режима работы системы климат-контроля (при этом в кнопке загорается контрольная лампа), затем через соответствующее меню информационного дисплея включают кондиционер ( см. Настройка системы климат-контроля через меню информационного дисплея ) и рукояткой регулятора 7 устанавливают среднее значение температуры, которое должно поддерживаться в салоне ( см. Управление температурным режимом ).

Если в охлаждении или осушении воздуха нет необходимости, кондиционер можно не включать. В этом случае на дисплее появится надпись «Есо». Данный режим функционирования системы позволяет уменьшить расход топлива, но уровень комфорта в салоне может снизиться. Помимо этого при повышении температуры наружного воздуха могут возникнуть нарушения работы системы.

Предупреждение

Не рекомендуется использовать режим «Есо» при запотевании стекол автомобиля.

Для отключения автоматического режима работы системы повторно нажмите на кнопку выключателя 1 - контрольная лампа в кнопке погаснет.

Включение/выключение системы климат-контроля и регулировка интенсивности воздушного потока вручную

Для включения системы, вращая рукоятку переключателя 5 ( см. рис. 1 ) режимов работы электровентилятора воздухонагнетателя, выберите скоростной режим электровентилятора.

При вращении рукоятки переключателя индикация выбранного режима интенсивности потока воздуха высвечивается в соответствующем поле информационного дисплея.

При выборе положения «0» рукоятки переключателя система выключается.

Для возврата в автоматический режим нажмите на кнопку «AUTO» выключателя 1 ( см. рис. 1 ), в этом случае в кнопке загорится контрольная лампа, а выбор интенсивности потока воздуха будет осуществляться автоматически.

Выбор распределения потоков воздуха вручную

Направление подачи воздуха через различные потребители (сопла и воздуховоды) можно выбрать вручную, вращая рукоятку регулятора 6 ( см. рис. 1 ) управления меню настройки.

При этом в поле информационного дисплея поочередно высвечиваются пиктограммы, соответствующие выбранному режиму. Значения пиктограмм описаны выше в подразделе «Приемы управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования с ручной настройкой рабочих режимов» ( с м. Выбор направления подачи воздуха ).

Для возврата в автоматический режим нажмите на кнопку «AUTO» выключателя 1 (см. рис. 1) - в кнопке загорится контрольная лампа.

Управление температурным режимом

Рукояткой регулятора 7 ( см. рис. 1 ) задают средний показатель температуры, который должен поддерживаться в салоне в автоматическом режиме работы системы. При вращении рукоятки регулятора в соответствующем поле информационного дисплея высвечивается заданное значение температуры. Температуру можно задавать в пределах 16-28 °С. Для получения комфортных условий рекомендуется устанавливать температуру 22 °С.

В автоматическом режиме работы системы при изменении значения температуры в указанных пределах температура в салоне будет изменяться постепенно. Для быстрого изменения температуры поверните рукоятку регулятора 7 вправо или влево от момента появления на дисплее указанных выше предельных значений температуры. При установке температуры ниже 16 °С система начнет функционировать в режиме максимального охлаждения без регулирования температуры - на информационном дисплее появится надпись «Lo». При установке температуры выше 28 °С на дисплее появится надпись «Hi» - система будет функционировать в режиме обогрева с максимальной мощностью без регулирования температуры.

Режим рециркуляции воздуха

Режим рециркуляции воздуха без доступа свежего воздуха в салон извне позволяет предотвратить проникновение в салон отработавших газов, неприятных запахов, пыли и пыльцы растений, вызывающей аллергические реакции.

Предупреждение

Отключайте режим рециркуляции сразу после того, как исчезнет в нем необходимость. Длительная работа системы в этом режиме приводит к запотеванию стекол и ухудшению качества воздуха в салоне.

Для включения режима рециркуляции воздуха нажмите на кнопку переключателя 2 ( см. рис. 1 ) - в кнопке загорится контрольная лампа. При повторном нажатии на кнопку возобновляется подача в салон свежего воздуха, а контрольная лампа в кнопке погаснет.

В зависимости от комплектации автомобиля в систему климат-контроля может быть заложена функция автоматического включения режима рециркуляции при ухудшении состояния окружающей среды. С помощью специального датчика система регистрирует в поступающем через воздухонагнетатель воздухе наличие вредных примесей и автоматически переключается в режим рециркуляции до момента, когда концентрация вредных примесей в поступающем воздухе снизится до допустимых пределов.

Примечание

При низкой температуре наружного воздуха и выключенном кондиционере функция автоматического включения режима рециркуляции заблокирована с целью исключения запотевания стекол. При необходимости включите режим рециркуляции нажатием на кнопку переключателя 2 ( см. рис. 1 ).

Для активации функции автоматического включения режима рециркуляции выберите в меню на информационном дисплее пункт «Auto recirc» (см. Настройка системы климат-контроля через меню информационного дисплея).

Настройка системы климат-контроля через меню информационного дисплея

В случае необходимости можно вручную настроить параметры работы системы вентиляции, отопления и кондиционирования, используя показания информационного дисплея.

Для вызова меню настройки системы нажмите на рукоятку регулятора 6 ( см. рис. 1 ) панели управления системой. Отдельные пункты меню выбирайте вращением рукоятки регулятора 6. Подтвердите выбор нужного пункта однократным нажатием на рукоятку регулятора. При подтверждении некоторых пунктов меню появляется меню второго уровня данного пункта, выбор и подтверждение пунктов которого также проводят вращением рукоятки регулятора 6 и последующим нажатием на нее.

Для того чтобы закрыть меню, выберите в нем пункты «Return» или «Main» и подтвердите выбор нажатием на рукоятку регулятора 6. Выполненные вручную настройки параметров системы останутся записанными в ее памяти.

Через меню информационного дисплея можно настроить следующие функции:

  • выбор уровня интенсивности потока воздуха в автоматическом режиме . В меню ручной настройки выберите пункт «Automatic blower» и установите желаемый уровень интенсивности потока воздуха, который будет поддерживаться в автоматическом режиме работы системы;
  • выбор распределения потоков воздуха. В меню ручной настройки выберите пункт «Air distribution». При выборе направления потока воздуха в поле квадрата перед соответствующей стрелкой появится знак «X» (диагональный крест). При этом верхняя стрелка означает распределение потока воздуха к ветровому стеклу и к стеклам передних дверей, средняя стрелка - в среднюю часть салона через центральные сопла, а нижняя стрелка - в нижнюю часть салона. Для возврата в автоматический режим отключите соответствующую настройку (знак «X» исчезнет) или нажмите на кнопку «AUTO» выключателя 1 (см. рис. 1) _ в кнопке загорится контрольная лампа;
  • включение/выключение кондиционера. Для включения/выключения кондиционера в главном меню ручной настройки перейдите к пункту «АС» и подтвердите его нажатием на рукоятку регулятора 6. При включенном кондиционере в поле квадрата перед данным пунктом появится знак «X» (диагональный крест). При выключении кондиционера повторным нажатием на рукоятку переключателя знак «X» исчезает, а на поле дисплея появляется надпись «Есо»;

Примечания

В режиме «Есо» охлаждение поступающего воздуха и удаление из него влаги не происходит, что может привести к запотеванию стекол. При низкой температуре наружного воздуха кондиционер автоматически отключается.

  • включение/выключение автоматического режима рециркуляции воздуха. Для включения/выключения автоматического режима рециркуляции воздуха (если эта функция предусмотрена) в главном меню ручной настройки перейдите к пункту «Auto recirc» и подтвердите его нажатием на рукоятку регулятора 6. При включенном автоматическом режиме рециркуляции в поле квадрата перед данным пунктом появится знак«Х» (диагональный крест). При выключении этого режима повторным нажатием на рукоятку регулятора знак «X» исчезает.

Кондиционирование воздуха при неработающем двигателе

Для отопления или охлаждения салона при неработающем двигателе (например, при остановке перед железнодорожным переездом) можно использовать аккумулированные в системе остаточные тепло или холод. Для этого нажмите при выключенном зажигании кнопку «AUTO» выключателя 1 ( см. рис. 1 ) панели управления. При этом на информационном дисплее кратковременно появится надпись «Residual air conditioning on».

В этом режиме регулировка интенсивности и направления потока воздуха происходит автоматически (обычно выбирается режим минимальной скорости вращения вентилятора воздухонагнетателя). Длительность работы кондиционера в этом режиме ограничена и зависит от выбранных температурных установок и температуры жидкости в системе охлаждения двигателя.

Режим отопления или охлаждения при неработающем двигателе отключают повторным нажатием на кнопку «AUTO» выключателя 1. Помимо этого режим автоматически отключается по сигналу таймера или при значительном снижении уровня заряда аккумуляторной батареи.

Обдув стекла ветрового окна

Для быстрой очистки стекла ветрового окна от снега, наледи или конденсата перед началом движения можно включить режим интенсивного обдува стекла, нажав на кнопку выключателя 3 ( см. рис. 1 ) панели управления, при этом в кнопке загорится контрольная лампа. Система климат-контроля автоматически переключает вентилятор воздухонагнетателя на режим максимальной производительности, а весь поток воздуха направляется на обдув стекла ветрового окна и стекол передних дверей.

Примечание

При необходимости интенсивность потока воздуха можно уменьшить вращением рукоятки переключателя 5 панели управления.

Для возврата в автоматический режим нажмите на кнопку «AUTO» выключателя 1, при этом в кнопке загорится контрольная лампа.

Обогрев заднего стекла (стекла окна двери задка)

Для быстрого устранения запотевания заднего стекла (стекла двери задка автомобилей с кузовом хэтчбек или универсал) нажмите на кнопку выключателя 4 ( см. рис. 1 ) электрообогрева заднего стекла (стекла двери задка). При нажатии на кнопку выключателя (двигатель должен работать) включается электрообогрев стекла, одновременно загорается контрольная лампа в кнопке. При повторном нажатии на кнопку обогрев выключается и контрольная лампа гаснет.

Предупреждения

Нагревательный элемент потребляет очень большой ток. Во избежание чрезмерного разряда аккумуляторной батареи включайте электрообогрев при работающем двигателе и только на время, необходимое для устранения запотевания стекла.

Для того чтобы не повредить нити обогревателя, не используйте для очистки внутренней стороны стекла скребки и другие острые предметы, а также моющие средства с абразивными веществами.

Как заменить салонный фильтр на Опель Астра Н

Салонный фильтр в Опель Астра Н применяется для очистки воздуха, поступающего в салон автомобиля, через систему отопления или кондиционирования. Несвоевременная замена снижает поток воздуха, начинает пропускать запахи и частицы пыли. Замену необходимо проводить согласно рекомендации производителя или при появлении признаков ухудшения фильтрации.

Этапы замены фильтрующего элемента Опель Астра Н

По сравнению с большинством других автомобилей, замена салонного фильтра в Опель Астра Н проводится относительно просто. Какой-то особой подготовки для этой операции не требуется. Все, что вам понадобится, это непосредственно сам новый фильтрующий элемент и несколько ключей из набора.

Как заменить салонный фильтр на Опель Астра Н

Оспаривать пользу салонника, особенно если говорить об угольных, бессмысленно. Поэтому неудивительно, что самостоятельная установка фильтров на автомобили, стала распространенным явлением. Эта рутинная и довольно простая процедура периодического ТО, в ней нет ничего сложного.

Третье поколение выпускалось с 2004 по 2007 годы, а также первый рестайлинг с 2006 по 2011 годы.

Где находится

Салонный фильтр Опель Астра Н находится за полкой бардачка, которая мешает к нему добраться. Чтобы убрать это препятствие, нужно открыть бардачок и дальше действовать по инструкции описанной ниже.

Фильтрующий элемент делает поездку комфортной, поэтому не нужно пренебрегать его заменой. В салоне будет скапливаться намного меньше пыли. Если использовать угольную фильтрацию, то качество воздуха внутри автомобиля станет еще заметно лучше.

Снятие и установка нового фильтрующего элемента

Замена салонного фильтра Опель Астра Н является рутинной и довольно простой процедурой периодического ТО. В ней нет ничего сложного, поэтому произвести замену своими руками весьма просто.

Для этого необходимо следовать инструкции описанной ниже, в ней подробно разобраны все нюансы этой операции:

    Отодвигаем сиденье переднего пассажира до упора назад, для более удобной работы и открываем бардачок для выполнения дальнейших действий (Рис.2).

При установке обратите внимание на стрелочки, изображенные на одной из сторон фильтрующего элемента. Они указывают на правильное положение при установке. Как именно устанавливать, написано чуть ниже.

Извлекая фильтр, как правило, на коврик просыпается большое количество мусора. Стоит пропылесосить изнутри и сам корпус печки – размеры прорези под фильтр позволяют достаточно легко оперировать узкой насадкой пылесоса.

Какой стороной устанавливать

Кроме самой замены фильтрующего элемента воздуха в салоне, немаловажным является установка его правильной стороной. Для этого существуют простые обозначения:

  • Просто стрелочка (без надписи) – указывает направление воздушного потока.
  • Стрелочка и надпись UP – указывает верхний край фильтра.
  • Стрелочка и надпись AIR FLOW – указывает направление воздушного потока.
  • Если поток сверху-вниз, то крайние грани фильтра должны быть такими – \/\/\/\/
  • Если поток снизу-вверх, то крайние грани фильтра должны быть такими – /\/\/\/\
  • Воздух проходит справа-налево, крайние грани должны быть такими – <
  • Воздух проходит слева-направо, крайние грани должны быть такими – >

В Опель Астра Н воздушный поток проходит от моторного отсека в сторону салона. Исходя из этого, а также надписей на боковой плоскости воздушного фильтра и производим правильную установку.

Когда менять, какой салонник устанавливать

Для выполнения операций планового ТО существует регламент, а также рекомендации производителя. Согласно им, замена салонного фильтра системы отопления-кондиционирования Opel Astra III H должна производиться каждые 15000 километров пробега или раз в год.

Учитывая, что условия эксплуатации автомобиля в большинстве случаев будут далёкими от идеальных, специалисты советуют выполнять эту операцию примерно вдвое чаще, весной и осенью.

  1. часто запотевают окна;
  2. появление в салоне неприятных запахов при включении обдува;
  3. ухудшение работы печки и кондиционера;

Они могут заставить усомниться в том, что фильтрующий элемент справляется со своими задачами, потребуется внеплановая замена. В принципе, именно на эти симптомы и следует полагаться при выборе правильного интервала замены.

Подходящие размеры

При выборе фильтрующего элемента, владельцы не всегда используют продукцию, рекомендованную производителем автомобиля. У каждого на это свои причины, кто-то говорит, что оригинал стоит необоснованно дорого. У кого-то в регионе продаются только аналоги, поэтому существует необходимость знать размеры, по которым в последствии можно произвести подбор:

  • Высота: 30 мм
  • Ширина: 199 мм
  • Длина: 302 мм

Как правило, иногда аналоги для Opel Astra III H могут быть на несколько миллиметров больше или меньше оригинала, в этом нет ничего страшного. А если отличие исчисляется сантиметрами, то тут конечно стоит подыскать другой вариант.

Выбор оригинального салонного фильтра

Производитель рекомендует использовать исключительно оригинальные расходники, что, в общем, не вызывает удивления. Сами по себе они неплохи по качеству и широко распространены в автомагазинах, но их цена многим автовладельцам может показаться завышенной.

Независимо от комплектации, на все Опель Астра третьего поколения (в том числе и рестайлинговой версии), производителем рекомендуется устанавливать следующие фильтры очистки салонного воздуха. Пылевой с номером 6808606 (Opel 68 08 606) или General Motors GM 13175553. А также угольный 6808607 (Opel 68 08 607) или General Motors GM 13175554.

Стоит отметить, что иногда расходные материалы и другие запчасти могут поставляться в дилерские центры под разными артикулами. Что иногда может запутать тех, кто желает приобрести именно оригинальное изделие.

При выборе между пылевым и угольным изделием, автовладельцы советуют использовать угольный фильтрующий элемент. Такой фильтр стоит дороже, но он очищает воздух намного лучше.

Отличить его легко – фильтрующая гармошка из бумаги пропитана угольным составом, поэтому имеет темно-серый цвет. Фильтр очищает поток воздуха от пыли, мелкой грязи, микробов, бактерий и усиливает защиту ваших легких.

Какие аналоги выбрать

Помимо простых салонных фильтров существуют еще и угольные, которые более эффективно отфильтровывают воздух, но стоят они дороже. Преимущество угольного СФ заключается в том, что он не позволяет проникать посторонним запахам, идущим с дороги (улицы) в салон авто.

Но у этого фильтрующего элемента также есть недостаток – через него плохо проходит воздух. Угольные фильтры GodWill и Corteco – достаточно высокого качества, являются хорошей заменой оригиналу.

Впрочем, в некоторых торговых точках цена оригинального салонного фильтра Опель Астра третьего поколения может оказаться сильно завышенной. В этом случае имеет смысл приобрести неоригинальный расходный элемент. В частности, достаточно популярными считаются фильтры для салона:

Обычные пылевые салонные фильтра

  • MANN-FILTER CU3054 – технологичные расходники от известного производителя
  • BIG Filter GB-9879 – популярный бренд, хорошая тонкая очистка
  • TSN 9.7.75 – неплохой производитель с демократичной ценой

Угольные салонные фильтра

  • MANN-FILTER CUK 3054 – качественное и толстое угольное напыление
  • BIG Filter GB-9879/C – из активированного угля
  • TSN 9.7.137 – нормальное качество, доступная цена

Имеет смысл приглядеться и к продукции других компаний – они также специализируются на производстве качественных расходных материалов для легковых автомобилей:

  • Amd
  • Bosch
  • Denso
  • Filtron
  • Fortech
  • JS Asakashi
  • Knecht Mahle
  • Kortex
  • Masuma
  • Miles
  • Raf filter
  • SCT
  • Sakura
  • Stellox
  • Valeo
  • Zekkert
  • Невский фильтр

Вполне возможно, что продавцы могут порекомендовать произвести замену салонного фильтра Astra III H на не оригинальные дешевые заменители, с гораздо меньшей толщиной. Их покупать не стоит, поскольку их фильтрующие характеристики вряд ли будут на должном уровне.

Читайте также: