Где снимали тарас бульба с богданом ступка

Обновлено: 02.07.2024

В Запорожье начались съемки художественного фильма «Тарас Бульба».

В Запорожье начались съемки художественного фильма «Тарас Бульба».

Картину продолжительностью 2,5 часа по одноименной повести Николая Гоголя снимает известный российский режиссер Владимир Бортко. Первые три дня съемок прошли на острове Хортица, где в прошлом году была возведена копия настоящей Запорожской Сечи, а также на живописных скалах под ДнепроГЭСом и в урочище Вырва.

В первый съемочный день радость кинематографистов сменилась раздражением и досадой: осадки в виде мокрого снега с дождем шли, не прекращаясь, весь день, да еще серьезно мешал пронизывающий ветер. Но это не остановило современных казаков — их экипировка позволяла проводить на открытом воздухе целый день кряду. А сами съемки проходили в специально построенном декораторами «Мосфильма» городке — точной копии предместья Сечи, которое разместилось под строящимся здесь историко-культурным комплексом «Запорожская Сечь». (На сегодняшний день строителями уже возведены курени, башни, фортификационные сооружения, гончарня, кузня и ряд других объектов комплекса на общую сумму в 11 млн. грн. Строительство комплекса как точной копии Сечи, существовавшей на острове Хортица, началось в 2004 г. и финансируется ОАО «Запорожсталь», которое на создание комплекса выделило 13 млн. грн.) Кстати, после съемок российские кинематографисты не будут разбирать городок — его передадут Национальному заповеднику «Хортица» в качестве подарка. Сам Бортко этим фактом несказанно горд: «Мы построили здесь еще один городок за свой счет. И оставим его тут насовсем. Это подарок, наша услуга Запорожью».

В первый съемочный день, несмотря на мерзкую погоду, место съемок атаковали десятки репортеров и просто зевак. Это вызвало негодование у помощников главного режиссера, которые, матерясь, прогоняли представителей СМИ. В результате озлобленные помрежи приняли решение проводить оставшиеся съемки в закрытом режиме, и уже на второй день далеко на подступах к съемочной площадке были выставлены усиленные кордоны охраны.

Не жаловал вниманием пишущую братию и сам исполнитель главной роли Тараса Бульбы Богдан Ступка. Он категорически отказывался от интервью и фотосессий и вообще выглядел сильно измотанным и постаревшим. Весь второй день съемок был посвящен Богдану Сильвестровичу — на живописной скале Кресло Екатерины, расположенной посередине Днепра между островом Хортица и плотиной ДнепроГЭС, снимался драматический эпизод под названием «Сыны мои, сыны». Это то место повести Гоголя, где выздоровевший после ранений Тарас грустит по поводу утраты обоих сыновей. Корреспонденту «і» все же удалось буквально вырвать несколько слов из Богдана Ступки:

«Мне очень помог костюм. Я смог вжиться в образ, только когда надел наряд Тараса. Это не будет лубочный образ. Я постараюсь привнести в него психологический момент». Третий съемочный день проходил более оживленно — в урочище Вырва напротив Хортицы снимался эпизод переправы казаков через Днепр. Заранее изготовленные декораторами казацкие корабли — чайки — запорожцы спускали на воду. Этот эпизод получился наиболее натуральным — артисты, исполнявшие роли казаков, заходили в ледяную днепровскую воду голыми ногами. Кстати, массовку на роли казаков отбирали из местных жителей. Однако далеко не каждый современный запорожец отвечал требованиям режиссеров: обязательным условием была настоящая казацкая прическа — оселедец. Так что кинематографистам пришлось приглашать в основном актеров Запорожского конного театра, внешность которых не вызывает сомнений.

Начало съемок вызвало в городе настоящий ажиотаж, ведь в Запорожье кино снимали в последний раз 50 лет назад — это была «Весна на Заречной улице». Однако не обошлось и без разочарований. Многие ожидали приезда известного актера, уроженца Запорожья Гоши Куценко, знаменитого польского артиста Даниэля Ольбрыхского и других заявленных звезд. Но, как выяснилось, они даже и не планировались в эту картину. Неожиданно всплыли и другие досадные несовпадения, например, создатели фильма откровенно путаются в дате следующих съемок в Запорожье. Одни говорят, что продолжат работу на Хортице уже в апреле-мае, другие утверждают, что повторно приедут сюда только в июле. Как бы там ни было, во второй приезд предполагается снять бушующую жизнь запорожских казаков на Сечи, которая к тому времени должна быть окончательно достроена.

Кроме Запорожья съемки пройдут в Каменец-Подольском, Санкт-Петербурге, Польше и в Киеве, где отснимут главные батальные сцены, в которых примут участие более тысячи добровольцев. Для этих сцен Владимир Бортко специально выписал из Голливуда знаменитого постановщика боевых сцен Ника Пауэла. На его счету кровопролитные бои в «Последнем самурае», «Храбром сердце» и «Гладиаторе». Жену Тараса сыграет Ада Роговцева, Андрея — Игорь Петренко, Остапа — Владимир Вдовиченков, польскую панночку — Магда Мельцеш (Польша), доброго казака Мосия Шило — Михаил Боярский, казака Вертихвоста — Остап Ступка. Премьера фильма «Тарас Бульба» запланирована на весну 2008 г. Кстати, господин Бортко пообещал, что запорожские зрители увидят фильм первыми, даже если Украина не купит права на его прокат.

Журнал

Тарас Бульба

Фильм Владимира Бортко стал первой отечественной экранизацией знаменитой повести Николая Гоголя. На западе «Тараса Бульбу» экранизировали в Германии, Америке и Франции, а у нас над произведением как будто висел рок. Советские режиссёры несколько раз пытались начать работу, но продвинуться дальше сценарной заявки удалось только Александру Довженко. Съёмки его «Тараса Бульбы» были запланированы на лето 1941 года, но началась война. Позже фильм хотел снять Сергей Бондарчук — он написал сценарий и собирался сам сыграть главного героя, но в Министерстве культуры ему настоятельно рекомендовали найти другое произведение для экранизации…


«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Самой повести тоже в своё время досталось. После первой публикации в 1835 году её раскритиковала царская цензура, и следующие семь лет Гоголь переписывал произведение — выкидывал эпизоды, переставлял акценты и дописывал главы. В 1842 году вышла вторая редакция «Тараса Бульбы», которая перед публикацией была ещё дополнительно отредактирована в издательстве. На западе брали за основу первую версию, а Владимир Бортко экранизировал именно вторую.


«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Сценарий ощутимо отличался от произведения. Помимо того, что в фильме Тарас и сыновья стали гораздо старше, а безымянная панночка получила имя Эльжбета и целую сюжетную линию, режиссёр добавил второстепенных героев и зрелищных сцен. Причем, некоторые из них были довольно жестокими и натуралистичными, что вызвало много критики в адрес Бортко. При этом в фильм не вошли неполиткорректные по современным меркам высказывания, которых в первоисточнике было достаточно.


«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

В главной роли режиссёр видел только Богдана Ступку, с которым они были знакомы много лет. Актёр согласился с интересом — он вообще любил исторические фильмы, тем более, что ему предстояло сыграть такой сложный характер. Ступка считал своего героя казацким самураем, умным, образованным, но слишком фанатичным… В фильме актёр снялся вместе со своим сыном — Остап Ступка сыграл небольшую роль казака Вертыхвиста.


«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

На роль польской панночки взяли Магдалену Мельцаж — актрису, певицу и модель из Варшавы. Специально для «Тараса Бульбы» она записала песню «Разлучённые сердца», которая прозвучала в фильме. Вскоре после съёмок актриса закончила кинокарьеру и уехала в США.


«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Михаила Боярского режиссёр пригласил на роль француза, но актёр сказал, что француза играть не хочет, а вот казака — с удовольствием. Бортко отправил его в костюмерную, чтобы он сам подобрал себе образ, и уже по результатам утвердил на роль Мосия Шило. В книге это был второстепенный персонаж с парой фраз, но для фильма линию героя расширили. У Боярского большой опыт работы в трюковом кино, поэтому он работал без дублёров, и однажды это его подвело — на съёмках сцены, где Шило одной рукой вел сразу трёх лошадей, актёр сломал несколько пальцев…


«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Почти все съёмки проходили на территории Украины. Начали работу на острове Хортица, где находится историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Недалеко от комплекса достроили казацкие хаты, мастерам из посёлка Кушугум заказали постройку двух кораблей-чаек, а костюмы одолжили у польских постановщиков фильма «Огнём и мечом». Хату Тараса Бульбы снимали отдельно — для этого построили декорацию на московской киностудии.


«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Продолжились съёмки в Каменце-Подольском, в известном по советским приключенческим фильмам Хотинском замке, в Киеве, и в Крыму, где у съёмочной группы возник конфликт с представительством крымских татар. В бахчисарайском Ханском дворце планировали снять сцену воспоминаний Тараса Бульбы о турецком плене, но режиссёру заявили, что произведение Гоголя оскорбляет крымских татар и работать они не позволят. Меджлис поддержали приглашённые к спору муфтий Крыма и глава администрации района. Бортко ничего не оставалось, как свернуть аппаратуру и искать новое место.


«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Два актёра, занятых в съёмках, не увидели результат своей работы — роли в фильме «Тарасе Бульбе» стали для них последними… Борис Хмельницкий умер, не успев озвучить своего героя, и в фильме Бородатый говорит голосом Никиты Джигурды. Александр Дедюшко, игравший казака Степана Гуску, через две недели после съёмок погиб в автокатастрофе. В память об актёре съёмочная группа посадила дуб на территории комплекса «Запорожская Сечь» — именно там снималась сцена посвящения Гуски в казаки.


«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Вокруг «Тараса Бульбы» было много политических споров, но в прокате он прошёл очень успешно. Сразу после премьеры украинские режиссёры сняли собственный фильм «Дума про Тараса Бульбу», который незаметно прошёл в телеэфирах. С 2014 года «Тарас Бульба» Владимира Бортко запрещён к показу на территории Украины.

Тарас Бульба (фильм)

Содержание

Сюжет

Через некоторое время обнаруживается, что Эльжбета беременна от Андрия. Она рожает мальчика, погибая при родах. Воевода Мазовецкий заносит над новорождённым, явившимся причиной гибели его дочери, саблю, но так и не решается убить ребёнка.

В главной роли

В ролях

Текст от автора читает Сергей Безруков

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Владимир Бортко
  • Режиссёр: Владимир Бортко
  • Продюсеры: Антон Златопольский, Рубен Дишдишян
  • Исполнительный продюсер: Александр Потемкин
  • Оператор-постановщик: Дмитрий Масс
  • Художники-постановщики: Сергей Якутович, Владимир Светозаров, Марина Николаева
  • Композитор: Игорь Корнелюк
  • Постановка трюков: Ник Пауэлл.

Призы и награды

Несоответствие с книгой

Интересные факты

Реакция на Украине

Ряд украинских политиков и журналистов подвергли фильм «Тарас Бульба» критике политического характера.

Министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун [uk] заявил, что «в фильме режиссёра Владимира Бортко „Тарас Бульба“ российский империализм предстал в новом обличии через Гоголя», «фильм является заказным», при этом направленным «и против украинства, и против Польши» [5] .

Лидер Всеукраинского объединения «Свобода» Олег Тягнибок заявил, что фильм является московской пропагандой и продуктом информационной войны против Украины [14] .

В то же время писатель Олесь Бузина написал о фильме, что «официозная киевская пресса от газет и журналов до вскормленных грантами сайтов устроила „Тарасу Бульбе“ и Владимиру Бортко настоящую травлю» и «это не просто хорошее кино. Это ещё и кино о нас. О наших предках. О конфликтах, веками сжигающих Украину. О настоящих запорожцах, сражавшихся за Русь и православие, а не за ющенковский учебник истории, где они обструганы под натовское „миротворчество“ и идею „евроинтеграции“» [19] .

Реакция в Израиле

Тарас Бульба


«Тарас Бульба» (2009 год) – исторический художественный фильм режиссёра Владимира Бортко, экранизация одноимённой повести Н. В. Гоголя в редакции 1842 года. В фильме снимались: Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко, Михаил Боярский, Владимир Ильин, Борис Хмельницкий и другие актёры. Текст за автора читает Сергей Безруков. Общий бюджет картины составил 15 миллионов долларов. Премьера фильма «Тарас Бульба» состоялась 2 апреля 2009 года, на следующий день после двухсотого дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

Сюжет фильма «Тарас Бульба» основывается на одноимённой повести Н. В. Гоголя, но имеет ряд отличий от неё. Действие разворачивается в конце XVI века в тяжёлый период для истории казачества, когда запорожцы начали борьбу с Речью Посполитой, постоянно осаждающей юго-западные земли Руси. В центре повествования – семья уважаемого казака Тараса Бульбы (Богдан Ступка). Тарас с нетерпением ждёт возвращения сыновей Остапа (Владимир Вдовиченков) и Андрия (Игорь Петренко), которых он два года тому назад отправил на обучение в Киев. Встреча с сыновьями происходит радостно и бурно. Тут же завязывается шуточная драка между Тарасом и Остапом, которая показывает, что сын может стать достойным защитником своей земли и православной веры. Но Тарас и не подозревает, что его второй сын, Андрий, в Киеве встретил Эльжбету Мазовецкую (Магдалена Мельцаж), дочь польского воеводы, и влюбился в неё.

Отец с сыновьями отправляются в Запорожскую Сечь, а через некоторое время из хутора Тараса Бульбы приходит печальное известие – поляки напали на его дом, разграбили его и убили жену и работников. Войско запорожцев немедленно вступает в бой с поляками, осадив богатый город Дубно, где как раз и находится возлюбленная Андрия Эльжбета. Андрий пробирается в осаждённый город, встречается с Эльжбетой и переходит на сторону «ляхов». Внезапно польскому войску удаётся прорвать блокаду и напасть на казаков. Тарас замечает среди врагов Андрия, и, выманив его в лес, убивает выстрелом из пищали со словами: «Я тебя породил – я тебя и убью». Вскоре Тарас узнаёт, что его другой сын, Остап, был взят в плен поляками и отправлен в Варшаву на публичную казнь.

Тарас решает ехать в Варшаву, чтобы вызволить сына, но, добравшись туда, успевает лишь попасть на его казнь. Несмотря на страшные мучения, которым поляки подвергают Остапа, он ведёт себя мужественно и погибает с достоинством, успев лишь перед смертью позвать отца. Тарас Бульба, лишившийся всего, что было ему дорого, начинает жестоко мстить врагам, но польское войско окружает его вместе с группой уцелевших казаков. Тарас принимает бой, но враги берут его в плен и сжигают на костре. А в это время остальные казаки продолжают сражаться с захватчиками.

Съёмки фильма «Тарас Бульба» проходили в 2007–2008 годах в России, Украине и Польше. В батальных сценах принимало участие более 1 000 актёров массовки, около 100 каскадёров и 150 лошадей. Фильм «Тарас Бульба» – один из самых масштабных исторических проектов современного российского кинематографа. Однако содержание ленты подвергалось критике как с российской, так и с украинской стороны. В России фильм обвиняли в излишнем патриотизме, а в Украине некоторые посчитали картину направленной и против украинства, и против Польши. В 2008 году в Украине вышла собственная низкобюджетная картина «Тарас Бульба», демонстрировавшаяся на телевидении и позиционировавшаяся как более правильная интерпретация произведения Н. В. Гоголя.

Тарас Бульба (2009)

Тарас Бульба кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Тарас Бульба (2009): смотреть онлайн

информация о фильме

Владимир Бортко Владимир Бортко
Владимир Бортко Владимир Бортко
, Игорь Митюшин Димитрий Масс Игорь Корнелюк Сергей Якутович , Владимир Светозаров , Марина Николаева (II) Рубен Дишдишян Рубен Дишдишян
, Антон Златопольский , Сергей Шумаков , Александр Потёмкин Елена Цапко Богдан Ступка , Игорь Петренко Игорь Петренко
, Владимир Вдовиченков Владимир Вдовиченков
, Магдалена Мельцаж , Любомирас Лауцявичюс , Ада Роговцева , Сергей Дрейден Сергей Дрейден
, Михаил Боярский , Юрий Беляев , Лесь Сердюк , Владимир Ильин , Борис Хмельницкий , Александр Дедюшко , Пётр Зайченко Пётр Зайченко
, Иван Краско , Матлюба Алимова , Остап Ступка , Тадеуш Парадович , Кшиштоф Гоштыла , Олег Пащенко Олег Пащенко
, Даниэль Ольбрыхский , Василий Слюсаревский , Людмила Аржаникова , Фатма Асанова

По мотивам одноименной повести Николая Васильевича Гоголя.
Середина XVI века. Великое Польское королевство вступило в золотую пору расцвета своего могущества. Огнем и мечом польская шляхта покоряет украинскую землю, повсюду насаждая свои порядки. Земли захватывались вместе с людьми, вольных крестьян прикрепляли к земле. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто не желал ходить в польских холопах. Очень скоро Запорожье стало центром казацкой вольницы и головной болью великой империи. Вчерашние рабы, разбойники становились здесь хозяевами судьбы всего своего народа.

…Было у старого козака Бульбы два сына, гордость отца и запорожского козачества - младший Андрий и старший Остап. В боях под стенами Дубны не было их лучше. Но один предпочел выбрать себе другую судьбу - отречься от отца, брата и Родины ради прекрасной польской панночки. Другой остался добрым козаком, но был схвачен поляками и публично казнен. Не осталось больше сыновей у старого Тараса. Осталось только одно желание - отомстить.

Где снимали тарас бульба с богданом ступка

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Итак, на днях посмотрел «Тараса Бульбу». Ожидал худшего, однако…

Первый жирный «плюс» - это погружение в эпоху. Авторы очень старались даже в мелочах. Когда казаки ужинают при свете лампадок, зритель буквально переносится во времени, снято здорово. Те же лопаты, которыми закапывают негодяя, по пьяному делу убившего товарища – Федя Бондарчук, к примеру, не парился бы, а снял бы их с ближайшего пожарного щита. Тут же такой номер не прошёл, видимо, их специально изготовили для съёмок. В общем, костюмы, обстановка – всё очень впечатляет.

Второй «плюс» - несомненно, подбор актёров. Даже, скорее не подбор, а их игра. Богдан Ступка – именно тот образ, которого ждёт зритель. «Новые русские киногерои» - Игорь Петренко и Владимир Вдовиченков, играющие сыновей Тараса, выглядят настоящими казаками! Для сравнения – у Бондарчука герой Андрея Мерзликина как был отморозком из «Бумера», так он и в «Обитаемом острове» им же и остался. Покойный ныне Александр Дедюшко был ничем не приметным «сериальным» актёром – тут же он играет замечательно! Даже Михаил Боярский смотрится вполне органично без своей шляпы и «Зенитовского» шарфика.

Батальные сцены заслуживают отдельной похвалы – снято масштабно и динамично. Другой фильм, бывает, смотришь: переодетые солдаты-срочники, улыбаясь, вяло изображают потасовку. Тут же всё по-взрослому, жёстко.

Кто-то, несомненно, возведёт в «плюс» и «раскрытие темы сисек».


Теперь – ложка дёгтя.

Ну, я понимаю, что Безруков – это наше всё. Это наш Есенин, Пушкин, теперь вот и Гоголь. Но почему нельзя было пригласить рассказчика с менее узнаваемым голосом? И вообще, на мой взгляд, повествование должен вести немолодой умудрённый человек, наподобие Тараса Бульбы. Ну да это всё ИМХО.

Далее. Красной чертой подчёркнута еврейская тема. Уж не помню, как там в первоисточнике (давно читал, лет 20 назад), однако больно уж напоминает Голливуд, где в картине обязательно должен присутствовать темнокожий актёр, в противном случае – расизм и неполиткорректность. Они там доснимались до того, что у них Аладдин – негр. В общем, мне показалось, что автор заострил излишнее внимание на еврейском вопросе.

В книге рассказывается про казачество, нравы и обычаи Запорожской Сечи, а история любви польки и сына Тараса прилагается как составная часть. В фильме же – совсем иная структура: в основе сюжета история любви, а всё остальное – как приложение, так уж сценарист постарался. Но скажу сразу – неплохой фильм о любви получился.

Самый главный минус фильма, я считаю – это неумение автора пользоваться условностями. Жестяная жесть с засовыванием крюка между рёбер – это просто что-то. Можно было просто обозначить, что якобы засунули этот крюк, а уж потом показать общий план подвешенного человека. Но крупным планом подробно показывать, как оно всё протыкается и засовывается в тело… Ребята, это ж не «Лики смерти», а всего лишь художественный фильм! Его же дети смотреть будут! Да, вот тут автор несомненно увлёкся и переборщил.

Ну и форменное безобразие – песня на польском языке, сопровождающая финальные титры. Не спорю, Магдалена Мельцаж, играющая в фильме роль панночки, поёт хорошо, да и сама она очень даже ничего. Однако… После той жести, которую творили поляки в фильме над казаками, в конце включить песню на польском языке?! Типа «это было давно и неправда»? К примеру, в создании эпопеи «Освобождение» активное участие принимали наши немецкие товарищи из ГДР. Однако в титрах звучит наша патриотическая музыка, а не арийские марши! Да что там говорить, даже безобидная «Лили Марлен» была бы там абсолютно неуместна! Оправдание одно: «Тарас Бульба» – фильм не о войне, но о любви. В таком контексте ещё можно как-то объяснить звучащую на вражьем языке песню.

За кадром фильма «Тарас Бульба»: Почему Богдан Ступка считал эту картину самой страшной в своей актерской карьере

Экшн-драма «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко практически сразу же после своего выхода в 2009 году буквально разорвала аудиторию на два полярных лагеря, что само по себе свидетельствует о том, что эта работа талантливого мастера смогла действительно зацепить за живое. И не только зацепить каждого зрителя в отдельности, но и затронуть интересы нескольких соседних держав. Какие бы споры сегодня не велись об этом фильме, как бы одни - не ругали, а другие - не хвалили его, но все сходятся в одном - для своего фильма Бортко подобрал потрясающий актерский состав, который блестяще выполнил свою работу.

Напомним, что «Тарас Бульба» - художественный фильм, который экранизировали по одноименному бессмертному произведению Николая Гоголя, о сильных духом людях, любви и предательстве, преданности родной земле и казацком братстве. Этот фильм, снятый Владимиром Бортко в 2008 году - поистине эпическое полотно, где ярко проявились - боль, надрыв, вечный поиск, взлёты и падения народного духа.

Отдельно несколько слов хотелось бы сказать о режиссере Владимире Бортко, давно зарекомендовавшим себя отменным экранизатором классических художественных произведений. Многие знают его работы "Идиот", "Собачье сердце", а теперь вот и "Тарас Бульба", который обошелся в 16 миллионов долларов (и это довольно скромный бюджет). «Лучшее, что я снял!» - так сказал Бортко после выхода картины в свет.

Хотелось бы также напомнить читателю, что в мировом кинематографе эта повесть Гоголя экранизировалась девять раз студиями разных стран, но, безусловно, самой лучшей картиной была признана кинолента Владимира Владимировича.

Подробнее о несостоявшихся попытках экранизации бессмертного произведения Николая Гоголя советскими режиссерами, читайте: Почему в СССР не могли снять фильм про Тараса Бульбу и за что позже его прокат запретили в Украине.

Плюсы и минусы кинофильма «Тарас Бульба»

По мнению большинства критиков и взыскательных зрителей, фильм получился очень мощным. И единственное, чего ему не хватило, так это - хронометража. Почти все важные эпизоды картины немного не дотягивают до логической завершенности. Они резко обрываются как бы на "полуслове" и каждый последующий эпизод оставляет ощущение, что за кадром осталось нечто важное. Из-за недостатка времени многое получилось как-то сжато, скомкано и недосказано.

Касательно художественной составляющей, на взгляд большинства экспертов, фильм снят достаточно хорошо: достоверные исторические костюмы, превосходно подобранные актеры, их игра на высоком уровне, прекрасная операторская работа. Самый большой минус, о котором говорят все без исключения - это массовка. Батальные сцены второго плана лишены органики и очень вялы, сами сражения - нереалистичны. Одним словом - серый задний план, оттеняющий кровавое месиво не производит впечатления на зрителя на должном уровне. К слову сказать, в фильме принимали участие около 1000 участников массовых съёмок, более сотни каскадёров.

А вот само месиво из крови и грязи на первом плане шокирует и впечатляет даже бывалую публику. А ведь смерть - это действительно страшно. Это и грязь, и кровь, и страдания, и слезы - как и показал в своей картине Владимир Бортко. Убийство по своей сути и должно вызывать отвращение, и в этом режиссер в своей работе сполна достиг цели.

Часто можно встретить упрек в сторону картины - слишком много патриотизма и слишком много пафоса. Но как по-другому можно донести до зрителя состояние человека, который за веру, за родину, за своих побратимов шел не верную гибель или же подвергался страшным мукам и истязаниям. Да никак, только путем психоэмоциональной окраски самых высоких чувств.

Многие также считают, что фильм спасла исключительно отличная актерская работа. Только в этом его сила. И в этом есть огромная доля истины. Режиссеру действительно удалось собрать на съемочной площадке как российских, так и украинских знаменитостей. Михаил Боярский сыграл роль "доброго казака Мосия Шило", а знаменитого запорожца Тараса Бульбу - Богдан Ступка. Его жену играет Ада Роговцева. Их сыновей - Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко. И это далеко не весь перечень знаменитых артистов.

Несколько слов о сюжете

События фильма происходят в тяжелое для запорожских казаков время, борьбы с Речью Посполитой - с одной стороны и с крымскими татарами - с другой. В центре сюжета – судьба казака Бульбы и двух его сыновей - старшего Остапа - преданного мужественного воина и младшего Андрия, который предпочел отречься от отца, брата и Родины ради любви к прекрасной польской панночке.

Бульба был упрямым и лихим воином, героем своего времени. Это был один из тех характеров, которые могли появиться в тяжелый XV век в той части Европы, которую раздирала междоусобица русских князей, опустошала набегами татарская орда, пыталась подмять под себя Польская шляхта.

Именно в ту легендарную эпоху и возникло братство смелых и отчаянных, способных противостоять всем напастям. Именно тогда зародилось казачество, став примером мужества и отваги, преданности и братства.

Богдан Ступка: «Тарас Бульба» — это самый страшный фильм в моей актерской практике»

Один из самых ярких моментов киноленты, когда Тарас видит Андрия во главе польских гусар: отец ему не отец, и брат не брат. Трудно представить, что испытывает батька, видя такое предательство сына. Ярость? Недоумение? Жгучий стыд? Всю эту гамму эмоций зритель видит на лице актера Богдана Ступки.

Психологически окрашенный эпизод никого не оставляет равнодушным и затрагивает самые глубокие струны души. Разумеется, только благодаря блистательной игре величайшего актера современности, этот эпизод получился таким потрясающим.

По мнению всех зрителей и всех критиков - это лучшая роль Богдана Сильвестровича за всю творческую его карьеру. И теперь уже невозможно представить какого-нибудь другого актера в этой роли.

Сам же актер так рассказывал о работе над кинолентой: "Съемки были сложными. Лошади, грязь, болото, обрывы, буераки. Однажды меня лошадь сбросила, чего-то она испугалась, и я ей под задние ноги упал. Чуть она меня не затоптала. Если бы не каскадер Саша Филатов, который накрыл меня тут же, рискуя собой ".

"Семь месяцев снимаем, и все очень тяжело. Продолжительное время стояла 40-градусная жара, артисты в костюмах, в кольчугах, броне, с оружием. Надо бежать, сражаться. И так по многу раз. Даже молодым становилось плохо. Меня спасала смушковая шапка. Под ней голова хоть не грелась. Но самым страшным для меня были съемки сожжения Тараса. Компьютером рисовать языки пламени пока натурально не научились. Ветер подует в противоположную сторону — огонь в лицо. Когда сняли эту сцену — я перекрестился! Картина, конечно, страшная, все умирают. Но тогда это была великая честь — погибнуть в бою. "

Позже, Богдан Ступка давая интервью, признался, что для него невероятно тяжкий момент в фильме происходит тогда, когда Тарас убивает сына Андрия за измену.
«На месте Тараса Бульбы я пожалел бы своего сына. Это же сын, каким бы он ни был, даже преступником!»

Эта роль стала знаковой в карьере украинского актера и навсегда войдет в золотой фонд отечественного кино.

Казак Мосий Шило

Понятие "казак" и "Боярский" - как-то не сразу вкладывается в голове, так как для большинства из нас этот актер навсегда останется д'Артаньяном или Шевалье де Брильи. И на первый взгляд его образ казака выглядел действительно слегка комичным, но надо отдать должное Боярскому: он выложился на все 100!

Сам актер так рассказывал о том, как он попал на съемочную площадку «Тараса Бульбы» в качестве Мосия Шило: ". Начнем с того, что я сам напросился на эту роль. Меня никто на нее не пробовал, никто не одевал, художники со мной не работали. Все, что было, — это предложение от Владимира Бортко сыграть роль француза, который стреляет по запорожцам. Но я наотрез отказался". На уговоры Бортко Боярский заявил: «Я почту за честь сыграть казака».

После длительных переговоров, Боярский все же добился того, чтобы его попробовали на роль запорожского казака. Сдавшись, режиссер допустил актера к фотопробам. Но, обещанная вначале роль атамана Боярскому не досталась, и ему пришлось довольствоваться эпизодической ролью Мосия Шило: "Ну, Шило так Шило — роль, конечно, значительно меньше, но все равно было над чем работать. И тогда уже начались интересные поиски, работа с каскадерами, с оружием… Мне здорово пригодилось то, что я умею верхом скакать, шашкой махать. Работал я без дублеров, даже сломал себе пальцы на руке." Это произошло, когда Боярский, выполняя трюк, должен был вести одной рукой трех лошадей на полном скаку.

Дедюшко и Хмельницкий сыграли свою смерть

Роль Бориса Хмельницкого в «Тарасе Бульбе» стала последней в жизни актера. Он даже не успел озвучить своего героя, позже его озвучил Джигурда. А Хмельницкий, в кадре сказав последние слова своей роли: «Сдается мне, паны-братья, что хорошей смертью умираю», через две недели действительно скончался, так и не увидев своего героя на большом экране. Причиной его смерти стала онкология.

Героя Александра Дедюшко в кровавом бою убивают поляки, подняв на пиках и бросив на землю. А дальше начинался гоголевский текст: «И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам». Так случилось, что во время съемки на словах «и вылетела молодая душа» неожиданно появился журавль в небе, и начал ходить кругами над импровизированным побоищем. Оператор успел отснять этот удивительный кадр. Всем тогда это показалось мистикой. Но вскоре актера не стало, он со своей семьей разбился в автокатастрофе.

Магдалена Мельцаж

Роль панночки очень органично сыграла польская актриса и модель Магдалена Мельцаж. Взяли на роль полячку не потому, девушки у них красивее, а потому как менталитет ощущается сразу. А это важно. И, так как Гоголь не удосужился дать имя польской красавице, в фильме, согласно сценарию, ее нарекли - Эльжбетой и шире развили ее сюжетную линию.

Также обстояло дело и с актером Любомирасом Лауцявичюсом, сыгравшим роль польского воеводы.

Блистательно сыграли свои роли Сергей Дрейден в роли занимательного персонажа - еврея-Янкеля; Лесь Сердюк - в роли казака-характерника, правой руки Тараса - есаула Товкача .

Пейзажи, костюмы и декорации

Съемки фильма велись в Западной Украине - Каменец-Подольский, и Восточной - Киев, Запорожье, Аскания-Нова, в Крыму.

Несколько слов отдельно хотелось бы сказать об восхитительных пейзажах, на фоне которых была отснята Запорожская Сечь. Величие и необыкновенная красота острова Хортица, бескрайние украинские степи, хутора, крепости. Все такое настоящее, завораживающее и потрясающее воображение!

Костюмы актеров, декорации - это громадный труд художников-костюмеров и декораторов, сумевших создать яркую картинку эпохи, отраженной в повести.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы сказать, что фильм снят очень вовремя, когда, может быть, еще не поздно опомниться и вспомнить, что мы, белорусы, русские и украинцы - братья славяне. У нас общие корни и история, общие достояния мировой культуры и менталитет. По сути, нам нечего делить. Тема верности и предательства, поднятая в киноленте, очень актуальна и в наши дни. При том не только на межличностном уровне, но и на межгосударственном.

Поэтому интерпретация гоголевской повести о доблести и чести, о муках и страданиях, испепеляющих кострах и силе любви, заслуживает совершенно иного ракурса рассмотрения, нежели банальное выискивание киноляпов и копание в мелочах, чем так любят заниматься некоторые зрители.

Роль Тараса Бульбы в творчестве Богдана Ступки на сегодняшний день считается самой органичной и самой лучшей в карьере актера. О личной жизни и творческом пути гениального мастера перевоплощения читайте в обзоре: Почему отрицательные герои были любимым амплуа одного из самых талантливых актёров советского кино Богдана Ступки.

Владимир Бортко закончил снимать в Польше еще одну экранизацию русской классики -- фильм "Тараса Бульба". В главных ролях -- Богдан Ступка (Тарас Бульда), Игорь Петренко (Андрий), Владимир Вдовиченков (Остап) и Магда Мельцаж

Владимир Бортко, режиссер «Собачьего сердца» (1988) и «Идиота», закончил снимать в Польше еще одну экранизацию русской классики – фильм «Тарас Бульба» (2009).

Сюжет хрестоматийной повести Николая Васильевича Гоголя должны более менее помнить все, кто учился в школе: запорожское казачество собирается воевать с Речью Посполитой, а один из сыновей уважаемого казака Тараса Бульбы – Андрий – влюбляется в польскую принцессу и собирается бежать из Сечи.

Богдан Ступка в фильме

Сценарий к фильму, стараясь оставаться максимально близкими к оригинальному тексту, написали Бортко и Игорь Матюшин. Ставить трюки позвали американца Ника Пауэлла.

К слову, «Бульба» уже пережил несколько экранизаций. Ходили слухи, что снимать по Гоголю будет Депардье, но пока на французском фронте затишье. В 1962 году вышла американская экранизация ленты, в которой Бульбу играл знаменитый Юл Бриннер, а Андрия – Тони Кертис. Разумеется, вариант Бортко, ставшего мастером по экранизации русской классики, будет самым аутентичным и привлекательным для русского зрителя, к зарубежным экранизациям отечественной классики относящегося со вполне справедливым скепсисом.

Владимир Вдовиченков в фильме

Сам режиссер говорит, что снимать по Гоголю хотел еще до «Идиота», что с двухчасовой лентой хочет вернуться в большое кино после того, как в последнее время снимал в основном телефильмы, а самим фильмом напомнить об общем прошлом двух народов – российского и украинского.

Делает картину студия «Арк-фильм» по заказу «Централ Партнершип». Снимать «Бульбу» начали еще в феврале. Снимали в Санкт-Петербурге, в Каменец-Подольском, Киеве, Варшаве и на Хортице. Увидеть готовый фильм зрители смогут через год.

«Тарас Бульба»: от оригинала к экранизации

Авторы новых фильмов по классической литературе часто просят ремня. Сценарист и режиссер в силу жанра или по собственной прихоти добавляют, меняют, режут, часто подбирают не самых подходящих актеров. В итоге люди, знакомые с книгой, конечно же, остаются недовольными.

В этот раз, посмотрев кино, посчитал, что ремень пока пусть занимается главной своей задачей – штаны поддерживает. В стиле книги, на правах почитавшего да посмотревшего, скажу про фильм: добре, получилось у собачьего сына Владимира Бортко, добре!

Безусловно, расхождения с классическим текстом есть, причем зачастую серьезные. Тут не так – там по иному. Кое-что вполне объяснимо, но есть и то, что простить нельзя. К примеру, мать Остапа и Андрия, жену Тараса, в фильме зарубили поляки. Козаки (у Гоголя именно через «о» это слово пишется) не довезли ее до Бульбы, и мы увидели уже мертвенно бледный труп с запекшейся кровью. Гример, конечно, молодец, и тягостная сцена прощания сильна. Собравшиеся люди дают дорогу Тарасу, несущему жену, крестятся. Проблема только в том, что в книге этого вообще не было. Может, сценарист читал какое-то отличное издание, которое Гоголь припрятал?

В книге запорожские козаки идут войной на поляков по нескольким причинам. Жиды взяли в аренду христианские церкви и берут деньги за служение обедни, а также ставят свои значки на святой пасхе – без этого святить ее нельзя. Католические ксендзы запрягают в оглобли православных христиан. Военачальники на гетьманщине (по Гоголю) довели до того, что гетьман в медном быке зажарен в Варшаве, а полковничьи головы и руки развозят напоказ всему народу по ярмаркам.

Личного повода для мести у отца и братьев Бульбы нет. Они идут воевать за веру, чтобы не «попустить такие мучения на русской земле от проклятых недоверков».

Другое не понравившееся изменение – сцены внутри голодного осажденного козаками города, написанные Гоголем очень жестоко. В тексте есть, а фильме нет голодающего, набросившийся на Андрия за хлебом, но отшвырнутый. Младший Бульба кидает ему краюху из жалости, тот набрасывается как собака, но, съев, умирает в мучениях, ведь организм после голода не справляется с большим количеством пищи. Есть и еще более жестокая сцена, не вошедшая в фильм. Мертвая жидовка, полуживое дитя которой пытается сосать пустую грудь…

Авторы фильма все это не показывают. И зрителя берегут, и хотят частично снять вину с хладнокровных, расчетливых козаков, морящих осажденных голодом. У Гоголя казаки очень жестоки – они «крупною монетою оплачивают прежние долги». Жгут деревни и аббатства, бьют весь скот, обрезают женщинам груди, избивают младенцев, сдирают кожу с ног до колен у выпущенных на свободу. Ярких сцен этого в фильме нет. Разве что пожары и бегущие люди…

Вместе с тем в фильм вошли жесткие сцены пыток поляками пленных запорожцев и старшего сына Остапа, которые сам Гоголь живописать не стал: «не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса». Старшему сыну Тараса Остапу ломают кости конечностей, а потом крюк под ребра втыкают, поднимают на нем, ломают ребра. И только тогда он зовет отца: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?».

В тексте Гоголь говорит о том, что крик этот был при упадке сил в душевной немощи. В фильме висящий на крюке Остап кричит очень даже геройски, это не немощь, а предсмертный зов выдающегося воина к отцу.

Все эти изменения, скорее всего, должны сделать образ запорожцев патриотичным, ярким, непоколебимым, менее жестким и имеющим все права на месть. Видимо, тут нашу молодежь авторы сценария Владимир Бортко и Игорь Митюшин хотят воспитать как защитников отечества на хорошем примере. А какой хороший пример в издевательствах козаков над женщинами и детьми? Правильно, никакого. Вот так и решили кое-что убрать, а кое-что прибавить.

Думается, что для воспитания боевого духа у будущих призывников хватило бы с избытком и одних сцен гибели бравых козаков. Они ведь и в фильме, и у Гоголя дружно радуются геройской своей смерти в бою и в последние секунды славят Русскую землю. Даже когда на копьях поднимают славного запорожца Степана Гуску (в фильме это Александр Дедюшко в роли Кукубенко), он успевает крикнуть: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

Есть и другие отходы от текста, которые, правда, почти не смущают. К примеру, в фильме штурм города Дубно показывают долго, а крепость очень серьезная. В тексте же не везде даже стены были вокруг – кое-где дома вместо них, просто высокий вал и обычный частокол. Козаки быстро отступили, так как штурмы не любят – это не их занятие. В фильме же ради яркой батальной картины сцена получилась долгая и серьезная.

Но ведь сам Гоголь в своем произведении закрутил историю так, что не понять – какое точно время. Одни факты из одного века, другие - из другого. Автор крутит историю под себя, под свои идеи. То же делают и авторы фильма. Они делают текст Гоголя еще более патриотичным.

Думаю, нынешние украинские политики, узрев фильм, малость поскрежещут зубами. Все украинское, что они считают независимым и неприкосновенным, у Гоголя и, соответственно, в фильме проходит как русское. Русская земля, православная русская вера, русская сила, русские запорожские казаки. И никакой тебе хохляцкой хитрости – она может быть только у презираемых шинкарей-жидов, и никакой тебе домовитости и домоседства – это все для баб одних.

Я уже прочитал у братьев-славян стенания по поводу, что, дескать, не успел Ющенко снять украинскую версию «Тараса Бульбы», поэтому Медведев успел сделать русскую. Да ладно плакать-то! История уже все сказала. Была одна Киевская Русь, была вновь созданная из клочков одна большая страна Россия, а в ней была добровольно присоединившаяся область Украйна или Малороссия. Украйна была у края – вот и называли ее так, но земля-то была русская. И авторы фильма ничего не меняли – у Гоголя почти везде «Русская земля» фигурирует. Может, создадим в Приморском крае нацию приморяне, а в Мурманской области - мурморяне? Они, конечно, независимыми станут, оранжевую революцию устроят, в НАТО захотят…

И тогда и сейчас политикам на Украине была выгодна независимость. Кому же охота власть отдавать, денег и славы лишаться? Но простой народ – он один. И язык у нас близкий, в пограничных ныне областях сильно-сильно смешанный, и обычаи у нас одни и вера православная. Короче, по мне лучше просто жить дружно, не слушая политиков, не делясь на хохлов, москалей и мурморян. Все из русичей славных вышли – и точка.

По большому счету, у киноделов получилось многое. Степь широкая украинская словно поет. Атмосфера времен славной Запорожской Сичи, или, если угодно, Сечи, воссоздана блестяще. Хаты, дома, церкви и костелы, оружие и доспехи. Костюмы шили специально для фильма и получились они очень и очень достойными.

Мы видим жилистых и угрюмых козаков, ухоженных и холеных шляхтичей. Гусары польские красивы: крылья, доспехи – все как положено. Из «1612» их облачение взяли, скорее всего. Батальные сцены местами хороши, но, конечно, до лучших голливудских шедевров не дотягивают. Да и как, если бюджет у фильма в районе 20 миллионов долларов, а не далеко за 100, как у западных аналогов…

Зато какой жид в картине – пальчики оближешь! Нет, автор этот статьи не нацист, просто у Гоголя так написано – «жиды» и «шинкари». И играет актер Сергей Дрейден «жида-шинкаря» Янкеля по всем созданным писателем правилам. Худой, живой, очень хитрый, бойкая торговая натура. Он просто великолепен.

Еще краше выписан образ Тараса Бульбы. Как прожил свою роль актер Богдан Ступка! С первой драки с сыновьями зритель у него в плену. Станиславский бы замучился кричать «Верю!» Сейчас многие критики в восхищении, и это абсолютно справедливо.

Особенно прет, когда Бульба летит во весь опор на своем коне в атаку и кричит братьям козакам: «Айда! Айда! Айда!» Я в книге такого места не нашел. Обнаружено было только «гайда, хлопцы!» Видимо, это одно и то же.

Сыновья Бульбы Остап и Андрий - тоже без вопросов. Парни уже поигравшие и под свои роли подходящие. Остап (Владимир Водовиченков) - герой и лидер. Образом братана из «Бумеров» от него почти уже не пахнет. Андрий (Игорь Петренко) – бесшабашный да безоглядный и в бою, и в жизни, он - мечущийся и более сложный образ. Пышет такой сильной страстью к очень красивой полячке, что предает все ради ее одной – и отца, и Русскую землю, и товарищей. В конце повинуется неизбежному наказанию, когда Бульба ловит в лесу и убивает его выстрелом.

Вообще, лица запорожцев сделали великолепно. Хмурые, жестокие, дикие люди с непокорными чубами – это воины высшей пробы, живущие гулянками, грабежом и боями. Единственное – Михаил Боярский, как бы ни старались гримеры и он сам, все равно ассоциируется с мушкетером. Такова уж судьба – ничего не поделаешь. Хотя сыграл бравого запорожского воина-пьянчугу Мосия Шило наш усатый символ «Зенита» очень хорошо.

Полька Эльжбета Мазовецкая в исполнении Магдалены Мельцаж (вот уж имена - пальцы в узел), конечно, секси. А иначе бы и не влюбился Андрий. Она даже Янкеля впечатлила, который по идее должен в те времена думать только о деньгах и выживании.

Мать Остапа и Андрея в исполнении Ады Роговцевой, хоть недолго в кадре живая, но в глазах столько скорби и лишений. Вся тяжелая жизнь козачки в одном взгляде чувствуется…

Лучше, конечно, перед просмотром фильма текст прочитать. Авторское слово в картине за кадром звучит, но далеко-далеко не все, а лишь редкие отрывки. Голос, кстати, обработали – он имеет мистические оттенки, словно сам Гоголь читает с того света. Если не знаешь, что фрагменты авторского текста озвучивает Сергей Безруков, то можно до финальных титров не понять, кому это дело доверили.

А поворотись-ка ты, Тарас…

Если учесть, что этот год назван ЮНЕСКО годом Николая Гоголя и именно 1 апреля празднуют 200-летие со дня рождения великого писателя, а 2 апреля фильм выходит в прокат, то значимость его трудно отрицать. И все же, что это будет за работа? Мы поговорили об этом с режиссером Владимиром Бортко и исполнителем главной роли Богданом Ступкой.

Владимир Бортко: "Поступок Тараса Бульбы однозначно правильный"

Российская газета: Владимир Владимирович, фильм снимался три года. Обычно сейчас экранизации делают за более короткое время.

Владимир Бортко: Я считаю, что работа над фильмом длилась недолго. И она шла без перерывов от начала и до конца.К тому же следует учесть, что фильм снимался в Санкт- Петербурге, Каменец-Подольском, Хотине, Аскании Нова, в Крыму, Киеве, Запорожье, Вроцлаве. Восемь мест набралось?

Бортко: При этом в съемках в некоторых сценах принимали участие примерно тысяча человек массовки, 150 лошадей и 100 каскадеров. Можно себе представить, какая это была, мягко говоря, непростая история. И снимался фильм 9 месяцев - это то время, пока съемки шли непрерывно. Соответствующим образом шла работа и до, и после этого. Писался сценарий, шел подготовительный период. Не забывайте, что действие происходило в XVI веке. И если из XVIII века можно что-то взять, то из ХVI-го - ничего. Все делать надо. Строились декорации. Было специально пошито более двух тысяч костюмов. Так что, три года - довольно недолгий период для такой картины. Это нормально

РГ: Что касается других ваших экранизаций, вы обычно над ними работали дольше?

Бортко: Это были телевизионные работы - несколько другое. То есть они тоже были достаточно длинны, но на работу меньше уходило времени - по два года.

РГ: "Тарас Бульба", после того как пройдет по кинотеатрам, будет показан на телевидении?

Бортко: Я об этом ничего не знаю. Это широкоформатный фильм, который делался специально для демонстрации в кинозалах. Его, наверное, можно будет показать по телевизору потом, но как показывают кинофильмы.

РГ: Просто многие сейчас параллельно снимают телеверсии картин.

Бортко: Здесь ничего такого не было.

РГ: Ходили слухи, что Тараса Бульбу будет играть Жерар Депардье. Но у вас исполнитель главной роли - Богдан Ступка.

Бортко: Что касается Депардье - то эта безумная идея принадлежит киностудии Довженко, где уже лет двадцать собираются снять "Тараса Бульбу" и самому президенту Украины господину Ющенко. Он лично предлагал эту роль актеру. И для Депардье и для Украины, как мне кажется благо, что подобная затея не осуществилась. И не потому, что Депардье - плохой актер. Актер он замечательный, но в данной роли предпочтительнее видеть представителя славянского племени. Толку будет больше и тратить сил режиссеру на объяснения нюансов поведения главного героя и особенности менталитета местного населения нужно значительно меньше. Тем более, что совсем рядом находится такой талантливый актер как Богдан Сильвестрович Ступка.

РГ: В вашем фильме играли еще и Борис Хмельницкий и Александр Дедюшко…

Бортко: Последние слова Бориса Хмельницкого в его киножизни были таковы: "Сдается мне, что хорошей смертью умираю. Пусть вечно святится православная Русская земля". Мы сняли это, и буквально через месяц он умер. У Александра Дедюшко примерно та же самая история. Ну а теперь зачем и почему. И про Хмельницкого, и про Дедюшко, и про Краско, и про Боярского, и про Остапа Ступку - сына Богдана Ступки у Гоголя было написано: "Козаки были довольны" или "Козаки были недовольны". "Козаки пошли". "Козаки остались". А кто такие эти козаки? Их надо было делать. Я пригласил очень известных уважаемых популярных актеров, которые согласились взяться за такую работу. Они просто играли козаков. У каждого было свое имя. Миша Боярский играл козака Мосия Шило. А Хмельницкий покойный играл Бородатого. И так далее. Но, тем не менее, они играли то, что делал народ - Запорожская Сечь. Поэтому это для меня чрезвычайно важные роли. И все актеры понимали, что роли важные. С удовольствием шли на это, и я им благодарен. Как ушедшим от нас, так и оставшимся, Слава Богу, в живых.

РГ: Вы экранизируете классиков, таких авторов, как Гоголь, Достоевский, Булгаков. Они все три - непростые, мистические.

Бортко: Какая, к черту, мистика, где вы ее увидели?

РГ: Я даже не столько хочу спросить про мистику, сколько про то, насколько сложно работать с каждым из классиков.

Бортко: Во-первых, каждый из них - это свой мир, который не то, что непохож, но никаким образом не корреспондируется с другим. Подходить к каждому из них с одной меркой - совершенно невозможно. Они совершенно разные. Но что их объединяет…Вы говорите "мистика". Не столько мистика, сколько поэзия.

Важна передача высочайшего класса литературы на очень конкретный язык кино. Я только что привел вам пример, когда "Казаки пошли". Это - литература. А это нужно уместить в конкретность изображения. Точно так же, как в "Мастере и Маргарите" написано: "Потом в окошко ко мне постучали". А кто постучал-то? Как мне потом говорят, мол, откуда взяли НКВД? А кто же пришел его арестовывать? Этот "кто-то" в кино должен быть конкретным человеком.

РГ: И вот вам не страшно браться за такие произведения. Это же огромная ответственность. Каждый ваш фильм будут через лупу смотреть, судить, рядить…

Бортко: Вот в этом, собственно, и состоит сложность моей работы. Что значит страшно? Почти все значимое американское кино - это экранизации. Например, "Крестный отец" или "Унесенные ветром". Это что?

РГ: Опять же, экранизировать можно разные произведения.

Бортко: Можно так, а можно эдак. Но у меня были заказы именно такого рода. Это не значит, что я не хотел бы снимать по оригинальным сценариям. Но сейчас мне предложили делать Гоголя. И я с радостью согласился, потому что повесть мне очень нравится. Слава Богу, есть люди, которые находят деньги, чтобы это снимать. Я очень благодарен каналу "Россия" и студии ЦПШ, в частности. Потому что все три последние мои работы, значимые для меня, я делал с их

РГ: Провокационный вопрос: мне, как зрителю, больше всего нравится, как вы сделали "Собачье сердце", на втором месте - "Идиот" и лишь потом "Мастер и Маргарита". "Тарас Бульба" еще впереди. А у вас есть для себя какая-то градация? В смысле - это мне удалось больше, а это - меньше.

Бортко: Трудно сказать какого сына папа любит больше. Но, если не брать "Тараса Бульбу", который по технической сложности превышает все предыдущие работы, то, мне кажется, что пока на сегодняшний день лучшим является "Идиот". Но чрезвычайно любимая мною работа "Мастер и Маргарита". И я совсем не отрекаюсь от "Собачьего сердца", которое просто проще по конструкции. По идее. Этот фильм проще, чем все остальное. И это самая популярная моя работа. Кстати, может быть в силу того, простите, что она попроще будет.

РГ: Владимир Владимирович, вы - режиссер, и вы же автор сценария "Тараса Бульбы"? Будет ли в фильме что-то, чего нет в этой повести у Гоголя? Возможно, вы использовали какие-то другие его произведения?

Бортко: Нет. Это только "Тарас Бульба". Там будут вещи, которых нет у Гоголя, но их совсем немного. В частности, три. А так фильм, по-моему, осуществлен очень точно в русле повести Николая Васильевича.

РГ: Будет ли в фильме какая-то особо сильная сцена, кроме той, когда Тарас убивает сына (именно ее сейчас показывают в ролике по телевизору), ради которой стоит идти в кинотеатр?

Бортко: От момента, как заканчиваются начальные титры и до того, как начинаются конечные титры - идти и смотреть стоит.

РГ: Мне интересна ваша оценка поступка "Тараса Бульбы". Столько времени прошло - с 16 века. А до сих пор он воспринимается неоднозначно.

Бортко: Почему неоднозначно?

РГ: Потому что не каждый отец решится убить своего сына. За любовь, за предательство.

Бортко: Есть вещи, когда толерантность неуместна. Пример: в подъезде кого-то убивают. При доведенной до идиотизма толерантности - можно пройти мимо. Не просто же так, наверное, убивают. Деньги нужны позарез. Или женского тела захотелось. Преступника тоже можно понять, верно? Так вот, есть случаи, когда не бывает толерантности. Мы как-то забываем об этом. И для Тараса Бульбы - натуры цельной, собственно, выразителя души народа - пережить предательство сына невозможно. Иначе не стоило бы и повесть писать Николаю Васильевичу. Так что его поступок однозначно правильный.

РГ: В сегодняшние дни, когда понятие патриотизма девальвировалось…

Бортко: Как? Как? Как? У вас, может, и девальвировалось, а у меня - нет. Так и напишите.

РГ: Так и напишу. Но я не говорю, что у меня девальвировалось, просто у меня есть ощущение, что очень многие люди в наше время к понятию патриотизм относятся несерьезно.

Бортко: Я не отношусь к их числу. И мне хотелось бы, чтобы молодое поколение тоже не относилось.

Богдан Ступка: "Я бы не смог убить сына"

Российская газета: Перед началом съемок вы говорили, что не знаете, сумете ли оправдать Бульбу за сыноубийство.

Богдан Ступка: Могу сказать одно: я такого не смог бы сделать.

РГ: Какой Тарас Бульба получился у вас с Бортко? Мудрец и хитрец, как у Гоголя?

Ступка: Тарас Бульба - это самурай. Умереть в бою - это самая высокая честь для него.

РГ: На какой эффект от просмотра картины вы рассчитываете, что должно запасть в душу зрителя?

Ступка: Наверное, патриотизм, которого не хватает ни вам, россиянам, ни нам в Украине. Хотя я не увлекаюсь таким патриотизмом. Есть другие моменты в жизни, есть люди, которые занимаются другой деятельностью, нежели Тарас Бульба. Он занимается войной. А я - театром.

РГ: То есть, позиция, что есть на свете вещи важнее семьи и собственной жизни и это - Родина и честь, как у гоголевского Тараса Бульбы, - это крайний патриотизм?

Ступка: Может быть и так. Судьба Тараса Бульбы - это трагедия. Знаете, нас плохо учили в школе. Что мы помним из "Тараса Бульбы"? "Я тебя породил, я тебя и убью". Это я помнил из книги. До конца произведение в школе никто не читал.

РГ: Но перед съемками вы перечитали "Тараса Бульбу"?

Ступка: Читал. Я думал, как сыграть. С Бортко у нас получился хороший тандем, потому что режиссер, естественно, знает больше и про фильм, и про твою роль в этом фильме.

РГ: Богдан Сильвестрович, у Гоголя ведь как получается: есть патриот Тарас Бульба, для которого Родина превыше всего, а есть "диссидент" Андрий, для которого Отчизна там, где для души милее всего. Мне кажется, что зрителю будет понятнее позиция Андрия.

Ступка: Да, но говорить: "Отец мне - не отец" ведь тоже ужасно? Понятно, что парень влюбился, но как это, - отрекаться от отца? Может быть, если бы он остался жив, то потом вернулся к отцу, как блудный сын. Хотя не исключаю, что позиция Андрия может быть привлекательной. Ему ведь понравилась не только польская барышня, но и европейская культура. Это больше, чем любовная история.

РГ: ЮНЕСКО объявила 2009 год годом Гоголя. Как на ваш взгляд, Европа оценила Гоголя?

Ступка: Об этом сложно судить. Ежи Хоффман занимался "Тарасом Бульбой", значит, он читал Гоголя, значит, у него есть к этому автору интерес. Кшиштоф Занусси тоже читает Гоголя. Но это высшие слои интеллектуального общества. С другой стороны, у кого бы я ни спрашивал у нас, знают ли они "Тараса Бульбу", ответ один - не знают. У людей в Украине есть только школьное понятие об этом произведении. Читали ли они Гоголя? Только в школе. Этого недостаточно для глубокого понимания автора.

РГ: А у вас какое любимое произведение у Гоголя?

Ступка: "Записки сумасшедшего". "Дайте мне тройку быстрых как вихрь коней. Звени мой колокольчик. Садись мой ямщик. Взвейтесь кони и несите с этого мира меня все далее, далее, чтобы не было видно ни-че-го". Еще - "Старосветские помещики". Мне вообще повезло, я и "Записки…" сыграл на сцене, и "…Помещиков" с Лией Ахеджаковой. "Старосветская любовь", так спектакль назывался. Сейчас готовим "Женитьбу", премьера 4 апреля.

РГ: Если вернуться к фильму, наверное, вам сложнее всего дались сцены казни Тараса?

Ступка: Физически были сложные съемки. Много приходилось сниматься верхом на лошади. Жара за тридцать. Кольчуга, сабля, пернач (короткая булава с зубцами - Прим. Ред.). Сложно было. Кто был с непокрытой головой, тому иногда даже плохо случалось. А меня от солнцепека спасала каракулевая шапка.

РГ: С "сыновьями" своими - Владимиром Вдовиченковым и Игорем Петренко - быстро нашли общий язык?

Ступка: Игоря Петренко я "усыновил" еще в "Водителе для Веры". Первое, что я сделал, когда мы встретились на съемочной площадке "Тараса Бульбы", пригласил их на ужин, чтобы папа немножко пообщался со своими сыновьями. Они отличные артисты.

Мой друг снимался в картине - Боря Хмельницкий. Царство ему небесное. Последние дни съемок мы провели с ним почти неразлучно. Он уже болел, от него не отходила дочка Дарья. Как она его опекала! Я восторгался таким отношением. Когда закончились съемки, мы с Борей созванивались. Вместе ужинали. Вспоминали. Он со Львова, и я - со Львова. Я вспоминал его замечательную песню в любимовском спектакле "Добрый человек из Сезуана": "Шагают бараны в ряд, бьют барабаны, кожу для них дают сами бараны". Боря очень удивлялся, что я помню эту песню. Он говорил, что все нормально, только уже тяжело ему на лошадь сесть. И Даша все время за отцом ухаживала. Поэтому вся эта "политика патриотизма" - коту под хвост. Весь этот пафос патриотический растворяется, когда видишь такие человеческие отношения отца и дочери.

РГ: Каким тогда должен быть патриотизм?

Ступка: Ежи Хоффман снял фильм "Огнем и мечом". Я играл там Богдана Хмельницкого. Саша Домогаров - атамана Богуна. Как принимали этот фильм в Польше! Дети, среднее поколение и старшее поколение стали единым целым. Весь зал скандировал имя Саши Домогарова. Он практически стал национальным кумиром. И так - по всей Польше.

Мы тогда с Сашей рассуждали, а возможно ли подобное у нас? Может ли появиться такой фильм для нашего народа. Это было десять лет назад. Мы сомневались, что такое единение возможно в России или в Украине.

РГ: Как думаете сейчас?

Ступка: Посмотрим, какую реакцию вызовет "Тарас Бульба".

Пять самых известных экранизаций Владимира Бортко

- "Афганский излом" [1991]

-"Бандитский Петербург" [2000]

- "Мастер и Маргарита" [2005]

Экранизации "Тараса Бульбы":

- 1936 год. Режиссер Алексей Грановский. Снимал в Германии.

- 1962 год. "Taras Bulba" Режиссер Джей Ли Томпсон. США - Югославия. В ролях: Юл Бриннер (Тарас), Тони Кертис (Андрий), а также - Сэм Уонамейкер, Брэд Декстер и другие

Магдалена Мельцаж - исполнительница роли Панночки

Родилась в Варшаве 3 марта 1978 года. Дебютировала в кино ещё девочкой, снималась в Европе с Венсаном Пересом, Пенелопой Крус и Даниэлем Отоем. Живет в Нью-Йорке. К моменту выхода картины "Тарас Бульба" на экраны у нее должен родиться ребенок.

Читайте также: