Где собирают феррари и ламборджини

Обновлено: 05.07.2024

Ламборджини

Automobili Lamborghini S.p.A (кратко: Lamborghini — русск. Ламборгини ) — итальянская компания, производитель дорогих спортивных автомобилей и газового оборудования; находится в деревушке Sant’Agata Bolognese , около Болоньи. Компания основана в 1962 году Ферруччо Ламборгини (Ferruccio Lamborghini) (1916—1993) как дочерняя фирма его тракторной фабрики Lamborghini Trattori S.p.A.

Сам Ламборгини владел своей компанией ещё 9 лет. Сейчас компанией владеет Audi AG.

Содержание

История

В начале 1960 производитель тракторов Ферруччо Ламборгини начал проявлять интерес к разработке скоростных автомобилей. У него уже были автомобили производства Osca,

Ферручио решил, что его автомобиль будет иметь двигатель V12, и привлёк к своему проекту талантливого инженера Джотто Бидзарини (Giotto Bizzarrini), который до этого разрабатывал Ferrari V12.

Прототип автомобиля, известный как Lamborghini 350GTV, был представлен общественности на автошоу в Турине в 1963 году. Продажи серийной версии этого прототипа (Lamborghini 350GT) были весьма успешными. Рождённый под знаком тельца, Ферруччо Ламборгини украсил логотип изображением быка.

За успехом модели 350GT, последовала не менее успешная модель Lamborghini 400GT, принёсшая достаточно средств для разработки первого суперкара, легендарного Lamborghini Miura. Этот прототип автомобиля был продемонстрирован самим Ферручио в ноябре 1965 года на АвтоШоу в Турине, а уже в марте 1966 на автошоу в Женеве была представлена рабочая версия. Miura имела большой успех — только за 1967 год было продано 111 автомобилей — и компания получила известность по всему миру.

В 1971 году Ламборгини снова удивил мир прототипом новой революционной модели Lamborghini Countach. Хотя сам автомобиль начал производиться только тремя годами позже (в 1974), до этого времени он оставался в центре внимания на любом автошоу. Прототип имел новомодные тогда вертикально открывающиеся двери, задние воздухозаборники и мощный 4-литровый двигатель.


Однако в 1972 году у компании случился серьёзный кризис — был прерван контракт на поставку крупной партии тракторов в Южную Америку. Недостаток средств вынудил Ферруччо продать часть своей доли тракторного производства, которая была куплена компанией

В течение семидесятых годов успешные продажи Lamborghini Countach поддерживали компанию на плаву. Вскоре автомобильное производство стало самодостаточным и прибыльным, но, тем не менее, Ламборгини продал свою долю компании швейцарским инвесторам — Жоржу-Анри Росетти (Georges-Henri Rossetti) и Рене Леймеру (René Leimer). Феруччо Ламборгини умер в 1993 году в возрасте 76 лет.

В результате нефтяного кризиса 1970-х годов продажи спортивных автомобилей резко упали. Компания Ламборгини, в числе других, столкнулась с финансовыми проблемами, поставки запасных частей были сорваны, заказы на автомобили были распроданы на 2 года вперёд и покупатели были весьма недовольны таким сроком ожидания. Как результат, в 1978 году компания объявила себя банкротом. Итальянский суд был вынужден продать компанию. Она была куплена братьями Мимрам из Швейцарии.

Покупка компании корпорацией Chrysler стала очередным сюрпризом. В это время велась работа над последователем Countach — Lamborghini Diablo. Значительные технические и финансовые ресурсы были вовлечены в модернизацию компании и выпускаемых автомобилей, и конечный результат стал очередным успехом для компании — модель Diablo очень быстро вывела компанию снова на мировой уровень.

В 1994 году корпорация Chrysler, из-за финансовых трудностей, была вынуждена продать компанию Ламборгини инвестиционной группе из Индонезии M’tec (Megatech) под руководством Томми Сухарто (Tommy Suharto). По той же самой причине (финансовые проблемы) компания в 1998 году снова поменяла владельца, на этот раз новым владельцем стала компания .

Новый владелец снова оказал большое влияние на дизайн выпускавшихся суперкаров, сегодняшних Lamborghini Murciélago. Большие технические возможности Audi помогли создать один из самых изысканных спортивных автомобилей Ламборгини.

Автомобили Ламборгини являются одними из самых мощных, дорогих и эксклюзивных автомобилей серийной сборки. Помимо этого, различные модели имеют свои уникальные технические новшества, например: кузов из углеволокна, высокотехнологичные двигатели V10. Оригинальный стиль автомобилей разрабатывался Франко Скальоне (Franco Scaglione), Touring, Zagato, Марио Марацци (Mario Marazzi), Bertone, ItalDesign и Марчелло Гандини (Marcello Gandini) — известными по всему миру.

Деятельность

В 2007 году компания произвела 2563 автомобиля. Крупнейшим рынком сбыта для компании является Северная Америка (984 автомобиля) и Европа (814 автомобилей). В России в 2007 году было продано 18 автомобилей марки.

Как Ферруччо Ламборгини обиделся на Энцо Феррари и построил самый практичный спорткар ХХ века

Ферруччо Ламборгини был поистине культовой личностью. За 76-летнюю жизнь он успел построить успешную компанию по производству тракторов, наладить выпуск промышленной охладительной техники, несколько раз упрекнуть Энцо Феррари за недостатки Ferrari, создать свою фирму по выпуску спорткаров, полностью уйти из автомобильного бизнеса и получить несколько крупных наград будучи виноделом. Итальянский Илон Маск своего времени. Практически все достижения Ферруччо связаны с вызовами судьбы и врожденным перфекционизмом. Пострадавшая от войны Италия не в состоянии закупать импортную технику для поднятия сельского хозяйства? Не вопрос, сделаем свой трактор! Энцо Феррари считает, что создатель трактора не имеет права критиковать спорткары? Окей, построим свой спорткар! Легендарная модель Lamborghini Espada тоже появилась на свет благодаря смелым (можно даже сказать, сумасшедшим) идеям Ферруччо. Случилось это ровно полвека назад.

Повзрослевший ребенок


Спорткары Lamborghini Ферруччо начал собирать после того, как его подколол Энцо Феррари, публично заявив, что человек, собирающий трактора, не уполномочен критиковать легендарные Ferrari. Ламборгини обиделся на это высказывание. Да, он неоднократно критиковал Ferrari, но лишь для того, чтобы модели получили улучшения. В частности, ему не нравилось, что у спорткаров, созданных Энцо, ненадежное сцепление и слишком тесные салоны. Ферруччо мечтал о спортивном автомобиле с полноценным 4-местным салоном и большим багажником. Феррари заявил, что не собирается делать такую машину. Пришлось делать ее самому.

Идея создать полноценный 4-местный спорткар

К 1968 году у Ферруччо был 5-летний опыт строительства спорткаров. Причем компания Lamborghini, в отличие от конкурентов, никогда не была нацелена на профессиональные гонки. Это были машины для обычных дорог и состоятельных людей. Понятно, что массовых моделей у Lamborghini на тот момент не было, но и производителем исключительно выставочных прототипов компанию нельзя было назвать даже на заре ее истории.


Espada — не первая 4-местная Lamborghini. В середине 1960-х Ферруччо показал миру 400 GT 2+2. Как можно догадаться из названия, это увеличенная версия спорткара 400 GT. Инженеры растянули кузов, изменили линию крыши и получили пространство для двух дополнительных мест. К слову, стандартный 400 GT (как и 350 GT) имел сзади одно место либо (по заказу) полку для багажа. Модель 400 GT 2+2 хоть и считалась по документам 4-местным автомобилем, однако была очень тесной, как, впрочем, и 4-местные Ferrari того времени. Если на передних креслах находились люди ростом выше 170 сантиметров, сзади не оставалось места для ног. В общем, Ламборгини был недоволен проектом «лонгового» 400 GT и продолжал работать над созданием спорткара, который будет с приемлемым комфортом перевозить четырех людей и их багаж.


В команде Ферруччо трудилось несколько талантливых инженеров, некоторые были переманены из компании Энцо Феррари. Над первыми серийными Lamborghini работал итальянский конструктор Джотто Биззарини, ранее настраивавший двигатели Ferrari (Джотто жив до сих пор — ему 92 года). В новой компании он работал над 3,5-литровым V12 с четырьмя верхними распредвалами. Мотор развивал 270—280 л. с. и разгонял 350 GT до сотни быстрее, чем за 7 секунд. И это в 1964 году! За настройку подвески в Lamborghini тогда отвечал Джан Даллара. Строительство кузовов Ламборгини доверял опытной команде Carrozzeria Touring.


Марчелло Гандини

Еще до того как начать строить свой спорткар, Ферруччо Ламборгини познакомился со студентом школы автомобильного дизайна Марчелло Гандини. И тот и другой любили дорогие автомобили, но Ферруччо предпочитал критиковать «неидеальные» машины (таковыми, по мнению бизнесмена, были все автомобили на рынке), а Гандини, увидев однажды на улице футуристический Cord 810, мечтал рисовать престижные модели.



Самый уродливый автомобиль года

Давайте оставим предсерийные концепты и сразу перейдем к сути. Рыночный вариант Lamborghini Espada показали в Лондоне на небольшой выставке в 1968 году. В этом же году широкая публика увидела машину в Женеве. Новинка не была обделена вниманием. Многие журналисты назвали модель «самым уродливым автомобилем года». Дело в том, что на тот момент Espada не воспринималась как Lamborghini. Тогда новоиспеченный итальянский бренд ассоциировался со стильным спорткаром Miura, имевшим среднее расположение двигателя, и уже упомянутой выше моделью 400 GT 2+2, которая хоть и была тесной и неудобной, но выглядела традиционно и не отпугивала детей.


Автомобиль имел достаточно большую габаритную длину — 4738 мм, а высота едва превышала 1200 мм. Ширина серийного спорткара приближалась к двум метрам. Такие пропорции сыграли злую шутку — со многих ракурсов 4-местная «Ламба» смотрелась приплюснутой и диспропорциональной.


Линия крыши, словно заимствованная у Jaguar Pirana, сохраняла жизненно необходимое пространство для задних пассажиров. Кресла на галерке были сделаны по принципу самолетных — c подлокотниками, удобными подголовниками и двухточечными ремнями безопасности. Наличие полноценного ряда сидений сзади не помешало выкроить в машине пространство для вместительного багажника. Это был настоящий семейный спорткар для больших путешествий. Концентрат сегмента Gran Turismo 1960-х!

Большие автомобили, большая фабрика: как меняется Lamborghini

Большие автомобили, большая фабрика: как меняется Lamborghini

Роза, лайм, фуксия, бирюза, сверкающий апельсин, бронза, все в матовой и глянцевой отделке: это место всегда было таким поразительно ярким? Я говорю о фабрике Lamborghini в Сант-Агате, с конвейера которой сейчас сходят три основные модели.

Это место никогда не было таким оживленным, как сейчас. В этом году Lamborghini построит 8000 автомобилей, из которых Urus должен составить более половины. На территории завода находится собственный лакировочный цех и новый сборочный цех, построенный в современном стиле, по другую сторону горячих и маслянистых мастерских «Squadra Corse» по автоспорту. Здесь процесс более автоматизирован, чем для собранных вручную суперкаров. Визуально-чудовищный двигатель Twin-Turbo V8 внедорожника Urus от Porsche скользит от станции к станции (время такта 35 минут по сравнению с 75 минутами для Aventador) на автономных буровых установках, которые поднимаются гидравлически, когда наступает момент объединения кузова и шасси.

Чтобы удовлетворить спрос, производство работает непрерывно 12 часов в день, хотя тихая, сфокусированная атмосфера в здании скажет вам больше, чем цифры. Еще одна деталь, которая выделяется, - это демографический состав рабочей силы, который в случае с Urus является очень молодым. Мне сказали, что Lamborghini набирает стажеров из колледжей в регионе, и почти все продолжают работать на полную занятость, которая, по-видимому, требует значительных умений.

Фабрике Lamborghini
Фабрике Lamborghini

Конечно, нетрудно представить, что эти молодые люди захотят однажды поработать над историческими линейками, которые подарила нам Miura. Эти увлекательные 200-метровые подиумы пристроены к главному зданию. Здесь они медленно готовят около 13-ти Huracán и только четыре или пять Aventador ежедневно. Как и в цехе сборки Urus, здесь много естественного света, но потолки ниже, темп медленнее, а атмосфера немного более интимная. В конце концов, они создают одни из самых ярких игрушек, которые только можно себе представить, для самых требовательных людей.

Разработанный совместно с Audi, V10 для Huracán прибывает в Италию, родившись в Дьере, Венгрия, но 430-килограммовый 6-литровый V12 для Aventador поставляется прямиком из Сант-Агаты. Огромные блоки сидят на стойках, а в руках в перчатках татуированных работников блестят сверкающие поршни. А теперь представьте, как вы опускаете 659 л.с. в грудь Aventador SVJ, чья оболочка из углеродного волокна прибыла к вам из другого цеха, где ее дизайн создавала компания под названием Imperiale.

Lamborghini в Сант-Агате
Lamborghini в Сант-Агате

Далее экскурсия приводит нас к Марио Фасанетто. Мы встречаемся с главным испытателем Lamborghini, преемником Валентино Бальбони, по дороге из столовой после обеда. Чистая случайность, но показательная. Не только потому, что человек, похожий на Фасанетто, слоняющийся в столовой, свидетельствует о том, что культура компании поддерживает ее реальность, но и из-за того, что он представляет, какой должна быть компания Lamborghini.

Главный испытатель Lamborghini
Главный испытатель Lamborghini

Фасанетто присоединился к Lamborghini в 1985 году, во времена Countach Quattrovalvole и 3,5-литрового Jalpa. Он говорит, что у компании было всего 250 человек на зарплате, когда он начал производство двигателей. Это было до повышения на испытательный стенд, а затем на послепродажное обслуживание – все ступени к работе мечты. Марио вспоминает «по-настоящему сумасшедшие» испытания новых моделей на дорогах общего пользования с Balboni до того, как трассы стали нормой, и эмоционального опыта изучения Нюрбургринга в первый раз. Он обожал Diablo GT – «Наш первый большой шаг и что-то действительно отличное от всего, что было до тех пор» – и с ухмылкой признает, что Murciélago SV был, возможно, слишком большим, потому что центральная вязкая муфта не могла не отставать, когда задний мост взлетал. А я говорил, еще тогда говорил об этом, но никто меня не слушал.

Lamborghini
Lamborghini

Это человек, который действительно понимает это, и сейчас признание былых ошибок важнее, чем когда-либо. Urus поднял рентабельность и довел оценку компании до 11 миллиардов долларов, но славные безнаддувные двигатели продолжают бороться за свою жизнь. И пока Huracán Performante демонстрирует подарки, которые компания может дать тем, кто действительно заботится о вождении, обновленный Evo в некотором экспериментальном смысле упраздняет сложную электронику шасси в ущерб динамике. Построение быстрых, мощных и по-настоящему увлекательных автомобилей станет намного сложнее, потому что решение оставить на полках технологии, которые могут сделать ваш продукт еще более быстрым и более востребованным, но в конечном итоге менее интересным в плане вождения, требует мужества. Я только надеюсь, что основные продукты – суперкары, конечно же, – смогут выдержать достаточно изменений, чтобы соответствовать и моде, и приятному вождению.

Фабрика Lamborghini
Фабрика Lamborghini

Lamborghini впервые вышел на Нюрбургринг во время разработки Diablo GT 1999 года, но недавно усилил свое присутствие, устроив засаду Porsche с рекордными кругами продолжительностью менее семи минут сначала для Huracán Performante, а затем для Aventador SVJ. Одна из целей – убедить скептически настроенных владельцев 911 GT3 в том, что такие автомобили, как новый Huracán Evo, могут демонстрировать ту же динамичность, что и Porsche.

История создания марки Lamborghini

История создания марки Lamborghini доказала, что порой и одной неосторожной фразы бывает достаточно, чтобы взрастить себе серьёзного конкурента

Ферруччо Ламборгини доверял людям, с которыми работал, и приветствовал их новаторские идеи, однако процесс производства предпочитал контролировать лично. 1966 год, в сборочном цехе. Фото: Automobili Lamborghini Holding S.p.A.
Упрямый телец

Ислеро (Islero), уракко (Urraco), миура (Miura)… Любителям корриды эти названия пород боевых быков и их клички хорошо знакомы. Но вовсе не об этом испанском зрелище пойдёт речь. 28 апреля 1916 года родился Ферруччо Ламборгини (Ferruccio Lamborghini, 1916–1993) — человек, которому суждено было вписать одну из самых ярких глав во всемирную историю автомобилестроения.

Ну, а причём же здесь коррида и быки? Всё просто — Ферруччо не только обладал упрямством тельца, позволившим ему бросить вызов самому Энцо Феррари (Enzo Anselmo Ferrari, 1898–1988), не только был рождён под этим знаком Зодиака, но к тому же слыл страстным поклонником корриды, так что автомобили этой марки получали свои имена в честь легендарных боевых пород, прославленных арен или центров разведения племенных быков. Да и эмблема Lamborghini — атакующий бык — не оставляет сомнений в пристрастиях и темпераменте Ферруччо.

Ламборгини был родом из Ренаццо ди Ченто (Renazzo di Cento), что в провинции Феррара в северо-восточной части Италии. Детская страсть к технике оказалась важнее воли родителей, мечтавших, что сын продолжит семейные традиции и займётся виноделием — Ферруччо поступил на факультет промышленного дизайна Технического университета имени братьев Тадья под Болоньей и изучал устройство сельскохозяйственной техники. В годы Второй мировой он служил на авиационной базе на греческом острове Родос и был занят обслуживанием и ремонтом техники.

Сразу после войны Ламборгини удалось наладить свой небольшой бизнес — сельское хозяйство Италии в те тяжёлые для страны годы было в упадке, техники практически не было. Ламборгини скупал военные транспортные средства и переделывал в сельскохозяйственные машины — агрегаты и детали часто приходилось искать на заброшенных военных складах. Дела шли неплохо, собираемые чуть ли не из металлолома им и его помощниками тракторы расходились на ура, так что в 1949 году Ламборгини, основав собственную фирму Lamborghini Trattori S.p. A., стал проектировать и выпускать собственную технику. Лучше слов скажут цифры: если в 1949 году они собирали одну машину в день, то в середине 1950-х с конвейеров Lamborghini Trattori сходило уже более четырёхсот.

В послевоенные годы Ламборгини собирал тракторы чуть ли не из металлолома — старых деталей и агрегатов, но его клиенты на качество не жаловались. Дела шли хорошо, и к 1949 году команда Ферруччо смогла заняться собственными разработками, а к концу 1950-х основанная им компания стала монополистом на рынке сельскохозяйственной техники Италии. Фото (Creative Commons license): Joost J. Bakker IJmuiden

Ламборгини пришёл к выводу, что оснащать машины дизельным двигателем собственной конструкции гораздо выгоднее, чем покупать импортные. Свои разработки действительно позволили ему удешевить продукцию, и к концу 1950-х годов компания Lamborghini Trattori стала фактически монопольным производителем тракторной техники в Италии и одним из ведущих в Европе.

Что позволено Юпитеру.

Надо сказать, ему невероятно повезло — в компании своенравного и тщеславного Феррари произошёл раскол, и в 1961 году несколько ведущих специалистов — инженеры Джотто Биццарини (Giotto Bizzarrini) и Джампаоло Даллару (Gian Paolo Dallara), пилот-испытатель Боб Уоллес (Bob Wallace) — оказались не у дел и были вынуждены уйти. Ушли они к Ламборгини, который к тому моменту уже бредил идеей переплюнуть Великого Энцо и собрать совершенный автомобиль класса Gran Turismo — это высокоскоростные автомобили для дорог общего пользования, как правило, в кузове купе. Позже к ним присоединился инженер и дизайнер Паоло Станцани (Paolo Stanzani).

В отличие от ситуации с производством тракторов, которых стране явно не хватало, среди итальянских производителей спортивных авто традиционно была сильная конкуренция. Ламборгини серьёзно рисковал, ввязываясь в незнакомое ему предприятие. Более того, регион Эмилия-Романья, в котором расположились цеха Ламборгини, был настоящим эпицентром итальянского автомобилестроения. Здесь собирали Ferrari, Maseratti и ещё с десяток мало кому известных марок вроде Osca, de Tomaso или Stanguellini, заставляющих сердца любителей земных скоростей биться чаще. Не говоря уже о том, что на северо-западе, в Турине, расположился автогигант FIAT.

В музее Lamborghini сохранились инструменты, с помощью которых основатель марки собирал свои первые тракторы и машины. Фото: Automobili Lamborghini Holding S.p.A.

По задумке Ламборгини первым делом следовало уделить внимание двигателю — головки блока цилиндров с одним распределительным валом ему казались вчерашним днём. Новый V12 с четырьмя распредвалами, коротким ходом поршня и гоночным потенциалом должен был стать самым технически совершенным двигателем своего времени.

В мае 1963 года на испытаниях нового движка объёмом 3,5 л динамометрический стенд зафиксировал 360 л. с. при 8000 об/мин, 370 л. с. при 9000 об/мин и 385 л. с. при 9800 об/мин. Биццаррини, занимавшийся разработкой этого мотора, уверял, что при 11000 об/мин и с большими карбюраторами мотор выдаст все 400 л. с. Он очень надеялся, что автомобили Lamborghini будут участвовать в гонках. Уоллес тоже на это рассчитывал. Однако сам Ламборгини считал, что это будет отклонением от взятого курса, его главной целью оставалось создание идеальной дорожной машины, а не гоночной. И это в те годы, когда многие производители изо всех сил старались принимать участие в гонках, чтобы привлечь внимние к своим авто.

Адаптировать к обычным дорожным условиям мотор, созданный Биццаррини, было доверено Даллару. В первой серийной машине Lamborghini 350 GTV мощность мотора составила 270 л. с. Шесть двухкамерных карбюраторов Weber DCOE с боковым забором воздуха заменили вертикальные карбюраторы Биццаррини.

В октябре 1963 году Ферруччо Ламборгини представил на туринской выставке свой первый автомобиль Lamborghini 350 GTV (Gran Turismo Veloce). Но с ней, можно сказать, произошла неприятность — дело в том, что двенадцатицилиндровый мотор не вместился в скошенный капот автомобиля. Так что пришлось выставлять силовой агрегат отдельно от кузова, в моторный отсек которого нагрузили кирпичей — чтобы передняя часть не задиралась.

Двигатель заслужил похвалу, а вот сам кузов многим не понравился своей перегруженностью и был подвергнут критике. Но уже через год, обновлённый мастерами знаменитого с 1930-х годов кузовного ателье Carrozzeria Touring, Lamborghini 350 GT срывал аплодисменты на автосалоне в Женеве. Его собирали до 1966 года. Правда, в 1965-м объём двигателя был увеличен до четырёх литров, а мощность возросла на 50 л. с.

Lamborghini 350 GTV 1963 года. Конструкторы так увлеклись работой над совершенным двигателем, что их разработка не влезла под капот автомобиля. Пришлось на Женевском автосалоне 1963 года демонстрировать кузов и движок врозь. Фото: Automobili Lamborghini Holding S.p.A.

Чтобы снизить затраты на производство, кузов решили производить не из лёгкого алюминия, а из стали — в итоге Lamborghini 400 GT прибавил в весе килограммов четыреста и проиграл своему предшественнику по динамичности. Всего было собрано чуть меньше четырёхсот автомобилей этой модели.

Красотка с ресничками

Lamborghini Miura 1966 года до сих пор занимает лидирующие позиции в списке лучших суперкаров прошлого века. Разработку дизайна нового автомобиля Ламборгини предложил ателье Нуччо Бертоне (Nuccio Bertone), а тот, в свою очередь, доверил это дело своему сотруднику — малоизвестному в те годы дизайнеру Джоржетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro). Джуджаро, однако, не удалось закончить работу из-за перехода в Ghia. Доводил до ума названный в честь свирепых андалузских быков спорткар Марчелло Гандини (Marcello Gandini), молодой помощник Джуджаро. Низкий кузов, длинный капот, почти лежащие на капоте хищные фары с «ресничками»… Кузов полностью был выполнен из алюминия. Двенадцатицилиндровый двигатель расположили поперечно перед задней осью (среднемоторная компоновка). Ещё одна любопытная особенность: в один блок с двигателем объединили коробку передач, трёхдисковое сцепление и дифференциал.

Впрочем, не только выдающиеся технические характеристики и новаторские дизайнерские решения подогревали интерес к автомобилю. Ламборгини был к тому же хорошим психологом. Ещё до официальной премьеры красотку «Миуру» отправили на Гран-при в Монте-Карло, где на неё положил глаз князь Монако Ренье III (Rainier III, 1923–2005), большой ценитель спорткаров. Очередь на «Миуру» записывалась на год вперёд, что позволило продать за шесть лет 763 экземпляра — немало, учитывая её цену и тот факт, что это автомобиль класса GT.

Автомобиль Miura Roadster был создан в ателье Bertone к выставке в Брюсселе 1968 года. Планировалось, что машина пойдёт в массовое производство, но этого не произошло. Лет десять родстер возили по выставкам, а сейчас это просто мечта автоколлекционера. Фото: Automobili Lamborghini Holding S.p.A.
Хлопнуть дверью на прощанье

К началу 1970-х завод Ламборгини в Сант-Агате, недалеко от Модены, стал притчей во языцех — здесь рождались эксклюзивные Gran Turismo ручной сборки по запредельной цене. Но к этому времени Ламборгини задумал выйти из игры. Его прощальным творением стал Countach, разработанный Марчелло Гандини и Паоло Станцани.

Впервые он был показан на Женевском автосалоне в 1971 году как концепт кузовного ателье Bertone, в производство же был запущен только в 1974 году в качестве преемника Miura. Развесовка — близкая к идеальной. Фантастическая динамика (с двигателем 3,9 л автомобиль разгонялся до сотни за 6,9 с, а 5,2 л — за 5,2 с). Роскошный и функциональный салон. Двери автомобиля открывались не в стороны, а вверх. Эти технические особенности приводили фанатов Gran Turismo в восторг. О более эффектном завершении карьеры нельзя было и мечтать, и в 1974 году Ламборгини продал контрольный пакет акций.

По одной версии, произошло это потому, что сын Ламборгини, Антонио, не интересовался автомобильным производством, и отец решил продать бизнес. По другой — утерев нос Энцо Феррари, Ламборгини потерял интерес к производству машин и решил уйти красиво. По третьей — компания оказалась не в состоянии пережить серию неудач в тракторном бизнесе и энергетический кризис, скосивший многие автогиганты и особенно сильно ударивший по сегменту дорогих спортивных машин.

К тому же в эти годы Ферруччо Ламборгини увлёкся виноделием, так что 51% акций его автомобильной компании оказался в руках швейцарского миллиардера Россетти (Georges-Henri Rossetti). Остальные акции были проданы через два года другому промышленнику — Рене Лаймеру (René Leimer). Сам же Ферруччо удалился в имение в Умбрии и занимался до конца своих дней производством элитных вин — можно сказать, на старости исполнил волю родителей.

Автомобиль Countach Quattrovalvole (1985-1989). Вот такими оригинальными дверьми хлопнул Ферруччо Ламборгини, решив выйти из автомобильного бизнеса. В наши дни двери, которые открываются не в стороны, а вверх, называют его именем — «lambo doors». Фото: Automobili Lamborghini Holding S.p.A.

Но всего за каких-то девять лет этому человеку удалось создать с нуля компанию, ставшую производителем одних из самых дорогих и быстрых автомобилей в мире. В заслугу ему можно добавить и то, что в некотором смысле именно он открыл целую плеяду замечательных итальянских дизайнеров и инженеров. Это сегодня имена Джампаоло Даллару, Паоло Станцани, Джотто Биццаррини, Марчелло Гандини знакомы каждому неравнодушному к миру авто, но когда-то они были молоды, неизвестны и трудились во славу Lamborghini, получив от Ферруччо право полной свободы действий.

А что до Энцо Феррари, плодом обиды на которого и стали автомобили Lamborghini, то Ферруччо вспоминал, как однажды он повстречал Энцо в одном ресторане и поспешил к нему, чтобы поздороваться, однако тот демонстративно отвернулся к своему спутнику, не желая вести с Ферруччо разговоров. Увы, но два ярчайших итальянских конструктора не нашли общего языка. Великий был человек, говорит Ламборгини, только уж очень обидчив.

«Продолжим дело Советского Союза» В итальянской глубинке раньше делали сыр, теперь — лучшие спортивные машины в мире


В итальянском регионе Эмилия-Романья на участке в сотню километров расположена большая часть европейского производства суперкаров и супербайков — Pagani, Ferrari, Lamborghini, Maserati, Ducati и команда Формулы-1 Toro Rosso. Корреспондент «Ленты.ру» проехал по самому автомобильному региону Италии и почувствовал, как здесь умудряются сохранять итальянский дух в эпоху глобализации мировой экономики.

Земля моторов

У большинства россиян Италия ассоциируется с модой, вкусной едой и вином, древней архитектурой и сладким ничегонеделанием — тем самым «дольче фар ниенте», которому любил предаваться еще Евгений Онегин. О том, что Италия — один из промышленных центров мира, знают немногие. Итальянские промышленные станки, производственные линии и оборудование стоят дешевле немецких, но практически не уступают им в качестве и технических характеристиках.

Кажется, в четырех регионах Италии, лидирующих по экономическому развитию, заводик есть в каждой деревне. Пьемонт, Ломбардию, Венето и Эмилию-Романью вполне можно сравнить с Баварией или Баден-Вюртембергом. Но даже в этой четверке есть особенный регион, который его жители называют terra di motori — «земля моторов». Большая часть мирового производства суперкаров и самые легендарные производители супербайков будто нанизаны на древнюю римскую дорогу виа Эмилия, давшую название целому региону.

Автомобильная промышленность потихоньку покидает север Италии. Знаменитый завод Fiat Линготто в Турине с испытательной трассой на крыше превратили в центр современного искусства, а завод Pirelli в Милане — в модный квартал. Даже штаб-квартира марки построена вокруг бывшей заводской трубы.

Любителям автомобильной истории стоит отъехать от Модены на 16 километров на северо-запад в Кампогаллиано, где вот уже 20 лет стоит закрытым и заброшенным завод Bugatti — памятник неудачной попытке перенести легендарный французский бренд на родину семьи Бугатти.

Если же никуда не сворачивать и двигаться по Эмилиевой дороге дальше, то через 44 километра окажетесь в Болонье, где расположен один из древнейших университетов в Европе и фабрика Ducati. Здесь проходит главный мотосалон в мире. Японцы могут считать себя сколь угодно крутыми, но показывать свои новинки Honda, Suzuki, Kawasaki и Yamaha прилетают именно в Эмилию.

Материалы по теме

Жажда места

Как бы ни хотелось остаться в прекрасной Болонье, надо следовать дальше, ведь уже через 38 километров нас ждет Имола и легендарная гоночная трасса «Аутодромо Энцо и Дино Феррари». Именно здесь несколько десятилетий проходил Гран-при Сан Марино, именно эта трасса считается домашней для Ferrari и основным тестовым треком Lamborghini, и именно здесь 1 мая 1994 года погиб Айртон Сенна — один из величайших гонщиков в истории. Но с Ferrari за право называть Имолу домашней трассой может поспорить другая конюшня Формулы-1, или Scuderia (с ударением на последний слог), как говорят в Италии — Toro Rosso. Ведь база команды, за которую выступает наш Даниил Квят, находится в Фаэнце, что в 16 километрах от Имолы.

Подобная концентрация производств встречается и в Германии, где в Штутгарте и его окрестностях находятся Mercedes-Benz, Porsche и Bosch, и в Англии, где на юго-востоке страны расположены базы семи команд Формулы-1 из десяти. Конечно, итальянский автопром на Эмилии-Романье не заканчивается. В Милане находится штаб-квартира и R’n’D центр шинного гиганта Pirelli, в Турине — штаб-квартира Fiat, заводы все того же Fiat и Maserati, кузовные ателье Pininfarina и Bertone, а заводы Fiat есть в Лацио, Кампании и Апулии.

Но такой концентрации легендарных брендов и золотых страниц автомобильной и мотоциклетной истории нет больше нигде на Аппенинах. К тому же из других регионов Италии автопромышленность уходит. Alfa Romeo в Милане больше не выпускают, а территория старой фабрики Pirelli переродилась в модный квартал, в котором кампус университета соседствует с арт-пространствами. В Милане и Турине все больше руководят, а в Эмилии-Романье все еще работают руками.

Очень итальянское производство

Вообще-то за желтую линию, обозначающую край пешеходной дорожки, нельзя выходить ни на одном производстве. В России за этим строго следят — что на заводе Pirelli в Воронеже, что на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, что на «АвтоВАЗе» в Тольятти. Но мы не в России, где культуру производства всеми силами подтягивают до западной, а в Италии. В стране, ставшей колыбелью западной цивилизации, могут себе позволить быть какими угодно, тем более что имидж раздолбаев за итальянцами закрепился накрепко.

Автомобильная история Эмилии-Романьи завязана на ярких личностях основателей компании. Так, успешный производитель тракторов Феруччио Ламборгини купил Ferrari, возмутился ее несовершенству и написал письмо Энцо Феррари. Энцо своего клиента отправил дальше делать трактора, и разозленный Ламборгини решил проучить заносчивого Феррари, создав идеальный спорткар.

Десятилетиями итальянские производители суперкаров не слишком задумывались о качестве своих машин. Едет быстро, выглядит красиво, статус владельца демонстрирует — а чего вы хотели? Отваливающиеся клавиши, неработающий кондиционер, перегревающийся мотор и текущее масло было нормой и для Ferrari, и для Lamborghini, а моторы с двумя турбинами на Maserati, кажется, не были исправными вообще никогда.

XXI век внес свои коррективы. Во-первых, клиенты не готовы больше терпеть весь этот ужас за немалые деньги, во-вторых, маленькие производители (за исключением Pagani) стали частью больших концернов. А в случае с Lamborghini сыграла свою роль и национальная принадлежность нового владельца — в Сант’Агате-Болоньезе с 1998 года правят немцы из Audi.

На парковке стоят служебные машины с четырьмя кольцами на решетке радиатора, на самых дорогих — немецкие номера, начинающиеся на IN — код города Ингольштадта, в котором расположена штаб-квартира Audi. Из этих машин выходят люди с серьезными лицами и целеустремленным взглядом. Они уже 20 лет учат итальянцев работать по немецким стандартам. И, судя по уверенно растущим продажам Lamborghini, делают это вполне успешно. Но вот вытравить итальянскую манеру поведения из работников не получается даже у немцев.

Материалы по теме


Включили бычку

Когда идешь по конвейеру, кажется, будто попал на байкерскую вечеринку. Нет такого стиля бороды и усов, который вы не нашли бы у рабочих Lamborghini. Нет такого рабочего, у которого не было бы пирсинга и татуировок. У части мужчин волосы зализаны назад гелем, а у парочки аккуратными хохолками торчат небольшие ирокезы. И вся эта стильная бригада постоянно разговаривает. Естественно, все при этом жестикулируют, когда в руках нет гайковертов.

Работники Lamborghini всячески подчеркивают, что, несмотря на собственника, их компания — итальянская. С особой гордостью вас подводят к линии сборки двигателей V12 — единственных, которые в Сант’Агате делают самостоятельно, а не получают от Audi. «Мы работаем с итальянскими поставщиками, — гордо говорит нам пиар-менеджер — шины от Pirelli, смазочные материалы от Agip, гидравлика от Magnetti Marelli». Кривит душой, конечно же. Хватает и поставщиков из-за пределов Италии. Но главное в производстве люксовых товаров — сохранять их традиции и дух.

Итальянский дух сохраняют и традиционным процессом обкатки. Никакого полигона или гоночного трека, вместо этого пилот-испытатель отправляется в поездку по окрестным дорогам. Местных жителей рев двигателей V8, V10 и V12 не то что не раздражает — каждую проезжающую мимо «Ламбу» приветствуют взмахом руки, а дети начинают верещать так, будто увидели ее впервые в жизни. Хотя Lamborghini в своей жизни они видели немногим меньше, чем житель Тольятти — «Жигулей».

Красные в городе

Если в Сант’Агате вы теоретически можете проехать мимо завода и даже не почувствовать, что это город Lamborghini, то в Маранелло нет никаких сомнений — это земля Ferrari. Компании с гарцующим жеребцом на эмблеме в городе посвящено все. На каждом углу магазины с сувенирной продукцией и масштабными модельками, в книжных лавках книги о Ferrari на любом языке мира, в кафе по телевизору показывают гонки прошлых лет и фильмы о марке, на автобусных остановках — эмблемы гоночной команды, а на многих местных жителях — фирменные бейсболки, футболки или кроссовки.

Тишину субботнего утра разрывает рев двигателей — на расположенной прямо в Маранелло гоночной трассе Фьорано, которая играет роль фирменного полигона, опять что-то испытывают. Или просто проводят заезды для клиентов. Ответить на этот вопрос можно, просто подойдя к забору. Это Италия, поэтому в окружающей трассу сетке с колючей проволокой и живой изгороди обязательно есть прореха.

В итальянской автомобильной истории все перемешано. Так, Энцо Ферарри родился в Модене, а первую часть жизни прожил в Милане, где руководил гоночной командой Alfa Romeo. Но всемирную славу обеспечил захолустному Маранелло.

Немного поиска и — кто бы сомневался! — обзорная площадка найдена. Рядом со мной два испаноговорящих парня. Вместе мы чуть раздвигаем ветки деревьев, и — вот сюрприз! — в сетке-рабице кто-то сделал небольшую прорезь, чтобы было удобно снимать. По очереди проводим сеансы фотоохоты. Увы, в тот день на трассе были только банальные дорожные модели.

Наткнуться на фаната Ferrari в Маранелло — обычное дело. Сюда приезжают ради такой вот фотоохоты, ради музея, экспозиция которого меняется едва ли не каждый сезон, ради фотографии на проходной старой фабрики или ради чашки эспрессо в ресторане Cavallino, где регулярно обедал Энцо Феррари. Те, кто побогаче, могут взять Ferrari на прокат. Поездка по десятикилометровому маршруту на модели F430, выпускавшейся в конце 2000-х годов, обойдется всего в 70 евро. Современные модели стоят 150-200 евро.

Но едут в Маранелло прежде всего за духом. За разговорами с местными, которые с радостью вспомнят, как впервые увидели на улице Шумахера, как радовались, когда нынешний лидер команды в Формуле-1 Себастьян Феттель впервые заговорил после победы на итальянском, как на прошлой неделе видели обклеенную камуфляжной пленкой новую модель на испытаниях и как давно не звонили колокола в церкви святого Бьяджо (Власий Севастийский в православной традиции). Многие итальянцы считают это богохульством, но вот уже несколько десятилетий каждая победа Ferrari сопровождается колокольным звоном местной церкви. Когда команда побеждает в чемпионате мира, помимо звона служат еще и праздничную мессу.

Удивительно, что машину не закатывают в церковь для освящения, как это делают с лошадьми во время Палио в Сиене. Впрочем, без благословения все равно не обходится — перед каждым сезоном команда посещает Папу Римского, который благословляет коллектив на свершения.

Пенис и дерьмо

«Модена — дерьмо». Граффити на стене дома напротив вокзала — первое, что видишь, когда выходишь из вокзала Модены. Итальянцы — не самые большие патриоты на свете, но родные города, как правило, любят. Рядом с вокзалом играют в карты старики.

— Все так плохо? — спрашиваю у них.

— Молодежь опять чем-то недовольна! Чертовы леваки! — со скрипом отвечает мне дедок.

Эмилия-Романья — один из самых политизированных регионов Италии. Мощный рабочий класс с многочисленных производств, такие вот старики из маленьких городов и десятки тысяч студентов. В столице региона Болонье находится один из старейших университетов в мире — он был основан в 1088 году. По официальным данным, в нем более 80 тысяч студентов, из которых около половины учатся в филиалах университета, разбросанных по всему региону. И в самой Болонье, и в городах региона полно граффити с политическими призывами.

В Бразилии закрыли фабрику по сборке поддельных Ferrari и Lamborghini

В мире подделывают не только дорогие часы, сумки модных брендов и картины известных художников, но и автомобили. Разумеется, речь идет не об условных Логанах или Вестах, а о суперкарах. Теперь на одного подпольного производителя стало меньше: в Бразилии прикрыли завод, который выпускал реплик Ferrari и Lamborghini.

Цех по производству самопальных спорткаров находился в городке Итажаи в южной части Бразилии. Сборка псевдоитальянских машин стала настоящим семейным бизнесом: в деле были задействованы сын и отец.

На заводе нашли восемь недостроенных автомобилей. Также полиция обнаружила множество запчастей, логотипов Ferrari и Lamborghini, а также прочих аксессуаров. Судя по опубликованным фотографиям, наибольшим спросом пользовались Lamborghini Huracan и Ferrari F430. Выбор второй модели кажется нелогичным: если Huracan является современным автомобилем, то F430 перестали выпускать еще в 2009 году.

Говорить о высоком качестве реплик сложно. Судя по фотографиям, визуально они достаточно точно копируют облик оригинальных суперкаров. Но о техническом соответствии и речи быть не может: машины имеют каркасно-панельную конструкцию кузова — каркас сварен из стальных труб стандарного сечения, а наружные панели отформованы из пластика. От голосистых итальянских V8 и V10 в этих подвальных копиях остались лишь воспоминания. Доморощенные коучбилдеры использовали старые моторы от куда более простых автомобилей. К примеру, в одной из машин был обнаружен ДВС от Opel Omega.

Свою продукцию владельцы сборочного цеха продавали по предварительному заказу через социальные сети. Вероятно, именно так их и обнаружили. Примечательно, что бразильская полиция зашевелилась только после поступления жалобы от итальянских производителей о незаконном использовании товарных знаков.

Пока организаторы подпольного бизнеса отпущены домой под подписку о невыезде. При этом достаться может и покупателям реплик: если следствие докажет, что клиенты знали о том, что покупают подделку, им могут предъявить обвинения.

Завод Lamborghini: Там, где рождаются Lamborghini

Своим появлением марка Lamborghini обязана Энцо Феррари. Когда Ферручо Ламборгини приехал к нему с жалобами на ненадежность узлов и огрехи в сборке Ferrari, Коммендаторе порекомендовал ему заниматься тракторами, а не учить ученых строить суперкары. Через год в 15 км от его завода вырос комплекс для выпуска автомобилей, которые призваны были затмить Ferrari и по ТТХ, и по надежности, и по качеству сборки.

Своим появлением марка Lamborghini обязана Энцо Феррари. Когда Ферручо Ламборгини приехал к нему с жалобами на ненадежность узлов и огрехи в сборке Ferrari, Коммендаторе порекомендовал ему заниматься тракторами, а не учить ученых строить суперкары. Через год в 15 км от его завода вырос комплекс для выпуска автомобилей, которые призваны были затмить Ferrari и по ТТХ, и по надежности, и по качеству сборки.

В 1997-м нам пришлось изрядно поколесить по автостраде А-1, чтобы найти завод Lamborghini. Оказалось, что мы уже дважды проезжали мимо этих ничем не примечательных ангаров, подобных десяткам других по обе стороны знаменитой Strada del Sol – «солнечной дороги», соединяющей Болонью и Милан. Да и городок Сант-Агата Болоньезе настолько мал, что обозначен далеко не на каждой карте. Сейчас же корпуса Automobili Lamborghini S.p.a. не заметит разве что слепой. А городские власти, воодушевленные приходом столь серьезного инвестора, как VW, по примеру Маранелло (родины Ferrari) принялись превращать Сант-Агату в мекку фанатов Lamborghini.

Ныне эмблема Lamborghini украшает ультрасовременное фасадное здание из стекла и бетона – точь-в-точь такого же, как на дрезденском заводе VW, где собирают Phaeton. Разительные перемены и на парковке – просто рекордная для Апеннин концентрация Audi. Новые хозяева (с 1998 года Lamborghini входит в группу Audi) предложили всем работникам на очень льготных условиях пересесть со своих «фиатов» и «альф» на ингольштадтские авто. Высокий забор, шлагбаум, охрана, камеры наблюдения… Ни дать ни взять режимное предприятие – не хватает разве что колючей проволоки и сторожевых овчарок. Неужели за этим величественным фасадом торжества тевтонского менеджмента нас ждет еще один сверхсовременный и безлюдный «завод будущего»? К счастью, нет. «Глобализация» ограничивается новыми зданиями, в которых разместились головной офис, центр стиля, бутик Lamborghini и (наконец-то!) заводской музей. КБ упразднили – отныне все суперкары будут разрабатываться в Ингольштадте. А за этим шикарным фасадом (говорят, он обошелся в $25 млн.) все, как в старые добрые времена Ферручо Ламборгини. Тот же вытянутый двор, двухэтажные корпуса с маленькими окнами и несимметричными крышами. Только вот непривычно чисто и пусто во дворе – перекуры и игра в домино ушли в прошлое. Каждый занят своим делом.

Похожая картина и внутри. Вроде бы ничего особо не изменилось, но цеха, благодаря светлым стенам и улучшенной иллюминации, теперь напоминают не гоночные боксы, а ангары, где собирают крылатые ракеты. Однако технологическая цепочка, как и конструкция автомобиля, практически осталась прежней. Главное изменение – узкоколейку заменил полноценный конвейер, позволивший ежедневно собирать по шесть машин вместо одной-двух. В конце 60-х Ферручо уже пытался внедрить более продуктивную систему сборки, но качество при этом ухудшилось, так что промышленник благоразумно отказался от своей затеи. И очень кстати – последовавший вскоре карибский кризис едва не свел продажи суперкаров к нулю.

Натюрлих

В отличие от основных конкурентов – de Tomaso, Ferrari, Maserati, Pagani, не связывающихся с производством трансмиссий, выпечкой кевларовых деталей и покраской кузовов, Lamborghini продолжает вести «натуральное хозяйство». По той простой причине, что так легче контролировать качество. А значит, и надежность.

Ферручо не от хорошей жизни выбрал такую схему. В 1966-м заводской тест-пилот Боб Уоллес опоздал на Парижский автосалон. Там должна была состояться премьера Miura, которую экс-пилот «Формулы-1» гнал из Сант-Агаты. Так вот, для замены очередного «полетевшего» выжимного подшипника сцепления новозеландцу приходилось останавливаться каждые 300 км! С тех пор в Сант-Агате предпочитают по возможности все делать своими силами, закупая на стороне только самые технологически сложные комплектующие. Так, для сборки КПП или самоблокирующихся дифференциалов приобретаются лишь валы, синхронизаторы и шестерни, для двигателей – поршни, кольца и свечи. Все остальное делается здесь, на Виа Модена, 12.

Табу на красное

Все начинается со сборки каркаса. Именно сборки: к стальному пространственному хребту приклеиваются и приклепываются углепластиковые подрамники и элементы, увеличивающие жесткость на кручение. Сверху скелет облачают в опять-таки углепластиковые «одежды». Лишь крыша и двери сделаны из стали – исключительно для лучшей торсионной жесткости на кручение.

После сборки местный ОТК проверяет качество швов и величину зазоров: с приходом немцев на Lamborghini смогли добиться взаимозаменяемости узлов, например, дверей. Затем кузов вручную красят в один из 11 фирменных цветов или любой, выбранный заказчиком. Кстати, весьма часто покупатели просто присылают на завод какую-нибудь свою вещь, например, обувь или куртку, а специалисты сами подбирают подходящий колер. Бесплатно. Пожарно-красный rosso corso еще совсем недавно, во времена Diablo, считавшийся фирменным цветом Lamborghini, ныне почти что табу. Мол, теперь это цвет Ferrari. От него вас будут отговаривать все два месяца, пока производится сборка суперкара.

Все под контролем

Еще неделя отводится на отделку интерьера и установку электрики. Кстати, если раньше на один кокпит уходило пять коровьих шкур особой выделки (буренок специально выводили на ферме на другом конце Италии), то сейчас кожу присылает немецкий поставщик Audi. Дас ист унификация. На заводе работает настоящая швейно-кожевенная мастерская, в которой рядом стоят закройные столы и цифровые плоттеры. Тем не менее редко какое сиденье может похвастаться ровно простроченными швами. Поверьте, украинские тюнингеры шьют сиденья и прострачивают детали интерьера гораздо аккуратнее.

Утешением покупателям Murcielago и Gallardo может служить тот факт, что еще в Diablo все было значительно хуже. А интерьеру Countach с его криволинейными швами плюс «жигулевскими» (точнее, «фиатовскими») клавишами и циферблатами иные самодельщики во времена программы «Это вы можете» могли дать сто очков форы. К слову, у тех же Ferrari все было едва ли не хуже: главное – мотор! Впрочем, если бы Коммендаторе заботился об эргономике, интерьере, надежности и качестве сборки, не было бы этого рассказа. Как и самого Lamborghini. А вместе с ним – ATS, de Tomaso, ISO, Monteverdi.

Марш-бросок

Свежесобранные Lamborghini по периметру оклеивают защитной пленкой, и тест-пилоты накручивают на них по окрестным дорогам 200 км. Ведь, как это ни парадоксально, своего полигона у фирмы нет. После – полная профилактика с упором на герметичность сальников и уплотнителей. Окончательная регулировка мотора. На «предпродажную» подготовку уходит еще три недели. В этом цехе висит табличка «Помни, следующим испытателем автомобиля будет наш клиент».

Читайте также: